История российско германских отношений. Российско-германские отношения на современном этапе. Эпоха Российской империи

На современном этапе отношения России и Германии противоречивы, хоть обе стороны не раз высказывались по поводу необходимости усиления сотрудничества в политической, экономической и культурной сферах. Так 24 мая 2014 года в Санкт-Петербурге на встрече с руководителями мировых информагентств В.В. Путин сказал: «Что касается наших отношений с Федеративной Республикой. Они у нас полномасштабные… Я глубоко убежден в том, что к ним нужно подходить очень бережно». 20 мая 2014 года в интервью газете Leipziger Volkszeitung Ангела Меркель отметила: «Для нас, немцев, Россия является близким партнером. Между немцами и русскими, как между ЕС и Россией, имеется большое количество надежных контактов. Хорошие отношения с Россией - в наших интересах» http://www.kommersant.ru/doc/2619834 сайт Коммерсант. В целом отношения строились именно в духе партнерства.

Дипломатические отношения между ФРГ и СССР были установлены еще 13 сентября 1955 года. Непосредственно началом отношений между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией послужило признание 26 декабря 1991 года России в качестве государства-продолжателя бывшего СССР.

Правовая основа отношений заложена в Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, подписанном 9 ноября 1990 года (хоть он и был заключен еще с СССР). Договор установил главные принципы отношений, среди которых взаимное уважение суверенного равенства, территориальной целостности, политической независимости, приверженность делу предотвращения войн, отказ от каких-либо территориальных претензий, стремление к сокращению вооруженных сил, а также проведение регулярных консультаций на высшем уровне не реже раза в год и не реже двух раз в год на уровне министров иностранных дел, углубление экономического сотрудничества, стремление к упрощению визового режима и т.д.

Частью правового фундамента послужило также Совместное заявление Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 года. Принципиальное значение имеет Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года, подписанный ГДР, ФРГ, Великобританией, США, СССР и Францией, который обозначил главные положение по вопросу объединения Германии (в нем же зафиксирован отказ объединенной Германии от владения и распоряжения ядерным оружием).

Наглядным подтверждением заинтересованности России в расширении политического диалога с Германией послужило то, что свой первый визит в качестве президента РФ В.В. Путин совершил 15-16 июня 2000 года в Берлин. С этого момента отношения с Германией для России стали одними из приоритетных, что также подтвердила Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в июле 2000 года http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html сайт Независимой газеты. Немаловажным был и визит В.В. Путина в Германию 25-27 сентября 2001 года и его выступление в Бундестаге на немецком языке. Свидетельством перехода отношений на новый уровень служит также создание в 2001 году дискуссионного форума общественности под названием «Петербургский диалог». Он проводится раз в год и является средством общения общественности двух стран. Работа форума ведется в рамках шести рабочих групп: «Политика и гражданское общество», «Предотвращение кризисных ситуаций и политика мира», «Экономика и деловая жизнь», «Молодежные обмены, образование и наука», «Культура», «Средства массовой информации».

За последние двадцать пять лет Германии и России удалось найти развязки по вопросам, оставшимся открытыми еще с советских времен. Так были выполнены договоренности о выводе российских войск с территории Германии (вывод был завершен 31 августа 1994 года), заключены соглашения об уходе за военными памятниками и могилами, о выплате Германией компенсаций жертвам преследований нацистов (400 млн марок по двусторонним договоренностям 1993 года и более 800 млн марок по многостороннему соглашению от 17 июля 2000 года).

Значительные успехи были достигнуты и по вопросу исторического примирения и укрепления доверия, о чем свидетельствует участие канцлеров ФРГ в торжествах в Москве 9 мая (Г. Коль, Г. Шрёдер, А. Меркель). В 2001 году впервые в истории Президент Российской Федерации и Федеральный канцлер ФРГ возложили совместные венки на мемориальном Пискаревском кладбище и к мемориалу советским воинам в Берлине.

В 1990-е годы организационным инструментом координации и развития двусторонних экономических, финансовых и научно-технических связей являлся Консультационный совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Уже в июне 2000 года по инициативе Президента России и Федерального канцлера ФРГ учреждена рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов. 14 декабря 2007 года в Москве начала работать Российско-Германская внешнеторговая палата, представляющая интересы предпринимателей обеих стран. В 2003 году по решению Президента РФ и Федерального канцлера ФРГ создана двусторонняя рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности.

С 1998 года проводятся регулярные двусторонние Межгосударственные консультации на высшем уровне с участием членов правительств России и Германии. В октябре 2010 года состоялся государственный визит в Российскую Федерацию Президента ФРГ К. Вульфа. В ноябре этого же года в ФРГ с рабочим визитом находился Председатель Правительства РФ В.В. Путин. В ноябре 2011 года Президент РФ Д.А. Медведев посетил ФРГ с официальным визитом, в ходе которого состоялась торжественная церемония открытия первой ветки газопровода «Северный поток». В 2012 и 2013 году состоялись рабочие визиты В.В. Путина в ФРГ. В 2013 году в качестве почетного гостя А. Меркель участвовала в работе 17-го Петербургского международного экономического форума. Также в плановом режиме проводятся межпарламентские обмены.

О стремлении Германии сотрудничать с Россией свидетельствует и Резолюция Бундестага по российско-германским отношениям от 6 ноября 2012 года http://russkoepole.de/ru/?option=com_content&view=article&id=915:bundestag-resol&catid=1:latest-news&Itemid=18&lang=ru портал общегерманского координационного совета русских соотечественников Русское Поле, резолюция Бундестага по российско-германским отношениям. В ней Россия рассматривается как важный стратегический партнер, с которым Германию связывает долгая история сотрудничества, которое необходимо сохранить и расширить в будущем. Признается, что с региональными и мировыми вызовами можно справиться только совместно с Россией.

Партнерские отношения развивают 23 субъекта РФ и 14 земель ФРГ. Реализуются межрегиональные соглашения и договоренности различной направленности. Наиболее плотные контакты германскими землями поддерживают Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Калужская, Саратовская, Калининградская, Ульяновская области, Уральский район, Краснодарский край. Партнерские отношения установлены между более чем сотней пар российских и немецких городов. В июне 2015 года планируется 13-я встреча городов-побратимов в Карлсруэ.

В становлении российско-германских отношений значимую роль сыграла и культурная составляющая. Так 23 мая 2011 года по 22 мая 2012 года прошел «Российско-Германский год образования, науки и инноваций». В 2012-2013 году под патронатом президентов двух стран была реализована программа «перекрестных»годов России и Германии. Также в 2006 году в Москве и Гамбурге учреждены Национальные координационные бюро по молодежным обменам, осуществляющие практическую, аналитическую, информационно-консультационную работу в этой сфере.

В целом в политических отношениях ФРГ и России можно выделить некоторые основные черты. Двусторонние отношения всегда строились на восприятии друг друга в качестве союзников, имеющих общие интересы и ценности. В годы президентства В.В. Путина произошли значительные позитивные сдвиги в функционировании внешнеполитического механизма, затронувши и отношения с Германией. В отношениях с Германией преобладали прагматизм и экономическая целесообразность в силу осознания важности обеих стран друг друга в качестве стратегических партеров. Более того сложилась система устойчивых институтов, которые обеспечивают поддержку российско-германским отношениям.

  • 1. Реформы в области местного управления.
  • 2.Судебная реформа.
  • 3. Финансовые реформы
  • 4. Реформы в области народного образования и печати.
  • 5. Военные реформы 1861 - 1874 г.Г Русская армия во второй половине XIX в.
  • 6. Значение реформ 1863-1874 гг.
  • Глава 3 социально-экономическое развитие пореформенной россии
  • 1. Изменения в землевладении и землепользовании.
  • 2. Сельская община в пореформенной России.
  • 3. Социальное расслоение пореформенной деревни.
  • 4. Помещичье хозяйство.
  • 5. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового земледелия.
  • 6. Рост промышленности в пореформенной России. Завершение промышленного переворота.
  • 7. Рост железнодорожной сети и парового водного транспорта.
  • 8. Внутренний и внешний рынок.
  • 9. Капиталистический кредит и банки. Иностранный капитал в России.
  • 10. Пореформенный город.
  • 11. Социальный состав населения к концу XIX в.
  • 12. Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
  • Глава 4 освободительное движение 60-х - начала 80-х гг. Русское народничество
  • 1. Освободительное движение 1861 - 1864 гг.
  • 2. Польское восстание 1863 гг. И русское общество.
  • 3.Революционные организации и кружки середины 60-х-начала 70-х годов
  • 4. Русское народничество 70-х- начала 80-х годов.
  • 5. Рабочее движение 70-х годов.
  • 6. Славянофилы в общественно-политической жизни пореформенной России. Земское либерально-оппозиционное движение на рубеже 70 - 80-х годов
  • Глава 5 внутренняя политика российского самодержавия в 80-х - начале 90-х годов
  • 1. Кризис самодержавной власти на рубеже 70 - 80-х годов. Политика лавирования.
  • 2. Цензура и просвещение
  • 3. Аграрно-крестьянский вопрос
  • 5. Контрреформы в области местного управления и суда
  • 6. Национальный вопрос
  • 7. Финансово-экономическая политика
  • 8. Итоги внутренней политики самодержавия в 80 - 90-х годах
  • Глава 6 внешняя политика россии в 60-90 годы XIX века
  • 1. Борьба России за отмену ограничительных условий Парижского мирного договора 1856 г.
  • 2. Россия и европейские державы в начале 70-х годов
  • 3. Россия и балканский кризис середины 70-х годов XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  • 4. Взаимоотношения России с европейскими государствами в 80-90-е годы XIX в. Образование русско-французского союза.
  • 5 .Политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX века.
  • 6. Присоединение Средней Азии
  • Глава 7 культура россии в пореформенный период
  • 1. Особенности развития русской культуры в пореформенную эпоху.
  • 2. Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать.
  • 3. Наука и техника
  • 4. Литература и искусство
  • Глава 8 экономическое развитие россии в конце XIX - начале XX вв.
  • 2. Динамика промышленного развития России в конце XIX - начале XX вв.
  • 3. Сельское хозяйство в России в конце XIX - начале XX вв.
  • 4. Кооперация в дореволюционной России.
  • 5. Состояние транспорта.
  • 6. Внутренняя и внешняя торговля.
  • 7. Финансовая система.
  • 8. Иностранные капиталы в русской промышленности.
  • 9. Общий итого социально-экономического развития России в конце XIX-начале XX в.
  • Глава 9 внутренняя и внешняя политика россии на рубеже XIX - XX вв.
  • 1. Личность Николая II и его окружение.
  • 2. Экономическая политика правительства.
  • 3. Крестьянский вопрос.
  • 4. Рабочий вопрос.
  • 5. Самодержавие и земство.
  • 6. Отношения России со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока на рубеже XIX-XX вв.
  • 7. Обострение международных отношений на Дальнем Востоке.
  • Глава 10 русско-японская война 1904 - 1905 гг.
  • 1. Начало войны. Силы и планы сторон
  • 2. Военные действия на море и на суше в 1904 г.
  • 3. Оборона Порт-Артура.
  • 4. Военные действия в 1905 г.
  • 5. Цусима.
  • 6. Портсмутский мир.
  • Глава 11 освободительное движение на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905 - 1907 гг.
  • 1. Стачечное движение рабочих на рубеже XIX - XX вв.
  • 2. Крестьянское движение
  • 3. Возникновение на рубеже XIX- хх вв. Социал-демократических и неонароднических партий и групп.
  • 4. Возникновение либерально-оппозиционных групп и объединений
  • 5. Начало революции 1905 - 1907 гг. Ее характер и движущие силы
  • 6. Нарастание революции (весна-лето 1905 г.)
  • 7. Высший подъем революции (октябрь - декабрь 1905 г.)
  • 8. Отступление революции (1906- весна 1907)
  • 9. Основные политические партии в России и их программы
  • 10. I и II Государственные думы
  • 11. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Итоги и значение революции 1905 - 1907 гг.
  • Глава 12 внутренняя политика самодержавия в 1907 - 1914 гг.
  • 1. "Третьеиюньская" политическая система. III Государственная дума. П.А. Столыпин и его программа
  • 2. Столыпинская аграрная реформа.
  • 3. Рабочий и национальный вопросы.
  • 4. Столыпин и придворная камарилья. Распад "третьеиюньской" системы.
  • 5. Революционное и общественное движение. IV Дума и русская буржуазия.
  • Глава 13. Внешняя политика россии в 1905 - 1914 гг.
  • 1. Международное положение России после русско-японской войны.
  • 2. Россия и Франция в 1905 - 1914 гг.
  • 3. Англо-русский союз 1907 г.
  • 4. Отношения России с Японией
  • 5. Русско-германские отношения.
  • 6. Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.
  • 7. Потсдамское соглашение 1911г. С Германией.
  • 8. Россия и Балканские войны 1912-1913 гг.
  • 9. На путях к мировой войне.
  • Глава 14 россия в первой мировой войне
  • 1. Стратегические планы и военный потенциал России и австро-германского блока накануне первой мировой войны.
  • 2 .Вступление России в войну.
  • 3. Ход военных действий в 1914 г
  • 4. Выступление Турции в войну на стороне австро-германского блока.
  • 5. Кампания 1915 г.
  • 6. Кампания 1916 г.
  • 7. Дипломатические отношения России с союзниками в ходе войны.
  • 8. Социально-экономическая и политическая обстановка в России в годы войны.
  • Глава 15 февральская революция 1917 г.
  • 1. Причины и характер Февральской революции
  • 2. Восстание в Петрограде 27 февраля 1917 г.
  • 3. Образование Временного правительства.
  • 4. Отречение Николая II.
  • 5. Свержение старой власти в Москве и на периферии.. Первые декреты Временного правительства.
  • 6. Сущность двоевластия.
  • Глава 16 русская православная церковь во второй половине XIX - начале XX вв.
  • 1. Положение Русской православной церкви во второй половине XIX - начале хх вв.
  • 2. Конфессиональная политика Александра II и Александра III
  • 3. Русская православная церковь и государство в начале XX в.
  • 4. "Язычество в православии". Отношение русского крестьянства к православной церкви и духовенству
  • Хронология
  • 5. Русско-германские отношения.

    Еще в октябре 1904 г. Германия, пользуясь неудачами России в войне с Японией, предприняла попытку оторвать ее от союза с Францией, но переговоры, длившиеся до декабря того же года, не дали результатов. Вторая попытка со стороны Германии была предпринята на завершающем этапе русско-японской войны. В июле 1905 г. германский император Вильгельм II нанес визит Николаю II, отдыхавшему на о. Бьёрке в финских шхерах (близ Выборга). Здесь ему удалось уговорить Николая II подписать договор о взаимной военной помощи в случае нападения на Россию или Германию другой европейской державы. При этом Вильгельм II намекал, что здесь имелась в виду Англия, а не Франция, которая возможно примкнет к этому договору. Однако по своему смыслу договор был направлен против Франции, что лишало Россию ее основного союзника и кредитора. По своей форме договор был оборонительным и вступал в силу по окончании русско-японской войны.

    Этот договор носил характер личного соглашения двух монархов без ведома их министров иностранных дел. С.В. Витте, прибывший из Портсмута после подписания мира с Японией, и министр иностранных дел В.Н. Ламздорф после долгих уговоров царя убедили его дезавуировать договор: формально не отказываясь от него, внести в него ряд таких поправок и условий, которые сводили бы его на нет. В ноябре 1905 г. Вильгельму II было сообщено, что обязательства России в отношении Германии не распространяются на случай войны Германии с Францией. Это было дипломатическим отказом, и договор не вступил в силу, что укрепило отношения России с Францией. В начале апреля 1906 г. Франция предоставила России новый заем в размере 2250 млн. франков (850 млн. руб.).

    Вместе с тем Россия не желала обострять отношения и с Германией. В июле 1907 г. состоялось свидание Вильгельма II с Николаем II в Свинемюнде. Между ними был заключен договор о сохранении статус-кво на Балтийском море. К этому договору присоединились Швеция и Дания.

    6. Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.

    Германия и ее союзница по военному блоку Австро-Венгрии стремились превратить Балканы и Турцию в сферу своего экономического, политического и военного влияния, что затрагивало интересы стран Антанты в этом регионе и углубляло их противоречия с австро-германским блоком. Взрывоопасный характер приняли события, развернувшиеся в 1908 - 1909 гг. на Балканах и получившие название "боснийского кризиса".

    Босния и Герцеговина, населенные сербами и хорватами, по решению Берлинского конгресса 1878 г. были оккупированы на неопределенный срок войсками Австро-Венгрии, но продолжали считаться турецкими владениями. Австро-Венгрия рассматривала эти провинции, имевшие важное стратегическое значение, как плацдарм для усиления своего влияния на Балканах и давно вынашивала планы окончательной их аннексии.

    В 1908 г. началась революция в Турции. Абсолютистский режим султана Абдул Хамида был свергнут, к власти пришли военные, принадлежавшие к буржуазно-националистической организации "Единство и прогресс" (именуемые в Европе "младотурками"), которые ввели в стране конституцию. Революция в Турции вызвала новый подъем национально освободительной борьбы народов Балкан, но младотурецкое правительство жестоко подавило начавшееся движение.

    Младотурецкая революция рассматривалась Австро-Венгрией как удобный предлог для осуществления для окончательной аннексии Боснии и Герцеговины. В связи с этим намерением Австро-Венгрии министр иностранных дел России А.П. Извольский полагал возможным договориться с венским кабинетом о компенсациях для России взамен признания ею оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Он знал, что вопрос об оккупации этих территорий окончательно уже решен венским кабинетом, и при этих обстоятельствах пришлось бы либо ограничиться бесплодным протестом российской стороны, либо прибегнуть к угрозам, что было чревато развязыванием военного конфликта.

    2-3 (16-17) сентября 1908 г. в австрийском замке Бухлау состоя лась встреча Извольского с австрийским министром иностранных дел графом А.Эренталем. Между ними было заключено устное ("джентльменское") соглашение. Извольский давал согласие на признание Россией аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в обмен на обещание Эренталя поддержать требование России открыть Черноморские проливы для прохода русских военных судов и предоставление территориальных компенсаций Сербии. Предусматривался также вывод австрийских войск из турецкой провинции - Ново-Базарского санджака - и отказ австрийской стороны от претензий на него. Всю ответственность за переговоры Извольский взял на себя.

    Эти вопросы предстояло решить на международной конференции европейских держав, участниц Берлинского конгресса 1878 г., - России, Англии, Франции, Австро-Венгрии, Германии и Италии. Для подготовки этой конференции и выяснения позиции держав Извольский отправился в турне по европейским столицам.

    Германия и Италия дали свое согласие в общей, ни к чему их не обязывающей, форме, но вместе с тем потребовали определенных для себя компенсаций. Франция и Англия, несмотря на свои союзнические отношения с Россией, не были заинтересованы в изменении режима проливов и фактически отказались ее поддержать в этом вопросе. Франция обусловила свою позицию мнением английского кабинета. В Лондоне ссылались на необходимость получения согласия Турции на изменение режима проливов.

    29 сентября (10 октября) 1908 г., когда Извольский совершал турне по европейским столицам, Австро-Венгрия официально объявила об аннексии Боснии и Герцеговины. В это время с целью привлечь Болгарию на свою сторону Эренталь тайно договорился с болгарским кня зем Фердинандом о предоставлении ей полной независимости. По условиям Берлинского конгресса 1878 г. Болгария хотя и была автономным княжеством, но платила дань Турции, а выборный болгарский князь утверждался турецким султаном. Опираясь на поддержку Австро-Венгрии, Фердинанд объявил себя царем, а Болгарию независимым царством.

    Против аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией с протестом выступили Россия, Сербия и Турция. Сербия даже провела мобилизацию своей армии. Англия и Франция под разными предлогами уклонились от принятия каких-либо мер против действий Австро-Венгрии. Англия выдвинула проект нейтрализации проливов и даже направила свою эскадру в Дарданеллам, а турецкому правительству советовала быть бдительнее и укрепить Босфор. Турция за субсидию от Англии в 2,5 млн. фунтов стерлингов в феврале 1909 г. отказалась от своих прав на Боснию и Герцеговину.

    Против действий Извольского выступил Столыпин, который резонно указывал, что соглашение России с Австро-Венгрией на этих условиях вызовет сильное недовольство как славянских народов Балканского полуострова, так и общественного мнения в самой России. Он считал, что аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины неизбежно вызовет сильное противодействие балканских народов и тем самым будет способствовать единению их под эгидой России.

    Австро-Венгрия в ультимативной форме потребовала от Сербии признания аннексии Боснии и Герцеговины, открыто угрожая ей войной, демонстративно начала военные приготовления и сосредоточила свои войска на сербской границе. На сторону Австро-Венгрии решительно выступила Германия. 8 (21) марта 1909 г. она предъявила России ультиматум - признать аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, отказаться от требования созыва международной конференции по боснийскому вопросу и воздействовать на Сербию, чтобы она приняла условия венского кабинета. Германия недвусмысленно заявила о вероятности военных действий Австро-Венгрии против Сербии, если ультиматум не будет принят. Германия откровенно шла на крайние меры. В Берлине заявляли, что наступил "самый лучший момент, чтобы рассчитаться с русскими".

    В день получения германского ультиматума царским правительством собралось совещание под председательством Николая II. Была признана неготовность России к войне, а также и внутренние обстоятельства социального характера. Твердую позицию избежать войну любыми средствами занял Столыпин, указывая, что "развязать войну - значит раз вязать силы революции". 12(25) марта 1909 г. Николай II направил Вильгельму II телеграмму о согласии русского правительства принять требования Германии. Через несколько дней о принятии требований Австро-Венгрии заявила и Сербия. Неудачу русской дипломатии в боснийском кризисе в самой России едко окрестили "дипломатической Цусимой".

    Неудача русской дипломатии временно ослабила позиции германофильской группы в России. Вместе с тем правых газетах развернулась шумная кампания против Англии и Франции, не поддержавших Россию в самые острые моменты кризиса.

    Германия расценила исход боснийского кризиса как благоприятный фактор ослабления влияния России на Балканах и раскола Антанты. Германия стремилась сама укрепить свое влияние на Балканах и вытеснить из стран Ближнего Востока Россию, Францию и Англию, но как раз это стремление Германии еще более сплотило блок Антанты, а итогом боснийского кризиса явилось усиление гонки вооружений. В России было преступлено к разработки программы по реорганизации армии и флота, оснащению их новыми видами вооружения. С целью централизации всего военного дела в августе 1909 г. был упразднен Совет государственной обороны, и все учреждения военного ведомства, включая Генштаб и генерал инспекторов отдельных родов войск были подчинены военному министру. После боснийского кризиса российский Генштаб еще более был убежден в близости войны, а также и в том, что наиболее вероятными противниками России в этой войне будут Австро-Венгрия и Германия. В 1910 г. была утверждена новая дислокация армии с целью более равномерного распределения войск на территории страны. Были отодвинуты от границ районы сосредоточения войск и техники, чтобы не поставить их под удар противника в первые же дни войны. Был расширен офицерский корпус, в котором увеличился удельный вес представителей недворянских сословий.

    Боснийский кризис способствовал сближению России с Италией. В октябре 1909 г. в итальянском городке Ракконджи был подписан секретный договор между Россией и Италией. Он предусматривал поддержку со стороны Италии в сохранении статуса-кво на Балканах и содействие в открытии черноморских проливов для русских военных кораблей в обмен на доброжелательный нейтралитет России в случае захвата Италией Триполитании и Киренаики (в Северной Африке), находившихся под властью Турции. Договор также предусматривал совместное дипломатическое давление Италии и России на Австро-Венгрию в случае нарушения ею статуса-кво на Балканах. Русско-итальянский договор 1909 г. знаменовал собой важный шаг в наметившемся отходе Италии от Тройственного союза.

    В сентябре 1911 г. началась итало-турецкая война. Россия решила воспользоваться неудачами Турции в этой войне для создания благоприятного для себя режима Черноморских проливов. В Турцию был направлен послом Н.В. Чарыков, перед которым была поставлена задача добиться от турецкого правительства согласия на открытие для русских военных судов Черноморских проливов в обмен на помощь со стороны России в защите проливов и прилегающих к ним территорий. Ста вилась перед Чарыковым и другая задача - добиться объединения Турции, Болгарии, Сербии и Черногории в Балканский союз под эгидой России с целью противодействия агрессивной политики Австро-Венгрии на Балканах. Предполагалось присоединить к этому союзу также Грецию и Румынию.

    Германия традиционно являлась союзником России, однако в начале ХХ столетия пути этих двух великих держав коренным образом разошлись в силу ряда причин, вызванных особенностью самой эпохи. На рубеже XIX-XX веков соотношение сил на международной арене резко изменилось. Геополитические устремления великих держав: Великобритании, Франции и России, с одной стороны, Германии с Австро-Венгрией - с другой - привели к необычайно острому соперничеству. В нараставшем соперничестве каждая из великих держав преследовала собственные интересы. В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. После основания Германской империи в 1871 отношения с Россией у неё были холодными. Это было вызвано германской поддержкой Австро-Венгрии и немецким сопротивлением расширению влияния России, в том числе на Балканском полуострове. В 1887 г. Союз трех империй распался. Ростом напряженности в российско-германских отношениях попыталась воспользоваться Франция, которая стремилась преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию.

    Результатом всех мероприятий, предпринятых Бисмарком против России, было резкое ухудшение русско-германских отношении. Германский канцлер Отто фон Бисмарк был организатором Берлинского конгресса, на котором были значительно урезаны выгодные для России результаты Русско-турецкой войны 1877-1878. Это событие вызвало в российском обществе растущую вражду к Германии и ко всему германскому народу. Германия представлялась свирепой милитаристской державой и одним из главных противниковславянства. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.

    В начале 90-х гг XIX века военно-политическое сближение двух стран нашло свое юридическое оформление. В 1891 г. между Россией и Францией был подписан консультативный пакт, а в 1893 г. - секретная военная конвенция о совместных действиях в войне против Германии. Подписание этой конвенции завершило оформление франко-русского союза.

    Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Но реальное возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество между двумя блоками, теперь уже вполне определенными, поскольку никто из их руководителей не собирался жертвовать интересами финансовой олигархии своих стран.



    Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.

    Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное - вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.

    С целью окончательного определения места России в системе европейских союзов необходимо было урегулировать отношения с партнером Франции - Великобританией. В 1907 г. после длительных переговоров при содействии Франции удалось заключить англо-русское соглашение о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке. Это соглашение открыло возможность сотрудничества России и Великобритании против Германии. Англо-русский соглашение 1907 г. завершила формирование нового военно-политического блока, который вошел в историю как Антанта.

    Итак, перегруппировки сил в Европе в основном завершилась. Европа окончательно раскололась на два противостоящих между собой военные блоки.

    Германии не удалось использовать благоприятную обстановку, создавшуюся вследствие ослабления царской России в 1904 - 1906 гг. Германская дипломатия не смогла ни оторвать Россию от Франции, ни расстроить англо-французскую Антанту, ни воспрепятствовать присоединения к этому военному блоку России в 1907г.

    смоленские полки приняли в составе войск Великого княжества литовского участие в Грюнвальдской битве .

    Немцы в Московской Руси

    Эпоха Российской империи

    Первая мировая война

    Межвоенное время (1922-1941)

    Взаимоотношения с Веймарской республикой

    Это был первый межгосударственный договор, регулирующий взаимоотношения между Германией и Россией после окончания Первой мировой войны. В дальнейшем он подтверждался и расширялся другими договорами, в часности в 1926 г. Берлинским договором . Подписанием же Рапалльского договора, как Веймарская республика так и Советская Россия, находившиеся в международной изоляции, рассчитывали усилить свои позиции на международной политической арене. Важное значение подписание имело и для экономики двух стран: для Германии Россия являлась хорошим рынком сбыта промышленной продукции, бойкотировавшейся в это время в других странах Европы; для России сотрудничество с Германией означало возрождение собственной промышленности, пришедшей в упадок и разрушенной во время гражданской войны. Конкретно в рамках договора было обговорено о поставках германской стороной оборудования для разработки каспийских нефтяных месторождений. Выгода представлялась обоюдной: Россия без помощи других европейских стран разрабатывает нефтяные месторождения; Германия уменьшает свою зависимость от нефтяных картелей Великобритании и США.

    Несмотря на широко распространённое мнение, что в Рапалло были подписаны также тайные дополнительные протоколы о военном сотрудничестве, каких-то дополнительных или отдельных соглашений заключено не было. Тем не менее ещё до рапалльской встречи, Веймарская республика, в военном отношении имевшая права только на войска для «внутренних нужд» сотрудничала С Россией в этой области. С установлением дипломатических отношений работа в этом направлении была усилена: Германия имела возможность обучать своих военных специалистов для авиации и танковых войск (что ей было запрещено после Первой мировой войны); Россия получила доступ к немецким военным разработкам и также возможность обучения своих военных кадров.

    В рамках военного сотрудничества в 1925 г. под Липецком была организована совместная лётная школа. На базе уже имеющегося аэродрома и некоторых построек, после реконструкции и создания необходимой инфраструктуры, под руководством немецких специалистов за 8 лет существования было подготовлено около 120 летчиков для Германии и какое-то количество военных специалистов для Советского Союза.

    3 октября 1926 г. был подписан документ о создании совместной танковой школы под Казанью, но к практическому обучению в ней приступили только с весны 1929 года. В школе одновременно обучалось не более 12 человек. 20 июня 1933 года школа была расформирована. Для немецкой стороны за время функционирования школы подготовлено до 30 офицеров рейхсвера . Одним из советских выпускников школы был Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин С. М. .

    Также в 1926 г. был подписан договор о создании совместной химической лаборатории для военных целей (Объект «Томка»). В Саратовской области на объекте «Томка» «испытывались методы применения отравляющих веществ в артиллерии, авиации, а также средства и способы дегазации загрязненной местности ».

    Взаимоотношения с Третьим Рейхом

    Великая Отечественная война

    Эпоха холодной войны

    После поражения в войне Германия оказалась поделенной между Союзниками на четыре оккупационные зоны. На территории оккупационных зон Великобритании , США и Франции 7 сентября была основана Федеративная Республика Германия со столицей в Бонне . Через месяц в советском секторе - Германская Демократическая Республика со столицей в Восточном Берлине . В ФРГ вступила в НАТО , а ГДР в - в Организацию Варшавского Договора . 13 августа между Восточным и Западным Берлином была возведена стена . Таким образом, «Восточная Германия» стала главным форпостом СССР в холодной войне .

    На территории ГДР дислоцировалась Группа советских войск в Германии , считавшаяся одной из наиболее боеспособных в Советской Армии . Германия стала также, пожалуй, важнейшим центром деятельности Комитета государственной безопасности в его противостоянии с западными спецслужбами. В основном именно в Германии между США и СССР происходил обмен арестованными шпионами (в этой связи получил известность мост Глинике).

    Современная ситуация

    Политические отношения

    Экономическое сотрудничество

    Германия является самым важным торговым партнёром России, на неё приходится 13,6 процентов всей российской внешней торговли. Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 процентов от общей цифры. Однако импорт российских энергоносителей носит для Германии стратегический характер. Уже сегодня Германия импортирует более 30 процентов природного газа и 20 процентов нефти из России и по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увеличится. Россия импортирует из Германии множество продуктов машиностроения .

    Сотрудничество в культурной сфере

    В культурном плане между обоими государствами существует тесное сотрудничество. 2005 год был годом Германии в России, а - годом России в Германии. Россия была основной страной на Франкфуртской книжной ярмарке. Одним из периодически возникающих вопросов, связанных с культурной сферой, является вопрос о возращении Германии трофейного искусства, вывезенного советскими солдатами после окончания Второй мировой войны.

    Ссылки

    Австрия Албания Андорра Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Ватикан Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Испания Италия Лихтенштейн Люксембург Македония Мальта Монако Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Сан-Марино Сербия Словакия Словения Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Швейцария Швеция

    Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Камбоджа Катар Кипр Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивы Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина

    Начало ХХ столетия - это особая эра. Начинался век невиданного динамизма во всех сферах жизни человека и общества, эпоха глобализации мировой истории, когда человечество впервые по-настоящему осознает, в каком взаимозависимом и хрупком мире мы существуем, когда процесс развития отдельных цивилизаций и регионов обретает все больше общих черт. Это начало века торжества разума и науки и одновременно - войн, страшных трагедий, когда под вопрос ставились сами понятия прогресса, гуманизма, ценности человеческой жизни.

    В этот период на авансцену мировой политики выходят страны, на протяжении предыдущих веков не игравшие первых ролей в международных отношениях. К числу таких стран мы относим и Германскую империю, заявившую о своей мощи после победы в франко-прусской войне. В этот период Германия начинает играть значительную, если не ведущую роль в мировой политике.

    Одним из важных направлений германской внешней политики в рассматриваемый период являются отношения с Российской империей. Германия традиционно являлась союзником России, однако в начале ХХ столетия пути этих двух великих держав коренным образом разошлись в силу ряда причин, вызванных особенностью самой эпохи.

    • 1. На рубеже XIX-XX веков соотношение сил на международной арене резко изменилось. Геополитические устремления великих держав: Великобритании, Франции и России, с одной стороны, Германии с Австро-Венгрией - с другой - привели к необычайно острому соперничеству. В нараставшем соперничестве каждая из великих держав преследовала собственные интересы.
    • 2. После разгрома Франции Германия оказалась самой сильной державой в Европе. После отставки Бисмарка Германия стала расширять политику колониальных захватов. В германских политических и общественных кругах активно проповедовалась идея Срединной Европы - объединения центрально-европейского региона вокруг немецкого этнического ядра. Ключевую роль для определения внешнеполитической стратегии Германии играли противоречия в ее отношениях с Францией и Великобританией.

    Внешняя политика Германии в начале XX в. определялась двумя основными факторами - общими тенденциями развития международных отношений в эпоху империализма и внутриполитической ситуацией, благоприятствовавшей нарастанию националистических, шовинистических настроений. Поэтому, помимо сугубо прагматичных проектов колониальной экспансии, германская внешнеполитическая доктрина опиралась на чрезвычайно претенциозные идеологические постулаты. Их основой стала концепция "мировой политики" - превращения Германии в одну из ведущих мировых держав, "способную занять свое место под солнцем". Речь шла не только об изменении баланса сил в системе международных отношений, но и о коренном преобразовании самого европейского политического пространства. 2

    Согласно от 8 апреля 1904 г. Англия и Франция делили едва ли не последние "свободные" колониальные территории. Тем самым, устраняя взаимные распри, они создавали себе возможность совместно действовать против Германии. После соглашения с Францией английское адмиралтейство стянуло в отечественные воды около 160 военных судов, разбросанных по многочисленным владениям Англии, но главным образом из Средиземного моря; там после соглашения с Францией английские коммуникации оказывались в относительной безопасности. Ещё в 1903 г. Англия начала постройку военно-морских баз на своём восточном побережье, обращенном в сторону Германии. Раньше главные базы английского флота находились на побережье Ламанша, против французских берегов. В английских военно-морских кругах зрела мысль, не лучше ли заблаговременно посредством неожиданного нападения пустить ко дну германский флот, как это когда-то было сделано с датским флотом на Копенгагенском рейде.

    Слухи об этих замыслах дошли и до немцев.23 ноября 1904 г. Вильгельм писал главе внешнеполитического ведомству Бернхарду фон Бюлову: "Я сегодня получил новое сообщение о всё более ухудшающемся настроении, о статьях, которые прямо призывают к нападению, а также о разговорах с дамами из морских кругов; они открыто заявляли, что нам вскоре должны объявить войну, так как наш флот пока ещё настолько мал, что его можно уничтожить без опасности для Англии, а через два года будет уже поздно". 1

    Сначала немцы внешне не реагировали на заключение Антанты. Но по мере того, как Россия терпела поражения в войне с Японией, германские империалисты стали смелеть. И вот, в ответ на англо-французскую Антанту германская дипломатия в лице Гольштейна задумала встречный дипломатический маневр. Она решилась на попытку заключить союз с Россией. Хотя и поздно, но Бюлов и Гольштейн поняли, что их политика балансирования между Россией и Англией была ошибкой. Момент был для Германии благоприятен. Во время войны с Японией Россия, естественно, нуждалась в дружественных отношениях с Германией. Германское правительство не упустило такого случая, чтобы вытянуть у царизма максимум уступок. Первым средством оплаты немецкой "дружбы" стал торговый договор, который немцы навязали России в 1904 г. Они использовали стеснённое положение царского правительства, чтобы заставить его снизить пошлины на фабрикаты. Договор широко открывал путь в Россию для германских товаров и для германского капитала. Он способствовал росту немецкого засилия в народном хозяйстве России. Когда на Дальний Восток была отправлена из Балтики эскадра адмирала Рожественского, то германское правительство дозволило своим судовладельцам снабжать русские суда в пути углём. Это ещё более увеличило зависимость России от Германии. 1

    В конце октября 1904 г. неожиданный инцидент породил англо-русский конфликт. Адмирал Рожественский получил ложные агентурные сведения, что в Северном море его поджидают японские миноносцы. Опасаясь нападения, Рожественский обстрелял близ Доггер-Банка, неподалёку от Гулля, английские рыболовные суда, приняв их за японские эсминцы. Так возник гулльский инцидент. Не довольствуясь дипломатическим протестом, английское правительство приступило к некоторым подготовительным мероприятиям военного характера. 2

    Германская дипломатия уже давно поджидала какого-либо подобного момента - как хищник подкарауливает добычу. Теперь ей показалось, что настало время для прыжка. Кайзер лично телеграфировал царю, сообщая, что Англия намерена помешать Германии снабжать углём русский военный флот; он предлагал совместно положить конец этим поползновениям и сообща принудить Францию присоединиться к России и Германии для солидарного отпора Англии. Царь и его правительство были напуганы возможностью военных осложнений с Англией. Николай по телеграфу ответил Вильгельму согласием и попросил прислать проект союзного договора. Ответ Вильгельма гласил: "Дорогой Ники! Твоя милая телеграмма доставила мне удовольствие, показав, что в трудную минуту я могу быть тебе полезным. Я немедленно обратился к канцлеру, и мы оба тайно, не сообщая об этом никому, составили, согласно твоему желанию, 3 статьи договора. Пусть будет так, как ты говоришь. Будем вместе". К этому чувствительному посланию прилагался проект союзного договора. "В случае, если одна из двух империй подвергнется нападению со стороны одной из европейских держав, - гласил проект, - союзница её придёт к ней на помощь всеми своими сухопутными и морскими силами. В случае надобности обе союзницы будут также действовать совместно, чтобы напомнить Франции об обязательствах, принятых ею на себя, согласно условиям договора франко-русского союза". 1

    Николай II и Ламздорф предложили внести в проект некоторые поправки. Но вскоре в Петербурге возникло сомнение: не лучше ли предварительно показать проект договора французам? Об этом царь сообщил Вильгельму. Фактически это означало срыв переговоров: Германии как раз надо было поставить Францию перед совершившимся фактом русско-германского соглашения. "Дорогой Бюлов, - сообщил Вильгельм своему канцлеру, - при сем посылаю вам только что полученную от царя шифрованную телеграмму, которую я расшифровал при помощи Куно и Гогенау. Его величество начинает прошибать холодный пот из-за галлов, и он такая тряпка, что даже этот договор с нами не желает заключать без их разрешения, а значит, не желает его заключать также и против них. По моему мнению, нельзя допустить, чтобы Париж что-нибудь узнал, прежде чем мы получим подпись „царя-батюшки". Ибо если до подписания договора сообщить Делькассе, то это равносильно тому, что он даст телеграмму Камбону и в тот же вечер её напечатают в „ Times" и „Figaro”, а тогда делу конец... Такой оборот дела очень огорчает, но не удивляет меня: он (т.е. царь) по отношению к галлам - из-за займов - слишком бесхребетен". 2

    Дело ограничилось тем, что по категорическому требованию немцев 12 декабря им была гарантирована вооружённая помощь России в случае, если у них возникнет конфликт с Англией специально из-за угольных поставок русскому флоту.

    Почему царское правительство отказалось от союза с Германией? Союз с Германией означал разрыв союза с Францией и вовлекал Россию в фарватер германской политики. Это главное. Другой причиной отказа была финансовая зависимость русского царизма от французского капитала. В дни переговоров с Германией министр финансов Коковцев представил царю доклад. В нём исчислялось, что при использовании всех трёх доступных России денежных рынков - парижского берлинского и амстердамского - в течение 1905 г. удастся занять не более 500 миллионов рублей, которых хватит лишь на 8 месяцев войны. А между тем предвиделся ещё дефицит в 40 миллионов в обыкновенном бюджете. Из 500 миллионов, на получение которых, по исчислению Коковцева, могла рассчитывать Россия на германском рынке, уже было добыто всё, что возможно было оттуда выкачать. Там только что приступили к реализации займа в 231 миллион, которые поступали России мелкими долями в течение всего следующего, 1905 г. Остальные 270 миллионов германский капитал дать уже не мог; их можно было получить лишь в Париже. При таких условиях ссориться с французами не приходилось. 1

    В течение 1904 г. было уже немало фактов, свидетельствовавших, что на каждый симптом русско-германского сближения Париж отвечает ударом по царским финансам. Когда русскому правительству пришлось заплатить Германия за её нейтралитет торговым договором, французское правительство в порядке компенсации выговорило передачу русских военных заказов французским промышленникам, хотя их цены и были выше германских. В результате Россия переплачивала на шрапнели, лишь бы не терять доступа к парижскому денежному рынку.

    Как бы то ни было, Германии не удалось заключить союз с Россией. Таким образом, эта первая попытка германской дипломатии парировать англо-французское соглашение сорвалась.

    Пользуясь родственным положением, кайзер имел большое влияние на своего русского кузена. При этом отношения двух императоров были далеко небезоблачными. Ездили друг к другу в гости и на парады, отмечали семейные юбилеи, обменивались подарками. В гостях приятно щекотали самолюбие друг друга застольными объяснениями в любви, изысканными комплиментами. А расставшись, злословили друг другу вслед, награждали один другого прозвищами, ехидными эпитетами. Мелочная склока между императорами принимала подчас столь нудный и затяжной характер, что встревоженные дипломатические службы были вынуждены вмешиваться в их отношения. Иногда же возникали инциденты скандальные, где помельче, где покрупнее. 1

    Итак, по указаниям кайзера его брат вкупе с сестрой Александры Федоровны шпионят в России, собирая для Берлина сведения из таких источников, какие заурядному шпиону были недоступны.

    Кайзер приложил немало усилий в деле развязывания русско-японской войны.

    Царя кайзер заверял в своем желании помочь делу отражения "желтой опасности", исходящей из Японии и Китая, а микадо и пекинского богдыхана - в сочувствии идее оттеснения русских с Дальнего Востока если не до Москвы, то, во всяком случае, до Байкала, на худой конец - до Читы. Замысел кайзера был следующим: втравить в дальневосточный конфликт русскую армию, вынудив ее ослабить прикрытие западной границы страны; повиснув над этой границей, навязать России такие условия дальнейших экономических и политических отношений с рейхом, которые открыли бы ему путь к гегемонии в Европе.

    Какой-нибудь специальной обстановки для дипломатических ходов в этом направлении не требовалось. Использовался любой случай. Например, кайзер приехал в гости в Петергоф. Вдвоем с царем прогуливался в шарабане по парку. Неожиданно гость задал хозяину вопрос: будет ли он возражать, если германский военный флот захватит китайский порт Циндао?

    Обозначилась перспектива резкой активизации политики и военных приготовлений Японии против России, чего и добивался Вильгельм. Несомненно, что "один из толчков к этому дал император Вильгельм своим захватом Циндао", как считал Витте. Он всячески старался "втиснуть нас в дальневосточные авантюры... стремился к тому, чтобы отвлечь все наши силы на Дальний Восток... это и было им вполне достигнуто".

    Пока в Европе развёртывалась дипломатическая битва вокруг англо-французского договора от 8 апреля 1904 г., в Восточной Азии продолжалась вооруженная борьба. Царизм терпел одно поражение за другим. За Ляояном последовало падение Порт-Артура, затем разгром при Мукдене и, наконец, гибель русского флота при Цусиме в мае 1905 г. В России нарастала буржуазно-демократическая революция. Тяжёлое положение царского правительства и вспышка марокканского кризиса побудили германскую дипломатию сделать в июле 1905 г. ещё одну попытку оторвать Россию от Франции и заключить русско-германский союз. С одобрения Бюлова Вильгельм во время морской прогулки предложил Николаю встретиться в Балтике. Встреча состоялась в июле 1905 г. в финляндских шхерах, около острова Бьёрке. Вильгельм предложил Николаю вернуться к прошлогоднему проекту союзного договора. Он убедил царя подписать документ, сходный с тем, который обсуждался в конце минувшего года. Николай согласился. Подписав договор, он призвал сопровождавшего его морского министра Бирилёва, закрыл ладонью текст и велел Бирилёву расписаться под ним. Тот подмахнул. Таким образом, царская подпись была контрассигнирована министром в соответствии с требованием основных законов империи. 1

    Соглашение 1907 г. создало так называемое Тройственное согласие - тройственную Антанту в составе Англии, Франции и России, противостоящую Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии. Впрочем, Италия в результате франко-итальянского соглашения в 1902 г. фактически уже отошла от Тройственного союза. Таким образом, в результате своей агрессивной политики Германия оказывалась изолированной - вдвоём со своей слабой союзницей Австро-Венгрией. При этом соглашениями всех членов Антанты с Японией в большей или меньшей мере обеспечивались их тылы на Дальнем Востоке. Это имело, конечно, немаловажное значение в случае войны с Германией.

    внешний политика германия русский