Употребление единственного числа в значении множественного
Окончания творительного падежа множественного числа -ями – -(ь)ми
В парах дверями – дверьми, дочерями – дочерьми, лошадями – лошадьми более употребительны вторые варианты (первые рассматриваются как книжные и в той или иной степени устарелые, но обычно переговоры за закрытыми дверями ).
При нормативных формах костями, плетями сохраняется во фразеологических оборотах форма с ударяемым окончанием -(ь)ми : лечь костьми, наказать плетьми .
Форма единственного числа употребляется в значении множественного в ряде случаев:
1) при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков, например: Собака – друг человека; Сосна – дерево смолистое; Книга – источник знания ;
2) при употреблении существительного конкретного в собирательном, обобщающем значении, например: Зерно уже налилось; В такую вьюгу и медведь не вылезает из берлоги; Не перевелась ещё благородная птица тетерев (Тургенев);
3) при указании на то, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое д и с т р и б у т и в н о е значение), например: Солдаты стояли с опущенной головой… (Пушкин); Совещание заведующих отделом информации (не «отделами информации»); Ученики писали карандашом (не «карандашами»); Он не знал, какое горе лежало на сердце чужих людей (Короленко) – играет роль также образное использование слова сердце .
- Некоторые о т в л е ч е н н ы е имена существительные, употребленные в конкретном значении, ставятся в форме множественного числа, например: …Говорили о радостях труда (Чехов) (ср.: скрыть свою радость ); …Он стал перечислять красоты родной страны (т. е. красивые места); низкие температуры (ср. температура наружного воздуха ); шумы радиоприёмника (ср. шум на улице ); морские глубины (ср. глубина моря ); получить в школе прочные знания (ср. знание жизни ); Педагогические чтения (ср. чтение классических произведений ); число продаж (в значении «число актов продажи»).
Отвлеченные существительные употребляются во множественном числе также для обозначения интенсивности явления, его повторяемости, например: По ночам стоят холода… (Куприн) (ср. посинеть от холода ); Морозы… время крещенское… (А. Н. Островский) (ср. вынести продукты на мороз ).
- Имена существительные с в е щ е с т в е н н ы м значением употребляются в форме множественного числа для обозначения различных сортов или видов вещества, например: высококачественные стали, дорогие табаки, красные и белые глины, лечебные вина, смазочные масла, спирты из недефицитного сырья . Ср. в специальном употреблении: бензины, граниты, каучуки, цементы, эфиры, культурные лаки, офсетные бумаги . Однако названия элементов (золото, серебро, платина, азот, калий, натрий и др.) не образуют формы множественного числа. Не образуют ее и такие вещественные существительные, как молоко, просо, рис, щавель, пух, тёс и др.
Форма множественного числа употребляется также для обозначения изделий из данного материала: бронзы, фарфоры, хрустали ; ср.: Мебель же, зеркала, бронзы отдавались даром (Л. Толстой).
Форма множественного числа рассматриваемых существительных может также указывать на большое количество вещества, занимающего обширное пространство: пески пустыни (ср. разбросан песок ); бесконечные снега (ср. выпал снег ); в частности, при названии злаков: овсы, ячмени (также озими ). Ср.: Солнце закатилось, и в мокрых ржах кричали перепела (А. Н. Толстой); Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы (Шолохов).
Различие в формах единственного и множественного числа названий плодов, овощей, ягод (ср.: килограмм малины – килограмм яблок ) связано с тем, что при сборе или потреблении одни культуры выступают как нерасчлененная масса, другие – как единичные предметы. Ср.: килограмм вишни, смородины, клубники, моркови, репы – килограмм груш, персиков, абрикосов, огурцов .
- С о б с т в е н н ы е имена существительные употребляются в форме множественного числа для обозначения типа людей, например: И может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать (Ломоносов). Эта форма используется также для выражения отрицательной оценки с характером типичности, причем происходит переход собственного имени в нарицательное, например: квислинги (изменники-коллаборационисты) (см. также § 13, п. 6).
Фамилии в форме множественного числа обозначают членов одной семьи, например: семья Артамоновых (иностранные фамилии в этом случае сохраняют форму единственного числа, например: семья Оппенгейм ).
1) существительные, имеющие форму обоих чисел: календарь – календари, книга – книги, дерево – деревья ;
2) существительные, имеющие форму только единственного числа (singulariatantum):молоко, нефть, молодежь, белизна, оттепель ;
3) существительные, имеющие форму только множественного числа (pluraliatantum):ворота, шахматы, каникулы, чернила, Альпы.
У несклоняемых существительных показателем числа являются формы согласования:
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру (С. Я. Маршак).
При определении числа имен существительных следует учитывать случаи переносного употребления форм числа.
Переносное употребление форм числа существительных в современном русском языке
Особенность употребления |
Лексико-грамматический разряд |
Условия переносного употребления форм |
Примеры |
Употребление форм единственного числа в значении множественного |
Конкретные существительные |
При обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков |
Гепард – самое быстрое животное на земле Ель – дерево смолистое |
При выражении собирательного, обобщающего значения |
Медлительной чредой нисходит день осенний, Медлительно крутится желтый лист (А. А. Блок) |
||
При выражении дистрибутивного, распределительного, значения |
Солдаты стояли с опущенной головой |
||
Употребление форм множественного числа в значении единственного |
Отвлеченные существительные |
При употреблении в конкретном значении (обозначении различных проявлений качеств, свойств, действий, состояний) |
Морские глубины , южныешироты ,красоты природы,радости жизни |
При обозначении интенсивности явления, его повторяемости |
Холода, боли, муки Но вот уже трещат морозы (А. С. Пушкин) |
||
Вещественные существительные |
При обозначении изделий из материала, вещества |
На выставке были представлены старинные бронзы и хрустали |
|
При обозначении различных сортов или видов вещества |
Смазочные масла , высококачественныестали , минеральные воды |
||
При выражении количественного значения (указании на большое количество вещества, занимающего какое-либо пространство) |
Пески пустыни, бесконечныеснега Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои (Н. В. Гоголь) |
||
Собственные существительные |
Для обозначения типа людей |
Молчалины господствуют на свете (А. С. Грибоедов) Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин) |
О переносном употреблении форм числа в современном русском языке см.: Грамматика-80 [ч. 1, с. 472, 473], Краткая русская грамматика под редакцией Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина [с. 158-160]; Практическая стилистика Д. Э. Розенталя [с. 132-134], Практическая стилистика современного русского языка Ю. А. Бельчикова [с. 132-135, 328].
Изменяющиеся по числам (т.е. конкретные) имена существительные в форме единственного числа, помимо своего основного значения – указания на данный отдельный предмет, отдельное явление, – могут иметь и другие значения: 1) обобщенное; 2) собирательное; 3) дистрибутивное.
1. Обобщенное значение. В этом случае существительное не соотносится с отдельным предметом, а обозначает целый рад предметов, обладающих общими характерными свойствами, т.е. обозначает класс однородных предметов: "Человеку свойственно ошибаться", "Человек выше сытости" (М.Г.); "Компетентность публициста – это не только знание тех или иных областей хозяйства, но и умение рассматривать вещи широко, оценивать их с общегосударственных позиций"*. Слово здесь выступает в своей обобщающей, или понятийной, функции. Такое значение появляется у существительных единственного числа в тех контекстах, где нет указания на место, время, конкретные обстоятельства существования данного явления**.
* Газетные жанры. 2-е изд., перераб. М., 1976. С. 92.
** Выражение значения обобщенности создается не только за счет использования формы единственного числа имени существительного. Этой же цели служат и другие средства морфологии: настоящее время глагола, некоторые группы местоимений, особое употребление форм лица глагола (см. ниже соответствующие разделы).
Наиболее часто существительные в форме единственного числа со значением обобщенности используются в научном и научно-популярном стилях речи, в таких контекстах, где определяются общие свойства, характерные для целого класса предметов: "Слон, если научиться его понимать, многое "говорит"– говорит мимическим языком, который может выражать всевозможные, иногда довольно тонкие оттенки хорошего и плохого настроения. Язык слона складывается из движений головы, хобота, ушей..."*; "Характеристики устного выступления обусловлены прежде всего объемом и структурой предложений в звучащей речи. Считается, что для устного выступления предпочтительнее короткие и несложные предложения, которые легче всего воспринимаются на слух"**.
* Удивительное в жизни животных. 2-е изд., доп. М., 1970. С. 402.
** Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1978. С. 165.
В приведенных примерах существительные слон, выступление обозначают не отдельный предмет, а все предметы данного класса. И само высказывание – это характеристика каждого из предметов, входящих в данный класс.
Употребление существительных в обобщенном значении широко распространено и в газетно-публицистическом стиле речи: "Бюрократ – это такая особь исполнителей, которые, находясь "при исполнении", элементарного не исполняют" (Лит. газ. 1984. 28 нояб.); "Садовод знает, когда надо опрыскивать деревья ядохимикатами, когда – рыхлить прикорневую землю, когда собирать урожай. Он только не знает ничего о дальнейшей судьбе плодов, которые взрастил с таким трудом" (Лит. газ. 1984. 21 нояб.).
2. Собирательное значение. Существительные в форме единственного числа могут заменять собой форму множественного числа, употребляясь для обозначения множества предметов, лиц, явлений, связанных с конкретными ситуациями: "Магазины ждут покупателя ", "Массовый читатель газеты". В этом случае форма единственного числа приобретает собирательное значение. По сравнению с синонимичной формой множественного числа "собирательное" единственное число подчеркивает, что данное множество предметов представляется как единое целое, как совокупность.
Возникшая в разговорном стиле речи, эта форма широко используется в языке газетной публицистики: "Хуже всего тому, кто приезжает продавать урожай с бахчей. Товар громоздкий, если за день не распродашь – сиди возле него всю ночь, сторожи" (Комс. пр. 1984. 30 сент.); "Частник опережает государственную торговлю" (загол.: Изв. 1992. 2 янв.).
В современной газете очень распространено употребление в собирательном значении конкретных существительных, обозначающих лицо: предприниматель, отпускник, зритель, читатель, покупатель, современник, чиновник, частник и т.п.: "Вместе с автором оформления Г. Ордынским, отбиравшим фотографии, они сделали отличный подарок юному и взрослому читателю "*; "Итальянская картина "Четыре дня Неаполя" режиссера Н. Лоя получила широкое признание мирового зрителя ".
* Цит. по: Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976. С. 110–111.
В собирательном же значении выступают имена существительные, называющие лицо, в ставших устойчивыми наименованиях: День учителя, День геолога, Дом рыбака, Комната матери и ребенка.
В собирательном значении могут выступать и существительные некоторых других тематических групп: "Наш завод более пятидесяти лет выпускает ручную швейную иглу и рыболовные крючки"*; "Продукция цеха – полихлорвиниловая плитка для настила полов"; секция мягкой игрушки ; "Дом игрушки ". Такие случаи характерны преимущественно для профессиональной речи, поэтому в газете их использование закономерно прежде всего в тех контекстах, которые связаны с профессиональной сферой или отражают профессиональные особенности речи героев.
* Цит. по: Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка/Под ред. М.В. Панова. М., 1968. С. 170.
Нередко разные значения формы единственного числа существительного (указание на отдельный предмет, обобщенное или собирательное значение) выражаются в слове одновременно. Это явление наиболее широко распространено в агитационно-пропагандистских текстах. Очень часто использовал подобным образом форму единственного числа, работая в "Окнах РОСТа", В. Маяковский. Например: "Пролетарий деревни, пролетарию города руку протяни! Дайте городу все, чем деревни богаты, а город все, чем богат, понесет в деревенские хаты!"; "И ты не будь в работе долог, исполни, шахтер, перед рабочими долг!"; "Крестьянин, чтоб выработать для тебя сеялки и плуги, фабрикам нужен уголь, а рабочим – есть!" Здесь формы пролетарий деревни, пролетарий города, шахтер, крестьянин, "собирательно обозначая ту или иную общественную группу... одновременно указывают и на всякого отдельного представителя этой группы. Иными словами, они выступают как двуплановые. Это делает их особенно выразительными: они действенны, эффективны"*.
* Русский язык и советское общество... С. 166.
Для современной газеты характерно употребление одновременно в нескольких значениях существительных читатель, современник и т.д., называющих адресата газетного сообщения. Так, в газетных рубриках типа: "Контакт: газета – читатель – газета" (Лиг. газ.), "Читателю отвечают" (Комс. пр.), "По заданию читателя " (Комс. пр.) и др. существительное читатель наряду со значением собирательности (множество читателей газеты) выражает и свое основное значение: отдельный, конкретный читатель, которому адресовано газетное выступление. Подобное употребление формы единственного числа существительных на страницах массовой периодической печати подчеркивает, что газета обращается одновременно и ко всем, и к каждому читателю в отдельности, персонально, что делает общение журналиста с читателем более непосредственным и живым.
3.Дистрибутивное (или распределительное) значение. Существительное в форме единственного числа иногда употребляется вместо множественного числа для обозначения нескольких предметов, каждый из которых принадлежит одному из множества лиц: "Старики надели на нос очки", "Присутствующие повернули голову в сторону двери". Употребление существительных в дистрибутивном значении важно для различения смысла в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет только об одном предмете, свойстве, присущем каждому из данной группы лиц (ср.: "Присутствующие подняли руку "– "Присутствующие подняли руки ", "По команде тренера все сделали наклон в сторону"– "По команде тренера все сделали наклоны в сторону").
В современном русском языке у имён существительных различают два числа: единственное и множественное .
Разберём на примере. Назовём предметы.
Тетрадь, карандаш, лимон - это существительные, которые называют один предмет. Это форма единственного числа.
Тетради, карандаши, лимоны - это существительные, которые называют несколько предметов. Это форма множественного числа.
Имена существительные употребляются в единственном числе, если они называют один предмет, и во множественном числе, если они называют несколько предметов.
Обратите внимание на обозначение единственного и множественного числа.
Имена существительные изменяются по числам. Это значит, что слово имеет форму как единственного, так и множественного числа.
Прочтём имена существительные и определим, в каком числе они стоят. Распределим слова в два столбика: единственное число и множественное число.
Муравей, лес, муха, воробьи, день, жуки, кошка, столы, девочка, яблоки.
Проверим.
Существительные в форме единственного числа называют один предмет. Это слова: муравей, лес, муха, день, кошка, девочка .
Существительные в форме множественного числа называют много предметов. Это слова: воробьи, жуки, столы, яблоки .
Прочитаем существительные и поставим их во множественное число.
Сорока
Дом
Ёж
Пенал
Завод
Лопата
Картина
Проверим:
Сорока - сороки
Дом - дома
Ёж - ежи
Пенал - пеналы
Завод - заводы
Лопата - лопаты
Картина - картины
Особенности употребления существительных во множественном числе
Познакомимся с правильным употреблением некоторых имён существительных во множественном числе.
Говорим правильно:
Нет сапог, ботинок, валенок .
Пара сапог, ботинок, валенок .
Много мест, дел, солдат, яблок .
Но
Нет носков , пара носков .
Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров .
Особенности постановки ударения существительных во множественном числе
А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.
Директор -директора
Шофёр - шофё ры
Торт - то рты
Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.
В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?
Давайте узнаем.
Молоко, мука, мёд, листва.
У данных существительных нет формы множественного числа.
Рассмотрим другой пример.
Назовём предметы.
Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.
У данных существительных нет формы единственного числа.
Делаем вывод : в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Единственное число существительных употребляется в значении множественного в следующих случаях: 1. Когда единственное число существительных с конкретным значением имеет значение собирательное, обобщающее, например: Здесь пройдет только лошадь (ср.: Лошади паслись на лугу); Вокруг растет сплошь одна сосна (ср.: Сосни окружали нашу дачу); Лучшие сорта мебели делают из дуба, клена, карельской березы; Огурец еще не созрел (профессиональный оттенок); В здешних реках водится щука, окунь, налим (ср.: Не перевелась еще благородная птица тетерев - Тургенев). Такой же случай синекдохи находим в предложении: Советский воин твердо стоит на страже наших рубежей (см. § 43); ср.: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). 2. Когда называется целый класс предметов с указанием их характерных признаков (логическое определение), например: Шакал - хищное животное; Пихта - дерево смолистое. 3. Когда нужно обозначить, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое дистрибутивное значение), например: Повелено брить им бороду (Пушкин); Он не знал, какое горе лежало на сердце чужих людей (Короленко) (в последнем примере учитывается образное использование слова сердце); Девушкам голову кружит; У моих и у твоих часов сломалась пружина (не: «пружины», так как речь идет об одной детали у каждого предмета); Изучается форма уха, носа, глаз (не: «формы»); На совещании присутствовали заведующие учебной частью ряда школ (не: «учебными частями»); Во многих вузах имеется свой редакционно-издательский отдел (не: «отделы»). Ср.: Пять воинов награждены орденом Славы (не: «орденами»); Двое из них удостоены звания Героя Советского Союза (не: «Героев»). В подобных случаях множественное число недопустимо, так как из-за этого мысль может быть неправильно понята, или искажена, или неправомерно изменено официальное, утвердившееся наименование должности, звания и т.п. В случае колебаний предпочтительна форма единственного числа, например: Носильщики несли на голове корзины с овоща ми; Все повернули голову к вошедшей девушке; Мария и Вожена закрыли лицо передником; Ребята с гримасой ковыряли вилкой остывшую картошку. При отсутствии указанных значений нет основания для использования единственного числа вместо множественного. Так, неоправданна форма единственного числа в следующих предложениях: «Правдивым словом он рассказывает ребятам о нашей великой родине, воспитывая в детях чувство патриотизма» (нельзя «рассказывать словом», можно было исправить: правдиво рассказывает, или, чтобы сохранить выражение правдивым словом, отнести его к деепричастию воспитывая); «Навык опытного редактора вырабатывается постепенно» (слово навык не имеет здесь обобщающего значения, а редактору нельзя приписать только один навык).