Вопрос мотивации студентов к обучению. Правила мотивации студентов успешными вузами. Не ограничивайтесь закадровым голосом

  • Засорина Полина Евгеньевна , бакалавр, студент
  • Пензенский Государственный университет
  • МОТИВАЦИЯ
  • УЧЕБА
  • УНИВЕРСИТЕТ
  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • ПСИХОЛОГИЯ

Данная статья посвящена проблеме мотивации у студентов университета. Проблема является актуальной в настоящее время, так как высшее образование играет важную роль и влияет на качество жизни. В статье представлен опрос среди студентов Пензенского Государственного университета, который был проведен с целью глубже изучить поставленную проблему.

  • Психологическая интерпретация героини романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»
  • Использование техник арт-терапии, в работе с подростками в условиях образовательной организации

Какие студенты чаще всего бросают обучение в университете или становятся отчисленными? Те, кто терпят неудачу? Быть может те, кто борется с определенной предметной областью или те, кому не хватает надлежащей подготовки из школы? Для ответов на эти вопросы был произведен опрос среди студентов разных курсов Пензенского Государственного университета, результаты которого будут изложены в данной статье.

Мотивация студентов- это вызов, с которым сталкиваются все члены образовательного сообщества. По мнению специалистов образования и специалистов по данной тематике, мотивация определяется желанием студента участвовать в учебном процессе, подкрепленным личными и внешними факторами. Порой мотивации студентов не уделяется должного внимания, что является ошибкой. Для начала нужно дать определение мотивации. Это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность .

В первую очередь мотивация делится на две категории: внешнею и внутреннею. А мотиваторами выступают друзья, родители, учителя и личные убеждения. Они помогают учащимся получать хорошие оценки, выполнять задания и участвовать в дискуссиях .

Внешняя мотивация порой играет значительную роль в деятельности человека. Многие студенты ненавидят то, что они считают «бесполезной» работой, или задания, которые они воспринимают как бессмысленные, не приводящие к каким-то позитивным изменениям в их учебе или приобретению полезных навыков. Но что, если в конце задания студентам, правильно выполнившим задание, был предложен удивительный приз? Разве это не побудило бы студентов быстро и точно подавать задания?

Внешняя мотивация включает в себя внешние мотивационные силы, которые подталкивают студентов к напряженной работе. Для студентов внешние мотиваторы приходят в виде оценок, родительских, педагогических и социальных ожиданий.

Но получение награды не гарантирует мотивации среди студентов, согласно проведенному мною опросу среди студентов Пензенского Государственного университета, лишь для 25% опрошенных студентов хорошие оценки являются мотиватором к обучению, гордость родителей не всегда зависит от успеваемости по каким-то предметам. Ведь для того, чтобы внешние мотиваторы были эффективными, студент должен желать наград и понимать, что академические достижения являются единственным способом получения этих наград.

Однако, несмотря на привлекательность вознаграждений, внешние мотиваторы не столь эффективны, как мотиваторы, являющиеся результатом самоопределения. По данным опроса внешние награды или наказания буквально фактически отвлекают студента от процесса обучения и не работают в долгосрочной перспективе. И студенты, изучающие материал за вознаграждение, как правило, перестают изучать материал, после получения награды в виде отличной оценки на экзамене .

Что касается внутренней мотивации, то она исходит изнутри и является наиболее эффективной формой мотивации учащихся. Независимо от внешних наград, личный интерес студента к материалу- это то, что заставляет его изучать что-либо, тратя при этом большое количество личного времени. Естественно, что результат прилежной работы, подкрепленный внутренним интересом принесёт свои плоды- успеваемость будет повышаться.

Студенты, которые мотивированы внутренне позволяют любопытству направлять их, они наслаждаются самим процессом обучения и освоение новой темы для них не проблема, а очередной шанс узнать что-то новое и самосовершенствоваться. Но часто студенты должны быть под руководством опытного преподавателя, чтобы реализовать свой потенциал и сделать свою учебой по-настоящему эффективной.

Преподаватели играют важную роль в укреплении внутренних мотиваторов для студентов, отвечают 30% опрошенных. По данным исследований, ежедневно празднуя успех студентов, используя юмор, чтобы сделать темы интересными, применяя обучение к будущим аспектам карьеры и предлагая возможности для личного выбора студентов, преподаватели делают занятия более интерактивными и увлекательными. Показывая учащимся, что предмет приятен и не скучен, они, скорее всего, будут держать внимание студентов, которые полностью будут погружены в изучаемое, у них появится желание продолжить изучение данного предмета самостоятельно.

Например, преподаватель, который читает лекции со слайда Power Point об Африканской культуре, был бы гораздо менее эффективен, чем тот, который организовал "день культуры", где студенты пробуют африканскую еду и игры, чтобы узнать о разных странах.

Почему студенты не мотивированы? Причин, почему студенты оставили образование, достаточно много, некоторые из них сугубо индивидуальны. Но все же есть много общих. Внешние факторы, такие как вопросы взаимоотношений, проблемы в семьях и проблемы социальной жизни, смещают акцент с занятий и образования, отвлекая учащихся от процесса образования. Но, пожалуй, одной из главных причин немотивированности студентов является скука.

Проведенный мною опрос показывает, что почти 40% студентов скучают при обучении, по крайней мере, каждый день. На самом деле, только 2% студентов сообщили, что никогда не скучают. Скука во время образовательного процесса проистекала из того, что студенты не находили материалы интересными или актуальными, слушали лекции, материал по которым они в состоянии найти сами и изучить его в более приятных для них условиях.

К тому же, многие опрошенные критиковали предмет и методы обучения, используемые преподавателями. Один из студентов написал: "Было бы неплохо узнать важные вещи для жизни после обучения в университете." Другой выразил разочарование в учебном процессе, сказав:" Я не нахожу учебу интересной, не люблю, когда говорят, и ненавижу, что все учат по стандартам." На вопрос: «Чувствуете ли вы, что ваши интересы при обучении учитываются?» 60% студентов ответили, что не чувствуют, что их мнения и взгляды уважаются или признаются, а это, как известно, приводит к повсеместной апатии в обучении.

Возникает вопрос как повысить мотивацию и привлечь студентов к обучению. Установление отношений между студентом и преподавателем является неотъемлемой частью образовательного опыта и может сделать разницу между студентом, который является внутренне мотивированным, и тем, кто внешне мотивирован.

В книге "Инструменты для обучения" Барбары Дэвис указано несколько способов, которые могут установить отношения со своими учениками.

Во-первых, обратная связь указывает на то, что преподаватель слушает студентов и готов привлечь их. Студент, подкрепленный положительной обратной связью, более готов продолжать участвовать в образовательном процессе.

Также, назначение работы, которая не является ни слишком сложной, ни слишком простой, обеспечит возможности для успеха, в то же время предоставляя студентам чувство выполненного долга для завершения работы.

Очень важна и помощь студентам в том, чтобы найти смысл в работе увеличить их внутренние интересы. Например, вместо того, чтобы просто запоминать материал и тестироваться на нем, студентам может быть представлена реальная жизненная ситуация, в которой изученный материал поможет разрешить те или иные проблемы. Опрос показывает, что студенты, которые считают, что у них есть выбор и контроль над обучением, больше участвуют в образовательном процессе. Предоставленный студентам выбор между несколькими заданиями дает им чувство контроля над собственным обучением, а значит и способствует личной мотивации, которая ведет к лучшему усвоению материала и повышению успеваемости. Возможность выбирать предметы, позволяет студентам сосредоточиться на тех, которые относятся к их конкретным интересам, и подталкивает их к тому, чтобы стать внутренне мотивированными, а значит и продвигаться в личном развитии.

Внешние награды также включают в себя и денежные средства, стипендиальные начисление студентам за хорошую и отличную успеваемость. Но некоторые эксперты считают, что предложение такого рода внешней награды студентам подрывает внутреннюю мотивацию, и как только финансирование закончится, студенты не будут продолжать работать. По результатам опроса лишь у 10% студентов двигателем мотивации к обучению является финансовое вознаграждение за успеваемость. Эта инициатива чрезвычайно эффективна со студентами, которые могут не понимать ценности образования, побуждая их приходить в класс вовремя, выполнять задания и участвовать в обсуждениях.

Опубликованная в Вашингтон Пост статья под названием "Денежные стимулы создают конкуренцию" подробно описывает эффективность таких программ. В ней автор, Тереза Варгас, подробно рассказывает о том, как студенты, выполняя домашнее задание, зарабатывая хорошие оценки.

Предложение внешних вознаграждений, по-видимому, оказывает негативное влияние на долгосрочную мотивацию, но иногда кажется необходимым для создания внутренней системы ценностей. Студенты, которые получают деньги за хорошие оценки, скорее всего, будут продолжать производить качественную работу, но учителя также должны связать хорошие оценки с будущим успехом в карьере и за ее пределами.

В заключении стоит заметить, что знания о мотивации и применение их в своей повседневной жизни- это возможность на глубинном уровне понять себя и окружающих. Также, мотивация является ключевым моментом в обучении и в самом процессе получения образования. Если человек желает добиться успехов в своей дальнейшей профессиональной деятельности, то ему следует большое внимание уделять собственной мотивации.

Список литературы

  1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
  2. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
  3. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
  4. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
  5. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
  6. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.

Учиться прилежно — это большой плюс как для саморазвития, так и для аттестата или диплома. Но бывают моменты, когда наступает ступор и нет ни малейшего желания учиться и вообще что-либо делать. Что делать в такой ситуации? расскажет, как мотивировать себя к учёбе.

У преуспевающих людей есть мотивация. Безупречно справляется с учёбой и работой тот, кто хочет получить знания и понимает, для чего всё это делает

Ни одно действие не происходит без мотива — внешнего или внутреннего. Если тебя в дороге застал дождь, ты торопишься домой. Преподаватель даёт контрольную работу, мотивируя учащихся получить за неё более высокий балл. В таком случае речь идёт о внешней мотивации . Ты волен следовать ей либо игнорировать.

Внутренняя мотивация связана с личными интересами и желаниями. Например, ты учишь биологию не потому, что тебя попросил преподаватель. Т ебе нравится этот предмет , и ты готов в свободное время самостоятельно его изучать. Из наших примеров следует, что мотивация — это все внутренние и внешние факторы, которые влияют на поведение человека.

Психологи выделяют два главных вида мотивации :

— направленная на достижение успеха. Цель — добиться чего-то положительного. Например: «Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

— направленная на избегание неудачи. Цель — уйти от неприятностей. Скажем: «Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку».

Чувствуешь разницу?


Какая мотивация лучше?

Желание достичь успеха полезнее для нас, чем установка избегать неудачи. Ведь когда мы думаем о том, как бы избежать чего-то неприятного, то волей-неволей представляем свою неудачу. А негативные эмоции съедают энергию, которую можно было бы потратить на достижение цели. Такая же схема работает в нашу пользу, если мы делаем установку на успех. Положительные эмоции позволяют быть продуктивнее.

Есть такое понятие, как «подножка самому себе». Некоторые люди склонны сами создавать препятствия на пути к успеху. Человек делает нелепые вещи и списывает неудачу на них. Например: «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с преподавателем» или «Я не смог подготовиться к экзамену, потому что вчера весь вечер был в клубе». Это куда меньший удар по самолюбию, чем откровенное признание самому себе: «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.


На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

В чём опасность слабой и чрезмерной мотивации?

Если мотивация слишком слабая, человек работает спустя рукава и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия уже не столько прилагаются к работе, сколько тратятся на переживания из-за неё. Многое зависит и от того, насколько знакома человеку деятельность. Для каждой есть свой оптимальный уровень акти­вации: для простой деятельности он довольно высокий, для сложной — пониже.

Допустим, чтобы подготовиться к устному ответу по физике, нужно выучить формулы и понять суть физических процессов. Если ты считаешь выполнение задания важным для себя и воспринимаешь его как источник стресса, твоя подготовка пойдет более продуктивно, чем при равнодушном отношении. Простая зубрёжка в сочетании с высокой мотивацией только навредит.

Однако этот закон не распространяется на мотивацию, направленную на желание научиться чему-то новому. Невозможно быть «слишком жад­ным до знаний». Чем ненасытнее подобная «жадность», тем эффективнее осваивается новая информация.

Другое дело, если человек настолько увлечён приобретением знаний, что у него не хватает времени и сил на их использование, это к профессиональному успеху вряд ли его приведёт. Нет такой профессии, как «ходячий справочник», да и не нужна она в эпоху информационных технологий.

Как научиться мотивировать себя ?

Чтобы найти мотивацию, нужно понимать себя и управлять эмоциями. и фокусироваться на актуальных задачах.


Главный убийца мотивации — неуверенность в себе. Иногда начинаешь придумывать объяснения, почему ты чего-то до сих пор не добился. Отдай должное тому, что ты уже достиг. Напиши список своих сильных сторон, прошлых и настоящих достижений. Когда ты искренне веришь в то, что заслуживаешь успеха, твой ум будет создавать пути для его достижения.

Второй убийца мотивации — неумение концентрировать внимание . Вспомни, как часто ты фокусируешься на том, что тебе в действительности не нужно, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретной цели. Вполне нормальными, например, являются мысли, . «Я боюсь, что я никуда не поступлю». «Я боюсь, что люди буду считать меня глупым». Страх питает сам себя и крадёт у нас мотивацию. Если у тебя есть страх не поступить в вуз, лучше создай .


Последний кусочек в мотивационной мозаике — . Если мы отчётливо не видим следующий шаг, то начинаем откладывать действия на потом. Сделай список всех своих действий. Первое должно быть несложным и легко выполнимым, а каждое последующее труднее. Решая лёгкие задачи, создаёшь позитивное настроение, отчего появляется желание дойти до конца.

Например, у тебя есть главная задача — поступить в вуз (ты пока не знаешь, на какую специальность и куда). Список твоих действий может выглядеть так:

    Продумать, благодаря каким школьным предметам можно вытянуть аттестат на максимально возможный для тебя балл. И да, не лениться, работать на аттестат.

    Записаться на по нужным тебе предметам, чтобы посмотреть свой начальный уровень подготовки.

    Во время подготовки к ЦТ изучить , чтобы иметь представление по проходным баллам и плану приёма на интересующую тебя специальность.

    16.05.13

    Все больше и больше взрослых людей, стремясь найти себе лучшую работу, садятся за виртуальные парты. Но окончательно вопрос «Как мотивировать взрослых учиться?» не закрыт. На пути у взрослых людей к учебе стоит немало препятствий. Попробуем их преодолеть.

    Голова у взрослого человека набита разными мыслями гораздо плотнее, чем у ребенка. Он, может, и хотел бы выполнить задание онлайн-курса, да просто замотался. Кроме того, люди в возрасте не так явно ощущают плоды своих учебных усилий, как молодые студенты. Их учебные привычки тоже давно ушли на задний план или даже совсем забыты. Больше того, часто взрослым студентам не столько интересно учиться, сколько они вынуждены проходить онлайн-курсы, чтобы повысить квалификацию, сохранить рабочее место, устроиться на новую работу или продвинуться по карьерной лестнице. Вот почему взрослых студентов трудно мотивировать на учебу и сделать активными ее участниками.

    Хорошо, что у нас есть 17 способов увеличить мотивацию взрослых студентов к учебе. Применим их все!

    1. Объединяйте учеников в группы близкого возраста и одинаковой учебной подготовки.

    Делайте акцент на практических занятиях. Отлично, если полученные знания можно будет немедленно применить на практике! Студенты в возрасте гораздо вернее предпочитают практические навыки, чем разного рода отвлеченные теории и факты.

    2. Будите в онлайн-студентах исследовательскую жилку.

    Известно, что у детей особенно развиты любопытство и жажда исследований. Однако и взрослым ученикам тоже приятно иногда побыть детьми и удовлетворить свой познавательный интерес. Дайте им такую возможность. Пусть в их распоряжении будут все виды бесплатных ресурсов: учебные материалы, справки, графики, короткие видео, подкасты и прочее. Идеальная информационная среда вдохновляет на получение знаний.

    3. Объедините учащихся с помощью социальной сети.

    4. Не ограничивайтесь закадровым голосом.

    Добавьте личный контакт. Пусть онлайн-курс ассоциируется у студентов с вашим лицом. Будьте доступны для студентов. Устраивайте дискуссии в прямом эфире, сессии вопросов и ответов, а также приглашайте экспертов, других преподавателей и специалистов.

    5. Вводите в онлайн-обучение игровую нотку.

    Придумайте игровые упражнения и тематические исследования, которые можно было бы выполнить разными способами. Пусть ваши студенты ищут и находят решения!

    6. Юмор – ваше все!

    С помощью юмора вы заинтересуете самых незаинтересованных участников. Если студенты знают, что могут услышать на ваших лекциях нечто забавное, они будут слушать их очень внимательно, дабы случайно не пропустить самое интересное. Будьте остроумны – и вы всегда останетесь в выигрыше!

    7. Дробите информацию.

    Маленькие порции легче переваривать. Пусть онлайн-студентам будет легко усвоить и запомнить информацию.

    8. Создайте напряжение!

    Не раскрывайте сразу все свои карты. Пусть студенты недоумевают, что произойдет дальше. Если известно, чем кончается книжка, читать ее уже не так интересно.

    9. Показывайте учащимся перспективы их карьеры.

    Расскажите, как с помощью новых знаний они смогут удовлетворить свои потребности. Пусть они будут лично заинтересованы в получении знаний!

    10. Стимулируйте студентов.

    Поощряйте их, когда они включают свой мозг. Пусть-ка поломают голову над каким-нибудь интересным заданием.

    11. Позвольте студентам учиться на своих ошибках.

    Вот какой эксперимент провел один онлайн-преподаватель. Он разделил своих студентов на две группы. Первая группа получала учебный материал в течение 4 лекций. Другая группа тот же самый материал получила в течение одной лекции, причем 3 раза проходила тест на усвоение нового. И что же? Вторая группа усвоила материал на 50% лучше. Мораль – не бойтесь, если первый или даже второй блин будет комом.

    12. Позаботьтесь о визуальном эффекте.

    Вы ведь в курсе, что 83% информации мы воспринимаем глазами?

    13. Наполните свою лекцию эмоциями.

    Если в вашем рассказе нет ни искры вдохновения, если материал звучит скучно и плоско – как вы заставите учащихся его воспринять и запомнить? «Пробейте» студентов на эмоции – придумайте противоречивые тезисы, нажмите на воспоминания, включите в свой рассказ истории из реальной жизни.

    В теории мотивация студентов рассматривает стимулирование их деятельности в сравнении с деятельностью других людей. Это процесс воздействия конкретных побуждений, влияющих на самоопределение и продуктивность профессиональной работы. Мотивация студентов влияет на выбор пути в специализации, на эффективность такого выбора, на удовлетворенность результатами и, соответственно, на успешность обучения. Главное здесь - положительное отношение к будущей профессии, то есть интерес к ней.

    Проявление мотивации у студентов сильных и слабых

    Два основных фактора влияют на эффективность обучения: уровень когнитивной сферы в развитии и мотивационная сфера личности. Проводился ряд исследований, и ученые доказали, что отнюдь не уровень интеллекта отличает сильного студента от слабого. Здесь самую главную роль играет как раз мотивация студентов. Сильные учащиеся постоянно держат эту мотивацию внутри, поскольку им интересно освоить данную профессию на самом высоком уровне, а потому получают и усваивают знания в полном объеме, чтобы знания, умения и навыки были полноценными. А слабым студентам профессиональная мотивация в таком объеме интересной не кажется, она у них только внешняя, главное - стипендию получить. Некоторым из них важно получение одобрения от окружающих. Однако сам процесс учебы у них живого интереса не вызывает и к получению как можно более широких знаний они не стремятся.

    Только интерес, то есть положительное отношение к будущей практической деятельности может являться основой мотивации учебной деятельности студентов. Именно интерес к профессии напрямую связан с конечной целью обучения. Если та или иная специальность выбрана осознанно, если учащийся считает ее общественно и личностно значимой, тогда процесс профессиональной подготовки будет продуктивен и эффективен. Обычно первокурсники практически все считают сделанный выбор правильным, но уже к четвертому курсу эйфория снижается. К концу обучения далеко не в полном составе курс удовлетворен собственным выбором.

    Однако интерес все равно остается положительным, поскольку мотивация учебной деятельности студентов постоянно подогревается с разных сторон: это и уважаемые преподаватели с интересными лекциями, и коллективные занятия играют огромную роль. Но если уровень преподавания в учебном заведении низок, удовлетворенность может пропасть даже у тех студентов, которые были замотивированы внутренне. Также влияет на охлаждение чувств по отношению к профессии несоответствие представлений юного ума о данной профессии и постепенно появляющиеся реальные знания, которые приносят понимание и иногда коренным образом меняют первоначальное мнение. В этом случае профессиональная мотивация студентов может сильно пострадать.

    Негативные факторы

    Меняют отношение к профессии и убивают желание обучаться ее секретам в основном три вещи, выявленные в процессе исследования мотивации студентов:

    1. Столкновение с реальностью в вузе, коренным образом отличающаяся от тех представлений, которые молодой человек имел до поступления в вуз.
    2. Низкий уровень подготовки, слабая обучаемость, сопротивляемость организма к напряженному и систематическому труду.
    3. Категорическое неприятие тех или иных специальных дисциплин, а потому стремление сменить специальность, хотя сам процесс обучения у студента может и не вызывать отторжения.

    Обычно выделяют два источника активности в мотивации студентов вуза - внешний и внутренний. Внутренний источник - это социальные и познавательные потребности, интересы, установки, стереотипы, эталоны, влияющие на успешность самосовершенствования личности, на ее самореализацию, самоутверждение в любых видах деятельности. В этих случаях движущая сила активности - стремление к идеальному образцу собственного "Я" и ощущение несоответствия с реальным "Я". Внешними источниками учебной мотивации студентов, их личностной активности служат обстоятельства, в которых проходит жизнь и деятельность конкретного человека. Сюда нужно включать и требования, и набор возможностей, и ожидания.

    Суть требований - соблюдение норм поведения, деятельности и общения в социуме. Ожидание можно трактовать как мотивацию студентов к обучению относительно отношения общества к образованию, поскольку это является нормой поведения, и студент должен принять это как данность, что поможет ему в преодолении трудностей в учебном процессе. А возможности создаются объективными условиями, которые необходимы для того, чтобы учебная деятельность продвигалась широко и мощно. Здесь движущая сила - стремление к тем общественным требованиям, которым реальный уровень знаний студента пока не соответствует.

    Классификация мотивов

    Для изучения мотивации студентов создано множество классификаций, где мотивы разнесены по значимости или по признакам однородности по соответствующим группам. Например: мотивы социальные, когда появляются осознание и принятие значимости обучения, потребности к развитию миропонимания и становлению мировоззрения. Это могут быть познавательные мотивы: интерес и стремление к получению знаний, когда учебный процесс приносит удовлетворение. И, конечно же, личностные мотивы играют важнейшую роль: авторитетная позиция на курсе, персонализация, самоуважение и даже честолюбие - все идет в ход.

    Методики мотивации студентов направлены на учебный процесс, и потому первые два вида используются практически всегда, личные мотивы в этих случаях учитываются редко. А напрасно, потому что это явно приблизило бы результат, поскольку оценка преподавателя и реакция окружающих очень этому помогает. Успеваемость студентов значительно повышается, если в расчет берется все - результат настолько же важен, насколько важен процесс. Познавательная и социальная мотивации способствуют подготовке студентов с профессиональной стороны, они эффективно формируют навыки, шлифуют умения, а знания углубляют. Однако методики мотивации студентов должны брать во внимание и личностные мотивы.

    Другой подход к классификации мотивов

    Очень хорошо отвечает поставленной задаче классификация Д. Якобсона, где отдельно представлены мотивы, связанные с ситуациями вне учебной деятельности. Это мотивация профессионального выбора узкосоциальная (отрицательная): идентификация с родителями или другими уважаемыми людьми из окружения, когда выбор обусловлен тем, что студент не хотел потерпеть неудачу, а также брать на себя ответственность за самостоятельное решение, иногда ему диктовало выбор обычное чувство долга. И формирование мотиваций студентов в этом ключе представлено очень широко.

    Сюда же относится мотивация общесоциальная: если студент ответственный, он стремится к успешной учебе, чтобы впоследствии приносить социуму пользу. Другая ипостась - мотивация прагматическая, когда к деятельности побуждает престиж профессии, возможность социального роста и материальные блага, которые профессия в будущем принесет. Развитие мотивации студентов к учебной работе тоже включает в себя разные побуждения:

    • Это мотивация познавательная, если студент стремится к получению образования, охотно впитывает в себя новые знания, овладевает умениями и навыками.
    • Мотивация профессиональная обусловлена интересом к будущей профессии, к ее содержанию. Тогда появляется творческий подход, и возможности увеличиваются, потому что есть уверенность в наличии собственных способностей, которые обязательны в данной профессии.
    • Очень сильны в повышении мотивации студентов и мотивы личностного роста, когда в основе обучения лежит желание самосовершенствования и саморазвития.

    Для подготовки к будущей профессии важнее всех мотивы, связанные с учебой, и общесоциальная мотивация, а прагматическая и узкосоциальная чаще всего оказывают отрицательное влияние на учебу.

    Для педагогов

    В методике учебной мотивации студентов используется и классификация, выполненная Б. Б. Айсмонтансом, которая относится к деятельности преподавателей, направленной на данные проблемы. Превалируют в работе учителя мотивы долженствования, на втором месте - заинтересованность и увлеченность дисциплиной, которую они преподают. И, наконец, общение со студентами - это тоже должно входить в обязательный режим преподавательской работы, чтобы диагностика мотивации студентов была постоянно под контролем.

    Учебная мотивация - структура сложная, включающая в себя и внутреннюю, и внешнюю, ее характеризуют устойчивость связей непосредственно учебной деятельности и уровня интеллектуального развития. Успехи в учебе зависят не только от способностей студента, которые он получил от природы, но в большей степени - от мотивации. Нужно признать, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны.

    Сегодняшние проблемы

    Сложившаяся современная ситуация обострила до предела проблему качественной подготовки специалистов. Она является проблемой первостепенного внимания среди всех остальных на сегодняшний день. Нужно развивать познавательную активность и творческие способности студентов, что делать очень сложно, поскольку слишком много скопилось неприятных моментов в этом самом узком месте педагогики. Профессиональная мотивация - движущий фактор развития личности, поскольку без формирования ее на самом высоком уровне невозможно эффективно развивать страну, в том числе и ее экономику. А высоких профессионалов год от года становится все меньше буквально во всех отраслях народного хозяйства.

    Проблема из самых актуальных, поскольку мотивационная сфера в развитии специалиста определяет не только его внутреннее и внешнее состояние, но и подход к выполнению своего долга перед обществом. Мотивация студентов играет важнейшую роль в организации учебного процесса, это одна из сложнейших педагогических задач, решаемая по разным причинам все более медленно или не решаемая вовсе. Управлять мотивационными процессами преподавателям сложно именно потому, что престиж педагогической деятельности в последние десятилетия находится на исключительно низком уровне. Приходится создавать некие условия для того, чтобы студент развивал внутренние мотивы, каким-то образом этот процесс стимулировать.

    Нельзя во всем винить тот огромный объем информации, который обрушивается на молодые и не до конца окрепшие умы, виновата, скорее, социальная политика государства, особенно в образовательной сфере. Хотя, конечно, медиа-социальные сети, например, всерьез мешают мотивировать студентов к учебному процессу, к систематической работе, к поиску серьезной информации. Интернет - огромный мир, где можно получить объемные знания на любую научную тему, однако студенты рассматривают картинки с котиками и чудовищно неграмотно пишут комментарии. Идет поиск способов, как мотивировать студентов, чтобы Интернет помогал получать знания, а не отнимал их. Этим и занимаются педагоги, психологи и общество в целом, но нужно признать, что пока не получается.

    Проблема активности

    Это тоже проблема животрепещущая. Нужны новые формы и методы обучения студентов, чтобы активизировать их отношение к учебной деятельности. Но прежде всего необходимо провести критический анализ существующих. Ведь часто все обучение опирается на то, что студент воспроизводит, запоминая только определенный круг фактического материала: "от сих до сих". Нужна творческая активность, желание заглядывать на десять страниц вперед. Здесь роли преподавателя и студента должны быть качественно пересмотрены. Нужны партнерские отношения, чтобы сделать студента действующим лицом. Иначе педагог не сможет даже диагностировать мотивацию студента или отсутствие ее.

    А знать то, что движет студентом, какие мотивы побуждают его к действиям, преподаватель обязан, чтобы разрабатывать и реализовывать эффективную систему методов управления мотивацией во время учебного процесса. Главной задачей является правильная организация деятельности студента, в том числе и неучебной, чтобы максимально способствовать раскрытию внутреннего потенциала личности. Однако структура такой мотивации - и профессиональной, и педагогической - для подготовки специалиста пока не только не изучена, она еще и не выстроена. Стратегия профессионального образования сегодня должна обеспечивать усиление мотивации к профессиональной деятельности, стимулировать творческий потенциал, развивать интеллектуальные, эмоциональные, духовные и волевые качества студентов.

    Мотивационная сфера

    Изучать учебную мотивацию необходимо, чтобы выявить реальный уровень и возможные перспективы, зоны влияния на развитие студента, которому крайне требуется указать новые цели и обозначить основные потребности, именно тогда и проявятся процессы взаимосвязи между общественным устройством и формированием мировоззренческих категорий личности. Рассматривать необходимо все без исключения этапы развития мотивационных составляющих, поскольку результаты всегда разные, они зависят от многих факторов: мотивов познавательных и социальных, от уровня жизни, от иерархии учебного сообщества, когда непосредственные побуждения подчинены осознанным, произвольным их формам.

    Побуждения должны гармонично согласоваться между собой, быть стабильными, устойчивыми и обязательно положительно окрашенными, ориентироваться на длительные перспективы по времени, быть действенными и реально влиять на поведение. Именно тогда и получится зрелая форма профессиональной мотивации. В данный момент у большинства студентов-первокурсников внутренняя мотивация преобладает, далее это число снижается, но сохранившие в себе этот внутренний стержень не теряют из вида поставленные цели, несмотря на воздействие многочисленных внешних факторов.

    Становление мотивации

    Особенности становления мотивации у каждого студента являются индивидуальным процессом, они буквально неповторимы, и здесь задача педагога - найти некий общий подход, выявить все сложные и даже противоречивые пути профессиональной мотивации, чтобы направлять ее ход. Прежде всего необходимо развивать познавательный интерес, поскольку без такого плана активности ничего достичь невозможно. Потому в обучении лучшим подходом является систематический мониторинг возбуждения, развития и укрепления познавательного интереса. Это основа мотивации, действующая мощно и как средство воспитания студента, и как средство повышения качества обучения.

    Конкретные рекомендации разрабатываются, доводятся до учебных заведений и реализуются. Во главе угла стоят совершенствование самостоятельной работы. Очень многое зависит от самого преподавателя, от силы его обучающего воздействия. Повышают познавательную активность и содержание материала, который предстоит усвоить (и здесь как нигде необходима учебная мотивация), вдохновляет и сам процесс работы с новым материалом, где можно вводить в действие резервы качеств личности как студента, так и преподавателя.

    Формирование личности

    Мотивация студентов к обучению - это преследование целей и опора на ценности профессионального образования, перспектива удовлетворения потребностей личности, социума и государства. Именно это и предопределяет все текущие изменения в образовательном процессе, в том числе и в мотивационной сфере. Личность студента за время обучения должна стать высокомотивированной, чтобы трудиться и жить в постоянно изменяющихся условиях экономических и социальных.

    Однако все сложнее становится исследовать специфику этой сферы, структура ее стремительно усложняется, и это не способствует хорошему освоению профессии в целом. Приоритетными становятся интересы личности, а не коллектива, становление эрудиции и компетентности, а не чувства долга и чести. Нужно повышать общую культуру и развивать творческое начало. Студент должен быть активным субъектом в социуме.

    Уровень профессиональной мотивации показывает включенность студентов в учебный процесс, именно это и показывает, что они удовлетворены выбором профессии. Изучать состояние познавательного интереса нужно постоянно, на всех этапах развития личности, сообразуя полученные сведения с социальными мотивами, с иерархической мотивационной сферой. По согласованности и гармоничном сосуществовании разнообразных мотивов, стабильности и устойчивости появившегося эффекта, действенности мотивации можно сделать заключение о том, насколько высок уровень познавательной активности.

    Учеба – не ваша сильная сторона, ведь на книжной полке мирно припадает пылью учебник по английскому языку, конспект по всемирной истории волшебным образом превратился в кулек для жареных семечек, а брошюрка с правилами дорожного движения отправилась в бабушкину печь.

    А сами вы еще пылью не припали? Так вам точно не светит . Так что давайте-ка возьмемся за ум и выясним, как мотивировать себя на учебу .

    12 золотых советов от психологов, как мотивировать себя на учебу: IQ будет просто зашкаливать!

    На учебу мотивировать себя помогут проверенные советы психологов:

      Подумайте о своих друзьях и знакомых-эрудитах.

      Ну разве хочется вам снова хватать ртом воздух, когда друг Василий начнет вещать об устройстве Солнечной системе?

      А как не задохнуться от зависти, когда подруга рассказывает, что выходит замуж за белозубого американца только потому, что за пару месяцев осилила разговорный английский? А ведь учеба ей в школе не особо-то и давалась!

      Учитесь с таким же жаждущим знаний, как и вы, чтобы мотивировать себя на учебу.

      И постарайтесь выпендриваться друг перед другом своими успехами, ведь здоровая конкуренция в этом похвальном деле еще никому не навредила.

      Мотивировать на учебу может и грамотный, авторитетный наставник.

      И задавать педагогу тысячу и один вопрос, если что-то недопоняли: так вы еще больше мотивируете себя на учебу, Не зря же говорят, что аппетит приходит во время еды.

      Чтобы мотивировать себя на учебу, нужно всегда видеть «горизонт» – собственно, то, ради чего вы и «умираете» над конспектами и книгами.

      Хотите стать офигенным пластическим хирургом? Тогда будьте готовы зубрить до полуобморочного состояния названия мышц, костей и сухожилий, а также прочей медицинской терминологии. Но где-то там вас уже ждут миллионные гонорары от звезд эстрады за аккуратные носики и шикарные бюсты.

      Составьте четкое расписание учебы и вознаграждайте себя чем-то на промежуточных этапах.

      Выучили три билета на экзамен из запланированных на сегодня шести? Самое время полчаса прогуляться, съесть пару любимых шоколадных конфет или позвонить подружке-хохотушке.

      Но помните: награда должна быть равноценной затраченных усилий на учебу, поэтому «махнуть» на шашлыки с ночевкой только потому, что вы выучили 10 – явный перебор.

      Если учеба для вас – муть, скука смертная и тоска, мотивировать себя поможет система скетчноутинга.

      Суть ее сводиться к тому, чтобы во время учебы делать не просто записи, а «ментальные карты», понятные именно вам – со смешными рисунками, «угарными» цитатами преподавателей и смайликами. Больше можно прочитать, например, в книге Майка Роде «Скетчноутинг. Пособие по визуализации идей».

      Настоящих эстетов (а мы уверенны, что вы – именно такой/такая) мотивируют на учебу идеальный порядок на рабочем месте, красивые канцелярские принадлежности, и даже – букет любимых цветов.

      Оно и правильно: трудно получить удовольствие от учебы, если вы делаете записи огрызком карандаша на старой газете, а на вокруг вас – «хаос и анархия».

      «Я всю свою сознательную жизнь мечтала побывать в Лондоне. И начиная с пятого класса, все тетрадки для учебы у меня были с Биг Беном или красными двухэтажными автобусами, а над рабочим столом висел британский флаг.
      Когда хотелось выть от повторения неправильных английских глаголов, эти мелочи помогали мотивировать себя на дальнейшую учебу. И знаете что? В сентябре я еду в Лондон по программе студенческого обмена. Мечты сбываются!» — рассказывает Людмила из Киева.

    1. Мотивировать себя на новые достижения помогут идеальные условия для учебы:

      • никаких узких юбок, спадающих брюк и лезущей в глаза челки во время учебы – обеспечьте себе максимальный комфорт, даже если для вас он заключается в любимой пижаме с совятами;
      • позаботьтесь, о том, чтобы ничто вас не отвлекало от учебы : ни крики «итальянской» семьи, живущей по соседству, ни звонки на мобильный телефон, ни призывно мигающее окошко «аськи».

        Если нужно – одевайте беруши, затыкайте уши ватой или учитесь, повернувшись к стене. Вас нет – вы «умерли» и «воскреснете» для мира только тогда, когда вызубрите эту чертову теорему!

        поставьте возле себя бутылку с питьевой водой и какой-нибудь перекус перед учебой , иначе есть риск, что по дороге к холодильнику вы дадите слабину и завернете в гостиную , а там глядишь – и вы уже где-то на даче у друга детства Сереги «дудлите» пиво.

        Тогда мотивировать себя будет уже бесполезно;

    2. Не вздумайте размышлять, какими чудными и интересными вещами вы могли бы заняться, если бы не посвятили время учебе.

      Так мотивировать себя точно не получиться. Так что думаем об учебе, и только о ней, родимой, даже если на улице «травка зеленеет, солнышко блестит».

      Каким бы дурацким не казался этот совет, но иногда для того, чтобы мотивировать себя на учебу, достаточно просто засесть за учебники и начать учиться.

      Помните старый добрый анекдот: «Поначалу наш кот не любил пылесос, а потом ничего – втянулся». Вот и вы втягивайтесь!

      Не создавайте «авральных» условий, если не хотите возненавидеть учебу на веки вечные, а наоборот – мотивировать себя.

      Вам необходимо написать реферат на пятницу? Не советуем садиться за него в 23.00 четверга, лучше разделите объем работы на два-три вечера.

      Постарайтесь не замотивировать себя до смерти на учебу.

      Не пытайтесь выучить три тома «Большой советской энциклопедии» за один присест – ставьте реальные задачи, но неукоснительно их выполняйте.

    «Мой секрет успешной учебы – реальная оценка своих сил и железная сила воли. То есть когда я знаю, что мне нужно выучить 15 вопросов за 3 дня и я могу это сделать, то буду зубрить по 5 тем в день, даже если вокруг меня шаманы вуду устроят ритуальные пляски, а Жизель Бюндхен будет зазывать на свидание» , — делится своим опытом о том, как мотивировать себя на учебу, студент из Москвы Сергей.

    15 советов от студентов Гарварда, как мотивировать себя на учебу: так и хочется засесть за книги!

    Вот утверждения, которыми себя мотивируют студенты такого элитного учебного заведения, как Гарвард:

    История о Наталье, лени и огурцах: что будет, если не «париться»?

    Каждое утро, отправляясь по своим делам, автор статьи «срезает» дорогу через городской овощной рынок.

    И проходя мимо одного из прилавков, cтарается «прошмыгнуть» как можно быстрее, потому здесь торгует овощами ее бывшая однокурсница Наташа – спутанные волосы, тусклая кожа и грязные, с обломанными ногтями руки. Есть подозрение, что и румянец на щеках не от девичьей стеснительности, а от крепкого алкоголя.

    А ведь когда-то в университете Наталья подавала большие надежды и даже окончила аспирантуру.

    Правда, кандидатскую диссертацию так и не защитила: не хватило как раз тех самых внутренних сил, чтобы мотивировать себя на учебу, когда атаковала несчастная любовь, конфликты с родственниками и «скандалы, интриги, расследования» на кафедре, где девушка числилась аспиранткой.

    Наташа даже не попыталась устроиться на или хотя бы более престижную, чем продавцом на рынке. Перегорела и сдалась, не мотивировала себя на дальнейшее развитие…

    Страшно? То-то же… Берем себя в руки и настраиваемся на учебу!

    10 блестяще образованных голливудских звезд, которые точно знают, как мотивировать себя на учебу

    Если вы оправдываете то, что не можете мотивировать себя на учебу, отсутствием времени, подумайте, больше ли вы заняты, чем эти знаменитости-интеллектуалы:

    • Дольф Лунгрен;
    • Мадонна;
    • Эдвард Нортон;
    • Кейт Бекинсейл;
    • Ева Лонгория;
    • Эмма Уотсон;
    • Девид Духовны;
    • Джоди Фостер;
    • Джеймс Франко;
    • Мэгги Джилленхолл.

    Ну что, вы продолжаете сетовать на судьбу-злодейку, которая буквально за волосы оттаскивает вас от книг?

    Вопросом «Как мотивировать себя на учебу?» задаются множество нерадивых школьников и студентов, но есть и то счастливое меньшинство, которым это уже удалось.

    Как не лениться и взяться за учебу?

    О секретах мотивации вы узнаете, посмотрев этот ролик:

    Мы искренне надеемся, что после прочтения наших советов, вы станете один из тех «избранных», которым грызть гранит науки в кайф.

    Полезная статья? Не пропустите новые!
    Введите e-mail и получайте новые статьи на почту