Жизнь китайских императоров. Истории и факты о запретном городе. Злые духи vs панды и пекинесы

Испокон веков, гаремы были популярными не только лишь в восточных государствах. В Поднебесной собственные традиции многоженства имели место на протяжении всей долгой истории существования этого государства. Разумеется, что гаремы являлись прерогативой лишь богатых и знатных вельмож – гаремы, которые являлись рекордно масштабными и порою насчитывали до нескольких сотен молодых наложниц.

Однако, неофициальные гаремы были распространены даже у нищих, как церковные крысы, временных рабочих. Без единого гроша в кармане, оборванные, испачканные, прибывая в другой город, они первым долгом находили себе походную женщину, которая обязательно кормила, обхаживала и обстирывала своего нового сурового господина. Несмотря на все, встречный муж не то, что юаней не оставлял, так ещё и свой супружеский долг выполнял раз на год по расписанию.

В принципе, в средневековый период, в Китае гаремы являлись обычным делом. Никто не замечал в этом абсолютно ничего необычного, да и сами наложницы тоже. Устроить юную девочку в гарем богатого человека или вельможи считалось мечтой практически всех бедных родителей. Таким образом, ей гарантировалось пропитание, одеяния, а порою и сама жизнь.

Несмотря ни на что, и здесь появлялись трудности. Что уж говорить о других, если многочисленные наложницы самого императора время от времени жили впроголодь. В гареме существовала внутренняя иерархия. Поэтому, те наложницы, которые не пребывали в начале «сексуальной цепочки», получали пищи столько, чтобы они просто не протянули ноги от голода. Те же девушки, которым в рацион питания включалось полкурицы либо кусок говядины на весь месяц, безоговорочно считались наибольшими счастливицами. Зачастую, бедные наложницы обходились только самыми овощами. Таким образом, проблема лишнего веса пропадала у них раз и навсегда. Как, пожалуй, и чрезмерная продолжительность жизни…

Какие-нибудь, наименьшие права, появлялись у старших жен и наложниц в китайском гареме, лишь, когда они рожали ребенка – конечно же, мальчика, судьба детей женского пола никого не тревожила. Бывало, что до некоторых девушек очередь никогда и не доходила, собственного царственного мужа они наблюдали лишь издалека. Когда девушка, отчаявшись, осмеливалась изменить, ее приговаривали к смертной казни. К тому же, для казни порою хватало и простого подозрения в подобном деянии.

До наших времен дошло огромное количество тревожных историй о наложницах и простых женах императоров и местных князей, которые заканчивали жизнь самоубийством из-за трудной жизни. Как правило, они вешались либо прыгали в полные колодцы - в каждом большом поместье данные колодцы имеются и по сегодняшний день.

Встречались, конечно, ситуации, в которых обычные наложницы благодаря собственному уму, проворности, изворотливости и настойчивости характера приходили к самой вершине власти. Самый яркий образец – известная императрица Цыси. Но все же, Цыси - только исключение. Обычно судьба женщин гарема старого Китая была совершенно незавидна.

А еще далеко не все девушки попадали хотя бы в гаремы.

Мне для счастья надо совсем немного: власть над миром и что-нибудь покушать...

Статус наложницы в традиционном Китае
Статус наложницы в традиционном Китае

В традиционном китайском обществе женщины не только воспитывали детей и занимались хозяйством, но также жили во дворце, прислуживая императору, подчас играя важную роль в управлении государственными делами.

Наложницы во дворце императора

Для начала следует определить, что одним из главных признаков вла­сти и могущества Сына Неба в Поднебесной был большой гарем. Статус каждой обитательницы гарема определялся степе­нью активности ее энергии инь (阴 - отрицательное (женское) начало мироздания) энергии. Наивысшей степенью активности данной энергии наделялась императрица.

В семейной иерархии у каждой женщины было строго определенное место: служанки подчинялись наложницам, наложницы - женам, жены - главным женам, и все без исключения - первой госпоже, главной жене отца семейства, а в случае его смерти - главной жене старшего сына. В гареме Сына Неба императрица заведовала всеми второстепенными женами. Второстепенные жены, а также наложницы не имели права сидеть при первой или главной жене. Это выразилось даже в написании иероглифа妾(це - наложница), который со­стоит из двух частей: сверху иероглиф立(ли - стоять), а снизу 女(нюй - женщина, девица).

Наложницы должны были оставаться в гареме до двадцатипятилетнего возраста, а затем, если у них не появлялись дети (прежде всего сыновья), они удалялись из дворца. Наложницы-матери детей, родивших от Сына Неба, оставались во дворце и могли претендовать на роль жены императора и императрицы.

Женщины и девушки дворца составляли две категории: жены и наложницы императора и дворцовые служащие. Все женщины императорского дворца были разбиты на несколько разрядов. Ко времени правления императора Юаньди (с 49 до н. э. до 33 до н. э.), по данным известного российского историка Р. Вяткина, на­считывалось 14 категорий наложниц. В позднеханьский период, по данным С. В. Волкова, для наложниц было установлено только четыре ранга.

А вот какую градацию жен и наложниц приводит историк Ван Япин. Главной среди женщин во дворце была императ­рица, или главная жена Сына Неба, далее шли четыре (а не три, как считает В.В. Малявин) «дополнительные» жены, каждая из них имела особый титул: драго­ценной наложницы, добродетельной, нрав­ственной и талантливой наложницы. Об этом говорится в трактате«Ли-Цзи». Были также три дамы-фаворитки, занимавшие первую высшую ступень; девять старших наложниц, занимавших вторую ступень; 27 младших наложниц, которые в свою оче­редь делились на: девять фрейлин, девять красавиц и девять талантов, занимавших третью, четвертую и пятую ступени, и 81 «гаремная девушка». Они также делились на три категории: 27 девушек, 27 императорских женщин и 27 женщин-сборщиц, составлявшие шестую, седьмую и восьмую ступени». По вышеизложенным данным можно сделать вывод, что нет точной градации наложниц в императорском дворце, но одно можно сказать точно – наложниц было много и все они наделялись различной властью.

По некоторым материалам сунского времени, император должен был официально иметь двенадцать жен и налож­ниц, по числу месяцев в году (три жены и девять налож­ниц); князья должны были иметь девять женщин (одна жена и восемь наложниц); крупный сановник - одну жену и двух наложниц.

Помимо наложниц, во дворце Сына Неба еще имелись дворцовые девушки, которые стояли на последней ступени, и дворцовые служанки, которые были за пределами всех ступеней и являлись самыми низшими по статусу людьми во дворце. Использование дворцовых девушек и слу­жанок было строго ограничено узким кругом дворцовых учреждений. В эпоху Мин они были организованы в семь специализированных учреждений, которым подчинялись 24 подразделения. В XV веке многие женские функции взяли на себя евнухи, и осталось только одно женское по составу учреждение - служба одежды с четырьмя вспо­могательными бюро.

Все эти числа, как мы видим, имели космологическую семантику. Однако в гареме могло быть и больше женщин. Как утверждают китайские авторы Дянь Дэнго и Ван Япин, именно в период династий Тан (618-907) и Мин (1368-1643) было больше всего наложниц во дворцах императора. Известно, что император Сюаньцзун (712-756), отличавшийся крайним любвеобилием и подпавший уже в шестидесятилетнем воз­расте под чары молодой наложницы своего сына Ян Гуйфэй, держал в своих дворцах около 40 тысяч женщин.

На основе исторических материалов Ван Япин приводит такие данные по количеству женщин во дворцах Сына Неба в разные исторические эпохи. Во дворцах Цинь Шихуана (246-210 до н. э.) их насчитывалось 10 тысяч, Уди ханьского (140-87 до н. э.) - 20 тысяч, Уди цзиньского (265-290) - 15 тысяч, во дворцах Янди суйского (605-617) - несколько десятков тысяч и, как мы уже говорили, у Сюаньцзуна в танское время - около 40 тысяч женщин.

В период других династий в Китае, по данным Дянь Дэнго, количество наложниц было значительно меньшим. У импе­ратора Гуансюя последней династии Цин было всего две наложницы.

Жен и наложниц во дворце обслуживали евнухи и женщи­ны-служанки. Количество тех и других в разные династии варьировалось. Так, в последнюю половину правления дина­стии Цин, по данным Дянь Дэнго, у вдовствующей императ­рицы было 12 служанок, у императрицы - 10, у наложниц первой категории - 8, второй - 6, третьей - 4, у обычных наложниц - 3 служанки.

Наложницы, по мере поступления их в дом хозяина, получали порядковые номера: наложница № 1, 2, 3, 4 и т.д. Чем больше был порядковый номер наложницы, тем меньшую цену имела в глазах общества. JI. Васильев отмечает, что женщины в период Чуньцю, в отличие от более позднего времени, чувствовали себя довольно свободно и действовали порой весьма активно.

В танское время, да и позже, как считает известный рос­сийский историк А. А. Боюцанин, вплоть до XVI века число наложниц не лимитировалось. Брак с наложницей в те годы оформлялся официально. Наложниц или «брали в жены», или «покупали». Когда вступают в брак с налож­ницей, то также следует оформлять контракт, - говорилось в Танских уложениях. Если покупают наложницу и не знают ее фамилии, последнюю следует определять посредством гадания. Запрещалось брать в наложницы бывших наложниц родственников старших поколений, а также женщин одной с будущим мужем фамилии.

Хотелось бы прояснить ситуацию, которая складывалась после смерти императора. Еще в глубокой древности существовал ритуал, по которому при кончине императора осуществлялось и погребение его жен и наложниц. Это следовало из древнего китайского понятия, что душа усопшего и на том свете живет и ей требуется все, что у нее было на земле. Отсюда и пошел обычай заживо хоронить жен вместе с их умершими мужьями. Уже с первым императором централизованной империи Цинь Шихуаном были захоронены его жены (но только те, кто не имели от него детей!). Императоры династии Мин решили восстановить этот древний страшный ритуал - погребение наложниц вместе со смертью императора. В императорских гробницах погребали главную жену Сына Неба, иногда мать наследника и отдельных, чем-то прославивших себя наложниц. Однако, как правило, многим наложницам отводилось специальное место погребенья где-нибудь поблизости от гробницы императора. Любимым наложницам императоры сооружали отдельные гробницы. В этом отношении интересна усыпальница наложницы императора Сыцзуна Тянь Гуйфэй. Она представляет собой большой зал с девятью рядами колонн. В этой могиле были погребены покончивший самоубийством император и убитая им наложница Чжоу. Жестокий обычай, вновь введенный при Минах (1368-1644) - убийство наложниц далеко не ограничивался императорским двором. Постепенно его рамки расширялись, количество жертв увеличивалось. Высшие сановники, подражавшие во всем двору, вскоре тоже стали исполнять этот кровавый «ритуал», и нередко оказывалось, что по жестокости они превосходили Сына Неба.

Убийство наложниц совершалось довольно своеобразным способом - как бы по воле самих наложниц. Вся система общественного воспитания с раннего детства вырабатывала у будущей наложницы сознание невозможности существования без императора, убеждала ее, что она обязана быть как на этом, так и на том свете. Разумеется, это убеждение юных наложниц было взлелеяно старыми религиозными представлениями. С другой стороны, следует учитывать, что Сын Неба был «богом на земле», перед которым трепетали все, не исключая и наложниц. Все это служило причинами их массовых самоубийств в день погребения императоров и вельмож или в ближайшее время после их смерти. К этому следует добавить, что императорский дворец, как мы хорошо знаем, был ареной борьбы за власть и престол не только среди вельмож и чиновников, но и среди императорских наложниц. Многие из них должны были раньше времени уходить на тот свет в результате тайных интриг, зависти своих же дворцовых подруг.

Убеждение наложниц о необходимости самоубийства при кончине императоров или вельмож подкреплялось не только страхом, не только воспитанием с детства, не только общепринятыми, ставшими нормальными обычаями, из которых никто не осмеливался сделать исключения. Оно подкреплялось также системой возвеличивания пожертвовавших своей жизнью наложниц, - системой, которая в значительной степени возбуждала тщеславие наложниц, сознанием того, что, убив себя, она совершает благородный, благочестивый поступок. Часто дворцовые сановники из палаты ритуалов подбивали юных красавиц на самоубийство.

После самоубийства наложницам давались величественные имена с иероглифами, свидетельствующими о тех или иных достоинствах невинных жертв. Имена давались красивые, благозвучные и нравоучительные, говорившие о достоинствах покойной.

Но еще ужаснее была участь дворцовых служанок, которых не возвеличивали после вынужденной смерти, а сжигали в общих так называемых «колодцах». Один из крупнейших колодцев находился в 5 ли (2,5 км) за городскими столичными воротами Фучэнмэнь. Это место, которое превратилось в «кладбище» дворцовых служанок - называли «Гунжэньсе».

Вот что рассказывалось о «Гунжэньсе» в китайских хрониках: «Там есть две ямы, стены которых выложены кирпичом; на небольшом домике - пагода... Колодцы сверху покрыты каменными плитами, на них есть небольшие отверстия, через которые в колодец проникает воздух. Все незнаменитые служанки дворца не погребались в отдельных могилах... Их трупы сжигались внутри колодца».

Только в конце правления Цзяцзин старшим служанкам дворца Сына Неба стали разрешать покупать землю для своей могилы; если они не желали, чтобы их труп был предан огню, им давалась возможность быть похороненными в земле.
Наложницы в богатых домах и у простолюдинов

Что касается наличие наложниц у простых людей, то следует заметить, что во времена династии Мин существовал свод правил «Законы великой династии Мин», в котором было строго расписано – кому, в зависимости от ранга, сколько полагается наложниц. Наложниц для самых ближайших родственников императора, разрешалось выбрать один раз по подаче доклада самое большое 10 человек, их сыновьям разрешалось иметь 4 наложницы.

Постепенно наложниц стали брать не только родствен­ники императора и сановники. При династии Хань даже мужчины среднего достатка могли позволить себе содержать наложниц. Они нередко выкупали понравившихся им девушек из публичных домов, и этот обычай сохранялся на протяжении последующих династий.

Наложница называла жену своего мужа госпожой и носила по ней траур в случае ее смерти, а жена в ана­логичном случае траура по наложницам мужа не носила. Естественно, наложница должна была носить траур и по своему мужу, но муж по своей наложнице, не имевшей от него сына, и по наложницам своих сыновей и внуков траура не носил. За избиение наложницы без видимых ран, перело­мов или увечий муж никакой ответственности не нес. Но если муж убивал наложницу, то его наказывали на две ступени более слабо, чем за убийство простого человека. По законам Танской империи раб за изнасилование наложницы хозяина получал наказание на одну ступень меньшее, чем за изна­силование его жены. Вообще наказание за изнасилование наложницы или прелюбодеяние с ней всегда было мень­шим на одну ступень, чем за изнасилование жены или пре­любодеяние с ней. Жена, обругавшая мужа, получала год каторги, наложница - полтора. Наложница в случае нане­сения мужу раны или увечья подлежала в средневековье смертной казни.

Положение наложницы в семье резко менялось, если она рожала сына, и особенно если ее сын, при отсутствии прямых наследников у главы семьи, сам становился во главе этой семьи. Преимущественное право в данном отношении при­надлежало старшему сыну первой наложницы.

За изнасилование наложницы отца или деда, у которой от отца или деда был сын, виновному грозила смертная казнь путем удавливания. Если же у нее не было сына, наказание было менее суровым. За изнасилование жены налагался более суровый вид наказания - отсечение головы. В минское время наложница, поднявшая руку на жену, подлежала порке 60 тол­стыми батогами и годичной высылке; жена же, не причинившая наложнице переломов и более тяжелых увечий в результате рукоприкладства, вообще не привлекалась к ответственности. Наложница, обругавшая жену, получала 80 ударов толстыми батогами, тогда как за словесное оскорбление наложницы официальной супругой закон не предусматривал никакого наказания. Таким образом, мы видим, насколько разным было отношение в семье и обществе к главной жене и наложнице.

Помимо гаремов, у князей и высокопоставленных чиновников имелись собственные труппы, обученных танцам и музыке девушек, которые показывали перед гостями свое искусство во время официальных банке­тов, трапез и частных пирушек. Как свидетельствуют китайские хроники, они часто перехо­дили из рук в руки, их продавали и перепродавали или просто преподносили в виде подарка. Дарить красивых танцовщиц стало нормой дипломатического этикета при княжеских дворах. Известно, что в 515 году до н. э. один вовлеченный в тяжбу крупный чиновник в качестве взятки судье предло­жил труппу таких девушек. Наличие танцовщиц и певичек считалось определенным показателем социального статуса их хозяина. Однако со вре­менем только правящие семейства могли иметь частные труп­пы, хотя публичные дома предоставляли профессиональ­ных певиц и танцовщиц всем, кто был в состоянии за это заплатить.

Простолюдинам от сорока лет и старше, при отсутствии сыновей, разрешалось приобрести одну наложницу. Все бездетные мужья имели право на заключение брака с наложницей. При этом, мужчина брал себе наложниц, руководствуясь не только своим желанием, но и денежными возможностями. В небогатых семьях все наложницы жили в одном доме, сидели за одним столом, они исполняли всю домашнюю работу, вели хозяйство. Что касается наложниц, живущих у императора, то они ж или во дворцах. В пекинском комплексе Гугун к востоку и западу от Хоусаньгуна – трех «дальних дворцов», отведенных под резиденцию императора, было шесть дворцов, принадлежавших императрицам и наложницам.

Таким образом, проанализировав ситуацию с положением наложниц, можно сделать следующий вывод: положение девушек, получивших статус наложницы, было незавидным, особенно если они не рожали мальчиков. Императрицами и приближенными наложницами становились только самые красивые и достойные девушки. Попав во дворец или богатый дом, молоденькая девушка терпела все лишения и обиды от старших наложниц и жен. Если она не могла родить мальчика или рожала девочку, ее могли продать в публичный дом. Статус наложницы в традиционном Китае можно приравнять к статусу рабыни – она не имела права ни на что, кроме того, как исполнять желания своего господина. Но некоторым везло, при рождении сына и стечении удачных обстоятельств они становились главными наложницами и даже женами, впоследствии приходили к власти, и проводили в жизнь свою политику, как можно убедиться на примере с императрицей Цыси.

Один из императоров Древнего Китая плавал на каноэ по винным озёрам, сделанным по его приказу

Когда правление Ди Синя устаканилось, и жизнь стала более-менее размеренной, продолжатель рода великой династии начал искать пути к увеселению своего Величиства, иногда это были поистине странные вещи.

Он заказал строительство бассейна с вином и острова с мясом. Да-да, в прямом смысле. Это был резервуар внушительного размера, созданный человеком и наполненный жидкостью. Для понимания размеров: несколько каноэ могли легко разместиться на поверхности такого озера. Середину «водоёма», как правило, украшали островком с деревьями, ветви которых были увешаны мясом. Ди и его наложницы коротали вечера, дрейфуя на каноэ, попивали вино и закусывали мясными деликатесами.

Очевидно, что такое поведения правителя великой державы не вызывало одобрения у населения. В результате, когда начались восстания против Ди Синя, он покончил с собой, его райские озёра и острова были разрушены, а последующие правители строго-настрого запрещали своим подданным употребление алкоголя.


Стремление доказать свою мощь сгубило имератора Ву

Император Ву был достаточно мускулистого телосложения и очень любил демонстрировать свою мощь. Для него физическая сила была превыше всего. Он убрал из ближайшего окружения всех неугодных, оставив только настоящих силачей, которые прошли жёсткий отбор.

Страсть к демонстрации физической силы сыграла злую шутку с императором. Один из самых знаменитых китайских силачей Мэн Юэ вызвал правителя на соревнования, где нужно было поднять над головой чугунный котёл. И, кажется, Мэн Юэ победил: когда Ву Цинь поднял тяжёлый котёл над головой, его колени не выдержали, и он упал.

Долгих восемь месяцев Ву провёл в постели, пока его тело сдалось окончательно, и он умер. Эта новость была нерадостной, особенно для Мэна Юэ и его семьи - после того, как император скончался, семью Мэна жестоко убили.


Гарем императора Ву Джина был настолько многочисленным, что правитель объезжал его на карете

Одним из главных преимуществ императоров была возможность иметь гарем. Такая привилегия подразумевалась, как небольшая компенсация за тяготы, связанные с правлением огромной империей, но Ву Джин немного злоупотреблял своими полномочиями.

Большую часть своего времени Ву посвящал гарему, он мог забрать к себе в наложницы любую понравившуюся ему девушку, особенно его привлекали дочери приближённых. Он даже запрещал жениться, пока не выберет себе наложниц в том или ином населённом пункте.

В итоге в его гареме было около 10 000 женщин и чтобы выбрать, кто проведёт с ним ночь, он каждый вечер объезжал гарем на карете, запряжённой козлами. Та, около которой эти козлы останавливались, отправлялась в покои императора, чтобы провести с ним ночь.


Император Гао-Цзу публично демнострировал неприязнь в науке и учёным не самым благородным способом

Этот правитель не особо поддерживал развитие образования. Он больше полагался на надёжность и мощь военных сил и повиновение сильному и централизованному правительству. Вопросы философии или других наук были очень далеки от его понимания и совершено не вызывали интереса. Своим наставникам он отвечал, что всё, чем он владеет, он завоевал, сидя в седле, и совсем не видит необходимости тратить время на чтение книг.

Сама идея получения знаний вызывала у императора сильное раздражение и даже гнев. В то время большинство учёных были последователями Конфуция и носили шапки с заострёнными углами. Когда император видел кого-то в такой шапке, он просил снять её и справлял нужду прямо в головной убор.

Его наставник написал книгу о достижениях великого императора, после чего мировоззрение властителя сильно изменилось: он понял, что не во всём был прав и поспособствовал распространению конфуцианства в Китае, приняв эту идеологию как официальную и открыв множество школ по всей империи.


Кажется, что этот правитель был ненасытен, вряд ли он помнил ия хотя бы одной из 40 000 своих наложниц

В Древнем Китае было принято распускать гарем императора после окончания его правления. И, так как новоизбранного правителя обычно убивали уже через пару лет после коронации, то положение наложниц было нестабильно.

Однако, Сюань-цзун умирать не планировал: его правление длилось долгих 44 года, а размер гарема за это время только увеличивался. В итоге количество наложниц перевалило за 40 000. Очевидно, что император не могу уделить время каждой из них, поэтому женщины посвящали своё время чтению книг, изучению математики и ухаживали за деревьями в саду.

Но Сюань-цзун не остановился на достигнутом. В возрасте шестидесяти лет он заставил собственного сына развестись с женой, чтобы невестка могла примкнуть к гарему.


Императору Хоуфэй было всего 9, когда на него свалилась ответсвенность за всю великую державу

Император Хоуфэй взошёл на трон в довольно юном возрасте, ему было всего 9 лет. История преподала китайцам отличный урок и теперь они знают, что управлять огромной империей в 9 лет дело непростое. Малолетний правитель был ослеплён абсолютной властью и творил страшные вещи. В возрасте 14 лет он был убит. Начало его конца было положено в тот день, когда он увидел одного из своих генералов спящим обнажённым.

Выпуклость пухлого живота вдохновила маленького императора - он решил пострелять в него из лука, как в мишень. Он даже хотел использовать настоящие стрелы, но помощник убедил использовать бутафорские. Это и спасло генералу жизнь.

Но эта проделка не осталась безнаказанной: обладатель мишени нанял ассасина, который отрезал голову спящему императору, после чего генерал унаследовал трон.


Император Цинь убил своего оппонета в ходе настольной игры, и это не было случайностью

Если вы хоть раз в гневе бросали играть в Монополию, то в вас есть что-то от императора Циня. Однажды, играя в древнекитайскую игру Любо, он вышел из себя и кинул каменным игровым полем в своего оппонента, который, по словам очевидцев, задел чувства императора. Этого ему показалось мало, и он бил противника доской до тех пор, пока тот не умер.

К несчастью, убитый противник был принцем и наследником империи Ву, правитель которой был решительно настроен отомстить за смерть сына. Он убедил семь царств выразить протест против Циня.

Волею судьбы, император Цинь воевал лучше, чем играл в Любо, и смог подавить восстание. Участники протеста были наказаны - размеры вверенных им территорий сильно уменьшились.


Даже люди с неограниченной властью не застрахованы от проблем с самооценкой

Легенда гласит, что Фу Шен лишился глаза, когда пытался украсть яйцо из орлиного гнезда. Может, это всего лишь байка, но он действительно не видел одним глазом и не любил, когда поднимали этот вопрос. В своей паранойе он дошёл до того, что воспринимал как личное оскорбление, когда кто-то в его присутствии употреблял слова со значением «без», и объявил их употребление в речи преступлением. Любого, кто произносил их, приговаривали к смерти.

Фу Шен искренне полагал, что убийство - единственный выход. Астрологи предостерегали императора, что если он не изменит своего решения, то его правление будет недолгим, но Фу был не приклонен. Менее чем за два года правления он казнил свою жену, её отца, её дядю, и это далеко не полный список приговорённых родственников.

Когда его кузены осознали, что их жизни тоже в опасности, они устроили заговор против императора и организовали его убийство. Несмотря на все стремления Фу не акцентировать внимание на его проблеме, в историю он вошёл как одноглазый тиран.


Древнекитайский правитель Вень Сюань имел действительно странное присрастие

Правление Вень Сюаня поначалу шло своим чередом, но со временем он стал меньше интересоваться своей страной и всё больше пил. По прошествии некоторого времени не было и дня, чтобы его не видели в стельку пьяным. Потом у него появился странный ритуал: император раздевался догола, накладывал макияж и в таком виде прогуливался по бесчисленным спальням дворца, даже холодные зимы не могли помешать ему.

Но худшим его увлечением было напиваться и убивать людей. Однажды он остановил женщину на улице и спросил, каков, по её мнению, Сын Небес. Она ответила, что он настолько безумен, что его нельзя назвать Сыном Небес. В ту же минуту женщина была обезглавлена.

И это не было случайностью. Его страсть убивать была настолько сильной, что, когда он напивался, министры приводили к нему приговорённых к смерти, чтобы не пострадали невинные люди.


Тринадцатилетний Чжэнде заставлял придворных принимать участие в его детских играх

Чжэндэ стал императором в 13 лет. Следует отметить, что детство ещё играло в его крови, и он очень любил фантазировать. А так как он был непросто мальчиком-подростком, а императором, то все окружающие должны были немедленно включаться в игру.

Он заставлял министров одеваться в купцов, что бы он мог прогуляться по их «магазинам». Тех, кто отказывался принимать участие в играх, в одночасье лишали чинов.

По его приказу недалеко от зоопарка построили здание, где было двести комнат, здесь император выпивал с друзьями и устраивал охоту на животных, представляя, что это настоящие джунгли.

Помимо всех этих игр, юный правитель придумал себе второе я - генерала Жу Шоу. От имени императора он приказывал подданным отправляться к Жу с указаниями, переодевался в генерала и изображал искреннее удивления пожеланиям правителя.

Для воображаемого военного, генерал был очень даже неплох. Чжэндэ был у власти 16 лет. Жизнь его закончилась курьёзом: пьяный, он выпал из лодки, простудился в холодной воде и скончался некоторое время спустя.

Заключение.

Все эти истории кажутся смешными и забавными, и даже чуточку нереальными, на первый взгляд, но факты говорят, что всё это действительно имело место быть. К сожалению, самодурство правителей иногда не знает границ, и удивительные истории из жизни китайских императоров лишь малая часть чудачеств великих правителей.

Все мы слышали о гаремах, но китайские гаремы и жизнь наложниц имеет свои удивительные особенности. Множество наложниц, особый уклад и несколько примеров удивительного восхождения любовниц до Императорского трона.

Императорская семья должна соответствовать сервизу, где одному чайнику принадлежат несколько чашек. Китайские гарем отличался четкостью распределения ролей, абсолютному влиянию традиций и подчинению строжайшим указаниям, проистекающим из натурфилософских эротологических теорий и сводящихся к поддержанию в организме партнера равновесия янной (мужской) и иньной (женской) энергий.

Считалось, что преобладание инь над ян приводило к раннему старению потенции, а также влияло на погоду принося с собой проливные дожди, землетрясения и прочие катаклизмы.

Наивысшей энергией обладал Императрица, однако Император мог вступать с ней в половую связь не чаще одного раза в месяц, дабы произвести наиболее крепкое потомство. Главной среди женщин во дворце была императрица, или главная жена Сына Неба (хуань хоу), далее шли четыре дополнительные «жены» (фу жэнь) - каждая из них имела особый титул: драгоценной (гуйфэй), добродетельной (шуфэй), нравственной (дэфэй) и талантливой (сяньфэй) наложницы.

Император мог иметь три дамы-фаворитки, занимавшие первую высшую ступень, девять «старших наложниц» или «конкубинок» (цзю бинь), занимавших вторую ступень; 27 «младших наложниц» (шифу), которые, в свою очередь, делились на: девять цзе юй (фрейлин), девять мэй жэнь (красавиц) и девять цай жэнь (талантов), занимавших третью, четвертую и пятую ступень, еще 81 так называемая «гаремная девушка» (юй ци). Они также делились на три категории: 27 девушек бао линь (драгоценный лес), 27 - юй нюй (императорские женщины) и 27 - сай нюй (женщины-сборщицы), составляя шестую, седьмую и восьмую ступени.

При последней династии Цин наложницы императора делились следующим образом: хуангуйфэй — наложница первого ранга, гуй-фэй — второго ранга, фэй — третьего, бинь — четвертого, гуй-жэнь — пятого, даинь — старшая фрейлина, чанцзай — младшая фрейлина, наконец, прислужницы - шинюй.

Число императорских жен при династии Ся должно было составлять 12 (тройка, взятая четыре раза). При династиях Шан-Инь государю были приданы еще 27 (то есть трижды девять) наложниц, так что теперь император обладал 39 женами и наложницами. Такое число объяснялось еще и тем соображением, что женский век заканчивается в сорок лет. При династии Чжоу число обитательниц императорского гарема возросло уже до 120. Каждой из них в обязательном порядке предоставлялся свой дом на территории Императорского дворца. К каждой были приставлены служанки и евнухи.

Число их варьировалось от династии к династии - максимальное число служанок предоставлялось Императрице - 12, далее наложницы первой категории - 8, второй категории 6, третьей категории - 4, обычные наложницы - 2.

Все они жили вместе и потому число женщин в гаремах достигало 40 тысяч человек!

Владыке полагалось четыре наложницы 1-го ранга. Они назывались: драгоценная почтенная подруга (гуйфэй), благая почтенная подруга (хуйфэй), прекрасная почтенная подруга (лифэй) и изящная почтенная подруга (хуафэй). Наложниц рангом ниже называли «образцами» (и), их было шесть: образец чистоты (шуи) образец добродетели (дэи), образец достоинства (сяньи), образец кротости (шуньи), образец прелести (ваньи) и образец благоухания (фанъи).

Наложница на ночь выбиралась так - у Императора имелся огромный сосуд с нефритовыми табличками с именами номерами наложниц, а также альбомы с рисунками наложниц. Номера присваивались всем наложницам и чем выше номер, тем более позорна была жизнь наложницы. В Китае существует поговорка - она дочь пятнадцатой наложницы, что примерно означает нашу поговорку - седьмая вода на киселе. Кстати говоря, интриги в гареме присутствовали в полную силу и некоторые наложницы могли подговорить художника нарисовать самых красивых наложниц уродинами, чтобы Император их никогда не выбрал. Быть в гареме и являться девственницей считалось смертельным позором.

Император доставал табличку, бил в гонг и молча отдавал табличку евнуху, который отмечал в специальном журнале, кого выбрал Император, за наложницей посылали, ее раздевали донага (дабы избежать наличия какого-либо оружия), омывали, надевали на нее плащ из пуха цапли и несли на спине в покои Императора.

Наложница имела право находиться в покоях лишь определенное время. Если время истекало, то сидевшие за дверями евнухи кричали, что время вышло. Ни одной наложнице не дозволялось оставаться до утра, это привилегия лишь для супруги. Наложница тихонько проскальзывала под одеяло к Императору, а по завершении утех евнух спрашивал разрешения оставить семя. Если Император разрешал, то в специальный журнал заносилось какого числа произошло совокупление, а если нет, то специально обученный человек особым образом нажимал на живот наложницы, дабы сперма вытекла.

Все посещения Императора своей жены, единственной женщины к которой он мог ходить сам и оставаться с ней на ночь, все равно заносились в специальный журнал. После того, как Император выходил из спальни, его обязательно спрашивали состоялось ли соитие или нет. Если нет, то графа в журнале оставалась пустой, если же да, то графу заполняли - такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года состоялось соитие.

Регулировалось даже количество половых актов. Раз в пять дней Император обязан был вызвать наложницу. Только смерть родителей освобождала от этой обязанности на три месяца.

Жесточайший этикет и условности определяли даже такую сторону жизни.

Большое число наложниц требовало все больших усилий по учету. Так, наложницам, которые побывали в постели Императора, ставили на ладонь особую печать, натирали ее корицей и она сохранялась навечно. Без этой печати оставаться в гареме долгое время считалось позором.

Беременность была наивысшим благом и для этой цели в ход шли любые интриги, подкупы, даже убийства и тайны аборты уже забеременевших наложниц.

Девочек для гаремов отбирали отдельно, специально обученные люди из числа дочерей воевод и князей. В 12-14 летнем возрасте они проходили смотрины, которые устраивала мать Императора и в случае успеха поступали в гарем. Однако, зная ужасные нравы, творящиеся в гаремах, многие родители специально калечили дочек или отдавали вместо них дочерей служанок.

Помимо интриг, мастурбации в отсутствии ласки Императора и прогулок по саду, наложницы ежедневно занимались своим туалетом и украшениям - наложница всегда должна быть готова к вызову Императором. Высокие прически - волосок к волоску вкладывались ежедневно и закалывались огромным количеством шпилек. Недаром шпилька в Китае считается символом женщины.

У Цзэтянь — первая и единственная женщина в Китае, которая правила Империей на протяжении 15 лет. Слева - такая она была в жизни, справа - такой ее видят современные китайские кинематографы.

Будучи наложницей Императора Тайцзуна она показала слишком сильную натуру и была сослана в буддийскую обитель, однако сумела стать любовницей сына Императора, в последствии ставшего Императором - Гаоцзуна. Она удалила со своего пути всех конкуренток, включая главную жену Императора и стала его единственной женщиной. По легенде У Цтзэтянь собственноручно задушила собственную новорожденную дочь, но указала на жену Императора за что последняя, так и не смогшая родить, была наказана и изгнана. Она также избавилась от всех конкурентов среди родственников, топив их в вине и казня иными способами. Она изгнала сына Императора и на протяжении многих лет твердой рукой правила страной, для которой женщина на троне являлась беспрецедентным случаем.

Также известна еще одна наложница, добравшаяся до верхов правления - Цыси. Она была необыкновенно хороша собой и хотя Император долго не обращал на нее внимания, все-таки затащила стареющего правителя к себе в постель и настолько очаровала его пением и танцами, что он остался у нее на несколько дней, тем самым немыслимо подняв ее статус. Она родила единственного сына Тунчжи (и то по легенде это был сын одной из наложниц, которую убили сразу после родов)., а после смерти Императора, устранив всех конкуренток сама взошла на трон.

Цыси славилась своей жестокостью. Однажды она приказала обстрелять из пушек католический собор, в котором находились женщины и дети. Она жестоко расправлялась с всеми, кто был против ее правления. Во время «боксерского восстания» Цыси приказала уничтожать иностранцев, которых она считала угрозой древним китайским традициям. Иностранные державы послали войска, для спасения своих граждан. Императрица бежала. Деньги и власть она потеряла. В стране начался хаос. В преклонном возрасте Цыси увлеклась наркотиками.

Наложницы из гаремов, ставшие Императорами October 24th, 2016

Все мы слышали о гаремах и сведения бывают очень необычные. Вот например , но китайские гаремы и жизнь наложниц имеет свои удивительные особенности. Множество наложниц, особый уклад и несколько примеров удивительного восхождения любовниц до Императорского трона.

А для начала давайте узнаем некоторые шокирующие подробности о китайских гаремах.

Императорская семья должна соответствовать сервизу, где одному чайнику принадлежат несколько чашек. Китайские гарем отличался четкостью распределения ролей, абсолютному влиянию традиций и подчинению строжайшим указаниям, проистекающим из натурфилософских эротологических теорий и сводящихся к поддержанию в организме партнера равновесия янной (мужской) и иньной (женской) энергий.

Считалось, что преобладание инь над ян приводило к раннему старению потенции, а также влияло на погоду принося с собой проливные дожди, землетрясения и прочие катаклизмы.

Наивысшей энергией обладал Императрица, однако Император мог вступать с ней в половую связь не чаще одного раза в месяц, дабы произвести наиболее крепкое потомство. Главной среди женщин во дворце была императрица, или главная жена Сына Неба (хуань хоу), далее шли четыре дополнительные «жены» (фу жэнь) – каждая из них имела особый титул: драгоценной (гуйфэй), добродетельной (шуфэй), нравственной (дэфэй) и талантливой (сяньфэй) наложницы.

Император мог иметь три дамы-фаворитки, занимавшие первую высшую ступень, девять «старших наложниц» или «конкубинок» (цзю бинь), занимавших вторую ступень; 27 «младших наложниц» (шифу), которые, в свою очередь, делились на: девять цзе юй (фрейлин), девять мэй жэнь (красавиц) и девять цай жэнь (талантов), занимавших третью, четвертую и пятую ступень, еще 81 так называемая «гаремная девушка» (юй ци). Они также делились на три категории: 27 девушек бао линь (драгоценный лес), 27 – юй нюй (императорские женщины) и 27 – сай нюй (женщины-сборщицы), составляя шестую, седьмую и восьмую ступени.

При последней династии Цин наложницы императора делились следующим образом: хуангуйфэй - наложница первого ранга, гуй-фэй - второго ранга, фэй - третьего, бинь - четвертого, гуй-жэнь - пятого, даинь - старшая фрейлина, чанцзай - младшая фрейлина, наконец, прислужницы – шинюй.

Число императорских жен при династии Ся должно было составлять 12 (тройка, взятая четыре раза). При династиях Шан-Инь государю были приданы еще 27 (то есть трижды девять) наложниц, так что теперь император обладал 39 женами и наложницами. Такое число объяснялось еще и тем соображением, что женский век заканчивается в сорок лет. При династии Чжоу число обитательниц императорского гарема возросло уже до 120. Каждой из них в обязательном порядке предоставлялся свой дом на территории Императорского дворца. К каждой были приставлены служанки и евнухи.

Число их варьировалось от династии к династии - максимальное число служанок предоставлялось Императрице - 12, далее наложницы первой категории - 8, второй категории 6, третьей категории - 4, обычные наложницы - 2.

Все они жили вместе и потому число женщин в гаремах достигало 40 тысяч человек!

Владыке полагалось четыре наложницы 1-го ранга. Они назывались: драгоценная почтенная подруга (гуйфэй), благая почтенная подруга (хуйфэй), прекрасная почтенная подруга (лифэй) и изящная почтенная подруга (хуафэй). Наложниц рангом ниже называли «образцами» (и), их было шесть: образец чистоты (шуи) образец добродетели (дэи), образец достоинства (сяньи), образец кротости (шуньи), образец прелести (ваньи) и образец благоухания (фанъи).

Наложница на ночь выбиралась так - у Императора имелся огромный сосуд с нефритовыми табличками с именами номерами наложниц, а также альбомы с рисунками наложниц. Номера присваивались всем наложницам и чем выше номер, тем более позорна была жизнь наложницы. В Китае существует поговорка - она дочь пятнадцатой наложницы, что примерно означает нашу поговорку - седьмая вода на киселе. Кстати говоря, интриги в гареме присутствовали в полную силу и некоторые наложницы могли подговорить художника нарисовать самых красивых наложниц уродинами, чтобы Император их никогда не выбрал. Быть в гареме и являться девственницей считалось смертельным позором.

Император доставал табличку, бил в гонг и молча отдавал табличку евнуху, который отмечал в специальном журнале, кого выбрал Император, за наложницей посылали, ее раздевали донага (дабы избежать наличия какого-либо оружия), омывали, надевали на нее плащ из пуха цапли и несли на спине в покои Императора.

Наложница имела право находиться в покоях лишь определенное время. Если время истекало, то сидевшие за дверями евнухи кричали, что время вышло. Ни одной наложнице не дозволялось оставаться до утра, это привилегия лишь для супруги. Наложница тихонько проскальзывала под одеяло к Императору, а по завершении утех евнух спрашивал разрешения оставить семя. Если Император разрешал, то в специальный журнал заносилось какого числа произошло совокупление, а если нет, то специально обученный человек особым образом нажимал на живот наложницы, дабы сперма вытекла.

Все посещения Императора своей жены, единственной женщины к которой он мог ходить сам и оставаться с ней на ночь, все равно заносились в специальный журнал. После того, как Император выходил из спальни, его обязательно спрашивали состоялось ли соитие или нет. Если нет, то графа в журнале оставалась пустой, если же да, то графу заполняли - такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года состоялось соитие.

Регулировалось даже количество половых актов. Раз в пять дней Император обязан был вызвать наложницу. Только смерть родителей освобождала от этой обязанности на три месяца.

Жесточайший этикет и условности определяли даже такую сторону жизни.

Большое число наложниц требовало все больших усилий по учету. Так, наложницам, которые побывали в постели Императора, ставили на ладонь особую печать, натирали ее корицей и она сохранялась навечно. Без этой печати оставаться в гареме долгое время считалось позором.

Беременность была наивысшим благом и для этой цели в ход шли любые интриги, подкупы, даже убийства и тайны аборты уже забеременевших наложниц.

Девочек для гаремов отбирали отдельно, специально обученные люди из числа дочерей воевод и князей. В 12-14 летнем возрасте они проходили смотрины, которые устраивала мать Императора и в случае успеха поступали в гарем. Однако, зная ужасные нравы, творящиеся в гаремах, многие родители специально калечили дочек или отдавали вместо них дочерей служанок.

Помимо интриг, мастурбации в отсутствии ласки Императора и прогулок по саду, наложницы ежедневно занимались своим туалетом и украшениям - наложница всегда должна быть готова к вызову Императором. Высокие прически - волосок к волоску вкладывались ежедневно и закалывались огромным количеством шпилек. Недаром шпилька в Китае считается символом женщины.

У Цзэтянь - первая и единственная женщина в Китае, которая правила Империей на протяжении 15 лет. Слева - такая она была в жизни, справа - такой ее видят современные китайские кинематографы.

Будучи наложницей Императора Тайцзуна она показала слишком сильную натуру и была сослана в буддийскую обитель, однако сумела стать любовницей сына Императора, в последствии ставшего Императором - Гаоцзуна. Она удалила со своего пути всех конкуренток, включая главную жену Императора и стала его единственной женщиной. По легенде У Цтзэтянь собственноручно задушила собственную новорожденную дочь, но указала на жену Императора за что последняя, так и не смогшая родить, была наказана и изгнана. Она также избавилась от всех конкурентов среди родственников, топив их в вине и казня иными способами. Она изгнала сына Императора и на протяжении многих лет твердой рукой правила страной, для которой женщина на троне являлась беспрецедентным случаем.

Также известна еще одна наложница, добравшаяся до верхов правления - Цыси. Она была необыкновенно хороша собой и хотя Император долго не обращал на нее внимания, все-таки затащила стареющего правителя к себе в постель и настолько очаровала его пением и танцами, что он остался у нее на несколько дней, тем самым немыслимо подняв ее статус. Она родила единственного сына Тунчжи (и то по легенде это был сын одной из наложниц, которую убили сразу после родов)., а после смерти Императора, устранив всех конкуренток сама взошла на трон.

Цыси славилась своей жестокостью. Однажды она приказала обстрелять из пушек католический собор, в котором находились женщины и дети. Она жестоко расправлялась с всеми, кто был против ее правления. Во время «боксерского восстания» Цыси приказала уничтожать иностранцев, которых она считала угрозой древним китайским традициям. Иностранные державы послали войска, для спасения своих граждан. Императрица бежала. Деньги и власть она потеряла. В стране начался хаос. В преклонном возрасте Цыси увлеклась наркотиками.

источники