Как вести себя в различных ситуациях? Как научиться принимать быстро решения Насколько быстро ты ориентируешься в разных ситуациях

Цель элективного курса: профессиональное самоопределение учащихся основной школы.

Задачи:

  • Сформировать профессионально-ориентированные умения учащихся основной школы в рамках профессий краевед, геолог, летчик, моряк, топограф, геодезист и т.д.
  • Расширить кругозор учащихся в образовательной области «география».
  • Дать сведения и практические рекомендации по ориентированию без применения приборов, без карты, с картой и компасом; по небесным светилам; в самых различных условиях.
  • Способствовать выбору профиля обучения на старшей ступени образования.
  • Осуществлять комплексную профориентационную работу образовательного учреждения.

Элективный курс по географии «Ориентируемся в любой ситуации» разработан для учащихся 9-х классов, относится к «сетевым» надпредметным профориентационным курсам, ориентирован на подготовку учащегося основной школы к ситуациям выбора направления дальнейшего образования, способствует расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курс является пропедевтическим и выполняет роль практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора профессии, профиля обучения, собственного содержания образования, оценить свой образовательный потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Элективный курс рассчитан на небольшое количество часов (12 ч), что позволяет школьникам в течении года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой и «ресурсными центрами» на базе Профессионального училища и средней общеобразовательной школы, а так же использовать кадровый потенциал «ресурсных центров».
Элективный курс «Ориентируемся в любой ситуации» является актуальным в рамках предпрофильного образования, так как несет на себе профориентационную нагрузку. Разработка данного элективного курса отражает социальный заказ на развитие предпрофильного образования учащихся в нашей стране, отраженный в нормативных документах Министерства образования РФ: «Концепция развития образования на период до 2010 г.», «Концепция профильного образования учащихся». Навыки ориентирования на местности необходимы широкому кругу профессий и любому человеку в повседневной жизни, особенно находящемуся в экстремальной ситуации. Люди самых разнообразных профессий: геодезисты, географы, топографы геологи, краеведы, туристы, охотники и, не говоря о военнослужащих армии и флота, могут оказаться в таких условиях, когда умение примериться к местности, найти нужное направление без компаса и карты может иметь весьма большое значение. Ориентированию на местности в значительной мере способствует спорт. Учащиеся приобретают очень важные полезные навыки, необходимые им не только в повседневной жизни, работе, походе, но и для защиты Родины. Потеря ориентировки иногда может привести к тяжелым последствиям. Элективный курс разработан с учетом оказания помощи учащимся при подготовки к ЕГЭ по географии.

Требования к уровню образованности учащихся , необходимые для изучения данного элективного курса:

Учащиеся должны знать : понятия: горизонт, азимут;

Учащиеся должны уметь: определять стороны горизонта и азимут.

Данный элективный курс могут проводить учителя географии, педагоги дополнительного образования, педагоги начального, среднего и высшего профессионального образования.
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения: проблемные, поисковые, диалоговые, игровые, проектные.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме: лекции, практические занятия, защита рефератов, что способствует повышению учебно-познавательной мотивации учащихся и стремление проявить самостоятельность и стремление проявить самостоятельность и инициативность.
Средства обучения: карточки с заданиями, таблицы: «Ориентирование на местности по приборам», «Ориентирование по местным признакам», Расширение горизонта с высотой», кодоскоп, слайд «Азимут», раздаточный иллюстративный материал по начальному курсу географии, карта «Звездного неба», электронный учебник по начальному курсу географии.

Планируемые результаты:

Предполагается, что по окончании изучения данного элективного курса учащиеся смогут определить свое местонахождение без применения компаса и карты по небесным светилам, по ветру, по памяти, по сигналам, зданиям, часам, используя живые ориентиры (по подсолнухам, ягодам, муравейникам, лишайникам и т.д.).

Учебно-тематический план .

№ п/п

Темы, разделы

Количество часов

всего

лекции

практ

семинар

экскур

1 Введение
2 Компасы
3 Азимут
4 Виды ориентиров
5 Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах
6 Особые случаи ориентирования
7 Определение сторон горизонта
8 Ориентирование на местности
9
10 Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам
11 Зачет. Защита проекта.
Итого
  1. Введение : Сущность ориентирования на местности. Применение ориентирования людьми разных профессий. Древние корни ориентирования.
  2. Компасы : Назначение компаса. Виды компасов. Измерение дирекционного угла компасом. Правила обращения компасом.
  3. Азимут : Понятие азимут. Применение азимута для ориентирования на местности. Определение азимута по карте, по заданным азимутам, на местности.
  4. Виды ориентиров : точечные, линейные, площадные. Ориентирование по ориентирам.
  5. Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах: ориентирование по коре деревьев, лесным просекам, лишайникам, муравейникам, грибам, ягодам, траве, оврагам и промоинам, в населенных пунктах по постройкам.
  6. Особые случаи ориентирования : живые ориентиры, ориентирование по памяти, искусственные ориентиры, ветер.
  7. Определение сторон горизонта (лабораторно-практическое занятие): горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по местным признакам.
  8. Ориентирование на местности (лабораторно-практическое занятие): Определение сторон горизонта по компасу. Порядок действий при работе с компасом. Определение азимута по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта. Хождение по азимуту.
  9. Изображение на чертеже направлений (лабораторно-практическое занятие): Изображение направлений на плане местности. Определение точки стояния.
  10. Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам (лабораторно -практическое занятие): Следы ветра на деревьях и других предметах. Определение сторон горизонта по солнцу. Ориентирование по каре деревьев, по лесным просекам, по лишайникам, муравейникам и т.д.
  11. Зачет. Защита проекта: Защита проекта в форме сочинений, рефератов.

Перечень практических работ:

Практическая работа № 1

Тема: Компасы.

Основание содержание учебной информации: Компасы. Вид компасов. Измерение углов. Луч. Окружность. Прямой угол. Транспортир. Треугольник.

Основные умения и навыки: умения и навыки работать с компасом, определять направления по компасу.

Применение умений и навыков работы с компасом в практической и профессиональной деятельности.

I. Закрепление правила пользования компасом.

1. Положить компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)
2. Стрелка должна быть неподвижной.

II. Выполнение заданий.

1. Пользуясь компасом, определите:
а) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса
б) направление, в котором находится дверь класса
в) в каком направлении от окна расположен стол класса
г) направление, в котором находится ваш дом

III. Практическая работа по карточкам.

Практическая работа № 2

Тема: Азимут.

Компас. Измерение углов. Луч. Транспортир. Азимут.

Основные умения и навыки: умения и навыки определения азимутов.

Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению азимутов в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

Работа проводится в классе.

I. Правила пользования компасом

1. Сориентировать компас.
2. Направить визир на объект.
3. Произвести отчет азимута (т.е. определить градусное расстояние от 0 0 до визируемого предмета по часовой стрелке.

II. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта.

III. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта.

  1. Определить азимут направления на юг.
  2. Назовите азимут юго-восточного направления.
  3. Какому направлению соответствует азимут 3150?
  4. Какому направлению соответствует азимут 3600?
  5. Определите азимут левого дверного переплета класса.
  6. Определите азимут правого от них переплета окна, расположенного около учительского стола.
  7. Определите азимут направлений на последние парты первого, второго и третьего рядов.

Практическая работа № 3

Тема: определение сторон горизонта.

Основное содержание учебной информации: Горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по растениям.

Основные умения и навыки: умения и навыки определения сторон горизонта различными способами.

Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению сторон горизонта в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

Выполнение задания на местности.

1. Ответьте на вопросы:

– Что называется горизонтом?
– Какой горизонт на севере? Юге? Востоке? Западе?.
– В какой стороне горизонта местности холмистая, а в какой плоская?
– Что такое ориентирование?

II. По компасу определите стороны горизонта (вспомнить прием работы с компасом)

1. Сориентировать компас.
2. Определение направлений на предметы

III. Определите азимуты сторон горизонта и стороны горизонта по азимуту.

Азимут Стороны горизонта Азимут Стороны горизонта
Юг 0 о
Северо-запад 270 о
Юго-восток 45 о
Восток 220 о

Практическая работа № 4

Тема: Изображение направления на чертеже.

Основное содержание учебной информации: Изображение направления на плане местности. Определение точки стояния.

Основные умения и навыки: умения и навыки определения направления на плане местности и изображения различных направлений на чертеже.

Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению направлений по плану в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

Работа проводится в классе.

I. Подготовка к практической работе

1. Изобразите на листе бумаги в левом верхнем углу стрелку «С-Ю».
2. В центре листа поставьте точку, которая будет являться полюсом.

II. Выполнение заданий

1. От точки проведите направление на север, запад, юго-запад, восток, северо- восток.
2. Поставьте точку и проведите от нее направление, соответствующее азимутам 90 о, 180 о, 0 о, 270 о, 135 о.
3. Поставьте рядом три точки в направлении с запада на восток и от каждой из них проведите линии на север, северо-запад, юго-запад.

III. Выполните задание по карточкам.

Практическая работа № 5

Тема: Ориентирование на местности.

Основное содержание учебной информации: Компас. Стороны горизонта. Азимут. Определение азимута. Хождение по азимуту.

Основные умения и навыки: умения и навыки определения сторон горизонта и ориентирования на местности.

Ожидаемые результаты обучения: умение применять знания по определению сторон горизонта по компасу, осуществлять движение по азимуту на местности в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

Практические работы по ориентированию и определению азимутов направлений проводятся на школьном дворе, а потом во время экскурсий.
Хождение по азимутам – очень увлекательный и полезный вид работы. Овладеть им учащимся несложно. С тем чтобы быстрее приобрели умение и навык хождения по азимутам, следует запомнить последовательность действий.
Учитель записывает это на доске в виде инструкции-памятки:

1. Сориентируй компас.
2. Определите азимут направления на точку стояния № 1.
3. Измерь его расстояние шагами.
4. Перейди в точку стояния.
5. Сориентируй компас.
6. Определите азимут направления на точку стояния № 2 и т.д.
7. Запомни: при переходе от одной точки стояния на другую всегда начинай с ориентирования компаса.

Ходить по азимутам следует начинать в условиях школьного двора, постепенно усложняя задания.
В начале можно предложить ученикам пройти от точки стояния 10-15 шагов по азимуту 360 о, 90 о, 270 о, и.т.д. Затем задания усложняются. Например: пройдя 20 шагов по азимуту 315 о, повернуть под углом 90 о и пройти 10 шагов. Определите азимут этого направления. В каждой отдельном случае учитель проверяет знания инструкции хождения по азимуту.

Практическая работа № 6

Тема: ориентирование по местным признакам.

Основное содержание учебной информации : Определение сторон горизонта по Солнцу, часам, коре деревьев, муравейникам, лишайникам и т.д.

Основные умения и навыки : умения и навыки определения сторон горизонта различными способами.

Ожидаемые результаты обучения : применение знаний по определению сторон горизонта по местным признакам в практической и профессиональной деятельности.

Описание практической работы:

Практическая работа проводится на местности.

1. Определите на местности стороны горизонта по местным признакам.
2. Приготовьте рассказ по одному из способов нахождения сторон горизонта.

Междисциплинарные связи

Межпредметная связь с другими учебными осуществляется: с историей (история древнего мира), физика (магнитное поле, компас), математика (понятия: угол, луч, треугольник, прямой угол, окружность, единицы измерения, транспортир), биология (раздел «Растения и животные» тема «Сезонные изменения»), астрономия (созвездия), литература (написание мини-сочинения).

Перечень учебных материалов:

Литература для учителя :

  1. Аксакалова Г.П. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. География М, «интеллект-Центр», 2005 г.
  2. Герасимва Т.П. Методическое пособие по географии: 6 класс. М.: Просвещение, 1998 г.
  3. Куприн А.М. На местности по карте. М.: «Недра, – 1982 г.
  4. Ладилова Н.Н. Дидактический материал по физической географии: 6 класс. М.: Просвещение, – 1998 г.
  5. Максимов Н.А. Раздаточный материал по начальному курсу физической географии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, – 1984 г.
  6. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. Киев, «ВИЩА ШКОЛА» – 1982 г.
  7. Сиротин В.И. Практические работы по географии. М.: АРТИ, – 2003 г.
  8. Юрков П.М. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, – 1990 г.
  9. Элькин Г.Н. физическая география: 6 класс. Метод. Пособие. С-Петербург. «паритет», – 2002 г.

Литература для учащихся :

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: 6 класс. М.: «Дрофа», – 2004 г.
  2. Куприн А.М. На местности и по карте. М.: «Недра, – 1982 г.
  3. Сухов В.П. Физическая география: 6 класс. М.: Просвещение, – 2004 г.
  4. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. Киев, «ВИЩА ШКОЛА», – 1982 г.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Иногда с нами происходят ситуации, в которых мы частично или полностью теряем над собой контроль. И в данном случае это не про наши эмоциональные взрывы, а про случаи, когда кто-то пытается вторгнуться в наше сознание и навести там свои порядки.

сайт собрал популярные техники психологического воздействия, чтобы вы могли их различать, осознавать и никогда не попадаться под пагубное влияние грубых манипуляторов.

Сенсационность и срочность

Остаточный общинный инстинкт - быть частью целого. Таким приемом частенько грешат сайты бронирования отелей, оповещая пользователей в подобном стиле: «Остался 1 номер», «Такой же номер только что забронировали», «Сейчас это объявление просматривает еще 2 человека». Не обращайте внимания, в 90 % случаев это уловка.

Смешение информации и мнения

Главная задача хорошего манипулятора - поместить объект в иллюзорную среду, где предмет манипуляции будет казаться естественным стечением обстоятельств. К примеру, если человека необходимо уволить, то сперва ему нужно показать, что он плохой работник. Когда «все плохо» - лишение работы кажется естественным.

Чтобы не попасться на эту уловку, выведите себя за пределы искусственно созданной среды и посмотрите трезво на уровень своего профессионализма.

Активизация стереотипов

Как говорил классик, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Ориентируясь на стереотипы, мы сами стараемся подстроиться под них неосознанно - сказывается древнее стремление к объединению. На этом манипулируют все кому не лень. Когда у вас возникает желание «быть как...», остановите себя и осознайте источники этого чувства.

Не надо думать, надо верить

Самое главное в задаче «кукловода» - ликвидировать осознанность жертвы, лишить ее способности задавать логичные вопросы по принципу «не надо думать, надо верить». Человеку кажется, что он сам принимает решения, но он попадает в ловушку. После активизации воздействия можно внедрять в сознание жертвы любые установки.

Чтобы этого не произошло, стоит остановиться, выдохнуть и задуматься: «Что будет, если я не достигну этих целей?» Неудовлетворение собственных желаний, мягко говоря, удручает, к навязанным же мы относимся равнодушно.

Сомнительная альтернатива

Играя на чувстве долга и вины, можно попросить человека о «небольшом одолжении», то есть о том самом важном, что требовалось вам изначально. Зачастую подобный формат выстраивается под углом полезности для жертвы, тогда она чувствует, что не только отдает вам «долг», но еще и остается в сомнительном плюсе.

Здесь важно трезво понимать, что, даже если кто-то оказал вам услугу - простого «спасибо» будет достаточно. Вы не обязаны платить за каждый хороший поступок по отношению к вам.

Нетривиальный вокабуляр

Когда мы пользуемся специфической терминологией, то понижаем статус объекта манипуляции на подсознательном уровне. Собеседник испытывает чувство неловкости из-за собственной некомпетентности. Лишить его уверенности окончательно можно только цитированием именитых людей. Теперь у манипулятора есть возможность повернуть разговор в выгодном для него русле.

И простите за манипуляцию.

Метод фрагментации

Его суть заключается в умалчивании одних фактов и выпячивании других. Для усиления эффекта можно использовать формат подачи «и так во всем». Так вырванная из контекста фраза из частного факта становится системным.

Предположим, мастер маникюра случайно повредил ноготь клиенту, в момент когда последний дернул рукой. Тот в свою очередь написал гневный отзыв о мастере и салоне в целом, определив заведение как место с некачественным персоналом.

Задачей данного этапа является выяснение интересов, мотивов и намерений другой стороны и, в свою очередь, информирование о собственных намерениях и интересах. Необходимо изложить свое вйдение переговорной ситуации и предложить высказаться партнеру об общем вйдении проблемы, обстоятельствах переговорной ситуации, перечне обсуждаемых вопросов и принципов, которые могли бы быть положены в основу переговоров. Путем изложения своего понимания переговорной проблемы и задавания вопросов участники начинают разговор, направленный на выявление интересов сторон и разногласий относительно путей их достижения. Обе стороны излагают свое понимание подходов к дальнейшему обсуждению. Например, «сначала нужно договориться по главным вопросам, а затем перейти к деталям» или «сначала надо договориться по вопросам, по которым легче достигнуть соглашения, а более трудные вопросы оставить на потом». В игре «Железная дорога» (см. с. 47) таким общим подходом может быть обоюдное стремление к максимальному выигрышу коалиции из двух компаний.

Важной темой является выявление того круга вопросов, который каждая из сторон желает вынести на переговоры, и формирование единого представления о содержании переговорных вопросов. Также необходимо определить степень приоритетности тех или иных вопросов, выносимых на обсуждение другой стороной, и сравнить с собственной шкалой приоритетов. Подобное сравнение позволяет предпринять дополнительные маневры на переговорном поле.

Успешность взаимодействия на данном этапе определяется атмосферой доверия, полнотой выслушивания и качеством постановки вопросов. Задача заключается в том, чтобы получить как можно больше информации о фактах, которыми оперирует партнер, о его точке зрения по данным фактам, о степени обоснованности его позиций. Точка зрения партнера, отражая его собственный интерес, неизбежно содержит одностороннюю, эгоцентричную оценку спорных вопросов, но при этом подается как объективная истина. При такой односторонней интерпретации партнеру трудно взглянуть на спорную проблему шире и выйти за рамки своих взглядов на пути ее решения. Поэтому другой стороне необходимо держать в фокусе внимания интерпретации партнера и фиксировать различие между приводимыми фактами и субъективными оценками данных фактов.

На этапе ориентации следует поддерживать атмосферу доверительного обмена информацией, игры с «открытыми картами», совместной деятельности и совместного понимания. Участники должны активно проявлять внимание и полностью выслушивать друг друга. Поэтому от обеих сторон требуется выдержка и терпение.

Важно отметить, что на данном этапе от участников требуется отказ от любого намерения разоблачить, оспорить, перетянуть на свою сторону, усилить свою позицию, т. е. участник переговоров должен быть вне всякой тенденциозности, поскольку его цель не судить, не давать оценок услышанному, а стараться как можно шире и глубже все понять.

Для этого необходимо задавать вопросы самим и, главное, по возможности развернуто отвечать на заданные вопросы. При изложении своей точки зрения и ответах на вопросы участникам желательно концентрироваться на объяснении возникших разногласий в оценках и мнениях.

При выборе типа вопросов предпочтение отдается вопросам перефразирующим, открытым, закрытым, уточняющим. Каждый тип вопроса, как правило, имеет свое целевое предназначение. В табл. 8 приведены возможные типы вопросов, их основное предназначение и примеры использования.

Правильно сформулированный вопрос должен восприниматься не как интервенция принуждающего или нападающего типа, а как проявление искреннего интереса, лишенного малейшей тенденциозности. Не допускаются вопросы критикующего,

Таблица 8 Типы вопросов и цель их использования

Тип вопросов

Цель использования

Перефразирующие -

в форме вопроса повторяют МЫСЛИ ИЛИ слова собеседника

Обратная связь, уточнение понимания, запрос на развитие темы и выяснение мотивов

«Итак, Вы сказали, что видели новый вариант наших предложений?»

Открытые - начинаются со слов «ЧТО», «КАК», ПОЧЕМУ»

Выражение доброжелательного интереса к партнеру и сбор информации

«Что является главной задачей для Вас?»

«Почему Вы это не принимаете?»

Закрытые - начинаются со слов «ЧТО КОНКРЕТНО», «КОЕДА», «ЕДЕ»

Конкретизация высказанного ответа

«Когда это будет сделано?»

«На каких данных основана Ваша позиция?»

Уточняющие - уточняют Мы-высказыва- ния и безличные высказывания, конкретизируют детали

Прояснение деталей, личного отношения, выявление противоречий

«Как появилась эта схема расчетов?»

«Как Вы лично к этому относитесь?»

«Кто именно это решал?»

Прямые - подразумевают единственный ответ («ДА» или «НЕТ»)

Обострение противоречия, перехват инициативы, выбор вариантов решения

«Вы уже приняли решение?»

«Вы сейчас можете ответить на мой вопрос?»

Альтернативные -

предполагается несколько вариантов ответа на выбор

Обозначение разногласий, выяснение предпочтения альтернатив

«Для Вас предпочтительнее первый или второй вариант?»

Риторические - как

правило, не требуют ответа

Повышение заинтересованности, вовлечение

«Вы хотели бы иметь большую прибыль при меньших затратах?»

намекающего, иронизирующего, саркастического, дискриминационного, агрессивного и манипуляционного характера, демонстрирующие намерение не собрать дополнительную информацию о проблеме, а разоблачить, оспорить, подчеркнуть правоту своей позиции, вызвать негативную эмоциональную реакцию, например замешательство и т. п.

Для прояснения позиции партнера следует углублять тематику беседы, отталкиваясь от того, что уже сказано, используя технику вопросов по типу «перефразирование» и «перенаправление вопроса».

В конечном счете, используя активное слушание и эмпатию, необходимо прояснить различия взглядов на обсуждаемую проблему (как ее видите Вы, как ее видит другая сторона на основе своих интересов) и, наконец, добиться полноты восприятия и понимания проблемных вопросов обеими сторонами в целом. Если эта направленность коммуникации выдерживается, то возникает полнота информированности участников, возникают новые ракурсы обсуждения проблемы, расширяется проблемное поле переговорной ситуации и, соответственно, поле принятия решений. Создается атмосфера доверия и сотрудничества как основа для работы на следующем этапе.

Для данного этапа наиболее характерны следующие ошибки:

  • ? не задаются важные вопросы в отношении цифр и уточняющих деталей, поскольку сторона доверяется своему эгоцентрическому видению ситуации;
  • ? процесс задавания вопросов и выслушивания быстро сворачивается после получения первого же позитивного либо негативного ответа;
  • ? доминирование одной из сторон в задавании вопросов;
  • ? задавание вопросов переводится в дискуссию в случае неожиданного или обескураживающего ответа, а роль задающего вопросы быстро превращается в роль полемиста или критика;
  • ? попытка поймать вопросами в ловушку, манипулируя их постановкой;
  • ? сбор информации в атмосфере противостояния, путем задавания вопросов критикующего, саркастического, агрессивного, манипуляционного характера; в такой атмосфере сообщение любой информации или дача пояснений будет восприниматься как попытка оправдания своей позиции.

Если взаимодействие происходит в нездоровой обстановке, участники относятся друг к другу с недоверием, их вопросы становятся некорректными, они ставят в сложное положение другую сторону, чем еще более усиливают недоверие.

Когда на данном этапе возникает атмосфера взаимного неприятия целей сторон, а обмен мнениями, едва начавшись, тут же превращается в дискуссию или даже спор, следует поставить вопрос: можно ли достичь договоренности без минимума взаимно необходимой информации? И затем снова подчеркнуть необходимость выслушивания в атмосфере принятия сторонами друг друга.

Для того чтобы избежать соперничества, от участников требуется высокий самоконтроль (нужно выслушивать вещи, с которыми без критики трудно согласиться), терпение, доброе расположение, благожелательная сосредоточенность на происходящем, хорошее владение техникой постановки вопросов. С одной стороны, это не делается импровизированно, поскольку формулировку вопросов нужно готовить заранее. Но, с другой стороны, уточнение того, что говорится, и формулирование новых вопросов не только допустимо, но и желательно. Вовлечение в активное слушание в атмосфере «доверительной беседы» помогает создать наилучший ракурс рассмотрения переговорной проблемы.

Этап ориентации имеет решающее значение для дальнейшего хода переговоров, поскольку он дает возможность их участникам свести воедино всю имеющуюся информацию и уточнить собственное понимание переговорной ситуации. Выслушивание и задавание шпросов позволяет расширить (дивергировать) проблемное поле обсуждаемых переговорных тем и обрести свежий взгляд на ситуацию. Это позволяет уточнить, какими возможностями сторона располагает в данной ситуации и по каким вопросам ей необходимо проявить гибкость.

Основными коммуникативными умениями, обеспечивающими эффективность взаимодействия на этапе ориентации, являются:

  • ? мини-презентация: изложение своего вйдения ситуации, интересов, точек зрения, мнений, позиции с опорой на факты и аргументы, понимаемые другой стороной;
  • ? интерпретация вйдения проблемы и ситуации переговоров, максимально отвечающая интересам своей стороны;
  • ? использование вопросов для прояснения интересов, мотивов и приоритетов другой стороны; вопросы должны выполнять такие функции, как получение новой информации, уточнение имеющейся информации, нацеливание мысли и речи партнера на определенную тематику или сферу, перевод разговора с одного переговорного вопроса на другой.

В заключение перечислим основные результаты данного этапа.

  • 1. Понимание позиции партнера: получение информации о фактах, которыми оперирует партнер, о его точке зрения по данным фактам, о степени уверенности в своих позициях.
  • 2. Уточнение полученной информации для понимания возникновения разницы в интерпретациях переговорных сторон.
  • 3. Синтез полученной информации в целостную картину, включающую вйдение обоих сторон.
  • 4. Актуализация проблем и переговорных вопросов, интересующих партнера.
  • 5. Информирование партнеров по переговорам о своих намерения и интересах.

Если вы хотите, чтобы все ваши действия становились успешными, нужно сделать так, чтобы молниеносное принятие решения стало для вас обыденным делом. Конечно же, принимать быстрые решения означает рисковать. Поэтому для того чтобы узнать как научиться принимать быстро решения, необходимо изначально перестать бояться. Вы должны быть готовы принимать на себя ответственность. Для этого запомните несколько правил, благодаря которым вы сможете научиться этому полезному, хотя и достаточно сложному делу

Отвечайте только за себя

Во-первых, всегда помните о том, что вы не обязаны во всём и всегда принимать решения. Научитесь отказывать, если вы знаете, что это не в вашей компетенции. Конечно же, человек может обидеться, однако будьте уверенны, что он разозлится ещё больше, если ваше решение навредит ему. Поэтому берите на себя такую ответственность только в том случае, когда дело касается именно вас. Кроме того, чтобы принимать правильные и быстрые решения, никогда не идите против своих принципов. Зачастую мы мучаемся из-за того, что начинаем пытаться поступать так, как не желаем на самом деле. Ваши решения должны по мере возможности соответствовать вашим желаниям.

Учитесь брать ответственность на себя

Быстро принимать решения - это значит брать на себя ответственность. Решая что-то, относитесь к этому так, словно дело касается непосредственно вас. Тогда вы сможете намного быстрее понять, какой нужно сделать выбор. Вы должны понимать, что от вашего решения может зависеть многое. Поэтому ставьте себя в ситуацию и тогда вы быстро поймёте, чтобы вы пожелали или не пожелали себе.

Не поддавайтесь стрессу

Никогда не стоит принимать решение в состоянии стресса. Если же вам всё-таки приходится так поступать, нужно научиться абстрагироваться от ситуации. Такое умение даётся не сразу. Поэтому старайтесь проводить своеобразные «репетиции». Например, занимаясь определённым делом, в которое вы ушли с головой, попробуйте резко переключить своё внимание на принятие какого-то решения, пусть и мелочного. В то время как ваша голова забита иными мыслями, попробуйте отключиться от них и сконцентрироваться именно на принятии решения. Со временем вы сможете научиться быстро переключатся и не обращая внимание на стрессовую ситуацию, концентрироваться на том, что будет наиболее важным в данный момент.

Ознакомьтесь с необходимой информацией

Даже если вас просят быстро принять решение, это совсем не значит, что вы должны делать это совершенно не ознакомившись с информацией, которая вам может помочь. Попросите своего собеседника ответить на те вопросы, которые вас интересуют. Не нужно бояться того, что человек подумает, словно вы тянете время. Ведь вам же нужно быть объективным, а это становится невозможным в том случае, когда приходится принимать решения на пустом месте.

Не бойтесь

Никогда не стоит бояться принимать решения. Конечно же, от вас много зависит и вы не желаете, чтоб ваш выбор привёл к негативным последствиям. Однако если вы позволите страху вами завладеть, решение вряд ли станет правильным и объективным. Недаром говорят, что у страха глаза велики. В таком состоянии вы начнёте всё гиперболизировать, продумывать множество вариантов, которые будут диктоваться вашим страхом и скорее всего в итоге придёте к неправильным выводам. Поэтому никогда не позволяйте запугивать вас во время быстрого принятия решения. Самый лучший выбор можно сделать, только полагаясь на холодный ум и трезвую голову. Если вы сможете держать себя в руках и не поддадитесь влиянию внешних факторов, ваше быстрое решение обязательно будет правильным.