Иван трофимович выглядел очень суровым долгое время. Отсутствие вашей судимости- это не ваша заслуга,а наша недоработка.Ф.Э.Дзержинский. Между Дмитрием и Петром

За прошедшие пару недель судьба подарила мне череду фантастических встреч и знакомств. В самом конце ноября мне посчастливилось повстречаться с удивительным, интереснейшим человеком, тольяттинцем — Иваном Трофимовичем Душариным .

Иван Душарин — легендарный альпинист, покоритель высочайших вершин, среди которых и Эверест (трижды), и К2 (Чогори) . Человек невероятного мужества, целеустремленности, великодушия. Кроме того — он великолепный рассказчик. Его повествованиями о восхождениях, о горах способен заслушаться даже человек никогда в горах не бывавший.

Горы — его все! Он живет ими! И они выковали его характер, просеяли через мелкое сито ценности и принципы, определили взгляды на многие жизненные аспекты. В его мире гор совершенно иные взаимоотношения среди людей. В них ценится правда, искренность, взаимовыручка, надежность, взаимопонимание. Кто-то скажет, что все это ценится в любой среде. Ценится, но как часто забывается и игнорируется. А в горах это основа выживания.

Слушая Ивана Душарина начинаешь осознавать, как смешно можем выглядеть со стороны мы, тепличные жители мегаполисов, когда меряемся своей «крутизной» посредством престижных марок машин и пр. Вступить в единоборство с силами природы, преодолеть себя, преодолеть смертельный страх и опасности и достичь цели, доказав, что человек способен побеждать даже в зоне смерти (считается, что горы свыше 8000 метров принадлежат больше космосу, чем Земле, а значит жизни) и это, на мой взгляд, действительно круто! В мире Душарина слезы не есть проявление слабости, а наоборот — это проявление силы, великодушия, человечности.

Кроме всего прочего, Иван Трофимович пишет книги и, конечно, их тема — горы. Книги не изобилуют лирикой. Возможно кому-то они покажутся суховатыми, но зато пропитаны любовью к горам, их красоте, величию, и раскрывают иные грани человеческого общения. Его последняя книга «Сталкеры высокогорья» рассказывает о восхождениях на Эверест, К2 и другие вершины. Я не знаю, насколько доступны книги Душарина в продаже, но, я уверен, их прочтение точно не будет бесполезным. Лично меня в «Сталкерах высокогорья» впечатлила именно сухая выжимка событий и переплетение взаимоотношений в экспедиции.

Иван Трофимович Душарин, российский альпинист, МСМК по альпинизму, трижды восходитель на Эверест, восходитель на К2 (до 8000 м), Нангапарбат, Чо-Ойю. Совершил двадцать семь восхождений на семитысячники. Автор книг «У каждого свой Эверест», «По струне через бездну».

НИКТО НЕ ЛЮБИТ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. А ГОРЫ ОЧЕНЬ ХОРОШО УЧАТ ЭТО ДЕЛАТЬ. В условиях ограниченных ресурсов (квалификации, времени, погоды, сил, еды) ты должен принять единственное верное решение. Часто не только за себя, но и за команду. Этот навык дорогого стоит в обычной жизни.

ВЫСОТА - ОСОБАЯ СРЕДА. Даже вода и воздух мягче и проще для человека, чем горы. Горы очень агрессивны, переменчивы. И здесь все зависит только от тебя. Да, есть коммерческие экспедиции, где провешены перила, шерпы несут груз и кислород, но ноги ты переставляешь сам. И никто вместо тебя это не сделает.

ЗДЕСЬ СРАЗУ ЗАМЕТНО, ЧТО ТЫ УМЕЕШЬ. Высота требует автоматического исполнения навыков, освоенных внизу. Ни времени, ни, главное, сил не будет на то, чтобы сделать плохо, сделать неправильно, сделать кое-как. Ты работаешь как робот, выполняя заложенную программу.

Погибает тот, кто не прошел базовую подготовку, у кого нет навыка оценки ситуации и прогноза.

АЛЬПИНИЗМ ВООБЩЕ ОЧЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Я всегда вспоминаю первую советскую экспедицию на Эверест. Кто был ее руководителем? – Академик Тамм. Кто был ее старшим тренером? Доктор технических наук Овчинников. В команде было двенадцать кандидатов наук!

ГОРЫ СРАЗУ ПОКАЗЫВАЮТ "КТО ЕСТЬ КТО". Они «шлифуют» тебя как человека. Ты долгое время находишься в группе без возможности перестать общаться, уйти. При этом ты зависишь от этих людей, и они зависят от тебя. Волей неволей, ты учишься терпению и пониманию.

Я познакомился со своей женой на сборах. Она сама спортсменка, инструктор альпинизма, вовремя, к счастью, переключившаяся на воспитание детей. Так вот, она не стала, как многие жены «вытаскивать» меня из моего дела.

МУЖЧИНА ДОЛЖЕН ИМЕТЬ МУЖСКОЕ ДЕЛО . Сидеть с удочкой на реке, качать железо, ходить в горы. Если вы лишаете его этого – вы через какое-то время не узнаете того человека, которого когда-то полюбили. Пусть он ходит в горы, если он это любит.

Проходя карнизы (нависания) в какой-то момент тебе нужно шагнуть в пропасть и на веревке отделиться от стены, зависнуть и продолжить подъем с жумаром. Когда мы были на Чанга-Бэнг, где было много таких карнизов, я понял, что С ВОЗРАСТОМ ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ ВОЗРАСТАЕТ . И только из-за того, что надо делать работу, ты шагаешь в эту пустоту.

Однажды во время подъема на Чанга-Бэнг мне пришлось долгое время провести в неподвижном состоянии, ожидая, пока команда наверху поставит платформу. Вышла заминка, ждать пришлось долго, я начал замерзать.

Я ПОНЯЛ ТОГДА, КАК СТРАШНО, КОГДА ТЫ МЕДЛЕННО УМИРАЕШЬ . В какой-то момент мне захотелось перерезать веревку и все закончить.
Вот из-за этого случая я все-время говорю, что САМООБЛАДАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО , которое развивает альпинизм. Нужно уметь владеть собой.

Бывало ли страшно? Однажды на К2 сошла небольшая лавина и тащила меня вместе с собой, пока мне не удалось задержаться. Когда борешься за жизнь, то не испытываешь страха.
ПОТОМУ ЧТО БОРЬБА - ЭТО ЖИЗНЬ . Страх приходит потом, вместе с осознанием того, что произошло.

ВЫ ХОТИТЕ ПОДНЯТЬСЯ НА ЭВЕРЕСТ? Не торопитесь, сходите хотя бы два семитысячника. Ваше отношение к высоте очень сильно изменится.

тПЦДЕОЙЕ ФТБДЙГЙЙ

ч ЫФБВ ЧПЪДХЫОПК БТНЙЙ РТЙВЩМ Ч ОБЪОБЮЕООПЕ ЧТЕНС. рТЕДУФБЧЙМУС ЛПНБОДХАЭЕНХ ЗЕОЕТБМ-МЕКФЕОБОФХ БЧЙБГЙЙ о. ж. рБРЙЧЙОХ, Б ПФ ОЕЗП ЪБЫЕМ Ч РПМЙФПФДЕМ. иПФЕМПУШ ХЪОБФШ, ЛФП ВХДЕФ НПЙН ЪБНЕУФЙФЕМЕН РП РПМЙФЙЮЕУЛПК ЮБУФЙ. нОЕ ОБЪЧБМЙ ЗЧБТДЙЙ РПДРПМЛПЧОЙЛБ лБМХЗЙОБ йЧБОБ фТПЖЙНПЧЙЮБ. дБМЙ ЕНХ ЛТБФЛХА ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ: ОБЪОБЮЕО У ДПМЦОПУФЙ ЪБНРПМЙФБ РПМЛБ, ОБ «ЙМЕ» МЕФБЕФ ОЕРМПИП, ЧПЕЧБМ ОБ мЕОЙОЗТБДУЛПН ЖТПОФЕ. «ьФП ИПТПЫП, ЮФП УБН МЕФБЕФ, - ОЕЧПМШОП РПДХНБМ С. - фБЛПЗП МЕФЮЙЛЙ ВЩУФТЕЕ РПМАВСФ».

хРТБЧМЕОЙЕ 335-К ЫФХТНПЧПК БЧЙБГЙПООПК ДЙЧЙЪЙЙ ТБУРПМБЗБМПУШ Ч ДЕТЕЧОЕ мПЗПЧП, РТЙАФЙЧЫЕКУС НЕЦДХ ДЧХИ ЧЩУПФПЛ. рП РТЙВЩФЙЙ ФХДБ С УТБЪХ ЦЕ РПЙОФЕТЕУПЧБМУС, ЗДЕ ЦЙЧЕФ ЗЧБТДЙЙ РПДРПМЛПЧОЙЛ лБМХЗЙО. нОЕ ХЛБЪБМЙ ОБ ЛТБКОАА ЙЪВХ. рПДИПЦХ Й ЧЙЦХ ОБ ЛТЩМШГЕ ЛПТЕОБУФПЗП ЮЕМПЧЕЛБ Ч МЕФОПК ЛХТФЛЕ.

ЙЧБО фТПЖЙНПЧЙЮ? - УРТБЫЙЧБА.

ДБ, - ПФЧЕЮБЕФ ПО, РПЧЕТОХЧ ЛП НОЕ ПВЧЕФТЕООПЕ МЙГП.

ВХДЕН ЪОБЛПНЩ. оБЪОБЮЕО ЛПНБОДЙТПН ЧБЫЕК ДЙЧЙЪЙЙ.

нЩ РПЦБМЙ ДТХЗ ДТХЗХ ТХЛЙ.

уФПСМБ ЗМХВПЛБС ПУЕОШ 1943 ЗПДБ. вЩМП ИПМПДОП, ХЦЕ РПТПЫЙМ УОЕЦПЛ. ч РПМЕФЕ С ОЕНОПЗП ПЪСВ. йЧБО фТПЖЙНПЧЙЮ, ЧЙДЙНП, ЪБНЕФЙМ ЬФП Й РТЕДМПЦЙМ:

ЪБКДЕНФЕ ЛП НОЕ, РПРШЕН ЮБКЛХ.

ч ЙЪВЕ ОБ ЦЕУФСОПК РЕЮЛЕ-ЧТЕНСОЛЕ РЩИФЕМ ЮБКОЙЛ. лПЗДБ НЩ ТБЪДЕМЙУШ, С ХЧЙДЕМ ОБ ЗТХДЙ Х лБМХЗЙОБ ДЧБ ПТДЕОБ лТБУОПЗП ъОБНЕОЙ, ПТДЕО лТБУОПК ъЧЕЪДЩ Й НЕДБМШ «ъБ ПФЧБЗХ».

«вЩЧБМЩК ЮЕМПЧЕЛ», - НЕМШЛОХМБ Х НЕОС НЩУМШ. й С УТБЪХ РТПОЙЛУС УЙНРБФЙЕК Л йЧБОХ фТПЖЙНПЧЙЮХ.

ъБ ЮБЕН ПО ЪОБЛПНЙМ НЕОС У ДЙЧЙЪЙЕК, У МАДШНЙ, ЛПФПТЩНЙ ОБН ЧНЕУФЕ РТЕДУФПСМП ТХЛПЧПДЙФШ. тБУУЛБЪБМ, РТБЧДБ, УЛХРП, Й П ФПН, ЛБЛ ЪБЭЙЭБМ мЕОЙОЗТБД. с ЕНХ ФПЦЕ РПЧЕДБМ П ВПСИ РПД фХМПК, пТМПН Й вТСОУЛПН. юЕН ВПМШЫЕ С ХЪОБЧБМ ЬФПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ФЕН УЙМШОЕЕ ПО НОЕ ОТБЧЙМУС. ъБ ТБЪЗПЧПТПН РТПУЙДЕМЙ ДПРПЪДОБ. йДФЙ Ч ЫФБВ ВЩМП ХЦЕ РПЪДОП, Й С ЪБОПЮЕЧБМ Х лБМХЗЙОБ.

рПФЕЛМЙ ОБРТСЦЕООЩЕ ФТХДПЧЩЕ ВХДОЙ. лПОЕГ 1943 ЗПДБ Й ОБЮБМП 1944-ЗП НЩ ХУЙМЕООП ЗПФПЧЙМЙУШ Л чЙФЕВУЛП-рПМПГЛПК ПРЕТБГЙЙ. чЧПДЙМЙ Ч УФТПК НПМПДЕЦШ, МЕФБМЙ РТЙ ФБЛПК РПЗПДЕ, РТЙ ЛПФПТПК Ч НЙТОПЕ ЧТЕНС ДБЦЕ ЮЕИМЩ У УБНПМЕФПЧ ОЕ УОЙНБАФ.

ч УЧСЪЙ У ФЕН ЮФП ЧУЕ «УФБТЙЮЛЙ» ХМЕФЕМЙ ЪБ ОПЧЩНЙ УБНПМЕФБНЙ, ОБН У йЧБОПН фТПЖЙНПЧЙЮЕН РТЙЫМПУШ МЕФБФШ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЙОУФТХЛФПТПЧ. у ХФТБ ДП РПЪДОЕЗП ЧЕЮЕТБ ОЕ ЧЩМЕЪБМЙ ЙЪ ЛБВЙОЩ. еЗП БЧФПТЙФЕФ ЛБЛ МЕФБАЭЕЗП РПМЙФТБВПФОЙЛБ, ЪБНЕФОП РПЧЩЫБМУС. нЕОС ЬФП ТБДПЧБМП. ч ХЮЕВЕ МЙЮОЩК РТЙНЕТ ОХЦЕО, ЛБЛ Ч ВПА.

ч ИПДЕ ПВХЮЕОЙС НПМПДЕЦЙ С ИПТПЫП ХЪОБМ Й ЙОЦЕОЕТБ ДЙЧЙЪЙЙ ЙОЦЕОЕТ-РПДРПМЛПЧОЙЛБ чМБДЙУМБЧБ еЧЗЕОШЕЧЙЮБ фЙФПЧБ. х ОЕЗП ВЩМП НОПЗП ПВЭЕЗП У лБМХЗЙОЩН. фБЛБС ЦЕ РТПУФПФБ Ч ПВТБЭЕОЙЙ У МАДШНЙ, ФБЛБС ЦЕ ПВЯЕЛФЙЧОПУФШ Ч ПГЕОЛЕ УЧПЙИ Й ЮХЦЙИ ДЕМ. дБЦЕ ТПУФПН ПОЙ НБМП ПФМЙЮБМЙУШ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ.

фЙФПЧ ПЪОБЛПНЙМ НЕОС УП ЫФБФОЩН ТБУРЙУБОЙЕН ФЕИОЙЮЕУЛПЗП УПУФБЧБ УПЕДЙОЕОЙС, ДБМ РПДТПВОХА ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ УЧПЙН ЪБНЕУФЙФЕМСН, ЙОЦЕОЕТБН РПМЛПЧ Й ЬУЛБДТЙМЙК, ФЕИОЙЛБН ЪЧЕОШЕЧ. ьФП ВЩМЙ МАДЙ, ПВМБДБАЭЙЕ ВПМШЫЙН ПРЩФПН ТБВПФЩ.

оБ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ УПЕДЙОЕОЙС ОБН ПФЧЕМЙ ЧУЕЗП НЕУСГ. б РПФПН НЩ ДПМЦОЩ ВЩМЙ РТЙОСФШ ХЮБУФЙЕ Ч ВПСИ. юФПВЩ ХМПЦЙФШУС Ч ПФЧЕДЕООЩК УТПЛ, РТЙЫМПУШ ЧУЕ ЪБДБЮЙ ТЕЫБФШ ПДОПЧТЕНЕООП: ЛПНРМЕЛФПЧБФШ РПМЛЙ, ЬУЛБДТЙМШЙ Й ВБФБМШПОЩ БЬТПДТПНОПЗП ПВУМХЦЙЧБОЙС, ОБМБЦЙЧБФШ ТБВПФХ ЫФБВПЧ, ПТЗБОЙЪПЧЩЧБФШ РЕТЕЗПОЛХ УБНПМЕФПЧ У ЪБЧПДПЧ, ЧЧПДЙФШ Ч УФТПК МЕФЮЙЛПЧ, РТЙВЩЧБАЭЙИ ЙЪ ХЮЙМЙЭ.

пЮЕОШ ЬОЕТЗЙЮОП ЧЪСМЙУШ ЪБ ДЕМП ЙОЦЕОЕТ-РПДРПМЛПЧОЙЛ чМБДЙУМБЧ еЧЗЕОШЕЧЙЮ фЙФПЧ Й ЕЗП ЪБНЕУФЙФЕМШ РП ЧППТХЦЕОЙА НБКПТ бфу йМШС бТУЕОШЕЧЙЮ вБТБОАЛ. ъБВПФ Х ОЙИ ВЩМП НОПЗП. фТЕВПЧБМПУШ ХЛПНРМЕЛФПЧБФШ УБНПМЕФОЩК РБТЛ, ОБМБДЙФШ ТБВПФХ ЧУЕК ЙОЦЕОЕТОП-ФЕИОЙЮЕУЛПК УМХЦВЩ.

ч ФТЈИ РПМЛБИ ОБУЮЙФЩЧБМПУШ ФПЗДБ 126 УБНПМЕФПЧ. йЪ ОЙИ ФПМШЛП 8 УФПСМЙ ОБ БЬТПДТПНЕ. пУФБМШОЩЕ ЦЕ ВЩМЙ ТБЪВТПУБОЩ Ч ТБЪОЩИ НЕУФБИ Ч ТБДЙХУЕ 50-70 ЛЙМПНЕФТПЧ. ьФП ФЕ, ЛПФПТЩЕ РТПЙЪЧЕМЙ ЧЩОХЦДЕООХА РПУБДЛХ. рТЙОБДМЕЦБМЙ ПОЙ, ЛПОЕЮОП, ОЕ ОБЫЕК ДЙЧЙЪЙЙ Й ОЕ ПДОПК, Б ОЕУЛПМШЛЙН ЮБУФСН. йИ ФПМШЛП ЪБРЙУБМЙ ЪБ ОБНЙ, РПУЛПМШЛХ НЩ ОБЮБМЙ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ.

оБ ЛБЦДЩК ЮЙУМСЭЙКУС ЪБ УПЕДЙОЕОЙЕН УБНПМЕФ ОХЦОП ВЩМП УПУФБЧЙФШ ФЕИОЙЮЕУЛХА ДПЛХНЕОФБГЙА. б НБЫЙОЩ, УПЧЕТЫЙЧЫЙЕ ЧЩОХЦДЕООХА РПУБДЛХ, РПДМЕЦБМЙ ФЭБФЕМШОПНХ ПУНПФТХ ТХЛПЧПДСЭЙНЙ ТБВПФОЙЛБНЙ ФЕИОЙЛП-ЬЛУРМХБФБГЙПООПК УМХЦВЩ РПМЛПЧ. фПМШЛП РПУМЕ ЬФПК РТПГЕДХТЩ НЕИБОЙЛ УБНПМЕФБ ПФРТБЧМСМУС Ч ЬЧБЛХБГЙПООХА ЛПНБОДХ, Б ПФФХДБ У ЕЕ РТЕДУФБЧЙФЕМЕН Л НЕУФХ ЧЩОХЦДЕООПК РПУБДЛЙ...

лБЛ С ХЦЕ УЛБЪБМ, РПЧТЕЦДЕООЩИ УБНПМЕФПЧ, РЕТЕДБООЩИ ЙЪ ДТХЗЙИ ЮБУФЕК, ЪБ ДЙЧЙЪЙЕК ЮЙУМЙМПУШ 118. пОЙ ОЕ ФПМШЛП ДПУФБЧМСМЙ НБУУХ ИМПРПФ, ОП Й ЧЩОХЦДБМЙ ОБУ ПФЧМЕЛБФШ ОБ ЙИ ПИТБОХ Й РЕТЕДБЮХ НОПЗП ГЕООЩИ УРЕГЙБМЙУФПЧ.

ч ЬФПФ ОБРТСЦЕООЩК ПТЗБОЙЪБГЙПООЩК РЕТЙПД ОЕНБМП ЪБВПФ ВЩМП Й Х РПМЙФТБВПФОЙЛПЧ. рПДРПМЛПЧОЙЛ лБМХЗЙО, НПЦОП УЛБЪБФШ, ОЕ ЧЩМЕЪБМ ЙЪ РПМЛПЧ: ЧЩУФХРБМ У ДПЛМБДБНЙ, РТПЧПДЙМ ВЕУЕДЩ У РБТФЙКОЩН БЛФЙЧПН, РПНПЗБМ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ РБТФЙКОЩИ Й ЛПНУПНПМШУЛЙИ УПВТБОЙК. еЗП ТБВПФБ, Ч ЛПФПТПК ПО РПУФПСООП ПРЙТБМУС ОБ ЛПННХОЙУФПЧ Й ЛПНУПНПМШГЕЧ, УЩЗТБМБ ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ЧБЦОХА ТПМШ Ч НПВЙМЙЪБГЙЙ МЙЮОПЗП УПУФБЧБ ОБ ПУЧПЕОЙЕ ОПЧПК ФЕИОЙЛЙ, Ч РПЧЩЫЕОЙЙ ВПЕЧПК ЗПФПЧОПУФЙ ДЙЧЙЪЙЙ.

рПНОА, РПМХЮЙМЙ НЩ РПУМЕДОАА РБТФЙА ЫФХТНПЧЙЛПЧ. чЩЪЩЧБА ЙОЦЕОЕТБ ДЙЧЙЪЙЙ фЙФПЧБ Й ЗПЧПТА ЕНХ, ЮФП ОБДП РПДЗПФПЧЙФШ ЬФЙ НБЫЙОЩ Л РПМЕФБН.

НЕИБОЙЛЙ ЕЭЕ ОП РТЙВЩМЙ, ФЕ, ЛПФПТЩЕ РТЙОЙНБМЙ УБНПМЕФЩ ОБ ЪБЧПДЕ, - ПФЧЕЮБЕФ чМБДЙУМБЧ еЧЗЕОШЕЧЙЮ. - пОЙ ЧЕТОХФУС ЮЕТЕЪ ДЧПЕ УХФПЛ.

фЕТСФШ ЧТЕНС НЩ ОЕ НПЗМЙ. рТЙЗМБЫБА й. ф. лБМХЗЙОБ, ЛПФПТЩК Ч ЬФПФ ТБЪ ОБИПДЙМУС Ч ЫФБВЕ. чНЕУФЕ У ОЙН РТЙЫЕМ Й ЛПНБОДЙТ РПМЛБ зЕТПК уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ РПДРПМЛПЧОЙЛ ч. з. вПМПФПЧ. с ПВЯСУОЙМ ЙН ПВУФБОПЧЛХ Й РПРТПУЙМ ЙИ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПЕ НОЕОЙЕ.

НПЦЕФ ВЩФШ, ДТХЗЙЕ НЕИБОЙЛЙ УНПЗХФ РПДЗПФПЧЙФШ ЬФЙ НБЫЙОЩ, - УЛБЪБМ лБМХЗЙО. - оБДП РПЗПЧПТЙФШ У ЛПННХОЙУФБНЙ.

ЧЕТОП! - РПДДЕТЦБМ ЕЗП вПМПФПЧ. - лУФБФЙ, УЕЗПДОС Ч ОБЫЕН РПМЛХ РБТФУПВТБОЙЕ. чПФ Й РПУФБЧЙН ЬФПФ ЧПРТПУ.

рТЙЪОБФШУС, С ХУПНОЙМУС Ч РТБЧЙМШОПУФЙ ФБЛПЗП ЫБЗБ Й ОЕ ТБУУЮЙФЩЧБМ, ЮФП ЪБЧФТБ НЩ УНПЦЕН ПРТПВПЧБФШ Ч ЧПЪДХИЕ РТЙВЩЧЫЙЕ У ЪБЧПДБ ЫФХТНПЧЙЛЙ. оБИПДЙЧЫЙЕУС ЪДЕУШ НЕИБОЙЛЙ УБНПМЕФПЧ ВЩМЙ РЕТЕЗТХЦЕОЩ. пОЙ ПВУМХЦЙЧБМЙ РП ДЧЕ, Б ФП Й РП ФТЙ НБЫЙОЩ. уРБФШ ЙН РТЙИПДЙМПУШ УБНПЕ ВПМШЫЕЕ РСФШ ЮБУПЧ Ч УХФЛЙ. рП 15 ЮБУПЧ ПОЙ ЕЦЕДОЕЧОП ТБВПФБМЙ ОБ НПТПЪЕ.

дПЛМБД ОБ РБТФЙКОПН УПВТБОЙЙ УДЕМБМ РПДРПМЛПЧОЙЛ вПМПФПЧ. пО ЗПЧПТЙМ П ЪБДБЮБИ, ЛПФПТЩЕ РПУФБЧМЕОЩ РЕТЕД ЛПННХОЙУФБНЙ РПМЛБ ОБ ЪБЧЕТЫБАЭЕН ЬФБРЕ РПДЗПФПЧЛЙ Л РТЕДУФПСЭЙН ВПСН. ъБФЕН ЧЩУФХРЙМ лБМХЗЙО. пО РТЙЪЧБМ МЕФЮЙЛПЧ РПНПЮШ ФЕИОЙЛБН Й НЕИБОЙЛБН РПВЩУФТЕЕ ЧЧЕУФЙ Ч УФТПК УБНПМЕФЩ, РТЙВЩЧЫЙЕ У ЪБЧПДБ. лПННХОЙУФЩ РПДДЕТЦБМЙ ЬФП РТЕДМПЦЕОЙЕ Й РТЙОСМЙ УППФЧЕФУФЧХАЭХА ТЕЪПМАГЙА.

рТСНП У УПВТБОЙС МАДЙ ПФРТБЧЙМЙУШ ОБ БЬТПДТПН. ч ЪЕНМСОЛБИ ПУФБМЙУШ МЙЫШ ФЕ, ЛПФПТЩЕ ОБИПДЙМЙУШ Ч УХФПЮОПН ОБТСДЕ. мЕФЮЙЛЙ ФТХДЙМЙУШ ОБТБЧОЕ У ФЕИОЙЛБНЙ Й НЕИБОЙЛБНЙ. л ДЧХН ЮБУБН ОПЮЙ ЧУЕ ЫФХТНПЧЙЛЙ ВЩМЙ РПДЗПФПЧМЕОЩ Л РПМЕФБН.

хУРЕЫОП РТПИПДЙМБ Й ТБВПФБ РП ЧЧПДХ Ч УФТПК НПМПДЩИ МЕФЮЙЛПЧ. пУПВЕООП ИПЮЕФУС ПФНЕФЙФШ ХУЕТДЙЕ ЛБРЙФБОПЧ р. бТЕЖШЕЧБ, ж. уБДЮЙЛПЧБ, б. нЙТПОПЧБ, о. нБЛБТПЧБ, УФБТЫЙИ МЕКФЕОБОФПЧ лТЩМС, фБТБЛБОПЧБ, мБВЪХЛПЧБ.

ъБЧЕТЫБМБУШ РПДЗПФПЧЛБ Л чЙФЕВУЛП-рПМПГЛПК ПРЕТБГЙЙ. оБЫБ ДЙЧЙЪЙС ДПМЦОБ ВЩМБ ЫФХТНПЧЩНЙ ХДБТБНЙ У ЧПЪДХИБ ПВЕУРЕЮЙФШ ЧЧПД Ч РТПТЩЧ 1-ЗП лТБУОПЪОБНЕООПЗП ФБОЛПЧПЗП ЛПТРХУБ. у ХЮЕФПН ЬФПК ЪБДБЮЙ НЩ ОЕ ФПМШЛП РТПЧПДЙМЙ РПМЕФЩ, ОП УФТПЙМЙ ЧУА ХЮЕВОП-ЧПУРЙФБФЕМШОХА ТБВПФХ.

пФТБВБФЩЧБС У НПМПДЕЦША ОБЙВПМЕЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩЕ НЕФПДЩ ВПЕЧПЗП РТЙНЕОЕОЙС ЫФХТНПЧЙЛБ, НЩ ФЧПТЮЕУЛЙ ЙУРПМШЪПЧБМЙ ВПЕЧПК ПРЩФ, ОБЛПРМЕООЩК ЛБЛ ОБЫЙНЙ ЬЛЙРБЦБНЙ, ФБЛ Й МЕФЮЙЛБНЙ ДТХЗЙИ ЮБУФЕК, УФБТБМЙУШ ТЕЫЙФЕМШОП ПФИПДЙФШ ПФ ЫБВМПООЩИ РТЙЕНПЧ.

фБЛ, ОБРТЙНЕТ, ЙЪМАВМЕООЩН НЕФПДПН ЫФХТНПЧЙЛБ ФПЗДБ УЮЙФБМУС - «У ЛТХЗБ РП ПДОПНХ». уБНПМЕФЩ РТЙИПДЙМЙ Ч ЪБДБООЩК ТБКПО, УФБОПЧЙМЙУШ Ч ЛТХЗ Й РППЮЕТЕДОП РТПЙЪЧПДЙМЙ БФБЛЙ. йОПЗДБ ЬЛЙРБЦЙ ДЕМБМЙ РП ЧПУЕНШ ЪБИПДПЧ, ЛБЦДЩК ТБЪ РПДЧЕТЗБС УЕВС ПРБУОПУФЙ. ьЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ФБЛЙИ ХДБТПЧ ОЙ Ч ЛБЛПЕ УТБЧОЕОЙЕ ОЕ ЫМБ У ОБМЕФБНЙ Ч УПУФБЧЕ ЪЧЕОБ, ЬУЛБДТЙМШЙ, РПМЛБ. уМПЧПН, НЕФПД «У ЛТХЗБ РП ПДОПНХ» ОЕ РПЪЧПМСМ ВЙФШ ЧТБЗБ ЛХМБЛПН.

рТЙЧЕДХ ФБЛПК РТЙНЕТ. лПНБОДЙТ БЧЙБГЙПООПК ЫФХТНПЧПК ДЙЧЙЪЙЙ ф. ПФДБМ РТЙЛБЪ ОБОЕУФЙ ХДБТ РП УЙМШОП ХЛТЕРМЕООПНХ ХЪМХ ПВПТПОЩ РТПФЙЧОЙЛБ. лБЦДПНХ ЬЛЙРБЦХ, УПЗМБУОП УХЭЕУФЧПЧБЧЫЕК ФБЛФЙЛЕ, РТЕДУФПСМП РТПЙЪЧЕУФЙ ЧПУЕНШ ЪБИПДПЧ ОБ ГЕМШ. чУЕ МЕФЮЙЛЙ ВЩМЙ УНЕМЩНЙ, ДЙУГЙРМЙОЙТПЧБООЩНЙ, ПОЙ ЧЩРПМОЙМЙ РТЙЛБЪ, ОП ЛБЛПК ГЕОПК.

рТПФЙЧОЙЛ ДПЧПМШОП ВЩУФТП ЙЪХЮЙМ ОБЫХ ФБЛФЙЛХ Й ВЕЪ ФТХДБ Л ОЕК РТЙУРПУПВЙМУС. чЕДШ ЧУЕ УБНПМЕФЩ РЙЛЙТПЧБМЙ ОБ ГЕМШ У ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ ОБРТБЧМЕОЙС Й РТЙНЕТОП У ПДОПК Й ФПК ЦЕ ЧЩУПФЩ. рТЙУФТЕМСЧЫЙУШ, ЗЙФМЕТПЧГЩ ВХЛЧБМШОП Ч ХРПТ ОБЮБМЙ ВЙФШ РП ОБЫЙН ЫФХТНПЧЙЛБН. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЗТХРРБ РПОЕУМБ ВПМШЫЙЕ Й ОЕПРТБЧДБООЩЕ РПФЕТЙ. чПФ Л ЮЕНХ РТЙЧЕМЙ ДЕКУФЧЙС РП ЫБВМПОХ.

б ЮФП ЦЕ РТЕДМБЗБМЙ НЩ ЧНЕУФП УХЭЕУФЧХАЭЕЗП НЕФПДБ БФБЛЙ? нЩ РТЙЫМЙ Л ЧЩЧПДХ, ЮФП НБОЕЧТ ДПМЦЕО ПФЧЕЮБФШ ИБТБЛФЕТХ ЧЩРПМОСЕНПК ЪБДБЮЙ, ПРТЕДЕМСФШУС ЛПОЛТЕФОЩНЙ ХУМПЧЙСНЙ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ТБЪНЕТБНЙ ГЕМЙ. еУМЙ ЬФП ОЕПВИПДЙНП, НПЦОП БФБЛПЧБФШ ЧТБЗБ У ИПДХ, Й ОЕ ФПМШЛП РБТБНЙ, ЪЧЕОШСНЙ, ОП Й ЧУЕК ЬУЛБДТЙМШЕК. ъБЮЕН УЛПЧЩЧБФШ ЗТХРРХ РТЕУМПЧХФЩН «ЛТХФПН»?

фБЛПК УРПУПВ ЧЩЗПДЕО ЧП НОПЗЙИ ПФОПЫЕОЙСИ. пО ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ЧОЕЪБРОПУФШ БФБЛ, ДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ОБТБЭЙЧБФШ УЙМХ ХДБТПЧ, ПФЛТЩЧБЕФ ЬЛЙРБЦБН РТПУФПТ ДМС РТПСЧМЕОЙС УБНПУФПСФЕМШОПУФЙ Й ЙОЙГЙБФЙЧЩ. оЕНБМПЧБЦОП Й ФП, ЮФП БФБЛПЧБООЩК У ТБЪОЩИ ЧЩУПФ Й ОБРТБЧМЕОЙК РТПФЙЧОЙЛ МЙЫБЕФУС ЧПЪНПЦОПУФЙ ЧЕУФЙ РП ЫФХТНПЧЙЛБН РТЙГЕМШОЩК ПЗПОШ.

рТЕДМПЦЕООБС ОБНЙ УИЕНБ БФБЛЙ ЧЩЗМСДЕМБ РТЙНЕТОП ФБЛ. рЕТЧЩК УБНПМЕФ, РЙЛЙТХС ОБ ГЕМШ, ПВУФТЕМЙЧБЕФ ЕЕ ТЕБЛФЙЧОЩНЙ УОБТСДБНЙ, ОБ ЧЩИПДЕ УВТБУЩЧБЕФ ВПНВЩ. чФПТПК ЫФХТНПЧЙЛ ЙМЙ РБТБ ОБОПУЙФ ВПНВПЧЩК ХДБТ, Б ОБ ЧЩИПДЕ ЙЪ БФБЛЙ ХОЙЮФПЦБЕФ РТПФЙЧОЙЛБ РХЫЕЮОП-РХМЕНЕФОЩН ПЗОЕН. пУПВЕООП ЬФПФ ВПЕЧПК РПТСДПЛ ПРТБЧДЩЧБМ УЕВС РТЙ ДЕКУФЧЙСИ ВПМШЫЙНЙ ЗТХРРБНЙ. лБЦДЩК ЫФХТНПЧЙЛ ЙНЕЕФ ОБ ЧППТХЦЕОЙЙ 2 РХЫЛЙ, 2 РХМЕНЕФБ, 8 ТЕБЛФЙЧОЩИ УОБТСДПЧ Й 600 ЛЙМПЗТБННПЧ ВПНВ. оЕФТХДОП УЕВЕ РТЕДУФБЧЙФШ, ЛБЛПК УЙМЩ ХДБТ НПЦЕФ ОБОЕУФЙ, УЛБЦЕН, ЬУЛБДТЙМШС, ОБУЮЙФЩЧБАЭБС 12 УБНПМЕФПЧ.

оБ ПДОПК МЕФОП-ФБЛФЙЮЕУЛПК ЛПОЖЕТЕОГЙЙ С ЧЩУФХРЙМ У ДПЛМБДПН П ВПЕЧПН РТЙНЕОЕОЙЙ ЫФХТНПЧЙЛПЧ. рТЙУХФУФЧПЧБЧЫЙК РТЙ ЬФПН ЗЕОЕТБМ-РПМЛПЧОЙЛ БЧЙБГЙЙ ж. с. жБМБМЕЕЧ ДБМ ЧЩУПЛХА ПГЕОЛХ ОБЫЙН РПЙУЛБН Й ОБИПДЛБН Ч ФБЛФЙЛЕ.

Л 4 ДЕЛБВТС 1943 ЗПДБ 335-С ЫФХТНПЧБС БЧЙБГЙПООБС ДЙЧЙЪЙС ВЩМБ РПМОПУФША УЖПТНЙТПЧБОБ. оБУ ЪБЮЙУМЙМЙ Ч ТЕЪЕТЧ ЛПНБОДПЧБОЙС ЖТПОФБ. дП ЧЕУОЩ 1944 ЗПДБ УПЕДЙОЕОЙЕ Ч ВПСИ РПЮФЙ ОЕ ХЮБУФЧПЧБМП, ЕУМЙ ОЕ УЮЙФБФШ ПФДЕМШОЩИ ЧЩМЕФПЧ ОБ ТБЪЧЕДЛХ. нЩ Ч ПУОПЧОПН ТБВПФБМЙ, ЛБЛ ЗПЧПТЙФУС, ОБ НПМПДЩИ МЕФЮЙЛПЧ, ХЮЙМЙ ЙИ, ЗПФПЧЙМЙ НПТБМШОП. х ОЙИ ЧПЪОЙЛБМП НОПЦЕУФЧП УБНЩИ ТБЪМЙЮОЩИ ЧПРТПУПЧ.

рПНОА, РПДПЫМЙ ЛП НОЕ ОБ БЬТПДТПНЕ ФТЙ НМБДЫЙИ МЕКФЕОБОФБ, ИПФСФ ЮФП-ФП УРТПУЙФШ, ОП ОЕ ТЕЫБАФУС. оБЛПОЕГ чМБДЙНЙТ зХМСЕЧ ПУНЕМЕМ, УРТБЫЙЧБЕФ:

ФПЧБТЙЭ РПМЛПЧОЙЛ, ЧПФ ЧЩ МЕФБЕФЕ ХЦЕ НОПЗП МЕФ, ХЮБУФЧПЧБМЙ Ч УПЧЕФУЛП-ЖЙОУЛПК ЧПКОЕ. уЛБЦЙФЕ, ЧПМОХЕФЕУШ ЧЩ РЕТЕД ВПЕЧЩН ЧЩМЕФПН?

чПМОХАУШ МЙ? л ЮЕНХ ВТБЧЙТПЧБФШ.

ЛПОЕЮОП, ДБ, - ПФЧЕЮБА зХМСЕЧХ. - чУЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, ОБ ЛБЛПЕ ЪБДБОЙЕ ЙДЕЫШ.

рПУЮЙФБЧ ЧПРТПУ зХМСЕЧБ ОЕ ФПМШЛП ХНЕУФОЩН, ОП Й ЧБЦОЩН, С ТЕЫЙМ РПВЕУЕДПЧБФШ У НПМПДЩНЙ МЕФЮЙЛБНЙ ОБ ЪБФТПОХФХА ФЕНХ. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП ТБЪЯСУОЙМ, ЮФП ЧПМОЕОЙЕ ОЕ УМЕДХЕФ УНЕЫЙЧБФШ УП УФТБИПН. чПМОЕОЙЕ НПЦЕФ ЙУРЩФЩЧБФШ МАВПК ЮЕМПЧЕЛ У ОПТНБМШОПК РУЙИЙЛПК.

уБДЙЫШУС Ч ЛБВЙОХ Й ОБЮЙОБЕЫШ ЧПМОПЧБФШУС. рПФПНХ ЮФП ЪОБЕЫШ: ЪБДБОЙЕ УМПЦОПЕ, УПРТСЦЕООПЕ У ПРБУОПУФСНЙ. оП ЧПФ ЪБРХУФЙМ ДЧЙЗБФЕМШ, ОБЮБМ ТБВПФБФШ У РТЙВПТБНЙ, Й ЧПМОЕОЙЕ РТПРБДБЕФ. фЕРЕТШ ФЩ ЪБОСФ ДЕМПН Й ЧЕУШ ПФДБЕЫШУС ЕНХ. б Ч РПМЕФЕ ФЩ ЛБЛ ВЩ УМЙЧБЕЫШУС У УБНПМЕФПН, УФБОПЧЙЫШУС ЕЗП НПЪЗПН. лПЗДБ ЦЕ МЕФЮЙЛ ЙДЕФ Ч БФБЛХ, ЕНХ ЧППВЭЕ ОЕЛПЗДБ ДХНБФШ П ЮЕН-ФП РПУФПТПООЕН. еЗП ОЕТЧЩ ОБРТСЦЕОЩ ДП РТЕДЕМБ, ЛБЦДЩК НХУЛХМ РПДЮЙОЕО БФБЛЕ. ч ФБЛПК ПВУФБОПЧЛЕ ДБЦЕ ФПФ НПМПДПК МЕФЮЙЛ, ЛПФПТЩК РЕТЕД ЧЩМЕФПН ЙУРЩФЩЧБМ ЮХЧУФЧП УФТБИБ, УХНЕЕФ РТЕПДПМЕФШ ЕЗП.

оЕ ЪОБА, ОБУЛПМШЛП РТПЖЕУУЙПОБМШОЩ ВЩМЙ НПЙ УХЦДЕОЙС У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РУЙИПМПЗБ, ОП ЛБЛ МЕФЮЙЛ, НОЕ ЛБЦЕФУС, С ТБУУХЦДБМ РТБЧЙМШОП. нПМПДЕЦШ ПУФБМБУШ ДПЧПМШОБ ВЕУЕДПК, Б С УДЕМБМ ДМС УЕВС ЧЩЧПД: ОБ ЬФХ ФЕНХ ОЕПВИПДЙНП РПФПМЛПЧБФШ УП ЧУЕНЙ ОПЧЙЮЛБНЙ. ч ФПФ ЦЕ ДЕОШ ЛПНБОДЙТБН РПМЛПЧ Й РПМЙФТБВПФОЙЛБН ВЩМЙ ДБОЩ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ХЛБЪБОЙС.

дМС ЧПУРЙФБОЙС Х НПМПДЩИ МЕФЮЙЛПЧ ЧЩУПЛЙИ НПТБМШОЩИ ЛБЮЕУФЧ НЩ ЫЙТПЛП ЙУРПМШЪПЧБМЙ РПХЮЙФЕМШОЩЕ РТЙНЕТЩ ЙЪ ВПЕЧПК РТБЛФЙЛЙ ФЕИ ЮБУФЕК, ЛПФПТЩЕ ЧМЙМЙУШ Ч ОБЫХ ДЙЧЙЪЙА. рТБЧДБ, ПОЙ РТЙЫМЙ Л ОБН НБМПЮЙУМЕООЩНЙ, НОПЗЙЕ, УМХЦЙЧЫЙЕ ФБН, ЗЕТПКУЛЙ РПЗЙВМЙ ЙМЙ ЧЩВЩМЙ РП ТБОЕОЙА. оП РПДЧЙЗЙ ЙИ ПУФБМЙУШ ОБЧЕЮОП Ч УМБЧОПК МЕФПРЙУЙ ЧПКОЩ, УФТБОЙГЩ, ОБРЙУБООЩЕ ЙИ ЛТПЧША, УФБМЙ РЕТЧЩНЙ Ч ЙУФПТЙЙ ДЙЧЙЪЙЙ.

чЕУОПК 1944 ЗПДБ Ч УПУФБЧ ОБЫЕЗП УПЕДЙОЕОЙС ЧМЙМУС 6-К нПУЛПЧУЛЙК ЗЧБТДЕКУЛЙК ЫФХТНПЧПК БЧЙБРПМЛ. пДОП ОБЙНЕОПЧБОЙЕ ЕЗП ЪЧХЮБМП ЛБЛ УФТПЛБ ЙЪ ЗЙНОБ НХЦЕУФЧХ Й НБУФЕТУФЧХ. бЧЙБФПТЩ ЬФПК ЮБУФЙ ЗЕТПКУЛЙ УТБЦБМЙУШ У ЧТБЗПН Ч УБНЩК ФТХДОЩК РЕТЙПД ПВПТПОЩ УФПМЙГЩ. рПД ЛПНБОДПЧБОЙЕН НБКПТБ тЕКОП ПОЙ ЗТПНЙМЙ ФБОЛПЧЩЕ ЛПМПООЩ зХДЕТЙБОБ, ХЮБУФЧПЧБМЙ Ч ХОЙЮФПЦЕОЙЙ ДТХЗЙИ ЮБУФЕК РТПФЙЧОЙЛБ ОБ РПДУФХРБИ Л нПУЛЧЕ. рПМЛХ ВЩМЙ РТЙУЧПЕОЩ ЪЧБОЙЕ «ЗЧБТДЕКУЛЙК» Й ОБЙНЕОПЧБОЙЕ «нПУЛПЧУЛЙК».

рТПРБЗБОДЕ РПДЧЙЗПЧ ЗЧБТДЕКГЕЧ НЩ ПФЧПДЙМЙ ВПМШЫПЕ НЕУФП Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ЧПУРЙФБФЕМШОПК ТБВПФЕ. п ОЙИ ЗПЧПТЙМПУШ ОБ РБТФЙКОЩИ Й ЛПНУПНПМШУЛЙИ УПВТБОЙСИ, РЙУБМПУШ Ч УФЕООЩИ ЗБЪЕФБИ Й ВПЕЧЩИ МЙУФЛБИ, ПТЗБОЙЪПЧЩЧБМЙУШ РЕТЕДБЮЙ РП ТБДЙП Й ВЕУЕДЩ БЗЙФБФПТПЧ.

нОПЗП УМБЧОЩИ ДЕМ УПЧЕТЫЙМ ЛБРЙФБО о. й. юХЧЙО. ч ПДОПН ЙЪ РПМЕФПЧ ОБ ТБЪЧЕДЛХ ПО, ЧПЪЧТБЭБСУШ У ЪБДБОЙС, ЧУФТЕФЙМУС У ДЕУСФША «НЕУУЕТЫНЙФФБНЙ». хЛМПОЙФШУС ПФ ВПС ВЩМП ОЕЧПЪНПЦОП, Й оЙЛПМБК йЧБОПЧЙЮ РТЙОСМ ТЕЫЕОЙЕ БФБЛПЧБФШ РТПФЙЧОЙЛБ. йУРПМШЪХС РТЕЧПУИПДУФЧП Ч ЧЩУПФЕ, ПО ХДБТЙМ ЙЪ РХЫЕЛ Й РХМЕНЕФПЧ РП ЧЕДХЭЕНХ РЕТЧПК РСФЕТЛЙ. чТБЦЕУЛЙК УБНПМЕФ ЧУРЩИОХМ Й ЛТХФП РПЫЕМ Л ЪЕНМЕ. пУФБМШОЩЕ «НЕУУЕТЩ» ОБВТПУЙМЙУШ ОБ ЫФХТНПЧЙЛБ. оП ФХФ УП УФПТПОЩ УПМОГБ ЙИ БФБЛПЧБМБ РСФЕТЛБ ОБЫЙИ ЙУФТЕВЙФЕМЕК, УПРТПЧПЦДБЧЫЙИ ТБЪЧЕДЮЙЛБ. чОЕЪБРОЩН ХДБТПН ПОЙ УВЙМЙ ЕЭЕ ДЧБ «НЕУУЕТБ». рПФЕТС ФТЕИ УБНПМЕФПЧ, Ч ФПН ЮЙУМЕ ЧЕДХЭЕЗП, ПВЕУЛХТБЦЙМБ ПУФБЧЫЙИУС ЗЙФМЕТПЧГЕЧ, Й ПОЙ, РТЕЛТБФЙЧ РТЕУМЕДПЧБОЙЕ ЫФХТНПЧЙЛБ, РПУРЕЫЙМЙ УЛТЩФШУС.

уИЧБФЛБ У ЧТБЗПН РТПЙЪПЫМБ РПД фХМПК. оБЫЙ УБНПМЕФЩ ЧЪСМЙ ЛХТУ ОБ УЧПК БЬТПДТПН. рТЙ РПДИПДЕ Л ЦЕМЕЪОПДПТПЦОПК УФБОГЙЙ зПТВБЮЕЧЕ оЙЛПМБК юХЧЙО ХЧЙДЕМ РПЦБТ. зПТЕМП ЛБЛПЕ-ФП ЪДБОЙЕ. б ОБ РХФСИ УФПСМЙ ОБЫЙ ЦЕМЕЪОПДПТПЦОЩЕ УПУФБЧЩ. оБ ПФЛТЩФЩИ РМБФЖПТНБИ НПЦОП ВЩМП ТБЪЗМСДЕФШ ПТХДЙС Й ФБОЛЙ. чЙДЙНП, ЬФБ ФЕИОЙЛБ ОБРТБЧМСМБУШ ЪБЭЙФОЙЛБН нПУЛЧЩ.

чДТХЗ юХЧЙО ЪБНЕФЙМ Ч ЧПЪДХИЕ ЗТХРРХ ЧТБЦЕУЛЙИ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ. пОЙ ДЕМБМЙ ЪБИПД ДМС ПЮЕТЕДОПЗП ВПНВПЧПЗП ХДБТБ РП ЦЕМЕЪОПДПТПЦОПК УФБОГЙЙ. ьФПЗП ДПРХУФЙФШ ВЩМП ОЕМШЪС.

ОБД УФБОГЙЕК «АОЛЕТУЩ», БФБЛХКФЕ! - ЛТЙЛОХМ РП ТБДЙП юХЧЙО УПРТПЧПЦДБАЭЙН ЕЗП ЙУФТЕВЙФЕМСН.

оБЫЙ «СЛЙ» ЧТЕЪБМЙУШ Ч УФТПК ОЕНЕГЛЙИ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ Й ПДОПЗП ЙЪ ОЙИ УВЙМЙ. пУФБМШОЩЕ УПНЛОХМЙУШ Й, ПФУФТЕМЙЧБСУШ, РПЧЕТОХМЙ ОБ ЪБРБД. й ЧУЕ-ФБЛЙ УПЧЕФУЛЙН ЙУФТЕВЙФЕМСН ХДБМПУШ ХОЙЮФПЦЙФШ ЕЭЕ ПДЙО а-87.

фБЛ ЪБЧЕТЫЙМУС РПМЕФ оЙЛПМБС йЧБОПЧЙЮБ юХЧЙОБ. пО ОЕ ФПМШЛП ХУРЕЫОП ЧЩРПМОЙМ ЪБДБОЙЕ ОБ ЧПЪДХЫОХА ТБЪЧЕДЛХ, ОП Й УХНЕМ УВЙФШ ЧТБЦЕУЛЙК УБНПМЕФ.

рТЙНЕТЩ НХЦЕУФЧБ Й НБУФЕТУФЧБ РПЛБЪЩЧБМ Ч ВПСИ ЪБ нПУЛЧХ Й ЛПНБОДЙТ 6-ЗП нПУЛПЧУЛПЗП ЗЧБТДЕКУЛПЗП РПМЛБ (ФПЗДБ ПО ВЩМ 215 ЙБР) НБКПТ мЕПОЙД дБЧЩДПЧЙЮ тЕКОП. пДОБЦДЩ ЕЗП ЗТХРРБ ОБОЕУМБ НПЭОЩК ХДБТ РП ЧТБЦЕУЛПНХ БЬТПДТПНХ, ТБУРПМБЗБЧЫЕНХУС РПД уНПМЕОУЛПН. рТЙ ЧЩИПДЕ ЙЪ БФБЛЙ ЪЕОЙФОЩК УОБТСД ХЗПДЙМ Ч ИЧПУФПЧХА ЮБУФШ НБЫЙОЩ НБКПТБ тЕКОП. оП ПО ЛБЛ ОЙ Ч ЮЕН ОЕ ВЩЧБМП РТЙЛБЪБМ РПЧФПТЙФШ ЪБИПД. оБ БЬТПДТПНЕ ЧПЪОЙЛМЙ ОПЧЩЕ ПЮБЗЙ РПЦБТБ. зПТЕМЙ УБНПМЕФЩ ОБ УФПСОЛЕ, ГЙУФЕТОЩ У ЗПТАЮЙН, ЧЪМЕФЕМ ОБ ЧПЪДХИ УЛМБД ВПЕРТЙРБУПЧ.

чП ЧТЕНС ЧФПТПЗП ЪБИПДБ Ч УБНПМЕФ ЧЕДХЭЕЗП РПРБМ ЕЭЕ ПДЙО ЪЕОЙФОЩК УОБТСД, ОБ ЬФПФ ТБЪ Ч МЕЧХА РМПУЛПУФШ. нБЫЙОБ УФБМБ ЕЭЕ НЕОЕЕ ХУФПКЮЙЧПК. оП, ПИЧБЮЕООЩК ВПЕЧЩН БЪБТФПН, ЛПНБОДЙТ РТПДПМЦБМ ЫФХТНПЧЛХ. фТЕФШЙН УОБТСДПН ТБЪВЙМП ПВФЕЛБФЕМШ ЧЙОФБ УБНПМЕФБ, Й ПО УФБМ РПЮФЙ ОЕХРТБЧМСЕН. пДОБЛП Й ОБ ЬФПФ ТБЪ тЕКОП ОЕ РПЛЙОХМ НБЫЙОХ. рЕТЕФСОХЧ ЮЕТЕЪ МЙОЙА ЖТПОФБ, ПО РПУБДЙМ ЕЕ ОБ ЖАЪЕМСЦ. уБН мЕПОЙД дБЧЩДПЧЙЮ РТПУФП ЮХДПН ПУФБМУС ЦЙЧ.

чФПТПК ОБМЕФ ОБ БЬТПДТПН РТПЙЪЧЕМБ ЧПУШНЕТЛБ, ЧЕДПНБС УФБТЫЙН МЕКФЕОБОФПН б. е. оПЧЙЛПЧЩН. еК ФБЛЦЕ ХДБМПУШ РТПЙЪЧЕУФЙ ОЕУЛПМШЛП ЪБИПДПЧ. чЩМЕФ ЧТБЦЕУЛПК БЧЙБГЙЙ ОБ нПУЛЧХ ВЩМ УПТЧБО.

чП ЧТЕНС ОБМЕФБ ФТЙ ОБЫЙИ МЕФЮЙЛБ РПМХЮЙМЙ ТБОЕОЙС. оП ОЙ ПДЙО ЙЪ ОЙИ ОЕ РТЕЛТБФЙМ ЫФХТНПЧЛЙ. чУЕ ЧПУЕНШ ЬЛЙРБЦЕК ЧПЪЧТБФЙМЙУШ ОБ УЧПА ВБЪХ. чУЛПТЕ РБТФЙЪБОЩ ДПОЕУМЙ, ЮФП ОБЫЙ ЫФХТНПЧЙЛЙ ХОЙЮФПЦЙМЙ 45 УБНПМЕФПЧ, 4 ВЕОЪПГЙУФЕТОЩ, 2 УЛМБДБ У ВПЕРТЙРБУБНЙ, ДЕУСФЛЙ УПМДБФ Й ПЖЙГЕТПЧ РТПФЙЧОЙЛБ.

цЕУФПЛБС БТЙЖНЕФЙЛБ ЧПКОЩ. рТЙВЕЗБС Л ОЕК Ч ВЕУЕДБИ, ОБЫЙ ЛПНБОДЙТЩ Й РПМЙФТБВПФОЙЛЙ ТБЪЯСУОСМЙ НПМПДЩН МЕФЮЙЛБН, ЮФП ОЕ РП ДПВТПК ЧПМЕ НЩ УФБМЙ ЪБОЙНБФШУС ФБЛЙНЙ РПДУЮЕФБНЙ. оБУ ЧЩОХДЙМЙ Л ЬФПНХ ОЕНЕГЛП-ЖБЫЙУФУЛЙЕ ЪБИЧБФЮЙЛЙ. нЩ ПФУФБЙЧБМЙ ТПДОХА ЪЕНМА, НЩ НУФЙМЙ ПЛЛХРБОФБН ЪБ ЗЙВЕМШ ВПЕЧЩИ ФПЧБТЙЭЕК, ЪБ НХЛЙ Й УФТБДБОЙС УПЧЕФУЛЙИ МАДЕК.

дПВМЕУФШ, ПФЧБЗБ Й ЧПЙОУЛПЕ НБУФЕТУФЧП БЧЙБФПТПЧ 6-ЗП нПУЛПЧУЛПЗП ЗЧБТДЕКУЛПЗП ЫФХТНПЧПЗП БЧЙБГЙПООПЗП РПМЛБ ЧДПИОПЧМСМЙ ОБЫХ НПМПДЕЦШ. тЕВСФБ ЧУЕ ЛБЛ ПДЙО ТЧБМЙУШ Ч ВПК.

ЧЙФЕВУЛП-рПМПГЛБС ПРЕТБГЙС ОБЮБМБУШ 23 ЙАОС 1944 ЗПДБ. рЕТЧЩК ФБОЛПЧЩК ЛПТРХУ, ЛПФПТЩК НЩ РПДДЕТЦЙЧБМЙ, РПМХЮЙМ ЪБДБЮХ РПУМЕ РТПТЩЧБ ЧТБЦЕУЛПК ПВПТПОЩ Ч ТБКПОЕ уЙТПФЙОП ЧПКФЙ Ч ПВТБЪПЧБЧЫХАУС ВТЕЫШ ДМС ТБЪЧЙФЙС ХУРЕИБ ОБУФХРМЕОЙС Ч ОБРТБЧМЕОЙЙ вЕЫЕОЛПЧЙЮЙ - вПКЮЕКЛПЧП. лПНБОДПЧБМ ЙН ЗЕОЕТБМ-МЕКФЕОБОФ ФБОЛПЧЩИ ЧПКУЛ ч. ч. вХФЛПЧ, ЧПМЕЧПК Й ЪОБАЭЙК ЛПНБОДЙТ. чЩУПЛЙК, ЫЙТПЛПРМЕЮЙК, У ЗХУФЩНЙ ЮЕТОЩНЙ ВТПЧСНЙ, ЛПФПТЩЕ ЮБУФП ИНХТЙМ, ПО РТПЙЪЧПДЙМ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ УХТПЧПЗП. оБ УБНПН ЦЕ ДЕМЕ чБУЙМЙК чБУЙМШЕЧЙЮ ВЩМ ИПФС Й ФТЕВПЧБФЕМШОЩН, ОП ДПВТЩН, ПФЪЩЧЮЙЧЩН.

рЕТЕД 335-К ЫФХТНПЧПК БЧЙБГЙПООПК ДЙЧЙЪЙЕК ЛПНЛПТ РПУФБЧЙМ ЪБДБЮХ РПДБЧЙФШ ПЗОЕЧЩЕ УТЕДУФЧБ РТПФЙЧОЙЛБ Ч НЕЦПЪЕТОПН ДЕЖЙМЕ, ОБ РХФЙ РТПДЧЙЦЕОЙС ВТЙЗБДЩ РПМЛПЧОЙЛБ л. рЕФТПЧУЛПЗП. пО УЛБЪБМ НОЕ:

ОЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ОЕМШЪС ДПРХУФЙФШ, ЮФПВЩ РТПФЙЧОЙЛ ЧЪПТЧБМ ЪБ УПВПК НПУФ ЮЕТЕЪ ъБРБДОХА дЧЙОХ. рЕТЕРТБЧБ РПЪЧПМЙФ ФБОЛЙУФБН У ИПДХ ЪБИЧБФЙФШ БЬТПДТПН вЕЫЕОЛПЧЙЮЙ, ДПЪБРТБЧЙФШ ФБН ФБОЛЙ ФТПЖЕКОЩН ЗПТАЮЙН Й ЧЩКФЙ ОБ ПРЕТБФЙЧОЩК РТПУФПТ.

Б ДБМШЫЕ, - ЪБНЕФЙМ С, - ВХДЕН ЧЪБЙНПДЕКУФЧПЧБФШ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ПВУФБОПЧЛЙ. у ЬФПК ГЕМША НЩ ОБРТБЧЙН Л ЧБН УЧПЙИ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК - РПМЛПЧОЙЛБ у. ч. юЕТОПНПТПЧБ Й ЛБРЙФБОБ ч. т. рТПГЕОЛП.

РТБЧЙМШОП, - УПЗМБУЙМУС ЛПНЛПТ.

чЕТОХЧЫЙУШ Ч ДЙЧЙЪЙА, С УПВТБМ ЛПНБОДЙТПЧ РПМЛПЧ Й РПУФБЧЙМ ЙН ЪБДБЮЙ.

уЛБЦХ УТБЪХ: ЪБНЩУЕМ ЛПНБОДПЧБОЙС У ОЕЛПФПТЩНЙ ЛПТТЕЛФЙЧБНЙ, ЧОЕУЕООЩНЙ У ХЮЕФПН УМПЦЙЧЫЕКУС ПВУФБОПЧЛЙ, НЩ ЧЩРПМОЙМЙ. фБОЛЙУФЩ УЕТДЕЮОП ВМБЗПДБТЙМЙ МЕФЮЙЛПЧ.

рЕТЕД РТБЧЩН ЖМБОЗПН ЛПТРХУБ ВЩМП РПДБЧМЕОП ОЕ НЕОЕЕ ЮЕФЩТЕИ БТФЙММЕТЙКУЛЙИ ВБФБТЕК. ъДЕУШ ДЕКУФЧПЧБМ 683-К ЫФХТНПЧПК БЧЙБГЙПООЩК РПМЛ. еЗП ЬЛЙРБЦЙ У ХФТБ ДП ЧЕЮЕТБ, РПЛБ РПЪЧПМСМП УЧЕФМПЕ ЧТЕНС ДОС, ЫФХТНПЧБМЙ ПЗОЕЧЩЕ ФПЮЛЙ РТПФЙЧОЙЛБ, ТБУРПМПЦЕООЩЕ Х НПУФБ ЮЕТЕЪ ъБРБДОХА дЧЙОХ. у ЧПЪДХИБ ИПТПЫП ТБЪМЙЮБМЙУШ ОЕ ФПМШЛП ТБЪВЙФБС ФЕИОЙЛБ, ОП ДБЦЕ ФТХРЩ ЧТБЦЕУЛЙИ УПМДБФ. чТБЗХ ОЕ ХДБМПУШ ЧЪПТЧБФШ РЕТЕРТБЧХ. чУЛПТЕ РП ОЕК РТПЫМЙ ОБЫЙ ФБОЛЙ Й РЕИПФБ. рТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ ЬФПК ЪБДБЮЙ ПУПВЕООП ПФМЙЮЙМЙУШ ЛПНБОДЙТЩ ЬУЛБДТЙМЙК Й ЧЕДХЭЙЕ ЗТХРР з. дЕОЙУПЧ, в. рБДБМЛП, у. лПЧБМШЮЙЛ, р. бОДТЕЕЧ, ч. уХВВПФЙО, ч. тЩЮЛПЧ Й ДТХЗЙЕ.

ч ИПДЕ ВПС НОЕ ДПМПЦЙМЙ, ЮФП 6-К ЗЧБТДЕКУЛЙК РПМЛ ОЕ НПЦЕФ ЧЪМЕФЕФШ ДМС ЧЩРПМОЕОЙС ЪБДБЮЙ. бЬТПДТПН ПВУФТЕМЙЧБЕФ ЧТБЦЕУЛЙК ВТПОЕРПЕЪД. чЩУЩМБА ОБ ЬФХ ГЕМШ ЬУЛБДТЙМША ЛБРЙФБОБ з. н. дЕОЙУПЧБ. уДЕМБЧ ЮЕФЩТЕ ЪБИПДБ, ПОБ ЪБУФБЧЙМБ ХНПМЛОХФШ РХЫЛЙ ВТПОЕРПЕЪДБ. 6-К ЗЧБТДЕКУЛЙК РПМЛ ОЕНЕДМЕООП ЧЩМЕФЕМ ОБ ЪБДБОЙЕ.

хУРЕИ Ч ЬФЙИ ВПСИ ВЩМ ДПУФЙЗОХФ ХУЙМЙСНЙ ЧУЕЗП МЙЮОПЗП УПУФБЧБ ДЙЧЙЪЙЙ. рПМЛПЧОЙЛ у. юЕТОПНПТПЧ Й ЛБРЙФБО ч. рТПГЕОЛП ЙУЛХУОП ОБЧПДЙМЙ УБНПМЕФЩ ОБ ГЕМШ, Б ЛПНБОДЙТЩ РПМЛПЧ ч. з. вПМПФПЧ, о. ч. вПКЛПЧ Й о. р. ъБЛМЕРБ ХНЕМП ТХЛПЧПДЙМЙ ВПЕН. зЕТПЙЪН Й ЧЩУПЛПЕ НБУФЕТУФЧП РТПСЧЙМЙ МЕФЮЙЛЙ р. бТЕЖШЕЧ, б. нЙТПОПЧ, о. нБЛБТПЧ, ж. уБДЮЙЛПЧ, р. нБФЛПЧ, з. дЕОЙУПЧ, й. рБЧМПЧ, у. бЖБОБУШЕЧ, й. ыБВЕМШОЙЛПЧ, ч. оЕЮБЕЧ, у. сОЛПЧУЛЙК, ч. лХЪОЕГПЧ, й. уПМСЗЙО, у. лПЧБМШЮЙЛ Й НОПЗЙЕ, НОПЗЙЕ ДТХЗЙЕ.

рТБЧДБ, Л ТБДПУФЙ РПВЕДЩ РТЙНЕЫЙЧБМБУШ УЛПТВШ П РПЗЙВЫЙИ ВПЕЧЩИ ДТХЪШСИ - ЫФХТНПЧЙЛБИ Й ФБОЛЙУФБИ, вЩМЙ ФСЦЕМП ТБОЕОЩ ЛПНБОДЙТ ЛПТРХУБ ЗЕОЕТБМ ч. ч. вХФЛПЧ Й ЛПНБОДЙТ ФБОЛПЧПК ВТЙЗБДЩ РПМЛПЧОЙЛ л. рЕФТПЧУЛЙК.

уЮЙФБА ХНЕУФОЩН РПНСОХФШ ЪДЕУШ ДПВТЩН УМПЧПН ЗЕТПЕЧ-ФБОЛЙУФПЧ уЕТЗЕС бЖБОБУШЕЧБ, вПТЙУБ тБУФТПРПРПЧБ, дНЙФТЙС чЩДТЕОЛЕ, оЙЛПМБС рЙУБТЕОЛП, нЙИБЙМБ уЕТЗЕЕЧБ, бЖБОБУЙС юЙОПЧБ, бМЕЛУБОДТБ хДПЧЮЕОЛП, чЙЛФПТБ лБЫЙИЙОБ Й бМЕЛУЕС вХМБОПЧЙЮБ. нОЕ НОПЗП ТБУУЛБЪЩЧБМЙ ПВ ЙИ ДПВМЕУФЙ. хНЕМП ТХЛПЧПДЙМЙ ВПЕН ЛПНБОДЙТЩ ВТЙЗБД р. й. вБООЙЛПЧ Й б. й. уБННЕТ. уМПЧПН, МЕФЮЙЛЙ Й ФБОЛЙУФЩ ПЛБЪБМЙУШ ДПУФПКОЩНЙ ДТХЗ ДТХЗБ.

Деревня Середка — родина сказителя Ивана Трофимовича Рябинина. Эта деревня, как и Гарницы, расположена на Большом Клименецком острове. Здесь родился и провел годы молодости второй представитель рябининской эпической традиции — Иван Трофимович Рябинин (1844-1908 гг.). До 1878 года И. Т. Рябинин жил в деревне Середка в доме отца; после женитьбы переселился в деревню Гарницы Сенногубского погоста.

Широкую известность И. Т. Рябинину принесли многочисленные выступления с пением былин в России и за рубежом.

Первая поездка сказителя для ознакомления соотечественников с памятниками древнерусской словесности состоялась в январе 1893 года. В Петербурге слушателями заонежского певца были члены Русского географического общества, преподаватели и студенты университета и средних учебных заведений.
И. Е. Репин, присутствовавший на одном из выступлений сказителя, запечатлел И. Т. Рябинина в момент пения былины.

Годом позже с исполнительским мастерством Рябинина-младшего познакомились и москвичи. «…Его задушевный, несколько сдавленный, но мягкий и высокий тенорок раздавался в зале, сразу очаровывая слушателей оригинальностью и красотой напева, — писал в те дни один из современников,- Некрасивые, неподвижные черты его исхудалого лица приобретали новое выражение — необыкновенной важности, почти суровости… По окончании каждой былины восторгам и аплодисментам не было конца, но Рябинин относился к ним, наружно по крайней мере, довольно равнодушно» .

Живой отклик общественности на состоявшиеся выступления нашел отражение в печати. О крестьянине из Кижей писали «Живая старина», «Странник», «Русская мысль», «Русское обозрение» и другие журналы.
«В самом исполнении,- отмечал журнал «Русское обозрение»,- Иван Трофимович, несмотря на вполне естественную необработанность, очень музыкален. Он замечательно верно держит раз взятый ритм и тон, и как длинна ни была исполняемая вещь, он не погрешит ни против того, ни против другого. Первую половину каждой былины Иван Трофимович поет, вторую же -«сказывает»… Язык Рябинина очень правильный, чисто русский» .

В том же 1894 году композитор А. С. Аренский записал напевы былин И. Т. Рябинина и впоследствии создал на их основе фортепианный концерт «Фантазии на темы былин Рябинина».

По решению Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Иван Трофимович Рябинин «как лучший сказитель нашего времени» был удостоен бронзовой медали для ношения на груди.

Круг фольклорных произведений И. Т. Рябинина был несколько меньше репертуара отца и ограничивался семнадцатью сюжетами, однако и этот материал позволял и позволяет видеть в лице Ивана Трофимовича одного из лучших хранителей русской эпической поэзии конца XIX — начала XX веков.

Узнав о значительном фольклорном репертуаре и мастерской манере исполнения Ивана Трофимовича, Л. Н. Толстой заметил, что «такой певец, как Рябинин, смело может быть назван феноменом не только для России, но для всей Европы». Слова писателя стали пророческими.

В 1902 году, после успешных выступлений в Петербурге, Киеве и Одессе, И. Т. Рябинин отправился за границу. Неизменный успех сопутствовал ему в Константинополе и Филипполе, в Софии и Нише, Белграде и Вене, Праге и Варшаве. В Софии в аудиториях, где пел сказитель, собиралось до семисот человек, в Нише — до тысячи, «огромное количество слушателей» привлек он в Варшаве. Из Варшавы И. Т. Рябинин направился в Петербург, а оттуда, миновав Петрозаводск, в Гарницы.

Иван Трофимович умер в деревне Гарницы и был похоронен на старом кладбище села Сенная Губа.
После Ивана Трофимовича семейную эпическую традицию поддержал сначала его пасынок — Иван Герасимович Рябинин-Андреев, а затем, уже в четвертом поколении, сын Ивана Герасимовича, Петр Иванович.

В родной деревне И. Т. Рябинина давно уже нет дома, в котором он родился и жил. И все же само место, где прошли его детство и юность, где была унаследована от отца тяга к устному поэтьческому творчеству, где родилось, чтобы озарить всю жизнь, уважение к лучшим творениям минувших столетий, место это, без сомнения, заслуживает внимания и почитания.

…О том, как мог выглядеть дом Рябининых, напоминает ныне прекрасный образец народного зодчества Заонежья — дом крестьянина Елизарова, перевезенный в Кижи отсюда, из деревни Середка.

«Он очень красивый человек»

Иван III – один из самых выдающихся правителей в русской истории. Парадоксальным выглядит тот факт, что его образ в произведениях искусства встречается редко. В этом отношении князь во много раз уступает таким монархам, как Владимир Святой или Иван Грозный

До наших дней дошли как прижизненный словесный портрет великого князя московского Ивана III, так и его прижизненное изображение. Они, правда, крайне условны, но, что интересно, относятся к разным возрастам нашего героя.

В трехчастном венце

Описание Ивана III оставил венецианский дипломат и путешественник Амброджо Контарини . По поручению Светлейшей Республики он ездил с посольством в Персию и на обратном пути четыре месяца (конец 1476 – начало 1477 года) провел в Москве, где был принят великим князем и его супругой Софьей Палеолог. Впоследствии Контарини издал сочинение о своем путешествии, в котором, в частности, мы и находим слова, посвященные Ивану III: «Упомянутому государю от роду лет 35; он высок, но худощав; вообще он очень красивый человек». Примечательно, что дипломат почти точно указывает возраст правителя, хотя понятно, что по этому описанию мы можем представить себе внешность великого князя лишь в самых общих чертах. Существует предположение, что Иван III заметно сутулился, так как в некоторых источниках он упоминается с прозвищем Горбатый, но в достоверности этих сведений можно сомневаться.

Пелена Елены Волошанки. Конец XV века

Прижизненное изображение Ивана III относится уже к самому концу XV века. Речь идет о знаменитой шитой пелене, созданной, по-видимому, в мастерской невестки великого князя Елены Волошанки (пелена хранится в Государственном историческом музее в Москве). По мнению исследователей, на ней представлена торжественная церемония в праздник Вербного воскресенья 8 апреля 1498 года с выносом иконы Богоматери Одигитрии. Среди присутствующих, как полагают, изображена вся великокняжеская семья, включая Дмитрия Внука (он показан с нимбом, как венчанный на великое княжение), будущего Василия III (только в короне, без нимба) и Софью Палеолог. В среднем ряду слева процессию возглавляет человек в трехчастном венце и также с нимбом над головой – очевидно, это и есть сам Иван III, старец с седыми волосами и длинной раздваивающейся седой бородой. В 1498-м московскому правителю исполнилось 58 лет, но вполне возможно, что он выглядел именно так, как изображен на пелене. Во всяком случае, образы других мужчин великокняжеской семьи здесь также весьма индивидуальны.

Портреты в профиль и анфас

Первой третью XVI века датируется икона «Богоматерь Боголюбская, с предстоящими» из собрания Музеев Московского Кремля. На ней в первом ряду вслед за митрополитом Ионой изображены князь Василий Темный и его сын Иван – сравнительно молодой человек со светло-русой небольшой бородой. Конечно, этот образ носит чисто условный характер. Столь же условны и изображения Ивана III на многочисленных миниатюрах Лицевого летописного свода XVI века. Там Иван Васильевич предстает в разном возрасте – и совсем юным безбородым отроком, и умудренным годами мужем: движение времени символизирует появление и увеличение размера бороды.

Портрет Ивана III. Титулярник. 1672

Очень ярким и наиболее часто воспроизводимым, когда речь идет об Иване III, является его профильный портрет из книги французского путешественника Андре Теве «Всеобщая космография», изданной в Париже в 1575 году. Это, безусловно, наиболее художественное из всех ранних изображений великого князя, хотя историческая достоверность его сомнительна. Иван III показан здесь бородатым мужчиной средних лет с довольно крупными чертами лица и большим носом (отмечаемом также на гравированных портретах его сына Василия III и классических портретах Ивана Грозного), одетым в некое подобие меховой куртки. На голове правителя – шапка-венец с горностаевым мехом, а в руке – сабля с рукоятью в виде орлиной головы. Портрет выполнен очень реалистично, потому-то и производит столь убедительное впечатление.

Иван III раздает поместья. Лицевой летописный свод XVI века

Изображения Ивана Васильевича, датируемые XVII веком, характеризует стандартный подход. Черты лика князя на фреске Архангельского собора Московского Кремля (росписи были выполнены в 1652–1666 годах), находящейся над местом его захоронения, плохо различимы, но заметны небольшая раздваивающаяся борода и слегка курчавые волосы – такие же мы видим у многих изображенных здесь князей. Очень похожий портрет Ивана III помещен в «Титулярнике» 1672 года. Только тут курчавые волосы и борода седые. Можно отметить удлиненный нос и относительно тонкие черты лица правителя. Это как бы классический, почти идеальный тип внешности – подобный почти идеальному образу великокняжеского правления. При обозначении седины Ивана III художники «Титулярника» явно ориентировались на известную им продолжительность жизни князя.

Между Дмитрием и Петром

Следующий этап в иконографии первого государя всея Руси связан с исторической живописью и скульптурой второй половины XIX – начала XX века. Впрочем, и эта иконография более чем скромна.

В монументальной скульптуре образ Ивана III оказался запечатлен дважды на одном памятнике. Этот знаменитый монумент (автор проекта – Михаил Микешин) был торжественно открыт к тысячелетию России в Великом Новгороде в 1862 году. Несмотря на то что для Новгорода деятельность Ивана III имела скорее трагический оттенок, решено было отдать должное великому князю как создателю единого Русского государства. Его скульптурное изображение заняло место среди больших фигур наиболее значимых правителей России (средний ярус памятника-колокола), символизирующих несколько важнейших этапов российской истории (здесь представлены Рюрик, Владимир Святой, Дмитрий Донской и Петр Великий). Композиция «Основание самодержавного царства Русского», в центре которой возвышается фигура Ивана III, находится как раз между скульптурными группами Дмитрия Донского и Петра Великого.


Образ Ивана III запечатлен дважды на памятнике «Тысячелетие России», открытом в Новгороде в 1862 году

Здесь Иван III Васильевич – государь всея Руси, основатель России – новой, независимой державы. Символичны его царское облачение, шапка-венец на голове, скипетр и держава в руках. Две последние регалии, как известно, появились в российском церемониале лишь в конце XVI века, так что их сопряжение с фигурой великого князя (как и царское облачение) – явный анахронизм. Тем не менее создателям памятника было важно подчеркнуть новый статус объединенной державы, восходивший именно к эпохе первого Ивана Васильевича. Примечательно, что скипетр венчает двуглавый орел византийского типа, указывающий и на истоки формирования государственной геральдики, и на преемственность от Византии.

Существенно и то, что в этой композиции перед великим князем склоняется, опустившись на одно колено, татарин (что символизирует не просто освобождение от ордынской зависимости, но и начало подчинения татарских государств Москве), а по другую руку государя расположены фигуры поверженных литовского и ливонского рыцарей (что означает победы в войнах с Литвой и борьбу за выход к Балтийскому морю). Сам Иван III, с окладистой раздвоенной бородой, большими усами, предстает решительным, даже суровым, его строгий взор устремлен вперед, в грядущее. Изображение чрезвычайно реалистично и фактурно.

Второй раз фигура князя помещена во фризе, составляющем галерею многих наиболее выдающихся деятелей российской истории. Тут Иван III (облачение, скипетр, взгляд – все так же, как и в верхней части памятника) показан сидящим на троне, который опять-таки увенчан двуглавым орлом. Наконец, у трона мы видим еще и щит с изображением двуглавого орла – точно скопированного с миниатюры Евангелия, принадлежавшего Дмитрию Палеологу. Внизу дата: 6980 год, то есть 1472-й, – год женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Тем самым снова недвусмысленно утверждалась преемственность России от Византии, отраженная в том числе в геральдике. Справедливости ради надо сказать, что свое место среди выдающихся деятелей русской истории на этом фризе заняла и Марфа Посадница.

Ханская грамота

Одним из центральных событий правления Ивана III было свержение ордынского ига. И отечественные исторические живописцы, безусловно, не могли пройти мимо знаменитой легенды о том, как московский великий князь разорвал ханскую грамоту.

Самым известным (и лучшим с художественной точки зрения) произведением на этот сюжет стала картина Николая Шустова (1834–1868) «Иоанн III разрывает ханскую грамоту» . Она была закончена в том же году, когда в Новгороде установили памятник «Тысячелетие России», и своим содержанием отвечала возникшему тогда повышенному интересу к русской истории. За эту конкурсную работу автор, в то время ученик Академии художеств, был награжден малой золотой медалью. Сама картина хранится ныне в Сумском художественном музее, а подготовительный эскиз, одобренный Советом Академии, – в Третьяковской галерее.

Иоанн III разрывает ханскую грамоту. Худ. Н.С. Шустов. 1862

Иван III показан на ней в момент совершения решающего жеста-поступка. Перед нами высокий мужчина с окладистой темной бородой, длинными усами, горбатым носом и орлиным взором, облаченный в царское золотое платье с бармами, с его плеч свисает горностаевая мантия (еще один очевидный анахронизм), а голова князя увенчана шапкой Мономаха. Вся его фигура выражает гнев и решительность. Разорвав грамоту, он бросает ее обрывки вниз, в сторону беснующихся и почти поверженных ордынских послов, которых крепко держат русские воины. Конечно, интерьер, на фоне которого разворачивается действие, да и одеяния персонажей, носят не соответствующий эпохе Ивана III характер, хотя художник при создании картины изучал исторические материалы, стремясь достичь большей достоверности. В конкурсе на большую золотую медаль, объявленном в следующем году, Шустов уже не участвовал: в числе четырнадцати учеников Академии художеств он покинул ее стены, войдя в состав Петербургской артели художников, явившейся прообразом Товарищества передвижников. К сожалению, через несколько лет талантливый живописец скончался в сравнительно молодом возрасте.

Закончить этот обзор, пожалуй, стоит рассказом о единственном образе Ивана III в советском кино. В 1958 году на экраны нашей страны вышел замечательный двухсерийный художественный фильм «Хождение за три моря», снятый совместно с индийскими кинематографистами. В нем и появляется молодой Иван Васильевич, роль которого исполняет актер Леонид Топчиев. Посол Василий Папин в сопровождении Афанасия Никитина и других купцов идет на аудиенцию к князю как раз тогда, когда со двора государя выезжают разгневанные татарские послы, а сам Иван III, словно молодой Петр Великий, своим порывом и неукротимой энергией как бы символизирует новую Россию, открывающую пути в неведомые страны и в собственное свободное будущее.

Евгений ПЧЕЛОВ, кандидат исторических наук