1 распространенное предложение. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

Тема: Распространенные и нераспространенные предложения

Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Задачи:

Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.

Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.

Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: смешанный (комбинированный).

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.

Ход урока:

I. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.

II. Словарная работа.

А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).

Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.

III. Актуализация опорных понятий.

В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.

Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).

Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Что такое словосочетание?

Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).

Что такое подлежащее?

Что такое сказуемое?

Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).

Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).

IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Мы прибыли на следующую станцию.

Прочитайте текст (4-й слайд)

Ответьте на вопросы:

О чём текст?

Какую пользу приносит берёза?

А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).

Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.

(5-й слайд)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

- Устали мы немного, давайте отдохнем!

Физкультминутка

  • Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
  • Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
  • Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
  • Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
  • Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
  • Убежали мышки вон (бег на месте).

V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Следующий этап:

1. «Мозговой штурм» (работа у доски).

Игра «Кто больше?»

Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.

Пример:

Выглянуло солнышко.

Выглянуло желтое солнышко.

Из-за туч выглянуло желтое солнышко.

Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.

2. Выполните синтаксический разбор предложения.

Осенью птицы большими стаями улетают на юг (Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.

(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.

(8-й слайд).

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).

3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.

4. Вдруг (5, обстоят.)

к девочке (4) с голубыми волосами.

А. Толстой

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .

К. Ушинский

VI. Подведение итога урока.

- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.

(9-й слайд)

Что является главным средством выражения мысли? (предложение)

Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)

Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)

Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).

Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.

«Расшифруй запись».

(10-й слайд)

14 16 13 16 5 6 24!

Вы действительно молодцы!

VII. Домашнее задание (11-й слайд ).

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.

VIII. Выставление оценок.

1. Укажи цифрами члены предложения.

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

По В. Гаршину

2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы .

3. В ущелье лежало облако тумана.

4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.

5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.

А. Толстой

3. Укажи цифрами тип предложения.

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .

К. Ушинский


Синтаксическая система русского языка достаточно сложная. Все простые предложения в нем делятся на распространенные и нераспространенные. Эта тема изучается на уроке русского языка в 5 классе, и понять ее очень важно.

Распространенные и нераспространенные предложения: что это значит

Такая классификация синтаксических единиц основана на простом принципе: есть в предложении второстепенные члены или нет. Так, нераспространенное предложение – это такое, в котором есть только подлежащее и сказуемое, то есть основа. “Я иду.” – самый простой пример нераспространенного предложения, в котором есть только главные члены.

Если предложение состоит только из одного главного члена – неважно, подлежащего или сказуемого, то оно тоже относится к категории нераспространенных: Дождь. Похолодало. То есть односоставные предложения без второстепенных членов – всегда нераспространенные.

Что касается распространенных предложений, то это такие, в которых кроме главных членов предложения есть и второстепенные (а именно, дополнение, определение и обстоятельство).

Например: В лесу шел сильный дождь.

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного?

Все достаточно несложно. Прежде всего нужно отыскать в предложении грамматическую основу – это может быть и подлежащее, и сказуемое, а может быть только один из главных членов. Если после ее подчеркивания в предложении не осталось других значимых слов (предлоги, союзы и междометия не считаются), то оно точно нераспространенное. Если же другие значимые слова, к которым можно задать вопросы от основы, есть, то рассматриваемая синтаксическая единица относится к категории распространенных предложений.

Проще всего пояснить это на примерах распространенного и нераспространенного предложения.

Так, в синтаксической единице “Лес горел” есть подлежащее “лес” и сказуемое “горел” . Никаких других слов нет, значит, это нераспространенное предложение.

А вот другой пример: Весенний лес наполнился запахами”. Разобрав его, можно кроме основы “лес наполнился” обнаружить еще определение “весенний” и дополнение “запахами” . Наличие этих членов предложения, которые относятся к категории второстепенных, говорит о том, что синтаксическая единица является распространенной.

Если в предложении, кроме грамматической основы, есть также вводные слова или словосочетания, то оно все равно является нераспространенным. Это простое правило основано на том, что вводные слова (и также словосочетания) не являются каким-либо членами предложения, а значит, и не могут его распространять.

Предложения могут иметь совершенно одинаковую грамматическую основу, но наличие или отсутствие второстепенных членов сразу разносит их по разным категориям.

Что мы узнали?

В русском языке существует классификация предложений в зависимости от того, есть в них второстепенные члены или нет. Нераспространенными называются такие, которые имеют только грамматическую основу (причем она может состоять как из двух главных членов, так и только из одного). Распространенные же, в противоположность им, включают также второстепенные члены – все три, то есть дополнение, обстоятельство и определение, или же только некоторые. Односоставные предложения (такие, в которых в грамматическую основу входит только один главный член) могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены, относящиеся к главному или друг к другу. Предложения с грамматической основой и вводными словами, но без второстепенных членов, являются нераспространенными.

Глав­ные члены пред­ло­же­ния об­ра­зу­ют его грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву.

Пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва ко­то­рых со­сто­ит из двух глав­ных чле­нов, на­зы­ва­ют­ся дву­со­став­ны­ми (рис. 1).

Глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Рис. 1. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но со­ста­ва грам­ма­ти­че­ской ос­но­вы

При­ме­ры дву­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Взо­рва­лась пе­тар­да.

Очень страш­ная ис­то­рия про­изо­шла со мной вчера ве­че­ром.

Если грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва со­сто­ит из од­но­го глав­но­го члена, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся од­но­со­став­ным.

При­ме­ры од­но­со­став­ных пред­ло­же­ний:

Ка­ни­ку­лы.

Хочу на море.

Скоро от­дох­нём.

Глав­ный член од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния по своим свой­ствам и струк­ту­ре похож либо на ска­зу­е­мое дву­со­став­но­го, либо на под­ле­жа­щее.

Распространённые и нераспространённые предложения

В за­ви­си­мо­сти от того, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные члены, пред­ло­же­ния бы­ва­ют рас­про­стра­нён­ные и нерас­про­стра­нён­ные (рис. 2).

Рис. 2. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия вто­ро­сте­пен­ных чле­нов

В нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ни­ях, кроме глав­ных чле­нов, нет ни­ка­ких дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния.

При­ме­ры нерас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Стем­не­ло.

Подул ветер.

По­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Если в пред­ло­же­нии есть хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

При­ме­ры рас­про­стра­нён­ных пред­ло­же­ний:

Вне­зап­но стем­не­ло.

Подул жут­кий про­ни­зы­ва­ю­щий ветер.

Из-за пор­тье­ры по­ка­за­лось при­ви­де­ние.

Таким об­ра­зом, опре­де­лить, рас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние или нерас­про­стра­нён­ное, можно по на­ли­чию в нём вто­ро­сте­пен­ных чле­нов.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слова, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (об­ра­ще­ния, ввод­ные слова и кон­струк­ции), не де­ла­ют пред­ло­же­ние рас­про­стра­нён­ным.

Ка­жет­ся, стем­не­ло – про­стое нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Лишь толь­ко стем­не­ло, есте­ствен­но, по­ка­за­лось при­ви­де­ние – слож­ное пред­ло­же­ние, со­сто­я­щее из двух про­стых и нерас­про­стра­нён­ных.

Полные и

Про­стые пред­ло­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на пол­ные и непол­ные (рис. 3).

Рис. 3. Типы пред­ло­же­ний от­но­си­тель­но на­ли­чия/от­сут­ствия необ­хо­ди­мых чле­нов

Если в пред­ло­же­нии при­сут­ству­ют все необ­хо­ди­мые для его по­ни­ма­ния ком­по­нен­ты, если для того, чтобы по­нять смысл пред­ло­же­ния, нам не нужно об­ра­щать­ся к дру­гим пред­ло­же­ни­ям, такие пред­ло­же­ния на­зы­ва­ют­ся пол­ны­ми:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Если для по­ни­ма­ния пред­ло­же­ния нам не хва­та­ет ком­по­нен­тов, если, чтобы по­нять его смысл, нам нужно об­ра­тить­ся к со­сед­ним пред­ло­же­ни­ям, такое пред­ло­же­ние будет непол­ным:

Я не боюсь при­ви­де­ний.

Я тоже (смысл этого пред­ло­же­ния будет скрыт, пока не узна­ем кон­текст его упо­треб­ле­ния).

Рис. 4. Как от­ли­чить непол­ное пред­ло­же­ние от од­но­со­став­но­го

Как видим, смысл непол­но­го пред­ло­же­ния легко вос­ста­но­вить, если до­ба­вить в него необ­хо­ди­мые ком­по­нен­ты из кон­тек­ста (рис. 4). От­ме­тим, что в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать все глав­ные члены пред­ло­же­ния:

– Вы ви­де­ли при­ви­де­ние?

– Какое оно было?

– Жут­кое! (это рас­про­стра­нён­ное непол­ное пред­ло­же­ние)

Кроме того, в непол­ном пред­ло­же­нии могут от­сут­ство­вать необ­хо­ди­мые для по­ни­ма­ния вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния:

Ты спра­вил­ся?

Выводы

При­зна­ки рас­про­стра­нён­но­сти и нерас­про­стра­нён­но­сти и пол­но­ты и непол­но­ты про­сто­го пред­ло­же­ния никак не свя­за­ны друг с дру­гом. Пред­ло­же­ние может быть пол­ным, но нерас­про­стра­нён­ным, на­при­мер пред­ло­же­ние «Оно при­бли­жа­ет­ся». Или на­о­бо­рот, пред­ло­же­ние может быть рас­про­стра­нён­ным, но непол­ным, как пред­ло­же­ние «Жут­кое».

Рис. 5. Типы про­сто­го пред­ло­же­ния

Таким об­ра­зом, рас­про­стра­нён­ность или нерас­про­стра­нён­ность пред­ло­же­ния опре­де­ля­ет­ся по фор­маль­но­му при­зна­ку: есть или нет в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ный член. А де­ле­ние пред­ло­же­ния на пол­ное или непол­ное про­из­во­дит­ся по се­ман­ти­че­ско­му, или смыс­ло­во­му, при­зна­ку. Т. е. если вто­ро­сте­пен­ный член в пред­ло­же­нии от­сут­ству­ет, но при этом необ­хо­дим для его по­ни­ма­ния, как в во­про­се «Ты спра­вил­ся?», такое пред­ло­же­ние будет непол­ным и нерас­про­стра­нён­ным.

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тай­те и пе­ре­пи­ши­те тек­сты. Най­ди­те в них од­но­со­став­ные, нерас­про­стра­нён­ные и непол­ные пред­ло­же­ния.

А. Ка­би­нет в ял­тин­ском доме у Ан­то­на Пав­ло­ви­ча был неболь­шой, шагов две­на­дцать в длину и шесть в ши­ри­ну. Прямо про­тив вход­ной двери – боль­шое квад­рат­ное окно в раме. С пра­вой сто­ро­ны, по­сре­дине стены, – ко­рич­не­вый ка­фель­ный камин. На ка­мине несколь­ко без­де­лу­шек и между ними пре­крас­но сде­лан­ная мо­дель па­рус­ной шхуны.

Б. В пер­вый раз она по­яви­лась ве­че­ром. Под­бе­жа­ла чуть ли не к са­мо­му ко­ст­ру, схва­ти­ла рыбий хво­стик, ко­то­рый ва­лял­ся на земле, и ута­щи­ла под гни­лое брев­но. Я сразу понял, что это не про­стая мышь. Куда мень­ше по­лев­ки. Тем­ней. И глав­ное – нос! Ло­па­точ­кой, как у крота. Скоро она вер­ну­лась, стала шмы­гать у меня под но­га­ми, со­би­рать рыбьи ко­сточ­ки и, толь­ко когда я сер­ди­то топ­нул, спря­та­лась. «Хоть и не про­стая, а все-та­ки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гни­лым кед­ро­вым брев­ном. Туда та­щи­ла она до­бы­чу. От­ту­да вы­лез­ла и на дру­гой день.

В. Этой осе­нью я но­че­вал у деда Ла­ри­о­на. Со­звез­дия, хо­лод­ные, как кру­пин­ки льда, пла­ва­ли в воде. Шумел сухой трост­ник. Утки зябли в за­рос­лях и жа­лоб­но кря­ка­ли всю ночь. Деду не спа­лось. Он сидел у печки и чинил рва­ную ры­бо­лов­ную сеть. Потом по­ста­вил са­мо­вар – от него окна в избе сразу за­по­те­ли.

В русском синтаксисе существует несколько вариантов классификации предложений. Так, по числу грамматических основ они могут быть простыми или сложными, а по наличию или отсутствию второстепенных членов - нераспространенными или распространенными. Рассмотрим данные типы подробнее.

Что такое простое предложение

Простым называется такое предложение, которое имеет только одну основу. Например:

Я живу в Москве.

При этом подлежащих и сказуемых в простом предложении может быть и несколько сразу, т.е. они могут быть однородными. К примеру:

  • Собака и кошка бегут по улице (однородные подлежащие).
  • Она смеялась и плакала одновременно (однородные сказуемые).

Когда несколько простых предложений соединяются друг с другом, они образуют сложное предложение, в котором грамматических основ уже больше, чем одна.

Распространенные предложения

На распространенность предложения влияет наличие в нем всех прочих членов, кроме подлежащего и сказуемого. Подобные члены предложения также называют второстепенными. По данному признаку предложения делятся на два типа:

  • Нераспространенные.
  • Распространенные.

В первом случае речь идёт о предложениях, где в наличии есть только грамматическая основа. Например:

  • Снег идёт.
  • Мама пришла.

В предложениях же второго типа присутствуют и другие члены. Например:

  • Снег идёт в городе (имеется обстоятельство места).
  • Мама пришла ко мне (имеется дополнение).
  • Ирина - красивая девушка (имеется определение).

В предложении может быть сразу несколько второстепенных членов, при этом какие-то из них могут быть даже однородными.

Пример простого распространенного предложения

В качестве примера простого и распространенного предложения можно привести следующий:

В лесу раздавалось звонкое пение птиц: дроздов, малиновок и соловьев.

В данном случае грамматической основой является сочетание пение раздавалось . Распространенным предложение является, потому что содержит следующие второстепенные члены:

  • Обстоятельство места - в лесу .
  • Определение - звонкое .
  • Дополнения - птиц, дроздов, малиновок, соловьев .

Во время выполнения синтаксического разбора мы даем предложению характеристику, указывая, является ли предложение восклицательным или невосклицательным, простым или сложным, распространенным или нераспространенным и так далее. В этой статье мы поговорим о характеристике предложения с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.

Что такое распространенное предложение

Во многих предложениях, помимо главных, имеются и второстепенные члены. Они делают предложение более красочным и понятным, позволяет нам лучше представить себе то, о чем повествует нам автор. Если в предложении, кроме главного, имеется хотя бы один второстепенный член, то перед нами распространенное предложение. Если же второстепенных членов нет, предложение нераспространенное.

Если в предложении, помимо грамматической основы, имеется обращение или вводная конструкция, то это предложение все-таки не становится распространенным, ведь ни обращение, ни вводные слова членами предложения не являются. Приведем пример: Кажется, рассвело.

Второстепенные члены

В предложении можно встретить разные второстепенные члены. Они различаются по грамматическому значению и по дополнительному смыслу, который они придают главным членам.

Определение относится к подлежащему или дополнению, реже к обстоятельству или другому определению, если они выражены существительным. Оно отвечает на вопросы Какой? Чей? Который по счету? Чаще всего бывает выражено прилагательным или причастием в полной форме (пестрые опавшие листья) , местоимением (мой портфель) , порядковым числительным (второй этаж) . Реже определение может выражаться существительным (платье какое? в клетку) или инфинитивом глагола (мечта какая? выиграть миллион) . Нередко определение выражается причастным оборотом.

Приложение - это особое определение, выраженное существительным, обычно согласованным (девушка-красавица).

Если приложение - название в кавычках (книги, журналы, поезда, космические корабли и т.п.), оно не склоняется вместе с определяемым словом: в журнале «Огонек», о корабле «Восток»).

И обычное определение, и приложение подчеркиваются при разборе предложения волнистой линией.

К сказуемому обычно относятся обстоятельства и дополнения.

Обстоятельство отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени? Выражено оно бывает чаще всего наречием, деепричастием, существительным с предлогом; бывает выражено также деепричастным оборотом. Нередки случаи, когда обстоятельство цели - инфинитив (пошел зачем? купить хлеба) . При выполнении синтаксического разбора обстоятельство надо подчеркивать линией «точка-тире».

Дополнения выражаются чаще всего существительными или местоимениями; они отвечают на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Иногда можно встретить дополнения, выраженные инфинитивом. Подчеркивать этот член предложения надо пунктиром.

Схема распространенного предложения обычно представляет собой цепочку графических знаков - подчеркиваний - соответствующих расположению членов предложения. Приведем пример.

«Желтый лист плавно опустился на дорожку» .

В этом предложении сначала стоит определение желтый, затем подлежащее лист, обстоятельство «плавно», дополнение «(на) дорожку». Поэтому схема будет выглядеть так: волнистая линия, прямая линия, линия «точка-тире», двойная линия, пунктирная линия.