Для чего был построен ледяной дом. Лажечников Иван Иванович. Ледяной дом. Шут – бывший князь

Как Анна Иоанновна устроила свадьбу карлицы и князя в ледяном тереме

В. Якоби. «Ледяной дом», 1878. Государственный Русский музей.

Как известно, перед своей кончиной Петр I не оставил четких указаний относительно преемника престола. После череды дворцовых интриг и переворотов на троне оказалась племянница почившего государя Анна Иоанновна . Вдовствующая герцогиня никак не ожидала получить корону Российской империи. Зато после внезапно свалившегося на нее счастья женщина, прежде всего, занялась не делами государства, а устройством бесчисленных увеселительных мероприятий. Некоторые из них этих забав оказывались весьма жестокими.


Российская императрица Анна Иоанновна.


Мало кто лестно отзывается о 10-летнем пребывании Анны Иоанновны на российском престоле. В историю она вошла не как благоразумный политик, а как шальная императрица. Государыня любила окружать себя многочисленными карликами, горбунами. Считалось, что Анна Иоанновна отнюдь не блистала красотой, но на фоне уродцев выглядела очень даже выигрышно. Более всего она симпатизировала карлице-калмычке Авдотье Ивановне. Кривоногая, некрасивая шутиха обладала острым умом и от души веселила императрицу.


Однажды карлица загрустила. Когда императрица спросила, в чем дело, Авдотья ответила, мол, уже немолода и хочет замуж. Анна Иоанновна загорелась идеей замужества карлицы, да так, что та уже и не рада была.


Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны.
В. Якоби, 1872 год.


Родовитым женихом стал Михаил Алексеевич Голицын. На тот момент князь находился в штате шутов императрицы. Туда он угодил вследствие большой опалы. Будучи заграницей, Голицын женился и принял католичество. Сменой веры он навлек на себя гнев Анны Иоанновны. Во дворце у него было свое лукошко, где мужчина «высиживал» яйца. На пирах в обязанности князя входило наливать всем квас, за что его и прозвали Квасник.

Французский историк Газо излагал свои наблюдения о Голицыне так: «Он потешал государыню своей непроходимой глупостью. Все придворные как бы считали своей обязанностью смеяться над несчастным; он же не смел задевать никого, не смел даже сказать какого-либо невежливого слова тем, которые издевались над ним...»

Морально уничтоженный князь, естественно, не мог ничего возразить государыне и стал покорно готовиться к свадьбе с карлицей.




Сама же Анна Иоанновна настолько прониклась новой забавой, что приказала выстроить для свадьбы Ледяной дом на Неве. Зима в тот год была очень суровая, температура не поднималась выше минус 30 градусов. В длину здание достигало 16 метров, в ширину - 5 метров, а в высоту - 6 метров. Фасад был украшен ледяными скульптурами. В самом доме имелись гостиная, буфет, спальня и туалет. У ворот стояли ледяные дельфины с раскрытыми ртами, из которых выбрасывалась горящая нефть.


По периметру ледяной дом украшали ледяные фигуры птиц и животных. Наиболее впечатляющим творением стал ледяной слон в натуральную величину. Днем из хобота выпускались струи воды, а ночью - горящей нефти.

Петр Михайлович Еропкин

Георг Вольфганг Крафт


Для строительства Ледяного дома были привлечены лучшие инженеры того времени - архитектор Петр Михайлович Еропкин и академик Георг Вольфганг Крафт. Чтобы осуществить все затеи императрицы, им приходилось находить немало уникальных решений.



На праздник Анна Иоанновна велела доставить по паре представителей всех народностей Российской империи в национальных нарядах. 6 февраля 1740 года на шутовскую свадьбу из разных уголков страны прибыло 300 человек.


Свадебный кортеж представлял собой сильное зрелище. Молодоженов заперли в клетку, которую поставили на слона. За ними тянулись остальные на верблюдах, оленях, собаках. После венчания последовал пир, а вечером Квасника и Авдотью отправили в их дворец на ледяное брачное ложе. У выхода приставили стражников, чтобы молодые не смогли выбраться. Как бы в насмешку в ледяной тюрьме «горели» ледяные дрова, политые нефтью.

По задумке, новоиспеченные супруги должны были замерзнуть при минус сорока градусах, но они сумели выжить. По легенде, карлица подкупила стражников и пронесла заранее теплые вещи, но все равно на утро они были почти замерзшими.


Свадьба в Ледяном доме. В. Якоби, 1878 год. | Фото: itd3.mycdn.me.



Так случилось, что шутовская свадьба стала последним развлечением Анны Иоанновны. Через полгода ее не стало. Что касается виновников «торжества», то карлица Авдотья родила Кваснику двоих детей. Но через два года после свадьбы женщина скончалась, сказались последствия переохлаждения.

А Михаилу Голицыну отменили унизительную должность и вернули часть земель и имущества. После смерти карлицы он женился еще раз, полностью восстановившись от пережитых унижений.



Ледяной дом. | Фото: mir.radosthrist.ru.



Период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) является одним из мрачных эпизодов в истории Российского Государства, и его завершение обозначилось событием, ярко отразившем политические и культурные процессы, происходившие в это время – возведением грандиозного дворцового комплекса изо льда и проведенной в нем потешной свадебной церемонией.

Поводом для строительства стало то, что одна из любимых шутих Анны Иоанновны, калмычка Авдотья Ивановна Буженинова, с целью еще большего расположения к себе со стороны государыни, посетовала на свое одиночество и высказала желание выйти замуж. Императрицу позабавила эта жалоба, однако она вняла ей, и уже на следующий день нашла своей шутихе жениха также из придворных шутов, князя Михаила Алексеевича Голицына, попавшего в немилость царскому двору, и посему назначенного развлекать Ее Величество.


Стоит сказать несколько слов о князе Голицыне. Михаил Алексеевич происходил из знатного боярского рода, который с приходом к власти Петра I, утратил свои позиции в государственной деятельности. Князь был определен на службу в армию, а не в гвардию, имевшую привилегированное значение, и с большим трудом дослужился до звания майора. В пятьдесят лет Голицын теряет супругу, и уезжает заграницу. Во время своего путешествия он женится на итальянке и принимает католическую веру. Вернувшись в Россию с новой женой, князь скрывает ее от людских глаз и молчит о перемене вероисповедания. Но слухи об этом все же доходят до царского двора, во главе которого к тому времени уже находилась Анна Иоанновна. Голицын был доставлен в Петербург, где в Тайной Канцелярии ему устроили жесткий допрос. Там он отрекается и от своей новой супруги, которую выдворяют из России, и от иноверия. Князя разжаловали в придворные шуты для увеселения императрицы, еще больше унизив достоинство и его самого, и его древнего рода. Вместе с другим шутами он сидел в лукошке возле царских апартаментов, а также подавал императрице квас, за что получил прозвище «Квасник».

Итак, после одобрения Анной Иоанновной женить шута на шутихе, был объявлен приказ о приготовлении к свадебному торжеству. Придворные стали придумывать, как сделать свадьбу более вычурной. В итоге, камергеру Алексею Даниловичу Татищеву пришла идея о проведении потехи в Ледяном доме.

Надо отметить, что в отличие от Петра I, Анна Иоанновна любила проводить праздные мероприятия с шиком, что само собой сказывалось на истощении государственной казны. Свадебная затея велась для большего развлечения с серьезным подходом. Была сформирована так называемая «маскерадная комиссия», которая стала ведать подготовкой к свадьбе. «Комиссия» вынесла решение строить Ледяной дом между зданием Адмиралтейства и Зимним Дворцом. Знаменитый русский архитектор Петр Михайлович Еропкин выполнил проект Ледяного дома. А следить за ходом строительства и проведением церемонии был назначен кабинет-министр Артемий Петрович Волынский.

Строительство Ледяного дома

В январе 1740 г. множество людских сил было брошено на возведение дворцового комплекса, материалом для которого служили только , доставленный с реки Невы. Профессор физики, член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Георг Вольфганг Крафт в своей монографии «Подлинное и обстоятельное описание Ледяного дома», вышедшей в свет в 1741 г., говорит о высокой прочности невского льда, способного выдержать огромное давление. Лед распиливали на большие квадратные плиты, подвергавшиеся затем архитектурно-декоративной обработке. Плиты устанавливали одну поверх другой, предварительно поливая водой каждый ряд кладки. Вода в данном случае действовала как цементный раствор, накрепко примораживая ледяные блоки друг к другу. В этом отношении погода была устроителям торжества на руку – зима 1739-1740 гг. была очень морозной. По окончанию строительства Ледяной дом увидеть мог любой желающий, но для обеспечения порядка была организована охрана.

Проект и план Ледяного дома. 1740 г.

Ледяной дом имел немалые размеры – порядка 17 метров в длину, более 5 метров в ширину и более 6 метров в высоту. Крафт описывал Ледяной дом , будто он был выполнен из одного куска драгоценного камня с синим оттенком. Здание украшала превосходная резьба, в частности фронтон парадного входа. Стены дома были декорированы арочными нишами со скульптурными изваяниями. В верхней части дома была сделана галерея с парапетом и объемной скульптурой. Внутри дом разделялся на помещения: гостиную, буфет, опочивальню и туалет. Интерьер поражал не меньше, чем экстерьер. В оконные проемы были вставлены тонкие ледяные стекла, через которые внутрь помещений проникал дневной свет. В одной из комнат стояли . Мебель и бытовые предметы – все было сделано изо льда. Здесь были и кровать, и табурет, и диваны, и кресла, и резные столы со стояшими на них ледяными часами и разложенными картами, тоже выполненными изо льда, и шкаф-поставец, где находилась ледяная посуда, а также подсвечники с установленными в них ледяными свечами и камин с ледяными дровами (смазанные нефтью свечи и дрова могли даже гореть) . Такими же дровами топили и ледяную баню, которую построили недалеко от дома, и при желании в ней можно было даже попариться.


Ледяной дом с двух сторон был фланкирован башенными сооружениями в виде остроконечных пирамид с круглыми окнами, установленных на двухъярусные постаменты. Внутри пирамид были подвешены бумажные разукрашенные фонари со свечами, которые по ночам крутили люди, находившиеся в башнях, для развлечения людей, пришедших посмотреть на яркое ледяное чудо.

Искусные мастера создали еще одну не менее интересную композицию изо льда – справа от дома зрителей встречали слон с сидящим на его спине персом и двумя стоящими возле него персиянками. Фигура слона имела продуманную конструкцию: днем слон мог пускать фонтаны воды, а ночью – огненные нефтяные факелы. Также внутри слона была полость, где сидел человек, издававший звук при помощи трубы.

Вход на территорию комплекса был оформлен ледяными вратами, украшенными ледяными вазами с растениями и птицами. Рядом с вратами выполнены изо льда два дельфина, которые, как и слон, выплескивали струи горящей нефти, подаваемой насосной системой.

Перед Ледяным домом установили несколько ледяных пушек и мортир, из которых даже неоднократно производили выстрелы.

Ледяной комплекс был великолепен и днем, блестя и переливаясь красками в лучах солнца, проникавших сквозь толщу льда и преображавших сооружения изнутри, и ночью при свете свечей, красочных фонарей, факелов и фейерверков.

Безусловно, Ледяной дом и другие , произвели сильное впечатление своими масштабами, красотой и техникой исполнения, став тем самым настоящими произведениями высокого искусства. Но что же касается самого свадебного торжества, то здесь картина выглядела куда более курьезно и даже дико.

Свадьба в Ледяном доме.

Церемония бракосочетания придворных шутов состоялась 6 февраля 1740 г. Обвенчавшись в церкви Голицын и Буженинова были помещены в клетку, что была закреплена на спине настоящего индийского слона. Торжественная процессия двинулась к месту проведения праздничного обеда по главным улицам Петербурга. Повелением императрицы в церемонии приняло участие сто пятьдесят пар мужчин и женщин разных народностей, проживавших на тогдашней территории Российской Империи, одетых в свой национальный костюм и со своими музыкальными инструментами – чуваши, мордва, татары, калмыки, киргизы, самоеды и другие. Каждая пара ехала на санях, сделанных в виде зверей, птиц и рыб. Сани же были запряжены оленями, верблюдами, волами, козлами, собаками, свиньями. Во время застолья же каждая пара из свадебной свиты откушала свое национальное блюдо, а после – танцевала свой народный танец под народную музыку.

В. И. Якоби «Свадьба в Ледяном доме», 1878, ГРМ

На обеде шута и шутиху приветствовали стихами, написанными по этому поводу поэтом Василием Кирилловичем Тредиаковским:

«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка,
Еще … — то та и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься.
………………………………………………………
Ханский сын Квасник и Буженинова-ханка
Кому то не видно, кажет их осанка!»

То, что Голициына и Буженинову обозвали здесь «ханским сыном» и «ханкой», не случайно. На правление Анны Иоанновны пришлась война с Турцией (1735-1739 гг.), в которой против России выступил также крымский хан, турецкий подданный, которого считали не меньшим врагом, чем сама Османская Порта. Таким образом, в подобном обращении к шутам, к тому же возимых в клетке, императрица решила высмеять крымского хана.

По окончанию обеда молодых снова посадили в клетку на слоне и в сопровождении все того же чудного свадебного кортежа под звон бубенцов, рев, мычание, лай повезли в Ледяной дом, где, уложив их в постель, оставили на ночь. А чтоб молодые не сбежали раньше времени из своих ледяных апартаментов, дом было приказано взять на караул. Наутро же замерзших шута и шутиху увезли отогреваться.

После шутовской свадьбы Ледяной дом простоял еще почти два месяца, и в конце марта стал таять и разваливаться. Привлекая внимание многих горожан, дом затмил собой на время все величественные постройки Петербурга. Однако он сохранился на страницах литературных произведений (в частности в романе Ивана Ивановича Лажечникова «Ледяной дом»), на гравюрах и живописных полотнах, став памятником, с одной стороны, высокому профессионализму зодчих и мастеров, а с другой – самодурству и расточительству власти, и людским трагедиям.

…За дерзость, царица, меня прости!
Ты в милости, как в ярости,
И в светлый час, и в час беды
Избавь от царской доброты!…

(слова из песни)

Ледяной Дом был построен по велению Анны Иоанновны в 1740 году для проведения в нём свадьбы любимой шутихи царицы — Авдотьи Бужениновой (видео), выдаваемой замуж за попавшего в немилость к государыне князя Михаила Голицина, за что и назначенного шутом.

Поскольку Анна Иоанновна всегда любила отмечать праздники с размахом, придворные постарались, разработали проект ледяного здания, а мастера искусно воплотили его, вырезая материал для него прямо из замёрзшей Невы.

Построенный в угоду прихотям царицы Ледяной дом был шестиметровой высоты, и площадью 17 × 5 метров.
Как утверждали очевидцы, здание было просто великолепным, высеченным будто из огромного куска хрусталя.
Стены его украшала великолепная резьба; в красивых арочных нишах были установлены ледяные скульптуры; вместо стекол в окнах также был вставлен тончайший лёд!

Ворота в дом украшали вазы с ледяными цветами. На ледяных ветках красовались «хрустальные» птицы. Рядом располагались ледяные фигуры дельфинов, фонтанирующих огненными струями из горящей нефти, и шесть ледяных пушек, способных стрелять ядрами изо льда.

По обе стороны от дома были установлены остроконечные, полые внутри, пирамиды, внутри которых горели большие фонари.

У самого входа в дом посетители видели громадного ледяного слона с сидящим на его спине погонщиком , а у ног слона стояли две красавицы в восточных нарядах.
Слон был не обычной скульптурой, а фонтаном с бьющими из хобота струями воды. В тёмное время суток слон становился мощным фейерверком, извергающим горящую нефть.
Также слон мог трубить, вернее, звуки издавали забравшиеся внутрь слона музыканты, дующие в духовые трубы.

В ледяном доме имелось четыре комнаты: спальня, гостиная, буфет и туалет.

Дом был заполнен всеми необходимыми предметами интерьера. Из чистого льда искусные мастера изготовили: резной стол, кровать, диваны и кресла, шкаф с посудой, часы, красивые шторы, табуретки, цветы.
Были даже подсвечники со свечами и ледяной камин, причем дрова в камине были также ледяными, но горели, поскольку их облили нефтью.

Кроме всего прочего, при Ледяном Доме выстроили ледяную же баню, которую топили несколько раз и желающие могли в ней попариться!

Но, чтобы показать сумасбродство русской царицы Анны Иоанновны, нельзя не рассказать немного о ней и о молодоженах.

Императрица Анна Иоанновна.

Анна Иоанновна взошла на русский престол в 1730 году. Кстати, свадьба шутов проводилась как раз в честь десятилетия пребывания императрицы на троне.

Имя Анны Иоанновны – племянницы Петра I в нашем сознании прочно связано с именем её фаворита Бирона – курляндского герцога – властолюбивого и хитрого человека.

По отзывам современников царица была коварна, жестока и сумасбродна, а её внешний вид оценивался весьма нелестно.
Так, например, княжна Долгорукова пишет, что вид у царицы был престрашный и даже отвратительный. Императрица была двухметрового роста, чрезвычайно толста (восемь пудов), да к тому же – рябая!

Анна Иоанновна и её любимец Бирон держали весь двор в страхе пытками, казнями, ссылками и сумасбродными увеселениями. 🙁

Всего через несколько лет после смерти Петра, очень простой во время его правления русский царский двор по пышности и великолепию не уступал уже многим европейским дворам.
Балы, маскарады, торжественные приемы постоянно проводились при дворе. Сама царица, вместе с Бироном, любила проводить время со своими шутами.

Шуты развлекают царицу Анну Иоанновну в её спальне

Тут ещё упомяну о несчастливом завершении свадьбы самой царицы Анны Иоанновны.
Её выдавал замуж за курляндского герцога в октябре 1710 года сам Пётр Великий, устроивший для своей племянницы очень яркую и пышную свадьбу.

Но по дороге в Курляндию молодой муж скончался, будто бы от того, что «перебрал лишнего».
Но факт в том, что Анна Иоанновна стала вдовой прямо в подвенечном наряде…

Шутиха Авдотья.

Среди шутов Анны Иоанновны была калмычка Авдотья Ивановна, уже в летах и очень не красивая. Но царица к ней благоволила и даже дала ей фамилию Буженинова в честь любимого блюда шутихи.

Когда Авдотья сказала Анне Иоанновне, что хотела бы выйти замуж, та быстро подыскала ей в женихи шута – да не простого, а бывшего князя!

Шут – бывший князь.

Михаил Алексеевич Голицын (1688-1778) был из рода знаменитых ещё в Петровское время бояр. Сам Пётр посылал его учиться за границу – в Сорбонну, затем Голицын служил по военно-административной линии и дослужился до майора.

За что же такого именитого вельможу разжаловали в шуты?
За то, что князь, после смерти первой жены в 1729 году, поехал развеять тоску за границу и там влюбился в итальянку простого происхождения. Голицын женился на ней и даже принял католическую веру.

В Москву князь вернулся с женой и ребёнком, но старался скрыть их ото всех, как и перемену веры.
Однако, императрице всё удалось узнать, брак по её приказанию был расторгнут, а жену-итальянку выслали за границу. Самого же князя разжаловали и назначили придворным шутом.

Отныне обязанностью бывшего князя стала подача царице и её гостям кваса, за что Голицына прозвали «квасником».
Остальное время шуту было предписано сидеть в лукошке у царских покоев.

Шутовская свадьба.

Свадьбу придворных шутов императрица проводила 6 февраля 1740 года.
На торжество по велению императрицы в Петербург со всех уголков России были доставлены по два человека от всех, населяющих империю разноязычных народов — остяки, мордва, абхазы, чуваши, черемисы, самоеды, вятичи, камчадалы, калмыки, киргизы и другие — всего около трёхсот человек!

«Свадебный поезд» проехал по всему городу. Впереди шествовал слон, на котором в железной клетке сидели «молодые», следом ехали гости на многочисленных причудливых санях. Причем, в одну санную повозку были впряжены верблюды, в другую – олени, а во многие другие — и козлы, и свиньи.

Все гости были в национальных костюмах и играли на своих народных инструментах.
Обильный свадебный обед закончился танцами, где каждая пара показала царице и вельможам свою национальную пляску, и те оказались очень довольны потешным зрелищем.

После праздничного обеда молодых отправили в Ледяной Дворец и уложили в постель, при этом, у дома была выставлена охрана, дабы молодожены не покинули ложе раньше положенного.

Говорят, что только сметливость шутихи Авдотьи, сумевшей подкупить стражников и выпросить у них овчинный полушубок, смогла спасти молодых от смерти.

Ледяной дворец простоял до конца марта…
А царица Анна Иоанновна прожила после шутовской свадьбы всего 8 месяцев.

Что же стало с молодоженами?

После смерти императрицы Михаил Голицын был освобождён от шутовских обязанностей и уехал с Авдотьей в родовое имение.
При родах второго сына Буженинова скончалась; говорили, что она так и не смогла оправиться от хвори, полученной в результате проведённой ночи в Ледяном Доме.

Михаил Голицын женился в четвёртый раз, причем невеста была его моложе на 45 лет. В этом браке у него было ещё 3 дочери.
Умер он 90 лет от роду, одержав, в результате, победу в борьбе за человеческое счастье и достоинство.

Ледяной Дом Анны Иоанновны. Видео

На этом интересный факт исчерпал себя!

Но завтра найдём что-нибудь более интересное!

С наилучшими пожеланиями здоровья и благоденствия,

Ваш преданный гид по Миру Интересных Фактов,

Мозгунова Ирина.

Такова историческая эпоха, образ которой встает со страниц «Ледяного дома» «… Система доносов и шпионства, утонченная до того, что взгляд и движения имеют своих ученых толмачей, сделавшая из каждого дома Тайную канцелярию, из каждого человека - движущийся гроб, где заколочены его чувства, его помыслы; расторгнутые узы приязни, родства, до того, что брат видит в брате подслушника, отец боится встретить в сыне оговорителя; народность, каждый день поруганная; Россия Петрова, широкая, державная, могучая - Россия, о боже мой! угнетенная ныне выходцем» (ч. I, гл. V) - вот каким с патриотической горечью и негодованием видит свое отечество герой Лажечникова.
Среди персонажей «Ледяного дома» немало исторических лиц и реальных событий, хотя и сложно преображенных авторской фантазией. Кроме императрицы Анны, Бирона, Волынского, на страницах «Ледяного дома» появляются вице-канцлер и фактический глава Кабинета министров Остерман, фельдмаршал Миних, поэт Тредьяковский. Имена некогда живших людей носят лица из окружения временщика и его антагониста - такие, как Липман или Эйхлер. Исторические прототипы были и у «конфидентов» Волынского, а причудливые «прозвания», данные им Лажечниковым, образованы от действительных их имен: де ла Суда стал в романе Зудой, Еропкин - Перокиным, Хрущев - Щурховым, Мусин-Пушкин - Суминым-Купшиным.
Существовал в действительности и «ледяной дом» - центральный, сквозной образ романа, образ стержневой и для его сюжета, и для поэтической его системы. Зимой 1740 года при дворе был устроен потешный праздник: императрица надумала женить своего шута - потомка древнего вельможного рода, князя М. А. Голицына на калмычке Бужениновой. Надо полагать, что и шутовская должность, и эта, последняя царская «милость», выпали на долю Рюриковича по родству его с ненавистными царице «верховниками». Между адмиралтейством и Зимним дворцом было выстроено дивившее современников чудо - дворец изо льда. Петербургский академик Г.В.Крафт оставил точное описание этого архитектурного курьеза, его скульптурной отделки и внутреннего убранства. Лажечников знал и использовал книжку Крафта. Чтобы сообщить празднеству особый размах и пышность, в столицу выписали по паре представителей всех народов, обитавших в России. Этнографическая пестрота костюмов, национальные песни и пляски должны были не только украсить и разнообразить забаву: они призваны были продемонстрировать императрице и ее иностранным гостям огромность могущественной империи и процветание всех разноплеменных ее жителей. Устройство праздника поручено было кабинет-министру Волынскому.
Лажечников сумел живо ощутить те возможности, которые открывала перед историческим романистом концентрация действия вокруг столь необычайного, богатого красками события. Ледяной дом становится в романе мощным символом, отбрасывающим тень на все перипетии и политической и романической интриги. Холод и попранная человечность скрываются за сверкающим его фасадом. И другое: как ни прекрасен и жесток ледяной дом, постройка эта эфемерна, дни ее сочтены. Как ни пышны забавы императрицы, оплаченные потом и кровью страдающего народа, не случайно во время торжества открытия дворца царице мерещатся погребальные факелы. Потешный дворец Анны Иоанновны - символ ее царствования, как и всякой деспотической власти. Чудом возродился к жизни, встал статуей в покое ледяного дома замороженный малороссиянин Горденко со своей жалобой, но вопль изнемогающего народа снова перехвачен клевретами Бирона, снова не дошел до слуха российской самодержицы. Порыв ищущего истины Волынского рассыпался ледяными осколками, поле битвы осталось за временщиком - символическое предвестие исхода их борьбы. Низкий шут Кульковский и грязная предательница Подачкина - персонажи, лишенные Лажечниковым и тени читательского участия, - обречены провести в ледяном дворце «брачную» ночь, и даже эти низменные получеловеки страданиями своими на миг снискали сострадание наше. Развалины ледяного дома укрывают последнюю вспышку страсти уже ставшей жертвой Бирона, несущей в себе смерть Мариорицы и истерзанного хитросплетениями своей трагической судьбы Волынского. По выходе из роковых руин Мариорицу ожидает смертное ложе, а Волынского - эшафот. Историю строительства и разрушения ледяного дома Лажечников искусно сопрягает с основной политической коллизией романа - борьбой русской и немецкой партий. Мольба изнуренной страны, донесенная до Петербурга малороссиянином Горденко, гибель правдоискателя, занесшего руку на временщика, переполняют чашу терпения Волынского, побуждают его к активным действиям. И та же казнь Горденки оказывается предзнаменованием трагической судьбы - падения и казни - самого Волынского.
Ледяной дом - олицетворенный контраст. Дом, по самому имени своему предназначенный быть хранилищем очага, человеческого тепла, встречает холодом, убивает все живое, что соприкасается с ним. И это главный, но не единственный символ в поэтике романа. Художник-романтик, Лажечников раскрывает противоречия эпохи в разветвленной системе символических контрастов: жизнь - смерть, любовь - ненависть, пленяющая красота - отталкивающее безобразие, барские забавы - народные слезы, блистательная княжна - нищая цыганка, дворец - нечистая конурка, пламенные страсти юга - северная стужа.
Неизлечимый недуг Анны Иоанновны, преследующий ее страх перед смертью оборачиваются неутолимой жаждой развлечений и удовольствий, сообщают расточительным придворным празднествам оттенок судорожного веселья поневоле, накладывают печать обреченности на забавы, быт императрицы, на всю картину ее бесславного царствования. И везде, где тешится императрица, страдает человек и его достоинство.
Чем больше напоминают об упадке и разрушении эти утехи без истинной веселости, тем более контрастирует с ними юношеская пылкость Волынского, романтически возвышенного, безудержного и в любви, и в деле патриотического служения России.
Именно система символов, пронизывающих «Ледяной дом», связывающих на свой лад исторические описания с романическим действием, способствует созданию в романе тягостной атмосферы безвременья. Эта атмосфера сгущается, охватывает самые несходные моменты повествования благодаря интенсивности лирической окраски, которая входит в роман вместе с личностью автора. Активный, прогрессивно мыслящий человек, современник декабристов (хотя и не разделявший их революционных устремлений), вдохновенный романтик и просветитель, он произносит свой суд над «неразумной» и бесчеловечной эпохой. От авторской активности не ускользает ни один, даже самый скромный элемент рассказа: Лажечников либо клеймит презрением, осуждает и порицает, либо сочувствует, восхищается и вселяет восторг в читателя. Эта лирическая экспансия заполняет «Ледяной дом», не оставляя места для спокойной, эпической картины вещей и событий.
Можно ли, прочитав роман, но проникнуться восторженным сочувствием к Волынскому, ненавистью и презрением к его противникам?

4
В трактовке образа Волынского романтический метод Лажечникова-романиста сказался особенно отчетливо.
В отличие от Пушкина и Гоголя (но подобно повествователям-декабристам). Лажечников избирает для своих исторических романов такие моменты прошлого, когда действуют пылкие возвышенные одиночки, а народ, во имя которого они жертвуют собой, играет в событиях страдательную роль. Соответственно любимый герой Лажечникова лицо вымышленное или историческое, но в любом случае наделенное сложным внутренним миром и исключительной, трагической судьбой.
Таков последний новик - Владимир, незаконный сын царевны Софьи и князя Василия Голицына. С детства он обречен на роль антагониста Петра. Поело покушения на жизнь молодого царя Владимир бежит на чужбину. Со временем он сознает историческое значение Петровских реформ и полагает целью жизни искупить свою вину перед Россией и отомстить тем, кто воспитал в нем ненависть к новым порядкам. Отвергнутый родной страной, он тайно служит ей, способствуя, подобно провидению, победам русских войск в Лифляндии, заслуживает прощение Петра и скрывается в монастыре, где умирает в безвестности. Таковы и герои «Басурмана» - представители западного Возрождения архитектор Аристотель Фиоравенти и врач Антон Эренштейн, привлеченные в далекую Московию тщетной надеждой найти применение своим гуманистическим устремлениям.
К тому же типу романтических героев-избранников принадлежит и Волынский «Ледяного дома».
Исторический Волынский был фигурой сложной и противоречивой. Начав свою деятельность еще при Петре I, он скоро умом и энергией привлек внимание преобразователя. Но ему недаром довелось отведать царской дубинки. И первые шаги, и вся позднейшая карьера Волынского являют цепь взлетов и падений. Тип вельможи переходной эпохи, он сочетал в себе истинного «птенца гнезда Петрова», патриота, мечтавшего о благе России, с неукротимыми гордостью и честолюбием, с жестокостью, неразборчивостью в средствах. Не раз ему грозил суд за отъявленные взяточничество, самоуправство, истязания подвластных ему людей. Прежде чем стать кабинет-министром и выступить с проектами государственных преобразований, Волынский долгое время восходил по ступеням служебной иерархии, опираясь то на родственные связи, то на Миниха, бывшего не в ладах с временщиком, то на Бирона, противника его недавнего покровителя. В качестве ставленника Бирона (временщик рассчитывал найти в нем покорное орудие для умаления роли Остермана, но обманулся в своих ожиданиях) Волынский и был введен в Кабинет министров. Задолго до того, как новый кабинет-министр решился выступить против Остермана и затронуть интересы Бирона, он нажил себе непримиримых врагов среди русских, и в числе его противников были такие влиятельные вельможи, как П.И.Ягужинский, А.Б.Куракин, Н.Ф.Головин.
Лажечникову, без сомнения, были известны источники, по-разному оценивавшие личность Волынского, его достоинства и недостатки как государственного деятеля. Но из письменных свидетельств и из устного предания автор «Ледяного дома» выбрал лишь то, что соответствовало его общественному и эстетическому идеалу. При этом особое значение приобрела для Лажечникова трактовка образа Волынского, которая содержалась в «Думах» Рылеева.
Рылеев посвятил Волынскому две думы. Одна из них - «Видение Анны Иоанновны» - не была пропущена цензурой и опубликована впервые в «Полярной звезде» Герцена в 1859 году. Была ли эта дума известна Лажечникову в середине 1830-х годов, судить трудно. Терзаемой раскаянием Анне Иоанновне является в ней голова казненного Волынского и призывает царицу к ответу за смерть «страдальца славного отчизны». Другая дума - «Волынский» - цитирована в «Ледяном доме» и во многом определила образ главного героя романа. Волынский предстает в изображении поэта-декабриста как «отчизны верный сын», а борьба его с «пришлецом иноплеменным», виновником «народных бедствий» Бироном как «пламенный порыв Души прекрасной и свободной» К приведенным словам Рылеева - устойчивой формуле декабристской идейности - непосредственно восходит у Лажечникова выражение «истинный сын отечества».
В романе Лажечникова образ Волынского обретает дополнительные краски, которых не было в стихотворении Рылеева. Это уже не исключительно государственный деятель, замкнутый в сфере патриотического подвига. Волынский - человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «В его душе страсти добрые и худые, буйные и благородные владычествовали попеременно; все было в нем непостоянно, кроме чести и любви к отечеству» (ч. I, гл. I), - говорит Лажечников о своем герое. И далее романист приписывает умнейшему политику Остерману проницательную оценку исторической ситуации, выражая ее в словах, которые не могли быть случайными в устах современника декабристов и трагического крушения их надежд: «Он видел возрождающуюся борьбу народности с деспотизмом временщика, но знал, что представителями ее - несколько пылких, самоотверженных голов, а не народ, одушевленный познанием своего человеческого достоинства» (ч. II, гл. VII). Лажечников сообщает своему герою черты, подготавливающие его падение, но в изображении Волынского неизменно доминирует восходящая к думе Рылеева героико-романтическая тональность.
Характерная коллизия декабристской поэзии и прозы - противоречие между долгом гражданина-патриота, требующим от героя полного самоотречения, вплоть до отказа от личного счастья, и естественными влечениями души и сердца. Эта коллизия присутствует и в «Ледяном доме». Не один Волынский, по и императрица Анна, и Мариорица, и Перокин рано или поздно должны выбрать между верностью долгу (как понимает его каждый из этих столь несходных персонажей) и человеческими, земными привязанностями своими. Однако наиболее сюжетно действенным и разветвленным предстает этот мотив в рассказе о Волынском, контрапунктически связывая обе сюжетные линии «Ледяного дома» - любовную и политическую. «Беззаконная» страсть к молдаванской княжне не только отвлекает душевные силы героя от дела гражданского служения и обезоруживает его перед лицом холодного, расчетливого врага. Страсть эта Делает Волынского жертвой внутреннего разлада. Душа его трагически смятена сознанием вины перед прекрасной, любящей женой. Мучительна для него и мысль о том, что он губит преданную ему, обольстительную Мариорицу. И вместе с тем борьба чувств гражданина, любящего мужа и отца и страстного любовника сообщает образу Волынского особую привлекательность, а его роковой судьбе жизненную объемность.
В Волынском есть нечто от романтического поэта-творца. Пусть человеческая его натура несовершенна, пусть в повседневности он подвержен неуемным страстям, вовлекающим героя в роковые заблуждения: все это - «пока не требует поэта К священной жертве Аполлон». Стоит Волынскому услышать зов отчизны - и он превращается в героя-борца, который, отряхнув с плеч своих все земные привязанности, не взвешивает и не расчисляет ни собственных сил, ни возможностей Бирона и его сторонников, со свойственной ему прямотой и горячностью идет в борьбе за благо народное до конца, непокоренный всходит на эшафот, чтобы стать в потомстве нетленный образцом гражданского служения. А страсть его к Мариорице! Беззаконная любовь Волынского - тоже акт борьбы, борьбы за свободу человеческого чувства, стремящегося сквозь все преграды и становящегося жертвой холодного механического расчета тех, для кого и самая страсть - всего лишь средство политической интриги.
В любви к Мариорице раскрывается широта русской натуры Волынского, ее удаль и размах, в ней звучит та поэтическая струна, которая роднит Волынского-любовника с Волынским-патриотом. Лажечников приобщает своего любимого героя к русской национальной стихии, и недаром в одном из самых поэтических и освященных русской литературной традицией эпизодов романа - в сцене святочного гаданья - Волынский предстает удалым русским молодцем, кучером с лирической и разгульной песней на устах. «Это природа чисто русская, это русский барин, русский вельможа старых времен!» - восторгался Белинский.
Пламенный романтик и в любви и в политике, Волынский - прямой антипод трезвого и бездушного прагматика Бирона. По тем же, уже знакомым нам законам романтической поэтики контрастов в «Ледяном доме» противостоят друг другу немощная, «тучная, мрачная» Анна Иоанновна и «настоящая русская дева, кровь с молоком, и взгляд и привет царицы… дочь Петра Великого, Елисавета» (ч. IV, гл. V), бездарный «писачка», педант Тредьяковский и вдохновенный певец взятия Хотина Ломоносов. Ни Елизавета Петровна, ни Ломоносов не действуют в романе, они лишь всплывают в размышлениях автора и его персонажей как своеобразная «точка отсчета» - знак, указывающий на существование здоровых национальных сил, которым суждено рассеять мрак «неразумной» эпохи, теснящей и убивающей все живое и человеческое.
В наибольшей степени историзм Лажечникова обнаружил свои границы в образе Тредьяковского. Тредьяковский сыграл выдающуюся роль в истории русской культуры и русского стихосложения. Однако долгое время его имя служило синонимом поэтической бездарности, мишенью для незаслуженных насмешек. И хотя еще Радищев в «Памятнике дактило-хореическому витязю» сделал попытку пересмотреть традиционную репутацию Тредьяковского, объективная историческая оценка его деятельности и в 1830-х годах оставалась делом будущего.
Романтическая поэтика требовала соединения в романе высокой поэтической стихии со стихией гротеска и карикатуры. Изображение Тредьяковского (как и Кульковского) - дань этому программному требованию романтиков. Некритически опираясь на пристрастные анекдоты о Тредьяковском, донесенные до него устным преданием, Лажечников наделил своего героя традиционными комическими чертами педанта и прихлебателя, равно отталкивающего духовно и физически. Не удивительно, что в неприятии этого образа сошлись все критики «Ледяного дома» - от Сенковского до Пушкина.
5
В эпоху классицизма и Просвещения исторические лица выступали на подмостках трагического театра, высшие же достижения романа XVIII века связаны с изображением сферы частной жизни. Исторический роман начала XIX века впервые объединил рассказ об известных исторических деятелях с рассказом о судьбах безвестных их современников, а повествование о фактах исторической жизни включил в рамки вымышленного сюжета.
Сочетание в историческом романе истории и вымысла делало этот жанр беззаконным в глазах его противников. Наоборот, Белинский в полемике, развернувшейся вокруг русского исторического романа 1830-х годов, отстаивал вымысел как необходимое условие художественного воссоздания прошлого. Но в разных типах тогдашнего исторического повествования история и вымысел сплетаются неодинаково. А поэтическая нагрузка, выпадающая на долю вымышленных персонажей в общем движении сюжета, определяется эстетическими установками романиста.
Для В.Скотта было существенно показать, что история в движении своем, наряду с известными историкам деятелями, вовлекает в круговорот событий множество рядовых, безвестных людей. Крупные исторические столкновения и перемены вторгаются в частную жизнь частного человека. И напротив, конкретные, неповторимые черты давнего времени В. Скотт доносит до читателя как раз через преломление их в судьбах, нравах, быте, психологии своих вымышленных героев. Именно вымышленному герою В. Скотта дано на собственном опыте изведать столкновение борющихся исторических сил, увидеть истинное лицо каждой из них, понять их могущество и их слабость. По тому же пути познания и воспроизведения прошлого идет Пушкин в «Капитанской дочке».
В отличие от В.Скотта, А.де Виньи в «Сен-Маре» - романе, коего фабула, расстановка и типаж действующих лиц не раз отзываются в развитии действия и группировке персонажей «Ледяного дома», - ставит в центр своего повествования не вымышленное, а историческое лицо. Истинные масштабы и мотивы выступления Сен-Мара против Ришелье он трансформирует в соответствии со своей исторической «идеей», модернизируя при этом нравственно-психологический облик героя. Другой французский романтик, В. Гюго, в «Соборе Парижской богоматери» (1831) сближает жанр исторического романа с романтической поэмой и драмой. Своих вымышленных героев он высоко поднимает над прозой быта, сообщая им символическую масштабность и глубокую поэтическую выразительность. Сложная драма любви и ревности ведет читателей Гюго к постижению общих противоречий бытия, воспринятых сквозь призму романтической философии истории.
«Ледяной дом» Лажечникова типологически ближе к французским романтикам, нежели к В. Скотту. Как и автор «Сен-Мара», Лажечников делает средоточием рассказа нетипичного для В. Скотта вымышленного «среднего» человека, а лицо историческое, переосмысляя нравственный и психологический облик Волынского в духе своих гражданских, патриотических и просветительских идеалов. В то же время определяющим для поэтики «Ледяного дома» является то, что исторические персонажи романа и его вымышленные лица - цыганка Мариула и княжна Лелемико, мать и дочь, подобные старой вретишнице и Эсмеральде «Собора Парижской богоматери», - принадлежат, если можно так выразиться, к двум разным мирам: первые - к миру исторической реальности, как понимает ее автор, вторые - пришельцы из страны романтической поэзии. Лажечников не задается целью, как В. Скотт или Пушкин, уловить в облике своих романтических героинь конкретные черты психологии людей определенной эпохи. Источник силы этих эстетически далеко не равноценных образов один и тот же: и Мариула, и Мариорица выступают в романе как носительницы поэтической идеи. Мариула - воплощение беспредельной материнской любви, Мариорица - олицетворенная идея любящей женщины, которая полагает в самозабвенном служении избраннику своего сердца цель существования, а в смерти ради блага его - жизненное свое предназначение. Белинский, судивший романтика Лажечникова по законам, им самим над собой признанным, находил, что Мариорица - «решительно лучшее лицо во всем романе… самый красивый, самый душистый цветок в поэтическом венке вашего даровитого романиста» .
Образы княжны Лелемико, Мариулы и ее спутника цыгана Василия, старушки лекарки и ее внучки уводят роман в сторону от политической интриги, образуют особую, «надысторическую» линию сюжета. Но они же сообщают «Ледяному дому» дополнительную занимательность, сближают его с романом тайн, со старым авантюрным романом. Особый эффект извлекает Лажечников из традиционного мотива двух соперниц, - любящих героя и любимых им женщин. Красавица севера и гурия юга, неколебимая супружеская преданность и свободная, обретающая оправдание в своей глубине и бескорыстии страсть склоняют то в одну, то в другую сторону пылкую и непостоянную душу Волынского. Просветительская коллизия борьбы между страстью и долгом распространяется, захватывает обе сферы действия романа - и политическую и любовную. Гибель Волынского представлена в «Ледяном доме» как искупительная жертва в двойной борьбе: за свободу отечества и за личное нравственное очищение.
И вместе с тем Волынский «Ледяного дома» не просто единичный человек, так или иначе соотнесенный со своим реально-историческим прототипом. В нем слил Лажечников всю силу национального протеста против засилья иноземцев, терзающих изнемогающую, истощенную поборами и вымогательствами страну. Если в любви Мариорица с ее женственной прелестью и безграничным самоотречением выше расщепленного между чувством и долгом Волынского, то на поприще гражданственности Волынскому нет равных. Как одинокий дуб, возвышается он над порослью своих «конфидентов» - друзей и товарищей в борьбе, разделивших дерзание его и его участь. Что же до противников Волынского, то низость целей и средств, душевная узость, низменный своекорыстный расчет делают их полной противоположностью великодушного и честного патриота. Если клевреты Бирона хранят ему верность из страха и корысти, противник временщика влечет к себе чистотой цели, благородством души и поступков.
Вступая в единоборство с Бироном, Волынский бросает дерзкий вызов не только клике пришлецов, присвоивших себе право «грабить, казнить и миловать русских». Он обличает придворных ласкателей, ищущих чинов и наживы, выступает против «утеснителей своего отечества», кто бы они ни были. Но в сферу того, что подвергает безоговорочному отрицанию сам автор-повествователь, втягивается еще более широкий круг явлений. Здесь и могущество барской прихоти, вольной превратить в забаву любого человека, обитающего в любом конце деспотического государства; и безнравственное право «иметь своих людей»; и власть, опирающаяся на систему шпионажа и сыска; и все бездарное и кровавое царствование Анны Иоанновны в целом. Мало того: не ограничиваясь критикой «неразумной» эпохи, Лажечников путем прозрачных намеков перекидывает от нее мостик к современности. Эпизод политической борьбы XVIII века оказывается предвестием выступления на Сенатской площади, а посмертное оправдание и гражданская слава Волынского - пророчеством о неминуемом признании дела дворянских революционеров. Все это решительно противостояло доктрине «официальной народности».
«Ледяной дом» появился в момент, когда близился к концу десятый год царствования Николая I, истекало десятилетие со дня декабрьского восстания. В обществе ждали этой даты, надеялись на «милость к падшим», на облегчение участи ссыльных. Роман Лажечникова по-своему отразил и воплотил эти настроения. Идеологическая атмосфера, подготовившая события 14 декабря, самое выступление декабристов, трагически неизбежное поражение их и казнь отозвались в «Ледяном доме» целым рядом примет. Среди них и цепь вызывающих неизбежные иллюзии сентенций, и связь центрального образа романа - образа героя-гражданина - с традицией декабристской литературы и публицистики, и эпиграф (ч. IV, гл. XIII) из думы Рылеева, которая звучала в 1830-х годах как вещее предсказание собственной судьбы поэта-декабриста, Но, быть может, самым ярким доказательством того, что, создавая «Ледяной дом», Лажечников созидал памятник героическим устремлениям своего поколения, явилась та трактовка, которую получил на страницах романа эпизод реальной русской истории. Автор «Ледяного дома» отыскивает в недавнем прошлом страны случай, который он воспринимает как исторический прецедент декабрьского восстания, как возмущение горстки борцов за народное благо против деспотизма. Характерно и другое. Казнь героев обернулась их посмертным торжеством. История повергла в прах их казавшегося неодолимым противника, а сами они обрели в глазах потомков ореол невинных страдальцев за истину и стали образцом «святой ревности гражданина». Таковы истоки чувства исторического оптимизма, которым веет от эпилога «Ледяного дома».

Л етом в России дворцы строили из дерева и камня, а зимой - изо льда. Некоторые ледяные шедевры вошли в историю архитектуры.

В.И. Якоби. Ледяной дом. 1878

Анна Иоанновна, племянница Петра Великого, славилась сумасбродным характером и вздорным нравом. Она окружила себя бесчисленным пышным и роскошным двором, наслаждаясь бесконечными увеселениями и забавами. Одной из прихотей императрицы стал Ледяной дом, который, по свидетельству члена Императорской Академии наук , профессора физики Георга Вольфганга Крафта, просуществовав около трех месяцев, «в каждом смотрителе много увеселения производил…»

Ледяной дом был возведен прямо посреди реки Невы, между Адмиралтейством и новым Зимним дворцом Анны Иоанновны . «...и гораздо великолепнее казалось, нежели когда бы он из самого лучшего мрамора был построен, для того, что казался сделан быть будто бы из одного куска, и для ледяной прозрачности и синего его цвета на гораздо дражайший камень, нежели на мрамор походил...» .

Архитектором проекта был Петр Еропкин, разработчик первого Генерального плана Санкт-Петербурга. Научно-техническую базу обеспечивал академик Крафт. Размеры дома были разумно невелики (длина - 17 м, ширина - 5,5 м, высота - 6,5 м), но и под этой тяжестью неокрепший в начале зимы ледовый панцирь Невы прогнулся. Однако работы продолжались: глыбы льда распиливали, укладывали друг на друга при помощи рычагов и обливали водой, которая в лютый мороз схватывала их лучше всякого цемента.

Внутри были вырезаны интерьеры гостиной и буфета, спальни и туалета. В камине спальни горели ледяные дрова, вымазанные нефтью.

В центре фасада красовалось крыльцо с резным фронтоном, по периметру крыши тянулась балюстрада со статуями. Некоторые элементы декора выкрасили под зеленый мрамор.

Вокруг дома поставили множество диковинных сооружений. Ледяные пушки и мортиры в натуральную величину стреляли железными ядрами с использованием настоящего пороха. По бокам ворот располагались два морских чудовища. Днем из их пастей била вода, подведенная из Невы, а ночью - струи горящей нефти. Ледяной слон показывал те же фокусы. Время от времени исполин «трубил» - при помощи прятавшегося внутри него трубача. Статуи, вазы с цветами, деревья с птицами на ветвях… По обеим сторонам Ледяного дома стояли кордегардии (помещения для караула), в которых человек вращал бумажный фонарь со «смешными фигурами», нарисованными на его гранях.

Зима 1739–1740 годов выдалась чрезвычайно холодной. 30-градусные морозы держались до весны, и Ледяной дом долгое время развлекал всех желающих, лишь караульные следили за порядком.

Ледяной дом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2007 год

Ледяной дом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2007 год

Ледяной дом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2007 год