Значение и грамматические признаки местоимения: особенности и правила. Разряды местоимений. Синтаксическая роль

1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Я замираю в восторге.

Сказуемое: А кто этот господин?

Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.

Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.

2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.

Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.

3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:

Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?

Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?

Определением: Какой цветок упал к моим ногам?

4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:

Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.

Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.

Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.

Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.

5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.

Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.

Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.

Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.

6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:

Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.

Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .



7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:

Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.

Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.

Определением: Этот разговор не принёс облегчения.

Дополнением: В деревне только об этом и говорили.

Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .

8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .

В предложении может быть:

Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.

Сказуемое: Лара бывала разной, любой .

Определение: Солнце убрало все тени.

Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.

9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .

В предложении могут быть:

Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.

Дополнение: Дома никого не было.

Определение: Никакие уговоры не помогли.

Местоимение может быть любым членом предложения:

Я хочу спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша - мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений по грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные(я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

· указывают на предметы;

· отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);

· изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.;некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);

· связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

· указывают на признаки предметов;

· отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);

· связываются с именами существительными, как имена прилагательные;

· изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоименийего, ее, их );

· местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - Пятый ).

3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

· указывают на количество предметов;

· отвечают на вопрос сколько? ;

· связываются с существительными, как количественные числительные;

· обычно изменяются по падежам.

Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.



5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые союзные слова (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставокни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

Примечания:

1) Местоимения тот, сам, местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что): Это книга (местоимение). -Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он здесь (союз).

ГЛАГОЛ

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .



2. Каждый глагол имеет следующие формы:

· начальную форму, которая называется неопределенной формой (илиинфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

· спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

· причастие;

· деепричастие.

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

· существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога:читать газету, видеть его ;

· существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;

· существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

5. Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? -читали ), настоящее (что делают? - цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

· Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .

· Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.

· Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

Глагол может выполнять все 5 функций:

1) подлежащее:

· Жить (подлежащее) - Родине служить.

2) сказуемое:

· Моя обязанность - хорошо учиться (сказуемое) . Я люблю (сказуемое) мороженое.

3) дополнение:

· Тренер сказал нам (что?) прийти (дополнение) на тренировку в 9-00.

4) Определение:

· Мечта (какая?) поскорее уехать (определение) из города не покидала меня.

5) обстоятельство:

· Я поеду в Москву (зачем?) поступать (обстоятельство цели) в МГИМО.

Причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие - самостоятельной частью речи.

ПРИЧАСТИЕ

Причастие - особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? (какая?какое? какие? )

Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, - единственное число, мужской род, именительный падеж: бежавший, строивший, раскрытый.

Основные признаки причастия

А) Общее грамматическое значение - это значение признака предмета по действию: думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый .

Б) Морфологические признаки:

1. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов :

· переходность,

· возвратность,

2. В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) - думающий, думавший; подумать (совершенный вид) - подумавший .

3. Причастия имеют следующие признаки прилагательных :

· причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме): бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие ;

· причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже: потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени ;

· страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый - допит; потерянный - потерян .

В) Синтаксические признаки:

1. В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого: Увлечённые , мы позабыли обо всём (определение); Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость (часть составного именного сказуемого).

2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши:

· деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:

· молчать: молч-ат → молча;
решать: реша-ют → решая;

· деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:

замолчать: замолча-ть замолчав ;
решить: реши-ть решив ;
заняться: заня-ть -ся → занявшись ;
принести: принес-ти принесши .

Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза.

Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие –слушала ).

Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.

Как и глаголы, деепричастия бывают:

несовершённого и совершённого вида: набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);

переходными и непереходными: переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;

возвратными и невозвратными: раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;

Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
существительных и поясняться наречиями: согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.

Так же, как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении
выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.

НАРЕЧИЕ

Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака. Вопрос к наречию зависит от его значения, которое оно выражает.

В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? :Осень. (где?) Над головой (как?) исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях (В. Бианки).

Чаще всего наречие относится к глаголу (грамотно писать ), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию, существительному (по-зимнему холодный день; недолго цветущий кустарник; идти, радостно подпрыгивая; объяснять удивительно просто ,трагик поневоле ).

Наречие - неизменяемая часть речи: она не склоняется, не спрягается,не согласуется с другими словами. У наречия нет и не может быть окончания .

Разряды наречий

По общей семантике выделяются два разряда:

1. определительный

2. обстоятельственный .

Определительный разряд включает наречия, обозначающие качества, способ действия, интенсивность проявления признака .

В границах определительного разряда выделяются:

1. наречия образа действия со значением качества: быстро, весело, четко ;

2. сравнения: по-медвежьи, ежиком ;

3. интенсивности признака: слишком, очень, чуть-чуть ;

4. кратности: дважды, трижды .

Обстоятельственный разряд включает:

1. наречия места: внизу, вверху ;

2. наречия времени: давно, завтра ;

3. наречия причины: сгоряча, с радости ;

4. наречия цели: нарочно, назло ;

5. наречия совместимости: втроем, вместе и др

ПРЕДЛОГ

Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях: хочу к маме, пойду за хлебом , идти по трое, вернуться за ней.

§1. Общая характеристика местоимения как части речи

Местоимение - это самостоятельная часть речи. Местоимение не является знаменательной частью речи.
Местоимения - разнородный по значению и грамматическим особенностям класс слов.

Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные. Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными. Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».

1. Грамматическое значение - «указание».

К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них.

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным,
  • изменяемые - падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.

3. Синтаксическая роль в предложении , как у существительных, прилагательных и числительных.

§2. Разряды по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
  2. Возвратное: себя
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой
  4. Указательные: , а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам , а также устар.: всяческий, всяк
  6. Вопросительные:
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей

В школьной практике разряды местоимений учат наизусть . Поверьте опыту, хуже всего ребятам даются определительные местоимения: не запоминаются и всё! Разные они какие-то.

Пользователь нашего сайта О.В. Лобанкова прислала стишок, включающий определительные местоимения.

ВЕСЬ день уроки САМ учу,
ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу.
Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске
Меня зовут, я весь в тоске.
Я САМЫЙ умный, но стесняюсь;
ДРУГОЙ смелей меня, на зависть.
ИНОЙ учитель и не знает,
Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

(Ольга Лобанкова)

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, т.е. омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

Вопросительные
- относительные

§3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами

Язык позволяет нам избежать множества ненужных повторений одних и тех же слов. Это возможно, в частности, потому, что роль других слов могут брать на себя местоимения. Они способны замещать в предложениях имена: существительные, прилагательные, числительные. Рассмотрим пример:

Ярославль - красивый город. Ярославль стоит на берегу Волги.

Если во втором предложении заменить слово Ярославль на местоимение он , мы избежим повтора: Он стоит на берегу Волги.

Если местоимение может заместить существительное, то оно соотносится с существительным, если прилагательное, то - с прилагательным, а если числительное, то - с числительным.

1. Местоимения, соотносимые с существительными

В эту группу входят:

  • все личные местоимения,
  • возвратное: себя,
  • вопросительно-относительные: кто, что,
  • неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то и др.,
  • отрицательные: никто, ничто.

Морфологические признаки этих местоимений сходны с морфологическими признаками существительных. У них тоже есть род, число и падеж. А у личных местоимений есть еще неизменяемый признак лица.

Местоимения, как и существительные, не изменяются по роду. У одних слов принадлежность к роду выражена окончаниями: он - она - оно , у других показателей рода нет. Но часто род можно определить из контекста. Помогают формы прилагательного в ед.ч. или глаголов прошедшего времени, например: кто-то пришёл, кто-то незнакомый, что-то большое . Благодаря синтаксическим связям мы знаем, что слово кто - м.р., а что - среднего. Местоимения я и ты - общего рода, сравни: Я уже взрослая. Я уже взрослый.

Число

У местоимений признак числа постоянный. Я и мы , ты и вы , он и они - это разные слова. Особенностью местоимений, соотносящихся с существительными, является то, что они не изменяются по числам.

Падеж

Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
Но:

  • у возвратного местоимения себя , отрицательных некого, нечего нет формы И.п.,
  • некто есть только формы И.п.,
  • у неопределённого местоимения нечто есть формы И. и В.п.

Лицо

У личных местоимений есть лицо. Местоимения не изменяются по лицам.

Синтаксическая роль в предложении, как у существительного. Например:

Никто ничего не узнает.

Никто - подлежащее, ничего - дополнение.

Себя не может быть подлежащим. Вторая особенность в том, что себя может входить в сказуемое вместе с глаголом. Местоимение в этом случае не добавляет никакого другого значения, кроме возвратности.

2. Местоимения, соотносимые с прилагательными

В эту группу входят:

  • все притяжательные местоимения,
  • указательные: почти все местоимения этого разряда,
  • все определительные местоимения,
  • четыре вопросительных и относительных: какой, каков, который, чей,
  • неопределённые, образованные от какой, который, чей : какой-либо, некоторый и др.
  • отрицательные: никакой, ничей

Как и прилагательные, местоимения, соотносимые с ними, изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому они относятся.
Исключение составляют притяжательные местоимения её, его, употребляемые в ед.ч., и местоимение их , употребляемое во мн.ч. Это неизменяемые слова. Примеры:

И.п. её, его, их сестра, брат, общество
Р.п. её, его, их сестры, брата, общества
Д.п. её, его, их сестре, брату, обществу
В.п. её, его, их сестру, брата, общества
Т.п. её, его, их сестрой, братом, обществом
П.п. (о) её, его, их сестре, брате, обществе

И.п. её, его, их сестры, братья, окна и т. д.

Примеры показывают, что притяжательные местоимения её, его и их сами не изменяются. Их грамматическую форму помогают определить существительные.

Местоимения каков, таков, совпадающие формально с краткими прилагательными, как и они, изменяются по родам и числам.

Каков отец, какова мать, каково государство, каковы законы, таков сын, такова дочь, таково общество, таковы обычаи.

Синтаксическая роль в предложении по преимуществу - определение, реже часть сказуемого. Например:

Моя, твоя - определения.

Без трудолюбия способности ничто .

Ничто - часть сказуемого. (Нулевая связка быть)

3. Местоимения, соотносимые с числительными

Это небольшая группа местоимений, к которым относятся слова сколько, столько и их производные: несколько,сколько-нибудь и др.

Как и числительные, эти местоимения изменяются по падежам. Признаков рода и числа они не имеют. Как и числительные, они, находясь в форме И. и В.п. управляют формой существительного: требуют после себя сущ. в форме Р.п. мн.ч., например: несколько яблок, столько-то килограммов. В остальных падежах они согласуются с существительными в падеже, например: несколькими яблоками, стольким-то килограммам, (о) стольких-то килограммах.

Как и числительные, в предложении такие местоимения выполняют ту же роль, что и существительное, к которому относится местоимение. Например:

Несколько яблок лежало на столе.

Несколько яблок - подлежащее.

Он съел несколько яблок.

Несколько яблок - дополнение.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Может ли местоимение замещать глаголы?

  2. Верно ли полагать, что синтаксическая роль у местоимения в предложении может быть такой же, как у существительных, прилагательных или числительных, которые оно замещает?

  3. Какого из признаков, свойственных личным местоимениям, нет у других местоимений?

    • Падежа
    • Числа
  4. Является ли лицо у личных местоимений постоянным (неизменяемым признаком)?

  5. Формы какого падежа нет у возвратного местоимения себя ?

  6. С какой частью речи соотносятся местоимения сколько, столько ?

    • С существительными
    • С прилагательными
    • С числительными
  7. Форм какого падежа нет у местоимений некого, нечего ?

  8. некто ?

    • Все, кроме И.п.
  9. Какие формы есть у местоимения нечто ?

    • И.п. и В.п.
    • Только И.п.
    • Только В.п.
  10. К какому разряду относятся местоимения: этот, тот, такой, таков, столько ?

    • Определительные
    • Неопределённые
    • Указательные
  11. Сколько местоимений в примере: Относись к каждому человеку так, как ты бы хотел, чтобы все относились к тебе.?

Правильные ответы:

  1. С числительными
  2. И.п. и В.п.
  3. Указательные

Вконтакте

Местоимения - это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них.

Разряды местоимений: 1) Личные местоимения

лицо

ед. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр.)

мн. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр. )

я(меня́, мне, меня, мной/мною,обо мне)

мы(нас, нам, нас, на́ми,о нас)

ты(тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобою,о тебе́)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём) она́(её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю,о ней) оно́(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём)

они́(их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми,о них)

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я , ты , мы , вы ). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он , она , оно , они ). 2)Возвратное местоимение Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале ).

Склоняется по падежам: - себя (рд., вн. падежи ), себе (дт., пр. ), собой, собою (тв. ).

Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется. Изменяется по падежам. 3)Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов. Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их ) не склоняются и поэтому примыкают к определяемым существительным. 4)Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных , отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:

5)Относительные местоимения Используются для присоединения придаточного предложения к главному.

В русском языке - кто, что, какой, каков, чей, который, сколько .

Относительные местоимения могут быть разными членами предложения в зависимости от того, какое слово они заменяют. 6)Указательные местоимения

7)Определительные местоимения
8)Отрицательные местоимения 9)Неопределенные местоимения

10)Неопределенно-личные местоимения Самый многочисленный в рус. языке разряд местоимений. Их задача - указывать на неопределённое множество. Образуются из вопросительных местоимений с помощью постфиксов - то, - либо, - нибудь и приставок не-, где- и кое-: что-то, кто-нибудь, куда-либо, кое-где, где-то, некоторый. К неопределённым местоимениям близки клише типа где попало.

Словообразование местоимений: Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто - ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь. Синтаксическая роль: Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.

Учащиеся уже хорошо знают о том, что в основе распределения слов по частям речи лежат три группы признаков:

  1. Общее лексическое значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль слова.

Рассматривая синтаксическую функцию местоимений, следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи, объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, наречия или безличных предикатов (слов категории состояния), т.е. ученик должен научиться соотносить местоимения с именами существительными, прилагательными и числительными.

этой части речи ведется в двух направлениях:

  1. Осознание синтаксической роли местоимений в словосочетании и предложении.
  2. Усвоение норм употребления местоимений в речи.

Синтаксическая функция личных местоимений учащимся знакома.

В данном случае необходимо подвести детей к обобщению, что личные местоимения в предложении выполняют такую же роль, как и существительные (не бывают только обращениями).

Рассматривая возвратное местоимение себя , учащиеся узнают, что возвратное местоимение себя Для себя жить – тлеть.

Начиная изучать вопросительные местоимения, желательно повторить вопросительные предложения и практически познакомиться с вопросительными местоимениями в роли различных членов предложения. Закрепление синтаксической функции вопросительных местоимений предусматривается при сопоставлении их с относительными местоимениями.

относительными местоимениями в роли членов предложения, но и употребление этих местоимений в качестве связующих средств в сложных предложениях. Следует обратить внимание детей на прием разграничения относительных и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений (определение их синтаксической функции). Учащиеся должны твердо знать, что относительные местоимения

Работа над неопределенными местоимениями начинается с выяснения семантики неопределенных местоимений – неопределенности. Неопределенные местоимения могут выступать в роли главного слова словосочетания (кто-нибудь из учеников; некто из класса; кое-кто на коне).

При изучении отрицательных не ни ничего не знал. Полезно добавить, что отрицательные местоимения с ни обычно употребляются в предложениях, в которых уже имеется отрицание (нет, не, нельзя), и служат для усиления отрицания.

Притяжательные местоимения по синтаксической роли соотносятся с притяжательными прилагательными. Они так же, как и притяжательные прилагательные, указывают на принадлежность и выступают в предложении в роли определений.

Синтаксическая функция указательных указательное местоимение + существительное ): об этом событии; из таких книг; в те В этот лес завороженный… (С.А.Есенин)

Изучая определительные местоимения, следует отметить, что эти местоимения обладают теми же морфологическими признаками, что и прилагательные, т.е. изменяются по родам, числам и падежам, в предложении выступают, как правило, в роли определения.

В шестом классе продолжается работа по синтаксису в связи с изучением морфологии. Дети впервые, по сути дела, встречаются с местоимением как частью речи. Им хорошо известны только личные местоимения. Они безошибочно определяют подлежащее, выраженное личным местоимением, несколько хуже дополнение. С остальными разрядами местоимений шестиклассники еще незнакомы. Именно поэтому работа над синтаксисом приобретает важное значение для осознания функций изучаемой части речи и ее морфологических категорий.

Первые две группы признаков, как правило, не вызывают затруднений при изучении. Синтаксические же функции местоимений достаточно специфичны и сложны для освоения.

В этой работе я попытаюсь рассмотреть лишь один аспект изучения местоимения как части речи, на мой взгляд, наиболее сложный, а именно: его синтаксическую роль в предложении и словосочетании.

На первом этапе освоения этого материала желательно начать работу с таблицей лексико-грамматических разрядов местоимений с указанием их возможной синтаксической роли в предложении.

Эта работа выполняется в тетрадях для схем, которые учащиеся ведут с 5-го класса.

Таблица будет заполняться по мере знакомства с новыми лексико-грамматическими разрядами.

Рассматривая синтаксическую функцию местоимений, следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи, объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, наречия или безличных предикатов (слов категории состояния), т е. ученик должен научиться соотносить местоимения с именами существительными, прилагательными и числительными. Например, местоимения он, кто, кто-то, никто и др., как и существительные, обозначают предмет, в предложении бывают подлежащими или дополнениями:

Она была в школе? (Кто она? Катя) Катя была в школе?

Ей купили портфель? (Кому ей? Кате) Кате купили портфель?

Местоимения мой, какой-то, каждый и др., как и прилагательные, обозначают признак, согласуются в роде, числе и падеже с определяемым существительным; в предложении обычно бывают определениями (Сестра взяла мою ручку).

Местоимения сколько, столько по значению, склонению и синтаксическим связям с существительным соотносятся с количественным числительным (ср. четыре книги/ сколько книг – управление; четырьмя книгами/ сколькими книгами – согласование).

Чтобы научить школьников соотносить местоимение с существительным, прилагательным и числительным, необходимо постоянно пользоваться методом анализа и приемом сравнения.

На практике это выглядит так: в данном тексте рядом с местоимением в скобках указать часть речи (существительное, прилагательное, числительное), вместо которой оно употреблено:

Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (семь-десять) дней засияет весеннее солнце и откроется настоящая весна.

Такая запись способствует осознанию обобщенности и относительности значения местоимения (местоимения не имеют собственного лексического значения и приобретают его в предложении во взаимосвязи с другими словами).

Изучение синтаксической функции этой части речи ведется в двух направлениях:

  1. осознание синтаксической роли местоимений в словосочетании и предложении;
  2. усвоение норм употребления местоимений в речи.

Некоторые учащиеся допускают разнообразные синтаксические ошибки в употреблении местоимений. Здесь целесообразно давать задания типа:

  1. найдите ошибки в употреблении местоимений;
  2. запишите предложения в исправленном виде.

Работа может выполняться коллективно в слабом классе. В сильном дети справляются сами. На доске или через графопроектор дается ошибочный вариант, например:

  1. Я взял рыбу из корзины и передал ее отцу.
  2. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
  3. У Троекурова был сын Саша, и он взял учителя (из ученических сочинений).

Детей нужно учить самоконтролю, они должны следить за своей речью, осознавать, на что указывают местоимения, что они обозначают.

Синтаксическая функция личных местоимений учащимся знакома. В данном случае необходимо подвести детей к обобщению, что личные местоимения в предложении выполняют такую же роль, как и существительные (не бывают только обращениями).

Новым же синтаксическим материалом является знакомство со словосочетанием по модели глагол + личное местоимение в косвенном падеже (беспокоиться обо мне – о ком?).

Необходимо включить в работу на уроке словосочетания грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Чтобы избежать ошибок в образовании грамматических форм этих местоимений, желательно занести эти словосочетания в словарь “Говори правильно”. Любым другим способом акцентировать на них внимание: составить предложение, написать письмо кому-либо на уроке, используя эти словосочетания.

В сильных классах можно оговорить случаи, когда местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они утрачивают местоименное значение предметности, обогащают его конкретным содержанием и переходят в существительные.

При этом их морфологические свойства тоже меняются: эти слова становятся неизменяемыми, приобретают средний род, неизменяемую форму единственного числа, изменяются по падежам, как слова метро, кафе и т.д. Например:

  • Ноосфера в эпоху ядерной энергии требует перестройки сознания человека. Уменьшается “я” , увеличивается “мы” (Д. Гранин);
  • Федор Иванович где-то в глубине своего “я” чувствовал боль (В.Дудинцев).

Рассматривая возвратное местоимение себя , учащиеся узнают, что возвратное местоимение себя склоняется, но не имеет именительного падежа; следовательно, в предложении оно никогда не может быть подлежащим. Наиболее употребительная его синтаксическая функция – дополнение: Для себя жить – тлеть.

Важно познакомить учащихся с фразеологическими оборотами, в составе которых есть местоимение себя (прийти в себя, себе на уме и т.д.).

Целесообразно вспомнить, что фразеологический оборот в целом является одним членом предложения:

Все устроилось само собой (обстоятельство); После каникул дети на себя не похожи (сказуемое).

Начиная изучать вопросительные местоимения, желательно повторить вопросительные предложения и практически познакомиться с вопросительными местоимениями в роли различных членов предложения. Работа должна выполняться коллективно, так как учащиеся еще не имеют навыка квалифицировать вопросительное местоимение как член предложения. Полезно записать на доске и произвести полный разбор 2–3 предложений с вопросительными местоимениями:

Кто варежки пестрые вяжет, старинные песни поет?

Чьи волосы снега белее, а руки желты и сухи?

Закрепление синтаксической функции вопросительных местоимений предусматривается при сопоставлении их с относительными местоимениями.

Новым для учащихся является не только знакомство с относительными местоимениями в роли членов предложения, но и употребление этих местоимений в качестве связующих средств в сложных предложениях. Следует обратить внимание детей на прием разграничения относительных и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений (определение их синтаксической функции).

Учащиеся должны твердо знать, что относительные местоимения кто, что, какой, чей, каков, который, сколько служат для связи частей сложного (сложноподчиненного предложения). Вопросительные в этой функции не выступают.

Полезно предложить учащимся следующее упражнение: прочитайте, укажите вопросительные местоимения, затем составьте сложные предложения так, чтобы эти предложения стали их второй частью (с относительными местоимениями кто, кому, о чем, что).

  1. Кто победил на олимпиаде по русскому языку?
  2. Кому вручили премию?
  3. О чем рассказывает телеведущий?
  4. Что интересует болельщиков футбола?

Образец: Кого тренеры пошлют на соревнования? – Все хотели узнать, кого тренеры пошлют на соревнования.

В сильном классе следует рассмотреть не только проблему отграничения относительных местоимений от вопросительных, но и проблему отграничения относительных местоимений от подчинительных союзов, пропедевтически познакомить детей с новым синтаксическим явлением, которое более детально они будут изучать в старших классах. Не стоит вникать в тонкости проблемы. Достаточно провести сравнительный анализ двух предложений:

В первом предложении что является только средством связи частей сложного предложения, т.е. союзом, так как не является никаким членом предложения и, самое главное, его нельзя соотнести со словом другой части речи.

Во втором – членом предложения, (его можно соотнести с именем существительным), а значит – относительным местоимением.

Работа над неопределенными местоимениями начинается с выяснения семантики неопределенных местоимений – неопределенности.

Самостоятельно определить, каким членом предложения является то или иное неопределенное местоимение, учащиеся, как правило, затрудняются. Поэтому полезно предложить эти местоимения мысленно заменить именами существительными или прилагательными. Исчезнет неопределенность, и учащиеся безошибочно определят, какими членами предложения являются местоимения:

Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто .

Некоторую часть найденного он отдал другу, а кое-что бросил.

Неопределенные местоимения могут выступать в роли главного слова словосочетания (кто-нибудь из учеников; некто из класса; кое-кто на коне).

К ним могут присоединяться имена существительные в родительном и предложном падежах. Эту модель словосочетания образуют также отрицательные, определительные и указательные местоимения:

  • Я никого из знакомых не приглашал.
  • Те из учеников, которые написали сочинение на пять, были счастливы.

При изучении отрицательных местоимений новыми синтаксическими сведениями являются указания, что если при сказуемом есть частица не , то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения: Отец ничего не знал.

Полезно добавить, что отрицательные местоимения с ни обычно употребляются в предложениях, в которых уже имеется отрицание (нет, не, нельзя), и служат для усиления отрицания.

При анализе местоимений и отграничений их от омонимичных им слов других частей речи следует помнить, что значение местоимения и его функции зависят от контекста и ситуации.

В качестве иллюстрации к сказанному в сильном классе можно рассмотреть местоимение женского рода ничья и существительное ничья , а также местоимение ничего и наречие ничего :

  • Собака была ничья (ничья – местоимение).
  • Разводи – ничья! – крикнуло сразу несколько голосов …(М.Горький) (ничья – существительное).
  • Мне ничего не передавали (ничего – местоимение).
  • Ну, как живешь, можешь? Ничего. (Ф.Решетников) – (Ничего – наречие – “хорошо”, “сносно”) (СРЯ, 1986)

Притяжательные местоимения по синтаксической роли соотносятся с притяжательными прилагательными.

Они так же, как и притяжательные прилагательные, указывают на принадлежность и выступают в предложении в роли определений. Вместе с тем по своему значению притяжательные местоимения соотносятся и личными местоимениями, так как указывают на принадлежность предмета к 1-му лицу (мой, наш) или 2-му лицу (твой, ваш). Специального притяжательного местоимения 3 - го лица в русском языке нет: для обозначения принадлежности 3-му лицу употребляется родительный падеж личного местоимения 3-го лица: его, ее, их . Местоимение свой указывает на принадлежность любому из трех лиц (Я взял свою тетрадь; Он взял свою тетрадь).

Необходимо иметь в виду и такое языковое явление: притяжательные и указательные местоимения обычно не распространяются другими частями речи, поэтому в роли главного слова словосочетания они не выступают.

Необходимо отметить, что могут субстантивироваться местоимения свой, свое, свои ; при этом происходит изменение их лексического значения, а следовательно, и синтаксической роли: существительное свой имеет значение “родственник”:

  • Свой своему поневоле друг (пословица); люди, близкие по убеждениям, друзья.
  • Клычкова рабочие знали близко, любили, считали своим (Д.Фурманов).

Синтаксическая функция указательных местоимений в словосочетаниях – быть зависимым словом (модель указательное местоимение + существительное ): об этом событии; из таких книг; в те времена); в предложении указательные местоимения обычно являются определениями: В этот лес завороженный… (С.А.Есенин)

Изучая определительные местоимения, следует отметить, что эти местоимения обладают теми же морфологическими признаками, что и прилагательные, т.е. изменяются по родам, числам и падежам, в предложении выступают, как правило, в роли определения. Учащиеся должны научиться узнавать эти местоимения “в лицо”.

Работая над текстом, вначале указываются определительные местоимения вместе с теми словами, от которых они зависят, затем рекомендуется выписать эти словосочетания, обозначив в них главное слово, и от него к зависимому слову поставить вопрос.

  • Каждый ученик дорожит честью класса (каждый ученик);
  • На полке лежали всякие инструменты (всякие инструменты).

Следует также рассмотреть и такую синтаксическую конструкцию, где определительное местоимение выступает в роли подлежащего:

  • Каждый приходит в класс без опозданий. Всякий знает основные правила гигиены .

В конце изучения всей темы полезно предложить такую работу:

Определите, местоимения каких разрядов выступают в роли подлежащих.

  1. Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города (М.Лермонтов).
  2. Кто-то крикнул, что Петя сломал ногу.
  3. С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И.Тургенев).
  4. Все то, что грезится другим , у нас в стране сбылось (С.Михалков).
  5. Это кабинет? Это спальня? А тут что ? (А.Чехов)
  6. Все к счастью стремилось, все в мире по нескольку раз изменилось (Н.Некрасов).
  7. Начали наши собираться.
  8. Все и все меня радовало.

Установите, какими членами предложения являются местоимения в данных предложениях:

  1. Она сказала: “Это он!” (А.Пушкин)
  2. Святая Русь, Отечество! Я твой! (А.Пушкин)

Желаю успехов в освоении этой темы вашим ученикам. Буду рада, если удалось чем-нибудь помочь.

Литература

  1. М.Баранов. Обучение русскому языку в 6-м классе. М., Просвещение 1984 г.
  2. Е.И.Диброва. Современный русский язык. 3-я часть. Синтаксис.
  3. В.В.Бабайцева. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6–7-е классы. М., Просвещение.1994 г.
  4. Дейкина, Тростенцова, Невская. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6–7-е классы.