Рассказы о животных куприна короткие. Александр Куприн: Рассказы для детей. В недрах земли

Однажды недетский писатель Александр Иванович Куприн сказал, что самые чистые и честные существа на свете — это дети и животные. Таковы главные персонажи грустных, но светлых рассказов «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Слон», вошедших в этот сборник.
Куприн нежно, с глубокой симпатией относится к тем своим героям, которые хорошо делают свое дело. Это маленький акробат Сережа («Белый пудель») и великий доктор Пирогов («Чудесный доктор»). Но, по мысли писателя, жестокие стороны жизни — нищета, болезни, унижения — преодолеваются только верой в чудо и умением сотворить его своими руками.
Храбрый и ловкий Сережа чудесным образом спасает из беды верного друга пуделя Арто. Чудо случайной встречи с милосердным доктором Пироговым полностью меняет жизнь казалось бы обреченной на медленное вымирание семьи Мерцаловых. Девочка Надя из рассказа «Слон» больна апатией, не пьет, не ест. Но она хочет слона. Приносят игрушечного — она равнодушно отстраняется. И тогда ее отец договаривается с хозяином зверинца и приводит к дочке настоящего слона. Для этого в доме приходится сломать некоторое количество стен. Огромное животное ведут по городу и заманивают в дом фисташковым тортом. Слон здоровается с девочкой, пьет с ней чай, играет. На следующий день — вот оно, чудо! — Надя просыпается здоровой.
«Главное — не падайте никогда духом», — сказал доктор Пирогов семье Мерцаловых на прощание. Пожалуй, это самая главная мысль во всех произведениях Куприна, написанных им о детях и для детей.
Рассказы А.И. Куприна написаны прекрасным русским языком и хороши для семейного чтения.
Книга впервые издается с иллюстрациями художника Анатолия Слепкова.

Утром в воскресенье отец Олимпий готовился к службе. Он полоскал горло борной кислотой, дышал над паром. Жена дьякона, худая невзрачная женщина, принесла ему стакан водки в честь выходного дня

Барбос и Жулька

Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка

Белый пудель

Главным действующим лицом является белый пудель по кличке Арто. Он отличался исключительным умом и дрессированостью. Этот пес входил в бродячую трупу циркачей, которой кроме него были еще старый шарманщик Мартын и мальчик-акробат Сережа

В недрах земли

В рассказе Александра Ивановича Куприна повествуется о мальчике по имени Ванька. Он небольшого роста и очень худенький. Ванька работает на угольной шахте, вдали от своей семьи

В цирке

Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт

Впотьмах

Среди суеты и привычного шума Московского вокзала затянулась прощальная сцена трех молодых людей, которые с нетерпением ждали отправления поезда. Когда один из них – Аларин Александр Егорович оказался в вагоне, он старался не привлекать к себе внимания

Гамбринус

Самые главные начальные события разворачиваются в обычной пивной под названием «Гамбринус». Весьма необычное название для пивного бара, но тем не менее. Это место получило такое альтернативное название недаром.

Гранатовый браслет

Данное произведение начинается с того что Княгиня Вера Николаевна Шеина, которая является женой предводителя дворянства, живет на даче, так как в их квартире, которая находится в городе, идет ремонт.

Гранатовый браслет по главам

1 глава. Рассказ начинается с описания непогоды, которая наступила в конце лета на берегу Черного моря. Основная масса жителей начала второпях переезжать в город, покидая сады. Княгиня Вера

Завирайка

Ранней весной двое охотников пошли в снежный лес поохотится на зайцев, и взяли с собой охотничьего пса Завирайку. За охотниками увязалась стая деревенских собак многочисленная и шумная.

Звезда Соломона

Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя

Золотой петух

Рассказе «Золотой петух» похож на симфонию, здесь столько звука. Он поход и на прекрасную картину – столько здесь света! В рассказе повествуется о маленьком чуде. Вопрос как раз в том и заключается: было ли это обычным делом

Изумруд

Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением

Колесо времени

Главный герой рассказа «Колесо времени»- Михаил, бывший военный, который после службы оказался во Франции, где работает на заводе с другими эмигрантами из России. Очень часто Михаил с друзьями приезжает

Куст сирени

Юный и небогатый офицер по фамилии «Алмазов» пришел домой с выступления в Академии ген. штаба и не снимая одежды уселся в своем кабинете. Жена сразу же поняла, что случилось несчастье

Листригоны

В книге рассказывается о рыбаках – листригонах, которые были потомками греческих колонистов. В Балаклаве наступил октябрь. Из города уехали все дачники, а жители Балаклавы сосредоточились на ловле рыбы.

Мой полёт

Находясь в городе Одесса, писатель Куприн наблюдает диковинные полёты на фанерном аэроплане. Его знакомый Заикин, уже сделав несколько удачных кругов, предлагает писателю полетать вместе с ним.

Молох

Действие в рассказе «Молох» происходит на сталелитейном заводе, где работает инженер Андрей Ильич Бобров. Он страдает бессонницей из-за морфия, от которого не может отказаться. Боброва нельзя назвать счастливым, так как он чувствует отвращение

На переломе (кадеты)

Миша Буланин, ребенок выросший в замечательном доме, отличался хорошими манерами и доверчивым характером. Родители решили отправить мальчика на учебу в кадетскую школу, в которой негласно были установлены жестокие и варварские правила.

Олеся

Рассказчик приезжает на полгода в глухую деревню и от скуки общается и занимается с крестьянами, охотится. Однажды на охоте главный герой сбивается с пути и попадает в дом, где живут ведьма Майнулиха и её внучка Олеся

Олеся по главам

Глава 1. Волею судьбы молодой барин был заброшен в глухую деревню на целых полгода. Отправляясь туда, начинающий писатель не подозревал, насколько тосклива жизнь в этом богом забытом краю. Он собирался

Пиратка

Это грустный рассказ о нищем старике и его собачке Пиратке. Старик не всегда был бедным и пьющим. У него была и семья, и дом, и деньги. Но, однажды, его жена сбежала вместе с приказчиком, а старик с горя запил.

Поединок

Шестая рота заканчивает занятия и офицеры, младшие по званию, пытаются соревноваться, кто ловчее всех срубит чучело из глины. Начинает подпоручик Григорий Ромашов. Он плохо знает дело, поэтому у него ничего не выходит.

Сапсан

История начинается с представления рассказчика, которого зовут Сапсан Тридцать Шестой, и, как мы узнаем впоследствии – является собакой. В самом начале пес рассказывает о своих благородных предках

Святая ложь

Главный герой рассказа «Святая ложь» - Иван Иванович Семенюта, не дурной человек, но его по праву можно назвать типичным неудачником. Из-за своей робости, нерешительности, стеснительности Семенюта не мог постоять за себя еще со времен школы

Синяя звезда

В рассказе «Синяя звезда» Куприн задаёт читателям настоящую загадку. Король одной спрятанной в горах страны оставляет послание на стене перед своей смертью, но никто не может его разгадать.

Скворцы

Начинается рассказ о скворцах с общего замечания о том, что животные и птицы хорошо чувствуют природу. Могут, например, предугадывать землетрясения, а человек по их поведению беспокойному сам догадывается о грозящем бедствии.

Слон

Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне.. Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает

Собачье счастье

Это случилось в сентябре. Пес пойнтер Джек отправился с кухаркой Анной на базар. Он знал дорогу, ходит не в первый раз. Именно по этой причине он бежал впереди своей спутницы, обнюхивая тротуар. Периодически останавливался посмотреть, где идет кухарка

Суламифь

В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

Тапер

В рассказе Куприна «Тапер» показана яркая личность талантливого мальчика. Тапёр – это пианист, играющий на балах. Дело важное, но не такое уж хитрое. Талант главного героя – бедного юноши Юрия даже не может в полную мощь развернуться на этих танцах

Храбрые беглецы

В пансионе для детей жили трое мальчиков. Когда появилась новая классная дама в группе, она стала придираться к одному по имени Нельгин, за его шалости. Когда было время прогулок

Четверо нищих

Юнкера

Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию

Яма

Развлекательное заведение Анны Марковны находится в так называемой Яме (Ямской слободе), оно не относится к изысканным и шикарным местам, но и не принадлежит к самым низким. Сюда в поисках удовольствий приходят разные мужчины.

Об авторе

Куприн вырос в не богатой семье, так как отец его рано умер от холеры. После смерти кормильца он попал в сиротский пансионат, затем учился в кадетском корпусе Москвы, в городе котором родилась его мать.

С шести лет у Куприна начинается раннее творчество по военной тематике, связанные с армейскими буднями, бесцельностью время провождения в армии и мещанскими ограниченностями.

В 1905 году автор заканчивает работу над повестью «Поединок», который становится объектом шума и дискуссий, так как общество воспринимает произведение очень негативно. Поэтому армейская служба закончилась отставкой, однако до этого Куприн успел запечатлеться рассказами в журналах.

Так как Куприн повысил квалификацию в сфере журналистики, это помогло ему развить литературную деятельность в таких произведениях как «Брегет», «Ночлег», «Чудесный доктор» и других, которые принесли ему популярность и стали лучшими его творениями.

В 1896 году выходит в свет «Молох» повествующий капитализм и бунт рабочих, когда интеллигенция помогает художественной и литературной поддержкой, и автору помогает познакомиться с М.Горьким, А.Чеховым и другими писателями.

Чехов в жизни пережил много скитаний, и каждое путешествие в жизни выдаёт ему новые произведения повествующие его окружение и быт того времени.

Именно после возвращения из Франции он сильно заболевает, так как эмиграция для него действует пагубно, так как, даль от родины вызывает глубоко засидевшие болезни в уязвимой натуре, когда возвращение в Москву заканчивается гибелью писателя.

Однако были и светлые дни в жизни Куприна, когда в 1908-19011 годах, были созданы революционные рассказы о любви «Гранатовый браслет» и «Суламифь».

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в уездном городке Наровчате Пензенской губернии. Отец его, коллежский регистратор, умер в тридцать семь лет от холеры. Мать, оставшись одна с тремя детьми и практически без средств к существованию, отправилась в Москву. Там ей удалось устроить дочерей в пансион «на казенный кошт», а сын поселился вместе с матерью во Вдовьем доме на Пресне. (Сюда принимались вдовы военных и гражданских лиц, прослуживших на благо Отечества не менее десяти лет.) В шесть лет Саша Куприн был принят в сиротское училище, четыре года спустя – в Московскую военную гимназию, затем в Александровское военное училище, а после был направлен в 46-й Днепровский полк. Таким образом, юные годы писателя прошли в казенной обстановке, строжайшей дисциплине и муштре.

Его мечта о вольной жизни сбылась только в 1894 году, когда после отставки он приехал в Киев. Здесь, не имея никакой гражданской профессии, но чувствуя в себе литературный талант (еще кадетом он опубликовал рассказ «Последний дебют»), Куприн устроился репортером в несколько местных газет.

Работа давалась ему легко, писал он, по собственному признанию, «на бегу, на лету». Жизнь, словно в компенсацию за скуку и однообразие юности, теперь не скупилась на впечатления. В следующие несколько лет Куприн многократно сменяет место жительства и род деятельности. Волынь, Одесса, Сумы, Таганрог, Зарайск, Коломна… Чем только он не занимается: становится суфлером и актером в театральной труппе, псаломщиком, лесным объездчиком, корректором и управляющим имением; даже учится на зубного техника и летает на аэроплане.

В 1901 году Куприн переезжает в Петербург, и здесь начинается его новая, литературная жизнь. Очень скоро он становится постоянным автором известных петербургских журналов – «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех». Один за другим выходят рассказы и повести: «Болото», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус», «Суламифь» и необыкновенно тонкое, лирическое произведение о любви – «Гранатовый браслет».

Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в период расцвета Серебряного века в русской литературе, который отличался эгоцентричным мироощущением. Писатели и поэты много писали тогда о любви, но она была для них больше страстью, чем высшей чистой любовью. Куприн, несмотря на эти новые тенденции, продолжает традицию русской литературы XIX века и пишет повесть о совершенно бескорыстной, высокой и чистой, настоящей любви, которая идет не «напрямую» от человека к человеку, а через любовь к Богу. Вся эта повесть – замечательная иллюстрация гимна любви апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Что нужно герою повести Желткову от своей любви? Он ничего не ищет в ней, он счастлив только оттого, что она есть. Сам Куприн заметил в одном письме, говоря об этой повести: «Ничего более целомудренного я еще не писал».

Любовь у Куприна вообще целомудренна и жертвенна: герой более позднего рассказа «Инна», будучи отвергнутым и отлученным от дома по непонятной ему причине, не пытается отомстить, забыть поскорее возлюбленную и найти утешение в объятиях другой женщины. Он продолжает любить ее все так же самозабвенно и смиренно, и все, что ему нужно, – просто увидеть девушку, хотя бы издали. Даже получив, наконец, объяснение, а вместе с тем узнав, что Инна принадлежит другому, он не впадает в отчаяние и негодование, а, напротив, обретает покой и умиротворение.

В рассказе «Святая любовь» – все то же возвышенное чувство, объектом которого становится недостойная женщина, циничная и расчетливая Елен а. Но герой не видит ее греховности, все помыслы его настолько чисты и невинны, что он просто не в состоянии заподозрить дурного.

Не проходит и десяти лет, как Куприн становится одним из самых читаемых авторов России, а в 1909 году получает академическую Пушкинскую премию. В 1912-м выходит его собрание сочинений в девяти томах как приложение к журналу «Нива». Пришла настоящая слава, а с ней стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Однако благополучие это длилось недолго: началась Первая мировая война. Куприн устраивает в своем доме лазарет на 10 коек, его жена Елизавета Морицовна, бывшая сестра милосердия, ухаживает за ранеными.

Принять Октябрьский переворот 1917-го Куприн не смог. Поражение Белой армии он воспринял как личную трагедию. «Я… склоняю почтительно голову перед героями всех добровольческих армий и отрядов, полагавших бескорыстно и самоотверженно душу свою за други своя», – скажет он позднее в своем произведении «Купол Святого Исаакия Далматского». Но самое страшное для него – изменения, произошедшие с людьми в одночасье. Люди «зверели» на глазах, теряли человеческий облик. Во многих своих произведениях («Купол Святого Исаакия Далматского», «Обыск», «Допрос», «Пегие лошади. Апокриф» и др.) Куприн описывает эти страшные изменения в человеческих душах, происходившие в послереволюционные годы.

В 1918 году Куприн встретился с Лениным. «В первый и, вероятно, последний раз за всю жизнь я пошел к человеку с единственной целью – поглядеть на него», – признается он в рассказе «Ленин. Моментальная фотография». Тот, кого он увидел, был далек от образа, который навязывала советская пропаганда. «Ночью, уже в постели, без огня, я опять обратился памятью к Ленину, с необычайной ясностью вызвал его образ и… испугался. Мне показалось, что на мгновение я как будто бы вошел в него, почувствовал себя им. „В сущности, – подумал я, – этот человек, такой простой, вежливый и здоровый, гораздо страшнее Нерона, Тиберия, Иоанна Грозного. Те, при всем своем душевном уродстве, были все-таки людьми, доступными капризам дня и колебаниям характера. Этот же – нечто вроде камня, вроде утеса, который оторвался от горного кряжа и стремительно катится вниз, уничтожая все на своем пути. И при том – подумайте! – камень, в силу какого-то волшебства, – мыслящий! Нет у него ни чувства, ни желаний, ни инстинктов. Одна острая, сухая, непобедимая мысль: падая – уничтожаю“».

Спасаясь от разрухи и голода, охвативших послереволюционную Россию, Куприны уезжают в Финляндию. Здесь писатель активно работает в эмигрантской прессе. Но в 1920 году ему и его семье снова приходится переезжать. «Не моя воля, что сама судьба наполняет ветром паруса нашего корабля и гонит его в Европу. Газета скоро кончится. Финский паспорт у меня до 1 июня, а после этого срока будут позволять жить лишь гомеопатическими дозами. Есть три дороги: Берлин, Париж и Прага… Но я, русский малограмотный витязь, плохо разбираю, кручу головой и чешу в затылке», – писал он Репину. Вопрос с выбором страны помогло решить письмо Бунина из Парижа, и в июле 1920 года Куприн с семьей переезжает в Париж.

Однако ни долгожданного покоя, ни благополучия не наступает. Здесь они всем чужие, без жилья, без работы, одним словом – беженцы. Куприн занимается литературной поденщиной. Работы много, но оплачивается она невысоко, денег катастрофически не хватает. Своему старому другу Заикину он сообщает: «…остался голый и нищий, как бездомная собака». Но еще сильнее, чем нужда, его изматывает тоска по родине. В 1921 году он пишет писателю Гущику в Таллин: «…нет дня, чтоб я не вспоминал Гатчину, зачем я уехал. Лучше голодать и холодать дома, чем жить из милости у соседа под лавкой. Хочу домой…» Куприн мечтает вернуться в Россию, но боится, что там его встретят как предателя Родины.

Постепенно жизнь наладилась, однако ностальгия осталась, только «потеряла остроту и стала хронической», – писал Куприн в очерке «Родина». «Живешь в прекрасной стране, среди умных и добрых людей, среди памятников величайшей культуры… Но все точно понарошку, точно развертывается фильма кинематографа. И вся молчаливая, тупая скорбь о том, что уже не плачешь во сне и не видишь в мечте ни Знаменской площади, ни Арбата, ни Поварской, ни Москвы, ни России, а только черную дыру». Тоска по утраченной счастливой жизни слышится в рассказе «У Троице-Сергия»: «Но что же я могу с собою поделать, если прошлое живет во мне со всеми чувствами, звуками, песнями, криками, образами, запахами и вкусами, а теперешняя жизнь тянется передо мною как ежедневная, никогда не переменяемая, надоевшая, истрепленная фильма. И не в прошедшем ли мы живем острее, но глубже, печальнее, но слаще, чем в настоящем?»

Куприн А.И. – известный русский писатель. Герои его произведений – обычные люди, которые, вопреки общественным порядкам и несправедливости, не теряют веры в добро. Для тех, кто желает познакомить ребенка с творчеством писателя, ниже представлен список произведений Куприна для детей с кратким описанием.

Анафема

Рассказ «Анафема» раскрывает тему противостояние церкви против Льва Толстого. Он в конце жизни часто писал на тему религии. То, что Толстой излагал, не нравилось служителям церкви, и они решили предать писателя анафеме. Дело поручили протодьякону Олимпию. Но протодьякон был поклонником творчества Льва Николаевича. Накануне он прочитал повесть автора, от корой был в таком восторге, что даже плакал. В итоге вместо анафемы Олимпий пожелал Толстому «Многие лета!».

Белый пудель

В рассказе «Белый пудель» автор описывает историю бродячей труппы. Старый шарманщик вместе с мальчиком Сережей и пуделем Арто зарабатывали, выступая с номерами перед публикой. После целого дня неудачного хождения по местным дачам им все же улыбнулась удача: в последнем доме нашлись зрители, желающие увидеть представление. Это был избалованный и капризный мальчик Трилли. Увидев собаку, он пожелал ее себе. Однако его мама получила категорический отказ, потому что друзей не продают. Тогда она с помощью дворника украла собаку. Той же ночью Сережа вернул друга.

Болото

Произведение Куприна «Болото» рассказывает о том, как землемер Жмакин вместе с его помощником-студентом возвращались после съемки. Так как путь домой далек, им пришлось отправиться на ночлег к леснику – Степану. Во время дороги студент Николай Николаевич развлекал Жмакина беседой, чем только раздражал старика. Когда им пришлось идти через болото, оба испугались трясины. Если бы не Степан, неизвестно – выбрались бы они. Остановившись у него на ночлег, студент увидел скудную жизнь лесника.

Рассказ «В цирке» повествует о жестокой судьбе циркового силача – Арбузова. Ему предстоит бой на арене с американцем. Ребер, возможно, уступает ему по силе и ловкости. Но сегодня Арбузов не в состоянии проявить всю свою сноровку и мастерство. Он серьезно болен и не может бороться на равных. К сожалению, это замечает только доктор, посчитавший выход борца на сцену опасным для здоровья спортсмена. Остальным нужно только зрелище. В итоге Арбузов терпит поражение.

Дознание

«Дознание» – один из первых рассказов автора. В нем повествуется о расследовании кражи, в которой обвиняют солдата-татарина. Дознание проводит подпоручик Козловский. Серьезных улик на вора не было. Поэтому добиться признания от подозреваемого Козловский решает сердечным отношением. Метод возымел успех, и татарин сознался в краже. Однако подпоручик стал сомневаться в справедливости своего поступка по отношению к обвиняемому. На этой почве произошла ссора Козловского с другим офицером.

Изумруд

В произведении «Изумруд» повествуется о человеческой жестокости. Главный герой – четырехлетний жеребец, участвующий в скачках, чувства и эмоции которого описаны в рассказе. Читатель знает, о чем он думает, какие переживания испытывает. В конюшне, где его содержат, нет лада между собратьями. И без того несладкая жизнь Изумруда ухудшается, когда он выигрывает скачки. Люди обвиняют владельцев лошади в мошенничестве. И после долгих обследований и разбирательств Изумруда просто травят насмерть.

Куст сирени

В рассказе «Куст сирени» автор описывает взаимоотношение супружеской пары. Муж – Николай Евграфович Алмазов, учится в Академии генштаба. Составляя план местности, он сделал помарку, которую замазал, изобразив на том месте кусты. Так как в реальности там не было растительности, профессор не поверил Алмазову и забраковал работу. Его жена Вера не только успокоила мужа, но и исправила ситуацию. Она не пожалела своих драгоценностей, заплатив ими за покупку и посадку куста сирени на том самом злополучном месте.

Леночка

Произведение «Леночка» – это рассказ о встрече старых знакомых. Полковник Возницын, направляясь в Крым на теплоходе, повстречал женщину, которую знал еще в юности. Тогда ее звали Леночкой, и Возницын испытывал к ней нежные чувства. Их закружило в водовороте воспоминаний о юности, бесшабашных поступках и поцелуе у калитки. Повстречавшись спустя много лет, они с трудом узнали друг друга. Увидев дочь Елены, которая была очень похожа на нее молодую, Возницын испытал грусть.

Лунной ночью

«Лунной ночью» – произведение, повествующее об одном событии. Теплой июньской ночью двое знакомых как обычно возвращались из гостей. Один из них – повествователь рассказа, другой – некто Гамов. Возвращаясь домой после посещения вечера у Елены Александровны на даче, герои шли пешком по дороге. Обычно молчаливый Гамов в эту июньскую теплую ночь был удивительно разговорчив. Он поведал об убийстве девушки. Его собеседник понял, что виновником происшествия является сам Гамов.

Молох

Герой произведения «Молох» – инженер сталелитейного завода Андрей Ильич Бобров. Он испытывал отвращение к своей работе. Из-за этого стал принимать морфий, вследствие чего страдал бессонницей. Единственным светлым моментом в его жизни была Нина – одна из дочерей заведующего складом на заводе. Однако все его попытки сблизится с девушкой закончились ничем. А после приезда в город хозяина завода Квашина Нине сосватали другого. Свежевский стал женихом девушки и новым управляющим.

Олеся

Герой произведения «Олеся» – молодой человек, рассказывающий о своем пребывании в деревушки Переброд. В столь глухой местности нет особых развлечений. Чтобы совсем не заскучать, герой вместе со слугой Ярмолой ходит на охоту. В один из таких дней они заблудились и нашли избушку. В ней жила старуха-ведьма, о которой раньше рассказывал Ярмола. Между героем и дочерью старухи Олесей вспыхивает роман. Однако неприязнь местных жителей разлучает героев.

Поединок

В рассказе «Поединок» идет речь о подпоручике Ромашове и его романе с Раисой Александровной Петерсон. Вскорости он решил расторгнуть отношения с замужней женщиной. Обиженная дама пообещала отомстить подпоручику. Неизвестно от кого, но обманутый муж узнал о романе своей жены с Ромашовым. Со временем между подпоручиком и Николаевым, у которого он бывал, разразился скандал, результатом которого стала дуэль. В результате поединка Ромашов погибает.

Слон

Произведение «Слон» повествует о девочке Наде. Однажды она заболела, и к ней вызвали доктора – Михаила Петровича. После осмотра девочки врач сказал, что у Нади наблюдается «равнодушие к жизни». Чтобы излечить ребенка, доктор посоветовал развеселить ее. Поэтому, когда Надя попросила привезти слона, отец сделал все возможное, чтобы исполнить ее желание. После совместного чаепития девочки со слоном она легла спать, а наутро встала совершенно здоровой.

Чудесный доктор

Речь в рассказе «Чудесный доктор» идет о семействе Мерцаловых, которых стали преследовать неприятности. Сначала заболел отец и потерял работу. Все сбережения семьи ушли на лечение. Из-за этого им пришлось переехать в сырой подвал. После чего стали болеть дети. Одна девочка умерла. Попытки отца найти средства ни к чему не приводили, пока он не встретил доктора Пирогова. Благодаря ему жизнь оставшихся детей была спасена.

Яма

Рассказ «Яма» о жизни женщин легкого поведения. Все они содержатся в заведении, которым управляет Анна Марковна. Одни из посетителей – Лихонин – решает взять одну из девушек на свое попечительство. Таким образом он хотел спасти несчастную Любу. Однако такое решение привело к множеству проблем. В итоге Любка вернулась в заведение. Когда Анну Марковну сменила Эмма Эдуардовна, началась череда неприятностей. В завершение заведение было разграблено солдатами.

На глухарей

В произведении «На глухарей» повествование ведется от первого лица. Паныч рассказывает, как он пошел на глухариную охоту. В спутники себе он взял казенного лесничего – Трофима Щербатого, который хорошо знает лес. Первый день охотники потратили на дорогу, а вечером сделали привал. На следующее утро еще до рассвета Трофимыч повел барина по лесу в поисках глухарей. Только с помощью лесника и его знаний повадок птиц главному герою удалось подстрелить глухаря.

Ночлег

Главным героем произведения «Ночлег» является поручик Авилов. Он вместе с полком отправился на большие маневры. В пути он испытывал скуку и предавался мечтам. На привале ему предоставили ночлег в доме писаря. Засыпая, Авилов был свидетелем разговора хозяина со своей женой. Было понятно, что еще в молодости девушку обесчестил молодой человек. Из-за этого хозяин каждый вечер бьет жену. Когда Авилов понимает, что это он испортил женщине жизнь, ему становится стыдно.

Осенние цветы

Рассказ «Осенние цветы» – это письмо женщины к бывшему возлюбленному. Когда-то они были счастливы вместе. Их связывали нежные чувства. Встретившись опять через много лет, влюбленные осознали, что их любовь умерла. После того как мужчина предложил навещать бывшую возлюбленную, она решила уехать. Чтобы не подвергаться влиянию чувственности и не опорочить былые воспоминания. Поэтому она написала письмо и села в поезд.

Пиратка

Произведение «Пиратка» названо так в честь собаки, которая была другом для нищего старика. Вместе они давали представления в кабаках, чем и зарабатывали себе на пропитание. Иногда «артисты» уходили ни с чем и оставались голодными. Однажды купец, увидав представление, пожелал купить Пиратку. Старки долго сопротивлялся, но не устоял и продал друга за 13 рублей. После этого он долго тосковал, пытался украсть собаку и в итоге повесился с горя.

Река жизни

В рассказе «Река жизни» описывается уклад жизни в меблированных комнатах. Автор повествует о хозяйке заведения – Анне Фридриховне, ее женихе и детях. Однажды в этом «царстве пошлости» происходит чрезвычайное происшествие. Незнакомый студент снимает комнату и закрывается там, чтобы написать письмо. Будучи участником революционного движения, он попадает на допрос. Студент струсил и выдал своих товарищей. Из-за этого он не смог дальше жить и покончил жизнь самоубийством.

Произведение «Скворцы» повествует о перелетных птицах, которые первыми возвращаются в родные края после зимы. Рассказывается о трудностях, встречающихся на пути странников. К возвращению птиц в Россию люди подготавливают им скворечники, которые быстро занимают воробьи. Поэтому по прилету скворцам приходится выселять непрошеных гостей. После чего происходит заселение новых жильцов. Прожив определенный срок, птицы вновь улетают на юг.

Соловей

Повествование в произведении «Соловей» ведется от первого лица. После находки старого фото на героя нахлынули воспоминания. Тогда он жил в Сальцо-Маджиоррэ – курорте, расположенном в Северной Италии. В один из вечеров он обедал вместе с табльдотной компанией. Среди них было четверо итальянских певцов. Когда недалеко от компании запел соловей, они восхитились его звучанием. В конце компания так раззадорилась, что все запели песню.

С улицы

Произведение «С улицы» – это исповедь преступника о том, как он превратился в того, кем является сейчас. Родители его сильно пили и лупили мальчика. Воспитанием бывшего преступника занимался подмастерье Юшка. Под его влиянием герой научился пить, курить, играть и воровать. Окончить гимназию ему не удалось, и пошел он в солдаты служить. Там он кутил и гулял. После того как герой соблазнил жену подполковника – Марью Николаевну, его выгнали из полка. В конце герой рассказывает, как с другом убил человека и сдался полиции.

Гранатовый браслет

В произведении «Гранатовый браслет» описывается тайная любовь некоего Желткова к замужней женщине. Однажды он дарит Вере Николаевне гранатовый браслет на день ее рождения. Ее муж и брат навещают несчастного влюбленного. После неожиданного визита Желков кончает жизнь самоубийством, так как его жизнь заключалась только в любимой женщине. Вера Николаевна понимает, что такое чувство встречается очень редко.

Произведения Куприна пропитаны глубоким уважением и симпатией
к окружающему миру. В своих творениях автор приводит подробные, реалистичные описания природы. Тема любви к родине продолжается
в описаниях её мест. Описывая пейзажи России, Куприн восхищается ими, показывает читателю их удивительные черты и запоминающиеся образы, старается как можно больше и лучше рассказать о великолепной и прекрасной своими пейзажами стране. Находясь в ссылке за пределами России,
автор не перестаёт писать о ней, уже вспоминая написанные им произведения
и отдельные картины мест, он создаёт новые произведения. Он также даёт описания картинам тех мест, где побывал за пределами своей родины.
Эти описания по своей реалистичности, уважению и симпатии ничем
не отличаются от описаний природы России. Например, в своих очерках «Лазурные берега» и в повести «Колесо времени» Куприн
описывает Марсель, как город «… шумный, пёстрый и красочный
до декоративности…
» .

Тема природы в творчестве Куприна очень распространена. Достаточно часто она встречается в произведениях на втором плане, где красочные описания подчёркивают образ созданной темы, дополняют её. Одним из таких произведений стала повесть «Олеся», где через описания природы передаётся настроение и душевное состояние главных героев. Зреющее в душе героя чувство показывается на фоне наступившей весны, романтическую атмосферу объяснения в любви создаёт образ лунной ночи. Последнее свидание завершается предгрозовой напряжённостью природы, а финалом становится страшный град, побивший жителей города, которые обидели героиню.

Однако тема природы в творчестве Куприна не всегда была на втором месте. Куприн любил и восхищался природой. Он писал не только про жизнь обычных людей, его значительно интересовали интересы и жизнь представителей окружающего мира. Он был убеждён, что животные тоже заслуживают внимания людей, а так же уважения и понимания. Среди произведений Куприна встречается немало рассказов, повествующих о жизни животных. В них Куприн смотрит на персонажей как на значимые для общества личности, по своим способностям приравнивает их к людям. Рассказывая о животных, Куприн не старается показать их ничтожность, ограниченную их возможностями, а скорее всего на этом контрастном фоне ограниченности старается показать их преимущества, их эмоции
и переживания. Создавая яркие образы домашних питомцев или бродячих животных, автор подчёркивает важность этих животных через описания
их отличительных черт характера и внешности, манеру поведения и общение
с людьми, а также через их поступки, позволяющие назвать их героями. Куприн рассказывает про животных в их естественной среде: в доме хозяина, в цирке, на улице и других местах их пребывания.

Реалистичность образов героев и пейзажей, эмоциональность персонажей, а также простота языка и стиля – всё это привлекает внимание читателей-детей, в интересы которых входит познавание окружающего мира.

В своих произведениях о животных Куприн объединил свою любовь
к детям и глубокое уважение к окружающему миру, миру природы. Обращаясь к жизненным трудностям героев произведений и показывая, как они их преодолевают, как помогают своим собратьям или людям, Куприн даёт юному читателю такие жизненные уроки, как умение быть преданным, оказывать помощь, любить к окружающему миру, - он обращается к внутреннему миру ребёнка, изменяя его, вырабатывая в нём необходимые черты духовности, морали, нравственности, сострадания, любви и уважения ко всему окружающему миру.

Через рассказы о животных Куприн даёт надежду юным читателям
на возможность преодоления жизненных трудностей в будущем. Так, например, в рассказе «Слон» (1907) тяжело заболевшей девочке приносит спасение день, проведённый с настоящим живым слоном.

Рассказ «Ю-ю» (1927), повествующий о жизни чуткой и ласковой кошки, выделяется богатством описаний природы, благодарностью за преданность
и теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животным.

Не менее интересен по своей структуре и сюжету рассказ Куприна «Сапсан» (1921), повествование в котором ведётся от лица собаки. Образ могучей, осознающей свою силу, добродушной и терпимой, а также философствующей собаки максимально приближен к человеческому образу. Героизм Сапсана выражен в его поступке: он загораживает дочку хозяина своим телом, спасая её от бешеной собаки.

В рассказе «Барбос и Жулька» (1897) Куприн повествует о дружбе двух псов с разными характерами, показывает их душевную близость, необходимую, по мнению Куприна, для полноценного нравственного развития ребёнка.

Контрастна и красочна природа в описаниях, данным в рассказах «Белый пудель» (1904) и «В недрах земли» (1899). В них же автор передаёт привязанность детей к животным, взаимовыручку, чистоту детской души и способность маленьких людей на подвиг.

В рассказе Куприна «Белый пудель» полно и законченно выражается тенденция детской литературы начала XX века. Образы героев рассказа наполнены житейской мудростью, добродушием, юмором (дедушка Лодышкин), отвагой и чувством привязанности мальчика к четвероногому другу, пуделю Арто. В рассказе противопоставляются два мира: жизнь бродячих музыкантов и богатых людей, их мышление и моральные ценности.

Ключевым моментом рассказа является конфликт, возникший из-за маленького пуделя, между богатой дамой с её сыном и бродячими артистами. Этот конфликт подчёркивает разницу в психологии, в этических
и нравственных представлениях представителей разных сторон. Для богатых пудель является вещью, которую можно купить и продать, а для бродячих артистов собака является другом и кормильцем, ради которого мальчик готов на подвиг.

Драматичную и напряжённую сцену спасения пуделя дополняют описания природы, которые подчёркивают переживания мальчика.
Природа, приятная и ласковая днём, становится для него тревожной
и укоряющей: «Всё было страшно, таинственно, сказочно-красиво в саду, точно наполненном ароматными снами. <…> Стройные, тёмные, пахучие кипарисы медленно кивали своими острыми верхушками с задумчивым
и укоряющим выражением
». Через подвиг мальчика Куприн передаёт чистоту нравственного чувства ребёнка, противопоставленную злу жизни.

В конце рассказа, когда пудель оказывается у артистов, автор через речь старика передаёт читателям урок морали, морали народной, суть которой в том, что есть ценности, которые не продаются.

Не менее интересны для юного читателя действия и повадки четвероного друга бродячих артистов, описываемые Куприным с большим мастерством.
В этих описаниях Куприн напоминает такого «знатока» животных, каким был Джек Лондон .

Напряжённость и динамическое развитие сюжета, описательность
и героика, контрастность юмора, выразительность и точность языка, счастливый конец, ознаменовавший победу человеческого, нравственного начала – всё эти качества делают рассказ «Белый пудель» выдающимся произведением детской литературы.

В рассказе Куприна «В недрах земли» (1899) соединяются отношение автора к теме тяжелого детства и описания природы. Герой рассказа, мальчик Васька, живёт с шахтёрами в казармах. Наивного деревенского паренька разрывают противоречивые чувства, чему дивиться – грубым нравам казармы или величине и сложности шахтенного дела. По контрасту с этим фоном тяжести жизни ребёнка среди шахтёров и противоречий мальчика изображена прекрасная степная природа. Как и в «Белом пуделе», герой рассказа оказывается способным на решительный поступок и спасает от забоя товарища. Подвиг связывает товарищей крепкими узами. На этой ноте, наполненной надеждой на дружбу и понимание, Куприн заканчивает свой рассказ.

В своих рассказах о животных Куприн «на примерах увлекательных
и затейливых историй, где каждый звериный персонаж неповторим в своей портретной и психологической характеристике
», желает «убедить читателя, насколько подчас несправедливы люди в своих суждениях, когда они,
например, говорят “глуп, как гусь„ или когда утверждают, что “кошка привязывается не к человеку, а к жилью„
» .

По своей конструкции, простоте языка, выбору персонажей и обращению к ним, а также по влиянию, оказываемому на читателя, рассказы Куприна «Слон», «Ю-ю», «Сапсан», «Барбос и Жулька», «Белый пудель»
и «В недрах земли» подойдут для юного читателя средней возрастной категории. Однако их значение для детской литературы, а также интересов читателей, существенно возрастает, когда они адресованы детям младшего школьного возраста.

Для юных читателей средней возрастной категории наибольший интерес представляют рассказы «Изумруд», «Ральф» и ряд других произведений, объединённых темой животного и растительного мира.

Рассказ Куприна «Изумруд», повествующий о жизни беговой лошади, занял одно из первых мест среди произведений русских классиков о животных.

Художественная фактура рассказа определяется через ощущения героя произведения. В своём рассказе Куприн не пытался раскрыть «внутренний мир» лошади, а показал действительность, представляемую героем рассказа через его ощущения и образы. Однако художник наделяет Изумруда некоторыми «движениями души», свойственными людям: боязнь соперника
и сохранение чувства собственного достоинства. К потоку ощущений героя автор – едва заметно – добавляет характеристики «от себя».

Описывая конюхов и наездников, автор как бы «пропускает»
их характеристики через ощущения жеребца. По такому же принципу
в рассказе показана природа. «Пропущенные» через первичные ощущения героя сложные явления действительности и её многообразия ни в коем случае не создают у читателя впечатление неправдоподобности, неестественности. Наоборот, картина природы, несмотря, на ограниченность изобразительных возможностей, полна очарования, ясности и чистоты, действует успокаивающе.

Основным художественным качеством рассказа «Изумруд» являются ясность, чистота и «зримость» описаний. Отточенность деталей показывает,
как мастерски владеет словом писатель. Примером такой детали служат паузы
в речи старика, обозначенные в тексте многоточиями: «Ишь ты, зверь жадная… Но-о, успеишь… А, чтоб тебя… Потычь мне ещё мордой-то.
Вот я тебя ужотко потычу
». Движения старика не видны, но паузами его полны движения.

Рассказ Куприна «Изумруд» кончается трагической гибелью доброго
и прекрасного существа. Однако столь трагический конец скрашивается отсутствием тяжкой безнадёжности: читатель огорчён гибелью героя,
но это чувство сглаживается мыслями о том, что жеребец прожил полноценную, интересную жизнь.

Еще в 1930 году Куприн был обеспокоен тем, что «в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей ». Желание писателя восполнить образовавшийся пробел отразилось в его творчестве. В последние годы им была задумана целая книга о животных – «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Из задуманного цикла был создан только один рассказ – «Ральф».

В своём рассказе Куприн раскрывает уникальность пса по кличке Ральф. Уникальность Ральфа раскрывается через пространства, связанные с героем произведения, через взаимоотношения Ральфа и Балахнина (хозяин собаки), через форму обращения Балахнина к Ральфу (вежливая форма на «вы»).

Автор рассказа подчёркивает необычность пса, повествуя о том,
что Ральф воспринимает не только черный и белый цвет, но и ряд других основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный), что делает его исключительным среди всех собак. Так же из авторской речи мы узнаём,
что у Ральфа есть работа. Наличие у него работы приравнивает пса
к работающим людям и выделяет его из кровных его братьев, собак.

Однако, выделяясь среди своих сородичей, Ральф не уходит от их мира, он только выделяется как настоящая, почти человеческая личность. Доказательством того, что Ральф принадлежит к миру собак, является соблюдение им «непреложных законов » своих сородичей.

Таким образом, рассказ Куприна «Ральф» точно и полно отражает задумку автора о книге «Друзья человека». В рассказе показываются
не эмоции героев или их видение мира, а достоинства и уникальность пса, представителя животного мира. Данный рассказ, созданный автором с целью показать его коллегам значимость темы о животных для литературы, вполне оправдал ожидания.

По своей конструкции, обращённости к читателю, художественной фактуре, обращению к психологическому миру героев и описанию природы рассказы Куприна «Изумруд» и «Ральф» подойдут как для детской читательской аудитории, так и для взрослых читателей.

Среди рассказов Куприна о природе выделяются «Скворцы»
и «В зверинце».

Рассказ «Скворцы» повествует о перелетах скворцов. В рассказе Куприн описывает природу, места обитания птиц. Реалистичность образов основывается на воспоминаниях автора. Он восхищается мужеством и силой этих маленьких птичек, повествует о трудностях их длинного пути, с восторгом пишет о возвращении домой, красочно описывает их подражания другим птицам, не забывая подчеркнуть собственную песнь скворцов. Описания скворцов наполнены восторгом автора, движениями и неугомонностью птиц. Рассказывая про скворцов, А. Куприн сравнивает их с воробьями. Про воробьёв автор пишет: «ветреная, пустая, несерьёзная птица », а скворцами восхищается. Рассказ наполнен яркими описаниями, с особым юмором пишет автор про воробьев, о глупых наивных детях, хитрых и суетливых.
В рассказе писатель обращается к читателям, советует им помогать скворцам, ценить их и оберегать. В конце рассказа, «отправляя» скворцов в далекое путешествие, Куприн прощается с ними: «До свидания, милые скворцы! Прилетайте весною. Гнезда вас ждут… » .

В рассказе «В зверинце» Куприн на контрастном фоне тех ужасов, страхов, отчаяния и смирения показал великолепные пейзажи природы
и свободу пленённых зверей. В рассказе автор повествует о жизни зверей, заточённых людьми в клетку, их думы и мечты, а также алчность человека.

Куприн написал много рассказов о животных. Он хорошо знал характер
и повадки птиц. Реалистичность его рассказов о животных связана с его привязанностью к животным: он дрессировал их, лечил и спасал, когда им грозила смертельная опасность. О Куприне в своих афишах, посвященных зверям, писал знаменитый укротитель Анатолий Дуров :

Сам Куприн-писатель
С нами был приятель.

Рассказы Куприна о животном и растительном мире прочно вошли
в программу изучения детской литературы. Этому способствовали реалистичность описаний и эмоциональность героев, простой и выразительный язык, представление животных как равных человеку, а также торжество добра. Рассказы Куприна о животном и растительном мире развивают в ребёнке необходимые психологические, этические и нравственные черты, преподают уроки жизни, морали, понимания ценностей, и дают надежду для преодоления жизненных трудностей, создавая на контрасте тяжёлого детства
и безысходности счастливые развязки.


3. КОНЦЕПЦИЯ ИЗДАНИЯ СБОРНИКА РАССКАЗОВ
О ПРИРОДЕ А.И. КУПРИНА


Похожая информация.