Династия чжоу в древнем китае. Династия чжоу. Восстание трёх Цзяней

Очередной виток цивилизационного развития Древнего Китая связан с эпохой династии Чжоу (XI в. 256 г. до н.э.). На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского протогосударства обитало воинственное племя чжоу. Создав мощный союз племен, чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Ключевые события произошли в период полувекового правления чжоуского правителя Вэнь-вана и его старшего сына У вана, который в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан. На смену Шанской цивилизации приходит цивилизация эпохи Чжоу, в развитии которой традиционно выделяется два этапа Западное Чжоу (XI в. 771 г. до н.э.) и Восточной Чжоу (771 221 гг. до н.э.).

Западночжоуская цивилизация сформировалась на обширной территории от Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от Шеньси на севере до реки Янцзы на юге. Именно здесь было создано сравнительно большое государственное образование, политическое устройство которого в течение нескольких столетий определяло особенности цивилизационного развития этого региона.

После свержения власти Шан во главе нового государственного образования встали равные по статусу шанским правителям наследственные чжоуские правители. И хотя они приняли титул ван, который прежде принадлежал только правителю Шан, их власть не читалась легитимной. Потребность в идеологическом обосновании законности чжоуского вана завершилась оформлением учения о божественном происхождении царственности, т.н. теории Мандата Неба. Согласно ей легитимность правителя приобреталась покровительством бога Шанди, который жил на небе и олицетворял его. Но поскольку Шанди бог шанцев, а Небо не принадлежало никому, то поэтому именно оно делало легитимной власть того или иного правителя. Только добродетельный, мудрый и справедливый правитель мог получить от Неба Мандат на власть в Поднебесной, на управление всем тем, что находилось под властью Неба. Небо из места обитания обожествленных родовых предков династии Шан превратилось в абстрактный символ всего божественного.

Этический аспект взаимоотношений человека с предками и Небом отражало понятие дэ. Дэ как сакральную добродетель, харизму и благодать можно накапливать и утрачивать. Считалось, что если Небо удовлетворено правлением ванов, то оно никак себя не проявляет. Несчастья же были выражением неодобрения высших сил. Реакция Неба определялась особым отношением к шанским и чжоуским правителям. Утративших дэ шанских правителей Небо лишило власти, передав ее чжоуским правителям. Чжоуский ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным земным воплощением его, наделенным магической силой дэ. Считалось, что Небо вручило ему землю и подданных, и поэтому он вправе властвовать над ними. Старший Сын Неба считался родоначальником Поднебесной, а все остальные правители, которые принадлежали к той же родовой фамилии, оказывали ему высшие почести.



Таким образом, в эпоху Западной Чжоу начала формироваться уникальная китайская государственность, которая выстраивалась не на религиозной, а на идеологической основе. Божественный характер власти вана внешне выражался в том, что даже высшие чиновники перед лицом правителя должны были совершать троекратный земной поклон. Древние легенды несли представление о сверхъестественном происхождении правителей, живущих в иной сфере, чем обычные люди. Идеология обоготворения власти правителей нашла выражение в культе предков вана, а также в пышных формах придворного этикета.

После завоевания Шан на протяжении первых 75 лет чжоуские правители пытались создать сильное централизованное государство. Первоначально их усилия были направлены на максимальное усвоение наследия шанцев, которых они переселили в район Лои. Здесь шанские мастера построили для чжоуских правителей новую столицу, которая стала местопребыванием многочисленной чжоуской администрации и главным военным центром, хотя ван со своим двором продолжал жить на западе, в районе родовых поселений чжоусцев.

Чжоусцы, используя опыт шанских чиновников, сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра. Вокруг вана выросла значительная группа титулованного аристократического чиновничества, занимавшего высшие должности в управлении государством. Было определено пять высших титулов гун, хоу, бо, цзы, нань. Высшими сановниками и ближайшими советниками вана считались трое гунов, которые стояли во главе трех важнейших ведомств. Один из них начальник множества управлял хозяйственной жизнью Чжоу (посевы, жатва, торговля, цены и порядок на рынках). Второй являлся начальником военного ведомства (военные наборы, военное обучение, снабжение войск, командование армией во время войны). Третий гун начальник общественных работ ведал земельным фондом и руководил водоснабжением государства. Выделение финансовых, военных и судебных ведомств и обособление должностей свидетельствуют об укреплении чжоуской государственности, которая, однако, для такой обширной территории была недостаточно прочна и стабильна. Само Западночжоуское государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана ограничивал сановный совет и чжоуская аристократия.

Надежды на создание централизованного государства разрушала и система наследственных уделов, которая впоследствии сыграла роковую роль в судьбе цивилизации Западного Чжоу. Государство Чжоу, кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наместникам, включало в себя огромную периферию, заселенную различными племенами. Эта территория не примыкала к резиденциям-столицам, но находилась под непосредственным политическим контролем чжоусцев. Она была поделена на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родичам чжоуского дома, соратникам вана и крупным сановникам. Все они присягали на верность вану. Владельцы наделов, а число их составляло, чуть ли не более тысячи, обязаны были приносить дары чжоускому правителю, предоставлять в его распоряжение военную силу и регулярно бывать при дворе. В остальном они были вполне самостоятельны и даже могли передавать часть своих владений в управление подчиненным. Высшим должностным лицам при дворе вана поручалось следить за выполнением правителями этих полунезависимых областей их обязательств перед чжоуским домом. Был разработан специальный церемониал, который проходил в торжественной обстановке. Неправильное соблюдение этикета при поднесении даров означало неуважение и оскорбление династии. Впоследствии утвердилась тенденция сокращения числа уделов с их одновременным укрупнением и усилением. Постепенно они превращались в полунезависимые образования, чья зависимость от вана становилась все менее ощутимой.

Введение системы наделов сказалось и на социальной дифференциации чжоуского общества. Оно делилось на пять социальных групп. Во главе стоял правитель ван. Вторая группа состояла из представителей высшей аристократии чжухоу. Третья включала глав родоплеменных групп дафу, которые представляли население наследственного владения аристократии. Четвертая группа включала глав больших семей ши. Пятую, самую многочисленную, составляли простолюдины. Такое разделение было тесно связано и с системой общинного землепользования, на которую оказывало влияние родовое устройство Западного Чжоу.

Основу социальной системы и хозяйственной организации составляли, прежде всего, деревенские общины и общинная собственность на землю, с особой системой колодезных полей. Суть этой системы заключалась в том, что обрабатываемая земля делилась на 9 одинаковых участков, из которых один средний община обрабатывала сообща. Каждая семья обязана была трудиться на этих землях.

Относительно спокойная эпоха Западного Чжоу продлилась всего 340 лет, когда, сменяя один другого, правили 12 ванов. В бассейне реки Хуанхэ сложилась единая цивилизационная общность Чжунго (срединные государства). Сто родов собственно чжоуского населения, позаимствовав у шанцев культуру и пройдя через создание более совершенной государственности, к VIII в. до н.э. оказались перед катастрофой распада. По мере укрепления власти удельных правителей, усиливалось их стремление к независимости. Положение усугубляли вторжения в Западное Чжоу кочевых племен жунов. Не сумев выдержать напор племен, чжоусцы стали отступать со своих исконных земель. Ван перенес свою резиденцию в г. Лои, Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался новый этап Китайской цивилизации эпоха Восточного Чжоу.

5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу

Когда распалось Западночжоуское государственное образование и чжоусцы, переселившись на восток, образовал в районе г. Лои небольшое царство, Китайская цивилизация вступила в новый этап своего развития, длившийся более 500 лет. С VIII по III вв. до н.э. в среднем течении Хуанхэ и на Великой Китайской равнине завершилось формирование этно-культурной общности хуася, почти все сферы жизни которых были охвачены важными преобразованиями. Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода.

Первый период (770 481 гг. до н.э.) называется Чуньцю (Весны и осени), Ле го (Множество царств) или Пяти гегемонов. Для него характерно ослабление власти вана и усиление территориальных правителей. Более полутора сотен княжеств вели ожесточенную борьбу за господство, и в ходе этих междоусобных войн выделяется десяток наиболее значительных, в том числе и Восточное Чжоу. Сложился единый культурно-политический комплекс, получивший название срединные государства Чжунго. Этот термин и в настоящее время служит официальным названием Китая. Основу цивилизационного единства срединных государств составляли общее чжоуское происхождение этих государств и славная история династии Чжоу. В это же время возникло представление о превосходстве срединных государств над остальным обитаемым пространством миров варваров четырех стран света. В сознании древних китайцев (хуася) эти представления стали играть доминирующую роль.

Номинально в этот период продолжала господствовать династия Чжоу, фактически же значение этого дома с VIII в. до н.э. заметно падало. Восточное Чжоу превратилось в небольшое государство в районе города Лои и, занимая скромное место в политической жизни, продолжало почитаться главным образом как культовый центр Поднебесной. Сохраняя престиж и сакральную святость, ван по-прежнему именовался Сыном Неба и этот титул носили только представители династии Чжоу. Правители других государств, входящих в Чжунго, считались подчиненными правителями чжухоу.

Период Чуньцю ознаменован упадком власти вана и борьбой за гегемонию между наиболее влиятельными царствами. Самые могущественные государственные образования, правители которых претендовали на единоличное господство над всей Поднебесной, провозглашали себя гегемонами. Формально гегемоны признавали главенство правителя Чжоу вана, считая его воплощением божественной власти, представителем Неба на земле. Но фактически реальная власть целиком находилась в их руках. Традиция выделяет особый отрезок в истории Восточного Чжоу время владычества Пяти гегемонов. Это были царства Ци, Цинь, Чу, У, Юэ. В обстановке постоянной междоусобной борьбы отдельные царства создавали совместные союзы ради порядка в стране и ради защиты от внешних нападений. Их девиз Почитание вана и отпор варварам. Однако эти коалиции носили временный и непрочный характер. Пять гегемонов, стремившихся к преобладанию, с трудом удерживали равновесие сил. Число пять к тому же имело не буквальный, а, скорее, метафизический смысл соперничавшие правители олицетворяли влияние на судьбу государства пяти природных стихий. Царства-гегемоны были решающей силой, влиявшей на судьбы остальных царств Поднебесной.

Войны, распри и соперничество между отдельными царствами сопровождались борьбой аристократических кланов внутри каждого из царств. Политическая жизнь эпохи Чуньцю насыщена конфликтами, интригами и постоянной внутренней борьбой. В значительной мере тому способствовала и сложившаяся к этому времени многоступенчатая иерархическая социально-политическая структура.

Вершину иерархической лестницы занимал глава Поднебесной ван. Ему подчинялись правители царств, которые, раздавая уделы своим родственникам и сподвижникам. Сформировали всесильные кланы наследственных властителей. Кланы возглавляли титулованные аристократы цины. Между удельными аристократами-цинами шла постоянная борьба за высокое положение и влияние. Эту же ступень иерархической лестницы занимали дафу т.н. древнекитайские рыцари, которые не имели владений и жили за счет службы. Следующее звено состояло из тех, у кого не было ни титула, ни должности, но кто имел неплохое образование и связи. Здесь могли быть и выходцы из низов, сделавшие успешную карьеру. Эта прослойка верных и преданных правителю людей называлась ши. Дафу и ши жили по законам и нормам аристократической чести, суть которых сводилась к строгому соблюдению иерархии, учету степени кланового родства, преданности своему господину и строгому следованию принятых норм поведения в соответствии с занимаемым статусом. Дафу и ши своеобразный слой китайских дворян. Они играли решающую роль в усилении власти правителей.

Место у основания социальной лестницы принадлежало простому народу крестьянам, ремесленникам и торговцам, а также слугам и рабам. В условиях политической нестабильности от этой массы простых людей многое зависело. В период Чуньцю оформилось представление, что Поднебесная это страна для всех, где правящие верхи и простой народ составляют единую большую семью, в которой каждый имеет свое дело и свои обязанности. Подобный взгляд на социум постоянно напоминал о неразрывной связи верхов и низов как части единого живого организма. Такое представление, действуя ненавязчиво, предотвращало образование в Китае замкнутых сословий, помогало и давало шанс продвижения умному, амбициозному и способному человеку.

Время Чуньцю знаменательно обогащением потомственной знати. Стремлением к роскоши в быту и погребальном обряде. В питании преобладали растительные, мясные и рыбные блюда при полном отсутствии молочных продуктов. Пищу брали руками, а палочки для еды появились значительно позже. Одежда хуася состояла из нескольких слоев юбок и халата. Лишь в IV в. до н.э. у северных кочевников были заимствованы штаны.

Заканчивалась эпоха Чуньцю и в развитии Китайской цивилизации наступило время серьезных политических и духовных перемен.

Второй период Эпохи Восточного Чжоу Чжаньго или Предимперский (481/403 221 гг. до н.э.) сопровождался идейно-ментальной и социально-политической трансформацией Китайской цивилизации. На 500 лет позже других древних цивилизаций китайцы подошли к железному веку, расставаясь с бронзовым. Широкое освоение техники обработки железа преобразовало ландшафт, сделало возможным массовое освоение новых земель, привело к серьезным сдвигам в развитии ремесла и земледелия. С освоением техники литья появился плуг с железным лемехом, который давал возможность делать более глубокую вспашку земли. Что значительно увеличивало урожаи.

Железная лопата облегчала строительство больших каналов, плотин и дамб. Начиная с V в. до н.э. развернулись крупные дренажные и оросительные работы. Создавались обширные водохранилища. Пропускная способность водных путей регулировалась шлюзами. В бассейне Хуанхэ и верхней Янцзы началось расширение обрабатываемых земель и более интенсивное их использование. Развитие культуры поливного земледелия стало важнейшим фактором прогресса Китайской цивилизации.

Основные залежи железа находились на севере, на территории царств Чжао, Хань, Янь и Ци. Его добыча и умение обрабатывать стимулировали быстрый подъем ремесел шелкоткацкого, керамического, деревообделочного, лакового, металлургического, кораблестроительного.

Ремесло и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В городах, бывших раньше лишь административными центрами. Появились открытые рынки. Впервые металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене. Они имели различную форму квадрата, ножей, мечей и лопат. Отливались и круглые деньги с квадратным отверстием посередине. Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже официально разрешалась купля-продажа земли и создавались крупные частные хозяйства, ориентированные на рынок. Именно в этот период сложилась концепция, признававшая землю единственным источником богатства.

В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выскочки из низов. Этот торговый люд, не имевший ни родового происхождения, ни титулов, приобретал все больший вес в обществе, теснил наследственную аристократию. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной торговли.

Чжаньго это почти два столетия заключительного этапа правления Чжоуской династии, наполненные активной борьбой между отдельными царствами за господство в Поднебесной. Отсюда и другое название этого периода Борющиеся царства. В ходе ожесточенного соперничества от почти двухсот государственных образований осталось менее трех десятков, среди которых выделились семь могущественнейших Хань, Вэй, Чжао, Цй, Чу, Янь, Цинь. Централизованные формы правления, профессиональная бюрократия, введенная государством система налогов разрушали отношения, основанные на родоплеменных связях, традициях и обычаях.

В борьбе за власть и в поисках разрешения сложившихся между отдельными царствами противоречий рождался новый мир, формировалась ментальность людей Китайской цивилизации. Напряженная интеллектуальная жизнь Восточного Чжоу с широкой и открытой борьбой идей сформировала систему социальных, этических и духовных ценностей. Создала определенную модель государства, претендующую на универсальность. По сути, в эпоху соперничества ста школ обозначились основные тенденции внутренней трансформации Китайской цивилизации. Искали ответы на вопросы: как объединить страну, как сохранить мир, каким должно быть государство, какими качествами должен обладать человек для укрепления и процветания страны. Свои ответы на эти вопросы давали конфуцианство, даосизм, легизм, последователи учений о инь и янь, о Пяти началах, моисты и представители других направлений общественной мысли рационально-прагматичных эпох Чуньцю и Чжаньго.

Наиболее важную для Китайской цивилизации систему взглядов и решения острых проблем предложила школа книжников, возникшая на рубеже VI-V вв. до н.э. Ее родоначальник Конфуций (Кунцзы) (551 479 гг. до н.э.) создал этико-политическое учение о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала (правил поведения). Атмосфере морального упадка своего времени Конфуций противопоставлял идеал благородного мужа, бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на все во имя истины, обладающего такими нравственными достоинствами как человечность, сознание долга, умение соблюсти ритуал, глубоко почитающего мудрость старших и способность совершенствовать знание. Конфуций не ставил знатность и богатство выше всего. Главным он считал нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным усилиям. Тех, кто не стремился к такому идеалу, он относил к роду людей недостойных.

Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое, по его мнению, та же семья, только большая. По убеждению Конфуция, от правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит создать этически безупречное и социально гармоничное общество.

Конфуцианство, как называли школу книжников, требовало строгой дисциплины и социально-иерархического подчинения. Утверждалось, что структура мира и общества вечна и неизменна, и каждый человек должен знать свое место. Сюньцзы, один из учеников Конфуция, утверждал: Естественно. Что один знатен, другой низок Правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном, старший брат старшим, младший брат младшим. Земледелец должен быть земледельцем, служилый служилым, ремесленник ремесленником. Торговец торговцем разделение обязанностей источник великой пользы для Поднебесной.

Предопределенное свыше разделение общества выступало основой высоконравственного правления. Считалось, что мудрое правление создает гармонию между Небом, Землей и людьми. Оно осуществлялось путем соблюдения ли Этикета, Ритуала, Обрядности и Церемонии. Как для человека, так и для общества наличие ли обязательно. Только с ли человек достоин звания человека. Учение о ли определяло объем прав и привилегий для каждого. Соблюдение пяти принципов или пяти установлений (у цзяо) способствовало сохранению патриархального уклада. Пять установлений это отцовские и сыновние родственные чувства, исполнение долга государем и подданными, распределение обязанностей между мужем и женой, уважение младших к старшим, искренность среди друзей. Конфуцианство ориентировало человека на прошлое, придавая огромное значение культу предков, посмертная слава которых сулила возвышение их потомкам.

Конфуцианство, оправдывавшее социальное неравенство и напоминавшее об обязанностях человека перед государством, подверглось резкой критике и осмеянию в даосизме. Даосизм как система воззрений возник в VI в. до н.э. и его возникновение связано с именем Лао-цзы. Если конфуцианство, помня о Небе, устремляло все помыслы на Землю, то даосизм, помня о Земле, устремлял все помыслы на Небо. Главная идея даосизма это учение о Великом Абсолюте дао (путь). Дао понимается как изначальный принцип, основа и источник всего сущего, всеобщий закон развития природы, мать всех вещей. Даосизм утверждал, что Вселенной, природой и человеком управляет некая божественная сила, направляющая жизнь человека в нужное русло, и ему остается лишь соблюдать определенный космический порядок, жить согласно дао. При этом, прежде всего, имеются в виду простота, скромность и естественность.

Один из важных принципов даосизма недеяние как высшее мастерство жизни, т.е. умение в соответствии с ходом вещей наладить жизнь таким образом, чтобы все шло естественным путем без вмешательства человека. Если человек отступал от дао, то нарушалась природная гармония, что вело к конфликту души и тела и возбуждению ненужных страстей. Как идеология даосизм выражал неприятие расколотого общества Чжаньго, осуждал угнетение простого народа богатыми и знатными, провозглашал утопический идеал возврата к первобытной простоте и равенству.

Почти одновременно с конфуцианством и даосизмом сформировался легизм (фа цзя). Настаивая на необходимости объединения Поднебесной, легисты предлагали свою теорию политического и государственного устройства, выдвинув идею фа (закона) как орудия государственного управления. Все легисты были министрами-реформаторами, которые полагали, что культ закона и дифференцированная система поощрений и наказаний будут способствовать укреплению государства и усилению личной власти правителя. По их мнению, законы это дао государства, в котором государь правит на основании закона. Стоя на позициях этатизма, усиления роли государства во всех областях жизни, легисты выступали за естественное разделение занятий и обязанностей. Сторонники сильного бюрократического государства, они требовали гласности закона: В государстве просвещенного правителя всех обучают закону.

Оригинальную систему взглядов представляло и учение моистов сторонников философа Мо Ди (ок. 480 ок. 390 гг. до н.э.). Выходец из среды бедных ремесленников, Мо Ди предлагал заменить аристократию, обладающую наследственной властью, и поручить государственное управление наиболее способным и деятельным людям. Высшей инстанцией, по учению моистов, являлось Небо, одинаково любящее все сущее и справедливо распределяющее награды и наказания между людьми. Люди, в свою очередь, должны следовать небесному образцу и относиться друг к другу равно с любовью, независимо от социального положения, которому конфуцианцы придавали такое значение. Моисты призывали всех старательно трудиться и быть бережливыми. Осуждая роскошь нарядов, отличавшую знатных, расточительность похорон и даже обрядовую музыку, они выступали не только против аристократов, но и против конфуцианцев, столь ценивших ритуал. Те, кто следовали учению Мо Ди, протестовали против захватнических, крайне разорительных войн, оправдывая оборонительные.

Противоречивая эпоха Восточного Чжоу завершила еще один цикл истории Китайской цивилизации, объединив страну, посеяв в человеке веру в судьбу, в благородного человека, проникнутого уважением к старшим, к предкам, к традиции, к владыке, к существующим правилам поведения.

Династия Чжоу — эпоха в истории Китая с 1045 до н. э. по 221 до н. э., время правления династии рода Цзи, который сверг правящий дом Шан и установил новую династию. Первым царём династии Чжоу стал У-ван. Он перенёс столицу в город Хао, недалеко от современного Сианя.

Время правления династии Чжоу разделено на два периода: первый, по столице Хао, называется Западным Чжоу , а последующий, когда столицей был город Лоян — Восточным Чжоу . Восточное Чжоу разделяют ещё на два периода: Чуньцю (по названию летописи «Вёсны и осени») и Чжаньго («Воюющих царств»).

Династия Чжоу:

  1. Западный Чжоу (1045 - 770 г.г. до н. э.), когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ;
  2. Восточный Чжоу (770 - 256 г.г. до н. э.), когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.
    1. Чуньцю — период Вёсен и Осеней (722 — 481 г.г. до н. э.) — период китайской истории, соответствующий летописи Чуньцю («Вёсны и осени»), составителем которой считают Конфуция.
    2. Чжаньго (403 до н. э. — до 221 до н. э.) — период Сражающихся царств длился до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221 до н. э., хотя сама династия Чжоу закончила свое существование на 35 лет раньше — в 256.

Западный Чжоу

При первых царях династии государство процветало. После смерти У-вана семь лет в качестве регента правил его младший брат — Чжоу-гун, а затем власть перешла к повзрослевшему сыну У-вана — Чэн-вану. При царях Чэн-ване, Кан-ване, Чжао-ване и Му-ване государство процветало, царил порядок, границы раздвигались, покорялись соседние племена. Первые цари щедро раздавали уделы и земли в наследственное владение родственникам и приближённым, закладывая основу для будущей раздробленности. При царях Гун-ване, И-ване Старшем, Сяо-ване, И-ване Младшем и Ли-ване власть царей слабела, а местные князья вели себя всё более независимо. Царь Ли-ван правил настолько жестоко, что в 841 году до н. э. народ сверг его, и 13 лет длилось правление Гунхэ («Общее согласие»), когда страной правили князья Чжао-гун и Чжоу-гун, после чего они посадили на трон сына свергнутого царя — Сюань-вана.

Сюань-ван не заботился об укреплении границ, поэтому чжоусская армия была разбита жунами, и на страну стали совершать набеги кочевые племена. Следующий царь — Ю-ван, полюбил свою наложницу — Бао Сы, и отстранив царицу и наследника, сделал её своей женой. Так как она была грустна, Ю-ван приказал зажечь сигнальные огни, вызывающие подкрепления князей при набегах кочевников. Бао Сы смеялась над встревоженными и растерянными князьями, прибывающими во дворец. Ю-ван и дальше злоупотреблял сигнальными огнями, а когда вместе с жунами царский дворец осадил Шэнь-гун, отец отвергнутой царицы, на зажжение сигнальных огней никто не отозвался. Князья, посовещавшись, посадили на трон Пин-вана — сына законной жены Ю-вана, и под предлогом защиты от кочевников в 771 году до н. э. столица была перенесена в Лоян.

Царями Чжоу была разработана теория «Небесного мандата», по которой Небо вручало мандат на управление Поднебесной самому добродетельному роду. Царь из династии Чжоу имел титул «Сын Неба» и, благодаря Дэ — накопленной доботетелью благодати, был единственным легитимным правителем Китая. Теория «Небесного мандата» настолько хорошо обеспечивала легитимность правящего дома, что ни один из местных князей вплоть до династии Цинь не мог претендовать на титул правителя всего Китая. Официальной религией верхов при династии Чжоу, так же, как и при предыдущей династии Шан, было поклонение умершим предкам.

Эпоха династии Чжоу, длившаяся более 800 лет, является одним из периодов древней истории Китая. Она также носит название Третьей цивилизации. Началом ее принято считать 1045 год до н.э., закат приходится на 249 год до н.э. Это важнейшая эпоха, сыгравшая значительную роль в истории. Основателем династии стал Вень-ван.

Предпосылки образования цивилизации Чжоу

Племена Чжоу в XII веке до н.э. проживали на территории Юго-Восточной и Восточной Азии в бассейне реки Хуанхе. Они занимались скотоводством и земледелием. Как повествует история Китая, правящая династия Шан в результате ослабления была побеждена племенами Чжоу, занявшими ее территорию, на которой было образованно раннефеодальное государство.

Основателем династии Чжоу в Китае принято считать Вень-вана, который реформировал систему племенных отношений, создав на границе Шанского государства мощное княжество. Этому способствовало превращение большой части племен Чжоу из кочевников-скотоводов в оседлых земледельцев, длившееся в течение нескольких предыдущих поколений. Они получали высокие урожаи с использованием ирригационных систем орошения.

Образование государства

Продолжателем дела отца и первым царем Чжоу становится У-ван, который строит государство по подобию Шанского. Он перенес столицу в город Хао, находившийся в районе современного Сианя. На территориях, отвоеванных у династии Шан, новыми правителями строилась социальная структура, которую историками принято называть чжоуский феодализм. Постепенное завоевание территорий и увеличение численности населения приводили к усложнению социальной и административной структуры.

Периоды эпохи династии Чжоу в Древнем Китае

В зависимости от военного и политического влияния чжоуская эпоха делится на два периода, которые принято называть:

1. Западная Чжоу. Именно с этого периода начинается образование нового мощного государства. Занимает период с 1045 по 770 годы до н.э. Это расцвет эпохи, время владения территориями в бассейне средней Хуанхе династией Чжоу. Кратко его можно охарактеризовать как становление и подъем мощного государства. В конце его столица перенесена в Лои (современный Лоян).

2. Восточная Чжоу. Поздний период с 770 по 256 годы до н.э. Время постепенного умаления гегемонии Чжоу и распада единого государства на отдельные царства. Его принято делить на подпериоды:

  • Чуньцю (Весны и осени). Этот период, как гласит предание, был отредактирован самим Конфуцием. Длился в 770-480 годы до н. э. Его можно охарактеризовать следующим образом. Территория Китая была разделена на много мелких царств, которые населяли, как народности Чжоу, так и другие народы. Все они находились под властью правителей династии Чжоу. Постепенно реальная власть дома Чжоу становилась номинальной.
  • Чжаньго (Сражающиеся царства). Длился в 480-256 годы до н.э. Все царства находились как бы в движении. Территории постоянно изменялись, так как шли междоусобные войны, что вело к ослаблению государства и к печальному итогу распада на мелкие царства.

Чжоуский феодализм

Общественная система страны периода династии Чжоу имела ряд отличительных особенностей. Царь (ван) назначал в завоеванные земли (уделы) правителей, которых называли чжухоу. Им даровались титулы хоу и гуна. Зачастую такие должности занимали представители низших линий династии. В случае если царства признавали гегемонию Чжоу, то их правители признавались удельными с обязательными условиями уплаты дани и участия в военных действиях на стороне династии.

Правители постоянно воевали друг с другом, захватывали земли соседей. Правление во многих провинция так же устанавливалось подобным Чжоуским. Это повлекло за сбой то, что многие из них провозглашали себя ваннами, что привело к подрыву стабильности в государстве. Через определенное время с центральной властью уже не считались.

Западное Чжоу

Государственное образование было пестрым по этническому состоянию, разнородным и несовершенным. При захвате территорий в результате военных действий они отдавались в управление чжоуским феодалам либо сохраняли местных правителей, признавших их правление. Для надзора оставлялись наблюдатели от Чжоуского вана. Крепкий контроль за провинциями сохранялся до 772 года до н.э.

В это время произошло событие, когда чжоуский царь Ю-ван выгнал свою жену. Вместо нее была взята наложница. Отец опальной супруги пошел на Ю-вана войной, предварительно заключив союз с кочевыми племенами. После его свержения новым царем был объявлен сын царицы Пин-ван, которого признали ряд уездных авторитетных правителей. Столицей государства стал город Лоян. Именно эти события китайские историки связывают с началом заката династии Чжоу в древнем Китае.

Социально-политическое устройство государства

Большое значение правления династии Чжоу заметно в процессе становления раннефеодального государства. Его признаки можно наблюдать уже на начальных стадиях его формирования. При ранней династии строго соблюдалась иерархическая система рангов. Самый высший ранг - «ван» - мог иметь только один человек. Он передавался старшему сыну по наследству. Остальные дети опускались на ранг ниже и получали наследственные владения. Они также оставляли старшему сыну свой чин, остальные спускались еще ниже. Следующими по рангу были главы крупных семейных кланов. Замыкали эту систему простые люди.

Принадлежность к тому или иному рангу определяла строго регламентированный образ жизни. Это касалось быта, одежды, питания, формы и размера дома, его убранства, церемониала отношений между старшими и младшими рангами. Определенным было даже число деревьев на могилах. Это делалось для того, чтобы можно было определить занимаемое место на иерархической лестнице, которое в династии Чжоу определялось исключительно по происхождению.

Наследники высоких рангов могли стать простолюдинами. Таким образом, все государство было как одна патриархальная община. Ремесла и торговля были уделом простолюдинов. Здесь богатство не могло изменить расположения на иерархической лестнице. Даже очень богатый торговец все равно оставался простолюдином.

Восточное Чжоу

Этот период длился более пятисот лет, и начало его связывают с перенесением столицы. Сделать это вынудил ряд обстоятельств, в частности, защита от племени Жунов, обитающих на севере и северо-западе государства Чжоу. У государства не было возможности противостоять ему, что подорвало его авторитет.

Это негативным образом сказалось на влиянии династии Чжоу. Постепенно от нее стали отходить самостоятельные провинции. В скором времени сохранилась только территория, на которую распространялось влияние домена Чжоу. Он остался в одиночестве, что практически приравняло его к удельным княжествам.

Весна и осень

Это временной отрезок протяженностью с 722 по 480 годы до н.э. в истории Китая нашел свое отражение в сборнике хронологических комментариев «Цзочжуань» и «Чуньцю». Власть Чжоу была еще достаточно крепкой. 15 вассальных провинций признавали главенствующую роль династии Чжоу.

В то же время царства Ци, Цинь, Чу, Цзинь, Чжен были окрепшими и самостоятельными. Они вмешивались во все дела царского двора, диктовали политические условия. Большинство их правителей получили звание ванов, что еще более укрепило позиции. Именно в это время произошли значительные изменения в расстановке сил и изменения в сферах влияния, что в итоге привело к распаду некогда великого государства.

Сражающиеся царства (Чжаньго)

Продолжительность этого периода - с 480 по 221 годы до н.э. По хроникам, он продолжался еще 34 года после распада династии Чжоу. Это были сражения за главенствующую власть. Некогда могущественное государство распалось на три крупных царства - Вэй, Чжао и Хань.

Основное противодействие проходило между 9 царствами, властители которых получили звание вана. Говоря кратко, династия Чжоу уже не имела влияния. В итоге тяжелой и многолетней войны победила династия Ин и наступила эпоха Цинь.

Культурное наследие

Несмотря на постоянные военные конфликты, эпоха Чжоу стала временем культурного и экономического подъема. Значительное развитие получила торговля. Важнейшую роль в этом сыграли построенные каналы. Торгово-экономические связи с другими цивилизациями оказали определенное влияние на развитие государства. Переоценить значение династии Чжоу и ее вклад в китайское культурно-экономическое наследие невозможно.

Именно в эту эпоху повсеместное распространение в Китае получили круглые деньги. Было создано первое образовательное учреждение, которое носило название «Академия Цзися». Предметы декоративно-прикладного искусства, такие как зеркала из бронзы и серебра, различные предметы обихода покрытые лаком, поделки и украшения из нефрита, появились именно в эту эпоху.

Особенное место в культуре династии Чжоу занимало развитие философии, которую представляли различные течения. Это получило в истории название «сто философских школ». Самыми известными ее представителями был Кун-Фу-Цзы, которого мы знаем как Конфуция. Он является основоположником течения конфуцианства. Основоположником еще одного течения даосизма является Лао-Цзы. Основателем моизма был Мо-Цзы.

Следует отметить, что культура эпохи Чжоу зародилась не на пустом месте. Она возникла из шанской культуры, которую мудрые правители не уничтожили, как это нередко бывает в истории, а взяли за основу. Экономическое развитие и особенности социального строя Чжоу дали толчок в формировании многих направлений в культуре нового государства, которая занимает особое место в великом наследии Китая.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Социальная модель общества Династии Чжоу

Глава 2. Династия Чжоу

2.1. Укрепление и упадок центральной власти

2.2. Экономика и хозяйство

Заключение

Введение

Тема моей контрольной "Китай при династии Чжоу". Эта тема интересна для меня, и она актуальна на сегодняшний день (сейчас про Китай создают очень много худ. и познавательных док. фильмов). Цель моего исследования является увидеть Китай в совокупности при династии Чжоу.

Немного истории.

По прошествии длительного периода первобытного общества примерно в XXI в. до н. э. появилась первая в китайской истории династия -- Ся, при которой начал складываться рабовладельческий строй. На смену Ся пришла династия Шан, затем Западная Чжоу (продолжал развиваться рабовладельческий строй). Последовавшие далее эпохи Весны и Осени и Воюющих царств (или Восточная Чжоу) были периодом постепенной смены рабовладельческих отношений феодальными. В конце 3 в. в Китае возникла централизованная империя Цинь, её сменила империя Хань.

Китайские императоры (династия Чжоу).

1027-256 Династия Чжоу

1027-771 Западная Чжоу

770-256 Восточная Чжоу

1027-1025 У-ван

1024-1005 Чэн-ван

1004-967 Кан-ван

966-948 Чжао-ван

947-928 Му-ван

927-908 Гун-ван

907-898 И-ван

897-888 Сяо-ван

887-858 И-ван

857-842 Ли-ван

841-828 Гун-хэ (регентство)

827-782 Сюань-ван

781-771 Ю-ван

770-720 Пин-ван

С 1122 по 770 г. до н. э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. В отличие от войн Шан-Иньской эпохи, носивших характер вооруженных набегов, походы чжоусцев с самого начала имели целью захват новых территорий, перекачивание из них рабочей силы. Показательно обращение к войскам перед битвой в Муэ чжоуского предводителя, ставшего затем первым западночжоуским монархом под именем У-вана ("Воинственного царя"): "Вперед, бравые воины! Не убивайте тех, кто сдастся, пусть потрудятся на наших западных полях!" ("Шуцзин"). Пафос великодержавности звучит в строфах раннечжоуской оды из "Книги песен" ("Шицзина"): "Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя!"

китай династия чжоу

Глава 1. Социальная модель общества Династии Чжоу

Правители (ваны) династии Шан создали стройную систему управления, поддержали земледелие, что дало возможность иметь большое войско. Появление методов обработки бронзы (около 1500 г. до н.э.) способствовало быстрому развитию техники. В этот период на основе искусства мантических знаков жрецов-прорицателей начало создаваться китайское знаковое письмо. Крестьянство в древности поклонялось земледельческим божествам, например "Князю 3емли" и "Господину Просо". Для господствующих слоев общества царь был одновременно и верховным жрецом, так как считалось, что он непосредственно связан со своими божественными предками. Его власть основывалась не на происхождении, а на "божественном поручении" властвовать. Это представление о "божественной миссии", идущее от древнего обычая избрания предводителей, облегчило представителям племени чжоу свержение последнего правителя династии Шан (Инь).

В 1122 г. до н.э. чжоусцы захватили и уничтожили шан-иньскую столицу Аньян. После долгой борьбы была основана династия Чжоу. В доказательство своего "божественного права" на власть новая династия установила в противовес прежнему культу верховного первопредка Шан-ди новый государственный культ "Неба" (Тянь).

Вывод: огромную роль имела божественная база.

Глава 2. Династия Чжоу

После разгрома шан-иньского объединения (точная дата чжоуского завоевания не установлена). Ученые датируют это событие в диапазоне от 1137 до 911 г. до н.э. Столь же условна и хронология дальнейших событий государства Западное Чжоу до 841 г. до н.э. чжоусцы отправили часть "строптивых иньцев" на сооружение своей второй столицы г. Чэнчхоу (около Лояна, в Хэнани), где потом, видимо, использовали в качестве подневольных работников на городском строительстве и в царском хозяйстве. Тринадцать самых знатных иньских родов были порабощены и пожалованы ближайшим родичам У-вана.

Западное Чжоу по структуре представляло собой весьма рыхлое и этнически пестрое государственное образование, в котором местные владетели были обязаны данью и военной помощью верховному чжоускому правителю, но автономно управляли выделенными им областями. Территории, захваченные чжоусцами, либо отдавались в управление (го) членам правящего чжоуского дома, либо оставлялись в подчинении прежних правителей, поставленных под надзор "наблюдателей" чжоуского вана. Титул вон был унаследован верховными царями Чжоу от шанцев. Подвластных западному дому Чжоу местных владетелей (чжухоу) традиция исчисляет десятками и сотнями (есть даже версия Ван Чуна о 1973), 71 из их владений (го) было закреплено за членами Чжоуского царского рода. Участие каждого из хоу в завоевательных походах против шанцев документировалось специальной записью на отлитом в честь этого события ритуальном сосуде

В войне с китайцами считалось должным (хотя принцип этот нередко нарушался) не нападать не неподготовившегося к атаке противника, но в борьбе с варварами подобных правил если и придерживались, то очень редко. Для того чтобы победить, а иногда и полностью истребить то или иное племя, на него не только нападали тогда, когда оно менее всего этого ожидало, но и использовали всевозможные "хитрости". Однажды государство Цзинь отправило к реке Лэ чиновников в сопровождении конвоя с тем, чтобы совершить жертвоприношения реке. Стоявшее неподалеку племя жунов сохраняло полную безмятежность, пока цзиньская армия не обрушилась на них. Вождь племени бежал, а большая его часть попала в плен; один из чиновников чжоуского вана предвидел такой поворот событий и тоже расположил поблизости воинов, так что своя доля пленных досталась и правителю Чжоу. Через несколько лет группа людей, одетых, как торговцы рисом, остановилась на отдых перед воротами главного города одного из племен белых ди. Внезапно они раскрыли мешки, которые несли, выхватили оружие и взяли город. Как оказалось, это были воины царства Цзинь. Правителя увели в плен, а земли отдали в управление цзиньскому сановнику. В 590 г. до н. э. чжоуский ван заключил договор о мире с жунами. Но сразу же после этого его брат, рассчитывая на то, что жуны будут чувствовать себя в безопасности, повел армию в поход против одного из жунских племен. Но на этот раз он просчитался -- жуны одержали верх Так, китайцам порой удавалось лестью и красноречием одержать верх над теми, кого они ни за что не одолели бы на поле боя. Царство Лу, в котором родился Конфуций, считалось самым высококультурным из всех. В 482 г. до н. э. луский придворный -- знакомый Конфуция, хотя и не приходившийся ему родственником -- участвовал в споре с правителей царства У. Могущественное государство У, располагавшееся на юго-востоке, было "варварским". Оно делало только первые шаги на поприще дипломатических игр, Но уже стремилось к ведущей роли. Посланник царства Лу непреклонен В том, что его государство не смирится с тем ничтожным положением, которое У стремится ему приписать. И с помощью лести и казуистики ему удается отстоять свою точку зрения. Потом, однако, когда правитель У понимает, что его просто-напросто перехитрили, он приходит в ярость и отдает приказ бросить луского придворного в тюрьму, но в конце концов тому удалось вырваться на свободу. Китайцы вовсе не всегда одерживали победы в противостоянии с варварами. Набеги последних случались довольно часто и порой имели весьма разрушительные последствия. Так, в 660 г. до н. э. варвары-ди захватили столицу государства Вэй, чем поставили его на грань исчезновения. А в 649 г. до н. э. одно из жунских племен напало уже на столицу Чжоу; изгнать их удалось лишь через несколько месяцев. Южное царство Чу, прокладывая себе путь на север, аннексировала столько земель китайских государств, что последние не без оснований опасались -- дело может кончиться тем, что Чу сменит Чжоу у руля управления всей Поднебесной. В "Речах царств" приводится пространный диалог, предположительно имевший место между чэнским Хуань-гуном, занимавшим пост Управляющего работами при Ю-ване, и придворным Великим Секретарем. Записан он был, по крайней мере в том виде, в каком он дошел до нас, гораздо позднее западночжоуского времени. Тем не менее он интереcен в том плане, что дает нам доханьский анализ произошедших событий. Хуань-гун говорит Великому Секретарю, что власти Чжоу жить недолго и что он хотел бы знать, где можно было бы найти спасение. Великий Секретарь подхватывает, что некоторые наиболее сильные китайские государства утратили расположение к чжоускому дому, а многие варварские племена являют собой внушительную силу. И предсказывает, что Западная Чжоу падет от рук варваров. История конца Западной Чжоу, описанная в "Речах царств" и "Исторических записках", окрашена в мистические тона, но в ней вполне могут упоминаться и подлинные события. Если опустить преувеличения, то картина будет примерно такой. Ю-ван и правитель царства Шэнь стали заклятыми врагами. Вспомним, что Шэнь создавалось как "опора Чжоу" и "защитная стена" от варварских племен. Тем не менее правитель Шэнь объединился с двумя племенами варваров, напал на чжоуского вана и убил его. Наследник его был возведен на престол в восточной столице и оставлен под присмотром владетельных князей. Так закончилась эпоха Западной Чжоу.

2.1 Укрепление и упадок центральной власти

Эпоха правления династии Чжоу делится на два этапа. В этот период в Китае существовала вассальная система, которая постепенно ослабляла центральную власть. Между отдельными областями страны участились войны. В эпоху Западного Чжоу (1050-841 гг. до н.э.) земли были розданы во владение князьям - правителям областей, а те разделили их между своими вельможами. Сверх того, царь даровал князьям и воинов, так что некоторые окраинные области стали вскоре довольно могущественными.

Каждый из князей, численность которых достигала 1700, обычно владел укрепленным городом с прилегавшими землями. Несмотря на то, что существовали отработочные повинности, в Китае еще не было рабов. В 841 г. до н.э. несколько могущественных князей принудили царя Ли-вана (правил в 878-841 гг. до н.э.) покинуть столицу. Вероятно, в 771 г. до н.э. вассальная система распалась, власть перешла к князьям. Формально династия Чжоу еще продолжала править до 249 г. до н.э., но фактически ее власть распространялась на округу своей резиденции в Лояне (эпоха Восточного Чжоу). Время, наступившее после ослабления власти династии Чжоу (771-481 гг. до н.э.), Конфуций назвал периодом "Вёсен и Осеней". Из множества мелких княжеств образовалось 11 государств.

В VI в. до н.э. вместо прежнего обычного права внедряются новые государственно-правовые нормы. Свод законов Чжоу-ли юридически закрепил основу организации китайского общества. Царь возглавлял государство как посланник и сын Неба. Государством управляло дворянство на основании своего происхождения. Крестьяне находились в зависимом положении, жили патриархальными семьями и не допускались к общественным делам. Социальные, военные и правовые вопросы решали министры. Однако эта идеальная структура власти была далека от реальной: чаще князья правили неограниченно. Развитие торговли способствовало возникновению нового слоя - горожан, который хотя и не стоял высоко на общественной лестнице, но по своим жизненным стандартам был, вероятно, все же выше, чем аналогичный слой в античной Греции.

В дальнейшем, в эпоху "Воюющих царств" (481-221 гг. до н.э.), в ходе непрерывных войн образовались семь государств, которые и продолжили борьбу за верховную власть над всей страной. Долгое время ни одно из них не было достаточно сильным, чтобы подчинить все Срединное царство (как назывался Китай со времен династии Чжоу).

Хорошо организованная система орошения, высокие урожаи давали возможность правителям государств Китая содержать войска, иметь стратегические запасы и, следовательно, продолжать войны. Наконец, правители западного царства Цинь подчинили себе все окрестные государства. После битвы у Хань-Пиня (259 г. до н.э.) циньский князь Ин Чжэн (правил с 246 г. до н.э.) начал завоевание всего Китая. В 230 г. до н.э. этот "тигр из Чжэна" захватил царство Хань, в 228 г. до н.э.- царство Чжао, в 225 г. до н.э. - царство Вэй, в 223 г. до н.э. - царство Ци и в 222 г. до н.э. - царство Янь. Так Китай впервые объединился под властью одного правителя.

2.2 Экономика и хозяйство

В I тысячелетии до н. э. в Китае продолжалось дальнейшее развитие земледелия в древнем Китае. Значительные масштабы приобрело использование оросительных сооружений. Довольно широко было распространено рабство. Рабами становились не только пленники, но и несостоятельные должники из состава свободных общинников. Значительную роль играли организуемые государством общественные работы по расширению и поддержанию в порядке ирригационной системы и т. п. В социальной сфере произошли значительные изменения. Все большую роль стало играть сословие воинов - ши, за службу получавших право пользоваться трудом крестьян.

В середине I тысячелетия до н. э. (одновременно со Средиземноморьем) в Китае началось распространение железа. Это дало толчок дальнейшему расширению оросительной системы, увеличению посевных площадей. Улучшилась техника земледелия, игравшего уже ключевую роль в хозяйстве страны. Стали применяться органические удобрения, существенно повысилась урожайность, развивались ремесло и торговля. Гончарное дело продолжало традиции предшествующей эпохи. Высокого уровня мастерства достигли изготовители лаковых и бронзовых предметов, в том числе произведений искусства. Строились каменные здания высотой до девяти этажей. К этому же времени относится начало введения новой формы повинности - натурального налога с членов крестьянской общины, которая считалась коллективным владельцем обрабатываемой ею земли. Постепенно, правда, общины утратили статус собственников земли, и вся земля стала считаться владением вана.

Так как китайская история чжоуского периода еще недостаточно изучена, существуют определенные разногласия по вопросу о датировке начала развития феодальных отношений в Китае. Некоторые исторические школы относят начало этого процесса еще к периоду Западной Чжоу, другие -- к периоду Восточной Чжоу. Однако несомненно то, что уже вскоре после установления династии сначала на периферии, а затем и в центральных районах страны возросла власть местных правителей, а чжоуский ван, постепенно теряя реальную верховную власть, превращался едва ли не в номинальную фигуру. Примерно через два столетия после учреждения новой династии в государстве начались усобицы между региональными князьями, которые фактически поделили между собой не только административную, но и военную власть в отдельных частях Китая. К 8 в. до н. э. относится начало династии Восточной Чжоу, а также периода Чуньцю ("Весна и осень"), продлившегося до середины 5 в. до н. э. В другой традиции этот период именуется также Лего ("Разделенные царства").

В период Чуньцю Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, номинально подчинявшихся чжоускому вану, а фактически независимых. Фактически на китайской исторической арене в этот период остаются лишь семь почти полностью независимых от вана государств: Чу, Цинь, Чжао, Ци, Вэй, Янь и Хань. Эти царства, постоянно конфликтуя между собой, зачастую образовывали непрочные союзы, преследовавшие цель нанести максимальный ущерб общему противнику. Однако в течение долгого времени на территории Китая сохранялся известный баланс сил, и ни один из местных властителей не мог добиться принципиального преимущества над своими соперниками.

К концу периода, однако, царство Цинь, одно из наиболее крупных и экономически развитых, усилилось настолько, что смогло политическими и военными средствами объединить страну. Усилению Цинь в немалой степени содействовали реформы, проведенные в 358 - 348 до н. э. (существуют другие датировки) талантливым администратором и государственным деятелем Шан Яном. Было введено новое административно-территориальное деление, положено начало фактическому разрушению патриархальной семьи, разрешен свободный коммерческий оборот земли. Циньские правители свергли династию Чжоу, просуществовавшую почти тысячелетие, и положили начало новой династии -- Цинь.

Вывод: существенное технологическое, военное и экономическое превосходство империи Чжоу перед соседями.

Заключение

На смену эпохам династии Ся и Шан пришла эпоха Чжоу. Это третья эпоха китайской древности, начавшаяся в 1027 г. до н.э. В 256 г. до н.э. на смену Чжоу пришла династия Цинь. Эпоха Чжоу длилась 770 лет. Границей Чжоу служит перенесение в 771 г. до н.э. столицы шанов на восток, в г. Ло-и (нынешний Лоян). Первый период --- Ранняя (Западная Чжоу; ? в. --- 771 г. до н.э.) второй период --- Поздняя (Восточная Чжоу; 771 --- 256 гг. до н.э.) Восточная Чжоу делится на периоды Чуньцю и Чжаньго.

Западная Чжоу просуществовала с 1027 по 771 г. до н.э. и длилась 257 лет. После перенесения столицы в город Хао (в настоящее время северо-западный район г. Чаньань пров. Шаньси), первый западночжоуский монарх, сын Вэнь-вана (его звали Фа), вошедший в историю под именем У-вана, возглавил войска и в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана-правителя Чжоу Синя. Вскоре после победы над Шан У-ван умер, оставив правителем-регентом при малолетнем сыне Чэн-ване своего брата Чжоу-гуна. Именно Чжоу-гун успешно решил проблему закрепления власти чжоусцев. Он совершал походы с целью захвата новых территорий.

Список использованной литературы

1. Всемирная история в 24-х томах. - т. 15. - Минск, 1999

2. Зельдич Ю.В. Династия Чжоу.//Звезда.-1998,-№2.

3. Митрофанов П. История Древнего мира. Ч. I (С древнейших времен до 1972 г.) - С-Пб.

4. Новая история стран Европы.//Под ред. Е.Е.Юровской и И.М. Кривогуза. - М., 1997

5. Пристер Е. Краткая история Китая. - М., 1952

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ранние правители Чжоу. Политический строй и экономическая система государства. Особенности общественного развития. Период правления первых чжоуских правителей. Внутренняя структура вновь возникших царств и княжеств во многом копировала чжоуский центр.

    реферат , добавлен 22.12.2008

    Восточное Чжоу. Появление в Китае железа. Идейно-ментальная и социально-политическая трансформация в Чуньцю. Укрепление позиций наследственной клановой знати. Административно-экономические перемены. Проблемы ответа государства на вызовы модернизации.

    реферат , добавлен 22.12.2008

    Четыре периода истории Древнего Китая и характеристика династий, правящие в каждый из них: Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань. Общественный и государственный строй иньского правления. Характеристика периодов Западного, Восточного Чжоу и "воюющих царств".

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Экономическая, социальная и политическая обстановка в Китае в V-III вв. до н.э. Методы управления и реформы Шихуанди в империи Цинь. Предпосылки и причины быстрого падения династии. Роль правления династии Цинь в истории древнекитайского государства.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    В середине 1 века к власти пришла военная группировка китайско-варварской знати Северо-Западного Китая, а его их военачальник Ян Цзянь был провозглашен императором новой династии, получившей название Суй. На смену ей пришла новая династия Тан.

    реферат , добавлен 23.12.2008

    Обстоятельства прихода Романовых к власти, смены поколений. Носители царственной фамилии Романовых, которые восходили на русский трон на протяжении трех столетий. Последние дни Романовых, продолжение династии после 1917 года, современники о династии.

    реферат , добавлен 22.11.2009

    Первая половина правления минской династии была отмечена энергичной внешней политикой, говорившая о том, что Китай утверждает себя центром мировой цивилизации. Также были попытки расширения влияния в регионах, которые не были сферой интересов страны.

    реферат , добавлен 25.12.2008

    Государственный строй империи Сун зиждился на политических устоях, унаследованных от прежней династии, и новая власть, стремившаяся упрочить свое положение, по традиции обращалась к истокам конфуцианства, придавая свою трактовку его первозданной мудрости.

    реферат , добавлен 25.12.2008

    Род Романовых - Юрьевых - Захарьиных - Кошкиных. Прекращение династии Рюриковичей. Князья Шуйские и российский трон. Земские соборы Русского государства. Боярские цари, самозванцы и оккупация. Восхождение на престол первого царя династии Романовых.

    реферат , добавлен 24.04.2013

    Политическое объединение страны при Цинь Ши хуанди. Древний Китай эпохи Хань. Империя старшей династии Хань. Эксплуатация земледельцев и формы присвоения в Древнем Китае. Главные реформы Ван Мана. Восстание "желтых повязок" и падение империи Хань.

Династия Чжоу – китайская династия, правившая в промежутке между правлением династии Шан и династии Цинь. Правление Чжоу делиться на два периода:

  • Западное Чжоу правило в Китае с 1045 г. до н.э. – 771 г. до н.э.
  • Восточное Чжоу находилось у власти с 770 г. до н.э. – 256 г. до н.э.

Династия Восточное Чжоу также делиться на два временных периода:

  • Период Весны и Осени (Чуньцю) (с 770-476 гг. до н.э.) и
  • Период Сражающихся Царств (Чжаньго) продолжался с 475 – 221 гг. до н. э., когда царствование Чжоу завершилось - политику в Китае определяли другие царства.

В правление династии Чжоу были заложены основы таких филосовско- религиозных идей как конфуцианство и даосизм (около 600 г. до н.э.. Позже, в правление следующих династии они разовьются в массовую идеологию.

Согласно найденной письменности, правитель династии Чжоу, которого звали Чжоу Ву напал на последнего императора Династии Шан, чем и обеспечил себе и своим потомкам императорский титул и 800-летнию династическую историю .

Династия Чжоу была изначально сильным кланом. Но с течением времени, по мере роста территории, местные правители стали еще более мощными. Считается, что империя Чжоу изначально располагалась на небольшой территории вокруг желтой реки – Хуанхе.

В 771 до н. э., после того как Ю-ван заменил свою жену наложницей, столицу заняли войска отца обиженной царицы , который к тому времени заключил союз с кочевниками.

Новым Императором был провозглашён сын царицы, и его признали гуны Чжэн, Лу и Цинь и хоу Шэнь - отец бывшей старшей жены.

Столица Поднебесной была перенесена в Лоян.
Это событие, связанное с ослаблением центральной власти и перенесением столицы с запада на восток, для историков знаменует переход от периода Западного Чжоу к периоду Восточного Чжоу.

Стабильные хронологические упоминания начинаются с 841 до н. э., с этой даты история династии прослеживается в Исторических записках – “Шицзи” автором которых являлся Сым Цянь , а также в других китайских летописях того времени.

Восточное Чжоу (770-476)

Период Весны и Осени – дал начало династии Восточное Чжоу. В это время первый Император Восточного Чжоу уже правил в восточной столице – Лоян.

Период Весны и Осени – Чуньцю

В период Весны и Осени, династия, начинавшаяся изначально на территории реки Хуанхе, уже достигла реки Янцзы , но хотя династический клан уже владел многими землями, их территория была в се еще недостаточно обширна, чтобы собрать армию, от которой зависела оборона близлежащих территорий.

Наибольшей властью в этот период были наделены царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн. Благоприятное положение позволяло им активно вмешиваться в дела центрального двора, что зачастую определяло основную