Экономические отношения между людьми в индустриальном обществе. Социокультурные характеристики индустриального общества. Смотреть что такое "Индустриальное общество" в других словарях

А теперь посмотрим, что представлял собой человек нового типа, творец индустриального мира и был ли он счастлив. Новое общество, безусловно, дало ему не только материальные блага, но и ощущение себя свободной автономной личностью: он мог выбирать религию, политические взгляды, профессию по своему усмотрению, имел право на собственность, преуспевание и карьеру, независимо от происхождения. И эти многочисленные права были прочно защищены законами и демократическими институтами.

И вместе с тем, как отмечали многие авторитетные авторы, индустриальное общество стремится доминировать над каждым отдельным человеком, который парадоксальным образом становится еще более несвободным, чем раньше, несмотря на демократию. В этом плане не случайно, а скорее закономерно, что тоталитаризм стал одним из горьких плодов индустриальной цивилизации. Он стал возможен в эпоху веры во всемогущество социальной инженерии – плановой, рациональной перестройки общества, когда человек, сам того не замечая, постепенно превращался в деталь производственной и государственной машины, утрачивая способность самостоятельно мыслить и принимать решения. Настоящие тоталитарные режимы, подобные сталинскому режиму в России, считаются современными социологами нежелательными и непродуктивными, но вполне возможными вариантами планируемого массового общества . Однако тоталитаризм в смягченной, завуалированной форме может присутствовать и в самых демократических государствах. На это указывал, в частности, Э. Фромм: «Мы не замечаем, что стали жертвами власти нового рода. Мы превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды… Индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные связи, в котором все и вся инструментализировано; и сам он стал частью машины, созданной его собственными руками. Он знает, каких мыслей, каких чувств, каких желаний ждут от него окружающие, и мыслит, чувствует и желает в соответствии с этими ожиданиями, утрачивая при этом свое «я»…».

Главным критерием оценки человека в индустриальном обществе является его соответствие требованиям системы, способность выполнять те или иные функции. Все, отклоняющееся от заданных образцов поведения, подавляется. Тотальный надзор и «охват» человека, который для общества предстает, прежде всего, служащим, начинается со школьной скамьи и продолжается дальше, во всех сферах его деятельности, где приходится постоянно доказывать свою пригодность и эффективность. В результате человек регрессирует, его душа «овеществляется», индивидуальность выхолащивается. Так появляется «человек массы», которого Г. Маркузе называл «одномерным», а Д. Рисмэн – «человеком-локатором»: он перестает быть собой, живет и действует в соответствии с общепринятыми стандартами и, что самое печальное, нуждается в навязанных извне стереотипах , т.е., в сущности, незаметно для себя теряет свободу и даже перестает нуждаться в ней. У такого человека нет ничего постоянного: ни традиции, ни культуры, ни религии, ни морали. Цели и ценности постоянно меняются – в зависимости от людей, на которых приходится ориентироваться, ибо главный девиз – «я такой, каким я вам нужен». Постоянна лишь зависимость от других и поиски одобрения общества, а также тревога, неуверенность в себе, стремление одолеть конкурентов, беспокойство и бесконечное одиночество. Все это приводит к кризису идентичности, к отсутствию постоянных привязанностей, устойчивого «Я», к атрофии эмоциональной сферы.

В результате, получив, казалось бы, все возможности для самореализации, развития своих творческих сил, человек оказался в рабской зависимости от своего же собственного эгоизма, воплощенного в обществе, где торжествовало «всеобщее потребление» и «индустрия развлечений».

Подведем итоги анализа индустриализма. Индустриальное общество оптимально соответствовало четвертой стадии развития творения. Оно открыло самые широкие перспективы для реализации всех желаний эгоистического свойства: физических, телесных – за счет технического прогресса; желаний богатства, славы и власти – благодаря демократическим свободам и либеральным ценностям; жажды знаний – за счет бурного развития науки, отношение к которой приобрело характер культа. И, наконец, человек получил на какое-то время возможность почувствовать себя полновластным хозяином, «богом» в том искусственном мирке, который он создавал своими руками, и который рисовало ему эгоистическое восприятие. Этот искусственный технологический универсум ошибочно принимался за мир настоящий, законы, придуманные эгоистическим сознанием, экстраполировались на Природу, хотя в действительности они все больше и больше вступали с ней в противоречие. Общество, построенное на таких непрочных и «неправильных» основаниях, не могло существовать долго. Однако его влияние на окружающий мир достигло огромных масштабов, втягивая в четвертую стадию те страны, в которых коллективистские принципы и религиозные нормы еще продолжали сдерживать развитие эгоизма.

Западная модель общества волнами проникала в самые отдаленные уголки планеты. Большую роль в этом процессе сыграла колониальная политика: ее результатом стало формирование капиталистической мир-системы, в начале ХХ в. охватившей большую часть планеты. К 1914 г. европейцы или бывшие европейские колонии контролировали 84 % поверхности суши. В 1900 г. Британская империя, над которой никогда не заходило солнце, простиралась на 11 миллионов квадратных миль и насчитывала 390 млн. человек

Презентация – идентификация

Презентация и идентификация – два дополняющих друг друга способа взаимодействия человека с современным обществом.

Идентификация – попытка человека найти свое место (свое Я) внутри существующих институтов, структур, групп. Презентация – создание и разыгрывание того образа себя, который человек хочет предъявить окружающим. Идентификация и презентация у одного и того же человека могут быть различными.

Индивид, который презентирует себя перед другими … возможно, хочет внушить им хорошее мнение о себе, или чтобы они думали, будто он хорошего мнения о них, или чтобы они поняли каковы его действительные чувства по отношению к ним, или чтобы они не получили никакого определенного впечатления. … Поэтому когда индивид оказывается в обществе других, у него обычно появляются и причины … производить [нужное для него] впечатление на них. Например, если подруги в студенческом общежитии будут судить о девичьей популярности по числу вызовов к телефону, вполне возможно подозревать, что некоторые девушки начнут нарочно устраивать такие телефонные звонки.

Гофман И. 2000. С. 35.

Способы презентации политиков зависят от политического спроса, имеющего место на данной территории. Правила исполнения роли публичного политика определены обществом. Любое социальное действие будущего депутата требует учета всех ожиданий других людей. И человек стремится сыграть того, за кого его принимают.

Кимерлинг А.С. 2002. С. 34.

«Идентичность» [как термин] призвана подчеркнуть нестабильную, многогранную, изменчивую и разрозненную природу современного «я».

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.75.

Человеку бывает необходимо идентифицировать себя – охарактеризовывать, позиционировать по отношению к уже известным людям, определить свое место в [мире]… В современных условиях, способствующих разнообразным контактам с людьми вне сферы личного знакомства, такие случаи идентификации особенно распространены. Они включают ежедневные жизненные ситуации так же, как и более формальные и официальные контексты; идентификация себя и других фундаментально ситуационна и контекстуальна.

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.85.

«Самопонимание» … [ – это] чувство того, кто ты есть, социальной принадлежности и, как производная от первых двух – готовность к определенного рода действию.

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.89.

Холодный пятничный вечер, дождливый и ветреный. Ты одет не по погоде, для вечеринки. Наконец, ты отстоял в длинной очереди, желающих попасть в клуб. Вышибала, или, как он предпочитает называться, охранник рукой закрывает путь тебе и твоим друзьям. Он кидает взгляд на тебя и остается недоволен твоим возрастом. Все, что у тебя есть, - это деньги. Но этого не достаточно (или, реже, у тебя нет нужной суммы). В повседневных ситуациях, таких как эта, идентичность человека сначала неясна, но потом определяется. Но идентификация не всегда столь проста или столь тривиальна. Она способна поколебать основы нашей жизни.

Jenkins R. 2004. P. 1-2.

…человек определяется разыгрываемыми им комедиями ничуть не меньше, чем искренними порывами души. Речь идет о чувствах, которые нам недоступны во всей глубине; но они частично отражаются в поступках, в установках сознания…

Камю А. 189. С. 229.

Карл Радек [в своей автобиографии] видел себя деятелем общеевропейского значения, был секретарем Коминтерна и описывал свою жизнь как серию метаморфоз, которые верно приближали его к нынешнему состоянию, являясь результатом сознательного труда и многих прозрений, но также и удачи. Прожитая жизнь описывается … как череда менявшихся этнокультурных идентичностей: галицийский еврей – читатель немецкой классики – польский националист и католик – швейцарский студент – австрийский гражданин – немецкий журналист – русский эмигрант.

Эткинд А. 2005. С. 61.

Субкультура

Субкультура – устойчивая, самостоятельная модель поведения группы людей, по-своему воплощающая ценности и нормы индустриальной (большой) культуры.

Субкультуры, подобно социальным движениям, вовлечены в противостояние между культурным воспроизводством, социальной интеграцией и социализацией; они как правило уделяют внимание стилю жизни, самореализации [человека] и формированию идентичности.

Hanfler R. 2004. Р. 422.

Общество, пришедшее на смену традиционному, предлагает [человеку] большой выбор одобряемых карьер – официальных и неофициальных. Стремление к уважению или почету возможно [реализовать] как внутри, так и вне институциональной структуры общества. Ограничения социального статуса в образовании, на работе или в семейной жизни может быть компенсировано активным участием … в субкультурах, которые обеспечивают временное социальное признание.

Heinz W.R., Krьger H. 2001. Р. 35.

Люди «схватывают» субкультуру посредством использования и демонстрации соответствующего ей набора артефактов. Я использую термин «переносчики» для обозначения тех, кто разделяет данную субкультуру или ее часть. Что важно, эти группы выделяются по признаку участия в культурной презентации, [а не по социальному статусу].

Enfield N.J. 2000. Р. 47.

…субкультуры во многом конструируются СМИ, члены субкультур овладевают чувством свободы от общества в том виде, в котором оно представлено масс-медиа.

Bennett A. 1999. P. 604.

…такой вид субкультуры интересует нас более всего. Специфическая одежда, стиль, проблемы тедди-боев, модов, рокеров или скинхэдов отделяют их, с одной стороны, друг от друга, а, с другой – от более общей культуры мальчиков из рабочего класса в целом. Через свою одежду, действия, стиль жизни они могут давать разные, с точки зрения культуры, ответы на проблемы, поставленные их социальной классовой позицией. При этом участие в той или иной субкультуре не отгораживает их от проблем более общей «родительской» культуры. Таким образом, субкультура остается починенной по отношению к господствующей культуре.

Холл Ст., Джеферсон Т. 2000. С. 151.

Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле, она выражает в то же самое время и среду нашего обитания, подобно рекламе, поп-музыке, легкой фантастике, чтиву, фильмам второго сорта. Именно так это происходит на … неинтеллектуальном, чисто инстинктивном уровне. Стиль одежды служит также и индикатором стиля жизни и в качестве такового обращается к подсознательным ценностям…

Брейк М. 2000. С. 152.

Средний класс

Средний класс – группа людей в индустриальном обществе, выражающая наиболее полно его ценности, нормы и представления. Образ жизни человека среднего класса предполагает непрерывное образование (повышение квалификации), постоянную, достойно оплачиваемую работу, семью, домашний комфорт, развлечения и отдых.

Э.О. Райт («Классы», 1985) разделяет людей на классы в соответствии с теми ресурсами, которые они имеют или контролируют. Основное различие наблюдается между теми, кто имеет собственность (т.е. источники дохода, такие как фабрики, государственные ценные бумаги, акции) и не имеет ее … Классы собственников – это капиталисты (буржуазия – элита) и малая буржуазия (в большинстве своем работающие на собственном малом предприятии). Классы несобственников – это рабочий класс и средние классы. Классы несобственников различаются в соответствии с тем, контролируют ли они производственный процесс или заняты самостоятельной, высококвалифицированной деятельностью на рабочем месте. Те, кто обладают хотя бы одним из этих признаков, относятся к средним классам.

Baum S. 2002. Р. 354.

В результате различий в доходах люди, принадлежащие к низшим и средним классам, бесспорно отличаются друг от друга по своим взглядам на жизнь, материальным условиям жизни и жизненному опыту, но они часто не имеют сознательного представления об этих различных взглядах и их классовой основе.

Миллс Ч. 1959. С. 60.

Термины «предприниматель» и «чиновник» – это термины, вызывающие представления о людях из средних классов… Когда говорят о предпринимателе классического типа, то предполагается, что в ходе ведения своего предприятия он рискует не только вложенными деньгами, но и всей своей карьерой…

Миллс Ч. 1959. С. 155.

От успешного представителя среднего класса требуется в совершенстве владеть престижной статусной культурой; что обеспечивается хорошим знанием культуры своей компании, культуры местности [в которой он живет] и этнических особенностей. Так же, как школьники переключают коды [поведения], когда они с улицы забегают в класс, … зрелые представители среднего класса научаются «переключению культуры» при перемещении из одного социального окружения в другое. Такие индивиды владеют множеством стилей…, но они используют их выборочно с разными людьми и в разных условиях. (Мужчина из среднего класса, женатый на конторской служащей, должен иметь представление о спорте и рок-музыке [для бесед] на работе; обсуждать политику и здоровое питание с друзьями своей жены; и прививать восхищение Брамсом и Пикассо своим сыну и дочери.)

DiMaggio P. 1987. P. 445.

Маргиналы

Маргиналы – группа людей, не принадлежащая устойчивым социальным и культурным институтам, не принимающая/отрицающая общие идеалы.

Если человек очень затрудняется назвать себя кем бы то ни было, он – никто, маргинал, без имени и места в жизни.

Батыгин Г.С. 1995. С. 104.

Моя основная гипотеза состоит в том, что отклоняющееся поведение … можно рассматривать как симптом разрыва связи между предписанными культурой стремлениями и определенными социальной структурой путями осуществления этих стремлений.

Merton R. 1968. P. 188.

Сама возможность маргинального существования в обществе уже свидетельствует о том, что общепринятые смыслы не всемогущи в своей принудительной силе. Еще больший интерес представляют те случаи, когда индивидам удается собрать вокруг себя некоторое количество последователей и заставить, хотя бы самых близких из них, признать отличные от принятых в обществе трактовки окружающего мира.

Бергер П. 1996. С. 133.

…возможности к эволюции «маргинала» не закрыты, просто потому, что его личность остается несформированной. Часть характерных для него личных подходов к восприятию действительности находится в примитивной форме, другие могут стать осмысленнее, но … вместе они не создадут стабильного и упорядоченного набора, и … индивид, таким образом, останется открытым для всех и всяческих воздействий. В любом случае, непоследовательность – фундаментальная черта его активности.

Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р.1853, 1855.

Если общество успешно блокирует все потенциально опасные реакции индивида в процессе формирования личности, то в итоге получается индивид, для которого не останется ни проблемы личностного развития, ни внешних конфликтов, требующих решения, ни внутренних преодолеваемых противоречий – это будет ограниченный, стабильный, довольный собой «обыватель». Если же, напротив, подавление проходит неуспешно и бунтарские реакции набирают силу до того, как у индивида сформирована система стабилизирующих представлений, то индивид не готов к встрече с возникающими проблемами, не способен их различать или сублимировать – развивается непоследовательный, нон-конформистский, «маргинальный» тип…

Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р. 1871.

Для конца XX века характерен образ маргинала, близкого к природе, с цветком в губах или на ружье (это представление ассоциируется с событиями 1968 года). Но вскоре его вытесняет другой образ, соответствующий резко изменившейся обстановке. На фоне неумолимо нарастающего экономического кризиса меняется и ожесточается облик маргинала: теперь это африканец, приехавший работать во Францию. Именно он заклеймен как олицетворение всех зол и опасностей.

Фарж А. 1989. С. 145.

Индустриальное общество

Индустриа́льное о́бщество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. .

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции . Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения.

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввел предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер . В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество .

Сущность и концепция развития индустриального общества

Сущность индустриального общества отражают возникновение и развитие предпринимательского ресурса, как составляющей человеческого капитала, самого человеческого капитала, а также конкуренции - основных факторов становления и развития индустриальной экономики и общества, драйверов промышленной революции и генерации инноваций.

Концепция развития индустриального общества заключается в формировании и развитии класса предпринимателей, образования, особенно специального, науки, культуры, медицины, в повышении качества жизни населения и эффективности элиты, в формировании гражданского общества.

Индустриальное общество и экономика начали формироваться в первой половине 19 века. В экономике и обществе в этот период времени происходили революционные изменения :

Накопление креативного человеческого капитала, знаний и инноваций (в промышленности);

Индустриализация и механизация производств, переход от ручного труда к машинному;

Формировались конкурентные отношения и конкурентные рынки, формировались демократия и гражданское общество;

Повышались уровень и качество жизни населения; развивались культура, образование, наука и постепенно готовилась база для очередного витка ускоренного роста экономики, развития промышленности и технологий;

Происходило опережающее развитие человеческого капитала за счет приоритетного роста инвестиций в образование, в том числе в профессиональное образование, в науку, в инновации.

Основным локомотивом развития индустриальной экономики была и остается конкуренция.

Черты индустриального общества

  1. Возникновение креативного класса - предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих.
  2. Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.
  3. Переход к машинному производству.
  4. Перемещение населения в города - урбанизация.
  5. Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.
  6. Общественно-исторический прогресс.
  7. Неограниченная эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.
  8. Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.
  9. Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.
  10. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и образовательной деятельности; рост населения и увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Волны развития и технологические уклады индустриальной экономики

Переход от индустриального общества к постиндустриальному

Примечания

Литература

  • Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003.
  • Йозеф Алоис Шумпетер (1883-1954). Теория экономического развития
  • Корчагин Ю. А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности, Москва, ВШЭ, 2011
  • Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М.: «Юстицинформ», 2006.
  • Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. – М.: Наука, 1990. – 232 с.
  • Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993. – 310 с.
  • Корчагин Ю.А. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. - Воронеж: ЦИРЭ.
  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. - М.: УРСС , 2007.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Индустриальное общество" в других словарях:

    Современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался… … Философская энциклопедия

    - (industrial society) Общество с широким разделением труда и опорой на крупное машинное производство. Индустриальное общество рассматривается как общее обозначение для капиталистической и социалистической формаций недавнего прошлого. Сен Симон… … Политология. Словарь.

    Тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и… … Финансовый словарь

    Современная энциклопедия

    - (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родо племенное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60… … Большой Энциклопедический словарь

    Индустриальное общество - (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60 х … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Бурж. социология, и экономия, теория обществ. развития, направленная против марксистско ленинского учения о социальном прогрессе в ходе сменяющих друг друга обществ. экономич. формаций. Сформулирована в двух вариантах франц. философом Р.… … Философская энциклопедия

    Одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, т.наз. «развитых» обществ в отличие от «традиционных», «аграрных» (родо племенных, феодальных и др.)… … Новейший философский словарь

    индустриальное общество - Этап развития общества и общественных отношений, сложившийся после промышленной революции, когда наряду с сырьевыми отраслями основой экономики стали развиваться обрабатывающие отрасли (вторичный сектор экономики) … Словарь по географии

    - (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющей традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Альманах германской истории. К 100-летию со дня рождения Льва Копелева. Индустриальное общество в Германии и его развитие. Немцы и "Ведомство" , Ищенко В.В. , "Альманах" продолжает традиции" Ежегодника германской истории", издававшегося в Институте всеобщей истории РАН. В первом выпуске представлены статьи российских и немецких историков,… Категория: Научные издания, теории, монографии, статьи, лекции Серия: Издатель: URSS ,
  • Историческая социология в 3-х частях. Часть 3. Индустриальное и постиндустриальное общество. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры ,

Исследованиями, связанными с большим комплексом проблем, что относятся к социальной структуры общества, социальных групп социальных отношений в ней, призвана заниматься такая социологическая теория, как к теория социальной структуры (или социология социальной структуры.

В настоящее время существуют две влиятельные теории социальной структуры общества, разработаны. К. Марксом и. М. Вебером. Идеи этих исследователей стали большим вкладом в дальнейшее ее развитие

Согласно идей. Карла. Маркса, классы - это большие группы людей, которые имеют прямое отношение к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свою жизнь. Задолго до появления промышленности, средства произ водства непосредственно состояли из земли и инструмента (орудий труда).

В до индустриальном обществе существовало два класса: аристократы и дворяне; рабовладельцы, имевшие землю и рабов; классы, которые активно использовали в производстве землю, но не владели им - рабы и в свободные крестьян.

В индустриальном обществе появляются два новых класса: те, кто владеют средствами производства - промышленники или капиталисты и те, кто продает свой труд - рабочий класс или, по. Марксу, пролетарии а.

Маркс показал, что отношения между ними строятся на эксплуатации. В феодальном обществе эксплуатация принимает форму прямой зависимости одних людей от других. В капиталистическом обществе источники экспл луатации менее очевидные. Маркс уделяет большое внимание описанию их природы, раскрывая сущность неравенства, которая существует при капитализмезмі.

Кроме двух основных классов - того, кто владеет средствами производства, и того, кто ими не обладает,. Маркс иногда называет крестьянство третьим - промежуточным классом. Этот класс остался от предыдущего типа изде обництва.

Маркс уделяет внимание расслоению внутри классов. Примерами этого расслоения являются:

а) конфликты внутри высшего класса между банкирами-финансистами и промышленниками-капиталистами;

б) разница интересов между представителями малого бизнеса и обладателями крупных корпораций (обе эти группы относятся к классу капиталистов, хотя политика, которую проводят крупные бизнесмены, не всегда соотв знает интересам малого бизнеса)

) внутри рабочего класса существуют различия в условиях жизни большинства рабочих и тех, кто долгое время не имел работы и тд

Марксова концепция классов в своей основе сводилась к объективной структурной экономического неравенства в обществе

Мнения. Макса. Вебера формировались под влиянием теории. К. Маркса, но в подходе к рассмотрению теории классов их взгляды расходятся. Хотя. Вебер соглашался с. Марксом в том, что основой распределения обществ ва на классы есть объективные экономические условия, он рассматривает гораздо больше экономических факторов, влияющих на формирование классов. Согласно. Веберу, деление на классы существует не только за счет овладения человеком собственностью или осуществление полного или частичного контроля за средствами производства, но и за счет экономических различий * не имеющих прямого отношения к собственности. Таковы, например, нави ки и квалификация, которые определяют тип деятельности работника. Квалификация, наличие диплома, умения и навыки работника также являются основаниями деления общества на класскласи.

Макс. Вебер рассматривает также два других основания системы стратификации. Это - статус человека и его партийную принадлежность. Статус раскрывает различие между социальными группами или индивидами по их социал льным престижем в обществе. Различия людей по статусу отличаются от различий по их принадлежности к тому или иному классу. Привилегированные группы по своему статусу включают людей, которые посид ають престижное место в социальной структуртурі.

Владение собственностью ведет, конечно, к более высокого социального статуса человека, однако здесь существуют немало исключений. Если принадлежность человека к классу зависит от объективных факторов, то статус чел ловека зависит от субъективных. К ним относятся: уровень и тип образования, квалификация, специфический стиль жизни индивида или группы и тт.д.

Принадлежность к той или иной статусной группы определяется также принятием соответствующих ценностей и верований, соблюдением обычаев и правил поведения, подчеркивающие отличие данного общества от д других. Классовые же различия зависят от экономических факторов: владение собственностью и заработкау.

Важным аспектом власти, по мнению. Макса. Вебера, выступают в современном обществе партии. Они влияют на социальную стратификацию независимо от классов и статуса человека

Партия представляет собой группу индивидов, имеющая общие цели и интересы и ведет совместную деятельность

По этому вопросу наблюдаются расхождения во взглядах. К. Маркса и. М. Вебера. Маркс пытается объяснить как различия в статусе человека, так и его партийную принадлежность с точки зрения класса, к которому е др. належитить.

Вебер же считает, что партии могут включать людей из разных классов общества, то есть они могут быть основаны, например, на религиозных, националистических и других идеалах

Мнения. М. Вебера на теорию стратификации оказываются чрезвычайно важными в методологическом плане, поскольку они показывают, что помимо классовых различий, влияние на жизнь и деятельность людей имеют другие и виды социальных видминностей.

С определенной долей модификаций идеи. К. Маркса и. М. Вебера используются в социологии и сегодня. У каждого из них есть свои последователи их идеи имеют как определенные точки соприкосновения, так и различия

Американский социолог. Е. Райт, развивая положения. Маркса, обращается также и к теории. Вебера. С точки зрения. Е. Райта, в современном капиталистическом производстве существуют следующие виды контроля над эконо омическими ресурсами, что и дает возможность определять классы: контроль над денежным капиталом, контроль над физическими средствами производства (землей, заводами и тд), контроль над властью рабопраці.

Е. Райт считает, что к классу капиталистов относятся люди, которые осуществляют контроль над всей системой производства. Рабочий же класс, не осуществляет никакого контроля. Между этими двумя классами существует промежуточный клас ас, представители которого способны влиять лишь на некоторые аспекты производства, но лишены права осуществлять контроль над другими сферами производственной деятельности. Например, образ жизни служащих или проф есионалив-управленцев подобный образа жизни людей, занимающихся физическим трудом. В то же время, они осуществляют значительно больший контроль над средствами производства и процессом труда, по сравнению с заработной ичим классом. Это класс, представители которого не являются ни капиталистами, ни работниками физического труда, хотя имеют общие черты, как с теми, так и с другиміншими.

Мнения известного британского социолога. Ф. Паркин более близкие к взглядам. М. Вебера, чем. К. Маркса. Он соглашается, что собственность на средства производства является основным признаком классовой структуры обществ ва. Вместе с тем,. Паркин считает, что собственность выступает лишь одной из форм социальной препятствия, которое он определяет как процесс, в результате которого отдельные социальные группы пытаются получить тотальный контр оль над средствами производства, ограничивая доступ к ним. Кроме собственности, социальная препятствие включает различия в статусе человека, а также этнические, языковые, религиозные различияності.

Класс - понятие, употребляемое в социологии в нескольких знамениях:

для обозначения социальных страт, составляющих особую,"открытой"системы социальной стратификации, характерной для индустриального общества. Для нее, в отличие от"закрытых"кастовой и сословной с систем стратификации, характерен преимущественно достижимый статус,"открытые"социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;

как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний классы);

как теоретическое (аналитическое) понятие, что лежит в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии есть две влиятельные классовые теории - марксистская и веберовская

В марксизме класс используется как самое общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием вид деление классов считается собственность на средства производстваа.

Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов - эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим действующей ником социальных смиін.

Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия"класс в себе"- это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и"класс для себ бе"- класс, произвел классовое самосознаниеь.

Таким образом, в марксизме классы - это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее ча ас остается одной из самых влиятельныхх.

веберовской теории класса альтернативная марксистской. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяемые в экономической иерархической структуре, т.е. как и у. Маркса, классы у. Вебера - это"экономические классы"Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позицияях.

В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значения - только в су участниками индустриальном обществе, прежде капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества.

Постиндустриальное общество часто определяют как"посткласове", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социально й мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиватьсяя.

Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по. Веберу, есть категория людей, разделяющих похожие"возможности жизни", прежде всего перспективы соци иально мобильности, возможности выдвижения на более высокие статуси.

Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим - квалификация и образование. Соответственно этому. Вебер выделял четыре"экономические классы"- класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно. Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и ка-листе. Кроме эконом ичних факторов. Вебер выделял и другие факторы, что ведут к социальному неравенству частности, как важнейшие он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо"экономических классов"и классовой структуры возможно иснув. Ання в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и тп) и социальных групп, выделяемых в этих иерархических структурауктурах.

Существует тесная взаимосвязь между жизненными возможностями и социальным классом. Люди делятся на группы в соответствии с тем социального положения, которое они занимают в обществе

Существуют определенные вещи, которые некоторые люди не могут делать только потому, что им это не разрешено из-за их социальное положение; другим людям, напротив, это может быть посильным, поскольку они занимают более выгодные не положение в общественной иерархи.

Социальное неравенство приводит различные жизненные возможности. Социальное неравенство - это структурированный и систематический феномен, который влияет на людей из разных социальных классов в течение всей жизни социальными на стратификация как закреплена в обществе неравенство обусловливает жизненные возможности людией.

Итак, жизненные возможности - это определенные благоприятные возможности, которые индивиды имеют (или которых они не имеют) для участия в определенной общественной деятельности, для достижения определенных целей и реализации своих интересе ей и потребностей. Например, некоторые люди рождаются в очень обеспеченных семьях и поэтому имеют возможность учиться в самых лучших частных школах. Другие дети с такими же же интеллектуальными способностями, которые на родились в бедных семьях, не имеют возможности учиться в таких школах, поскольку их родители не в состоянии платить за обучениеня.

Интеллектуальные способности первых развиваются в полной мере, тогда как способности последних, возможно, не будут иметь развития из-за низкого уровня качества обучения тех школ, в которых они учатся. Ребенок с обеспеченной семьи имеет, таким образом, большие возможности, чем ребенок из бедной семьи, хотя они и имеют одинаковые природные данные. Они начинают жизнь с разными жизненными шансами только потому, что их семьи занимают различные позиции в социальной структуре общества. Итак, разные жизненные возможности некоторые исследователи склонны рассматривать как следствие социальной стратификацийції.

Социальный класс составляют люди, которые имеют примерно одинаковые условия жизни, жизненные шансы и возможности. Американский социолог. Л. Уорнер приводит, например, следующие признаки класса: род занятий, источник и размер прибыли, район проживания, тип жизненнотя.

Существуют различные модели классового деления общества. Наиболее часто используют трех или девьятикласни модели. Трьохкласна модель делит общество на высший, средний и низший классы

По мнению большинства социологов, средний класс имеет сложную структуру, поскольку объединяет и бизнесменов, и людей наемного труда (интеллигенцию, управленцев и тд), это может быть три четверти всего населе ения. Рост среднего класса наиболее часто связывают с развитием образования. При этом, традиционно рост среднего класса рассматривается как источник стабильности и расцвета общества. В девьятиклас ней модели каждый основной класс, в свою очередь, делится на три подкласса: высший, средний и низший. Трьохкласна модель общества более ярко, чем девьятикласна, показывает социальное неравенство между людьми мы, основанная на разных жизненных возможностях; в то же время, девьятикласна модель имеет преимущество в обнаружении нюансов в положении, которое занимают люди определенного социального класса. Например, в. США отличные во в прибылях человека, которая относится к низшему подклассу среднего класса, и человека, входит в высший подкласс того же класса, может составлять 50 тысяч долларов в ре на рік.

В трьохкласний модели они могут быть отнесены к категории людей, которые входят к среднему классу. Но человек, имеет дополнительные 50 тысяч долларов ежегодно, имеет большие возможности удовлетворять свои потребности еби и интересы, чем первый человек. Девьятикласна модель общества способна обнаруживать такое различие в возможностях людей и рассматривать их потенциальную значимостьть.

Каковы основные признаки социальной стратификации?

Социальная стратификация определяется с помощью многих признаков, каждая из которых может влиять на положение человека в обществе, что делает его выгодным или невыгодным по сравнению с другими

Такое положение не является следствием изменения какой-то одной признаки, полностью определяет позицию человека в социальной иерархии, скорее, это индивидуальное объединения факторов, их особая комбинация в каждом к конкретном случае, что обусловливает социальное положение человека, его принадлежность к определенному социальному класс.

Некоторые черты, характеризующие нас, находятся под нашим контролем, над другими мы гораздо меньше власти или не должны ее совсем. Первый тип чертам относят достигнутым рис, второй называют чертами внесенными.

Основные приписаны социальные стратификаторы: пол, раса или этническая группа (происхождения), возраст

Пол. Мы не можем решать, кем родиться, не можем выбирать мужскую или женскую пол по собственному желанию, хотя этот фактор будет существенно влиять на нашу жизнь сравнению с че-ловикамы, женщины в ба агатьох отношениях находятся в менее выгодном положении в обществе, чем человек. В среднем женщины зарабатывают меньше, чем мужчины. Уровень безработицы также почти всегда более высок среди жінок.

Большинство женщин работает в тех сферах общественной деятельности, которые не достаточно хорошо оплачиваются, имеют небольшие возможности для карьеры; немногие женщины имеют такую??работу, на-дает хороший заработок, пр рестиж, социальную защиту и возможности для карьер.

Расовое и этническое происхождение. Этот фактор также находится за пределами контроля со стороны индивидов, хотя расовом происхождении играет большую роль в их жизни и социальном положении

Границы социальных классов (в значительной мере) проводятся на основании расовой признаки. Например, в. США уровень образования среди афроамериканцев в среднем гораздо ниже, чем среди белых. Уровень безработицы также больше среди чернокожих американцев; сравнению с белыми они имеют меньший заработок и, соответственно, более низкий жизненный уровеньнь.

Возраст. Мы не можем контролировать свой возраст, поскольку это биологический процесс, не зависящий от человека, но он также значительно влияет на жизнь человека. Как правило, некоторое преимущество имеют люди зрелого возраста (30-40 г лет). Люди, что не достигших 30 лет, во многих обществах пользуются меньшим уважением и доверием именно в силу своего возраста, то есть из-за того, что им не хватает жизненного опыта и уверенности в своих силалах.

Во многих случаях для молодежи и подростков это означает, что они должны работать с максимальной отдачей для того, чтобы достичь общественного признания. В то же время, общество ставит в более сложные ум речи людей среднего или пожилого возраста (примерно 45 года и старше). Хотя мы и не менее ценим людей среднего возраста на основании их компетентности, но очень часто говорим, что"их время прошлов".

Явным тенденцией к дискриминации по возрасту является отношение к людям старшего возраста (65 лет и старше). Очень часто их опыт, знания и умения не признаются более молодыми людьми

достигнутых стратификаторамы называют признаки, которые, во-первых влияют на положение в социальной иерархии, во-вторых, над которыми мы имеем определенный контроль. Существует много таких признаков, но выделяют три осно овне, которые считаются важными в жизни людей: образование, семейное положение, судимостьь.

Образование. Не все люди имеют одинаковые возможности в получении образования, прежде всего - высшего, но этот фактор в значительной степени возможно контролировать почти каждому из нас. Например, каждый из нас может самост будут постоянно решать, посещать занятия или нет, сколько уделять времени самостоятельной работе, выполнению задач и т.п. (а все эти факторы влияют на уровень полученной нами образования). Исследование указывают на то что образование тесно связана с будущей трудовой деятельностью и доходами, которые люди смогут получать. Полученное образование, таким образом, становится источником социальной стратификацийації.

Семейное положение. Стратификация довольно часто является следствием наклеивания"ярлыков"на основании семейного положения. В некоторых общественных кругах считается недопустимым или нежелательным быть неженатым

Считается, что семейные люди более ответственны, чем неженатые. Например, в. США в некоторых современных корпорациях также считается, что все перспективные работники должны быть в браке

Уголовный опыт. Его наличие или отсутствие также достигнутым стратификатором. Факт судимости очень часто придается значение, которое социологи называют основным статусом. Основной статус - это"ярл лик", который включает такой активный подтекст, он начинает преобладать над другими качествами человека и влияет на отношение людей к нему. Человек, получивший такой ярлык преступника, воспринимается именно как с лочинець, которому нельзя доверятьряти.

Социальный престиж - общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе

Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, проявляющий оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профес сиї.

Если в период индустриального развития престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас - банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем м социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. Вебер рассмотрение ав престиж как показатель социальной репутации,"ресурс особого рода", наделяющий социальной значимостью определенные статусные группупи.

В современной социологии. П. Бурдье выразил эту проблему в идее"символического капитала", который вместе с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе

Согласно теории социальной стратификации (Е. Дюркгейм,. М. Вебер,. Т. Парсонс), высший класс определяется своим доминирующим положением относительно распределения богатства, власти и престижа

Различие между высшим классом, с одной стороны, и средним и рабочим классом - с другой, может быть проведена на основе таких критериев как состояние, сплоченность, доступ к ресурсам власти

Реальную власть высший класс может получить благодаря значительному количеству различных взаимосвязанных факторов, влияющих на позиции элиты. Те, кто занимает руководящие посты в бизнесе, политике, социальной служ жби, церкви и армии, как правило, имеют разностороннее образование, которое обеспечивает нужный мировоззрение и интенсивность личных контактев.

Средний класс - слой в системе социальной стратификации, который размещен между высшим и низшим (или рабочим) классом. Понятие используется как описательное для обозначения положения системе иерархических отл минностей.

Что касается теоретического определения среднего класса, то общая позиция не выработана и используются различные критерии его выделения и определения

Самый экономический критерий - средний для данного общества уровень текущей прибыли, а также накопленного богатства ("стандартный"имущественный набор в виде дома или квартиры, машины, пред дуете длительного пользования и тп), который в совокупности определяет уровень общей материальной обеспеченноститі.

Как показывают опросы населения, именно этот критерий используется как основание же отнесения к среднему классу. В развитых странах основная масса населения (60-70%) имеет общий уровень материал ной обеспеченности, близкий к среднему, число бедных и богатых относительно невелике.

Для Украины характерна другая схема - глубокая поляризация общества по уровню дохода и материальной обеспеченности в целом. Однако субъективно более 40% украинских относят себя к среднему классу, оценивая свое материальное положение как среднестатистическийй.

С точки зрения классовых критериев (отношение к средствам производства и характер и содержание труда) - к среднему классу относятся обладатели мелкой собственности на средства производства - мелкие и средние предпр риемци, торговцы, ремесленники и тп. Это так называемый"старый средний класс"К нему же относятся и люди, занятые умственным трудом, в иерархии статусов признавалась более престижной и обеспечивала отн осно благоприятную рыночную позицию для"белых воротничковів".

Однако сейчас позиции различных групп работников умственного труда существенно дифференцировались, и"белые воротнички"без высшего образования теряют престиж на рынке труда (их теперь обозначают как"нижний средний класс"))"Высший средний класс"составляют преимущественно представители так называемого"нового среднего класса", который растет быстрыми темпами и в западных странах достигает 20-25%.

Главным критерием его выделения является уровень образования и квалификация. К нему относят специалистов с высшим образованием - профессионалов. Иногда группы профессионалов объединяют с менеджерами и административными рабо работников ("сервис-класс")"Новый средний класс"связан со становлением постиндустриального, информационного общества, новыми технологиями. Поэтому по совокупности рыночных, трудовых и статусных позиции и, по уровню престижа он занимает устойчивое"среднее"положение в обществе - отличное от элитных, но также и от нижних слоеарів.

С точки зрения социально-политических характеристик, средний класс обычно рассматривается как гарант стабильности в обществе, носитель центристских политических взглядов, опора эволюционного развития общества ьство.

Тема: Экономическое развитие России в начале 20 века. Проблема коррупции в стране.
Цели урока:
-Сформировать представление об особенностях экономического развития Рос-сийской империи в начале XX века, охарактеризовать специфику российского типа модернизации, проявления коррупции в стране в данный период развития.
-Выяснить причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX века
-Работать над понятиями « многоукладная экономика», «монополистический капитализм», « синдикат», «трест», « картель».
-Экономическое и антикоррупционное воспитание.

Ход урока:
I. Организационный момент. Знакомство с целями и планом урока.
II. Проверка домашнего задания.

1.Работа с понятиями, диктант.
1. Большая группа людей в индустриальном обществе, отличающаяся друг от друга по роду занятий, величине дохода, власти и влиянию в обществе. 2. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. 3. Социально - правовые группы, каждая из которых отличалась своим положением, определенными правами и обязанностями и обязанностями в обществе. 4. Процесс создания крупной, основанной на машинном труде промышленности. 5. В его руках была сосредоточена вся высшая власть в российской империи. 6. Право, имевшееся у Финляндии, самостоятельно осуществлять государственную власть. 7. Усиление влияния и роли городов в экономической и культурной жизни как близлежащей округи, так и в целом в государстве.
Ответы.
1. Класс. 2. Модернизация. 3. Сословие. 4. Индустриализация.5 Император. 6. Автономия. 7.Урбанизация.

2-е задание. Продолжите предложения.
1. Совещательный орган при царе назывался... (Государственным советом).
2. Царские регалии состояли из... (короны, скипетра и державы).
3. Государственные символы состояли из... (государственных герба, знамени, гим-на).
4. Самым многочисленным сословием Российской империи было... (крестьян-ство).
5. Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется... (меце-натством).
6. К привилегированным сословиям относились... (дворянство и духовенство).
7. Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в... (кре-стьянском малоземелье).
8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Коми-тет министров и министерства).
9. За правильным функционированием судебных органов следил... (Сенат).
10. Дайте определение. Буржуазия - это... (социальный слой России-империи, вла-девший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабрика-ми).
3-е задание. Фронтальный опрос.
Какие территории входили в состав российской империи?(Финляндия, Польша, Прибалтика, Закавказье, Средняя Азия) Какие религии исповедовали жители Рос-сии?(Христианство, ислам, буддизм) В чем особенность модернизации стра-ны?(Догоняющий путь развития. Большая роль государства. Модернизация в стране коснулась в основном тяжелой промышленности.) Перечислите основные сословия населения России? (Дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, казачество) Какие изменения происходили в социальной структуре? (Разрушаются сословные перегородки, растут классы буржуазия и пролетариат)

III. Изучение нового материала.
- Россия представляла собой среднеразвитую страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

План:
1.Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
2.Роль государства в экономике России.
3.Проблема коррупции в стране в начале 20века
4.Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
5.Образование монополий в России.
6.Сельское хозяйство.
Задание: выяснить, каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?
1. Работа по карте. Внимательно рассмотрите легенду карты и ответь на вопросы.
- Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?
- Какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?
- Назовите центры развития пищевой промышленности.
- Какие города были центрами развития текстильной промышленности?
- Какие полезные ископаемые добывались в России?
- Как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?
- Кто владел железными дорогами?
- О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?
1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
- Как повлияла на развитие России реформа 1861 года?
- Какие последствия она имела?
С одной стороны развиваются капиталистические отношения, с другой стороны со-храняются старые крепостнические отношения. Таким образом, Россия была обречена на постоянную борьбу между старым и новым. Этим определяются особенности российской экономики в начале 20 века.
Быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права. Россия – среднеразвитая страна второго эшелона экономики. Экономика ее носила догоняющий характер. С 1890 – х гг. Россия вступила в полосу промышленного подъема. Происходило увеличение промышленного производства, оформились новые промышленные районы, шло интенсивное железнодорожное строительство, стремительно росли города и численность городского населения. Это сильные стороны.
К слабым сторонам относится: Россия оставалась аграрной страной, была низкая производительность труда, невысокий уровень производства на душу населения, нехватка капиталов, внешнеторговые обороты уступали оборотам ведущих стран.
Запись в тетради: сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.
2. Роль государства в экономике России.
- Работа с учебником – страница 13 – 14.
Задание: выяснить роль государства в экономике России в начале 20 века.
- Чем отличаются государственные предприятия от частных?
- Какие государства находились в собственности государства?
- Какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?
- Какова роль государства в экономике России в начале века?
Запись в тетради: огромная роль государственного сектора экономики.
3.Проблема коррупции в стране в начале 20 века.
В 1903 году было введено Уголовное уложение, которое в части борьбы с коррупцией было гораздо более проработано, чем действовавшее до этого Уложение о наказаниях. Уголовное уложение, в частности, разделило понятия «взяточничество» и «лихоимство». После 1903 года в России, как и во всем мире, имел место рост коррупции (в России, в отличие от Европы и США - только низовой коррупции, высшие чиновники в России взяток по прежнему не брали.
Рост взяточничества с начала XX века в России (как и в других странах первой пятерки) имел место в связи как с ростом числа чиновников, так и с поставками и военными заказами, сделками с недвижимостью, основанием новых кооперативных обществ, получением для эксплуатации земельных участков с полезными ископаемыми и другими сделками в начале XX века. В России - особенно в период русско-японской, а затем и первой мировой войны, рост коррупции вызвал необходимость как усиления ответственности за получение взяток, так и отказа от ненаказуемости за взяткодательство. Царское правительство быстро отреагировало на всплеск коррупции в самом начале Русско-Японской войны и ужесточило отношение к ней; предпринимались все новые попытки к пресечению мздоимства и лихоимства. Об этом свидетельствует, в частности, и тот факт, что на лиц, их совершивших, не были распространены милости (амнистия), даруемые Всемилостивейшим Манифестом от 11 августа 1904 года. В частности, им не могли быть уменьшены назначенные судом сроки заключения на две трети (как многим другим осужденным по уголовным статьям), они не могли быть освобождены от суда и наказания в случаях, если против них было возбуждено преследование или последовало решение суда или решение ещё не приведено в исполнение до 11 ав-густа 1904 г., и др..
3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
Работа с историческим документом – страница 14. «Из доклада министра финансов Витте»
- Чем обосновывает Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?
- В какие районы страны иностранцы вкладывали свои капиталы?
- Почему производить продукции, на деньги зарубежных предприятий выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?
Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах, так как Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала западноевропейских представителей буржуазии. Кроме того, иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в определяющих отраслях производства (горнодобывающая, ме-таллообрабатывающая, машиностроительная) иностранные инвестиции превышали российские.
Задача учащимся найти положительные и отрицательные последствия зарубежных инвестиций.
Роль иностранного капитала была неоднозначной:
- инвестиции помогали развивать русскую промышленность;
- приносили огромные прибыли;
- Россия не попадала в полную зависимость от западноевропейского капитала
- свертывались возможности свободной конкуренции
- закрепилась технико-экономическая отсталость страны
- ужесточался налоговый гнет
- усиливалась эксплуатация рабочих.
Последствия:
Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:
- сокращался рабочий день
- создавалась система пенсионного обеспечения.
1) русская буржуазия лишена такой возможности; таким образом, возрастала социальная проблема: рабочий класс был угнетен и открыт для революционной агитации.
2) все это лишало буржуазию свободы маневра и делало ее еще более осторожной в борьбе за изменение государственного строя в России, так как революционно настроенный рабочий класс был для нее страшнее самодержавия.
Запись в тетради: недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов.
4. Образование монополий в России.
Следующей тенденцией в развитии экономики России стал процесс образования мо-нополий.
Запись в тетрадь: монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредото-чившее в своих руках большую часть производства и сбыта какой – либо про-дукции.
В процессе монополизации в России историки выделяют несколько этапов:
1) в 80 – 90 – ее гг. 19 в. Возникли первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта. Происходило усиление банков;
2) в 1900 – 1908гг. в период кризиса и депрессии создаются крупные синдикаты, которые объединяли сбыт товаров, но уже в определенной степени вмешивались в развитие производства входящих в них предприятий.
Впоследствии возникают такие формы монополий, как тресты и концерны
Но в России основной формой монополий стали синдикаты.
5. Сельское хозяйство.
Работа с учебником.
-Что такое община? Какую роль она играла в русской деревне? В чем положительные и негативные стороны общины?
Запись в тетради: сохранение помещичьего землевладения, большая роль общины, малоземелье крестьян.
IV. Закрепление.
Каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

Особая роль государства, которое выступает инициатором экономических преобразований и финансирует промышленность и ж/д строительство.
- Недостаток внутренних капиталов для индустриализации, привлечение иностранных инвесторов, создание смешанных компаний.
- Протекционизм и активная таможенная политика в целях защиты отечественного производителя.
- Многоукладность промышленности, неравномерность развития ее отраслей.
- Отсутствие колоний, ограниченность сбыта товаров.
- Сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.
- Острота социальных проблем, наличие социально неблагополучных слоев городской бедноты и безземельного крестьянства.
V. Подведение итогов.
Каковы особенности российской экономики начала 20 века? Как государство влияло на экономику? Назовите положительные и отрицательные черты развития экономики страны на ваш взгляд.

VI. Домашнее задание. Параграф. 2.