Анатолий берестов - религиозный и общественный деятель. Анатолий берестов - религиозный и общественный деятель Берестов врач

Игумен Анатолий (Берестов) – основатель, руководитель и духовник Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московского Патриархата, известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор.

Родился в 1938 году в городе Москве. После службы в армии поступил во Второй Московский медицинский институт на педиатрический факультет. Будущий иеромонах был лучшим студентом, единственным на курсе ленинским стипендиатом. Во время учёбы на втором курсе пришёл к вере благодаря своему брату Михаилу (позднее - схииеромонаху Рафаилу), подарившему ему первое Евангелие. Регулярно посещал церковные богослужения, открыто исповедовал православную веру. На пятом курсе вопрос о его отчислении «за аморальное поведение» (посещение храма) был вынесен на комсомольское собрание, однако студенты отстояли своего товарища, посчитав, что вера в Бога не повод для исключения из высшего учебного заведения. После окончании института женился, хотя женитьба была необычная: его духовный наставник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом. Молодой человек был уже влюблён и серьёзно не воспринял совета старца, а благословение на женитьбу взял у архиерея. Узнав об этом старец вздохнул: «Теперь поделать нечего - благословение архиерея выше моего. Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрёт, у тебя останутся от неё двое детей, и ты всё равно станешь монахом». В 1977 году скончалась его супруга, оставив ему на воспитание двоих детей.

С 1966 по 1991 год был ординатором, аспирантом, ассистентом, доцентом, профессором. Преподавал в Российском государственном медицинском университете. После защиты докторской диссертации, в 1991 году, был назначен директором реабилитационного центра для инвалидов с детскими церебральными параличами.

В 1993 году пострижен в монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря, но до начала 1996 года продолжал работать профессором в медицинском институте на кафедре нервных болезней. С 1995 года иеромонах, летом 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха, отец Анатолий организовал Душепопечительский Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, для реабилитации лиц, пострадавших от сект и оккультизма. С лета 1998 года Центр занимается реабилитацией наркозависимых, алкоголиков и людей с другими видами зависимости.

В настоящее время игумен Анатолий является заместителем заведующего кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФПКМР РУДН.
Игумен Анатолий (Берестов) – автор большого числа научных, медицинских и просветительских трудов, среди которых «Число зверя на пороге 3-го тысячелетия», «Православные колдуны: кто они?», «Колдуны в законе», «Беседы с православным врачом», «Духовные основы наркомании», «Наркоманию вылечить нельзя, но победить можно». За годы своего служения в Русской Православной Церкви игумен Анатолий (Берестов) внес значительный вклад в укрепление духовного трезвения народов, проживающих на территории Российской Федерации.

«Как врач, так и священник имеют дело с больным человеком, и каждый помогает в страдании больному человеку. Только врач в своей области помогает телесно, а священник в своей области помогает духовно. И поэтому, помогая больным, врач должен подходить к нему с молитвой и любовью, любовью и молитвой и создавать вокруг больного особую атмосферу любви и желания помочь. А любовь ведь жертвенна, поэтому настоящий православный врач должен жертвовать собой ради спасения больного…»

/Фрагмент интервью о. Анатолия Берестова «Врач должен жертвовать собой», 1999 г./

Аэромонах Анатолий - именно так в 90-е и 2000-е называли на тот момент иеромонаха Анатолия (Берестова) все те, кто наблюдал за его многочисленными перемещениями по России и за ее пределами. За один месяц он мог пролететь тысячи километров и зажечь огоньки надежды в душах сотен и тысяч людей, страдающих от недугов алкоголизма и наркомании, страстей сектантства и оккультизма, увлечь священников на местах идеей организации на своих приходах православных душепопечительских центров. Именно душепопечительских - не реабилитационных, как их сейчас стали называть. Ведь реабилитация - восстановление жизненных и социальных функций - лишь часть пути к трезвению. И сопровождать человека на этом пути как цельную, биопсихосоциодуховную сущность должен не некий «реабилитолог» (нынче модное слово) или психолог, а именно душепопечитель. В котором роль священника, психолога и врача сливается по сути своей воедино. Именно таким образом это соединилось в душе и в целом на жизненном пути отца Анатолия.

Игумен Анатолий (Берестов) - основатель, руководитель и духовник Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московского Патриархата, член Общественного совета при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) до момента ее ликвидации. В прошлом - известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор. В начале 90-х некоторое время был главным неврологом города Москвы.

Родился 11 сентября 1938 года в городе Москве. После окончания восьмилетней школы поступил в медицинское училище, которое окончил в 1957 году. Тем же годом был призван в армию, три года работал при воинской части фельдшером. После демобилизации поступил во Второй Московский медицинский институт на педиатрический факультет. Будущий игумен был лучшим студентом, единственным на курсе ленинским стипендиатом. На втором курсе института стал прихожанином Русской Православной Церкви. Вот как он сам описывает этот момент в одной своей беседе с журналистом: «Сам я пришел к Богу на втором курсе медицинского института. Нам очень усиленно преподавали марксизм-ленинизм, особенно работу Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Считалось, что в этой работе содержатся все ответы на коренные вопросы философии. Я ее читал-читал и в конце концов осознал, что это не те ответы. Так, ничего не объясняющий бред. Размышляя над вопросами бытия, пришел в церковь, стал читать Евангелие. И в Священном писании нашел ответы на вопросы, которые меня волновали». Студент Анатолий Берестов с тех пор стал регулярно посещать церковные богослужения и не побоялся открыто исповедовать православную веру. Много читал Соловьева, Лосского, Бердяева. Декан института, замечательный детский врач, не знала, что делать с мятежным студентом. Правдоруба Берестова по тем временам, а это было время так называемой хрущевской оттепели, полагалось изгнать из института «за аморальное поведение» Он был уже на пятом курсе, когда вопрос об отчислении вынесли на комсомольское собрание. Однако, студенты отстояли своего товарища, посчитав, что вера в Бога не повод для исключения из высшего учебного заведения. Затем сняли Хрущева, политическая ситуация изменилась и о Берестове забыли - никакого движения, никакого разговора, даже в комитете комсомоле оставили. Одновременно с верой пришло и огромное желание стать священником. Но людей с высшим образованием старались в семинарию не брать.

После окончания медицинского института Анатолий Берестов женился, в семье родилось двое детей, но в 1977 году он овдовел. О втором браке думать не приходилось, так как молодой врач не оставлял мечту о сане священника. Берестов работал на кафедре нервных болезней педиатрического факультета медицинского института, занимался научной работой. С 1966 по 1991 год был ординатором, аспирантом, ассистентом, доцентом, профессором. Преподавал в Российском государственном медицинском университете. После защиты докторской диссертации, в 1991 году был назначен директором реабилитационного центра для инвалидов с детскими церебральными параличами. В этом же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рукоположил его в сан диакона.

В 1993 году отец Анатолий принял монашеский постриг, но до начала 1996 году продолжал работать профессором в медицинском институте на кафедре нервных болезней. С 1995 года пострижен в иеромонахи.

Летом 1996 года по благословению святейшего Патриарха, он организовал Душепопечительский Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского для реабилитации лиц, пострадавших от псевдорелигиозных тоталитарных деструктивных организаций и оккультизма, так как, по его словам, еще работая на кафедре нервных болезней, обратил внимание на то, что люди после посещения экстрасенсов, оккультистов заболевали серьезными трудно излечимыми нервными растройтсвами. Ученый накапливал свои наблюдения, и в том же 1996 году вышла его книга - записки врача-священника о вреде оккультизма для здоровья. Называлась она «Число зверя на пороге 3-го тысячелетия» . Книга вызвала удивительно мощный резонанс во всем мире. Врачи и священнослужители звонили из Австралии, Нью-Йорка, Германии... Эта по существу первая профессионально написанная с медицинской точки зрения работа на данную очень непростую тему.

С лета 1998 года Центр начал заниматься реабилитацией наркозависимых, алкоголиков и людей с другими видами зависимости. За это время специалисты Центра оказали помощь более чем 20 000 гражданам России, ближнего и дальнего Зарубежья, пострадавшим от сект и оккультизма. Первоначально данное богоугодное социально значимое учреждение не только для Москвы, но и для России, для всего православного мира располагалось на Крутицком патриаршем подворье неподалеку от станции метро «Пролетарская». Туда ежедневно обращались за помощью, съезжаясь со всех уголков России, десятки людей.

Вот как описывает то время священник в своем интервью антинаркотической газете «Пока не поздно - Москва» (№3 (15), март 2008 года): «Наш центр появился в 1996 году как центр по реабилитации лиц, пострадавших от оккультизма. Я в то время работал в Отделе катехизации Московской патриархии. В мае вышла в свет моя книга “Число зверя”, написанная врачом и священником. И вот, к удивлению, уже вскоре пошли все нараставшим потоком пострадавшие от оккультизма. И одним из первых приехал человек из тюменского Ноябрьска. И так появился медицинский кабинет, подобрались православные врачи, было получено благословение Патриарха Алексия II. Мы начали работать. Возвращая к жизни и Богу пострадавших от оккультизма, мы естественным ходом событий оказались втянуты в борьбу с наркоманией, в ее профилактику и реабилитацию наркозависимых. Оказалось, что оккультизм, сатанизм и наркомания не просто явления одного порядка, одного поля ягодки, близнецы-братья — они звенья одной цепочки, взаимообусловленные и подпитывающие друг друга. Две головы дракона, и рубить их надо вместе. Кстати, в сатанинской библии Лавэя дана целая программа обесовления: рок, секс, проституция, наркотики. Перед нами встал вопрос: что делать? То есть, как я уже сказал, было ясно, что сидеть и ждать, сложа руки, нельзя. Но массового опыта православной реабилитации не было. Традиционные медицинские методы душу (а именно она страдает первой), увы, не лечат. И вот была разработана программа реабилитации, основанная на реабилитации души через восстановление связи с Богом».

В 2005 году иеромонах Анатолий (Берестов) выступил инициатором события, которое еще не знал православный мир. Он предложил провести в Москве Всероссийскую конференцию, которая позволила бы объединить церковные структуры, крупный бизнес, власть и общество в единый кулак против эпидемии наркомании, которая в те годы в России расцвела буйным цветом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II активно поддержал эту идею и она была воплощена в жизнь!

24 ноября 2005 года в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя начала работу Всероссийская конференция «Национальная сфера ответственности: Власть, Церковь, бизнес, общество против наркотиков». На открытии конференции с приветственным словом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви выразил надежду, что данная конференция станет важным шагом на пути создания широкого общественного движения, способного противостать распространению наркомании и иных форм химической зависимости. Вслед за этим приветствие участниками конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина огласил полномочный представитель Президента Рф в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко. В президентском послании, в частности, отмечалось, что с наркоманией, как социальной болезнью невозможно справиться только административными мерами, необхоимо объединение усилий всего общества. В.В. Путин пожелал участникам конференции успешной и конструктивной работы.

Целью форума, организованного при активнейшем участии иеромонаха Анатолия (Берестова) и возглавляемого им Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского стало объединение всех слоев общества для профилактики и лечения наркомании, формирование у населения активной гражданской позиции для активизации работы по решению этой проблемы на всех уровнях государственной власти, Церкви и общества. Именно тогда, на этом мероприятии, практически только приехав в Москву и поступив в клиническую ординатуру Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, мне впервые предоставилась возможность поработать вместе с отцом Анатолием. Он предложил мне стать секретарем одного из секционных заседаний конференции «Медико-социальные и духовные аспекты реабилитации наркозависимых», на которой он председательствовал вместе с епископом Якутским и Ленским Зосимой. Так началось наше тесное сотрудничество, переросшее, если можно сказать в отношении священника и мирянина, в дружбу, растянувшееся на 7 лет в Москве и сохраняющееся по сей день.

В задачи конференции вошли пропаганда самореализации через духовный рост, творчество, спорт; выработка систем психологической и духовной защиты от наркозависимости в регионах и на отдельных предприятиях; распространение опыта лечения и профилактики «психоактивных зависимостей» в реабилитационных центрах Русской Православной Церкви. За основу был предложен опыт Душепопечительского центра иеромонаха Анатолия (Берестова). Кроме того, там же была обсуждена разработанная сотрудниками Центра совместно с представителями научной общественности под руководством отца Анатолия «Концепция профилактики наркоманий в России Русской Православной Церкви ». Это масштабное мероприятие очень сильно «раскачало» наше общество и объединило в усилении противодействия наркотизации нашего народа. И огромная заслуга в том, что оно состоялось, принадлежит именно ему - казалось бы, не чину из священноначалия, а лишь иеромонаху. Но не в чинах дело, а в делах и призвании.

Параллельно отец Анатолий долгие годы совмещал руководство Центром и работу со страждущими, разъезды/разлеты по городам России и зарубежья с лекциями, беседами и проповедями, консультациями со службой в храме преп. Серафима Саровского при московском Институте трансплантологии и искусственных органов, где также всегда велика потребность порой практически безнадежных в медицинском смысле больных в духовном окормлении.

Человеку нельзя быть здоровым, не соблюдая заповедей Божиих. Ни один верующий человек не станет этого отрицать. Об этом всегда в своих лекциях перед мирянами, в том числе в научных учреждениях, медицинских ВУЗах, и проповедях перед своими прихожанами напоминает отец Анатолий. Мало кто сегодня станет отрицать и того, что нельзя учить детей здоровому образу жизни, не обучая их при этом Закону Божиему. На этом также всегда делал акцент в своей миссионерской-просветительской работе священник-врач. Он подчеркивал в своих трудах, что в современной науке, к сожалению, отсутствуют такие понятия, как грех, милосердие, благодать Божия. И в своей работе всегда стремился и стремится к тому, что наступит время, когда наука больше не сможет обходиться без этих понятий. Ведь действительно, сегодня порой становится страшно при наблюдении происходящих в обществе процессов - продолжает усиливаться духовный распад общества. Наступление на человека идет по всем фронтам - в сфере экономической, политической, социальной, духовной. Происходит разрастание оккультного, эзотерического видения мира, откуда и все более нарастающая словно снежный ком масса эзотерических сект мелкого и крупного калибра. С точки зрения православного вероучения, на котором базируется работа Душепопечительского центра, о чем постоянно напоминает в своих проповедях отец Анатолий, идет всеобщая «сатанизация» страны и наших соседей. Один из «успешных» примеров такого процесса - уничтожение национальной самоидентификации населения, идущий полным ходом в Украине, который, не исключено, может скоро стать и уже на наших глазах становится при помощи сект и субкультур серьезнейшей проблемой и для нашей страны. В этих условиях сохранение духовного и физического здоровья личности становится актуальнейшей проблемой. И здесь такие «горящие» пастыри как священник Анатолий Берестов в те годы, когда об этом еще мало кто решался говорить, сыграли колоссальную роль своеобразных катализаторов человеческой мысли наших соотечественников в правильном, реально способном оздоровить российскую популяцию направлении. Тогда их были единицы, тех, кто работал в крупных, стратегически значимых российских городах - архимандрит Рафаил (Карелин), протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Петр Андриевский (+2012), протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Владимир Правдолюбов, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Вадим Леонов, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, протоиерей Александр Новопашин, иерей Даниил Сысоев (+2009), иерей Георгий Максимов. Безусловно, здесь имя отца Анатолия Берестова в первых рядах. Его мощно заряженные как научной, медицинской информацией, так и евангельскими сравнениями проповеди никого не могли оставить равнодушным.

Игумен Анатолий (Берестов) - автор большого числа научных, медицинских и просветительских трудов: «Число зверя на пороге Третьего тысячелетия», «Православные колдуны: кто они?», «Колдуны в законе», «Беседы с православным врачом», «Обольщение (о биодобавках)», «Черные тучи над Россией, или бал колдунов ». Им как самостоятельно, так и в соавторстве с медицинскими и научными работниками опубликован ряд материалов по проблемным вопросам профилактики асоциального поведения и современной реабилитации потребителей наркотиков: «Духовные основы наркомании», «Наркоманию вылечить нельзя, но победить можно», великолепная боголсовская и научно-медицинская аналитическая работа в нескольких частях «Сравнительный анализ православной методики реабилитации потребителей наркотиков и программы "12 шагов"» , опубликованная в специализированном научном журнале « ».

15 декабря 2007 года в конференц-зале Национального научного центра наркологии прошло очень значимое для решения о дальнейшем векторе развития церковного душепопечения алко- и наркозависимых лиц заседание круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви» . Организаторами данного мероприятия выступили Московское общество православных врачей и Научно-методический отдел по профилактике зависимостей и реабилитации лиц с зависимым поведением Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, который был создан для методического обеспечения деятельности Центра. На тот момент, как и сейчас, в церковной среде вновь остро встал вопрос об отношении Русской Православной Церкви к возможности совмещения святоотеческой традиции борьбы со страстями с тысячелетним успешным практическим опытом и рожденной в США в 1937 году на свежеиспеченной протестантской основе программы «12 шагов». Дискуссия была эмоциональная, разнополярная, от того и продуктивная. Присутствовавшие на мероприятии сотрудники профильных госслужб и священнослужители, не один год работающие в сфере помощи химически зависимым лицам внимательно вслушивались в позицию каждого выступающего.

Итогом круглого стола стала резолюция, направленная на имя Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с однозначным «нет» - несовместима. Помогает - да, но за пределами церковной ограды, вместе им не по пути. Подробное обоснование экспертной позиции с точки зрения медицины и богословия см. . Тезисно позиция каждого из участников совещания представлена по ссылке . Послесловие к данному мероприятию, подготовленное мной по благословению отца Анатолия, разъяснило в деталях итоговое мнение присутствовавших там представителей экспертного сообщества .

В 2008 году иеромонахом Анатолием (Берестовым) с соавторами разработана и представлена на рассмотрение в органы государственной власти и руководству Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков «Концепция профилактики и реабилитации лиц с наркотической зависимостью на территории Российской Федерации» , во многом ставшая «предтечей» некоторых разделов Стратегии государственной аналитической политики до 2020 года.

Его монография «Возвращение в жизнь» , посвященная вопросам православного душепопечения лиц, страдающих различными формами наркомании и алкоголизма, технологиям работы с ними до сегодняшних дней востребована российским сообществом, несколько раз была переиздана в России и переведена на ряд восточноевропейских языков .

Информационно-аналитический сборник, подготовленный отцом Анатолием Берестовым совместно с Ю.Б. Тузиковой (Шевцовой) и Н.В. Каклюгиным, автором этих строк, «Осторожно - метадон (Заместительная метадоновая терапия в программах "снижения вреда")» после издания в 2006 году был разослан во все региональные подразделения ФСКН России, Совет Федерации, Государственную Думу, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, некоторые профильные общественные организации и российские медицинские сообщества, сыграв очень значительную роль в выработке в нашей стране отрицательной позиции к подобным деструктивным для отечественной наркологии инициативам, лоббируемым со стороны заинтересованных сотрудников части неправительственных организаций, ныне именуемых «иностранными агентами», финансируемых со стороны транснациональных фондов и международных благотворительных организаций антироссийской ориентации, в первую очередь связанных с американским «филантропом» Джорджем Соросом. Полную версию издания в электронной версии см. по ссылке . Несколько позже в ответ на этот серьезный фундаментальный труд вышел пасквиль в виде некой юморески, высмеивающей полностью обоснованную позицию авторов, с соответствующим названием «Осторожно - псевдонаркология ». Во главе группы лоббистов идеи внедрения заместительной метадоновой терапии в России стояли такие фамилии, как Менделевич и Зыков . Запомните эти фамилии. Второй особенно . Сегодня они притихли на сей счет, работают более аккуратно и изощренно, стараясь не выдавать своих целей и задач на перспективу, но сущности своей либерастической в отношении реформирования наркологической службы по деструктивному для страны сценарию ничуть не изменяют. Просто вместо себя выставляют другие, . Но мы помним всех по именам и фамилиям. И основу, базовую методологическую платформу противодействия всем этим деструктивным тенденциям в российской антинаркотической политике заложил именно иеромонах Анатолий (Берестов), за что ему особая благодарность от тех, кто понимает, что происходило в те лихие 90-е и 2000-е, и что происходит сейчас. В продолжение темы в свое время по следам расследований отца Анатолия я опубликовал аналитику «Профилактические программы снижения вреда от потребления наркотиков и права человека в России» , которая остается . Профессору Менделевичу же с соавторами тогда мы с отцом Анатолием ответили более чем симметрично в своей работе «Снижение вреда от опиатов методом заместительной терапии (ответ на критические замечания проф. В.Д.Менделевича с соавторами “Осторожно - псевдонаркология ”». Больше возражений не последовало.

В 2007 году по инициативе отца Анатолия при поддержке Варненской митрополии в Болгарии был организован автопробег через всю страну из Варны до Софии с целью остановить там легальную выдачу наркотика метадона под видом лечения болгарским наркоманам. По приезду в болгарскую столицу в Центральном телеграфном агентстве страны (аналог российского ИТАР-ТАСС) была дана мощная отповедь всем сопричастным к этой убивающей молодежь Болгарии инициативе. Тогда я еще, будучи только лишь молодым клиническим ординатором Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского с разрешения его директора, ныне покойной Татьяны Борисовны Дмитриевой (Царствие ей Небесное, невероятной душевной силы, духовной крепости и стойкости, великих эрудиции и интеллекта был человек!), выступал в ЦТА Болгарии от лица всей российской медицины и конкретно - Центра Сербского с призывом отказаться от этого изуверского псевдолечения и вместо него развивать на территории Болгарии профессиональные лечебно-реабилитационные программы для наркозависимых лиц на принципах отказа от приема любых психоактивных веществ, так называемое «drug-free treatment». Именно в ту нашу поездку в городе Варна при поддержке ДПЦ о. Анатолия был открыт первый в Болгарии православный Душепопечительский центр для алко- и наркозависимых лиц, к работе которого подключились и болгарские медики. По аналогии с российским он также был назван во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Следует еще раз особо отметить, что география перелетов и разъездов отца Анатолия за время его активной миссионерской деятельности на ниве антинаркотического и антисектантского просвещения невероятно велика - с Севера на Юг, с Запада на Восток, от Чукотки до Абхазии, от Калининграда до Владивостока. Масса визитов и в Украину, где его слова всегда ждали.

В 2008 году в соавторстве со мной отец Анатолий Берестов пишет и издает при финансовой поддержке неравнодушных людей-меценатов книгу «Легальная наркоагрессия в России (Хроники необъявленной войны)» , подробно описывающую катастрофическую смертоносную ситуацию, выявляемую в различных регионах России в отношении роста последствий от приема наркотических веществ, извлекаемых из медицинских препаратов, отпускаемых из аптечных учреждений без . Там же приведена многостраничная и многолетняя переписка с абсолютно равнодушными, если не сказать больше, чиновниками из Министерства здравоохранения РФ. В народе такое называется отписками. Именно на их совести тысячи, десятки, сотни тысяч погибших от таких многие годы свободно отпускаемых в аптеках до наших протестов совместно с центральным аппаратом ФСКН России препаратов как «Коаксил», «Трамадол», «Залдиар», «Туссин Плюс», «Гликодин», все кодеиносодержащие препараты, из которых наркоманы-умельцы научились извлекать убивающий практически за месяцы потребления, высокотоксичный, некротизирующий места инъекций и окололежащие ткани и кости дезоморфин. Сегодня они под запретом и ушли в прошлое.

«Неопятидесятничество: вирус в христианстве » . Она стала настольным альманахом для тех, кто на момент ознакомления с ней еще не мог разобраться, что же это за явление такое в христианском мире и в чем его опасность как для людей, попадающих в организованные неопятидесятниками, скрывающимися под более благопристойным именем «евангельские христиане», реабилитационные центры и «церкви», так и для государственного строя в целом.

Опубликованная в 2012 году в научном специализированном журнале «Наркология» работа «Духовно ориентированная реабилитация лиц с химической зависимостью с использованием специализированного православного БОС-тренинга» , подготовленная авторами под научным руководством отца Анатолия, стала описанием многолетней деятельности в ДПЦ очень интересной методики, здесь органично совмещенной с православными практиками и давшей куда более мощный терапевтический эффект, нежели ее базовая, светская версия. Воистину уникальный и бесценный опыт .

Покидая Москву на предложенную в Краснодаре должность заместителя главного краевого нарколога по реабилитационной работе, мы с батюшкой выпустили две части крайне серьезного, вдумчивого с точки зрения психиатрии и богословия труда под названием «Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами». Они опубликованы в номерах 4 и 5 журнала «Наркология» за 2013 год. Отчасти эта работа стала неким подведением итога нашей совместной с отцом Анатолием практической работы в Душепопечительском центре в Москве и ее теоретическое обоснование на основании многолетних динамических наблюдений за нашими пациентами и их родственниками.

За годы своего служения в Русской Православной Церкви на ниве антинаркотической и антисектантской общественной деятельности игумен Анатолий (Берестов) безусловно внес неоценимый вклад в оздоровление наркотической ситуации на территории Российской Федерации. Об этом должны помнить те, кто пришел после него, изучать уже проделанный в этом направлении путь и в который раз не наступать в который раз на те же «грабли». Дорога уже проложена когда-то отцом Анатолием словно ледоколом через полыньи, ледники и непроходимые торосы непонимания некоторых чиновников, наркологов и священнослужителей. За что ему низкий поклон от всех нас: его учеников, сотрудников, от тех ребят, что проходили вместе со специалистами все этапы отрезвления и прихода к жизни, свободной от алкоголя и наркотиков, сект и оккультизма в годы активной работы Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского сначала на Крутицком патриаршем подворье, а затем неподалеку от станции метро «Люблино», а также загородной душепопечительской общины в г. Дедовск Московской области. А также огромная благодарность от наконец-то вздохнувших спокойно их родственников, и самих обретших через Центр путь к воцерковлению и душеспасению, и приведших своих чад наконец-то к здоровой полноценной жизни, созданию своих собственных семей и рождению здоровых деток - будущих патриотов своего Отечества и верных чад Русской Православной Церкви.

Дорогой отец Анатолий! Именно Вы дали многим священникам и врачам в России и за ее пределами в те годы, когда было даже как-то страшно не то, что прикасаться, но и говорить об этих вещах, мощнейший импульс заниматься всей этой такой многотрудной, но и настолько же душеполезной и светлой работой по спасению заблудших душ от всех тех страстей и зол, что старательно обрушивают на их и на наши головы и сердца наши недруги. Придумываются все новые схемы убийства нашей молодежи, мы в ответ контратакуем, предлагаем государственным профильным службам ответные ходы. Эта война нескончаема, но кто если не мы?! Ведь врач, священник или психолог, как и любой другой искренно желающий помочь ближнему своему человек, никогда не сможет оставаться в стороне от беды, пришедшей пусть даже и не в родной дом. И если в нем жива христианская душа, он продолжит жертвовать собой, своим личным временем, порой и семейным, так, как делали это все эти годы Вы, заражая нас своим примером. Семь лет рядом с Вами плечом к плечу научили многому.

Многая и благая лета, дорогой наш батюшка! В этот день Вашего 80-летия от всей души поздравляю Вас с этим юбилеем! Молитвенно всегда с Вами. А когда в Москве, всегда постараюсь заглянуть к Вам.

Этому человеку исполнилось 78 лет, но при этом он сохранил бодрость тела и ясность ума. Анатолий Берестов является известной и авторитетной личностью среди верующих людей, на сегодняшний день он помог сотням больных и нуждающихся. По образованию Берестов медик и когда-то занимал должность главного детского невропатолога в Москве. Многие знают Анатолия Берестова не только как духовного наставника и священника, но и как сильнейшего врача невропатолога, который разбирается в ряде психических патологий, а также в природе человеческих зависимостей. Созданный им помогает сотням наркоманов и алкоголиков справиться со своими зависимостями.

Несмотря на то что Берестов воспитывался в классической коммунистической семье атеистов, в его жизни часто случались различные чудеса и Божьи провиденья, что и помогло ему обратиться в веру.

Семья и детство будущего иеромонаха

Анатолий Берестов родился в Москве 11.09.1938 года. Кроме него, в семье было еще 2 брата: Михаил и Николай. Берестов рос обычным ребенком и ничем особо не выделялся среди своих сверстников.

Семья мальчика была совершенно неверующей. В школе детей обучали коммунистическому атеизму, а ходить в церковь считалось делом глупым и постыдным.

Пророческая шутка

Будучи уже взрослым человеком, Анатолий Берестов вспомнил очень показательную историю из своего детства, когда его же собственные слова, оброненные около церкви в шутку, стали пророческими. Однажды он вместе с братом Михаилом после школы проходил мимо церквушки и увидел, как выходящие оттуда люди несли веточки березы. Это действо двум неопытным парням показалось очень забавным, и Анатолий в шутку сказал брату, что когда они вырастут, он станет священником, а брат - монахом. Парень не мог тогда себе даже представить, что этими словами он определил и свою будущую жизнь, и судьбу своего брата Михаила.

После окончания школы Берестов поступил в фельдшерское училище и стал работать по специальности. Потом он был призван для прохождения срочной службы и служил в городе Подольске. Получая увольнительные, он приезжал в Москву и обязательно бывал в родительском доме.

Судьбоносное предсказание монахини

К тому времени брат Анатолия - Михаил Берестов - стал верующим человеком и обратился к церкви. На этой почве между братьями часто возникали споры, поскольку Анатолий отказывался воспринимать религию всерьез. Во время одной из очередных дискуссий Михаил сказал, что спорить с братом о Боге он больше не намерен, ведь вскоре Толик сам все поймет и познает истину.

Незадолго до встречи с братом Михаилу довелось побывать в Троице-Сергиевой лавре, где он встретился с одной монахиней. Она и сказала, что в скором времени брат Анатолий станет верующим человеком. Поскольку монахиня в своей среде была достаточно авторитетным человеком, Михаил решил не торопить события и не давить на брата. Он просто подарил ему Евангелие, надеясь, что Анатолий со временем его прочтет.

Решение служить Богу

Тем временем Анатолий Берестов всерьез увлекся медициной и решил получать высшее образование в данной сфере. Для этого он поступил во второй Московский медицинский институт. Учился молодой человек хорошо и был одним из лучших студентов. На втором курсе в ходе учебной программы ему было рекомендовано прочесть одну из работ Владимира Ленина под названием «Марксизм и эмпириокритицизм».

Должного эффекта на Анатолия книга не произвела. Вместо того чтобы укрепить в сознании парня основы атеизма и коммунизма, она вызвала у него полное непонимание. Берестов стал задаваться вопросом о том, что если эта работа признана верхом философии, то в чем же тогда состоит смысл жизни.

Именно в этот период он и вспомнил о Евангелии, которое ему подарил брат. Анатолий пришел домой с твердым намерением прочесть его, но, к сожалению, книгу найти в доме он не смог. Обыскав все места, где она теоретически могла бы быть, будущий священник решил мысленно обратиться к Богу и попросил подать ему хоть какой-нибудь знак.

Буквально сразу же после этого в дверь постучали, и на пороге оказалась соседка, которая пришла вернуть то самое Евангелие. Она сообщила, что взяла его почитать у Михаила и забыла о нем, и вот только сейчас вспомнила и пришла вернуть книгу.

Для Берестова это было своеобразным знамением, он прочел всю книгу и поверил совершенно всему, что там было написано.

Успешная карьера в медицине

Одновременно с познанием Божьего учения Анатолий продолжал учебу в институте. Когда он был на втором курсе, в учебном заведении стало известно, что парень посещает храм. Это стало поводом для организации специального собрания. Студента хотели отчислить из института, считая, что посещение храма аморальное поведение, недопустимое для студента-медика. Но на защиту молодого человека встали его сокурсники, которые, к счастью, посчитали, что исключать талантливого студента из-за его веры по крайней мере глупо.

Таким образом, Анатолий Берестов остался в медицинском институте. После выпуска его карьера складывалась весьма успешно. В качестве основного направления он выбрал невропатологию. В 1966 году он стал ординатором, затем аспирантом. Далее он стал доцентом медицинских наук, а вскоре и профессором. Долгое время он преподавал в медицинском институте. Начиная с 1985 года в течение целых 10 лет Берестов занимал пост главного невропатолога Москвы.

Личная жизнь священника

История женитьбы и дальнейшей супружеской жизни у будущего священника также не обошлась без чудес. После окончания медицинского института он был влюблен в свою будущую супругу и твердо намеревался жениться на ней. В это время его был один известный старец из Троице-Сергиевой лавры. Он настоятельно советовал Анатолию отказаться от затеи жениться, а выбрать путь монаха, поскольку именно такая доля ему уготована судьбой. Но молодой человек не намеревался сдаваться и взял благословение для брака у высшего по чину архиерея.

Тогда старец-духовник сказал, что со своей супругой Берестов проживет всего лишь 10 лет, а затем она скончается, оставив ему двоих детей. Как ни парадоксально, все слова старца оказались пророческими. Жена Берестова умерла в 1977 году.

Много лет спустя, в 1991 году, Анатолий получил сан дьякона и стал служить в Царицынском храме. Через 2 года, в 1993-м, он все-таки был пострижен в монахи, а в 1995-м его рукоположили в иеромонахи.

Назначение на руководящую должность

Начиная с 1991 года у священника появился опыт управления реабилитационными центрами. Именно в этом году он был назначен на должность директора в детский центр для реабилитации больных ДЦП.

При этом до 1996 года отец Анатолий Берестов не покидал медицины - в статусе профессора наук он работал на кафедре нервных болезней при медицинском институте.

Реабилитационный центр Анатолия Берестова

Со временем у него возникла идея создать собственный центр, где можно было бы оказывать духовную и психологическую помощь пострадавшим от различных оккультных организаций и сект, которых в конце 90-х годов в стране появилось очень много.

В 1996 году иеромонах Анатолий Берестов получил на это благое дело благословение самого Святейшего Патриарха. Таким образом был создан Душепопечительский центр имени праведного Иоанна Кронштадтского. Как и задумывалось изначально, в нем оказывалась помощь всем тем, кто стал жертвами псевдопровидцев, сатанистов и прочих сектантов. Люди, которые долгое время подпадали под гипноз и массовое зомбирование, обращались в христианскую веру и получали духовную пищу для исцеления. Поскольку руководитель центра был невропатологом с немалым стажем, он понимал и знал, как оказать таким пострадавшим психологическую реабилитацию, а в случае необходимости и

Многопрофильная помощь нуждающимся в исцелении

В 1998 году в центре произошло неординарное событие: на реабилитацию поступило множество людей, которые пострадали от деятельности одной из сатанинских сект. Проблема заключалась в том, что практически все пострадавшие оказались наркоманами. После этого инцидента Анатолий Берестов, центр которого до этого случая занимался только духовной реабилитацией, понял, что должен оказывать помощь наркозависимым и алкоголикам.

С тех пор им была разработана специальная программа для нарко- и алкозависимых, которая успешно применяется более 10 лет. Самым удивительным является то, что, по словам Берестова, после прохождения реабилитации исцеление наступает более чем в 90 % всех случаев.

Не просто духовный спаситель, но и высококлассный медик

Самыми распространенными и страшными болезнями нашего времени стали ВИЧ-инфекция и онкологические заболевания. Те, кто столкнулся с подобной бедой, ищут всевозможную поддержку, и центр Анатолия Берестова ее предоставляет. Несмотря на то что поверить в подобные заявления простому человеку очень трудно, священник говорит, что у их центра имеется опыт лечения СПИДа. Во время многократных молитв болезнь отступает, а ВИЧ-инфекция переходит в своеобразное "спящее" состояние, что позволяет зараженному человеку жить долгой и полноценной жизнью. Берестов заявляет, что в свое время он насчитал 18 человек, которые пришли в центр с этой страшной болезнью и исцелились, а после 1997 года он просто перестал вести подобную статистику.

То же происходит и с больными онкологией. Кроме исцеляющих молитв, отец Анатолий предлагает тем, кто обратился к нему за помощью, консультации своих знакомых онкологов-хирургов, ведь в медицинской сфере у Берестова остались сильные связи, и он считается весьма авторитетным невропатологом до сегодняшнего дня.

Книги, написанные священником

Анатолий Берестов - священник и активный который успевает еще и публиковать собственные книги. Этот удивительный человек имеет ряд авторских публикаций в сфере детской неврологии и педиатрии. Также он написал немало авторских трудов, которые посвящены таким сегодняшним социальным проблемам, как наркомания, алкоголизм, оккультизм.

И, как настоящий врач, конечно же, в своих работах он не мог не затронуть такой проблемный вопрос, как взаимоотношения церкви и медицины.

Среди его изданных в разный период времени работ особой популярностью читателей пользуются следующие:

  • «Беседы с православным врачом».
  • «Духовные основы наркомании».
  • «Колдуны в законе».
  • «Оккультное поражение человека».

руководитель и духовник ДПЦ Иоанна Кронштадтского

Игу́мен Анато́лий

(в миру Анатолий Иванович Берестов; 11 сентября 1938, Москва РСФСР СССР) — российский религиозный и общественный деятель, священнослужитель Русской Православной Церкви, врач, главный детский невропатолог города Москвы (1985—1995), доктор медицинских наук, профессор, психиатр, педиатр, духовный писатель .

Родился в 1938 году в Москве в неверующей семье.

После окончания школы поступил в фельдшерское училище, стал медиком, служил в армии в Подольске.

Позднее учился в Московском 2-м медицинском институте на педиатрическом факультете.

Как сознательный студент, Берестов прочитал эту ленинскую работу от корки до корки и пришёл в ужас:

«Если это — верх философии, то в чем же смысл жизни? Где его найти?»

И вспомнил о Евангелии, которое подарил ему брат. Он стал искать у себя дома это Евангелие. Искал три дня.

Перерыл всю квартиру, но найти не мог, хотя точно помнил, где оставлял книгу.

На третий день обессиленный сел на стул и произнес про себя: «Господи, если Ты есть, сейчас же, сию минуту, пошли мне Евангелие!»

И в эту самую секунду раздается звонок в дверь. Входит соседка: «Анатолий, я тут у Миши брала почитать книгу и забыла отдать. Возьми, пожалуйста».

У него застучала кровь в висках. Это было Евангелие.

После окончании института женился, хотя женитьба была необычная: его духовный наставник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом.

Молодой человек был уже влюблён и серьёзно не воспринял совета старца, а благословение на женитьбу взял у архиерея.

Узнав об этом старец вздохнул: «Теперь поделать нечего — благословение архиерея выше моего.

Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрёт, у тебя останутся от неё двое детей, и ты всё равно станешь монахом».

В 1977 году скончалась его супруга, оставив ему на воспитание двоих детей.

Научная и медицинская деятельность

С 1966 по 1991 год прошёл путь от ординатора, аспиранта, ассистента, доцента, до кандидата (позднее — доктора) медицинских наук и

Профессора кафедры детской невропатологии в Российском государственном медицинском институте.

С 1985 по 1995 года исполнял обязанности главного невропатолога г. Москвы. C 1991 года руководил Реабилитационным центром для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом.

Церковное служение.

В декабре 1991 года он был рукоположён в сан дьякона и начал служить в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, недалеко от Реабилитационного центра.

В 1993 году пострижен в монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря. В 1995 году рукоположён во иеромонаха.

Настоятель храма прп. Серафима Саровского — Патриаршего подворья при институте трансплантологии и искусственных органов Московской медицинской академии им И. М. Сеченова, сотрудник Российского православного университета.

Православный психиатр. Доктор медицинских наук, профессор. После защиты докторской диссертации в 91-м году назначен директором реабилитационного Центра для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. В то же время рукоположен Святейшим Патриархом в диаконы. Два года совмещал работу в Центре со служением в храме иконы Божией Матери “Живоносный Источник”. В 93-м году в Валаамском монастыре принял постриг (после смерти жены в 77-м году пришлось одному воспитывать двоих детей).

Руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского по реабилитации наркозависимых Московской Патриархии, расположенном на Крутицком подворье в Москве.

Биография

В начале было слово

Чего-чего, а чудес в жизни у батюшки всегда было предостаточно. Вот одно из них. Когда отец Анатолий был еще пионером, он вместе со своим братом Михаилом прогуливался недалеко от Рижского вокзала. Братья увидели, как из местной церкви вышла большая группа людей с веточками березы (видимо, дело было на Троицу). Тогда им это показалось дикостью: век научно-технического прогресса - а тут такое средневековье! Толя рассмеялся, ударил братца ладонью по спине и воскликнул: "Ну, ничего, ты будешь монахом, а я священником".

С тех пор прошло много лет. Миша стал истинным монахом. Ныне он схимник Рафаил. Отец Анатолий - тоже священнослужитель и тоже монах. Слова, сказанные ради насмешки, осуществились в точности.

Впрочем, прежде чем это случилось, в судьбе отца Анатолия произошло много событий, в том числе и чудесных. После школы он окончил фельдшерское училище, стал медиком, служил в армии в Подольске. И по долгу службы часто приезжал в Москву. Нередко заходил домой. В это время его брат Михаил уже стал верующим. И каждый раз при встрече братья очень долго спорили о вере. Анатолий доказывал нелепость верования в Бога. Часто спорили до остервенения. И расставались недругами. И вот однажды, незадолго до окончания службы, Анатолий вновь приезжает домой, встречается с Михаилом и опять начинает спор. На что брат совершенно неожиданно засмеялся. "Ты чего смеешься?" - удивился Анатолий. "Да что мне спорить с тобой без толку, ты же и сам скоро станешь верующим", - отвечает брат. "Чтобы я стал верующим?! Да никогда такого не будет!" - взвился Анатолий. На что ему в ответ брат поведал следующую историю.

Пророчество старой монахини

Дело все было в том, что незадолго до этого Михаил побывал в Троице-Сергиевой лавре, где повстречался с одной монахиней, 25 лет просидевшей в сталинских лагерях, ставшей там инвалидом и ходившей на костылях. Про нее говорили, что она - прозорливица и великой духовной жизни человек.

Он подошел к ней и попросил помолиться за родственников. Она ему сказала: "А, Рафаильчик, это ты!" - "Я не Рафаил, я Михаил!" - "Да, да, я знаю, что ты Рафаил. Я знаю, что твой отец Иоанн под конец жизни станет верующим, как и твоя мама, Анна. А вот - радуйся - твой брат Анатолий скоро станет очень верующим! А вот за брата Николая надо молиться". Так она и назвала всех родственников точно по имени. Так оно и случилось. А брат Николай действительно единственный человек в их семье, который к вере в Бога не подошел.

Рассказ брата не произвел на Анатолия никакого впечатления: мол, мало ли чего ваши старухи наговорят... Но споры прекратились.

Прошло время. Анатолий уже учился во Втором медицинском институте. На втором курсе ему было рекомендовано прочитать книгу Ленина "Марксизм и эмпириокритицизм". Как сознательный студент, Берестов прочитал эту ленинскую работу от корки до корки и пришел в ужас. Он не увидел там никакой философии, а лишь одну сплошную ругань. Он задумался: "Если это - верх философии, то в чем же смысл жизни? Где его найти?" И вспомнил о Евангелии, которое подарил ему брат. И он стал искать у себя дома это Евангелие.

Искал три дня. Перерыл всю квартиру, но найти не мог, хотя точно помнил, где оставлял книгу. На третий день обессиленный сел на стул и произнес про себя: "Господи, если Ты есть, сейчас же, сию минуту, пошли мне Евангелие!" И в эту самую секунду раздается звонок в дверь. Входит соседка и говорит: "Анатолий, я тут у Миши брала почитать книгу и забыла отдать.

Возьми, пожалуйста". Анатолий взял. У него застучала кровь в висках. Это было Евангелие. И он, конечно, тут же бросился его читать. И сразу же поверил тому, что там написано.

Благословение старца

По окончании института Анатолий женился. Женитьба была несколько необычная. Его духовник, известный старец Троице-Сергиевой лавры, посоветовал ему стать монахом. Однако молодой человек был уже влюблен и серьезно не воспринял совета старца. А благословение на женитьбу взял у архиерея. Когда старец узнал об этом, он лишь вздохнул: "Теперь поделать нечего - благословение архиерея выше моего. Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она умрет, у тебя останутся от нее двое детей, и ты все равно станешь монахом". Все случилось, как сказал старец.

Жизнь Анатолия Берестова в медицинской науке была столь же яркая, как и сегодняшняя - в Церкви. За непродолжительный срок он стал кандидатом (а затем и доктором) медицинских наук, профессором кафедры нервных болезней в Медицинском институте (ныне - университет), в течение 10 лет исполнял обязанности главного невропатолога Москвы.

В начале 90-х Анатолию Берестову предложили должность директора крупнейшего в стране Реабилитационного центра для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Он весь отдался служению инвалидам, вывел центр на международный уровень. В то же время, в декабре 1991-го он был рукоположен в сан дьякона и начал служить в церкви в Царицыно, недалеко от Реабилитационного центра. Но наступала эпоха безвременья и "демократизации", сломавшая все, что только можно сломать.

Дважды приговоренный

Брат отца Анатолия, отец Рафаил, был уже насельником Святой горы Афон. А вот жизнь самого отца Анатолия в ту пору походила больше не на житие деятеля церкви, а на мистический триллер или крутой детектив.

Был у меня один сотрудник, как оказалось, связанный с бандитами, - вспоминает батюшка.

Сначала он меня уговаривал за вознаграждение передать им часть помещений. Потом явились и сами боевики и назначили неделю на раздумье, угрожали в случае моей неуступчивости разделаться с моей семьей. Я указал им на дверь и сообщил в милицию. Они об этом сразу узнали. Какие-то "доброжелатели" позвонили в центр и сообщили, что меня скоро убьют. 8 мая 1993 года после службы в Царицынском храме я вышел из церкви и увидел лежащего на паперти человека с тяжелейшими следами побоев. Увидев меня, он приподнялся и спросил: "Вы Анатолий Иванович Берестов? Мне надо с вами переговорить" - "Мы с вами будем говорить, когда вы придете в нормальное состояние, а сейчас вам надо в больницу", - сказал я. На что он ответил: "Я вас сегодня должен был убить, но, после того как узнал, что вы священник, отказался. И вот за это поплатился..."

В 1993 году отец Анатолий принимает монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря. В это же время вышла его книга "Число зверя на пороге третьего тысячелетия", раскрывающая подноготную оккультизма. Эта книга имела ошеломляющий успех, в том числе и за рубежом. Во многом она предопределила дальнейшую жизнь автора. К отцу Анатолию пошел поток больных, пострадавшихот оккультизма и тоталитарных сект. С благословения Патриарха иеромонах Анатолий открывает Реабилитационный центр, ныне - Душепопечительский центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, что на Патриаршем Крутицком подворье. Уже работая здесь, он был приговорен к смерти во второй раз. На этот раз - к астральной.

Однажды батюшка выступал по радио с обличением экстрасенсов и прочих колдунов. Такие выступления батюшки всегда вызывали их безумную ярость. Вот и на этот раз на радио позвонили и - нет, не ругались - объявили от группы экстрасенсов, что приговаривают отца Анатолия к астральной смерти. Самое интересное, что когда батюшка вернулся к себе домой, в обычную московскую квартиру, то в его комнате начала происходить какая-то чертовщина: хохот, ржание, стук в дверь, в потолок. Заглянул сын: "Что у тебя тут творится?" Полтергейст продолжался минут 40. Затем отец Анатолий встал на молитву, помолился, окропил комнату святой водой - и все прошло.

Спаси нас, Спас!

Заниматься лечением наркозависимых я хотел давно, - рассказывает отец Анатолий. - Но не знал - каким образом. В голове никак не созревал план программы по реабилитации. В 1998 году я был паломником на теплоходе из Одессы на Святую землю и меня сделали духовником рейса. 500 с лишним пассажиров исповедовались у меня. Однажды, когда мы отходили от Афона - мы стояли на рейде напротив русского Пантелеимонова монастыря - я спустился в каюту и вдруг услышал удивительное монашеское пение. Расстояние до самого Афона было большое, никакое пение оттуда до нас бы не дошло.

Я никак не мог понять, откуда оно шло. Представляешь - при оглушительном грохоте машин теплохода. Потом я вышел на палубу и удивился тому, что сотни пассажиров припали к бортовым поручням. Люди кричали: "Смотрите, крест!" И действительно: от берега до теплохода по воде простирался огромный православный шестиконечный крест. Он образовался на водной ряби - там, где просматривался крест, эта рябь полностью отсутствовала.

Несколько минут сопровождало нас это явление. Затем крест тихо покрылся той же водной рябью. Затем, когда мы служили молебен перед мощами святых угодников, которые привезли монахи из Пантелеимонова монастыря, - главой целителя Пантелеимона, рукой Иоанна Воина и главой Силуана Афонского - я приложил иконку к этим святыням. Вечером, когда я вошел в свою каюту, то почувствовал удивительный аромат. Он исходил от иконки и распространялся в течение последующих двух суток... Затем на Святой земле, на горе Фавор, я наблюдал сошествие Благодатного облака, в котором блистали огни - в ночь на Преображение Господне. Я долго не мог понять: почему Господь мне показывает столько удивительных явлений?

Но когда я приехал в Москву и пришел в Душепопечительский центр, понял: надо заняться наркоманами. И вот тогда сразу сама по себе пришла идея и как заняться. Теперь я понял, что те удивительные явления были мне как подача благодатных сил на тяжелую борьбу с наркоманией.