Учебная деятельность дошкольников. Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения Формирование навыков учебной деятельности дошкольников

Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.

Практические навыки - автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.

Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста .

Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?

Коммуникативные навыки

Общение - главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения - вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.

Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.

Пути развития коммуникативных способностей:

  • Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
  • Находить решение конфликтных ситуаций.
  • Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
  • Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.

Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.


Трудовые навыки

Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей . Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.

Если малыш не хочет трудиться - не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.

Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:

  • организация работы;
  • сбор всего необходимого для труда;
  • уборка рабочего места по окончанию занятий;
  • очистка инструментов и распределение их по местам.

В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания - вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.

Культурно-гигиенические навыки

К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:

  • гигиена рук после прогулки и перед едой;
  • водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
  • полоскание рта после приема пищи;
  • опрятность одежды;
  • порядок среди игрушек в комнате;
  • культура приема пищи.

Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно - задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.


Двигательные навыки

Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии - в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.

Этапы формирования:

  • Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
  • Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
  • Зрительная ориентация.

Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.

Социально-бытовые навыки

На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков :

  • Новорожденный - улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
  • Малыш (2 года) - понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
  • Ребенок (3 года) - общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
  • Младший дошкольник (4-5 лет) - партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
  • Старшие дошкольники (6 лет) - совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.

Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания - все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.


Графомоторные навыки

Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.

Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.

Этапы формирования:

  • 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
  • 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
  • 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
  • 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.

Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.

Творческие навыки

Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.

Существует немало развивающих методик:

Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).

Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.

Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.

Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).

Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.

Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника .

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитие у ребенка познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).

Структура учебной деятельности.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Ф.Элькониным, В.В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно

Учебную задачу

Учебные действия

Контроль

Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.

Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Становление элементов учебной деятельности.

Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)

Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом. На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».

Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.

Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых и направляет их на овладение знаний, умений.

Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.

Ахременкова И. З. учитель-дефектолог

Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.

Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.

Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:

*она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых, умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.

формирование отдельных элементовучебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;

— дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки;

— в детском саду ребенок должен научиться работать по инструкции, проявлять самостоятельность;

— детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;

— дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, помогать друг другу;

— важно привить детям стремление к познанию нового, интерес к учению, к школе.

Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Морозова Ирина Михайловна

старший воспитатель,

МБДОУ ДСКВ №24 п. Советский,

МО Ейский район

2. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. На практике в образовательном процессе часто ценятся такие качества как умение действовать по образцу, послушание, принятие чужого мнения. Данное противоречие заставляет ещё раз осознать, что п реемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

3. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития его умственных способностей.

Перед воспитателем детского сада, а далее и учителем начальной школы стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.

4. Теоретические обоснования : ФГОС ДОУ

Деятельностный и личностный подходы

ФГОС начальной школы

Системно-деятельностный подход

Содержательную преемственность можно выразить следующим образом: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра - как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

5. 6. Вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей, задач и принципов согласованность представлена, то на уровне методов, средств и форм она часто отсутствует.

7. (Результаты освоения программы) Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, т.к. специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов, что обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ставят требования, которые должно выполнить предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Именно эти качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги первой ступени образования.

Отличительной особенностью ФГОС начальной школы является его деятельностный характер , ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия это - «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д.

8. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Задача педагогов: внимательно познакомиться с формами и методами работы в образовательных учреждениях, это поможет первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий , которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.

9. Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

Развитие любознательности;

Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

10. В ближайшей перспективе необходима разработка гибкой системы методической работы в образовательных учреждениях (и в школе и в детском саду), способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях предшкольного и начального образования. Главный недостаток в осуществлении данной деятельности на практике - недостаточная системность её организации и низкий уровень мотивации педагогических работников образовательных учреждений в её осуществлении.

11. Для работы по реализации преемственности в развитии личностных, метапредметных и предметных компетенций дошкольников и школьников следует выделить следующие параметры:

1. Преемственность в целях и содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания

детей.

Какие же это направления?

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

12. Через все перечисленные выше направления четко прослеживается:

методическая работа;

работа с детьми;

работа с родителями.

13. Поделимся опытом сотрудничества с МБОУ СОШ №17 п. Советский Методическая работа может включать в себя изучение методов и форм организации образовательного процесса через:

взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, так с 23 по 27 ноября детский сад принял участие в предметной методической неделе с открытым показом организованной образовательной деятельности: Формирование элементарных математических представлений и Развитие речи, с приглашением учителя начальных классов МБОУ СОШ №17 п.Советский Пархоменко Анны Анатольевны . Интересно было наблюдать за работой детей, которые с интересом и старанием считали, решали задачки, выделяли звуки в словах, делили их на слоги, составляли предложения, тексты. Каждому ребёнку хотелось показать, что он умеет, и конечно понравиться будущему учителю.

Организуется участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах, совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной

школы на базе образовательных учреждений;

14. Работа с детьми может заключаться в:

организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

Важным взаимодействием между детским садом и школой является посещение занятий школы будущего первоклассника детьми и воспитателями подготовительных групп. После занятий педагоги имеют возможность совместно с учителями обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, позаимствовать положительный опыт педагогов, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Приходят в гости ученики школы с показом перед ребятами сказок, переделанных на новый лад.

Встречаются ребята не только с развлекательной программой, но и познавательной - такой как «Литературная викторина».

Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ. Дети раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях . У них появляется желание пойти в школу, стать учениками 1 ого класса. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники проявляют заботу о младших товарищах, а это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

15. Важным направление работы между детским садом и начальной школой является работа с родителями. В детском садике организованы уголки для родителей с советами для будущих первоклассников. Проходят совместные родительские собрания.

Также работа с родителями предполагает:

    круглые столы, дискуссионные встречи,

    консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    анкетирование, тестирование родителей;

16. В заключении хочется сказать, что только такая заинтересованность обеих сторон позволяет по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, делает для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Положительный результат взаимодействия ощутили наши учителя первых классов.

Дети хорошо усваивают программу, потому что сформированы элементарные навыки учебной деятельности: умение слушать и понимать объяснение учителя; действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца. Уровень их подготовки соответствует предъявленным к первоклассникам требованиям, дети благополучно проходят адаптационный период при начале обучения в школе. Самое главное у них появляются мотивы обучения: отношение к учёбе, как к важному общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебными предметам.

Спасибо за внимание!

Ребенок собирается стать первоклассником. Событие это у большинства родителей вызывает не только (а иногда не столько) радостные эмоции, но и заставляет волноваться: как все у ребенка будет складываться? Легко ли он войдет в школьную жизнь? Как же помочь ребенку с наименьшими проблемами вступить в новый для него этап жизни, что может сделать каждый из вас уже сейчас?

Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность - это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук. Она складывается постепенно, формирование ее происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе. В то же время созданию предпосылок для формирования учебной деятельности надо уделять внимание уже в старшем дошкольном возрасте. Создание предпосылок для формирования учебной деятельности предусматривает:

Достаточно высокий уровень произвольности;
умение планировать и контролировать собственные действия;
высокий уровень активности и инициативности;
самостоятельность в работе;
умение оценивать правильность выполнения собственной работы. Как видите, задачи непростые. Как же успешно их решить?

Остановимся на важнейших для успешного обучения качествах ребенка - его активности и самостоятельности .

В формировании активности и самостоятельности, как это ни покажется странным на первый взгляд, ведущую роль играет характер ваших отношений с ребенком. Для того чтобы сформировать у дошкольника умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже не верный, но самостоятельно найденный ответ, решение какой-то проблемы. Необходимо хвалить ребенка за саму попытку действовать самостоятельно. Если работа сделана неправильно или ответ не верен, вы можете по¬том вместе это исправить. Если же каждый раз, пытаясь вы¬полнить какую-то работу самостоятельно и не добившись нужного результата, ребенок будет слышать упреки, то в конце концов он перестанет проявлять инициативу, будет ждать вашей помощи, перестанет надеяться на свои силы, что при¬ведет к снижению его самооценки. Дайте ребенку поспорить, доказывая свою точку зрения, свой взгляд на выполнение какой-то работы. Даже если он не прав, всячески поощряйте такие споры, умело руководите ими, учите ребенка отстаивать свое мнение и вместе приходите к правильному решению.

Напротив, беспокойство должна вызывать низкая активность, безынициативность ребенка. У таких детей в будущем довольно часто и быстро снижается интерес к учебе, нарушаются контакты с одноклассниками. Главная задача родителей таких детей - приветствовать любое проявление инициативы с их стороны, чаще поощрять, хвалить, снизить уровень своей опеки, возложить на ребенка несложные, но постоянные обязанности по дому и поощрять его за их выполнение.

Следующая необходимая предпосылка учебной деятельности - умение планировать свои действия . Наиболее удобны для этого различные виды конструирования, лепка, аппликация, работа с конструктором (особенно любят современные дети маленькие наборы «Лего»). Обсудите с ребенком предстоящую работу, узнайте порядок его действий, внесите поправки в его план, посоветовавшись с ним, спросив его мнение. То же касается и выполнения ребенком каких-то ваших поручений по хозяйству. Учите его: прежде чем делать работу, надо обдумать, как ты ее будешь делать, с чего лучше начать.

Важно учить в этом возрасте и самоконтролю, самооценке : проверять свою работу, сравнивать ее с образцом, оценивать, видеть недочеты, находить ошибки и исправлять их. Это очень трудно! Без вашей поддержки, вашей терпеливой помощи дошкольнику с этим не справиться, ведь в этом возрасте ребенок не всегда способен адекватно оценить результаты своей деятельности (чаще всего эта оценка бывает завышена).

Чаще обращайтесь за советами к воспитателям своих детей. Не стесняйтесь и не забывайте спрашивать, интересоваться у них, как ребенок ведет себя на занятиях, успевает ли вместе со всеми выполнить задание, проявляет ли активность, с желанием ли занимается, насколько самостоятелен (часто ли воспитателю приходится оказывать ему помощь), как относится к похвале или порицанию. Мнение воспитателей очень важно, ведь они наблюдают вашего ребенка в течение всего дня. Не обижайтесь, если отзывы о работе ребенка на занятиях не всегда будут положительными, а попробуйте вместе разобраться в причинах, узнайте, какое объяснение дает этому воспитатель, прислушайтесь к мнению специалиста. А затем уже дома постарайтесь строить свою работу с ребенком, свое общение с ним таким образом, чтобы помочь ему преодолеть все затруднения.

Например, воспитатели отмечают, что ребёнок работает медленно, не успевает за всеми детьми, ему требуется затратить больше времени, чем сверстникам, но работа всегда бывает выполнена аккуратно, правильно. Как поступать в этом случае? У всех людей очень разный темп работы, и об этом надо постоянно помнить. Если такого ребенка торопить - результат будет прямо противоположный, и кроме того, вы можете сформировать у него состояние постоянной тревожности, неуверенности в своих силах. Не забыв похвалить ребенка за хорошую работу, отметьте, что вам хотелось бы, чтобы он работал немного быстрее, посоветуйте, что для этого может сделать ребенок, где он теряет время. В следующий раз попробуйте поставить перед ребенком часы, предложите поиграть в игру «Обгони минутку», сделайте одну и ту же операцию несколько раз, каждый раз замечая затраченное время, радуйтесь вместе с ребенком, если время сокращается. Отмечайте любые, даже малейшие успехи - это вселит в ребенка уверенность в своих силах. Хвалите его каждый раз, когда ему удается выполнить какую-то работу по дому не толь¬ко хорошо, но и быстро. Таким образом, обращая специальное внимание на эту проблему, постепенно вы приучите ребенка работать быстрее.

Чтобы проблем при поступлении в школу было меньше, учите дошкольника правильно организовывать свое рабочее место . У каждого ребенка есть в квартире или доме свой уголок: это столик, за которым он работает, либо место, где находятся его игрушки, книги. Приучайте его содержать эти места в порядке, самостоятельно убирать игрушки после игры, заправлять свою кровать (не думайте, что он мал для этой работы, - в детском саду он прекрасно с этим справляется), развешивать свою одежду, расставлять на полке свои книги, после работы закрывать и убирать на место пластилин, альбом, краски, выливать воду, вытирать стол. Не секрет, что некоторые из вас периодически или регулярно выполняют эту работу за своего ребенка: для экономии времени, из соображений аккуратности («Ребенок все равно не сделает так, как я») и просто из-за того, что так заведено («Ребенок никогда не делает этого»). Но привычка не придет сама собой, а значит, скорее всего, в будущем вам трудно будет добиться, чтобы ваш первоклассник сам собирая портфель, убирал тетради в папку, а ручку - в пенал. Отсутствие привычки организовывать и убирать рабочее место неизменно скажется на учебном процессе.

Тесно связана с предыдущей и следующая задача - формирование умения доводить начатое дело до конца . Речь идет в первую очередь о тех видах работы, которые требуют от ребенка умственного или физического усилия, не очень интересны ребенку, но важны, например, с точки зрения его подготовки к школе. К таким видам работы можно отнести выполнение штриховки или графический диктант. Не нагружайте ребенка непосильным объемом работы, обсудите с ним этот вопрос: пусть сегодня он заштрихует только одну фигуру, но аккуратно и до конца, а завтра уже попробует заштриховать две фигуры. Излишне говорить, что надо учить ребенка доводить до конца и другую, более привлекательную работу.

Следует задуматься и тем родителям, чьи дети не сразу слышат обращенные к ним слова, кому приходится повторять свои просьбы по нескольку раз, прежде чем они будут услышаны и выполнены. Не отступайте от своих слов («Легче самой сделать, быстрее получится»), добивайтесь своего. По¬пробуйте однажды поступить в ответ на его просьбу так же, спросите потом, понравилось ли ему такое отношение, постарайтесь объяснить, что вам тоже бывает неприятно его поведение. Постепенно учите ребенка слышать и выполнять ваши требования, просьбы с первого раза. Умение слушать и слышать , действовать по инструкции взрослого - необходимые условия успешного обучения в школе.

Формируя и закрепляя у ребенка до поступления в школу вышеназванные умения и навыки, вы тем самым облегчите, сделаете наиболее успешным и безболезненным процесс вступления его в школьную жизнь.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМОКОНТРОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Приведу некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

Игра «Сделай так же». Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.
Можно предложить сложить из геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

Квадрат из треугольников по заданному образцу;
елочку из треугольников;
узор из разных геометрических фигур;
композицию из разных геометрических фигур.

Можно разложить геометрические фигуры в заданном порядке.
Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома ребенку, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец) - нужно собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, взрослый дает ребенку кар¬точку с нарисованными незакрашенными кружочками и предлагает их закрасить, ориентируясь на образец: 5 - красный, 4 - синий, 3 - желтый, 2 - коричневый, 1 - черный.

Игра «Сохрани слово в секрете». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек, книга и т.д. Основная задача этого упражнения - научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано, - подойдет любое.

Варианты правил:
1. Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].
2. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука.
3. Нельзя повторять названия животных. 4. Нельзя повторять имена девочек.
5. Нельзя повторять слова, состоящие из двух слогов и т. д. Когда ребенок станет хорошо и постоянно «удерживать» правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил, например:
1. Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.
2. Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

Игра «Можешь ли ты делать два дела сразу?» (для читающих дошкольников). Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и
про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказ про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Правила чтения можно менять:
1. Произносить вслух каждое третье слово.
2. Произносить вслух последнее слово в предложении.
3. Произносить вслух все имена собственные.
4. Произносить вслух все слова, начинающиеся, например, на звук [к].

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

Игра «Следи за своей речью» (аналог русской народной словесной игры «В барыню»). Ведущий говорит: «Барыня купила туалет. В туалете сто рублей, что хотите, то купите, „да" и „нет" не говорите, черное и белое не покупайте». И начинает задавать «каверзные» вопросы, пытаясь вынудить отвечающего говорить запрещенные слова, например:

Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да. (Ой!)

Проигрыш: надо было сказать, например, «разумеется».
Это игра, с одной стороны, вырабатывает умение задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, а с другой - развивает внимание у отвечающего на вопросы. Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить, и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много - это откровенная проверка внимания.

Например:
Вы сегодня завтракали?
Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия?
Вы левша?
Вы любите кино?

Игра «Что изменилось?» Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. «Кто первый желает проверить свою наблюдательность - пожалуйста, просим к столу!» Игроку предлагают в течение 30 секунд (считают до тридцати) ознакомиться с расположением предметов; потом он поворачивается спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим игрока: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается выигрыш в 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою «коллекцию», разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого игрока. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого игрока меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Игра-упражнение «Что изменилось?» Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Взрослый вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это даются 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, рас¬плести косичку и т.д., а также поменяться друг с другом местами. Затем водящий должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Игра-упражнение «Найди отличие» Все ребята любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где изображены, например, два жирафа (два гнома, два котенка, две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия. Можно также подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Игра-упражнение «Топ-хлоп» . Игра на развитие внимания, памяти. Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное - топают. Например: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырой», «Ворона - перелетная птица». Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.

Упражнения на распределение внимания направлены на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

1. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 минута. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

2.Задание похоже на предыдущее. В течение минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. При этом треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка - нарисовать как можно больше «правильных» треугольников и кругов.

3.Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров, запись слов и прослушивание отрывка стихотворения и т. д. Важно сформировать у ребенка такое качество, как помехоустойчивость.

СООБЩЕНИЕ

к педагогическому совету на тему

«Предпосылки формирования учебной

деятельности у дошкольников»
Подготовила заместитель заведующей

Фисман Татьяна Васильевна

ДОУ № 118

г. Липецк, 2015

Быть готовым к школе – это не значит уметь читать , писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

А.Л.Венгер.


Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Одним из условий ФГОС ДО является:

Формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:

В недрах игровой деятельности;

В процессе специально организованного обучения.
Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественная психология опирается на положения, выдвинутые Д.Б. Элькониным (1960) и В.В. Давыдовым (1986). С точки зрения этих ученых , учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и общими способами решения конкретно-практических задач.
Структура учебной деятельности включает четыре основных компонента:
мотивацию (познавательный интерес);
общие способы действия, с помощью которых решаются поставленные задачи;
нахождение самостоятельных способов решения

контроль за способами выполнения своих действий.

Рассмотрим первую предпосылку формирования учебной деятельности – мотивацию или воспитание познавательного интереса у детей.

Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей.

Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.

Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К.Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов».
Итак, воспитание познавательных интересов - важнейшая
составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того,
насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Доказано, что развитие учебной деятельности, возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому второй предпосылкой учебной деятельности выступает овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А.П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А.П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности.

Характерными чертами умения учиться являются:

Умение слушать и слышать воспитателя;

Работать по его указаниям;

Способность отделять свои действия от действий других детей;

Развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.
Учебная деятельность - вид познавательной деятельности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно
для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции
педагога, они воспринимают от него
конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения
практических и познавательных задач.

Психологические исследования Н.Н. Поддьякова (1977, 1985) показывают, что у детей дошкольного возраста при решении практических задач происходит переориентировка сознания с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях.

В условиях обучения, направленного на поиск новых способов решения определенного круга практических задач, у детей вырабатывается умение более рационально анализировать условия новой задачи и самостоятельно находить способы ее решения.
Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая
должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий.

Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать
с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.
Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках
учебной деятельности детей, можно назвать
основные компоненты учебной деятельности :


  • принятие задачи;

  • выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;
    контроль, самоконтроль и самопроверка;

  • личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный; 2) регулятивный;

3) познавательный; 4) коммуникативный.
Предпосылками личностных УУД являются:


  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • формирование познавательной и социальной мотивации;

  • формирование адекватной самооценки;

  • формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;

  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Предпосылками регулятивных УУД являются:


  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  • умение сохранять заданную цель;

  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

  • умение контролировать свою деятельность по результату;

  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

  • умение работать по инструкции взрослого;

  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

  • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Предпосылками познавательных УУД являются:


  • навыки сформированности сенсорных эталонов;



  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

  • умение выделять существенные признаки объектов;

  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;

  • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

  • умение производить анализ и синтез объектов;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • ориентировка в пространстве и времени;

  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;

  • умение ориентироваться в книге;

  • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

  • умение находить нужную страницу;

  • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

  • умение пользоваться простейшими инструментами.

Предпосылками коммуникативных УУД являются:


  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

  • ориентация на партнера по общению;

  • умение слушать собеседника.

  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:


  • участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;

  • творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

  • самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;

  • дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:


  • классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

  • анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;

  • синтез – объединение отдельных компонентов в целое;

  • сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;

  • обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

  • сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

  • исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.

  • подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

  • прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;

  • работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;

  • знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

  • работа со схемами, составление схем-опор;

  • решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;

  • установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:


  • «преднамеренные ошибки» детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

  • поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

  • взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

  • взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;

  • заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;

  • «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;

  • контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:

  • «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

  • составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.

  • «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

  • «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);

  • обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;

  • групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;

  • «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.

  • «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью
всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным
отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень - более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

III уровень - начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.
Более подробно признаки этих уровней даны в таблице.
Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста

(по А. П. Усовой)


I
уровень


II
уровень


III
уровень


слушают указания
руководствуются указаниями ими в работе;


устойчивый самоконтроль,

в случае непонимания задают вопросы;


правильно оценивают работу свою и других;


достигают нужных результатов.


слушают указания,

условно
придерживаются указаний в работе;
самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей;
правильно оценивают собственную работу;

результаты условны


слушают указания, но как бы не слышат;
не руководствуются указаниями в работе;
самоконтроль отсутствует, при выполнении работы склонны к подражанию другим детям;
к оценке нечувствительны;

результата не достигают.

Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности
к обучению и учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них
характеризуется: усложнением познавательного содержания; возрастающими
требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.

У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно
связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические
потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию.
Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.

Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого
багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.
Использованная литература.
1. Безруких, М.М. Готовим к обучению в школе / М.М. Безруких // Газета «Первое сентября, главная страница газеты «Начальная школа». - №20. - 2008.

2. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению /Л.И. Божович //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1985. С. 132-142.

3. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? /Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., 1994.

4. Дорофеева, Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной
деятельности/Г.А Дорофеева //Прикладная психология. – 2001. – №3. – С.75-83.

5. Казакова, Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и приемы игровых занятий /Г.М. Казакова. – М. 2007. – С. 25-28.

6. Кудрявцев, В.Т. Интеллектуальная готовность к обучению в школе развития: источники и слагаемые /В.Т. Кудрявцев //Перемены. – 2008. – №2. – С. 78-85.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание, Личность].Н. Леонтьев.- М., 1977.

8. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

9. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 2008.

10.Путь к школе. Программа предшкольного образования детей 5,6-7лет / Уфа, БИРО, 1999

11.Рахимов, А.З. Психодидактика /А.З. Рахимов. - Уфа, 1999

12.Рахимов, А.З. Структура учебной деятельности в моделях /А.З. Рахимов. – Уфа, 1985.

13. Федосова, Н.А.,. Дошкольное обучение: подготовка к школе /Н.А. едосова, С.В. Романцева, С.С. Колесина и др. – М. 2003.