Космонавт аксенов был награжден званием. Аксенов владимир викторович (1935), летчик-космонавт ссср, дважды герой советского союза, академик российской академии космонавтики, почетный гражданин г. рязани и г. касимова. Почётные звания и награды

> > > Аксёнов Владимир Викторович

Аксёнов Владимир Викторович (1935- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №36;
Космонавт мира: №79;
Число полетов: 2;
Продолжительность : 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд;

Владимир Аксенов – 36-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, время в открытом космосе.

36 космонавт СССР и 79 мира.

Аксёнов Владимир Викторович появился на свет 1 февраля 1935 года в маленькой деревушке Гиблицы в Рязянской области (тогда СССР). В последствие мужчина займет место 36-го космонавта Советского Союза и 79-го в мире. Он увидит большой космос дважды и пробудет там без малого 12 суток. Но это потом....

Окончив 7 классов в родном селе в 1949 году, мальчик намеревался продолжить учиться в индустриальном техникуме, который располагался в районном центре. Но судьба распорядилась иначе: его мать умерла, и парень переехал в Подмосковье.

Окончив Мытищинский машиностроительный техникум, в 1953 году юноша продолжает учебу в Кременчуцкой 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения летчиков.

Успешно окончив ее в 1955 году, он стал курсантом Высшего военного авиационного училища в городе Чугуев, из которого через год ушел в запас.

1963 год в жизни космонавта ознаменовался окончанием политехнического института, он получил диплом инженера-механика.

В 1981 году получил степень кандидата технических наук в Институте космических исследований.

Космос

Владимир Аксенов только со второго раза получил медицинский допуск к полетам. После него мужчине еще не один раз приходилось проделывать подобную процедуру. 27 марта 1973 года после очередной успешно пройденной медицинской комиссии, мужчина был рекомендован до зачисления в ряды космонавтов.

Последующие два года мужчина плечом к плечу с Л. Кизимом стажировался на воздушном судне 7К-С. Целью создания этого корабля были военно-технические исследования и опыты в автономном поле. Позже корабль начал доставлять экипажи на орбитальные станции. Также мужчина стажировался вместе с В. Быковским.

В рамках программы «Интеркосмос» проводимой в сентябре 1976 года Владимир Аксенов 7 суток провел в открытом космосе. Мужчина занимал должность бортинженера космического корабля «Союз-22» с позывным «Ястреб-2».

Через 4 года подобный опыт повторился в жизни Владимира Викторовича. В качестве того же бортинженера, но уже на «Союзе Т-2» космонавт удачно состыковался из орбитальным комплексом в котором находился экипаж основной экспедиции. На этот раз позывной «Юпитер-2» провел в космосе почти 4 суток.

Закончив этап космических полетов, мужчина продолжал работать в этой сфере, готовя новых космонавтов.

В 1988 году Владимир Аксенов покинул их ряды.

Свободное время бывший космонавт любит проводить разнообразно. В список его увлечений попали литература и музыка, горный туризм и легкая атлетика. Также мужчина не упускает возможности поиграть в большой теннис или футбол.

Личная жизнь

Живоглядов Виктор Степанович – отец, героически погиб на войне в 1944 году.

Аксенова Александра Ивановна – мать, скончалась когда будущему космонавту было 14 лет.

Аксенова (в девичестве Федорова) Марина Васильевна – жена, родилась в 1937 году,ныне пенсионерка. Родила космонавту двух сыновей.

Аксенов Валерий Владимирович - сын, 1964 года рождения, работник Министерства иностранных дел.

Аксенов Сергей Владимирович – сын, 1970 года рождения, доктор.

Родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы ныне Гиблицкого сельского поселения Касимовского района Рязанской области. Русский. В 1949 году окончил семь классов школы в селе Гиблицы и поступил в индустриальный техникум в городе Касимов. В том же году переехал в город Калининград (ныне — Королёв) Московской области. В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум.
В 1953-1955 годах учился в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков в городе Кременчуг (Полтавская область Украинской ССР). В 1955 году стал курсантом Чугуевского высшего военного авиационного училища лётчиков, но в 1956 году был уволен в запас. В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности « Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
С 30 января 1957 года работал конструктором 3-й категории в 5-м отделе ОКБ-1 (ныне — ОАО « РКК „Энергия“ имени С. П. Королёва»). 18 августа 1957 года был переведён в 18-й отдел, где вначале работал конструктором 3-й категории, затем 2-й категории (с 9 октября 1957), 1-й категории (с 1 ноября 1959), инженером-конструктором (с 1 февраля 1962), старшим инженером-конструктором (с 1 июля 1963). С 16 октября 1964 года работал старшим инженером в 90-м отделе, со 2 августа 1966 года — начальником группы 732-го отдела, с 7 августа 1967 года — начальником группы 731-го отдела ОКБ-1.
С 2 августа 1968 года — ведущий инженер, с 23 февраля 1970 года — начальник лаборатории лётных испытаний 731-го отдела ОКБ-1. Руководил лётно-испытательной лабораторией, созданной на самолёте Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. Занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков космических кораблей. Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. На самолёте-тренажёре он совершил 250 полётов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз — в условиях лунной гравитации (около 40 мин).
Прошёл медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем только со второго раза. После этого проходил ежегодную медицинскую комиссию, так как заключение о годности давалась всего на один год. Очередное заключение Главной медицинской комиссии о годности к специальным тренировкам получил 24 февраля 1972 года. На заседании Государственной межведомственной комиссии 27 марта 1973 года был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.
С января 1974 года по январь 1976 года проходил подготовку к полёту на транспортном корабле 7К-С в экипаже вместе с Л. Д. Кизимом. Одновременно возглавлял группу гражданских бортинженеров, готовившихся по этой программе. Первоначально 7К-С разрабатывался в качестве корабля для проведения военно-технических исследований и экспериментов в автономном полёте, затем, с 1974 года — для доставки экипажей на орбитальные станции. С января по июнь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6 (изготовленной в ГДР), вместе с В. Ф. Быковским.

Первый полет

Экипаж « Союз-22» В. Аксенов (слева) и В. Быковский

С 15 по 23 сентября 1976 года в качестве бортинженера КК « Союз-22», вместе с В. Ф. Быковским. Полёт проводился в рамках программы « Интеркосмос».
Позывной: « Ястреб-2».

Космонавты В. В. Аксенов и В. Ф. Быковский

Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд.

Владимир Аксенов и Валерий Быковский после приземления спускаемого аппарата корабля « Союз-22»

С сентября 1976 по октябрь 1978 года продолжал подготовку в группе 7К-СТ ( « Союз Т»).
С октября 1978 по май 1980 года проходил подготовку в качестве бортинженера КК « Союз Т» по программе первого испытательного полета, вместе с Ю. Малышевым.

Второй полет

С 5 по 9 июня 1980 года в качестве бортинженера ТК « Союз Т-2» (6 -я экспедиция посещения), вместе с Ю. В. Малышевым.

Экипаж космического корабля « Союз Т-2»:
командир корабля подполковник Ю. В. Малышев (слева) и
бортинженер летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза В. В. Аксенов

Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом « Салют-6» — « Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции (Л. И. Попов, В. В. Рюмин).
Позывной: « Юпитер-2».
Продолжительность полета составила 3 суток 22 часа 19 минут 30 секунд.

Общая продолжительность двух полётов в космос — 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд.

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 16 июня 1980 года за успешное проведение испытания в космосе усовершенствованного транспортного корабля « Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм Аксёнов Владимир Викторович награждён орденом Ленина и второй медалью « Золотая Звезда» (№ 110/II).

Звездный городок. Наши семьи у памятника Юрию Гагарину.
Семья Малышевых — Надежда Малышева, сын Андрей и дочь Наташа (слева).
Семья Аксеновых — Марина Аксенова, сыновья Валерий и Сергей (справа).

После полёта продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полётам. С 16 октября 1984 года работал инструктором-космонавтом-испытателем 2-го класса, заместителем руководителя комплекса № 3. Занимался разработкой систем управления, стыковки и спуска космических кораблей и орбитальных станций. Был отчислен из отряда космонавтов 17 октября 1988 года в связи с уходом на пенсию и переходом на другую работу.

Юрий Малышев, Владимир Аксенов и Алексей Леонов на праздничной встрече в Кремле

В октябре 1988 года стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов, который занимался проектированием автоматических космических аппаратов по дистанционному зондированию Земли. В 1990-1992 годах являлся генеральным директором НПО « Планета». В 1990-1996 годах был заместителем председателя совета директоров « Мосбизнесбанка».
В 1983-1992 годах являлся заместителем председателя правления Советского фонда Мира, с 1992 года — заместитель председателя Международной Ассоциации фондов Мира, председатель постоянной комиссии по проблемам « Мир и устойчивое развитие». С 1996 года является председателем президиума общественной организации « Духовное движение России». С 2001 года является президентом научного фонда « Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Семейное положение:

Отец — Живоглядов Виктор Степанович, погиб в 1944.
Мать — Аксенова Александра Ивановна, (1907 — 1949), бухгалтер сельхозкооперации.
Брат — Аксенов Валентин Андреевич, 1940 г.р., начальник группы ЦНИИмаш.
Жена — Аксенова (Федорова) Марина Васильевна. 1937 г.р., начальник сектора НПО « Энергия», на пенсии.
Сын — Аксенов Валерий Владимирович, 1964 г.р., сотрудник МИДа.
Сын — Аксенов Сергей Владимирович, 1970 г.р., врач.

Общественно-политическая деятельность:

В 1983 — 1992 годах являлся заместителем председателя правления Советского Фонда мира, с 1992 года — заместитель Председателя Международной Ассоциации фондов Мира (МАФМ), председатель постоянной комиссии по проблемам « Мир и устойчивое развитие» МАФМ.
С 1996 года является председателем президиума общественной организации « Духовное движение России».
С 2001 года является президентом научного фонда « Институт проблем безопасности и устойчивого развития».
Работает советником главы города Королев.

Почётные звания и награды:

Дважды Герой Советского Союза (28 .09.1976 и 16.06.1980),
Летчик-космонавт СССР (1976 год),
Заслуженный мастер спорта СССР.
Почётный гражданин Рязани (29 .11.1976).
Кандидат технических наук (1981 ).
Награжден двумя медалями « Золотая звезда» и орденами Ленина (1976 , 1980), медалью « Ветеран труда».
Награжден также золотой медалью « За заслуги перед наукой и человечеством» (ЧССР), орденом Карла Маркса (ГДР, 13.10.1976).
Награжден медалью « За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ № 436 от 12 апреля 2011 года).

Публикации:

Автор брошюры « Иллюзия безопасности», выпущенной издательством газеты « Патриот» (1999 ), посвященной проблемам применения ядерного оружия в современных военных доктринах.
Имеет более 10 изобретений.

Использованные источники:

1. Владимир Викторович Аксёнов [Электронный ресурс].- 2014 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. Владимир Викторович Аксёнов [Электронный ресурс].- 2014 - Режим доступа: http://astronaut.ru
3. Владимир Викторович Аксёнов [Электронный ресурс].- 2014 - Режим доступа:

МОСКВА, 1 июл - РИА Новости, Александр Ковалев. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года проходивший вместе с ним на аэродроме предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые представил наиболее правдоподобную и пока официально не озвученную версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизни первого космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки космонавтов Владимира Серегина.

Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге "Дорогами испытаний", вышедшей в свет ограниченным тиражом. Один экземпляр издания летчик-космонавт с автографом передал корреспонденту РИА Новости в Мемориальном музее космонавтики.

Гагарин и Аксенов вместе прошли медобследование, но полетели на разных самолетах

"Представляемую версию первым сформулировал в первые дни после гибели экипажа Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, член государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Сергей Анохин. Одному из первых он рассказал ее мне не только потому, что мы были в очень близких дружественных отношениях и понимали многое, относящееся к авиации с полуслова, но, вероятно, еще и потому, что в тот трагический день мне пришлось вместе с Юрием Гагариным утром одеваться для полетов в одной комнате, проходить у одного врача необходимое предполетное обследование и получать сведения о метеообстановке у одного метеоролога", - вспоминает Аксенов.

По его словам, после этого экипажи разошлись на разные самолеты: Юрий Гагарин - выполнять вместе с Владимиром Серегиным контрольный полет на МиГ-15, а Аксенов - на другой самолет, на котором в этот день проходили тренировки на невесомость.

Предпосылки авиакатастрофы: сложные метеоусловия

Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.

"Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика", - отмечает Аксенов.

Последние слова Гагарина

По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 километров.

Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.

До гибели Гагарина осталось несколько минут

"Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ - интенсивное снижение переворотом - применяют многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были", - констатирует Аксенов.

По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Аксенов уточняет, что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать и другие обстоятельства: увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета, или недостаточная начальная высота ввода МиГ-15 в переворот.

Причины авиакатастрофы по версии Аксенова

"Таким образом, причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4-х километров, а нижнего края - на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего, Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", - заключает Аксенов.

Срыв в штопор и гибель экипажа

Самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх - срыв в скоростной штопор.

Согласно официальным данным расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды.

Они не пытались катапультироваться из самолета

"Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи", - уверен Аксенов.

Он отмечает также, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень непростой задачей.

"В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные - около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних нескольких сот метров и даже километр вполне реально", - заключает Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов.

Отчеты госкомиссии о гибели Гагарина до сих пор засекречены

Вместе с тем, правительственная государственная комиссия, скурпулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.

Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Аксенов опроверг слухи о том, что перед полетом Гагарин с Серегиным приняли по стакану водки

Обстановка секретности породила и массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По официальным источникам, эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически отвергает ее и Владимир Аксенов.

"Зная сложность и ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными", - отмечает Аксенов.

Народные версии трагедии

Существует неофициальная версия и о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа - фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.

Ряд "исследователей" утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так называемом малом "Советском лунном заговоре" содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.

Космонавт: Аксенов Владимир Викторович (01.02.1935 г.)

  • 36 -й космонавт России (79-й в мире)
  • Длительность полета (1976 гг.): 7 суток 21 час 52 минуты, «Ястреб-2»
  • Длительность полета (1980 гг.): 3 суток 22 часа 19 минут, «Юпитер-2»

Владимир Викторович был рожден 1-го февраля 1935-го года в деревне под названием Гиблицы, расположенной в пределах Рязанская область. Окончил семь классов местной школы, после чего в 1949-м году был зачислен в машиностроительный техникум города Мытищи. Завершив специальное образование 1953-м году, поступил в школу летчиков (ВАШПОЛ) в Кременчуге, Украинская ССР. С 1955-го по 1956-й год служил в авиационном училище города Чугуев, где ранее служил космонавт Георгий Добровольский. Однако Владимиру Аксенову не удалось окончить училище в связи с сокращением воздушных сил и его преждевременной демобилизацией.

Вначале 1957-го года будущий космонавт устроился конструктором на ракетно-строительное предприятие ОКБ-1, сегодня – РКК «Энергия». В 1963-м году завершил образование в области «Технологий машиностроения» во Всесоюзном заочном политехе в столице СССР, в том же году стал инженером-конструктором.

Космическая карьера

В феврале 1972-го года, со второго раза Владимиру Викторовичу удалось пройти медицинскую комиссию, чтобы иметь допуск к специальным тренировкам. Спустя два года Владимир Аксенов уже проходил подготовку к космическим миссиям.

Первый полет

15-го сентября 1976-го года с Земли стартовал космический аппарат «Союз-22», на борту которого расположились командир экипажа Валерий Быковский и бортовой инженер Владимир Аксенов.

Корабль был оборудован шестиобъективным фотоаппаратом МКФ-6, который являлся совместным проектом ГДР и СССР. В течение недели космонавты фотографировали поверхность нашей планеты при помощи МКФ-6. Фотоаппарат охватывал не только видимый, но инфракрасный участок электромагнитного излучения. После данного эксперимента модифицированная версия такого фотоаппарата была установлена на борту земной орбитальной станции «Салют-6». Сегодня такие мультиспектральные камеры, как МКФ-6, используются для спутниковой съемки.

За недельное пребывание на орбите Земли и проведение научных исследований космонавт Аксенов был награжден званием Героя Советского Союза, а также Летчика-космонавта СССР

Второй полет

5-го июня 1980-го года Владимир Викторович в качестве бортинженера стартовал на корабле «Союз Т-2». Командиром экипажа был Юрий Малышев, впервые покинувший пределы Земли. Задача космонавтов состояла в испытании модифицированного корабля, а также стыковке со станицей «Салют-6». Корабль был оборудован обновленной автоматической системой стыковки, которая во время проведения стыковки, работала со сбоями. В результате этого была успешно выполнена ручная стыковка. Отметив все недостатки конструкции и механизма корабля, 9-го июня экипаж «Союз Т-2» вернулся на Землю.

За проявленную отвагу и мужественность во время проведения космической миссии Владимир Аксенов во второй раз удостоился звания Героя Советского Союза.

Дальнейшая жизнь

В 1981-м году, уже через год после окончания последнего своего космического полета, космонавт Аксенов защитил диссертацию кандидата технических наук в Институте космических исследований. До 1988-го года Владимир Викторович продолжал службу в отряде космонавтов, вместе с тем продолжал деятельность конструктора в НПО «Энергия». В 1988-м году ушел из отряда космонавтов и устроился на должность директора НИИ по изучению природных ресурсов, где проектировались космические аппараты для дистанционного зондирования нашей планеты. С 1983 года имел руководящую должность в Советском Фонда мира (с 1992-го сего название «Международная Ассоциация фондов Мира»), с 1990-го по 1992-й год был гендиректором НПО «Планета». С 1996-го – председатель «Духовного движения России». А начиная с 2001-го года Владимир Аксенов является президентом фонда под названием «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Викторович Аксенов родился 1 февраля 1935 года в селе Гибницы Касимовского района Рязанской области.

Детство и юность

Его родители были простыми людьми из самой обыкновенной крестьянской семьи. Отец - Живоглядов Виктор Степанович работал трактористом в совхозе, погиб на фронте в 1944 году. Мать - Аксенова Александра Ивановна работала бухгалтером сельхозкооперации и умерла от тяжелой болезни в 1949 году. Мальчик только закончил семилетку и оставшись сиротой вместе с младшим братом перебрался в семью матери в Мытищинский район. Учился Виктор Аксенов в школе очень хорошо, особенно ему нравилось возиться с техникой, поэтому он без труда поступил в Мытищинский машиностроительный техникум.

Воплощение мечты

Все, что связано с авиацией всегда привлекало юношу, и он после окончания техникума в 1953 году поступает в Кременчугскую военную авиационную школу, а заканчивает военное обучение в Чугуевском авиационном училище в 1956 году. Получает предложение престижной и ответственной работы в только что начавшем свою работу "почтовом ящике” - ОКБ зрительной памяти. Принимал участие в разработке и испытаниях такого важного направления как бортовые и наземные антенные устройства. Параллельно работе Владимир Викторович Аксенов заочно учится во Всесоюзном политехническом институте и в 1963 году становится дипломированным специалистом.

Почти 20 лет Аксенов работает в ОКБ, принимая участие в разработке первых советских космических кораблей - «Восход», «Восток», «Союз». В отряде космонавтов Необходимость изучения технических параметров космических полетов, особенно при проведении сеансов в открытом космосе, потребовала к привлечению в качестве космонавтов не просто летчиков-испытателей, но научно-инженерных кадров. Все кандидатуры также проходили тщательнейший отбор.

Аксенов поступил в отряд космонавтов в марте 1973 года, это был уже третий набор. В течение 2-х лет, с 1974 по 1976 он прошел весь необходимый курс подготовки по программе нового космического корабля «Союз-Т». 15 сентября 1976 года корабль «Союз-22» стартовал с космодрома Байконур. Экипаж состоял из командира корабля В.Ф. Быковского и борт-инженера В.В. Аксёнова. Полет длился 8 дней, с 15 по 23 сентября. Космический эксперимент «Радуга», который проводился на космическом корабле «Союз-22» был посвящен сотрудничеству между СССР и ГДР в рамках программы «Интеркосмос».

Необходимо было осуществить многозональное фотографирование поверхности Земли для исследования природных ресурсов. Корабль во время полета облетел нашу планету 127 раз. Задача, поставленная перед космонавтами, была выполнена на отлично, все системы работали нормально. Аппаратуры МКФ-6, которая использовалась для многозонального космического фотографирования поверхности и атмосферы Земли, показала себя с отличной стороны. Разработка этого метода в дальнейшем была успешно и использована в народном хозяйстве. Экипаж космического корабля «Союз-22» был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден Орденами Ленина и Золотой Звездой.

Второй полет в космос

К следующему полету в космос Владимир Аксенов готовился два года – с 1976 по 1978. Полет был осуществлен с 5 по 9 июня 1980 года. Экипаж космического корабля «Союз Т – 2» состоял из командира корабля Юрия Малышева и борт - инженера Владимира Аксенова. Для Малышева это был первый полет. Позывным Аксенова в этом полете был Юпитер-2. Программа космического полета предполагала испытание новой модификации транспортного космического корабля «Союз Т».

Основная задача нового корабля заключалась отработать процесс стыковки в открытом космосе. В данном случае стыковка должна была произойти между научно-исследовательским комплексом «Салют-6» и транспортным космическим кораблем нового типа «Союз Т». Автоматическая стыковка не получалась, пришлось стыковать космический корабль к станции вручную, но основная задача полета была выполнена. Особенность этого полета заключалась в том, что впервые в мире космический корабль управлялся бортовым компьютером.

Американцы только через год смогли запустить в космос корабль «Шаттл» с бортовым компьютером. Также впервые стыковка между космическими кораблями была осуществлена в ручном режиме, и уже после этого появился наработанный материал по параметрам, чтобы позволить другим экипажам осуществлять ручную стыковку. Нештатная ситуация произошла во время приземления спускаемого аппарата на Землю. Вместо положенной по программе "мягкой посадки”, аппарат совершил пять мощных прыжков по степи. Как вспоминал позднее Аксенов, такой посадки не было ни до, ни после их полета.

За проявленное мужество и героизм космонавты после возвращения на Землю были награждены Орденами Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза. Владимир Аксенов получил эти награды и звание второй раз. В 1988 году Аксенов покидает отряд космонавтов и переходит на руководящую работу в научные организации. С 1996 года Владимир Аксенов - глава общественной организации "Духовное движение России". В 2011 года в Рязани был установлен бюст В. В. Аксёнову.