Легенды и мифы «Титаника. Титаник. Правдивые факты Интересные факты о затонувшем титанике

К пункту 13.
Уточню: как «Олимпик» (RMS Olympic), так и последующие суда серии "Титаник" и "Британик" - трансатлантические лайнеры компании White Star Line имели уникальную для своего времени конструкцию: они могли оставаться на плаву при затоплении любых 2 из 16 водонепроницаемых отсеков, любых 3 из первых 5 отсеков, или же всех 4 носовых отсеков подряд, начиная с форпика.
К сожалению, никто не предполагал, что вода пойдет сразу в шесть носовых отсеков и по мере роста дифферента на нос, она начнет переливаться через водонепроницаемые переборки, ибо обычно означенные не достигают клотиков мачт и начнется последовательное затопление отсеков. Это был не военный корабль...

К пункту 12.
А, например: "Ханс Хедтофт", 7 января 1959 года? SOS - 7 января 1959 года, около 02:00: "Столкнулись с айсбергом. Положение 59,5 северной - 43,0 западной". 02 "Машинное отделение затопляется водой". 03 "Приняли много воды в машинное отделение". Примерно 05 "Тонем, нуждаемся в немедленной помощи". Это все... Спасенных, тел и обломков не нашли. Погибло 55 пассажиров и 39 членов команды.
Для справки: "Ханс Хедтофт": датский грузопассажирский теплоход водоизмещением 3000 тонн, второй рейс на линии Гренландия - континентальные порты. Был предназначен для плавания во льдах (удвоенная толщина бортов в ледовом поясе, двойное дно, 7 водонепроницаемых отсеков, специальное подкрепление носовой и кормовой оконечности).

К пункту 9.
Согласно данных расследования между звонком впередсмотрящего Фредерика Флита (Frederick Fleet: 15.10.1887 - 10.01.1965) и моментом касания айсберга прошло 37,5 секунд. За это время лайнер прошел 1316 футов и отклонился от курса на 23 градуса (на 109 футов/ 33,22 метра левей первоначальной траектории).
Между прочим. Фредерик Флит был найден повесившимся 10 января 1965 года в своем саду на Норманд-Стрит. В отчете коронера указывалось, что у него было умственное помрачение, но знакомые считали, что все дело было в его депрессивном состоянии, которое началось после смерти жены, и отчасти было вызвано еще тем, что Флит так и не избавился от чувства вины за гибель пассажиров. Он был похоронен без всяких почестей в могиле "нищего" на кладбище Холлибрук в Саутгемптоне. На его могиле не было даже надгробия и только в 1993 году общество "Titanic Historical Society Inc." на деньги частных пожертвований установило памятную плиту с гравюрой, изображающей "Титаник". Еще одна жертва катастрофы, не правда ли?

К пункту 8.
Никакого "миража" не было. Был "черный" айсберг: когда он переворачивается, его ранее бывшая в воде часть по цвету не отличается от воды. Особенно безлунной ночью. Волнения моря не было вообще, так что белой полоски пены у "ватерлинии" айсберга не было тоже. И не было биноклей у впередсмотрящих - исторический факт. Его просто не видели...

К пункту 3.
Некорректное фото. Подписать следовало так: "Шлюпки "Титаника". Всего их нашли тринадцать. И вот они у 13-го причала в Нью-Йорке, куда должен был прийти этот великолепный лайнер"
...
Это немного мое хобби, во всяком случае, собралась нормальная библиотека на разных языках и с документами официального расследования знаком. Для начала рекомендую: www.titanicinquiry.org - полные проколы расследований в Штатах и Британии (английский язык).

Посему позволю высказать оценочное суждение, что "Титаник" погубила команда "Стоп машина - полный назад" (движение руки Макмастера Мёрдока), которую выполнить было нельзя.

Увы, только на полный реверс машин "с полного вперед на полный назад" (следственный эксперимент на "Олимпике и можно не буду описывать особенности паровых машин) потребовалось более 15 минут - при этом лайнер до начала вращения винтов на оборотах соответствующих "полному назад" прошел порядка 2 миль - около 3,7 км. Кроме того, надо учитывать особенности винторулевой группы. Три винта, одно перо руля. Правый и левый винты приводились в действие паровыми машинами (реверсивными), средний - турбиной (нереверсивной). После команды "стоп" лайнер фактически потерял управление и вместо циркуляции (окружности диаметром 3850 футов), начал двигаться по спирали с увеличивающимся радиусом, стремящимся к бесконечности. Вместе с тем, если бы была дана команда "Самый полный вперед, весь пар на передний ход", то на курсе отворота в 23 градуса он бы оказался на 8 секунд раньше и к моменту "37,5" ушел бы влево на 92,6 метра. Правда, были нюансы, вроде раскатки кормы, обычно решаемой маневром "коордонат" (Вики?), но это совсем другая история...

Между тем. Подвержено документально, что ближе к полуночи 14 апреля 1912 года на посту управления машинами "Титаника" находились только два смазчика (по табели о рангах - уровень рядовых кочегаров, только те обучены лопатой шуровать, а эти масленкой). Оно и не удивительно - ведь предыдущая команда с мостика была получена более трех суток назад...

Извините, длинно получилось, впрочем я еще не все сказал...

То, что случилось 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут в Северной Атлантике, для многих остается загадкой. В эту ночь крупнейший в мире на тот момент пассажирский лайнер "Титаник" столкнулся с айсбергом, в результате чего затонул. Однако эта версия часто подвергалась сомнению. Поговаривают даже, что пароход затонул вовсе не из-за столкновения с айсбергом…

Нераскрытые тайны "Титаника"

Слухи о роковом лайнере . Согласно одному из мифов, незадолго до завершения строительства корабелы неоднократно слышали странные постукивания в той части "Титаника", где располагалось второе дно. Существует мнение, что, поскольку строительство судна велось очень быстро, в его корпусе остался замурованным один, а то и несколько строителей. Этим якобы и объясняются странные постукивания: люди пытались вырваться из ловушки, в которую попали.

Также распространено мнение, что в "Титаник" был заложен антихристианский код. Серийный номер корпуса корабля - 3909 04. Если верить мифу, некоторые строители судна, негативно относившиеся к католической церкви, вложили в шестизначный номер секретное послание. Если написать этот номер от руки на бумаге и посмотреть в зеркало, то там будут отражаться слова "No Pope" (в переводе - "Нет Папы"). Ирландские протестанты полагали, что эти слова означают "Нет Папе Римскому", поэтому божественное возмездие не заставило себя долго ждать, и лайнер затонул в первом плавании.

По слухам, сигнал SOS с "Титаника" современные суда ловят и по сей день. Причем происходит это раз в несколько лет с определенной периодичностью. Одним лишь приемом радиосигналов с давно затонувшего корабля дело не ограничивается. По некоторым свидетельствам, спустя десятилетия после трагедии суда, проплывавшие мимо района затопления "Титаника" периодически вылавливали… спасшихся пассажиров!

Так, из морской пучины якобы выловили женщину средних лет, одетую по моде начала XX века. Она утверждала, что сейчас на дворе 1912 год и ей чудом удалось выжить. После того как женщину доставили на берег и решили установить ее личность, оказалось, что имя, которым она представилась, совпадало с реальным именем одной из пассажирок "Титаника". Впрочем, как и следовало ожидать, дальнейшая судьба этой женщины неизвестна.

Это не единственный случай подобного рода. Члены команды разных судов утверждали, что им удалось подобрать в океане десятимесячного младенца, который находился в спасательном круге с надписью "Титаник", и пожилого мужчину, который был одет в капитанскую форму компании "Уайт Стар Лайн". Мужчина утверждал, что он - никто иной как капитан "Титаника" Смит.

Теория заговора

Из-за сходства "Титаника" и другого корабля компании "Уайт Стар Лайн" "Олимпик" сразу после катастрофы появилась теория заговора, согласно которой в трагический рейс на самом деле был отправлен второй корабль. В основе этой теории лежит предположение о возможном мошенничестве с целью получения страховой выплаты, которая могла бы покрыть все убытки компании "Уайт Стар Лайн". Согласно мнению сторонников теории, кормовые листы с названием судна, а также все предметы быта и интерьера с названием судна были заменены, в результате чего, никто не мог заподозрить подмены.

В 1911 году при выходе в 11 рейс "Олимпик" столкнулся с английским крейсером "Хоук". "Олимпик" получил лишь небольшие повреждения, и их было недостаточно для выплаты страховки. Нужно было, чтобы судно получило ещё большие повреждения. Поэтому судно подвергли намеренному риску столкновения с айсбергом - в компании были уверены, что, даже получив серьёзные повреждения, судно не затонет.

Эту теорию не раз пытались опровергнуть. Например, против нее свидетельствовал тот факт, что многие пассажиры "Титаника" ранее плавали на "Олимпике" и могли бы определить, на каком корабле действительно плывут. Но окончательно теория заговора была развенчана только после того, как с парохода подняли детали, на которых был выбит номер 401 (строительный номер "Титаника"), а строительный номер "Олимпика" был 400.

Другие версии крушения

Согласно официальной версии, "Титаник" затонул не столько из-за того, что столкнулся с айсбергом, а сколько , с которой шел корабль. Но далеко не все согласны с этим.

Уже долгое время существует версия, что еще до отплытия в угольном отсеке корабля возник пожар, который спровоцировал сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом. Эксперт, посвятивший изучению истории "Титаника" более 20 лет, Рэй Бостон, выдвинул новые доказательства этой теории. По его словам, пожар в шестом трюме судна возник еще 2 апреля, и потушить его так и не удалось. Владелец судна Джон Пирпонт Морган решил, что "Титаник" быстро доберется до Нью-Йорка, высадит пассажиров, а затем огонь будет потушен. Корабль вышел в море с пожаром на борту, и во время плавания произошел взрыв. Высокую скорость "Титаника" в ночное время, когда опасность столкновения со льдами была особенно высока, можно объяснить опасениями капитана Эдварда Джона Смита, что его судно взлетит на воздух еще до прибытия в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные предупреждения других кораблей о льдах, Смит не снизил скорость, в результате чего "Титаник" не смог сбросить скорость, когда был замечен айсберг.

Существует версия, что "Титаник" затонул вовсе не от тех повреждений, что нанес ему айсберг, а от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой, опять же с целью получения страховой выплаты. А командиром подводной лодки, который согласился быть участником аферы, был родственник одного из владельцев "Титаника". Но у данной теории не существует крепких аргументов в ее пользу. Если бы торпеда как-то повредила корпус "Титаника", это не осталось бы незамеченным как пассажирами, так и членами экипажа.

Известно также, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на "Титанике" в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы-прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл "Титаник", не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности - мумифицированных египетских правителей.

Особого внимания заслуживает версия, которая появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана "Титаника" Ч.Лайтоллера леди Паттен "На вес золота". Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге, у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера - самого старшего из выживших офицеров "Титаника" и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию, опасаясь, что компания "Уайт Стар Лайн" обанкротится. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке.

Другая версия появилась в писательских кругах. Во времена "Титаника" существовал престижный приз в судоходстве, присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики - "Голубая лента Атлантики". Этим призом обладало судно "Мавритания" компании "Кунард", которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании "Уайт Стар Лайн". В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал "Титаник", Исмей подбивал капитана "Титаника" Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но у этой теории есть элементарное опровержение. "Титаник" просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой "Мавритания" поставила рекорд, продержавшийся еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.

С того дня, как затонул «Титаник», прошло уже 105 лет, однако воспоминания об этой страшной трагедии, по всей видимости, никогда не исчезнут из коллективной памяти общества. За прошедшее столетие появилось немало легенд и рассказов о самом «Титанике» и тех, кто был на борту лайнера в день его гибели. Одни из них являются правдивыми, другие сильно искажены. В данной статье представлены десять самых распространённых заблуждений о «Титанике» и том страшном дне, когда он затонул.

1. Первый сигнал SOS

Одним из самых живучих мифов о «Титанике», которые по-прежнему волнуею умы людей, интересующихся данной темой, является утверждение о том, что этот круизный лайнер был первым кораблём, использовавшим сигнал бедствия SOS. Как и в большинстве других легенд, в этой также есть зерно истины, которое, однако, было искажено с целью придания истории более драматичного звучания.

Данный миф возник вокруг записи разговора, который произошёл между операторами беспроводной связи «Титаника», Гарольдом Брайдом и Джеком Филлипсом, после столкновения лайнера с айсбергом. Брайд пошутил, что у Филлипса появилась возможность испытать новый сигнал бедствия SOS. До того как затонул «Титаник», для кораблей, которые оказались в бедственном положении, не существовало стандартного сигнала бедствия, признанного на международном уровне. В то время британские суда, как правило, использовали сигнал CQD – SEEK YOU - DANGER/DISTRESS («НУЖНА ПОМОЩЬ - ОПАСНОСТЬ/БЕДСТВИЕ»). В 1906 году конференция по беспроводной связи попыталась положить конец путанице и назначить стандартный сигнал бедствия, который можно было бы легко узнать. Они выбрали SOS, который, вопреки общераспространённому заблуждению, на самом деле никак не расшифровывается. Эти буквы выбрали по той простой причине, что их было легко передать и узнать. Даже начинающему оператору было под силу справиться с ними в случае необходимости.

Тем не менее, многие предпочли придерживаться старых традиций, и британские корабли продолжили использовать CQD в качестве сигнала бедствия. «Титаник» не был исключением. После того как лайнер столкнулся с айсбергом, Филлипс изначально передал сигнал CQD. Затем он выполнил указание Брайда и набрал SOS.

И хотя сигнал SOS считался относительно новым, к 1912 году он уже в течение нескольких лет находился в использовании (даже если он и не был предпочтительным выбором оператора). Тот факт, что он был применён операторами «Титаника», лишь поспособствовал его более широкому распространению.

2. Вперёдсмотрящие не увидели айсберг, потому что у них не было биноклей

О том, что у вперёдсмотрящих на «Титанике» не было биноклей, известно всем. Многие утверждают, что если бы не отсутствие биноклей, то вперёдсмотрящие смогли бы вовремя заметить айсберг, и катастрофы удалось бы избежать. Во время допроса вперёдсмотрящий Фредерик Флит, который находился на дежурстве, когда лайнер столкнулся с айсбергом, заявил то же самое. Дело было только в этом? Если да, то почему им не предоставили бинокли?

Начнём с того, что вперёдсмотрящим «Титаника» на самом деле предоставили бинокли, или, по крайней мере, таков был план. Они хранились на корабле в специальном месте. Пока корабль находился в порту, бинокли вперёдсмотрящих, как правило, лежали запертыми в ящике – для надёжности. Вперёдсмотрящим их выдавали лишь после того, как начиналось морское путешествие. Когда «Титаник» покинул Белфаст, стало ясно, что бинокли вперёдсмотрящих пропали, поэтому второй помощник капитана предложил им свою пару. По прибытии в Саутгемптон он попросил вернуть ему бинокли и запер их в своей каюте. За несколько минут до отплытия «Титаника» из Саутгемптона произошла незапланированная смена второго помощника капитана. Когда вперёдсмотрящие попросили у нового члена экипажа бинокли, он сказал, что их у него нет. Вперёдсмотрящие снова обратились к нему с просьбой выдать им бинокли, когда корабль покинул Куинстаун, однако получили отказ.

После допросов капитанов, их помощников и вперёдсмотрящих начала вырисовываться более ли менее чёткая картина. Мнения на счёт целесообразности использования биноклей вперёдсмотрящими разделились. И если уж на то пошло, то практика предоставления биноклей вперёдсмотрящим, используемая британской судоходной компанией «Уайт Стар Лайн» была больше исключением, нежели правилом. Если им и предоставляли бинокли, то это, как правило, было в тех случаях, когда корабль во время плавания настигала плохая погода (в ту ночь, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, погода была хорошая).

Одни утверждали, что в использовании биноклей вперёдсмотрящими не было необходимости. Другие даже видели в этом опасность, указывая на то, что сосредоточение на какой-то одной небольшой части горизонта без периферического обзора было губительным. Некоторые вперёдсмотрящие недвусмысленно сказали, что они использовали бинокли лишь в тех случаях, когда замечали что-либо на горизонте своим естественным зрением и хотели получить дополнительную информацию об объекте. В действительности, было отмечено, что в обязанности вперёдсмотрящих не входило определение объекта; они должны были, заметив препятствие, проинформировать об этом помощников капитана, находившихся на мостике.

Понятно, почему Фредерик Флит, который боялся стать козлом отпущения, сказал, что бинокли помогли бы избежать трагедии. Однако в реальности кажется маловероятным, что они смогли бы что-либо изменить. Если бы Флит заметил айсберг, после чего попросил бы предоставить ему бинокль для определения объекта, это заняло бы очень много времени. В общем, столкновение было неизбежно.

3. Мумия Амен-Ра

Согласно одной популярной городской легенде, в грузовом отсеке «Титаника» находилась проклятая мумия Амен-Ра, которая посеяла хаос и волшебным образом заставила судно двигаться прямиком на айсберг. Конечно же, на борту «Титаника» не было никакой мумии.

Во время круиза известный спиритуалист Уильям Т. Стед за обедом рассказал своим спутникам захватывающую историю о проклятой мумии Амен-Ра. В то время мумия находилась на выставке в Британском музее. После того как «Титаник» столкнулся с айсбергом, историю Стеда начали распространять со скоростью света. В скором времени все начали утверждать, что мумия Амен-Ра на самом деле находилась не в Британском музее, а на борту «Титаника».

4. Если бы на борту «Титаника» было достаточно шлюпок, то спастись удалось бы каждому

Большинство людей знают, что на борту «Титаника» не было достаточного количества спасательных шлюпок. Согласно стандартам того времени, такому огромному лайнеру требовалось всего шестнадцать шлюпок (плюс четыре складные лодки). Стоит отметить, что идея, согласно которой «непотопляемый» корабль не нуждался в спасательном оборудовании, является откровенной ложью. Но если бы на «Титанике» оказалось достаточно шлюпок, чтобы вместить всех находящихся на борту, повлияло бы это на число спасённых жизней?

Ответ: нет; и тому есть ряд причин. Во-первых, мы знаем, что последние спасательные шлюпки были спущены на воду примерно в 2:15 ночи, всего за пять минут до того, как судно полностью затонуло. Иными словами, помощникам едва хватило времени, чтобы спустить на воду имеющиеся шлюпки. Кроме того, очевидцы рассказали, что многие пассажиры категорически отказывались садиться в спасательные шлюпки, считая, что на борту тонущего корабля им будет безопаснее. Переубедить удавалось лишь единицы. Мы также знаем, что те, кто был в третьем классе, испытывали трудности с тем, чтобы попасть в шлюпки. Большинству из них так и не удалось этого сделать. Способ хранения спасательных шлюпок также стал одной из проблем. Так, например, складную лодку С нельзя было разобрать до тех пор, пока не была спущена на воду спасательная шлюпка № 1. Складные лодки А и В хранились на крыше кают помощников капитана; для того чтобы достать их оттуда и спустить на шлюпочную палубу, требовалось время, которого и так было в обрез. Вполне вероятно, что дополнительные лодки хранились бы точно таким же образом; помощники капитана и члены экипажа попросту не успели бы их разобрать и спустить на воду.

Да, несколько дополнительных спасательных шлюпок при условии своей доступности действительно могли бы помочь спасти больше людей, учитывая то, что море тогда была достаточно спокойным, однако даже при таком раскладе число жертв всё равно было бы невероятно высоким.

5. Последние минуты жизни Томаса Эндрюса

Судостроителя Томаса Эндрюса по праву считают одним из героев истории, связанной с гибелью «Титаника». Интересно, что легенда об Эндрюсе романтизировала последние минуты его жизни: он стоял один в курилке для первого класса, угрюмо уставившись на картину гавани Плимут; его спасательный круг был наброшен на стул, символизируя потерю надежды на то, чтобы выжить. Трогательное описание, которое было сделано со слов очевидцев. Но так ли на самом деле Томас Эндрюс встретил свой конец?

Одного из вышеупомянутых очевидцев звали Джоном Стюартом. Причин сомневаться в его словах нет, не считая времени, на которое выпали, как мы думаем, последние моменты жизни Томаса Эндрюса. Стюарт оказался в спасательной шлюпке № 15, которая отплыла от корабля примерно в 1:40 ночи. Получается, что он видел Эндрюса в курилке, по меньшей мере, за 40 минут до того, как корабль затонул. Однако есть более поздние свидетельства, которые дают нам лучшее представление о последних минутах жизни Эндрюса. Один из выживших (его имя нам не известно) заявил, что видел Эндрюса на шлюпочной палубе, когда оставалось всего несколько минут до окончательной гибели «Титаника». Он бросал шезлонги за борт, чтобы помочь тем, кто цеплялся за жизнь, оказавшись в ледяной воде. Буфетчик Сесил Уильям Н. Фицпатрик видел Эндрюса вместе с капитаном Смитом на мостике, когда «Титаник» совершал своё окончательное погружение. Как сообщается, капитан сказал ему: «Мы не можем больше здесь оставаться – он уходит под воду!». После этого оба вместе нырнули в воду.

По всей видимости, последние минуты своей жизни Томас Эндрюс провёл не в отчаянии, а в попытках спасти жизни других людей. В 1912 году биограф Эндрюса, Шан Ф. Баллок, написал: «Что бы он ни наблюдал в свои последние минуты, это не лишило его самообладания и мужественности. Работа есть работа; он должен был выполнять свои обязанности до победного конца».

6. Пассажирам третьего класса не дали шанса спастись

Идея о том, что пассажирам третьего класса пришлось одновременно вести борьбу за свою жизнь и против классовой системы, является основой большинства фильмов, посвящённых гибели «Титаника». Однако это неправда. Да, мы знаем, что из 700 пассажиров третьего класса спастись удалось лишь одной четвёртой части. Также имеются сведения о том, что нескольким небольшим группам, находившимся глубоко внутри корабля, не удалось добраться до шлюпочной палубы. Это само по себе звучит шокирующе. Однако важно помнить о контексте ситуации.

В 1912 году власти постановили, что корабли должны быть строго разделены по классам, чтобы предотвратить распространение болезней. На открытых палубах имелись низкие ворота; также по всему кораблю были развешаны соответствующие знаки. В более глубоких частях корабля были установлены высокие ворота. Ворота представляли собой простой способ разделения классовых отсеков. Однако то, как часто эти ворота запирались в действительности – это уже другой вопрос. Стюарды должны были следить за тем, чтобы не допустить перемещение пассажиров из одного класса в другой. В ту ночь, когда затонул «Титаник», многие пассажиры, члены экипажа и помощники капитана не осознавали всю серьёзность ситуации. Даже те, кто знал, что корабль идёт ко дну, надеялись на суда, которые шли на помощь «Титанику». Многие думали, что в течение часа их спасут. Иными словами, люди считали, что даже в такой критической ситуации следует придерживаться обычных правил. Вдобавок ко всему, большинство пассажиров предпочли остаться в своей части корабля, а не искать спасения, думая, что ситуация была под контролем. Предположение о намеренной попытке не дать пассажирам третьего класса добраться до шлюпочной палубы имело бы смысл, если бы высокие ворота в более глубоких частях корабля перекрывали им единственный путь к спасению, но это просто не тот случай. Пассажиры третьего класса имели беспрепятственный доступ к открытым палубам. Многие очевидцы сообщали, что видели, как пассажиры третьего класса направлялись к этим открытым палубам. К сожалению, на корабле имелось очень мало знаков, указывающих путь на верхние палубы. Проблема также усугублялась тем, что многие пассажиры третьего класса не знали английский язык. Очевидцы утверждали, что стюарды помогали пассажирам третьего класса перемещаться по кораблю, однако представьте себе, как было тяжело тем, кому это приходилось делать в одиночку. Тем не менее, многим это удалось. Настоящая проблема возникла, когда они попытались получить доступ к частям кораблям, предназначавшимся для второго и первого классов и располагавшимся на верхних палубах. Именно тогда они столкнулись с реальными трудностями, оказавшись лишёнными возможности добраться до шлюпочной палубы. Имеющиеся доказательства говорят о том, что большинству пассажиров третьего класса удалось попасть на шлюпочную палубу, однако было уже поздно. Предположение о том, что пассажиров третьего класса намеренно оставили на произвол судьбы, откровенно говоря, является нелепым. Правда заключается в том, что основными причинами гибели такого большого количества пассажиров третьего класса были недооценка серьёзности ситуации, трудности с передвижением по запутанным «лабиринтам» лайнера, языковой барьер и плохая организация.

7. Бортовой номер «Титаника» расшифровывался как "No Pope" («Никакого папы римского»)

В Белфасте, родном городе «Титаника», после крушения лайнера начали распространять слухи о том, что если его бортовой номер, 360604, прочитать с помощью зеркала, то получатся слова "No Pope" («Никакого папы римского»). Эта история стала крайне популярной в религиозном Белфасте, и в скором времени многие люди начали утверждать, что причиной гибели «Титаника» был его демонический бортовой номер.

Однако данный миф довольно легко развенчать, поскольку на самом деле «Титанику» был дан бортовой номер 401.

8. Джозеф Брюс Исмей был усатым злодеем

Вокруг гибели «Титаника» существует множество невероятных историй о героях и злодеях. Одна из них связана с именем председателя и директора-распорядителя пароходной компании «Уайт Стар Лайн», Джозефа Брюса Исмея. Сегодня его считают усатым супер-злодеем, который пожертвовал безопасностью пассажиров и членов экипажа ради скорости. Однако насколько верен этот образ?

Первое обвинение, брошенное в сторону Исмея, связано со срезанием углов при строительстве «Титаника» и экономией денег на безопасности пассажиров. Да, это правда, что Исмей был бизнесменом. И не исключено, что снижение затрат было для него в абсолютном приоритете. Однако факты говорят о том, что Исмей беспрекословно выполнял требования Министерства торговли и был готов выделить средства на дополнительные спасательные шлюпки (и недавно разработанные шлюпбалки, которые позволили бы взять на борт ещё больше спасательных шлюпок, если бы того потребовали нормы). Было бы несправедливо отметить, что он делал это исключительно по доброте своего сердца, а также считал такие траты разумными инвестициями в будущее. Всё выше написанное определённо указывает на то, что он не был скрягой Скруджем, который сидел в своём мрачном кабинете и отчаянно пытался найти способы сэкономить на безопасности лайнера, чтобы набить свои карманы деньгами. На самом деле это было бы глупо с его стороны, ведь чем безопаснее и крепче корабль, тем больше прибыли он принесёт в будущем. Более того, попытка обмануть Министерство торговли могла бы привести к плохой репутации и негативно сказаться на развитии бизнеса.

Следующее обвинение в адрес Исмея связано с тем, что бизнесмен, ослеплённый жаждой славы и известности, якобы при помощи угроз и запугивания заставил капитана и его помощников увеличить скорость хода «Титаника» за пределы безопасности. Но Исмей сам был пассажиром. Ставить собственную жизнь под угрозу было бы глупо с его стороны. Пассажирка «Титаника», Элизабет Лайнс, призналась, что подслушала разговор о корабле, который состоялся между капитаном Смитом и Исмеем. В нём Исмей озвучил яркие, оптимистичные идеи по поводу будущего лайнера. Также он говорил о том, что хотел бы, чтобы «Титаник» побил рекорд скорости, установленный «Олимпиком» – вполне себе нормальное желание как для директора-распорядителя пароходной компании. Все – и члены экипажа, и пассажиры – знали о том, что «Титаник», возможно, придёт в Нью-Йорк на день раньше установленного срока. В любом случае, главным на корабле был капитан Смит, и у него не было причин бояться Исмея. Компания «Уайт Стар Лайн» платила ему огромные деньги; его даже прозвали «Капитаном Миллионеров» за то, что он пользовался популярностью в высшем обществе. В действительности, тот факт, что его назначили капитаном «Титаника», способствовал продаже билетов. Идея о том, что Исмей оказывал давление на Смита и заставил его выйти за рамки своих полномочий, кажется маловероятной. Те, кому посчастливилось выжить в страшной трагедии, впоследствии заявили, что Исмей предупреждал их об увеличении скорости хода лайнера во время путешествия. В этом не было ничего необычного. В ясную погоду корабли, особенно во время своего первого плавания, плыли на полной скорости, когда это было возможно. Однако в ночь на 14 апреля, когда произошло столкновение с айсбергом, «Титаник» плыл не на полной скорости. Капитан собирался увеличить её 15 или 16 апреля, в зависимости от погодных условий. Лайнер действительно плыл быстрее, чем обычно, но не на полной скорости. Вдобавок ко всему, вопреки общераспространённому мнению, помощники капитана не отвергли, а всерьёз восприняли предупреждения об айсберге. Они проинформировали об этом вперёдсмотрящих, и капитан приказал сбавить скорость при малейшем ухудшении погоды.

Итак, что же произошло с Исмеем после столкновения? Хорошо известно, что он спасся, за что ему пришлось расплачиваться всю свою оставшуюся жизнь. Однако мало кто знает, что спасательная шлюпка, в которой он оказался, была спущена на воду одной из самых последних. Также менее известен тот факт, что в этой спасательной шлюпке находился ещё один пассажир первого класса и четыре безбилетника. Как Исмею удалось попасть в эту спасательную шлюпку, никто точно не знает. Будучи представителем компании «Уайт Стар Лайн», он должен был остаться на борту корабля. Но стоит отметить, что до того момента, как попасть в спасательную шлюпку, Исмей находился на шлюпочной палубе и активно помогал женщинам и детям. Он также убеждал и подбадривал тех, кто отказывался покидать тонущий корабль.

Сегодня Исмея часто изображают трусом, который не должен был остаться в живых, однако правда заключается в том, что образ усатого злодея, каким его представляют, является не совсем точным. Исмея определённо нельзя винить в трагедии, которая унесла жизни почти 1500 человек.

9. «Титаник» затонул, потому что пожар в угольном бункере повредил его корпус

Это старая теория, которая возродилась благодаря недавно вышедшему документальному фильму. Были обнаружены новые фотографии, на которых виднеется «смазанное пятно» на правом борту «Титаника» (именно этой стороной лайнер столкнулся с айсбергом). Согласно данной теории, пожар, который произошёл в одном из угольных бункеров, повредил конструкцию корабля. Если бы не пожар, то лайнер не получил бы серьёзных повреждений в результате столкновения с айсбергом и не затонул бы.

Пожар в угольном бункере действительно имел место быть. Такое на кораблях того времени не считалось обычным явлением, однако периодически всё же случалось. Членам экипажа «Титаника» удалось справиться с пожаром; для этого на борту имелись все необходимые средства. Самый большой недочёт данной теории заключается в том, что «смазанное пятно», которое якобы свидетельствует о повреждении корпуса «Титаника», находится примерно в 15 метрах от того места, где произошёл пожар. Более того, предположение о том, что сокращение расходов привело к созданию более слабого корпуса, необычайно чувствительного к повреждению огнём, не имеет под собой никаких оснований. Нет убедительных доказательств того, что структурные элементы корпуса «Титаника» были недостаточно прочными.

Самое интересное заключается в том, что существует теория, согласно которой пожар на самом деле оказался полезным. Если какой-то из бункеров, расположенных на правой стороне, был полностью опустошён во время ликвидации пожара, это может объяснить, почему «Титаник» не опрокинулся на правый борт сразу же после столкновения с айсбергом. Как бы там ни было, любой корабль в такой ситуации получил бы довольно много серьёзных повреждений.

10. Капитан Смит собирался идти в отставку после рейса «Титаника»

Нет никаких сомнений, что трагедия, связанная с гибелью «Титаника», лишь усиливается при мысли о том, что капитан лайнера планировал после рейса уйти на заслуженный отдых. Что может быть лучше возможности сказать «Прощай!» морю, находясь на борту величественного лайнера? И что может быть хуже того, когда жизнь обрывается таким внезапным, трагическим образом?

Тем не менее, истина является менее драматичной. Да, это правда, что капитан Эдвард Джон Смит находился на закате своей карьеры. Однако нет никаких доказательств того, что первый рейс «Титаника» должен был стать завершением карьеры Смита.

В отличие от большинства заблуждений в этом списке, эти слухи появились ещё до того, как «Титаник» отправился в плавание. В 1911 году корабль «Олимпик» совершил свой первый рейс под командованием капитана Смита. Тогда газета "The New York Times" писала, что капитан Смит уйдёт в отставку к концу года ввиду своего возраста. В статье также было сказано, что «Титаником», скорее всего, будет командовать капитан Бертрам Хейс. Однако это было не точно, поскольку Джозеф Брюс Исмей ещё не решил, кого выбрать. К концу 1911 года стало известно, что капитаном «Титаника» станет Смит, который должен был уйти в отставку летом 1912 года.

11 апреля 1912 года, когда «Титаник» начал свой путь через Атлантический океан, газета "The New York Times" сообщила о подтверждении слухов о том, что это действительно будет последний рейс Смита. В свою очередь, компания «Уайт Стар Лайн» опровергла это, заявив, что Смит будет командовать «Титаником» до тех пор, пока у него не появится возможность стать капитаном более крупного и лучшего судна» (скорее всего, здесь имелся в виду «Британник», который в тот момент находился на стадии строительства).

По всей вероятности, Смит действительно планировал уйти в отставку, однако популярность вынудила его задержаться на своём посту. Учитывая это, будет разумно предположить, что слухи о его грядущей отставке способствовали развитию бизнеса, давая дополнительный стимул для путешествия на «Титанике». К сожалению, мы никогда не узнаем, какое решение принял бы Смит впоследствии, если бы круизному лайнеру всё же удалось благополучно пересечь Атлантический океан. Что бы он ни сделал, справедливо будет отметить, что он наверняка хотел продолжить свою карьеру, и у него была возможность это сделать. И нет никаких оснований предполагать, что первый рейс «Титаника» стал бы для него последним.

Специально для читателей моего блога сайт - по статье с сайта listverse.com - перевела Rosemarina

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Крушение «Титаника» навсегда вошло в историю, ведь как до него, так и после ни один лайнер таких масштабов не тонул из-за столкновения с айсбергом. С момента катастрофы прошло уже более ста лет, и потонувший корабль уже успел обрасти массой мифов и легенд, многие из которых всего лишь вымысел. Мы собрали в один список лишь правдивые и самые интересные факты про «Титаник» , о которых вы возможно еще не слышали.

1. Лайнер был настолько огромен, что для того, чтобы спустить его на воду, понадобилось 24 тонны смазывающих веществ для сходней. В их число вошел жир, мыло и даже масло используемое паровозами.


2. Интересные факты о фильме «Титаник». Самая первая полнометражная картина посвященная крушению была снята спустя всего месяц после катастрофы. Ключевую роль в ней исполнила одна из девушек, которая присутствовала на судне и сумела пережить фатальную ночь встречи с айсбергом.


3. Отвечающие за постройку «Титаника» инженеры и корпусники были до конца уверены, что их детище невозможно потопить, ведь они оснастили его двойным мощным дном, а также шестнадцатью переборками. Но никто в полной мере не понимал, какую угрозу таит в себе глыба льда, которой больше двух тысяч лет.


4. Такой трагедии можно было бы избежать. Если верить собранным данным, то экипажу судна более десятка раз передавали сообщение о том, что вблизи находятся айсберги и следует развернуться или быть более бдительными. Но мало того, что к предупреждениям не прислушивались, последнее, пришедшее за менее чем час до столкновения, радист даже не стал дослушивать.


5. Среди интересных фактов про фильм «Титаник» - реальность всей постановки картины. Как и в полнометражной ленте, на судне присутствовал джентльмен Бенджамин Гугенхайм. Он отправился в плаванье вместе с девушкой и помощником и когда возникли проблемы, сделал все, чтобы его спутница попала в одну из шлюпок. Сам же пообещав вскоре к ней присоединиться, вместе со своим помощником ушел в трюм, переоделся в дорогой костюм и, вернувшись в бар, принялся пить. Убедить Гугенхайма попытаться спастись ни кому так и не удалось, он решил умереть как джентльмен.


6. Мелкие предметы, связанные с кораблекрушением с большим успехом продаются на аукционах, и по сей день. Так ключи от небольшой коморки, где хранились фонари для шлюпок, были куплены за 60 тысяч фунтов. Меню из ресторана на судне, которое чудом удалось спасти, обошлось своему новому владельцу в 31 тысячу долларов. Через некоторые время оказалось, что есть и второе такое и цена на него в Лондоне уже была дороже. Продан красиво оформленный список из 40 блюд был за 76 тысяч фунтов.


7. В числе интересных фактов о крушении «Титаника» - музыка, что звучала с его палубы до самого конца. Из-за своих невероятных объемов, он тонул 2 часа и 40 минут и все это время, пока люди спасались и рассаживались по шлюпкам, играл оркестр, члены которого и не думали о том, чтобы сохранить себе жизни.

8. До сих пор о судне слагают легенды, самой популярной из которых считается сигнал о бедствии, который ловят другие корабли неподалеку от затонувшего лайнера каждые шесть лет. Впервые об этом всерьез задумался радист с линкора под названием «Теодор Рузвельт» еще в 1972 году. Он поднял старые записи и сумел найти закономерность, увидев, что его коллеги оставляли похожие сообщения в 1924, 1930, 1936 годах. История вновь повторилась в 96-ом году, когда сигнал SOS получил «Квебек», небольшое канадское судно.

9. Интересный факт о корабле «Титаник» - его останки были найдены и исследованы спустя лишь 73 года после, того как он ушел ко дну.


10. Исследованию того, что от него осталось очень помогли глубоководные аппараты российского производства. Они несколько раз опускались на глубину 3,8 километра, где сейчас лежит судно, и снимали его на камеру. Именно эти кадры впоследствии и вошли в легендарный фильм режиссера Джеймса Кэмерона.

То, что случилось 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут в Северной Атлантике, для многих остается загадкой. В эту ночь крупнейший в мире на тот момент пассажирский лайнер "Титаник" столкнулся с айсбергом, в результате чего затонул. Однако эта версия часто подвергалась сомнению. Поговаривают даже, что пароход затонул вовсе не из-за столкновения с айсбергом…

Нераскрытые тайны "Титаника"

Слухи о роковом лайнере . Согласно одному из мифов, незадолго до завершения строительства корабелы неоднократно слышали странные постукивания в той части "Титаника", где располагалось второе дно. Существует мнение, что, поскольку строительство судна велось очень быстро, в его корпусе остался замурованным один, а то и несколько строителей. Этим якобы и объясняются странные постукивания: люди пытались вырваться из ловушки, в которую попали.

Также распространено мнение, что в "Титаник" был заложен антихристианский код. Серийный номер корпуса корабля - 3909 04. Если верить мифу, некоторые строители судна, негативно относившиеся к католической церкви, вложили в шестизначный номер секретное послание. Если написать этот номер от руки на бумаге и посмотреть в зеркало, то там будут отражаться слова "No Pope" (в переводе - "Нет Папы"). Ирландские протестанты полагали, что эти слова означают "Нет Папе Римскому", поэтому божественное возмездие не заставило себя долго ждать, и лайнер затонул в первом плавании.

По слухам, сигнал SOS с "Титаника" современные суда ловят и по сей день. Причем происходит это раз в несколько лет с определенной периодичностью. Одним лишь приемом радиосигналов с давно затонувшего корабля дело не ограничивается. По некоторым свидетельствам, спустя десятилетия после трагедии суда, проплывавшие мимо района затопления "Титаника" периодически вылавливали… спасшихся пассажиров!

Так, из морской пучины якобы выловили женщину средних лет, одетую по моде начала XX века. Она утверждала, что сейчас на дворе 1912 год и ей чудом удалось выжить. После того как женщину доставили на берег и решили установить ее личность, оказалось, что имя, которым она представилась, совпадало с реальным именем одной из пассажирок "Титаника". Впрочем, как и следовало ожидать, дальнейшая судьба этой женщины неизвестна.

Это не единственный случай подобного рода. Члены команды разных судов утверждали, что им удалось подобрать в океане десятимесячного младенца, который находился в спасательном круге с надписью "Титаник", и пожилого мужчину, который был одет в капитанскую форму компании "Уайт Стар Лайн". Мужчина утверждал, что он - никто иной как капитан "Титаника" Смит.

Теория заговора

Из-за сходства "Титаника" и другого корабля компании "Уайт Стар Лайн" "Олимпик" сразу после катастрофы появилась теория заговора, согласно которой в трагический рейс на самом деле был отправлен второй корабль. В основе этой теории лежит предположение о возможном мошенничестве с целью получения страховой выплаты, которая могла бы покрыть все убытки компании "Уайт Стар Лайн". Согласно мнению сторонников теории, кормовые листы с названием судна, а также все предметы быта и интерьера с названием судна были заменены, в результате чего, никто не мог заподозрить подмены.

В 1911 году при выходе в 11 рейс "Олимпик" столкнулся с английским крейсером "Хоук". "Олимпик" получил лишь небольшие повреждения, и их было недостаточно для выплаты страховки. Нужно было, чтобы судно получило ещё большие повреждения. Поэтому судно подвергли намеренному риску столкновения с айсбергом - в компании были уверены, что, даже получив серьёзные повреждения, судно не затонет.

Эту теорию не раз пытались опровергнуть. Например, против нее свидетельствовал тот факт, что многие пассажиры "Титаника" ранее плавали на "Олимпике" и могли бы определить, на каком корабле действительно плывут. Но окончательно теория заговора была развенчана только после того, как с парохода подняли детали, на которых был выбит номер 401 (строительный номер "Титаника"), а строительный номер "Олимпика" был 400.

Другие версии крушения

Согласно официальной версии, "Титаник" затонул не столько из-за того, что столкнулся с айсбергом, а сколько , с которой шел корабль. Но далеко не все согласны с этим.

Уже долгое время существует версия, что еще до отплытия в угольном отсеке корабля возник пожар, который спровоцировал сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом. Эксперт, посвятивший изучению истории "Титаника" более 20 лет, Рэй Бостон, выдвинул новые доказательства этой теории. По его словам, пожар в шестом трюме судна возник еще 2 апреля, и потушить его так и не удалось. Владелец судна Джон Пирпонт Морган решил, что "Титаник" быстро доберется до Нью-Йорка, высадит пассажиров, а затем огонь будет потушен. Корабль вышел в море с пожаром на борту, и во время плавания произошел взрыв. Высокую скорость "Титаника" в ночное время, когда опасность столкновения со льдами была особенно высока, можно объяснить опасениями капитана Эдварда Джона Смита, что его судно взлетит на воздух еще до прибытия в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные предупреждения других кораблей о льдах, Смит не снизил скорость, в результате чего "Титаник" не смог сбросить скорость, когда был замечен айсберг.

Существует версия, что "Титаник" затонул вовсе не от тех повреждений, что нанес ему айсберг, а от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой, опять же с целью получения страховой выплаты. А командиром подводной лодки, который согласился быть участником аферы, был родственник одного из владельцев "Титаника". Но у данной теории не существует крепких аргументов в ее пользу. Если бы торпеда как-то повредила корпус "Титаника", это не осталось бы незамеченным как пассажирами, так и членами экипажа.

Известно также, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на "Титанике" в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы-прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл "Титаник", не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности - мумифицированных египетских правителей.

Особого внимания заслуживает версия, которая появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана "Титаника" Ч.Лайтоллера леди Паттен "На вес золота". Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге, у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера - самого старшего из выживших офицеров "Титаника" и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию, опасаясь, что компания "Уайт Стар Лайн" обанкротится. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке.

Другая версия появилась в писательских кругах. Во времена "Титаника" существовал престижный приз в судоходстве, присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики - "Голубая лента Атлантики". Этим призом обладало судно "Мавритания" компании "Кунард", которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании "Уайт Стар Лайн". В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал "Титаник", Исмей подбивал капитана "Титаника" Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но у этой теории есть элементарное опровержение. "Титаник" просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой "Мавритания" поставила рекорд, продержавшийся еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.