Что такое быть образованным. Что такое образованный человек. Требования к образованному человеку

Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий — переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека — чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии — Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин — физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! — пишет нам один рабочий. — Нам от таких ни тепло, ни холодно!» Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек — это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения — вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Что такое образованный человек и, ради чего делать из себя такового?На эти вопросы прежде всего и надо ответить самому себе.

Образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые, обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли - это другой вопрос), не имеет особенной ценности. Особенно важно для нас, русских, для нашего родного народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в мрачный тупик, понимать образование в смысле деятельной, реформирующей силы, и именно такой силы, потому что без этого грош ему цена. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только самое по себе (этого еще мало!), но именно по ее применению в общественной жизни.

Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родины в данный исторический момент не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями; и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в ее целом и в частностях, - этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова.

Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворение их.

Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не должно оставлять без внимания прежде всего этой возможности. <...>

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии самая суть человека, а в самом человеке , в его отношении к этому своему делу.

Образованный человек - прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость - узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит, забывает целое, многое, разнообразное, великое. <...>

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека - не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные. <...>

на тему: Образованный человек - полезный человек

Введение

Слово и жизнь

Что есть образованный человек?

Требования к образованному человеку

Заключение

Список литературы

Введение

Государство делает все возможное для того, чтобы дети выросли здоровыми и счастливыми, получили отличное образование, овладели новыми информационными технологиями, необходимыми в XXI веке, стали достойными, уважаемыми людьми, патриотами Отечества.

Как мы видим, одна из целей - предоставление образования, что закреплено в основном законе государства - Конституции РФ. Чем обусловлено такое целеполагание, настолько оно необходимо и в чем выражается его полезность попробуем сейчас разобраться.

Так, образование есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Следовательно, в процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Таким образом, на мой взгляд, образование - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею, фундамент развития культуры.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что образованный человек есть полезный человек - он является своеобразным средством передачи информации.

1. Слово и жизнь

"Слово человека есть кровь его сердца " (Араб. пословица)

Приведённая выше пословица людей востока означает, что всё то, что человек может передать людям полезного через слова, не может быть им выражено для пользы людей, если это не будет пережито и перечувствовано самим говорящим. Слово, как одно из важных средств общения с людьми, должно быть не только средством, но и особым разумным содержанием, - тем, что даёт человеку его духовный опыт жизни и наблюдения.

Властно влияя на умы и чувства людей, такое слово переходит в творческий процесс жизни и одухотворяет эту жизнь, давая ей разумное содержание и направление. В общем культурном развитии человечества только от такого направления человеческой деятельности и накопились особые духовные ценности, как религия, в истинном своём значении, давшая в области чувства нравственные законы взаимоотношений между людьми, и наука, давшая в области опыта и знания обильный материал для материального улучшения человеческой жизни.

Для освобождения же личности человека от невежества и пробуждения в нём творчества мысли необходимо образование - это самое широкое ознакомление человека с достигнутыми научными ценностями при свободном исследовании всего, что подвергается вниманию и суждению человека.

Потребность передачи опыта жизни, как и потребность исследования скрытых сил природы, врожденна чувству человека, как существу разумному, мыслящему. Это создало преемственную связь одного поколения с другим, способствуя дальнейшему умственному развитию человечества.

Таково значение человеческого слова. Печатное слово, являясь хорошим пособником самообразования, может тогда только исполнить своё высокое значение, когда оно будет содержать в себе серьёзный и разумный материал, отвечающий запросам человеческого духа, и когда с вдумчивым расположением будет относиться к нему читатель.

Читатель стал искать в чтении не решения серьёзных вопросов жизни, не подтверждения верности своих наблюдений и переживаний, а удовольствие самому себе во время отдыха, но не от труда, а от тяжести изживаемых им излишеств. А раз народился такой читатель, то по спросу, вызывающему предложение, появился и писатель, удовлетворяющий вкусу этого читателя, и оттого самое слово, как средство общения, потеряло даваемое ему прежде такое высокое значение, как средство для выражения только особой человеческой мудрости. Нелишне напомнить слова поэта: "Сейте разумное, доброе, вечное: сейте, - спасибо вам скажет сердечное русский народ!..".

Из всего сказанного следует сделать вывод и для писателя и для читателя, а для последнего, пожалуй, необходимо не менее серьёзное отношение к чтению, так как это помогает самообразованию. Самая суть чтения не должна состоять в простом механическом восприятии чужих знаний, чужих мыслей и настроений - "что последняя книга скажет, то на душу и ляжет"; суть чтения состоит в переживании возбуждённых прочитанным своих собственных мыслей и настроений, то есть - в переводе чужих слов и мыслей на язык своего духовного чувства, которое родится от углубления сознания в передаваемые мысли в связи со своими наблюдениями жизни.

Только такое отношение создаёт условие для просвещения и развития сознания человека, ибо жизнь прежде всего есть творчество, а чтобы творить, для этого нужна деятельная способность и уменье разбираться в окружающих обстоятельствах.

2. Что есть образованный человек?

Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! - пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно! Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения, и во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит, и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные.

Миросозерцание и ж

на тему: Образованный человек - полезный человек

Введение

Слово и жизнь

Что есть образованный человек?

Требования к образованному человеку

Заключение

Список литературы

Введение

Государство делает все возможное для того, чтобы дети выросли здоровыми и счастливыми, получили отличное образование, овладели новыми информационными технологиями, необходимыми в XXI веке, стали достойными, уважаемыми людьми, патриотами Отечества.

Как мы видим, одна из целей - предоставление образования, что закреплено в основном законе государства - Конституции РФ. Чем обусловлено такое целеполагание, настолько оно необходимо и в чем выражается его полезность попробуем сейчас разобраться.

Так, образование есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Следовательно, в процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Таким образом, на мой взгляд, образование - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею, фундамент развития культуры.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что образованный человек есть полезный человек - он является своеобразным средством передачи информации.

1. Слово и жизнь

"Слово человека есть кровь его сердца " (Араб. пословица)

Приведённая выше пословица людей востока означает, что всё то, что человек может передать людям полезного через слова, не может быть им выражено для пользы людей, если это не будет пережито и перечувствовано самим говорящим. Слово, как одно из важных средств общения с людьми, должно быть не только средством, но и особым разумным содержанием, - тем, что даёт человеку его духовный опыт жизни и наблюдения.

Властно влияя на умы и чувства людей, такое слово переходит в творческий процесс жизни и одухотворяет эту жизнь, давая ей разумное содержание и направление. В общем культурном развитии человечества только от такого направления человеческой деятельности и накопились особые духовные ценности, как религия, в истинном своём значении, давшая в области чувства нравственные законы взаимоотношений между людьми, и наука, давшая в области опыта и знания обильный материал для материального улучшения человеческой жизни.

Для освобождения же личности человека от невежества и пробуждения в нём творчества мысли необходимо образование - это самое широкое ознакомление человека с достигнутыми научными ценностями при свободном исследовании всего, что подвергается вниманию и суждению человека.

Потребность передачи опыта жизни, как и потребность исследования скрытых сил природы, врожденна чувству человека, как существу разумному, мыслящему. Это создало преемственную связь одного поколения с другим, способствуя дальнейшему умственному развитию человечества.

Читатель стал искать в чтении не решения серьёзных вопросов жизни, не подтверждения верности своих наблюдений и переживаний, а удовольствие самому себе во время отдыха, но не от труда, а от тяжести изживаемых им излишеств. А раз народился такой читатель, то по спросу, вызывающему предложение, появился и писатель, удовлетворяющий вкусу этого читателя, и оттого самое слово, как средство общения, потеряло даваемое ему прежде такое высокое значение, как средство для выражения только особой человеческой мудрости. Нелишне напомнить слова поэта: "Сейте разумное, доброе, вечное: сейте, - спасибо вам скажет сердечное русский народ!..".

Из всего сказанного следует сделать вывод и для писателя и для читателя, а для последнего, пожалуй, необходимо не менее серьёзное отношение к чтению, так как это помогает самообразованию. Самая суть чтения не должна состоять в простом механическом восприятии чужих знаний, чужих мыслей и настроений - "что последняя книга скажет, то на душу и ляжет"; суть чтения состоит в переживании возбуждённых прочитанным своих собственных мыслей и настроений, то есть - в переводе чужих слов и мыслей на язык своего духовного чувства, которое родится от углубления сознания в передаваемые мысли в связи со своими наблюдениями жизни.

Только такое отношение создаёт условие для просвещения и развития сознания человека, ибо жизнь прежде всего есть творчество, а чтобы творить, для этого нужна деятельная способность и уменье разбираться в окружающих обстоятельствах.

2. Что есть образованный человек?

Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! - пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно!» Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения, и во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит, и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные.

«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обстановкой», условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим условиям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими словами: оно должно «так направлять развитие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историческую обстановку и действовать в ней». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей жизненной среды».

3. Требования к образованному человеку

знание слово образованный общественный

Всякий, человек, кто бы он ни был, всегда может при своём внутреннем стремлении, правда, не без усилий, а иногда и тяжёлой борьбы, встать хотя бы на ступеньку выше обычного уровня обыденной жизни. Пусть это будет лишь крупица достигнутого просвещения, но в ней есть всё-таки польза для общественной жизни. Это говорится о людях, не имеющих иных условий для своего просвещения, как только через самообразование. Но что сказать о тех, кому представилась возможность воспользоваться всеми условиями и средствами образования? Что сказать о человеке, получившем всестороннее и полное образование?

К такому человеку жизнь предъявляет и больше требований. Образованный человек должен всё своё знание превращать в постоянный источник света для других. Он должен войти в сферу просветительного и облагораживающего влияния на самую жизнь и стать в непосредственное общение с народными массами. Образованный человек должен представлять ту частицу общества, которая из грубого материала жизни претворяется, как кровь в сердце, в духовные ценности для всего общественного организма.

В нём должен проявляться особый вид общественной деятельности. Он должен представлять из себя не мёртвую пассивную силу, а деятельное сердце и мозг общественного организма, разумно соединяясь со всеми его направлениями, как сила мыслящая, чувствующая и направляющая. Он должен понимать и оценивать действительность с точки зрения общественного блага. Образованный человек не может быть образован только для себя и про себя, - он образовывается для всех и должен быть светлым явлением в том уголке, где он живёт.

Такое повышенное требование к образованному человеку диктует в настоящее время и сама жизнь. Образованному человеку не достаточно только знать о многом научном, но нужно показать на себе, как это научное нужно прилагать к жизни в общении с людьми, короче говоря - жить научно. А это уже переходит в область самопознания, в область чувства. Для этого нужно прежде всего самому сделаться духовно стойким и сильным, нужно в себе накопить не только силу мысли и разума.

Быт жизни засорён многими привычками с пагубными последствиями и это только потому, что люди видят примеры поступков других людей в удовлетворении своих вредных прихотей. Практическое же применение научной мысли, образование отдельных кружков для проведения научных идей в жизнь, создадут оживляющие жизнь центры, от которых пройдёт в общественную жизнь влияние на создание нового научного быта народной жизни. Этому поможет уменье образованного человека вдумываться, оценивать и понимать запросы текущей жизни.

Способность же образованного человека организовываться в жизни, опираясь на достоверные научные знания и беспристрастные нравственные обязанности, должно быть всегда достоянием общества, как материал, возмещающий общественное неравенство умственного развития, в особенности, при наследии этого от прошлых условий общественной жизни. Вот, только с такими личными отношениями образованного человека к жизни и можно назвать его истинно образованным в самом лучшем и высоком значении этого слова.

Заключение

Проделывая эту работу, я пришел к выводу, что только в особых условиях личной деятельности образованного человека и при непосредственном общении его с широкими народными массами может создаться и широкая возможность передачи образования практическим жизненным путём в самую среду народной жизни. Если в стенах учебных заведений передаётся учащимся знание, то вне этих стен должна работать сознанием и практика.

Приобретённая образованным человеком научная ценность обязывает его к этой особой научной деятельности в непосредственном общении с людьми. Этим, несомненно, значительно облегчится и разовьётся самообразование для тех, кому нет возможности оторваться от семейной трудовой жизни и посвятить свои годы исключительно науке. Правда, один из видов общения представляет из себя и литература, это - то печатное слово, которое является посредником между мыслящим образованным человеком и человеком, ищущим средств для своего духовного развития. Но ведь самое слово, которое передаётся литературой, происходит из тех процессов жизни, в которых находится сам человек по выражению: "кто кем побеждён, тот тому и раб".

Список литературы

1. Журнал "Вестник " №12.

Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании.

Журнал «Школа и жизнь».

Биери П. Отечественные записки.

В этой статье я лишь обозначу проблему, проблему которую хотел бы обсудить с моими читателями и далее развить эту тему.

Образование. Мы все получаем образование. Начальное, высшее и тд.

Но что конкретно понимается под этим словом, или процессом. Что мы получаем в итоге нашего образования. Кроме формальной корочки в виде диплома.

Образованный человек – кто это ?

*****
Как всегда необходимо начать с понятий.

Образование от слова «образ », т.е. в процессе образования человек стремится к какому-то образу.

Именно этим и занимается — образование, обучение, воспитание . Формированием образа. Именно эти три категории определят сформировавшийся образ. Но при этом даже педагогика еще не определилась с единым пониманием этих слов и их значений.

В общих чертах.

Кто такой обученный человек ?

Тот, кто овладел каким либо умением и навыком или специальностью.

Кто такой воспитанный человек ?

Видимо тот человек, поступки которого соответствуют требованиям норм и морали, которые установило общество.

Кто такой образованный человек ?

Человек, владеющий системой знаний и умений, необходимых для жизни. Но, систематизированными знаниями, а не обрывками, слабо связанными между собой.

Человек может быть воспитанным, но необразованным – такое тоже возможно, но чаще – наоборот. Число комбинаций можно продолжить

****
Так какой же образ позволяет сказать, что человек — образованный.

Что включает в себя этот образ?

Современное образование так и не может прийти к единому пониманию – что же такое образование. Оно лишь разделяет образование на среднее, профессиональное, экономическое, гуманитарное, техническое и тд.

Т.е. пытается в образование заложить профессиональные знания и навыки. Но в этом случае получаем человека – профессионала, но можно ли сказать что это образованный человек.

Еще хуже обстоит дело с самообразованием, т.е. сам формирую тот образ, который пытаюсь достичь. Но поскольку человек лишь пытается стать образованным путем самообразования, то он еще не понимает – какой это должен быть образ. И часто использует обычные штампы – буду успешным, богатым, счастливым и тд. И для этого мне надо изучить то-то и то- то.

Отсутствие критериев, по которым можно было бы судить о том, кто же это образованный человек, ведет лишь к тому, что — сколько людей – столько и мнений .

Кто-то называет это свободой, говорит об уникальности личности, о некой самореализации. Но в конечном итоге, это ведет лишь к одному — потере ориентиров и смыслов.

Как же быть и что делать ?

Первое, что можно сделать – это послушать экспертов. Но кого можно считать экспертом в этом вопросе?
Возможно, стоит начать с Рубакина Н.А. Ведь именно у него поднят этот вопрос – кто это образованный человек.


Николай Александрович Рубакин (1862-1946) - русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель.

Источник: Рубакин Н.А. Избранное в 2-х томах. т.2, с 156.

Далее он предлагает выделить в самообразовании три главных стороны : во-первых, явление природы в физическом смысле, во- вторыхявление общественной жизни , и в-третьих – мыслящую, верующую личность .

Главное знать все эти три стороны, но более главное — их взаимную связь и влияние.

Как вариант общего образования он предлагает программу, разделенную на такие отделы, как:
1. Язык и его история.
2. Литература и ее история.
3. Нравственность и ее история.
4. Литературно-общественные и общественные течения, среди которых мы воспитываемся и их история.
5. Человечество как единое целое и его история.
6. Религиозно-церковный строй и его история.
7. Семейный строй и его история.
8. Строй воспитания, народного образования и просвещения и его история.
9. Государственный и правовой строй и его история.
10. Социальный и экономический строй и его история.
11. Общество, его сущность и происхождение.
12. Племена и расы, их распределение на земле.
13. Психика, явления духовной жизни, их сущность и происхождение.
14. Человеческое тело, его устройство и жизнь.
15. Царство животных, его состав и жизнь.
16. Царство растений, его состав и жизнь.
17. Царство организмов вообще, как единое целое и его происхождение и история.
18. Земной шар и перемены с ним и на нем происходящие.
19. Неорганическое вещество, из которого состоит Вселенная, перемены с ним происходившие и происходящие.
20. Силы природы их превращения и история.
21. Вселенная (Космос) как единое целое, его история (эволюция).
22. Математика и ее история.
23. Логика и гносеология.
24. Философия и ее история.

На основе изучения этих 24-х отраслей знаний и сравнительного ознакомления с чужими мнениями, теориями человек сможет выработать свое собственное мировоззрение.

*****
Можно согласиться, что изучив вышеприведенные области человек будет обладать широким кругозором, будет способен изложить и обосновать свою точку зрения на различные вопросы.

Но... опять же я лично не смог увидеть в этом тот «образ », к которому идет человек. Да, сумма знаний, да возможно сложится в систему, но на мой взгляд здесь чего–то не хватает.

Да и сам Рубакин Н.А. в своей книге «Как заниматься самообразованием », пишет: «Действительно образованный человек – не тот кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть – в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь – в той силе, которую дает образование, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или специальное, все равно, его критерий – переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи ».

Далее он определяет задачи перед человеком, который стремится стать образованным:
1. Присматриваться к окружающей жизни и вдумываться в нее;
2. Ее изучать, знать и понимать;
3. Уметь в ней действовать;
4. Для этого иметь подготовку:
а) общую, т.е. широкий кругозор;
б) специальную, профессиональную.

****
Но и здесь я также не увидел образ человека, к которому стоит стремиться. Да — опять знания, да- умения, способность вносить что-то новое. Но этого мало для образа.

Скорее всего этот «образ» связан не только с образованностью, обученностью и воспитанием.

Что же это за «образ» которое должно формировать «образование» ?
Надеюсь, что у моих читателей есть свое мнение по этому вопросу.

Жду Ваших комментариев.

С уважением, Медведев Николай.

11 комментариев к записи “Образованный человек – это кто?”

    Как я понимаю образование и формирует будущий образ мыслей человека, его поступки и влияние на окружающих его людей. При помощи знаний полученных в учебном заведении и формируется образ будущего специалиста. Например человек хочет стать врачем и для этого поступает в медицинский институт и после его окончания общество получает образ врача. А эталона образованного человека наверное не существует. Может быть я как то по своему понимаю суть обсуждаемого вопроса, но на данный момент у меня такое мнение.

    • Спасибо Алексей за Ваш комментарий!

      Да, действительно любое образование (медицинское, гуманитарное, музыкальное, математическое, техническое и тд) готовит специалиста, и видимо имеет этот образ специалиста.

      Возможно формирует и образ мыслей, поступки и влияние (о чем Вы и говорите), но все же обучение ограничивается рамками тех дисциплин, которые изучаются в том или ином заведении.

      Высшее образование — это не гарантия образованности.

      Мы можем сказать — это обученный специалист. Но только ли специальностью ограничивается понятие образованный человек.

      Скорее всего это более общая характеристика человека, чем просто специалист.

    Какая шикарная тема — «Образованный человек – это кто?» или, иначе говоря, «Что такое образование?» Вот уж, действительно неограниченный простор для творческих изысканий. Огромное спасибо, Николай, за такую интересную, актуальную и жизненно важную тему. Ведь образование, это то, на что мы надеемся, чтобы иметь шансы выжить в этом мире и иметь возможность жить достойно.

    Уже вижу множество подходов к этой мощнейшей теме и, скорее всего, не смогу в одном комментарии все охватить и изложить. Чтобы ответить на этот непростой вопрос, на мой взгляд, нужно, во-первых, рассматривать эту тему, как можно глобальнее, тогда с высоты картина будет видно наиболее полно и, во-вторых, обратиться к признанным специалистам, изучавшим этот вопрос профессионально. Наибольшим таким специалистом, как мне кажется, можно назвать Льва Николаевича Толстого.

    «Много знаний нужных и важных.

    Но самое главное — как жить»

    Лев Толстой

    Фундаментально занимаясь вопросами образования, великий Лев Толстой обращал внимание на то, что развитие ошибочно принимается за цель, что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается вечная ошибка всех педагогических теорий.

    Действительно, бесспорно, что не количество знаний определяет образованность человека, что-то качественное в этих знаниях. Тогда возникает вопрос, как измерить это качество. И для ответа на него нужно понять, какая цель стоит у образования, какой конечный продукт образования? Взглянем на эту картину глобально. Человек не рождается человеком так же, как и все высшие существа. Они, как и человек становятся таковыми только в процессе длительного обучения. Человеку же нужно обучаться не только и не столько тем предметам, знание которых позволит ему зарабатывать себе на жизнь, но и, как сказал Толстой, умению жить. Жить гармонично, качественно. А качество жизни измеряется уровнем счастья человека. С одной стороны, человеку нужно научиться быть специалистом, чтобы зарабатывать себе на жизнь, с другой стороны, человеку нужно уметь взаимодействовать с обществом и миром, окружающим его, а также с самим собой, чтобы быть счастливым. С третьей стороны, человек, живя в обществе и являясь общественным существом, должен вносить какой-то вклад в укрепление этого общества. Ведь исторически и эволюционно мы знаем, что человек, как вид смог состояться и доминировать над всеми остальными видами жизни на земле только благодаря своему общественному устройству и общественному труду. Исходя из этого, образование должно давать своим конечным продуктом человека совершенного в разных планах или сферах жизни, чтобы он мог не только себя и свою семью обеспечить и сделать жизнь счастливой, но и помочь своему РОДу, РОДине, обществу. Ведь недаром самым уважаемым качеством у человека всегда считалось БЛАГОРОДство, его деятельность на БЛАГО РОДа, РОДины. Поэтому, кроме умения жить хорошо самому и умения создать счастливую семью, человек образованный должен иметь незыблемые принципы защиты интересов своего РОДа, РОДины. В этом плане обучение за границей с последующим использованием своих навыков и знаний не в интересах Родины никак не может считаться образованием, это уже будет преобразование человека в кого-то другого.

    Итак, образ человека, который должен стать образованным уже понятен — это, прежде всего, человек с большой буквы, человек, который впитал в себя образцы настоящей человечности от учителей человечества, человек, умеющий создавать гармонию везде, где он находится, ведь, по сути, это и есть качество жизни — создавать гармонию и уметь действовать эффективно, реализуя свой потенциал, свои способности и открывая в себе новые и новые потенциальные возможности. Этот человек также должен быть предан своей «общине», роду, потому что цельность общины, это цельность каждого человека. При этом условии мы будем иметь 100%-ную выживаемость. Так жили наши славянские предки и такие примеры можно найти и у диких племен, не испорченных цивилизацией. Вот, например, притча «ОБОНАТО».

    Американский антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: « Кто первым из вас добежит до дерева — удостоится всех сладких фруктов». Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами. Поражённый антрополог спросил у детей, почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя. На что дети ответили: «Обонато». «Обонато» на их языке означает: «я существую, потому что мы существуем».

    Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные?..

    Второй интересный момент — как осуществлять образование? Здесь также интересную мысль можно почерпнуть у Льва Николаевича. В яснополянской школе Толстой организовал экспериментальное обучение, в результате которого создал цельную, гармоничную систему методик преподавания. Педагог, по мысли Льва Николаевича, уподобляется плохому ваятелю, который вместо того, чтобы соскабливать лишнее, налепливает, раздувает, залепляет бросающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает. Если внимательно рассмотреть слово ОБРАЗОВАНИЕ, то, кроме слова ОБРАЗ, мы увидим еще и древний слог РА, означающий изначальный свет, из которого состоит все сущее, что уже, как известно, доказано наукой. Исходя из этого мы и получим то, о чем говорит Толстой — в человеке уже есть все, ведь он создан по образу и подобию Бога, нужно только раскрыть в нем это, прояснить, выСВЕТить. Этим и занимался в своем обучении лев Николаевич, стремясь в каждом ученике раскрыть его потенциал Творца. По словам Льва Николаевича — «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.»

    • Спасибо Константин за Ваше участие в обсуждении предложенной темы.

      Я предполагал, что эта тема заинтересует читателей, но к сожалению количество комментариев оставляет желать лучшего.

      Мы часто используем важные термины не задумываясь, что стоит за ними. Все стремятся дать своим детям образование, в итоге — за этим стоит лишь престижный диплом. Ну и знания конечно. Но ведь образование — это не только профессиональные знания. Я бы даже сказал — это совсем не они.

      Образ, который формируется — вот что главное. Я полностью согласен с Вашим описанием этого образа.

      Вопрос в критериях человечности. Ведь образ человека проявляется в его мировоззрении. А это мировоззрение формируется из осознанных и принятых ценностей. Вопрос- что это за ценности.

      Например, для меня — это христианские православные ценности. Отсюда и мое мировоззрение. Но пришел я к этому пройдя долгий путь метаний от восточных мировоззрений до западных прагматических.

      Для сегодняшней жизни возможно западные подходы — более привлекательны, особенно для молодежи. Отсюда и образ — успешный, материально обеспеченный, нацеленный на самореализацию. Но какие духовные ценности будут определять путь достижения этого образа?

      Поэтому я считаю, что образованность, образование,образ — должны формировать мировоззрение на базовых ценностях, на основе которых строится все остальное. Ценности формируют убеждения, и затем поведенческие нормы.

      Но вопрос остается по прежнему — откуда исходят эти ценности. Можно придумывать новые, современные, прогрессивные, а можно исходить из исторических традиций, в том числе традиционной религии.

    Спасибо, большое Константин за Ваше столь подробное и интересное дополнение к теме Образование.

    На мой взгляд, очень важно иметь возможность видеть и общаться с носителями культуры. Ведь, можно обладать знаниями истории,культуры, но при этом оставаться лишь энциклопедистом.

    Мне очень понравилась притча «Свет души», встреча с человеком светлой души — дает многое, в том числе и правильные ориентиры.

    И очень хотелось бы чтобы таких людей было больше. Собственно это и есть тот образ к которому стоило бы стремиться, по моему мнению.

    Не обязательно переделывать весь мир, достаточно создать этот светлый мир в своем окружении. Чтобы твое ближайшее окружение становилось лучше, а соответственно и оно будет формировать следующий круг доброго и светлого.

    Нужны такие примеры, они есть и в книгах и в фильмах (правда в более ранних). Но лучше чтобы в жизни встречались эти носители культуры, которые на своем примере показывают тот образ, который несет свет.

    Общаясь с такими людьми (или даже просто читая их) сам становишься светлее и чище, и возможно именно это общение заставит многих подумать о своем развитии. А также и о тех знаниях, к которым стоит приложить усилия. К знаниям которые делают человека лучше.

    По сути, образ человека в притче «Свет души» — именно тот, который хотелось бы видеть. Весь вопрос — как удается этого достичь.

    Еще раз спасибо Вам!

    «Обратись к поэзии».

    Фактически есть множество вещей, которые нельзя выразить на западных языках, потому что восточный подход к реальности — в своей основе, в своей сути, по внутреннему существу другой. Иногда бывает так, что на одни и те же вещи можно посмотреть и с восточной, и с западной стороны, и на поверхности заключения могут выглядеть сходными, но так не бывает. Если пойти немного глубже, если копать немного глубже, обнаружатся большие различия — не обычные различия, но необычные.

    Только вчера я читал известное хайку Басе, дзэнского мистика и мастера. Для западного ума или ума, образованного на западный лад, это не покажется великой поэзией. А сейчас весь мир образован на западный лад; Запад и Восток исчезли — в том, что касается образования.

    Слушайте очень внимательно, потому что это не то, что вы называете великой поэзией, но это великое прозрение — что гораздо более важно. В этом есть безмерная поэзия, но чтобы почувствовать эту поэзию, вы должны быть очень тонкими. Интеллектуально ее понять нельзя; это можно понять только интуитивно.

    Вот это хайку:

    Когда я смотрю внимательно,

    Я вижу подорожник,

    Цветущий у ограды!

    Кажется, в этом нет ничего от великой поэзии. Но давайте подойдем к этому с большей симпатией, потому что Басе переведен на английский язык; его собственный язык имеет совершенно другие текстуру и аромат.

    Подорожник — это очень обычный цветок, он растет сам собой у дороги, это цветущая трава. Она такая обычная, что никто никогда на нее не смотрит. Это не драгоценная роза, это не редкий лотос. Легко увидеть красоту редкого лотоса, плавающего в озере, — голубой лотос... как можно его не увидеть? На мгновение тебя обязательно захватит его красота. Или прекрасная роза, танцующая на ветру, на солнце... на долю секунды она захватывает тебя. Она ошеломляет. Но подорожник — очень обычное, распространенное растение. Ему не нужны ни уход, ни садовник; он растет сам по себе, где угодно. Чтобы внимательно рассмотреть подорожник, нужен медитирующий, нужно очень деликатное сознание; иначе ты пройдешь мимо, не заметив его. У него нет очевидной красоты, его красота глубока. Его красота — красота очень обычного, но само обычное содержит в себе необычное — даже цветок подорожника. Ты его упустишь, если только не проникнешь в него сочувствующим сердцем.

    Впервые прочитав Басе, ты удивишься: «Что такого важного можно сказать о подорожнике, цветущем у ограды?»

    В стихотворении Басе последний слог — по-японски кана — переводится как восклицательный знак, потому что у нас нет никакого другого способа его перевести. Но кана значит: «Я изумлен!» Откуда берется эта красота? Приходит ли она из подорожника? — потому что тысячи людей прошли мимо, и никто, может быть, никогда не посмотрел на этот маленький цветок. А Басе захватила его красота, он перенесен в другой мир. Что произошло? На самом деле это не подорожник, иначе он привлекал бы глаз каждого. Это прозрение Басе, его открытое сердце, его сочувствующее видение, его медитативность. Медитация — это алхимия: она может превращать грубые металлы в золото, она может превратить подорожник в лотос.

    Когда я смотрю внимательно...

    И слово внимательно значит интенсивно, с осознанностью, преднамеренно, медитативно, с любовью, с заботой. Человек может смотреть совершенно без заботы, и тогда он упустит всю суть. Слово внимательно нужно помнить во всех его значениях, но корень этого слова означает медитативность. А что это значит, если ты что-то видишь медитативно? Это значит без ума, смотреть без ума, без облаков мыслей в небе сознания, без проходящих воспоминаний, без желаний... вообще ничего, сущая пустота.

    Когда ты смотришь в таком состоянии не-ума, даже цветок подорожника переносится в другой мир. Он становится райским лотосом, он больше не часть земли; незаурядное найдено в заурядном. И это путь будды. Найти незаурядное в заурядном, найти все в сейчас, найти целое в этом — Гаутама Будда называет это татхатой.

    Хайку Басе — это хайку татхаты. Этот подорожник — увиденный с любовью, с заботой, сердцем, безоблачным сознанием, в состоянии не-ума, — и человек изумлен, человек в благоговейном трепете. Возникает великое удивление: как это возможно? Этот подорожник... если возможен подорожник, возможно все. Если подорожник может быть таким красивым, Басе может быть Буддой. Если подорожник может содержать такую поэзию, тогда каждый камень может стать проповедью.

    Когда я смотрю внимательно, я вижу подорожник, цветущий у ограды!

    Кана — я изумлен! Я потерял дар речи; я ничего не могу сказать о его красоте — я могу на нее лишь намекнуть.

    Хайку просто намекает, хайку только указывает — очень косвенным путем.

    Похожую ситуацию можно найти в знаменитой поэзии Теннисона; если их сравнить, это вам очень поможет. Басе представляет интуитивное, Теннисон — интеллектуальное. Басе представляет Восток, Теннисом — Запад. Басе представляет медитацию, Теннисон — ум. Они кажутся похожими, и иногда поэзия Теннисона может показаться более поэтичной, чем поэзия Басе, потому что она пряма, она очевидна.

    Цветок в потрескавшейся стене,

    Я вырываю тебя из трещины,

    Держу тебя, с корнем и всем сущим, в руке,

    Маленький цветочек...

    Если бы я мог понять,

    Что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем,

    Я знал бы, что такое Бог и человек.

    Прекрасный отрывок, но ничто в сравнении с Басе. Давайте посмотрим, в чем Теннисон совершенно отличается.

    Во-первых: Цветок в потрескавшейся стене, я вырываю тебя из трещины...

    Басе просто смотрит на цветок, не вырывает его. Басе — это пассивная осознанность — Теннисон активен, насильствен. Фактически, если на тебя действительно произвел впечатление этот цветок, ты не можешь его сорвать. Если цветок достиг твоего сердца, как ты можешь его сорвать? Сорвать его значит разрушить, убить — это убийство! Никто не думал, что поэзия Теннисона — это убийство, но это убийство. Как можно разрушить что-то такое красивое?

    Но именно так действует ум; он разрушителен. Он хочет владеть, а владение возможно только в разрушении.

    Помни, каждый раз, когда ты кем-то или чем-то владеешь, ты что-то или кого-то разрушаешь. Ты владеешь женщиной? — ты разрушаешь ее, ее красоту, ее душу. Ты владеешь мужчиной? — он больше не человеческое существо; ты низводишь его до объекта, до товара.

    Басе смотрит «внимательно» — просто смотрит, даже не пристально всматривается. Только взгляд, мягкий, женственный, словно он боится причинить подорожнику боль.

    Теннисон вырывает цветок из трещины и говорит:

    Держу тебя, с корнем и всем сущим, в руке, маленький цветочек... Он остается отдельным. Наблюдаемое и наблюдатель нигде не сливаются, не сплавляются, не встречаются. Это не любовный роман. Теннисон нападает на цветок, вырывает его с корнем и всем сущим, держит его в руке.

    Ум чувствует себя хорошо со всем, чем он может владеть, что он может контролировать, держать в руке. Медитативное состояние сознания не интересует владение, держание, потому что все это пути насильственного ума.

    И он говорит: " маленький цветочек " — цветок остается маленьким, сам он остается на высоком пьедестале. Он — человек, он — великий интеллектуал, он — великий поэт. Он остается в своем эго: «маленький цветочек».

    Для Басе нет речи о сравнении. Он ничего не говорит о себе, как будто его вообще нет. Нет никакого наблюдателя. Так велика красота, что она приносит трансценденцию. Вот цветок подорожника, цветущий у ограды, — кана – и Басе просто изумлен, потрясен до самых корней своего существа. Красота ошеломляет. Вместо того чтобы владеть этим цветком, он захвачен им. Он тотально сдается красоте этого цветка, красоте этого мгновения, благословению здесь и сейчас.

    Маленький цветок, — говорит Теннисон, — если бы я только мог понять...

    Это одержимость стремлением понять! Восхищения недостаточно, любви недостаточно; должно быть понимание, должно быть произведено знание. Не прибыв к какому-то знанию, Теннисон не может расслабиться. Цветок превратился в знак вопроса. Для Теннисона это знак вопроса, для Басе — восклицательный знак.

    И между ними огромная разница — знак вопроса и знак восклицания.

    Для Басе любви достаточно. Любовь — и есть понимание. Может ли быть большее понимание? Но Теннисон, кажется, ничего не знает о любви. Есть только его ум, жаждущий знания.

    Если бы только я мог понять, что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем...

    Ум — это неизменный перфекционист. Ничто не должно оставаться непознанным, ничему нельзя позволить оставаться неизвестным и таинственным. Корень и все сущее, все во всем должно быть понято. Пока ум не знает всего, он остается в страхе, — потому что знание дает власть. Если есть что-то таинственное, ты обречен оставаться в страхе, потому что таинственное нельзя контролировать. А кто знает, что скрывается в таинственном? Может быть, враг, может быть, опасность, какая-то угроза? И знает, что это с тобой сделает? Прежде чем это что-то сделало, его нужно понять, его нужно узнать. Ничто не должно оставаться таинственным.

    Но тогда исчезает вся поэзия, исчезает вся любовь, исчезает вся тайна, исчезает все удивление. Исчезает душа, исчезает песня, исчезает празднование. Все познано — тогда нет ничего ценного. Все познано — тогда нет ничего, что чего-нибудь стоит. Все познано — тогда в жизни нет никакого смысла, никакой важности. Увидь этот парадокс: сначала ум говорит: «Узнай все!» — а потом, когда ты узнаешь, ум говорит: «В жизни нет никакого смысла».

    Ты разрушил смысл, а теперь жаждешь смысла. Ум очень разрушителен в отношении смысла. И поскольку он настаивает, что все должно быть познано, он не может допустить третьей категории, непознаваемого, которое остается непознаваемым вечно. А именно в непознаваемом — смысл жизни.

    Все великие ценности: красота, любовь, Бог, молитва — все, что только есть действительно важного, что делает жизнь достойной того, чтобы жить, составляет третью категорию: непознаваемое — чудо. Непознаваемое — это другое название Бога, другое название таинственного и чудесного. Без него в твоем сердце не может быть никакого удивления — а без удивления сердце — это вообще не сердце, и без благоговейного трепета ты теряешь нечто безмерно драгоценное. Тогда твои глаза полны пыли, они теряют ясность. Тогда птица продолжает петь, но на тебя это не влияет, в тебе ничто не шевелится, твое сердце не тронуто, потому что ты уже знаешь объяснение.

    Деревья зелены, но их зелень не превращает тебя в танцора, в певца. Она не порождает поэзии в твоем существе, потому что ты знаешь объяснение: хлорофилл делает деревья зелеными. Тогда от поэзии не остается ничего. Когда есть объяснение, поэзия исчезает. Все объяснения утилитарны, они не относятся к предельному.

    Если ты не доверяешь непознаваемому, как тогда ты можешь сказать, что роза красива? Где ее красота? Это не химический компонент розы. Розу можно проанализировать, но ты не найдешь в ней никакой красоты. Если ты не веришь в непознаваемое, ты можешь произвести вскрытие человека, посмертно — и не найдешь в нем никакой души. И ты можешь продолжать искать Бога, и нигде его не найдешь, потому что он всюду. Ум продолжает его упускать, потому что уму хочется, чтобы он был объектом, а Бог не объект.

    Бог — это вибрация. Если ты настроен на беззвучный звук существования, если ты настроен на звук хлопка одной ладонью, если ты настроен на то, что индийские мистики назвали анахат — предельная музыка существования, если ты настроен на таинственное, ты узнаешь, что есть только Бог, и нет ничего другого. Тогда Бог становится синонимом существования.

    Но эти вещи нельзя понять, эти вещи нельзя низвести до знания — и именно в этом Теннисон упускает, упускает всю суть. Он говорит:

    Маленький цветочек — если бы только я мог понять, что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем, я знал бы, что такое Бог и человек.

    Но все это «бы» и «если».

    Басе знает, что такое Бог и человек, в этом восклицательном знаке — кане. "Я изумлен, я удивлен... подорожник цветет у ограды! "

    Может быть, это ночь полнолуния, или, может быть, раннее утро — я вижу реального Басе, стоящим у обочины дороги, неподвижно, словно у него остановилось дыхание. Подорожник... и так красиво. Все прошлое ушло, все будущее исчезло. В его уме больше нет вопросов, лишь чистое изумление. Басе стал ребенком. Снова эти невинные глаза ребенка, смотрящие на подорожник, внимательно, любяще. И в этой любви, в этой заботе есть совершенно другого рода понимание — не интеллектуальное, не аналитическое. Теннисон интеллектуализирует все это явление и разрушает его красоту.

    Теннисон представляет Запад, Басе представляет Восток. Теннисон представляет мужской ум, Басе — женский. Теннисон представляет ум, Басе — не-ум.

    Ты и во сне необычайна.

    Твоей одежды не коснусь.

    Дремлю — и за дремотой тайна,

    И в тайне — ты почиешь, Русь.

    Русь опоясана реками

    И дебрями окружена,

    С болотами и журавлями,

    И с мутным взором колдуна.

    Где разноликие народы,

    Из края в край, из дола в дол

    Ведут ночные хороводы

    Под заревом горящих сел.

    Где ведуны с ворожеями

    Чаруют злаки на полях,

    И ведьмы тешатся с чертями

    В дорожных снеговых столбах.

    Где буйно заметает вьюга

    До крыши утлое жилье,

    И девушка на злого друга

    Под снегом точит лезвее.

    Где все пути и все распутья

    Живой клюкой измождены,

    И вихрь, свистящий в голых прутьях,

    Поет преданья старины...

    Так я узнал в моей дремоте

    Страны родимой нищету,

    И в лоскутах ее лохмотий

    Души скрываю наготу.

    Тропу печальную, ночную

    Я до погоста протоптал,

    И там, на кладбище ночуя,

    Подолгу песни распевал.

    И сам не понял, не измерил,

    Кому я песни посвятил,

    В какого бога страстно верил,

    Какую девушку любил.

    Живую душу укачала,

    Русь, на своих просторах, ты,

    И вот — она не запятнала

    Первоначальной чистоты.

    Дремлю и за дремотой тайна,

    И в тайне почивает Русь,

    Она и в снах необычайна.

    Ее одежды не коснусь.

    • Спасибо, Константин!

      Прочитал с удовольствием.

      Действительно мы перестали видеть прекрасное в обычных вещах.

      По Гурджиеву мы спим, но встреча с природой может помочь проснуться хотя бы на время. Стоит только захотеть увидеть ее красоту.

      С уважением, Николай.

    Есть люди - «закаты»

    и люди - «рассветы».

    Есть люди – «закаты» и люди – «рассветы»,

    Одни с негативом, другие – с «приветом».

    Но те, что с «приветом» — улыбчивы часто,

    А те, что «закаты», обычно несчастны.

    С одними общаясь, ты чувствуешь холод,

    С другими и в семьдесят, кажется, молод.

    И ты от одних заряжаешься светом,

    С другими его круглосуточно нету.

    Но, если отдать человеку – «закату»

    Кусочек тепла, что исчезло когда-то,

    А не обвинять, что тоскливо на сердце,

    Он тоже захочет и греть и согреться.

    Ведь людям – закатам, как людям – рассветам,

    Хотелось бы к счастью пройти за билетом,

    Но просто любить бескорыстно боялись,

    Поэтому злились и больно кусались.

    И люди – рассветы становятся тоже

    Людьми с негативом, на тучу похожих…

    Когда благодарность в душе исчезает,

    То небо рассветы в закат превращает.

    Я тоже порою бываю на взводе,

    Но знаю, с рассветом печали уходят.

    И пусть кто-то скажет: «Но он же с приветом…»

    Есть люди – «закаты» и люди – «рассветы».

    • Спасибо, Константин!

      Прекрасные стихи.

      Сразу примерил к своему окружению. Хватает и тех и других, но все же людей-рассветов больше.

      С уважением, Николай.

    Несколько лет спустя прочтения этой статьи ОШО со мной произошел такой же опыт, но, как мне кажется, еще более необычный, т.к. речь идет не о красоте цветка,хоть и неприметного, а о еще более обычном явлении, в котором даже подозревать красоту сложно.

    Было это уже не скажу точно когда, но, учитывая, как быстро бежит время, не ошибусь, если скажу, что примерно год назад. Я был дома и оказался около окна во двор между домами. Напротив был другой дом, вдоль которого росли высокие тополя, почти в высоту девятиэтажек. Был ветер и тополя качались, шелестя листьями. Обычная картина, смотреть не на что. Но в тот момент, когда я посмотрел в окно и увидел один из тополей, качающийся на ветру и шелестевший листьями, я не мог оторвать от него взгляд. Мое состояние в тот момент можно, наверное, назвать, как очарованние этим тополем или, иначе говоря, сказать, что в тот момент у меня произошло какое-то просветление. Потому что я увидел то, чего никогда раньше ни в одном дереве не видел. Мне даже трудно подобрать слова, какие бы эпитеты я не использовал, они все равно не смогут передать того величия, той необычайной красоты слаженного организма в его гармоничном и великолепном движении. Качание дерева и шелест его листьев было таким божественно красивым, что иначе, как симфонией я это назвать не могу. Это было потрясающе. Могучее дерево и бесчисленное множество его листьев производили такое синхронное, слаженное и необычайно гармоничное и в то же время величавое движение, что не было никаких сомнений — у него есть великолепный дирижер. Это была божественная музыка, выраженная в движении. Балет это же тоже музыка в движении, но все же движения людей в балете не такие естественные и гармоничные, в них есть резкость, импульсивность, какие-то кванты движений с переходами от одного движения к другому. Здесь же все было слитно, непрерывно и в то же время изменчиво, но без резких переходов, плавно и торжественно. Конечно, во взлете ракеты тоже есть своя красота, но восход солнца также являясь движением тела, хотя и небесного по своей плавности, непрерывности и естественности производит совсем другое впечатление, чем движение ракеты.

    Так и с тополем, его качание и шелест его листьев создавали такую красоту движения, что было ясно — красивее быть не может, т.к. это естественная, самая совершенная, природная красота. Я был полностью захвачен этой красотой и так же, как Басе потерял дар речи. И уж, конечно, меня так же, как и Басе, совершенно не волновало устройство этого движения, его тайна. И, как сказал Блок в своем стихотворении о Руси, ее одежды я не коснусь. Да и в самом деле в тот момент мне больше ничего не нужно было, лишь бы это движение продолжало существовать и им можно было любоваться.

    Что я еще могу сказать? Я считаю это переживание, так же, как и остановку внутреннего диалога самыми необычными переживаниями в жизни.

    Это можно сравнить со стереокартинками, если ты знаешь, что это такое. Есть такие картинки, которые улучшают зрение, но на которые нужно смотреть не так, как мы обычно смотрим, а совсем по-другому и тогда в них начинаешь видеть то, что даже предположить вначале было совершенно невозможно, они становятся объемными, в них появляется много уровней по глубине и начальный вид картинки с этим уже не имеет ничего общего.

    Образование есть обучение и воспитание...Как то так))) Вот только остается понять, что мы вкладываем в понятие воспитание? Кто нас воспитывает, в какой среде? Понятие морали, норм и т.д. А может стоит разложить понятие образования на малообразованый или хорошообразованый и тогда поймем? Можно говорить много и рассуждать еще больше, главное мне кажется человеку всегда стремится к совершенствованию как в познании большего, так и в совершенствовании своего отношения к окружающему миру с точки зрения воспитаности. До чего мы можем дойти в своих совершенствованиях? Никто не знает. Насколько огромна вселенная? Никто не знает. Прошу прощения за свой русский)))