Законы парсонса. Теория социального действия Т.Парсонса. Принцип функционализма в социологии

Введение

  1. Общество и социальный порядок у Парсонса
  2. Принцип функционализма в социологии
  3. Сущность теории социального действия

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Толкотт Парсонс (1902—1979) — выдающийся американский социолог, автор теории структурного функционализма. Его книги: «Социальная система», «Социологическая теория и современное общество», «Структура социального действия».

Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по двум направлениям.

1) Попытка разработать теоретическую схему «социального поведения» в рамках теории социального действия, в которой психологизировал социологические проблемы.

2) Разработка общеметодологических принципов и понятийного аппарата социологии.

Основным аспектом его теории является построение общества на основе социального равновесия или порядка, который в свою очередь будет поддерживаться на основе выделенных Парсонсом социальных систем.

Парсонс в своей работе рассматривает разделение общества по социальным системам, но также показывает принадлежность индивида к этим системам.

1. Общество и социальный порядок у Парсонса

Общество, по Парсонсу, — это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Само развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями). Парсонс различает три типа общества:

  • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
  • промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
  • современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Согласно Парсонсу, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений — изменения ценностей, норм, обычаев и т.д.

«Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции. Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу и не принадлежащими к нему. »

Итак, Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества. (Впервые с этой идеей выступил Конт). Порядок по Парсонсу — это доминирование общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом. Он предлагает два способа достижения согласия в обществе:

  1. Социолизация — общественные ценности передаются от поколения к поколению, что является механизмом передачей ценностей. При всем различии форм статус взрослого во всех обществах предполагает определенную автономную ответственность. Индивид производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфически функционирующего коллектива или бюрократической организации. В любом случае первичное функциональное отношение между взрослыми индивидами и обществами, в которых они живут, связано с тем вкладом в общество, который они вносят посредством своих услуг, а также с тем удовлетворением и теми наградами, которые они получают за это. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизуемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контекстах.
  2. Создания разнообразных механизмов социального контроля, т.е. общественный контроль над человеком и его поведением. В силу указанной территориальной взаимосвязи места жительства, работы, религиозной деятельности, политической организации и других различных факторов поддержание нормативного порядка не может быть отделено от территориального контроля над поведением. Функция управления должна включать в себя ответственность за сохранение территориального единства нормативного порядка общества. Этот императив имеет и внутренний, и внешний аспекты. Первый касается условий навязывания общих норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешательства не людей, не являющихся членами данного общества. Из наличия органических потребностей и потребностей в месте проживания следует, что оба указанных аспекта имеют нечто общее: последним средством предотвращения разрушительного действия является использование физической силы. Использование силы возможно в различных формах, особенно таких, как защита территории от внешнего врага или помещение правонарушителей в места лишения свободы (заключения). Контроль или нейтрализация организованного использования силы являются одной из функциональных потребностей при поддержании социетального сообщества. В более высокодифференцированных обществах это всегда предполагает некоторую степень правительственной монополизации социальной организованной силы.

2. Принцип функционализма в социологии

Парсонс развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии. «Понятие функции употребляется в более общем и нейтральном значении «последствий», которые могут или не могут быть намеренными или признанными и которые могут или не могут положительно способствовать социальной системе. » Согласно разработанным принципам существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании “равновесия”. ««Равновесие» является основным понятием, которое вводит Парсонс, т.к. социальная система имеет тенденцию сохранить состояние внутреннего единства или гармонии или же тенденцию сохранить равновесие. »

Главная проблема, которую пытается решить Парсонс — это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютного равновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления «болезни» общества.

Можно выделить основные положения функционального подхода Парсонса:

1) социальные системы ориентированы на стабильность;

2) социальные системы интегрированы;

3) социальные системы основываются на согласии;

4) социальная жизнь включает необходимость социального контроля и обязанностей личности;

5) основой социальной жизни являются нормы и ценности;

6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности.

Парсонс полагал, что ни одна социальная система, будь то общество или индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

  • приспособление к окружающей среде (адаптация);
  • формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
  • поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
  • обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность — поддержание образца).

В связи с этим Парсонс выделяет самостоятельных системы, которые, в свою очередь, призваны решить эти проблемы. Биологические функции дыхания, пищеварения, движения и обработки информации являются основаниями дифференцированных систем органов, каждый из которых специализирован применительно к потребности тех или иных отношений между организмом и его окружающей средой. Парсонс использует этот принцип для построения своего анализа социальных систем. Итак, он выделял три системы:

  1. Духовная система общества
  2. Экономическая система общества
  3. Политическая система общества

Эти системы различаются по функциям, но главенствующую роль он отдавал духовной системе, так как именно она ориентирована на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного сознания, на разрешение конфликтов.

Экономическая система помогает адоптации общества к окружающей среде, создает материальные блага необходимые человеку для преодоления внешней среды. Можно сказать, что создает комфорт для индивида и удовлетворяет биологические и психологические нужды достаточной части членов данного общества.

Политическая система должна обеспечивать интеграцию (сохранения внутреннего единства) общества и эффективность его функционирования. Политическая деятельность - это есть координация всех аспектов общественной жизни. Политические структуры также связаны с организацией коллективного действия для достижения коллективно важных целей или на широкой, охватывающей все общество основе, или на более узкой базе, определенной территориально или функционально.

Парсонс понимает общество как систему, которая находится в окружающей природной среде и которая, как и любая другая система, стремится к самосохранению, то есть к поддержанию внутри себя неких основных параметров, определяющих организованность этой системы. Сохранить себя можно только постоянно преодолевая хаотические воздействия со стороны среды, а для этого общество создаёт внутри себя сложную и разветвленную структуру подсистем, а внутри подсистем — структуру социальных институтов. Из этого видно, что Парсонс отстаивал структурно-функциональный подход к изучению общества.

Каждая система содержит социальные институты: так, у экономики это - капиталистические фирмы, а у политики — государственные учреждения и институты гражданского общества. Что же касается человека, то каждый из нас, как только он включается в любой социальный институт, начинает вести себя в соответствии с определёнными правилами (которые частично имеют формальное, а частично — неформальное выражение). Эти «правила игры» тоже определяются той функцией, которую мы совершаем уже в рамках своего социального института (её-то Парсонс и называет социальной ролью). Таким образом, через свой собственный социальный институт мы вовлечены в деятельность всего общества в целом, которая имеет своей задачей самосохранение, и точно так же каждый социальный институт претендует на «выживание» уже в социальной среде (а человек — на благополучное существование уже в рамках социальных институтов).

3. Сущность теории социального действия

Парсонс говорит, что общество связывают не только экономические отношения, но и то, что делает возможным эти отношения, а именно: «общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения. » Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального действия от физического и биологического заключается прежде всего в:

  • символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.)
  • нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм)
  • волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных определений ситуаций).

Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент. Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Окончательно структуру социального действия определяют:

  • система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного
  • принятие индивидуальных решений о путях достижения целей существующие средства и условия

В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

Первичной структурной характеристикой организма является не анатомия отдельного организма, а видовой тип. Конечно, такой тип не актуализируется сам по себе, а прорабатывается через генетическую конституцию уникального индивидуального организма, которая содержит как различные комбинации генетических характеристик, присущих виду, так и результаты воздействия условий окружающей среды. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, именно общие свойства больших человеческих групп — включая их дифференциацию по полу — образуют органическую основу действия.

Толкотт Парсонс в своей работе "Социальная система" определял социальный контроль как процесс, с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется девиантное поведение и тем самым поддерживается социальная стабильность. Он проанализировал три основных метода осуществления социального контроля.

(1) Изоляция, суть которой заключается в том, чтобы поставить непроходимые перегородки между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

(2) Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

(3) Реабилитация, рассматриваемая как процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих ролей в обществе.

Таким образом, сущность социального контроля заключается в стремлении общества и различных составляющих его общностей укреплять конформизм своих членов, культивировать «социально желательные» формы поведения, воспрепятствовать девиантному поведению, а также возвратить девианта в русло соблюдения социальных норм.

Заключение

Парсонс в своей научной деятельности описал и изучил фундаментальное теоретическое построение, объясняющее наиболее общие социальные процессы. На основе изученного материала можно сказать, что Парсонс исследовал общество на макросоциологическом уровне. Он представлял общество как систему и изменение элемента этой системы рассматривается как изменение системы в целом. Парсонс говорил, что основная задача социологии — дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия. Равновесие поддерживается социальными системами, которые в свою очередь содержат социальные институты. Социальные институты непосредственно связаны с деятельностью индивида. Таким образом, четко можно увидеть структурно-функциональный анализ, который явился основным базисом теории Толкотта Парсонса.

Список используемой литературы

  1. Система современных обществ Парсонс Т.. /Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва. - М.: Аспект-Персс, 1998
  2. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. Г. Беккер, А. Босков. Перевод с английского В.М. Карзинкина, Ю.В. Семенова. — М: издательство иностранной литературы, 1961
  3. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Социология: Часть II: Учебно-метод. пособие. С.В. Ямщиков, Дубна: Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна», 2003
  5. Философия: Учебник/Под ред. Н.С. Сидоренко. — М.:изд-во Рос. Экон. Акад., 2004.

Социализации теория Т. Парсонса - система теоретических положений, выдвинутая американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979) и отражающая трактовку социализации с позиций структурного функционализма.

Обычно освещение выдающейся роли Парсонса в создании грандиозной системы структурного функционализма затушевывает его вклад в развитие теории социализации, хотя она и оригинальна, и продуктивна для теорий молодежи. В ней угадывается влияние Б. Малиновского, у которого Парсонс учился в Лондонской школе экономики, здесь есть параллели с идеями П. А. Сорокина, хорошо известного Парсонсу по Гарвардскому университету. Немаловажно, что в 1944 г. Парсонс возглавил в Гарварде социологический факультет, в 1946 г. участвовал в создании факультета социальных отношений, включившего кроме социологии также социальную антропологию и социальную и клиническую психологию (Парсонс возглавлял этот факультет до 1956 г.). Теория социализации, таким образом, формировалась у него на перекрестке тех наук, которые включают социализацию в свое предметное поле, - каждая со своей стороны, в своем аспекте.

Теоретические позиции Парсонса - результат интеграции взглядов М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, многих других видных социологов. Важнейшим вкладом Парсонса в социологию признается создание общей теории социального действия и структурно-функциональной теории социальных систем. «Первый большой синтез», как называл свою теоретическую концепцию Парсонс (Парсонс, 1998: 214), был завершен публикацией в 1937 г. книги «Структура социального действия», которая стала главным поворотным пунктом в его профессиональной карьере. Последующие обобщающие труды Парсонса «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (1951) закрепили за автором приоритет в развитии макросоциологии.

Однако стремление Парсонса к созданию теории общества не раз прерывалось увлечением частными социологическими проблемами, из которых, тем не менее, нередко следовали новые импульсы к широким общесоциологическим обобщениям. Так, после появления «Структуры социального действия» Парсонс обратился к эмпирическим исследованиям некоторых вопросов медицинской практики. Под влиянием полученных результатов, а также серьезного изучения трудов З. Фрейда, а затем Э. Эриксона он разрабатывает оригинальную теорию социализации, которую включает в общую теорию социальных систем.

Для ее понимания важно учесть, что, по Парсонсу, у любой социальной системы есть набор из четырех функций, которые обеспечивают ее жизнеспособность. По первым буквам английских терминов, обозначающих эти функции, их систему кратко называют AGIL. Первая функция обозначается Парсонсом буквой A (от adaptation). Это функция адаптации. Ее назначение состоит в приспособлении системы к окружающей среде. Она обеспечивается рациональной организацией и перераспределением ресурсов с тем, чтобы обеспечить на этой базе достижение своих целей. Вторую функцию Парсонс обозначил буквой G (от goal attainment - целенаправленность). Это функция достижения целей. Она также направлена на внешнюю среду, но ее назначение иное - реализовать интересы системы, достичь осуществления ее плана, воздействуя в своих интересах на окружение. Третья функция обозначается буквой I (от integration) - это функция интеграции. Ее назначение - обеспечить сплоченность всех элементов системы. А это значит, что необходимо добиться, чтобы и новые элементы, которые система вынуждена включать в свой состав взамен утерянных, устаревших и т. п., становились действительно своими, обеспечивая таким образом, продолжение жизни системы в новых поколениях. Четвертая функция обозначена буквой L (от latent pattern maintenance - сохранение скрытой структуры). Это функция сохранения форм и управления напряжением. При выделении этой функции Парсонс исходил из того, что социальные системы должны обладать запасом внутренней прочности и выдерживать нагрузки, которые создаются напряженными отношениями между элементами (в данном случае - людьми). Стабильность социальных систем, по Парсонсу, поддерживают социальные институты. Постоянной задачей системы является ее защита от разрушения изнутри. Это достигается поддержанием образцов, на которые ориентируется система, т. е. установлением определенной идентичности с этой системой ее элементов.Следует отметить, что в литературе встречается и другая аббревиатура парсоновской модели, а именно GAIL, как это обозначено в предисловии к новому изданию «Социальной системы» Парсонса, написанном Брайаном С. Тёрнером (Turner, 1991: XIX, XXVIII). Парсонс же в работе 1961 г. обозначает свою трактовку этой модели следующим образом: «Я предполагаю, что основные функциональные императивы любой системы действия (и, стало быть, социальной системы) могут быть сведены к четырем императивам, которые я назвал сохранением образца, интерграцией, достижением цели и адаптацией. Эти требования перечисляются в порядке убывания значимости с точки зрения кибернетического управления процессами действия в системе рассматриваемого типа (Парсонс, 2002: 565). Таким образом, более точным обозначением модели Парсонса было бы LIGA.

Американский социолог исходит в анализе социализации из того, что основной характер структуры отдельной личности сложился в процессе социализации на основе структуры систем социальных объектов, с которыми она имела связь в течение своей жизни, включая, конечно, культурные ценности и нормы, институционализированные в этих системах (при этом, по Парсонсу, социализацию не нужно связывать с процессами структурных изменений в обществе, в котором она протекает). Эту группу «систем социализации» Парсонс рассматривает как «референтную группу» систем, связанную с процессом социализации (Парсонс, 1965: 58). Тезис автора заключается в том, что «процесс социализации проходит ряд стадий, определяемых как подготовка к участию в различных уровнях организации общества; только некоторые избранные меньшинства готовятся участвовать с сознанием всей ответственности в более высоких уровнях организации. Системы ориентации, включенные в процесс социализации,… представляют собой особые разновидности организации на соответственных уровнях» (там же: 58–59).

Парсонс выделяет три основные стадии процесса социализации применительно к американскому обществу (каждая из которых подразделена на две подстадии): первая имеет место в семье, вторая концентрируется в начальной и средней школе и третья - в колледжах, в высших и профессиональных школах. Пройдя первую основную фазу социализации, ребенок приобретает необходимое понятие о главной структуре основной семьи как социальной системы, которая является прототипом социальной системы. Теоретик предполагает, что системы образования в начальных и средних школах повторяют основной процесс социализации на следующем, более высоком уровне обобщения усваиваемой культуры и организации социальной структуры. Так, средняя школа связана прежде всего с дифференциацией различия между инструментальным и консуматорным типами ролей на этом уровне организации. В этой связи Парсонс подчеркивает: «Знаменательно, что именно здесь появляется, так сказать, законченная "молодежная культура”. Основная линия дифференциаций проходит… между теми представителями возрастной группы, которые в большей степени ориентируются на достижения школьного образования и на формальное "обучение”, и теми, кто ориентируется главным образом на структуру группы равных, на "лидерство”, "популярность” и т. п.» (там же: 61). По Парсонсу, система формального образования служит центральным моментом интернализации системы более высокого порядка социальной организации, чем на уровне семьи. Этот этап социализации определяется влиянием скорее «неличных» и универсальных форм контроля, чем «частных» и неопределенных форм семейного взаимодействия. Применительно к высшей школе Парсонс отмечает, что здесь «все учащиеся - и с высокой и с низкой успеваемостью, хотя они и значительно различаются в своей академической работе, - обычно держатся вместе на основе "молодежной культуры”, находясь в общей школе и обладая общей внепрограммной и неформальной лояльностью. Это может помочь построить базис общей солидарности, выходящей за пределы профессиональных различий, которые уже обозначились» (там же: 63).

Наиболее существенно в изложенной концепции то, что: 1) процесс социализации связан с непрерывным рядом референтных групп, из чего следует, что структурный анализ «становится важной частью анализа одного из самых "динамичных” социальных процессов - процесса развития личностей» (там же: 65); 2) тип дихотомизации является как важным механизмом размещения людей внутри статус­ной структуры общества, так в то же время и частью процесса образования различных типов личности, кото­рые по-разному приспосабливаются к различным типам роли, из чего следует теснейшая взаимосвязь лич­ности и социальной структуры; 3) общим действующим структурным принципом является «отбор на выживание». «Это означает, - пишет Парсонс, - что процесс дихотомизации возрастной группы отличает одну группу, члены которой более охотно хотели бы остаться на данном уровне социальной иерархии, от другой, члены которой хотели бы перейти на следующую, более высокую ступень. Группа, которая была "повышена”, затем опять становится предметом того же типа отборочного давления и вновь разделяется по тем же принципам. Можно видеть, что этот процесс отбора в общем соответствует личным потребностям "пирамидально” построенной системы, в которой относительно большое число людей "необходимо” на более низких уровнях организации и все меньшее число - по мере продвижения к более высоким уровням. Процесс отбора, включая элемент "мобильности” и элемент классовой принадлежности, таким образом, теснее всего связан с сохранением образцов стратификации общества» (там же).

В соответствии с этой теоретической схемой Парсонс трактует группу равных (peer group) - неформальную группу, принадлежность к которой определяется какими-либо общими социально-статусными характеристиками (пол, этническая принадлежность, профессия и т. д.). В исследовательской практике понятие группы равных обычно применяется к возрастным группам детей и молодежи, особенно в отношении подростковых групп, где равенство статуса приобретает исключительно важное значение для каждого из членов группы.

Даже если Парсонс и придает значение личному выбору стратегии поведения, он основывается на типовом единстве социальных систем, на каком бы уровне они ни формировались. И в масштабах страны, и в масштабах семьи или дружеской компании действуют одни и те же функциональные связи. Группа применяет различные способы, чтобы сохранить себя и перестроить приходящих в нее новичков на свой лад. Парсонс назвал такие способы механизмами социализации. Они включают все средства и процессы, через которые передаются одной стороной и усваиваются другой культурные образцы. Это - язык, ценности, верования, символы. Усвоив их, новые члены группы изменяют и структуру потребностей. Они привыкают к новым социальным ролям, приобретают вкус к их исполнению, они теперь не просто подчиняются групповым нормам, но хотят этого. Именно таким способом личностная система взаимодействует с системой социальной (Parsons, 1964: 205–208).

Итак, в концепции Парсонса социализация есть процесс, который обеспечивает сохранение и функционирование социальных систем на всех уровнях социальной жизни. Хотя процесс этот относится к личности, его истоки и последствия преимущественно связаны со структурами общества, его институтами.

Теория социализации Парсонса составляет его важнейший вклад в разработку теорий молодежи , 1996; Луков, 2007, 2012).

Лит .: , А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.; Луков, В. А. (2007) Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания. М. : Флинта: Наука. 144 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Парсонс, Т. (1965) Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы: Американская буржуазная социология середины XX века: сокр. пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Г. В. Осипова. М. : Прогресс. 684 с. С. 25–67; Парсонс, Т. (1998) Система современных обществ. М. : Аспект Пресс. 270 с.; Парсонс, Т. (2002) Очерк социальной системы // Парсонс, Т. О социальных системах. М. : Академ. Проект. 832 с. С. 543–686; Parsons, T. (1964) The Social System. N. Y., 1964. N. Y. : The free press, 1964. 575 p.; Turner, Br. S. Prefice to the New Edition // Parsons, T. The Social System. London: Routledge & Kegan Paul Ltd. 404 p. P. XIII–XXX.

Толкотт Парсонс

Парсонс Талкотт (1902–1979). Выдающийся американский социолог-теоретик, ученик П.А. Сорокина , создатель теории социального действия и системно-функционального направления в современной социологии. Парсонс выдвинул задачу построения общей социологической теории и сделал серьезную попытку ее решения. Уделял внимание проблеме стабильности и выживания общества как социальной системы. Его главные труды: “Структура социального действия” (1937), “Социальная система” (1951), “К общей теории действия” (1952), “Социальная система и эволюция теории действия” (1977), “Теория действия и условия человеческого существования” (1978) и др.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Парсонс Толкотт (1902-1979) - американский социолог, глава функциональной школы. С именем Парсонса связывают поиски «общей теории» в современной западной социологии. На роль такой теории претендует социального действия теория, изложенная им в сочинении «Структура социального действия» (1937), «Очерки чистой и прикладной социологической теории» (1949), «Социальная система» (1952) и других. Пользуясь методом структурно-функционального анализа, Парсонс конструирует модель социальной системы, исходной клеточкой которой служит акт взаимодействия индивидов. Механизмом, с помощью которого устанавливается согласованность в их действиях и осуществляется выполнение предписанных им обществом ролей, является, с точки зрения Парсонса, усвоение общепринятых норм, стандартов поведения, превращение их во внутренние мотивы деятельности. Главными факторами, определяющими поведение людей (а следовательно, и характер социального целого), выступают у него факторы идеальные (прежде всего нормативно-ценностная структура общественного сознания). Рассматривая равновесие как важнейший признак нормального состояния социальной системы, Парсонс уделяет большое внимание процессам регулирования, средствам социального контроля за этим состоянием (деятельность политических и правовых органов, реакции на поступки людей со стороны окружающих и т. д.), призванным уберечь об-во от нежелательных конфликтов, резких перемен и т. п. В работах «Структура и прогресс в современном обществе» (1959), «Эволюционные универсалии в обществе» (1964), «Общества. Исторический и сравнительный аспекты» (1966) Парсонс пытается использовать некоторые идеи эволюционизма, включить в описание социальных систем анализ их изменений. Вместе с тем под изменениями он понимал главным образом внутреннюю дифференциацию системы, усиливающую ее адаптивную способность (приспособленность), а не преобразование ее в принципиально иную систему.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 333.

Парсонс Толкотт (1902 - 1979) – американский социолог, основатель школы структурного функционализма и теории действия. С 1927 г. – преподаватель экономики, с 1931 г. – преподаватель, затем зав. кафедрой социальных отношений факультета социологии, созданного П.А. Сорокиным, в Гарвардском университете. Труды: «Структура социального действия» (1937), «Эссе по социологической теории» (1949), «Социальная система» (1951), «Структура и процесс в современном обществе» (1960), «Теория социологии и современное общество» (1967), «Политика и социальная структура» (1969), «Система современных обществ» (1971) и др. Занимался созданием общей социологической теории, которая должна была системно объединить эмпирический и теоретический материал всего комплекса социальных наук. Разработал структурно-функциональный анализ – один из основных методов политических исследований. Согласно Парсонсу, общество – относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества (подсистема) выполняет свою функцию. Сформулировал четыре основных функциональных требования к социальной системе, обеспечивающие ее выживание: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема; функцию целедостижения – политическая подсистема; функцию интеграции – правовые институты и обычаи; функцию поддержания модели – система верований, мораль и агенты социализации (семья, образовательные учреждения и т.п.).

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 26.

Парсонс (Parsons) Толкот (13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс – 8 мая 1979, Мюнхен) – американский социолог, глава школы структурного функционализма. Образование получил в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. С 1927 преподавал в Гарвардском университете, с 1944 – профессор, а с 1946 – руководитель отделения социальных отношений в Гарвардском университете. При разработке своей общей логико-дедуктивной теоретической системы человеческой реальности опирался на идеи Э.Дюркгейма, В.Парето, М.Вебера, а также английского экономиста А.Маршалла. Специфику социального действия Парсонс видел в его символическом характере (о чем свидетельствует использование таких механизмов регуляции, как язык, ценности и др.), в его нормативности (зависимости от общепринятых норм и ценностей), наконец, в его волюнтаризме (некоторой иррациональности, зависимости от субъективного видения ситуации). Исходными для теории социального действия являются понятия «деятель», «ситуация», «ориентация деятеля на ситуацию». Рассматривая мотивационную структуру социального действия, Парсонс выделил познавательную (когнитивную) ориентацию, включающую способность выделить в окружающем мире отдельные объекты по их свойствам, месту и т.п., катектическую ориентацию-способность выделить объекты, имеющие для субъекта положительную ценность с точки зрения удовлетворения его потребностей, оценочную ориентацию-способность произвести дальнейший отбор объектов с точки зрения их первоочередности. Кроме того, для характеристики социального действия важна способность субъекта ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению, а также предвидеть, к чему могут привести изменения в ситуации. Вводя понятие экспектации, Парсонс обозначил тот факт, что социальное действие ориентировано на ожидания других партнеров по ситуации и зависит от них. Наконец, ценностная ориентация, задаваемая культурой, регулирует действие в зависимости от объективно существующих «внешних символов» – ценностей или норм. Таким образом, Парсонс различал в социальном действии относительно автономные сферы личности с ее потребностями и культуры.

Разрабатывая общеметодологические принципы социологии в духе системного и функционального подходов, Парсонс главной считал проблему сохранения общественного равновесия (понятие, заимствованное у Парето), поддержания общественного порядка, данного стабильного состояния. Социальные конфликты, революции и пр. потрясения суть проявления болезненного состояния общества. С позиций функционализма Парсонс рассматривал каждое общественное явление с точки зрения его роли в поддержании стабильности и равновесия в обществе и сформулировал набор функциональных проблем, решение которых необходимо для сохранения целостности общественной системы. Среди них проблемы: адаптации системы к внешним объектам, достижения целей, интеграции общества и воспроизводства структуры и поддержания культурных образцов, а также снятия напряжений.

На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты, а воспроизводства структуры – культура (система верований, мораль, органы социализации индивида).

Структурно-функциональный анализ Парсонса был сосредоточен гл.о. на исследовании механизмов функционирования общества. Обратившись в конце жизни к проблеме общественного развития, Парсонс рассматривал его в духе эволюционной теории, положив в основу принцип функциональной дифференциации. Появление качественно нового в ходе общественного развития в сущности отрицалось.

Теоретико-методологические концепции Парсонса оказали значительное влияние на современную западную социологию и продолжают развиваться и уточняться. Вместе с тем консерватизм и чрезмерная усложненность его концепции стали объектом критики радикально настроенных социологов.

E.В. Осипова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 204-205.

Парсонс (Parsons) Толкотт (13.12.1902, Колорадо-Спрингс, Колорадо,- 8.5.1979, Мюнхен), американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального направления в буржуазной социологии.

Парсонс опирался на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, А. Маршалла, В. Парето, а также использовал современные системные, кибернетические и символико-семиотические представления. Парсонс отстаивал необходимость построения общей аналитической логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирических задач. Человеческое действие, по Парсонсу, есть самоорганизующаяся система, специфику которой, в отличие от систем физического и биологического действия, он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т. д.; во-вторых, в нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации». На основе этого Парсонс строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, социальную, личностную и организмические подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. Одной из главных составляющих концепции Парсонса является так называемый инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжений, решение которых обеспечивается специализированными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации (включая семью и институты образования).

Введённая Парсонсом система понятий оказала значительное влияние на американскую социологию, в том числе эмпирические исследования. Вместе с тем его теория подвергается критике со стороны эмпирически ориентированных или радикально мыслящих буржуазных социологов за её интеллектуальную усложнённость и консерватизм (Ч. Р. Миллс). Социологи-марксисты критикуют теорию Парсонса за формализм, внеисторичность, идеалистическую направленность, недооценку значения социальных конфликтов и противоречий, апологетические установки, показывают несостоятельность притязаний его концепции структурного функционализма на роль всеобъемлющей социологической и антропологической теории.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Family. Socialization and interaction process, L., 1956; Toward a general theory of action, Camb., 1959 (совм. с E. A. Shils); The sosial system, Glencoe (111.), 19592; The structure of social action, N. Y., 19612; Economy and society, L., 1964 (совм. с N. Smelser); Social structure and personality, Ν. Υ., 1964; Societies: evolutionary and comparative perspectives, Englewood Cliffs (N. J.), 1966; Sociological theory and modern society, N. Υ.-L., 1967; Some problems of general theory in sociology, в кн.: Theoretical sociology, ed. by Б. J. Tiryakian, N. Y., 1970; The evolution of societies, Englewood Cliffs (Ν. Α.), 1977; Social system and the evolution oi action theory, N. Y.- L., 1977; в рус. пер,-Общетеоретич. проблемы социологии, в кн.: Социология сегодня, М., 1965; Информац. бюллетень Науч. совета по проблемам конкретных социальных исследований АН СССР, № 6, в. 1-2, М., 1968; № 38, М., 1969; «Введение» и «Заключение» («Общий обзор»), в кн.: Амер. социология, пер. с англ., М., 1972.

Литература: Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социоло-гич. теории, Л., 1964; Критика совр. бурж. теоретич. социологии, М., 1977; История бурж. социологии первой пол. 20 в., М., 1979, гл. 1, 4; The social theories of Talcott Parsons, ed. by M. Black, N. Y., 1961; Gouldner A. W., The coming crisis of western sociology, N. Y.-L., 1970.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Общетеоретические проблемы социологии. – В кн.: Социология сегодня. М., 1965;

Система современных обществ. М., 1997;

The Structure of Social Action. N. Y., 1937;

The social System. N. Y., 1951;

Societies: Evolutionary and comparative Perspectives. Englewood Cliffs (N. J.), 1966;

Action Theory and the Human Condition. N. Y., 1978.

Литература:

Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социоло-гич. теории, Л., 1964;

Критика совр. бурж. теоретич. социологии, М., 1977;

История бурж. социологии первой пол. 20 в., М., 1979, гл. 1, 4;

The social theories of Talcott Parsons, ed. by M. Black, N. Y., 1961;

Gouldner A. W., The coming crisis of western sociology, N. Y.-L., 1970.

Является одним из наиболее популярных в ХХ веке методов изучения общественных процессов. Его ценность состоит в том, что с его помощью можно исследовать не только отдельные элементы и устойчивые связи, но также их вертикальные и горизонтальные иерархические взаимоотношения. В 50-70-х годах ХХ столетия наиболее видным представителем этого течения был Т. Парсон

с. Определяя понятие социальной структуры общества и его роль в анализе жизнедеятельности людей, он использовал методику современных ему семиотики, синергетики и кибернетики. Он также пользовался работами Э. Дюркгейма и М.Вебера. Парсонса не очень интересуют исторические типы общества, поскольку он отбрасывает эволюционный подход к его формированию. Его интересует современный социум и происходящие там процессы.

Социальная структура общества и теория социального действия

Человек, как считает Парсонс, является основным элементом любого общества. Он и его отношения с другими людьми представляют собой систему, которая сама себя организует. Так же можно охарактеризовать и действия любого человека, которые носят общественный характер. У них есть некоторые особенности. Социальная структура общества определяет поведение человека, в особенности ролевое. Оно по своей природе является символическим. Ведь роль регулирующего механизма в нем играет язык. Он выражает понятия, определяющие нашу реакцию, вплоть до подсознательной, через символы. Кроме того, поведению присуща нормативность, потому что оно зависит от целого ряда общепринятых рамок. Человек должен делать то или иное, потому что так принято. Ну и, наконец, одной из основных его характеристик является волюнтаристичность, поскольку человеку присущи личные пристрастия, желания и так далее. Строение социального действия, которое представляет из себя общественное поведение человека, является следующим. Оно состоит из субъекта, ситуации, в которой все происходит, и ориентации, направленности индивида. Парсонс расходится с Вебером по поводу того, должно ли это действие обязательно иметь осознанный человеком смысл, или же оно может быть спонтанным, аффективным. На этой основе социолог выстраивает целую систему и классифицирует ее по подразделениям: культурная, социальная, личностная. Все они связаны между собой различными отношениями, среди которых доминируют три регулятора: язык, деньги и власть.

Социальная структура общества. Социология системного подхода

Таким образом, по Парсонсу, общественная система представляет собой сложно-организованную, упорядоченную целостность, которая держится специфическими связями. Примерами этого могут служить государство, нация, крупная организация или движение. Все подобные системы, как полагал автор, следует изучать с помощью особой методологии. Прежде всего, следует определить, какова социальная структура общества, которое исследуется. То есть, нужно выяснить, на какие элементы его можно разбить и что из них конструируется. Парсонс предполагал, что самые крупные структуры делятся на четыре типа: семья, учреждение, политические и общественные организации, государство. Их главными регуляторами являются ценности и нормы, принятые на данном уровне. Затем следует провести анализ, который бы показал соотношение между элементами и целым. Кроме того, такой метод может прояснить роли самих общественных систем. Так осуществляется структурно-функциональный анализ.

Толкотт Парсонс (1902-1979) является одним из самых значительных социологов второй половины XX в., наиболее полно сформулировавшим основы функционализма. В своих трудах Парсонс уделял значительное внимание проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», утверждая, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Свои взгляды он иллюстрировал примерами коммерческих сделок. При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт на основе нормативных правил. С точки зрения Парсонса, страха перед санкциями за нарушения правил недостаточно, чтобы заставить людей следовать им неукоснительно. Главную роль здесь играют моральные обязательства. Поэтому правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей, которые указывают, что является правильным, должным. Следовательно, порядок в экономической системе основывается на общем согласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как и любая другая составляющая деятельности общества, с необходимостью является и сферой морали.

Консенсус в отношении ценностей — фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанных ценностей следуют общие цели, которые определяют направление действий в конкретных ситуациях. Например, в западном обществе работники конкретной фабрики разделяют цель эффективного производства, которая вытекает из общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества. Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие комбинации ролей, содержание которых можно выразить с помощью норм, определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что создает основу социального порядка.

Исходя из того, что консенсус представляет собой важнейшую социальную ценность, Парсонс видит главную задачу социологии в анализе институционализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Когда ценности институционализированы и сообразно им структурировано поведение, возникает стабильная система — состояние «социального равновесия». Существуют два пути достижения этого состояния: 1) социализация, посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, выполняющие эту функцию, — семья, образовательная система); 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.

Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

  • адаптация (adaptation) — касается отношений между системой и се средой: чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ;
  • целедостижение (goal attainment) — выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность;
  • интеграция (integration) — относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Посредством правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;
  • удержание образца (latency) — предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

Данную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.

Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». Так, если изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в социальной системе в целом.

Социология Т. Парсонса

Толкотт Парсонс (1902-1979) — американский социолог, весьма влиятельный в XX веке, выдающийся представитель структурного функционализма. Главные произведения — «Структура социальной деятельности» (1937), «Система современных обществ» (1971). Он считал себя последователем Дюркгейма, Вебера и Фрейда, пытавшихся осуществить назревший синтез утилитарного (индивидуалистического) и коллективистского (социалистического) элементов мышления. «Интеллектуальная история последних лет, — пишет Т. Парсонс, — делает, мне кажется, неизбежным следующий вывод: отношение между марксистским типом мышления и типом мышления, представленным сторонниками теории действия, стоящими на рубеже двадцатого столетия, имеет характер стадиальной последовательности в определенном процессе развития».

Парсонс продолжил разработку теории социального действия . он считает систему (социального) действия , которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции: 1) социальная подсистема (группа людей) — функцию интеграции людей; 2) культурная подсистема — воспроизводства образца поведения, используемого группой людей; 3) личностная подсистема — целедостижения; 4) поведенческий организм — функцию адаптации к внешней среде.

Подсистемы системы социального действия различаются функционально, имея одинаковую структуру. Социальная подсистема занимается интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. п.). Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята производством духовных (культурных) ценностей — символических значений, которые люди, организованные в социальные подсистемы, реализуют в своем поведении. Культурные (религиозные, моральные, научные и т. п.) смыслы ориентируют человеческую деятельность (придают ей смысл). Например, человек поднимается в атаку, рискуя жизнью, ради зашиты родины. Личностная подсистема реализует свои потребности, интересы, цели в процессе какой-то деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. Личность — главный исполнитель и регулятор процессов действия (последовательности каких-то операций). Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. Парсонс подчеркивает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, не существующими в действительности. Отсюда известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса.

Парсонс рассматривает общество как тип социальной подсистемы, обладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно среды — природной и общественной. Общество состоит из четырех систем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальное сообщество, состоящее из совокупности норм поведения, служащее для интеграции людей в общество;
  • подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей во взаимодействии с материальным миром.

Ядром общества, по мнению Парсонса, является социетальная подсистема, состоящая из разных людей, их статусов и ролей, которые нужно интегрировать в единое целое. Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть (горизонтальные отношения) взаимопроникающих типичных коллективов и коллективных лояльностей: семьи, фирмы, церкви и т. п. Каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных семей, фирм и т. п., которые включают в себя определенное число людей.

Социальная эволюция, но мнению Парсонса, является частью эволюции живых систем. Поэтому вслед за Спенсером он утверждал, что существует параллель между возникновением человека как биологического вида и появлением обществ современного вида. Все люди, согласно мнению биологов, принадлежат к одному виду. Поэтому можно считать, что все общества произошли от одного типа общества. Все общества проходят следующие стадии: 1) примитивную; 2) продвинутую примитивную; 3) промежуточную; 4) современную.

Примитивный тип общества (первобытно-общинное общество) характеризуется гомогенностью (синкретичностью) его систем. Основу социальных связей образуют родственные и религиозные связи. Члены общества имеют предписанные им обществом статусы роли, во многом зависящие от возраста и пола.

Продвинутое примитивное общество характеризуется разделением на примитивные подсистемы (политические, религиозные, экономические). Роль предписанных статусов ослабевает: жизнь людей во все большей мере определяется их успехом, который зависит от способностей людей и удачи.

В промежуточных обществах происходит дальнейшая дифференциация систем социального действия. Возникает необходимость их интеграции. Появляется письменность, отделяющая грамотных от всех остальных. На основе грамотности начинается накапливание информации, ее передача на расстояние, сохранение в исторической памяти народа. Идеалы и ценности людей освобождаются от религиозности.

Современное общество возникает в Древней Греции. Оно породило систему современных (европейских) обществ, которые характеризуются следующими чертами:

  • дифференциацией адаптационной, целенаправляющей, интегративной, поддерживающей подсистем;
  • базисной ролью рыночной экономики (частная собственность, массовое производство, рынок товаров, деньги и т. п.);
  • развитием римского права как главного механизма координации и контроля за социальной деятельностью;
  • социальной стратификацией общества, основанной на критерии успеха (политического, экономического, культурного).

В каждой социальной системе происходят два вида процессов. Одни процессы - управляющие и интегративные , которые восстанавливают равновесие (стабилизацию) социальной системы после внешних и внутренних возмущений. Эти социальные процессы (демографические, экономические, политические, духовные) обеспечивают воспроизводство общества и непрерывность его развития. Другие процессы затрагивают систему основных идеалов, ценностей, норм, которыми руководствуются люди в социальном поведении. Их называют процессами структурных изменений. Они более глубокие и сущностные.

Парсонс выделяет четыре механизма эволюции социальных систем и обществ:

  • механизм дифференциации , исследованный Спенсером, когда системы социального действия разделяются на более специализированные по своим элементам и функциям (например, производственная и воспитательная функции семьи были переданы предприятиям и школам);
  • механизм возрастания адаптивности к внешней среде в результате дифференциации систем социального действия (например, фермерское хозяйство выпускает более разнообразную продукцию, с меньшими затратами труда и в больших количествах);
  • механизм интеграции , обеспечивающий включение в общество новых систем социального действия (например, включение в постсоветское общество частной собственности, политических партий и т. п.);
  • механизм ценностной генерализации , состоящий в формировании новых идеалов, ценностей, норм поведения и превращение их в массовое явление (например, зачатки культуры конкуренции в постсоветской России). Перечисленные механизмы обществ действуют вместе, поэтому эволюция обществ, например, российского, является результатом одновременного взаимодействия всех этих механизмов.

Парсонс рассматривает эволюцию современных (европейских) обществ и не скрывает этого: «...современный тип общества возник в единственной эволюционной зоне — на Западе <...> Следовательно, общество западного христианского мира послужило отправной точкой, из которой «взяло начало» то, что мы называем «системой» современных обществ». (На мой взгляд, наряду с западным типом обществ и системой этих обществ, существуют азиатский тип общества и система азиатских обществ. Последние обладают существенными отличиями от западных.)

Из сказанного можно сделать вывод, что социология Парсонса является в значительной мете субъективистской в том смысле, какой вкладывает в это понятие Хайек. Эта социология главное внимание уделяет субъективной составляющей социальной деятельности; ведущей формой социальной деятельности считает коллективистскую; отказывается от трактовки общественных явлений по аналогии с законами природы; не признает универсальных законов общественного развития; не стремится проектировать переустройство обществ на основе открытых законов.