Формирование природных зон и их характеристика. Зональность и ее влияние на формирование природных комплексов. Характеристика главных природных зон планеты

Под широтной зональностью (географической, ландшафтной) понимают закономерное изменение физико-географических процессов природных компонентов, а так же ПТК от экватора к полюсам. Главнейшая причина зональности – неравномерное распределение коротковолновой радиации Солнца по широте, вследствие шарообразности Земли. Следовательно для широтной зональность достаточно двух условий:

Неравномерное распределение солнечной радиации

Шарообразность Земли

Широтное распределение солнечной радиации не всегда подчиняется математическим подсчетам. Для каждой из широт также существуют подсчеты, по которым четко видно уменьшение количества к полюсам. Распределение солнечной энергии зависит от астрономических величин:

Расстояние до солнца. Земля удачно расположена по отношению к Солнцу.

Масса земли влияет на характер зональности. Масса земли удерживает с помощью ядра, в котором много металла, атмосферу, а атмосфера перераспределяет лучистую энергию. Луна лишена атмосферы.

Наклон земной оси к плоскости эклиптики (66,5 о). Этот угол определяет неравномерность распределения солнечной энергии по сезонам, что усложняет зональное распределение тепла и влаги и обостряет зональные контрасты. Если бы земная ось была перпендикулярна к плоскости эклиптики, то каждая параллель получала бы в течении всего года почти одинаковое количество солнечного тепла, и сезонные явления не проявлялись бы.

Суточное вращение земли обусловливает отклонение движущихся тел, в том числе и воздушных масс в северном полушарии – вправо, а в южном полушарии – влево (сила Кориолиса).

Неоднородное строение Земли наличие материков, крупных и мелких островов, океанов, водных территорий, разнообразные горные породы (по крепости – скальные и рыхлые породы), разнообразие рельефа суши, покрытие территории ледниками, все это вызывает нарушения в распределении солнечной энергии.

Следовательно, механизм географической зональности очень сложен и проявляется неоднозначно в разных частях географической оболочки, в различных компонентах и составных частях её, а также в разных процессах, совершающихся внутри географической оболочки.

Первый результат зонального распределения лучистой энергии – ЗОНАЛЬНОСТЬ РАДИАЦИОННОГО БАЛАНСА на поверхности Земли. Максимум суммарной радиации приходится на 20-30 о –ые широты в обоих полушариях, т.к. атмосфера здесь прозрачна, лучистая энергия, поступающая на поверхность Земли и преобразованная в тепловую энергию, затрачивается на испарение и теплоотдачу в атмосферу. Другой важной закономерностью, которая зависит от неравномерного распределения тепла – ЗОНАЛЬНОСТЬ ВОЗДУШНЫХ МАСС, ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ И ВЛАГООБОРОТ.

Воздушные массы:

Экваториальные (теплые и влажные)

Тропические (теплые и сухие)

Умеренные (сухие и влажные, прохладные)

Антарктические, арктические (холодные, сухие)

Воздушные массы неодинаково нагреваются, следовательно, имеют разную плотность и происходит нарушение термодинамического равновесия в тропосфере и как результат – циркуляции воздушных масс. Если бы Земля не вращалась вокруг оси, то циркуляция воздушных масс была бы примитивной, т.е. в северном полушарии воздушные массы имели бы направление с севера юг, а в южном – с юга на север. Но в результате силы Кориолиса образуются зоны циркуляционные, которые соответствуют зональным типам воздушных масс:

Экваториальная зона – низкое давление, восходящие потоки воздуха, преобладает штиль.

Тропическая зона – высокое давление, преобладание восточного румба воздушных масс, которые меняются в северном полушарии на северо-восточные, а в южном – на юго-восточные.

Умеренная зона – низкое давление, западный перенос воздуха.

Полярная зона – низкое давление, восточные ветры.

Переходные зоны: субарктическая, субтропическая, субэкваториальная. В которых летом циркуляция смещается в соответствии с полушарием к полюсу, а зимой к экватору. В ландшафтоведении выделяют 7 циркуляционных зон.

Циркуляция атмосферы является механизмом перераспределения тепла и влаги. Если бы не было этой закономерности, то на земном шаре существовали бы резкие границы между всеми зональными, температурными различиями. Зональное распределение солнечного тепла отражается распределением тепловых поясов планеты:

Жаркий – среднегодовая температура >20 о

2 умеренных

2 холодных когда температура самого теплого месяца < +10 о.

Внутри холодного пояса выделяют области вечного мороза (ледяные зоны) когда температура самого теплого месяца ниже 0.

Зональная циркуляция атмосферы связана с увлажнением и влагооборотом. Влагооборот и увлажнение имеют свою зональную специфику когда выделяются максимумы в распределении осадков (обычно их 3) – один на экваторе, 2 в умеренных широтах. 4 минимума – 2 в полярных широтах, 2 в тропиках. Количество выпадающих осадков не определяет условия влагообеспеченности ландшафтов (в степях до 500 мм, но увлажнение недостаточное, а в тундре 300-350 мм – увлажнение избыточное). Поэтому на влагообеспеченность влияет коэффициент увлажнения.

Зональности подвержен и рельеф, но преимущественно морфоскульптурные виды рельефа, которые формируются под действием экзогенных процессов, а они проявляются не везде одинаково в зависимости от климатических условий. Процессу зональности подчиняются и подземные воды. На одинаковой глубине, например, расположены в зоне широколиственных лисов и степей, они могут отличаться разной степенью минерализации, которые определяются разными способами питания подземных вод, разной степенью испаряемости. Таким образом, зональность – универсальная географическая закономерность, которая проявляется во всех ландшафтообразующих процессах и в размещении природных комплексов на земной поверхности.

Зональность необходимо рассматривать в историческом плане, т.к. она складывалась на протяжении сотен миллионов лет геологической истории. Наибольшей древностью отличаются экваториальные ландшафты, которые существуют еще с середины палеозоя. На многие ландшафты влияние оказывали палеоген-неогеновые этапы развития, особенно в умеренных широтах. Плейстоценовое оледенение, когда отмечались периоды ледниковья, межледниковья происходило смещение границ ландшафтов. Самой молодой природной зоной явл. Зона тундры. При рассмотрении закономерности широтной зональности, наиболее важным фактором являются макроклиматические условия. Наиболее инертным фактором считают геологическое строение и рельеф.

Типы и классы ландшафтов

Тип ландшафтов зависит от зональных особенностей, важнейшие из которых - соотношения тепла и влаги, обусловливающие режим поверхностных и грунтовых вод, характер и направленность основных природных процессов, состав и структуру фито- и зооценозов. В качестве типов выступают тундровые, лесные, лесостепные, пустынные и другие ландшафты. А.Г.Исаченко считает тип ландшафтов высшей единицей классификации, а класс ландшафтов - подчиненной типу.

Для вычленения рода ландшафтов В.А.Николаев в качестве главного критерия выдвигает генетический тип рельефа, а Г.И.Юренков - провинциальные особенности типов ландшафтов (восточноевропейские ландшафты смешанных лесов, дальневосточные ландшафты смешанных лесов и т.д.).

Вид ландшафтов - наиболее мелкая единица классификации, выделяемая либо по генетическим особенностям территории (А.Г.Исаченко, Н.Л.Беручашвили, Г.И.Юренков), либо по структуре доминирующих урочищ (В.А.Николаев).

Наряду с перечисленными основными единицами классификации ландшафтов существуют промежуточные - подкласс, подтип, подрод, подвид и др. Например, в классе равнинных могут быть подклассы возвышенных и низменных ландшафтов; в типе лесных - подтипы северотаежных, среднетаежных, южнотаежных ландшафтов. Обособление таких категорий диктуется собранным и проработанным материалом, степенью его детальности и достоверности, масштабом карты. Как и основные, промежуточные единицы занимают строго определенное место в таксономической системе и подчиняются всем правилам классификации.

Любая классификация предполагает некоторую формализацию, упорядочение и обобщение понятий. В наибольшей степени обобщение присуще высшим единицам классификации (отделам, классам, типам). Их разграничение производится по самым главным, существенным признакам, на фоне которых разнообразие подчиненных лишь подчеркивает сложность внутреннего строения крупных ПТК. Минимальная степень обобщения свойственна видам ландшафтов как сравнительно однородным выделам.

Первая классификация ландшафтов Белоруссии была опубликована В.А.Дементьевым и Г.И.Марцинкевич в 1968 г. Основным принципом классификации выдвигался генетический. Главный ее недостаток - отсутствие четкой системы классификационных единиц.

Современная классификация ландшафтов РБ разработана применительно к карте масштаба 1:600 ООО (авторы Н.К.Клицунова, Г.И.Марцинкевич, Л.В.Логинова, Г.Т.Хараничева, научный редактор А.Г.Исаченко), опубликованной в 1984 г. В ней учтен опыт исследователей, воплотившийся в создании ландшафтных карт Казахстана, Украины, Литвы, Нечерноземного центра России. Высшей классификационной единицей принят класс ландшафтов. Территория Белоруссии целиком расположена в пределах Восточно-Европейской платформы с равнинным рельефом и четко выраженной структурой широтных зон, поэтому ее ландшафты относятся к классу равнинных. Следующая единица - тип ландшафтов - выделена с учетом биоклиматических факторов. Положение территории Белоруссии в умеренных широтах с благоприятными условиями для произрастания лесов предопределило принадлежность ее ПТК к умеренно континентальному лесному типу ландшафтов. Вместе с тем протяженностью территории с севера на юг более чем на 500 км обусловлены изменения гидротермического режима в указанном направлении. На этом основании обособлено два подтипа ландшафтов: подтаежный (смешанно-лесной) и полесский (широколиственно-лесной). Первый подтип охватывает северную и центральную, второй - южную части республики. Граница между ними проходит по северной окраине Белорусского Полесья.

Географическая оболочка не везде утроена одинаково, она имеет «мозаичное» строение и состоит из отдельных природных комплексов (ландшафтов). Природный комплекс – это часть земной поверхности с относительно однородными природными условиями: климатом, рельефом, почвами, водами, растительным и животным миром.

Каждый природный комплекс состоит из компонентов, между которыми существуют тесные, исторически сложившиеся взаимосвязи, при этом изменение одного из компонентов рано или поздно приводит к изменению других.

Наиболее крупным, общепланетарным природным комплексом является географическая оболочка, она подразделяется на природные комплексы более мелкого ранга. Разделение географический оболочки на природные комплексы обусловлено двумя причинами: с одной стороны, различиями в строении земной коры и неоднородностью земной поверхности, а с другой – неодинаковым количеством солнечного тепла, получаемого её различными участками. В соответствии с этим выделяются зональные и азональные природные комплексы.

Наиболее крупными азональными природными комплексами являются материки и океаны. Более мелкими – горные и равнинные территории в пределах материков (Западно-Сибирская равнина, Кавказ, Анды, Амазонская низменность). Последние подразделяются на ещё более мелкие природные комплексы (Северные, Центральные, Южные Анды). К природным комплексам низшего ранга относятся отдельные холмы, речные долины, их склоны и т.д.

Самые крупные из зональных природных комплексов – географические пояса. Они совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия (экваториальный, тропический и т.д.). В свою очередь географические пояса состоят из природных зон, которые выделяются по соотношению тепла и влаги.

Природной зоной называется крупный участок суши со сходными природными компонентами – почвами, растительностью, животным миром, которые формируются в зависимости от сочетания тепла и влаги.

Главным компонентом природной зоны является климат, поскольку от него зависят все остальные компоненты. Растительность оказывает большое влияние на формирование почв и животного мира и сама зависит от почв. Называются природные зоны по характеру растительности, поскольку она наиболее очевидно отражает и другие особенности природы.

Климат закономерно изменяется при движении от экватора к полюсам. Почва, растительность и животный мир определяются климатом. Значит, эти компоненты должны изменятся широтно, следуя за изменением климата. Закономерная смена природных зон при движении от экватора к полюсам называется широтной зональностью. В районе экватора расположены влажные экваториальные леса, у полюсов – ледяные арктические пустыни. Между ними находятся другие виды лесов, саванны, пустыни, тундра. Лесные зоны, как правило, располагаются на территориях, где соотношение тепла и влаги сбалансировано (экваториальный и большая часть умеренного пояса, восточные побережья материков в тропическом и субтропическом поясе). Безлесные зоны формируются там, где имеется недостаток тепла (тундры) или влаги (степи, пустыни). Это континентальные районы тропического и умеренного поясов, а также субарктический климатический пояс.

Климат меняется не только широтно, но и вследствие изменения высоты. С поднятием в горы температура понижается. До высоты 2000-3000 м увеличивается количество осадков. Изменение соотношения тепла и влаги вызывает изменение почвенно – растительного покрова. Таким образом, в горах на различной высоте расположены неодинаковые природные зоны. Эта закономерность называется высотной поясностью.


Смена высотных поясов в горах происходит примерно в той же последовательности, что и на равнинах, при движении от экватора к полюсам. У подножия гор расположена природная зона, в которой они находятся. Количество высотных поясов определяется высотой гор и их географическим положением. Чем выше горы, и чем ближе они расположены к экватору, тем разнообразнее набор высотных поясов. Наиболее полно вертикальная поясность выражена в Северных Андах. В предгорьях растут влажные экваториальные леса, затем идёт пояс горных лесов, а ещё выше – заросли бамбуков и древовидных папоротников. С увеличением высоты и понижением среднегодовых температур появляются хвойные леса, которые сменяются горными лугами, нередко переходящими, в свою очередь, в каменистые россыпи, покрытые мхом и лишайниками. Вершины гор венчают снега и ледники.

Остались вопросы? Хотите знать больше о природных зонах?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Класс: 7

Цели урока:

  • продолжить формирование мировоззренческой идеи о целостности географической оболочки Земли;
  • введение и отработка понятий “ коэффициент увлажнения”, “географический пояс”, “широтная зональность”, “высотная поясность”.

Задачи урока:

  • развивать умения обобщать знания, делать логические выводы;
  • продолжить формирование навыков и умения работы с географическими картами, анализировать статистические материалы.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, беседа),
  • наглядный (компьютерный),
  • частично-поисковый и исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник, настенная карта “Природные зоны мира”, карта атласа “Географические пояса и природные зоны”, диск “География. Земля и люди” (стр.34).

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. На данном этапе идет беседа с учащимися по темам “Природные комплексы” (6 класс) и “Климаты Земли” (7 класс) по следующим вопросам:

  • Какие компоненты входят в состав географической оболочки?
  • К чему приводит изменение хотя бы одного из них? Приведите примеры.
  • Что такое природная зона?
  • По облику какого природного компонента дают название природной зоне?
  • Какие климатические пояса существуют на Земле?
  • Что является главной причиной многообразия климатов?

В помощь учащимся показана таблица (слайд ) “Поступление солнечной энергии на поверхность Земли на разных географических широтах (за год)”.

По окончании беседы и обсуждения таблицы учитель совместно с учащимися делает вывод.

Шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко. Чем дальше от экватора, тем под большим углом лучи достигают земной поверхности и, следовательно, меньше тепловой энергии приходится на единицу площади. Над полюсами лучи Солнца только скользят над Землей. От этого зависит климат: жаркий у экватора, суровый и холодный у полюсов. Почти в каждом климатическом поясе суши приокеанические части увлажнены лучше, чем континентальные. Увлажнение зависит и от соотношения тепла и влаги.

Учащиеся анализируют таблицу (слайд ) “Среднегодовые показатели природных зон”.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Увлажнение зависит не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество осадков может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом. Так, годовая сумма осадков 150-200мм в холодной тундре избыточна (образуются болота), а в жарких тропических пустынях – резко недостаточна: слайд “Коэффициент увлажнения по природным зонам”.

Слайд “Коэффициент увлажнение, определение”, учащиеся записывают в тетрадь. Учащиеся рассматривают рисунки на слайде “Коэффициент увлажнения и природные зоны мира”.

Учитель делает вывод (учащиеся записывают его в тетрадь): закономерное изменение компонентов природы и природных комплексов при движении от экватора к полюсам - общепланетарный закон географической зональности, который вывел великий русский ученый В.В. Докучаев. Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки - географические пояса. Слайд “Географический пояс, определение” учащиеся записывают в тетрадь.

Внутри географических поясов формируются природные зоны. Учащиеся слушают диктора (слайд ) “Природная зона, определение”. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что смена природных зон на суше подчиняется законам географической зональности. Закономерное изменение природных компонентов и природных комплексов от экватора к полюсам является широтной зональностью (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель. Приведите примеры широтной зональности.

Учащиеся работают с картой атласа “Географические пояса и природные зоны мира” и интерактивной картой Диска “Природные зоны мира”, ищут ответы на вопросы учебника, стр.35 “Мои географические исследования”.

Обсуждение итогов работы с атласом и учебником. Учитель обращает внимание учеников на меридиональное расположение природных зон на примере Северной Америки, рассматривая слайд “Примеры субмеридионального простирания природных зон”.

Учитель. В горах широтная зональность уступает место высотной поясности. Это обусловлено специфическими природными условиями гор:

  • изменение температуры с высотой,
  • влияние экспозиции склонов, различное
  • увлажнение наветренных и подветренных склонов.

Закономерная смена природных зон и растительности с высотой называется высотной поясностью (определение записывается в тетрадь).

Учащиеся анализируют слайд стр.90 “Высотная поясность в Северных Андах”.

Учитель вместе с учащимися делает вывод: характер высотной поясности зависит от высоты гор и от того, в какой природной зоне они располагаются. Высотные пояса в горах последовательно сменяются по высоте аналогично смене природных зон на равнине. Нижний высотный пояс в горах будет соответствовать природной зоне, в которой находится подножие гор.

Учитель. Природные зоны формируются и в Мировом океане.

Учащиеся анализируют таблицы слайда “Широтные зоны Мирового океана”, делают вывод: свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира изменяются от экватора к полюсам.

IV. Заключительная часть урока.

Учитель закрепляет знания учащихся по теме, предложив им определить, как изменяются природные зоны Африки. Учащиеся работают с картами атласа “Африка. Природные богатства”, стр.50, слайдом “Природные зоны Африки”, стр.68.

Учитель оценивает знания и умения учащихся. Выставляет отметки.

V. Домашнее задание: §9, раздел “Формирование природных зон”, тренажер стр.12, №8.

МОУ ООШ п.Осаново-Дубовое

МАСТЕР-КЛАСС
по географии

7 класс
тема:

«ПРИРОДНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ»

Учитель географии

МОУ ООШ п.Осаново-Дубовое

Лигоцкая С.И.

2010 год

Цель: изучить причины формирования природных зон на Земле, особенность их расположения на суше и в Океане.
Задачи:

1. Сформировать основные закономерности и причины формирования природных зон от климата, геологической истории материков, рельефа, человеческой деятельности;

2. развивать умения анализировать, сравнивать статистические материалы, разные типы карт (карта климатических поясов и областей мира и природных зон мира);

На основе анализа делать выводы, обобщения.

3. воспитывать экологическое мировоззрение при изучении воздействия человеческой деятельности на природные зоны и образования антропогенных природных комплектов.
Оборудование:

1) карта климатических поясов и областей мира;

2) карта природных зон Земли;

4) тетрадь-тренажер;

5) тетрадь-практикум;

6) электронное приложение к учебнику.

Ход урока.
1. Цель и задачи урока.

1) Почему внутри географических поясов образуются природные зоны?

2) Что влияет на распределение и особенности природных зон?


2. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вспомним материал 6 класса по теме «Природные комплексы» и некоторые данные по теме «Климаты Земли».

1) Что такое природный комплекс? (Устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определенной территории).

2) Приведите примеры природных комплексов, различных по своим размерам, начиная с самого большого.

Самый крупный природный комплекс – географическая об. Природные комплексы второго порядка – суша и мировой океан. То же крупные природные комплексы отдельных материков и океанов, на которых формируются природные или географические пояса, в них природные зоны, а на территориях природных зон мелкие: болото, озеро, овраг, сосновый бор и т.д.


Вывешивается схема:

Географическая

оболочка

Болота, озеро, овраг, сосновый бор и др.

Цель нашего урока ответить на вопрос «Почему внутри географических поясов образуются природные зоны».

Географический пояс – это (Слайд №1 – мультвидео). Как видите, названия географических поясов совпадают с какими названиями? (климатических поясов).

А в чем причина формирования на земле разных климатических поясов? (Формирование климатических поясов зависит от географической широты, движения воздушных масс и характера подстилающей поверхности).

Какой климатический фактор изменяется от географической широты? (Температура, которая зависит от количества солнечной энергии, поступающей на поверхность Земли). Слайд 2 – поступление солнечной энергии на поверхность Земли.

Тогда почему границы климатических поясов не проходят строго по параллелям? От чего зависит еще очень важный климатический фактор, увлажнение? (На климат большое влияние оказывают воздушные массы, подстилающая поверхность, это близость или удаленность от океана, рельеф, морские течения, ледниковый покров. Поэтому внутри климатических поясов формируются области).

Приведите примеры.

Ученики на карте климатических поясов показывают области умеренного, субтропического, тропического поясов.

А увлажнение территории зависит только от количества осадков. Например, 200 мм в год выпадает в субарктическом климатическом поясе и в тропическом. Но в субарктическом увлажнение избыточное, а в тропическом – скудное. От чего это зависит? (От температуры. Чем выше температура, тем больше влаги испаряется, ничего практически не остается в земле, поэтому в тропическом поясе увлажнение скудное, а в субарктическом температуры низкие, влаги испаряется мало, поэтому увлажнение избыточное).

Вернемся к схеме: внутри географических поясов, названия которых совпадают с названием климатических поясов, формируются природные зоны.

Слайд №3 – определение «природная зона».

Слайд №4 - названия природных зон и их местоположение.
3. А теперь, чтобы ответить на вопрос «Почему внутри географических поясов образуются природные зоны?», выполним практическую работу в тетрадях-практикумах, стр.18.

Цель: выявить взаимосвязь между размещением климатов и природных зон мира на основе анализа карт климатических поясов и карт природных зон.

На основе этого сравнения и анализа заполнить 2 таблицу в тетради-практикуме. Покажите смену климатических поясов и природных зон по 20 о в.д. и 50 о с.ш.

Ученик показывает 20 0 в.д. и 50 0 с.ш. на картах у доски.

Ученики самостоятельно выполняют работу. (5 минут)

Проверка: исправляют сами красной ручкой.

А теперь сделайте вывод на основе сравнения этих карт.

Зачитывают вывод: (Каждому климатическому поясу и области соответствует своя природная зона. Причина их смены с С на Ю и с З на В. является разное количество соотношения тепла и влаги).

Т.О. в распределении природных зон на земной поверхности имеется определенная закономерность. Природные зоны, как и климатические пояса покрывают сплошь нашу планету, располагаясь от экватора к полюсам, но и азонально в умеренных, субтропических и тропических поясах, их чередование зависит от количества солнечного тепла и режима осадков.

А теперь по карте природных зон мира и по рисунку, где даны статистические данные определить, какие природные зоны преобладают на каждом материке.

Ответьте на вопросы с.21. и на вопросы учебника с.35 «Мои географические исследования».

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка. Исправление красной ручкой.


4. Расположение природных зон на материках нарушаются горами.

Слайд – высотная поясность.

Выполнение работы на листе контроля:

1) Широтная зональность, это………………………………………….

2) Высотная зональность, это………………………………………….

3) Сформируйте закономерность: чем выше и ближе к экватору горы, тем ……………….высотных поясов. Чем ниже и дальше от экватора горы, тем……………………высотных поясов.


4. В каких горах количество высотных поясов больше:

5. Природные зоны формируются и в Мировом океане: от экватора к полюсам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительного и животного мира.

Слайд – природные зоны океана.

Слайды – животный мир экваториальных умеренных и приполярных областей океана.

Существует и вертикальная зональность: поверхностных, срединных и глубинных вод.

Однако океанические природные комплексы не имеют ярко выраженных внешних различий.
6. В одних и тех же природных зонах на разных материках растительность и животный мир имеют сходные черты.

Тайга, смешанный лес Северной Америки и Евразии схожи. Есть сходство в степях Северной Америки и Евразии, прериях Северной Америки и пампе Южной Америки.

Вместе с тем, на особенность распространения растений и животных помимо климата, оказывают влияние и другие факторы: геологическая история материка, рельеф и особенности горных пород, человек.

Объединение и разъединение материков, изменение их рельефа и климата в геологическом прошлом, стали причиной того, что в сходных природных условиях, но на разных материках, обитают разные виды растений и животных.

Слайд африканские саванны – характерны: жирафы, зебры, страусы, леопарды; растения: акации, масличные пальмы, баобабы, пальмы дум., злаки, высотой до 2-3 метров.

Слайд – Южноамериканские саванны – птица нанду, мелкие олени,свиньи-пекари,броненосцы, муравьеды; более беден растительный мир: низкорослые деревья и кустарники, унизанные шипами, жесткие травы, распространены кактусы, невысокие акации, мимозы.

На состав органического мира материка сильно влияет время отделения материка от остальной суши.

Так, отчленение Австралии от Гондваны произошло до появления на Земле высоких млекопитающих. Это привело к расцвету в Австралии приметивных млекопитающих-сумчатых и яйцекладущих.

Слайды – животный мир Австралии.

На каждом материке встречаются эндемичные виды, свойственные только данному материку.


7. Под воздействием человеческой деятельности, географическая оболочка и природные зоны претерпевают изменения, природные комплексы преобразуются в природно-антропогенные и даже полностью антропогенные.

Слайды – антропогенные и природные комплексы.

Какие антропогенные и природно-антропогенные комплексы возникли в нашей местности.

Дорисовываем схему, которая помещена на стене:

Природная зона

Но на этих местах очень много торфа, горючее вещество, поэтому знойным летом легко могут возникнуть пожары.

Нам всем необходимо быть очень аккуратными в этом плане, не допускать разжигания костров, не бросать непотушенные сигареты, так как вы знаете, что торфяные пожары очень страшны.

Можно еще решать данную проблему на уровне руководства района, например обводнение торфяных полей, у нас их называют картами, снять шлюзы у канав, которые выкопали для осушения болот, таким образом через несколько лет здесь опять образуются болота. Природа сама себя восстановит.


8. Для закрепления того, что изучили, выполним тестовую работу через мультивидио.
9. Анализ ответов учащихся и их работы на уроке.
10. Домашнее задание: Описать природную зону по плану:

1) Географическое положение.

2) Климатические условия.

4) Растительность.

5) Животный мир.

Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязи между компонентами её природы.

Используйте карты в атласе, дополнительные источники, книги в библиотеке, Интернет.

1)Вспомните, что такое природная зона.

Природный комплекс – это часть земной поверхности с относительно однородными природными условиями.

2)Какие существуют закономерности в размещении природных зон Земли?

Размещение природных зон находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса, они закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения. Такую смену природных зон - крупных природных комплексов называют широтной зональностью. Смена природных зон, как вам известно, происходит не только на равнинах, но и в горах - от подножия к их вершинам. С высотой понижаются температура и давление, до определенной высоты увеличивается количество осадков, изменяются условия освещенности. В связи с изменением климатических условий происходит и изменение природных зон.

3)Какие природные зоны расположены в Евразии?

Арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыня и пустыня.

4)С помощью каких источников географической информации можно составить характеристику природной зоны?

Наблюдений, географических карт, метеорологических данных.

*По рисунку определите, как расположены природные зоны в нашей стране. Почему не все зоны простираются от западных до восточных окраин страны? Какие зоны расположены только в европейской части страны? Чем это можно объяснить?

Размещение природных зон находится в тесной взаимосвязи с климатическими поясами. Как и климатические пояса, они сменяют друг друга от экватора к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения. В России с севера на юг сменяют друг друга следующие природные зоны – арктических пустынь и полупустынь, тундры и лесотундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей и степей, переменно-влажных лесов, пустынь и полупустынь. Не все природные зоны простираются от западных к восточным границам страны. Это связано с тем, что Россия имеет большую широтную вытянутость и климатические условия с продвижением вглубь материка изменяются. Только в европейской части расположена природная зона смешанных и широколиственных лесов. Это можно объяснить тем, то во внутренних районах для формирования лесов недостаточно влаги.

Вопросы в параграфе

*В тундре есть вечнозеленые растения. Как вы объясните этот факт? Назовите известных вам представителей растительного и животного мира тундры. Подумайте, как они приспосабливаются к суровым климатическим условиям.

В тундре много вечнозеленых растений. Такие растения могут использовать солнечный свет сразу, как только освободятся из-под снега, не затрачивая времени и энергии на образование новой листвы. Растительный мир – мхи, лишайники, кустарнички – вороника, толокнянка, багульник, карликовые березы, ивы. Растениям тундры присущи своеобразные формы, которые помогают им наилучшим образом использовать солнечное тепло и защищаться от ветра. Подушки образуют, например, бесстебельная смолевка, камнеломки. Они так плотны, что издали напоминают затянутые мхом камни. Животный мир тундры небогат видами, но достаточно велик в количественном отношении. Какие животные живут в тундре постоянно? К коренным жителям тундры относятся северные олени, лемминги, песцы, волки, а из птиц - полярная сова и белая куропатка. Очень редкие животные - овцебыки.

*Определите по карте, какие крупнейшие месторождения полезных ископаемых нашей страны расположены в зоне тундры.

В районе городов Никель, Воркуты и Норильска созданы крупные промышленные узлы. В Норильске идет добыча цветных металлов, на севере Томской и Тюменской областей активно добывается нефть и газ. В зоне арктической тундры находится большой запас важных природных ресурсов, таких как уран и нефть.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие компоненты природы образуют природную зону?

Сообщества растений, сообщества животных, почвы, характерные черты поверхностного и грунтового стока, водный режим рек, экзогенные процессы образования рельефа.

2. От чего зависит смена природных зон?

Смена природных зон происходит в результате закономерной смены соотношения тепла и влаги.

3. На примере нашей страны обоснуйте закономерность смены природных зон.

На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь.

4. Подумайте, как приспособлен растительный и животный мир арктических пустынь к среде обитания.

Растения не образуют сомкнутый растительный покров, имеют небольшие размеры, цветущие растения имеют очень короткий вегетационный период. Животные арктических пустынь приспособились добывать пищу из моря, многие имеют густую шерсть белого цвета, птицы заселяют побережья.

5. Укажите особенности зоны тундр нашей страны и объясните их.

Особенностью зоны тундры России является ее широкое распространение и выделение в ней с севера на юг нескольких подзон. С севера на юг выделяется три подзоны: арктические тундры сменяются типичными (мохово-лишайниковыми), а затем кустарничковыми из карликовой березки и полярных ив.

6. Подумайте, в чем причина сильной уязвимости природы зоны тундр.

Загрязняющие вещества не остаются на месте, воздушные течения разносят их на большие расстояния. А обитатели тундры, особенно лишайники, необычайно чувствительны к их воздействию. В тундре загрязняющие вещества накапливаются, а не промываются талыми водами. Низкие температуры тормозят разрушение вредных соединений. Погибают десятки рек и озёр. В почву и водоёмы круглый год текут ручьи мазута и солярки от буровых установок. Побережье арктических морей и вся тундра захламлены бесхозной бочкотарой и ржавым железом. Многие населённые пункты находятся в антисанитарном состоянии. Практически отсутствуют экологически чистые предприятия. Коптят небо тепловые электростанции. Смог оседает на белый снег, деля его чёрным, и появляются участки голой земли в тех местах, где загрязнение особенно велико. Долгие годы здесь не вырастет ни одно растение. Ещё одна беда тундры – бесконтрольная охота и браконьерство. Многие виды растений и животных стали редкими.