Ссср: чем гордились советские люди и о чём им не рассказывали. Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях Что произошло в начале 1960 х


30 декабря 1922 на Первом Всесоюзном съезде Советов главами делегаций был подписан Договор об образовании СССР. Первоначально в состав СССР входили только 4 союзные республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР, а на момент распада Союза в 1991 году союзных республик было 15. Сегодня многим истинность достижений этой страны кажется спорной, учитывая, какой ценой за эти достижения пришлось заплатить, но невозможно отрицать и тот факт, что эпоха СССР стала временем глобальных перемен во всех отраслях жизни страны. Сегодня о достижениях великой страны и о том, о чём её гражданам предпочитали не говорить.

1920 – 1930-е годы: электрификация всей страны и великие стройки

Главным достижением Страны Советов 1920-х годов стала электрификация страны, борьба с беспризорностью и ликвидация безграмотности. Для всех советских граждан медицинское обслуживание и образование стали бесплатными. В Крыму открылся детский оздоровительный лагерь «Артек».


1930-е годы вошли в историю как время великих строек: в рекордные сроки был построен Беломорско-Балтийский канал, введены в строй агрегаты на ДнепроГЭСе. Страна взяла курс на индустриализацию. Размах получили разработки отечественных учёных, связанные с сельским хозяйством - борьбой с засухой, механизацией, химизацией и повышением урожайности. Начинает развиваться новое направление науки - ядерная физика.


Именно в эти годы снимаются первые советские фильмы «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Цирк» и «Веселые ребята» Григория Александрова, Шолохов пишет свой роман «Тихий Дон», за который позже он получил Нобелевскую премию по литературе.

1920-е – 1930-е годы: время репрессий


Большевики начали репрессии против политических противников сразу после Октябрьской революции. Но продолжались они и в 30-е годы. Тогда широко была распространена борьба с «вредительством», саботажем, политическими преступлениями, большая часть дел по которым была фальсифицирована, и борьба с кулаками. Только за период с августа 1937 по ноябрь 1938 было казнено 390 тыс. человек и 380 тыс. отправлено в ГУЛАГи. Это время вошло в историю и как время репрессий в отношении этнических меньшинств, в частности немцев, латышей, поляков, румын и болгар.

Символ счастливого детства в СССР – улыбающаяся девочка на руках у Иосифа Сталина. Это 6-летняя Геля Маркизова, которая приехала в Кремль со своим отцом, одним из руководителей делегации от Бурят-Монголии.


Правда, тогда никто и представить не мог, что уже через год девочке придётся сменить фамилию, а её лицо пропаганда отдаст самой известной пионерке страны Мамлакат Наханговой. А всё потому, что отца Гели назвали шпионом японской разведки и расстреляли, а она закономерно стала дочерью врага народа.

1940 – 1950-е годы: победа над фашизмом и развенчание культа личности

1940-е отметились страшной войной, победой над фашизмом и началом восстановления страны. В это время в Москве построены лучшие произведения сталинского ампира: комплекс высотных зданий в разных районах столицы, получивший название «7 сестер» и новые станции столичного метро. Именно в это время начинается «холодная война» и гонка вооружений между Западом и СССР. Это подтолкнуло к созданию лучших образцов советской военной техники.


8 марта 1950 года СССР официально объявил о наличии атомной бомбы, положив конец американской монополии на самое разрушительное в мире оружие. В 1953 году СССР сообщает и об успешном испытании водородной бомбы. В период с 1954 по 1960 осваиваются целинные земли Казахстана, Урала, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. В 1957 на воду спущен атомный ледокол «Ленин». Именно в это время впервые с 1908 года советские ученые получили несколько Нобелевских премий.


В 1956-ом Никита Хрущёв выступает на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором развенчивает культ личности покойного «отца народов». В 1961 тело Сталина вынесли из Мавзолея. Начались массовые переименования: Сталинград - в Волгоград, столицу Таджикской ССР Сталинабад переименовали в Душанбе. Повсеместно демонтировали памятники Сталину, а многие художественные фильмы подвергли цензуре с целью избавления от «навязчивого образа».


В эти годы по всей планете гремит слава русского балета, а одним из самых весомых событий культурной жизни становятся Гастроли Большого театра.


В 1958 фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова получил Золотую пальмовую ветвь на фестивале в Каннах. И в этом же году присудили Борису Пастернаку за роман «Доктор Живаго». Правда, поэта от премии вынудили отказаться, а роман в СССР так и не был напечатан.

1950-е годы: время умалчивания неудач

Советским гражданам о неудачах предпочитали не рассказывать. Так ещё в 1957 году, задолго до Чернобыльской аварии, случилась более масштабная катастрофа, связанная с распространением ядерных веществ. Авария в Кыштымске оставила без домов 11 тыс. людей, радиоактивному воздействию подверглись порядка 270 тыс. человек. В первый раз о трагедии упомянули только в 1960 году, а о её последствиях известно стало только в начале 2000-х.

1960 – 1970-е годы: лидерство в космосе и в хоккее

1960-е годы для СССР стали временем лидерства в мире космических технологий, которое началось с полёта в космос первого человека – Юрия Гагарина. Даже злопыхатели СССР называли это событие «неподдельным достижением советского времени».


1960-е – это ещё и годы мирового признания культуры страны Советов. Нобелевскую премию по литературе получает Михаил Шолохов. Скрипач Давид Ойстрах не только собирает концертные залы по всему миру, но и становится членом Американской академии наук и искусств в Бостоне, почётным членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, член-корром Академии искусств в Берлине, Бетховенского общества, Шведской музыкальной академии в Стокгольме, почётным доктором музыки Кембриджского университета и кавалером орденов ряда европейских стран. На мировой оперной сцене гремят имена Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Галины Вишневской, Майи Плисецкой, Тамары Синявской, Рудольфа Нуреева, Натальи Макаровой и Михаила Барышникова. Фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» на Венецианском фестивале получает «Золотого льва».

В период с 1970 года по 1973 происходят первые в мире мягкие посадки на Венеру советских космических станций Венера-7, Венера-8, Венера-9 и Венера-10. Начинается главная комсомольская стройка страны – строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМа). 1970-е стали ещё и триумфом советского хоккея.


В 1977 году право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней (от начального до высшего) закрепили 45-ой статьёй Конституции.

1960 - 1970-е годы: экологические катастрофы и эпоха застоя


Кто-то считает брежневскую эпоху «золотым веком», записывая на счёт этого времени построенные заводы, статистику роста, построенные заводы, гениальные фильмы и другие непревзойдённые достижения. Обличители «застоя» констатируют провалы снабжения населения, дефицит товаров, низкое качество продукции и разрушительные экологические последствия хозяйственной деятельности.

В частности, в 1960-х из-за орошения Аральское море, которое в ту пору было четвёртым по величине озером в мире, начало высыхать. С 1960 года до 2007 его площадь поверхность этого водоёма сократилась с 68,90 тыс. км. кв. до 14,1 тыс. км. кв.


1977 год запомнился гражданам СССР серией террористических актов в Москве. Взрыва было три: в вагоне московского метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская», в торговом зале продуктового магазина на Большой Лубянке и около продовольственного магазина на Никольской. В результате 7 человек погибли, 37 получили ранения. Главным организатором и руководителем терактов был признан Степан Затикян, армянский националист, который жаждал «наказать русских за угнетение армянского народа». Против вынесенного ему смертного приговора выступили советские диссиденты, а в частности А. Д. Сахаров.

Период 1980-х начался с Московской Олимпиады. В 1981 фильм «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова получает «Оскар». Известно, что позже Рональд Рейган, готовясь к встрече с Михаилом Горбачёвым, посмотрел этот фильм 8 раз, пытаясь «понять загадочную русскую душу».


В конце 1980-х на политическую арену выходит Михаил Горбачёв. В стране начинает витать дух свободы, перестройки и гласности. Мало кто мог предположить, что страна вышла на финишную прямую своего существования. 15 ноября 1988 года советский корабль-космоплан многоразовой транспортной космической системы «Буран» совершил свой первый и единственный полёт, завершив, пожалуй, эпоху достижений СССР.

Эпоху 1960-х называют временем «секса, наркотиков и рок-н-ролла». В это время еще плохо представляют последствия наркомании, а изобретение «пилюли» дает женщине свободу в сексе, контроль за деторождаемостью. С одной стороны наблюдается экономический подъем, Ю Гагарин летит в космос, что способствует развитию космического стиля в дизайне и моде. В тоже время это время строительства берлинской стены, распада колониальной системы в Африке, войны в Корее.

Как написал Джереми Паскаль в иллюстрированной энциклопедии рок-музыке, если раньше молодежь воспринимали как детей-переростков или взрослых-недоростков, то в 1950-е молодежь обретает собственную культуру. Появляется молодежная культура, молодежная музыка и мода. Бриджит Бардо и Одри Хепберн становятся кумирами части молодежи.

Автомобильный бум породило явление «драйв-ин» (кафе, обслуживающие людей в автомобилях), что сильно повлияло на дизайн 50-х. Использование хромированных деталей, напоминающих автомобильные, четкость линий - чистый функционализм подведет к созданию нового стиля. «Американский стиль» в дизайне так же продвигал идею жизни сегодня. Яркие вещи, хром, дешевый пластик, одноразовая посуда позволяли быть современной за небольшие деньги.

Вместе с кинозвездами на умы молодежи влияют музыканты - Биттлз, Мик Джаггер, появляются молодежные журналы, идет образовательный бум. Одна часть молодежи продолжает тратить деньги на удовольствия, а другая проникается левыми идеями. Ф. Кастро, Че Геварра становятся идеалами для многих. Как альтернатива развитию западного буржуазного общества потребления видится восточная философия, наследие древних культур, возвращение к природе. В это время формируются и контр культурные молодежные субкультуры. Война в Корее (1950-1953) активизировало недовольство молодежью существующим порядком.

Желание отличатся от взрослых характерно для большинства молодежных субкультур, одежда становиться и показателем культурных и политических пристрастий.

Еще в 1950-х экзистеаналисты, Ж.П. Сартр, А. Камю, С. Де Бовуар демонстрируют свою оппозицию обществу, в том числе и внешним видом. Среди интеллектуальной молодежи символом не похожести на буржуа, становиться черный свитер «черный пул» , в сочетании с черной юбкой или брюками. Такой костюм, в отличие от официальной моды не подчеркивает, а нивелирует социальные и половые различия, становиться символом равенства всех людей.

Битники в США (Д. Керруак, У. Берроуз, А. Гинзбур) вводят термин «хип» (от джазового понятия терпимость), под влиянием восточной философии. Битники видят жизненный путь человека как дорогу. Их костюм включал джинсы, армейские рубашки, надеваемые без галстука, символа респектабельности. Фильм «Беспечный ездок» с Д. Хоппером и Г. Фордом становиться идеологическим манифестом битников, образцом для подражания, в том числе и в костюме.

Хипстеры были наследниками «зут», и возникли изначально в джазовой тусовке. Их внешний вид отличался яркостью костюмов, использованием необычных тканей, блестящего декора. К хипстерам принято относить музыканта Чарли Паркера.

Тедди-бой (тедди), появившиеся в Англии стали одним из первых интернациональных движений. Не всем хватало экономического чуда, кто-то обедает в ресторане и ездит на собственном авто, а кто-то ходит в закусочную, добираясь туда на мотороллере. И в среде рабочих зарождается стиль «неоэдвардианские джентльмены» (Тедди это уменьшительное сокращение от имени Эдуарда VII). Парадокс, рабочие одеваются с шиком и элегантностью, скрывая свое происхождение.

Узкие брюки, очень узкие пиджаки, с бархатными лацканами, набриолиненные коки на голове, ботинки на микропорке. Брюки носят короткие, из-под них виднелись носки. Популярны ткани в клетку, иногда включая носки и рубашку. Цветовая гамма была серо-бежево-коричнево-черная. Кумиром этих ребят был Элвис Пресли и Рок-н-ролл, в США появляется собственный вариант тедди - рокабильщики. В 60-х кумиром станут «The Beatles». В СССР появляются стиляги, как обзывает отечественных тедди журнал «Крокодил», и штатники.

Байкерами в 1950-е называли гонщиков на мотоциклах. Джеймс Дин, Марлон Брандо в фильмах «Дикарь» и «Трамвай желаний» демонстрируют и пропагандируют одежду, которая приходится по душе байкерам. Кожаные куртки с косой, армейской застежкой для удобства, футболки, джинсы на бедрах становится их своеобразной униформой. Кроме армейского стиля они заимствуют и ковбоев - джинсы и ковбойские сапоги, казаки.

В 1960-е появляются новые молодежные субкультуры, часть из которых продолжали традиции 1950-х.

Моды (модернисты) (слушают не Э. Пресли, а джаз М. Девиса, «The Who»). Считается, что зародилось оно в Италии, откликаясь на кинематограф, подобные группы были и во Франции, увлеченные кинематографом французской новой волны (Ф. Трюффо, Ж. Л. Годар). В это время выходят фильмы «Римские каникулы» и «Dolce Vita», герои в них носили пиджаки три пуговицы (в жизни обычно носили на две или одну), брюки были достаточно узкие, узкими были и носы обуви. Свои деньги моды тратят в бутиках на Карнаби стрит, часто тратя там вся зарплату и имея в гардеробе всего один костюм.

Их можно назвать минималистами в моде, и в какой-то мере наследниками денди. Лозунг «Меньше, значит лучше» выдвинутый в XIX веке для модов был принципом жизни. В последствии минимализм в моде 1990-х много что позаимствует от модов. Модным средством передвижения стали мотороллеры.

В 1962 году «The Beatles» одеваются в таком стиле. Стиль «mods» докатился до элитных кругов и был воспринят дизайнерами одежды. В 1959 году П. Карден предлагает узкие вельветовые пиджаки с круглым вырезом, жакеты «Неру» со стойкой, узкие брюки.

Рокеры были врагами модов, считали, что те выглядят слишком женственно, и не уважают их космополитизм. Рокерами их обозвали сами моды, назвав так байкеров, слушающих рок музыку. В 1964 году в Брайтоне состоялась известная битва модов и байкеров. По сравнению с байкерами, рокеры используют больше деталей в костюме - кожаные шипы, нашивки, надписи, кулоны, подвески. Соответственно оформлены и их мотоциклы. Рокеры выступают за мужскую брутальность, патриотизм.

Скинхеды появились как движение классовое, а не национальное. Их врагами были буржуа, которые ущемляют рабочих, националистами они станут позже, в 1970-е годы. Естественно, скинхеды не любят модов за предательство своего класса. В костюме скинхеды подчеркивают свое рабочее происхождение - «донки», куртки докеров, пальто или полупальто из грубой шерсти с кожаной кокеткой, грубые брюки, длинные широкие пиджаки, тяжелые докерские ботинки. «Кожеголовыми», так переводится «скинхеды» их назвали немодные короткие стрижки.

В последствии стили уличной моды станут основным источником вдохновения для модельеров, но пока официальная мода не видит этих изменений, а попытка Ив сен Лорана создать коллекцию «Битник» провалилась. На подиумах, как и в светских гостиных, царят этикет, длинные перчатки.

В результате модный Париж в 1960-е начинает отставать от «свингующего» Лондона, где начинают создавать одежду для молодежи, на Кингл роуд и Карнаби стрит открываются бутики современной одежды.

От оттепели к эпохе застоя

Один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века, его по праву называют революционным. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй Мировой войны, экономическое возрождение пятидесятых годов и «бэби-бум», приведший к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества, не могли не повлиять и на модные тенденции. Мировоззрение молодых, их взгляды и вкусы становились все более значимыми. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила. В сформировалось такое понятие, как «молодежная мода».

Небывалое развитие научно-технического прогресса 1950-х годов, частью которого стали космические исследования, также нашли отражение в модной индустрии. В космическом состязании двух сверхдержав США и СССР победу одержало советское государство. Первый в истории человечества полет в космос, осуществлённый Юрием Гагариным в 1961 году, а затем, в 1963 году - первый полет в космос женщины-космонавта, выполненный Валентиной Терешковой, вдохновили многих блистательных кутюрье того времени на воплощение космической темы в моде . Советские летчики-космонавты стали героями дня, для них был открыт весь мир, они представляли СССР за рубежом и принимали иностранных гостей у себя на Родине.


В СССР по-прежнему происходили поиски собственного стиля и создание уникальной системы производства, способной сделать жизнь советского человека комфортной и безоблачной. Правда «рог изобилия», древний символ богатства, почитаемый архитекторами времён «сталинского ампира», так и остался лишь украшением на каменных стенах. А настоящим символом советского времени, переходящим из десятилетия в десятилетие - был дефицит.

В начале 1960-х годов режим Хрущёва переживал кризис. Первый секретарь ЦК КПСС вызывал недовольство партийных чиновников и терял свой авторитет в обществе.

Хрущевские реформы не привели к улучшению социально-экономического положения людей в СССР. Многие из них оказались малопродуманными и совершенно не подготовленными. За 11 лет своего правления Хрущёв не смог изменить принципы социалистического развития. Сталинский тоталитаризм был уничтожен, но до демократизации дело так и не дошло. При Хрущёве политический режим в стране превратился в авторитарную систему, получившую дальнейшее развитие в период брежневского правления. В 1964 году закончилась короткая советская «оттепель», после отставки Хрущева во главе государства встал Леонид Ильич Брежнев, в стране начался период «застоя».

Два параллельных мира, в одном из которых жили простые советские люди, а в другом обосновались те, кто ими руководил и строил для них светлое будущее, мирно существовали рядом друг с другом, и никогда не пересекались.

Люди слышали одно, а видели иное, но были так воспитаны и воодушевлены начальниками из параллельного мира, что до поры до времени верили, терпели, надеялись.


Официальная мода в СССР соответствовала новым мировым тенденциям. Журналы мод 1960-х годов наглядно демонстрировали, что изменения, происходящие в этот период, очень быстро были зафиксированы и донесены до сведения советских граждан.

Но вот реальная жизнь вносила деструктив в информационно-просветительскую идиллию.

Подчиняясь идее создания уникальной советской моды , журналисты и искусствоведы писали о бессмысленности ежегодных модных перемен и предостерегали от подражания модам западным. Производители одежды должны были выпускать вещи простые, функциональные, лишенные ультрамодных элементов. Очевидно, в этом было рациональное зерно, но простые вещи без ультрамодных элементов должны были хотя бы радовать глаз.

Медленный рост производства потребительских товаров приводил к превышению спроса над предложением. Социалистическая экономика, основывалась на плановом хозяйстве. План диктовал и требовал проценты, а не красивую одежду. Частая смена стандартов и следование за модой при таких условиях были невозможны. Например, воспоминая о тех временах, сотрудники Алтайского Дома моделей с гордостью рассказывали, что каждый год их Дом моделей создавал две промышленные коллекции, которые поступали в производство, а на одном из швейных предприятий города Бийска конвейер, на котором работало 79 человек, за 15 минут выдавал готовое швейное изделие. А носить то хотелось не швейные изделия, а красивую и модную одежду.


Перед государством стояла приоритетная задача - дать народу необходимые вещи по низкой цене, которая являлась бы доступной для каждого. Достигнуть этого можно было путём снижения издержек производства, т.е. уменьшая затраты на все производственные операции. Поэтому проблемой массового производства являлось отсутствие гибкости. Смена модели означала лишние расходы, приостановку процесса, а, следовательно, уменьшение количества готовой продукции, из-за чего новые модели осваивались неохотно. То же самое происходило и при производстве тканей. Лёгкая промышленность была не в состоянии обеспечить страну модной готовой одеждой.

Как отмечал в 1964 году главный художник киевского Дома моделей: «Для массового производства наши модели неприемлемы. А на швейных фабриках моделирование ведётся собственными силами, но часто очень плохо. Разрыв между моделирующими организациями и производством – основная беда нашей работы». Об этой проблеме говорили на многих швейных предприятиях Советского Союза.

Швейные фабрики действительно часто занимались моделированием самостоятельно, причем практика показывала, что на самом деле, хорошие, радующие глаз модели, которые наверняка бы пользовались спросом у потребителя, создавать самостоятельно им было по силам, но даже собственные качественные разработки не шли в массовое производство, а оставались лишь выставочными моделями. Еще одной проблемой, которую было невозможно решить при социалистической системе производства, была поставка тканей на фабрики, производящие готовую одежду. Нельзя сказать, что в стане была катастрофическая ситуация с текстильной продукцией, отечественные ткани неплохого качества были, но не для производящих предприятий и моделирующих организаций. Образцы, которые получали фабрики и Дома моделей, были либо плохие, либо очень плохие.

Работа ткацких и швейных фабрик являлась постоянной темой для советской прессы, где все время появлялись взаимоисключающие друг друга опусы, повествующие о деятельности предприятий, производящих ткани и одежду. В одних пелись хвалебные оды, прославляющие советское производство, в других – звучала критика, вскрывались недостатки, высмеивались уродливые и однообразные модели. Еще одной темой, полной противоречий и полярных мнений была торговля. Журналисты с пристрастием рассказывали о браке, халтуре, грубости, дефиците, но при этом радостно информировали о великолепном обслуживании и новых достижениях. Из газет и журналов люди узнавали о чудесах, которые были старательно скрыты от глаз потребителей. Ощутить, что кто-то действительно заботится о тебе, стараясь сделать быт лёгким и комфортным как-то не получалось, зато можно было почитать об этом в прессе.


В многие крупные города имели собственные Дома моделей . Модные показы и, так называемые, творческие отчёты для населения проводились даже в сельских Домах культуры. Так что посмотреть на модную одежду и узнать о том, чем занимаются модельеры-конструкторы, мог каждый советский труженик. Такие показы обязательно сопровождались комментариями искусствоведа, рассказывающего не только о демонстрируемых моделях и новых тенденциях моды, но и о том, что такое хороший вкус, как найти свой стиль, что можно сочетать в комплекте одежды и чего следует избегать.



Главным учреждением, определяющим направление официальной моды, был ОДМО – Общесоюзный Дом Моделей одежды в Москве . В Доме моделей работали самые крупные профессионалы модельного дела - Вера Аралова, Тамара Файдель, Лина Телегина, Татьяна Осьмеркина, Елена Стерлигова, Александр Игманд и многие другие советские модельеры. В 1965 году в ОДМО пришел работать молодой модельер Слава Зайцев, ставший одной из самых значимых фигур в истории отечественного модельного бизнеса. Его творческие разработки еще в период СССР были замечены на Западе. В 1965 -1968 годах за создание «Русской серии» французская пресса назовет Зайцева «Красным Диором».



Вектор моды для всей страны задавал и ВИАЛЕГПРОМ. В СССР существовал Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) - орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. У Госплана была целая структура организаций, одной них был Государственный комитет по легкой промышленности, в который, в свою очередь, входил ВИАЛЕГПРОМ - Всесоюзный институт ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды.

На методические показы ВИАЛЕГПРОМа съезжались представители Домов моделей со всей страны. Возвращаясь из Москвы, они информировали свои рабочие коллективы о «центральной установке» и принимались за создание новых коллекций. В ВИАЛЕГПРОМе можно было под расписку получить для ознакомления образцы импортной одежды, некоторые из них с целью изучения разрешалось распарывать. Отечественные конструкторы одежды, в работах которых чувствовалось влияние зарубежных модельеров, подвергались критики идеологического отдела ЦК КПСС. В прессе то и дело появлялись статьи об отсутствии собственного взгляда и подражательстве Западу.

У ВИАЛЕГПРОМа было издание «Модная одежда» - каталог моделей одежды, рекомендованных методическим совещанием специалистов Домов моделей союзных республик. Такой каталог издавался ежегодно, он включал в себя модели одежды крупнейших Домов моделей СССР «наиболее ярко характеризующих направления моды в одежде». Достать такой каталог было очень сложно, так как его тираж был всего 10 000 экземпляров. Кроме того, для Общесоюзного Дома моделей и других моделирующих организаций издавалась брошюра «Мода за рубежом», где излагались главные мировые тенденции, и публиковалась подборка фотографий из таких журналов, как «Vogue», « L"Officiel», «Elle», «l"art et la mode» и др.

«Как свидетельствует кино и литература…, к концу 1950-х – началу 1960-х годов возникает необходимость проведения более четкой границы между сферами интимного переживания и публичного поведения. Постепенно утверждается представление об исключительности любовного чувства. Любовь описывается как противоречащая логике, не подчиняющаяся власти обстоятельств, любовь оказывается сильнее самого любящего» (Н. Борисова, «Люблю – и ничего больше. Советская любовь 1960-1980-х гг»/ СССР : Территория любви, С. 42)

Модель любви и образы влюбленных изменяются в первую очередь в литературе и кинематографе. В качестве героев любовных сюжетов начинают появляться герои, не обладающие моральным авторитетом – как в фильме М. Калатозова «Летят журавли», где слабая девушка выходит замуж за брата своего жениха-солдата, не выдержав одиночества и тягот жизни в тылу. Однако «аналогию между ее изменой и изменой Родине провести невозможно», как пишет Н. Борисова. В литературе новой, оттепельной волны (например, в повестях В. Аксенова «Звездный билет» или «Коллеги») героями становятся молодые люди, любовь которых имеет собственную логику и игнорирует политическую и социальную необходимость.

В 1961 году выходит фильм Ю. Райзмана «А если это любовь?» с сюжетом о первой школьной любви, которую уничтожило «общественное мнение» в лице учителей и соседей. Впервые на экране были вскрыты конфликты частного и коллективного, интимного и публичного в советском социуме. По сюжету фильма грубое вмешательство («грязные подозрения») взрослых в отношения влюбленных школьников приводят к тому, что героиня пытается совершить самоубийство, навсегда разочаровывается в любви и «взрослеет» — т.е. становится усталой и равнодушной. Фильм был заведомо полемичен и породил яростные дискуссии в прессе и среди зрителей.

«Оттепельное» кино поднимает целый ряд связанных с частной жизнью тем, которым ранее не было места на экране.

«Постепенно появлялись.. новые сюжеты, вводящие в поле зрения кинематографа …сложные, подчас неразрешимые житейские ситуации… Так, появляются сюжеты, связанные с уходом мужчины из семьи и разводом («Испытание верности», «Судьба Марины». В фильмах «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате» возникает сюжет о женской измене… Впервые анализируются проблемы разновозрастной любви, т.е. отношений между очень молодой девушкой и взрослым мужчиной («Чистое небо», «Девчата», «Доживем до понедельника»), любви вне брака («Девять дней одного года», «Еще раз про любовь», «Июльский дождь»), брака по расчету («Разные судьбы», «Медовый месяц», «Четыре страницы одной молодой жизни»)… Становится очень популярной не появлявшаяся ранее тема школьной любви («Повесть о первой любви», «Дикая собака Динго», «Доживем до понедельника») » (Т. Дашкова «Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года» / СССР : Территория любвиС. 158)

Для разговора о любви в кино и литературе вновь становится значимой тема сексуальной близости.

«Вопрос, показывать или не показывать, говорить или нет об эротике и сексуальности, для литературы и кино как таковой не ставился. Важнее было решить, как говорить и что показывать. По логике сюжета секс был, как правило, необходим, с точки зрения советской эстетики – невозможен… Искусство 60-х было вынуждено изобретать особые приемы визуализации и описания эротических действий и обнаженного тела…» (Н. Борисова, С. 44)

Борисова отмечает, что даже намеки на сексуальную близость героев, которые сегодняшний зритель может просто не «прочесть», были достаточно сильным шоком для зрителей 60-х, т.к. искусство сталинской эпохи «знало только сублимированный эрос, в основном эрос труда ».

«Метаморфозы советской любви, половинчатые в период «оттепели», в 1970-х годах достигают своего апогея… Любовь перестает быть маркером, выделяющим лучшего стахановца или настоящего советского человека… Любимый или любимая …могут обладать качествами, которые в кино и литературе 1930-50-х годов привели бы их к любовному фиаско, а то и в стан классовых врагов. Но в сюжетах «оттепели» и, в еще большей мере, в эпоху застоя любимым может быть каждый: и алкоголик, и бездельник, и аморальная личность. Но и любовь теперь иная. Даже оставаясь небезответной, она не подразумевает непреложного советского счастья » (Н. Борисова, С. 45-46).

Далее Н. Борисова пишет, что в сталинском и раннеоттепельном кинематографе любовь была чувством объединяющим, утверждая тем самым «безграничную сочетаемость советских людей»: любовь соединяла сердца кавказского пастуха и русской свинарки (Свинарка и пастух, 1941), горожанина и деревенской девушки (Алешкина любовь, 1960), а также представителей разных социальных классов, например, учительницу и рабочего в фильмах «Падение Берлина» (1949) и «Весна на Заречной улице» (1956). С начала 70-х все больше сюжетов развивают проблему советского социального неравенства:

«Виктор Розов осуждает стяжательство представителей номенклатуры, описывая миры мальчика из элитарной семьи и дочери продавщицы как смежные, но взаимонепроницаемые («Гнездо глухаря», 1978)… Золотая молодежь встречается с обитателями окраинных высоток в фильме «Курьер» (1987) ». Оказывается, что представители разных социальных групп говорят о любви на разных языках… (Н. Борисова, С. 46)

Так «советская любовь» трансформируется в искусстве 70-х в «правду о любви» — рассказ о чувствах и конфликтах, приближенных к позднесоветской реальности. Это значит, что в ряде фильмов периода «застоя» можно увидеть как ушедшие вместе с советским строем реалии быта и социальной жизни, так и актуальные конфликты, понятные также современным зрителям.

Фильмы:

  • Урок жизни (реж. Ю. Райзман, 1955)
  • Сорок первый (реж. Г. Чухрай, 1957)
  • Летят журавли (реж. М. Калатозов, 1957)
  • А если это любовь? (реж. Ю. Райзман, 1961)
  • (реж. А. Кончаловский, 1967, вып. 1987)
  • Три тополя на Плющихе (реж. Т. Лиознова, 1967)
  • Июльский дождь (реж. М. Хуциев, 1967)
  • Мне двадцать лет (реж. М. Хуциев, 1964)
  • Доживем до понедельника (реж. С. Ростоцкий, 1968)
  • Еще раз про любовь (реж. Г. Натансон, 1968)
  • Романс о влюбленных (реж. А. Кончаловский, 1974)
  • Осень (реж. А. Смирнов, 1974)
  • Странная женщина (реж. Ю. Райзман, 1977)
  • Калина красная (реж. В. Шукшин, 1974)
  • Чучело (реж. Р. Быков, 1983)
  • Валентин и Валентина (реж. Г. Натансон, 1985)

Ольга Романова

Немецкое студенческое движение в 1960 х годах являлось многослойным политическим движением, занимавшееся радикальной критикой и борьбой с режимом ФРГ в 1950 60 е годы. Оно представляло собой часть международного студенческого движения,… … Википедия

1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 См. также: Другие события в 1960 году История железнодорожного транспорта в 1960 году История общественного транспорта в 1960 году В этой статье перечисляются основные события из истории метрополитенов … Википедия

1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 См. также: Другие события в 1960 году Другие события в истории метрополитена Другие события железнодорожного транспорта В этой статье перечисляются основные события из истории общественного … Википедия

XX век: 1960 1969 годы 1940 е · 1950 е 1960 е 1970 е · 1980 е 1960 · 1961 · 1962 · 1963 · 1964 · 1965 · 1966 · 1967 · 1968 · … Википедия

1958 – 1959 1960 1961 – 1962 См. также: Другие события в 1960 году В 1960 году были различные научные и технологические события, некоторые из которых представлены ниже. Содержание 1 События … Википедия

1958 1959 1960 1961 1962 Портал:Театр См. также: Другие события в 1960 году События в музыке и События в кино Содержание … Википедия

Годы в литературе XX века. 1960 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия

Годы 1956 · 1957 · 1958 · 1959 1960 1961 · 1962 · 1963 · 1964 Десятилетия 1940 е · 1950 е 1960 е 1970 е · 1980 е … Википедия

1958 1959 1960 1961 1962 См. также: Другие события в 1960 году … Википедия

1958 1959 1960 1961 1962 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1960 году История метрополитена в 1960 году … Википедия

Книги

  • , Азов Андрей. В книге рассматриваются события из истории раннего советского переводоведения. Обсуждается, как с 1920-х по 1950-1960-е годы в теоретических и критических работах, посвященных переводу,…
  • Поверженные буквалисты. Из истории художественного перевода в СССР в 1920-1960-е годы , А. Г. Азов. В книге рассматриваются события из истории раннего советского переводоведения. Обсуждается, как с 1920-х по 1950-1960-е годы в теоретических и критических работах, посвященных переводу,…