Использование в работе с дошкольниками моделирования человечками. «моделирование маленькими человечками», или использование технологии триз на занятиях по экспериментрованию. Метод моделирования маленькими человечками ММЧ

Вера Вязовцева

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который, на первый взгляд, может показаться сложным. Но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я активно применяю метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Есть множество вариаций использования ММЧ : карточки с нарисованными маленькими человечками , кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки , в роли которых выступают дети.

Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

В жидком веществе человечки стоят рядом , слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная : их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.)

Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие» , дети характеризуют их как «летящие» или «летающие» .


Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам ) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись , начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко . Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько этапов.

Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ. Так, например, при моделировании стены дома маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками» , а при моделировании дерева надо исходить из его образа (ствол, ветки) .

Затем моделируют объекты и явления , состоящие из сочетания разнообразных человечков : вода в аквариуме, чашка на блюдце и т. д.

На следующем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении : льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие , неизбежно возникающее между системами.

После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.

Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка , представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+» , «-» . Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков .

Чтобы показать соединение, используют «+» , знак «-» используется в том случае , когда мы убираем, отнимаем какой-либо элемент. Можно составлять схемы явления с несколькими знаками.

Например, как можно обозначить карандаш - снаружи деревянный корпус, внутри – графит? Эти 2 составляющих карандаша- твёрдые. Используя изображения человечков , обозначающих твёрдые вещества, и знак «+» , получаем следующую схему (на фото)

А вот так обозначим процесс, когда из лейки вылилась вода :

Вот так можно обозначить стакан с водой, коробку с соком, бутылку с лимонадом и т. д.


К этой схеме можно подобрать множество вариантов - от листка бумаги оторвали кусочек, отломили пластилин от бруска, отпилили сухую ветку от дерева и т. д.


На основе этого метода разработала игры и упражнения , в которые дети с удовольствием играют, обсуждают предложенные объекты, обучают друг друга. Расскажу об игре «Маленькие человечки » , которое изготовила по принципу обычного домино - прямоугольные костяшки домино (у меня они деревянные) разделены на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками - или + , а на другой части пластины - один предмет или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т. д.). Игроки делят между собой костяшки, устанавливают очерёдность и выстраивают цепочку.




Дети очень любят играть в подвижную игру «Мы - маленькие человечки » . Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень» , не очень крепко держатся за руки, т. е. взрослый может легко эти руки разъединить («бумага» , начинают бегать (слово «пар» , «дым» , «запах» , стоят рядом, касаясь плечами («вода» , «молоко» , «сок» и др).

С помощью ММЧ можно обыграть различные режимные моменты, объясняя сущность того или иного процесса или ситуации. Например, вот мыло. Мыльные человечки крепко держатся за руки пока сухие. Крепко прижимаются друг к другу пока между ними никого нет. Но вот мыльные человечки встречаются с водой , с которой они дружат. И начинают плавать, нырять, плескаться, невольно опуская руки и отделяясь от остальных. Сначала они плавают поодиночке, потом некоторые, взявшись за руки, водят в воде хоровод. Посмотрите, какие мыльные пузыри плывут по воде. Но они быстро лопаются, так как руки у мыльных человечков мокрые , скользкие, им трудно держаться друг за друга.

Могу назвать в качестве основного источника- статьи преподавателя ТРИЗ Богат В . Ф. в журналах «Ребёнок в детском саду» №5, 6, 2007г. Материал творчески перерабатывался мною, дополнялся. В дальнейшем представлю конспекты занятий с применением метода ММЧ.

Желаю творческих успехов!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Метод моделирования маленькими человечками Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары Лихова Ольга Ивановна

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) был разработан Г.С.Альтшуллером для решения изобретательских задач; п озволяет лучше понять физические процессы и явления, происходящие на микроуровне; о снован на представлении о том, что все, что нас окружает, состоит из маленьких человечков.

Цель: усвоение способа описания объектов неживой природы

Вещество Особенности молекулярного строения Характер МЧ Символы МЧ Газ Расстояние между молекулами много больше размеров самих молекул. Молекулы движутся во всех направлениях, почти не притягиваясь друг к другу. Газообразные МЧ не дружат друг с другом. Они любят всюду бегать, потому что очень непослушные. Жидкость Молекулы упакованы так плотно, что расстояние между молекулами меньше размеров молекул. Молекулы не расходятся на большое расстояние. Притяжение молекул слабее, чем, у твердых веществ. Жидкие МЧ дружные ребята, крепко держатся за руки, послушные, но могут отодвигаться друг от друга не разрывая рук. Твердое тело Молекулы располагаются очень близко друг к другу в правильном порядке притяжение между ними очень сильное. Каждая молекула движется около определенной точки и не может переместиться далеко от нее, то есть молекула колеблется. Твердые МЧ очень дружные и очень крепко держатся за руки, очень послушные, стоят на одном месте, как солдаты в строю.

Три агрегатных состояния веществ (твердые МЧ, жидкие МЧ, газообразные МЧ)познаем в играх

Средний возраст Систематизация знаний об органах чувств и осознание возможностей анализаторов Что могут глаза Что могут руки Что могут уши Что может нос Что может язык Свойства твердого вещества

       Символы имен и значений признаков, воспринимаемых анализаторами

Старшая группа Знакомство с жидкими человечками Свойства воды Другие жидкости Тепловые явления Трение

Подготовительная группа Знакомство с человечками газа Свойства воздуха Три агрегатных состояния вещества Тепловые явления Звук Свет Электричество Магнетизм б елье сохнет на морозе

Алгоритм знакомства с веществами Представление о строении вещества и его свойствах Знакомство с маленькими человечками Систематизация знаний о разнообразии веществ и материалов природного и рукотворного мира Проведение сравнительного анализа свойств различных материалов Умение обследовать вещество, ставить эксперимент, делать выводы по полученным результатам Применение полученных знаний на практике Представление о процессе изготовления различных материалов Воспитание бережного отношения к природе

1. Дерево и его свойства 2. Как человек использует свойства дерева 3. Сравнение свойств бумаги и дерева 4. Что можно сделать из бумаги 5. Из чего делают бумагу. Делаем бумагу сами

дерево бумага При взаимодействии с водой: дерево бумага

Рекомендуемые игры по ознакомлению с агрегатным состоянием объектов неживой природы: «Мир вокруг нас» «Подарки неживой природы» «Теремок» «Поезд времени» «Мои друзья» «Чем был, чем стал» (на изменение агрегатного состояния) «Хорошо-плохо» (ветер, работа ветра, атмосфера) «Что умеет превращаться»(переход из одного агрегатного состояния в другое) «Ходим в гости» «Я беру тебя с собой» «Похищение радуги» « Превращалки » «Мир неживой природы потерял…вещество» «Где живет..?» (проявление заданных явлений) «Поделись с другом»

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий ТРИЗ (моделирование маленькими человечками) в работе со старшими дошкольниками.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), разработанный тризовцами ещё в середине 80-х годов, достаточно популярен и эффетивен в работе с дошкольниками, особенно старшего возраста. В представл...

Эпиграфом к нему я хочу взять слова: А.И.Грина - «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечн...

ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "В мастерской у папы Карло"

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием ТРИЗ (метод моделирования "маленькими человечками") в подготовительной к школе группе позволяет ребёнку познакомить...

МАСТЕР – КЛАСС «Моделирование маленькими человечками»

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Моделирование маленькими человечками».Эпиграфом к нему я хочу взять слова: А.И.Грина - «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило...

МАСТЕР – КЛАСС

«Моделирование маленькими человечками»

Подготовила и провела:

Воспитатель

Курноскина Марина Анатольевна

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Моделирование маленькими человечками».

Эпиграфом к нему я хочу взять слова : А.И.Грина - «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности».

Презентация

Цель и задачи мастер-класса:

  • Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
  • Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (ММЧ);
  • Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой образовательной деятельности дошкольников, направленные на решение жизненных задач».

Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить Вашему вниманию метод. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает мне реализовать задачи:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.

На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. «Метод Маленьких Человечков» разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.

Почему человечки?

  • Могут думать, производить действия, вести себя по-разному;
  • У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам;
  • При моделировании можно поставить себя на их место, почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Обозначения целесообразно придумывать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть определенные правила, которым надо следовать:

  • Человечки твердого вещества: дерева, камня, стекла, ткани, пластмассы обладают общим свойством – держат форму, они держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла(на карточках-символах руки этих человечков опущены вниз).
  • Человечки жидкого вещества: молока, чая, воды, киселя и т.д. – человечки капельки; они принимают форму того сосуда, в который их наливают: эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе;
  • Человечки газообразного вещества постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят(газ, пар, дым).

С чего начать?

1 этап - построение с детьми простейших моделей;

2 этап – моделирование взаимодействий двух веществ;

3 этап – моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое.

Построение с детьми простейших моделей можно начинать со средней группы

Виды моделей маленьких человечков.

  • Роли маленьких человечков исполняют дети;
  • Карточки с изображением маленьких человечков. Это заранее заготовленные карточки: плоские изображения МЧ или схематично нарисованными.
  • Кубики с изображением маленьких человечков;
  • Схематичное изображение МЧ, которые рисуют сами дети.

Игры с педагогами.

Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках.

Вы знаете, что это за маленькие человечки?

Твердые человечки крепко держатся за руки, чтобы ничего не произошло, чтобы никто и ничто не могло проскользнуть между ними.

Жидкие человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями, чтобы между ними можно было проскользнуть.

Газообразные или бегущие человечки живут в различных запахах, пузырьках жидкости. Они все время летают, т.е. бегают.

(Отбираю воспитателей, которые будут со мной играть)

Итак, по этой тропинке (маркер ТТ) пройдут в первый город те,

кто состоит из твердых природных человечков. Вы называете себя (объект, состоящий из твердых человечков). Например, «я – камень…». (Называя себя, педагоги проходят по тропинке в город твердых человечков)

Твердые МЧ сильные, крепкие, умеем держать свою форму).

Педагоги, проходя по дорожке, называют себя.

Хорошо ли вам здесь, в своем городке, жидкие человечки?

(Они любят течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться).

Дорога привела нас к городу самых веселых газообразных человечков. Надо в него пройти. Жители страны газообразных человечков, проходите по тропинке! (Проходя, воспитатели называют себя: я –запах от цветка, я – запах от духов, я – воздушинка из пара, туман и т.д.)

А как вам живется в своем городе? (Мы не прочь везде побывать, не любим «сидеть» на месте, любим движение! Мы хотели бы подружиться с другими человечками.)

Второй этап – моделировании взаимодействий двух веществ, можно начинать осваивать с детьми старшего дошкольного возраста. И я предлагаю вам

отправиться в следующий город, в город смешанных Человечков. Наденьте шапочки с маркерами своих городов и, объединившись в пары, тройки, назовите себя.

ТЖ – вода в стакане, лед в воде…

ТГ – воздушный шарик,

ГЖ – минеральная вода, лимонад, пузырьки воздуха в воде…

ТГЖ – человек, растение, животное, аквариум…

Все, что окружает нас, и мы сами состоим из маленьких человечков, разница только в количестве разных человечков и в каждом отдельном объекте и их связях.

Игры.

«Назови твердое» - упражнять в умении подбирать объекты по агрегатному состоянию.

«Замри» - игра на умение моделировать твердые и жидкие вещества.

«Маленькие человечки» - умение быстро реагировать на сигнал «твердые», «жидкие», «газообразные».

«Волшебная дорожка» - упражнять в умении подбирать объекты по двум признакам агрегатному состоянию и цвету.

Игра «Кубики» - (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели «Водоем” и т.д.

В подготовительной группе в непосредственно образовательной деятельности по О.О. «Познавательное развитие» при объяснении детям круговорота воды в природе можно использовать сказку.

Приключение дождевых капелек.

«Жили – были в тучке маленькие капельки-человечки. Их было очень много. Они были веселые, непоседливые, легкие. Однажды, разыгравшись, они даже не заметили, что оторвались от тучки и падают на землю. Но и на земле им не захотелось расставаться друг с другом. И те капельки – человечки, что упали далеко, побежали к своим друзьям. А когда собрались все вместе, получился ручеек. Обрадовались, что они опять все вместе, зажурчали, зашептались и побежали дальше, посмотреть, что там?

Бежали, бежали и прибежали к реке. Хорошо, что река была расположена ниже того места, где упали человечки – капельки, а то бы вверх было очень тяжело бежать, не добежали бы человечки до своих родственников.

А в речке таких же водных человечков еще больше. Обрадовались они встрече и давай веселиться, прыгать, перескакивать друг через друга. Речка забурлила, зашумела. Но постепенно человечки устали и успокоились. Решили отдохнуть. И вдруг почувствовали, как похолодало. Это морозные человечки очень хотели с ними поиграть, но пока водные прыгали, морозные не могли их ухватить, подойти к ним. А теперь, когда водные человечки устали и успокоились, морозные сели рядом, обняли водных. Водные, почувствовав, что замерзают, стали прижиматься друг к другу чтобы согреть МЧ. Они так тесно прижались, что превратились в лед. Но человечки не расстраивались. За лето они устали и захотели отдохнуть. Человечки знали что пройдет время и вновь пригреет солнце им станет тепло и можно будет бегать и кувыркаться играть в любые игры. И даже навестить бабушку – тучку. После прослушивания сказки – дети строят изменчивую модель переход из одного вещества в другое.

А сейчас вы самостоятельно попробуете создать модели, используя ММЧ.

Задание по группам:

1 группа – создание модели - стакан с водой;

2 группа- создание модели - стакан воды со льдом;

3 группа –создание модели- стакан с лимонадом.

Где можно еще использовать ММЧ?

  • в режимных моментах;
  • НОД по О.О. «Познавательное развитие» - формирование элементарных математических представлений. Можно измерять предметы по длине, закреплять понятия «больше - меньше», «тяжелее - легче» и т.д.
  • В изобразительной деятельности – смешивание цвета.
  • В О.О. «Развитие речи» - детям предлагается модель из различного сочетания гласных и согласных человечков.
  • маленькими человечками можно моделировать социальные отношения.

Рефлексия

Название технологии

Технология решения изобретательских задач

Прием технологии ТРИЗ

«Метод маленьких человечков»

Что дает ребенку

  • помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи;
  • регулярная тренировка творческого мышления;
  • осознание зависимости между изменением вещества и тепловыми условиями.

Что дает педагогу

  • знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;
  • развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления;
  • воспитывает готовность к восприятию нового;
  • обеспечивает профессиональный рост.

Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми и игровыми упражнениями. Используйте различные приемы ТРИЗ в своей работе, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Оценка работы мастер – класса

Я предлагаю оценить свой мастер – класс. На тропинку прилетели листочки.

  • Понравились игры. Буду применять их в своей работе, пусть прилетит желтый листочек.
  • Неплохо было. Но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю, пусть прилетит зеленый листик.
  • Ничего не поняла. Было не интересно, пусть прилетит красный листик.

Литература:

  1. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками. – Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014г.
  2. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих знаний с дошкольниками/ Науч.-метод. центр развив. образования N242 "Садко". - Ульяновск, 1996.
  3. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей.
  4. Н.М.Журавлева, Т.А.Сидорчук, Н.В.Хижняк, «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ-технологии как универсальное средство формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста», Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, 2007г.
  5. http://volga-triz.org/ (Официальный сайт Волга - ТРИЗ)
  6. www.altshuller.ru (официальный фонд Г.С. Альтшуллера)

Наталья Дмитриева

Уважаемые коллеги! Конечно, всем вам хорошо известна технология ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. В 30 - тые годы - эта теория совершила переворот в нашей советской науке! В дошкольном воспитании пик использования технологии пришелся на 80 -ые годы, но многие из нас используют ее в своей работе до сих пор. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставит и решать проблему. Есть много методов у данной технологии - это и метод фокальных объектов, метод морфологической таблицы и работа над развитием словотворчества, но сегодня я хочу остановится на том, как технология ТРИЗ помогает решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе. Если вы уже знакомы с моими публикациями, то знаете, есть у меня такое правило - ЕСЛИ ПОНЯЛ, РАЗОБРАЛСЯ, ЗНАЧИТ БУДЕТ ЗНАТЬ!Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень - твердый, а вода - жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Есть в технологии ТРИЗ еще один метод - это метод МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕЧКАМИ. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых - это молекулы (вы, конечно, все помните это из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из молекул - мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям агрегатные состояния веществ и явления в неживой природе.

Я предлагаю вашему вниманию первое занятие из этого цикла:

Тема занятия: " Использование приема моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей старшего возраста с объектами неживой природы"

Цель занятия: познакомить детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе

Задачи:

Используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

Расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;

Учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;

Учить детей моделировать объекты неживой природы;

Материалы и оборудование:

Плоскостные изображения моделей " маленькие человечки", характеризующие такие вещества как: вода, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, карамель, дым;

Стаканчики с водой и молоком, деревянный брусок, небольшой камень, кусочек пластмассы, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудование готовится на каждого ребенка);

Раздаточные карточки с моделями " маленькие человечки";

Бутылка лимонада (пластиковая);

Ход занятия:

1. Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?

2. Рассказ воспитателя о маленьких человечках, живущих вокруг нас

Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о том, что все существующее

вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками,- очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Как мы с вами, когда играем в

" АЛИ - бабу". Этих человечков называют- крепкие, твердые, и именно они. живут в камнях, дереве, горах. Я покажу вам их фотографию

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь!Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга,но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Если мы вспомним с вами наш игру про " Али - бабу", то вы поймете, как легко можно пройти через них. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Я покажу вам их фотографию тоже

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки!Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и должны узнавать новые слова!

Я покажу вам и их фотографию:

Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь давайте сами узнаем, где какие человечки живут.

3. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?"

А. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!

Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются - жидкими.

В. Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко!Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

4. Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

5. Дидактическое упражнение " Узнай вещество"

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.

Например:


Это- молоко


Это- карамель, чупа- чупс, конфета




Это - вода (человечки прозрачные)


Это - дерево


Это - воздух (человечки прозрачные)

Вы можете придумать своих человечков. Надеюсь, идея понятна.

6. Дидактическое упражнение " " Покажи бутылку лимонада"

Я думаю, ребята, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали про маленьких человечков.

Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся за за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки. ?

Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.

Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня вы узнали много нового из жизни неживой природы.

Уважаемые коллеги! Не бойтесь и попробуйте провести такое занятие с детьми! Уверяю вас - это интересно!

Основная идея: Представить объект (или оперативную зону ОЗ) в виде толпы живых и мыслящих веществ – маленьких человечков, которые умеют выполнять поступающие команды.

Правила ММЧ:

1. Выделить часть объекта , которая не может выполнить требуемые противоположные действия, представить эту часть в виде «толпы» МЧ.

2. Разделить МЧ на группы , действующие (перемещающиеся) по условиям задачи, т. е. плохо, как задано в задаче.

3. Рассмотреть полученную модель задачи (рисунок с МЧ) и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия, т. е. разрешалось противоречие.

4. Перейти к возможному ответу.

Примечания:

Обычно выполняют серию рисунков: «было», «надо», «стало» или «было» и «как должно быть».

Человечков должно быть много.

Человечки легко (абсолютно) управляемы и послушны; обладают любыми нужными нам свойствами.

Человечки специализированы: делают только то, для чего предназначены. Для разных действий требуются разные человечки.

Человечки «слушаются» команд на «языке» полей. Разные человечки «слушаются» разных полей.

3.7. Морфологический анализ. Приемы фантазирования.
Метод фантограмм

Морфологический анализ – это метод совершенствования систем. Сущность метода состоит в том, что в совершенствуемой системе выделяют несколько характерных (морфологических признаков), далее по каждому признаку составляют списки альтернатив. Признаки с их различными альтернативами располагают в форме таблицы, что позволяют лучше представить поисковое поле.

Морфологический анализ был разработан Фрицем Цвики (известный швейцарский астрофизик и теоретик аэрокосмической техники, работавший в Калифорнийском технологическом институте) в 1940-е и 50‑е годы.

Достоинства метода:

– Прост для понимания и использования

– Способствует преодолению психологической инерции

– Требует, чтобы параметры и условия были четко определены. Нечетко определенные сущности сразу же становятся явными, как только на них делаются ссылки и они становятся предметом проверки на внутреннюю последовательность.

– Стимулирует выявление и исследование граничных условий. То есть, пределов и крайних точек разных контекстов и факторов.

– Приводит к появлению нестандартных идей.

Недостатки:

– Метод является громоздким

Фантограмма – методика, предложенная Г. С. Альтшуллером для развития фантазии, формирования новых идей и получения нестандартных решений изобретательских задач. В основе метода – таблица, по вертикальной оси которой откладываются универсальные характеристики исследуемой системы, а по горизонтальной – некоторые приемы изменения этих характеристик (табл.3.1). Ниже приведена таблица в упрощенном виде.

Таблица 3.1. Таблица для реализации метода фантограммы

Приемы фантазирования Универсальные показатели 1. Увеличить-уменьшить 2. Объединить-разъединить 3. Наоборот 4. Переместить во времени 5. Отделить функцию от объекта 6. Ускорить замедлить
1. Состав, элементы
2. Подсистемы
3. Объект
4. Надсистемы
5. Направления развития, эволюция
6. Воспроизведение
7. Энергопитание
8. Способ передвижения
9. Сфера распространения
10. Уровень организации, управления
11. Цель, назначение (смысл существования)

Кратко опишем приемы фантазирования, разработанные Г.С.Альтшуллером.

1. Увеличить – уменьшить

«Гулливер в стране лилипутов», «Городок в табакерке», «Алиса в стране чудес». Увеличить-уменьшить количество пользователей, количество экземпляров продукта, занимаемый объем памяти и т. д.

2. Объединить – разъединить

В новом продукте Google Apps электронная почта объединена с системой документооборота, календарем, сайтами и т. д. В Грид-технологиях для ускорения процесса сложная задача разделяется на множество более простых и результаты снова объединяются.

3. Наоборот

Компиляция – декомпиляция. Вместо большого экрана – маленькие очки. Вместо универсальности продукта – специализация.

Два джигита соревнуются, чей конь последним придет к финишу. Но дело не идет, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу. Старик подошел, шепнул что-то на ухо каждому. После этого они поскакали во весь опор. Что сказал мудрец?

4. Переместить во времени.

Поместить систему (обстоятельства) на 5, 10, 20, 50, 100 лет назад или вперед. Как должна измениться система, условия ее работы?

5. Отделить функцию от объекта.

Улыбка Чеширского кота, но без кота. «Облачные» вычисления, размещение программ на удаленном сервере, «подкачивать» необходимые программные модули только в нужный момент.

6. Изменить характер зависимости «свойство-время» или «структура-время».

База данных, которая с увеличением количества данных становится меньше. Задача, которая с увеличением сложности начинает работать быстрее. Продукт с увеличением качества уменьшается в цене.

7. Ускорить – замедлить.

Уменьшить время на разработку программы в несколько раз. Замедлить время предоставления данных для базы в несколько раз. Представить, что скорость работы программы увеличилась на несколько порядков – что при этом качественно может измениться?

Предположим, поставлена задача придумать фантастический телефон.

Первый шаг: записать конкретные показатели рассматриваемого объекта. Объект – мобильный телефон. Состав: корпус, аккумулятор, SIM-карта, дисплей, плата, разъемы и т. д. Надсистема – телефонные сети. Эволюция в направлении миниатюризации, увеличения числа функций. Сфера распространения – среди людей различной подготовки, мест проживания, вероисповедования и т. д.

Второй шаг: выбрать клетку, соответствующую какому-либо одному показателю и какому-то одному изменению. Например, можно выбрать клетку «телефон-увеличение». Телефон размером с квартиру?

Третий шаг: рассмотреть изменение показателя в зависимости от выбранного приема. Телефон размером с дом? Телефон размером с город?

Четвертый шаг: Из полученных на предыдущем шаге вариантов выбираем один. Возьмем, например, телефон размером с дом. Разные части дома одновременно являются частями (элементами) телефона: телевизор, компьютер, зеркало, окно, бытовая техника, электропроводка, стены, крыша …

Пятый шаг: определить для выбранного объекта другие показатели. Например, сфера распространения увеличена. Теперь это весть Земной шар (не только поверхность). Или весь микромир. Или Солнечная система. Как можно строить такие телефоны? Как они могут выглядеть? Как могут эволюционировать?

3.8. Эвроритм: 4-х этажная схема фантазирования

В развитии любой фантастической темы (космические путешествия, связь с внеземными цивилизациями и т. д.), существуют четыре резко отличающиеся категории идей:

– один объект, дающий некий фантастический результат;

– много объектов, дающих в совокупности уже совсем иной результат;

– те же результаты, но достигаемые без объекта;

– условия, при которых отпадает необходимость в результатах.

По каждой теме постепенно воздвигаются как бы четыре этажа фантастических идей. Этажи качественно отличаются друг от друга.

Предположим мы придумали фантастическую антивирусную программу: она сама становится тем сильнее и эффективнее, чем больше в сетях, компьютерах и телефонах вирусов. Это первый этаж конструкции.

Второй этаж – таких программ становится много. Есть, как минимум, два способа сделать их много: распространение одной и той же программы среди большого количества пользователей и появление многих разных программ такого класса. Какой новый эффект может возникнуть? Например, вирусы прячутся на время (сезонно), антивирусные программы становятся слабее и тогда вирусы неожиданно появляются снова. Или иначе: вирусы делают так, чтобы антивирусные программы воспринимали другие антивирусные программы как вирусы. Антивирусы начинают бороться с другими антивирусами, они уничтожают друг друга.

Третий этаж – «тот же результат (борьба с плохими последствиями влияния вирусов), но без антивирусов. Например, любая программа одновременно является и антивирусной.

Четвертый этаж – бороться с антивирусами не нужно. Найдется способ использовать антивирусы для работы полезных программ. Как только появляется какой-то вирус, его тут же приспосабливают для каких-то полезных функций.

Таким образом, эвроритм позволяет развивать любую фантастическую идею.