Серебряный век русской поэзии: символизм, акмеизм, футуризм. Серебряный век русской поэзии: символизм, акмеизм, футуризм Сравнение символизма и акмеизма таблица

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб. Визобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля "модерн". (Большой Энциклопедический Словарь)

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже ХIХ и ХХ веков.
Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал “Весы” (1904 – 1909). “Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам” .
Эти установки и определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику, ее великих создателей – Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать “своими” Пушкина, Гоголя, названного Вячеславом Ивановым “испуганным соглядатаем жизни”, Лермонтова, который, по словам того же Вячеслава Иванова, первый затрепетал “предчувствием символа символов – Вечной Женственности”.

С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма. “В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии”. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. “... Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями” , – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн” , которые помогают человеку выйти к свободе.

Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия.
Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 – 1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они несут лишь стихию разрушения (1905):

Я вижу новый бой во имя новой воли!
Ломать – я буду с вами! строить – нет
!

Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.
Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных писателей-реалистов.

В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба простого человека, важные проблемы общественной жизни.

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953) . Наиболее значительные его произведения той поры – повести “Деревня” (1910) и “Суходол” (1911).

1912 год стал началом нового революционного подъема в общественно-политической жизни России.
Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др. – это группа “старших” символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа “младших” символистов – А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, "А. Блок и др.

В основе платформы “младших” символистов лежит идеалистическая философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства – “... создание вселенского духовного организма”, что художественное произведение это – изображение предмета и явления “в свете будущего мира” , с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом заключено, по разъяснению А. Белого, “соединение вершин символизма как искусства с мистикой”.

Признание, что существуют “миры иные” , что искусство должно стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского “О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы”. Это – “... мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”.

Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность – это создание художника: Моя мечта – и все пространства, И все чреды, Весь мир – одно мое убранство, Мои следы (Ф. Сологуб) “Разбив оковы мысли, быть скованным – мечтой”, – призывает К. Бальмонт. Призвание поэта – связать мир реальный с миром запредельным.
Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении Вяч. Иванова “Средь гор глухих” : И думал я: “О гений! Как сей рог, Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцах Будить иную песнь. Блажен, кто слышит”.
А из-за гор звучал ответный глас: “Природа – символ, как сей рог. Она Звучит для отзвука. И отзвук – бог. Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук”.

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это “звонко-звучная тишина” у В. Брюсова, “И светлых глаз темна мятежность” у Вячеслава Иванова, “сухие пустыни позора” у А. Белого и у него же: “День – жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до заката”. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея”:

Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в творчестве символистов.
С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им “грядущего хама”. Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.

К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. “В недрах самого символизма, – писал В. Брюсов в статье “Смысл современной поэзии” , – возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным”.

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, “символизм закончил свой круг развития и теперь падает”. На смену ему пришел акмеизм (от греч. “акме” – высшая степень чего-либо, цветущая пора).

В тему:

Главная > Анализ
    Антология поэзии серебряного века – 3 Сравнение акмеизма и символизма – 5 Футуризм и его роль в литературе. Мое отношение – 8 Д. Мережковский. О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе – 11 Александр Блок – 14 Анализ – 16 Термины – 18 Список литературы – 19 Приложение - 20

Антология поэзии серебряного века

Серебряный век – это особое явление русской духовной жизни, проявившееся в философии, литературе, искусстве. Термин «Серебряный век» впервые появился в работах философа Н. Бердяева, но окончательное оформление получил в 60-е годы, когда критик С Маковский ввел его в литературный оборот. Традиционно «серебряным веком» принято считать конец 19 – начало 20 столетия. Поэзия серебряного века отразила в себе сложный, многогранный и противоречивый процесс «социально-политического, духовно-нравственного и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой и гражданской войной. Серебряный век создал свое собственное миросозерцание, важнейшими характеристиками которого считают: ницшеанство, мистицизм, кризис веры, духовности, совести. Поэтому поэзию этого века я вижу в душевном недуге, психологической дисгармонии, внутреннем хаосе и смятении. Однако, несмотря на сложнейшие условия, в которых развивалось искусство серебряного века, этот период принято традиционно читать русским духовным резонансом, одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры, «эпохой пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания…». Этот двойственный лик серебряного века отразил особенности русского философского и поэтического Ренессанса. Очевидно тяготение поэтов серебряного века к творческой независимости, свободе от эстетической нормативности. Происходит изменение тематического диапазона, смещение поэтических акцентов: не «социальное», а «вечное» становится главным мотивом творчества поэтов. Объектом художественного исследования в лирике серебряного века становится сложный и противоречивый мир человеческой души. Расширяется ритмический и метрический диапазон: поэты серебряного века используют широчайший спектр размеров и ритмов. Поэзия серебряного века характеризуется сложностью и многообразием тенденций и явлений, составляющих главные ее особенности и отличающих этот литературный период от предыдущего. При наличии четко оформившихся литературных школ (символизм, акмеизм и футуризм).

Сравнение акмеизма и символизма

Модернизм – новое литературное направление, возникшее на рубеже веков, объединяло в себе множество течений и школ с разнообразной эстетической ориентацией. Модернизм, в противоположность реализму утверждал самоценность человеческой личности, стремился выработать новое универсальное мировоззрение, способное творчески преобразовать мир. Основу модернизма составили три литературных течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Акмеизм (от греческого «акме» - острие, вершина) – направление в русской поэзии. Он появился в 10-х одах 20-о века и выступал против мистицизма и символизма. Приверженцы Акмеизма считали, что символы искажают представление об истинном смысле вещей. Мир акмеистической лирики наполнен обыденными чувствами. Например:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

(А. Ахматова)

Акмеисты стремились к изысканной простоте и ясности языка, а творчество понимали как «ремесло», как работу над словесными образами. На это указывает и название их литературной организации - «Цех поэтов». Возглавил ее Н.Гумилев, привлекший к участию в этом объединении А.Ахматову, Г. Адамовича, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Лозинского, О. Мандельштама, И. Одоевцеву и др. Большая часть поэтов – акмеистов после революции оказалась в эмиграции. Понятие Акмеизм актуально и в определении некоторых поэтических текстов русской литературы более позднего периода. Со временем акмеистическая поэзия усложнилась. Так, стихи А. Ахматовой и О. Мандельштама в последние годы творчества содержат помимо реального смысла еще и философский подтекст, иногда с трудом поддающийся истолкованию.

Символизм (от греческого «симболон» - знак, условный знак) – направление в искусстве конца 19 – начало 20 веков, основанное на идее постижения мира, истины и красоты, в отличие от акмеистов через символы, знаки. Символизм был связан с декадентством, но имел значительно более глубокую идейно-эстетическую концепцию. Символизм возник во Франции в 70 – 80 годы 19 столетия, а в отечественной литературе сформировался на рубеже веков и представлен в творчестве В. Брюсова, Д.Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, Ф.Сологуба, В. Иванова, С. Городецкого и др. Ярче всего символизм проявился в русской поэзии. Он по-своему развивал традиции А. Пушкина, В.Жуковского, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета, а также немецких поэтов-романтиков И.В. Гете, Ф.Л. Новалиса и др.

В противовес акмеистам в символизме реальность выступает как фон, на котором развиваются мотивы мистики, индивидуализма, эротизма, тайны большого и враждебного города. Отличались и мировоззрения двух школ. Символисты считали, что познать мир рассудочным путем невозможно, следует довериться интуиции, в чем я с ними немного согласен. Поэтому в стихах авторов этого течения конкретика уступает место намекам, полутонам, а символисты являются проводниками истинного смысла. Эстетическая программа символистов предполагала скрупулезную работу над лирической формой. Произведения символистов изобилуют метафорами, иносказаниями, цитатами, реминисценциями. Все это делало их поэзию многозначной, доступной в понимании не каждому. Постичь ее глубину мог подготовленный читатель, «посвященный» читатель, а рождаемые при чтении мысли были не переживаниями автора, а его собственные. Среди произведений этих школ, наиболее мне запомнились: «Песня», «Посвящение» и Петербург» Зинаиды Гиппиус, а также «Маскарад», «Русская революция» Михаила Кузьмина. Однако идейная основа и символистов и акмеистов была одна, - оба они представляли новую эпоху модерна в русской литературе. К примерам символистических произведений, вызвавших мою симпатию, можно отнести редкие для этого направления эпические тексты А. Белого «Серебряный голубь» и В. Брюсова «Огненный ангел». Поэты - символисты издавали журналы «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон».

Футуризм и его роль в литературе. Мое отношение к футуризму

Футуризм (от латинского «футуризм» - будущее) – авангардистское течение в зарубежной и русской литературе 1910 -1920 годах, главным образом - в поэзии, выразившееся в отказе от традиционных форм творчества в угоду экспериментам со слогом и стихосложением, опытам по созданию языка будущего.

На возникновение футуризма определенным образом повлияли символизм и импрессионизм, также совершившие переворот в области литературного русского языка. Футуристы пытались освободить звучание слова и смыслового содержания. К этому привело нарушение синтаксических конструкций (например, в некоторых стихах Д. Бурлюк отказался от предлогов, а слова и фразы связывались музыкально – поэтическим звучанием и произвольной интонацией), создание неологизмов, фигурное стихосложение и прочие. Можно сказать, что футуристы подчинили творческий акт анархическим и технологическим тенденциям, придумав новый язык – «заумь». Так, В. Хлебников в 1909г. Написал:

Бобэоби пелись губы.

Вээоми пелись взоры.

Пиээо пелись брови.

Лиэээй пелся облик.

Гзи – гзи – гзэо пелась цепь.

Так на холсте, каких- то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Здесь, мне кажется футуристы «перегнули палку» в своих утопических идеях «языка будущего». Русский язык и так очень гибок, и такие его коверканья никак нельзя назвать «освобождением» звуков и смыла. Ведь смогли же наши классики, передавать нам нужные чувства, не коверкая языковые формы. Мастером же данного стиля я считаю Маяковского, который создал свою собственную манеру темпа стиха.

Одной из первых появилась группа так называемых кубофутуристов (в 1910г.), в которую вошли В.Хлебникова, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых, Е.Гуро. Чуть позже вошел В.Маяковский, издавший два года спустя манифест «Пощечина общественному вкусу», где было заявлено, что они – лицо Времени, и предлагали сбросить «с Парохода современности» Пушкина, Достоевского, Толстого и пр. Поэтика этого времени формировалась под влиянием живописи кубизма (отсюда и называние группы). Кубофутуристы, или будетляне, как называл их Хлебников, стремились передать в стихе ритм и образ современности. Эту позицию я вообще считаю абсурдной, неудивительно, что футуризм просуществовал так недолго. Ибо «сбросить с парохода современности» тех поэтов, благодаря которым русская литература вообще появилась и смогла раскрыться в полном великолепии, приобретя всемирную известность, равносильно отречению от своих корней.

В 1911 г. оформился эгофутуризм, основанный И. Северяниным. Оно выступало за индивидуализм и отмену эстетических ограничений в творчестве (отсюда название, эго – Я). С позицией Северянина я не могу согласиться вследствие неуверенности в жизнеспособности его идеи. Такой «человек будущего», оторванный от происходящих явлений и не признающий общественных эстетических ограничений, вряд ли будет востребован этим же обществом и не окажется им же отвергнутым…. В нее входили К. Олимпов, В. Баян, Г. Иванов и др. Некоторые из них после примкнули к течению имажинистов. Третье заметное объединение в Футуризме составили авторы «Центрифуга», разрабатывающие новую поэтическую образность. В нее вошли С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др. В 20-е годы Футуризм перестал существовать, так как был, подвергнут критики советской системы, хотя отдельные проявления его эстетики можно встретить и в более поздних текстах перечисленных авторов.

Д. Мережковский. О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе.

… Куда бы мы ни уходили, как бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость океана. Никаких преград! С этим ужасом не может сравниться никакой мистицизм прошлых веков. Люди еще не чувствовали сердцем необходимость верить, и так не понимали разумом невозможность верить. Здесь и заключается наиболее характерная черта мистической потребности 19 века. Наше время – крайнего материализма, и страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой борьбе двух взглядов на жизнь. Эта умственная борьба не могла не отразиться на современной литературе. Преобладает – реализм. Пошлая сторона отрицания, отсутствие высшей идеальной культуры среди грандиозных научных достижений – наложило печать на искусство. Недавно Э. Золя сказал о символистах: «Что они предлагают, чтобы нас заменить? Этикет «символизма» прикрывает бездарные вирши, его подвижники не достойны, завершить грандиозный 19 век». Автор Ругон-Маккаров торжествует. Романы Золя «Нана», и «Накипь» на русский язык переводится с огромным рвением, кода классики прошлого остаются не переведенными. Конечно же, и Золю и Полю Верлену, тоже символисту далеко до академических кресел рядом с П. Лоти. Художественный идеализм, это не изобретение парижской моды, а нечто вечное и неумирающее. Сила символистов лишь в возмущении, а лирические строки могут быть прекрасней и правдивей грандиозных романов. Вот чем страшны мятежники для Золя, которым нет дела до его состояния. В сущности, поколение 19 века против позитивизма в литературе. Очень возможно, что им не удастся ничего сделать, но придут другие и дело будет продолжено, оно – живое. Начинают исполняться слова автора «Фауста»: «Скоро взыщутся люди чистые и благородные». Более четко мысль о преимуществе идеализма над материализмом сформулировал Гете: «Чем несоизмеримее и для ума непостижимое данное поэтическое произведение, тем оно прекраснее», (Из «Разговоров Гете с Эккерманом»). Что же такое символ? Смотря на фрески в Акрополе над архитравом Парфенона, мы чувствуем в нем влияние идеальной человеческой культуры, символ свободного эллинского духа. Человек укрощает зверя, это откровение духа. Подобный символизм проникает все создания греческой культуры. Символисты должны невольно выливаться из глубины действительности, иначе это – мертвая аллегория. Ни последние минуты агонии при восходящем солнце, ни сумасшедшая ночь, ни дадут нам тех чувств как, произведения Ибсена и Флобера. «Мысль изреченная есть ложь». В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь символ, действует сильнее на сердце, чем слова. Символизм не стиль, он делает в нем само существо поэзии, прозрачным, в котором зажжено пламя. Символами могут быть и характеры. Санчо – Панса и Фауст, - пример тому. Символы здесь выражают безграничную сторону мысли, которую слова будут лишь определять и ограничивать. Но мы не можем довольствоваться грубоватой точностью. Мы предчувствуем, по намекам Флобера, Мопассана, Тургенева, Ибсена, еще не открытые впечатления. Это – жадность к неиспытанному, погоня за неуловимым в нашей бессознательной жизни – характерная черта грядущей идеальной жизни. Это новое по словам Бодлера и Эдгара По должно удивлять, быть неожиданным и редким. Французские критики назвали эту черту импрессионизмом. Таковы три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и разрешение художественной впечатлительности. Александр Блок. А.А. Блок – великий русский поэт, его творчество охватило период глобальных потрясений в жизни России. В начале творческого пути (1898 – 1903) Блок, романтик и символист, находится под влиянием философии известного мистика и идеалиста Владимира Соловьева, признанного отцам «младших символистов». Тема Мировой Души, Вечной Женственности становится центральной темой ранней лирики Блока. Наиболее полное воплощение получила она в цикле стихотворений «Стихи о прекрасной даме» (1901 -1902). Здесь отразились личные переживания поэта, его любовь к Л. Д. Менделеевой. Это своеобразный любовно – лирический дневник. В лирике раннего Блока сразу же определяется еще один художественный полюс, прямо противоположный теме Прекрасной Дамы. Центром его становится стихотворение «Фабрика» (1903), вошедшее в цикл «Распутья». К этому центру стягиваются произведения с чертами социального в тематике. Идет трансформация образов центральных героев. Он еще и рыцарь Прекрасной Дамы, но уже - «образ дьявольский и тихий», Арлекин, человек с двуликой душой. Еще больше меняется мир, в котором живут герои, теперь появляется тема страдания в нем человека. Уже в ранней лирике видна самобытность Блока: яркий лиризм, максималистски-обостренное мировосприятие, трепетное отношение к культурным традициям России и Европы. Для поэтики этого периода характерен метафорический язык, со сложной структурой образов, тяготение к цветовой и звуковой выразительности. Во втором периоде творчества (1904 – 1907) приходится на годы подготовки первой русской революции. Выходят сборники «Нечаянная радость» (1907) и «Снежная маска» (1907), трилогия лирических драм («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» - 1906) и др. Изменяется тематика лирики Блока, он откликнулся на революцию 1905 -1907 годов («Ее прибытие», «Митинг»). Выражая свои симпатии к восставшим, он видит в революции стихию разрушения «Барка жизни встала…» (1904). Значительное место в творчестве этого периода занимают стихотворения о природе – цикл «Пузыри земли», о городе – цикл «Город», о жизни «маленького человека» - «Чердачный цикл» 1096 года. Мир теперь поражает Блока своей противоречивостью – «Незнакомка» 1096 года. Стихотворение «Осенняя воля» (1095) стало первым воплощением темы Родины в лирике Блока. Развитие этой темы дает стихотворение «Русь» (1906), где образ России многоаспектен. Третий период (1908 – 1917) – время создания итоговых произведений: «Возмездие» (1910), «Двенадцать» (1918), «Ямбы» и др. Центральная тема этого периода – Родина. Центральные проблемы цикла – Россия и народ, история национальное самопознание, они связаны с проблематикой «страшного мира» - «Грешить бесстыдно, беспробудно…». В январе 1918 года Блок пишет «Скифы». Последние годы жизни Блок выступает, как публицист, критик и театральный деятель.

Анализ

В заключении я хочу проанализировать поэму «Двенадцать». Поэма «Двенадцать» была написана в январе 1918 года, опубликована в февральской газете «Знамя труда», в мае вышла отдельной книжкой. Это был отклик на революцию 1917 года. Главная тема – тема революции. Здесь автор видит в революции разрушительную силу, в огне которой исчезнет старый мир. В основе поэмы – прием контрастного сопротивления двух миров. Мир старый многолик и многоголосен. Это старушка, «Ох, Матушка – Заступница! – Ох, большевики загонят в гроб!»; буржуй в перекрестке; барыня в каракуле со спутниками; писатель-вития, говорящий в полголоса, пять уличных проституток; бродяга. Все они оплакивают уходящую Россию, символом которой становится безродный пес. Новый мир – двенадцать красногвардейцев, патруль, которому надлежит навести порядок в стране. Их облик противоречив. Это бедные люди, готовые решительно отдать свою жизнь за еще неясные цели раздуть мировой пожар на всем свете божьем.

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне она напоминает уголовников. Они подержанны чувствам, а не рассудку. Действие поэмы разворачивается в двух планах – космическом и земном. Космические стихии – вьюга, метель – властвуют над миром, в небе идет схватка сил добра и зла и проекция этой борьбы есть земные сражения. Революция дала выход животным скрытым чувствам. Финал поэмы многозначен. Почему в заключительной сцене появляется Христос и куда он ведет своих двенадцать апостолов? Я считаю, что Блок взял образ Христа, чтобы оправдать революцию, как высшую справедливость. Поэма здесь – апофеоз революции. Поэма не велика по объему и состоит из двенадцати главок. Фабулы, как таковой нет, сюжет можно определить, как психологический. Строгому жанровому определению поэма не поддается. Блок использует синтез самых разнообразных жанров – литературных и нелитературных. Лиро-эпическое начало сочетается с повествовательно-драматическим сюжетом. Поэма написана в основном четырехстопным ямбом, но не размер стиха создает ритм. В «Двенадцати» использована целая симфония ритмов – маршевые, песенные, частушечные, плясовые. Такая полифония придает поэме динамический характер. еволюции. Здесь автор видит в революции разрушительную. 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 Термины Экзистенциализм (существование) – направление в философии и модернизме, утверждающее абсолютную уникальность человеческого бытия. Мир здесь представляется хаотичным и враждебным человеку. Герой пребывает в состоянии духовного кризиса, испытывает страх, тоску, одиночество. В современной литературе экзистенциализм представляется явлением сложным и неоднозначным. В зарубежном экзистенциализме выделяют две группы: религиозный (К. Ясперс) и атеистический (А. Камю). Импрессионизм (впечатление) – направление в искусстве рубежей 19 20 века. В искусстве слова импрессионизм стал более стилем, чем направлением. ОН зародился у французских живописцев Э. Дега. Определяется нечеткостью формы, передачи предмета штрихами. Воспроизводит мимолетное впечатление. К импрессионистской стилистике прибегали авторы и реалистов. К примерам творчества можно отнести А. Фета. Лейтмотив (ведущий, главный) – повторяющийся на протяжении всего произведения тема, образ, настроение. Например, мотив ветра в поэме Блока «Двенадцать». Термины: модернизм, акмеизм, символизм, футуризм анализировались ранее.

Программа дисциплины «Литература и история серебряного века и русского зарубежья» Программа дисциплины

Предпосылки возникновения русского символизма. Русский символизм и его предтечи. Манифесты символизма в России. «Старшие символисты». «Младосимволисты».

  • Силуэт “Серебряного века”

    Документ

    Русский поэтический “серебряный век” традиционно вписывается в начало XX столетия, на самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в “век золотой ”, в творчество А.

  • Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.

    Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

    Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:

    • классицизм
    • сентиментализм
    • романтизм
    • реализм
    • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
    • соцреализм
    • постмодернизм

    Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

    Литературные направления в таблицах

    Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм

    Периодизация

    литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

    Признаки, особенности

    • Четко делятся на положительных и отрицательных.
    • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
    • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
    Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

    Особенности развития в России

    К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

    Модернизм представлен следующими литературными течениями:

    • Символизм

      (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
      1. Центральное место отводится символу*
      2. Преобладает стремление к высшему идеалу
      3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
      4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
      5. Изысканность и музыкальность стиха
      Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
    • Акмеизм

      (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
      1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
      2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
      3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
      4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
      5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
    • Футуризм

      Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
      1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
      2. Отрицание культурных традиций
      3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
      4. Активное словотворчество
    • Имажинизм

      От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

    Символизм - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860-1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Затем через поэзию символизм связал себя не только с прозой и драматургией, но и с другими видами искусства. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.

    В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

    Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства - не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ - выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

    Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений, возникшее в России. Первым манифестом русского символизма стала статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», опубликованная в 1893 году. В ней были обозначены три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация и «расширение художественной впечатлительности».



    Символистов принято делить на две группы, или течения:

    1) «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб

    и другие), дебютировавшие в 1890-е годы;

    2) «младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и существенно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).

    Следует отметить, что «старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

    Символисты считали, что искусство - это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов). Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию. Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы, а образы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить всю сложность мирового универсума. Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину.

    Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, - это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя - в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

    Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Эту его черту неоднократно акцентировали сами символисты: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).

    Акмеизм (от греч. акте - высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) - модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов.

    Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву. Эстетическая программа была сформулирована в статьях Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» и Мандельштама «Утро акмеизма».

    Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Городецкий). Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.

    Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго - около двух лет (1913-1914) - и было связано с «Цехом поэтов». «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем оказались причастны к акмеизму). Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэтического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма. В январе 1913 появились первые манифесты акмеизма. С этого момента и начинается существование нового направления.

    Задачей литературы акмеизм провозглашал «прекрасную ясность», или кларизм (от лат. clarus - ясный). Акмеисты называли свое течение адамизмом, связывая с библейским Адамом представление о ясном и непосредственном взгляде на мир. Акмеизм проповедовал ясный, «простой» поэтический язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности. Так, Гумилев призывал искать не «зыбких слов», а слов «с более устойчивым содержанием». Этот принцип наиболее последовательно был реализован в лирике Ахматовой.

    Футуризм - одно из основных авангардистских направлений (авангардизм - крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

    В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные положения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

    Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

    1) «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых

    и другие);

    2) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);

    3) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);

    4) «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

    Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она определила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).

    Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами - контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

    Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

    Билет № 16

    1. Сравнение, эпитет, метафора.

    2. Повествовательное и художественное время в литературном произведении.

    3. Литературные направления и творческий метод. Символизм.

    1. Сравнение, эпитет, метафора.

    В лексике основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. - поворот, оборот, образ) - специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.

    К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора , олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.

    Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

    В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

    Например: Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

    Сравнения выражаются различными способами:

    Формой творительного падежа существительных.

    Например: Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела. (А. В. Кольцов) Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов) На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков) Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев) Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берез. (Н. Рубцов)

    Формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

    Например: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее. (А. Ахматова) Девичьи глаза ярче роз. (А. С. Пушкин) Но глаза синее дня. (С. Есенин) Кусты рябин туманней глубины. (С. Есенин) Вольнее младость. (А. С. Пушкин) Правда дороже золота. (Пословица) Светлее солнца тронный зал. М. Цветаева)

    Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.

    Например: Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов) Глядит апрель на птичий перелет Глазами синими, как лед. (Д. Самойлов) Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной. (А. Яшин) И стоят за дубровыми сетками Словно нечисть лесная, пеньки. (С. Есенин) Как птичка в клетке, Сердце запрыгает. (М. Ю. Лермонтов) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. (М. И. Цветаева) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Прошедшее, как дно морское, Узором стелется в дали. (В. Брюсов)

    За рекою в непокое

    Вишня расцвела,

    Будто снегом за рекою

    Стежку залила.

    Будто легкие метели

    Мчались во весь дух,

    Будто лебеди летели,

    Обронили пух. (А. Прокофьев)

    При помощи слов подобный, похожий, это.

    Например: На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза (А. Ахматова);

    При помощи сравнительных придаточных предложений.

    Например: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин) Дождик сеет, сеет, сеет, С полуночи моросит, Словно занавес кисейный За окошками висит. (В. Тушнова) Тяжелый снег, крутясь, закрыл Бессолнечную высь, Как будто сотни белых крыл Бесшумно понеслись. (В. Тушнова) Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин) Как царь любил богатые чертоги, Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! (Н. Рубцов)