Сказка песочный человек. Хранители снов vol. III - Песочный человек. Образ в традиционной культуре

Сказка Песочный человек – мистическая новелла Амадея Гофмана. Она не предназначена для детского чтения. Родителям полезно прочитать новеллу, чтобы уяснить: никогда не стоит пугать детей никакими монстрами, бабайками и прочими чудовищами, рассказывать им страшные сказки перед сном. Из страшных сказочных образов вырастают детские страхи, которые могут разрушить психику ребенка.

Сказка Песочный человек читать

Натанаэль в детстве боялся Песочного человека, которым взрослые пугали маленьких детей, чтобы те быстрее засыпали. Мальчик связал образ Песочного человека с адвокатом Коппелиусом, страшным другом своего отца, который приходил по вечерам в их дом. Любопытный мальчик подсмотрел, как отец с другом проводят тайные занятия алхимией. Увидев Натанаэля, Коппелиус пытался вырвать у него глаза. Поведение ночного гостя настолько напугало ребенка, что он проболел несколько недель. Спустя какое-то время Коппелиус опять вечером появился в их доме и закрылся с отцом в кабинете. Услышав взрыв, мальчик поспешил в кабинет и застал отца мертвым. Коппелиус исчез из города. Юноша Натанаэль встречает продавца барометров Копполу. Он считает, что это мерзкий колдун Коппелиус, убийца его отца, и хочет с ним поквитаться. Друзья Натанаэля Лотар и Клара своими убедительными доводами пытаются вернуть юношу в реальный мир. Натанаэль успокаивается. Он даже посещает лекции знаменитого профессора Спаланцани и увлекается физикой. Но темные силы не отпускают сознание Натанаэля. Увидев прекрасную дочь профессора, юноша потерял покой. Он совсем забыл о возлюбленной Кларе и стал ухаживать за профессорской дочкой, считая ее идеалом женской красоты. Выяснилось, что странная Олимпия – механическая кукла, творение профессора и Копполы. Натанаэль снова теряет рассудок. Преданная Клара вернула возлюбленного к жизни. Все следы помешательства исчезли. Никто не напоминал Натанаэлю о его болезни. Случайно Натанаэль наткнулся на подзорную трубку, купленную когда-то у Копполы, навел ее на Клару и снова потерял рассудок. Безумец схватил девушку и пытался выбросить ее из окна башни. Лотар спас сестру. На вопли безумного сбежался народ. В толпе Натанаэль заметил и Коппелиуса. С пронзительным криком Натанаэль бросился вниз. Увидев на мостовой обезображенное тело юноши, колдун скрылся в толпе. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Песочный человек

Фантастическая новелла Гофмана – сложное для восприятия произведение. Она интригует читателя с первых строк. Содержание мистической сказки раскрывается через письма героев. Письма Натанаэля другу наполнены страхами, которые с детства не оставляют юношу: Песочный человек, Коппелиус, Коппола в одном и том же лице. Клара и Лотар противопоставляются главному герою рассудительностью и рационализмом. Они пытаются помочь другу вырваться из мира безумия, но им это не удается. Чему учит сказка Песочный человек? Она учит, что не следует идти на поводу у своих страхов, а во всем нужно полагаться на здравый рассудок.

Мораль сказки Песочный человек

Страхи у нас внутри. Нужно находить в себе силы бороться ними, искать способы их преодоления. Детские страхи очень опасны. Они могут превратиться в шлейф неудач во взрослой жизни человека. Так можно трактовать главную мысль сказки Песочный человек.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • У страха глаза велики.
  • Кто перед страхом смигнет, тот пропадет.

Одна из самых известных новелл Э.Т.А. Гофмана появилась на свет в ноябре 1815 года. Первая редакция произведения несколько отличалась от второй, отправленной 24 ноября издателю Георгу Реймеру и вошедшей в 1817-м году в сборник «Ночных рассказов»: в ней дьявольское воздействие Коппелиуса имело более всеобъемлющую, физическую природу и касалось не только главного героя – Натанаэля, но и его возлюбленной – Клары, которая в начале слепла от прикосновения старого адвоката, а затем погибала. Оставив Коппелиуса воздействовать только на душу Натанаэля, Гофман придал новелле большую психологичность и, вместе с тем, необъяснимую мистичность происходящего.

Название произведения связано с фольклорным западноевропейским образом Песочного человека : в трактовке матери Натанаэля – это красивая метафора, которой она объясняет процесс «запорашивания глаз» перед сном; в понимании старой нянюшки – это реальное злое существо, которое бросает непослушным детям песок в глаза, так, что они наливаются кровью, после чего прячет их (детей) в мешок и относит на Луну, в совиное гнездо, к своим отпрыскам, которые кривыми клювами окончательно лишают малышей зрения. Натанаэль по малолетству принимает рассказ старой женщины за правду. Он начинает увлекаться всем чудесным и таинственным. Со временем герой понимает, что Песочный человек – не совсем то, что о нём говорят, и перестаёт связывать свои детские страхи с неизвестным ему персонажем, приходящим к отцу в девять часов вечера.

Взросление Натанаэля позволяет ему выйти за рамки мистического восприятия мира, но показывает его неготовность к постижению мира реального: в десять лет мальчик становится свидетелем странных действий, производящихся отцом и старым адвокатом Коппелиусом, смертельно пугается последнего и несколько недель проводит в горячке. Новые детские страхи объясняются (героем, автором, Кларой) реальным неприятием мерзкого гостя, обладающего как ужасной внешностью, так и жуткими манерами, одной из которых является стремление специально трогать детские сладости, зная, что после этого малыши не смогут к ним прикоснуться. Непонятные Натаниэлю действия (впоследствии Клара выяснит у знакомого аптекаря, что речь шла об алхимии) и преображение во время них отца, в лице которого появляется нечто сатанинское, делающее его похожим на Коппелиуса, связываются в сознании главного героя с нападением на него старого адвоката и смертью отца – всем тем, что может создать самые кошмарные жизненные впечатления у человека.

С точки зрения психологии, получивший тяжёлую психологическую травму Натанаэль несёт на себе её разрушительное воздействие на протяжении всей юности (времени учёбы в Г.). С позиции сюжетных событий, всё выглядит несколько иначе, но, как часто бывает у Гофмана, может иметь, как минимум, две трактовки: фантастическую и реальную.

Вторая встреча Натанаэля с Коппелиусом происходит вне стен родного дома. Старый адвокат представляется герою в начале продавцом барометров, а затем – пьемонтским механиком Копполой, занимающимся продажей разнообразных оптических приборов (лорнетов, очков, подзорных труб и т.п.). Столкнувшись нос к носу с дьявольским существом, Натанаэль приходит в ужас и начинает предчувствовать свою скорую гибель. Первое время он держится благодаря Кларе, считающей его страхи – пустыми бреднями, Лотару – предлагающему не впускать в свою душу ненужные эмоции, профессору Спаланцани, подтверждающему итальянское происхождение Копполы, а значит и отсутствие связи между ним и немцем Коппелиусом. Натанаэль даже делает шаг навстречу Копполе, который вкладывает в его руки карманную подзорную трубу, ставшую очередным мостиком на пути к окончательной гибели.

Сближение Натанаэля и Олимпии начинается с вполне реального события – пожара, приключившегося в доме, где главный герой снимал комнатку. Что послужило основной для бедствия – в новелле не указывается. Известно только то, что друзьям студента удалось спасти его книги и манускрипты и снять новую комнату, как раз напротив окон профессора Спаланцани. Так у Натанаэля появилась чудесная, но объяснённая реальной причиной, возможность видеть прекрасную Олимпию. Подзорная труба Копполы приблизила интересующий студента объект, но, вопреки реальным свойствам предмета, показала автоматический механизм в виде живого человека. Чем больше Натанаэль смотрел на Олимпию через дьявольский прибор, тем сильнее он в неё влюблялся. За каких-то три дня из сердца молодого человека ушли все, кто был ему дорог, - Клара, мать, Лотар. Натанаэль даже чуть было не поругался со своим лучшим другом Зигмундом, осмелившимся подчеркнуть механичность поведения Олимпии – её размеренную поступь, её ровный, красивый голос.

Страстная любовь Натанаэля к Олимпии – классическое выражение дьявольского ослепления человека. Несмотря на то, что юноша периодически ловит себя на холодности рук и губ возлюбленной, на её немногословности, на её странном поведении, он всё равно не может отступить от своего чувства, которое на самом деле является ничем иным, как себялюбием. В каком-то смысле Натанаэль влюбляется в бездушный автомат в силу собственного характера: ему нравится, когда его слушают, не прерывая; когда от всего сказанного им приходят в восторг; когда он видит в любимом человеке отражение своей собственной души и ничего больше.

Весёлая, жизнерадостная, рассудительная Клара представляется погружённому в мистические настроения Натанаэлю холодной, бездушной, не понимающей его особой. Как только герой приходит в себя, настоящая возлюбленная вновь становится близка его сердцу. Судьба Клары – прекрасна: девушка переживает покушение на жизнь, безумие и гибель Натанаэля, но находит в себе силы выйти замуж и жить в счастье и довольстве с мужем и двумя сыновьями. Главный герой не выдерживает безумия и погибает.

Мотив автомата , выразившийся в страшном выводе о неотличимости механического/мёртвого от естественного/духовного, тесно связан в новелле с символическим образом глаз , являющихся отражением как души человека, так и его жизни. В детстве Натанаэль боится за свои глаза (Песочный человек, Коппелиус); в юности – он влюбляется в искусственные глаза Олимпии. Приступы безумия посещают героя каждый раз, когда возникает опасность потери зрения (угрозы Коппелиуса вырвать глаза, вырванные глаза Олимпии, использование подзорной трубы Копполы).

Э. Гофман - один из наиболее ярких представителей эпохи немецкого романтизма. Его творчество весьма многогранно: помимо литературной деятельности, он сочинял музыку, рисовал. Вместе с тем его сочинения отличаются оригинальностью, которая делает его сказки совершенно не похожими на традиционные произведения романтиков изучаемой эпохи. Поэтому этот писатель занимает особое место в истории мировой литературы.

Кратко об авторе

Он родился в семье простого юриста и после окончания обучения выбрал себе ту же профессию. Однако учеба и последовавшая за ней государственная служба сильно тяготили его, и он пытался зарабатывать на жизнь искусством, но безуспешно. Положение несколько улучшилось после того, как писатель получил небольшое наследство. Несмотря на трудности, он не бросил писать, однако его произведения не нашли отклика у немецкой критики и читателей. При этом его произведения пользовались популярностью в других западноевропейских странах, в России, а также в США.

Творчество

Романтика Гофмана весьма специфична и отличается от того, что писали представители данного направления. Большинство авторов подходили к изображаемым предметам и персонажам очень серьезно, прославляя идею абсолютной свободы. Но Эрнст Амадей отказался от этих установок, введя в свое повествования элементы острой сатиры. Кроме того, автор отказался от утопических идеалов свободы, сконцентрировавшись исключительно на характерах своих героев. Сказки Гофмана фантастичны и с примесью ужаса, но, тем не менее, они не столько пугают, сколько поучают. Юмор автора также весьма специфичен. Писатель в едкой и весьма ироничной форме высмеивает пороки современного ему общества, за что, возможно, его произведения и не пользовались большой популярностью у него на родине. Зато в нашей стране он получил признание. Белинский называл его величайшим поэтом, а Достоевский всерьез увлекся его творениями, более того, сказки Гофмана нашли свое отражение в сочинениях романиста.

Особенности

Характерной чертой произведений писателя было тесное переплетение реальности и фантастики. Но последняя не воспринимается автором как что-то из ряда вон выходящее: напротив, он изображает ее как нечто само собой разумеющееся, как оборотную сторону повседневного человеческого существования. Его герои как бы живут двойной жизнью: в обычном мире и в сказочном антураже. Примером такой сказки является новелла Гофмана «Песочный человек». Это одно из наиболее популярных его произведений, которое стало визитной карточкой автора. В основе сочинения лежат народные предания, но вместе с тем в ней отражены реалии современной автору эпохи. Сказка-новелла оказалась настолько популярной, что ее мотивы используются в массовой культуре. Одна из главных сюжетных линий даже вошла составной частью в либретто известной французской оперы.

Композиция

Особый интерес представляет вопрос о том, как построил свое повествование в рассматриваемом Краткое содержание («Песочный человек» в этом отношении отличается от других сказок), к сожалению, не передаст всей оригинальности структуры текста. А она весьма необычна. Автор, словно не зная, как поведать своему читателю эту необычную историю, выбирает очень интересную форму повествования. Сказка начинается с переписки главного персонажа со своим другом Лотарем и невестой Кларой. После пересказа содержания писем писатель перешел непосредственно к кульминации действия и ее развязке. Такая композиция позволяет лучше понять характер героя, который впал в безумие и кончил трагически свою жизнь. В письмах читатель знакомится со сложным и крайне противоречивым внутренним миром Натаниэля, который находится в страшном смятении из-за детской травмы: кошмары преследуют его, и даже все попытки невесты отвлечь его от тяжелых дум оказываются безрезультатными. Во второй части повествования читатель видит героя как бы со стороны, уже зная об его душевных страданиях. Но теперь мы видим их внешнее страшное проявление, что и приводит к трагедии.

Завязка

В анализируемом произведении одним из лучших мастеров человеческой психологии в мировой литературе показал себя Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» отличается драматичностью и сложностью сюжета, несмотря на кажущуюся простоту структуры) сказки следует начать с упоминания переписки друзей, из которой мы узнаем ее предысторию. Натаниэль рассказывает приятелю страшную историю, которая произошла с ним в детстве. Няня пугала его сказкой о песочном человеке, который якобы наказывает тех детей, которые не хотят ложиться спать. Воспоминания об этом так глубоко врезались в его память, что воображение ребенка оказалось в некотором роде покалеченным. Окончательный удар по детской психике был нанесен после одного ужасного происшествия, свидетелем которого он стал.

В рассматриваемом произведении мастером страшной фантастики показал себя Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» - это довольно мрачная новелла) сочинения не способно передать весь накал страстей и сложную внутреннюю борьбу главного персонажа, текст следует читать полностью. Но поскольку мы ограничены рамками статьи, обойдемся сокращенным пересказом. Натаниэль стал свидетелем ужасной смерти своего отца, который проводил опыты с одним странным профессором, посещавшим их дом. Однажды вечером мальчик подсмотрел, как этот незнакомец проводил опыты с глазами, а после эксперимента трагически погиб его отец. Ребенок уверен, что профессор является убийцей, и клянется отомстить.

Развитие сюжета

В анализируемом сочинении свое мастерство в изображении человеческой психологии доказал Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» - произведение с глубоким философским подтекстом, несмотря на наличие фантастических элементов) сказки отличается динамичностью из-за стремительного развития событий и вместе с тем достоверностью в изображении характеров. В следующем письме Натаниэль рассказывает, как он познакомился с необычным преподавателем по физике и стал у него учиться. Там же он встретил одного механика, который был очень похож на профессора, убившего его отца. Герой готовился отомстить, но невеста в ответном письме уговаривала его отказаться от мрачных мыслей, который могли свести его с ума. Через некоторое время герой сообщил, что он ошибся: механик был просто похож на профессора, и чтобы как-то его задобрить, герой купил у него подзорную трубу, через которую принялся наблюдать за дочерью своего преподавателя, Олимпией, которая оказалась очень красивой девушкой. Напрасно друзья Натаниэля уверяли его, что она очень странная и напоминает механическую куклу (так и оказалось впоследствии): герой ничего не хотел слышать и, забыв о своей невесте, решил сделать Олимпии предложение.

Дальнейшие события

Одним из самых противоречивых сказочников был Гофман. «Песочный человек», анализ которого является предметом настоящего обзора, - лучшее тому подтверждение. Мрачный колорит произведения чувствуется особенно сильно по мере приближения к развязке. Герой был недоволен Кларой, которая оказалась девушкой простой и искренней, не подверженной суеверным страхам и ложным впечатлениям. Натаниэль читал ей свои мрачные истории, но она их не воспринимала, что он принял за безразличие и глупость, в то время как Олимпия слушала молодого человека, ни на что не отвлекаясь. Решив сделать ей предложение, юноша явился в дом к ее отцу, однако к своему ужасу застал ужасную картину: преподаватель с ужасным профессором сломали куклу. От увиденного Натаниэль сошел с ума.

Характер героя и развязка

В центре внимания автора - образ главного персонажа, весьма впечатлительного молодого человека, который так и не смог избавиться от своего детского наваждения. Несмотря на любовь к Кларе, девушке простой и искренней, он все-таки поддался своим суеверным страхам, что привело его к безумию. К сожалению, добрые задатки в нем были уничтожены сломанной психикой, которую не могла излечить ни любовь Клары, ни дружба ее брата Лотаря. В финале герой возвращается домой и после временного улучшения самочувствия проводит время со своей невестой. Но однажды он снова смотрит в и опять сходит с ума. Чуть не убив Клару, он кончает жизнь самоубийством. Итак, популярной сказкой писателя является «Песочный человек». Гофман, отзывы о книге которого, невзирая на весь трагизм, оказались весьма положительными, вошел в мировую литературу именно как создатель произведений с необычным колоритом и мрачноватой окраской, но со специфическим юмором, что подмечено многими читателями и критиками.

Сказочная новелла Гофмана Песочный человек – самое известное и популярное произведение автора. Историю Песочный человек читать рекомендовано взрослым и детям старше 14 лет.

Не стоит буквально воспринимать все рассуждения Гофмана в лице главного героя Натанаэля, присмотритесь внимательнее и вы увидите в них много скрытого смысла, живой энергии; сможете прочувствовать, насколько детские психические травмы способны укрепляться в сознании человека и преследовать его всю жизнь.

Песочный человек. Краткое содержание

Сказочная новелла Песочный человек разделена на четыре части. Первые три – это письма главного героя Натанаэля его другу Лотару и ответ девушки Клары – Натанаэлю. Четвертая часть – непосредственно сама история.

Первое письмо (Натанаэль – Лотару). Краткое содержание

В своем первом письме Натанаэль рассказывает историю детства о Песочном человеке, которым его пугали перед сном, о смерти отца и о его страшном друге отца Коппелиусе, в котором мальчик видел зло и воплощение Песочного человека. Также описывается случай о продавце барометров.

Второе письмо (Клара - Натанаэлю.) Краткое содержание

Возлюбленная Натанаэля Клара совершенно случайно прочитала письмо, адресованное её брату Лотару, и высказывает свою точку зрения на переживания молодого человека, показывая ему, что все страхи и ужасы не реальны.

Третье письмо (Натанаэль – Лотару). Краткое содержание

Натанаэль рассказывает о том, как он живет, о своем преподавателе физике Спаланцани и о его загадочной дочери Олимпии.

Побывав в гостях у Клары и Лотара, молодой человек возвращается на учебу в город и видит, что его квартира сгорела. Переехав в другой дом, он с удивлением замечает, что живет прямо напротив профессора физики. Купив подзорную трубу, он целые дни проводит, наблюдая за Олимпией и на празднике у Спаланцани знакомится с ней, влюбляясь до беспамятства. Лучший друг Натанаэля пытается помочь, рассказывая, что Олимпия очень странная и что у неё безжизненные глаза, но тот не слушает, забывая о Лотаре и невесте Кларе.

По стечению обстоятельств Натанаэль оказывается в доме профессора в не положенный час и узнает страшную новость: Олимпия – не человек, а просто кукла. Молодой человек сходит с ума.

Побывав в сумасшедшем доме и вернувшись на родину, к матери и друзьям, он излечивается и планирует спокойную, размеренную жизнь вместе с Кларой. Однако этому не суждено сбыться. История заканчивается самоубийством Натанаэля, очередной раз помешавшимся на Песочном человеке.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Песочный человек, Сеятель , Песочный человечек (англ. Sandman , нем. Sandmännchen ) - фольклорный персонаж, традиционный для современной Западной Европы. Согласно поверьям, сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Образ Песочного человека может иметь как положительную окраску - это доброе существо, успокаивающее шалунов и навевающее добрые сны, - так и отрицательную - это злое, враждебное существо, навевающее непослушным детям кошмары.

Образ в традиционной культуре

Согласно западноевропейским народным преданиям, Песочный человек сыплет детям в глаза волшебный песок, чтобы те засыпали. Существовало также поверье, что Песочный человек может пробираться в постель под одеяло к плохо укутавшимся детям и забирать их с собой.

Представление о «песке в глазах» основано на биологическом снижении деятельности секреторных желез перед сном , в том числе и слёзных - чем объясняется «жжение» в глазах, слипание век и т. п. Влажные выделения на глазах только проснувшегося человека также соотносились с песком Песочного человека.

Основанный на фольклорном образе Песочного человека образ литературный встречался в различных произведениях, в частности у Э. Т. А. Гофмана и Г. К. Андерсена . В рассказе Гофмана «Песочный человек» рисуется устрашающий образ Песочного человека: «злой человек, который приходит к детям, когда они не хотят ложиться спать, и бросает им в глаза целые пригоршни песка, так что глаза заливаются кровью и вываливаются, а он складывает их в мешок и уносит на луну, чтобы кормить своих детей; а те сидят там в гнезде, и у них такие острые клювы, как у сов, чтобы клевать ими глаза непослушных детей».

«Песочный человечек» на немецком телевидении

Песочный человек известен как персонаж кукольного мультипликационного фильма, обычно выходившего по вечерам на канале телевидения ГДР .

В период с по 1990 годы было три разных Песочных человечка, которые фигурировали в телепередачах, выходивших как в Западной, так и в Восточной Германии. При некотором различии они всё же имели общие черты: каждый раз это был маленький человечек с белой бородой и в шапочке с кисточкой. Его выступление обычно предваряло или завершало показ небольшого фильма для детей, после чего он высыпал из своего мешочка волшебный песок, даря детям приятные сны.

Идея вывести Песочного человечка на телеэкран впервые появилась у Ильзы Обриг (Ilse Obrig), телеведущей и автора западногерманского телевидения в начале 1959 года. Однако её передачу «Sandmännchens Gruß für Kinder» («Привет детям от Песочного человечка»), увидевшую свет 1 декабря 1959 года на канале SFB, опередили коллеги с восточногерманского канала DFF, выпустившие 22 ноября 1959 года телепередачу «Unser Sandmännchen» («Наш Песочный человечек»). 29 октября 1962 года Песочный человечек появился на западногерманских каналах NDR, SFB и HR. На протяжении 30 лет одновременно существовало то два, то три Песочных человечка (один в ГДР и то два, то три - в ФРГ).

Первое появление Песочного человечка на телевидении в ГДР вызвало протесты родителей, однако многочисленные письма детей с просьбами вернуть его на экраны возымели действие. Летом 1960 года Песочный человечек появился в том образе, в котором он и будет выступать все последующие годы. В 1978 года первый немецкий космонавт Зигмунд Йен (Sigmund Jähn) взял с собой в космос куклу Песочного человечка. Его советский коллега взял куклу Машу, и на борту корабля была отпразднована «кукольная свадьба» (Puppenhochzeit).

В ходе преобразований, последовавших за объединением Германии, в 1990 года восточногерманский Песочный человечек исчезает с экранов, но после протестов родителей и детей вскоре возвращается в телепередачи. После 1991 года непрерывно выходит только восточная версия Песочного человечка - на каналах MDR, RBB и KI.KA, при этом в ней появились новые персонажи, в том числе из западногерманских версий программы. Зимой / гг., к 50-летию появления Песочного человечка на телеэкранах, планируется выпустить кинофильм «Der Sandmann und der verlorene Traumsand» («Песочный человек и потерянный сонный песок»).

Примечательно, что для большинства немцев (соответственно, западных и восточных) приемлем только их традиционный вариант Песочного человечка, закреплённый соответственно западногерманским и восточногерманским телевидением. Для бывших жителей ГДР этот персонаж стал символом их идентичности, своего рода символом их утраченной страны. Образ Песочного человечка используется в различных товарах: к примеру, крышка одного йогурта для детей имитирует шляпу песочного человечка.

Песочный человечек мог бы стать также знаком и советскому зрителю. Передача «Спокойной ночи, малыши» планировала сделать ведущим программы песочного человечка, живущего в настенных часах. Чтобы визуально уменьшить человека до размеров дверки часов, нужно было гораздо большее пространство, чем было в студии, а технологии того времени не позволяли сделать необходимого в данной ситуации видеомонтажа. От идеи использования данного персонажа пришлось отказаться.

В кино и на телевидении

  • В фантастическом фильме «Бегство Логана » (1976) «песочные люди» - сотрудники спецподразделения по уничтожению беглецов.
  • 1991 - короткометражный мультфильм «The Sandman» по мотивам сказки Э. Гофмана.
  • «Песочный человек » / Sleepstalker (1994)
  • Песочный человечек часто упоминается в немецком фильме «Гуд бай, Ленин! » (англ. Good bye, Lenin!), снятом в 2003 году и рассказывающем о том, как восточные немцы переживают объединение Германии.
  • В сериале «Зачарованные» - 5x14 Sand Francisco Dreamin.
  • В мультсериале «Охотники за привидениями » обезумевший песочный человечек решает усыпить всех людей на Земле на срок в 500 лет.
  • Тема «Песочного человека» присутствует в фильме «Цилиндр » (1935 г.). Фред Астер, изображая песочного человека, танцует, посыпая пол песком, чтобы героиня Джинжер Роджерс смогла заснуть.
  • «Песочный человек» - персонаж одной из серий американского сериала для подростков «Боишься ли ты темноты?».
  • Песочный человек также является персонажем мультфильма «Хранители снов » Питера Рэмси 2012 года наравне с Санта-Клаусом , Зубной феей , Пасхальным кроликом и Ледяным Джеком .
  • «Песочный человек » / Der Sandmann (2011) - швейцарский фильм о человеке, из которого сыплется песок, когда он врёт. Тот, кто вдыхает этот песок - засыпает.
  • В телесериале «Сонная лощина » (1 сезон, 3 серия, Зло торжествует/For the Triumph of Evil…) Песочный человек - злобный демон, принуждающий людей совершать суицид.
  • В телесериале «Гримм » (2 сезон, 15 серия) Песочный человек - существо, которое питается слезами людей, делая при этом их слепыми.
  • Один из культовых профессиональных борцов 1990-х годов Джим Фуллингтон выступал под псевдонимом «Мистер Песочный человек», а позже просто «Песочный человек».
  • В 9 серии 9 сезона британского телесериала «Доктор Кто » песочные люди - существа из «частичек сна», образующихся в глазу во время сна.

В современной музыке

  • «Mr. Sandman » - популярная песня, написанная Пэтом Баллардом и выпущенная в 1954 году группой The Chordettes .
  • «In Dreams» - известная песня Роя Орбисона , в тексте которой присутствуют один из вариантов фольклорного образа персонажа.
  • Одна из самых знаменитых песен американской группы Metallica (альбом «Metallica », 1991 год) называется Enter Sandman («Входит песочный человек»). Образ Песочного человека фигурирует также в клипе к песне.
  • Образ Песочного человечка присутствует в песне «Blood Red Sandman» группы Lordi с альбома The Monsterican Dream (2004 год).
  • Образ злого песочного человека присутствует в песне «Mein Herz brennt» немецкой группы Rammstein , хотя имя персонажа в песне не называется.
  • Также существует российская рэп-группа из Ростова-на-Дону с названием Песочные Люди .
  • Сингл русской металлкор-группы The Korea , вышедший в апреле 2010 года, получил название «Песочный Человек».
  • Песня русской хоррор-рок группы Haunted House называется «Песочный Человек».
  • Песня русской хоррор-панк-группы Scars 19 называется «Песочный Человек».
  • Песня немецкой рок-группы Blind Guardian с названием «Mr. Sandman», являющаяся утяжелённой кавер-версией на хит The Chordettes .
  • Песня немецкой рок-группы Oomph! называется «Sandmann»
  • Песня ирландской рок-группы My Bloody Valentine «Sandman Never Sleeps» c ep «Geek!» 1985 г.
  • Песня рэпера Method Man - Mr. Sandman.
  • Песня исполнителя Richard Cheese «Enter Sandman» является кавер-версией одновременно на Mr. Sandman группы The Chordettes и на «Enter Sandman» группы Metallica
  • Название группы Coppelius - отсылка к одноименному персонажу Эрнста Гофмана, наиболее известному по сказке «Песочный Человек».
  • Одна из песен группы Letzte Instanz - Sandmann.
  • Песня группы Hurts - Sandman из альбома «Exile».
  • Песня группы KALLISA - Песочный человечек.
  • Композиция исполнителя Oak - Sandman.
  • Песня ирландской певицы Enya - The Song Of The Sandman (Lullaby).
  • Песня шведского рэпера Yung Lean - Sandman (2014 год).

В компьютерных играх

  • В играх «Fallout 3 » и «Fallout: New Vegas » можно получить перк «Песочный человек», позволяющий убивать людей во сне.
  • В игре «Team Fortress 2 » существует оружие, способное оглушать противников, погружая их в состояние «сна», которое называется The Sandman .
  • В игре «Titan Quest: Immortal Throne » одно из заклинаний магии Грез называется «Пески снов», что также является намеком на Песчаного человека.
  • В игре «Silkroad Online » есть моб с именем «Dark Sandman», который при атаке может оглушить противника.
  • В игре «Maple Story » есть NPC под именем Mr. Sandman, который предлагает исполнить ваши мечты (используется слово dreams, которое также переводится как «сны») и является отсылкой к песне Пэта Балларда.
  • В игре «Hitman: Absolution » есть несколько испытаний на обезвреживание противников («Песочный человечек встретил синего человечка» и т. п.).
  • В игре «Far Cry 4» есть особое оружие с этим названием.

В литературе

  • У Рэя Брэдбери есть рассказ «Нечто необозначенное», иногда называемый и «Песочный человек». В нем пришелец принимает форму того, кем представляется в спонтанном восприятии окружающим его людям. И «песочный человек» - здесь нечто текущее, меняющееся, нечто не принадлежащее своей воле, как и сны многих людей.
  • У Э. Т. А. Гофмана есть одноименная новелла «Песочный человек». В ней мистический персонаж, а именно песочный человек, доводит юношу до психического расстройства.
  • У Алексея Пехова в серии книг «Киндрэт» упоминается существо из мира смерти, крадущее человеческие глаза, в связи с которым упоминается «песочный человек» Гофмана.

В комиксах

  • У автора Нила Геймана есть серия комиксов «The Sandman », посвященных Песочному человеку , Морфею, воплощению сна, где он является одним из семи Вечных, высших существ, отвечающих за порядок во вселенной (Судьба, Смерть, Сон, Сокрушение, Страсть, Страдание, Сумасшествие). Серия состоит из 75 выпусков и является одним из лучших графических романов, содержа в себе огромное количество различных культурологических отсылок и интерпретаций исторических событий. Как и в легенде, он использует песок, чтобы усыпить человека.
  • Песочный человек - персонаж комиксов Marvel , враг Человека-паука и Фантастической четвёрки . Также выделяется версия этого персонажа во Вселенной Marvel-90214 («Нуар-Вселенная»), где Песочным человеком называют таинственного головореза, убивающего людей по приказу босса мафии в Нью-Йорке путём выдавливания глаз (аналогия с образом злого Песочного человека), а также вероятного последующего повреждения черепа.
  • Песочный человек фигурирует как один из постоянных персонажей комиксов Nichtlustig немецкого художника Йоши Зауера.

См. также

Напишите отзыв о статье "Песочный человек"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Песочный человек

– Что? болит? – спросил Тушин шопотом у Ростова.
– Болит.
– Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину.
– Сейчас, голубчик.
Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра…
Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами.
В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.
Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.
Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.
Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело.
«Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал.
– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.