Коллективизм примеры из жизни. Преимущества и недостатки индивидуализма и коллективизма. Гримасы коллективизма и индивидуализма

первоисточник: лат. colligo – соединяю, объединяю) – особенность, характерная черта социалистич. и коммунистич. обществ. отношений и принцип коммунистич. морали, выражающий товарищество, солидарность, единство и общность интересов людей, их преданность общенародному делу. К. в корне противоположен индивидуализму и эгоизму. К. – важнейший принцип классовой борьбы пролетариата. При социализме и коммунизме К. является всеобщим принципом нравств. поведения человека, соответствующим господствующим социальным отношениям. В примитивной форме коллективистские отношения существовали в первобытном обществе. Их материальной основой была общинная собственность на средства произ-ва. Коллективистские отношения воплощались в узах родства, общих потребностях, взаимопомощи в труде, в уравнит. распределении продуктов. С разложением первобытнообщинного строя и возникновением классов К. перестал быть принципом обществ. отношений. "Самые низменные побуждения, – писал Энгельс, – вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждению, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются воспреемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средства – воровство, насилие, коварство, измена – подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят к его гибели" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 99). В обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации человека человеком, возникли отчужденность и вражда между людьми. Эволюция коллективистского сознания в классово-антагонистич. обществе связана с революц. борьбой угнет. масс; в этич. воззрениях идеологов масс разрабатывались представления об общности интересов угнетенных, о любви к людям, требования счастливой жизни для всех людей и т.д. Идеи верности общему делу, взаимопомощи, товарищества составляли положит. содержание морали передовых классов. В период формирования капиталистич. отношений, ранних бурж. революций и утверждения бурж. строя в развитии коллективистских идей наметились различные тенденции. Идеи К. содержались в учениях нек-рых прогрессивных бурж. мыслителей 17 – 1-й пол. 19 вв. Напр., Гельвеций, выступая против реакц. религ. морали, противопоставлял ей "земную" нравственность, основу к-рой, наряду с "чувственными впечатлениями, себялюбием, наслаждением...", составляет также доктрина "...правильно понятого личного интереса..." как главного мотива человеч. поступков (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Он видел осн. задачу морали в определении условий, при к-рых возможно согласование "правильно понятого личного интереса" с т.н. общим интересом. "...Добродетельный человек не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, – такой человек невозможен, – а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным" (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 213). У Фейербаха коллективистские идеи нашли выражение в учении о морали, осн. принципами к-рой были якобы свойственное людям от природы сердечное влечение друг к другу и стремление к счастью. Истинная мораль, по Фейербаху, "...не знает никакого собственного счастья без счастья чужого, не знает и не хочет никакого изолированного счастья, обособленного и независимого от счастья других людей Она знает только товарищеское, общее счастье" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 621). Бурж. мыслители не смогли научно обосновать гармонию личных и обществ. интересов, т.к. не выходили за рамки бурж. общества, не выступали против его материальных основ – частной собственности и эксплуатации. Важную роль в развитии коллективистских идей сыграли учения представителей утопич. социализма (Мор, Кампанелла, Морелли, Мабли и др.). При своеобразии взглядов каждого утописта, что связано с конкретными историч. условиями их деятельности, в целом для них характерно отрицание частной собственности и выдвижение проектов организации обществ. произ-ва, объединяющего людей в единый коллектив. Принцип К. включен в систему Бабефа, к-рый выступил от лица пробуждавшегося пролетариата с планами установления во Франции коммунистич. строя, "общества равных". Отношения между членами коммунистич. хоз. общин должны складываться на основе коллективистских принципов равенства, всеобщего братства и общего благосостояния. Ликвидировать противоположность интересов можно, по мнению Бабефа, путем установления коммунистич. порядка, "...при котором никто не должен ничем владеть частным образом, в котором все должны пользоваться всем сообща" (цит. по кн.: Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, 1960, с. 61). В 19 в. коллективистские идеи получили дальнейшее развитие в соч. Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Сен-Симон разработал проект мероприятий с целью "...поставить человека в такое положение, чтоб его личные интересы и интересы общественные постоянно находились в согласии" (Избр. соч., т. 1, М.–Л., 1948, с. 115, прим.). Фурье в учении о человеч. страстях и "социетарном строе" пытался обосновать необходимость возникновения такого строя, к-рый способствовал бы удовлетворению присущих человеку страстей, согласованное действие к-рых "порождает страсть коллективную", и привел бы к полному расцвету задавленные при строе эксплуатации "сцепляющую", "разнообразящую", "упорядочи-вающую" страсти и страсть "гармонизма". Комбинированная гармония страстей должна стать принципом организации труда (см. Избр. соч., т. 1, М.–Л., 1951, с. 195–96). Коллективистские идеи выдвигались в соч. Кабе, Дезами, Вейтлинга и др. Вейтлинг считал, что человечество создаст социализм в виде гармонического общества и "...установит общность имуществ и соединится в одну большую дружную семью...", но в то же время отрицал значение организованного пролет. движения (см. "Человечество, каково оно есть и каким оно должно быть", П., 1918, с. 9). Однако планы переустройства общества Сен-Симона, Фурье, Оуэна, др. утопистов и их последователей были оторваны от реальной жизни и отрицали революц. методы обществ. преобразований. В России проблемы К. разрабатывались революц. демократами (Герцен, Белинский, Чернышевский) и революц. народниками. Чернышевский рассматривал общинный строй как коллективистскую основу для перехода к социализму, нравств. обновления людей. Принцип "разумного эгоизма" в этике Чернышевского выражал сознат. подчинение всего личного общему делу борьбы за свободу и счастье народа, сознание обществ. долга, К. "...Общечеловеческий интерес, – по Чернышевскому, – стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного" (Полн. собр. соч., т. 7, 1950. с. 286). Однако он не смог дать последовательно-научного обоснования К. Развитие пролет. движения обусловило рождение новой, пролет. морали, противопоставившей бурж. индивидуализму принцип коллективизма. Маркс и Энгельс показали, что К. с неизбежностью порождается условиями труда и жизни рабочего класса, связанного с крупным произ-вом. "Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия...ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 435–36). Капиталистич. эксплуатация и развитие противоречий капитализма подводят пролетариев к необходимости классовой борьбы против капитала, защиты общеклассовых интересов. На первой ступени эта борьба носит еще стихийный характер, и коллективистское сознание возникает в среде рабочего класса первоначально как отражение опыта его экономич. борьбы. Однако в процессе борьбы против буржуазии в пролет. среде развивается понимание необходимости товарищества, солидарности и преданности общему делу. Коллективистский принцип "все за одного, один за всех" становится долгом, обязанностью рабочего – борца против капиталистич. рабства. Маркс говорил, что "человеческое братство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц на нас сияет человеческое благородство" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 607). Научный социализм дает теоретическое обоснование пролетарскому К., способствует его распространению среди рабочих. Маркс и Энгельс доказали противоположность пролетарского К. "мнимой коллективности" эксплуататоров. "В существовавших до сих пор суррогатах коллективности – в государстве и т.д. – личная свобода существовала только для индивидов, развивавшихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса... В условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством ее... Общественные отношения, в которые вступали индивиды какого-нибудь класса и которые обусловливались их общими интересами против какого-либо другого класса, составляли всегда такую коллективность, к которой индивиды принадлежали лишь как средние индивиды, лишь постольку, поскольку они жили в условиях существования своего класса; они находились в этих общественных отношениях не как индивиды, а как члены класса. Совершенно обратное имеет место при коллективности революционных пролетариев, ставящих под свой контроль как условия своего существования, так и условия существования всех членов общества: в этой коллективности индивиды участвуют как индивиды" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 75–76). Достижение подлинной коллективности Маркс и Энгельс связывали с революц. уничтожением частной собственности и эксплуатации. К. рабочего класса включает в себя междунар. солидарность рабочих и всех трудящихся, к-рую марксизм противопоставляет как "...национальному эгоизму, так и лицемерному частноэгоистическому космополитизму..." (Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 587). Требование К. – ставить интересы общего дела рабочего класса выше частных интересов, классовые интересы выше групповых – нашло выражение в провозглашенном основоположниками марксизма лозунге "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Подлинный расцвет пролет.к. связан с неизбежностью победы коммунизма, "...в котором общность интересов возведена в основной принцип, в котором общественный интерес уже не отличается от интереса каждого отдельного лица!" (там же, с. 538). Маркс и Энгельс показали, что "только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода" (там же, т. 3, с. 75). "На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (там же, т. 4, с. 447). Творчески развивая марксизм и марксистскую этику, Ленин внес существ. вклад в разработку вопросов коллективизма. Ленин показал, что К., как важнейший принцип классовой борьбы пролетариата, лежит в основе содержания пролет. морали, без овладения к-рым невозможен рост социалистич. сознательности пролетариата. Задача социал-демократов, писалЛенин, "...развивать в рабочих сознание своей солидарности, сознание общих интересов и общего дела всех русских рабочих, как единого рабочего класса, составляющего часть всемирной армии пролетариата" (Соч., т. 2, с. 305). Без воспитания пролетариата в духе К., дисциплинированности, преданности общему делу невозможны успешная политич. борьба и полная победа пролетариата над буржуазией. Воспитание пролетариата в духе коллективизма Ленин связывал с необходимостью сочетания интересов рабочего класса нашей страны с интересами мирового пролетариата. Ленин призывал бороться "...п р о т и в мелконациональной узости, замкнутости, обособленности, за учет целого и всеобщего, за подчинение интересов частного интересам общего" (там же, т. 22, с. 332). Победа социалистич. революции, установление обществ. собственности, уничтожение эксплуатации и утверждение социалистич. обществ. отношений создают реальные возможности для объединения всех трудящихся, воспитания их в духе пролет.к. В условиях социализма гл. средством такого воспитания является социалистич. труд, основанный на товарищеской взаимопомощи и сотрудничестве, т.к. "...собственность разъединяет, а труд соединяет" (там же, т. 31, с. 300). Ленин говорил, что в строительстве социализма "мы будем работать, чтобы вытравить проклятое правило: "каждый за себя, один бог за всех"... Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: "все за одного и один за всех"..." (там же, с. 103). В процессе строительства социализма и коммунизма на основе общности коренных интересов рабочих, крестьян, интеллигенции, в результате всесторонней идейно-воспитат. деятельности коммунистич. партии и социалистич. гос-ва происходит широкое внедрение К. во все сферы жизни трудящихся. Главными чертами всего социалистич. общества и каждого социалистич. коллектива являются: объединение людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда; органич. связь со всеми другими коллективами; наличие органов управления и координирования, уполномоченных в первую очередь представлять интересы коллектива и общества; принципиальное признание единства трудового человечества... (см. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, 1958, с. 353–56). Существ. чертой социалистич. К. является осознание места и роли каждого человека и коллектива в обществе, в системе социалистич. обществ. отношений, понимание значения и задач своей деятельности, развитие на этой основе произв. и обществ. активности и инициативы каждого труженика. Связь с производств. коллективом служит раскрытию и применению способностей, приложению труда и знаний человека, его коммунистич. воспитанию. Важную роль в укреплении коллектива, связей индивида и коллектива играет правильное сочетание материальных и моральных стимулов к труду. Значение и сфера деятельности производств. коллектива в социалистическом обществе расширяется и охватывает труд, организацию свободного времени, включающего отдых и дальнейшее научное, художеств., физич. развитие человека, а также во все возрастающей степени и его быт. Наиболее ярко эти особенности проявляются в движении за коммунистический труд. В условиях социализма в сознании и поведении нек-рых людей еще сохраняются пережитки капитализма, к-рые проявляются, напр., в форме мелко-собственнич. психологии, эгоизма, национализма, суеверий и предрассудков и т.д. Эти пережитки преодолеваются в процессе коммунистич. строительства, усиления обществ. воздействия на членов общества, являющихся носителями пережитков. К. в условиях социализма проявляется в морально-политич. единстве общества, социалистич. интернационализме, дружбе и братском сотрудничестве народов. В период развернутого строительства коммунизма в СССР идеологич. работа партии, гос-ва и др. обществ. организаций направлена на дальнейшее развитие и укрепление К. и его материальных основ, на полное преодоление отсталых взглядов и нравов, на дальнейшее идейно-политич. сплочение всех трудящихся. Программа КПСС ставит целью утверждение коллективистских начал во всех сферах жизни строителей коммунистич. общества, моральный кодекс к-рых включает "коллективизм и товарищескую взаимопомощь: каждый за всех, все за одного". "Совместный, планомерно организованный труд членов общества, их повседневное участие в управлении государственными и общественными делами, развитие коммунистических отношений товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к преобразованию сознания людей в духе коллективизма, трудолюбия и гуманизма" (Программа КПСС, 1961, с. 117). Представители различных направлений совр. бурж. философии, социологии и этики стремятся всячески опорочить обществ. собственность и К. Напр., неотомисты объявляют обществ. собственность источником подавления личности, лживо утверждают, будто "коммунизм жертвует человеком во имя коллектива". Прагматисты (Дьюи и др.) стремятся противопоставить марксистскому К. "новый" или "этический" индивидуализм, являющийся "величайшим достижением американской жизни", так как он "...означает инициативу, изобретательность, ответственность в выборе веры и поведения" (Dewey J., Reconstruction in philosophy, L., 1921, p. 194). Бурж. моралисты провозглашают абсолютную свободу личности "...брать все, что только возможно, даже за счет коллектива..." (Девис Д., Капитализм и его культура, М., 1949, с. 289), пытаются примирить бурж. индивидуализм и К., убеждают искать "средний путь" – путь, который уничтожает дихотомию на крайний индивидуализм и коллективизм (см. de Huszar L. B., Practical applications of democracy, ?. ?., 1945, p. 115). Социалистич. действительность, обеспечивая подлинную свободу и расцвет личности, реальные возможности для гармоничного сочетания личных интересов с общественными, полностью опровергает утверждения бурж. идеологов о невозможности сочетать личные и обществ. интересы. Социалистич. К. не ведет к растворению личности в коллективе, а, наоборот, является условием раскрытия и проявления ее способностей и дарований. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, разд. 1; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О национальной гордости великороссов, Соч., 4 изд., т. 21; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же, т. 30; его же, От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко всероссийскому субботнику-маевке, там же, т. 31, с. 102–104; его же, Задачи союзов молодежи, там же; Бебель?., Будущее общество, M., 1959; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании. [Сб. ], М., 1959; Хрущев Н. С., Воспитывать активных и сознательных строителей коммунистического общества, М., 1958; его же, Созидательным трудом крепить дело мира, обеспечить победу в экономическом соревновании с капитализмом. Выступление на Всесоюзном совещании передовиков соревнования бригад и ударников коммунистического труда 28 мая 1960 г., М., 1960; его же, Отчет ЦК КПСС XXII съезду партии, М., 1961, ч. 2, § 6; его же, О Программе КПСС, М., 1961, ч. 4, § 4; Программа КПСС, М., 1961, ч. 2, разд. 5, § 1; Луначарский А. В., Мещанство и индивидуализм. Сб. статей, М.–П., 1923; Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., ; его же, Учение о нравственности, там же, т. 5, M., ; Гак Г. М., Социалистическое общество и личность, М., 1945; Горький А. М., Разрушение личности, Соч., т. 24, М., 1953; Крупская Н. К., О коммунистическом воспитании, [М. ], 1956; Макаренко А. С., О коммунистическом воспитании, М., 1956; Смирнов Г., Социалистические отношения между людьми в непосредственном процессе производства, "Коммунист", 1958, No 17; ?едоренко Е. Г., Коммунистическая нравственность, [К. ], 1958; Шишкин А. Ф., Основы коммунистической морали, М., 1955; его же, Из истории этических учений, М., 1959; Самсонов Р. М., Формирование и укрепление коллективизма и преодоление пережитков индивидуализма, в сб.: Проблемы коммунистического воспитания, М., 1960; Вопросы марксистско-ленинской этики, М., 1960; Проблемы коммунистического воспитания. Сб. статей, М., 1960; Энгст Я., Некоторые проблемы научной этики, пер.с чеш., М., 1960; Францев Ю. П., Социалистический коллективизм и формирование личности, "Вопр. философии", 1961, No 5; Шахназаров Г., Развитие коллективистского сознания, "Политическое самообразование", 1961, No 7; ?овиков Н. В., Современный американский капитализм и буржуазная проповедь "коллективизма" и "сотрудничества", в сб.: Новейшие приемы защиты старого мира, М., 1962; Lehman G., Das Kollektivbewusstsein, В., 1928; Кassner R., Der Einzelne und der Kollektivmensch, Bern, ; Dewey J., Individualism, old and new, N. Y., 1930; его же, Problems of men, N. Y., 1946; R?pke W., Die Krise des Kollektivismus, Erlenbach – Z., ; Blondel Ch., Introduction ? la psychologie collective, 5 ?d., P., 1952; ?rtel Ch., Der Kollektivmensch, ; Heinemann Fr., Existenzphilosophie lebendig oder tot?, Stuttg., 1954; Kollektive oder freie Ordnung, D?sseldorf, 1956. Л. Сентебов. Москва.

Индивидуализм высоко ценится в Северной Америке, а в основе соци­ального положения лежит финансовый успех,

Несмотря на то что семейные ценности и сторонние интересы повсеместно признаются и всемерно поощряются, основной упор обычно делается на успех в бизнесе и финансовое благополучие - особенно в Соединенных Штатах.

Роль порядка и послушания

По сравнению с остальным миром потребность в этих качествах в Северной Америке гораздо ниже. Это нация индивидуалистов, которые любят щеголять своей уникальностью и непохожестью на других. Данная культура ориентирована в большей степени на «я», чем на «мы».


Во главу угла ставится эффективность бизнеса, а не то, как его ведут. В целом североамериканцы придерживаются неофициального стиля в деловых речах, однако во франкоговорящей Канаде принята более офици­альная манера общения, чем в остальной Северной Америке.

Нормы общения - вербальные

Вербальное общение отличается прямотой и открытостью. Люди ста­раются избегать молчания и часто прерывают друг друга.

Нормы общения - невербальные

В деловой обстановке североамериканцы предпочитают иметь персо­нальное пространство протяженностью около трех футов. Легкие прикос­новения допускаются. Вы редко увидите, что два бизнесмена обнимаются при встрече и расставании. Исключением из этого правила опять-таки яв­ляется франкоговорящая Канада.

Некоторые североамериканские руководители любят похлопывать со­беседника по спине, но жест этот обычно непродолжителен и не всегда встречает одобрение других. Легкий поцелуй или объятие могут встречать­ся при общении женщин или мужчины и женщины, которые довольно и давно знакомы.

Взгляд в глаза длится от пяти до семи секунд, а перерыв между такими взглядами составляет две-три секунды. Это воспринимается как проявле­ние интереса, искренности и правдивости.

В разговоре ценятся вежливость, откровенность и прямота. Аудитория в США желает слышать все без обиняков. Намеки могут восприниматься как проявление неискренности, отсутствия уверенности в себе и даже не­честности.

ОБЩЕНИЕ С АУДИТОРИЕЙ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Этот отличающийся необыкновенным разнообразием регион включа­ет такие страны, как Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Сирия, Иран, Ливан, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Израиль. Араб­ское население здесь сравнительно невелико и сосредоточено в основном в Саудовской Аравии, Иордании, Ираке и странах Персидского залива (ОАЭ и Оман).

Подобное разнообразие не позволяет дать конкретные рекомендации


относительно общения и ведения переговоров в данном регионе. Ограничимся лишь несколькими общими замечаниями. Следует отметить, что приведенные ниже советы в той или иной степени относятся ко всем странам этого района, за исключениям Израиля.

Торговля является важной частью повседневной жизни стран Ближне­го Востока, и особенно арабов. Поэтому вы должны быть готовы вести длительные переговоры по самому пустяковому поводу.

Религия играет главенствующую роль как в истории, так и в современном деловом мире Ближнего Востока. В большинстве стран этого региона нет разделения между религиозными и государственными институтами.

Взаимоотношения со временем

Время здесь ценится меньше, чем в Европе и Северной Америке, а условленное время встречи соблюдается не так строго.

Проявление нетерпения во время беседы может быть воспринятожителем Ближнего Востока как оскорбление. Не принято также составлять далеко идущие планы.

Жители Ближнего Востока отказываются подчинять свою жизнь часам. «Два часа дня во вторник» может означать любое время во вторник после обеда.

Не обижайтесь на недостаток пунктуальности: это ни в коем случае не оскорбление и не отсутствие интереса к вашим идеям. Просто это час культуры, отражающая недавнее земледельческое прошлое. После того как тысячи лет люди руководствовались лишь сменой времен года, стоит ли делать исключение для календарного плана?

Индивидуализм и коллективизм

Культура Ближнего Востока в значительной степени ориентирована на понятие «мы». Это особенно заметно, когда имеешь дело с правительствами, а также квазиправительственными арабскими организациями, такими, как нефтяные компании.

Нормы общения - вербальные

Арабы - поэтичные натуры, обожающие цветистые выражения и живую речь. Старайтесь нарисовать словесные картины и по возможности сделать свое выступление более лиричным.


Нормы общения - невербальные

Говорят, что, если отрезать арабу руки, он станет немым. Бурная жес­тикуляция, указующие жесты и размахивание руками, которые сопровож­дают на Ближнем Востоке любую сделку, похоже, подтверждают этот те­зис. Поэтому не ограничивайте себя в этом отношении.

Персональное пространство на Ближнем Востоке несколько меньше принятого в Европе или Северной Америке. Некоторые европейцы чувст­вуют себя неловко, когда мужчины-арабы становятся слишком близко к ним. Научитесь воспринимать это явное вторжение в ваше персональное пространство как один из аспектов культуры - и ничего больше.

Вопросы пола

Степень присутствия женщин в бизнесе меняется от страны к стране;

одни страны оказываются в этом отношении гораздо более консерватив­ными, чем другие. В деловом сообществе ОАЭ доминируют мужчины, а местных женщин практически не встречается. Тем не менее женщины из других стран иногда занимают руководящие или технические должности. Арабские женщины редко присутствуют на деловых встречах, даже если они проводятся в частном доме.

Во многих странах большое значение придается традиционной одежде. Женщины там должны носить длинные юбки и свободные блузы с длин­ными рукавами.

ОБЩЕНИЕ С ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ АУДИТОРИЕЙ Взаимоотношения со временем

Жители Восточной Европы обычно пунктуальны, и назначенные ме­роприятия редко задерживаются более чем на 10-15 минут.

Индивидуализм и коллективизм

Сильное влияние коммунистических идей на протяжении нескольких десятилетий сформировало чувство коллективизма, которое продолжает доминировать в обществе даже после распада советского блока. Единоду­шие и групповые интересы превалируют во многих дискуссиях. Это объ­ясняет недостаток самостоятельности в деловых контактах, который ха­рактерен для многих жителей Восточной Европы. Вместо того чтобы при-


нимать решения самим, они часто настаивают на том, что им нужно посоветоваться с руководством - даже по мелким вопросам.

Приготовьтесь к тому, что вам придется излагать свои идеи не отдельным людям, а группам. Большинство переговоров и дискуссий ведется де­легацией, что может привести к недостатку конкретики и медленному принятию решений.

Роль порядка и послушания

Остатки мощной коммунистической бюрократии приводят к дублированию функций и неясности полномочий. Решения обычно спускаются сверху, но нередко бывает очень трудно определить, кто за что отвечает.

Нормы общения - вербальные

Общение здесь обычно прямое, с откровенными вопросами и четкими требованиями. Если не считать языкового барьера, то выяснить точку зрения уроженца Восточной Европы не составляет труда.

Люди здесь очень гостеприимны, но их манера говорить - резкая и агрессивная - может показаться оскорбительной. Не считайте подобную реакцию на вас или ваши идеи признаком враждебности или отсутствия интереса.

Нормы общения - невербальные

Персональное пространство в странах Восточной Европы обычно меньше, чем в Северной Америке. При встрече и расставании приняты крепкие, но не очень длительные рукопожатия. Исключение составляют рукопожатие между мужчиной и женщиной. В некоторых восточноевропейских странах, например, в Польше и Чехии, оно более длительное, мужчина целует женщине руку.

Жестикуляция у жителей Восточной Европы довольно выразительна и поэтому не стесняйтесь жестикулировать во время выступления.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ Взаимоотношения со временем

Французские бизнесмены обычно пунктуальны и ожидают от вас тоже.


Индивидуализм и коллективизм

К огорчению многих французских правительств, французы - большие индивидуалисты; они все любят делать по-своему, даже ценой взаимовы­годного согласия. В то же время для большинства французов характерны националистические настроения. Они гордятся французской культурой, которую считают лучшей в Европе.

Роль порядка и послушания

В деловом общении французы отличаются некоторой официальностью и консерватизмом, и поэтому ваше сообщение должно быть строгим и обоснованным.

В своем выступлении постарайтесь делать упор на логику и здравый смысл, а не на эмоции. Манера ваша должна быть информативной и не­сколько отстраненной. Североамериканский преувеличенный энтузиазм скорее всего будет встречен неодобрительно, особенно более пожилыми и консервативными представителями деловых кругов.

Нормы общения - вербальные

По имени собеседника называют только старшие по возрасту или по должности. Во всех других случаях это привилегия близких друзей.

Нормы общения - невербальные

При встрече принято одиночное, короткое и не очень крепкое рукопо­жатие. При прощании пожмите руку тем, кому вы были представлены.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ГЕРМАНИИ

Взаимоотношения со временем

Пунктуальность в этой стране является обязательной, и опоздание на встречу, даже по уважительной причине, может поставить вас в невыгод­ное положение.

Встречи нужно организовывать заранее и на максимально высоком уровне. Подготовьте повестку дня. Немцы уделяют особое внимание по­рядку и планированию.


Индивидуализм и коллективизм

До недавнего времени в немецкой культуре были очень сильны традиции коллективизма, а на индивидуализм это в высшей степени консервативное общество смотрело неодобрительно. Теперь, когда экономика начинает разрушать всеобщее согласие, немцы по-прежнему с подозрением относятся к людям, которые отличаются от них самих.

Роль порядка и послушания

При первой встрече немцы часто производят впечатление официальных и сдержанных людей и тем, кто незнаком с их культурой, могут показаться недружелюбными. Это далеко не так, но им требуется определенное время, чтобы начать называть собеседника по имени. Не пытайтесь установить личные отношения, выходящие за границы того, что требует вежливость. Жители Германии предпочитают оставаться сдержанными во время деловых контактов. Молодежь ведет себя менее официально.

При подготовке своего выступления обратите внимание на порядок планирование. Избегайте двусмысленности, излагайте свои мысли ясно откровенно. Тон и содержание выступления должны быть серьезными официальными. Убедитесь, что вы должным образом подготовлены. Любые предложения должны быть реалистичными, конкретными и изложены четко, логично и профессионально. Дополнительная информация должна быть подробной, логичной, содержать все необходимые технические данные.

Если вы не уверены в тех или иных фактах, лучше промолчать, чем идти на риск - это может быть воспринято как недостаток осведомленности.

Нормы общения - вербальные

Не называйте собеседника по имени, если вас не попросили об этом. К человеку, имеющему степень доктора (например, юристу) следует обращаться Herr/Frau/Fraulein Doctor, а к профессору - Herr/Frau/Fraulein Professor. Знание обращений и умение правильно их применять - очень важный момент. Забывчивость здесь может быть расценена как невежливость.

Немцы отличаются обостренным чувством личного. Не задавайте им во­просов личного характера, за исключением вежливых расспросов о семье.

Избегайте шуток, предназначенных для того, чтобы «сломать лед»; это может создать впечатление, что ваши предложения недостаточно серьезны.


Нормы общения - невербальные

При встрече и расставании принято крепко пожимать руку. Разговари­вая с немцем, невежливо держать руки в карманах.

В деловой обстановке одеваться следует аккуратно и консервативно;

костюм, а для мужчин и галстук считаются обязательными. Манера обще­ния должна быть вежливой и официальной. Не пытайтесь установить лич­ные отношения, выходящие за границы обычной вежливости.

По возможности беседуйте с небольшими группами людей, поскольку атмосфера таких встреч обычно бывает более непринужденная.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИСПАНИИ Взаимоотношения со временем

На встречу следует прибывать точно в срок, даже если потом вам при­дется немного подождать. Деловые встречи обычно начинаются минут на пятнадцать позже назначенного времени. Темп переговоров, как правило, бывает довольно спокойным.

Роль порядка и послушания

Установите с партнером прочные отношения. Для бизнеса в Испании очень важны такие вещи, как доверие, взаимопонимание и психологиче­ская совместимость.

Старайтесь не ставить собеседника в неудобное положение, поскольку для испанцев такие понятия, как гордость и честь, имеют первостепенное значение.

Ваши предложения должны быть обстоятельными и практичными. Грандиозные проекты воспринимаются не очень хорошо.

Нормы общения - вербальные

Испанские имена состоят из двух частей: сначала идет фамилия отца, а потом фамилия матери. При письменном обращении обычно указывают­ся обе (например, сеньор Франсиско Мартинес Родригес). Замужние жен­щины сохраняют девичью фамилию с приставкой «де», которая следует за фамилией мужа (например, сеньора Анна Пачехо де Мартинес), хотя этой традиции придерживаются не все. В разговорной речи, обычно, называется только одна фамилия (сеньорита Мартинес, сеньора Пачехо или Марти-


нес). Обращения «дон» и «донна» прибавляются к имени, чтобы продемонстрировать уважение (дон Франциска, донна Анна).

Несмотря на то, что старший по возрасту человек может назвать вас по имени, следовать его примеру можно только после того, как вас об этом попросили.

Нормы общения - невербальные

При встрече и прощании принято обмениваться рукопожатиям. Мужчина должен ждать, что женщина подаст руку первой.

Abrazos, или объятия, допустимы только между друзьями. Костюм ваш должен быть строгим, а речь как можно более цветистой.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

«Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры».

Уильям Шекспир “Как вам это понравится»

Эта маленькая заключительная глава содержит список вопросов, обоб­щающих ключевые положения данной книги. Используйте его как крат­кий справочник, который поможет вам преодолеть любые препятствия, возникающие при подготовке к общению.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СООБЩЕНИЯ

Прежде чем излагать свои идеи слушателям, вы должны сами четко представлять их.

Излагайте свои мысли упорядочение.

Сделайте свое сообщение конкретным и избегайте пустой болтовни.

Избегайте абстрактных рассуждений без конкретных примеров.

Объясняйте значение сложных слов и выражений.

Избегайте незнакомого слушателям профессионального жаргона и всегда объясняйте значение используемых терминов.

Никогда не выступайте без должной подготовки и не имея соответст­вующих знаний.

Не относитесь к слушателям свысока.

Обязательно заканчивайте свое выступление четким обобщением ска­занного.

Не приводите аудитории голые факты. Проиллюстрируйте их примерами.

Общайтесь со слушателями на их языке. Привычный язык способству­ет взаимопониманию и доверию.

Помните о WIIFM факторе. Все мы настроены на одну и ту же волну.

Вовлекайте аудиторию. Используйте такие выражения, как «Пред­ставьте, что вы участвуете», «Что бы вы делали, если...», «Предполо­жим, вы оказались в ситуации...», «Если у вас есть всего лишь...»

С самого начала завоюйте доверие аудитории - иначе никто не станет вас слушать.

Если ваше выступление содержит обещание, обязательно выполните его.


ИЗЛОЖЕНИЕ СВОИХ МЫСЛЕЙ

Не торопитесь. Быстрая речь способствует поверхностному дыханию и усиливает волнение.

Избегайте слишком высокого тона. Чем ниже голос, тем убедительнее он звучит.

Не говорите слишком тихо. Перед выступлением в незнакомом поме­щении проверьте, как вас слышно в задних рядах.

Дышите животом, чтобы воздух глубже проникал в легкие.

В вашей речи должны присутствовать волнение и энтузиазм. Чтобы убе­дить других, нужно продемонстрировать собственную убежденность.

Никогда не читайте по бумажке - только если нет иного выхода. Ваше

внимание должно быть приковано к аудитории, а не к лежащему перед вами тексту.

Не переворачивайте страницы. Аккуратно сдвигайте их в сторону.

Не используйте больше 6-7 карточек-шпаргалок.

На карточках должны присутствовать только ключевые слова. Напишите печатными буквами или напечатайте их так, чтобы для их прочтения было достаточно одного взгляда.

Пометки для вступления и заключения помещайте на отдельные кар­точки.

Пронумеруйте карточки в правом верхнем углу.

Необходимость использования наглядных пособий пометьте на кар­точках цветными значками.

Скрепите карточки между собой, проделав отверстие в правом верхнем углу каждой и протянув в отверстия шнурок. Это позволит вам быстро собрать карточки, если вы уроните их.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

Каждое пособие должно иллюстрировать только одну идею. Тщательно выбирайте слова - чем их будет меньше, тем лучше. Краткие тезисы легче читать, чем длинные строчки текста.

Подчеркните заголовок. Пронумеруйте пункты.


Убедитесь, что каждое пособие передает определенное сообщение. Не демонстрируйте рисунков, графиков или таблиц, если они не являются абсолютно необходимыми для изложения вопроса. Объясняйте то, что вы показываете. Давая пояснения, поддерживайте визуальный контакт со слушателями. Ни в коем случае не говорите, обращаясь к плакату или экрану.

Никогда не поворачивайтесь спиной к слушателям. В большой аудито­рии прочтите текст на плакате или экране вслух, чтобы все смогли по­нять его.

Убедитесь, что у раздаваемых слушателям брошюр элегантный вид. Печать должна быть аккуратной, грамматика и лексика - безупречными. При использовании макетов напишите краткие пояснения и прикре­пите их к тыльной стороне макета, используя в качестве подсказки. Потренируйтесь демонстрировать диапозитивы в нужные моменты выступления.

Держите проектор выключенным до момента демонстрации слайда. Можно воспользоваться большим листом картона или бумаги, чтобы затемнить экран.

В кассете с 35 мм слайдами в начале и в конце подборки оставьте пус­тые места.

Никогда не извлекайте диапозитива при включенном проекторе. Не вставленный в проектор диапозитив должен легко читаться с рас­стояния шести футов.

Используйте не только прописные, но и строчные буквы - так текст легче читается.

Не делайте вертикальных надписей; их труднее воспринимать. Используйте темные цвета, например, красный, черный, синий или зеленый, а не светлые, такие, как оранжевый, желтыйили светло-коричневый.

Для противопоставления идей выделяйте их различным цветом и шрифтом.

Сделайте краткие надписи на рамках слайдов или полях диапозитивов. Расположите эти надписи так, чтобы их было легко прочесть, стоя ли­цом к слушателям.

Чтобы избавиться от искажений, слегка наклоните экран к проектору или от него. Если верхняя часть изображения шире нижней, наклоните верхний край экрана к проектору. Если нижняя часть изображения шире верхней, отклоните верхний край экрана от проектора.


Изолируйте части диапозитива при помощи листа бумаги. При вклю­ченном проекторе бумага нормальной плотности позволит вам про­честь следующий пункт.

Потренируйтесь делать надписи на диапозитивах от руки. Большие,

жирные буквы передают уверенность, а маленькие и тонкие создают впечатление слабости.

Сначала сделайте надписи на полях, а потом скопируйте их. Только так вы не запутаетесь.

Диапозитивы используются в аудиториях численностью от 10 до 400 человек. Если число слушателей не превышает 10, лучше раздать заранее отпечатанные брошюры. Обязательно позаботьтесь о запасном, проекторе с одной или двумя запасными лампами.

Не забывайте правило умножения на память. Расстояние до самого дальнего слушателя не должно превышать ширины экрана, умноженной на шесть.

Становитесь справа от проекционного экрана (если смотреть со стороны аудитории), чтобы после прочтения текста на экране глаза присутствующих останавливались на вас.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Обязательно поддерживайте визуальный контакт со всей аудиторией. Не пропускайте тех, кто сидит в задних рядах.

Избегайте суетливых движений - это отвлекает слушателей.

Помните, что человек обычно выглядит более уверенным, чем ему ка­жется.

По возможности выступайте стоя. Стоящих ораторов мы слушаем внимательнее, чем сидящих. Если нужно, найдите предлог, чтобы встать, например, необходимость передать брошюры.

В начале выступления слегка наклоните голову. Улыбнитесь. Медлен­но обведите взглядом присутствующих.

Займите устойчивое положение, равномерно распределив вес тела на обе ноги.

Спина должна быть прямой, но не напряженной, чтобы воздух свобод­но поступал в легкие.

Чуть приподнимите подбородок, чтобы звук вашего голоса уходил в сторону слушателей, а не в пол.

Не отказывайтесь от жестов, если вы к ним привыкли.

Мужчинам не стоит засовывать руки в карманы брюк - это выглядит некрасиво. Если вы все же сделали это, руки должны быть неподвиж­ными!


ПРИЛОЖЕНИЕ

ГДЕ НАЙТИ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Есть два основных источника сведений, необходимых для подготовки важного выступления:

Персональная информация, полученная из телефонных разговоров и личных встреч.

Анализ доступных публикаций требует знаний и терпения. Большин­ство телефонных разговоров и личных встреч требуют умения слушать и знания, какие следует задавать вопросы - и когда.

В них может содержаться информация о достижениях вашего потенци­ального клиента. Если он является автором книг или статей, то перед пер­вой встречей вы получите хотя бы приблизительное представление о них.

Деловая пресса

К ней относятся такие популярные экономические издания, как Fortune, International Business Week, Harvard Business Review, экономические газеты, например. Financial Times (Великобритания) и Wall Street Journal, a также деловые странички серьезных газет.

Регулярно вырезайте и сохраняйте статьи из газет и журналов, причем не только те, которые связаны с компаниями, интересующими вас в на­стоящий момент, но и те, которые имеют отношение к общей сфере ва­ших интересов, например, компьютерам, электронике, финансам, роз­ничной торговле и т.д. Вырезки помещаются в папку, которую можно прочитать при любом удобном случае, например, в поезде или самолете.


Следите за мировыми тенденциями в вашем бизнесе, еженедельно просматривая такие новостные издания, как Times, Newsweek » Economist.

Деловая информация на кассетах

Удобное средство держать занятых руководителей в курсе всех после;

них мировых тенденций и открытий предлагает расположенная в Нью-Джерси компания «Ньюстрек Американ Тейп Сервис». Они распространяют кассеты с записями статей и статистических данных, взятых из личных источников.

4.2. Индивидуализм и коллективизм

Социальные психологи заинтересовались этой темой относительно недавно, но в культурантропологии, социологии и общей психологии ее изучению посвятили работы многие серьезные исследователи. Так, Дж. Брунер одной из двух основных групп культурных факторов, обусловливающих познавательное развитие, рассматривает ценностные ориентации – ориентированность культуры либо на коллектив, либо на индивида (см. Брунер, 1977). С его точки зрения, индивидуалистическая ориентация характерна для современных культур, а коллективистическая ориентация – для традиционных культур, в которых «субъективизм личности... не культивируется; наоборот поддерживается идея реальности, единства человека и мира» (Там же, с. 328). Брунер напрямую связывает отсутствие власти человека над средой с коллективистической ориентацией: так как индивид традиционного общества не располагает возможностями влиять на условия среды, он меньше отделяет себя от физического мира и других индивидов.

Американский исследователь полагает, что фактором, формирующим выбор индивидуалистической или коллективистической ориентации, является интерпретация взрослыми ранних действий ребенка. Он приводит данные, согласно которым у племени уолоф в Сенегале двигательная активность маленьких детей интерпретируется не сама по себе, а лишь как знак отношения к тем или иным членам общности. По мнению Бруне-ра, социальная интерпретация двигательных актов способствует тому, что ребенок уолоф в будущем будет больше идентифицировать себя с группой и меньше различать физические и социальные явления.

Брунер подчеркивает, что индивидуалистическая ориентация распространяется по мере овладения людьми окружающим миром. В индивидуалистических культурах внимание ребенка привлекается к другой стороне физической активности: его действия интерпретируются с точки зрения успеха двигательных актов, а «прочие люди тем самым становятся несущественными для реализации этих актов» (Брунер, 1977, с. 333).

Проблемы дихотомии индивидуализма/коллективизма волновали и многих других исследователей. Американский культуран-трополог Ф. Хсю сравнивал американцев, весь образ жизни которых центрирован на индивиде, и китайцев, в образе жизни которых, центрированном на ситуации, постоянно проявляется взаимозависимость. Социолог Т. Парсонс проводил различие между ориентацией «деятеля», преследующего собственные интересы, на «Я» и ориентацией «деятеля», преследующего общие интересы, на коллектив и рассматривал данную пару ценностных ориентации социальной системы в качестве одной из центральных.

Существенный вклад в эмпирическое исследование коллективизма и индивидуализма внес Г. Хофстеде, предложивший одну из наиболее известных систем измерения культур (см. Hofstede, Bond, 1984). Проделав гигантскую работу – факторный анализ 116000 анкет, выявлявших ценностные ориентации сотрудников корпорации IBM более чем в 50 странах, он выделил четыре фактора, одним из которых оказался индивидуализм, понимаемый Хофстеде как «эмоциональная независимость индивидов от групп, организаций или других коллективов» (Цит. по: Hui, Tri-andis, 1986, p. 228). В качестве единиц анализа рассматривались государства, в которых проводилось исследование. Они и были проранжированы по степени приверженности их граждан индивидуализму. Наибольший индивидуализм проявили граждане США, Австралии, Великобритании, а наименьший – граждане Пакистана, Колумбии, Венесуэлы.

К настоящему времени социальными психологами проведено большое количество сравнительно-культурных исследований индивидуализма и коллективизма, которые если теперь и рассматриваются на групповом уровне как ценности, то как «мета-ценности», включающие в себя обширный кластер убеждений и стереотипов поведения: более четко операционализированные ценности, например ценности независимости и подчинения, нравственные нормы, обычаи, культурные скрипты и т.п. Или, вслед за Триандисом, используется понятие культурных синдромов.

Впрочем, индивидуализм/коллективизм продолжает подвергаться анализу и в качестве ценностных ориентации отдельных индивидов – склонных к коллективизму аллоцентрических и склонных к индивидуализму идиоцентрических личностей, по терминологии того же Триандиса.

Многочисленные исследования продемонстрировали полезность категорий индивидуализма и коллективизма для концептуализации, предсказания и объяснения межкультурных различий в поведении индивидов. Например, выявлены различия у членов двух типов культур в локусе контроля, каузальной, атрибуции, проявлении эмоций, значимости личностной или социальной идентичности, способах выхода из конфликтов, стилях преподавания, и т.д. и т.п.

На основе своих и чужих исследований, в том числе анализа представлений 46 психологов и культурантропологов о действиях коллективиста и индивидуалиста в различных ситуациях, т.е. имеющейся у них «имплицитной теории индивидуализма/коллективизма», Г. Триандис попытался суммировать различия между двумя типами культур (см. Triandis, 1994; Hui, Tri-andis, 1986). Мы перечислим только некоторые из них, добавив особенности, выделенные Ш. Шварцем (см. Schwartz, 1990). Впрочем, израильский психолог предпочитает называть их соответственно коммунальными и договорными обществами, беря за основу социальную структуру, а не ценностные характеристики.

Основный смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. «Я» определяется в индивидуалистических культурах как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды – как базовые единицы социального восприятия. Индивидуалисты являются членами многих групп, но – за исключением нуклеарной семьи – слабо с ними идентифицируются и мало от них зависят. Группы, в свою очередь, оказывают слабое влияние на поведение индивидов. Даже родители мало влияют на выбор друзей, работы, места жительства своих подросших детей. Обязанности и ожидания людей основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса. Приемлемыми признаются споры и конфликты внутри группы. Эмоционально индивидуалисты обособлены от окружающих и имеют склонность к уединению.

Основные ценности индивидуалистической культуры – свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими – позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым.

В индивидуалистических культурах поведение в большей степени регулируется социальными установками, чем групповыми нравственными нормами. Отмечается даже ориентированность подобных культур на нарушение норм – «стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству» (Лотман, 1992 а, с. 296). Существующие нормы поощряют независимость от группы: не принято одалживать деньги или брать взаймы вещи. При распределении материальных ресурсов превалирует норма справедливости, согласно которой вознаграждение должно соответствовать индивидуальному вкладу.

Основной смысл коллективизма – приоритет интересов группы над личными интересами: коллективист заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество. «Я» определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы.

Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они чувствуют себя вовлеченными в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться:

«Говоря о связях между людьми, все это можно обобщить словом «заботливость». Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше связанным с другими он себя чувствует, тем брльщим коллективистов он является» (Hui, Triandis, 1986, p. 240).

В свою очередь, группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов. Наиболее значимыми признаются сообщества родственников, соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе. Это относится прежде всего к одному из двух выделяемых Триандисом типов коллективизма – вертикальному коллективизму, при котором акцентируется иерархия членов группы. Самоопределение в этом случае связано с особым местом в иерархии, а как физическое, так и социальное пространство рассматривается в терминах «почетное – менее почетное».

Второй тип коллективизма – горизонтальный – делает акцент на взаимозависимости и единстве. Впрочем, строгая иерархия, характерная для вертикального коллективизма, часто сопровождается солидарностью лиц, занимающих различный статус (см. Бгажноков, 1983).

Основными ценностями коллективистической культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними.

В коллективистических культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем социальные установки. «Высоко оценивается «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у людей», «по уставу»« (Лотман, 1992 а, с.296).

Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей. Так, в племенных поселениях все ресурсы объединялись в общий фонд, и даже в обществах охотников, поощрявших инициативу и независимость, крупная добыча часто делилась между членами сообщества.

Можно и дальше выделять особенности индивидуалистических и коллективистических культур, однако результаты теоретических изысканий и эмпирических исследований, полученные в последнее время, значительно усложняют картину. Так, III. Шварц указал на недостатки рассмотрения индивидуализма/коллективизма как дихотомии противоположных базовых ценностей (см. Schwartz, 1990).

Во-первых, существуют ценности, которые в одинаковой мере служат интересам как индивида, так и группы, и поэтому регулируют поведение людей в любой культуре. С точки зрения Шварца, одной из таких ценностей является мудрость.

Во-вторых, в любом современном обществе имеются важные универсальные ценности, которые, оставаясь коллективными, не являются групповыми (социальная справедливость, защита окружающей среды, защита мира).

В-третьих, на основе эмпирических исследований установлено, что некоторые ценности, считавшиеся характерными для одного из типов культур, являются значимыми для обоих. Так, в США давно описана связь индивидуализма с мотивацией достижений. Но и японцы или китайцы, оставаясь коллективистами, стремятся к достижениям. Шварц не обнаружил предполагавшейся связи индивидуализма с гедонизмом (поисками удовольствия и счастья), а коллективизма – с безопасностью. Более того, Пепитон утверждает, что возможна тесная связь между справедливостью и равенством: в США, где «распределение вознаграждений в соответствии с заслугами является доминирующей ценностью, господствует также правило честной оценки индивидуального вклада, т.е. норма равенства критериев при оценке заслуг всех людей» (Pepitone, Triandis, 1987, p.489).

Как бы то ни было, в настоящее время коллективизм и индивидуализм уже не рассматриваются, как это делал Хофстеде, в качестве взаимоисключающих полюсов некоего теоретического континуума. Два культурных синдрома могут сосуществовать и в зависимости от ситуации более или менее ярко проявляться в каждой культуре, у каждого человека. В эмпирических исследованиях у одних и тех же людей по отношению к разным группам и в зависимости от целей взаимодействия были обнаружены обе ориентации.

Во-первых, поведение представителей коллективистических культур во многом зависит от того, кто те «другие», с которыми они взаимодействуют. Коллективисты обнаруживают описанные выше качества главным образом при контактах с членами своей группы, с членами других групп их поведение похоже на поведение индивидуалистов. В частности, стремление помогать другим или избегать конфликта есть отражение преданности группе и желания сохранить групповую гармонию. Среди чужих эти нормы не действуют.

Одна из- главных особенностей коммуникации в коллективистических культурах – существенная разница в стиле общения со «своими» и «чужими». Например, иностранцев поражает контраст между преувеличенной вежливостью японцев в общении со значимыми для них другими и их грубым поведением в общественном транспорте и на улицах современных городов.

В общественных местах и русские воспринимаются иностранными наблюдателями грубыми, невежливыми и «холодными». Но отмечая большую, чем у европейцев и американцев, холодность русских при анонимных контактах, те же наблюдатели подчеркивают их теплоту в отношениях внутригрупповых, особую значимость друзей и дружбы (см. Stephan, Abalakina-Раар, 1996).

Во-вторых, выяснилось, что применение той или иной нормы при распределении вознаграждения определяется целью взаимодействия. Вне зависимости от культуры справедливость предпочитается, если цель – продуктивность, а равенство, если цель – сохранение групповой гармонии. Лишь в том случае, когда цель четко не определена, индивиды из коллективистических культур ориентируются на сохранение групповой солидарности, а не на продуктивность (см. Kagitcibasi, Berry, 1989).

В социальных науках стран Запада долгое время предсказывалась мировая тенденция прогресса к индивидуализму, якобы неизбежному в индустриальном обществе. Еще и сегодня некоторые авторы, особенно из бывших социалистических стран, утверждают, что современное общество идет к полному разрушению коллективистической ориентации. Так, польский психолог Я. Рейковски предсказывает что «общество, основанное на коллективистических принципах, не имеет шансов на процветание в современном мире» (Рейковски, 1993, с.29). Правда, он делает исключение для государств Дальнего Востока. Более того, Рейковски сам себе противоречит, рассматривая в качестве последствий вытеснения коллективистических норм и ориентации на государство в Центральной и Восточной Европе не только развитие личностной идентичности, но и попытки изыскать новые возможности для идентификации с какой-либо большой группой, чаще всего этнической или религиозной.

Многие современные исследователи вслед за выдающимися мыслителями XX столетия В. И. Вернадским и П. Тейяр де

Шарденом, напротив, считают, что развитие человечества при господстве индивидуалистической культуры ставит под угрозу выживание вида:

«Можно даже говорить о выраженной склонности человечества к самоубийству как вида. Выделение в качестве «атома» человечества не коллективов, не общностей (например, этносов), а индивида привело к утере видового инстинкта самосохранения» (Кара-Мурза, 1990, с. 9-10).

Действительно, общество, поведение членов которого регулируется индивидуалистическими ценностями свободы в поступках и самостоятельности в суждениях, кроме несомненных достоинств имеет и множество недостатков. Именно для него в большей степени, чем для общества коллективистического, характерны одиночество, разводы, депрессия, преступления, связанные с насилием, самоубийства.

В стремлении объединить лучшее из традиций коллективистических и индивидуалистических культур создается социологическая концепция коммунитпарианизма, рассматривающая как наиболее желанное качество личности в обществе способность жить в гармонии с окружающими, не теряя при этом собственной индивидуальности. Коммунитарианисты: «предлагают нечто среднее между индивидуализмом Запада и коллективизмом Востока, между эгоистической независимостью, традиционно понимаемой как мужская роль, и заботливостью, традиционно соотносимой с ролью женщины; между защитой индивидуальных прав и общественным благополучием; между свободой и братством; между я-мышлением и мы-мышлением» (Майерс, 1997, с.255).

Из книги Проблемы психологии народов автора Вундт Вильгельм

1. Индивидуализм в предании и в истории. Существует естественная, всюду распространенная, характерная для наивного миропонимания склонность приписывать всякое ценное или важное, значительное изобретение - личности как творцу его. Так, уже первобытный миф создает образ

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

4. Индивидуализм в современном языковедении. Действительно, нет недостатка в попытках привести отдельные эмпирические доказательства в пользу этих гипотез. Но ясно, что всем этим примерам придается значение лишь потому, что та предпосылка, которую они должны доказать,

Из книги Азбука для несовершеннолетних: Сборник автора Автор неизвестен

Индивидуализм эпохи Возрождения Такая черта характера западного человека, как индивидуализм, становится понятнее, если рассматривать ее как реакцию на коллективизм средних веков. В средние века, как говорит Буркхард, человек «сознавал себя членом своего племени,

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Коллективизм – отношение между людьми, основанное на единстве их коренных интересов, и соответствующее этому единству общественное сознание, которое выражается в преданности людей общему делу, в чувстве высокой ответственности перед коллективом.Коллективизм является

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Индивидуализм Индивидуализм создает у человека ощущение, что его достижения - результат исключительно его личных усилий, а неудачи - исключительно его вина. Преувеличенная значимость индивидуального вклада заставляет людей забыть о том, что они влияют друг на друга

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

Тупиковый индивидуализм Мы часто отождествляем любовь к одиночеству с силь­ной индивидуальностью. Молодые люди особенно склон­ны судить о силе и самостоятельности своей личности в зависимости от того, могут они обходиться без компании или нет. Стремление к одиночеству

Понятия индивидуализм и коллективизм используются не только в социальной этнопсихологии, они фигурируют во всех отраслях социальных и гуманитарных наук от литературоведения до теологии и от политической философии до социологии. Но если социальные психологи заинтересовались этой проблематикой относительно недавно, то культурантропология, социология и общая психология имеют достаточно длительную историю ее изучения.

Дж. Брунер в качестве одной из двух основных групп культурных факторов, обусловливающих познавательное развитие, рассматривает [с. 195]ценностные ориентации - ориентированность культуры либо на коллектив, либо на индивида [Брунер , 1977]. Индивидуалистическая ориентация, по его мнению, характерна для современных культур, а коллективистская - для традиционных культур, в которых «субъективизм личности… не культивируется; наоборот, поддерживается идея реальности, единства человека и мира» [Там же, с. 328]. Брунер напрямую связывает отсутствие власти человека над средой с коллективистской ориентацией: так как индивид традиционного общества не располагает возможностями влиять на условия среды, он меньше отделяет себя от физического мира и других индивидов. Даже движения маленьких детей в некоторых африканских племенах интерпретируются прежде всего как знак отношения к их взрослым членам. Но когда индивидуалистическая ориентация распространяется по мере овладения людьми окружающим миром, внимание ребенка привлекается к успеху его двигательных актов, а «прочие люди тем самым становятся несущественными для реализации этих актов» [Там же, с. 333].

Проблемы дихотомии индивидуализма/коллективизма волновали и многих других исследователей. Культурантрополог Ф. Хсю сравнивал образ жизни американцев, центрированный на индивиде, и китайцев, в образе жизни которых, центрированном на ситуации, постоянно проявляется взаимозависимость. Социолог Т. Парсонс проводил различие между ориентацией человека, преследующего собственные интересы, на Я и ориентацией человека, преследующего общие интересы, на коллектив и рассматривал данную пару ценностных ориентаций социальной системы в качестве одной из центральных.

В этнопсихологии понятие индивидуализм/коллективизм приобрело огромную популярность после публикации в 1980 г. книги Г. Хофстеда «Последствия культуры»[Hofstede, 1980]. Его исследование, в котором был проведен факторный анализ 117000 анкет, выявлявших ценностные ориентации сотрудников корпорации IBM более чем в 50 странах мира, до настоящего времени остается наиболее впечатляющим сравнительно-культурным исследованием как с точки зрения диапазона стран, так и с точки зрения количества респондентов. Среди четырех основных измерений культуры Хофстедом было выделено единое измерение индивидуализма/коллективизма. Индивидуализм он рассматривал как эмоциональную независимость индивидов от групп и организаций, а коллективизм, с его точки зрения, символизирует общество, в котором человек с самого рождения интегрирован в сплоченные группы, защищающие его, в обмен на неукоснительную лояльность, в течение всей[с. 196]жизни. Государства, в которых проводилось исследование, были проранжированы по степени приверженности их граждан индивидуализму. Наибольший индивидуализм проявили граждане США, Австралии, Великобритании, а наибольший коллективизм - граждане Пакистана, Колумбии, Венесуэлы.

К настоящему времени проведено большое количество сравнительно-культурных исследований индивидуализма и коллективизма, которые если теперь и рассматриваются на групповом уровне как ценности, то как мета-ценности , включающие в себя обширный кластер убеждений и стереотипов поведения: более четко операционализированные ценности, например ценности независимости и подчинения, нравственные нормы, обычаи, культурные скрипты (сценарии) и т.п. Или, в соответствии с терминологией Триандиса, используется понятие культурных синдромов. Впрочем, индивидуализм/коллективизм продолжает подвергаться анализу и в качестве ценностных ориентаций отдельных индивидов склонных к коллективизму аллоцентрических и склонных к индивидуализму идиоцентрических личностей.

На основе своих и чужих исследований, в том числе анализа представлений 46 психологов и культурантропологов о действия; коллективиста и индивидуалиста в различных ситуациях, т. е. имеющейся у них «имплицитной теории индивидуализма/коллективизма», Триандис попытался суммировать различия между двум, типами культур [Triandis , 1994]. Мы перечислим только некоторые из них, добавив особенности, выделенные Ш. Шварцем[Schwartz, 1990]. Впрочем, израильский психолог предпочитает называть их соответственно коммунальными и договорными обществами, беря за основу социальную структуру, а не ценностные характеристики.

Основной смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. Я определяется в индивидуалистических культурах как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды - как базовые единицы социального восприятия. Индивидуалисты являются членами многих групп, но - за исключением нуклеарной семьи - слабо с ними идентифицируются и мало от них зависят. Группы, в свою очередь, оказывают слабое влияние на поведение индивидов. Даже родители мало влияют на выбор друзей, работы, места жительства своих подросших детей. Обязанности и ожидания людей в группах[с. 197]основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса. Приемлемыми признаются споры и конфликты внутри группы. Эмоционально индивидуалисты обособлены от окружающих и имеют склонность к уединению.

Основные ценности индивидуалистической культуры - свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими - позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым.

В индивидуалистических культурах поведение в большей степени регулируется аттитюдами (социальными установками), чем групповыми нравственными нормами. Отмечается даже ориентированность подобных культур на нарушение норм - «стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству»[Лотман, 1992а, с. 296]. Существующие нормы поощряют независимость от группы: не принято одалживать деньги или брать взаймы вещи. При распределении материальных ресурсов превалирует норма, согласно которой вознаграждение должно соответствовать индивидуальному вкладу.

Основной смысл коллективизма - приоритет интересов группы над личными интересами: коллективист заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество. Я определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы.

Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они вовлечены в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться:

«Говоря о связях между людьми, все это можно обобщить словом "заботливость". Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше связанным с другими он себя чувствует, тем большим коллективистом является»[Hui, Triandis, 1986, р. 240].

В свою очередь группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов. Наиболее значимыми признаются сообщества родственников, [с. 198]соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе.

Основными ценностями коллективистской культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые спо собствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними. В коллективистски: культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем аттитюды: «высоко оценивается "правильное поведение", "жизнь по обычаю", "как у людей", "по уставу"»[Лотман, 1992а, с. 296]. Нормативно поощряется зависимость от группы: одал-: живание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей.

Можно и дальше выделять особенности индивидуалистическ] и коллективистских культур, однако этот процесс рискует затянуться до бесконечности, тем более что у разных типов данны культурных синдромов могут быть и свои характеристики[Triandis, 1994]. Так, вертикальный коллективизм принимает как данность иерар хию и наличие больших прав и привилегий у тех, кто «наверху». Самоопределение в этом случае связано с особым местом в иерархии, а как физическое, так и социальное пространство рассматривается в терминах почетное-менее почетное . Горизонтальный коллективизм делает акцент на взаимозависимости и единстве, а равенство рассматривается нормальным состоянием общества.

Триандис попытался из более чем 60 атрибутов индивидуализма/коллективизма выделить четыре основных , присущих всем и типам:

· Определение Я (коллективисты рассматривают Я как взаимозависимое с Другими- членами одной или нескольких групп; индивидуалисты рассматривают Я как автономное и независимое от групп).

· Структура целей (у коллективистов личные цели обычно сочетаются с целями группы, в то время как у индивидуалисте - они часто не совпадают. Когда личные и групповые цели не совместимы, коллективисты отдают приоритет групповым целям, а индивидуалисты - личным).

· Акцент на нормах или аттитюдах (поведение коллективистов в большей степени регулируется нормами, чувством долга и обязательствами, а поведение индивидуалистов - аттитюдами, потребностями, воспринимаемыми правами и контрактами).

· [с. 199]Акцент на взаимосвязанности или рационализме (коллективисты поддерживают «коммунальные» отношения, при которых принимаются в расчет потребности Других , даже если это не выгодно индивиду. Индивидуалисты поддерживают рациональные отношения обмена и тщательно подсчитывают их издержки и выгоды) [Triandis , 1999].

Ш. Шварц указал на изъяны рассмотрения индивидуализма/ коллективизма как дихотомии противоположных базовых ценностей[Schwartz, 1990]. Во-первых, существуют ценности, которые в одинаковой мере служат интересам как индивида, так и группы (например, мудрость) и поэтому регулируют поведение людей в любой культуре. Во-вторых, в любом современном обществе имеются важные универсальные ценности, которые, оставаясь коллективными, не являются групповыми (социальная справедливость, защита окружающей среды, защита мира). В-третьих, на основе эмпирических исследований установлено, что некоторые ценности, считавшиеся характерными для одного из типов культур, являются значимыми для обоих. Так, в США давно описана связь индивидуализма с мотивацией достижений. Но и японцы или китайцы, оставаясь коллективистами, стремятся к достижениям . Шварц не обнаружил предполагавшейся связи индивидуализма с гедонизмом (поисками удовольствия и счастья), а коллективизма-с безопасностью. Возможна тесная связь между справедливостью и равенством: в США, где «распределение вознаграждений в соответствии с заслугами является доминирующей ценностью, господствует также правило честной оценки индивидуального вклада, т. е. норма равенства критериев при оценке заслуг всех людей» [Pepitone, Triandis, 1987, p. 489].

Тем не менее к настоящему времени многочисленные исследования продемонстрировали полезность категорий индивидуализма и коллективизма для концептуализации, предсказания и объяснения межкультурных различий в поведении индивидов. Например, выявлены различия у представителей двух типов культур в локусе контроля, каузальной атрибуции, проявлении эмоций, значимости личностной или социальной идентичности, мотивации достижений, способах выхода из конфликтов, стилях вербальной и невербальной коммуникации и т.п.

[с. 200]Кроме того, выявлена вариативность традиционных обществ по показателю индивидуализма/коллективизма: а) индивидуализм преобладает в обществах охотников и собирателей, а коллективизм - в сельскохозяйственных обществах; б) чем значительне сложность общества, тем выше уровень индивидуализма [Kagitçibasi, 1997]. Связывают рассматриваемое измерение культур и со многими социальными характеристиками современных обществ. Например, индивидуализм - с высоким уровнем экономического развития, криминализацией, распространенностью болезней, причиной которых является стресс, мобильностью населения, малым размером семей и др., а коллективизм - с противоположными качествами, а также с коррумпированностью властей, подчиненным положением женщин и почитанием старших. Однако подобное расширительное толкование понятий вызывает много вопросов, тем более что не всегда существуют эмпирические подтверждения подобных корреляций и имеется опасность «не получить никаких объяснений, если с помощью индивидуализма/коллективизма объяснять всё» .

Как и любая типологизация культур, их разделение на индивидуалистические и коллективистские - сверхупрощение. Результаты теоретических изысканий и эмпирических исследований значительно усложняют картину. В настоящее время коллективизм и индивидуализм уже не рассматриваются, как это делал Хофстед, в качестве взаимоисключающих полюсов некоего теоретического континуума. Два культурных синдрома могут сосуществовать и в зависимости от ситуации, например по отношению к разным группам или разным целям взаимодействия, более или менее ярко проявляться в каждой культуре, у каждого человека.

Так, если существует угроза группе, индивидуалисты, защищая «своих», действуют как коллективисты. А в коллективистских культурах одна из главных особенностей коммуникации - существенная разница в стиле общения со «своими» и «чужими». Например, иностранцев поражает контраст между преувеличенной вежливостью японцев в общении со значимыми для них Другими и их грубым поведением в общественном транспорте и на улицах современных городов .

Иными словами, коллективисты обнаруживают описанные выше качества главным образом при контактах с членами своей[с. 201]группы, с членами других групп их поведение похоже на поведение индивидуалистов. Так, было подтверждено эмпирически, что коллективисты-китайцы стремление к соблюдению равенства при распределении ресурсов демонстрировали только среди «своих», среди «чужих» эта норма не действовала, более того, китайские испытуемые оказались привязанными к норме распределения по вкладу более прочно, чем американцы[Kagitçibasi, 1997]. Склонность помогать другим или избегать конфликта также есть отражение преданности группе и желания сохранить групповую гармонию.

Кроме того, выяснилось, что применение той или иной нормы при распределении вознаграждения определяется целью взаимодействия. Вне зависимости от культуры распределение по вкладу предпочитается, если цель - продуктивность, а равенство, если цель - сохранение групповой гармонии. Лишь в том случае, когда цель четко не определена, индивиды из коллективистских культур ориентируются на сохранение групповой солидарности, а не на продуктивность[Kagitçibasi, Berry, 1989].

Большая часть населения Земли разделяет по крайней мере некоторые принципы коллективизма, и даже на Западе, где распространен индивидуализм, в настоящее время проживают многочисленные склонные к коллективизму этнические меньшинства. Тем не менее в социальных науках долгое время предсказывалась мировая тенденция прогресса к индивидуализму, якобы неизбежному в индустриальном обществе. Еще и сегодня некоторые авторы утверждают, что современное общество идет к полному разрушению коллективистской ориентации. Так, польский психолог Я. Рейковски предсказывает, что «общество, основанное на коллективистических принципах, не имеет шансов на процветание в современном мире» [Рейковски, 1993, с. 29]. Правда, он делает исключение для государств Дальнего Востока. Более того, Рейковски сам себе противоречит, рассматривая в качестве последствий вытеснения коллективистских норм и ориентации на государство в Центральной и Восточной Европе не только развитие личностной идентичности, но и попытки изыскать новые возможности для идентификации с какой-либо большой группой, чаще всего этнической или религиозной.

Многие современные исследователи вслед за выдающимися мыслителями XX столетия В. И. Вернадским и П. Тейяр де Шарденом, напротив, считают, что развитие человечества при господстве индивидуалистической культуры ставит под угрозу выживание вида:

«Можно даже говорить о выраженной склонности человечества к самоубийству как вида. Выделение в качестве "атома" человечества не коллективов, не общностей (например, этносов), а индивида [с. 202]привело к утере видового инстинкта самосохранения»[Кара-Мурза, 1990, с. 9–10].

Действительно, общество, поведение членов которого регулируется индивидуалистическими ценностями свободы в поступках и самостоятельности в суждениях, кроме несомненных достоинств, имеет и множество недостатков. Именно для него в большей степени, чем для общества коллективистского, характерны одиночество, разводы, депрессия, преступления, связанные с насилием, самоубийства.

В стремлении объединить лучшее из традиций коллективистских и индивидуалистических культур создается социологическая концепция коммунитарианизма, рассматривающая как наиболее желанное качество личности в обществе способность жить в гармонии с окружающими, не теряя при этом собственной индивидуальности. Коммунитарианисты

«предлагают нечто среднее между индивидуализмом Запада и коллективизмом Востока, между эгоистической независимостью, традиционно понимаемой как мужская роль, и заботливостью, традиционно соотносимой с ролью женщины; между защитой индивидуальных прав и общественным благополучием; между свободой и братством; между я-мышлением и мы-мышлением» [Майерс , 1997, с. 255].

Коллективизм — единственная разумная форма существования человеческого общества. Индивидуализм — способ разрушения человеческого общества.



Коллективизм [лат. collectivus - собирательный] - принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Коллективизм наиболее характерен для групп высокого уровня развития, где он сочетается с личностным самоопределением, коллективистской идентификацией, являясь основой групповой сплоченности, предметно-ценностного и ценностно-ориентационного единства группы.

Л.А. Карпенко

Прямая ссылка на это видео

Коллективизм и индивидуализм.

Коллективизм и индивидуализм — это два совершенно противоположных понятия.

Энциклопедический словарь даёт следующие определения коллективизму и индивидуализму:

Коллективизм – форма общественных связей людей в условиях социализма, характерная черта социалистического образа жизни, один из важнейших принципов коммунистической морали. При социализме общественные отношения строятся на присущих ему коллективистских началах.

Индивидуализм – черта мировоззрения и принцип поведения человека, когда интересы отдельного индивида абсолютизируются, противопоставляются коллективу и обществу.

Классик педагогики советского периода А.С.Макаренко понятия коллективизма и индивидуализма описывает следующим образом:

«В соответствии с важнейшим положением марксизма о том, что люди сами создают обстоятельства, под влиянием которых они воспитываются, А.С.Макаренко ставит вопрос о коллективе как об ячейке общества, которая создаётся в результате сознательной и целеустремлённой деятельности людей. С точки зрения А.С.Макаренко, “коллектив – это свободная группа трудящихся, объединённых единой целью, единым действием, организованная, снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм, в здоровом человеческом обществе”.

Коллектив – это такая ячейка социального общества, которая является материальным носителем отношений и зависимостей, воспитывающих действительный коллективизм и действительных коллективистов.

Качественно новая и объективно необходимая система отношений социалистического общества не может не оказывать решающего влияния на характер отношений в коллективе, который является специфическим слагаемым целого социалистического общества и “вычленяется” для корректировки отношений между обществом и личностью, для максимальной гармонизации их интересов.

В коллективе, писал А.С.Макаренко, зависимости очень сложные. Каждый должен согласовать личные стремления с целями всего коллектива и коллектива первичного.

“Эта гармония общих и личных целей является характером советского общества. Для меня общие цели являются не только главными, доминирующими, но и связанными с моими личными целями.”

Он утверждал, что если коллектив построен не так, то это не советский коллектив.

А.С.Макаренко утверждал, что вопрос заключается не в наличии или отсутствии благоприятных условий для создания коллектива, а в умении создавать эти благоприятные условия, в умении так организовать школьное воспитание, чтобы все элементы этой организации способствовали укреплению единого школьного коллектива.

В советском обществе, писал А.С.Макаренко, не может быть личности вне коллектива. Не может быть обособленной личной судьбы и личного счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива. Советское общество состоит из множества коллективов, и между коллективами поддерживаются разносторонние, тесные связи. В этих связях – залог полнокровной жизни и успешного развития каждого коллектива.

Для правильной организации и нормального развития коллектива исключительное значение имеет стиль работы его организатора. Трудно рассчитывать, что будет хороший коллектив, творческая обстановка для работы педагогов, если во главе школы находится человек, умеющий только приказывать и командовать. Директор – это главный воспитатель в коллективе, самый опытный, самый авторитетный педагог, организатор.

Однако по мере развития коллектива функции распоряжения и контроля, поощрения и наказания, организации всё больше переходят к органам самоуправления.

Коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. По отношению к отдельной личности коллектив утверждает суверенитет целого коллектива. Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности. Пока она состоит в нём, беспрекословного подчинения, как это вытекает из суверенитета коллектива. Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.