Как воспитать в себе человека. Игровой тренинг «Воспитай в себе человека. Доброта и великодушие

Уверенность в себе - это качество, без которого нельзя стать успешным человеком. Конечно, базовые качества характера закладываются еще в детстве, но главная роль в их развитии принадлежит родителям. Чтобы помочь своему ребенку вырасти уверенным в себе человеком, способным постоять за себя воспользуйтесь основными правилами.

1. Не мешайте начинаниям ребенка и всегда уважайте его стремление познавать новое. Поощряйте любую инициативу, вселяйте уверенность в собственных силах. Если ваш малыш осваивает какой-то навык, будьте всегда готовы помочь ему, но не говорите, что знаете, как правильно делать. Просто находитесь рядом, подсказывайте, если это понадобится.

Наблюдайте за поведением ребенка, его стремлениями и желаниями. Не старайтесь ограничивать его в играх, не настаивайте на том, что именно вам кажется более полезным для него. Предоставьте малышу возможность самому определить, чем он хочет заниматься (к примеру, музыкой, спортом или рисованием).

2. Искренне радуйтесь любому, пусть даже на ваш взгляд незначительному достижению малыша. Ведь для ребенка это в любом случае - большой прорыв.

3.Беседуйте со своим малышом на различные темы: о добре и зле, о дружбе, о взаимопомощи, об отношении к взрослым людям, о том, что такое взрослая жизнь и чем она отличается от детства. Уделяйте внимание и половому воспитанию. Старайтесь выстраивать свои объяснения на доступном, понятном языке для ребенка, не кривите душой, будьте всегда откровенны. Дети очень остро чувствуют фальшь.

4.Внимательно выслушивайте его мнение по каждому вопросу, уважайте его. Если же ребенок заблуждается, мягко, без насмешек и упреков старайтесь переубедить его. Все это должно происходить в атмосфере доброжелательности.

5. Занимайтесь развитием своего ребенка. Находите время на то, чтобы вместе почитать и обсудить интересную книгу, посмотреть хороший мультфильм или сказку.

6. Никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми в их присутствии, не становитесь посредником в отношениях между детьми, пусть они сами учатся общаться друг с другом. Вы лишь только в случае возникновения каких-либо проблем можете слегка подкорректировать их отношения.

7. Обратите внимание на ваши внутрисемейные отношения с мужем. Учитывайте, что дети очень остро переживают все проблемы в общении своих родителей. Поэтому старайтесь проявлять уважение друг к другу, тогда и ребенок будет уверенно себя чувствовать.

8. Учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка. Если от природы он наделен не слишком общительным характером, не ругайте его за это, а помогите разобраться с данной проблемой, проводя занятия, устраняющие коммуникативные барьеры.

9. Не изолируйте ребенка от других детей, не держите его под «стеклянным колпаком», оберегая от всех возможных и невозможных проблем. Малыш обязательно должен посещать детский сад, различные кружки и занятия.

10. Относитесь к нему как к личности, и в этом случае он будет вполне уверенным. И помните, что счастье - это слишком обширное понятие, чтобы написать его рецепт на одном листе бумаги. Главное - любите своего ребенка, уважайте его права, заботьтесь о нем.

Благой нрав – самое ценное, чем может обладать человек. Это его счастье в обоих мирах, защита от зла людей и довольство Аллаха. Нрав человека – это его истинное лицо, за которое он несет ответ и отчитается за каждое качество своего нрава.

Мы испытываем влияние со стороны окружающих, наших близких, друзей, коллег… Но самое большое воздействие мы оказываем сами на себя посредством того, как мы понимаем, воспитываем и критикуем себя. Это значит, что мы должны осознавать свои ошибки и слабости, так же, как и сильные стороны.

Как воспитать характер и стать обладателем благого нрава?

  1. Стремление к благому отдаляет от непристойности и запретного. Человек, осознающий свое положение, верящий в свое предстояние перед Аллахом, Судный День, получение того, что обрел в этом мире, не может навлечь на себя беду и впасть в грехи. Аллах сказал:

«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах - с творящими добро!» (29: 69) Именно поэтому благой нрав является частью руководства Аллаха.

  1. Самоконтроль. Это означает анализ совершенного, размышления перед совершением чего-либо и изучение своего поведения. Невозможно держать что-то в порядке, не следя за этим, то же касается и поведения, которое оттачивает наш характер. Понятие «контроль» лучшим образом описывает верующего, который дисциплинированно следит за своими поступками и словами.
  2. Стремление к лучшему . Ислам и путь веры означает ежедневный путь и ежедневное старание и совершенствование. Это касается нашей веры, нрава, поведения. В каждой ситуации мы должны находить способы проявить себя с лучшей стороны и обрести довольство Аллаха.
  3. Человек несовершенен, ему свойственно ошибаться , но стремление к благому нраву не должно заканчиваться, если мы оступились. Совершив ошибку, нужно сразу же «смыть» ее чем-то благим, найти возможность совершить добрый поступок. Только так можно совершенствовать свой характер.

1. Создание условий для формирования, раскрытия и развития «Я – потенциала», способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

2. Оценка степени своей толерантности.

Задачи:

  • Формирование установок толерантного сознания детей.
  • Развитие внимания, памяти, творческого мышления детей.
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, уважительного отношения

между детьми.

Форма проведения: игровой тренинг

Структура тренинга:

  • разминка (упражнения, настраивающие детей на игровое взаимодействие);
  • основное содержание (упражнения, игры, задания, обсуждения);
  • рефлексия

Вступление (слова ведущего)

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но и личность, обладающая чувством самоуважения и уважаемая окружающими. Поэтому мы должны уметь строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Разминка

1.Упражнение «Знакомство»

Группа делится на три команды (6-7человек). Чтобы разделить класс на группы, можно предложить ребятам кружки, квадраты, ромбы. Потом объединить. Задача: кто быстрее построится по следующим параметрам:

А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного) Б) по длине волос (от самых длинных к самым коротким) В) по алфавиту отчества Г) по размеру ноги Д) по числу согласных в имени Е) по росту Ё) по дате рождения;

Называется победитель при каждом построении, который поддерживается аплодисментами.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?
  • Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят ребята: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

2. Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на ватмане, разделенном пополам, черты сходства и черты различия в своей группе.

Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

3. «Электрическая цепь».

Группа разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения:

1) электрический ток должен беспрепятственно

течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;

2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно. Можно

поддержать детей, если им очень трудно!

Вопросы для обсуждения: Когда вам было труднее встать? (В паре? В четверке? В восьмерке? Всем вместе?)

Вывод: Вот мы с вами, преодолевая трудности, замкнули электрическую цепь, доказав тем самым, что объединить вместе разных людей очень трудно, но все-таки возможно.

II. Основная часть

Очень часто мы замечаем только свои качества, и считаем себя хорошими. Да, этого никто отрицать не будет, но постараемся найти хорошие качества и у других.

Упражнение «Я - хороший, ты - хороший»

Дети стоят или сидят в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех. Вывод: в каждом человеке нужно уметь находить положительное. Не бывает абсолютно плохих людей, и умение замечать хорошее – важное качество толерантного человека.

Упражнение «Рюкзачок успеха»

Для того чтобы в жизни добиться успеха, нужно уметь, прежде всего, правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.

Я предлагаю вам собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый из вас на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает вам добиться успеха в общении, а второе - мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок.

А теперь я буду по одному листочку доставать из рюкзака, зачитывать написанное, а вы попытаетесь определить «обладателя» этих качеств;

(Работа может проходить и по другому варианту: рюкзачок вторично открывается через небольшой отрезок времени, и происходит анализ изменений в каждом ребенке: остались ли хорошие качества, смог ли ребенок избавиться от плохих).

Упражнение «Острова»

У каждого есть свой «остров» – газета. Периодически наступает «выходной», и все гуляют по всей территории. Ведущий «отбирает» по несколько островов, жители должны искать себе другой остров.

В заключение идет обсуждение: как вас приняли на другом острове, не оттолкнули ли, пригласили ли сами и т. п. Обязательно стоит обратить внимание на тех, кому не предлагали присоединиться на другом острове. Вывод: Подобные ситуации встречаются и в жизни: не чаще ли мы готовы оказывать помощь, поддержку тем, кто нам нравится, кто нам симпатичен, и не способны ли мы «не замечать» проблем тех, кто относится к «гадким утятам» и т. п.

Упражнение «Аппликация «Павлин»

Давайте создадим общую аппликацию «Павлин». (Сам павлин нарисован заранеепа отдельном листе)

Вы должны вырезать перья. Для этого предоставляется цветная бумага, можно использовать яркие обертки от шоколада т. п. Перья могут быть любого размера и формы. Каждое перо должно символизировать какое-нибудь качество, способность, которую в себе ценит и любит каждый из вас. Это качество записывается на перо. Вы можете вырезать сколько угодно перьев.

Затем все перья раскладываются на большом листе бумаги так, чтобы получился хвост павлина, затем к перьям приклеивается сам павлин. Каждый участник может посмотреть, какие качества изображены всеми участниками.

Вывод: Эта коллективная аппликация «Павлин» помогает нам почувствовать свою ценность, способствует сплочению, позволяет оценить качества своей личности и сформировать те качества, которые вам необходимы.

Рефлексия:

Давайте попробуем ответить на несколько вопросов, о том. что сейчас произошло. Хотелось бы чтобы высказался каждый из вас, нодаже если этого не поизойдет и кто-то захочет отмолчаться это нестрашно. Ведь самое главное это внутренний диалог, который ведет каждый человек сам с собой. И без таких разговоров, как и без терпения, сопричастности чужой боли, открытости, доброты, доверия, умения принять чужую точку зрения не воспитаешь в себе человека. Но я уверена, что у вас все получится. Итак, давайте ответим на несколько вопросов

  • Легко ли было проникнуть в свой внутренний мир? В мир другого человека?
  • Как изменилось отношение к своему «Я» у вас в ходе тренинга?
  • Что нового вы узнали о себе?

На память о тренинге ребятам раздаются закладки, выполненные участниками акции «Дружба это я + ты»


Предыдущие две статьи о сильных людях и о том, что подразумевается под силой, находятся здесь:

Итак, начнем с азов:

1. Сильный человек = ответственный человек.

Человек, делающий выбор и несущий за него посильную, адекватную ответственность.

(Например, и вы, и любой другой человек не может отвечать за здоровых дееспособных людей. Даже если это:

а) ваши близкие

б) ваши дети

в) ваши подчиненные / начальник

г) зависимый человек.)

2. Согласно теории марксизма-ленинизма терминологии гештальт-терапии, функция “Я” (Self) представлена тремя составляющими:

- “детским”, “животным”, “импульсивным” Id,

Функцией, отвечающей за выбор и самооценку (какой я?) – Ego,

- “родительской”, “контролирующей”, “оценивающей”, “моральной” функцией Personality.

Не учитывать любую из них, воспитывая в себе сильную личность – подобно постройке замка без фундамента. То есть, опасно – может обсыпаться на голову горе-строителям. Можно, например, …

Что нужно, чтобы воспитать в себе сильный характер, сильную личность?

1. Как ни неприятно это говорить, но сначала придется заняться “изучением микросхемы”. То есть, выяснить, как обстоят дела:

С условно “детской ” частью – легко ли и точно ли вы удовлетворяете свои желания, потребности?

С условно “родительской ” частью – что именно вы думаете о себе? Какой вы, по вашему представлению? Насколько, по вашему мнению, это совпадает с оценками окружающих?

2. После этого придется “прозвонить” и еще одну “цепь” – а именно, функцию выбора, функцию Эго.

Очень часто здесь случается один из двух вариантов:

- Она “погибает” под невыносимой тяжестью “верхнего этажа”, расплющена и изувечена:

  • моральными ценностями
  • семейными установками
  • идеями о том, “каким должен быть идеальный человек”
  • - мол, “я должен был к ХХ годам достигнуть того, этого, быть таким, этаким, но не сбылось – значит, я тряпка!”

- Она “тонет” в детских импульсах, желаниях, потребностях.

Внезапный выплеск чувств, ощущение “меня несет, и я ничего не могу с собой поделать”, внезапные влюбленности, катастрофические смены места работы, учебы, новые и новые хобби, диеты и обострения “жора”, шопинг до последней копейки могут говорить о том, что вместо функции выбора приходит незамутненный детский Id.

Куда хочу?

Куда лечу?

Я ворона вольная!

(с) Домовенок Кузя

Происходит это не от безволия или “в конец оборзелости”, а только от того, что с самого начала тихие просьбы “внутреннего ребенка”, наших потребностей, в упор игнорируются. И только когда они не просто вызреют, а когда “сгорят предохранители”, желания вырываются на свободу. Разворачивается то ли бунт, то ли трагедия. Зато можно “успеть нахвататься на воле” того, что было запрещено в обыденной жизни.

- Слабость эго-функции.

Порой случается и такой вариант, когда вроде бы и авторитеты, моральные установки не довлеют, и с удовлетворением потребностей более-менее все в порядке. А “силы воли” все нет и нет. Тогда можно говорить о слабости эго-функции. Просто не тренированная мышца.

Если не приходилось особенно напрягаться, чтобы чего-то достичь, если всегда хватало “мы и так проживем”, “на наш век хватит”, то действительно, может оказаться, что и выбирать-то – нечем.

Более того, когда нет самоанализа, периодического возвращения “а чойта я?”, “а зачем я это сделал?”, “и кто я после этого?” – то функция эго не развивается – незачем.

Ну как, более-менее определили ваш случай из трех?

Тогда пойдем к следующим, насущно-практическим задачкам.

Что делать с собой, чтобы стать сильным человеком?

Упражнения на развитие силы воли и силы характера у взрослого человека довольно просты. Вот собрание рекомендаций, а вы можете выбирать то, что вам больше по душе.

1. Взяв ответственность – нести до конца.

Составить план действий исходя из своих желаний, и выполнять его хотя бы в течение 3 недель. Не берите много на себя – возьмите хотя бы 1-2 ежедневных действия.

Выполняйте обещания, которые даете знакомым, даже вскользь. Если вы “плоховато, но согласились” – сделайте, чтобы запомнить это ощущение. Это ВАШИ силы, ВАШЕ время пошло на удовлетворение их желаний и потребностей. Так вы сможете больше ценить себя – а через это – и распоряжаться “силой воли”.

2. Замедление.

Эго-функция – штука коварная. Она требует времени (к счастью, с тренировкой – немного), чтобы человек мог сделать более-менее осознанный выбор. А значит, вам понадобится научиться замедляться.

Медленно помойте голову.

С чувством сходите в туалет.

С вниманием возьмитесь за проект, распишите его по пунктам, отмечайте каждый из них.

Попробуйте сконцентрироваться в повседневных делах на телесных ощущениях (тактильных, звуковых, зрительных, вкусовых, запахах).

Попробуйте хотя бы по 15 минут в день, идя пешком, замечать, куда вы ставите ногу.

Отвлекайтесь от текущего занятия трижды в день и отслеживайте, КАК именно вы дышите.

3. Сделать паузу.

Есть такой момент: между желанием (импульсом) и действием (реализацией) всегда есть зазор по времени. Именно он на 100% работает на тренировку эго-функции и взращивание силы воли у взрослого человека. Воспитать сильную личность можно только складывая и приумножая -

  • свои поступки,
  • свою ответственность за них,
  • свои решения.

Делайте паузу. Перед тем, как начать что-то делать, определите, зачем это вам. Закончив делать, назовите, каким вы были в этой ситуации. Какой опыт извлекли.

Достаточно будет “я был пассажиром”, если вы ехали в общественном транспорте.

“Я записал телефон курсов английского и планирую уточнить условия” – если были, изучали и записали.

Как много разных “Я” может оказаться в одной и той же ситуации!

4. Эго как самооценка.

Оргвыводы – лучшее, что может для вас сделать функция Эго. Вы сможете пользоваться собственным опытом, вместо того чтобы – то есть, непонятно, кто в ситуации , кто действовал, зачем действовал.

После научения паузе (и обнаружению своих мотивов) вы сможете складывать ваши “добрые дела”, ваши поступки, ваши достижения, даже самые маленькие, чтобы после на них же опираться в дальнейшем.

Маленькая притча, которая вас согреет на этом пути

Есть притча о просьбе мудреца о скромном вознаграждении.

“О великий шах! – сказал он правителю, желавшему его удостоить особой чести. – Положи на первую клетку одно зерно. На второй клетке шахматной доски – два. Затем – четыре. И так удваивай на каждой из них.”

Шах рассмеялся: “Но почему ты просишь так мало?”

Когда придворные мудрецы шаха посчитали награду, то выяснилось, что зерен нужно отсчитать 18 446 744 073 709 551 615. По размерам это – величиной почти с амбар 10 на 10 на 15 метров.

Так и ваша функция Эго – собирая для вас по крупицам достижения каждого дня, успехи, удачные решения, делая выбор – да или нет, отказать в просьбе или согласиться, пойти направо или налево – будет развиваться в той же прогрессии.

А значит, шанс воспитать в себе сильного человека есть в любом возрасте!

Вопрос от нашего читателя Бориса: Уже не один раз слышал о себе мнение других людей, которые говорили, что я слабохарактерный. Скажите, как воспитать в себе сильный характер? Сейчас я понимаю, что когда я рос, рядом со мной не было примера человека с сильным характером, у которого можно было бы учиться. Можно ли воспитать сильный характер уже взрослым?

Сразу отвечу на ваш вопрос, Борис. Да, сильный характер можно сформировать в любом возрасте , было бы желание и понимание, как это делать. А теперь обо всём по-порядку.

Действительно, именно характер человека во многом определяет, какой будет его судьба. По сути характер – это проявление внутренней человека, отпечаток на дороге жизни всех его убеждений, принципов, личных качеств, привычек и внешних проявлений, всего, что ему удалось познать и сформировать за свою жизнь.

Что такое Сильный Характер?

Сильный характер – это способность неуклонно следовать выбранными убеждениям, жизненным принципам и целям, в идеале, законам чести. Тупое бездумное упрямство – не имеет ничего общего с силой характера, а является всего лишь проявлением человека, его раздутого эго и отсутствия осознанности.

Сила Характера – определяется силой убеждений и принципов человека, силой духа и силой воли.

  • Сила убеждений и принципов – это определённое выстроенное отношение к себе, своей судьбе и к окружающему миру. Для Самурая, например, – это кодекс Бусидо. Для русского офицера – кодекс русского офицера.
  • Сила Духа – это , Доблесть и другие сильные качества, определяющие торжество духа (духовного) над телом (над материальным).
  • – способность терпеливо преодолевать внутреннее сопротивление (лень, слабости, желания или нежелания) и внешние преграды в достижении поставленной цели.

Более развёрнуто о том, кто такой Сильный Человек – .

Соответственно, Слабохарактерность – это отсутствие чётких жизненных принципов, сильных убеждений и безволие. Что часто предполагает малодушие, трусость, зависимость, наличие других пороков и слабостей. У каждого слабохарактерного человека свой набор таких слабых мест.

Слабохарактерность часто является следствие бесхребетности. О том, что такое бесхребетность – .

Как воспитать сильный характер?

Сильный характер воспитывается либо с детства, как например воспитывали рыцарей, с семи лет. Либо сама жизнь закаляет характер человека, проводя его через череду трудностей, преград и испытаний. Либо сильный характер формирует в себе сам человек, ежедневно работая над собой, целенаправленно создавая для этого необходимые условия.

Но для начала ответим на вопрос – как не возможно развить в себе сильный характер? Не возможно воспитать сильный характер:

  • не выходя из привычной зоны комфорта
  • без преодоления своих собственных внутренних слабостей (лени, страхов, др.), а потакая всем своим прихотям, желаниям и порокам
  • лишь в мыслях и мечтах также силу характера не воспитать, не проходя реальных испытаний в реальной жизни
  • без ритмичных тренировок, без формирования своей воли и дисциплины. Характер тренируется только регулярностью усилий
  • без самоуважения и внутреннего достоинства. На гордыне и высокомерии или в роли ничтожества, истинный характер не вырастет
  • без борьбы в жизни и преодоления каких-то внешних преград. Когда всё гладко и всё само в руки идёт – сильный характер особо не нужен
  • без значимой мотивации. По-настоящему сильный характер развивается толь тогда, когда есть достойная значимая цель
  • на насилии над собой. Нужно различать насилие и дисциплину

Итак, что нужно делать, чтобы развить в себе сильный характер:

1. Сильный Характер формируется работой над своими убеждениями, воспитанием силы Духа и силы воли. Подробнее и с инструкциями к действию об этом читайте в соответствующих статьях:

2. Характер воспитывается не на бумаге и не в уме, а в реальной жизни. Поэтому в первую очередь определитесь со своими жизненными целями, достижение которых потребует от вас сильного характера и мощных личных качеств.

3. Обязательно определите для себя такое занятие, которое будет требовать от вас постоянного преодоления своих слабостей. Например, займитесь воинскими искусствами или каким-то другим спортом.

4. Одна из основ сильного характера – это мощная неуязвимая : уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Инструкции здесь:

5. Всегда помогают живые примеры и образы. Найдите себе такой пример – историческую личность или киногероя, на которого вы хотели бы быть похожи характером. Визуализируйте свою цель. Чтобы максимально прочувствовать необходимый образ – напитывайтесь впечатлениями – смотрите соответствующие фильмы про сильных и достойных людей (про рыцарей и воинов), читайте книги с подходящими героями.

6. Сильный характер – это в том числе умение владеть собой, укрощать свои страсти, управлять своими желаниям и эмоциями. Подробнее читайте: