Усиление королевской власти во Франции в начале XIV в. Усиление королевской власти во франции Усиление королевской власти во франции

Вопрос 1. Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью?

Ответ. Причиной было вырождение династии, скорее всего, потому что многие поколения короли женились на своих близких родственницах. В начале XIV века во Франции правление Карла VI закончилось безумием короля. Это привело к борьбе группировок знати во главе с дядями короля – бургионами и арманьяками. Бургиньоны вступили в союз с англичанами, что и помогло Англии одержать блестящие победы. Победа Франции в Столетней войне означала изгнание англичан с французских земель, но не поражение бургиньонов. В Англии к концу Столетней войны на престоле оказался слабоумный Генрих VI (внук безумного Карла VI, потому речь может идти о генетической болезни). Его смерть сменилась династическим кризисом. И снова, как и во Франции, боролись претенденты на престол из боковых ветвей королевского дома во главе мощных группировок знати.

Вопрос 2. Какие цели были у Людовика XI и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?

Ответ. Людовик XI пытался, наконец, закончить борьбы в Бургундским домом победой и границы Франции до Столетней войны. Для этого он использовал любые средства, в основном дипломатию и заговоры. Война для него оставалась средством крайним (и из-за своей непредсказуемости, и из-за того, что требовала много денег, а король был скупым). Карлу Смелому хотелось создать собственное королевство. Он объединил под свое властью большую территорию и претендовал на корону Бургундии. Королевство Бургундия была частью Священной Римской империи. Титул продолжал существовать, его носил император Священной Римской империи. Карлу было вполне под силу получить этот титул. Герцог Бургундии пытался стать королём Бургундии, постоянно воюя. В одной из войн он и погиб, не успев добиться цели.

Ответ. В силах Карла Смелого было получить корону. Он вполне мог бы основать независимое государство, если бы сделал это или если бы оставил после себя сыновей. Это было бы большое и сильное государство. У него были бы все шансы сыграть значительную роль в истории и даже дожить до наших дней. Таким образом, победа Карла Смелого могла бы полностью изменить историю Западной Европы.

Вопрос 4. Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?

Ответ. В Англии начиная с правления Генриха VI шла борьба за власть между родами Ланкастеров, на гербе которых была красная роза, и Йорков, на гербе которых была белая роза. Генрих VII Тюдор был из рода Ланкастеров (правда, из боковой его ветви) и женился на сестре предпоследнего короля из династии Йорков. Благодаря этому он говорил, что его династия объединила Ланкастеров и Йорков, потому на гербе этой династии две розы.

Вопрос 5. Перечислите признаки централизованного государства.

Ответ. Признаки:

1) нет феодалов и территорий, которые не подчиняются королевской власти;

2) в государстве нет внутренних границ;

3) в государстве единая чиновничья система, которая подчиняется только центральному правительству;

4) армия государства подчиняется только центральному правительству;

5) собирать налоги и чеканить монеты может только центральное правительство.

Вопрос 6. Чем отличается абсолютная монархия от сословной?

Ответ. Сословный монарх правит с согласия представителей сословий и опирается на их поддержку, представители сословий влияют на его решения. На решения абсолютного монарха никто не влияет. Он правит ссылаясь лишь на волю Господа и опирается на бюрократический аппарат и профессиональную армию.

Вопрос 7. Закончите составление таблиц «Короли Франции. Объединение страны и централизация власти» и «Короли Англии. Объединение страны и централизация власти» (см. задания к § 18 и 19).


Урок по истории средних веков в 6 классе по теме: « Усиление королевской власти в XV веке во Франции и в Англии» .

Цели: Создать условия для формирования представлений о завершающем этапе образования централизованных государств во Франции и Англии.

Задачи: выявить отличительные особенности этого процесса в каждой из этих стран и обобщить имеющиеся знания по дан­ному вопросу; познакомить с понятиями централизованное государство и абсолютизм.

Оборудование : компьютер, презентация, тест для проверки домашнего задания (2 варианта)

Оформление доски: тема урока, дата войны Алой и Белой розы (1455 – 1485 гг.)

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.

- (имя ученика) скажи, пожалуйста, кто сегодня отсутствует!? Очень жаль. Надеюсь, что отсутствующие обязательно узнают о пройденном нами сегодня материале и узнают домашнее задание.

А сейчас хотелось бы озвучить цели, задачи и план нашего урока (перечислить цели, задачи урока и план работы).

План урока:

1.Завершение объединения Франции.

2. Франция – централизованное государство.

3.Война Алой и Белой розы в Англии.

4. Правление Генриха VII .

2. Проверка домашнего задания:

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам нужно проверить, как вы усвоили прошлый материал « Крестьянские восстания во Франции и в Англии». Поэтому, я предлагаю вам выполнить задания теста.

Возьмите файлы, которые лежат на краях ваших партах и выньте из них лист с тестом. Тест состоит из двух вариантов. Каждый вариант теста уже подписан. Вам осталось подписать листы, указать Ваши инициалы, класс и дату.

Помните, что работать нужно активно и правильно читать задания.

На выполнение работы я даю Вам 7 минут. Время пошло.

(Следить за временем. За 1 минуту до окончания времени огласить о конце работы) 1) тестирование:

Вариант № 1.

1. Каким было положение французского народа в XIV веке?

А) эпидемия чумы уносила много жизней

Б) сократилось количество выплачиваемого налога

В) улучшилось благосостояние крестьян;

2. Когда во Франции вспыхнуло восстание получившее название « жакерия»?

А) апрель 1332 г.

Б) сентябрь 1346 г.

В) май 1358 г.

3. Предводителем восстания «жаков» был:

А) Гильом Каль

Б) Уот Тайлер

В) Карл Смелый

4. Почему «жакерия» потерпела поражение? (выберите несколько вариантов ответа)

А) стихийность и неорганизованность

Б) недоверие к главарю

В) разрозненность отрядов

Г) плохое вооружение

Д) отсутствие материальной заинтересованности

Е) неумелое руководство

5. Последствием данного восстания можно считать:

А) веру крестьян в свои силы

Б) ускорение процесса освобождения крестьян от личной зависимости

В) процесс ещё большего закрепощения крестьян

6. Одной из причин восстания в Англии можно считать:

А) закрепощение крестьян

Б) введение денежного налога

В) жестокое обращение сеньоров с крестьянами

7. Крестьянское восстание в Англии началось в:

Вариант № 2.

1. Крестьянское восстание в Англии возглавил:

А) Джон Болл

Б) Гильом Каль

В) Уот Тайлер

2. Кто не являлся участником данного восстания?

А) городская беднота

Б) знатные сеньоры

В) сельские ремесленники

3. Какое требование повстанцы не выдвигали?

А) конфисковать церковные земли

Б) даровать всем зависимым свободу

В) отменить денежный налог

4. Причинами поражения восстания в Англии можно считать: (выберите несколько вариантов ответа)

А) отсутствие талантливого руководителя

Б) плохая организованность

В) плохое вооружение у повстанцев

Г) разобщённость повстанцев

5. Итогом крестьянского восстания в Англии можно считать:

А) усиление реакционных законов против бедняков

Б) крестьяне получили возможность выкупаться на волю

В) усиление и без того тяжёлых налогов

6. Как господа расправлялись с восставшими?

А) вешали изменников

Б) казнили виновных

В) всех восставших сажали в тюрьму

7. Какой урок извлёк из данного восстания английский король?

А) нужно усилить своё влияние

Б) были смягчены законы против бедных

В) произошло сильное закрепощение крестьян

Время истекло.

Отложите ручки, возьмите карандаши, обменяйтесь вариантом с соседом.

Сейчас мы выполним взаимопроверку с последующим выставлением оценок.

Критерий выставления оценок Вы видите на доске.

Критерии оценки:

Менее 3 – «2»

От 3 до 5 – «3»

От 5 до 6 – «4»

Ключ:

На работу я даю Вам 2 минуты.

Ребята время вышло.

Один из группы собирает тесты и кладет их на край стола.

Изучение нового материала.

Ребята, приступаем к изучению новой темы. Откройте Ваши рабочие тетради. Тема нашего с Вами урока « Усиление королевской власти в конце 15 веков во Франции и Англии». Запишите, пожалуйста, ее к себе в тетради. (Слайд № 1) (1 минута)

На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что Франция вела войны: это была Столетняя война с Англией, и восстание крестьян под предводительством Гильома Каля.

Но война закончилась, и мирная жизнь начинает постепенно налаживаться.

Король Людовик XI продолжил объединение страны. Сегодня мы выясним, как и когда произошло объединение Франции и Англии, как сложилось централизованное государство, и какая форта правления установилась в этих государствах.

1. Завершение объединения Франции

После завершения войны во Франции постепенно начинает налаживаться жизнь. Это выражается в:

1) начинают распахиваться запустевшие во время войны земли

2) восстанавливаются города и деревни

3) показателем успешно восстановленного хозяйства можно считать то, что в урожайные годы Франция теперь вывозила хлеб в соседние страны.

4) восстанавливается ремесло

5) начинается производство тканей и стекла

6) начинают появляться ярмарки.

(Слайд № 2)

В годы правления во Франции короля Людовика XI крупные феодалы объединились в тайный союз, душой которого был герцог Бургундии Карл Смелый.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе с этими двумя людьми.

Сегодня на уроке Вы объединены в группы, состоящие из 4 человек. Сейчас каждый из Вас возьмет оставшийся лист из файла. На данном листе для Вас представлены выдержки из книги французского писателя Де Коммина « Мемуары» о двух политических деятелей Людовике XI и Карле Смелом.

В процессе выполнения задания, Вам разрешено в группе негромко обсуждать ответы на поставленные вопросы и записывать ответы в листы с документом.

Для выполнения задания Вам дается 5 минут .

Ребята время вышло и сейчас мы вместе с Вами ответим на поставленные вопросы.

(Учитель зачитывает вопросы. Спрашивает: « Может кто-нибудь желает ответить на вопрос!?)

Каким вы представили себе короля Людовика XI ?

Какими способами он добивался укрепления своей власти? (подкуп, давал должности, интересовался сильными людьми)

На какой класс опирался король? (на средний) и почему?

О каких чертах личности Карла Смелого вы узнали? (целеустремлённый, хитрый, лживый, практичный, терпеливый, расчетливый, скупой)

Что означает выражение « законы рыцарской чести»?

На какой класс опирался герцог Бургундский и почему? (на знатных феодалов, которые могли противостоять королю)

« Ф. Де Коммин « Мемуары»

« Из всех тех, кого я знал когда-либо, всего лучше мог выпутаться из беды и напасти король Людовик XI , наш господин, смиреннейший в одежде и на словах. Он весьма старался подкупить всякого, кто мог ему послужить или повредить ему. Он нисколько не досадовал, если человек, которого он хотел расположить к себе, ему отказывал, но продолжал свои усилия, давая щедрые обещания и на самом деле жалуя ему деньги и такие отличия, какие, как он знал, тому любы. Те же, кого он во времена мира и благополучия изгонял и отвергал, он, если нужно, снова подкупал дорогою ценой, пользовался ими и не испытывал никакой вражды за прошлое. Совершенно естественно он был другом людей среднего класса и врагом всех «вельмож», которые могли обходиться без него. Никто никогда не выслушивал столько людей, не расспрашивал о стольких вещах, как он, никто не желал узнать стольких лиц, как он, досконально знал всех людей значительных и сильных в Англии, Испании, Португалии, Италии, а так же земель Бургундии и Бретани»

Родился в Дижоне в семье бургундского герцога Филиппа Доброго и португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее образование, так что без труда читал латинских писателей. Уже 19-летним юношей в битве при Гаверене выказал ту упрямую, доходившую до безрассудства отвагу, которая на всю жизнь осталась основной чертой его характера. Жил просто, чуждаясь роскоши и волокитства, царивших при дворе его отца. Всю свою жизнь он пытался жить по законам рыцарской чести. Он презирал интриги, коварство, притворство, но при этом был храбр, высокомерен и упрям.

Молодцы, Вы хорошо поработали. Самые активные участники нашей беседы получают дополнительные баллы, которые будут учитываться при проверке правильности выставления оценок Вашего теста и на следующих уроках при выставлении оценок.

Физминутка (2 минуты)

1. Аккуратно опустите голову вниз, подбородком дотягивайтесь до грудной клетки. Затем переведите голову назад и тянитесь затылком к лопаткам, вытягивая переднюю поверхность шеи. На выдохе голова опускается вперед, на вдохе назад. (Повторить 2 раза)

2. Наклоните голову вправо, дотягиваясь ухом до плеча. Переведите голову налево. Перевод головы с одной стороны на другую, сопровождается дыханием. С выдохом - наклоняйте голову, на вдохе поднимите голову в центральное положение и на выдохе опустите ее в другую сторону. (Повторить 2 раза)

3. Вытяните руки перед собой и динамично вращайте кистями в разные стороны..

Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым продолжалась 12 лет. В открытой войне король потерпел поражение и был вынужден заключить унизительный для себя мир. Тогда Людовик XI натравил на Карла Смелого недовольных им соседей. В войне с ними войско герцога Бургундского было разгромлено, он сам убит. Король затем поодиночке расправился с остальными противниками. Попадавших в его руки, Людовик XI держал по многу лет в железных клетках, где пленники не могли даже выпрямиться в полный рост.

работа с картой(Работа с места)

(Слайд № 3) карта с 181 учебника

Найдите карту на стр. 181.

Рассмотрите её и скажите, каким цветом обозначены владения короля? Что можно сказать о его территории?

Что вы можете сказать о владениях вассалов?

Какие территории были присоединены к владениям короля к концу 15 века? Каким цветом они обозначены?

Большая часть герцогства Бургундского досталась королю. К Франции была присоединена и южная область Прованс с городом Марселем. Лишь герцогство Бретань вошло в состав королевских владений при преемниках Людовика XI. К концу XV века объединение Франции завершилось.

Записываем к себе в тетради: Объединение Франции завершилось к концу 15 века. (1 минута)

2. Франция – централизованное государство.

Процесс объединения страны шёл параллельно с усилением королевской власти. Какие же факты об этом свидетельствуют?

Ещё после Столетней войны король заменил отряды вассалов постоянным войском из рыцарей и наёмников, т.е. создал постоянное войско, для того, чтобы содержать постоянное войско нужны деньги. Где их взять? Поэтому король создал ежегодный налог со всей страны, король сам решал государственные дела, объявлял войну и заключал мир, издавал законы, судил своих подданных, (даже шутил, что всех своих советников он возит в седле своего коня)

Располагая деньгами и постоянным войском, король теперь не нуждался в Генеральных штатах. Поэтому в годы своего правления он созывал их всего лишь 1 раз.

- Таким образом, мы видим что к концу XV века Франция была подчинена единой централизованной власти – власти короля. Соответственно, к концу XV века во Франции сформировалось централизованное государство .(Записываем в тетради: « Во Франции сформировалось централизованное государство)

(Слайд № 4)

На слайде представлено данное определение, перепишите его к себе в тетради.(1 минута )

Централизованным называется государство, которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско.

Делаем в тетради подзаголовок: « Объединение Англии».

4. Война Алой и Белой розы в Англии .

Мы с вами узнали, как происходило усиление королевской власти во Франции, а сейчас познакомимся с тем, как этот процесс происходил в Англии.

Через два года после Столетней войны в Англии началась междоусобная война, продолжавшаяся 30 лет. Феодалы разделились на две враждующие группы: каждая поддерживала одну из ветвей династии Плантагенётов - Ланкастеров или Йорков, боровшихся за престол. Так как в гербе Ланкастеров была изображена алая роза, а в гербе Йорков - белая, войну назвали Войной Алой и Белой розы (1455-1485). (Слайд № 5)

- Запишите к себе в тетрадь дату (на слайде)

Эта борьба была очень жестокой. Победители беспощадно рубили головы своим противникам. Родственники погибших мстили семьям своих врагов, убивая даже детей. В отличие от обычной феодальной войны, в которой противники старались захватить побольше пленных ради получения выкупа, здесь главная цель состояла в уничтожении противников. (Слайд № 6)

Война закончилась после того, как почти все знатные дворяне истребили друг друга. В борьбу за престол вступил дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор. Победив в последнем сражении, Генрих женился на дочери короля из династии Йорков и соединил в своем гербе алую и белую розы. С него в Англии началось правление династии Тюдоров. 5. Правление Генриха Тюдора .

Что же сделал Генрих, придя к власти?

2) вёл борьбу с непокорными феодалами

3) пополнял казну разными способами (штраф со знатных феодалов, собирал налог с населения даже в мирное время)

4) парламент собирал только 2 раза

5) раздавал земли и титулы своим сторонникам

Таким образов, в Англии установился абсолютизм. (Слайд № 7)

- Запишем определение :

Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Как и у любой формы правления, у абсолютизма так же есть свои отличительные черты. Давайте узнаем какие. Обратите внимание на слайд .

Основные черты абсолютизма : (Спросить по одному ученику с места) Слайд № 8

1) создание аппарата чиновников

2) создание постоянной армии

3) отсутствие сословно-представительских органов

Ребята, перепишите пожалуйста материал со слайда к себе в тетради. Даю Вам для этого задания 1 минуту.

Закрепление материала

А сейчас мне хочется узнать, как вы внимательно работали на уроке и разобрались ли вы с новым материалом. У Вас в файлах лежат цветные кружки, возьмите их и разложите перед собой.

Сейчас я буду задавать Вам вопросы, а Вы поднимаете один из кружков: если Вы согласны с моим утверждением Вы поднимаете зеленый кружок, если не согласны то красный. Итак, всем все понятно!?(зеленый кружок)

    Централизованным называется государство, которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско. (зеленый кружок)

    Абсолютизм установился во Франции (красный кружок)

    Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть (зеленый кружок)

4. Какие цвета роз были изображены на гербах враждующих династий-зеленая и черная? (красный кружок)

6. Рефлексия. (Работа с кружками)

В заключение нашего урока хотела бы спросить у Вас, как Вы считаете:

1. Достигли ли мы поставленных целей и задач? (Если «да», то поднимите зеленый круг, если «нет», поднимите красный круг, если вдруг Вы сомневаетесь с выбором того или иного ответа поднимите желтый круг)

2.Все ли Вам понятно по пройденной теме? (аналогичные ответы на вопрос)

7. Выставление оценок. Ребята, сегодня Вы все получили оценки при выполнении теста, их я озвучу Вам на следующем уроке. Отдельно хотелось бы выделить ответы (назвать имена самых активно отвечающих при работе с документами, с картой). Вам я добавлю баллы к тесту или при выставлении оценок на следующих уроках.

8. Домашнее задание : (Слайд № 9)

Успехи процесса централизации

К началу XIV века во Франции подходил к концу процесс централизации. В её основе лежит формирование в государстве сословного представительства при сохранении монархической формы правления. Форма монархии могла быть сословной или феодальной.

К этому времени происходит увеличение территориальных владений королевского домена.

Определение 1

Королевский домен – наследственное владение французского короля. Основа королевского домена – личные владения Гуго Капета в Иль-де-Франсе и Орлеане. В XIV в королевский домен входят земли присягнувших королю мелких рыцарей. При образовании централизованного государства доменом считается вся территория страны.

Многолетняя борьба за территории английского и французского королей закончилась победой последнего. Французский двор расширил своё право:

  1. в 1308-1309 годах на Лангедок (графство Тулузское), большую часть Аквитании, районы вдоль рек Дордони и Гаронны;
  2. в 1285 году на Наварру.

За англичанами осталось лишь побережье Бискайского моря.

В 1284 году к Франции отошло графство Шампань. Причина: жениться короля Филиппа IV на единственной дочери и наследнице Шампанского графа графине Жанне I. В 1307 году королевским доменом стал богатый торговый и ремесленный город Лион, расположенный в центре страны. Таким образом, к началу XIV века под властью французского короля находилось уже три четверти земель королевства.

Стремления короля

Владения большинством территорий в государстве, король стремиться превратить в своих подданных население всей страны. Он желает стать верховным сувереном в королевстве. Филипп IV начинает укрепление своих позиций с уничтожения сложившейся иерархии феодальных отношений. Феодальная лестница препятствовала усилению королевской власти. Поэтому король устанавливает связи с арьер-вассалами напрямую, миную промежуточные ступени.

Следующее направление по пути к цели: усиление королевского суда и введение единого налога на весь французский народ. Таким образом, в сфере политической деятельности королевского двора оказывается крестьянство, находящееся в земельной или личной зависимости от светских и церковных феодалов.

Итоги преобразований Филиппа IV

Замечание 1

Филипп IV заложил основы сильной королевской власти во Франции. При нём происходит изменение роли королевского суда и парижского парламента. Суд короля становится высшей судебной инстанцией. Судебные полномочия светских и церковных феодалов были сокращены. Такая же участь постигла городские суды.

К середине XIV века парламент превращается в постоянно-действующий орган. Число леном парижского парламента строго фиксировано – 100 человек. Это советники, прокуроры и адвокаты. Главная цель его деятельности заключалась в сглаживание местных обычаев, их подчинение выработанному общегосударственному праву.

Налоговая система подвергается изменениям для получения больших поступлений в королевскую казну. Филипп IV ввёл косвенный налог, который народ назвал дурным. Им облагались все товары, продаваемые в стране. Король мог применить и прямые грабежи. Например, он сократил долю драгоценного металла в монетах. За это получил прозвище фальшивомонетчика. Король несколько раз обрушил гнев на евреев-ростовщиков. Он изгонял их из государства, а имущество конфисковал в пользу казны. Затем король разрешал им вернуться во Францию после уплаты значительного взноса. Филипп IV требовал у вольных городов займы на государственные нужды. Но долги не возвращал. Так он разорял городскую казну и подчинял управление города собственному чиновнику. Лишая города коммунальных вольностей, король усиливал свою власть.

Ответ оставил Гость

Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит ккоролю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этогокоролям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальнойолигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительныеучреждения, создать централизованный бюрократический аппарат,постоянную армию, полицию.Уже в XVI в. Генеральные штаты практическиперестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз,вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое времядля рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросовкороль собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскомуконкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностьюподчинил себе католическую церковь во Франции.В качестве своеобразнойполитической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступилПарижский парламент, который к этому времени превратился в оплотфеодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации иотклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году былоустановлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течениеопределенного срока после издания королем ордонанса, а повторнаяремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик XIV,- явившись вПарижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы,относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениямсередины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеетправа отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация можетбыть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент еговажнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевскоезаконодательство.Изменилось и общее представление о власти короля и охарактере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложениюГенеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, авласть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новоеофициальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательноутверждаются представления о суверенитете и неограниченной властикороля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностьюкороля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемомЛюдовику XIV: "Государство - это я!".Представление о том, что абсолютизмзиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личнойвласти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевскиепрерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что"король трудится для Государства".Вообще французский абсолютизмосновывался на концепции неразрывной связи короля и государства,поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, егосемья принадлежат французскому государству и нации. Юридически корольпризнавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либоконтролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля всфере законодательства. При абсолютизме законодательная властьпринадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". Укороля было право назначения на любую государственную и церковнуюдолжность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящимчиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросахгосударственного управления. Король принимал важнейшиевнешнеполитические решения, определял экономическую политикугосударства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителемгосударственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Основу централизованного государства в Англии положило Нор-мандское завоевание. Вильгельм Завоеватель конфисковал земли у значительной части англо-саксонской знати и передал её в каче-стве феодов своим сподвижникам. Но их земли не представляли компактных владений, а были разбросаны по стране. Кроме того, все феодалы, как крупные, так и мелкие, были объявлены прямы-ми вассалами короля и должны были принести ему оммаж. Король сохранил за собой огромные домениальные владения, которые со-ставили около седьмой части всех обрабатываемых земель в стра-не. Вся территория государства контролировалась королём через шерифов , королевских чиновников, имевших главным образом ад-министративные и фискальные полномочия (полномочия по сбо-ру налогов).

Дальнейшее усиление королевской власти в Англии было связано с реформами короля Генриха II. Вследствие военной реформы обя-зательная служба вассалов короля за свой феод заменялась «щитовы-ми деньгами», что дало возможность королю содержать наёмные от-ряды, повинующиеся ему беспрекословно. Судебная реформа рас-ширила полномочия королевского суда: разъездные судьи короля могли вести дела по уголовным преступлениям, а дела, связанные с землевладением, за определённую плату могли быть рассмотрены в королевском суде с участием присяжных заседателей. Согласно лесной реформе все леса в Англии были объявлены собственностью короля.

Таким образом, уже к концу XII в. в Англии были сформиро-ваны основные черты централизованного государства.

Королевская власть при династии Капетингов

Во Франции королевская власть в X в. была крайне слабой. По-сле гибели в 987 г. последнего представителя династии Каролингов Людовика V Ленивого французская знать избрала новым королём Франции графа Парижского Гуго Капета, ставшего основателем но-вой французской королевской династии — Капетингов . Однако фактически ему подчинялся лишь королевский домен, расположен-ный между Парижем и Орлеаном (Иль-де-Франс). Но даже на тер-ритории домена существовали владения мелких вассалов короля, которые вели себя очень независимо и часто выказывали королю своё неповиновение.

Однако по сравнению со своими вассалами, даже самыми могу-щественными, король имел ряд существенных преимуществ. Он был сюзереном, в силу чего имел право конфисковать феод при не-выполнении держателем своих вассальных обязательств, преиму-щественное право купить феодальное владение, а также право при-соединить к своему домену феоды, оставшиеся без наследников. Для расширения своих домениальных земель Капетинги активно использовали и брачную политику: они стремились женить своих сыновей на наследницах крупных феодальных владений. Король, пройдя обряд коронации, становился сувереном, то есть правите-лем, возвышавшимся над всей феодальной системой, поскольку его власть была освящена Божественной волей.

Обряд коронации

Капетинги, начиная со второго представителя этой династии Роберта II Благочестивого (996-1081 гг.), разработали сложный, до деталей продуманный обряд коронации, направленный на под-чёркивание священного характера их власти. Они короновались только в Реймсе, городе, где принял крещение Хлодвиг, а священ-ное масло — миро — для коронации бралось из особой склянки, при-несённой, по легенде, с небес голубкой во время крещения Хлодви-га. Поэтому обряд помазания на царство давал коро-лю в глазах народа особые качества, отличающие его от простых смертных. Так, по легенде, король нало-жением своих рук мог исцелять опасные болезни, на-пример золотуху.

Усиление королевской власти в XII-XV веках

Умело используя все свои преимущества, француз-ские короли, начиная с Людовика VI Толстого (1108-1137 гг.), неуклонно усиливали свою власть и к началу XIV в. вывели её на совершенно новый уро-вень.

При Филиппе II (1180-1223 гг.) была введена должность судьи (бальи), обладавшего следственными полномочиями на территории королевского домена.

При Людовике IX Святом (1226-1270 гг.) террито-рия домена, резко расширившаяся в предыдущие го-ды за счёт конфискации ряда английских владений и земель Тулузского графства, была разделена на административные округа — бальяжи. С этого времени бальи осуществляли от имени ко-роля судопроизводство, собирали налоги и следили за исполнением королевских указов. Людовик IX Святой ввёл на территории домена единую денежную систему. Материал с сайта

К моменту правления Филиппа IV Кра-сивого (1285-1314 гг.) территория домена составляла три четвёртых королевства. В это время советники короля выдвинули идею, что ко-роль является императором в своём королевстве, то есть его власть не ограничена какими-либо обычаями , а его воля имеет силу закона.

Победа в Столетней войне ещё более укрепила власть короля во Франции: все отнятые у английского короля земли вошли в коро-левский домен, а национальное самосознание , зародившееся во Франции именно в годы векового противоборства с Англией, сдела-ло короля символом национального единства.

При Людовике XI (1461-1483 гг.) и Карле VIII (1483-1498 гг.) объединение Франции завершилось.