Существительное согласованное определение пример. Определения согласованные и несогласованные. Несогласованные определения со значением сопутствующего предметного признака

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? При синтаксическом разборе предложения определения подчеркиваются волнистой линией.

Определения обычно входят в качестве зависимых слов в словосочетания с существительными и могут связываться с ними способом согласования (например: БОЛЬШОЙ ДОМ, КРАСИВЫЙ САД) или способами управления и примыкания (например: ЧЕЛОВЕК (какой?) В ШЛЯПЕ, УМЕНИЕ (какое?) ИГРАТЬ). Определения, связанные с существительными при помощи согласования, называются согласованными , при помощи управления или примыкания – несогласованными .

Согласованные определения могут быть выражены прилагательными (НОВЫЙ МАРШРУТ), причастиями (ПРОЛОЖЕННЫЙ МАРШРУТ), притяжательными местоимениями (НАШ МАРШРУТ) и порядковыми числительными (ПЯТЫЙ МАРШРУТ). Несогласованное определение может быть выражено именем существительным в косвенных падежах (ДОМ – какой? – НА ГОРЕ), сравнительной степенью прилагательного (Я НЕ ВИДЕЛ БУРИ – какой? – СИЛЬНЕЕ), инфинитивом (ВОЗМОЖНОСТЬ – какая? – УЧИТЬСЯ) и местоимением (ЕГО КНИГА).

Несогласованные определения могут совмещать свое значение со значением обстоятельств и дополнений. Сравните: ДОМ (где?) НА ГОРЕ и ДОМ (какой?) НА ГОРЕ. Оба вопроса совершенно уместны, и НА ГОРЕ можно считать одновременно обстоятельством и определением. Еще один пример: ВСТРЕЧА (с кем?) С ДРУЗЬЯМИ и ВСТРЕЧА (какая?) С ДРУЗЬЯМИ. В этих словосочетаниях С ДРУЗЬЯМИ будет и дополнением, и определением.

Обособление – это выделение на письме с двух сторон знаками препинания (запятыми, тире, скобками) какой-то части предложения.

Определения обособляются в соответствии со следующими правилами.

1. Обособляется согласованное определение, состоящее из нескольких слов и относящееся к предшествующему имени существительному. Сравните два предложения:

Тропинка, зарастающая травой , вела к реке.
Зарастающая травой тропинка вела к реке.

2. Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению, вне зависимости от занимаемого им места в предложении и распространенности. Например:

Счастливый, он
Он, счастливый, рассказал мне о своих успехах.
Довольный своими успехами , он рассказал мне о них.
Он, довольный своими успехами , рассказал мне о них.

Обратите внимание: в примере из первого пункта правила запятыми выделено словосочетание ЗАРАСТАЮЩАЯ ТРАВОЙ. Если у определения есть зависимые слова, то они вместе составляют определительный оборот .

У этого правила есть три примечания:

1. Согласованное определение (как однословное, так и состоящее из нескольких слов), относящееся к существительному и стоящее перед ним, может обособляться, если оно имеет дополнительное значение причины (то есть совмещает в себе значения определения и обстоятельства причины). Например:

Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.
Уставшие после бессонной ночи, туристы решили отказаться от повторного восхождения.

(В обоих предложениях определение объясняет причину отказа от повторного восхождения.)

2. Определения, стоящие после определяемого слова, но тесно связанные по смыслу с ним или с другими членами предложения, не обособляются. В таких случаях, если изъять определение из состава предложения, фраза теряет смысл. Например:

Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные (Лермонтов) . Море у его ног лежало безмолвное и белое (Паустовский) .

3. Определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Например:

В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Упражнение

    Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера_ усеянного островами (Пушкин).

    Глубоко оскорбленная_ она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь (Пушкин).

    Старушка_ поглядывающая на него из-за перегородки_ не могла знать, заснул он или только задумался (Пушкин).

    Неокрепшие в самоуправлении_ глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы (Щедрин).

    Закованные в гранит_ волны моря подавлены громадными тяжестями_ скользящими по их хребтам_ бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут_ вспенённые_ загрязнённые разным хламом (Горький).

    В длинном клюве_ изогнутом на конце_ чайка держала маленькую рыбку.

    И то ли он состроил гримасу_ ослепленный заходящим солнцем_ то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…(Манн).

    Дети_ любопытные и любознательные_ сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.

    Мрачным и удивленным_ взглядом встретил его отец.

    Он открыл тетрадь и начертил два отрезка_ параллельных друг другу.

    Начертите равносторонний треугольник со стороной_ равной пяти сантиметрам.

    Но теперь недолго они говорили, - тот_ мудрый_ не мешавший им судить_ заговорил сам: «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет!» (Горький).

    Небольшая ночная_ птица_ неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях_ почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону (Тургенев).

  1. Может, это была колючка или кончик гвоздя_ вылезшего из войлочной подбивки хомута (Айтматов).
  2. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками_ живот, на верхушке которого еле держалось_ готовое вот-вот окончательно сползти_ одеяло (Кафка).
  3. По светлой заре вычерчивались чёрные верхушки берез_ тонкие, как письмена (Пастернак).
  4. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет_ довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
  5. Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба_ рождавшаяся при мысли_ что этот человек_ теперь с такою увернностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий_ две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, как собаку, ибо раненый в ногу немного сильнее_ я бы непременно свалился с утёса (Лермонтов).
  6. Смажьте форму жиром, чтобы не заржавела, и уберите кухонный стол, сделайте соус из гидрата оксилития_ разведенного в стакане свежего молока (Виан).
  7. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег, увидел_ лежавший на земле_ халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело (Гессе).
  8. Старший брат моего отца_ умерший в 1813 году_ имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком какому-то знакомому врачу для обучения фельдшерскому искусству (Герцен).
  9. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной_ любви? (Булгаков).
  10. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот_ громадный, как боров, черный, как сажа или грач… (Булгаков).
  11. Зимний вечер 14 декабря_ густой_ темный_ морозный (Тынянов).
  12. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и_ усеянные редким и низким кустарником_ вились овраги… (Тургенев).
  13. Одна_ черная_ крупная и облезлая_ была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий (Турнье).
  14. Страннее всего происшествия_ случающиеся на Невском проспекте! (Гоголь).
    Доктор Будах_ отмывшийся_ переодетый во все чистое_ тщательно побритый_ выглядел очень внушительно (Стругацкие).

Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой)

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть и несогласованным. Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

управлением

примыканием

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.: книга мамы - мамина книга

(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже.

Ср.: подарок подороже - подарок дорогой

(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.: центр в пять этажей – пятиэтажный центр

(центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр - согласованное определение, тип связи – согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи – управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

1) существительное:

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса - существительное)

2) наречие:

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски – наречие)

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать - глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.

(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)

5) местоимение:

Её рассказ тронул меня.

(её – притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Приложениe

Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру - малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны - согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» - несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах

согласование определений это:

согласование определений Согласуется определение, выраженное той частью речи, формы которой способны согласоваться с определяемым словом в падеже и числе, а в единственном числе также в роде. Сюда относятся имена прилагательные, местоименные прилагательные, порядковые числительные, причастия. Холодное утро, наш класс, вторая страница, сорванные цветы. Не выделяются в качестве отдельного члена (определения) прилагательные и порядковые числительные, входящие в составные названия и устойчивые сочетания. Ленинградская область, железная дорога, красная смородина, вопросительный знак, вторая сигнальная система. По-разному решается вопрос о синтаксической функции количественных числительных при их сочетании с именами существительными в форме косвенных падежей (кроме винительного): не хватает трех страниц, предложить трем ученикам, заниматься с тремя отстающими. Некоторые исследователи считают такие количественно-именные сочетания свободными, выделяя в них согласованные определения, отвечающие на вопрос сколько? Согласно другой точке зрения (более правомерной), такие сочетания образуют грамматическое единство, так как во многих случаях они семантически неделимы, что связано с невозможностью опустить имя числительное: не хватает двух метров ткани, прибавить к трем литрам воды, ограничиться десятью рублями, в двадцати шагах от станции, около пяти месяцев, помещение для трех человек, жить двумя этажами выше, квартира из четырех комнат, рука с шестью пальцами и т. п. Если согласованное определение относится к имени существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, и находится между компонентами количественно-именного сочетания, то обычно наблюдаются такие конструкции: три больших дома, три больших окна, три большие комнаты, т. е. при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, а при существительных женского рода - в форме именительного падежа множественного числа. В эту секунду сразу три или четыре тяжелых снаряда разорвались позади блиндажа (Симонов). Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами (А. Н. Толстой). По этим дорогам двигаются две большие колонны немцев (Б у б е н н о в). Однако если форма именительного падежа множественного числа существительных женского рода по ударению отличается от формы родительного-падежа единственного числа, то определение чаще ставится в форме родительного падежа множественного числа: две высоких горы, три младших сестры, четыре отвесных скалы. Две сильных мужских руки подхватили ее (К о п т я е в а). Если определение предшествует количественно-именному сочетанию, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа независимо от грамматического рода определяемого существительного. Первые три года она только урывками наезжала в Заболотъе (С а л т ы к о в-Щ е д-р и н). Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (Т у р-г е н е в). Остальные три лошади, оседланные, шли позади (Ш о л о х о в). Однако прилагательные целый, полный, добрый, лишний и нек. др. употребляются при существительных мужского и среднего рода в форме родительного падежа: целых три месяца, полных два ведра, добрых четыре часа, лишних три километра. В сочетании с пол- (в сложном существительном) и полтора (полторы) возможны обе формы согласования: целых полгода - целые полгода, целых полторы недели - целые полторы недели. Обособленные определения, стоящие после определяемого слова, обычно ставятся в форме именительного падежа. Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой). Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали (Чехов). Если согласованное определение относится к двум или нескольким существительным, выступающим в роли однородных членов и имеющим форму единственного числа, то оно может стоять и в единственном и во множественном числе, форма единственного числа обычна в тех случаях, когда по смыслу высказывания ясно, что определение поясняет не только ближайшее существительное, но и все последующие. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор (Пушкин). Дикий гусь и утка прилетели первыми (Тургенев). ср. также: советская наука и искусство, школьная успеваемость и дисциплина, морской прилив и отлив, каждый завод и фабрика и т. п. форма множественного числа определения подчеркивает, что оно относится не только к ближайшему существительному, но и к остальным однородным членам. Пахло полем, зеленели молодые рожь и пшеница (Ч е х о в). ср. также: каменные дом и гараж, старшие брат и сестра, неуспевающие ученик и ученица, талантливые певец и певица и т. п.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

Что такое согласованные определения?

Валентина попова

Согласованные определения, выраженные причастиями и прилагательными, обособляются в следующих случаях:
I. Обособляется согласованное определение, которое стоит после определяемого слова и выражено причастием с зависимыми словами (причастным оборотом) или прилага­тельным с зависимыми словами (адъективным оборотом) :
1) Анфиса носила в замшевом мешочке двадцать пять крупных бриллиантов, принадлежащих Анне Францевне (М. Булгаков) . 2) -В комнату через лёгкую решётку, до­ходящую до самого пола, хлынуло солнце (М. Булгаков) . 3) На опустевшей платформе тонко блестели длинные полосы дождевой воды, голубой от неба (И. Бунин) .

Натали

Такие определения, которые согласуются с определяемыми существительными в роде, числе, падеже, как правило, выражены прилагательными (ТРУДНЫЙ день) , причастиями (прыгающий мальчик) , местоимениями, изменяющимися, как прилагательные (свой дневник, какой-то зверь, некоторые трудности) , порядковыми числительными (пятый класс) . При изменении существительного изменяются и эти определения, т. е. СОГЛАСУЮТСЯ с существительными, потому так и называются, в отличие от несогласованных определений. Ср. : большой дом, к большому дому, большим домом - большой - согласованное определение. Дом какой? за углом. дома за углом, к дому за углом. За углом - несогласованное определение, при изменении существительного эти слова не согласуются, определение "за углом" не изменяется.

Что такое обособленное несогласованное определение?

Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом) , обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение: Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Несогласованные определения могут стоять и перед определяемым существительным: В белом галстуке, в щегольском пальто нараспашку, с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака, генерал возвращался с обеда, один. Обычно обособляются подобные несогласованные определения:
если относятся к собственному имени: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване; Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным;
если относятся к личному местоимению: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого;
если отделены от определяемого слова какими-нибудь другими членами предложения: После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на нее;
если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой.
Часто обособляются несогласованные определения при названиях лиц по степени родства, профессии, занимаемой должности и так далее, поскольку благодаря значительной конкретности таких существительных определение служит целям добавочного сообщения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом Картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается.
Обособление несогласованного определения может служить средством намеренного отрыва данного оборота от соседнего сказуемого, к которому он мог бы быть отнесен по смыслу и синтаксически, и отнесения его к подлежащему: Бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле.
Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного (часто определяемому существительному предшествует согласованное определение) : Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
При отсутствии предшествующего согласованного определения несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью прилагательного, не обособляется: Зато в другое время не было человека деятельнее его.
Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова а именно: Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием - сделать добро! Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон: Каждый из них решал этот вопрос - уехать или остаться - для себя, для своих близких. Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается: Так как оставался один выбор - потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее

Лика асакова

Обособление-это выделение на письме знаками препинания, а в устной речи -интонацией.
Несогласованные определения- это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос: Какой? Чей? , подчеркивается в предложении волнистой линией. Несогласованные определения связываются с главным словом по способу управления или примыкания. Например: лестница (какая?) на чердак. На чердак- несогласованное определение.
Макароны по- флотски- тоже несогласованное определение. Флотский борщ- согласованное определение (стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово) . Несогласованные определения могут выражаться и синтаксически неделимыми словосочетаниями. например: Наши спортсмены- игроки высокого класса. Игроки высокого класса- несогласованное определение.
К сведению, причастный оборот речи- это согласованное определение.

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Согласованные и несогласованные определения»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

-образовательная : формировать умения различать согласованные и несогласованные определения через поиск, выделение и систематизацию информации, через решение языковых задач;

Развивающая: развивать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, критически анализировать информацию;

Воспитательная: способствовать формированию нравственных качеств личности, интерес к культуре родного края.

Оборудование: компьютер, презентация учителя, раздаточный материал.

Ход урока:

    Оргмомент.

Постановка целей и задач урока:

Научиться различать согласованные и несогласованные определения, употреблять их в речи (слайд 2)

II . Проверка домашнего задания (упр. 321)

Прочитайте нераспространенное предложение. Объясните свой выбор. Найдите грамматическую основу предложения. Чем выражены подлежащее и сказуемое?

III . Актуализация знаний. (Стадия вызова)

    Игра «Крестики-нолики» (верно-неверно) (слайд 3, 4)

    Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.

    По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

    Подлежащее не может быть выражено глаголом.

    Односоставные предложения – предложения с одним главным членом.

(слайд 4)

    Сказуемые бывают простыми глагольными, составными глагольными, простыми именными.

    Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

    Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом правильность выполнения задания.

Таблица для проверки (слайд 6)

Критерии оценки: 7 ответов –«5», 5-6 ответов «4», 4 ответа – «3», менее 4 ответов – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!

2) Работа с деформированным текстом.

У вас на парте «рассыпанные предложения», из которых нужно составить связный текст.

Предложения:

Дон река ш.рокая и кр.сивая.

Представление результата деятельности (слайд 7)

Дон река ш.рокая и кр.сивая. Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.

(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. . Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?)ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.

Определите тему текста. (река Дон).

Что можно увидеть, путешествуя по Дону? (картины природы, исторические памятники, города и станицы донского края) (слайды 8,9)

Приходилось вам путешествовать по реке Дон?

Орфографический и пунктуационный анализ.

Объедините орфограммы по группам.

Объясните орфограммы и пунктограммы.

Найдите грамматическую основу 1 и 3 предложений. Чем выражено сказуемое?

Проверьте (слайд 10)

Подчеркните в тексте определения. Что обозначает слово «определение»?

3 ) Работа со словарной статьей (слайд 11)

Перед вами словарная статья из словаря

Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 1984- 401.)

    Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь

    Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.

    Одна из форм судебного решения. Определение суда.

Решение, постановление суда (устар.).

    В грамматике: второстепенный член предложения.

    Запишите слово «определение».

    Произведите морфемный разбор слова . (Определить, Образовано от предел “граница”. Первоначально – “установить предел, границы чего-либо”)

4) Составление кластера «Определение» (слайд 12)

Составим кластер «Определение»

Прочитайте тему урока. Что вы хотите узнать об определении? (что такое согласованные и несогласованные определения)

5) «Дерево предположений» (слайд 13)

Как вы думаете, какие определения называются согласованными? Несогласованными? (записываются все предположения)

IV . Изучение нового материала (Стадия осмысления содержания)

    Чтение с маркировкой «Инсерт» (слайд 14)

Прочитайте текст на стр. 152, знаками отмечайте новое и известное в тексте.

Что нового узнали?

Какие вопросы остались?

Доработаем кластер с учетом изученного материала.

Какие из предположений оказались верными? («Дерево предположений»)

2) Продолжение работы с исходным текстом (слайд 15)

Найдите в тексте несогласованные определения (выписать на доске: прогулку по Дону, желание совершить, прогулку на катере, прогулку на лодке)

V . Закрепление изученного.

1) Распределительный диктант:

Распределить по графам таблицы согласованные и несогласованные определения:

Казачья станица, казак на коне, возможность увидеть, высокий берег, скульптура из бронзы, берег реки, взгляд сверху, донской скакун, фигуры двух человек, изгиб реки.

    Лингвистический эксперимент (слайд 16)

Как вы считаете, какие определения лучше: согласованные или несогласованные? Проведем лингвистический эксперимент: замените согласованные определения синонимичными несогласованными и наоборот. Все ли определения заменяются? (Нет)

Несогласованные определения обозначают признак предмета более полно, т. к. передают дополнительные значения, к ним можно поставить два вопроса. Согласованные определения более привычны.

Можно ли сказать, что какой-то вид определений предпочтительней?

Какую роль они играют в языке?

Эти знания вам понадобятся для выполнения задания В2 при сдаче ГИА.

3) Творческое задание (на выбор)

Продолжим путешествие и отправимся на верхний Дон, в ст. Вешенскую. (слайд 17) С чьим именем связано это место? Что вы знаете о писателе М. А. Шолохове? Кто из вас был в ст. Вешенской?

Слайд 18.

Знаком ли вам этот памятник? (Памятник Григорию и Аксинье в ст. Вешенская). Его можно наблюдать, путешествуя по реке Дон.

Рассказ учителя об истории создания памятника (Проект монументально-декоративной скульптуры "Григорий и Аксинья" заслуженный художник УССР Н.В. Можаев создал еще в 1957 г. Однако отлили памятник лишь в 1991 г., и первоначально установили на набережной Ростова-на-Дону. Семь лет спустя статую перенесли в Вешенскую)

Я предлагаю вам на выбор: 1) продолжите рассказ, представив, что вы путешествуете на лодке. Опишите памятник, используя согласованные и несогласованные определения. 2) описать донскую степь, употребив в тексте согласованные и несогласованные определения 3) индивидуальное задание (карточка)- упражнение в умении различать согласованные и несогласованные определения по тексту М. А. Шолохова.

Представление результатов деятельности.

Почему нам близка эта тема? (Мы живем на Дону, поэтому нам интересна культура и история родного края)

V . Обобщение изученного (стадия рефлексии)

1) Составление сводной таблицы - для сильных обучающихся, тест – для слабых обучающихся.

Таблица

Согласованное определение

Параметры сравнения

Несогласованное определение

Согласование

Вид связи

Управление, примыкание

Имя прилагательное

Причастие

Порядковое числительное

Местоимение

Способы выражения

Имя сущ-е в косв. падеже

Личное местоимение

Сравнит. степень прилагательного

Наречие

Инфинитив

Устойчивое словосочетание

Какой? Чей?

Вопросы

Какой? Вопросы обстоятельств

признак

Значения

Признак + доп. значение

Тест.

а)_______________

б)_______________

3.

а б в

Засыпала звериные тропинки

г д е

Вчерашняя разгульная метель.

а) просил приехать

б) просьба приехать

в) приказ наступать

г) приказал привезти

д) возможность узнать

е) мог узнать

1) Из окна направо

2) Он имел слабость думать

3) В прихожую вошел человек в ватнике .

вопросам , остающимся без разрешения.

Ключ

1) второстепенный, признак, какой? чей?

2) а) согласованное б) несогласованное

3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4

    Написание синквейна (слайд 19)

Определение.

Согласованное, несогласованное.

Распространяет, уточняет, украшает.

Зависит от вида связи.

Эпитет.

Или

Урок.

Интересный, познавательный.

Развивает, помогает, учит.

Прошел с пользой для учеников.

Русский язык.

4) Д/З: п. 21, учить,

Кто научился различать согласованные и несогласованные определения, но остались трудности, выполните упр. 324;

Кто научился различать согласованные и несогласованные определения, но не уверен, что сможет это сделать самостоятельно, скажите себе «Я хорошо поработал» и выполните упр. 325

Кто научился различать согласованные и несогласованные определения и сможет объяснить тему товарищу, скажите себе "Молодец!» и составьте тест из 10 заданий по типу В2 из ГИА.

Приложения

Раздаточный материал

1

Крестики- нолики

2

(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. .

Дон река ш.рокая и кр.сивая.

Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?) ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.

Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.

3

Степь родимая! Горький ветер оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом храпе коня от ветра солоно и конь вдыхая горько- соленый запах жует шелковистыми губами и ржет чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов красно-глинистых яров ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта курганы в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… 21.Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!

М. Шолохов

Степь р.димая! Горький ветер ос.дающий на гривах косячных маток и жер.бцов. На сухом храпе коня от ветра солоно, и конь вдыхая горько(соленый) зап.х жует ш.лковистыми губами и ржет, чу(?)ствуя на них привкус ветра и солнца. Р.димая степь под ни.ким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красно(глинистых) яров, к.выльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, б.регущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и (по)сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!

М. Шолохов

4

Согласованное определение

Параметры сравнения

Несогласованное определение

Вид связи

Способы выражения

Вопросы

Значения

Тест.

    Дополни следующую формулировку.

Определение- это ___________ член предложения, который обозначает ________, отвечает на вопросы ________, __________.

    По способу выражения определения делятся на

а)_______________

б)_______________

3. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.

а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;

б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;

в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.

4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение.

а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;

б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;

в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.

5. В этом предложении определением является слово (слова):

а б в

Засыпала звериные тропинки

г д е

Вчерашняя разгульная метель.

6. Укажите словосочетание, где инфинитив является определением.

а) просил приехать

б) просьба приехать

в) приказ наступать

г) приказал привезти

д) возможность узнать

е) мог узнать

7. укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением.

1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.

2) Он имел слабость думать , что стоя он сохраняет больше величия.

3) В прихожую вошел человек в ватнике .

4) Мы, русские, питаем пристрастие к этим вопросам , остающимся без разрешения.

1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Например: каменный (какой?) дом; дом (какой?) из камня ; клетчатое (какое?) платье; платье (какое?) в клетку ; мамина (чья?) кофта; кофта (чья?) мамы .

2. Определение всегда относится к имени существительному, местоимению-существительному или другому слову, которое выступает в значении существительного.

Обратите внимание!

Если вопросы какой? чей? задаются от глагола, то слово, отвечающее на этот вопрос, является именной частью сказуемого.

Я ушёл (какой?) расстроенный ; Он сидел (какой?) усталый .

3. По способу выражения определения делятся на две разновидности:

  • согласованные определения;
  • несогласованные определения.

Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.

Ср.: родной край; родного края; в родных краях.

При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.

Способы выражения согласованного определения

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

    управления - дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

    Ср.: дом из камня ; в доме из камня ;

    примыкания - дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

    Ср.: яйцо всмятку ; шапка набекрень ; её платье.

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их , которые занимают положение перед главным словом.

Способы выражения несогласованных определений

Форма Примеры
1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Полёт лётчика ; блузка в горошек ; дама в шляпе ; юбка складками ; мебель из берёзы ; аллея перед домом ; баночка из-под крема .
2. Инфинитив Жажда познать ; стремление увидеть .
3. Наречие Поворот налево ; глаза навыкате .
4. Прилагательное в сравнительной степени Деревья поменьше ; арбузы поспелее .
5. Притяжательные местоимения его, её, их Её брат; их забота.
6. Цельные словосочетания с главным словом - существительным Девушка с голубыми глазами ; девушка высокого роста ; человек большого ума .

4. Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы; стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой? / куда?) налево ), то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

1) Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

Ср.: кофта мамы - мамина кофта; платье в клетку - клетчатое платье; ваза из хрусталя - хрустальная ваза; приказ командира - командирский приказ; девочка трёх лет - трёхлетняя девочка; отношения дружбы - дружеские отношения; решение суда - судебное решение; лодка с парусом - парусная лодка.

Примечание. Обратите внимание, что далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема , юбка в складку , желание познать , поворот налево ). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.

2) Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Например:
Мужчина шёл с чемоданом .
Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом .

В первом предложении (Мужчина шёл с чемоданом ) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении (Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом ) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.

То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке ; человек большого ума ; блузка в горошек . Наличие «шляпки» - отличительный признак дамы; наличие «большого ума» - отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке - отличительный признак блузки.

3) Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома . - На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки ; Мы вошли (куда?) в зал . - Вход (какой?) в зал был закрыт .

4) Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:

Значение Способ выражения Примеры
1. Принадлежность Альбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре ), книга брата (ср.: книга принадлежит брату ).
2. Носитель признака Существительное в родительном падеже Зелень парков (ср.: парки зелены ), белизна снега (ср.: снег белый ).
3. Содержание определяемого понятия Существительное в родительном падеже Правила поведения ; политика мира .
Существительное в предложном падеже с предлогом о (об) Вопрос о наследстве ; книга об открытиях .
Инфинитив Страсть противоречить ; желание учиться .
4. Производитель действия Существительное в родительном падеже Пение птиц (ср.: птицы поют ); открытие Колумба (ср.: Колумб открыл ).
5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве) Цельное словосочетание в родительном падеже Человек большого ума ; человек высокого роста ; девочка трёх лет .
Существительное в винительном падеже с предлогом в Платье в горошек ; галстук в искорку .
Существительное в творительном падеже с предлогом с Дом с мезонином ; лодка с парусом .
Существительное в предложном падеже с предлогом в Дама в шляпе ; человек в очках ; озеро в лесу .
Наречие Надпись по-английски ; яйцо всмятку ; глаза навыкате .
6. Материал Дом из камня ; платье из ситца ; ваза из хрусталя .
7. Происхождение Существительное в родительном падеже с предлогом из Генерал из солдат ; староста из мужиков .
8. Вещество, содержащееся в предмете Существительное в родительном падеже с предлогом из-под Бутылка из-под молока ; банка из-под крема .
9. Источник Существительное в родительном падеже с предлогом от Пояс от платья ; воронка от снаряда .

Обратите внимание!

Некоторые близкие по значению формы:

1) Форма родительного падежа при отглагольном существительном является определением, если указывает на субъект действия, и дополнением, если указывает на объект действия.

Открытие Колумба ; открытие Америки - Колумб открыл Америку .

2) Форма родительного падежа при главном слове - существительном является определением, если главное слово указывает на часть целого, выраженного формой родительного падежа (стена дома - стена является частью дома). Форма родительного падежа является дополнением, если главное слово указывает на вместилище, а форма родительного падежа - на вещество (ср.: чашка чая - чашка не является частью чая; мешок картошки - мешок не является частью картошки).

Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений, но и для расстановки знаков препинания в предложении (!).

План разбора определения

  1. Указать тип определения (согласованное - несогласованное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено определение.

Образец разбора

Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).

Детскую (радость ) - согласованное определение, выраженное именем прилагательным. (Радость ) бабушки - несогласованное определение, выраженное именем существительным в родительном падеже.