Особенности государственного развития индии в средние века. Касты и общины в средневековой индии Устройство в обществе индия средние века

Раскройте содержание особенностей экономической и политической систем, духовной жизни арабо-мусульманской цивилизации.

Исл.цив. возникла на Аравийском полуострове. В 630 году на этом месте возникает Арабский Халифат (до 1258г)

Исламский мир ближний восток и северная Африка (арабы), Иран (персы), центральная Азия (тюркоязычные народы)

Экономические признаки:

Верховный правитель главный собственник земли и имущества;

Возрастание значения городов;

Развитие частной торговли и предпринимательства, которые ограничиваются запретом на ростовщичество;

Обязанность платить налог а пользу бедных.

Политические признаки:

Власть сосредоточена в одних руках(Халиф)

Политика и религия не конкурируют

Духовные признаки :

Арабский алфавит

Особенности развития:

1)Государственность появилась на основе только что зародившейся религии (религия зародилась в 622 году). Везде религии зарождались после возникновения гос-ва. Религия в арабо-мусульманской цивилизации сразу была приспособлена к нуждам зарождавшегося гос-ва. Эта религия была очень конкретной.

2) Исламизация народов шла быстро. Большинство были солидарны с арабами-мусульманами и видели в них своих освободителей.

3) С точки зрения ислама проводилась разумная экономическая политика (ушр, харадж)

4) они не подвергали гонению ни иудеев, ни христьян, они преследовали язычников.

5) Шла арабизация. Арабы расселялись на захваченных землях и брали в жены представительниц этого населения.

6) Религия и политика не конкурировали.

7) Собственником земли было гос-во (формально земля принадлежала Аллаху, но от его имени Халиф распоряжался землей.

8) Рабы были, но только пленники.

Причины распада:

1)На пиренейском полуострове был создан Кордовский Халифат, который не принял аббасидов.

2) Огромная территория, разный менталитет и традиции.

3) 1055 году был взят Багдад турками. Халиф при турках тярет светскую власть и остается с духовной властью.

4) в 1258 году монголо-татары захватывают Багдад, казнят первосвященника и Арабский Халифат перестаёт существовать.

Халифат как институт духовного руководства арабов просуществовал до 1517 года.

Вывод: закономерный этап исторического развития, в котором государственность возникла на основе только что зародившейся религии.

Деление на варны по основным занятиям и обязанностям – жрецы(брахманы), воины и правители (кшатрии) и скотоводы (вайшьи).

Обязанности каждой варны были записаны в законах Ману. Это сборник, устанавливавший правила поведения.

Основой общества была не гос-ть, а общинно кастовая система. Касты-объединение людей по специальности.

Наиболее богатыми были правители, индусские храмы, монастыри.

Буддизм в Индии особо не прижился, духовную составляющую Индии составляет индуизм

Земля принадлежит гос-ву, правитель дарует чиновнику, но в его собственность земля не входит. В более поздний период средневековья землёй распоряжались хранители гробниц (шейхи), поэты, чиновники и купцы.

На территории средневековой Индии было несколько десятков крупных и мелких гос-в, которые враждовали между собой

С 1206-1526 на территории Индии существовал Делийский султанат

В 1526 году военачальник Бабур положил начало Могольской империи.

Вывод: в средневековой Индии не было единой гос-ти, но самобытность сохранялась.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский юридический институт

Контрольная работа

по дисциплине « История государства и права зарубежных стран »

Особенности государственног о развития Индии в средние века

Выполнила:

студентка группы № 143-юуз

Мусатова Н.В.

Вариант 27

Проверил: к.и.н., доцент

А.В. Минжуренко

ОМСК 2013

  • Введение
  • 1.Особенности государственного развития Индии в средние века
  • 1.1 Раджпутский (доисламский) период (VII--XII вв.)
  • 1.2 Делийский султанат (XIII -- нач. XVI вв.)
  • 1.3 Государство Великих Моголов в ХVI - сер. ХVII вв.
  • Заключение

Литература

Введение

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Загадочная страна, в которой сложилась высокоразвитая культура, оказавшая немалое влияние на культуру многих народов Востока.

В данной работе я проведу анализ процессов, которые происходили в Средние века, проследить особенности становления цивилизации, наложившие отпечаток на ход истории Индии в средневековье. Какие бы особенности развития тех или иных обществ мы не отмечали, каждая из них в определённой степени подчиняется общему ритму истории человечества, ведь история всегда была всемирной.

Научное изучение истории и науки Индии началось в конце 18 века. В самой же Индии интерес к изучению ее истории и культуре стал заметин в конце 19 - начале 20 веков.

По мнению автора книги «Средневековая Индия» Алаева Л.Б. выделение «средневекового периода», в истории стран Востока, в данном случае Индии, проблематично и вызывает много споров Алаев Л.Б. Средневековая Индия. - СПб.: Алетейя, 2003. - стр.3. . Принято считать, что индийское средневековье началось с VI века. Концом средневекового периода принято считать начало распада Могольской державы - 1707год.

В нашей стране изучение средневековой истории Индии описано в работах Антоновой К.А., Котовского Г.Г., Алаева Л.Б, Ашрафян К.З., Ваниной Е.Ю., информация из которых легла в основу раскрытия темы данного реферата. Учёные исследуют средневековое индийское общество и оценивают стадии его эволюции исключительно на основании сведений об экономических, социальных и административно-политических институтах.

1.Особенности государственного развития Индии в средние века

Как уже было отмечено выше, четкую границу перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью провести почти невозможно, в отличие от стран Европы. В странах Востока не было таких огромных изменений, как в Европе. Развитие этих стран формировалось, как и в предыдущие века, в своих традиционных рамках.

Большинство советских индологов считают VII-XVIII века временем господства феодального строя в Индии. Но данный факт многими учеными оспаривается, поскольку социально-экономическая система средневековой Индии отличалась от европейского средневекового строя, который первоначально и назывался феодализмом. Некоторые историки отмечают, что в странах Востока в «средние века» не было феодализма в его классическом, марксистском понимании, не было античности. Развитие восточной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды расцвета сочетаются здесь с периодами спада.

Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Династии и государства возникавшие в Средневековый период были кратковременными да и слабыми.

Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междоусобными войнами, временным возникновением крупных государств.

Государственное развитие Индии в средние века делится на несколько периодов:

I. Раджпутский (доисламский) период (VII--XII вв.)

II. Делийский султанат-(XIII -- нач. XVI вв.)

III. Государство Великих Моголов в ХVI - сер. ХVII вв.

1.1 Раджпутский (доисламский) период (VII--XII вв.)

Раджпутский период очень трудно изложить, поскольку государства возникали и исчезали. Границы политического развития каждого из них били краткими.

Политическая история Индии данного периода характеризуется сохранением традиционного деления на дравидийский Юг и арийский Север. Причем уровни развития в культурной сфере и социально-экономической между ними существенно отличался. Так же этот период характеризуется постоянной неустойчивостью в политической сфере в обеих частях полуострова. Стремительными возвышениями и падениями государств из-за их внутренней слабости и дисбаланса сил между ними, разорения из-за внешних войн и внутренних конфликтов; чередованием длительных эпох децентрализации и кратковременных периодов централизации и относительной стабильности Говоров Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1998. .

Эпоха Гуптов (IV-VI вв. н. э), воспринимая как золотой век Индии, сменилась в VII-XII вв. периодом феодальной раздробленности.

Пришедшие из Центральной Азии племена завоевателей гуннов-эфталитов осели на северо-западе страны, а появившиеся вместе с ними гуджараты расселились в Пенджабе, Синде, Раджпутане и Мальве. В результате слияния эфталитов и гурджаров с местным населением возникла компактная этническая общность раджпутов (детьми раджи), которая в VIII в. начала из Раджпутаны экспансию в богатые области долины Ганга и Центральной Индии. Наибольшую известность имел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Мальве. Здесь и сложился наиболее яркий тип феодальных отношений с развитой иерархией и вассальной психологией Всемирная истори Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с . .

В этот период в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий.

Первым сильным государством была династия Гурджара-Пратихаров. Она возникла как небольшое княжество в западном Раджастхане в начале VIII в., но затем охватила всю Северную Индию. На востоке Гурджара-Пратихаров имела могущественного соперника - государство Палов (750г.). На юге соперниками для этих государств были Раштракуты. В Х в. ведущие державы страны пришли в упадок. Династия Чалукьев (государство Дакана) сменила династию Раштракут. Государство Палов ослабев с середине Х в больше не вмешивалось в политическую борьбу за Северную Индию. А государство Гурджара-Пратихаров сохранило формальное верховенство и распалось на княжества.

Юг Индии отставал в своем развитии от Севера. Это связано с тем, что на Юге было очень много племен, но и здесь возникали самостоятельные государства - княжества. Так, например, еще в III-IV вв. складывается государство Палавов, а в VII в. в южной части Махараштры - княжество Чалукьев, в IX - княжество Чолов, контролировавшее некоторое время всю южную Индию.

Южными государствами Индии были более крупные, устойчивые, внесшие заметный вклад в развитие индусской Индии и ее культуры. Эти государства - государства «зародыши» национальной Индии. Были попытки создания мини-империй, но внутридинастийные войны подрывали тенденцию к национальной консолидации.

Политическая раздробленность страны оказалась особенно трагичной для Индии в этот период. Начиная с XI Северная Индия регулярно подвергается набегам войск Махмуда Газневида (998-1030), правителя обширной империи, включавшей территории современных государств Средней Азии, Ирана, Афганистана, а также Пенджаб и Синд. К началу XIV в. Южная Индия становится легкой добычей для Делийского султаната, который к этому моменту достиг своего величия.

Государства Раджпутского периода были устроены весьма просто: двор был сведен к минимуму, основным институтом государства была армия, состоявшая из отрядов вассалов. Наемная армия была неизвестна. Основным родом войск была пехота, конница составляла незначительную часть армии. Использовались, как и прежде, слоны.

Социально-экономическое развитие Индии в раджпутскую эпоху характеризовалось ростом феодальных владений. Наряду с правителями индусские храмы и монастыри были так же богатыми. Если первоначально феодалам жаловались только необрабатываемые земли, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако индийская община в это время все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем, но торговые операции с землей общинной администрацией контролировались.

Городская жизнь, замершая после VI в., начала возрождаться лишь к концу Раджпутского периода. Быстрее развивались старые портовые центры. Новые города возникали возле замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх на буддизмом, победив его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. - Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с . .

1.2 Делийский султанат-(XIII -- нач. XVI вв.)

Как уже отмечалось на территории Индостана за многотысячную историю не существовало сильной власти. Одни государства выделялись и стремились подчинить себе другие. Однако, исчерпав свой потенциал в войнах против соседей, она гибла и вновь распадалась.

Начиная с XI в. Индия становится ареной разорительных набегов тюркский завоевателей - мусульман. Поскольку в Индии была феодально раздробленной, индийские княжества не смогли противостоять этим нашествия. Значительные изменения в жизни Индии начались с XII века, когда ее северные области были покорены мусульманами. Они стремились подчинить Индия с VIII века, но их действия не увенчались успехом. Так постепенно на севере Индии утвердилось новое государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название - Делийский султанат Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард - Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. Стр.175. . Правителем этого государства стал наместник султана Кутб-ад-дин Айбек. С конца XIII в. султанат довольно быстро увеличивал свою территорию и к началу XIV в. захватил почти весь полуостров Индостан. Возникновение Делийского султаната , оказало значительное влияние на всю историю Индии.

Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов

В период Делийского султаната одна династия сменяла другую. Рассмотрим особенности правления этих династий.

Династия Гулямов (1206--1290 гг.).

Как говорилось выше, первым правителем султаната был провозглашен один из тюркских рабов, начальник гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбек (1206--1210 гг.). Главной опорой для него было его войско.

Государственной религией в этот период становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Только христианам и иудеям, «людям Писания», разрешалось сохранять свою веру на условии признания себя подданными, выплачивающими харадж (поземельный налог) и джизью (подушный налог). Позднее, по мере распространения ислама и роста числа его последователей, разница в обложении поземельным налогом мусульман и не мусульман исчезла, и универсальным поземельным налогом становится харадж.

После смерти Айбека тюркская знать посадила на престол Шамс-уд-дина Ильтутмыша (1210-1236 гг.)

Многолетние войны Шамс-уд-дина привели к расширению пределов Султаната и к относительному усилению султанской власти. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру (признание в качестве такового) от багдадского халифа Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в Средние века Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 106с. .

Из-за постоянных угроз и нашествий монгольских завоевателей мусульманская знать объединилась вокруг делийского трона. Военная знать в этот период состояла в основном из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую «Сорок» по числу ее основателей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т.е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными («зим-ми»).

Первые два делийских султана избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмыш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал «лучшим мужчиной», чем его сыновья, но она смогла править только 4 года. Начались раздоры между приближенными и военачальниками-гулямами; в государстве воцарилась анархия

В 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша, Насир-уд-дин. Однако вся власть была в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана. Заняв после смерти Насира престол (1265--1287 гг.), Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти.

При Балбане в Делийском султанате были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из среднеазиатских, афганских и иранских наемников. Вся власти была в руках султана. Его ближайшим помощником являлся главный визирь, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств. Основными ведомствами были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей. Для управления ими султан назначал наместников (вали) из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Области, в свою очередь, делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман.

После смерти престарелого султана между феодальными группировками снова начались распри. В этой борьбе одержали верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290--1296 гг.).

Правление Хилджи

При первом представителе династии Хилджи в Индию опять вторглись монгольские войска. Джалал-ад-дин Фируз был мягким и милосердным султаном.

В 1296 г., убив своего тестя, правителем Дели становится Ала-ад-дин Хилджи (1296--1316 гг.). Жестокий и решительный Ала-ад-дин был способным военачальником и талантливым администратором.

Для пополнения казны султан забирал земли духовенства и богатых военачальников и обложил их налогом. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться, ездить верхом. Во избежание заговоров султан создал систему шпионажа и разослал повсюду своих шпионов. Запретил вельможам употреблять спиртные напитки и сам перестал пить. Но потом знатным людям разрешил пить, но только дома. Браки между знатными людьми были разрешены только с согласия султана.

Предметом специальной заботы Хилджи была армия. Он ввел денежную оплату иктадаров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. Жалование воинам было повышено. Эти меры дали Ала-ад-дину возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. Затем султан организовал большой поход в Декан и в течение трех лет (1308--1311 гг.) завоевал его.

Под прямым контролем султана была только большая часть Северной Индии. Империя Ала-ад-дина не была централизованным государством. Всюду вспыхивали мятежи. И после смерти Хилджи началась борьба за трон.

Династия Туглак (1320 - 1414 )

В 1320г один из самых известнейших военачальников Ала-ад-дина, Малик Гази свергает и убивает последнего султана династии Хилджи. Делийская знать провозглашает его султаном под именем Гийяс-уд-дина Туглака.

Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, являвшиеся следствием реформ Ала-ад-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая, и на государственные средства была осуществлена постройка ирригационных каналов.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-ад-дин проводил активную внешнюю политику. Он подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели. Его сын по этому поводу устроил в Дели пышную встречу, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками.

На престол взошел Мухамад-шах (1325--1351 гг.). Мухаммад Туглак был способным полководцем. Для своего времени Мухаммад Туглак был способным полководцем, хорошо образованным человеком. Но он был чудовищно жесток. Мухаммад носился с фантастическими планами покорения Персии и Китая и своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние.

Страну погубили его безумные планы и тяжелые налоги. Начался голод, а затем и восстания. За жестокость расправ султан получил прозвище Хуни, то есть Кровавый. В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Тут же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана -- Фируза Туглака (1351-1388 гг.). государство индия средний век

Фирузу пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доабе были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы «деревни, селения и города», издан приказ о запрещении пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. C 180 .

сохранить целостность своего государства Фирузе так и не удалось. Отделившуюся еще при Мухаммаде Туглаке Бенгалию, присоединить вновь не удалось. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда престарелый султан умирает, разгорается борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар распадающейся империи нанесло нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась.

Династия Сайидов и Лоди

В 1414 г. Хизр-хан Сайид, бывший правитель Мултана, присоединившийся к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 год считается началом правления династии Сайидов.

Хизр-хан (1414--1421 гг.) и его родственники продержались у власти до 1451 г.. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добыча. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421--1434 гг.) в последний год своего правления отказался подчиняться тимуридам и стал чеканить монеты со своим именам.

В 1451 г. престол захватывает пуштун Бахлул Лоди (1451--1489 гг.), способный военачальник. При нем султанат политически усилился и расширился.

Сын Бахлула Сикандар-шах (1489--1515 гг.) расширил границы государства на востоке - вплоть до границ Бенгалии, подавлял восстания, пытался афганскую власть сделать более послушной. Восстановил шпионаж. Возобновил проверки налоговой отчетности, казни за растраты и хищения. При его правление несколько оживилась экономика страны. Он основал Агру (1504г.), которая стала одной из столиц Индии.

Си-кандар проявил себя как ревностный, фанатичный мусульманин. Он яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п.

Его сын Ибрахим (1517--1525 гг.) пытался продолжить политику своего отца по укреплению власти, но проявил при этом излишнюю прямолинейность. Самыми крупными военными мероприятиями Ибрахима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, закончившиеся подчинением обоих княжеств. Однако его деспотическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Тогда знать пригласила в Индию Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур воспользовался этим приглашением. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате и занял Дели.

Начался новый период Индийской истории. Так зародилась Могольская империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

Следует отметить ряд государств, существовавших на территории Индии с середины XIV по середину XVI вв. некоторые из них сыграли немаловажную роль в истории Индии, чем Делийский султанат.

В то время как Делийская держава клонилась к упадку, в Декане возникли два государства. Одно на юге, названное по имени своей столицы Виджаянагар и находившееся под властью индусских правителей (1336 г.). И государство Бахмани. (1347 г.) в северной части Декана.

Политическая жизнь государства Бахманидов определялась войнами с Виджаянагаром и внутренними распрями между двумя группировками мусульманских феодалов -- декани (т. е. потомками мусульман, издавна живущих в Декане) и афаки (т. е. чужеземцами, недавно прибывшими из Персии и других стран).

Свирепый правитель Ахмад-шах Бахмани (1422--1435 гг.) беспощадно грабил земли Виджаянагара и вырезал индусское население. Столицу государства он перенес в Бидар. Феодальные распри и междоусобицы ослабляли государство, и в XVI в. империя Бахманидов распалась.

Из возникших на развалинах государства Бахманидов пяти княжеств (Биджапур, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар) самым крупным был Биджапур. История Декана этого периода заполнена войнами этих княжеств, как с Виджаянагаром, так и между собой. Хотя правители данных государств были ревностными мусульманами и беспощадно уничтожали на захваченных территориях индусское население, войны с Виджаянагаром определялись не религиозными, а политическими соображениями.

В 1565 г. все пять деканских государств заключили союз против Виджаянагара. В битве при Таликоте на реке Кришна Виджаянагар потерпел поражение.

Вторым крупным деканским султанатом была Голконда, занимавшая по существу территорию древнего государства Телинганы. Голконда была богатым государством

Богатым государством, где правила мусульманская династия, был также Гуджарат, расположенный на западе Индии и не входивший в число деканских государств. Гуджарат был одним из самых экономически развитых районов Индии.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций - Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д"Альбукерки (1510-1511) - португальцы захватывают остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование - амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов - сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

1.3 Государство Великих Моголов в ХVI - сер. ХVII вв.

Заключительным этапом средневековой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Индии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530).

В 1526 г. Тимурид Бабур (внук Тимура), вторгается в Индию. Его войско (мушкеты, пушки) разгромило в решающей битве при Панипате 40.000 армию последнего из делийских султанов (Ибрагим Лоди) и ополчение раджпутов и заняло большую часть долины Ганга. Так появились в Индии Великие Моголы. Завоевание Индии Великими Моголами объясняется слабостью Делийского султаната и господствовавшей в Индии феодальной раздробленностью и заинтересованностью разных слоев сельского и городского населения (купечества, связанного с транзитной караванной торговлей) в прекращении междоусобиц, мешавших развитию земледелия, ремесла и торговли.

Бабур правил недолго, в 1530 г. его сместил сын Хумаюн, но борьба с братьями за власть привела к тому, что правитель Бихара и Бенгалии Фарид Шер-хан (афганские племя сур) захватил власть в Дели, а Хумаюн должен был искать убежища в Иране. В 1540 г. Шер-хан стал шахом (1540-1545) и стал укреплять центральную власть. Провел магистральные дороги с караван-сараями, связавшие Дели с Бенгалией, Раджпутаной, Индом и т.п.; упорядочил земельные отношения (начато было составление генерального кадастра земель), систему налогов (1/3 урожая - средний размер поборов), характер землевладения военачальников - джагирдов, повысил статус некоторых индусов, предоставив им ряд влиятельных должностей. Смерть Шех-шаха использовал Хумаюн, который в 1555 г. вернул себе власть. Но в 1556 г. Хумаюн погиб в результате несчастного случая, а власть перешла в руки его 13-летнего сына Акбара (1556-1605).

Период правление этого падишаха - «золотой век» империи Великих Моголов. Произошло расширение территории - Гондвана, Раджпутана, Бенгалия, Гуджарат, Кашмир, Орисса. В стране сложилась централизованная система управления. Шах обладал неограниченной властью. Делами управления ведали первый министр - вакиль и главы нескольких подчиненных ему ведомств, наиболее важным из которых было финансовое ведомство (дивани). Оно занималось налогообложением и распределяло джагиры (земельные пожалования на условиях несения военной службы). Второе по значимости ведомство возглавлял главный интендант и казначей войска, который следил за выполнением джагирдарами их военных повинностей и сдачей в казну захваченной ими военной добычи. Функции хозяйственного ведомства ограничивались контролем над казенными мастерскими и надзором за дворцовым имуществом и строительством. Специальное ведомство ведало назначением церковнослужителей, судей, а также раздачей земель мусульманскому духовенству. Войско состояла из отрядов джагирдаров. Все государство было разделено на управлявшиеся губернаторами провинции, которые в свою очередь делились на области и округа. При этом параллельно существовали гражданское и военное управления, действовавшие независимо друг от друга. В отличие от правителей Делийского султаната Великие Моголы нередко назначали на административные и военные должности индусов.

Акбар завершил реформы Шер-шаха - все земли были объявлены государственными, закончил кадастр земель, определены суммы налогового сбора с каждого из районов (в пользу государства взималась 1/3 урожая с пахотных земель, причем все обрабатываемые земли делились на 3 категории: земли, возделываемые ежегодно, засеваемые после пятилетнего перерыва и целина; при сборе налогов с последних двух категорий делались скидки; в центральных областях государства натуральный оброк был заменен денежным; только на окраинах и в землях, заселенными афганскими племенами, этот налог взимался натурой, кроме выплаты налога крестьянин должен был отбывать трудовую повинность); часть земель была отдана на условиях условного ненаследственного служебного владения военачальникам - джагирдарам. Джагирдары должны были содержать войско в соответствие с размерами джагира. Но от того, чтобы заменить джагиры денежным вознаграждением пришлось отказаться, так как джагирдары были против. А система джагиров создала условия для злоупотреблений, с чем пытались бороться и Шер-шах и Акбар, но безрезультатно. Так, в 1580-1582 гг. джагирдары подняли восстание против Акбара. Усмирить феодалов удалось лишь после новых указов о пожаловании джагиров.

Существовали владения вассальных князей - заминдаров, плативших в казну дань и самостоятельно распоряжавшихся всеми остальными доходами. Со временем заминдары стали частнособственническими. Наследники вводились во владение землей специальной грамотой. Заминдары военной службы не несли.

Около 3% земли было у мусульманского духовенства, некоторое количество земли было и у индусских храмов. Эти пожалования именовались сойюргалами . Земли такого типа обладали налоговым иммунитетом.

Акбар стремился укрепить государственную собственность на землю. Не позволяя придворным группировкам в какой бы то ни было степени влиять на управление государством, он разделил огромный штат своих придворных на 3 отдельных разряда.

При Акбаре был проведен ряд мер, направленных на поощрение ремесла и торговли: отменены сборы с ремесел и дополнительные пошлины на продажу различных товаров, снижены внутренние пошлины на переездах и речных пристанях. Были введены единые денежные единицы и единая система меры и веса, были улучшены караванные дороги, построены караван-сараи и рынки.

Большое значение придавал религии. Пытался создать синтетическую религию («один государь - одна религия»), призванную ликвидировать религиозные разногласия в среде его подданных. Акбар отменил джизью. Взяв за основу ислам, Акбар использовал идею сикхов о беспрекословном подчинении учеников своему верховному наставнику - гуру, от бхакты - призыв к примирению мусульман и индусов, от ортодоксального индуизма - ношение брахманских знаков и запрещение есть говядину, от огнепоклонников (парсов) - поклонение солнцу и огню, от махдийцев - учение о праведном правителе и т.д. Придерживался принципа веротерпимости. Поддержки многие нововведения (особенно религиозная политика) Акбара среди феодалов не встретили.

Сын Акбара Джахангир (1605-1627) продолжал активную внешнюю политику отца, начал войны в Декане, выступил против сикхов в Пенджабе. Но были и неудачи, например, в Ассаме, были проблемы в Бенгалии. При шахе Джахане (сыне Джахангира) (1627-1658) были подчинены Ахмаднагар, Биджапур, Голконда, которые стали вассалами, т.е. вся Индия оказалась под властью империи Великих Моголов. Но этот период был началом упадка империи.

Шаха Джахана сменил сын Аурангзеб (1658-1707), деспот, отца посадил в темницу. Правил долго, но не талантливо. Будучи суннитом Аурангзеб преследовал как индусов, так и шиитов. Делал попытки ввести отмененную Акбаром подушную подать для немусульман. Постоянно обирал джагирдаров. Часты волнения крестьян. При нем идет падение хозяйственного ритма жизни, в начале XVIII в. Индия пережила голод, имел место сепаратизм на окраинах.

В XVII в. усилилось проникновение европейцев в Индию - англичан, голландцев, французов, датчан. После смерти Аурангзеба обширная империя Великих Моголов распалась на ряд отдельных феодальных владений, правители которых постоянно враждовали между собой.

Воспользовавшись распадом империи и вытеснив французов, англичане в 60-е гг. XVIII в. расширили свои владения в Индии и затем превратили ее в свою колонию.

Заключение

Первое, что хотелось бы отметить, проанализировав учебную литературу, я пришла к выводу, что выделение Средневековой Индии практически в истории не рассматривается.

В целом можно отметить следующее. Средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, этнических культур, религиозных традиций. Изучение Индии привлекает своей сказочностью, экзотикой, тайнами, богатством. Если сравнивать Индию в этот период с Европой, в которой в это время формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. В Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.

Проведя анализ работ известных медиевистов, можно сделать вывод.В Индии в этот период очень медленно проходило развитие производства, производительность труда, увеличивалась продуктивность земли, государственный строй становился более оформленным и зрелым, культура претерпевала перестройку, связанную с развитием национального самосознания. Из-за этого Индия в период Средних веков отстала в своём экономическом, политическом и духовном развитии от стран Западной Европы, вырвавшихся вперёд. Л.Б. Алаев, исследовавший основные закономерности индийской цивилизации, в качестве главной характеристики выделил крайнюю умеренность темпа движения ее истории: она выглядит "как один сплошной переходный период".

С годами интерес к изучению индийского Средневековья не пропадает. До настоящего времени существует две группы квалифицированных историков: одна рассматривает доколониальное индийское общество как феодальное, другая группа, не менее многочисленная и квалифицированная, является противником концепции феодализма. Обе группы строят свои аргументы на анализе широкого круга источников, причём зачастую одни и те же тексты служат для подтверждения противоборствующих точек зрения. Я с интересом изучила работы некоторых учёных, которые посвятили многие годы своей жизни анализу процессов, происходивших в индийском Средневековье.

Литература

1. Алаев Л.Б. Средневековая Индия. - СПб.:Алетейя, 2003г - 304 с.

2. Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. 558 c

3. Всемирная истори я: Учебник для вузов/ Под ред. Г .Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с

4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашени нниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. - 480 с.

5. Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в Средние века: Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 106 с.

Электронные источники

1. История (П.С. САМЫГИН И ДР.) 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -- 480 с. http://studlib.com/content/category/4/9/13/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности общественного и государственного устройства Римской империи в период домината. Основные изменения в уголовном праве и процессе в XX века. Сословно-представительная монархия во Франции, специфика общественного строя, государственного механизма.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2018

    Исторический вектор формы государственного устройства. Выявление характерных черт унитаризма и федерализма современных государств. Рассмотрение основных принципов и особенностей федеративного устройства. Конфедеративная форма государственного образования.

    дипломная работа , добавлен 12.09.2014

    Управление городами от Древней Руси до XVI века. Модели государственного устройства. Городское самоуправление в XIV-XVI вв. Принципы государственного управления при Петре I, Екатерине II, Александре I, Николае I. Особенности реформ Александра II.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Исследование государственного устройства и реформ последней четверти XIX века. Описания новелл вещного и наследственного права, уголовных наказаний, городской, судебной и военной реформ. Изучение истории государственных учреждений дореволюционной России.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2011

    Определение федерализма как государственно-правового явления, политические, исторические и естественно-географические причины его развития. Взаимосвязь между федеративным государственным устройством и национально-этническим составом населения страны.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Законы Ману как ценный источник для изучения социально-экономической и правовой истории и культуры Древней Индии, рассмотрение основных особенностей. Анализ видов преступлений. Общая характеристика общественного и государственного строя Древней Индии.

    реферат , добавлен 18.04.2013

    Значение государственного устройства в истории государства. Определение формы государственного устройства. Виды государственного устройства. Различия между унитарной и федеративной формами. Значение федерации как формы государственного устройства.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Изучение основ конституционного права и государственно-правовых отношений зарубежных стран. Отличительные особенности государственного устройства США, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Польши, КНР, Индии, Бразилии, Мексики и некоторых других.

    курс лекций , добавлен 02.02.2011

    Теоретические аспекты понятия сущности государства, его признаки и классификация. Характеристика, особенности и отличительные черты унитарного и федеративного государственного устройства, их преимущества и недостатки. Россия как федеративная страна.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Исследование административно-территориального устройства РБ. Анализ принципов построения государственной власти, создания высших органов государства. Характеристика особенностей унитарной, федеративной и конфедеративной форм государственного устройства.

Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.

Социально-экономическое развитие Индии в эпоху средневековья характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов, наряду с правителями, были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем.

Возле дворцов феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца, возникают новые города. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

В начале XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство - Делийский султанат (1206-1526), окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Политико-административная организация государства - типично исламская. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Войска султанов совершают завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены признавать себя вассалами Дели и платить султану дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). Здесь была основана новая династия Сайидов. Представители этой династии правили уже как наместники от лица тимуридов. В период существования Делийского султаната началось проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли побережья Западной Индии. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие.

Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху изменения. Возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование - «икта» (небольшие участки) и «мукта» (крупные «кормления»). Их держатели - иктадары и муктадары - собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы.

В 1526 г. военачальник тимурид Бабур положил начало Моголъ-ской империи , просуществовавшей почти двести лет. Ислам был объявлен государственной религией. В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В государственный земельный фонд поступали все завоеванные территории. Из него раздавались «джагиры» - условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью.

Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

Таким образом, средневековая Индия олицетворяет собой синтез разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций, этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна стала легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала естественный ход исторического развития.

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 34. Средневековая Индия

§ 34. Средневековая Индия

Индия находится на полуострове Индостан. На севере страны возвышаются высокие горы Гималаи, с которых берут начало две великие реки – Инд и Ганг. С запада и востока Индостан омывается морем. Единственная возможность для иноземного войска попасть в Индию – пройти с северо-запада по неширокому проходу между горами и пустыней. Поэтому отсюда начинались все многочисленные вторжения в эту страну. Индию можно условно разделить на две части – Северную и Южную. Еще с древности Северная Индия была заселена потомками ариев. На юге жили люди, говорившие на дравидских языках. Существенные различия между этими частями Индии сохраняются и по сей день.

Возделывание риса. Индийский рисунок

Климат Индии благоприятствовал занятиям сельским хозяйством. Здесь всегда тепло, а земли плодородные. Индийские земледельцы выращивали пшеницу, рис, ячмень, бобовые, хлопок, сахарный тростник, пряности. Очень ценилась в прибрежных районах кокосовая пальма. Индийцы были хорошими скотоводами. В своих хозяйствах они разводили коров, буйволов, верблюдов, коз, лошадей. Им удалось приручить даже самое большое животное суши – слона.

Слон. Индийская скульптура

В Индии еще с глубокой древности существовало большое число городов. Жившие в них искусные ремесленники владели многими профессиями. Далеко за пределами страны славились кузнецы, литейщики, ювелиры, золотых дел мастера, оружейники. Индийцы научились изготавливать красивые ткани из хлопка, которые были столь тонки, что женское свадебное платье можно было легко продеть через обручальное кольцо.

Особенностью индийского общества являлось его деление на четыре группы (сословия) – варны: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшиев (земледельцев и торговцев) и шудр (зависимых людей). Они зародились еще в древности после завоевания Индии ариями. В Средние века устройство общества стало сложнее, развитие хозяйства привело к появлению новых занятий людей. Варны постепенно стали распадаться на более мелкие касты. Среди брахманов возникли касты чиновников, врачей, учителей. Не все кшатрии занимались теперь военным делом – среди них появились и землевладельцы. Всего в Индии насчитывалось несколько тысяч каст. Между ними сохранялось неравенство. Касты жрецов, правителей, воинов, представителей верхушки крестьянской общины считались высшими. Среднее положение занимали земледельцы-общинники, торговцы, ремесленники. К низшим кастам принадлежали слуги и рабы.

Появились касты, располагавшиеся ниже шудр. Их называли «неприкасаемыми». В них вошли рабы, а также люди из племен, живших в условиях первобытного строя. «Неприкасаемые» выполняли самую грязную работу – были уборщиками, мясниками, кожевниками. Им запрещалось прикасаться к людям из других каст, входить в храмы, иметь землю. Селения «неприкасаемых» располагались поодаль от селений представителей «чистых» каст. Выходить из дома они могли только с наступлением темноты, чтобы их взгляд не осквернил соседей из высших каст.

Переход из одной касты в другую был невозможен, нельзя было и заключать браки, если жених и невеста были из разных каст. Касты были обособлены друг от друга, их члены имели, как правило, одно занятие, передавая его секреты по наследству. Отношения между кастами были определены древними обычаями и религией. Нарушителей правил ждало наказание. Кастовый строй препятствовал хозяйственному развитию Индии, так как приводил к разобщенности народа и мешал проявлять свои таланты людям из низших каст.

Вспомните, как древние индийцы объясняли появление варн.

В Средние века в Индии существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей (князей) и махараджей (царей). Власть раджей опиралась на войско, состоявшее из представителей касты воинов. Кроме пехоты и конницы во время войны индийские правители использовали боевых слонов. Огромному толстокожему животному были не страшны стрелы и копья. На его спине располагались воины, которые с высоты разили врагов. Грозным оружием были и ноги слона, ломавшие колесницы и растаптывавшие пеших воинов противника.

Сцена сражения. Средневековая миниатюра

Как и в других странах Востока, вся земля в Индии принадлежала государству, а распоряжался ею раджа. На время службы он жаловал своим чиновникам право собирать подати с определенных деревень. Сама же земля не становилась собственностью чиновника. Он не мог передать по наследству ни свою должность, ни пожалованные ему права. Однако со временем чиновники и воины стали захватывать в собственность земли с крестьянами.

Чем положение индийской знати отличалось от положения западноевропейских феодалов?

Власть раджей не была неограниченной. Издревле большими правами пользовались сельские общины. Они состояли из одной или нескольких деревень, жители которых часто были родственниками. Занятие земледелием было делом, с которым могла справиться только большая семья – несколько поколений родственников. Земля была наследственным владением общинников, а лугами, лесами и реками община распоряжалась сообща. Общинники вместе расчищали джунгли, боролись с дикими зверями. Однако равенства в индийской общине не было. Положение человека зависело от его принадлежности к высшей или низшей касте. Крестьяне выбирали совет общины и старейшин. Те распределяли землю между семьями, собирали налоги и выплачивали правительству подати от имени всей деревни, судили односельчан. Жившие в городах ремесленники и купцы также имели свои объединения во главе со старейшинами.

Сцена суда. Средневековый рельеф

В древности и в Средние века Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекла молва о сказочных богатствах и плодородии этой страны. В V веке сюда вторглись племена кочевников-гуннов. В Северной и Центральной Индии гуннам удалось создать собственные государства. Со временем бывшие завоеватели слились с местным населением, приняв его язык и религию.

Войска Махмуда штурмуют город. Средневековый рисунок

Совсем по-иному сложились отношения индийцев с мусульманами, вторгшимися в страну в XI веке. Воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, они опустошили Северную Индию. Возглавил эти набеги правитель государства Газни Махмуд. Он оправдывал свои грабительские походы в Индию делом священной борьбы за ислам, так как большинство индийцев придерживались языческих верований. В XIII веке вся северная Индия оказалась под властью мусульманских правителей-султанов. Столицей возникшего здесь государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Его правители обладали неограниченной властью, могли по собственному усмотрению распоряжаться жизнью и имуществом подданных.

Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, которая передавала их по наследству. Султаны Дели пытались таким образом обеспечить верность своих приближенных. Однако упрочить государство им не удалось. Многочисленные мятежи знати и заговоры ослабляли султанат. Его сотрясали восстания индийцев, не желавших подчиняться иноземцам и принимать ислам.

Мусульманские правители приказали разрушить тысячи храмов индийцев и построить на их месте мечети. Однажды султан привез изображения индийских богов и статуи раджей из разрушенного храма и зарыл их у ворот мечети в Дели, чтобы мусульмане по дороге на молитву попирали их ногами. Некоторые индийские правители, желая сохранить свою власть и богатства, принимали ислам, но большинство их подданных остались верны прежним богам.

Индия в XII–XV веках

Куда были направлены завоевательные походы мусульман? Как изменилась территория Делийского султаната в XIV–XV веках по сравнению с XIII веком?

Буддизм, имевший когда-то много последователей, в Средние века потерял свое влияние в Индии. Его место занял индуизм. Индусы (так называли последователей индуизма) поклонялись множеству богов, главными из которых были Брахма, Вишну и Шива. Индусы верили, что после смерти душа человека переселяется в другое живое существо. Если человек вел праведную жизнь – его душа должна воплотиться в представителе более высокой касты, если же грешил – более низкой, а то и в каком-нибудь животном. Поэтому индуизм учил, что нельзя причинять вред ни одному живому существу на Земле – ведь в нем, возможно, воплотилась душа умершего человека.

Бог Шива. Индийская бронзовая скульптура. XI–XII века

Индия славилась не только сокровищами, но и развитой культурой. Индийцы создали прекрасные произведения живописи. Они изображали своих богов, правителей, героев легенд. Стены вырубленных в скале храмов Аджанты заполнены картинами, изображающими торжественный выезд раджи со свитой, битвы со множеством боевых слонов, всадников на вздыбленных конях, бегущих воинов с огромными щитами. Свои храмы индийцы строили из камня или вырубали из целой скалы, придавая им замысловатые формы. Каждое священное здание было украшено скульптурами.

Росписи Аджанты

Подведем итоги

В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной власти правителя. Она часто подвергалась иноземным нашествиям, а в XI веке север Индии был завоеван мусульманами. Индия испытала на себе влияние разных народов и культур, но сохранила свою самобытность.

Касты - замкнутые группы людей, объединенные определенным занятием, обычаями; занимающие определенное положение в обществе.

Индуизм - древнейшая языческая религия Индии.

«Одной из самых самобытных цивилизаций Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен».

(Российский историк Г. М. Бонгард-Левин)

1. Назовите занятия жителей Индии.

2. Что такое варны и касты? Какое влияние на жизнь индийцев оказывал кастовый строй?

3. Какую роль в жизни индийцев играла община?

4. С какими завоевателями пришлось столкнуться Индии? Как они повлияли на жизнь индийцев?

5. Почему власть султанов Дели оказалась слабой?

6. Какие религии существовали в Индии? Как они повлияли на индийскую культуру?

Озаглавьте пункты и составьте развернутый план параграфа (правила составления плана см.: задание 1 к § 5).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Средневековая Франция

Из книги Безумные короли. Личная травма и судьба народов автора Грин Вивиан

III. Средневековая трилогия Римские императоры, о которых мы рассказывали, были абсолютными властителями, их психика была нарушена и разрушена той властью, которую они имели. Короли средневековой Англии были людьми разного склада, воспитанные в христианских традициях, их

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 7. Средневековая Европа в XI – XV вв Хозяйственное развитие. Средневековое хозяйство характеризовалось низкой производительностью труда. Невозможность создавать значительные запасы впрок часто приводила к голоду в неурожайные годы. Высока была смертность среди

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Средневековая красавица В гостинице «Лилия» Квентин впервые увидел молодую графиню Изабеллу де Круа.Красота девушки поразила шотландца. Поскольку автор не описал средневековую красавицу, мы попытаемся сделать это сами.Очевидно, Изабелла была полной, высокой и румяной.

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора Носовский Глеб Владимирович

4.1. Средневековая астрономия Невооруженным глазом видны пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Видимые траектории их движения проходят около эклиптики - линии годичного движения Солнца. Само слово «планета» означает по-гречески «блуждающая звезда». В

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 6 Средневековая Индия до ислама Средневековая политическая структура Индии не знала таких империй, как Маурийская или Кушанская, во всяком случае до ее исламизации. Характерным для нее со времен Гуптов (IV–VI вв.) было не столько даже членение на арийский север и

Из книги Вена автора Сененко Марина Сергеевна

Из книги Долг: первые 5000 лет истории автора Гребер Дэвид

Средневековая Индия (Полет к иерархии) Я оставил Индию, когда Ашока обратился к буддизму, и отметил, что в конце концов его проект провалился. Ни его империя, ни церковь не оказались долговечными. Однако их крушение заняло довольно много времени.Династия Маурьев

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Средневековая Родезия По мысли Кейтон-Томпсон, фундаменты Зимбабве «принадлежат к периоду между девятым и тринадцатым веками и, возможно, к чуть более позднему времени, когда… как показывает наличие фарфора, в этих местах буквально кишела жизнь». Но первое здание, по ее

Из книги Философские обители автора Фулканелли

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Средневековая Европа Восстановление золотой чеканки В Европе после падения Рима шло «вымирание» золотых денег, а 750-1250 гг. были периодом господства западноевропейского серебряного денария.„В средневековой Европе «платили золотом обычно лишь при некоторых торговых

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Средневековая история О средневековой истории Сурожа известно несколько больше, ибо с этого времени он существует и «официально». Но и здесь «Велесова книга» существенно дополняет общепринятую картину древней истории сего древнего славянского княжества.В начале III

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Средневековая Родезия По мнению Кейтон-Томпсон, основание Зимбабве «относится к периоду между IX и концом XII – началом XIII века, когда, как показывают фарфоровые черепки, эта местность была уже полностью заселена». Но первое здание, по ее мнению, возможно, было построено

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 34. Средневековая Индия IИндия находится на полуострове Индостан. На севере страны возвышаются высокие горы Гималаи, с которых берут начало две великие реки – Инд и Ганг. С запада и востока Индостан омывается морем. Единственная возможность для иноземного войска

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4.1. Средневековая астрономия Невооруженным глазом видны пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Видимые траектории их движения проходят около эклиптики - линии годичного движения Солнца. Само слово «планета» означает, по-гречески, «блуждающая звезда». В

Ещё в древности в Индии произошло деление общества на четыре варны (сословия). Это брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земле-дельцы, скотоводы, торговцы) и шудры (ремесленники, слуги, рабы).

В начале нашей эры в организации варн наблюдаются значительные изменения. Каждая варна стала делиться на более высшие и низшие касты (по-древнеиндийски «джати» - рождение, происхождение). Самой бесправной низшей кастой были так называемые «неприкасаемые», которых презирали. Они выполняли самую тяже-лую и самую грязную работу: были слугами, вычищали мусор, забивали скот и др. К этой касте принадлежали и некоторые отсталые племена. В период Гуптов уже существовали десятки каст.

Принадлежность к определённой касте определялась происхождением чело-века, умением держаться, а также одеждой, прической, символической отметкой на лбу, культурой питания. Представители определенной касты имели характерный тип жилища. Никто не имел права самовольно перейти из одной касты в другую. Браки между представителями разных каст, как правило, запрещались. Однако в обществе не вызывали осуждения случаи, когда мужчина из высшей касты брал жену из более низкой.

Спецификой индийского общества с древности было наличие в нём сельской общины. Её основу составляли несколько десятков или сотен семей земледельцев-общинников, которые владели наделами и имели на них наследственное право. Община руководила ирригационными работами, организовывала необходимую взаимопомощь и оборону. Постановления общины нередко высекали на каменных плитах, вмурованных в стены храмов. Постепенно среди её членов начали выделяться ремесленники: кузнецы, плотники, гончары, каменщики, ткачи, медники и др. Они обслуживали общину и получали от неё всё необходимое для жизни.

Общину возглавлял староста и несколько его помощников. Большое обществен-ное значение имел совет. То есть, индийская сельская община существовала как самоуправляющаяся единица, что обеспечивала себя всем необходимым. Это привело к почти полному отсутствию в средневековой Индии внутренней торговли между городом и селом, что тормозило развитие общества в масштабах всей страны.

Запись 918 года о сельской общине

Мы, члены собрания... села... приняли такое решение о выборах комитетов, начиная с этого года, ежегодно, а именно: «годового комитета», «комитета садов» и «коми-тета водоёмов».

[В селе] существует 30 родов. Члены каждого должны собраться и написать на специ-альных билетах для жеребьёвки имена тех (жителей), у которых есть более четверти поля земли, что облагается налогами, живут в домах, возведённых на их собственных участках; возрастом от 30 до 60 лет... смышленые в делах: телесно и духовно чистые; не выполняли общинных обязанностей в течение трёх лет и не являются близкими родственниками старшин, выполнявших общинные обязанности раньше. Материал с сайта

[Потом эти билеты] собираются в каждом квартале, и мальчик, который ещё не умеет различать знаки, вынимает их друг за другом с тем, чтобы от каждого квартала было избрано по одному человеку. Избранные таким образом 12 человек составляют «годо-вой комитет». До этого так же надо вытянуть билеты [с именами членов] «комитета садов», и 12 человек пусть составят «комитет садов». [Люди, записанные] на осталь-ных шести билетах, образуют «комитет водоёмов».

Три комитета... пусть выполняют свои обязанности полных 360 дней...

Каста - замкнутая общественная группа, члены которой связаны происхождением, занятием и общественным положением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • касты и общины индии
  • касти й общини індії
  • варны и касты средневековой индии кратко