Синтаксическая роль числительных. Значение имени числительного. Его морфологические признаки и синтаксические функции

На вопрос имя числительное и его синтаксическая роль заданный автором Ѐуся лучший ответ это





Ответ от роспуск [новичек]
Разве вы это хотите


Ответ от Двутавровый [новичек]
Ответ неполный. Порядковые числительные редко, но бывают обстоятельствами. Пример: Около тысяча двести семьдесят пятого года до новой эры в Трое произошло извержение. (Около) тысяча двести семьдесят пятого (года) - обстоятельство.



Ответ от Даниил Кузнецов [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.


Ответ от Dfhk hfik [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.


Ответ от Анна Крид [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.

1. Понятие об имени числительном.

Числительное – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обозначающие

Числа (дважды два – четыре),

Количество предметов (четыре стола) или

Порядок предметов при счете (пятый дом)

и отвечающие на вопросы сколько ?, который ?

Схема 1. Числительное как часть речи

2. Разряды числительных.

С точки зрения значения и грамматических признаков числительные принято делить на группы, или разряды.

Разряды – группы слов, объединенных общим значением и имеющих одинаковые грамматические характеристики.

Числительные делятся на количественные и порядковые.

К количественным числительным относят слова, обозначающие количество (пять домов),

число (пять не делится на два без остатка), номер предмета (дом номер пять ).

К порядковым числительным относят слова, обозначающие порядок следования предметов при счете (пятый дом).

Схема 2. Разряды числительных

3. Количественные числительные.

Внутри группы количественных числительных с точки зрения значения и грамматических свойств можно выделить следующие подгруппы:

Количественные числительные, обозначающие целые числа,

Количественные числительные, обозначающие дробные числа,

Собирательные числительные.

Количественные числительные, обозначающие целые числа, – это числительные, называющие количество чего-либо в целых единицах: два стола, пять билетов, тридцатьтри корабля. Отметим, что данные слова сочетаются с существительными, которые называют предметы, поддающиеся счету (нельзя сказать два золота или три молодежи).

Эти слова изменяются по падежам (пять, пяти, пятью ) и не имеют категорий рода и числа (кроме числительных один, два ). Слово один может иметь формы мужского, среднего и женского рода: один, одно, одна и форму множественного числа: одни .

Числительное два/две изменяется по родам, сохраняя различия по роду в И.п. и В.п.: две рубашки, два стола.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество (две третьих, ноль целых семь десятых ). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными: две третьих стола, одна десятая молодежи, три пятых золота.

Слова этой подгруппы изменяются по падежам: три четвертых, трёх четвертых и т.д., но не имеют рода и числа.

Исключение составляют числительное полтора , которое имеет две формы: м. и ж. р. (полтора месяца, полторы минуты), а также дробные числительные, в состав которых входят числительные один и два . При этом, сохраняя категорию рода, данные слова в составе дробных числительных по родам не изменяются и всегда используются только в форме ж. р. Одна седьмая стола, две пятых книги .

Последняя подгруппа количественных числительных – собирательные числительные. К этой подгруппе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба/обе .

Все эти слова изменяются по падежам (двое, двоих, двоим и т.д.).

Слово оба/обе изменяется по падежам и по родам, где оба – форма мужского и среднего рода, обе женского рода.

4. Строение (структура) имен числительных.

По своей структуре числительные могут быть простыми, составными и сложными.

Простые числительные состоят из одного слова (восемь, пять, двадцать ). Составные – из двух и более (восемьдесят два, пятьдесят три, пятьсот двадцать пять ).

С точки зрения количества корней в слове также выделяют сложные числительные. К ним относят слова, содержащие более одного корня. Слова пятьдесят, шестьдесят, семьдесят являются сложными, т.к. имеют два корня.

Дробные числительные – составные (три десятых ), числительное полтора – простое, числительное полтораста – сложное.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Схема 3. Структура числительных

5. Синтаксическая функция числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят. Таким образом, они могут быть любым членом предложения, которым может быть существительное.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком (А. Пушкин).

(…) И выбор мой благословляет лишь три любимые лица. (Б. Ахмадулина).

На них он выменял борзые три собаки!!! (А. Грибоедов).

Порядковые числительные являются либо определениями, либо частью сказуемого.

Все повторяю первый стих… (М. Цветаева).

Сто первым я не буду никогда! (Е. Евтушенко).

Домашнее задание (Источник)

Упражнение 1.

Запишите текст, определите разряды числительных.

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Как важно бывает правильно ответить на вопрос сколько?! От правильного ответа могут зависеть и наши потери, и наши приобретения. На данном уроке вы узнаете, как правильно склонять количественные числительные, обозначающие целые числа.

1. Значение дробных числительных и их сочетаемость с именами существительными

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробные количества (две третьих, 0,7 и пр.). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными. Две третьих стола. Одна десятая молодежи. Две пятых золота.

Однако числительные данного разряда не могут сочетаться с одушевленными существительными. Исключение составляет слово полтораста (= полторы сотни = 150). Мы не можем сказать, например, полторы собаки и можем сказать полтораста собак .

Из полу́тораста собак южнорусских овчарок было всего пять.

Слово полтораста хоть и является дробным, поскольку полтораста – это полторы сотни, но называет целое количество, т. к. полторы сотни – это 150. Именно поэтому полтораста является единственным дробным числительным, которое сочетается с одушевлёнными существительными.

2. Структура дробных числительных

По своей структуре все дробные количественные числительные являются составными, т. е. состоят из 2-х и более слов. Три десятых, семь восьмых, три четвёртых. При этом первая часть дробных числительных представлена целым количественным числительным, а вторая часть – порядковым числительным.

Исключение составляют числительные полтора/полторы и полтораста , поскольку они состоят из одного слова, в отличие от остальных дробных числительных. При этом полтора – простое, полтораста – сложное.

3. Морфологические признаки

Все дробные количественные числительные изменяются по падежам.

Числительное полтора изменяется по родам и имеет формы м. и ср. р. и форму ж. р: полтора и полторы . Полтора месяца, полтора яблока, полторы недели.

Как вы помните из предыдущего урока, числительные один и два тоже имеют категорию рода (один – одна – одно, два – две ). Попадая в состав дробного числительного, эти слова сохраняют родовую характеристику, но используются только в форме ж. р.: одна десятая, две десятых, одна восьмая, две восьмых и т. д.

4. Склонение дробных количественных числительных

С точки зрения структуры в группе дробных количественных числительных представлено 2 подгруппы:

§ простые (несоставные) числительные (полтора, полтораста )

§ составные числительные (все остальные, напр. 2/5).

Числительные первой подгруппы полтора/полторы и полтораста имеют 2 формы: И. п. и В. п. (полтора/полторы и полтораста ) и форму для остальных падежей (полу́тора, полу́тораста ).

Таблица 1. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

В числительных второй подгруппы – в составных дробных числительных – склоняются обе части: первая часть склоняется как соответствующее целое числительное, вторая – как порядковое числительное во мн. или ед. ч. (одна седьмая, три седьмых и т. д.).

Таблица 2. Склонение составных дробных числительных

5. Синтаксические характеристики

Существительные, употребляющиеся с дробными количественными числительными, стоят в форме Р. п. ед. или мн. ч. Форма числа существительного зависит от смысла.

Сравните: Одна вторая груши и одна вторая груш , две третьих стакана и две третьих стаканов . Т. е. ед. ч. = часть одного предмета, мн. ч. = часть общего количества предметов.

В предложении дробные количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Мы не виделись полтора года .

Мировой океан занимает три четвертых планеты .

Наиболее характерным признаком числительного как части речи является его значение числа.

Имя числительное -- это часть речи, которая обозначает отвлеченное количество (число), а также порядок предметов при их счете: один, два, десять; одна вторая, три четвертых; двое, трое, пятеро; первый, второй, десятый.

Количественное значение может передаваться не только числительными, но и словами других частей речи: тройка, пятерка, сотня; утроить, удесятерить. Однако отвлеченное значение количества (числа) присуще одним числительным. Отвлеченность количественной семантики числительных проявляется в следующем:

1. Числительные способны обозначать количество (число) без связи с каким-либо конкретным предметом и на письме обозначаются цифрами: 2 + 2=4, 2x2=4, 2: 2 = 1, 2 -- 2=0.

2. Количественное (числовое) значение числительных не осложнено другими значениями. Три, тройка, утроить -- разные части речи, так как по-разному выражают количественное значение. Тройка -- это существительное, потому что всегда соотнесено с предметом: тройка -- это название отметки (получить тройку); название мужского костюма, состоящего из трех частей (сшить тройку); название игральной карты (тройка бубен); название комиссии в составе трех человек (чрезвычайная тройка). Утроить -- это глагол, потому что всегда обозначает действие как процесс: утроить -- увеличить в три раза. Лишь три является числительным, потому что выражает количество (число) и ничего больше.

Грамматические признаки числительных не столь единообразны и показательны, как семантика рассматриваемой части речи. Слова один, три и тысяча с точки зрения их семантики -- это числительные. Но в морфологическом отношении они не однородны: один изменяется по родам (один дом, одна комната, одно окно); три не имеет категории рода; тысяча -- слово жен. рода и по родам не изменяется. Грамматическая неоднородность числительных обусловливает описание их грамматических признаков в пределах того или иного разряда числительных.

Разряды имен числительных

По значению все числительные делятся на количественные, неопределенно-количественные, порядковые, собирательные.

Числительные, выражающие отвлеченное количество (число), называются количественными.

Количественные числительные подразделяются на числительные, называющие целые числа или количество целых предметов (два, три, десять), и числительные, называющие части целых чисел или количество частей предметов -- дробные (полтора, одна вторая, две трети). Количественные числительные обозначают точное, определенное количество предметов (два стола, пять домов, сто дорог и др.).

Неопределенно-количественные числительные обозначают неопределенное количество предметов (лиц) или вещества: много, немного, мало (много столов, долгов, дорог и т. д.).

Порядковыми называются числительные, указывающие порядок предметов при их счете: первый, второй, пятый, сотый, сто десятый.

Собирательными являются числительные, которые называют количество единиц, образующих совокупность предметов: двое, трое, пятеро и др.

Количественные числительные являются основным разрядом, так как: 1) они делают возможным образование и функционирование других семантических разрядов; 2) они обладают специфическими грамматическими особенностями, что не столь характерно для других числительных.

Структурные разряды числительных

По строению числительные бывают непроизводными, или простыми, и производными.

Непроизводных (простых) числительных мало: количественные числительные первого десятка (один, два, три, десять) и числительные сорок, сто, тысяча. В современном языке к простым можно отнести числительные полтора (дробное), миллион, миллиард (они сейчас не членятся на морфемы).

Производные числительные объединяют две группы: сложные и составные числительные.

Сложными являются однословные числительные, образованные от простых (одиннадцать, двадцать, пятьдесят, двести, пятьсот, одиннадцатый, пятидесятый и др.). Из количественных числительных это названия единиц второго десятка, десятков, сотен.

Названия единиц второго десятка восходят к сочетаниям названий единиц первого десятка с предлогом на и числительным десять в местном (предложном) падеже: одиннадцать из один на десяти («одна единица сверх десяти»); двенадцать из две на десяти и т. д. В результате фонетических изменений числительное десять с предлогом на превратилось в -надцать. Аналогичные трансформации произошли в числительных двадцать, тридцать, которые восходят к сочетаниям числительных два, три и числительного десять в именительном падеже двойственного и множественного числа (десяти). Двадесяти, тридесяти преобразовались в двадцать, тридцать.

Числительные пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят образованы из соединения названий единиц и числительного десять в родительном падеже множественного числа. Происхождение числительного девяносто точно не установлено.

Числительное двести представляет собой по происхождению слияние числительных две и сто (в именительном падеже двойственного числа). Числительные триста, четыреста восходят к древнерусским сочетаниям числительных три, четыре и числительного ста (именительный падеж множественного числа от сто). Числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот произошли из сочетаний пять, шесть, семь, восемь, девять и числительного сто в родительном падеже множественного числа (сотъ).

Составными называются неоднословные числительные, которые образовались путем соположения (составления) простых и сложных числительных (двадцать один, сто тридцать семь, тысяча пятьсот восемьдесят пять, двадцать первый, сто тридцать седьмой). Составные числительные -- продуктивная группа, тогда как сложные числительные в современном языке не пополняются новыми образованиями. Комбинацией немногих простых и сложных числительных мы в состоянии обозначать любое большое или малое количество (число).

Грамматические признаки количественных числительных

Количественные числительные -- наиболее своеобразный разряд в грамматическом отношении. Морфологически они характеризуются отсутствием категории рода у большинства слов, а синтаксически -- особой сочетаемостью с существительными.

Категорию рода, не свойственную количественным числительным, имеют числительные один (одна, одно), два (две), тысяча, миллион, миллиард. У числительных один, два категория рода изменяемая (один дом, одна комната, одно окно; два дома, две комнаты, два окна), а у числительных тысяча, миллион, миллиард -- неизменяемая (тысяча -- женский род, миллион, миллиард -- мужской род).

Категория числа присуща числительным один, тысяча, миллион, миллиард (один -- одни, тысяча -- тысячи, миллион -- миллионы, миллиард -- миллиарды). Однако формы множественного числа числительного один употребляются лишь в сочетаниях с существительными, не имеющими форм единственного числа (pluralia tantum): одни часы, одни ножницы, одни клещи и т. д. Следовательно, у числительного один множественное число фактически не означает множества, а выполняет формальную роль -- служит средством согласования с существительным.

В сочетании с существительными не pluralia tantum слово один во множественном числе не является числительным: Было холодно ехать без шубы, мимо сел, где ни дома, ни люда. Где одни обгорелые трубы шли, как ящеры или верблюды (Самойлов) (одни -- частица, ср.: только, лишь); Он спрашивал очень простую вещь; он спрашивал: зачем и по какому праву одни люди заперли, мучают, ссылают, секут и убивают других людей, тогда как они сами точно такие же, как и те, которых они мучают, секут, убивают? (Л. Толстой) (одни -- местоимение, ср. некоторые).

Если отсутствие содержательной категории числа позволяет сблизить слово один с количественными числительными, то слова тысяча, миллион, миллиард в морфологическом отношении ничем не отличаются от существительных (ср.: тысяча -- дача, тысячи -- дачи; миллион -- бульон, миллионы -- бульоны; миллиард *-- бильярд, миллиарды -- бильярды).

Синтаксические функции количественных числительных разнообразны. Они могут быть: 1) подлежащим и сказуемым: Три да три -- шесть; 2) второстепенными членами предложения: От пяти отнять два (дополнения); Нет, больше двух рублей я не могу дать,-- сказал Чичиков (Гоголь) (двух -- определение). Однако синтаксические особенности количественных числительных прежде всего проявляются в различной сочетаемости числительных с существительными.

1. Числительное один согласуется с определяемым существительным в числе, роде и падеже: один дом -- одного дома -- одному дому; одна комната -- одной комнаты -- одной комнате и т. д.

2. Числительные два, три, четыре в именительном и винительном падежах управляют родительным падежом единственного числа существительных, с которыми они связаны: два (три, четыре) дома, окна; две (три, четыре) комнаты.

Следует иметь в виду, что по форме родительный падеж единственного числа существительных женского рода совпадает с именительным падежом множественного числа (у комнаты -- родительный падеж единственного числа; комнаты светлые -- именительный падеж множественного числа; у двери -- родительный падеж единственного числа; двери раскрыты -- именительный падеж множественного числа), но в сочетании с числительными два, три, четыре именительного и винительного падежей существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа: Три гордые пальмы (родительный падеж единственного числа, не именительный падеж множественного числа!) высоко росли (Лермонтов).

Во всех других падежах, кроме именительного и винительного, числительные два, три, четыре согласуются с существительными и существительное имеет форму множественного числа: два дуба, но двух дубов, двум дубам, двумя дубами, (о) двух дубах.

Так же сочетаются с существительными составные количественные числительные, последний компонент которых -- два, три или четыре: четыре стола -- двадцать четыре стола -- тысяча пятьдесят четыре стола; четырех столов -- двадцати четырех столов -- тысячи пятидесяти четырех столов и т.д.

3. Числительные от пяти и более (кроме тысяча, миллион, миллиард) в им. и вин. падежах управляют род. падежом мн. числа существительных (пять домов, пять комнат, пять окон). В косвенных падежах эти числительные согласуются с существительными (пяти домов, пяти домам, пятью домами, о пяти домах) .

4. Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах управляют род. падежом мн. числа существительных: тысяча книг -- тысячи книг -- тысяче книг -- тысячу книг и т. д.

Собирательные числительные

Собирательные числительные являются непродуктивной и немногочисленной группой слов. Они образуются от количественных числительных только первого десятка: двое, трое, четверо, пятеро шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Особое место занимает числительное оба, обе. Во-первых, оно является не единственным обозначением совокупности двух предметов (ср. двое). Во-вторых, оно обозначает не простую совокупность, а совокупность уже известных слушателю или читателю предметов (и тот, и другой). Числительное двое не требует уточнения, а слова оба, обе всегда предполагают уточнение в контексте; ср.: Двое в городе и Оба в городе (в последнем случае обязательно предварительное знание, о ком или о чем идет речь). Указание на предшествующий контекст сближает слова оба, обе с местоимениями (ср.: он, этот, тот), и ряд исследователей считает оба, обе местоимениями.

Собирательные числительные используются в определенных условиях:

1. Собирательные числительные сочетаются с названиями лиц мужского рода (двое мужчин, человек и др.) и не сочетаются с названиями лиц женского рода. В таком употреблении они свободно замещаются количественными числительными (два мужчины, человека, брата и др.), что особенно характерно для книжных стилей.

2. Собирательные числительные сочетаются с субстантивированными словами, которые обозначают лиц («Семеро смелых», трое взрослых и т. д.).

3. Собирательные числительные употребляются с существительными, не имеющими единственного числа: двое суток, трое саней и др. В косвенных падежах с этими существительными употребляются формы количественных числительных (около двух суток, о трех санях).

4. Собирательные числительные в сочетании с существительными, называющими парные предметы (ботинки, носки, перчатки, туфли и т. д.), обозначают количество пар (трое ботинок -- три пары ботинок, двое носков -- две пары носков), а количественные числительные -- количество отдельных предметов (три ботинка, два носка).

5. Собирательные числительные способны употребляться самостоятельно (без существительных), называя совокупность лиц: семеро одного не ждут (пословица), трое вышли из леса, двое в городе. Количественные числительные в самостоятельном употреблении не получают предметного значения, а называют отвлеченное количество: Два плюс три равно пяти.

Все собирательные числительные в именительном и винительном падежах управляют родительным падежом множественного числа существительных: двое бойцов, и т. д. (ср. родительный падеж единственного числа с количественными числительными два, три, четыре: два бойца, три мальчика и т. д.), а в косвенных падежах согласуются с существительными.

Собирательные числительные не имеют категории рода, кроме числительного оба (мужской и средний род), обе (женский род), не изменяются по числам. Склоняются собирательные числительные как полные прилагательные во множественном числе:

И. двое, четверо

Р. двоих, четверых

Д. двоим, четверым

В. двое, четверо

Т. двоими, четверыми

П. (о) двоих, четверых

У числительного оба (мужского и среднего рода) в основе косвенных падежей имеется гласный о (обоих, обоим, обоими), а у числительного обе (женского рода) -- гласный е (обеих, обеим, обеими).

Порядковые числительные

Порядковые числительные одними своими признаками совпадают с числительными, другими -- с прилагательными.

С числительными их сближает лексическое значение (ср.: пятый дом и дом 5, шестая квартира и квартира 6) и производящая основа (порядковые числительные образуются от количественных: пять -- пятый, пятьдесят -- пятидесятый, сто тридцать восемь -- сто тридцать восьмой).

С прилагательными их объединяют синтаксические, морфологические и словообразовательные признаки. Порядковые числительные употребляются в роли определений (пятый час, третий звонок) или именной части составного сказуемого (Ю. Гагарин был первым, кто увидел Землю из космоса). Они изменяются по родам, числам и падежам, как имена прилагательные (шестой -- шестого -- шестому; шестая -- шестой; шестое -- шестого -- шестому; шестые -- шестых -- шестым). В составных порядковых числительных склоняется только последняя часть: тридцать пятый -- тридцать пятого -- тридцать пятому. В словообразовании порядковых числительных используются суффиксы, которые образуют и прилагательные: -/- (третий -- третьего); -н- (тысячный), *ое- (сороковой). Сложные порядковые числительные образуются по модели сложных прилагательных с числительным в первой части: пятидесятый, двухсотый (ср.: пятиугольный, двухпалубный).

Словообразование простых порядковых числительных знает некоторые особенности. От числительных один, два порядковые числительные образуются супплетивным способом: первый, второй. .Числительные третий, четвертый произведены от основ треть, четверть. Числительное седьмой сохранило в своем составе общеславянскую основу седмь (ср.: семь из седмь). При образовании порядковых числительных конечный мягкий согласный производящей основы сменяется твердым: пять -- пятый, шесть -- шестой и др.

Двойственная природа порядковых числительных приводит к тому, что они могут и заменяться количественными числительными (Олимпиада-80, квартира 5), и переходить в прилагательные теряя свое порядковое значение (первая любовь, второе дыхание, третьи петухи, шестое чувство).

Дробные числительные

Дробные числительные называют части целых чисел, количество частей целых предметов или совокупности предметов. В качестве числителя употребляется количественное числительное, а знаменателя -- порядковое. Если числителем выступает числительное одна или составное числительное с конечным компонентом одна, то порядковое числительное в знаменателе имеет форму женского рода единственного числа именительного падежа: одна пятая, двадцать одна сотая. Во всех других дробных числительных порядковое числительное стоит в форме родительного падежа множественного числа: две пятых, двадцать сотых. В косвенных падежах числитель и знаменатель согласуются: одну пятую, двум пятым, двадцать одной сотой.

Дробные числительные требуют постановки существительного в родительном падеже: одна шестая земли, три десятых овощей. Дробные числительные в отличие от количественных могут сочетаться с существительными собирательными и вещественными (три пятых молодежи, три пятых масла), называя количество частей какой-либо совокупности предметов (лиц) или вещества. В сочетании с существительными, обозначающими предметы, которые поддаются счету (дерево, дом, город и т.п.), дробные числительные могут называть или количество частей одного предмета, или же количество частей всей совокупности данных предметов: одна вторая дерева, одна вторая деревьев. В первом случае существительное стоит в родительном падеже единственного числа, а во втором -- в родительном падеже множественного числа.

Дробными являются также числительные полтора (мужского и среднего рода), полторы (женского рода), полтораста. Эти числительные обладают некоторыми особенностями.

Во-первых, они одним словом называют сочетание целого числа и части, тогда как во всех других случаях для соединения целого числа с дробным используется союз и или прилагательное целый - семь и две десятых, семь целых две десятых.

Во-вторых, числительное полтора, полторы сочетается в именительном и винительном падежах с существительными в родительном падеже единственного числа полтора метра, ведра; полторы тетради), а числительное полтораста -- с существительными в родительном падеже множественного числа (полтораста метров, ведер, тетрадей). Числительное полтора не сочетается с существительными, имеющими только формы множественного числа, кроме существительного сутки: полтора суток (ударение в числительном перемещается на первый слог). В отличие от других дробных числительных полтора, полторы, полтораста не употребляются с собирательными и вещественными существительными.

В-третьих, эти числительные имеют только две падежные формы: именительного и винительного падежей -- полтора, полторы, полтораста и косвенных падежей -- полутора, полутораста (с ударением на втором слоге).

В косвенных падежах существительные сочетаются с числительными полтора, полторы в форме множественного числа: полтора метра, но полутора метрам.

В значении дробных числительных употребляются существительные половина, треть, четверть (две трети, две четверти).

Неопределенно-количественные числительные

К неопределенно-количественным числительным относят небольшую группу слов, обозначающих неопределенное количество предметов (лиц) или вещества -- много, мало, несколько: много (мало) людей, домов, масла. Включение этих слов в разряд числительных очень условно, так как их сближает с числительными лишь количественное значение. Однако неопределенность количественного значения, выражаемого этими словами, позволяет их сопоставлять с неопределенными местоимениями (ср.: некоторые и несколько), по грамматическим признакам слова много, мало совпадают с наречиями: не изменяются по родам, числам и падежам, способны образовывать форму сравнительной степени (больше, меньше), употребляются не только в роли количественного определения (много домов, мало леса), но и в роли обстоятельства (говорил много, мало). Слово несколько, как и неопределенные местоимения, изменяется по падежам:

И. несколько

Р. нескольких

Д. нескольким

В. несколько, нескольких

Т. несколькими

П. (о) нескольких

Следует иметь в виду, что формы многих, многими образованы не от слова много, а от начальной формы многие.

Неопределенно-количественное значение приобретают и некоторые существительные (масса, уйма и др.): масса дел, уйма хлопот (16: 212-221).

>>Русский язык 6 класс >>Русский язык: Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ: ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Теория

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?: шесть, шестой .
Числительные делятся на количественные и порядковые.

Количественные числительные (по-укр.: кількісні числівники ) обозначают количество предметов (шесть классов) или отвлечённое число (шесть ) и отвечают на вопрос сколько ?

Порядковые числительные (по-укр.: порядкові числівники ) называют порядковый номер предметов при счёте (шестой класс) и отвечают на вопрос который ?

Имена числительные, в том числе и в сочетании с именами существительными, могут быть разными членами предложения: Пять да пять - десять . Мы проучились в этой школе пятъ лет .

По строению числительные делятся на простые (по-укр.: пpocтi ): пять, шесть, сто и составные (по-укр.: складені ): тысяча девятьсот семьдесят шесть.

Практика

1. Прочитайте текст. Выпишите числительные. Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

У древних народов семь считалось особым числом. В первой книге Ветхого Завета говорится: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил*». С тех пор евреи, а затем и христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают семь священным числом.
(Из энциклопедии «Что есть что» )
Почивать - отдыхать.

2. Прочитайте ряды слов. Укажите в них числительные.

Двойка, двуликий, два, двойник, двойной, двойня, двойняшки, удвоить, двойственный, двунаправленный.
Три, тройка, втроем, треугольник, тринадцать, троица, трижды, трио, утроить, трёхмесячный.
Пятак, пятерня, пятёрка, пять, пятый, пятидневка.
Шесть, шестёрка, шестиугольник, вшестером, шестерёнка.

3. Образуйте от числительного десять родственные слова.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Разработка уроков русского языка, учебный план уроков, рефераты на русском языке, всё для учителя и школьника на помощь в подготовке к урокам, собрание конспектов по русскому языку, домашняя работа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы

Имя числительное как часть речи.

Синтаксическая роль имен числительных в предложении. (6 класс)

Цели:

- ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),

Отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

Уметь находить числительные в тексте;

Развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Морфология», продолжаем знакомиться с частями речи.

Обратимся к загадке. Подумайте, как она может быть связана с темой урока:

(чтение эпиграфа, нахождение отгадки Слайд 1)

С какой частью речи мы будем знакомиться сегодня? – попробуйте догадаться сами.

О ком и о чем идет речь?

Многоногая загадка

Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали три ноги,

Закричали на весь дом, -

Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали

И с одною убежали. (К.Чуковский) ответ: две ноги – мальчик, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная)

Знаете отгадку? А какие слова помогли найти отгадку? Это же числа. Или слова?

(отвечают: две ноги, три ноги, четыре ноги, одна нога)

Один, два, три, четыре – это слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано с словом «число» (записываем на доске и в тетради)

Итак, вы будете изучать имена числительные.

Мы должны знать ……

научиться…

(- познакомиться с частью речи,

Узнать, что обозначает имя числительное,

На какой вопрос отвечает, как изменяется, синтаксическую роль, в каких стилях речи используется.)

Да, сегодня мы познакомимся с этой частью речи, её значением и синтаксической ролью в предложение, коснемся* вопроса о том, в каких стилях языка чаще всего она используется. Остальные вопросы более подробно рассмотрим на следующих уроках.

В конце урока вы должны знать определение числительного и уметь находить его в тексе.

3. Изучение нового материала. (по ходу изучения темы составляем схему, доска, тетради)

Числительное

Количество Порядок

Сколько? Какой?

Пять Пятый

5 5

Синтаксическая роль


Работа над определением имени числительного.

Обращаемся к теме урока: мы с вами уже знакомы с именными частями речи. Какими? (существительное, прилагательное. Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). – по ходу работы над термином, заполняем правило с пропусками

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ________________ ПРЕДМЕТОВ, __________________, А ТАКЖЕ _____________ ПРЕДМЕТОВ_________. ИИМЕНА ЯЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ_________ И _____________.

ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ БЫТЬ ____________________.

Дайте определение этих частей речи. А числительному? (самостоятельная часть речи, которая обозначает….)

Что же обозначают имена числительные?

Работа с предложением. Списать, расставить знаки препинания, раскрыть скобки. (записано на доске) – задаем вопросы к числительным, выясняем, что обозначают, даем определение числительному, работаем над синтаксической ролью в предложении)

Три братца пошли купаться*, два купаются*, а третий на берегу валяется*. (объяснить орфограммы и пунктограммы, сложное предложение, схема.)

Вывод: отвечают на вопрос сколько? Какой? Обозначают количество и порядок предметов при счете. (проверяем себя по учебнику) – работа над определением… спросить 3-4 человека

Давайте посмотрим, каким же членом предложения может быть числительное (подлежащее, определение)

Выполним упражнение 83из Р.Т.

Вывод: любым членом предложения (повторяем синтаксический разбор предложения).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеоролик)

5. Отличие числительных от других частей речи. Наблюдение.

Какие же части речи могут выражать числовое значение? Для этого….

Образуйте от данных числительных следующие части речи: глагол, прилагательное, существительное. (работа в парах)

Два – удвоить, двойной, двоечник

Три – троечник, утроить, тройной

Вывод: -Какие же части речи могут выражать числовое значение? (существительные, прилагательные, глагол)

А в чем же заключается основное отличие числительных от других частей речи?

(можно записать и цифрами, и словами) – выполнение упражнения 82 из Р.т.

с последующей проверкой)

6. Закрепление теоретического материала.

Дать определение числительного. Каким членом предложения может быть числительное.

7. Работа с текстом (распечатан для каждого учащегося). Умение находить числительные в тексте. Определить роль числительных в тексте (точность).

Доброе дерево

Кого берёзой удивишь? Выгляни из окна в городе ли, в деревне, всюду берёзу увидишь о в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей.

Ещё берёза к людям добра. В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.

Какое родное, тёплое, верное дерево!

Ю. Крутогоров

Анализ текста:

На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль?

Определите тип речи, стиль (рассуждение, публицистический)

Есть ли в тексте имена числительные? Назовите их.

(мы узнаём, сколько полезных свойств у берёзы!)

Запишите предложение «В стародавние времена…»

Определите синтаксическую роль имен числительных.

. Выпишите предложения, в которых есть числительные, подчеркните числительные как члены предложения.

Пернатые часы

(По. М. Деменюк)

8*. Самостоятельная работа (тест) – распечатка. Обвести в кружок правильный ответ.

Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.

1. Укажите верное утверждение

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения

3. Укажите строчку, в которой только числительные, отвечающие на вопрос сколько?

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый

4. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, трижды

Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться. Жду в четверг тех, кто допустил ошибки(много)

Я вижу, что вы сегодня узнали многое об имени числительном. Достигли мы с вами цели урока?

Рефлексия

- Что я узнал…. Запомнил…

Конечно, с цифрами и числами вы, ребята, давно уже знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. Мы можем найти человека, если знаем адрес (номер дома и номер квартиры), в большом городе на остановке мы будем ждать автобус именно того номера, который нам нужен.

А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры…

(не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия)

Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать.

Счёт возник в глубокой древности, и люди считали по пальцам рук. Было время, когда счёт достигал только четырёх – по числу протянутых четырёх пальцев рук. Потом возник счёт пятёрками. С развитием жизни счёт совершенствовался, и возник, наконец, современный счёт – десятками.

8.Домашнее задание: лингвистическая сказка (творческое, тексты распечатаны) или 5-6 пословиц, в которых есть числительные, объяснить смысл 2-3 пословиц, определить синтаксическую роль в предложения.

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

Много!

Вы не считали! Или вы не хотите считать?

Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».