Герберт саймон биография. Школа социальных систем: г. саймон. Наряду с Гербертом Саймоном представителями школы «социальных систем» также являются Элвин Голднер и Честер Барнард

Саймон был пионером в деле создания информационной психологии и вел активную работу в таких областях, как математическая экономика и теория организации.

САЙМОН (Simon) Герберт

(1916-2001) - американский экономист, социолог, психолог, один из основателей когнитивной психологии. Обучался в Чикагском ун-те (бакалавр искусств, 1936, д-р философии, 1943), в дальнейшем защитил докт. дис. по праву в Монреальском ун-те Мак-Гилла (1970). Профессиональную деятельность начал в качестве научного ассистента в Чикагском ун-те (1936-1938). С 1939 по 1942 г. -начальник учебного отдела Калифорнийского ун-та. Далее преподавал в Илли-нойском технологическом ин-те (ассистент профессора политических наук, 1942- 1945; ассоциативный профессор, 1945- 1947; профессор, 1947-1949). Одновременно с этим с 1945 по 1965 г. - профессор администрирования и психологии ун-та Карнеги в Питтсбурге.С 1965 г. - профессор компьютерных наук и психологии. С 1949 по 1960 г. - декан фак-та индустриального управления, с 1957 по 1977 г. - декан Высшей школы индустриального администрирования. Поч. д-р ряда ун-тов США и Европы. Имеет награду АРА За научный вклад (1969). Удостоен Нобелевской премии по экономике (1978). Имеет награду Дж. Медисо-на Американской ассоциации политических наук (1984). Начал свою карьеру с экономики и политических наук. После завершения образования обратился к проблеме принятия государственных решений (Беркли, Калифорнийский ун-т, 1939-1942). Проводил новаторские разработки по применению количественных методов в социологии, экономике и управлении. В этот период написал докт. дис. о принятии организационных решений, которая позднее была опубликована в качестве монографии (Administration behavior , N.Y., 1947). Развитие кибернетики в 1940-х гг. шло параллельно интересам С. в области принятия решений, и он приступил к разработке кибернетических моделей выработки административных решений. В 1952 г. С. - консультант корпорации РАНД, где началось его сотрудничество с Алленом Ньюеллом. Ознакомившись с появившимися в это время электронными компьютерами, С. пришел к мысли, что они могут быть использованы для воспроизведения человеческого мышления. В 1955 г. совместно с А. Ньюеллом он приступил к работе над программами, которые впоследствии оказали огромное влияние на развитие когнитивной психологии. На основе компьютерной метафоры деятельности мозга был создан ряд машинных моделей мышления. Вместе с А.Ньюэллом и Дж.Шоу, используя результаты психологических исследований О. Зельца, С. разработал компьютерные программы Логик-теоретик и Универсальный решатель проблем, основанные на допущении, что эвристическая деятельность человека протекает так же, как и процесс вычислений, или выполнение программ. В своих моделях С. постулирует наличие одного центрального процессора (счетчика), имеющего доступ к внешнему миру, кратковременной и долговременной памяти. Эти модели были апробированы на материале доказательства геометрических теорем, решения криптоарифметических задач и игры в шахматы. Однако программа С. была гораздо менее успешна применительно к проблемам реальной жизни. Тем не менее свою актуальность она продолжает сохранять применительно к тем аспектам этого подхода: определению проблемного пространства, целенаправленному решению проблем и методам решения проблем вне контекста. Основные труды С: Administrative behavior. 1947, 1976; Public administration/ (совм. с Smithburg D.W., Thompson V.A.), N.Y., 1950; Models: their uses and limitation (совм. с A.Newell) // (Ed.), 1956; Models of men: social and rational. N.Y.,1957; The Shape of automation for men and management. N.Y., 1965; The sciences of the artifica, 1969; Human problem solving, 1972 (совм. с A.Newell); Models of thought, New Haven, 1979; и др. В рус. пер.: Процессы творческого мышления // Психология мышления. М., 1965; Механизмы, вызывающие стремление к единообразию в группах, в соавт. / Математические методы в социальных науках, М., 1973; Менеджмент в организации, в соавт., М., 1995. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков,

Первые труды лауреата Нобелевской премии, выдающегося американского ученого в области социальных, политических, экономических и математических наук, специалиста по проблемам организаций и управления Герберта Саймона (1916 -- 2001) были посвящены вопросам подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Полагая, что решение представляет собой выбор работником одной из нескольких возможных альтернатив поведения, Саймон рассматривал организации как системы, в которых люди являются механизмами, принимающими решения. Существо деятельности управляющих, администраторов, их власти над подчиненными заключалось, по его мнению, в создании фактических или ценностных предпосылок, на которых основываются решения каждого члена организации.

Первое решение, которое принимает любой член организации, -- это решение участвовать или не участвовать в ней. Саймон полагал, что, вкладывая в организацию свой труд или капитал, каждый индивид исходит из того, что удовлетворение, которое он извлечет из этого, будет больше, чем то, которое он мог бы получить, отказавшись участвовать в данной организации. Если, рассматривая вопрос о своем участии в организации, индивид руководствуется личными соображениями, то после принятия им положительного решения личные цели постепенно отходят на второй план и подчиняются целям организации. В том случае, когда механизм влияния в организации установлен таким образом, что создает равновесие между побуждением и вкладом, при котором все члены организации готовы активно участвовать в ее деятельности, отдавая всю свою энергию задачам организации, то такая организация имеет, по определению Саймона, высокий моральный уровень. Создание подобного равновесия достигается в процессе идентификации индивида с организацией, и, хотя такая идентификация всегда ограничена прошлым опытом индивида и внешними влияниями, она тем не менее ускоряется посредством поощрения лояльности людей организации. Функция идентификации заключается в создании соответствующих условий, стимулов, которые побуждали бы всех членов организации идентифицировать личные интересы и интересы организации и, следовательно, принимать нужные для последней решения.

Саймон подробно рассматривал различные составные элементы «механизма влияния», в числе которых важнейшее место отводил авторитету. Также он исследовал и другие внешние влияния: обучение, рекомендации. Суть концепции Саймона заключается в том, что управляющие должны эффективно использовать все формы внешнего влияния во имя манипулирования личностью работника, трансформации человека в такой степени, чтобы он совершал желаемые действия вследствие собственной мотивации, а не под воздействием получаемых инструкций.

Авторитет, по мнению Саймона, есть «власть принимать решения, направляющие действия других». Возражая против рассмотрения авторитета как «юридического феномена», базирующегося на формальных санкциях, он подчеркивал, что человек в организации будет с готовностью принимать приказы вследствие желания обеспечить достижение ее целей и психологической готовности следовать за другими. Саймон подчеркивал необходимость создания таких условий, при которых проявление «категорического авторитета» может понадобиться лишь для отмены неправильного решения.

В своих работах Саймон пытался соединить доктрину «человеческих отношений» с системным подходом к организации управления. Он рисовал идеальную схему функционирования организации, в которой деятельность всех ее членов мотивируется стремлением внести вклад в эффективность организации вследствие оптимальной идентификации личных и общих целей. Это, по его мнению, сводит необходимость проявления авторитета лишь к внесению корректив, так как применение его в виде санкций утрачивает хоть сколько-нибудь существенное значение. Саймон заявлял, что современное общество придает все больше и больше авторитета «функциональному статусу» и все меньше -- иерархии. С этой точки зрения члены организации во все большей степени привыкают принимать предложения функциональных специалистов, поскольку имеются, с одной стороны, вера в компетентность, а с другой -- добрые намерения власть имущих.

Значительное внимание Саймон уделял проблеме связи в организационной системе. Связь определялась им как любой процесс, посредством которого предпосылки для принятия решений передаются от одного члена организации к другому. При этом он указывал на двусторонний характер связи: поток информации к центру, где принимаются решения, и передача решений от центра на «периферию». Говоря словами Саймона, процесс передачи информации совершается «латерально (горизонтально) по всей организации». При этом он подчеркивал важность неформальных каналов передачи информации.

Саймон подчеркивал важность централизованного принятия решений как средства координации, профессиональной компетентности и ответственности. Вместе с тем он указывал и на некоторые недостатки централизации, проявляющиеся в дисфункциональном воздействии на мотивацию, задержке принятия решений, отвлечении внимания высшего руководства от важных вопросов в пользу незначительных.

С точки зрения Саймона, проблемы централизации и децентрализации не существуют безотносительно процесса принятия решений. Принятие решений, относящихся к организации в целом, отражает суть централизованного руководства. Поскольку каждый человек, принимающий решения, обладает лишь «ограниченной рациональностью» (ограничен своими навыками, привычками и рефлексами, концепцией цели, которая может расходиться с целями организации, а также степенью своего знания и информированности), то лица, находящиеся в подчиненном положении в меньшей степени, чем руководители, способны принимать рациональные с точки зрения всей системы решения.

- (Simon) (р. 1916), американский экономист и социолог. Исследования в области теории управления, моделирования социальных процессов. Нобелевская премия (1978). * * * САЙМОН Герберт САЙМОН (Simon) Герберт (15 июня 1916, Милуоки, шт. Висконсин 9… … Энциклопедический словарь

Саймон, Герберт - САЙМОН (Simon) Герберт (родился в 1916), американский экономист и социолог. Труды в области теории управления, моделирования социальных процессов, исследования структур и процессов принятия решений в экономических организациях. Нобелевская премия … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Герберт Саймон Александер Herbert A. Simon Дата рождения: 15 июня 1916(19160615) Место рождения: Милуоки Дата смерти: 9 февраля … Википедия

Герберт Саймон Александер Herbert A. Simon Дата рождения: 15 июня 1916(19160615) Место рождения: Милуоки Дата смерти: 9 февраля … Википедия

Герберт Саймон Александер Herbert A. Simon Дата рождения: 15 июня 1916(19160615) Место рождения: Милуоки Дата смерти: 9 февраля … Википедия

Герберт Саймон Александер Herbert A. Simon Дата рождения: 15 июня 1916(19160615) Место рождения: Милуоки Дата смерти: 9 февраля … Википедия

- (p. 1916). Саймон был пионером в деле создания информационной психологии и вел активную работу в таких областях, как математическая экономика и теория организации … Психологическая энциклопедия

Саймон (англ. Simon) фамилия. Известные носители: Саймон, Герберт американский экономист, лауреат Нобелевской премии. Саймон, Дэвид американский журналист, сценарист и продюсер. Саймон, Крис канадский хоккеист. Саймон … Википедия

Герберт Саймон Александер Herbert A. Simon Дата рождения: 15 июня 1916(19160615) Место рождения: Милуоки Дата смерти: 9 февраля … Википедия

Книги

  • Науки об искусственном , Г. Саймон , Герберт Саймон - один из виднейших американских специалистов по теории организаций, теории управления, теории принятия решений, эвристическому программированию. Книга "Науки об искусственном"… Категория: Математическая кибернетика Серия: В мире науки и техники Издатель: Мир ,
  • Науки об искусственном , Г. Саймон , Герберт Саймон - один из виднейших американских специалистов по теории организаций, теории управления, теории принятия решений, эвристическому программированию. Книга Науки об искусственном… Категория: Базы данных Серия: The Great Cities Издатель: Едиториал УРСС , Производитель:

САЙМОН, ГЕРБЕРТ АЛЕКСАНДЕР (Simon, Herbert Alexander) (1916–2001), американский ученый, изучавший принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получивший фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 оценен Нобелевской премией , до психологии и искусственного интеллекта. Родился Саймон 15 июня 1916 в Милуоки (шт. Висконсин) в семье инженера-электрика. С 1933 по 1936 учился в Чикагском университете, специализировался по политологии, однако изучал также экономику, логику, физику и биофизику; в числе его непосредственных учителей были Р.Карнап и Г.Лассуэлл. В последующие несколько лет занимался исследованием деятельности муниципальных властей, в 1939–1942 руководил исследовательской группой в Калифорнийском университете в Беркли. В 1943 получил в Чикагском университете докторскую степень по политологии. По завершении исследовательского гранта в Беркли вернулся в Приозерье, где работал в Иллинойсском технологическом институте и регулярно участвовал в семинарах «инкубатора» нобелевских лауреатов – Комиссии Коулса по экономическим исследованиям, которая базировалась в то время в Чикагском университете.

В 1947 вышла из печати первая из ставших классическими книг Саймона – Административное поведение (Administrative Behavior , 4-е изд. 1997). Помимо исследования принципов функционирования организаций в ней были намечены контуры концепции «ограниченной рациональности» (bounded rationality), которая через три десятилетия и принесла Саймону Нобелевскую премию. Идея «ограниченной рациональности» принадлежит не экономической, а социально-психологической и даже антропологической области и заключается в том, что при поиске и принятии решения человек во многих, а в определенных условиях и в большинстве случаев не стремится к наилучшему решению, а ограничивается первым же, пусть и не оптимальным удовлетворительным решением.

В конце 1940 – начале 1950-х годов Саймон участвовал в создании Управления по экономическому сотрудничеству, координировавшего план Маршалла (в дальнейшем это управление трансформируется в международную Организацию экономического сотрудничества и развития), а также занимался экономическим обоснованием развития атомной энергетики и исследованиями в области метематической экономики.

В 1949 Саймон стал профессором Технологического института Карнеги в Питтсбурге, где участвовал в создании Школы промышленного управления. В институте Карнеги (с 1967 – университет Карнеги – Меллона) прошла вся его дальнейшая научная жизнь; вместе с А.Ньюэллом ученый сыграл большую роль в превращении этого поначалу малоизвестного учебного заведения в престижный университет и один из ведущих американских и мировых центров компьютерной науки, непосредственно участвовав в создании в нем Школы информатики и отделения психологии.

Сохраняя приверженность к внесению точных методов в социальные науки, Саймон на рубеже 1940–1950-х годов пришел к выводу о целесообразности исследования процессов поиска и принятия решений путем их компьютерного моделирования. В 1952 познакомился в корпорации РЭНД с А.Ньюэллом. Вначале они, основываясь на идеях А.Тьюринга и К.Шеннона, заинтересовались созданием программы для игры в шахматы, а несколько позже задались целью смоделировать способность человека к доказательству логико-метематических теорем. Эта задача, к которой подключился системный программист из РЭНДа Дж. («Клифф») Шоу, быстро получила решение. Модель «Логик-теоретик» была создана в декабре 1955 (Ньюэлл к тому времени перебрался в Питтсбург, оставаясь при этом сотрудником РЭНД), летом 1956 она была реализована в виде компьютерной программы, а 11 сентября 1956 о модели было сообщено на симпозиуме по теории информации в Массачусетском технологическом институте. В дальнейшем Саймон и Ньюэлл с участием Шоу разработали ряд других программ, моделирующих такие типы человеческой деятельности, считавшиеся заведомо интеллектуальными. Возвращались они и к созданию шахматной программы, но основным продуктом стал «Универсальный решатель задач» (General Problem Solver), в котором были воплощена общая модель решения проблем. В 1972, когда искусственный интеллект был признанной дисциплиной, результаты этого периода были обобщены в книге Ньюэлла и Саймона Решение проблем человеком (Human Problem Solving ).

Работы Саймона и Ньюэлла 1950-х годов оказали исключительно важное воздействие на развитие информатики и вычислительной техники. Ими была задана так назывемая парадигма символьной обработки информации (symbolic information processing), в основе которой лежит гипотеза о том, что человеческое мышление наиболее адекватно моделируется как в основном последовательное и алгоритмизуемое оперирование с некоторыми символами, каким-то образом отображающими действительность. Мышление человека обеспечивается действием одной из разновидностей того, что Саймон и Ньюэлл назвали материальной символьной системой (physical symbol system), на некотором уровне рассмотрения принципиально тождественной для человека и ЭВМ (этот тезис называется компьютерной метафорой, или концепцией бестелесного интеллекта).

Когда в 1970-х годах в искусственном интеллекте произошло осознание того, что в реальных мыслительных процессах важнейшую роль, наряду с общими принципами мышления, играют также конкретные знания, в качестве одного из источников этих знаний стала рассматриваться семантическая структура естественного языка. Таким образом, Саймон, в огромном творческом наследии которого практически не было собственно лингвистических работ, на несколько десятилетий определил продуктивное взаимодействие между лингвистами и представителями компьютерной науки.

В конце 1950-х годов Саймон продолжал заниматься экономикой и теорией менеджмента, опубликовав книги Организации (Organizations , 1958, совместно с Дж.Марчем) и Новая наука об управленческих решениях (The New Science of Management Decision , 1960), однако начиная с 1960-х годов и особенно в 1970-х годах все более значительное место в его исследованиях стали занимать проблемы искусственного интеллекта, когнитивной психологии, а впоследствии также логики , методологии и психологии науки. Начало этому сдвигу, который сам Саймон рассматривал как совершенно логичное развитие своего интереса к процессам принятия решений и личный вклад в их научное изучение, положила книга Модели человека (Models of Man , 1957). В 1969 вышло первое издание книги Саймона Науки об искусственном (The Sciences of the Artificial , 3-е изд. 1996, рус. пер. 1972), в которой были подробно рассмотрены гносеологические функции компьютерного моделирования как исследовательского метода; эта книга поныне остается одним из основных методологических трудов по «компьютерным наукам».

В 1979 Саймон опубликовал первый, а в 1989 – второй том Моделей мышления (Models of Thought ). В начале 1980-х годов в рамках своей концепции наук об искусственном обосновал статус новой научной дисциплины – когнитивной науки, возникшей как теоретическая составляющая искусственного интеллекта и одновременно междисциплинарный синтез наук о человеческом мышлении. Междисциплинарному исследованию научных открытий были посвящены книги Модели открытия (Models of Discovery , 1977) и написанная в соавторстве Научные открытия: компьютерные исследования креативных процессов (Scientific Discoveries: Computational Explorations of Cognitive Processes , 1987). В 1982 были собраны и изданы работы по «ограниченной рациональности» (Models of Bounded Rationality , в 2-х томах), в 1997 вышел третий том.

Павел Паршин

Интересы: искусственный интеллект, когнитивные науки.

Образование: бакалавр, Чикагский университет, 1936; доктор, Чикагский университет, 1943.

Профессиональная деятельность: Университет Ричарда Кинга Мел-лона, профессор компьютерных наук и психологии, факультет психологии Университета Карнеги-Меллон; почетный доктор наук Йельского университета, 1963, Технологического института Кейса, 1963, Университета Маркетта, 1981, Колумбийского университета, 1983, Колледжа Густава Адольфа, 1984; почетный доктор права Чикагского университета, 1964, Университета Макгилла, 1970, Мичиганского университета, 1978, Университета Питтсбурга, 1979;член Национальной академии наук, 1967; почетный доктор Университета Ланда, 1968; награда "За научный вклад" АРА, 1969; доктор экономических наук Университета Эразма, Нидерланды, 1973; награда Туринга, Ассоциации компьютерной техники, 1975; почетный член Американской экономической ассоциации, 1976; Нобелевская премия в области экономических наук, 1978; доктор, Университет Поля Валери, 1984; награда Джеймса Медисона Американской ассоциации политических наук, 1984.

Основные публикации

1947 Administrative Behavior. Macmillan. (3rd edn. Free Press. 1976.)

1956 Rational choice and the structure of the environment. Psychological Review, 63,129-138.

1958 Element of a theory of human problem solving. Psychological Review, 65, 151-166 (with A. Newell and J. C. Shaw).

1961 Computer stimulation of human thinking. Science, 134, 2011-2017 (with A. Newell).

1962 A theory of the serial position effect. British Journal of Psychology, 53, 307-320 (with E.A. Feigenbaum).

1963 Human acquisition of concepts for sequential patterns. Psychological Review, 70,534-546 (with К. Kotovosky).

1967 Motivational and emotional controls of cognition. Psychological Review, 74, 29-39.

1969 Information-processing analysis of perceptual processes in problem solving. Psychological Review, 76, 473-483 (with M. Barenfeld).

1972 Human Problem Solving. Prentice Hall (with A. Newell).

1973 Perception in chess. Cognitive Psychology, 4, 55-81 (with W.G. Chase).

1979 Models of Thought. Yale University Press.

1981 The Sciences of the Artificial (2nd edn). MIT Press.

1984 Protocol Analysis. MIT Press (withA.Ericsson).

Anderson J. R. (1985) Cognitive Psychology aha its Implications. Freeman.

Nisbett R. E. and Wilson T. D. (1977) Telling more than we know: Verbal reports on mental processes.Psychological Review , 84,231-259.

Posner M. I. (ed.) (1989) Foundations of Cognitive Science. Bradford.

Sheehy N. P. and Chapman A. J. (eds) (1995) Cognitive Science , vol. 2. Edward Elgar.

Герберт Саймон начал свое образование и карьеру с экономики и политических наук. В процессе обучения он занимался исследованием организации досуга в Милуоки, а по завершении образования обратился к проблеме принятия государственных решений - сначала в качестве помощника Кларенса E. Ридли (1936-9) в Международной ассоциации городской администрации, а затем в качестве директора административных исследований (193 9-42) в Бюро общественной администрации Калифорнийского университета в Беркли. В этот период Саймон написал свою докторскую диссертацию о принятии организационных решений, которая была опубликована позднее под заглавием Administrative Behavior (1947). С 1942 по 1949 он являлся сотрудником факультета Иллинойского технологического института и возглавлял отделение политических и социальных наук. Развитие кибернетики во время Второй мировой войны шло параллельно интересам Саймона в области процессов принятия решений, и он приступил к созданию моделей выработки административных решений. В 1949 он поступил в аспирантуру Технологического института Карнеги (ныне Университет Карнеги-Меллон) и занялся эмпирическими исследованиями в области принятия организационных решений, не оставляя и научной работы. Он стал консультантом в исследовательской лаборатории корпорации РАНД (около 1952), что привело к важному сотрудничеству с Алленом Ньюеллом.

Исследования в области принятия организационных решений подвели Саймона к другой теме - решению задач; познакомившись с электронными компьютерами, он пришел к мысли, что они могут быть использованы для воспроизведения человеческого мышления. Воспользовавшись компьютерами и протоколами сеансов мышления вслух, которые являлись основньми исследовательскими средствами, он вместе с Алленом Ньюеллом приступил в 1955 к работе над программой, которая стала в какой-то мере революцией в когнитивной психологии. Сначала им удалось продемонстрировать, что компьютеры могут быть запрограммированы таким образом, чтобы решать проблемы с помощью эвристического поиска. Затем последовала программа, которая объясняла многие явления вербального научения с помощью методов серийных антиципации и парных ассоциаций.

Во время изучения процессов решения задач людьми Ньюелл и Саймон разработали несколько концепций, оказавших глубокое влияние не только на когнитивистику, но и на другие науки. Они высказали предположение, что процесс решения задачи включает в себя отбор операторов (средств), которые могут быть применимы к данному состоянию конкретной проблемы, чтобы перевести ее в конечное состояние (цели). Анализ "средства- цели" осуществляется внутри проблемного пространства, включая в себя потенциальные состояния знаний и операторов, трансформирующих одно состояние знания в другое. Анализ "средства-цели" предъявляет высокие требования к управляемой обработке данных: конечное состояние и существенные промежуточные состояния должны рассматриваться совместно. Воплощение теории Ньюелла и Саймона в компьютерной программе стало образцовой моделью для многочисленных последующих попыток формально конкретизировать информационные процессы, определяющие мышление. Их компьютерная программа мыслит рационально, однако не прибегая к дедуктивной логике.

В 1960-х Саймон работал с Баренфельдом, Гилмартином и Чейсом над проблемой места знания в реализации таких навыков, как игра в шахматы и актуализация профессиональных знаний с помощью ключевых понятий. В другом исследовании, проведенном с Хейесом, Саймон изучал, каким образом люди понимают вербальные инструкции. Затем его исследования сфокусировались на воспроизводстве и объяснении процессов научного открытия и анализе процессов усвоения знаний по физике, математике и другим школьным предметам. Таким образом, шаг за шагом стараясь расширить диапазон когнитивных процессов, которые могли быть объяснены в рамках информационной парадигмы, Саймон начал использовать все более широкий набор когнитивных заданий, с которыми люди сталкиваются в школе и в процессе профессиональной деятельности.

Исследования Саймона и Ньюелла выявили относительное сходство, наблюдаемое в стратегиях решения задач. Они предположили, что это объясняется тем, что система обработки информации у людей не настолько сложна и изощренна, как это часто считается; люди обладают несколькими базовыми эвристиками для решения широкого круга проблем. Например, Чейс и Саймон продемонстрировали, что для того, чтобы описать все положения, возникающие на доске при игре в шахматы, достаточно 50000 визуальных конфигураций. Таким образом, способность определять конкретную конфигурацию может быть использована в качестве веского основания для планирования последовательности ходов. Профессиональные шахматисты учатся распознавать типичные конфигурации как единые блоки восприятия. Размышляя над определенной позицией, профессионал вспомнит шесть-семь конфигураций, каждая из которых содержит от трех до пяти фигур. В сфере информационной рабочей памяти находится одновременно шесть-семь пунктов, и интеллектуальная способность шахматиста может быть объяснена в терминах памяти благодаря перцепционному научению.

Однако, при всей своей внушительности, программа Саймона применялась в основном к искусственным проблемам типа ребусов и гораздо менее успешно - к проблемам "реальной жизни". Тем не менее три аспекта этого подхода продолжают сохранять свою актуальность, а именно: определение проблемного пространства, целенаправленное решение проблем и методы решения проблем вне контекста.