Темные века европейской истории кратко. Период темных веков. Уничтожение греческой культуры

10. Появление первых университетов

Классическое образование (которое используется до сих пор в некоторых заведениях) представляло собой систему, используемую университетами, созданными в Раннем Средневековье (впервые в истории). В университетах преподавали различные виды искусства, право, медицину и теологию (науку о религии). Болонский университет (созданный в 1088 году нашей эры) впервые мог предоставить научную степень. В дополнение к классической структуре (основанной на древнегреческом образовании) средневековые университеты также испытали арабское влияние. В то время, как женщин действительно не допускали в университеты, женское образование действительно существовало. Женские монастыри той эпохи обучали женщин, которые могли вступать туда в раннем возрасте. Одна из них (Хильдегард Вон Бинген) является одной из самых знаменитых женщин Средневековья, имевших влияние на власть имущих мужчин.

9. Начало развития науки

В то время как научный прогресс на Западе был медленным, его достижения были достаточно стабильными и достигали высокого уровня. Заложение научных основ в эту эпоху смогло дать начало великолепному расцвету науки, произошедшему в Позднем Средневековье. Можно с уверенностью сказать, что без научных достижений Раннего Средневековья, сейчас мы находились бы на гораздо более низком уровне развития.
Рональд Намберс (профессор Кембриджского университета) сказал следующее: «Идеи о том, что «развитие христианства убило античную науку», «средневековая христианская Церковь подавила рост естественных наук», «средневековые христиане думали, что мир был плоским» и то, что «Церковь запрещала вскрытия и исследования трупов» являются примерами широко распространенных мифов, которые все еще иногда воспринимаются как правда, несмотря на то, что они не обоснованы какими-либо историческими исследованиями.

8. Ренессанс Каролингов

Ренессанс Каролингов был периодов развития литературы, письменности, искусств, архитектуры, юриспруденции, литургических и библейских исследований, произошедших в конце восьмого и в девятом веках нашей эры. Каролинги были королями франков, самым известным среди которых был Шарлемань. Империя Каролингов представляла собой возрождение культуры Римской империи. К этому времени «народная латынь» представляла собой множество диалектов, употребляемых в Европе, таким образом, создание школ было жизненно необходимым для распространения этих знаний среди простых людей. Это был также период зарождения западной классической музыки.

7. Золотой век Византии

В период правления Юстиниана появился Corpus Juris Civilis – огромная компиляция норм римского права. Уровень грамотности был достаточно высоким, начальное образование было широко распространено (даже в сельской местности), среднее образование было доступно для многих людей, а высшее образование, о чем говорилось выше, было также широко доступным. Это был также период массового издания книг – энциклопедий, словарей и антологий. В то время как появилось не очень много новшеств, было приложено немало усилий для сохранения для будущего былых достижений.

6. Религиозное единство

Это довольно спорная тема, но фактом является то, что во времена Раннего Средневековья в Европе была единая Церковь, согласованный канон Библии и развитая философская традиция. Это привело к долгому мирному периоду в пределах западных наций. Это религиозное единство было связано с интеллектуальным развитием, до сих пор невидимым по сравнению с Римской империей эпохи её расцвета. Несмотря на то, что ислам был далек от доктрин Запада, но взаимный обмен информацией всё же имел место. Но это было лишь затишье перед бурей, которой стал Первый Крестовый поход, направленный на возвращение Иерусалима и других христианских святынь. После этого взаимный обмен информацией между двумя цивилизациями завершился.

5. Появление алгебры

Исследования на Востоке привели к появлению первой книги по алгебре. «Книга о восполнении и противопоставлении», написанная Аль-Хорезми (790-840 гг.) и арабское название книги дали начало слову «алгебра». Это книга дала первое систематическое решение линейных и квадратных уравнений. Слово «алгоритм» происходит от имени самого Аль-Хорезми. Более поздние переводы его книг дали также десятичную позиционную систему чисел, используемую и поныне. Аль-Хорезми, наряду с Диофантасом являются «отцами» алгебры.

4. Искусство и архитектура

На протяжении Раннего Средневековья архитектура были инновационной и разнообразной. В это время была внедрена идея реалистических изображений в искусстве, ставшая основой Романского искусства, влияние которого проникло и в Позднее Средневековье. В течение этого же периода имело место внедрение классических форм и понятий в архитектуру. Можно сказать, что этот период стал первой эпохой высокого искусства, и по сравнению с эпохой Великого переселения народов он было намного более функциональным и менее артистическим. Мы можем утверждать, что Раннее Средневековье породило удивительную и красивую историю искусства и архитектуры.

3. Фантастическая погода

Это может показаться тривиальным, но погода играла гораздо более значительную роль в жизни жителей эпохи Средневековья. Когда мы представляем себе «Средневековье», мы представляем себе шторм, снег, дождь и тьму – так, как мы можем это наблюдать в фильме «Имя Розы». Фактом является то, что в Раннем Средневековье Североатлантическая область нагревалась настолько, что к началу Позднего Средневековья (1100 г. н.э.) в этой области уже более ста лет длилась эпоха, получившая название «Средневековый теплый период». В течение этого периода имело место таяние ледников, позволившее викингам колонизировать Гренландию и другие северные земли. Как ни странно, протестантская Реформация (16 век), а также период вплоть до 19 века сопряжена с периодом Малого ледникового периода – период Просвещения был буквально-таки более темным и холодным, чем сама эпоха Темных веков. Во время этого периода реформы и повышения уровня сельскохозяйственных знаний обеспечили повышение запасов продовольствия.

2. Закон становится справедливым

В Раннем Средневековье была сложная система законов, которые часто не были связаны между собой, но они были эффективны в применении и справедливы. Для торговцев, путешествовавших по миру существовал Lex Mercatoria (Торговое Уложение), который развивался на протяжении долгого времени. Этот закон учитывал создание арбитража и стимулировал хорошую практику среди торговцев. В то же время англо-саксонское право было сформировано с акцентом на сохранении мира на земле. Раннее Средневековье (с его правовой системой) было лучшим временем для проживания, поскольку система права был гибкой и удобной для большинства. Третьей важной системой права было раннегерманское право, которое позволяло каждом человеку быть судимым себе подобными.

1. Сельскохозяйственный бум

Если Вы желали умереть голодной мучительной смертью, то Раннее Средневековье было не наилучшим времен для этого. Как следствие превосходной погоды и расширения сельскохозяйственных знаний, стали чрезвычайные успехи Запада. Железные инструменты были в широком употреблении в Византийской империи, а феодализм в других странах предоставил возможность для эффективного управления землей, а значительные излишки распределялись так, что животные питались зерном, а не травой. Государственная безопасность также обеспечивалась феодальной системой, а мир и процветание были доступны для большинства людей.

Статья в оригинале.

Термин «Средневековье» или Средние Века возникает впервые в эпоху Возрождения. В XV веке его предложил итальянский гуманист, историк Флавио Бьондо для обозначения эпохи между Античностью и Ренессансом. Сам термин изначально был негативно оценочным – деятели Возрождения считали этот период временем одичания Европы.

И в наше время определение «средневековый» часто используют как синоним упадка и реакционизма. Мрачные, тёмные, жестокие времена… Но именно в Средние века закладываются основы современной цивилизации. Развивается наука, формируются государства, современные языки и многие культурные ценности.

За XII век было сделано больше открытий, чем за предыдущее тысячелетие! Пушки, очки, пришедшие с Востока порох, столовые приборы, компас, астролябия – всё это наследие Средневековья. А к Великим географическим открытиям привели, прежде всего, успехи средневекового судостроения!

Средние века начинаются с распада Западной Римской империи в V веке н.э. На мировую историческую арену выходят молодые варварские (в переводе с греческого «варварский» значит «иноземный») народности: кельты, германцы, франки, славяне и др.

Традиционно считается, что становление средневековой культуры (или раннее Средневековье) продлилось до VIII-IX вв. Период с X по XIV вв. принято считать временем расцвета (Высокое Средневековье), а XIV-XV вв. (некоторые медиевисты относят сюда и XVI век) – эпохой Позднего Средневековья. Однако границы расплывчаты и имеют национальные особенности: например, в Италии в XV веке правит Ренессанс, относящийся к Новому времени, а в России эпоха Средних веков длится до конца XVII века.

Раннее Средневековье определяют три исторических процесса:

Формирование феодализма, которое сменяет античное рабовладение, и государственности;
великое переселение народов и, как следствие, смешение культур, формирование новых языков и межнациональные конфликты;
рост влияния христианства и формирование нового представления о человеке и устройстве мира, в котором он живёт.

Феодальное общество Средних веков имеет три основных характеристики:

1. Сословность

Человек Средневековья в первую очередь определяет себя как представителя конкретного сословия (священства, рыцарства или крестьянства) и только во вторую очередь как личность с набором индивидуальных качеств. Переход из одного сословия в другое был практически невозможен.

2. Иерархичность

Все сословия находятся в строгом подчинении (крестьянство подчиняется рыцарству, рыцарство – духовенству). Тот же принцип действует и внутри сословия (оруженосец восхищается рыцарем независимо от его личных качеств, способностей или умений). Более того, представитель младшего сословия должен относиться к представителю старшего как к Небесному Отцу, а тот, в свою очередь, должен любить своих вассалов как неразумных детей и заботиться о них.

3. Традиционность

Очень важна установка на поддержание традиции, на следование образцам. Любые нововведения принимаются очень медленно – общество Средних веков инертно. Всё новое воспринимается как происки дьявола (чрезвычайная роль христианства, помните?).

Время и пространство – основные формы человеческого опыта, с помощью которых мы воспринимаем мир. Представления об этих категориях определяет не только повседневный опыт, но и развитие человеческой цивилизации в целом. Эти категории исторически изменчивы.

В Средние века возникает представление о линейном, однонаправленном и конечном времени. Мир был сотворён поэтому когда-то должен завершиться. Ещё одна субстанция, о которой помнит человек Средневековья, - вечность, откуда время вышло и куда должно вернуться. Отсюда ожидание Страшного суда и подготовка к нему как основная цель земной жизни. Помните опричнину Ивана Грозного, инквизицию в Европе? Основной их целью была подготовка к вечности и изгнание скверны из земного мира. Carpe diem не имеет к этой эпохе Средневековья никакого отношения.

Интересно, что первые механические часы, которые устанавливались в Европе на городских башнях с X века, не имели минутных (и тем более секундных) стрелок, зато нередко отмечали праздники церковного календаря.

Представление о пространстве в Средневековье также изменяется по сравнению с античной культурой. Возникает представление о его единстве: весь мир сотворён Богом. Но при этом пространство иерархично: одни территории более ценны, чем другие.

Самое ценное пространство Средних веков – это пространство церкви. В средневековых немецких городах даже существовал обычай: преступник, дотронувшийся до двери собора, неподвластен правосудию. Помните, как Квазимодо прятал Эсмеральду в соборе Нотр-Дам? Виктор Гюго очень точно описал представление Средневековья о сакральности пространства церкви.

Средневековый мир чётко разделён и этически заряжен: добро находится на юге и востоке, а зло - на севере и западе. Чистота и добро – это небо, верх; низ и земля – зло.

Символом этой иерархичности является собор, который даже неграмотные верующие читали как книгу.

Язык международного общения в Средние века – латынь, которая одновременно является языком богослужений. Для крестьян и рыцарства (за исключением высших чинов), которые говорили на народных наречиях (из них постепенно формируются современные европейские языки), это был сакральный (и, что очень важно, абсолютно непонятный) «язык ангелов». На Руси в Средние века роль латыни выполнял церковнославянский язык.

Власть церкви в эпоху Средних веков была всеобъемлющей – она становится главной политической силой. Светская власть была слабой и неустойчивой. Династические войны между феодалами (в качестве примера можно привести междоусобицу русских князей в X-XI вв. или войну Алой и Белой розы в Англии в XV веке), раздробленность (распад Каролингской империи или Киевской Руси, войны между итальянскими городами) вели к усилению власти церкви, обладающей централизацией, жёсткой структурой и единым языком.

Один из символов Средневековья – крестовые походы – велись против иноверцев с целью отвоевать Палестину – Святую землю с её христианскими сокровищами (и только потом ради славы, богатства и почестей) . Это был поиск земного рая, паломничество. Рыцари посвящали свои подвиги Деве Марии («прекраснейше из жён»). Позднее были образованы духовно-рыцарские ордена: воины стали монахами, совмещающими идеалы аскетизма и бескорыстного служения. В Средние Века люди живут в ожидании Второго пришествия и Страшного суда.

Человек связан с Богом и только в таком качестве имеет право на существование (Средневековье не знает атеизма). С церковью связано и образование – до IX-X вв. даже читать человек мог научиться только при монастыре, не говоря уже о получении более серьёзных знаний.

С XIII века формируется новый тип экономических отношений – буржуазный, для которого необходим не вассал, а работник, обладающий личной свободой. Развивается городская, светская культура, появляется интерес к индивидуальной жизни человека. Начинается стагнация культуры Средних веков.

Образование перестаёт быть прерогативой церкви – набирают силу университеты (первый европейский университет, Болонский, был открыт в Италии в XI веке, вскоре появились Парижский университет во Франции, Кембридж и Оксфорд в Англии, Пражский, Краковский и Гейдельбергский университеты), в которых начинают преподавать светские науки (медицину, юриспруденцию и др.). Средние века основной наукой считали богословие и философию, Возрождение – медицину и филологию.

Меняется отношение к церкви, происходит разделение: ей предоставляют заботу о душе человека после его смерти, а за его жизнь на этом свете несёт ответственность светская власть. Начинается Реформация (сначала в Германии в начале XVI века, затем во Франции, Англии, Дании и других европейских странах). В России процесс секуляризации и конец эпохи Средневековья относят к концу XVIIначалу XVIII века и связывают с деятельностью Петра I.

Начинается Новое время, которое почерпнуло от своего предшественника куда больше, чем казалось его представителям.

Средневековье, «темные времена»... Эта эпоха у многих ассоциируется с кострами инквизиции, жестокими междоусобными войнами, кровавыми крестовыми походами, страшными эпидемиями, невежеством и фанатизмом. Однако не следует забывать, что именно в ту далекую эпоху, от которой нас отделяет почти тысячелетие, Данте Алигьери создал «Божественную комедию», признанную потомками жемчужиной мировой литературы, был возведен великолепный собор Святого Петра, в крупных городах открывались университеты, в числе которых Оксфордский и Кембриджский.

Но даже не это главное. В Средние века медленно, с огромным трудом наука и технический прогресс входят в жизнь обычных людей, радикально меняя привычный уклад. Подковы, изобретенные еще римлянами, теперь гвоздями крепят к копытам животных, более совершенный плуг, широко распространившийся в этот период, дает толчок к развитию земледелия. Ведь теперь можно обрабатывать каменистые, глинистые участки земли, получать щедрые урожаи. Для крестьян, составлявших большую часть населения Европы, богатый урожай был единственным способом выжить, прокормить семью. В городах создавались гильдии ремесленников, которые, по меркам современников, творили чудеса. Именно тогда впервые удалось изготовить листовое стекло. В эту эпоху были организованы мастерские по производству венецианского стекла, до сих пор высоко ценимого в мире. Еще довольно долго стеклянные бусы приравнивались к украшениям из самоцветных камней.

Впервые был выплавлен чугун, который очень быстро нашел широкое применение: чугунные пушки были прочнее, трубы - надежнее, посуда - удобнее и дешевле. Вместе с порохом, изобретение которого приписывают монаху Бертольду Шварцу, эти достижения привели к созданию стрелкового оружия. Обшитые железными листами корабли покоряли океаны, торговые границы государств начали стремительно расширяться, предвещая эпоху Великих географических открытий.

Именно в эти непростые времена Коперник создал свою гелиоцентрическую теорию мира, а Парацельс, Ибн Сина и Визалий пытались понять, какие процессы происходят в человеческом теле, и искали новые способы лечения различных болезней.

И, наконец, именно Средневековье подарило нам блистательное Возрождение, великого да Винчи, Боттичелли, Джотто, Рафаэля, Микеланджело...

Расцвет искусства пришелся на конец Средневековья. Началом эпохи, называемой в исторической науке Ранним Средневековьем, отечественная и мировая медиевистика считают крушение под натиском германских племен Западной Римской империи в V в. н. э. Этот период длился около пяти веков (приблизительно с 500 по 1000 г.) и ознаменовался грандиозной миграцией народов: многочисленные германские племена расселялись на землях римлян, что впоследствии привело к противостоянию культур, религий, языков и вылилось в многочисленные кровавые конфликты. Вследствие переселения северные готские племена оказались на юге Европы, азиаты гунны поселились в нынешней Франции и на западном побережье Черного моря, а вандалы из Германии добрались до территорий нынешних Алжира и Туниса, а оттуда перекочевали в Италию и на Корсику.

Народы Пиренейского полуострова, почти полностью завоеванного маврами, начали борьбу с поработителями. Непрерывные распри христианских правителей значительно мешали освободительному движению, но, несмотря ни на что, в 1492 г. мавры были окончательно изгнаны с Иберийского полуострова.

В это же время на Британские острова после вывода римских легионов участились нападения германцев. Англосаксонские войска высадились в Кенте и к X в. стали полновластными хозяевами Британии.

На юге Европы все большее влияние приобретала Византийская империя. Огромную территорию Западной и Центральной Европы занимало Франкское королевство, влияние которого на ход истории было весьма значительным.

Высокое Средневековье без преувеличения можно назвать эпохой крестовых походов и могущества Церкви. Продолжался этот период примерно с 1000 по 1300 г. Расцвет сельского хозяйства, торговли и ремесел привел к демографическому взрыву - численность населения Европы заметно увеличилась. Естественно, что это повлекло за собой значительные изменения в политике, экономике, духовной жизни и искусстве. Киевская Русь всеми силами сдерживала нашествие монгольских полчищ, но многие государства Восточной Европы были завоеваны и разграблены азиатами.

Позднее Средневековье началось с ужасных бедствий: Великого голода 1315-1317 гг. и эпидемии чумы, которая выкосила более половины населения Европы. Эти бедствия стали причиной многочисленных крестьянских восстаний. Кровопролитная и жестокая Столетняя война унесла еще тысячи жизней.

Череду страшных событий эпохи венчало Возрождение, подарившее обессиленным народам свет науки и культуры, новые знания и открытие торговых путей.

Средневековье подарило нам великолепные строения, полотна, скульптуры, поэтические и философские трактаты, рыцарские баллады, а еще... чай, шоколад, табак, картошку... Эта эпоха преподнесла потомкам и сотни загадок, на некоторые до сих пор еще не найдены ответы. Именно о них пойдет речь в книге, которую вы держите в руках. Здесь пытливый читатель найдет немало интересных, порой парадоксальных фактов о прошлом и сможет провести параллели с современной жизнью. Ведь история, как известно, движется по спирали.

Период Средневековья (от лат. media - середина) за­нимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпо­хой Возрождения, Великими географическими открытия­ми, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н. э., точнее, 476 г. н. э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово "варвары" про­изошло от "барбарос", так греки называли всех, непонят­но болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке. Слово это стало нарицательным для разрушителей мате­риальных и духовных ценностей. К тому же представители племен - покорителей Рима находились на более низком уровне общекультурного развития, чем греки и римляне.

Для всех, кто изучает экономическую историю человече­ства, представляется наиболее разумным начать точку отсче­та Нового времени, следующим за средневековьем с событий промышленной революции в Англии в 60-х гг. XVIII в.

Условно все Средневековье можно поделить на три эта­па: первый - раннее Средневековье с конца V - начала VI в. по IX е.; второй - расцвет. Средневековой цивилиза­ции с X по XV в.; третий - позднее Средневековье - с кон­ца XV до середины XVIII в. О третьем этапе речь пойдет в следующих разделах.

Итак, время действия определено. Место действия - Европа. Слово это произошло от "Эреб" - "Запад" (в пе­реводе с семитского). При греках и римлянах Европа рас­сматривалась как объект для сбора контрибуций. Она была как бы варварской периферией, границей Римской импе­рии. С севера на юг континент располагается от Северного Ледовитого океана до берегов Средиземного моря, с запа­да на восток - от побережья Атлантики до Уральских гор. Итак, еще со времен античности понятие Европы отожде­ствлялось с географическим определением "Запад" и про­тивопоставлялось "Асу" (в переводе с семитского "Азия"), или Востоку. Для народов и стран, заселявших уже в те века Европу, можно выделить общие черты экономическо­го, социально-политического и социокультурного развития. На континенте издавна выделялись страны Западной Евро­пы: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны. Здесь быстрее, чем в Восточной Европе, проходили процессы феодализации и индустриализации, ярче проявлялись до­стижения в науке и технике. Кельтские и германские пле­мена входили в состав Римской империи и имели возмож­ность познакомиться и перенять некоторые достижения пе­редовой для того времени античной цивилизации. Западно­европейские страны с окончанием Великого переселения народов утвердились в государственных границах. Они ак­тивно пользовались преимуществами и выгодами своего географического положения. Окружавшие их моря и реки, пересекавшие равнины и горы, содействовали торговле и первичным обменам информацией о различного рода нов­шествах материальной культуры.

Восточная Европа стала местом расселения славянских племен, оказавшихся по географическому положению даль­ше от морей и старинных мировых центров культуры.

Своеобразным форпостом Европы на востоке была Ви­зантия - правопреемница Восточной Римской империи.

Основной особенностью раннего Средневековья было зарождение феодализма в молодых европейских государ­ствах. Качественно новая цивилизация - Западная (Евро­пейская) формируется именно в Средние века на основе синтеза отношений частной собственности и колоната (арендных отношений) античности и общинно-коллекти­вистских начал европейских племен. Третьей составляю­щей этого синтеза новой цивилизации была материальная и духовная культура Древнего Востока - фундамента всей мировой цивилизации. Не учитывая эти тесно взаимосвя­занные процессы, определившие материальный базис ев­ропейской цивилизации, не понять особенности прогресса экономики Европы в Средние века, формирование мирохо­зяйственных связей.

К началу Средневековья производительные силы Древ­ней Греции и Рима во многом были разрушены, памятники материальной и духовной культуры погибли в огне пожа­рищ при набегах варварских племен, в беспрерывных вой­нах, при активной миграции больших масс населения. За­быты были многие трудовые навыки, утеряны квалифика­ции ремесленников. В раннем Средневековье на весьма низ­ком уровне находилось развитие техники и знаний людеі об окружающем мире.

Это вело к низкой производительности труда. Прева­лировало ручное, кустарное производство. Для успешного освоения огромных новых пространств на севере и в центре Европы, покрытых густыми лесами, примитивными были средства сообщения. Плохая связь между отдельными ре­гионами затрудняла обмен опытом экономической жизни, что тоже сдерживало прогресс. Войны, эпидемии чумы и холеры, массовые заболевания людей и домашних живот­ных сильно подрывали производительные силы общества.

Но одновременно проходил важнейший процесс скла­дывания современных государств, в рамках которых нача­ли постепенно формироваться национальные хозяйствен­ные комплексы. Появление уже в XIII в. в Англии парламен­та, затем первых конституций в ряде стран в законода­тельном порядке закрепляло право частной собственнос­ти на основные средства . Труды ученых по химии, математике, астрономии, медицине, механике ис­пользовались в технических усовершенствованиях, море­плавании; рос уровень жизни людей. Распространению зна­ний, накопленных человечеством, способствовало книгопе­чатание. Через 1000 лет после падения Древнего Рима пле­яда гениальных мыслителей, возглавляемых по праву Ле­онардо да Винчи, поставила на службу людям производ­ственный и культурный опыт античности. Они достигли но­вых высот в технике, науке, искусстве, частенько при этом заглядывая далеко вперед, опережая свое время. Эпоха Возрождения явилась не только расцветом средневековой цивилизации, но и достойно вводила человеческое обще­ство в Новое время, проведя его через Великие географи­ческие открытия.

Итак, не получилось плавного перехода, поступатель­ного движения в развитии производительных сил по вос­ходящей линии от эпохи Древнего мира к Средним векам, но несомненен был экономический прогресс, особенно ха­рактерный для третьего периода Средневековья.

Началось все с формирования аграрного общества в Европе.

Часто Средние века считают темным пятном на страницах истории, царством мракобесия: на кострах сжигали ведьм, а на улицах царили страх и уродство. Само название подчеркивает безликость этой эпохи, которую затмевают две соседние: античность и Возрождение, более богатые в эстетическом и культурном смысле.

Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе.

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Стремление к прекрасной жизни

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим. Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.

Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья - «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».

Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.

Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом.

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства.

Посещение храма превращалось в род менуэта: при выходе возникало соперничество за предоставление особе более высокого ранга права раньше других перейти через мостик или через узкую улочку. Как только кто-либо доходил до своего дома, он должен был - как того еще и поныне требует испанский обычай - пригласить всех зайти к себе в дом чего-нибудь выпить, от подобного предложения каждому следовало учтиво отказаться; затем нужно было немного проводить остальных, и все это, конечно, сопровождалось взаимными препирательствами.

Йохан Хёйзинга

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Боль обретает ритм

Похоронные обряды также сопровождались торжеством страдания, в котором горе облекалось в прекрасные и даже возвышенные формы.

Реальная действительность перемещалась в сферу драматического. В более примитивных культурах, погребальные обряды и поэтические погребальные плачи все еще представляют единое целое; траур своей пышностью призван был подчеркнуть, сколь огорчен поражённый скорбью.

Йохан Хёйзинга

нидерландский философ, историк, исследователь культуры

В таких формах легко теряются настоящие переживания. Вот отрывок из записок Алиеноры де Пуатье об овдовевшей Изабелле Бурбонской: «Когда Мадам оставалась сама по себе, вовсе не пребывала она неизменно в постели, так же, как и в покоях». Что свидетельствует о сознательном стремлении к драматизму, причиной которого были общественные обычаи.

Людям нравилось, когда всё, что имело отношение к сфере этического, принимало эстетические формы.

Особой категорией людей, к которым обыватели испытывали неподдельный интерес, были проповедники и аскеты. Изумление перед смирением и умерщвлением плоти святых подвижников, перед покаянным отречением от грехов доходило до высшей степени любования и восхищения. Любое личное переживание, волнение и достижение должно было найти необходимую публичную форму выражения, закреплённую в культуре.

Любовь и дружба

Появляется особая форма дружбы, называемая миньонством - она просуществовала до XVII века. Каждый уважающий себя придворный имел близкого друга, привычки, одежда и внешний вид которого необходимым образом должны были повторять его собственные. Миньонов брали с собой на свидания, прогулку, работу. Такая дружба носила исключительно эстетический смысл и была призвана разбавить одиночество и скуку, а также добавить симметрию в жизнь.

Учтивость и этикет были напрямую связаны с одеждой, которая имела опредёленные смыслы.

Например, если девушка желала заявить о верности возлюбленному то, надевала одежду синего цвета, в то время как одежда зелёного цвета свидетельствовала о влюблённости.

В любви для тех, кто не порывал со всеми земными радостями вообще, проявлялись цель и сущность наслаждения прекрасным как таковым. Чувство влюбленности ценилось намного сильнее чем отношения, а тем более брак. Часто бывало, что молодая замужняя женщина оставалась дамой сердца многих рыцарей, которые выкрикивали её имя на поле брани.

Всё красивое - каждый звук или цветок - украшало любовь. Литература, мода, обычаи упорядочивали отношение к любви, создавали прекрасную иллюзию, за которой люди мечтали следовать. Любовь стала формой фантастического желания. Рыцарский турнир предлагал игру в любовь в наиболее героической форме. Победителю доставался особый подарок в виде платка или поцелуя возлюбленной.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше.

Он жил в семиотически насыщенном мире. Полном смысловых отсылок и высших смыслов проявлений Бога в вещах; он жил в природе, которая постоянно говорила на языке геральдики.

Умберто Эко

философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике

Лев, орел, змей - не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе. Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Тёмные века - причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным, то Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее.