Марка во франкском государстве. Франкская империя (Франкское государство). Династии Меровингов и Каролингов. Развитие феодализма во франкском государстве

Крупнейшим в Европе стало возникшее в конце 5 в. государство франков. Его создателем был вождь одного из племен Хлодвиг из рода Меровея. По этому имени потомков Хлодвига, правивших Франкским государством до середины 8 в., называют Меровингами.
Объединив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил войско римлян в битве при Суассоне (486 г.) и подчинил себе Северную Галлию. Постепенно произошло сближение двух народов: франков и местных жителей (потомков галлов и римлян). Все население Франкского государства стало говорить на одном наречии, в котором латынь смешалась с германскими словами. Это наречие позже легло в основу французского языка. Однако в письме применялся только латинский язык, на нем при Хлодвиге была произведена первая запись судебных обычаев франков (так называемый Салическии закон). По законам франков многие преступления наказывались большим денежным штрафом (убийство человека, похищение чужого скота или раба, поджог амбара с хлебом или скотного двора). Равенства людей перед законом не было: размеры штрафа за убийство зависели от того, кто был убит (так, жизнь франка ценилась выше, чем жизнь потомка галлов и римлян). При отсутствии доказательств обвиняемого могли подвергнуть "божьему суду", например, предложить достать из котелка с кипящей водой кольцо. Если при этом ожоги оказывались невелики, то для присутствующих это был знак того, что Бог на стороне обвиняемого.
Появление писаных законов, обязательных на всей территории Франкского государства, вело к его укреплению.
Хлодвиг считал Франкское королевство своим собственным владением. Незадолго до смерти он разделил его между сыновьями. Наследники Хлодвига вели длительную борьбу за земли и власть. Гибли люди - лилась кровь. Страна то распадалась на отдельные части, то объединялась. В результате власть королей из рода Меровингов стала ничтожной. Напротив, большое влияние на дела государства стал оказывать майордом (по-латински - "старший по дому"). Первоначально знатный франк, назначенный королем на должность майордома, ведал дворцовым хозяйством, управлял королевским имуществом по всей стране. Постепенно должность майордома превратилась в наследственную, а сам май-ордом стал высшим должностным лицом в государстве.
Знаменитый майордом Карл Мартелл (что значит "Молот") правил страной, не считаясь с королем. В его время войско арабов-мусульман вторглось из Испании в Галлию, но было разгромлено франками в битве при Пуатье (732 г.). Угроза арабского завоевания подтолкнула Карла Мартелла к созданию сильного конного войска. Пожелавшие служить в нем франки получали от майордома земли с живущими на них крестьянами. На доход от этих земель их владелец приобретал дорогостоящее вооружение и коней.
Земли отдавались воинам не в полную собственность, но лишь пожизненно и на том условии, что владелец будет нести конную военную службу, в чем он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на том же условии стали передаваться по наследству от отца к сыну.
Для земельных раздач воинам Карл отобрал часть владений церкви (после смерти майордома священнослужители мстили ему распространением рассказов, как победитель при Пуатье мучается в аду за то, что ограбил церковь).
Военная реформа Карла Мартелла положила начало складыванию в Европе нового общественного строя - феодализма.

Происхождение франков. Образование Франкского королевства

В исторических памятниках имя франков появилось начиная с III в., причем римские писатели называли франками многие германские племена, носившие различные наименования. По-видимому, франки представляли новое, очень обширное племенное объединение, включившее в свой состав ряд германских племен, слившихся или смешавшихся во время переселений. Франки распадались на две большие ветви - приморских, или салических, франков (от латинского слова «salum», что значит море), живших у устья Рейна, и прибрежных, или рипуарских, франков (от латинского слова «ripa», что значит берег), живших южнее по берегам Рейна и Мааса. Франки неоднократно переправлялись через Рейн, совершая набеги на римские владения в Галлии или оседая там на положении союзников Рима.

В V в. франки захватили значительную часть территории Римской империи, а именно Северо-Восточную Галлию. Во главе франкских владений стояли вожди прежних племен. Из вождей франков известен Меровей, при котором франки сражались против Аттилы на Каталаунских полях (451 г.) и от имени которого произошло название королевского рода Меровингов. Сыном и преемником Меровея был вождь Хильдерик, могилу которого нашли близ Турне. Сыном и наследником Хильдерика был наиболее видный представитель рода Меровингов - король Хлодвиг (481-511).

Став королем салических франков, Хлодвиг вместе с другими вождями, действовавшими, так же как и он, в интересах франкской знати, предпринял завоевания обширных областей Галлии. В 486 г. франки захватили Суассонскую область (последнее римское владение в Галлии), а в дальнейшем и территорию между Сеной и Луарой. В конце V в. франки нанесли сильное поражение германскому племени алеманнов(аламанов) и частично вытеснили их из Галлии обратно за Рейн.

В 496 г. Хлодвиг крестился, приняв христианство вместе с 3 тыс. своих дружинников. Крещение было искусным политическим ходом со стороны Хлодвига. Он крестился по обряду, принятому западной (римской) церковью. Германские же племена, двигавшиеся из Причерноморья, - остготы и вестготы, а также вандалы и бургунды - являлись, с точки зрения римской церкви, еретиками, так как они были арианами, отрицавшими некоторые из ее догматов.

В начале VI в. франкские дружины выступили против вестготов, владевших всей Южной Галлией. При этом сказались большие выгоды, вытекавшие из крещения Хлодвига. Все духовенство западнохристианской церкви, жившее за Луарой, стало на его сторону, и многие города и укрепленные пункты, служившие местом пребывания этого духовенства, сразу же открыли ворота франкам. В решающей битве при Пуатье (507 г.) франки одержали полную победу над вестготами, господство которых с этих пор ограничивалось лишь пределами Испании.

Так в результате завоеваний создалось большое Франкское государство, которое охватывало почти всю прежнюю римскую Галлию. При сыновьях Хлодвига к Франкскому королевству была присоединена и Бургундия.

Причины столь быстрых успехов франков, у которых были еще очень крепкие общинные связи, заключались в том, что они осели в Северо-Восточной Галлии компактными массами, не растворившись среди местного населения (как, например, вестготы). Продвигаясь в глубь Галлии, франки не порывали связи со своей прежней родиной и все время черпали там новые силы для завоеваний. При этом короли и франкская знать зачастую довольствовались огромными землями бывшего императорского фиска, не вступая в конфликты с местным галло-римским населением. Наконец, духовенство оказывало Хлодвигу постоянную поддержку при завоеваниях.

«Салическая правда» и ее значение

Важнейшие сведения об общественном строе франков сообщает так называемая «Салическая правда» - запись старинных судебных обычаев франков, произведенная, как полагают, при Хлодвиге. В этом судебнике подробно рассматриваются различные случаи из жизни франков и перечисляются штрафы за самые разнообразные преступления, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Поэтому по «Салической правде» можно восстановить подлинную картину жизни салических франков. Такие судебники - «Правды» имелись также у франков рипуарских, у бургундов, у англо-саксов и у других германских племен.

Время записи и редактирования этого обычного (от слова обычай) народного права - VI-IX вв., т. е. время, когда родовой строй у германских племен совсем уже разложился, появилась частная собственность на землю и возникли классы и государство. Для охраны частной собственности требовалось твердо зафиксировать те судебные наказания, которые должны были применяться по отношению к лицам, нарушавшим право этой собственности. Требовали твердой фиксации и такие новые общественные отношения, возникшие из родовых, как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, возможность для человека отказаться от родства, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам и т. д.

«Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул в свою очередь на параграфы. Большое количество титулов было посвящено определению штрафов, котoрые должны были уплачиваться за всевозможные кражи. Но «Салическая правда» учитывала самые различные стороны жизни франков, поэтому в ней встречались и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдет чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. д.

В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 1/2 солидов»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 солидов» и т. д. (Солид был римской монетной единицей. По данным VI в. считалось, что 3 солида равнялись стоимости коровы «здоровой, зрячей и рогатой».)

Особенный интерес в «Салической правде» представляют, конечно, титулы, на основании которых можно судить о хозяйственном строе франков и о существовавших у них социальных и политических отношениях.

Хозяйство франков по данным "Салической правды"

По данным «Салической правды», хозяйство франков стояло на гораздо более высоком уровне, чем хозяйство германцев, описанное Тацитом. Производительные силы общества к этому времени значительно развились и выросли. Важную роль в нем по-прежнему, несомненно, играло животноводство. «Салическая правда» необычайно подробно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе о поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью, украденную из запертого хлева, и пр. Так же подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, кража овец, кража коз, случаи конокрадства.

Устанавливались штрафы за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей), что свидетельствовало о развитии птицеводства. Имелись титулы, говорившие о краже пчел и ульев с пасеки, о порче и краже плодовых деревьев из сада (Франки уже умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования.), о краже винограда из виноградника. Определялись штрафы за кражу самых различных рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты, и пр. Это значит, что в хозяйство франком имелись самые разнообразные отрасли - и животноводство, и пчеловодство, и садоводство, и виноградарство. Вместе с тем не утратили своего значения и такие отрасли хозяйственной жизни, как охота и рыболовство. Скот, домашняя птица, пчелы, садовые деревья, виноградники, так же как лодки, рыболовные спасти и пр., составляли уже частную собственность франков.

Основную роль в хозяйстве франков, согласно данным «Салической правды», играло земледелие. Помимо зерновых культур, франки сеяли лен и разводили огороды, сажая бобы, горох, чечевицу и репу.

Пахота в это время производилась на быках, франки были хорошо знакомы и с плугом, и с бороной. Потрава жатвы и порча вспаханного поля карались штрафами. Полученный урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. Урожаи хлеба были довольно обильными, ибо хлеб складывался уже в амбары или риги, и при доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Франки широко пользовались водяными мельницами.

Община-марка у франков

«Салическая правда» дает ответ и на важнейший для определения общественного строя франков вопрос о том, кому принадлежала земля - основное средство производства в ту эпоху. Усадебная земля, согласно данным «Салической правды», находилась уже в индивидуальной собственности каждого франка. На это указывают высокие штрафы, платившиеся всеми лицами, которые так или иначе портили и уничтожали изгороди или проникали с целью воровства в чужие дворы. Наоборот, луга и леса продолжали еще находиться и в коллективной собственности и в коллективном пользовании всей крестьянской общины. Стада, принадлежавшие крестьянам соседних деревень, паслись еще на общих лугах, и всякий крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе и срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад.

Что касается пахотной земли, то она еще не являлась частной собственностью, поскольку верховные права на эту землю сохраняла вся крестьянская община в целом. Но пахотная земля уже не перераспределялась и находилась в наследственном пользовании каждого отдельного крестьянина. Верховные права общины на пахотную землю выражались в том, что никто из членов общины не имел права продавать свою землю, а если крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей (наследовавших тот участок земли, который при жизни он обрабатывал), эта земля возвращалась общине и попадала в руки «соседей», т. е. всех ее членов. Но каждый крестьянин-общинник имел свой участок земли на время пахоты, сева и созревания хлебов, огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля по наследству передана быть не могла.

Община, существовавшая в это время, уже не была родовой общиной, которую в свое время описывали Цезарь и Тацит. Новые производительные силы требовали новых производственных отношений. Родовую общину сменила община соседская, которую, употребляя древнегерманское наименование, Энгельс называл маркой. Деревня, владевшая определенными землями, состояла уже не из родичей. Значительная часть жителей этой деревни еще продолжала оставаться связанной родовыми отношениями, но одновременно в деревне жили уже и чужаки, переселенцы из других мест, люди, поселившиеся в данной деревне или по соглашению с другими общинниками, или в соответствии с королевской грамотой.

В титуле «О переселенцах» «Салическая правда» устанавливала, что всякий человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого не протестовал никто из ее жителей. Но если находился хотя бы один человек, противившийся этому, переселенец не мог поселиться в такой деревне. Далее рассматривался порядок выселения и наказания (в виде штрафа) такого переселенца, которого община не захотела принять в число своих членов, «соседей», и который вселился в деревню самовольно. При этом в «Салической правде» указывалось, что «если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи».

Неприкосновенным переселенец оставался и в том случае, если у него имелась соответствующая грамота от короля. Наоборот, всякий осмелившийся протестовать против подобной грамоты должен был заплатить огромный штраф в 200 солидов. С одной стороны, это указывало на постепенное превращение общины из родовой в соседскую, или территориальную, общину. С другой стороны, это свидетельствовало об укреплении королевской власти и выделении особого слоя, возвышавшегося над рядовыми, свободными общинниками и пользовавшегося определенными привилегиями.

Распад родовых отношений. Возникновение имущественного и социального неравенства во франкском обществе

Разумеется, это не значит, что родовые отношения не играли уже никакой роли в обществе франков. Родовые связи, родовые пережитки были еще очень сильны, но они все больше и больше заменялись новыми общественными связями. У франков еще продолжали существовать такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичам, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата гродичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство и т. д.

В то же время «Салическая правда» фиксировала и возможность передачи имущества не родичу, и возможность добровольного выхода из родового союза, так называемого «отказа от родства». В титуле 60 подробно рассматривалась связанная с этим процедура, которая, видимо, стала уже обычной для франкского общества. Тот человек, который желал отказаться от родства, должен был явиться на заседание избранных народом судей сломать там над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. И если потом кто-либо из его родственников оказывался убитым или умирал, человек, отказавшийся от родства, не должен был участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда, а наследство самого этого человека поступало в казну.

Кому же был выгоден выход из рода? Конечно, наиболее богатым и могущественным людям, находившимся под непосредственным покровительством короля, не желавшим помогать своим менее состоятельным родичам и не заинтересованным в получении их небольшого наследства. Такие люди во франкском обществе уже имелись.

Об имущественном неравенстве среди членов общины рассказывается в одном из важнейших для характеристики общественного строя франков титуле «Салической правды», озаглавленном «О горсти земли». Если кто лишит жизни человека, говорится в этом титуле, и, отдавши все имущество, не будете состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 родичей, которые поклянутся в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что им уже отдано. Потом он должен войти в свой дом, набрать из его четырех углов горсть земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через плечо на отца и братьев.

Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на трех своих ближайших родственников по матери и по отцу. «Потом в [одной] рубашке, без вояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону». О расслоении свободных франков на бедных и богатых говорят также титулы о задолженности и способах ее погашения, о займах и их взыскании с должника и пр.

Несомненно, что франкское общество в начале VI в. уже распадалось на несколько отличных друг от друга слоев. Основную массу франкского общества в это время составляли свободные франкские крестьяне, которые жили соседскими общинами и в среде которых еще сохранились многочисленные пережитки родового строя. На самостоятельное и полноправное положение свободного франкского крестьянина указывает высокий вергельд, который уплачивался за него в случае его убийства. Этот вергельд, согласно "Салической правде", равнялся 200 солидам и носил характер именно выкупа, а не наказания, так как платился и при случайном убийстве, и если человек погибал от удара или укуса какого-либо домашнего животного (в последнем случае иергельд, как правило, уплачивался владельцем животного в половинном размере). Итак, непосредственные производители материальных благ, т. е. свободные франкские крестьяне, в начале VI в. пользовались еще достаточно большими правами.

В это же время во франкском обществе сложился слой новой служилой знати, особое привилегированное положение которой подчеркивалось значительно большим вергельдом, чем тот, который платился за простого свободного франка. О прежней родовой знати «Салическая правда» не говорит ни слова, что также указывает на уже совершившийся распад родовых отношений. Часть этой родовой знати вымерла, часть была уничтожена возвысившимися королями, которые боялись соперников, а часть влилась в ряды служилой знати, окружавшей королей.

За представителя знати, находившегося на службе у короля, платился тройной вергельд, т. е. 600 солидов. Таким образом, жизнь графа - королевского должностного лица или жизнь королевского дружинника оценивалась уже гораздо дороже, чем жизнь простого франкского крестьянина, что свидетельствовало о глубоком социальном расслоении франкского общества. Вергельд, уплачивавшийся за убийство представителя служилой знати, утраивался вторично (т. е. доходил до 1 800 солидов), если убийство было совершено в то время, когда убитый находился на королевской службе (во время похода и пр.).

Третий слой в обществе франков составляли полусвободные, так называемые литы, а также вольноотпущенники, т. е. бывшие рабы, отпущенные на волю. За полусвободных и вольноотпущенников платился лишь половинный вергельд простого свободного франка, т. е. 100 солидов, чем подчеркивалось их неполноправное положение в обществе франков. Что же касается раба, то за его убийство платился уже не вергельд, а просто штраф.

Итак, родовые связи во франкском обществе исчезали, уступая место новым общественным отношениям, отношениям зарождавшегося феодального общества. Начавшийся процесс феодализации франкского общества ярче всего сказывался в противопоставлении свободного франкского крестьянства служилой и военной знати. Эта знать превращалась постепенно в класс крупных землевладельцев - феодалов, ибо именно франкская знать, состоявшая на службе у короля, получила при захвате римской территории большие земельные владения уже на правах частной собственности. О существовании во франкском обществе (наряду со свободной крестьянской общиной) крупных владений, находившихся в руках у франкской и уцелевшей галло-римской знати, свидетельствуют хроники, (летописи) того времени, а также все те титулы «Салической правды», в которых говорится о господской челяди или дворовых слугах - рабах (виноградарях, кузнецах, плотниках, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживавших обширное господское хозяйство.

Политический строй франкского общества. Рост королевской власти

Глубокие изменения в области социально-экономических отношений франкского общества обусловили изменения в его политическом строе. На примере Хлодвига можно легко проследить, как прежняя власть военного вождя племени превращалась уже в конце V в. в наследственную королевскую власть. Сохранился замечательный рассказ одного хрониста (летописца), Григория Турского (VI в.), характеризовавший в наглядной форме это превращение.

Однажды, рассказывает Григорий Турский, еще во время борьбы за город Суассон, франки захватили в одной из христианских церквей богатую добычу. В числе захваченной добычи имелась также ценная чаша, удивительной величины и красоты. Епископ реймсской церкви попросил Хлодвига вернуть эту чашу, считавшуюся священной, церкви. Хлодвиг, желавший жить с христианской церковью в мире, согласился, но прибавил, что в Суассоне еще должен быть дележ добычи между ними его воинами и что, если при дележе добычи он получит чашу, он отдаст ее епископу.

Затем летописец рассказывает, что в ответ на обращенную к ним просьбу короля отдать ему чашу для передачи ее церкви дружинники ответили: «Делай все, что тебе будет угодно, ибо никто не может противиться твоей власти». Рассказ летописца свидетельствует, таким образом, о сильно выросшем авторитете королевской власти. Но среди воинов были еще живы воспоминания о временах, когда король стоял лишь немного выше своих дружинников, был обязан делить с ними добычу по жребию и по окончании похода нередко превращался из военного вождя в обычного представителя родовой знати. Вот почему один из воинов, как говорится далее в хронике, не согласился с остальными дружинниками, поднял секиру и разрубил чашу, промолвив: «Ничего из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию».

Король на этот раз смолчал, взял испорченную чашу и передал ее посланцу епископа. Однако, как следует из рассказа Григория Турского, «кротость и терпение» Хлодвига были притворными. По прошествии года он приказал собраться всему своему войску и произвел осмотр оружия. Подойдя во время осмотра к непокорному воину, Хлодвиг заявил, что оружие этого воина содержится им в беспорядке, и, вырвав у воина секиру, бросил ее на землю, а затем разрубил ему голову. «Так, - сказал он, - ты поступил с чашею в Суассоне», а когда тот умор, велел остальным расходиться по домам, «внушив тем большой к себе страх». Итак, в столкновении с воином, пытавшимся отстоять прежний порядок дележа добычи между членами дружины и ее вождем, Хлодвиг вышел победителем, утвердив принцип исключительного положения короля относительно членов служившей ему дружины.

К концу своего правления Хлодвиг, хитрый, жестокий и вероломный человек, уже не имел соперников в лицо других представителей знати. Он добивался единоличной власти любыми способами. Завоевав Галлию и получив огромные земельные богатства в свои руки, Хлодвиг уничтожил других вождей племени, стоявших на его дороге.

Уничтожив вождей, а также многих своих знатных родственников из-за боязни, как бы они не отняли у него королевскую власть, Хлодвиг распространил ее на всю Галлию. А затем, собрав своих приближенных, сказал им: «Горе мне, ибо я остался как странник среди чужих и не имею родственников, которые могли бы мне подать помощь, если бы случилось несчастье». «Но он это говорил, - писал летописец, - не потому, что горевал об их смерти, а по хитрости, рассчитывая, не сможет ли он случайно найти еще кого-нибудь из родственников, чтобы и его лишить жизни». Таким путем Хлодвиг стал единым королем франков.

О возросшем значении королевской власти свидетельствует и «Салическая правда». Согласно имеющимся в ней данным, королевский суд являлся высшей инстанцией. В областях король правил через своих должностных лиц - графов и их помощников. Общеплеменного народного собрания уже не существовало. Оно было заменено военными смотрами, созываемыми и проводимыми королем. Это - так называемые «мартовские поля». Правда, в деревнях и сотнях (объединение нескольких деревень) еще сохранялся народный суд (маллюс), но постепенно и этот суд стал возглавлять граф. Все «предметы, принадлежавшие королю», согласно «Салической правде», охранялись тройным штрафом. В привилегированном положении находились и представители церкви. Жизнь священника охранялась тройным вергельдом (в 600 солидов), а если кто-либо лишал жизни епископа, то должен был заплатить еще больший вергельд - 900 солидов. Высокими штрафами карались ограбления и сожжения церквей и часовен. Рост государственной власти требовал освящения ее при помощи церкви, поэтому франкские короли умножали и охраняли церковные привилегии.

Итак, политический строй франков характеризовался ростом и укреплением Kopoлевской власти. Этому содействовали дружинники короля, его должностные лица, его приближенные и представители церкви, т. е. складывавшийся слой крупных землевладельцев-феодалов, который нуждался в королевской власти для защиты своих вновь возникших владений и для их расширения. Росту королевской власти содействовали и те выделившиеся из среды свободных общинников зажиточные и богатые крестьяне, из которых впоследствии вырос слой мелких и средних феодалов.

Франкское общество в VI-VII вв.

Анализ «Салической правды» показывает, что в развитии франкского общества после завоевания франками территории Галлии большую роль играли и римские, и франкские общественные порядки. С одной стороны, франки обеспечили более быстрое уничтожение рабовладельческих пережитков. «Исчезло античное рабство, исчезли разорившиеся, нищие свободные, - писал Энгельс,- презиравшие труд как рабское занятие. Между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин» (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, Частной собственности и государства, стр. 160-161.). С другой стороны, влиянию римских общественных порядков надо в значительной мере приписать не только окончательное разложение родовых отношений у франков, но и быстрое исчезновение у них общинной собственности на пахотную землю. К концу VI в. она превратилась уже из наследственного владения в полную, свободно отчуждаемую земельную собственность (аллод) франкского крестьянина.

Само переселение франков на римскую территорию разрывало и не могло не разрывать союзы, основанные на кровном родстве. Постоянные передвижения перемешивали между собой племена и роды, возникали союзы мелких сельских общин, еще продолжавших владеть, землей сообща. Однако эта общинная, коллективная собственность на пахотную землю, леса и луга не являлась у франков единственной формой собственности. Наряду с ней в самой общине существовала возникшая еще задолго до переселения индивидуальная собственность франков на приусадебный участок земли, скот, оружие, дом и домашнюю утварь.

На завоеванной франками территории продолжала существовать и сохранившаяся от античности частная земельная собственность галло-римлян. В процессе завоевания римской территории возникла и утвердилась крупная частная собственность на землю франкского короля, его дружинников, служилых лиц и приближенных. Сосуществование разных видов собственности продолжалось сравнительно недолго, и общинная форма собственности на пахотную землю, соответствовавшая более низкому уровню производительных сил, уступила место аллоду.

Эдикт короля Хильперика (вторая половина VI в.), установившего, во изменение «Салической правды», наследование земли не только сыновьями, но и дочерьми умершего, а ни в коем случае не его соседями, показывает, что этот процесс происходил очень быстро.

Появление земельного аллода у франкского крестьянина имело важнейшее значение. Превращение общинной собственности на пахотную землю в собственность частную, т. е. превращение этой земли в товар, означало, что возникновение и развитие крупного землевладения, связанного уже не только с завоеванием новых территорий и захватом свободных земель, но и с утратой крестьянином права собственности на обрабатываемый им земельный участок, стало вопросом времени.

Так, в результате взаимодействия социально-экономических процессов, происходивших в древнегерманском обществе и в поздней Римской империи, франкское общество вступило в период раннего феодализма.

Сразу же после смерти Хлодвига раннефеодальное Франкское государство раздробилось на уделы его четырех сыновей, потом на короткое время объединилось и затем вновь раздробилось на части. Лишь правнуку Хлодвига Хлотарю II и праправнуку Дагоберту I удалось достичь более длительного объединения территории государства в одних руках в начале VII в. Но могущество королевского рода Меровингов во франкском обществе основывалось на том, что они обладали крупным земельным фондом, создавшимся в результате завоеваний Хлодвига и его преемников, а этот земельный фонд в течение VI и особенно VII в. непрерывно таял. Меровинги щедрой рукой раздавали пожалования и своим дружинникам, и своим служилым людям, и церкви. В результате непрерывных земельных дарений Меровингов реальная основа их власти значительно уменьшилась. Силу в обществе получили представители других, более крупных и богатых землевладельческих родов.

В связи с этим короли из рода Меровингов были оттеснены на задний план и получили прозвище «ленивых», а фактическая власть в королевстве оказалась в руках отдельных выходцев из землевладельческой знати, так называемых майордомов (майор-домами первоначально назывались старшие управители королевским двором, заведовавшие дворцовым хозяйством и дворцовыми служителями).

С течением времени майордомы сосредоточили в своих руках всю военно-административную власть в королевстве и стали его фактическими правителями. «Королю же, - писал летописец, - оставалось довольствоваться одним лишь титулом и, восседая на троне с длинными волосами и отпущенной бородой, представлять собой только одно подобие государя, выслушивать отовсюду являвшихся послов и давать им при прощании, как бы от своего имени, ответы, заранее им заученные и ему продиктованные... Управление же государством и все, что нужно было исполнить или устроить во внутренних или внешних делах, все это лежало на попечении майордома». В конце VII и в начале VIII в. особенно усилились майордомы, вышедшие из богатого знатного рода Каролингов, которые и положили начало новой династии на престоле франкских королей - династии Каролингов (VIII-X вв.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

В III веке на исконно германских землях близ Рейна возник новый мощный союз германских племен, главную роль в котором играли племена франков. Римские историки, не слишком хорошо разбиравшиеся в многообразии варварских племен и народов, называли франками все германские племена, обитавшие в районе Рейна. В нижнем течении Рейна жили племена, позднее объединенные историками в группу так называемых салических (приморских) франков. Именно эта часть франкских племен, наиболее сильная и организованная, и начала продвижение на запад, в галльские области, принадлежавшие Риму.

В IV веке франки в качестве федератов, официальных союзников Рима, окончательно закрепились в Галлии. Их общество было почти не затронуто романизацией, и в политическом и культурном плане франки были совершенно самостоятельны. Как союзники они немало помогли Западной Римской империи – в 451 году франкское войско выступило на стороне римлян против армии Аттилы.

Единого вождя у франкских племен поначалу не было. Разрозненные княжества были объединены лишь в конце V века вождем одного из племен – Хлодвигом из династии Меровингов. С помощью дипломатии, а подчас и военной силы Хлодвиг подчинил или уничтожил остальных франкских правителей и собрал под своими знаменами могучее войско. С этим войском он за несколько лет отвоевал у Рима все его галльские земли.

Подчинив себе те части Галлии, которые принадлежали Риму, Хлодвиг немедленно повел борьбу против вестготов, еще раньше обосновавшихся на галльских землях. Эти обширные, но совершенно запущенные во время римского владычества угодья, превосходные пастбища и обилие лесов стоили того, чтобы сражаться за них. В скором времени франкам принадлежала практически вся Галлия, за исключением небольшой области на юге, оставшейся за вестготами. Политическое же влияние Хлодвига распространялось и на соседнюю Бургундию, полностью завоевать которую он так и не сумел.

В 496 году Хлодвиг вместе со своим народом принял крещение, приобретя таким образом надежного союзника – римскую католическую церковь. Франки были едва ли не первыми варварами, которые всем народом приняли именно католичество. Другие германские народы, принявшие христианство гораздо раньше них, были крещены преимущественно в арианство, одно из течений раннего христианства, которое официальная церковь (как восточная, так и западная) впоследствии объявила ересью. При поддержке церкви Хлодвиг еще больше расширил сферу своего влияния, оставив своим наследникам в 511 году одно из самых обширных к тому времени варварских королевств.

Наследники Хлодвига, его сыновья, а после них – внуки, продолжили его дело. К середине VI века королевство франков стало самым значительным в Европе. Помимо Бургундии и Галлии, франкские короли довольно быстро покорили и большинство германских племен, живших в районе Рейна. Земли Баварии, Тюрингии, Саксонии, алеманы, все прочие мелкие франкские племена подчинялись единой королевской власти, освященной римской церковью. Франки заняли среди народов новой Европы лидирующее положение, вытеснив с исторической сцены готов.
Хлодвиг, первый из крупных франкских завоевателей, щедро наделял свой народ земельными владениями. При нем в европейской экономике появилось понятие аллода. Аллодом назывался земельный участок, находящийся в полной собственности владельца. Землю можно было дарить, продавать, обменивать и завещать. Из аллодов выросло все сельское хозяйство феодального Запада. Они сформировали свободное крестьянство, благодаря которому земледелие понемногу стало выходить из кризиса, начавшегося еще до Великого переселения народов.

Введение аллодиального землевладения свидетельствовало о серьезных переменах во всем франкском обществе. Как и все германские народы, франки сохраняли родоплеменные устои. Пахотные земли, на которых проживала община, всегда были общественной собственностью. Каждая семья или род, имевшая собственный участок, обладала всеми правами на собранный урожай, но ни в коем случае не на землю. Однако по мере развития франкского общества, по мере укрепления королевской власти в ущерб власти общинных старейшин, старые родовые связи начали разрушаться. Рядовые общинники предпочитали вести собственное хозяйство, быть независимыми от громадной семьи. Из них и начало формироваться франкское крестьянство – лично свободные люди, обладающие и орудиями труда, и всеми правами на землю, которую обрабатывали.

В экономическом плане распад рода, выделение индивидуальных земледельцев-аллодистов были, безусловно, положительным изменением, особенно поначалу. Но с другой стороны, отныне все долги, которые совершал землевладелец, он обязан был выплачивать самостоятельно, без поддержки рода. Мелкие аллоды постепенно переходили в руки богачей и знати, забиравших землю – главное богатство в Средние века – у должников.

Крупные земельные наделы получали также королевские дружинники. Эти наделы, называвшиеся бенефициями, Хлодвиг давал только за службу и только на время службы воинов. Его наследники перевели бенефиции в разряд наследуемых даров. Третьим (и самым крупным, помимо короля) землевладельцем в королевстве Меровингов была церковь. Короли дарили церкви громадные земельные владения, в которые понемногу вливались участки близлежащих аллодов. При Меровингах была введена практика патроната, когда крестьянин поступал к крупному землевладельцу из знати под покровительство, передавая тому свой участок. Церковь также охотно принимала мелких землевладельцев под свою опеку. Как правило, в этом случае крестьянин отдавал церкви свой аллод, а взамен получал в пожизненное владение прекарий – несколько более крупный участок, за который был к тому же обязан отрабатывать ежегодную барщину или выплачивать оброк. Началось повсеместное закрепощение крестьянства. К началу Х века в Европе почти не осталось аллодов как таковых. Их вытеснили феоды – новая форма собственности на землю, обязанная своим возникновением новой, вассально-сеньориальной иерархии отношений средневекового общества.

Знаете ли вы, что:

  • Меровинги – первая королевская династия Франкского государства, правившая с 457 по 715 г.
  • Арианство – течение в христианской церкви в IV – VI вв. Основатель учения, священник Арий, утверждал, что Бог-Отец выше Бога-Сына (Христа).
  • Аллод (от древневерхненемецкого al – весь и od – владение) – индивидуальная или семейная земельная собственность в Темные века и Раннее Средневековье в Западной Европе.
  • Бенефиций – условное срочное земельное пожалование за выполнение военной или административной службы.
  • Прекарий – пользование землей, предоставленное собственником на условленный срок за вознаграждение.
Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Франкское королевство в эпоху Меровингов

Франки – германский народ, изначально населявший среднее течение Рейна, побережье Северного моря и бассейн Шельды. Различались племена рипуарских и салических франков, объединившихся в племенной союз. В III–IV вв. они стали тревожить регулярными нападениями римскую Галлию, а в середине V в. захватили ее территорию до Соммы. В походах их предводителями были «короли», а по сути – военные вожди, власть которых еще не была наследственной, – Сигиберт, Рагнахар, Харарих и Хлодвиг. Хлодвиг (481–511) стал первым королем всех франков, устранив своих политических соперников с помощью подкупа, предательства и убийств. Его биограф, христианский епископ Григорий Турский, оставил рассказ о коварстве, с помощью которого тот устранил остальных франкских королей и собственную родню, лицемерно сокрушаясь потом, что «остался один, как странник среди чужих, и не имеет родственников, которые могли бы подать помощь, если бы случилось несчастье». Хлодвиг происходил из рода Меровея, поэтому его потомков-королей называют Меровингами, а период их правления с конца V по конец VII века – меровингским.

При Хлодвиге франки продвинулись на юг Сены, а позднее – до Луары. Король щедро раздавал захваченные земли своим дружинникам-антрустионам, прочую же добычу они делили по жребию, согласно старинному обычаю. Григорий Турский приводит в своей «Истории франков» эпизод, связанный с разделом трофеев, который характеризует отношение соплеменников к королевской власти в этот период. После взятия города Суассон король пожелал получить некую чашу из церковной утвари, чтобы, по политическим соображениям, вернуть ее местной церкви, но не смог, поскольку по жребию она досталась простому воину и тот, не желая уступать ее королю, разрубил чашу секирой. Отсюда явствует, что король считался всего лишь первым среди равных, чья воля не была законом для франков, а фигура – не имела в их глазах сакральных черт. (Позднее Хлодвиг все же отомстил несговорчивому воину, зарубив его секирой во время военного смотра.)

Для укрепления своего авторитета Хлодвиг пошел на союз с христианской церковью, которой делал обширные земельные пожалования, будучи еще язычником. В 496 г. он принял крещение в Реймсе, обещая отныне бороться с идолами во имя креста – «поклоняться тому, что сжигал, и сжигать то, чему поклонялся».

Принятие христианства в ортодоксальной форме дало ему повод начать в 507 г. поход против ариан-вестготов, изгнав которых он включил в состав своих владений обширную область Аквитанию. За четверть века Хлодвиг овладел почти всей римской Галлией (кроме Бургундии и Септимании). Его политические успехи был вынужден признать византийский император Анастасий, провозгласивший франкского короля консулом и даровавший ему почетный титул «августа», венец и пурпурную мантию.

Экспансия франков продолжилась при преемниках Хлодвига, присоединивших на юго-востоке Бургундию (537 г.) и Прованс, отнятый у остготов (536 г.). Другим ее направлением стало покорение германских племен, обитавших на северо-востоке за Рейном, – тюрингов, аламанов, баваров. Франкское королевство, таким образом, превратилось в крупнейшее государство на территории бывшей Западной Римской империи.

В Галлии франки составляли 15–20 % по отношению к местному галло-римскому населению (больше, чем германцы в других регионах). Формирование нового жизненного уклада шло здесь в условиях активного германо-романского синтеза. Представление о хозяйстве и общественной жизни франков дает так называемая Салическая правда – свод обычного права, кодифицированного по повелению Хлодвига в начале VI века. Этот судебник отражает как более ранние архаические порядки, существовавшие у франков, так и эволюцию общественных отношений в V–VI вв. – распад кровнородственных связей, нарастание имущественного и социального неравенства, формирование государства.

Как явствует из Салической правды, у франков уже было развитое сельское хозяйство. Они возделывали рожь, пшеницу, ячмень, бобовые культуры, лен, используя систему двухполья; занимались также садоводством и виноградарством. На высоком уровне находилось скотоводство: франки разводили крупный рогатый и мелкий скот – коров, овец, свиней, коз. Как и в древности, скот был мерилом их богатства и нередко заменял деньги при расчетах. Птицеводство, пчеловодство и охота были подспорьем в хозяйстве.

Основной хозяйственной ячейкой была семья, владевшая усадьбой: домом, амбарами и другими хозяйственными постройками, садом и огородом. Вся эта лично-семейная собственность, включая скот и птицу, строго охранялась законом от посягательств: воровство и грабеж карались высокими штрафами. Каждая семья имела пахотный надел, при этом любой возделанный участок земли – нива, сад, виноградник и т. д. – был огорожен. Переделов пахотных земель, которые упоминали античные авторы, говоря о древних германцах, уже не наблюдалось. Это позволяет ряду ученых утверждать, что уже к V веку у франков существовала частная собственность на землю. Очевидно, однако, что это понятие вообще трудно применить к поземельным отношениям рассматриваемой эпохи. С одной стороны, у франков существовали довольно развитые представления о собственнических правах, в особенности на движимое имущество, выражавшееся в таких внешних знаках собственности, как клейма, изгороди, плетни, межи. С другой стороны, эти права на недвижимость не были безусловными. Во-первых, они ограничивались контролем со стороны близких родичей. В частности, земельный участок – так называемый аллод – передавался только по мужской линии, женщины же не имели права его наследовать (т. к. женщина могла выйти замуж и ее родовая группа лишилась бы этого надела). Поскольку частная собственность предполагает свободное отчуждение и передачу имущества, приходится констатировать, что институт частной собственности находился у франков еще в процессе становления. Соседи, составлявшие франкскую деревню, также предъявляли определенные права на окрестные территории, в том числе на принадлежащие отдельным семьям. После того как урожай бывал собран, все изгороди убирали с полей и они превращались в коллективный выпас для скота. Соседи сообща определяли правила пользования дорогами, водой, пастбищами, пустошами, лесом. Без согласия всей деревни ни один чужак не мог поселиться рядом, поскольку это неизбежно влекло за собой передел долей в общих угодьях.

Это дает основание говорить о становлении у франков так называемой соседской общины, которая в зрелых формах будет свойственна всему периоду Средних веков.

Салическая правда дает много доказательств тому, что кровнородственные связи все еще играли важную роль во франкском обществе. Продолжал существовать обычай кровной мести, родне причитался штраф за убитого – вергельд; напротив, если кто-то из близких был должен уплатить этот штраф, его родственники помогали собрать необходимые средства. Обряд обращения к ним за помощью зафиксирован в Салической правде в главе под названием «О горсти земли». Если присужденный к штрафу уже отдал в уплату все свое имущество и более ничего не имел, то должен был созвать родню, взять горсть земли из всех углов своей пустой горницы и, стоя на крыльце, бросить ее через плечо в сторону четырех ближайших родственников. Если же и их имущества не хватало для уплаты штрафа, они повторяли этот обряд, вовлекая в него своих близких. Родственники выступали поручителями и соприсяжниками в суде, имели право на наследство.

С другой стороны, Салическая правда фиксирует и симптомы распада кровнородственных связей: некоторые франки, тяготившиеся обязанностями помогать родне и участвовать в разорительной круговой поруке, заявляли «об отказе от родства», что предполагало неполучение своей доли наследства умершего родича или вергельда. Публичная процедура отказа состояла в том, что человек ломал над головой палку (символизирующую прежние связи) и разбрасывал обломки в разные стороны. Очевидно, что на такой шаг мог пойти тот, кто был уверен в своем материальном благополучии, и эта глава свидетельствует также об имущественном расслоении среди франков.

Социальная структура франкского общества меровингской поры была уже достаточно сложной. Большинство составляли свободные франки – земледельцы и воины, чья жизнь оценивалась вергельдом в 200 солидов. Выше их на социальной лестнице стояли королевские дружинники, должностные лица, состоявшие на королевской службе, христианские епископы, а также знатные римляне, приближенные франкскими королями, – их «сотрапезники». Элита франкского общества, таким образом, включала и представителей галло-римской знати. Остальные галло-римляне «оценивались» ниже, чем свободные франки, – в 100 солидов, наряду с германскими полусвободными-литами. Рабы вовсе не имели вергельда и ценились наравне со скотом или другим имуществом.

К концу VI века у франков складывается «полный аллод» – свободно отчуждаемая земельная собственность. Согласно эдикту короля Хильперика, ее разрешалось свободно дарить, передавать и завещать, в том числе и женщинам. Этот акт стал важным шагом на пути формирования крупной земельной собственности. Ее складыванию способствовали и многочисленные военные походы франков, захваты земель, которыми короли щедро наделяли своих приближенных на правах аллода – т. е. полной собственности. Крупные земельные массивы, сосредоточенные в руках последних, обрабатывались руками как германских, так и галло-римских рабов, литов, колонов.

В зависимость от крупных землевладельцев стали все чаще попадать и свободные франки. Постоянные войны, превратности судьбы, низкая урожайность, голодные годы легко дестабилизировали мелкое крестьянское хозяйство, заставляя земледельца обращаться за помощью. Получила распространение коммендация – добровольное вступление небогатого малоземельного человека под личное покровительство крупного землевладельца. Договор о коммендации предполагал, что последний будет заботиться о своем клиенте, давать ему кров и пищу, а тот будет во всем служить своему патрону, сохраняя статус свободного человека, но уже никогда не сможет разорвать этот договор и выйти из-под покровительства. Так возникали специфические личностные отношения службы и покровительства, составлявшие характерную черту феодальной эпохи.

Зависимость могла возникнуть и в сфере чисто поземельных отношений, к ней, в частности, вели прекарные сделки. Прекарий – в данном случае – земельный надел, который небогатый крестьянин мог получить от крупного землевладельца для обработки на условиях уплаты собственнику части урожая («прекарий данный»). В других случаях мелкий землевладелец, имеющий землю, мог передать право собственности на нее магнату или монастырю, с тем чтобы получить свой участок назад и пользоваться им до конца жизни, но уже на правах держания, а не собственности, вместе с гарантиями покровительства, защиты, обеспечения в старости и т. д. Такой прекарий назывался «возвращенным». После смерти крестьянина он переходил в руки нового собственника. Иногда в подобных случаях крупный землевладелец мог прибавить к крестьянскому наделу еще некоторое количество земли («прекарий с вознаграждением»). Прекарист оставался лично свободным, но оказывался в экономической зависимости. Благодаря прекарным сделкам и коммендации постепенно формировался слой зависимого крестьянства и крупных землевладельцев – началась феодализация франкского общества. Однако в меровингский период она еще не зашла далеко.

Политическое устройство франкского общества в V–VI вв. сохранило многие архаические черты, но в то же время испытало влияние римских обычаев. В меровингский период у франков складывается государство в той форме, которую называют раннефеодальной.

Власть короля значительно усилилась, подкрепленная авторитетом церкви и ссылками на ее божественное происхождение, а сама его фигура стала приобретать сакральные черты. Государи обзавелись инсигниями – знаками своего достоинства. В отличие от рядовых франков, за короля уже не назначался вергельд, его убийство нельзя было искупить деньгами. Даже покушение на монарха каралось смертной казнью.

Королевская власть зиждилась на огромных земельных владениях и силе профессиональной дружины, состоявшей из антрустионов. В выработке политической линии и непосредственном управлении страной участвовала и знать – королевская родня, крупные земельные магнаты, прелаты церкви, входившие в состав королевского Совета. В условиях, когда монархия еще не стала наследственной и преемником короля не обязательно становился его старший сын, роль этого органа была чрезвычайно велика: Совет выбирал наследника из круга ближайших королевских родственников – братьев, сыновей, дядьев, племянников. Монархам приходилось считаться с мнением Совета, что позволяет историкам говорить о своеобразной «демократии знати» в этот период.

Во франкском государстве сохранялись и традиционные институты народной демократии. Основу армии составляло ополчение всех свободных воинов, имевших оружие. Ежегодно они собирались на военные смотры – «мартовские поля».

Основой управления и общественной жизни оставались судебные собрания, на которых разбирались тяжбы и решались хозяйственные проблемы. Однако и судебная система существенно изменилась. Наряду с архаичными должностями тунгина (председателя суда) и рахинбургов (выборных знатоков и хранителей старинного права), появились сотник (центенарий), графы и сацебароны – судебные исполнители, действовавшие от имени короля. Королевская власть активно вторгалась и в процесс судопроизводства: кодифицировав и записав правовые нормы своего народа, Хлодвиг даровал их франкам уже от собственного имени как королевский закон, часть судебных штрафов за нарушение которого он стал брать в свою пользу.

Меровинги ввели подобие римского административного деления – сотни и графства, заимствовали систему римских подушных и поземельных сборов с населения. Однако система управления во франкском государстве была еще чрезвычайно примитивной. Должностные лица были представлены управляющими и посланцами короля, многие из которых по статусу были его рабами. Они не имели постоянных функций, выполняя любые поручения государя. Сам монарх был вынужден постоянно перемещаться по своим обширным владениям, не имея столицы и официальной резиденции, чтобы поддерживать связи с подданными и собирать с них причитающиеся ему платежи. По приезде короля местное население доставляло ему со всей округи продукты и фураж. Государь с дружиной проводил время в пирах с местной знатью, на которых решались государственные дела, и объезд земель возобновлялся по мере того, как все было съедено и выпито.

Таким образом, специфика раннефеодального государства состояла в усилении власти короля и его окружения при сохранении широкой опоры государственности в лице всех свободных, составлявших костяк армии; в патримониальном характере власти, при которой король управлял государством как своей вотчиной; в примитивности государственного аппарата, не имевшего четко очерченных функций и специализации; в зачаточном состоянии финансовой системы, основывавшейся на поступлениях от королевских поместий и на судебных штрафах.

Сложности управления удаленными территориями приводили к тому, что порой короли делегировали свои властные функции их приближенным, даруя им т. н. «иммунитеты». Иммунитетные права предполагали, что на территорию, вверенную в управление частного лица, уже не будут вступать королевские чиновники. Иммунисту могло быть доверено отправление правосудия от имени государя, административное управление, сбор налогов или все эти функции вместе. Это приводило к усилению частной власти крупных магнатов, превративших свои должности на местах и привилегии в наследственные, к сепаратизации отдельных областей и ослаблению королевской власти.

Уже при преемниках Хлодвига стало ясно, что широкие земельные пожалования и раздача иммунитетов исчерпали возможности королей привлекать крупных землевладельцев к себе на службу. В конце VII века франкское королевство практически распадается на несколько крупных территориальных образований – Нейстрию, с центром в Париже, Австразию, Бургундию и Аквитанию.

РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА ВО ФРАНКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Некоторые германские племена, у которых разложение родового строя происходило без существенного воздействия римских общественных отношений, были покорены Франкским раннефеодальным государством (например, алеманны и бавары уже в VI-VII вв.). Это завоевание ускорило у данных племен возникновение феодализма.

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО МЕРОВИНГОВ

В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486-511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов). Так начался первый период истории Франкского государства - с конца V до конца VII в., - обычно называемый меровингским периодом.

При Хлодвиге была завоевана Аквитания (507), при его преемниках - Бургундия (534); осгготы уступили франкам Прованс (536). К середине VI в. Франкское государство включало почти всю территорию бывшей римской провинции Галлии. Франки подчинили себе также ряд германских племен, живших за Рейном: верховную власть франков признали тюринги, алеманны и бавары; саксы принуждены были платить им ежегодную дань. Франкское государство просущест­вовало значительно дольше, чем все другие варварские королевства континентальной Европы, многие из которых (сначала часть Вестготского и Бургундское, затем Лангобардское) оно включило в свой состав. История Франкского государства позволяет проследить путь развития феодальных отношений от самой ранней стадии до его завершения. Процесс феодализации происходил здесь в форме синтеза разлагающихся позднеримских и германских родо-племенных отношений. Соотношение тех и других было не одинаково на севере и на юге страны. К северу от Луары, где франки с их довольно примитивным еще общественным строем занимали сплошные территории и составляли значительную часть населения, позднеантичные и варварские элементы взаимодействовали примерно в одинаковой пропорции. Поскольку франки селились здесь изолированно от галло-римского населения, они дольше, чем на юге, сохраняли принесенные с собой общественные порядки, в частности свободную общину. В областях к югу от Луары франки были малочисленны, да и осевшие здесь раньше вестготы и бургунды оставались в меньшинстве. Эти последние задолго до франкского завоевания жили в постоянном и тесном контакте с галло-римским населением. Поэтому влияние позднеантичных отношений играло здесь в процессе синтеза гораздо более значительную роль, чем на севере страны, а разложение варварских общественных порядков происходило быстрее.

«Салическая правда» - источник для изучения общественного строя франков

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков (преимущественно Северной Галлии) в меровингский период является одна из наиболее известных варварских правд-«Салическая правда» («Lex Salica»).

Она представляет собой запись судебных обычаев салических франков, произведенную, как полагают, в начале VI в., т. е. еще при жизни (а возможно, и по приказанию) Хлодвига. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

«Салическая правда» в более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков еще до завоевания. Но в ней мы находим и новые данные - сведения о зарождении имущественного и социального неравенства, частной собственности на движимость, права наследования на землю и, наконец, государства. На протяжении VI-IX вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде», поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию франкского общества от первобытнообщинного строя к феодализму.

Хозяйство и общинная организация франков по данным «Салической правды»

Уровень развития хозяйства у франков был значительно более высоким, чем у древних германцев, описанных Тацитом. В земледелии, которое в VI в. являлось основным занятием франков, по-видимому, уже господствовало двухполье, прекратились периодические переделы пахотной земли, затруднявшие развитие более интенсивных форм земледелия. Помимо зерновых культур - ржи, пшеницы, овса, ячменя, - у франков получили широкое распространение бобовые культуры и лен. Стали активно возделываться огороды, сады, виноградники. Повсеместное распространение получает плуг с железным лемехом, хорошо взрыхлявший почву. В сельском хозяйстве используются различные виды рабочего скота: быки, мулы, ослы. Улучшились методы обработки почвы. Обычными стали двух- или трехкратная вспашка, бороньба, прополка посевов, молотьба с помощью цепов, вместо ручных начали применяться водяные мельницы. Значительно развилось и скотоводство. Франки разводили в большом количестве крупный рогатый и мелкий скот - овец, коз, а также свиней и разные виды домашней птицы. Среди обычных занятий следует назвать охоту, рыболовство, пчеловодство.

Прогресс в хозяйстве был следствием не только внутреннего развития франкского общества, но и результатом заимствования франками, а еще раньше вестготами и бургундами на юге Галлии более совершенных методов ведения сельского хозяйства, с которыми они столкнулись на завоеванной римской территории.

В этот период у франков существует вполне развитая частная собственность на движимое имущество. Об этом говорят, например, высокие штрафы, устанавливаемые «Салической правдой» за кражу хлеба, скота, птицы, лодок, сетей. Но частной собственности на землю за исключением приусадебных участков, «Салическая правда» ещё не знает. Собственником основного земельного фонда, каждой, деревни являлся коллектив ее жителей - свободных мелких земледельцев, составлявших общину. В первый период после завоевания Галлии, по данным древнейшего текста «Салической правды», франкские общины представляли собой очень разные по размеру поселения, состоявшие из родственных между собой семей. В большинстве случаев это были большие (патриархальные) семьи, включавшие близких родственников обычно трех поколений - отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Но появлялись уже и малые индивидуальные семьи. Дома и приусадебные участки находились в частной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы - в их наследственном частном пользовании. Эти наделы обносились обычно изгородью, плетнем и были защищены от вторжений и посягательств высокими штрафами. Однако право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась. Об этом свидетельствует IX глава «Салической правды» - «Об аллодах согласно которой земельное наследство, земля (terra) в отличие от движимого имущества (оно могло свободно переходить по наследству или передаваться в дар) наследовалась только по мужской линии - сыновьями умершего главы большой семьи; женское потомство исключалось из наследования земли. В случае отсутствия сыновей земля переходила в распоряжение общины. Это ясно видно из эдикта короля Хильперика (561- 584), который во изменение вышеназванной главы «Салической правды» устанавливал, что в случае отсутствия сыновей землю должны наследовать дочь или брат и сестра умершего, но «не соседи» (как это было, очевидно, раньше).

Община имела также ряд других прав на земли, находившиеся в индивидуальном пользовании ее членов. По-видимому, у франков существовала «система открытых полей»: все пахотные наделы после снятия урожая и луговые наделы после сенокоса превращались в общее пастбище, и на это время с них снимались все изгороди. Земли под паром также служили общественным пастбищем. Такой порядок связан с чересполосицей и принудительным севооборотом для всех членов общины. Земли, не входившие в приусадебное хозяйство и в пахотные и луговые наделы (леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга), оставались в общем владении, и каждый член общины имел равную долю в пользовании этими угодьями.

Вопреки утверждениям ряда буржуазных историков конца XIX и XX в. (Н.-Д. Фюстель де Куланж, В. Виттих, Л. Допш, Т. Майер, К. Босл, О. Бруннер и др.) о том, что у франков в V-VI вв. господствовала полная частная собственность на землю, ряд глав «Салической правды» определенно свидетельствует о наличии у франков общины. Так глава XLV «О переселенцах» гласит: «Если кто захочет переселиться в виллу (в данном контексте «вилла» означает деревню.- Ред.) к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если пришелец все же поселится в деревне, то протестующий может возбудить против него судебное преследование и изгнать его через суд. «Соседи» здесь выступают таким образом как члены общины, регулирующие все поземельные отношения в своей деревне.

Община, являвшаяся по «Салической правде» основой хозяйственной и социальной организации франкского общества, представляла собой в V-VI вв. переходный этап от земледельческой общины (где сохранялась коллективная собственность на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской общине-марке, в которой уже господствует собственность индивидуальных малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр. До завоевания Галлии собственником земли у франков являлся род, распадавшийся на отдельные большие семьи (это и была земледельческая община). Продолжительные походы периода завоевания и расселение на новой территории ускорили начавшийся еще во II-IV вв. процесс ослабления и распада родовых и складывания новых, территориальных связей, на которых основывалась сложившаяся позднее соседская община-марка. По словам Ф. Энгельса, «род растворялся в общине-марке, в которой, впрочем, еще достаточно часто заметны следы ее происхождения из отношений родства членов общины».

В «Салической правде» отчетливо прослеживаются родовые отношения: и после завоевания многие общины состояли в значительной части из родственников; сородичи продолжали играть большую роль в жизни свободного франка. Из них состоял тесный союз, включавший всех родичей «до шестого колена» (третьего поколения по нашему счету), все члены которого в определенном порядке обязаны были выступать в суде в качестве соприсяжников (принося присягу в пользу сородича). В случае убийства франка в получении и уплате вергельда участвовала не только семья убитого или убийцы, но и их ближайшие родственники как со стороны отца, так и со стороны матери.

Но в то же время «Салическая правда» показывает уже процесс разложения и упадка родовых отношений. Среди членов родовой организации намечается имущественная дифференциация. Глава «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не может помочь своему родственнику в уплате вергельда: в этом случае он должен «бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы тот уплатил все по закону». Наблюдается стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей. Глава IX «Салической правды» подробно описывает процедуру отказа от родства, во время которой человек должен публично, в судебном заседании отказаться от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

В случае смерти такого человека его наследство поступает не родичам, а в королевскую казну.

Развитие имущественной дифференциации в среде сородичей приводит к ослаблению родовых связей, к распаду больших семей на малые индивидуальные семьи.

В конце VI в. наследственный надел свободных франков превращается в полную, свободно отчуждаемую земельную собственность малых индивидуальных семей – аллод. анее, в «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле - только как наследственный надел, которым нельзя свободно распоряжаться. Уже упоминавшийся выше эдикт короля Хильперика, значительно расширив право индивидуального наследования общинников, по существу, отнял у общины право распоряжаться надельной землей ее членов. Она становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, т. е. превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. По словам Ф. Энгельса, «аллодом создана была не только возможность, но и необходимость превращения первоначального равенства земельных владений в его противоположность».

С возникновением аллода завершается превращение земледельческой общины в соседскую или территориальную, обычно называемую общиной-маркой, которая состоит уже не из родичей, а из соседей. Каждый из них - глава малой индивидуальной семьи и выступает как собственник своего надела - аллода. Права общины распространяются лишь на неподеленные угодья-марки (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т. п.), которые продолжают оставаться в коллективном пользовании всех ее членов. К концу VI в. луговые и лесные участки нередко также переходят в аллодиальную собственность отдельных общинников.

Община-марка, сложившаяся у франков к концу VI в., представляет собой последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается разложение первобытнообщинного строя и зарождаются классовые феодальные отношения.

Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода

Зародыши социального расслоения в среде франков-завоевателей проявляются в «Салической правде» в различных размерах вергельда разных категорий свободного населения. Для простых свободных франков он составляет 200 солидов, для королевских дружинников (антрустионов) или должностных лиц, состоявших на службе у короля, - 600. По-видимому, в группу королевских дружинников и должностных лиц влилась в ходе завоевания и франкская родовая знать. Жизнь полусвободных - литов - защищалась сравнительно низким вергельдом - в 100 солидов.

У франков имелись и рабы, совершенно не защищаемые вергельдом: убийца лишь возмещал ущерб, причиненный господину раба.

Развитию рабства у франков способствовали завоевание Галлии и последующие войны, дававшие обильный приток рабов. Впоследствии источником рабства стала также кабала, в которую попадали разорившиеся свободные люди, а также преступник, не заплативший судебного штрафа или вергельда: они превращались в рабов тех, кто уплачивал за них эти взносы. Однако рабский труд у франков не был основой производства, как в Римском государстве. Рабы использовались чаще всего как дворовые слуги или ремесленники - кузнецы, золотых дел мастера, иногда как пастухи и конюхи, но не как основная рабочая сила в сельском хозяйстве.

Хотя «Салическая правда» не знает никаких юридических разграничений внутри простых свободных общинников, в ней и в других источниках VI в. имеются данные о наличии в их среде имущественного расслоения. Это не только приведенные выше сведения о расслоении среди сородичей, но и указания на распространение во франкском обществе займов и долговых обязательств. Источники постоянно упоминают, с одной стороны, о богатых и влиятельных «лучших людях» (meliores), с другой - о бедных (minoflidi) и вовсе разорившихся, не способных уплатить штрафы бродягах.

Возникновение аллода стимулировало рост крупного землевладения у франков. Еще в ходе завоевания Хлодвиг присвоил себе земли бывшего императорского фиска. Его преемники постепенно захватили все свободные, не поделенные между общинами земли, которые сначала считались достоянием всего народа. Из этого фонда ставшие крупными землевладельцами франкские короли щедро раздавали земельные пожалования в полную, свободно отчуждаемую (аллодиальную) собственность своим приближенным и церкви. Так, к концу VI в. во франкском обществе уже зарождается слой крупных землевладельцев - будущих феодалов. В их владениях наряду с франкскими рабами эксплуатировались также полусвободные - литы - а зависимые люди из числа галло-римского населения - вольноотпущенники по римскому праву, рабы, галло-римляне, обязанные нести повинности («римляне-трибутарии»), возможно, из числа бывших римских колонов.

Рост крупного землевладения особенно усилился в связи с развитием аллода внутри общины. Концентрация земельных владений происходит теперь не только в результате королевских пожалований, но и путем обогащения одной части общинников за счет другой. Начинается процесс разорения части свободных общинников, причиной которого является вынужденное отчуждение их наследственных аллодов.

Рост крупного землевладения неизбежно приводит к возникновению частной власти крупных землевладельцев, которая как орудие внеэкономического принуждения была характерна для складывающегося феодального строя.

Притеснения крупных светских землевладельцев, церковных учреждений и королевских должностных лиц, вынуждали свободных людей отказываться от личной независимости и отдаваться под «покровительство» (mundium) светских и духовных крупных землевладельцев, которые таким образом становились их сеньорами (господами). Акт вступления под личное покровительство назывался «коммендацией». На практике он нередко сопровождался вступлением в поземельную зависимость, что для безземельных людей часто означало постепенное втягивание их и в личную зависимость. Коммендация усиливала в то же время политическое влияние крупных землевладельцев и способствовала окончательному разложению родовых союзов и общинной организации.

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества

Процесс феодализации происходил не только в среде самих франков, но еще быстрее в среде галло-римлян, составлявших большинство населения Франкского государства. Варварские завоевания разрушили основы рабовладельческого строя и подорвали отчасти крупное землевладение, особенно в Южной Галлии, где бургунды и вестготы произвели разделы земли, захватив значительную ее часть у местного населения. Однако они не уничтожили частную собственность на землю. Повсюду в среде галло-римского населения сохранилась не только мелкая крестьянская земельная собственность, но даже и крупное церковное и светское землевладение, основанное на эксплуатации рабов и сидевших на чужой земле людей, близких по положению к римским колонам.

«Салическая правда» делит галло-римское население на три категории: «королевских сотрапезников», в которых можно видеть привилегированную группу галло-римлян, приближенных к королю, по-видимому, крупных землевладельцев; «поссесоров» - землевладельцев мелкопоместного и крестьянского типа; тяглых людей («трибутариев»), обязанных нести повинности. По-видимому, это были люди, пользующиеся чужой землей на определенных условиях.

Соседство галло-римлян, в среде которых издавна существовала частная собственность на землю, естественно, ускоряло разложение общинных отношений и феодализацию франкского общества. Положение галло-римских рабов и колонов оказывало влияние на формы зависимости, в которые втягивались обедневшие франкские общинники. Влияние разлагающихся позднеантичных отношений в процессе феодализации было особенно велико в Южной Галлии, где завоеватели жили в тесном соседстве с галло-римлянами в общих деревнях. Здесь раньше, чем на севере среди германцев, утвердилась частная собственность на землю в ее римской форме, раньше совершился переход к общине-марке, быстрее шло ее разложение и рост крупной земельной собственности варварской знати. Объектом эксплуатации германских крупных землевладельцев в VI-VII вв. являлись еще не зависимые крестьяне, но посаженные на землю рабы, колоны, вольно­отпущенники, статус которых во многом определялся римскими правовыми традициями. Вместе с тем франкское завоевание Южной Галлии способствовало дроблению крупных доменов и варварской и галло-римской знати и укрепило слой мелких крестьян-собственников, смешанный по своему этническому составу. В процессе синтеза галло-римских и германских отношений правовые и этнические различия между завоевателями и местным населением во всех областях королевства постепенно стирались. При сыновьях Хлодвига обязанность участвовать в военном ополчении распространяется на всех жителей королевства, в том числе и на галло-римлян. С другой стороны, франкские короли пытаются распространять поземельный и подушный налоги, сохранившиеся от Римской империи и сначала взимавшиеся только с галло-римского населения, и на завоевателей-германцев.

В связи с этой политикой королевской власти в Галлии неоднократно вспыхивали восстания. Самое крупное из них произошло в 579 г. в Лиможе. Народные массы, возмущенные тем, что король Хильперик повысил поземельный налог, захватили и сожгли податные списки и хотели убить королевского сборщика налогов. Хильперик жестоко расправился с восставшими и подверг население Лиможа еще более тяжелому обложению. На первый план в жизни франкского общества все более выдвигаются социальные различия: происходит все большее сближение галло-римской, бургундской и франкской землевладельской знати, с одной стороны, и германских и галло-римских мелких земледельцев разного правового статуса - с другой. Начинают складываться основные классы будущего феодального общества - феодалы и зависимые крестьяне.

Франкское королевство меровингского периода с конца VI - начала VII в. представляло собой уже раннефеодальное общество, хотя процесс феодализации в нем развивался довольно медленно. Вплоть до конца VII в. основным слоем этого общества оставались свободные мелкие землевладельцы, на севере еще объединенные в свободные общины-марки.

Возникновение государства у франков

Начало феодализации франкского общества сопровождалось зарождением раннефеодального государства.

Органы управления, присущие первобытнообщинному строю на стадии военной демократии, постепенно уступают место усилившейся власти военного вождя, который превращается теперь в короля. Это превращение было ускорено самим фактом завоевания, поставившим франков лицом к лицу с завоеванным галло-римским населением, которое необходимо было держать в повиновении. Кроме того, на завоеванной территории франки столкнулись с развитым классовым обществом, дальнейшее существование которого требовало создания новой государственной власти взамен уничтоженного франками государственного аппарата рабовладельческой империи.

Король сосредоточил в своих руках все функции государственного управления, центром которого стал королевский двор. Власть короля основывалась прежде всего на том, что он являлся крупнейшим земельным собственником в государстве и стоял во главе многочисленной, лично преданной ему дружины. Государством он управлял как личным хозяйством, дарил своим приближенным в частную собственность земли, ранее составлявшие всенародную, племенную собственность, произвольно распоряжался государственными доходами, поступавшими к нему в виде налогов, штрафов и торговых пошлин. Королевская власть опиралась на поддержку складывающегося класса крупных землевладельцев. С момента своего возникновения государство всемерно защищало интересы этого класса феодалов и способствовало своей политикой разорению и закабалению свободных общинников, росту крупной земельной собственности, организовывало новые завоевания.

В центральном управлении Франкского государства сохранились лишь слабые следы былой первобытнообщинной организации в виде ежегодных военных смотров - «мартовских полей». Поскольку в меровингский период основную массу населения франкского общества составляли еще свободные общинники, из которых состояло и всеобщее военное ополчение, на «мартовские поля» сходились все взрослые свободные франки. Однако эти собрания в отличие от общенародных собраний периода военной демократии не имели теперь серьезного политического значения.

Следы древних первобытнообщинных порядков больше сохранились в местном управлении Франкского государства.

«Сотни» из подразделений племени у древних франков после завоевания Галлии превратились в территориальные административные единицы. Управление графством - более крупной территориальной единицей - всецело находилось в руках королевского должностного лица - графа, который был главным судьей в графстве и взимал в пользу короля треть всех судебных штрафов. В «сотнях» собирались народные собрания всех свободных людей (mallus), выполнявшие главным образом судебные функции и проходившие под председательством выборного лица - «тунгина». Но и здесь присутствовал представитель королевской администрации - сотник («центенарий»), контролировавший деятельность собрания и собиравший долю штрафов в пользу короля. По мере развития социальной дифференциации в. среде франков руководящая роль в этих собраниях переходит к более зажиточным и влиятельным лицам - «рахинбургам» (rachin-burgii), или «добрым людям».

Полнее всего сохранилось самоуправление в деревенской общине, которая на сельских сходах избирала своих должностных лиц, творила суд по мелким правонарушениям и следила за тем, чтобы соблюдались обычаи марки.

Дробление государства при преемниках Хлодвига

Рост крупного землевладения и частной власти крупных земельных собственников уже при сыновьях Хлодвига привел к ослаблению королевской власти. Лишившись вследствие щедрых земельных раздач значительной части своих домениальных владений и доходов, франкские короля оказались бессильными в борьбе с сепаратистскими устремлениями крупных землевладельцев. После смерти Хлодвига началось дробление Франкского государства.

С конца VI в. намечается обособление трех самостоятельных областей в составе Франкского государства: Нейстрии - Северо-Западной Галлии с центром в Париже; Австразии - северо-восточной части Франкского государства, включавшей исконные франкские области по обоим берегам Рейна и Мааса; Бургундии - территория бывшего королевства бургундов. В конце VII в. на юго-западе выделилась Аквитания. Эти четыре области различались между собой и этническим составом населения и особенностями социального строя, и степенью феодализации.

В Нейстрии, которая к моменту франкского завоевания была сильно романизована, галло-римляне, составлявшие и после завоевания значительную часть населения, раньше, чем в других областях королевства, слились с франками-завоевателями. Здесь уже к концу VI- началу VII в. большое значение приобрело крупное церковное и светское землевладение и быстро шел процесс исчезновения свободного крестьянства.

Австразия, где основную массу населения составляли франки и подвластные им другие германские племена, а влияние галло-римских порядков было слабым, вплоть до начала VIII в. сохраняла более приметивный строй; здесь медленнее разлагалась община-марка, большую роль продолжали играть землевладельцы-аллодисты, входящие в общины-марки и составляющие основу военного ополчения. Складывающийся класс феодалов был в основном представлен мелкими и средними феодалами. Церковное землевладение было представлено здесь слабее, чем в Нейстрии.

В Бургундии и Аквитании, где галло-римское население также было смешано с германским (сначала с бургундами и вестготами а затем с франками), также долго сохранялось мелкое свободное крестьянское и среднепоместное землевладение. Но вместе с тем там имелись и крупные земельные владения, особенно церковные, а свободная община уже в VI в. исчезла почти повсеместно.

Эти области были слабо связаны между собой экономически (в то время господствовали натурально-хозяйственные отношения), что препятствовало их объединению в одном государстве. Короли из дома Меровингов, возглавлявшие эти области после раздробления Франкского государства, вели между собой борьбу за верховенство, которая осложнялась непрерывными столкновениями между королями и крупными землевладельцами внутри каждой из областей.

Объединение страны майордомами Австразии

В конце VII в. фактическая власть во всех областях королевства оказалась в руках майордомов. Первоначально это были должностные лица, возглавлявшие королевское дворцовое управление (majordomus - старший по дому, управляющий хозяйством двора). Затем майордомы превратились в крупнейших землевладельцев. Все управление каждой из названных областей королевства сосредоточивалось в их руках, и майордом выступал как вождь и военный предводитель местной земельной аристократии. Короли из дома Меровингов, потерявшие всякую реальную власть, назначались и смещались по воле майордомов и получили от современников пренебрежительное прозвище «ленивых королей».

После продолжительной борьбы в среде франкской знати в 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский стал майордомом всего Франкского государства. Это удалось ему потому, что в Австразии, где процесс феодализации шел медленнее, чем в других частях королевства, майордомы могли опираться на довольно еще значительный слой мелких и средних феодалов, а также свободных аллодистов крестьянского типа, заинтересованных в усилении центральной власти для борьбы с притеснениями крупных землевладельцев, подавления закрепощаемого крестьянства и для завоевания новых земель. При поддержке этих социальных слоев майордомы Австразии смогли вновь объединить под своей властью все Франкское государство.