Звезда юрия кучиева будет гореть всегда. Лицо кавказской национальности - Юрий Кучиев Юрий кучиев ледокол арктика

Кучиев Юрий Сергеевич

Кучиев Ю. С. (1919 г. р.), капитан дальнего плавания, полярник.

1977 год, 17 августа. Первый в летописи мира русский атомный ледокол «Арктика», сломав тяжёлые льды, достигает Северного полюса, преодолев мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна. За 29 суток пройдено 3852 миль (7600 км), из них 1300 – в тяжёлых льдах. Доказан высокий научно-технический уровень русского судостроения. На Северном полюсе опущена металлическая доска с изображением государственного герба нашей страны.

Ледокол «Арктика» имеет водоизмещение 23 400 тонн, мощность турбин энергоустановки – 75 000 л. с., осадка -11 м, скорость – 21 узел.

Из книги Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам автора Черток Борис Евсеевич

Фото 30. Юрий Сергеевич Быков Юрий Сергеевич Быков

Из книги СССР без Сталина: Путь к катастрофе автора Пыхалов Игорь Васильевич

Глава 8 НАШ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ Бог покарает Никитку. Никто после его смерти слова доброго о нём не скажет. А на Страшном суде сам Сталин выступит против него. Старики деревни Белый Раст Дмитровского района Московской области Представим себе человека, чьи знания о Хрущёве

Из книги Герои 1812 года автора Ковалев Константин

Дмитрий Сергеевич Дохтуров …И Дохтуров, гроза врагов, К победе вождь надежный! В. А. Жуковский IО детских годах выдающегося русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года, известно немногое. Родился Дмитрий Сергеевич Дохтуров 1 сентября 1759 года в семье

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Юрий II - Юрий I Долгорукий Существует еще и Юрий III. Он стал великим князем Владимирским в 1317 году, то есть спустя 99 лет после начала повторного владимирского княжения Юрия II. 1189 Рождение Юрия 1090 Рождение Юрия 99 1212 Юрий становится великим князем Владимирским 1149 Юрий

автора Стригин Евгений Михайлович

Грачев Павел Сергеевич Биографическая справка: Павел Сергеевич Грачев, 1948 года рождения, уроженец Тульской области. Образование высшее, в 1969 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. Ленинского комсомола, в 1981 году - Военную академию им. М. В.

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Павлов Валентин Сергеевич Биографическая справка: Валентин Сергеевич Павлов родился 26 сентября 1937 года в Москве. Образование высшее, а 1958 году окончил Московский финансовый институт.В 1986 году стал первым заместителем министра финансов СССР. В 1986–1989 годы председатель

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Плеханов Юрий Сергеевич Биографическая справка: Юрий Сергеевич Плеханов родился в 1930 г. в Москве. Окончил Московский заочный педагогический институт. 1964–1965 годы - референт Отдела ЦК КПСС. 1965–1967 годы - секретарь Секретаря ЦК КПСС. 1967–1970 годы - старший офицер приемной

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Столяров Николай Сергеевич Биографическая справка: «Родился 3 января 1947 г. в д. Александровка Калинковичского р-на Гомельской области. В 1969 году окончил высшее военное училище летчиков, в 1977 г. - Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, кандидат философских наук,

Из книги Как Брежнев сменил Хрущева. Тайная история дворцового переворота автора Млечин Леонид Михайлович

Наш Никита Сергеевич В тот сентябрьский день 1971 года, когда Хрущева повезли в больницу, откуда он уже не вернется, по дороге Никита Сергеевич увидел посевы кукурузы. Огорченно заговорил, что не так посеяли, урожай мог быть больше. Жена, Нина Петровна, и лечащий врач просили

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Станиславский Константин Сергеевич Настоящее имя – Константин Сергеевич Алексеев (род. в 1863 г. – ум. в 1938 г.) Русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор современного театра. Основатель и первый руководитель Московского художественного театра. Народный

автора

Барабанов Михаил Сергеевич Родился в 1919 г. После окончания Борисоглебского аэроклуба получил направление в Краснодарскую военную авиационную школу.Во время ВОВ сражался в составе трех полков - 286-го, 45-го и 15-го иап. Отличился в Керченской операции. Воевал на Кубани, в

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Иванов Сергей Сергеевич Родился в 1920 г. в деревне Самычено Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. После окончания в 1941 г. Батайской военной авиационной школы был направлен в действующую армию.Иванов с июля 1941 г. был в составе 73-й иад, с июля 1942 г. - пилот 590-го иап, затем

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Куманичкин Александр Сергеевич Родился 26 августа 1920 г. в поселке Баланда, ныне город Калининск Саратовской области. В 1930 г. с семьей переехал в Москву. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб. В 1938 г. был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Макаров Аркадий Сергеевич Родился 6 марта 1917 г. в Самаре. Окончил 7 классов и рабфак. В 1938 г. окончил Качинскую военную авиационную школу.На фронте Макаров с августа 1941 г. Воевал на истребителях МиГ-3, Як-1, Ла-5, Ла-7. К сентябрю 1943 г. командир звена 32-го гиап гвардии лейтенант

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Нагорный Виктор Сергеевич Родился 26 октября 1922 г. в селе Угроеды Харьковской губернии. Окончил 7 классов, работал на заводе в Сумах, занимался в аэроклубе. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу в 1941 г.Год служил в летной школе инструктором и в августе 1942 г. в составе

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Пушкин Александр Сергеевич 1820 год. Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837), русский писатель. Он едет в Русский Крым, где пишет поэму «Бахчисарайский фонтан».1829 год. Он путешествует в Арзрум, в Тифлис, в действующую русскую армию, в Георгиевск (Пятигорск). Далее –

9 августа 1977 года в восемь часов вечера жители Мурманска торжественно проводили крупнейший атомный ледокол «Арктика» в особый рейс. На капитанском мостике стоял Юрий Сергеевич Кучиев.

Он родился 26 августа 1919 года в ауле Тиб Северной Осетии. В горах кажется, что небо совсем близко, протянешь руку и можно дотянутся, а потому с самого детства Юрий Сергеевич мечтал летать. В 1938 г. он с отличием окончил среднюю школу № 27 в Орджоникизе. И поехал поступать в летное училище. Но его не взяли. Отец его Сергей Кучиев, был народным комиссаром земледелия Северной Осетии, старым коммунистом. Репрессирован в конце тридцатых годов, позже реабилитирован. Клеймо сына врага народа разрушило заветную мечту Юрия о карьере военного лётчика. И тогда он каким-то чудом попал на прием к начальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву. Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от избирательного округа, куда входила и Северная Осетия. Марк Иванович выслушал пришедшего к нему паренька и сказал:
- Знаешь, мой тебе совет - поезжай на Диксон матросом, поварись среди настоящих людей... Да и матери помощь будет.
Кучиев последовал его совету и 5 июня 1941 года Юрий Кучиев был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов».
А потом началась война. И Юрий Сергеевич находился в составе конвоев Северного флота. Окончил курсы штурманов (1944), заочно - Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (1963). С 1944 по 1962 годы - помощник капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин».

С 1962 по 1971 годы - капитан ледоколов «Мурманск», «Киев», дублер капитана атомного ледокола «Ленин», с 1964 - капитан этого ледокола. Именно там, на "Ленине" состоялась знаменитая встреча двух Юриев - Кучиева и Гагарина. Гагарин был гостем первого в мире атомного ледокола "Ленин". Кучиев ходил на ледоколе дублером капитана. Несколько часов они провела вместе с Гагариным, Это были прекрасные часы: первый космонавт рассказывал разные веселые истории, расспрашивал про Арктику. Когда Гагарин и Кучиев, увлеченные разговором, сидели на диване, их кто-то и сфотографировал.

Тогда Кучиев признался, что с детства мечтал стать летчиком.
-- Товарищ командир,- удивился Гагарин,- зачем вам летчиком? Такой корабль! Да на нем же можно чудеса делать!
С 1971 Кучиев становится капитан атомного ледокола «Арктика».
Опытный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой - пробиться к Северному полюсу...

И вот, наконец, 9 августа 1977 капитан "Арктики" повел ее в рейс, который навсегда войдет в историю.

И 17 августа 1977 гада в четыре часа по московскому времени Юрий Сергеевич Кучиев впервые в истории мореплавания, пробиваясь через ледяные поля и покров мощных многолетних льдов, вывел надводное судно к Северному полюсу. «Я испытал совершенно необыкновенное волнение», – говорит легендарный Ю.С.Кучиев, – «когда донес до Северного полюса древко флага, который не донес до Полюса погибший на острове Рудольфа известный полярный исследователь Георгий Седов.
Это древко было найдено у его могилы».

Арктика покорилась настойчивому джигиту.

"Справедливый человек. Очень хороший капитан…". Принципиальный, честный, волевой. Требовательный к экипажу…", - так отзывались о Кучиеве все те, кто работал с ним на ледоколах. Его любили и уважали. После похода к Северному Полюсу матросы подарили Кучиеву нарисованый кем-то шарж на него.

До 1997 года Кучиев в море, потом ушел на пенсию.

Остаток жизни он работал на Балтийском заводе. С проектировщиками, кораблестроителями: просматривал чертежи, давал советы, предлагал свои решения. Моряк, всю жизнь простоявший на капитанском мостике, привыкал к земле. Дело это трудное, особенно для человека с таким характером.

И с чисто осетинским темпераментом он выстреливал словами:
"Меня на берегу раздражает всё. Я себя на берегу чувствую прескверно. Прескверно! Везде полно народу, какая-то неразбериха. Я не могу к этому привыкнуть. Я даже на завод хожу пешком - не езжу в автобусе. Минут сорок иду... А на море порядок, образцовый порядок. Там всё четко, размеренно. Человеку нельзя выбиваться из ритма, к которому он привык зе десятилетия. Нельзя!"

Он умер в 2005 году. Согласно завещанию, его прах и прах его умершей в 1999 году жены торжественно преданы морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал» 19 августа 2006 года.
Он мечтал о небе, но покорил Северный полюс - вот такой был Юрий Сергеевич Кучиев.

Гражданство:

СССР СССР
Россия Россия

Дата смерти: Награды и премии:

: неверное или отсутствующее изображение

Ю́рий Серге́евич Кучи́ев (осет. Кучиты Сергейы фырт Юрий ; 26 августа , аул Тиб ныне Алагирского района Северной Осетии - 14 декабря 2005 года , Санкт-Петербург) - арктический капитан, первым достигший Северного полюса . Герой Социалистического Труда ().

Биография

В 1938 г. с отличием окончил среднюю школу № 27 в Орджоникидзе , а в 1941 г. был зачислен матросом на буксир «Василий Молоков» порта Диксон. В годы Великой Отечественной войны находился в составе конвоев Северного флота. Окончил курсы штурманов (), заочно - Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (). С по 1962 годы - помощник капитана ледоколов «Ермак », «Малыгин », «Сибиряков », «Илья Муромец », «Красин ».

Награды и Звания

  • Герой Социалистического Труда ().
  • Кавалер медалей «За оборону Советского Заполярья» и «За Победу над фашистской Германией».
  • Почётный капитан атомохода «Арктика» .
  • Орден Ленина и Орден Трудового Красного Знамени .
  • Медали «За трудовое отличие», «За оборону Советского Заполярья» «За победу над Германией», «300 лет Российскому флоту» .
  • Удостоен ряда отраслевых наград и званий: «Почётный работник морского флота», «Почётный полярник», «Почётный член Географического общества», «Почётный гражданин города Орджоникидзе».

Память

Имя Юрия Кучиева носит:

  • школа № 27 в г. Владикавказе.
  • улица в Пригородном районе города Владикавказа
  • остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа (с 26 ноября 2008 года).

См. также

Напишите отзыв о статье "Кучиев, Юрий Сергеевич"

Примечания

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Кучиев, Юрий Сергеевич

Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.
– К переправе! – холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», – подумал Пьер и пошел по направлению за генералом.
Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него.

Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью.
– Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее.
Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя.
– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто то.
– Влево, вправо возьми, – кричали ему. Пьер взял вправо и неожиданно съехался с знакомым ему адъютантом генерала Раевского. Адъютант этот сердито взглянул на Пьера, очевидно, сбираясь тоже крикнуть на него, но, узнав его, кивнул ему головой.
– Вы как тут? – проговорил он и поскакал дальше.
Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.

17.08.2017

40 лет назад атомный ледокол впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

17 августа 1977 года весь мир облетела ошеломляющая новость: впервые в истории надводного мореплавания атомный ледокол «Арктика» совершил экспериментальный прорыв в район Северного полюса. Ледокол уверено вел наш земляк – Юрий Кучиев.

Люди, затаив дыхание, каждый день слушали сообщения о продвижении ледокола. Все – от мала до велика – желали экспедиции успеха. Были многочисленные заторы, ледокол попадал в тиски гигантских льдин, погода не благоприятствовала экспедиции. Обстановка была настолько сложной, что руководитель экспедиции министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко сказал, обращаясь к Юрию Кучиеву: «В твои действия вмешиваться не намерен, ибо верю в высокий профессионализм экипажа. Работай уверенно, а если случится беда – будем отвечать оба». Все завершилось благополучно: экипаж «Арктики» достиг Северного полюса. Это была победа разума, науки, воли и характера советского человека. Родина высоко оценила подвиг полярников, наградив их орденами и медалями.

Кучиева тогда сравнивали с его другом и тезкой Юрием Гагариным. Этот поход показал безграничные возможности атомного ледокольного флота. 14 сентября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм» Юрию Сергеевичу Кучиеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

26 августа 2017 года Юрию Сергеевичу Кучиеву, полярному капитану атомных ледоколов “Ленин” и “Арктика”, Герою социалистического труда исполнилось бы 99 лет. Наш знаменитый земляк 54 года своей жизни отдал службе в морском флоте и 40 из них – активному плаванию во льдах Северного морского пути.

Родился Юрий Сергеевич в Северной Осетии, в ауле Тиб 26 августа 1919 года. Отец его, Сергей Тимофеевич, был народным комиссаром земледелия Северной Осетии. В 1938 году он был репрессирован. В 1956 году реабилитирован посмертно. Мать, Хетагурова Любовь Васильевна, из аула Нар. Домохозяйка, немногословная, мудрая, скромная горянка. Духовный потенциал активного юноши сформировался под преимущественным влиянием героики Красной Армии и особенно ее воздушных сил.

В тот страшный 1938 год, связанный с репрессией отца, Юрий закончил с отличием 27-ю школу города Владикавказа с единственной мечтой стать летчиком-истребителем. В аттестате было записано: «На основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) Кучиев Юрий Сергеевич пользуется правом поступления в высшую школу без вступительных экзаменов», но в связи с репрессией отца, все двери учебных заведений страны перед ним захлопнулись: ему было отказано в приеме в Военно-воздушную Академию им. Жуковского (в ту пору отличники средних школ имели такое право), в школу военных летчиков, в МВТУ им. Баумана.

Перед самой войной к начальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву пришел худощавый паренек. Пришел как к депутату – Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от избирательного округа, в состав которого входила и Северная Осетия. Парень мечтал об авиации и обратился к человеку, который много летал, – он наверняка поймет. Поймет, что случилась беда – в авиационное училище не взяли. А как дальше жить, если мечта недостижима? Марк Иванович выслушал его и сказал

Знаешь, мой тебе совет – поезжай на остров Диксон матросом, поварись среди настоящих людей… Да и матери помощь будет.

5 июня 1941 года Ю.Кучиев по предложению М. И. Щевелева, был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов», затем служил младшим офицером на судах арктического флота, в годы войны ходил в конвоях, плавал на ледокольных пароходах «Таймыр», «Малыгин», «Сибиряков».

В 1944 году Юрий окончил курсы штурманов малого и дальнего плавания, затем Государственную Морскую Академию имени адмирала С.О. Макарова. В 1962–1963 гг. был капитаном ледоколов «Мурманск» и «Киев», дублером капитана атомного ледокола «Ленин», а в 1964 году Юрий Кучиев был назначен капитаном ледокола «Ленин». Именно на нем он «разведал» подходы к северной точке планеты, когда проводил в восточный сектор Арктики ледокол «Владивосток». И мысль о том, что на таких судах можно пробиться на полюс окончательно созрела у Кучиева. С тех пор вся его последующая жизнь, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, связана с Арктическим флотом России.

5 июня 1971 года Юрий Сергеевич был утвержден капитаном строящегося атомного ледокола «Арктика», которым командовал 10 лет. Опытный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой –пробиться к Северному полюсу… В Арктике о капитане Кучиеве говорили, что это один из самых рисковых капитанов. Даже кто-то нарисовал карикатуру: Кучиев гарцует среди льдов на ледоколе, словно на коне…

С марта 1981 года по июнь 1995 года Кучиев Ю.С. находился на береговой работе в составе Мурманского морского пароходства, занимался проектированием и строительством атомных ледоколов на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Стаж его работы на флоте составлял 54 года. Родина высоко оценила трудовой и ратный подвиг Ю.С. Кучиева. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону советского Заполярья», «За победу над Германией». Был почетным полярником, почетным работником морского флота, почетным членом Географического общества, почетным капитаном атомного ледокола «Арктика».Решением исполкома Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся №25 от 25.01.1983 года Кучиеву Юрию Сергеевичу присвоено звание “Почетный гражданин города Владикавказа”. Выйдя на заслуженный отдых, Юрий Сергеевич многие годы жил в Санкт-Петербурге, часто приезжал в Северную Осетию, вел большую работу по патриотическому и интернациональному воспитанию. Умер Юрий Сергеевич Кучиев 17 декабря 2005 года.

14 сентября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм» Юрию Сергеевичу Кучиеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.С марта 1981 года по июнь 1995 года Кучиев Ю.С. находился на береговой работе в составе Мурманского морского пароходства, занимался проектированием и строительством атомных ледоколов на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Стаж его работы на флоте составлял 54 года. Родина высоко оценила трудовой и ратный подвиг Ю.С. Кучиева. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону советского Заполярья», «За победу над Германией». Был почетным полярником, почетным работником морского флота, почетным членом Географического общества, почетным капитаном атомного ледокола «Арктика».Решением исполкома Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся №25 от 25.01.1983 года Кучиеву Юрию Сергеевичу присвоено звание “Почетный гражданин города Владикавказа”. Выйдя на заслуженный отдых, Юрий Сергеевич многие годы жил в Санкт-Петербурге, часто приезжал в Северную Осетию, вел большую работу по патриотическому и интернациональному воспитанию.

На протяжении всей своей жизни он был предан морю, Арктике и своей спутнице - супруге Нинель Константиновне. После смерти жены в феврале 1999 года Ю.С. Кучиев завещал друзьям выполнить его последнюю волю – предать водам Ледовитого океана прах свой и своей супруги.

«Вы хорошо знаете, что я всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жалею. А остров Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе», - писал Кучиев в завещании.

Руководство и коллектив Мурманского морского пароходства, моряки атомного ледокольного флота посчитали своим святым долгом выполнить последнюю волю капитана, первопроходца арктических широт, чье имя по праву вошло в золотой фонд выдающихся людей России.

Урны с прахом Ю.С. Кучиева и Н.К. Кучиевой были доставлены в район Северного полюса моряками Мурманского морского пароходства на борту атомного ледокола «Ямал» и торжественно преданы морю. Атомоход «Ямал» вышел в рейс 13 августа 2006 года. Символично, что эта дата совпала с 29-й годовщиной прихода на Полюс атомохода «Арктика», который произошел 17 августа 1977 года.

Необычную церемонию провели с участием действующих арктических капитанов. Только после консультации с ними в районе Северного полюса с атомного ледокола «Ямал» в небо поднялся вертолет и урны с прахом капитана и его верной спутницы опустили в воды океана Юрий Кучиев прославил себя и свой родной край на века.

“Я вместе с моими соратниками – полярными мореплавателями всю свою сознательную жизнь служу людям через Арктику, главнейший запасник народных богатств России.

Подтверждение тому приветственные адреса мурманчан, составленные, разумеется в гиперболических тонах, но по сути своей подтверждающие жизненное кредо человека, добросовестно выполнившего интернациональную миссию Осетии в Арктике! И это вовсе не всплеск дешевого тщеславия, а закономерное следствие глубокой убежденности людей моего поколения.

И это здорово, значит жизнь прожита не зря!” (Ю.С. Кучиев).

Открылись сразу две выставки С Любовью и верой в Россию! Под таким девизом сегодня в Министерстве культуры РЮО отметили День России. В России этот день отмечается с 1990 года, в Южной Осетии дата включена в календарь государственных праздничных дат с 2005 года. Основное мероприятие проходило в конференц-зале республиканской библиотеки им. Анахарсиса. Были приглашены гости из всех районов республики, праздник также посетил Председатель Правительства РЮО Эрик Пухаев.Об этом МИА «Южная Осетия...

11.06.2019

Избранный на парламентских выборах в округе №5 депутат-самовыдвиженец Константин Кисиев заявил, что на ответственной должности народного избранника будет «делать всё возможное, чтобы оправдать ожидания избирателей. Должно быть возвращено доверие к депутату. Я уверен, что найду понимание как с главой государства, так и с партией большинства в Парламенте – «Единой Осетией», - сказал народный избранник. Он подчеркнул, что чувствует поддержку Президента республики Анатолия Бибилова, с которым у него прекрасные отношения. «Что...

20-25 июня группа выпускников школ из Южной Осетии примет участие в грандиозном торжестве, ярком событии в Санкт-Петербурге – фестивале «Алые паруса», - сообщила нашему изданию пресс-служба посольства РЮО в РФ. Ежегодно, на одну летнюю ночь, Петербург превращается в единую концертную площадку с грандиозной шоу-программой. Попасть на главный концерт фестиваля можно только по пригласительным билетам. Главная сцена устанавливается на Дворцовой площади, где проходит концерт с известными исполнителями. Всех присутствующих радуют танцевальные и...

10.06.2019

"Алания – мирное и стабильное государство. Касательно выборов то, могу подчеркнуть, что голосование было организовано правильно, демократично и справедливо", - сказал нашему изданию наблюдатель за выборным процессом 9 июня, представитель Японии Кимура Мицухиро. По его словам, это должно способствовать экономическому росту, политической стабильности и дальнейшему развитию страны, как цивилизованного государства. Именно об это он планирует рассказать на родине в Японии после возвращения из Южной Осетии. «Я обязательно отмечу, что осетины –...

Кучиев Юрий Сергеевич

(26.08.1919-14.12.2005)

Выдающийся советский ледовый капитан,

Родился в ауле Аиб ныне Алагирского района республики Северная Осетия – Алания. Во время Гражданской войны его отец был красным партизаном, затем директором Ардонской машино-тракторной станции, вырос до поста наркома земледелия республики. В 1938 году он был арестован и расстрелян. Клеймо сына врага народа помешало Кучиеву поступить в летную школу.

Незадолго до войны Кучиев, заручившись рекомендательным письмом от самого Марка Ивановича Шевелева, уехал на Диксон. Начал работу в Арктике матросом буксира «Василий Молоков», плавал младшим офицером на различных судах, в 1943/1944 гг. зимовал на Диксоне.

После окончания в 1944 году курсов штурманов малого плавания Кучиев стал 3-им помощником капитана ледокольного парохода «Таймыр», участвовал в конвоях, после войны вплоть до 1962 года работал помощником капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин».

В 1963 году Кучиев заочно окончил ЛВИМУ имени С.О. Макарова, после чего занимал уже капитанские должности: 1964-1971 гг. – дублер капитана и капитан атомохода «Ленин», 1966-1968 гг. – капитан ледокола «Красин». Вершиной производственной карьеры Кучиева была должность капитана атомохода «Арктика», которую он занял в 1971 году, когда судно еще только строилось. До момента его вступления в строй капитан сформировал прекрасно обученную и слаженно работающую команду. Он провел весь комплекс испытаний атомохода и добился принятия его комиссией с оценкой «отлично». В 1976 году «Арктика», ведомая Кучиевым, вызволила из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Чижевский» и ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин».

17 августа 1977 года произошло событие, навсегда вписавшее имя атомохода «Арктика» и его капитана в историю исследований Арктики. Впервые надводное судно в активном плавании сумело достичь северного полюса. Из Мурманска курс был проложен . Умелая проводка, максимальное использование мощностей судна, постоянная авиационная ледовая разведка позволили осуществить этот рейс за тринадцать суток вместо запланированных двадцати восьми. Прошло почти пятнадцать лет до той поры, когда полюса достигло иностранное судно. Успех «Арктики» способствовал ускоренному развитию советского атомного ледокольного флота. За этот исторический рейс Кучиев был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением и золотой медали «Серп и Молот». Кроме того, заслуги Кучиева были отмечены орденами и и несколькими медалями, в том числе «

Умер в Санкт-Петербурге. Еще в 1999 году после смерти жены Нинель Константиновны Кучиев составил завещание, в котором просил друзей и соратников по атомному ледокольному флоту выполнить его последнюю волю после ухода из жизни – предать водам Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса свой прах и прах жены. «Вы хорошо знаете, что всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жалею. А Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе», – писал Кучиев в своем завещании.

Воля Кучиева была выполнена. 13 августа 2006 года почти ровно через 29 лет с даты достижения полюса атомоход «Ямал» доставил урны в точку 89° 59.38′ N . и 65° 37.03′E , где после траурного митинга они были опущены в разводье.

архипелага Земля Франца-Иосифа, образовавшийся в результате отделения юго-западной части острова Нортбрук. Открыт в начале 2008 года в ходе экспедиции атомного ледокола «Ямал». Назван решением Архангельского областного Собрания .