Знаковые системы какие бывают. Типы знаковых систем и их знаков по абраму соломонику. Эсперанто и другие языки

Перед человеком всегда стояла проблема поиска наиболее удобного способа сообщения информации и идентификации тех или иных действий, событий или объектов. Для того чтобы облегчить многие процессы жизнедеятельности создавались различные варианты передачи сообщений как во времени и пространстве, так и в непосредственном контакте с носителем этого сообщения. Например, для сообщения об опасности всегда применялись звуковые, световые сигналы или сигналы, подаваемые с помощью цвета. С детского возраста человек привыкает к тому, что красный это предупреждение об опасности.

Конечно вербально (то есть словесно) можно очень точно и корректно сообщить нечто важное. Однако это влечет за собой ряд проблем. В первую очередь это языковой барьер. Если в силу каких-либо обстоятельств оказаться в другой стране или в обществе людей, язык общения которых вам не известен, то узнать что происходит - становится очень и очень сложно. Можно воспользоваться жестами. А если необходимо сообщить нечто на определенное расстояние – ситуация может стать абсолютно тупиковой. Второй важной проблемой в передаче информации всегда являлось время. Часто складываются такие ситуации, при которых счет идет на секунды. Следовательно, возникает проблема поиска наиболее удобного способа передачи сообщения, который позволит сделать это быстро. Третья проблема – простота передачи этого сообщения. Итак складывается три основных отправных точки в поиске решения выше описанной проблемы: быстро, просто и без дополнительных сложных факторов (например, иностранный язык).

Человек быстрее и проще всего получает информацию зрительно. Поэтому, любую информацию удобнее всего облечь в изобразительную форму. При этом изображение должно быть достаточно простым, понятным, не требующим излишнего времени на распознавание. Таким изображением может стать знак. Знаком можно считать графическое воплощение некоего смыслового содержания. Например, самый простой способ сообщить о получении важного сообщения это изобразить почтовый конверт. Знаки окружают нас каждый день. Это знаки-указатели, знаки-пиктограммы, книжные знаки, фирменные или товарные знаки.

Знаки-пиктограммы.

Фирменный знак.

Если для определенного вида деятельности требуется группа знаков, то речь идет о создании знаковой системы. Знаковой системой можно считать группу знаков, объединенную общим назначением и стилем графического решения. Классическими примерами знаковых систем можно считать дорожные знаки или знаки на мониторе компьютера.

Дорожные знаки, принятые к использованию на территории РФ (представлены частично).

Знаковая система виртуальной среды.

Следует отметить, что понятие знаковой системы имеет отношение лишь к графическим формам знаков и не затрагивает область знаково-информационного функционирования иных классов искусственных систем.

А.Чапурина Знаковая система для учебной деятельности. Учебная работа

В теории любой знак рассматривался с точки зрения формальной структуры его внутренней организации как отношение: графический носитель - смысловое содержание. В зависимости от характера этого отношения знаки подразделяются на три вида:

Иконические знаки – достаточно конкретно передающие образ заложенного содержания;

Знаки-индексы – графически абстрактные и отображающие конвенциально заложенное содержание;

Знаки-символы – отображают сложное глубинное символическое содержание (графически могут быть как иконическими, так и индексами).

Изучением знаков и знаковых систем занимается наука СЕМИОТИКА.

Не каждое изображение может быть знаком. В первую очередь, оно должно соответствовать фундаментальным требованиям. К ним относятся: автономность, различимость, запоминаемость и визуальная активность. Подробно охарактеризуем каждое.

Автономность это такое построение знака, при котором изображение будет независимым, самостоятельным и визуально изолированным от внешнего окружения и его возможных влияний. Автономность предполагает композиционную замкнутость графической структуры знака. Свойство автономности знака обеспечивает константность (постоянство) его восприятия независимо от окружения, в котором он может оказаться.

Различимость позволяет выделять знак среди других знаков и не дает ему возможности «затеряться» среди других знаковых структур. Знак должен обладать индивидуальностью строения графической структуры, обладать отличительными признаками, выделяющими из ряда аналогичных знаковых форм.

Запоминаемость знака определяется ясностью, четкостью построения его формы. Это достигается за счет предельной обобщенности, достаточной лаконичности, цельности композиции и оптимальной сложности всех его элементов.

Визуальная активность знаковой формы предполагает использование арсенала средств формально-композиционной выразительности построения изображения, которое позволит воздействовать на чувственное восприятие человека. Знак должен вызывать эмоциональную реакцию как на определенный сигнал, посыл к действию.



Помимо фундаментальных требований каждый знак должен соответствовать требованиям, обеспечивающим его функциональность. К таким требованиям можно отнести следующие:

Читабельность. Применительно к знаку читабельность можно понимать как возможность легкого считывания, распознавания формы. Если изображение будет изобиловать мелкими деталями, слишком сложным рисунком, то это автоматически выведет его из категории знаков. Как уже было сказано выше, знак призван быстро и просто передавать сообщение, заложенный в него смысл. Следовательно, он должен быть достаточно простым, контрастным по графике, что позволит зрителю легко «считывать» изображение.

Внутренний масштаб. Понятие внутренний масштаб предполагает построение структуры знака, таким образом, при котором форма не теряет свою читабельность при многократном уменьшении или многократном увеличении. Любой знак может оказаться как на визитной карточке, где его возможные размеры достаточно малы, так и на огромном рекламном щите или в интерьере, где изображение может быть весьма большим. Поэтому в процессе разработки знак специально проверяется на внутренний масштаб. Если детали или элементы знака прочитываются не четко, то следует внести изменение в рисунок изображения.

Технологичность. Это требование предполагает такие качества знака, которые позволят не потерять читабельность при нанесении на различные поверхности. Печать на бумаге это «комфортные» условия для нанесения знака. Поверхность позволяет легко наносить форму без потери ее распознавания. Однако знак может наноситься на дерево, кожу, металл и прочие материалы, поверхность которых может быть достаточно рифленой, а значит, может привести к потере некоторых деталей изображения. Современная дизайнерская бумага крайне разнообразна по своей фактуре – рифленая, гофрированная, с разнообразными включениями и др. Поэтому в графике знака продумывается допустимая сложность. Конечно, предугадать все ситуации не возможно. Но при разработке знака степень возможного риска должна быть сведена к минимуму.

К каждому виду знаков применяются еще и дополнительные требования. Например, часть знаков строится на модульной основе. Рассматривая каждую конкретную ситуацию, такие требования будут оговорены отдельно.

Соответствие знака перечисленным требованиям позволит ему не только соответствовать понятию знаковости, но и обеспечит ему длительную жизнь среди различных видов проектной графики.

Контрольные вопросы.

1. Что такое знак?

2. Что такое знаковая система?

3. На какие виды подразделяются знаки?

4. Какая наука занимается изучением знаков и знаковых систем?

5. Каким фундаментальным требованиям должен соответствовать знак?

6. Что такое читабельность по отношению к знаку?

Тестовые вопросы.

Тестовый вопрос.

Внутренний масштаб по отношению к знаку это:

А. Построение знака по сетке?

Б. Сохранение читабельности знака при уменьшении и увеличении ?

В. Изменение знака в зависимости от ситуации размещения?

Г. Нанесение знака на различные поверхности?

Технологичность знаковой формы предполагает:

А. Лаконичность структуры знаковой формы?

Б. Читабельность, как в цветном, так и в черно-белом решении?

В. Соблюдение при проектировании знака требований дальнейшего технологического процесса печати?

Г. Сохранение читабельности знака при нанесении на различные поверхности?

Визуальная активность знаковой формы предполагает:

А. Яркое цветовое решение?

Б. Оригинальное графическое решение?

В. Вызывание эмоциональной реакции зрителя?

Г. Динамичную композицию?

Практическое задание.

Разработать знаковую систему для учебной деятельности, включая следующие: лекция, практика, зачет, каникулы. Знаки должны соответствовать требованиям знаковости, быть максимально простыми, лаконичными. Поскольку речь идет о системе, то изображения должны быть выполнены в одном стиле. Знаки могут быть заключены в форму (в круге, квадрате и др.) или иметь свободное решение. Форма и структура – на выбор автора. Решение может быть как черно-белое, так и в цвете.

Весь современный уклад мира состоит из множества отдельных систем. Если вы еще не задумывались, то лишь представьте: все, что мы привыкли читать, понимать и интерпретировать, - это все знаки. Человек придумал специальные их объединения, чтобы фиксировать, сохранять и воспринимать информацию.

Для того чтобы символов не было бессчетное количество, как разнообразных явлений в этом мире, были созданы особые структуры. Именно их мы собираемся рассмотреть в данной статье, а также привести яркий и понятный пример знаковой системы. Данная лингвистическая тема будет интересна и не только специалистам. А начнем рассматривать ее последовательно, чтобы все данные воспринимались легко и просто.

Определение

Прежде чем рассматривать подробно какой-либо пример знаковой системы, считаем необходимым разобраться в том, что это за явление.

Итак, знаковая система - это некая совокупность в основном однотипных знаков, имеющая внутреннюю структуру и, в некоторой мере, явные законы образования, интерпретирования и использования ее элементов. Ее основная задача - обеспечивать полноценные коллективные и индивидуальные коммуникативные процессы.

При этом стоит вспомнить и что такое, собственно, знак - материальный предмет, который становится заменителем (воплощением) другого предмета, явления, свойства. В нем фиксируется, хранится и воспринимается информация (которую мы называем еще знаниями).

Типы знаковых систем

Теоретические исследования семиотики классифицировали существующие на сегодня функционирующие структуры передачи данных следующим образом:

Естественные;

Вербальные;

Функциональные;

Иконические;

Конвенциальные;

Системы записи.

Более подробно мы коснемся этих типов после того, как рассмотрим следующий вопрос - что представляет собой язык как знаковая система. Пока что остановимся на тех критериях, на основе которых они выделяются.

Признаки

Мы уже знаковая система, но ознакомились лишь абстрактно с определением термина. Как весьма обширная категория, она включает далеко не все элементы, называемые знаками. Итак, какие же признаки позволяют ей являться таковой?

  • Во-первых, в любой системе должны быть обьединены минимум два знака.
  • Во-вторых, элементы должны быть систематизированы по определенному принципу.
  • В-третьих, появление новых элементов может осуществляться лишь по четко определенному принципу.

Изучение знаков и знаковых систем

Вопросами знаковых структур занимается отдельная наука - семиотика. По сути своей она является пограничной дисциплиной между лингвистикой, социологией, литературой, психологией, биологией.

Изучение в семиотике производится в трех основных направлениях, которые обозначены как разделы науки:

  • Синтактика. Объект изучения - объективные законы знаковых систем, отношения между их элементами, закономерности их сочетания и образования.
  • Семантика. Изучает смысл, иными словами, рассматривает отношение между знаком и его значением.
  • Прагматика. Изучает отношения между системой и использующими ее субъектами.

Один из отдельных аспектов изучения - Это понятие обусловлено тем, что в любой культуре есть информация, передаваемая посредством знаков. Как правило, это относится текстов. Примечательно, что текстом культуры в концепции данной науки является любой носитель информации.

Язык как система знаков в семиотике

Мы все ежедневно имеем дело с языком. Возможно, мы ранее не задумывались над этим, но высказывания, формирующиеся из слов, слогов и букв (звуков в устной речи) - все это система. Семиотика дает ей свое исчерпывающее толкование.

Язык - знаковое формирование, служащее для хранения передачи и наращивания информации, имеющее физическую природу. Его функции - коммуникация и получение информации в процессе разноплановой человеческой деятельности.

В свою очередь, в рамках языка используются разные знаковые коды, например транскрипция, язык жестов, стенография, и прочие. Языки в семиотике - по самому обобщенному критерию - подразделяются на естественные и искусственные. Продолжим углубляться в тему, что такое знаковая система языка.

Семиотика о языке

Как видим, язык - самый близкий для нас пример знаковой структуры. Кроме того, в семиотике он еще и важнейшее из явлений, занимающее особое место среди прочих вспомогательных систем. Язык является не только средством выражения информации, а и оформления человеческой мысли, эмоций, способ волеизъявления, то есть спектр выполняемых функций чрезвычайно широк.

В то же время, для сравнения: специализированные знаковые системы (к слову, обычно они искусственные) передают лишь ограниченную по типу и количеству информацию или производят ее перекодировку.

Особенна и сфера использования языка в сравнении со специализированными формированиями. Он затрагивает абсолютно все области научной и практической деятельности. Специализированные же знаковые структуры, напротив, узконаправлены.

Язык образуется, развивается в процессе использования, повинуясь внутренним закономерностям и внешним воздействиям. Специальные знаковые системы являются результатом разового соглашения людей, носят абсолютно искусственный характер.

Естественные и искусственные языки

Функции языка в сравнении с остальными системами гораздо более широки. Также мы упомянули о том, что основной критерий разделения языков классифицирует их на искусственные и естественные. Теперь рассмотрим эти два типа языков немного подробнее.

Итак, естественный язык - тот, что появился вместе с человеком. Его развитие происходит естественным путем, человек на него не производит сознательного действия.

Про искусственные языки, как можно было догадаться, скажем то, что они являются целенаправленно созданными человеком системами для специализированных целей. Создание искусственных систем связано с тем, что в отдельных случаях неэффективно или даже невозможно использовать средства естественных языков.

К вопросу об искусственных языках

Мы уже достаточно узнали в рассмотрении темы: "Язык как знаковая система". Интересными считаем особенности искусственных языков. Их классификация предусматривает такие подвиды, как:

Плановые языки - способы международного общения; несут вспомогательную функцию; таким является известный эсперанто, к которому в прошлом веке разгорелся оживленный интерес;

Символические языки - математические знаки, физические, логические, химические;

Языки человеко-машинного общения - к ним относятся языки программирования.

Семиотика как наука

Изучение знаков является предметом специальной науки - семиотики, которая исследует возникновение, строение и функционирование различных систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.

Наука рассматривает язык в широком смысле, то есть охватывает и естественные, и искусственные. Естественные принято считать первичными моделирующими системами. Вторичными же являются языки культуры, поскольку через них человек социализируется информационно, воспринимает знания и воздействует на окружающий мир.

Вторичные моделирующие системы иначе еще называют культурными кодами. - культурного кода: культурные тексты, за исключением естественного языка. Чтобы понять данные явления, стоит назвать примеры конкретнее. Так, модели поведения, религиозные тексты, верования, ритуалы, единицы (объекты, произведения) искусства - все это вторичные моделирующие системы.

Строятся такие системы по образу естественного языка, но используются как искусственные: в определенной сфере деятельности, для обмена специфической информацией. Такие знаковые системы изучаются намеренно, некоторые из них доступны лишь в определенных социальных группах. Для сравнения вспомним, что естественный язык - общечеловеческое достояние.

Типология, особенности, примеры

Ранее в нашей статье мы рассматривали различные вопросы, связанные с заданной темой - знаковая система, примеры ее, категории определения. Теперь коснемся чуть подробнее их типов, приведя примеры для наглядности. Они будут относиться не только к языкам.

Естественные знаки - явления природы, определенные вещи, которые могут нам указать на другие явления, предметы, оценку. Они несут информацию об образе, который они воплощают. Еще их можно назвать признаками. Например, естественным знаком огня будет дым. Чтобы правильно их толковать, необходимо владеть некоторой информацией.

Такие, что представляют собой образы вещей и явлений, которые отображают. Иначе назвать их можно знаками-образами. Создаются они зачастую искусственно, целенаправленно придавая им характерную форму. Хорошие примеры знаков-образов видим в музыке: имитация раскатов грома, пения птиц, шума ветра и т. п. Только это уже отображение не по форме, а другому критерию - материалу.

Функциональные знаки — такие, которые имеют прагматическую функцию. Знаками их делает то, что человек включает их в свою деятельность. Им может служить деталь, по которой можно получить информацию обо всем механизме. То, что учитель открывает классный журнал, является знаком предстоящего опроса присутствующих. Иные, вторичные значения функциональных знаков, отображены в приметах - черная кошка, перебежавшая дорогу, - к беде, подкова приносит счастье.

Сигнальные знаки интуитивно понятны: это знаки-предупреждения. Все мы хорошо знаем значения цветов светофора, например.

Конвенциональные знаки — искусственные, созданные людьми для обозначения определенных явлений. С предметом обозначения они могут быть вовсе не похожи. Так, красный крест - обозначает скорую помощь, зебра - пешеходный переход и т. п.

Вербальные знаковые системы - это разговорные языки. О языке как знаковой системе мы говорили отдельно. Пример знаковой системы языка мы приводили выше.

Символы - указующие на объект или явление компактные знаки, имеющие и второе значение. Их задача - выделить предметы в ряде подобных. Пример: легенда географической карты, государственные атрибуты - флаг, герб, гимн.

Индексы - компактные обозначения предметов и явлений. Иногда они тоже имеют схожую с объектом обозначения форму.

Заключение

В нашей статье мы затронули весьма широкую тему: "Что такое знаковая система", примеры тоже привели, а также отдельно уделили внимание языку. Классификацию мы рассматривали актуальную современному этапу развития семиотики.

Теперь вы знаете, что собой представляет язык как знаковая система, функции языка и цели его употребления мы тоже осветили. Параллельно рассмотрели самую общую классификацию - они бывают искусственные и естественные. И сделали вывод, что язык - знаковая система, служащая для хранения, передачи и наращивания информации. Надеемся, лингвистически-семиотическая тема была интересна и вам!

Знаковые системы формировались на протяжении всей истории человечества. Это было необходимо не только для того, чтобы накопленные здания могли передаваться из поколения в поколение - по мнению многих антропологов, наука о знаках первоначально зародилась как средство общения между людьми.

Что такое семиотика?

Семиотика представляет собой отрасль знания, которая изучает знаки и знаковые системы. Она возникла на стыке нескольких дисциплин - психологии, биологии, кибернетики, литературы, а также социологии. В составе семиотики выделают три обширные области синтактика, семантика, прагматика. Синтактика изучает законы, по которым устроены различные виды знаковых систем, способы устройства, при помощи которых соотносятся различные элементы языка. Предметом изучения семантики является смысл - соотношение между самим знаком и его значением. Прагматика изучает отношения между тем, кто пользуется языком, и самой знаковой системой. Знак - это определенный материальный предмет (а также событие или феномен), который объективно используется для замены другого предмета, его свойства или соотношения между предметами.

Вторичные моделирующие системы

Помимо основных классов знаковых систем, существуют также вторичные моделирующие системы. Иначе их называют «кодами культуры». К этой категории относятся все типы культурных текстов (исключая естественный язык), общественная деятельность, различные модели поведения, традиции, мифы, религиозные поверья. Культурные коды формируются таким же образом, как и естественный язык. Функционируют они по принципу соглашения между членами общества. Соглашения, или коды, известны каждому члену группы.

Развитие психики и овладение знаковой системой

Овладение различными видами знаковых систем - это также критически важный фактор для развития высших психических функций. Семиотические системы позволяют индивиду овладевать общественной культурой, исторически сложившимися приемлемыми способами поведения, социальным опытом. При этом происходит и развитие самосознания. Начинаясь с элементарных ощущений, со временем оно формируется в ряд навыков самовосприятия, составления о себе определенного мнения, личной логики.

Кодирование и декодирование информации

В психологии различные примеры знаковых систем чаще всего изучаются в контексте их соотнесения с познавательными процессами. Большое внимание уделяется нейрофизиологическим особенностям. Но нередко речь как способ передачи информации, обмена знаниями оставляется учеными в стороне. До сих пор для исследователей представляет загадку процесс кодирования с помощью знаковых систем визуальных образов. Мысленный образ кодируется в мозгу говорящего в слова. В мозгу слушающего он декодируется. Те трансформации, которые происходят при этом, остаются неисследованными.

Языковые знаковые системы: примеры

В настоящее время лингвистика является динамично развивающейся отраслью познания. Лингвистический метод применяется во многих науках - к примеру, в этнографии и психоанализе. Всего существует шесть типов знаковых систем. Это естественные системы, системы записи, вербальные системы. остановимся на каждом типе более подробно.

Иконические системы

Примером иконических знаковых систем служат архитектура, балет, музыка, невербальный вид коммуникации. Они обычно имеют достаточно сильное эмоциональное насыщение, полны образных компонентов, которые являются частью знака. Изучение различных примеров знаковых систем показывает: ученый должен не только использовать объективные методы, но и самостоятельно моделировать разнообразные примеры эмоций, коммуникативных ситуаций.

Естественные знаки

Встречаются в природе и в повседневной жизни. Обычно это определенные вещи или природные феномены, которые указывают на другие предметы. Иначе их еще называют знаками-признаками. Примером знаковых систем, относящихся к естественным, могут быть приметы о погоде, следы зверей. Классической иллюстрацией этой семиотической системы является знак дыма, который свидетельствует о пожаре.

Функциональные знаки

Этот тип знаков также относится к знакам-признакам. Однако, в отличие от естественных, связь функционального знака с тем предметом, который он обозначает, обусловлена определенной функцией, деятельностью людей. К примеру, домашний интерьер в рамках семиотики представляет собой текст, свидетельствующий об уровне благосостояния хозяев дома. Набор книг на книжной полке предоставляет зрителю информацию о вкусах владельца библиотеки, уровне его умственного и нравственного развития. Также функциональным знаком часто могут выступать действия. Например, классный учитель водит пальцем по списку учеников в журнале. Это действие также является функциональным знаком - оно обозначает, что скоро кто-то будет вызван к доске.

Ковенциональные знаки

Этот иначе называется условным. Название «конвенциональный» происходит от латинского conventio - «соглашение». Условные знаки служат для того, чтобы обозначать предметы и явления окружающего мира «по условию». Сами они, как правило, имеют очень мало общего с тем, что обозначают. Примеры знаковых систем, относящихся к конвенциональным: сигнал светофора, индексы, картографические знаки, символы (гербы, эмблемы).

Вербальные (речевые) знаковые системы

К этой категории относятся все человеческие языки. Каждый язык имеет исторически сложившуюся основу (так называемый «семиотический базис»). Основной особенностью человеческих языков является то, что каждый из них есть полиструктурной и многоуровневой системой. Система эта способна практически к неограниченному развитию. Знаковая система речи представляет собой богатейшее средство для хранения, обработки и дальнейшей передачи информации.

Знаковые системы

Эта семиотическая категория включает в себя знаковые системы, которые возникают на основе предыдущих групп - вербальных, танца, музыки. Знаковые системы записи являются вторичными по отношению к этим группам. Они возникли с появлением письменности. Без систем записи когнитивная эволюция человека была бы невозможной.

Семиотические опыты в истории

Древнегреческий ученый Платон делил все звуки на категории быстрых, громадных, тонких и округлых. М. В. Ломоносов придерживался мнения, что частое повторение в письменной или устной речи буквы «А» способствует изображению величия, глубины и высоты. Буквы «Е» и «Ю» помогают изобразить ласку, небольшие предметы, нежность. Эти взгляды были изложены в его работе «Краткое руководство к красноречию».

Исследователем И. Н. Гореловым был проведен любопытный опыт. Испытуемых просили охарактеризовать названных «мамлына» и «жаваруга». Все из участников эксперимента сочли «мамлыну» добрым, кротким и округлым по форме существом. «Жаваруга» была отнесена к категории диких, колючих и злых.

Язык волапюк

На планете существует огромное количество языков, немало и мертвых языков - тех, что вышли из обихода. Несмотря на это, все же находятся те, кто с энтузиазмом изобретает новые. Примеры искусственных знаковых систем - это известный язык эсперанто, предшествовавший ему волапюк, универсалглот, лингва католика, сольресоль и многие другие. Одним из самых сложных является ифкуиль, созданный на основе древних символов. Искусственные языки создавались персоналиями, занятыми в разных сферах. Не всегда это были те, кто работал в профессиях знаковой системы.

Один из самых странных искусственных языков - это волапюк. Идея его изобретения впервые пришла в голову немецкому священнику по имени Мартин Шлейер. Богослужитель утверждал, что мысль о создании искусственного языка была предложена ему самим Господом во сне. Целью создания волапюка было упрощение коммуникации - Шлейер пытался создать простой и универсальный язык. За основу он взял европейские языки - латинский, английский и немецкий. Слова священник пытался создавать всего лишь из одного слога.

Поначалу общественность не проявляла особого интереса к этому искусственному языку. Однако вскоре было создано сообщество, которое начало распространять информацию о новом языке. В итоге на пике своей популярности он насчитывал более ста тысяч носителей.

Язык волапюк многим европейцам казался достаточно странным. Содержащиеся в нем корни слов из разных европейских наречий делали его узнаваемым, однако достаточно смешным. До сегодняшнего времени слово «волапюк» означает бессмыслицу, тарабарщину. Несмотря на был популярен вплоть до того времени, когда в Германии к власти пришли нацисты.

Эсперанто и другие языки

Однако, когда говорят об искусственных языках, в первую очередь вспоминают о языке под названием эсперанто. Создан он был в конце XIX века и процветает до настоящего времени - его носителями являются сотни тысяч человек во всем мире.

Эсперанто не случайно обрел популярность - это очень простой язык, в котором содержится всего лишь 16 правил грамматики. Примечательно, что в них нет ни одного исключения. Слова эсперанто содержат корни различных европейских языков, а также славянские. Особенно он понятен американцам.

Со временем для того, чтобы фраза «искусственные языки» не носила негативного оттенка, их стали называть «плановыми». Непосредственно статус языков получают только те, что имеют достаточное число носителей. Если на искусственном языке говорит только его создатель и пара приятелей, то он называется «лингвопроектом».

К слову, эсперанто, несмотря на широкое распространение, не был первым из плановых языков. Первый был создан аббатисой по имени Назывался он Lingua Ignota («неведомая речь»). Аббатиса утверждала, что он был ниспослан ей с небес. В этом языке была своя письменность и словарь, в котором расшифровывались тысячи понятий. Искусственные языки создавались и в странах Востока. Например, «бала-ибалан». Его изобрел шейх Мухиеддин, используя в качестве основы персидский, арабский и турецкий.

Двоичная система

Большинство искусственных языков создавались на основе существующих, поэтому двоичная знаковая система, использующая цифры, не относится к средству общения. В ней, как известно, информация записывается при помощи двух цифр - 0 и 1. Когда-то существовали компьютеры и с более сложной системой - троичной. Но двоичная - самая удобная для цифровой техники. В двоичной знаковой системе 1 и 0 обозначают наличие или отсутствие сигнала.

Сольресоль: необычная идея музыканта

В начале девятнадцатого века музыкант Франсуа Сюдр из Франции поделился с обществом необычной идеей: он изобрел искусственный язык, называвшийся сольресоль. Его слова, которых было более двух с половиной тысяч, записывались при помощи нот. В это трудно поверить, однако затея, которая поначалу была просто музыкальной интеллектуальной игрой, стала популярна. Язык сольресоль обрел известность среди современников, ведь ноты являются международными символами.

Отдельное место в МСС занимают знаки, даже целые знаковые

Знак представляет собой материально-идеальную сущность, с помощью которой познается то новое, что лежит за пределами его внешней формы.

Знаковая система рассматривается как совокупность условных знаков и правил их взаимосвязи в определенной сфере человеческой деятельности. Наукой, занимающейся знаковыми свойствами и знаковыми системами является семиотика, основанная Чарльзом Сендерсом Пирсом (1839-1914). По мнению ученого "знак это некоторое А, обозначающее некоторый факт или объект В, для некоторой интерпретирующей мысли С".

По оценкам американских психологов существует около 700 000 знаков. Для сравнения - полный английский словарь насчитывает не более 600 000 слов.

Человек живет в двух мирах - мире вещей и мире знаков, и весь мир знаков - первая мишень для манипуляции (рис. 19.1). Подготовка же к манипуляции заключается в том, чтобы создать новые идеи, желания, цели, а не только разрушить определенные представления и идеи. Главная задача - вызвать путаницу в мыслях, сделать их нелогичными, несвязанными, приму-

сиги человека подвергнуть сомнению устойчивые жизненные истины. А это и делает человека беззащитным перед манипуляцией.

Знаковые отношения включают себя:

o дело, что выступает в качестве знака;

o указания на нечто иное;

o интерпретацию (толкование).

По Ч. С. Пирсом существуют такие виды знаков:

♦ А вроде В: культовые знаки (географические карты, схемы, чертежи)

♦ А подобное (смежно) до В: индексы (след от ступни, стекло с отверстием от пули, указания пальцем на что-то, знаки дорожного движения);

♦ А условно вроде В: символы (слова, предложения, математические знаки).

Различают следующие виды знаковых систем:

1.1. Первичные - образованные предметами, явлениями, свойствами окружающей действительности.

1.2. Вторичные - отражение внешней действительности с помощью сознания.

2. Искусственные / естественные.

3.1. Детерминированы - элементы взаимодействуют строго определенным и однозначным образом.

3.2. Вероятностные - нежесткий порядок следования элементов.

4.1. Одномерные - сложенные однородными элементами.

4.2. Многомерные - сложенные неоднородными элементами.

5.1. Динамические - подвижные.

5.2. Статические - неподвижны.

Существуют пять основных вариантов знаковых систем:

0-й уровень: Структурная - знаковая система, изначально присущая любой материи. Передает через структуру объекта информацию о ее свойствах. Безусловная.

1-й уровень: Сенсорная - знаковая система, изначально присуща "живой" материи. Тактильное, химическое, радиационное, гравитационное восприятия. Однозначная система оценки (температура воды выше 20 ° С приемлема, виза 45 ° С - опасная для жизни), адекватное восприятие раздражителей, завязка на безусловные рефлексы (развитая начиная с одноклеточных).

2-й уровень: мимическая - знаковая система, изначально характерна для внутригруппового общения, позволяет адекватную передачу информации. В нее входят: мимика, жесты, различные виды специализированной сигнализации (запах, электро- и т.д.), принятые внутри данной группы. Довольно однозначна.

3-й уровень: Вербальная - знаковая система, оперирующая абстрактными понятиями (слова, цифры, указывающие на информационный объект, но не изображают его). Она чрезмерна, построенная на системе указателей, причем каждый указатель строится структурно (языки, математика).

4-й уровень: Этическая - знаковая система, являющаяся производной по отношению к первым четырем знаковых систем. Позволяет передавать информацию о "эмоциональное", "образное" окраски события. Наличие (развитость) ее характерно как проявление высшей нервной деятельности. Данная знаковая систем оперирует образными понятиями - моделями реальных объектов. Каждая модель неоднозначна, приближены к реальному объекту с заданной точностью, несет в себе информацию о структуре объекта, о семантике его отношений с информационной средой. Информационным носителем для нее более низкие уровни (что характерно и для всех уровней знаковых систем - все они могут пользоваться другими уровнями).

Иерархия знаковых систем базируется на двух принципах разделения: тип знаковой системы и ее базовый знак. Она имеет вид, приведенный на рисунке 19.2.

Рассмотрим основные составляющие знаковых систем.

1. Тишина (техника молчания).

Молчание также информацией. На размышления, сознание и подсознание человека влияют чередование звука и тишины с определенным ритмом, интенсивностью (как у Ф. Ницше "большие события происходят в тишине»). Техника молчание "тихой", более или менее подсознательной коммуникацией среди посвященных с помощью умалчивания.

2. Язык слов.

Язык - вторичная естественная вероятностная многомерная динамическая знаковая система.

"Мы - рабы слов", - сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше. Этот вывод доказан множеством исследований, как теорема.

Первичной функцией слова на заре человечества было внушение, подчинение не через разум, а через чувства (песни, сказки). Эта гипотеза, высказанная Борисом Федоровичем поршневым (1905-1972), находит все больше подтверждений. Например, у человека горе, жизненный беспорядок, она ищет совета у других людей, которые совсем не знают ее проблем, но могут утешить словами-внушениями: "не грусти", "возьми себя в руки", "все образуется" и т. Д. Эти слова имеют целебное действие. Именно слова, а не содержание. Внушаемость посредством слова плюс глубинное свойство психики, возникшие гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Это также прослеживается в процессе развития ребенка, когда главной линией поведения ребенка являются: "Мама не велела".

"Язык есть дом бытия. В жилище языка живет человек...", - писал немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) в "Письме о гуманизме". В новое время, в новом обществе Запада естественный язык стала заменяться искусственной, специально созданной. Слова стали рациональными, потеряли вековые корни, превратились в безличный, бездуховной инструмент. Как:

Биржевой делец - "Брокер

Наемный убийца - "Киллер Руководитель -" Лидер

Часто употребляемое слово гуманизм может означать долю, конкретное представление о человеке, с подавлением и даже уничтожением всех тех, кто не вписывается в эту теорию - на идеях Просвещения уничтожали индейцев; еще один яркий пример - работорговля: по 1701-1810 гг. в Америку было продано 6200000. африканцев, а в трюмах кораблей погибло в 10 раз больше. Но в 1811-1870 гг. Вся просвещенная Европа проклинала Россию за нарушение прав человека - крепостное право, а параллельно "гуманные" европейцы завезли в Америку и продали еще 1900000. Африканцев, хотя российские военные моряки некоторых работорговцев успели поймать и повесить за это.

Еще одним примером использования языка слов является роман-антиутопия "1984" Джорджа Оруэлла - фантастический описание тоталитарного режима, главным средством подавления в котором был "новояз" - специально изобретена язык, меняет содержание знакомых слов. Как показывает история, 1985г. Стал для СССР годом внедрения "новояза".

В этом ракурсе стоит остановиться на вопросе свойств языкового знака. Так, он имеет относительно условный н Связь с реальными вещами и со свойствами этих вещей. Звуковой сторону знака относительно условно связан с содержательным. Способен вступать в линейные отношения в составе сложного знака, а также в линейные, пространственные и временные отношения в составе речевой цепи. Связан с другими знаками отношениями одновременности в сознании носителя языка. Обладает стойкостью в силу традиции, необходима обществу. Сменный во времени в силу изменения условий его применения. Звуковой и содержательную сторону во их изменении относительный - в пределах закономерности языковой системы - независимые друг от друга. Один знак языка обязательно связан ли сопоставим с другими знаками. Знаковая система языка сращена с системой сознания с через нее связана и соотнесена с системой социальной жизни людей.

Функциями языковых знаков являются: отличительная, конструктивная и Классифицирующая. По отношению к объектам и элементов сознания: номинативная (название объекта), дейктивна (указания на объект), экспрессивная (выражение состояния сознания), сигнификативный (обозначение понятия), моделирующая (создание знакового аналога ситуации), прагматическая (влияние на человека).

3. Язык цифр.

Числе имеет много значений, укоренено во многих культурах мира. Число, как слово, изначально связано с вещью. Пифагорейцы считали, что вещи "подражают числа". Никола Кузанский говорил: "Там, где речь математики потерпит неудачу, человеческий дух уже ничего не сможет понять и познать". Через число только и может быть понят мир. Сила убеждения чисел огромна!

Язык цифр кажется максимально бесстрастным, поэтому не может лгать. Сила убеждения чисел большая, она дает свободу тем, кто владеет числами, и делает очень зависимыми тех, кто их "потребляет". Такое положение дел означает замену качеств (ценностей) их количественным суррогатом (ценой), что снимет проблему выбора, а займет ее проблемой подсчета, что составляет смысл тоталитарной власти технократии.

Кроме того, число имеет свойство застревать в мозгу, особенно, если связано математической формуле или уравнением (здравый смысл при этом бессилен).

4. Феромоны - "рацион запахов".

Идея использования запахов как средства обмена информацией была "позаимствована" у насекомых (запах как главный информационный канал о ее состоянии).

Знаковая система запахов, значение которого часто скрывается вне сознания, вызывает значительное влияние на поведение (например, духи, содержащие информацию о тончайшие человеческие отношения).

Слова о запахах действуют особого психическую сферу - воображение, и под влиянием слов человек вроде чувствует тот или иной запах. Сигнал запахов - "запах крови", "запахло жареным" - потенциально опасна, неприкрытая участок фронта нашей обороны против МСС

5. Язык зрительных образов.

Еще в более чем 100 лет назад Ле Бон определил: "Толпа думает образами, и образ, вызванный в ее воображении, в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым... Толпа, со способен думать только образами, восприимчив только к образам. Только образы могут увлечь ее или зародить в ней ужас и стать двигателями ее поступков ".

Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с сообщением, что открыто ссылается, манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал пробудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Этот скрытый влияние опирается на "неявное знание", которым владеет адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мысли и поведение.

Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения нужным руслом, но так, что человек не заметил скрытого воздействия.

Особое место занимают зрительные образы и ейдосферне восприятия, удостоверяющих властные технологии нашего тысячелетия. В сочетании с текстом и числами зрительные образы дают многократный кооперативный эффект, ведь сочетаются два разных типа восприятия, входящих в резонанс и взаимно "расшатывают" друг друга (семантическое, "убеждения", и эстетическое, "захват"). Примером этого также есть театр (в одном сообщении объединены различные типы знаков - текст, звук, голоса, свет, пластика движений, - а это длительное время поддерживает интерес и внимание человека).

6. Демократия шума.

Технология, которая используется для невозможным зарождение собственных групп элиты (интеллигенции) в массе управляемых, - для этого ее полностью оставляют без тишины. Ведь элита очень ценит тишину и, конечно, имеет экономические возможности организовать собственную жизнь вне "демократией шума". Создается такое звуковое (и шумовое) оформление окружающего пространства, что средний человек практически не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связанную мнение. Это - важное условие ее беззащитности против манипуляции сознанием.

7. Акусфера (мир звуковых форм).

Акустическая сфера - это мир звуковых форм. Влияет не на разум, а на чувства. Восприятие слова очень зависит от того, каким голосом оно произнесено (командным, ласковым, капризным): "Язык является цветение уст".

М. Хайдеггер подчеркивал: "Чтобы раскрылось бытия в свой своей таинственной явленности, тот, кто слушает, должен свободно отдать себя власти ее слышимого образа".

С помощью этих знаков можно разрушить психологические защиты, отключить здравый смысл и подготовить сознание человека к манипуляции.

В самом общем виде знания в памяти компьютера представляются в виде некоторой знаковой системы. Знаковые системы изучает наука семиотика. Основным понятием семиотики является понятие знак. Знак – это объект или событие, которые способны что-то обозначать, т.е. указывать на некоторый другой объект, и что-то означать, т.е. иметь некоторый смысл. Например, «Луна» обозначает конкретный физический объект и имеет смысл «естественный спутник Земли»; знак« » обозначает число 3.14, имеет смысл «отношение длины окружности к диаметру».

Не все объекты, сопоставленные другим объектам, выступают в качестве знаков. Например, паспорт, квитанции или гардеробные номерки не являются знаками. С понятием знак непосредственно связаны понятия денотат и концепт знака. Денотат – это объект, обозначаемый данным знаком, а концепт – свойство денотата, выражаемое знаком. Концепт определяет свой денотат. Отношение между знаком, его концептом и денотатом выражает так называемый семиотический треугольник, или треугольник Фреге (см. рис. 1)

Когда знак реально вступает во взаимодействие со своим денотатом и концептом, возникает знаковая ситуация. Возможны знаковые ситуации, в которых одна из вершин семиотического треугольника отсутствует (рис.2)

Поскольку, по мнению Г.Фреге, знак обозначает денотат через посредство своего концепта, изобразим семиотический треугольник вытянутым в цепь (3, К, Д ) (рис.3).

Рис. 1. Семиотический треугольник

Рис. 2. Знаковая ситуация

Рис. 3. Вытянутый семиотический треугольник

Соответствия между знаками, концептами и денотатами не являются взаимнооднозначными.

Отметим основные особенности употребления знаков (рис. 4).

Знаки z 1 , z 2 называются синонимичными, если они выражают один и тот же концепт. Знаки z 1 ,z 2 , каждый со своим концептом, называются денотативно тождественными, если они обозначают один и тот же денотат. Знак z называется омонимичным (или многозначным), если он может выражать более чем один концепт. Знак z называется денотативно неоднозначным, если он при одном и том же концепте может обозначать различные денотаты. Знак z автонимен, если его денотатом в данной знаковой ситуации выступает сам знак.

Из семиотического треугольника следует, что знак имеет две знаковые функции: обозначает не только денотат, но и его концепт – десигнат данного знака. Как следует из рис. 4, один и тот же знак может обозначать разные денотаты. Объем знака – это объем поля денотатов. Важными понятиями, имеющими к треугольнику Фреге непосредственное отношение, являются понятияэкстенсионал и интенсионал.

Рис. 4. Неоднозначность элементов семиотического треугольника


Рис. 5. Знаковая система

Экстенсионал знака определяет конкретный класс всех его допустимых денотатов. Если имя есть предложение, высказывание (т.е. запись некоторого суждения), то его денотатом служит истинное значение этого предложения (высказывания, суждения), т.е. «истина» или «ложь».

Интенсионал знака определяет содержание понятия и характеризует концепт. Интенсиональность знака зависит не только от истинных его значений, но и от прагматических оттенков этого смысла.

Знаковая система (рис. 5) – это множество знаков с регулярными отношениями между ними, отражающими регулярные отношения между их концептами и денотатами. В знаковой системе выделяют три аспекта: синтактику, семантику и прагматику.

Синтактика изучает внутреннее устройство знаковой системы, правила построения сложных знаковизпростых. Для естественныхязыковсинтактикавыступаетввидесинтаксиса,определяющего правильное построение предложения и связного текста. В искусственных языках синтактика определяет правильное логическое построение потенциально осмысленных выражений.

Семантика изучает соотношения, с одной стороны, между знаками и их денотатами, с другой – между знаками и их концептами (смыслами).

Прагматика изучает знаки с точки зрения их отношения к адресату сообщений.