Новое на форуме. Новое на форуме Вера и магия


Тролли — самая древняя из доступных игрокам рас (за исключением, пожалуй, дренеев). Тролли Черного Копья в частности — это всего лишь одно племя, горсточка представителей огромной расы. В то время как орки, нежить, таурены и кровавые эльфы были заняты решением каких-то своих вопросов, тролли племени Черного Копья не привлекая к себе лишнего внимания, разбирались со своими внутренними проблемами без посторонней помощи.
Большая часть живущих ныне троллей — это потомки существовавших когда-то двух могущественных империй: Гурубаши, располагавшейся на юго-востоке Калимдора, и Амани в центральных регионах континента. Были и другие племена, не имеющие отношения к этим двум империям — тролли Гундрака на севере, но большую часть племен можно было причислить либо к Гурубаши, либо к Амани. До Великого Разлома тролли составляли огромную часть населения Азерота. Несмотря на то, что Гурубаши и Амани не особо любили друг друга, конфликты между двумя империями троллей почти не возникали. Мудрые правители предпочитали воевать с общими внешними врагами, нежели со своими сородичами. Таким внешним врагом в то время были акиры — человекоподобные насекомые. Обе империи не переставая сражались с ними на протяжении тысяч лет и в итоге Империя Акир разделилась на два города-государства — Азжол"Неруб на севере и Ан"Кираж на юге. Когда с акирами было покончено, тролли вернулись к своей обычной жизни, намного расширив свои границы.


Однако есть некоторые древние записи, в которых говорится, что была и третья раса троллей. Она откололась от Амани, пробралась к сердцу Калимдора, основала там собственное поселение и обнаружила Колодец Вечности, придавший этим троллям огромную силу. Легенды гласят, что эти тролли были предками нынешних ночных эльфов, но подтверждения этому нет, равно как нет и однозначного опровержения догадки. При помощи невиданной доселе магии ночные эльфы принялись преследовать и истреблять троллей, пока от тех не осталась лишь жалкая тень того, чем они когда-то были.

Таким образом ночные эльфы стали править на территории Калимдора. Но их правление продлилось недолго. Поскольку магия эльфов была поистине велика, она привлекла внимание Пылающего Легиона. Тот в свою очередь запустил события Войны Древних, что привело в итоге к Великому Разлому, в прямом смысле расколовшему единый континент на три части. После Разлома тролли оказались отрезанными друг от друга. Амани повезло, поскольку большая часть их народа оказалась рядом — на севере Восточных Королевств. А вот Империи Гурубаши повезло меньше. Некогда могущественное государство распалось на отдельные племена, которые обосновались в джунглях Тернистой долины и в пустынях Танариса.


На этом злоключения троллей не закончились. Пребывая в отчаянии и все еще мечтая возродить великую империю Гурубаши, жрецы обратились к Древним Богам, которым когда-то поклонялись. Хаккар Свежеватель Душ, один из самых злобных и кровожадных духов, ответил на зов. И хотя Хаккар дал народу Гурубаши огромную силу, взамен он потребовал ежедневных жертвоприношений, намереваясь полностью проникнуть в физический мир. Видя губительные плоды этого кровавого союза, племя Зандалар сумело убедить остальных отказаться от опасной затеи пока еще не поздно. Им удалось уничтожить аватар Хаккара, а его жрецы Атал"ай были изгнаны на север к Болотам Печали.

Тем временем внутренние противоречия народа Гурубаши приобретали все больший размах. Междоусобные войны не прекращаясь бушевали между племенами в джунглях Тернистой долины. Племя Черного Копья вскоре очутилось за пределами джунглей, которые были для них родным домом. Им пришлось перебраться на острова, где они довольно неплохо жили в течении нескольких лет. Как и все их сородичи, тролли Черного Копья были хитрыми и жестокими дикарями. Тролли Черного Копья — самые мелкие тропические тролли и в то же время самые умные среди представителей своего вида. Раса троллей в целом отличается особой жестокостью, склонностью к войнам и конфликтам. Почти все племена практикуют ритуальные жертвоприношения и каннибализм, равно как черную магию и магию вуду. В то время племя Черного Копья не было исключением.

Вместе с некоторыми другими племенами, народ Черного Копья верит в духов. Верит, что духи присутствуют в мире точно так же, как и другие живые существа. Духи могут быть жадными, враждебными и опасными, но так же доброжелательными и милосердными. Тролли верят, что их предки после смерти задерживаются в мире живых под видом духов и требуют успокоения путем кровавых жертвоприношений. Каннибализм — это тоже ритуал, направленных против врагов. Пожирая плоть своих врагов, они так же пожирают их души. Таким образом души убитых ими врагов не смогут больше вернуться в этот мир, чтобы отомстить. Племя Черного Копья придерживалось этих убеждений на протяжении всего времени, пока они жили на брошенных островах.


Правил племенем Черного Копья могущественный знахарь Сен"джин, который был известен своим умением тесно общаться с духами. И хотя острой потребности в защите поселения на брошенных островах не было, это не значит, что угрозы вовсе отсутствовали. Острова населяли мурлоки — маленькие зубастые создания, как правило бродящие небольшими группами по побережью. Мурлоки — существа осторожные — они предпочитают не нападать первыми и атакуют только если их спровоцировали на агрессию. Но, помимо мурлоков, троллей поджидали и другие неприятности, которые полностью изменили судьбу племени. Во-первых, на островах высадились люди из королевства Кул Тирас и основали здесь поселение, оттеснив Черное Копье еще глубже в джунгли. Во-вторых, не агрессивные по своей природе мурлоки вдруг начали нападать на троллей со всех сторон с необъяснимой яростью.

Жуткое создание — Морская Ведьма — стало причиной внезапных нападений мурлоков. Морская Ведьма была божеством, которому поклонялись мурлоки. Это была мертвая нага-банши, взявшая под свой контроль Брошенные Острова. Могущественная и беспощадная, она требовала от мурлоков ежедневных жертвоприношений, что и повлекло за собой нападения на троллей. Сен"джин и его племя оказались меж двух огней: с одной стороны люди Кул Тираса, а с другой — мурлоки Морской Ведьмы. Оба врага представляли реальную угрозу существованию племени в дальнейшем. И вот однажды ночью Сен"джин получил от духов видение — образ молодого орка, того, кто мог бы прогнать людей, вывести народ Черного Копья с островов и дать надежду на новую судьбу.

Вскоре после видения еще один отряд посетил Брошенные Острова — Тралл со своими немногочисленными силами путешествовал в Калимдор в поисках своей судьбы по велению Пророка Медива. Орда Тралла украла у Кул Тираса корабли, чтобы пересечь море, но недооценила опасность Водоворота и чуть было не потеряла все свои суда. Тралл был вынужден временно высадиться на Брошенных Островах. К нему подошел Сен"джин, чтобы предупредить о поселении людей поблизости. Тралл, который уже имел дело с людьми в Восточных Королевствах, поверил знахарю и согласился помочь. Он не испытывал теплых чувств к человеческой расе, а Сен"джин похоже был настроен дружелюбно и даже предложил своих людей для помощи.

Все эта история имела место быть в кампании оригинальной части Warcraft III. Траллу удалось потеснить силы людей, но он и его люди были схвачены мурлоками. Тралла, Сен"джина и группу орков с троллями утащили под землю, чтобы принести в жертву великой Морской Ведьме. Пока Тралл пытался освободить себя и своих людей, Сен"джина повели на жертвоприношение к высшему магу мурлоков в самую глубокую часть логова. Траллу удалось освободиться и с группой своих людей он пробился к месту, где держали Сен"джина. К сожалению было уже поздно — знахарь умирал. На последнем издыхании он рассказал Траллу о своем видении и попросил вывести племя Черного Копья с острова.

Морская Ведьма была в ярости. Мало того, что ее святилище было осквернено, так еще и слуг ее безжалостно убили. Она призвала могущественный шторм, и огромные волны накатились на Брошенные Острова. Ее желанием было отомстить оркам и покончить с занозой, которой были для нее тролли Черного Копья.


Сен"джин погиб, но его наследие будет жить. Сын знахаря, Вол"джин, возглавил племя. В память о доблести Сен"джина, Тралл предложить племени Черного Копья место в Орде и прибежище в королевстве, которое он намеревался создать. В благодарность за щедрое предложение Орды и в память о последних словах Сен"джина, Вол"джин и его люди присягнули на верность Траллу. Оркам удалось починить корабли и они отплыли в Калимдор, взяв некоторую часть населения Черного Копья с собой. Вол"джин остался на островах с оставшимися троллями, чтобы собрать уцелевших и совладать с последствиями гнева Морской Ведьмы. Спустя год они прибыли в Дуротар уже как часть великой Орды. Заметьте, это не значит, что тролли вовсе не принимали участия в Третьей Войне у горы Хиджал — часть из тех, кого забрал с собой Тралл, помогала ему верой и правдой закрепиться в Дуротаре и в ходе последующей войны. Впрочем, большая часть народа Черного Копья все же оставалась в стороне.

По прибытии в Дуротар, Вол"джин и его племя обосновались на Островах Эха (возможно названных в честь их сходства с Брошенным Островами — бывшим домом троллей) и создали поселение, которое вскоре подверглось нападению. Бравый флот Кул Тираса отыскал Орду и приказом Великого адмирала Даэлина Праудмура тролли были приговорены к смерти. И снова Вол"джину и его народу удалось спастись, на этот раз благодаря троим героям — полу-орку Рексару, охотнику Рохану и Чену Буйному Портеру (пандарену, которого ордынцы подобрали по пути). Вынужденный покинуть Острова Эха, Вол"джин продолжил помогать Рексару и Рохану и посоветовал привлечь на свою сторону в борьбе с людьми тауренов и огров.

Когда с угрозой Кул Тираса было покончено, Вол"джин со своими людьми перебрался назад на Острова Эха с намерением зажить тут мирно и счастливо. К несчастью, его мечтам о мире в этот раз не было суждено сбыться. Мир отсутствовал в рядах Черного Копья. Знахарь Залазан, в прошлом один из старейшин, ответственных за тренировку юных жрецов и магов Черного Копья, был недоволен союзом с Ордой и захватил в плен многих троллей на острове. Вол"джину ничего не оставалось делать, как спешно отступить с оставшимися силами. Добравшись до побережья материка, Черное Копье обосновалось в небольшой рыбацкой деревеньке, ставшей убежищем от угрозы Залазана. Деревня получила имя в честь отца Вол"джина — Деревня Сен"джин. Деревня Сен"джин очень маленькая и больше похожа на обычную заставу. За главного тут Мастер Гадрин — один из самых преданных советников Вол"джина. Гадрин полон решимости отыскать Залазана и раз и навсегда вернуть Острова Эха во владения Черного Копья. Все игроки Орды, прибывшие в деревню, получают от Гадрина задание разыскать Залазана, а так же покончить с угрозой от поселившихся рядом кентавров, совершающих набеги на деревушку.


Что же касается Вол"джина, то ему предложили место в крепости Громмаш, где он смог бы давать Траллу полезные советы, руководствуясь своей мудростью, чутьем и хитростью, которые он унаследовал от своего отца. В особенности все эти черты проявляются в вожде, когда речь заходит о троллях. Когда выпала возможность начать военные действия в Тернистой долине, Вол"джин предложил Орде приложить усилия к возвращению Трол"калара. Трол"калар был оружием стормгардской семьи Троллебоев. У этого клинка было одно интересное свойство — когда меч поражал тролля, у того прекращалось естественное заживление ран, свойственное всем троллям. Во все времена, когда мечом владел человек, тролли были вынуждены избегать встречи с ним, что делало это оружие особенно полезным в сражениях с другими племенами в Тернистой долине.


Вол"джин и его народ не афишируют своего прошлого, поскольку стыдятся его. Им пришлось изменить своим традициям, когда они стали частью Орды. Племя Черного Копья понимало, что жуткие ритуалы троллей бросают тень на их союзников и оскорбляют их. Вместо разумных существ, для жертвоприношений стали использовать диких животных. Каннибализм стал более неприемлем, и для борьбы с душами врагов тролли стали использовать чары знахарей и... высушенные головы. Разница между троллями Черного Копья и троллями племен Тернистой долины стала заметна еще сильнее, чем до их союза с Ордой.

Тролли с радостью встретили благородных тауренов, а вот на союз с Отрекшимися лишь покачали головами, мол как Тралл решит так и будет. Троллей можно понять — они рассматривают нежить как злых духов, которые никогда не найдут упокоения и потому приносят в мир лишь боль и страдания. Им приходится терпеть нежить, но смирение дается им нелегко. Что же касается отношения к кровавым эльфам, то тут в игре однозначного определения нет. Можно лишь догадываться о том, что поскольку остроухие были потомками ночных эльфов, тролли не должны питать к ним избыточных симпатий. А если вспомнить о чрезмерном пристрастии кровавых эльфов к магии и демоническим силам, то еще не известно, кого — эльфов или нежить — Черное Копье должно недолюбливать сильнее.


Тем не менее, Орда объединила в себе все эти, непохожие друг на друга, расы, так что несмотря на противоречивые чувства друг к другу, народы вынуждены мириться с неприятным соседством. На протяжении событий Burning Crusade тролли, как и нежить, оставались на заднем плане. Они основали свое крупное поселение в болотных землях Зангартопи, и не только ради того, что бы помочь Орде укрепиться в Запределье. Тролли Черного Копья хотели наладить связь с духами загадочного континента.

Меж тем Вол"джин все еще оставался в покоях Тралла в Оргриммаре. В дополнении Wrath of the Lich King тролли верой и правдой служили интересам Орды. Их бойцов можно встретить повсюду в Нодсколе. Когда Сильвану и ее подданных выкурили из Подгорода, Вол"джин посоветовал Вождю оставить Отрекшихся в составе Орды, несмотря на свои предубеждения насчет нежити. Тролли племени Черного Копья чтят Тралла и готовы ради него без промедления отдать свои жизни. Впрочем, не удивительно. Когда могущественный знахарь и вождь говорит вам, что видел знамение — вы конечно последуете за ним. Для Черного Копья Тралл олицетворяет спасение, обещанное и предсказанное мастером Сен"джином. И несмотря на все, казалось бы, странные ориентиры по выбору союзников, Тралл — тот самый орк, за которым Вол"джин пойдет даже на край Азерота.

В WoTLK появились тролли Зул"Драка — не имеющие прямой связи с Черным Копьем — они поселились в лагере Зим"Торга и нейтральны по отношению и к Орде, и к Альянсу. Мистиков Зим"Торга особенно интересует внезапное помешательство народа Драккари. И пусть собратьев уже не спасти, эти тролли пытаются уберечь все артефакты, которые успеют собрать. В Нордсколе племя Черного Копья не преследует никаких собственных целей — бойцов племени можно встретить повсюду, где есть силы Орды. В лагере Серебряного Турнира Черное Копье тренирует воинов для битвы с Королем Личем, наравне с другими народами.


Но если посмотреть на роль Черного Копья в целом, то в то время как другие расы Орды были озабочены какими-то своими невзгодами, тролли просто помогали Траллу и следовали за ним повсюду. Троллей можно отыскать в Лагере Гром"гол в Тернистой долине, где они продолжают борьбу с тропическими племенами и разыскивают Йеннику — тролля, которого называют "сыном вождя". Значит ли это, что Йеннику сын Сен"джина и брат Вол"джина, или же это сын нынешнего вождя племени? Ответа пока что нет. Йеннику был захвачен в плен Занзилом Отверженным и игрокам предстояло воспользоваться Самоцветом Души, чтобы освободить его душу из лап Занзила. Небольшие поселения Черного Копья можно найти еще в нескольких местах, в частности в Пустошах — деревня Ночных Охотников, Форт Зорам"гар в Ясеневом лесу и совсем маленькое, скрытое от посторонних глаз, селение Малака"джин в Когтистых Горах.

В Тернистой долине есть племя троллей — племя Зандалар, то самое, о котором мы уже упоминали. Они по сей день противостоят Хаккару, который переродился в руинах Зул"Гуруба. Племя Зандалар равнодушно к Альянсу, и совершенно не интересуется судьбой Черного Копья в составе Орды. Им гораздо важнее сдержать угрозу возвращения Хаккара в этот мир. У этих троллей общие корни с троллями Зул"Драка на севере.

Еще одно дружественное племя троллей обитает во Внутренних землях — Сломанный Клык. Племя Сломанного Клыка входило в состав Империи Амани, но оказалось под угрозой полного уничтожения во время Войны Троллей между людьми, высшими эльфами и троллями. И хотя народ Сломанного Клыка отказался от вступления в Орду, они сочли уместным заключить договор, подтверждающий дружбу и взаимопомощь между ними и Ордой. Поэтому игроки за Орду могут беспрепятственно посещать их деревню во Внутренних Землях и выполнять их задания. И хотя от рук кровавых эльфов в Войне Троллей погибло очень много троллей из племени Сломанного Клыка, нынешние поселенцы относятся к эльфам так же, как и к другим представителям Орды.

Все это уже нельзя сказать о Империи Амани. Тролли Зул"Амана во главе с Зул"джином были просто в ярости, узнав, кого Тралл взял себе в союзники. Неудивительно, если вспомнить, что именно кровавые эльфы оставили Зул"джина без глаза и держали в плену на протяжении Второй Войны, где он сражался на стороне Оргримма и его Орды. Зул"джин поклялся, что будет убивать всех — Альянс, Орду — не важно, поскольку обе фракции насолили ему. В дополнении Burning Crusade игрокам выпала возможность одолеть Зул"джина в Зул"Амане.


Нельзя не упомянуть о племени, которое мало кто знает, но еще меньше кто видел. Это племя Пронзающего Копья, живущее в северной части Калимдора и отрезанное от остального мира горными хребтами. Пронзающее Копье живет в маленькой деревеньке (которую еще называют Деревней Танцующих Троллей) у озера. Игроки могут пробраться к ним лишь по скрытым тропам в горах со стороны Зимних Ключей и получить возможность очутиться на настоящей вуду-вечеринке. Они враждебны к Альянсу, но не нападают первыми. Очень похоже на то, что это племя сыграет свою роль уже в Катаклизме. Если взять во внимание, что Деревня Танцующих Троллей расположена по соседству с Лунной Поляной и Горой Хиджал, то вполне возможно — именно тут будут начинать свой путь тролли-друиды, или будут просто обучаться здесь.

Несмотря на то, что племена Сломанного Клыка и Пронзающего Копья дружелюбно настроены по отношению к ордынцам, но все же не так дружелюбно, как племя Черного Копья. Даже с учетом того, что тролли на данный момент превозносят интересы Орды над своими собственными, память о коварном предательстве Залазана не дает им покоя. Мастер Гадрин продолжает строить планы по возвращению Черному Копью Островов Эха. Тролли — единственная раса Орды, у которой до сих пор нет своей собственной столицы, а все эти 5 лет они работали на орков, пренебрегая своими собственными проблемами. Теперь, когда с Королем Личем покончено, Вол"джин по-видимому решил, что пора наконец силой отобрать у Залазана Острова Эха.


Хотя Гадрин отправлял многих игроков покончить с Залазаном, и многие даже с успехом выполнили это поручение, принеся голову Залазана, все эти трофеи были ни чем иным, как подделками. Раскрашенные камни, кокосы с вставленными в них деревянными клыками, иногда настоящие головы троллей, которых поработил Залазан. Вол"джин сыт по горло играми с ним и упорно искал способ покончить с предателем с помощью своих новых союзников и могущественных духов. И даже когда он был поглощен работой с Траллом, он продолжал тщательно продумывать план нападения. Так что вскоре он попросит Орду помочь ему в ответ на многолетнюю преданную службу. Помочь обрести то, чего были лишены тролли с того момента, как покинули Брошенные Острова — родной дом.

Это именно то, чего жаждет Вол"джин всей душой — предоставить дом своим людям, как предсказал им его отец много лет назад. Предательство Залазана стало плевком в лицо лидеру Черного Копья, мечтам Сен"джина. Возвращение Островов Эха будет означать, что Орда получит еще один крупный город, который укрепит ее стратегические позиции, а кроме этого сбудется наконец завет отца Вол"джина и будет отдана дань его памяти. Наследие Сен"джина — это именно то, что движет Вол"джином — и оно никогда не будет забыто.

Племя Черного Копья — наверное самый сильный союзник орков, который у них когда либо был. Безответно преданные Траллу, тролли Черного Копья буквально преобразились в стремлении угодить оркам. Отказались от каннибализма и вуду — двух неотъемлемых составляющих в их жизни до вступления в Орду. Шаманство орков было близко по духу представлениям троллей о ценностях, по которым они жили. Добавьте к этому видением Сен"джина, предсказавшего судьбу Черного Копья бок о бок с Ордой и Траллом. Кроме того, тролли прониклись глубокими чувствами и уважением к тауренам, чье шаманство тоже было близко по духу к магии троллей. И пусть решения Тралла не всегда были понятны Черному Копью, вера в него заставляет троллей непоколебимо следовать за Вождем. Тролли живут по совести, а клятва, которую они дали Траллу, навсегда останется нерушимой.


Стоп...

Тролли из племени Черного Копья на сто процентов преданы Траллу. Для этих благородных существ понятия "чести" и "клятвы" — не просто слова. С грядущими в Катаклизме изменениями Тралла на посту лидера Орды сменит Гаррош. Как скажется это на Черном Копье и его роли в рядах Орды, ведь они имели мало общего с этим орком? Останется ли Вол"джин на посту советника или же вернется к себе на Острова Эха, что бы заняться наконец благополучием своего народа? Как отреагируют тролли на тот факт, что орк, который в предсказании Сен"джина должен был быть их защитником, отошел от дел? Может быть они выйдут из состава Орды в знак протеста или в знак безмерного уважения к Траллу? Вопросов по-прежнему гораздо больше, чем ответов. Грядущие события, связанные с захватом Островов Эха, наверняка прольют свет на многое.

Копье судьбы (также известное как Святое копье, Копье Христа или Копье Лонгина) – это имя было дано тому самому копью, которым центурион Гай Кассий Лонгин, командир отряда римских солдат, оцепивших Голгофу, проткнул сердце распятого на кресте Иисуса. Тем самым легионер избавил Иисуса из Назарета от дальнейших мук. Будущий святой Лонгин сделал это не просто из милосердия – во время казни он уверовал в божественность Христа. А его копье стало христианской реликвией.

Мифы и легенды приписывают этому артефакту феноменальную силу. Согласно легенде, тот, кто владеет копьем, может покорить мир. На протяжении веков это копье было предметом вожделения для многих королей и диктаторов, включая императора Константина, Карла Великого, Фридриха Барбароссу и Адольфа Гитлера. Хотя легенда о копье говорит и о том, что, как только владелец потеряет его, он умрет…

Великое добро и беспримерное зло

Копье судьбы впервые упоминается в Евангелии от Иоанна. «И так пришли воины и перебили голени первый, и у другого, распятого с Ним. Но когда они, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода…»

Среди последующих владельцев Копья власти исторические хроники называют Генриха I Птицелова – основателя Саксонской королевской династии, римского императора Константина Великого, провозгласившего христианство официальной религией.
С копьем в руках император Юстиниан вновь отвоевал у варваров земли бывшей Римской империи, а предводитель франкского воинства Карл Мартелл разбил арабов, предотвратив их вторжение в Западную Европу. Карл Великий – властитель всей Европы, одержавший 47 военных побед, – постоянно держал Копье судьбы подле себя.

Хозяевами священной реликвии объявляли себя Фридрих Барбаросса и свыше сорока других германских императоров.
Именно это копье и свершаемые с его помощью подвиги вдохновили крестоносцев на создание могущественного Тевтонского ордена. И впоследствии на протяжении столетий наследники тевтонских рыцарей возвращались своими чаяниями к чудодейственной силе копья.
С каждым новым владельцем это орудие власти обрастало все большей славой, целые народы благоговели перед ним. Никто уже не сомневался: копье наделяет своего обладателя сверхчеловеческими возможностями, позволяющими ему вершить судьбы мира, творить великое добро или же беспримерное зло.

Претенденты

Как уже было сказано, Копье судьбы считается величайшим артефактом. Чего стоит одно только пророчество, унаследованное от тамплиеров и заворожившее в XX веке Адольфа Гитлера: если копьем завладеет человек, способный понять его волшебную силу, он сможет править миром…

Но где копье сейчас? На этот вопрос у историков нет четкого ответа. Как почти у всех подобных артефактов, в мире есть несколько двойников, каждый из которых претендует на то, что именно он и есть то самое подлинное Копье судьбы. В настоящее время в мире существуют как минимум четыре артефакта, претендующих на статус святыни. Одно такое копье находится в Вене во дворце Хофбург, другое в Ватикане, в Базилике святого Петра, третье – в сокровищнице Эчмиадзина в Армении, четвертое – в Польше в Кракове.

В застенках Ватикана

Сегодня доподлинно известно, что фрагмент Копья судьбы хранится в базилике Святого Петра в Ватикане. История этого копья известна достаточно хорошо. Первое упоминание о нем относится к 570 году н.э. Паломник Антонио из Пьяченцы, побывав в Иерусалиме, написал, что в храме Святого Сиона он видел «…терновый венец, которым был увенчан наш Господь, и копье, которым Он был пронзен».

Однако в 614 году Иерусалим был захвачен персами, к ним же попали и все Страстные реликвии. Тогда же по неизвестной причине наконечник копья был сломан.

В 614 году сломанный наконечник «всплыл» в Константинополе. Там копье хранилось до 1492 года, после чего турецкий султан передал его Папе Иннокентию VIII. Копье судьбы доставили в Рим и поместили в собор Святого Петра.

Однако свое сокровище Ватикан не афиширует, прячет в тайном хранилище. Никто не видел наконечник вот уже более двухсот лет.

Копия или оригинал?

Очень похожее на ватиканское копье находится в Кракове, причем они настолько похожи, что ученые считают их копиями. Правда, до сих пор историки так и не решили, какое из них оригинал, а какое копия. Некоторые историки говорят о том, что ватиканское изготовлено в III веке нашей эры, а краковское – в IV столетии. Другие меняют даты местами… Однако, как бы там ни было, оба копья, по всей видимости, не могут быть подлинными. В лучшем случае они изготовлены на двести лет позже распятия.

Гвоздь Господа нашего

Третий претендент на «судьбоносное звание» хранится в Вене в Хофбургском замке, в резиденции династии Габсбургов, а теперь и президента Австрии. Это копье также называют Копьем Святого Маврикия, Венским, Святым копьем Габсбургов и Хофсбургским. В современной историографии именно оно ассоциируется с настоящим Копьем судьбы. Хотя оснований для этого еще меньше, чем в случае с ватиканским или краковским копьями.

Экспертиза, проведенная в начале этого тысячелетия, показала, что копье изготовили не ранее VII столетия. Более того, известно, что до середины X века этот артефакт принадлежал христианскому святому Маврикию. Но после того как император Священной Римской империи Оттон I в 955 году одержал победу над венграми, копье было «повышено в звании», и слухи стали наделять венское копье сверхъестественной силой.

Внушающее благоговейный трепет копье имеет длину около полуметра. Две части копья Святого Маврикия скреплены серебряной проволокой, а затем стянуты золотой муфтой. В лезвие вбит гвоздь – если верить легенде, один из гвоздей распятия Иисуса.

Серебряная полоса с надписью «Гвоздь Господа нашего» была выбита на копье позднее.

Копье апостола Фаддея

Гораздо больше вопросов вызывает армянский претендент на звание Копья судьбы – это хранящееся в Эчмиадзине (современное название Вагаршапат) копье, которое, по уверениям армянских специалистов, датируется I веком нашей эры. Правда, до сих пор непонятно, кто проводил датировку. Армянская церковь и по сей день отказывается предоставлять реликвию для проверки возраста, аргументируя это тем, что святыня обладает чудодейственными свойствами и проверять ее подлинность – святотатство.

Сторонники мнения, что Копье Лонгина находится в Армении, говорят о том, что сюда его привез апостол Фаддей. Более того, сообщается о том, что в 2010 году британские ученые, исследовавшие Туринскую плащаницу, обнаружили на ткани след от раны, очень похожей на ту, что описана в Евангелии. Известно, что рана была нанесена особым видом копья, которое использовали тяжеловооруженные римские легионеры. По информации армянских СМИ, при сравнении отпечатка раны на Туринской плащанице и армянского Копья Лонгина было установлено соответствие не только типа раны и копья, но и размер – в обоих случаях он составил4,5 сантиметра.

Хотя и с армянским наконечником также не все гладко. В его центре находится ажурный греческий крест. И тут закономерно встает вопрос – неужели римские солдаты были вооружены греческими копьями?..

Гитлер и Копье судьбы

Надо сказать, что в магию и великое предназначение копья самозабвенно верил и Адольф Гитлер.

Несостоявшийся художник, а позже вождь немецкой нации больше всего мечтал овладеть именно этим копьем. В молодые годы Адольфа Шикльгрубера наконечник древнего копья хранился в Зале сокровищ Венского музея. Еще в 1909 году начинающий живописец ежедневно, как на работу, приходил в этот музей и часами простаивал перед витриной, где на алом бархате лежало Копье судьбы. Будущий фюрер молился на него и грезил, как в один прекрасный момент он возьмет этот предмет и в него вольется мощь, которая поможет покорить мир.

В 1917 году вожделение перешло в открытую манию. Молодой Адольф совместно с Альфредом Розенбергом провел спиритический сеанс. Вызванный Гитлером дух якобы напророчил ему, что «новым предводителем Германии станет тот, кто завладеет копьем».
И вот через полтора десятилетия, утвердившись во главе «Новой Германии», Гитлер еще более окреп в своей решимости захватить Копье Оттона. Так что, когда он осуществил свой самый первый территориальный захват – присоединил к Германии «братскую» Австрию, им двигало не столько стремление расширить границы, сколько совсем иное желание – достать копье!

И вот наступил, возможно, самый счастливый миг за всю жизнь Адольфа Гитлера. Бросив все дела, он самолично заявился в австрийский музей и наконец-то уединился с вожделенной реликвией.
А еще спустя полгода Копье судьбы было переправлено специальным бронепоездом в Германию, в Нюрнберг. Вместе с копьем сюда перебрались лоскут скатерти, покрывавшей стол во время Тайной вечери, зуб Иоанна Крестителя и другие христианские реликвии.

«Гитлеровский период» в жизни Копья Лонгина завершился в 1945 году.

После массированных бомбардировок копье было спрятано в подземной галерее под Нюрнбергской крепостью. Там для него специально оборудовали бронированный бункер. Но в октябре 1944 года бомбы союзной авиации перепахали Нюрнберг и открыли доступ в хранилище священных ценностей.

Тогда фюрер заявил: «Сохраним копье, и Германия возродится!» Он распоряжается тайно вывезти копье и другие предметы мистического поклонения из разрушенного подземелья и спрятать их в секретном бункере, оборудованном внутри скалы.
И тут в операции, подготовленной с истинно немецкой скрупулезностью, неожиданно происходит сбой. Ошибка. Вопиющая, необъяснимая, мистическая ошибка. Выполняя приказ Гитлера, исполнители надежно прячут в скале все особо ценные экспонаты из Нюрнберга. Все, кроме самого главного! В списках на вывоз, для конспирации, Копье Лонгина было названо одним из наименее известных своих имен – Копьем святого Маврикия. Но малосведущие солдаты спутали его с также хранившимся в экспозиции Мечом святого Маврикия и вывезли именно его… Копье Лонгина продолжило лежать среди третьестепенных экспонатов, оставшихся «на разграбление американцам».
Занявшие Нюрнберг американцы не придали ровным счетом никакого значения этой невзрачной «железяке». И неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба копья, если бы о металлическом наконечнике случайно не прослышал генерал Паттон. Он увлекался историей и был в этих вопросах подлинным знатоком. А потому, услышав о наконечнике, тотчас примчался в Нюрнберг.

В тот же день, в исполнении легенды, Гитлер покончил жизнь самоубийством.
Вскоре Копье судьбы было восстановлено в своем высочайшем статусе, а спустя несколько месяцев, согласно приказу Дуайта Эйзенхауэра, его в торжественной обстановке передали бургомистру освобожденной Вены.
Копье Лонгина и поныне хранится под стеклом во дворце Хофбург. Впрочем, на этом история Копья судьбы не заканчивается. Среди любителей «теорий заговоров» популярна идея о том, что американцы на самом деле оставили настоящее Копье судьбы у себя, чтобы обеспечить себе мировое господство, а в Вену отослали искусно выполненную копию наконечника.

· Орк · Отрекшийся · Таурен · Тролль · Эльф крови
Тролли племени Чёрного Копья
Доступные классы Воин , Маг , Шаман , Охотник , Разбойник , Жрец ; Рыцарь смерти , Друид , Чернокнижник , [требуется локализация ] Варвар , Дикий , Дока зелий , Ловчий , Мастер проклятий , Берсерк , Тёмный охотник , Знахарь , Охотник за головами , Всадник на нетопыре
Язык Зандали , Общий , Орчий
Стартовая зона острова Эха
Лидер расы Тёмный охотник Вол"джин
Столица Оргриммар , Зулдазар (столица всех троллей)

Для доступной игроку расы смотри: Тролль (доступно игроку)

Чёрное Копье - племя (иногда - клан) троллей джунглей (по некоторым источникам - островные тролли ), спасенных предводителем орков Траллом и вошедшее в Орду в течение Третьей войны .

История

Племя Чёрного Копья откололось от империи Гурубаши после поражения Хаккара Свежевателя Душ . Различные племена утвердились на обширных территориях Тернистой долины , но вскоре они начали воевать друг с другом. Племя Чёрного Копья, наименьшее их большинства других племен, оказалось полностью вытеснено с континента и поселилось на отдаленных необитаемых островах, которые так и назывались - острова Чёрного Копья (есть мнение, что эти острова - часть Сломанных островов). До начала Третьей войны Траллу удалось освободить свой народ из тюрем Лордерона и, по указанию пророка Медива, он отправился в земли Калимдора. Но во время пути к своей цели, флотилия Тралла попала в сильный шторм возле Водоворота , который заставил Орду искать убежища в бухте близлежащего острова. Пожилой лидер троллей Чёрного Копья, Знахарь Сен"джин , приветствовал прибывших орков, приходивших к нему в видениях.

Тролли чувствуют долг перед орками , со временем, сражаясь рядом с тауренами , они подружились и с этой расой. Они с подозрением относятся к Отрекшимся и эльфам крови , но, однако, проявляют к ним несвойственную для расы толерантность.

Племя Чёрного Копья на самом деле не ненавидит расы Альянса , но их лояльность к Орде и кровожадность делает Альянс потенциальным врагом. Однако их уважение к Траллу мешает им вести войну против Терамора . Расы Альянса не доверяют троллям вообще, особенно после Второй войны , в которой сражались с лесными троллями , хотя племя Чёрного Копья до встречи с Траллом ни разу не воевало с расами Альянса хотя бы такой причине, что раньше они не встречали. Тролли Чёрного Копья смотрят с презрением на других нецивилизованных троллей.

Чёрное Копье не имеет приступов кровожадности, в отличие от своих братьев. Жители Терамора и ночные эльфы крайне неохотно благодарны троллям за поддержку в битве у горы Хиджал , но остальные расы Альянса вне Калимдора не присутствовали при этом сражении, и не видят различий между троллями Чёрного Копья и другими троллями.

Вера и магия

При вступлении в Орду, много троллей Чёрного Копья узнали про шаманизм от орков и тауренов . Этот путь показался им достойным и ценным, но большинство следует за своей наследственной верой - колдовством вуду . Эта пагубная практика включает в себя странные снадобья, ритуальные танцы и музыку, создание маленьких кукол. Вуду призывает к темной природе, которую другие расы предпочитают избегать. Тролли, особенно искусные в колдовстве вуду, становятся знахарями или тёмными охотниками . В вудуизме тролли поклоняются пантеону Лоа . Известно, что Чёрное Копье поклоняется Лоа Гурубаши , т.к. некогда были частью этой империи , за исключением Хаккара Свежевателя Душ , а также Лоа Бвонсамди и Гонку . К тому же друиды племени вошли в более тесный контакт с природными духами, обучаясь у Лоа и, по мнению некоторых, непосредственно у Изумрудного Сна .

Технологии

Тролли джунглей считают технологию не наукой, а попросту другой формой магии. Для них конструирование технологического устройства равносильно созданию талисмана или амулета, только действий для этого нужно больше. А использование силы пара – лишь альтернативный способ связывания духов воздуха и воды и подчинения своей воле. Большинство изобретений троллей джунглей являются соединением использования натуральных и алхимических компонентов с применением научного подхода. Специализация в узкой области для троллей не характерна, как в случае орков и оружия. Вместо этого тролли изучают всякое применение науки, которое покажется им наиболее интересным. Некоторые тролли даже утверждают, что во снах духи общаются с ними, предлагая новые способы, которыми к ним можно воззвать посредством технологии. Изобретения троллей включают извлекатель яда, обувь болотохода и дротиковую гранату.

Имена

Тролли имеют свою систему имен, которая с одной стороны проста, но с другой стороны удивительно сложна. Их язык, зандали , является в значительной степени силлабическим, и различные слоги могут быть добавлены к началу или концу имени тролля, чтобы обозначить статус или способность. Суффикс "Джин", например, относится к племенному руководителю или старшему, в то время как приставка "зул" означает вуду мастера. Однако пользуются тролли в основном одним - двумя слогами из имени, дабы облегчить произношения. Методы наделения именем у троллей также изменяются с их разновидностью, племенем и иногда семьей. Тролли Чёрного Копья, учитывая их корни троллей джунглей, пользуются следующей системой:

Мужские имена: Вол, Рос, Миг, Гал.

Женские имена: Ший, Мис, Хай, Со.

Общество и культура

Хотя тролли племени Чёрного Копья присоединилось к Орде и отвернулось от кровожадного прошлого троллей джунглей , но им очень сложно привыкнуть к новому образу жизни. Они выросли в злом и жестоком окружающем мире, и их натуру вполне можно описать теми же словами. Изменение в сознании не случаются внезапно, и есть еще много того, к чему троллям нужно привыкнуть. Первым изменением для них стало прекращение поедания плоти их павших врагов.

Другим, более трудным шагом для троллей Чёрного Копья стало изменение их собственного социального строя. Жизнь общины троллей пронизана ритуалами и обрядами, некоторые из которых довольно жестоки. Например, обряд инициирования детей для принятия в племя: когда ребенку исполнялось шесть лет, его отводили в отдаленные области леса и оставляя там. Если ребенок возвращался, его считали принятым в племя. Другие обряды - смертельная битва за желаемый объект, поединки с тупым оружием во время брачной церемонии, чтобы установить господство в браке, а также бои молодёжи со стариками, чтобы дать старым благородную смерть в сражении. Подобные практики отброса слабых давала троллям очень сильных воинов, но не оставляла никакого сострадания в пределах общества. Орки и таурены работали вместе с шаманами племени Чёрного Копья, чтобы искоренить эти варварские методы, и вместе они добились довольно неплохого успеха. Традиции еще остались, однако тролли стараются уже не использовать самые кровожадные.

Несколько троллей согласились жить в пределах оркских городов. Эти тролли полностью отказались от своей старой дикой жизни и стремятся учиться у орков и тауренов. Они иногда не понимают, как можно быть сильным воином и, одновременно, благородным, но Тралл воплощает для них такого благородного воина, и они стремятся постигнуть понятие "чести".

Тролли очень хотят помочь Орде. Они обучаются новым путям шаманизма и начинают вести менее аморальный образ жизни. Им нравится быть частью нечто большего, чем просто горстки враждующих племен, ради этого они готовы изменить все в своей жизни. Отношения с орками и тауренами начали изменять дикий характер троллей Чёрного Копья. Эти тролли стремятся найти себя в мире, получить шанс развиться и процветать.

Философии

Внутри племени преобладают два философских течения .

Живущие в будущем.

Делать то, что нужно

Чёрное Копье попало в большую беду, но затем Тралл спас их. Племя поклялось ему в преданности и присоединилось к Орде , но некоторые все еще цепляются за старые пути. Они ценят свою тщательно продуманную, структурированную культуру, но знают, что Орда не одобряет её. Эти тролли решили делать то, что нужно. Они поддерживают иллюзию всеохватывающего шаманизма , но или практикуют традиции вуду в тайне, или смешивают эти два течения в странную смесь. Чёрнокопейцы, не полностью отказавшиеся от связи с вуду, не рассматривает это как измену Орде. Они служат Траллу с чрезвычайной преданностью, но остаются прагматиками. Если Орда подведёт троллей, то у них останется их традиционная вера, чтобы заменить шаманизм. Тролли, которые делают то, что нужно тоже идут путем знахарей , но тщательно избегает более темных аспектов этого пути (по крайней мере, когда другие расы наблюдают).

Местоположение

Тролли Чёрного Копья все-таки сумели вырвать острова Эха из лап колдуна Залазана и теперь они вновь обосновались там, хотя и не забросили деревню Сен"джин. Но часто троллей можно встретить там же, где и орков, и от деревни Сен"джин до орчьего городка Колючий холм буквально рукой подать.

Как члены Орды, тролли племени основали поселения повсюду на территории Калимдора. Самый большой построенный троллям город в Орде - Деревня Теневой Добычи в Безутешье . Знахарь Джин"зил построил маленькую заставу Малака"Джин в Когтистых горах . Совместно с орками тролли построили рыбацкую заставу

Самая величайшая христианская реликвия – легендарное копье легионера Гая Кассия, которым тот пронзил грудь распятого Иисуса Христа, – находится в Армении.
Новейшие исследования, которые провели специалисты из Великобритании, подтвердили, что именно оно является подлинным. Другие подобные реликвии – лишь поздние копии.

– Сейчас британская телекомпания BBC снимает фильм о Святом Копье, – рассказывает глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас. – Английские тележурналисты уже побывали в Вене, Риме и Кракове, где хранятся реликвии, которые считаются «Копьями Судьбы». А потом приехали в Армению, где с благословения Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II им разрешили изучить наконечник подлинного копья.

Именно им был нанесен удар, который принес конец мучениям распятого на кресте Иисуса Христа. В Евангелии написано, что «один из воинов копьем пронзил Ему ребра». И этот сотник, его звали Гай Кассий, произнес: «Истинно этот человек был праведник!» По преданию, легионер уверовал в Христа, при крещении принял имя Лонгин. За проповедь христианского учения он был прославлен как святой. А его копье стало величайшим сокровищем христианства. Мир его знает под названием «Копье Лонгина» или «Копье Судьбы».
Считается, что тот, у кого в руках это оружие, будет вершить судьбы мира.

Так средневековый художник изобразил казнь Христа

В Эчмиадзине, духовной столице Армении, «Святое Копье» спрятано в построенном еще в древности храме. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации. Этот невзрачный на вид кусок потемневшего от времени железа монахи охраняют строже, чем военные ядерную бомбу.

Христиане верят, что «Копье Судьбы» является ключом к невероятному могуществу. И что властитель, в руки которого попадет наконечник, может обрести власть над всем человечеством.

Цари и императоры в течение двух тысячелетий считали, что оружие, на котором запеклась кровь Христа, подарит им возможность управлять миром.

Исторические хроники свидетельствуют, что многие правители были убеждены в том, что они обладают подлинным «Копьем Судьбы». И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Считается, что «Копье Судьбы» сжимал в своих руках вождь гуннов Аттила, потом им владел римский император Юстиниан I. Спустя века реликвией обладал король франков Карл Великий. В разное время в цепочке хозяев копья были Генрих IV, Фридрих Барбаросса, Карл IV…

«Копье Судьбы» побывало и в руках Гитлера. Историки свидетельствуют, что еще в юности мистически настроенный Адольф часами стоял в Венском музее истории искусств перед витриной, в которой было выставлено «Копье Лонгина».

Потом, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил эту реликвию «имперским сокровищем».
И был уверен, что, владея «Копьем Судьбы», в силах поработить весь мир. Начиная Вторую мировую войну, Гитлер слепо верил в непобедимую силу мистической реликвии. И даже в 1945 году, когда

Германия была почти разбита, фюрер пытался спрятать сокровище. Есть документальные подтверждения тому, что «Копье судьбы» Гитлер приказал отправить в Антарктиду на подводной лодке. Но выполнить его волю не успели – в последние дни войны реликвию спрятали в колодце в Нюрнберге.

«Копье Судьбы» нашли американцы и в 1946 году вернули в Австрию. Но слухи о том, что подлинник остался в США, а в Вене лишь копия, не утихали до 2003 года, когда был сделан анализ копья.
И выяснилось, что реликвия, которая прошла через руки многих властителей, помышлявших о мировом господстве, – очень древняя, но всего лишь копия «Копья Лонгина». Не поэтому ли вдребезги рассыпались все планы кровавых завоевателей?

Исследования «Копья Судьбы», которое хранится в Венском музее истории искусств, с использованием новейших физических методов провел специалист по металловедению, профессор Роберт Фрезер. И он установил, что железо, из которого сделано легендарное оружие, выковано не раньше VII века.

Но оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. Исследователи предположили, что туда вкован древнеримский гвоздь. Возможно, тот самый, которым распяли Христа! Видимо, в древности это знали – именно этот участок копья был помечен крошечными медными крестиками. Именно там могут быть частички гвоздя с распятия.

На копье обнаружили надпись, которую удалось прочитать. Она означала: «Копье и гвоздь Господен».
Другие копья-реликвии, хранящиеся в Ватикане и Кракове, оказались лишь более поздними копиями. Ученые пришли к выводу, что подлинное «Копье Лонгина» – только то, которое сберегается в Армении.

Есть материальное доказательство, что рана Христа была нанесена именно «Копьем Лонгина». Это знаменитая Туринская Плащаница – льняное полотно, в которое запеленали тело Спасителя после распятия. На его желтовато-белом фоне кроваво-бурым цветом отпечатались очертания его Лика и фигуры со следами от ран.

Эксперты-криминалисты, изучавшие Плащаницу, установили, что завернутый в ткань человек получил рану от копья размером 4,5 сантиметра между ребер. По мнению медиков, копье пронзило плевру, легкое и повредило сердце. Под раной на Плащанице отпечаталось пятно крови группы - А+. Она потекла, когда пронзенный находился в вертикальном положении.

Католикос всех армян Гарегин II

В этом храме «Копье судьбы» хранится с XIII века

Такая рана, - говорит профессор Борис Сапунов, ведущий научный сотрудник Эрмитажа, - могла быть нанесена штатным копьем на древке длиной примерно полтора метра. Это высчитано исходя из размеров креста, высоты Голгофского холма и месторасположения раны.

По мнению других знатоков древнего оружия, роковой удар не мог быть нанесен длинным и тяжелым римским копьем пехотинца («хаста») или копьем кавалериста - «пилумом». Это след от копья типа «лонхе», употреблявшегося легионерами военных гарнизонов.

Как известно из Евангелия, солдаты, осуществившие казнь, были легионерами.
Копье, которое хранится в Эчмиадзине, точно соответствует размерам раны. Позднее на его наконечник был наклепан крест. Но это оружие, которое было выковано еще до казни Христа!

Эчмиадзин

– «Копье Лонгина» хранится на армянской земле с III века, – рассказывает владыка Езрас. – Напомню, что Армения – первое государство в мире, где христианская религия стала государственной еще в 301 году. Эчмиадзин в переводе с армянского означает «Место сошествия Единородного» – считается, что у нас произошло второе явление Иисуса Христа.

Армянская церковь осознает свою миссию хранительницы величайшей христианской святыни. Наш народ всегда и во все времена был верен Христу.
Британская телекомпания BBC снимает в Армении фильм о Святом Копье. Английские тележурналисты уже побывали в Вене и в Риме, где хранятся реликвии, которые считаются «Копьями Лонгина». Они приехали в Армению, где сняли подлинное копье в Эчмиадзине.
В своем интервью Католикос Гарегин II подтвердил подлинность копья. Его история прослеживается от самой Голгофы, где была пролита кровь Спасителя.

До XIII века она хранилась в обители Гегардаванк, в переводе это значит «монастырь копья». Потом реликвию перенесли в храм в Эчмиадзине. Монахи берегут ее как величайшее сокровище. Помолясь возле него, верующие исцеляются даже от рака. Но ни разу реликвия не попала в руки злодеев, которые хотели поработить человечество. Ведь Святое Копье – ключ к миру...

"Жизнь"
Григорий Тельнов