Классный час благотворительность меценатство добрые поступки. Классный час "благотворительность и коррупция". Функция денег как средства обращения

Классный час

«Дорогою добра»

Цели и задачи:

формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;

познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе;

расширять кругозор, пополнять словарный запас обучающихся.
Оборудование : плакат "цветок доброты"; толковый словарь Ожегова; запись песни Ю. Энтина и М.Минкова "Дорога добра» ; музыкальный центр.

Ход мероприятия:
Учитель:

Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Слово это серьёзное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти

Вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.

И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!

О каком качестве пойдёт речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте.

Доброта... Добро... Что же это такое? Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова:

Добро - всё положительное, хорошее, полезное.

Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, стремление делать добро другим.

Это человеческое качество высоко ценилось во все времена и вырабатывалось в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Вот несколько высказываний о доброте выдающихся людей. (Зачитывают ученики)
"Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид." (Драматург В.Розов).

"Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта". (Мигель Сервантес)
"Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других".(Лев Толстой)
"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".(Жан Жак Руссо)
Вспомним пословицы и поговорки о доброте.

(Ученики называют пословицы и поговорки, которые они подобрали заранее. Некоторые пословицы написаны на доске, учащиеся объясняют их смысл.)

Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
От добра добра не ищут.
Доброе слово - половина счастья.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Почему-то в наше время люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Ученик: Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Поэт А. Чепуров

Учитель: А как много слов образовано от слова добро!

На плакате изображён "цветок доброты", на его лепестках написаны слова, дети читают их и объясняют значение.(добропорядочный, доброжелательный, добросовестный, добросердечный, добродушный, добродетельный, добронравный)

Какой человек может быть добрым?
(Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
- Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей, не завидовать, не вредничать, не грубить и т.д.)
- Где и как вы проявляете доброту? Приведите примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно? (Ответы детей )
Ученик : Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: "Нехорошо".
Сказал, и знай себе пошёл.
Второй взглянул, потом вздохнул,
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.
Учитель: - Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит пословица: " Кто добр поистине, добро творит в молчании".
- Добрый человек помогает не только людям, он помогает всем, кто его окружает: птицам, животным, растениям. Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте внимательно.
1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2 . Когда старушка - соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
- Проанализируйте эти ситуации и скажите, почему совершались добрые дела? Как бы вы поступили на месте мальчиков?

А где добро всегда побеждает зло? Конечно в сказках. Многие писатели в своём творчестве обращаются к теме добра, доброты.

Кто из них более счастлив, почему? Докажите.

Какие слова вы подберёте, чтобы описать солнце? Можно ли назвать его добрым?

Вы говорили, что если человек добр и щедро делится с другими, как солнце в сказке, то он часто больше приобретает, чем теряет. Поэтому издавна богатые люди занимались благотворительностью. Давайте снова заглянем в словарь.

Благотворительность – оказание материальной помощи бедным из милости.
Важной и неотъемлемой частью деятельности купечества является благотворительность. Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения - все это было привычной статьей расходов российских купцов.

Распространенным явлением было строительство зданий на средства одного купца или всех прихожан. Например, строительство Троицкого кафедрального собора, которое длилось более полувека. В описи жертвователей на строительство и восстановление собора входило большинство томских купцов: Ф.С. Толкачев, П.В. Михайлов, Д.И.Тецков, Н.Е. Филимонов, А.М. Серебренников, Н.И. Верещагин и многие другие. Но и среди них выделяется по размерам своего пожертвования на собор З.М. Цибульский. Его пожертвование составило 150000 рублей.

Другим поводом для благотворительности томских купцов были нужды народного образования, забота о сиротах и детях бедных родителей. Купцы дарили школам и училищам деньги, строительные материалы, здания, книги. Крупным жертвователем на нужды образования был И.А. Еренев. Он построил в Заозерском предместье, где у него были кожевенные заводы, два училища и был в них почетным блюстителем, то есть брал все расходы на себя.

Большое влияние на общественную жизнь и развитие просвещения оказала деятельность купца Петра Ивановича Макушина, который вместе со своим компаньоном купцом В.В. Михайловым открыли первый в Сибири книжный магазин 19 февраля 1873 года – в годовщину отмены крепостного права в России. Впоследствии П.И. Макушин начал торговать не только книгами, но и канцелярскими товарами, в 1880 г. открылся музыкальный магазин, клиентами торгового дома стали практически все школы и гимназии Томской губернии. Макушин занимался изданием “Сибирской газеты” В отличие от “Томских губернских ведомостей”, “Сибирская газета” печатала новости Сибири и Томска, аналитические, публицистические статьи, очерки, фельетоны. Иногда в материалах содержалась критика в адрес томских властей, что стало причиной закрытия газеты в 1888 г. Когда газета стала выходить вновь, но уже под новым названием “Сибирская жизнь”, она была интересна томичам не один десяток лет.

Благоустройство городов и здравоохранение – еще одна сфера благотворительных начинаний. На частные и общественные средства строились больницы, устраивались парки и сады, мостились улицы, сооружались мосты. В Томске известен своей благотворительность золотопромышленник Иван Дмитриевич Асташев. С 1844 года он содержал томский приют. Став миллионером, Асташев возводит в Томске один из первых каменных домов, до сих пор являющийся достопримечательностью Томска (это здание Краеведческого музея).

Купец Евграф Иванович Королев известен тем, что построил первое в Томске каменное здание театра на Московском тракте, а также помогал в строительстве ряда томских церквей, открыл и содержал на свои средства детский приют, регулярно жертвовал деньги на школьное образование. Благотворительная деятельность купца была отмечена государственными наградами. Когда в 1900 г. Е.И.Королев скончался, один перечень его деяний на благо города занял целую газетную колонку.

Еще одно крупное пожертвование на нужды города сделал С.С. Валгусов. Он получил разрешение на возведение в Томске здания бесплатной библиотеки. Пожертвования С.С. Валгусова было в одном ряду с пожертвованиями других сибирских купцов, которые, не имея возможности сами получить хорошее образование, ценили и любили книжное дело, старались шире распространять знания, стимулировать написание новых книг.

Не прошли томские купцы и мимо созданного в Томске в конце 19 века «Общества содействия физическому развитию». В Петуховском саду общество устраивало зимой каток, летом площадки для игр детей и взрослых, был нанят инструктор для игр г.Филиппиус, в саду были проложены дорожки для велосипедистов, а на реке устраивались купальни со школой для плавания. Обществом проводились и другие мероприятия, связанные с большими расходами, часть которых получали через пожертвования томских купцов.

Довольно часто в Томске и других городах Сибири возникали пожары, были наводнения и другие стихийные бедствия. Население оставалось без крова над головой и без необходимого имущества, и купцы помогали людям встать на ноги своими пожертвованиями. Например, 25 апреля 1882 года в Томске вспыхнул пожар, и в Заозерье выгорело три квартала домов. На следующий день, 26 апреля, пожар возник в центральной части города, на Песках. Первыми на бедствие откликнулись братья Королевы, которые представили в управу 500 рублей для раздачи беднейшим жителям города, пострадавшим от пожара, и еще они пожертвовали 150 рублей на наем лошади с бочкой для подвоза воды на пожар. В дальнейшем круг жертвователей на помощь пострадавшим от этого пожара расширился, а суммы пожертвований во много раз увеличились.

Наконец, не чужды были сибиряки и патриотических пожертвований. В годы двух самых тяжелых для России войн 19 века (Отечественной 1812 года и Крымской 1853-1855 гг.) в Сибири проходили сборы средств на борьбу с вражеским нашествием.

Списки жертвователей и пожертвований можно еще долго расширять, и среди них обнаружатся довольно редкие и оригинальные инициативы. Так, купец А. Кухтерин в 1892 году снарядил за свой счет экспедицию профессора Томского университета С.И. Залесского с целью исследования целебных свойств Карачинского озера в Каинском уезде, а в следующем году экспедицию того же профессора финансировал Е. Королев.

Трогательна была забота городской думы об известных своей благотворительностью купцах. По постановлению думы их портреты вывешивались в здании городской думы, в общественном банке, в устроенных ими учебных заведениях, их именами назывались учебные заведения, улицы города.


Ученик: Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живём на земле.

В наши дни в Томске, так же, как и в других городах, существуют различные фонды, которые поддерживают традиции благотворительности. Фонд Алёны Петровой, например, за 2011 год собрал более 10 млн. рублей, которые будут направлены на покупку медикаментов, средств гигиены, игрушек, канцтоваров для больных детей; организацию праздников и акций; оборудование, ремонт и содержание Реабилитационного центра,а также для помощи всем нуждающимся детям. В ноябре в нашей области под патронажем губернатора Виктора Кресса прошла Декада благотворительности. В рамках Декады благотворительности были проведены концерты для ветеранов “Подари улыбку”, акции “От семьи к семье” по сбору вещей для малообеспеченных семей и организованы рейды оказания помощи одиноким и пожилым людям. В Северске прошла акция “Помоги малышам” по сбору игрушек для детей, от которых отказались родители. Здесь же дан был старт акции “Солдатский Новый год” по сбору новогодних подарков для солдат. Во всех школах области прошли тематические открытые уроки, общегородские линейки, конкурсы рисунков, сочинений, плакатов о добре и милосердии. Кроме того, были выпущены специальные номера газет и радиопередач, проведены спортивные игры, фестивали национальных культур и организованы выставки в школьных библиотеках.

А закончить наш разговор мне хочется замечательной песней Ю. Энтина и М.Минкова

"Дорога добра". (дети поют песню)
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо...
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь-
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!


Литература:

  1. "Мастерская учителя",авторы Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, Москва "Вако",2008.
  2. Справочник классного руководителя, автор Н.И.Дереклеева. Москва "Вако" ,2009
  3. Использована информация из сети Интернет:

Приложения:

  1. Джанни Родари «Солнце и туча»

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по прежнему весело катило по небу, и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

2. Стихи и песни, которые можно использовать при проведении классного часа.

"Доброта"(слова Н. Тулуповой, музыка И.Лученок).


Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Припев: Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта, как солнце, светит.
Радуются взрослые и дети.

Л.Татьяничева
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряться
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных предметов»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Благотворительность и милосердие»

Проведен в 3 «Б» классе

Классный руководитель Травкина Н.В.

г. Старый Оскол

2013 год

Тема Благотворительность и милосердие.

Цели: пробуждать интерес к духовным корням российской цивилизации;

воспитывать в учениках чувства милосердия и сострадания;

развивать коммуникативные навыки учащихся.

Средства обучения : мультимедиапроектор, диск со слайдами, доска, стенд с плакатами и рисунками, музыкальный диск.

Сей добро,

Посыпай добром,

Жни добро,

Оделяй добром.

    Актуализация знаний.

Знакомство со словарем и фактами из истории

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Словарь С.И.Ожегова)

Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости. (Словарь С.И.Ожегова)

Меценат – богатый покровитель наук и искусств. (Словарь С.И.Ожегова)

Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»

День благотворительности 22 августа . День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам

    Поэтическая страница

Пел слепой заученное с детства,

Руку на котомку положив.

И невольно западала в сердце

То ли песня, то ли боль души.

Облаками покрывая небо,

Ветер над деревьями кружил.

Пел слепой, прося немного хлеба,

Хлеб иной прохожим предложив …

Иеромонах Роман.

Какие чувства вы испытываете, когда бываете в роли прохожего?

А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?

Что такое духовный хлеб?

III. Самоопределение к деятельности

Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал ?» (Все ученики класса стоят в кругу и отвечают на вопрос, передают фишку соседу.)

Учитель обращает внимание на самые ценные и интересные высказывания детей.

IV. Презентация.

Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни . Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней ). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.

Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей – Демидовы. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки.

Все поколения Демидовых любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России.

Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности , подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских.

V. Работа в группах.

1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Здоровье

Хлеб больной

Утешение сирота

Приют обиженный

Покаяние нищий

Прощение провинившийся

Целебный сок

2 . Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов

Выслушать – закричать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

3 .Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память.

Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.

4 . Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

5 . Выберите семь особенностей, которые должны быть в человеке, совершающем благотворительность:

Быть верным слову и делу.

Иметь уважение к покупателям и партнёрам.

Заниматься благотворительностью.

Стремиться только к накоплению богатства.

Уметь рисковать с умом.

Работать с выгодой только для себя.

Хорошо знать свой товар.

Уметь обмануть или польстить конкуренту.

Иметь острый и дальновидный ум.

Иметь расторопность.

VI. Диалог с учителем.

Через какие акции можно оказывать благотворительность?

(Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам и т.д.)

Занимались ли вы сами когда – нибудь благотворительностью?

(Благотворительный концерт для детей – инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев)

А ваши родители занимались благотворительностью?

Кто знает меценатов нашей школы? Их портреты на Доске Почёта на втором этаже. - - Какие добрые дела они делают для нашей школы?

Зачем нужны сострадательные люди?

VII .Подведение итогов.

Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?

Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?

Размышляешь ли прежде – благо ли это?

Легко ли быть добрым человеком?

VIII. Рефлексия.

- Что полезного для себя сегодня поняли?

Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.

X . Домашнее задание.

На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего !» Разберитесь вместе с родителями, какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово - оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её во время.

Реквизиты (написаны на ладони) для перечисления денежных средств в помощь больным детям.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но, только прошу: не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

Исполнение песни «Дорогою добра»

Литература:

    И. А. Кузьмин. Истоковедение. М. 2010

    Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

4

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

МКОУ Мамонтовская основная школа городского округа Сокольский

Нижегородской области

Классный час

«Творить благо»

Учитель математики и информатики Зотова Любовь Валерьевна

В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в

эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается

мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги - лишь средство

удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно

совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы,

поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Пред-

лагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских

меценатов П.М. Третьякова и С.Т, Морозова. В процессе беседы классный

руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности -

православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет

провести в рождественские дни. Это время благотворительности и милосердия,

искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе.

Цели:расширить представление детей о том, что такое благотворительность,

меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова;

формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как

милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты,

душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Подготовительная работа с детьми

Выбрать творческую группу (7 детей), которая подготовит информационный блок

классного часа. Тематика и содержание информационного блока могут быть взяты из

материалов сценария.

Оборудование

Портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской

галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХАТа.

Оформление

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф: «Бог дает

богатство в пользование и потребует по нему отчета». (Пословица)

Планклассного часа

I.Проблемная ситуация. «Как Димка меценатом стал».

II. Обсуждение ситуации.

III. Информационный блок.

1. «Меценаты, спонсоры и благотворители».

2. «Подвиг купца Третьякова».

3. «"Спонсор" МХАТа».

IV. Интерактивная беседа.

IV.«Современные Тимуры».

V.VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация. «Как Димка меценатом стал»

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску, Тема нашего классного часа

записана на доске - «Творить благо». Ниже записаны еще три слова - «спонсор»,

«меценат» и «благотворитель». Сейчас мы поговорим о значении этих слов.

Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного

семиклассника.

Ее сын Дима увлекается авиамоделированием. Буквально каждую неделю он клеит

какую- нибудь новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на

полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия,

какого- нибудь истребителя. И вот мама пошла на хитрость. Она сказала, что эти

авиамодели могут сделать доброе дело. Нужно отдать их соседским близнецам Саше

и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка

принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий

праздник. Эта идея так вдохновила Димку, что он сразу же бросился собирать

подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все

свои модельки и, расщедрившись, высыпал туда еще и детские свои машинки. Закрыл

коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка.

Мама видела с балкона, как Димка подошел к ребятам, как поставилперед ними

огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к

такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается

запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый

детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.

Димка вернулся домой добрый, счастливый и усталый, как Дед Мороз после

двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Натане«естест венно

сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не

согласилась с ним.

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель.Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась

называть Димку меценатом?

Примерные ответы детей:

Она завидовала.

Она не поверила, что он на такое способен.

Она не знала, кто такой меценат.

Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей.

Классный руководитель.Может, надо было назвать Диму спонсором малышей?

Дети говорят, что спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима

отдал игрушки.

Какже можно назвать поступок Димы?

Дети говорят, что лучше всего для определения поступка Димы подходитслово

«благотворительность».

В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело

сотворил Дима?

Примерные ответы детей:

Он поделился своими игрушками, отдал то, чем он дорожил.

Он подарил радость малышам.

Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей.

Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как ихзапускать, чтобы

они летали.

III. Информационный блок

«Меценаты,спонсоры и благотворители»

в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские,

Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги

на строительствошкол, больниц, приютов, столовых, ночлежек:

развитие культуры. Например, купцы Савва Мам онтов и Савва Морозов

покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце 1 века н. э. в

Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилияи

Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами.

«Подвиг купца Третьякова»

Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве.

русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Этот музей создал на свои

деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков.

До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались

покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники

бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие

патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из

таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков.

Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но

Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным

человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому

удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. По-

смотрите на портрет мецената (показывает иллюстрацию из книги). Умное,

интеллигентное лицо, благородство, сдержанность - он совсемне похож на купца,

предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника.

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель - создать галерею

пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на

создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать

самому» - таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины

Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских

художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он

Михайловича Третьякова.

«Спонсор» МХАТа

Ученик 6. Все знают, что такое МХАТ. Это театр, который создали Станиславский

и Немирович- Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы

билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был

спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации,

зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известныймосковский купец

Савва Морозов.

Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли

разных театров. Некоторым театральным труппам помогал деньгами. Только просил,

чтобы эта помощь не афишировалась.

Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нр авилась сама идея

сделать театр не для богачей, а для народа. Савва Морозов стал одним из основателей

спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания,

Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пил ил, красил,

забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и

оборудование для сцены. В целом на божественный театр Савва Морозов истратил

около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на

весь ми р. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова.

IV. Интерактивная беседа

-Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную формацию. (Обращается к

Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов

тратить свои деньги на благотворительность?

Примерные ответы детей:

- Им тоже хотелось прославиться.

- Они любили искусство.

- Они жалели художников.

- Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству.

- Они просто сочувствовали людям.

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и

С.Т. Морозова патриотами?

Примерные ответы детей:

- Конечно, можно, потому что они сохраняли русское искусство.

- Им было обидно, что русские художники живут в нищете.

- Они патриоты, потому что любили все свое, отечественное.

- Они патриоты, потому что хотели, чтобы в России народ жил не хуже, чем в

Классный руководитель. Действительно, они были патриотами, переживали за

будущее России. Павел Михайлович Третьяков и Савва Тимофеевич Морозов, как и

превозносили. Он и стали меценатами не ради собственной славы, а ради славы

Отечества, ради сохранения отечественной культуры. Наши русские купцы, которые

занимались благотворительностью, действовали по правилу, которое мы взяли

эпиграфом к классному часу (читает пословицу, записанную на доске): «Бог дает

богатство и обязательно за него спросит отчет». Как вы считаете, какой «отчет»

имели они в виду?

Примерные ответы детей:

- Отчет по деньгам, куда они их потратили.

- Отчет о том, как добыл человек это богатство.

- Если им Бог дал богатство, а они истратят его на безделушки, то Бог их накажет

и заберет богатство.

- Отчет о добрых делах, на которые пошли эти деньги.

Классный руководитель . Многие «новые русские» сейчас покупают яхты,

роскошные автомобили и особняки за границей. Как вы думаете, смогут ли они

Примерные ответы детей:

- Им нечего будет сказать, потому что от их богатства не стала богаче их Родина.

- Они не имеют права выпячивать свою роскошь, если страна живет так бедно.

- Говорят, что честным трудом больших денег не наживешь, вот они и отчитаются

за нечестные.

Классный руководитель. А что бы они могли сделать в качестве

благотворительности?

Примерные ответы детей:

- Построить школу, отремонтировать больницу, стадион, бассейн.

Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях. Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа. Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ. Оформление: записать на доске тему классного часа, эпиграф.

кл час.docx

Картинками

Классный час на тему: Благотворительность, 7­8 класс Методическая разработка конспекта классного часа для 7­8 классов на тему: Благотворительность, меценатство, добрые поступки. Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета. Пословица В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в СМИ. Покупка яхт, футбольных команд, особняков и украшений ­ это подается как эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни ­ наслаждение, а деньги ­ лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы, предприниматели XIX в. считали, что деньги ­ это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Предлагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских меценатов П.М. Третьякова и СТ. Морозова. В процессе беседы классный руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности ­ православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет провести в рождественские дни. Это время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях. Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа. Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ. Оформление: записать на доске тему классного часа, эпиграф. План классного часа I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал». II. Обсуждение ситуации. III. Информационный блок. 1. Меценаты, спонсоры и благотворители. 1

2. Подвиг купца Третьякова. 3. «Спонсор» МХТ. IV. Интерактивная беседа. V. Современные Тимуры. VI. Подведение итогов. Ход классного часа I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал» Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего классного часа записана на доске ­ «Творить благо». Ниже записаны еще три слова ­ спонсор, меценат и благотворитель. Сейчас мы поговорим о значении этих слов. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника. Ее сын Дима увлекается авиамоделированием. Буквально каждую неделю Дима клеит новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким­то образом всегда это замечал и устраивал скандалы после исчезновения очередного истребителя. Тогда мама предложила сыну сделать доброе дело. Она сказала, что эти авиамодели можно отдать соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила мальчика, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модели и, расщедрившись, высыпал туда еще и свои детские машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка поставил перед ребятишками огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно. Димка вернулся домой счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Наташе и торжественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним. II. Обсуждение ситуации Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом? Примерные ответы детей: ­ Она завидовала. ­ Она не поверила, что он на такое способен. ­ Она не знала, кто такой меценат. ­ Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей. 2

Классный руководитель. Может, надо было назвать Диму спонсором малышей? (Нет, его нельзя так назвать. Спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима отдал игрушки.) ­ Как же можно назвать поступок Димы? (Лучше всего для определения поступка Димы подходит слово «благотворительность».) В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело сотворил Дима? Примерные ответы детей: ­ Он поделился своими игрушками, отдал то, чем дорожил. ­ Он подарил радость малышам. ­ Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей. ­ Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как их запускать, чтобы они летали. III. Информационный блок 1. Меценаты, спонсоры и благотворители Ученик 1. Благотворительность ­ это оказание помощи в виде пожертвований тем, кто в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги на строительство школ, больниц, приютов, столовых, ночлежек. Ученик 2. Меценаты ­ это такие благотворители, которые жертвуют деньги на развитие культуры. Например, купцы Савва Мамонтов и Савва Морозов поддерживали русских художников, артистов, музыкантов. Меценат ­ это богатый покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце I в. н. э. в Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилия и Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами. 2. Подвиг купца Третьякова Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве. Это известный на весь мир художественный музей, в котором собраны шедевры русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Коллекцию живописи собрал на свои деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков. До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков. Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но только двум из них удалось сделать прижизненный портрет мецената. Это Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. Посмотрите на портрет мецената {показывает иллюстрацию из книги). Умное, интеллигентное лицо, благородство, сдержанность ­ он совсем не похож на купца, предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника. 3

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель ­ создать галерею русского художественного искусства. В течение полувека он шел к этой цели. Он не пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому» ­ таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он подарил свою галерею Москве. Создание галереи ­ это настоящий подвиг Павла Михайловича Третьякова. 3. «Спонсор» МХТ Ученик б. Все знают, что такое МХТ. Это театр, который создали Станиславский и Немирович­Данченко. В этом театре ставил свои пьесы А.П. Чехов. Станиславский и Немирович­Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации, зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известный московский купец Савва Морозов. Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли разных театров. Некоторым театральным труппам он помогал деньгами. Только просил, чтобы эта помощь не афишировалась. Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нравилась сама идея сделать театр не для богачей, а для народа. И Савва Морозов стал одним из основателей этого театра. Он буквально жил им: приходил на все репетиции и спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания. Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пилил, красил, забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и оборудование для сцены. В целом на Художественный театр Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на весь мир. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова. IV. Интерактивная беседа Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию. (Обращается к классу.) Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов тратить свои деньги на благотворительность? Примерные ответы детей: ­ Им тоже хотелось прославиться. ­ Они любили искусство. ­ Они жалели художников. ­ Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству. ­ Они просто сочувствовали людям. Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и С.Т. Морозова патриотами? Примерные ответы детей: 4

Классный руководитель. После войны все мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Тимура, героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионер Тимур был благородным, смелым, мужественным и сильным. Он собрал команду из ребят и девчонок, которая защищала слабых, помогала семьям фронтовиков, делала много добрых и полезных дел. При этом тимуровцы соблюдали конспирацию, чтобы никто не догадался об их добрых делах. На воротах тех домов, которые они брали под свою защиту, они рисовали пятиконечную звезду. Ребята, все вы знаете, что приближается светлый и радостный праздник ­ Рождество Христово. Рождественские дни ­ время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Давайте подумаем, что бы мы могли сделать для других людей. Где мы можем найти адреса для благотворительности? Примерные ответы детей: ­ Можно отдать свои игрушки и детские книжки детям из многодетных семей. ­ Можно купить продукты для соседской старушки. ­ Можно привести в порядок свой двор, спортивную площадку. ­ Можно заступиться за слабого, которого все обижают. Классный руководитель. Приближаются зимние каникулы. В эти праздничные дни у вас будет много развлечений, подарков. А кто­то в эти дни будет лишен даже самого необходимого. Посмотрите вокруг себя, и вы обязательно увидите тех, кто нуждается в помощи. Эти люди живут рядом с вами, в ваших домах и дворах. Помогите им, чем сможете: делом, добрым словом, угощением, ­ и этот праздник станет еще более радостным для вас. VI. Подведение итогов Классный руководитель. Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что­то заставило вас задуматься? Примерные ответы детей: ­ Узнал, кто такие спонсоры, меценаты, благотворители. ­ Узнал о том, кто создал Третьяковскую галерею. ­ Услышал о Савве Морозове, который помогал Художественному театру. ­ Задумался о том, что другим купцам жалко было отдавать такие большие деньги, вот их никто теперь и не знает, а Третьякова и Морозова люди с благодарностью вспоминают. ­ Если бы сейчас были тимуровцы, я бы стал членом их команды. 6

Классный час для учащихся 3 классов

Возраст участников (9-10 лет)

Дети и родители организуют в городе приюты для бездомных животных.

Урок благотворительности.

Цели:

1. Дать первоначальное представление об идеях благотворительности.

2. Раскрыть понятия «добро», «благотворительность».

3. Познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе.

4. Пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Оборудование кабинета:

1. плакат с изображением лепестков ромашки, где на каждом лепестке напечатано высказывание о добре;

2. портреты благотворителей;

3. пословицы и поговорки;

4. отдельные карточки с различными качествами людей

Ход урока:

    Организационный момент. Сообщение темы.

Ребята,как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал?»

Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас узнаем с помощью подсказки.

Учитель читает стихотворение

Добро – это ты и я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

На уроке мы узнаем, что такое благотворительность, постараемся понять, в чем смысл благотворительности, и каковы цели благотворительности.

2. Основная часть.

Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)

Кто занимался и занимается благотворительностью? (ответы детей)

Кому же и почему предпочитают помогать? (ответы детей)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Можно ли человека заставить быть добрым?

Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

Ребята давайте прочитаем пословицы и поговорки, записанные на доске, и объясним их смысл.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Добрые умирают, да дела их живут.

Худо тому, кто добра не делал никому.

За добрые дела добром платят.

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.

Здесь хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»

В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»

Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.

Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью (благотворитель).

А кто может быть благотворителем? (один человек, родители, класс, предприятие, завод и т.д.)

Рассказ учителя

Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие. Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Как правило, помощь крупных предприятий выражается в выделении денежных средств на ремонт детских учреждений, на покупку компьютерных классов в школы, на приобретение игрушек и одежды в детские дома, на развитие детских творческих коллективов, спортивных секций. Очень часто артисты организуют большие концерты, спектакли, а все собранные за билеты деньги перечисляют в детские дома, в дома престарелых, интернаты для инвалидов, то есть безвозмездно помогают самым беззащитным людям.

Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, защиту окружающей среды. Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины, предметы старины библиотекам, картинным галереям, краеведческим музеям, музеям искусств.

Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания называют - МЕЦЕНАТЫ.

Это слово является фамилией одного римского деятеля Гай Цильний Меценат , который жил в I веке до н.э., поклонник искусства, покровитель поэтов.

(Демонстрация фотографий с пояснением)

Приводятся примеры еще некоторых благотворителей и меценатов (с демонстрацией портретов)

Павел Михайлович Третьяков

Родился в потомственной купеческой семье. Любовь к искусству сделала его страстным коллекционером картин русских художников. 1892году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Она и по сей день является музеем мирового значения.

Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как Мать Тереза

Эта женщина стала примером любви и заботы о ближнем. Еще девочкой она твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным. Помогая больным и умирающим беднякам, она окружала их любовью, заботой, и удобством. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом, создала приюты для больных в Гарлеме. В 1779г получив Нобелевскую премию мира, полностью вложила ее в свою миссию.

Так, жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева была председателем международной ассоциации «Гематологи мира - детям», лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве. Помогала детям с заболеванием крови.

Известен своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович – президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.

А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим?

Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда помощь благотворителей спасала жизнь людей.

Ребята, скажите, любой ли человек может стать меценатом? (ответы детей)

Методические комментарии.

Обратите внимание на качества людей, написанные на доске. Обсудите и уберите те качества, которых не может быть у меценатов.

МИЛОСЕРДИЕ ЭГОИЗМ ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ХВАСТЛИВОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ ДОБРОТА ХИТРОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

После выполнения задания учителю необходимо подвести детей к мысли о необходимости развития в себе качеств, присущих благотворителю.

Благотворительность нашла свое отражение даже в русских народных сказках. Вспомните сказку «Гуси-лебеди», какие добрые поступки совершила героиня этой сказки, не взирая на личные проблемы? (обсуждение: помогла яблоне сбросить яблоки, вытащила пироги из печи, убрала мешавшие речке камни)

«Курочка Ряба» (утешила рыдающих стариков - снесла золотое яичко)

Ребята, а мы с вами можем оказывать какую - ни будь благотворительную помощь? Кому? Какую? (Например: детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)

И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность – это постоянная помощь , а не помощь один раз по настроению.

Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

3. Рефлексия учащихся

Что нового узнали на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

Кто такие меценаты, что такое благотворительность?

Какие выводы из услышанного и увиденного на уроке вы для себя сделали?

Итак, объявляем начало операции «Книжкина неделя.» Посоветуйтесь дома с родителями, какие книги вы могли бы подарить детскому саду.

А я хочу пожелать вам не закрывать душу для добрых дел и всегда быть готовыми помочь в трудную минуту любому человеку, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело, ты не должен кричать о том, какой ты благородный. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Будьте добры, и добро вернётся к вам.

Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

Исполнение песни детьми

Информационные источники

1. VI Государственная Третьяковская Галерея. История и коллекции.

Изд-во “Искусство”, 1986 г.

2. Международный конкурс «Уроки благотворительности»: материалы методических разработок уроков благотворительности.- Самара: Артель, 2012

МБОУ СОШ № 3 , г.Рассказово

Учитель начальных классов