Показывающие формы земной поверхности твоего края. Формы земной поверхности. Просмотр содержимого документа «Формы земной поверхности »

Тип урока: комбинированный

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.

Получат возможность научиться работать со схемой

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

Сравнивать по схеме холм и гору;

Характеризовать поверхность своего края.

Основные понятия и определения

Равнины, горы, холмы, овраги — это формы земной поверхности.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Какая поверхность в вашем крае — равнин-ная или гористая

Изучение нового материала

Равнины — это ровные или почти ровные участки земной поверхности. На равнинах мож-но встретить возвышения — холмы и углубле-ния с крутыми склонами — овраги.

Горы - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы располо-жены рядами — горными хребтами.

И холм, и гора возвышаются над окружаю щей местностью. Они имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, верши

Подошва (подножие ) — это место, где начинается холм или гора. Вершина — сама» высокая часть холма или горы. Между вор- шиной и подошвой располагаются склоны Они бывают крутые и пологие.

Холмы имеют высоту до 200 метров, горы — более 200 метров.

Основные формы рельефа

Равнины и горы россии

Учебный фильм равнины и горы

Равнины суши

Холмы России

Осмысление и понимание полученных знаний НУИ

Рассмотрите схемы холма и горы и сравните их между собой. В чём их сходство, а в чём различие?

Самостоятельное применение знаний

По своим наблюдениям дайте характеристику поверхности вашего края.

1.Какие формы земной поверхности ты знаешь?

2. Что такое равнины?

3. Что такое горы?

Домашнее задание

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 2класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Формы земной поверхности

Цели урока:

Формирование представлений о формах земной поверхности.

Задачи урока:

Образовательные :

Познакомить детей с основными формами земной поверхности;

познакомить со строением холмов и гор

Развивающие :

Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;

Расширять кругозор детей.

Воспитательные :

Воспитывать экологическую культуру школьников.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Место урока в учебном плане: 3 урок по теме "Путешествия".

Методические приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационные: (объяснительно-иллюстративные).

Тип урока: урок изучения нового материала .

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование урока:

Техническое обеспечение : персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, сканер, принтер .

Литература: Учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс, рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" автор А.А. Плешаков. 2010 г.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?

II. Проверка домашнего задания. Учитель выдает двум ученикам карточки для самостоятельной работы. Ученики готовят ответы, а затем отвечают. Проверка осуществляется с помощью слайдов.

Карточка 1. Артем Митусов.

Задание:

Объясни, что такое горизонт?

Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. Слайд 2. (Линия становится пунктирной)

Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга. Слайд.(Появляются названия сторон горизонта по щелчку.)

Карточка 2. Даня Кравченко.

Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться. Слайд. (Рисунок компаса, предохранитель, магнитная стрелка, корпус- по щелчку).

Остальные дети выполняют задания учителя в тетрадях.

Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час:

"Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2

часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.

По окончании работы идет самопроверка, затем сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка.

Результат проверки:

Без ошибок – 23 чел.

С 1- 2 ошибками – 4 чел. – ошибка – 1час на восток и 3 часа на восток.

С 3 – 5 ошибками – 2 чел. – ошибка – 1час на запад и 2 часа на запад.

III. Постановка проблемного вопроса.

(Вася Крупянко

Читает стихотворение)

Мой край - моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Перед вами карта. Как она называется? (физическая карта России.)

Что Вы можете рассказать об этой карте.(на карте синим цветом показаны океаны, моря, реки, озера, зеленым равнины, горы коричневым.)

Что на физической карте обозначено коричневым и зеленым цветом? (Горы, равнины.)

Как вы думаете, какая будет тема урока? (горы и равнины.) Да. Тема урока- основные формы земли. Слайд.

Что вы уже знаете об этих поверхностях земли?(горы высокие лежит снег на верху равнины ровные.)

Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.)

Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Слайд.

Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины".

Вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой).

Равнины бывают плоские и холмистые.

Что вы видите на первой картинке? (Холмистая равнина.)

На второй? (Плоская равнина).

Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

Откройте учебники на странице 92-93. Что перед вами? (физическая карта).

Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. (Восточно-Европейская, Западно - Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)

Результат проверки: все ребята правильно нашли равнины. По слайду проверили,по щелчку открывались равнины.

Обратите внимание каким цветом показаны равнины на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом).

Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения).

Возвышения на равнине - это холмы.

На доске слова: вершина, склон, подошва. Прочитайте слова их и скажите какое отношение они имеют к нашей теме?(у холма есть вершина, склон, подошва.

На стр.79 найдите самостоятельно что такое подошва, склон и вершина.(дети сам- но находят ответ.)

Что такое вершина? подошва? склон?

(Подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон . Он может быть пологим и крутым.)

IV. Работа в тетради.

- В тетради на странице 32 подпишите части холма. Самопроверка. Взаимопроверка.

Дети проверяют работы друг друга и выставляют отметки:

Ни одной ошибки - 5

Одна-две ошибки - 4

Три-четыре ошибки - 3

Результат проверки: справились с заданием все, кроме Насти Сивак. Ошибка в названии крутого и пологого склона - перепутала названия.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение изучения нового материала.

Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги.

Егор Крыгин расскажет как образуются овраги.

На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги.

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

- Извилистое резкое понижение местности – что это? Назовите на какой картинке показан овраг?

Отгадайте загадку.

В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

Верно, это гора.

Как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.)

Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)

Откройте физическую карту России в учебнике с. 92-93.

Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте. (коричневым)

Какие горы вы нашли на карте? (Уральские и Кавказские горы.)

Кто-нибудь из вас был в горах?

Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора.

Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем.

Другой крупнейший курорт - Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье.

Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом.

Какая гора самая большая? (Эльбрус.) Кто из известных писателей бывал на Кавказе? (Пушкин,Лермонтов). Самая низкая часть горы – что такое?

Послушайте стихотворение, в котором поэт описывает Кавказ.

Андрей Лысиков читает стихотворение М. Лермонтова "Кавказу".

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы.

Уральские горы издавна считались естественной границей, разделяющей две части света - Европу и Азию. Эти горы не высоки. лишь несколько вершин достигают полутора тысяч метров над уровнем воды.

Почему Уральские горы являются естественной границей ?

Этими лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.

VII. Итог урока. Рефлексия

С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины)

Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).

Какая форма земной поверхности называется холмом? (возвышения на равнине).

Какая форма земной поверхности называется оврагом? (углубления с крутыми склонами).

Какие горы нашей страны вы можете назвать? (уральские и кавказские).

Какие равнины вы знаете?

На доске появляется схема. "Формы земной поверхности".

На уроке поработали все хорошо.

Домашнее задание.


Подпиши на схеме холм и гору. Закончи составление схемы: укажи стрелками части холма и горы.

С помощью карты учебника "Окружающий мир 4 класс" заполни таблицу.

Высота гор России

Перечисли горы в порядке увеличения их высоты; в порядке уменьшения высоты. Попроси соседа по парте проверить тебя.

Выполни рисунки, показывающие формы земной поверхности твоего края, или помести фотографию.


С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение о каких-либо равнинах или горах России, твоего края (по выбору). Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.


Западно-Сибирская равнина - третья по величине после Русской равнины мира. Её площадь около 2,6 млн. км2. От сурового побережья Карского моря она протянулась до подножий гор Южной Сибири и полупустынь Казахстана на 2500 км, а от Урала до Енисея - на 1900 км.
Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру. Пересекая равнину в поезде из Тюмени в Новосибирск, видишь необозримые плоскости - ни бугорка, ни увала. Такой рельеф образовали рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы.
Когда ледник отступил, север равнины был завоеван тундрой и тайгой, хотя прежде там были широколиственные леса, в которых обитали мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени.
Полезные ископаемые весьма разнообразны. Запасы нефти и газа, таких месторождений, как Уренгой, Ямбург, Медвежье, Сургут, Нижневартовск, выводят Западную Сибирь в число мировых лидеров. На её территории также сосредоточено 60% общих запасов торфа России. На юге равнины расположены богатейшие месторождения солей. С древними осадочными породами триасового и юрского возраста связаны залежи бурого угля.
Однако основное богатство Западной Сибири - это нефтяные и газовые залежи. Установлено, что равнина эта представляет собой уникально богатую нефтегазоносную провинцию Земли.
Большое богатство Западной Сибири - её водные ресурсы. Кроме поверхностных вод - рек и озёр, - найдены огромные резервуары подземных вод.
Велико хозяйственное значение биологических ресурсов тундры и лесотундры - этой, казалось бы, небогатой жизнью зоны. В ней добывается значительное количество пушнины и дичи, в её реках и озёрах много рыбы. Кроме того, тундра - основной район разведения северного оленя. Тайга Западной Сибири издавна славилась добычей пушнины и древесины.

Источник информации: В.П. Максаковский, И.И. Барнов, В.П.Дронов, В.Я. Ром, Н.Н. Петрова "География".


Окружающий мир.
Тема: Вселенная, или космос.
Цели:
дать первоначальное представление о Вселенной, космосе, значении Солнца для жизни на Земле.
равивать речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе посредством развития эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру.
Формирование УУД:
личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие жизни на планете.

познавательные: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Ход урока
Этап урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся ФУУД
I. Организационный момент. Игра «Как живёшь?»
- Как живёшь? (вот так)
- А идёшь?
- А бежишь?
- Ну а спишь?
- А за партою в школе сидишь?
- Какой урок нам сегодня предстоит прожить? Я уверена, что все вы будете работать внимательно, а думать самостоятельно. Настрой на работу. Настрой на работу. личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.
II. Определение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний. («Знаю».)
– Послушайте отрывки стихотворений. Кто в них главный герой?
Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко,
Что вода в пруду нагрета,
Как парное молоко.
Лето солнышком вкатилось,
Засияло, засветилось
Лето!
В краски яркие одето,
Жарким солнышком согрето.
– Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
Постановка цели.
– Посмотрите на с. 8–9 в учебнике и скажите, что мы хотим сегодня узнать на уроке?
– Да, мы сегодня с вами поговорим о Солнце, узнаем что-то интересное о Солнечной системе, Вселенной и космосе. Приглашение к размышлению.
Определение и обоснование темы урока познавательные: анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения, формулировать простейшие выводы;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, строить понятные для партнёра высказывания;
III.Работа над темой урока.
1. Постановка проблемы.
Вселенная – село, вселять (русское значение).
Какие изменения произойдут на Земле, если не будет Солнца? Почему?
– Вспомните, как перепугались звери в сказке К. И. Чуковского, когда «крокодил солнце в небе проглотил».
– Почему перепугались?
– А знаете ли вы, что солнце – это звезда?
– Солнце – огромный раскалённый шар, светящееся тело – звезда. Эту звезду видно днём. Лучи Солнца несут на Землю свет и тепло. Всё живое тянется к Солнцу. Когда мы это можем наблюдать?
– Ребята, если Солнце – огромный шар, то почему мы его видим не очень большим?
Работа с источниками.
2. Работа по учебнику (с. 8–9).
а) Какие рисунки доказывают, что Солнце – раскалённый шар?
– Какой рисунок объясняет, почему мы Солнце видим небольшим?
– Что можно сказать о величине самолёта, птицы, летающих высоко в небе?
Выберите правильный ответ:
Солнце – это... 1. Звезда.
2. Планета.
3. Спутник.
– Почему те звёзды, которые мы видим ночью, нам кажутся совсем маленькими?
– Каких цветов звёзды вы видели? (Жёлтый, красный, голубой цвет.)
– Мы видим с вами невооружённым глазом, то есть без телескопа, 3000 звёзд в нашем Северном полушарии.
б) Солнечная система. Использование ИКТ.
– Наша Земля – звезда? (Нет, планета.)
– А Луна, что это такое? (Спутник.) Приглашение к размышлению.
Выдвижение гипотез, работа с учебником – решение проблемных ситуаций. познавательные: анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения, формулировать простейшие выводы;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, строить понятные для партнёра высказывания; регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
V. Динамическая пауза. В небе плавает луна. (Покачивания влево и вправо.)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять – (Хлопки в ладоши.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять – Хлопки над головой.)И пониже перевесить. (Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь – (Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила всем. (Тихо сели.) Показ движений Выполнение движений
VI Работа над темой урока. (продолжение)
Определите лишний объект (с. 9).
Марс, Солнце, Земля.
Луна, Марс, Земля.
– Докажите.
– Какие планеты получают от Солнца больше тепла? Почему?
– Какие ещё есть космические тела?
3. Работа по тетради (с. 10, задания 8, 9).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, а учитель проверяет и просит учащихся, которые верно выполнили задание, пояснить тем, кто не справился. Работа с учебником.
регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
VII.Рефлексии.
Итог урока. Самооценка и оценка деятельности Оцените себя на лесенке успеха, в Еженедельниках. Модерация
Самооценка и коррекция.
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях
личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности;

другие презентации о рельефе

«Линия горизонта» - Земля имеет форму шара. Определите тему урока. Почему существует на Земле горизонт? При подъеме линия горизонта увеличивается. Можно ли дойти до линии горизонта? В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта? Дойти до горизонта нельзя. Лучше наблюдать линию горизонта на открытых участках поверхностях Земли.

«Форма Земли» - Автор: Кускова Е.А. Стороны горизонта. МОУ СОШ «Эврика-развитие». Земля в форме диска. Аристотель. Земля на трёх слонах. Значит, есть на Земле какой- то изгиб, незаметный человеческому глазу. (Окружающий мир - 3 класс). Земля глазами народов Севера. Такую тень может давать только круглый предмет. Стороны горизонта:

«Равнины» - Выбери геометрическую фигуру (или фигуры) , соответствующую вашему ответу. Тест по теме «Формы земной поверхности». Нарисуй на своём контрольном листе. Автор работы: учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Поле луг равнина. Прочитай внимательно вопрос. УМК «Школа России». 3. По какой территории протекает река Обь?

«Вулканы» - Вулкан – «огнедышащая» гора. Чегарнова А.М. учитель биологии Беляйской ООШ Первомайского района. Извержение вулкана Везувий. Извержения прекратились совсем. Границы плит Земли. Потухший вулкан. Магма – расплавленное вещество мантии. Сравните расположение вулканов и плит. Вулканы. Щитовой вулкан. Жерло –канал выхода магмы из очага.

«Воздушная оболочка Земли» - Атмосфера. Где применяют знания о климате? Перистые облака. Толщина воздушной оболочки – 2000км. Атмосфера – смесь газов. Кучево – дождевые облака. Толщина атмосферы. Азот – 78% Кислород – 21% Другие газы – 1% (углекислый газ, пары води и др.). С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 градусов на каждый километр.