Герой социалистического труда шагалеев фарит султанович. Шагалеев фарит султанович герой советского союза. Биография и военная карьера

С глубоким прискорбием сообщаем, что после тяжёлой и продолжительной болезни, на 68-ом году жизни, 10-го июня 2014 года, в 6 утра скончался Герой Советского Союза, генерал-майор авиации пограничных войск, Фарит Султанович Шагалеев.

ШАГАЛЕЕВ Фарит Султанович (08.02.1947, г. Барнаул), Герой Советского Союза (08.04.1982г.), начальник авиации пограничного округа, летчик-снайпер, генерал-майор авиации (1993). Закончил: Ташкентский учебный авиационный центр ДОСААФ в 1966г.; Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков в 1973г.; Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина в 1987г.

Службу проходил на должностях: от старшего летчика-штурмана до командира авиазвена вертолетов в 14-й оаэ ПВ на острове Сахалин с 1970г. по 1978г.; заместитель командира по летной подготовке в 4-й оаэ ПВ в г. Мары Туркменской АССР с 1978г. по 1981г.; командир 23-й оаэ ПВ в г. Душанбе с 1981г. по 1983г.; старший инспектор-летчик, начальник службы безопасности полетов авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР в г. Москве с 1983г. по 1989г.; заместитель начальника войск по авиации Камчатского пограничного округа в г. Петропавловск-Камчатский с 1989г. по 1994г.; командующий авиации Группы погранвойск РФ в Республике Таджикистан в г. Душанбе с 1994г. по 1997г.
Внес важный вклад в дело охраны и защиты государственной границы СССР и России, в развитие авиации ПВ. Общий налёт на всех типах самолётов и вертолетов 9200 часов. За десять боевых афганских лет налетал более 3500 часов на вертолетах Ми-8, Ми-24 и Ми-26, совершил при этом более 1500 боевых вылетов, из них более половины в высокогорных условиях Афганистана с выполнением посадок на высотах более 3000 метров. Имеет 247 вылетов по санитарному заданию, спас жизнь более трехсот раненых пограничников и членов экипажей вертолетов. Дал «путевку» в небо войны и воспитал целую плеяду молодых командиров вертолетов, ставшими впоследствии командирами авиачастей погранвойск.

Подвиг совершил 23 февраля 1980 г. при проведении пограничной операции в зоне ответственности Хорогского пограничного отряда Среднеазиатского погранокруга в районе кишлака Даргак в ущелье Дарай-Сабз на территории Афганистана. Огнем из стрелкового оружия бандитов был сбит и при отказе обоих двигателей произвел вынужденную посадку в глубоком ущелье вертолет командира 4-й оаэ ПВ майора Захарова Б.И. Ведомый майор Ф.С. Шагалеев под огнем противника отыскал место посадки своего ведущего, совершил сложную посадку к сбитому вертолету и на режиме висения своего вертолета поднял на борт десантников и эвакуировал экипаж и командира своей части. За проявленное при этом мужество и отвагу, а также участие в более 50 боевых пограничных операциях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1982 г. был удостоен высокого звания «Герой Советского Союза». Награжден орденами Ленина(1982), Октябрьской революции (1980г.), двумя медалями «За отличие в охране государственной границы СССР», и другими.

Шагалеев Ф.С. похоронен с воинскими почестями на Военно-мемориальном некрополе Москвы на Перепечинском кладбище.

Мы искренне соболезнуем родным, близким Героя, вместе с ними и его сослуживцами скорбим о безвременной смерти нашего боевого товарища.

Шагалеев Фарит Султанович - командир 23-й отдельной авиационной вертолётной эскадрильи Пограничных войск КГБ СССР, подполковник.

Родился 8 февраля 1947 года в городе Барнауле Алтайского края в семье рабочего. Татарин. Член КПСС с 1976 года. Окончил среднюю школу в столице Узбекистана городе Ташкенте в 1964 году, там же в 1964 - 1965 годах учился в аэроклубе ДОСААФ. Работал заправщиком самолётов в Уральском авиационном отряде. Потом учился в Аткарском авиационном центр ДОСААФ, который окончил в 1967 году, с присвоением воинского звания «младший лейтенант запаса», летал на вертолёте «Ми-1».

В сентябре 1970 года призван в Вооружённые силы СССР и направлен в Пограничные войска на остров Сахалин. Летал на вертолёте «Ми-4», был штурманом - правым лётчиком, с 1971 года - командир вертолёта 14-й отдельной авиационной эскадрильи Тихоокеанского пограничного округа. В 1973 году экстерном закончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков.

С 1974 года проходил службу в 15-м авиационном полку Тихоокеанского пограничного округа, командир звена, с 1978 года - заместитель командира эскадрильи по лётной подготовке. В начале 1979 года назначен заместителем командира по летной подготовке отдельной вертолетной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа в городе Небит-Даг Туркменской ССР.

С декабря 1979 года по апрель 1983 года Фарит Шагалеев находился в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу.

13 апреля 1981 года на базе 4-й отдельной вертолётной эскадрильи создана эскадрилья вертолётов Пограничных войск КГБ СССР под командованием подполковника Шагалеева Ф.С.

При выполнении боевых вылетов отважный комэск-пограничник проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. В марте 1981 года обнаружил в горах экипаж сбитого советского самолёта и эвакуировал его. В октябре 1981 года вывез окруженную душманами маневренную группу пограничных войск в составе 80 человек. Первым в СССР высаживал десанты на высоте свыше 3 500 метров над уровнем моря, а затем стал выполнять это в ночное время.

За период участия в боевых действиях выполнил свыше 1 200 боевых вылетов, имел 1 600 часов боевого налёта на вертолётах «Ми-8» и «Ми-24».

Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11471).

С 1983 года полковник Шагалеев Ф.С. служил инспектором-лётчиком, с 1988 года - начальником службы безопасности полётов в Главном управлении пограничных войск КГБ СССР в Москве. В 1987 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Ещё несколько раз бывал в командировках в Афганистане, обеспечивал воздушное прикрытие вывода советских войск в 1988-1989 годах.

С 1989 года по 1995 год Ф.С. Шагалеев - командующий авиацией Северо-Восточного пограничного округа (Камчатка).

В 1994 году генерал-майор авиации Шагалеев Ф.С. назначен на должность командующего авиацией Пограничных войск России в Республике Таджикистан. Три года возглавлял боевые действия вертолётчиков, защищавших таджико-афганскую границу. Общий налёт - свыше 6 000 часов, также совершил свыше 400 прыжков с парашютом.

С 1997 года - в запасе. Живёт в городе-герое Москве. Работает помощником Генерального директора ОАО «Камов», где курирует вопросы строительства лётно-испытательного комплекса имени Чкалова.

Генерал-майор (1993). Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «За личное мужество» (1994), медалями. Военный лётчик-снайпер (1991). Лётчик 1-го класса.

«Я все время говорил летчикам: «Ребята, мы с вами здесь поставлены для защиты Государственной границы; чтобы в Таджикистане, Туркмении, Узбекистане люди могли спокойно жить и трудиться. Мы охраняем мир и покой Советских людей. И это основная задача пограничников…».
Генерал-майор Фарит Шагалеев

С глубоким прискорбием сообщаем, что после тяжёлой и продолжительной болезни, на 68-ом году жизни, 10-го июня 2014 года, в 6 утра скончался Герой Советского Союза, генерал-майор авиации пограничных войск, Фарид Султанович Шагалеев.

ШАГАЛЕЕВ Фарит Султанович (08.02.1947, г. Барнаул), Герой Советского Союза (08.04.1982г.), начальник авиации пограничного округа, летчик-снайпер, генерал-майор авиации (1993). Закончил: Ташкентский учебный авиационный центр ДОСААФ в 1966г.; Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков в 1973г.; Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина в 1987г.

Службу проходил на должностях: от старшего летчика-штурмана до командира авиазвена вертолетов в 14-й оаэ ПВ на острове Сахалин с 1970г. по 1978г.; заместитель командира по летной подготовке в 4-й оаэ ПВ в г. Мары Туркменской АССР с 1978г. по 1981г.; командир 23-й оаэ ПВ в г. Душанбе с 1981г. по 1983г.; старший инспектор-летчик, начальник службы безопасности полетов авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР в г. Москве с 1983г. по 1989г.; заместитель начальника войск по авиации Камчатского пограничного округа в г. Петропавловск-Камчатский с 1989г. по 1994г.; командующий авиации Группы погранвойск РФ в Республике Таджикистан в г. Душанбе с 1994г. по 1997г.

Внес важный вклад в дело охраны и защиты государственной границы СССР и России, в развитие авиации ПВ. Общий налёт на всех типах самолётов и вертолетов 9200 часов. За десять боевых афганских лет налетал более 3500 часов на вертолетах Ми-8, Ми-24 и Ми-26, совершил при этом более 1500 боевых вылетов, из них более половины в высокогорных условиях Афганистана с выполнением посадок на высотах более 3000 метров.

Имеет 247 вылетов по санитарному заданию, спас жизнь более трехсот раненых пограничников и членов экипажей вертолетов. Дал «путевку» в небо войны и воспитал целую плеяду молодых командиров вертолетов, ставшими впоследствии командирами авиачастей погранвойск.

Подвиг совершил 23 февраля 1980 г. при проведении пограничной операции в зоне ответственности Хорогского пограничного отряда Среднеазиатского погранокруга в районе кишлака Даргак в ущелье Дарай-Сабз на территории Афганистана .

Огнем из стрелкового оружия бандитов был сбит и при отказе обоих двигателей произвел вынужденную посадку в глубоком ущелье вертолет командира 4-й оаэ ПВ майора Захарова Б.И. Ведомый майор Ф.С. Шагалеев под огнем противника отыскал место посадки своего ведущего, совершил сложную посадку к сбитому вертолету и на режиме висения своего вертолета поднял на борт десантников и эвакуировал экипаж и командира своей части.

За проявленное при этом мужество и отвагу, а также участие в более 50 боевых пограничных операциях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1982 г. был удостоен высокого звания «Герой Советского Союза». Награжден орденами Ленина(1982), Октябрьской революции (1980г.), двумя медалями «За отличие в охране государственной границы СССР», и другими.



Шагалеев Фарит Султанович – командир 23-й отдельной авиационной вертолётной эскадрильи Пограничных войск КГБ СССР, подполковник.

Родился 8 февраля 1947 года в городе Барнаул Алтайского края в семье рабочего. Татарин. Член КПСС в 1976-1991 годах. В 1964 году окончил среднюю школу в городе Ташкент (Узбекистан). В 1964-1965 годах учился в аэроклубе ДОСААФ в Ташкенте. Работал заправщиком самолётов в Уральском авиационном отряде. В 1967 году окончил Аткарский авиационный центр ДОСААФ с присвоением воинского звания «младший лейтенант запаса». Летал на вертолёте «Ми-1».

В сентябре 1970 года призван в Вооружённые силы СССР и направлен в Пограничные войска на остров Сахалин. Летал на вертолёте «Ми-4», был штурманом – правым лётчиком, с 1971 года – командир вертолёта 14-й отдельной авиационной эскадрильи Тихоокеанского пограничного округа. В 1973 году экстерном окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков.

С 1974 года проходил службу в 15-м авиационном полку Тихоокеанского пограничного округа, командир звена, с 1978 года – заместитель командира эскадрильи по лётной подготовке. В начале 1979 года назначен заместителем командира по летной подготовке отдельной вертолетной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа в городе Небит-Даг Туркменской ССР.

С декабря 1979 по апрель 1983 года Ф.С.Шагалеев находился в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу.

13 апреля 1981 года на базе 4-й отдельной вертолётной эскадрильи создана эскадрилья вертолётов Пограничных войск КГБ СССР под командованием подполковника Ф.С.Шагалеева.

При выполнении боевых вылетов Ф.С.Шагалеев проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. В марте 1981 года обнаружил в горах экипаж сбитого советского самолёта и эвакуировал его. В октябре 1981 года вывез окруженную душманами маневренную группу пограничных войск в составе 80 человек. Первым в СССР высаживал десанты на высоте свыше 3500 метров над уровнем моря, а затем стал выполнять это в ночное время.

За период участия в боевых действиях выполнил свыше 1200 боевых вылетов, имел 1600 часов боевого налёта на вертолётах «Ми-8» и «Ми-24».

У казом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1983 года полковник Ф.С.Шагалеев служил инспектором-лётчиком, с 1988 года – начальником службы безопасности полётов в Главном управлении пограничных войск КГБ СССР в Москве. В 1987 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Ещё несколько раз бывал в командировках в Афганистане, обеспечивал воздушное прикрытие вывода советских войск в 1988-1989 годах.

В 1989-1994 годах – командующий авиацией Северо-Восточного пограничного округа (Камчатка).

В 1994 году генерал-майор авиации Ф.С.Шагалеев назначен на должность командующего авиацией Пограничных войск России в Республике Таджикистан. Три года возглавлял боевые действия вертолётчиков, защищавших таджико-афганскую границу. Общий налёт – свыше 6000 часов, также совершил свыше 400 прыжков с парашютом.

С 1997 года генерал-майор авиации Ф.С.Шагалеев – в запасе. Работал помощником Генерального директора ОАО «Камов», где курировал вопросы строительства лётно-испытательного комплекса имени Чкалова.

Жил в Москве. Умер 10 июня 2014 года. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области.

Генерал-майор авиации (1993). Награждён советскими орденами Ленина (08.04.1982), Октябрьской Революции, российским орденом «За личное мужество» (1994), медалями. Военный лётчик-снайпер (1991). Лётчик 1-го класса.

Биография дополнена Антоном Бочаровым
(посёлок Кольцово Новосибирской области)

ГЕРОЙ - СЫН ГЕРОЯ

Я хочу летать. Решение, имей в виду, окончательное.

Отец смотрел на сына без удивления. Во-первых, потому, что «окончательное решение» тот объявлял ему чуть ли не с тех пор, как научился выговаривать слово «самолёт». Во-вторых, что ж тут удивительного, если нравится парню отцовская профессия. Фариту Султановичу и самому она нравится. Поэтому как же он, Герой Советского Союза Фарит Шагалеев, всерьёз будет отговаривать сына от столь понятного ему самому выбора. И всё-таки медлил...

Будет очень трудно, Ринат. И не день, не год - всю жизнь.

А тебе разве легко?

Так и есть: крыть нечем. Легко ему, конечно, не было никогда. А порой приходилось так трудно, что он до сих пор удивляется, как сумел, как выдержал.

Над глубоким горным ущельем душманы подбили советский вертолёт. Связь с экипажем прервалась. На помощь послали Шагалеева.

Эту игру в жмурки с узким, извилистым ущельем он никогда не забудет. О том, что могут подбить, даже не думал. Главный враг - холодные серые скалы, чуть ли не стучавшие в стёкла, цеплявшиеся за винт и колёса. Он увёртывался от этих проклятых скал, делая крены вопреки всем законам гравитации, и снова проваливался в пропасть, где - об этом он тоже старался не думать - вполне мог никого и не найти. И снова лавировал, снова взлетал и падал.

Но когда увидел подбитый вертолёт, все предыдущие мытарства показались детской игрой в пятнашки. Даже сердце защемило. О приземлении не могло быть и речи. Во всяком случае, единственный мизерный выступ скалы такой возможности не давал. Но и другой не было.

Фарит прилепился к выступу двумя колесами - передним и основным. Ну а третьей необходимой для посадки точ¬кой стал мозг лётчика, оказавшийся способным на тончайший, поистине кибернетический расчёт. Все пятнадцать минут, пока по верёвочной лестнице поднимались на борт люди с пострадавшего вертолёта, Шагалеев ежесекундно делал расчётливые, выверенные до долей миллиметра движения ручкой управления. Он учитывал каждого человека, каждый груз, их перемещения на лестнице и внутри машины. Малейший толчок вправо - и лопасти винта разобьются о скалу, влево - вертолёт опрокинется, сорвется с точек опоры и рухнет в пропасть... «Кибернетика» не подвела. Рука не дрогнула. Машина оказалась достойной своего пилота.

Кто сказал, что на воздушных трассах не остаётся следов? Их просто не дано видеть непосвящённым. Отправься сейчас Фарит Шагалеев по своим следам в афганском небе, на воспоминания не хватило бы жизни.

И вот по тем же самым следам, сумев разглядеть их, отправился сын.

Сын Героя Советского Союза Шагалеева учится в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков. Отец им доволен, чего, в общем-то, не скрывает. Не скрывает он и своей надежды на то, что тех трудностей, которые выпали на его долю, Ринату испытать уже не придётся.

ШАГАЛЕЕВ Фарит Султанович (08.02.1947, г. Барнаул), Герой Советского Союза (08.04.1982г.), начальник авиации пограничного округа, летчик-снайпер, генерал-майор авиации (1993). Закончил: Ташкентский учебный авиационный центр ДОСААФ в 1966г.; Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков в 1973г.; Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина в 1987г.

Службу проходил на должностях: от старшего летчика-штурмана до командира авиазвена вертолетов в 14-й оаэ ПВ на острове Сахалин с 1970г. по 1978г.; заместитель командира по летной подготовке в 4-й оаэ ПВ в г. Мары Туркменской АССР с 1978г. по 1981г.; командир 23-й оаэ ПВ в г. Душанбе с 1981г. по 1983г.; старший инспектор-летчик, начальник службы безопасности полетов авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР в г. Москве с 1983г. по 1989г.; заместитель начальника войск по авиации Камчатского пограничного округа в г. Петропавловск-Камчатский с 1989г. по 1994г.; командующий авиации Группы погранвойск РФ в Республике Таджикистан в г. Душанбе с 1994г. по 1997г.
Внес важный вклад в дело охраны и защиты государственной границы СССР и России, в развитие авиации ПВ. Общий налёт на всех типах самолётов и вертолетов 9200 часов . За десять боевых афганских лет налетал более 3500 часов на вертолетах Ми-8, Ми-24 и Ми-26, совершил при этом более 1500 боевых вылетов, из них более половины в высокогорных условиях Афганистана с выполнением посадок на высотах более 3000 метров. Имеет 247 вылетов по санитарному заданию, спас жизнь более трехсот раненых пограничников и членов экипажей вертолетов. Дал «путевку» в небо войны и воспитал целую плеяду молодых командиров вертолетов, ставшими впоследствии командирами авиачастей погранвойск.

Подвиг совершил 23 февраля 1980г. при проведении пограничной операции в зоне ответственности Хорогского пограничного отряда Среднеазиатского погранокруга в районе кишлака Даргак в ущелье Дарай-Сабз на территории Афганистана. Огнем из стрелкового оружия бандитов был сбит и при отказе обоих двигателей произвел вынужденную посадку в глубоком ущелье вертолет командира 4-й оаэ ПВ майора Захарова Б.И. Ведомый майор Ф.С. Шагалеев под огнем противника отыскал место посадки своего ведущего, совершил сложную посадку к сбитому вертолету и на режиме висения своего вертолета поднял на борт десантников и эвакуировал экипаж и командира своей части. За проявленное при этом мужество и отвагу, а также участие в более 50 боевых пограничных операциях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1982 г. был удостоен высокого звания «Герой Советского Союза» . Награжден орденами Ленина (1982), Октябрьской революции (1980г.), двумя медалями «За отличие в охране государственной границы СССР» , и другими.