Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ и синтез. Играем со звуками

В статье освещено значение звукового анализа и синтеза для успешного овладения письменной речью. Приведены игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза и предупреждение дислексии.

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем их причины?

Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по​следовательности.

Например, МАША.

  • М-А-Ш-А, первый звук – М
  • второй звук – А МАША
  • третий звук – Ш
  • четвёртый звук – А

Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Например, РУКА. Р-У-К-А – РУ-КА – РУКА (мысленный образ).

Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.

Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.

Играем со звуками!

Игры на звуковой анализ и синтез.

Слова рассыпались.

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?

Раз словечко, два словечко.

Бросайте кубик и выбирайте из разложенных на столе картинок лото ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.

Лесенка.

Нарисуйте дом и предложите малышу заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

Отгадай, как их зовут?

Отгадайте вместе с ребёнком имена девочки и мальчика. Для этого нужно правильно назвать первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: назови первый звук в каждом слове и отгадай имя девочки.

Впоследствии можно предлагать детям выкладывать имена из букв разрезной азбуки.

Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о, э) находились под у дарением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.

Необыкновенные превращения.

Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).

Какой звук пропущен?

Взрослый произносит слова, пропуская первый звук. Дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса.

Один звук, марш!

Научите детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.

2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.

РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)

3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.

НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)

Приготовим подарки для Сони и Шуры.

Расскажите малышу, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?

В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре.

«Дарить подарки» можно, используя любые оппозиционные звуки: С-Сь, С-З, С-Ш, Ж-Ш, З-С, Р-Л и т.д.

Игра проводится с картинным материалом и без него.

Дом, замок, избушка.

Предложите ребёнку поселить односложные слова в дом, двусложные слова – в замок, трехсложные – в избушку.

На один звук.

Предложите малышу оглядеться (дома, на улице, в парке) и назвать все предметы, названия, которых начинаются на звук К (или любой другой).

Гусеница.

Предложите малышу от заданного взрослым слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: клевер – рыба – аист – тыква – апельсин – носки и т.д.

Жураковская Я.В.,
учитель-логопед высшей категории

На занятиях по обучению грамоте значительное место занимает работа по фонетическому анализу слов. Чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен понять, что речь рождается из слов. А для этого ему необходимо усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
В процессе своего речевого общения ребёнок никогда не имеет дело с изолированными звуками, а имеет дело с целыми звучащими компонентами, которые он должен различать на слух и произносить. Этими компонентами являются слова, словосочетания, предложения. В речи ребенка важным является её предметное содержание. Поэтому задача звукового анализа и синтеза перед ребенком не встанет сама по себе. Эта задача становится актуальной только при обучении его грамоте. Фонематическому анализу и синтезу ребенок должен быть обучен.
Основной задачей развития у детей фонематического анализа и синтеза является профилактика фонематической формы дисграфии, проявлениями которой являются следующие ошибки при освоении детьми письменной речи: пропуски гласных букв в словах (САПОГ- СПОГ), пропуски согласной буквы в словах со стечением согласных (СТАКАН-САКАН, ТАКАН), слитное написание слов в предложении и др.
Дошкольник не может спонтанно произвести звуковой анализ слова, т.к. ребенок, если перед ним ставится эта задача, должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла слова и начать работать со словом не как с семантической (наполненной смысла) единицей речи, а как со звукокомплексом.
Фонематика - это наука, которая изучает звуки (фонемы) русского языка.
Фонема является минимальной линейной единицей языка, то есть меньше, чем на фонемы, низкая звуковая последовательность (слог, слово, предложение) не может быть расчленена.
Количество фонем, как гласных, так и согласных, в различных языках мира различно. Так, в русском языке 6 гласных и 36 согласных фонем, в английском - 20 гласных и 24 согласных.

Характеристика звуков русского языка.
Звуки делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ.
Гласные звуки (их 6): А, О, У, Ы, И, Э.
Гласных букв в русском языке- 10: А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я.
При произношении гласных звуков струя воздуха не встречает преград во рту (зубы, губы разомкнуты, язык лежит), они образуют слоги.
Определение для детей: Гласный звук можно петь и тянуть.
При произношении согласных звуков воздушная струя обязательно встречает звукообразующую преграду: зубы,язык, губы. Согласные звуки слога не образуют.
СОГЛАСНЫЕ бывают твердые и мягкие :
Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, К-КЬ, Л-ЛЬ,
М-МЬ, Н-НЬ, Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ.
Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш.
Звуки: Л, М, Н, Р, ЛЬ, МЬ, НЬ, РЬ -всегда звонкие (у них нет «глухой» пары).
Ш, Ж, Ц - твердые согласные,
Ч, Щ, Й - мягкие согласные.
Твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом,
Мягкие согласные - зеленым,
Гласные - красным.

Мягкость и твёрдость согласных определяется на слух, в сравнении: (М-МЬ),
И с некоторой ссылкой на артикуляцию:
Звук М произносится «сердитыми» губами (он твердый),
А звук МЬ- мягкий, ласковый, он произносится губами в улыбке.
Глухость- звонкость определяется так:
1. Прикрыть ладошками уши и произнести звук (для сравнения- глухой и парный ем звонкий). Какой из них звенит?
2. При произнесении звука приложить к горлышку ладошку.
«Дрожит» горлышко или нет? (обнаружение «дрожания» голосовых связок).

Фонематический анализ - это выделение звуков слова (назвать первый звук, последний звук, все звуки поочередно).
Фонематический синтез - это воспроизводство слова (составление, синтезирование) из отдельных звуков.
Например: составь слово в котором есть звуки К, О, Т (кот).
«Звуки разбежались» К, С, О (сок)
Буквенный анализ и синтез - это те же операции, но производимые с буквами.
Звуко-буквенный анализ - это выделение звуков слова и его букв.
Пример: анализ слов с Ь на конце
К, О, НЬ- 3 звука
К, О, Н, Ь,- 4 буквы.
Ь в середине слова:
КОНЬКИ 2 слога
5 звуков
К о н ь к и 6 букв.

Слова с Ъ:
Звуковой анализ можно не давать, но надо объяснить,
Почему нужен Ъ в данном слове ПОДЪЕЗД: написать слово
Без Ъ и прочитать его ПОДЕЗД. А как разделить буквы Д и Е?
На»выручку» и приходит Ъ.
Анализ слов с сомнительной согласной:
Д, У, П-3 звука
Д, У, Б - 3 буквы, на конце -буква Б, а не П, т.к. в слове ДУБЫ нет звука П,а есть звук Б.
Анализ слов с безударной гласной:
В слове СОВА мы слышим звуки С, А, В, А, а напишем СОВА, т.к. в слове СОВЫ после звука С слышим звук О.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Парус» г.Волгодонска

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ».
(Система работы в карточках).

Разработала: учитель-логопед
Т.И.Кузькина

Волгодонск
2016

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:
(Появление и развитие в онтогенезе).

Выделение звука на фоне слова.

Возникает сама по себе в норме. При нарушении фонематического слуха не формируется.

Выделение конечного, начального согласного звука в слове и определение его места в слове: начало, середина, конец.

Частично формируется спонтанно, частично через обучение.

3.Определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим (после какого стоит, перед каким).

Появляется только в процессе обучения.

Принципы логопедической работы по развитию фонематического анализа и синтеза:

1.Учет последовательности формирования указанных форм в онтогенезе.

2.От простого к сложному.

3.Учет характера трудностей выделения звука.

Трудности выделения звука зависят:

От его характера;
- от положения в слове;
- от произносительных особенностей звукового ряда.

Легче всего выделяются:

Гласные из начала слова;
- щелевые как более длительные;
- щелевые легче – в начале слова, в стечении, в прямом слоге в начале слова;
- взрывные легче – в конце слова и в начале слова в стечении.

1.
Этапы формирования навыков фонематического анализа:

1.Выделение конечного согласного в слове (учить слышать конец слова).

Лучше в начале работы использовать длинные слова, можно без учета семантического значения.

Задание: «Послушай, каким звуком заканчивается слово».

КАПЕРОБУК, КОМПОТ, ПАКЕДУК, КАМАПУП, БЕГЕМОТ.

2.Выделение начального звука в слове (ударная гласная или щелевой звук в стечении).

Задание: «Послушай, с какого звука начинается слово».

АИСТ, УТРО, ОЛЯ, ШРАМ, ХРАП, СТОП, ВРУН.

3.Определение начала и конца слова.

Задание: «Послушай слово, с какого звука оно начинается и каким заканчивается».

АПЕРКОТ, СТОЛБИК, УГОЛОК, ШРЕК, УДОД.

Определение последовательности звуков в слове.

Предварительная работа - закрепить артикуляцию гласных, сформировать кинестетические ощущения, особенно детям с гиперкинезами.

А) Узнавание гласного звука на слух (без называния звука):

С проговариванием и опорой на артикуляцию- проговариваем:А, С, У, Ш, Х, И и отмечаем(рука в руке) гласные звуки: есть или нет («да»- жест, карточка; «нет»- то же самое). Инструкция: « Будем слушать гласные звуки»;

Без проговаривания ребенком, с опорой только на слух, начиная от 2-х звуков и до возраста ребенка. Инструкция: «Слушай гласные звуки. Услышишь, показывай карточку «да». У,С. – А, У,Х.- И, Ф, С, У. – О, А, Ш, В, И,Э. – И, С, О, А, Х, У.

В начале слова: начальный гласный в ударной позиции (АНЯ, ПТХ, ОСЕНЬ, ФТХС, УХО, КТНХ), начальный гласный в безударной позиции (АРБУЗ, УХА, КТНС, ШКМХ, ИНДЮК);

В середине слова (МАМА, ПТКХ, ШУБА, РЫБА, СТНК).

Б) Вычленение (называние ребенком) гласного звука на слух:
- из ряда гласных в начальной позиции(назвать, поднять букву) по инструкции: «Послушай звуки, назови, какой первый».

У- И
О- А- И
А- О- О- И-Э
- 2.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (обратные слоги);
« Я скажу три слога, назови, какой первый звук в каждом»:

УШ- УС-УХ.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (в прямых слогах);
«Я скажу три слога, определи, какой гласный звук ты слышишь в каждом»

ПУ-ТУ-ДУ.

Из слова: в начальной позиции под ударением (ИСКРА, ОКНА, УШКИ).
«Какой первый звук в слове?»

В середине слова под ударением (СОМ, СТУЛ, РАК, ДЫМ).
«Какой гласный звук в середине слова?»

В) Узнавание согласного звука на слух:

В ряду гласных;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».

А, У, К, И, К, Э, О, К.

В ряду сонорных;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «Д», подними карточку «ДА».

Д, Р, Л, Д, Н, М, Д, Р.

В ряду щелевых;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «Г», подними карточку «ДА».

Г, С, Х, Ш,Г, Ф,Г.

Узнавание согласного звука на слух в слоге:

Со стечением;
Задание: «« Я буду говорить слоги, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».
КРА, ФРУ, ЛБУ, КМА, ШРО.

Щелевого в прямом слоге;
Задание: « Я буду говорить слоги, если услышишь звук «В», подними карточку «ДА».

ВА, КУ, ДЫ, ВО, ГУ, ВЫ; ВА, СЫ, ШУ, ВУ, ХУ, ФЫ. 3.
- взрывного в прямом слоге;
Задание: « Я буду говорить слоги, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».
КА, РУ, ЛЫ, КО, НА, КЫ.

Узнавание последнего согласного в слове на слух:

Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «К», подними карточку «ДА».

ПАУК, ПОВАР, НОУТБУК, САМОСВАЛ, ДОМ, УЧЕНИК (взрывные звуки).

Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «Р», подними карточку «ДА».

ПАУК, ПОВАР, БЕГЕМОТ, КОВЕР, ДОМ, НОУТБУК, ШОФЕР (сонорные звуки).

Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «Ш», подними карточку «ДА».

МАЛЫШ, КАМЫШ, ПАУК, САМОЛЕТ, КАРАНДАШ, КОМПОТ (щелевые звуки).

Г) Вычленение согласного звука на слух:

Из серии слогов: прямых(щелевые), обратных (взрывные, соноры);

Последнего согласного в слове;

Задание: « Какой последний звук в слове (назови, покажи букву)».

ПАУК, КОМПОТ, НАСОС, КОВЕР, МАЛЫШ.

Начального согласного в слове;
Задание: « Какой первый звук в слове (назови, покажи букву)».

СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Цель логопедической работы – формирование навыка определения последовательности звуков в слове.
Последовательность работы по принципу усложнения:

Слова, состоящие из трех звуков типа: МАК, ЛУК, ШАР, РАК.
Слова, состоящие 2-х прямых слогов типа: КА-ША, МА-ША, СА-ДЫ.
Слова со стечением звуков в начале слова типа: КРАН, СЛОН, СТУЛ, ШРЕК.
Слова, состоящие из трех открытых слогов типа: МА-ШИ-НА, БУ-МА-ГА.
Слова, состоящие из первого прямого и второго закрытого слогов типа: КО-МАР, ПО-ХОД, НО-СОК.
Слова, состоящие из первого закрытого и второго прямого слогов типа: МЫШ-КА, КОШ-КА, МАС-КА, БОЧ-КА.

Например, тема «Постановка и автоматизация звука « Р».

«Посмотри, на картинке нарисован РАК. Кто это? Рак (повторить слово три раза).
Разберем, из каких звуков состоит слово РАК.
Первый звук какой? Р (ставится фишка под картинкой на первом месте).
Второй звук какой? А (ставится фишка под картинкой на второе место).
Третий звук какой? К (ставится фишка на третье место).
Сколько всего звуков в слове? 3.
Назови их еще раз (Р,А,К).
Какое получилось слово? РАК.

«Посмотри, это ШАР.
Какой первый звук в слове ШАР? Ш (фишка не выставляется).
А какой второй звук в слове ШАР? А (фишка не выставляется).
Какой третий звук в слове ШАР? Р (фишка не выставляется).
Сколько всего звуков? 3
Назови их еще раз (Ш,А,Р).
Какое получилось слово? ШАР.




Какое слово получилось?

IV этап. Определение места звука в слове.

Проводится после предыдущих этапов.
Например, слово РАК.
«На каком месте стоит в этом слове звук К? (на третьем, или - на последнем).
А звук Р стоит на каком месте? (на первом, или- в начале слова). И т.д.»

V этап. Установление взаимоотношения звуков с соседями по слову.
(все этапы по Я.Гальперину).

I этап (наглядно-действенный уровень с опорой на наглядность).

Например, тема: «Автоматизация звука Ш в середине слова».

«Посмотри, на картинке нарисована КОШКА. Кто это? Кошка (повторить слово три раза).
Разберем, из каких звуков состоит слово КОШКА.
Первый звук какой? К (ставится фишка).
Второй звук какой? О (ставится фишка на второе место).
И т.д. до последнего звука.
Сколько всего звуков? 5. Назови их еще раз. Какое слово получилось? КОШКА.
На каком месте в этом слове стоит звук К?(показ фишки). На первом месте.
На каком месте в этом слове стоит звук А?(показ фишки) На последнем, пятом месте.
Какой звук стоит после звука К?(показ фишки) Звук О. На каком месте? На втором.
Какой звук стоит после звука О? Звук Ш.
На каком месте в слове стоит звук Ш? На третьем, или после звука О.
Какой звук стоит перед вторым звуком К (показ соответствующей фишки). Звук Ш.
Какой звук стоит после звука Ш? (показ фишки). Звук К. На каком месте? На четвертом.

II этап (наглядно-образный уровень с опорой на проговаривание без выставления фишек, наглядных опор).

Например, тема: «Автоматизация звука Ш в начале слова».

«Посмотри, это ШАПКА (выставляется картинка).
Какой первый звук в слове ШАПКА? Звук Ш.
А какой второй звук в слове ШАПКА? Звук А.
И т.д. до последнего звука. Без наглядной опоры (фишки не выставляются).
Сколько всего звуков в слове ШАПКА? 5. Назови их еще раз (Ш, А, П,К, А).

На каком месте в этом слове стоит звук Ш? На первом месте.
На каком месте в этом слове стоит звук А? Втором и пятом месте.
Какой звук стоит после звука Ш? Звук А. На каком месте? На втором.
Какой звук стоит после звука А? Звук П. На каком месте? На третьем.
На каком месте в слове стоит звук К? На четвертом, или после звука П.
Какой звук стоит перед вторым звуком А? Звук К.
Какой звук стоит после звука К? Звук А. На каком месте? На пятом.

III этап (логический уровень, внутренней речи).

«Посмотри, что нарисовано на картинке? (слово не проговаривается).
Скажи, какой первый звук в этом слове, а второй, а третий?
Сколько всего звуков? Назови их.
Какое слово получилось?
Какой звук стоит после звука «»?
Какой звук стоит перед звуком «»?
Назови « соседей» звука «»? 6.

Здравствуйте дорогие читатели и подписчики блога!
Многие из вас слышали такие слова, как “анализ” и ”синтез”, и вам покажется странным, какое они имеют отношение к логопедии. Эти термины скорее всего встречаются в математике или в химии. Однако анализ и синтез в логопедии тоже есть и они имеют очень большое значение для успешного овладения навыками чтения и письма. И об об этом пойдет речь в сегодняшней статье.

Я расскажу, что такое звуко-буквенный анализ и синтез — разбор элементов речи: слогов, слов и предложений. Из каких символов они состоят, как они отображаются на письме (буквы) и как при говорении (звуки). Другими словами, это основа нашей грамотности. Многие родители наивно полагают, что достаточно выучить с ребенком все буквы, он сразу зачитает и сразу увлечется чтением книг. А также будет писать грамотно и красиво. Однако реальность заставляет снимать розовые очки даже с самых мечтательных романтиков,

Ребенку предстоит узнать, что предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из букв или звуков. И каждый звук отображается на письме с помощью специальных письменных значков. И они расположены в определенной последовательности. Если изменить их последовательность, то изменится и смысл слова, например, взять 3 буквы Т, К, О, из них можно выложить 3 слова: КОТ, ТОК, КТО, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.

С чего начать

Начать надо с самого простого, запоминать буквы (но не читать слова и тескты). При чем будет намного проще потом их сливать в слоги, если не говорить ребенку: “это буква эс”, а просто “буква с” и потянуть ее немного “ссссс”. Надо с этой буквой выполнять много манипуляций — лепить из пластилина, соленого теста. Выкладывать из фасоли или камушков марблс. Писать пальцем на чем-нибудь шершавом, в воздухе, на запотевшем стекле, на земле, на снегу — все это зависит от вашей фантазии.

Позиция в начале слова

Затем сказать малышу, что, например, в букве А живет звук “ааа”, он тянется, мы его говорим с широко открытым ртом. И начинаем придумывать слова на этот звук. Если дети справляются с этим заданием, начинаем усложнять задание. Придумываем на звук А фрукты, транспорт, животных, съедобное. Затем делаем проверку, насколько усвоился навык, называем слова. И если в них есть искомый звук, надо хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, подпрыгнуть, показать карточку с этой буквой. Показывем несколько картинок, выбираем из них те, которые начинаются на нужный звук.

На что оканчивается слово

Когда этот навык усвоен, находим звук в конце слова. Порядок такой же, как с позицией в начале слова. Но можно включить игру в цепочки слов, следующее слово должно начинаться на звук, на который оканчивается предыдущее (лук — коса — ананас — сок). И можно проводить дифференциацию, делить слова на те, где звук в начале слова, а где в конце. Раскладывать картинки на две кучки, например, “клювик” и “хвостик”. Поднять то левую руку то правую, прыгнуть или присесть, поднять руки вверх, опустить вниз и тп и тд

Звук в середине слова

Затем подключается позиция в середине слова, она самая сложная, особенно для тех деток, у которых фонематический слух особо сильно нарушен. Они не слышат гласные в середине слова и пишут также: “дорога — дрога”, “молоко — млоко”. Отрабатываем по вышеприведенной схеме. Затем подключаем 3 позиции, 3 разных действия. Расставляем картинки на 3 кучки “клювик”, ”хвостик”, ”крылышки”. Или традиционно сажаем в поезд — соответственно 1й, 2й и 3й вагончики. И уже здесь можно параллельно делить слова на слоги и находить ударный гласный.

Деление на слоги

Один из вариантов: есть 3 домика, с одним окном, двумя, тремя, это количество слогов. Будем селить туда жильцов, в зависимости от количества слогов. Чтобы малышу легче было делить на слоги, надо держать ладонь под подбородком и считать, сколько раз открыли рот, столько и слогов. Можно делить на части, хлопая в ладоши, но если проблемы с фонематическим слухом, то ребенок будет ошибаться. Например, слово “потолок” разделит “по-то-ло-к”. В этом случае должна быть четкая инструкция — слог только на открытый рот. А при произнесении “к” рот не открывается.

Нахождение ударного слога тоже выявляют проблемы с языковым чутьем. Надо показывать голосом, утрированно выделяя каждый слог в слове, например “молоко” разделить на слоги. Затем произносить “мОлоко, молОко, молокО”, пусть ребенок выберет правильный вариант. Ударный слог можно выделять взмахом руки. Выделение этого слога интонацией и повышением громкости поможет заложить основы красивой речи и выразительного чтения.

Составляем схему

После этого знакомим ребенка с понятием предложения и говорим, что оно состоит из нескольких слов. Например, “Маша моет руки”, в этом предложении 3 слова. Берем 1 длинную полоску (палочку, чертим линию). Затем под длинной полоской кладем 3 покороче, это слова, полоска “Маша”, полоска “моет”, полоска “руки”. После этого начинаем каждое слово делить на слоги и выкладывать ниже более мелкие полоски, слоги. Для детей до 5 лет этого вполне достаточно.

Уже в подготовительной группе под каждым слогом сначала выкладываются квадратики-звуки, разного цвета. Как правило, гласные красные, согласные твердые синего и мягкие зеленого цвета. Под ними из разрезной азбуки выкладываются буквы. Когда ребенок уже научится писать буквы, то можно уже схему звуко буквенного анализа выкладывать наоборот — под каждой буквой рисовать цветной кружок, делить слова на слоги, выделяя ударный гласный.

Можно не писать буквы, а складывать из магнитной азбуки, кубиков, карточек и другого подручного материала. Это в том случае, если мелкая моторика развита слабо, малышу тяжело писать. А буквы он уже знает хорошо. И таким образом развести развитие пальцев и фонетический разбор на время и соединить эти навыки потом по мере развития руки. В любом случае надо смотреть на зоны ближайшего развития ребенка. Смотреть, что он умеет сам, а где он справится только совместно с вами.

На этом писать заканчиваю, потому что тема очень обширная и раскрыть ее в одной статье невозможно. Надеюсь, будет целый цикл, потому что это основа основ работы логопеда. Так что следите за обновлениями блога, оформляйте подписку. Пишите в комментариях о своем опыте, делитесь в соцсетях с друзьями и знакомыми.

Последствия несформированности

При несформированности навыка звукового анализа у некоторых детей отмечаются выпадение некоторых звуков или частей слова. По большей части пропускается часть слова, находящаяся в безударном положении, или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Изредка можно увидеть и лишние звуки в слове (соленце, кошыка). Несформированность слоговой структуры слова говорит о том, что у детей отсутствуют в полной мере конкретного представления о звуковом составе слова. Восприятие звуков речи и выполнимость их анализа являются у детей, имеющих несформированность звукового анализа и синтеза, не связанные с нарушениями артикуляционного аппарата, неполноценными. Их неполноценность - результат снижения дифференцировочной функции, связанной с различением сходно произносимых звуков. Простой слуховой анализ слова на составляющие его фонемы, разделение предложения на изолированные слова для данных детей невыполнимо.

Невзирая на абсолютно развитый речевой аппарат, речь у данных детей нередко формируется с отставанием, произношение фонем длительное время сохраняется дефектным, общее звучание речи неопределенным, нечетким, неправильно ставятся ударения. Эти свойства обусловлены нарушением функции звукового анализа. Сохранность этой функции дает возможность развитию правильного произношения. Часты, тем не менее, случаи, когда проблемы в устной речи до известной степени устраняются ребенком само собой, он уже не находит явных нарушений произношения, а только общую ее смазанность и невнятность.

Рассматривая данные сведения, можно утверждать, что расстройство слухового восприятия, неполное овладение звуковым составом слова - следствие, как неразборчивого произношения звуков, так и малоудовлетворительного звукового анализа.

Вместе с тем, дети, с несформированным навыком звукового анализа и синтеза, испытывают огромные сложности в словообразовании. Среди них можно указать на погрешности при образовании уменьшительной формы имён существительных, образовании прилагательных от существительных и т.д.

Лексический запас, по отношению к своим сверстникам с нормальной речью, у детей с нарушением звукового анализа и синтеза, немного скуднее. Сложности создают слова, означающие части тела человека и животных, детёнышей животных и т.п.

Несформированность навыков звукового анализа и синтеза не только является результатом расстройства устной речи, но и понижает готовность дошкольника к усвоению чтением и письмом.

Как утверждается в ряде определенных исследований (Т.Г. Егоров, Л.Ф. Спирова и др.), дети, поступающие в школу с хорошо формированной речью, владеют некоторой готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. К примеру, когда ребёнку дается какое-нибудь задание по речезвуковому анализу, он с ним справляется более менее без труда. Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи постигается в процессе развития устной речи. Осмысленное же освоение этого процесса осуществляется в школе.



Упражнение выделить фонему из состава слова и определить положение звука в слове впервые дается ребёнку в начале обучения грамоте; до этого момента звуковой состав слова, так же как и процесс произношения, ребёнком не осмысливается.

Невзирая на некоторую готовность к речезвуковому анализу и синтезу, установленные перед ребёнком задачи требуют от него большого усилия.

За небольшой промежуток добукварного обучения дети осваивают целый ряд знаний и умений. Им необходимо знать, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги -из звуков речи; необходимо научиться выделять звуки речи, знать, что звуки находятся в слове в конкретном порядке; детям в некоторой степени необходимо освоить процесс соединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения; в этот период им нужно освоить ряд новых названий: «предложение», «слою», «слог», «звук», «буква».

Спустя две недели добукварного периода ребёнку предъявляются новые задачи: он знакомится с буквами как с зрительными обозначениями звуков речи, осваивает соединение звуков в слоги, учится понимать смысл прочтенных слов, предложении, текстов.

Исследователи, изучавшие процессы освоения дошкольниками грамотой, полагают, что соединение с самого начала этих двух задач, как речезвуковой анализ и чтение, неверно. Он говорит, вполне очевидно, что постижение умения слышать звуки речи в их стандартном звучании и верно артикулировать их требует от дошкольников дополнительного времени и внимания, и когда в случае начального освоения данным навыком требовать от детей решения второй, не менее трудной задачи - соотносить звуки речи с буквами и читать потом слоги и слова - то нетрудно будет наблюдать процесс общего замедления этих задач, то есть задача речезвукового анализа будет препятствовать выполнению задач на чтение слов.

Исследователи утверждает, что соединение в процессе обучения двух названных задач допустимо, и даже желательно, но только, если первая из них станет в некоторой степени привычной и не будет вызывать у детей того усилия и внимания, какого она вызывает от первый раз берущихся к её решению дошкольников. Пропедевтический период и должен ставить перед собой задачу облегчить процесс овладения заданиями на выделение и соединение звуков речи так, чтобы решение этих заданий больше не вызывало большого напряжения.

Осуществленная исследователями практика обучения грамоте дошкольников подготовительных групп показала, что продление пропедевтического периода к чтению до месяца и концентрирование в это время сосредоточенность детей на речезвуковом анализе и синтезе дало четко выраженные положительные сдвиги в умении детей слышать и выделять звуки речи. Дети, закончившие продленный подготовительный этап, читали в будущем не только более верно, но и более скоро.

Наиболее частой и типичной ошибкой для детей с несформированным звуковым анализом и синтезом, является замена одних букв другими, следующим видом ошибок является пропуск букв. Как правило, дети с нарушением звуковой стороны речи совсем не слышат гласного в позиции после согласного. Данные сложности отражаются в письме.

Помимо названных видов ошибок, в письме детей с нарушенным произношением часто отмечаются смешение букв, пропуск слогов, вставки дополнительных букв, целое искажение слов. Следствием данных ошибок равным образом является проблемы в анализе звукового состава речи.

Работа в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на определенные тактильные и слуховые чувства, также помогает осмысленному освоению звуками речи, что имеет огромную роль для подготовки к обучению грамоте. Внедрение в созданную Г. А. Каше комплекс упражнений, подразумевающих анализ и синтез звукового состава слова, предусматривало решение сразу двух задач - ускорить процесс звукообразования и подготовить детей к овладению грамотой. Эти две задачи схожи, но не одинаковы. Для освоения устной речи было бы довольно вслед за постановкой звуков одновременно с тренировочными заданиями, нацеленные на закрепление произношения, обучить детей дифференцировать звуки и выделять их в составе слова. Наряду с этим желательно отрабатывать лишь те звуки, которые неверно произносятся или неверно используется в речи.

Для того чтобы подготовить дошкольников к овладению грамотой аналитико-синтетическим звуковым способом, помимо всего названного, надо ещё обучить их другому: дифференцировать между собой всякие звуки речи, как гласные, так и согласные; находить тот или иной звук из структуры слова; делить слова на слоги, а слоги на звуки; связывать звуки в слоги и слова; знать порядок звуков в слове; делить предложения на слова.

Ситуацию несформированности навыка анализа и синтеза звукового состава слова можно считать как первую причину, создающую большие сложности на пути освоения детьми грамотой. В основе эффективного освоения грамотой находится способность осуществлять анализ звучащей речи и слого-звукового состава слова. Второй причиной можно считать те сложности, которые появляются у данной группы детей в процессе освоения грамотой. Складываясь, они оказываются большой преградой на пути обучения родному языку.

Таким образом, отсутствие коррекционной логопедической работы у детей с общим недоразвитием речи по формированию навыков звукового анализа ведет к нарушению чтения и письма.

Несформированность процессов звукового анализа отражается в письме в виде дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причиной этого вида дисграфии является нарушение таких форм языкового анализа и синтеза как анализ предложений на слова, слоговой и фонематический анализ и синтез.

Несформированность анализа предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).

Преимущественно частой ошибкой при этом виде дисграфии является искаженный звукобуквенный строй слова, вызванный недоразвитием звукового анализа, который является наиболее тяжелой формой языкового анализа. Самыми частыми ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной строя слова, вызванные недоразвитием фонематического анализа. Который является самой тяжелой формой языкового анализа. В большей степени встречаются следующие ошибки:

1) пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ –ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);

2) пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ - РАСКАЧИВАЕТ);

3) перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);

4) добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);

5) пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).

Глава 2. Экспериментальное изучение формирования