Тема дружбы в произведении белый пудель. Сочинение на тему: Дружба в рассказе Белый пудель, Куприн. IV. Письменная работа

Перед нами один из таких рассказов как «Белый пудель», это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов был знаком писатель лично. Вроде ничего особенно не было ну, захотела барыня своему сыну пуделя и что? Кто может заплатить за прихоть тот и прав. Здесь Куприн затронул не только социальное неравенство, но и дружбу человека и животного, взаимопонимание людей между собой и неумение и не желание воспитывать детей.

Невозможно не симпатизировать детям, вышедшим из низших слоев. Это же настоящие маленькие труженики. Они не понаслышке знакомы с трудом, холодом и голодом, а так же с преданной дружбой. Бродячие артисты с пуделем с трудом зарабатывают себе на жизнь. В отличие от сына барыни, который без конца капризничает и требует и выполнения своих желаний. Пудель для него просто игрушка, а для артистов полноправный член труппы участвующий в заработке. Между всеми троими очень добрые отношения. Несмотря на то, что мальчик собственно совсем посторонний человек дедушке Лодыжкину но, сколько тепла и ласки сквозит во взгляде и мыслях старика, когда он разглядывает купающегося мальчика.

Писатель очень хорошо показал различие между мальчиком артистом и сыном барыни. Артист Сережа мыслит по взрослому, заботится о дедушке и о собаке Артоше. Барский сынок изводит всех требованиями, истериками, полным равнодушием к окружающему его миру. На первом плане только его исполнение желаний, которым и потакает его мать

А.И. Куприн в рассказе показал, что преданность и дружба вовсе не нуждается в деньгах. Все зависит от состояния души человека. История заканчивается хорошо, а ведь могло быть совсем иначе. Автор специально так сделал, чтобы у ребят формировалось понятие, что добро сильнее зла. Дети должны знать, что не все можно купить на свете. К таким вещам относятся любовь и дружба.

Анализ рассказа Белый пудель 2

В каждом произведении Александра Ивановича Куприна раскрывается отношение авторской привязанности к животным, обездоленным людям, детям и природе. Он искренне радуется их удачам, подчеркивает проявление лучших человеческих качеств.

С точки зрения построения, рассказ "Белый пудель" не вызывает затруднения для понимания. В этом немалую роль играет кольцевая композиция произведения. Изображение автором троих героев в начале рассказа сохраняется и в конце. Их количественный состав меняется в центральной части, совпадающей с кульминацией рассказа.

Сюжет прост. Дружную компанию: старика, мальчика и пуделя время от времени посещает удача. Заработанных с помощью акробатических трюков и музыкального сопровождения денег хватает на пропитание и ночлег. Случай, произошедший на юге Крыма, на одной из дач богатой семьи, стал проверкой артистов на прочность отношений. Желание барского сына присвоить собаку для развлечения привело к похищению ее дворником. Ради спасения друга мальчик Сережа совершает рискованный поступок.

Благодаря действиям героев произведения, их речи, поведению, А.И. Куприн раскрывает бескорыстные взаимоотношения настоящих товарищей, которые не променяли собаку ни на что. Они согласны на дальнейшее нищенское существование, сохраняя совместные выступления в полном составе.

Автор изображает опыт, мудрость представителя старшего поколения. Однако, несмотря на свой возраст, сирота удивлял старика разумными рассуждениями, терпением, присущими взрослому человеку. В рассказе демонстрируются бесценные чувства любви, верности, доверия не только к людям, но и к животным.

Отношения героев, проявление их настоящих чувств и эмоций складывается вокруг пуделя Арто. Это преданная, умная собака, ради которой люди рисковали жизнью. Благодаря ей в рассказе раскрылись истинные качества людей.

Образ двенадцатилетнего Сережи - отважного, трудолюбивого, знающего цену заработанным деньгам, противопоставлен сыну барина - Трилли, избалованному, капризному мальчику. Именно за счет изображения разного мировосприятия героями, автор поднимает тему социального неравенства. Имея разный статус в обществе, одни сохраняют, преумножают в разных ситуациях духовные богатства, человеческие качества. Другие - эгоистично относятся к окружающим, не зная цену ни дружбе, ни деньгам.

Все события рассказа выстраиваются на фоне пейзажа Крымского полуострова. Южная природа вызывает неподдельный восторг Сережи, подчеркивая его открытость миру, жизнелюбие, доброту. Он радуется теплому морю, цветущим магнолиям, виноградникам и розам. Дачные участки, где расположилась барская семья, не привлекает особого внимания оранжереями и цветниками местных жителей. Равнодушие к природе одних героев противопоставляется положительным эмоциям других.

Рассказ привлекает удивительным пониманием автора души ребенка, трогательным отношением к животным и пожилым людям, стремлением показать победы любви и доброты над скупостью и эгоизмом.

  • Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети Тургенева

    Екатерина Локтева - сестра Анны Одинцовой, очень тихая и спокойная девушка. Образ Екатерины в романе "Отцы и дети" Тургенева Ивана Сергеевича является одним из самых приятных женских образов

  • Литература 4 класс. Тема: А.И. Куприн. Белый пудель.

    Цели урока:

    Учить давать характеристику главным героям.
    Развивать речь, анализировать произведение.
    Воспитывать культуру чувств через анализ произведения.

    Оборудование: портрет А.И. Куприна, сюжетные рисунки, раздаточный материал.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Психологический настрой на урок .

    Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, вспомните своих близких и друзей. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Откройте глаза, если в классе есть ваши друзья, улыбнитесь им.

    А теперь представьте, что у вас на коленях сидит ваш маленький питомец. Погладьте его. Какой он пушистенький, хорошенький. Правда приятно? Вы любите их?

    2. Социализация.

    Возьмите белые цветы и напишите в центре свое имя. А на лепестках имена своих близких. Какие чувства вы испытываете к ним? Были ли случаи, когда вы, жертвуя своим временем или безопасностью, чем–то помогли им. (Ответы детей) Молодцы!
    - Назовите ценности в жизни человека. (ответы детей - жизнь, здоровье, близкие, преданность, верность, дружба, образование, семья…..)

    3. Беседа о биографии А.И.Куприна

    презентация

    4.Сообщение темы и цели урока.

    5.Работа в парах. Восстановление последовательности событий произведения.

    Восстановить план рассказа.

    2.Неудачный день.

    5.«Арто украден».

    1.Бродячая труппа артистов.

    3.«Хочу собаку!»

    6.Спасение собаки.

    4.«Не все… продается, что покупается».

    6.Беседа. Вопросы по содержанию рассказа (при этом ученики пользуются текстами и доказывают свои ответы цитатами)

    1. Сколько артистов в этой труппе? (старик, Сергей, пудель Арто и щегол в клетке, обученный вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями будущего)

    2. Кем приходится Сергей старику? (чужой человек)

    3.Назовите 3 самые дорогие существа (или вещи) старика? (Сергей, Арто, шарманка)

    4.Где происходят события рассказа? (в Крыму)

    5. Как себя чувствует Сергей в начале рассказа? Какое у него настроение? (он восхищается красотой природы, беззаботен и счастлив)

    6.С чего начинается произведение? (странное зрелище на даче. Трилли требует Арто)

    7.Кто такой Трилли? Как относятся к нему Сергей и старик? Прочитать. ("Шамашедший”; "Язвительный, однако, мальчуган. Как такого вырастили? Ну уж, будь в моей власти, я бы …ему прописал ижу”)

    8.Что ответил старик, когда барыня спросила за сколько он продаст собаку? ("Собаками, барыня, не торгую – с”)
    9.Почему дедушка отказался продавать пуделя? Кем была собака для дедушки и Серёжи?

    10.Что можно сказать о характере старого артиста? (гордый, благородный, честный человек, верный друг. Он не пытается угодить барыне и ее капризному сынку. Ему достаточно заработать на хлеб честным трудом)

    11.Как он объяснил свой отказ дворнику? Как вы понимаете такой ответ? ("Не всё то продаётся, что покупается”)

    12.Назовите наивысший момент переживания. (пропажа пуделя)

    13.За что Сергей сердился на старика, когда пропал Арто? (За его беспомощность, "Что нам делать теперь, Серёжа?”)

    14.Когда Сергей перестал злиться и пожалел старика? Почему? (Когда тот рассказал о чужом паспорте)

    15.В какой части рассказа вы испытали облегчение, радость за друзей? Какие чувства испытывал Сергей, когда оказался в барском саду? Найдите в тексте и прочитайте. (6 глава "Никогда в жизни мальчик не испытывал такого мучительного ощущения полной беспомощности, заброшенности и одиночества, как теперь”)

    16. Что заставляет Сергея спасать собаку? (Любовь к собаке, к старику; осознание того, что теперь только он может изменить ситуацию….)

    7. Характеристика героев рассказа.

    1.Как меняется Сергей от начала к концу рассказа? (Ученикам выдаются листы для письменной характеристики героя; они работают самостоятельно 2-3 минуты)

    Характеристика Сергея

    В начале рассказа

    В конце рассказа

    Проверка самостоятельной характеристики героя (ученики зачитывают свои варианты)

    Возможный итог записывается на доске:

    Характеристика Сергея

    В начале рассказа

    В конце рассказа

    Беззаботный, весёлый….

    Решительный, смелый, серьёзный,
    Чувствует ответственность за других,
    Взрослеет..

    2.Ребята давайте составим сравнительную характеристику героев: Сергея и Трилли.

    Трилли – разбалованный, грубый, нетерпеливый ребёнок.

    Сергей – работящий, вежливый, преданный, верный друг.

    8. Продолжение беседы.

    1.Зачем нужен был пудель Трилли? (для развлечений)

    2. Скажите ещё раз кем был Арто для дедушки и Серёжи? (преданным, верным другом, кормильцем…)

    3.Какова же тема произведения? (О взаимоотношениях людей и животных)

    4.А основная мысль? (Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Автор учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным; осуждает черствость и бездушие людей.)

    9.Домашнее задание

    Система уроков изучения рассказа

    1. Учебник: , Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.- М.: Мнемозина, 2008.

    2. Тренажёр "Сюжет рассказ "Белый пудель" взят с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection. *****/

    УРОК 1

    Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. «Белый пудель»

    Цель урока: Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Знакомство с экспозицией рассказа. Чтение главы 1 – 2 рассказа «Белый пудель».

    I. Оргмомент.

    II. Самостоятельное чтение материала учебника о писателе

    III. Рассказ о писателе

    Беседа по вопросам: Что вам запомнилось о жизни писателя? Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему? Каким человеком представляется вам Куприн?

    IV. Знакомство с экспозицией рассказа

    Чтение главы 1-2 глав (экспозицию, описание природы Крыма). - Беседа по вопросам:

    · С какими героями рассказа знакомит нас автор?

    · Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»? Какие отношения сложились между ними? Почему?

    · Какое отношение к себе они вызывают?

    · Где происходят описанные события?

    · Какой предстает природа Крыма в рассказе?

    V. Итоги урока

    УРОК 2

    . Сюжет и конфликт рассказа. Характеры персонажей.

    Цель урока: Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.

    I. Оргмомент.

    II. Проверка Д/З

    Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения?

    Используя план рассказа, составленный дома, кратко перескажите сюжет рассказа

    Примерный план:

    1. Бродячая труппа артистов

    2. Неудачный день

    3. «Хочу! Собаку-у-у!»

    4. «Не всё… продаётся, что покупается»

    5. Арто украден

    6. Спасение собаки

    III. Анализ рассказа

    Дайте определение терминам: Эпизод, сюжет, завязка, конфликт, кульминация.

    - Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?

    - Просмотр видеофрагмента «На даче «Дружба »

    Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)

    Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи? Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?

    Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?

    - Просмотр видеофрагмента «Торг» (нравственный конфликт)

    По четвёртой и шестой главам расскажите о его действиях в истории с Арто. Какими качествами наделил дворника Куприн?

    Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?

    В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?

    Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)

    Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т. к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)

    Почему Серёжа решил выкрасть Арто?

    Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?

    Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

    IV. Итоги урока

    Домашнее задание подготовить рассказ об одном из героев «Белого пуделя»

    УРОК 3

    Александр Иванович Куприн. «Белый пудель» . Пейзаж в рассказе. Смысл названия.

    Цель урока: Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Определение смысла названия рассказа

    I. Оргмомент.

    II. Проверка Д/З и усвоения материала прошлого урока

    4-5 человек работа с тренажёром, в это время слушаем рассказы о героях

    Выводы:

    Главные герои обижены судьбой, их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. Но они достойны не только сочувствия. Гордым человеком, честным тружеником запоминается дедушка Лодыжкин, отказавшийся от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и соё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и способность трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных : мальчике-сироте, собаке. Полунищий старик уверен, что «не всё продаётся, что покупается». Старик совершает благородный поступок: отказывается продать друга-пуделя за триста рублей – целое состояние, которое позволило бы открыть бакалейную лавку. Этот поступок подчёркивает безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не помогут, то спровоцировать преступление – воровство.

    Кража Арто – страшный удар для Лодыжкина. Жизнь впроголодь, пыльные дороги, оскорбления и унижения, потеря Арто – всё это подкосило старого человека. Он стал жалким и беспомощным в своём горе, отчаяние достигло предела. Дедушка Лодыжкин жалобно воет, зовя Арто, говорит с Серёжей упавшим голосом, еле слышно, и в итоге шепчет слова испуганно, беспомощно всхлипывая. «Ничего мы тут не сделаем», - твердит он, потеряв последнюю веру в справедливость.

    Трудная жизнь скитальца уготована Серёже. До семи лет он находился у забулдыги-сапожника, пока не стал актёром бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата.

    В дедушкиных мечтах он становится артистом лучшего цирка. О будущем мальчика можно только догадываться. Но экстремальная ситуация – кража пуделя – проявляет уже сформировавшиеся лучшие качества Сергея: верность дружбе, умение поддержать и успокоить в трудную минуту близкого человека, не растеряться и принять важное решение самому, способность преодолеть страх, пойти на риск ради достижения благой цели – и достичь её.

    Тренажёр

    III. Анализ роли пейзажа в рассказе

    Работа в группах

    Найти описания природы во второй, третьей, шестой главах. Подготовить выразительное чтение. Чьими глазами показана природа? Докажите.

    Выступления групп

    Какие чувства вызывают картины природы в дедушке и в Серёже? Как эти чувства характеризуют каждого из них?

    Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым? Какой вы увидели крымскую природу

    IV. Письменная работа

    Рассказ о реальной основе сюжета.

    Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и сними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

    После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

    «Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

    Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель».

    Почему рассказ назван именно так? Об этом вам предстоит порассуждать в сочинении.

    Кто затрудняется, может воспользоваться вспомогательным планом ответа.

    Вспомогательный план:

    1. С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?

    2. В чём заключалась работа пуделя-артиста? Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

    3. Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?

    4. Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?

    Примерный ответ:

    Почему же рассказ назван «Белый пудель»? Видимо оттого, что как раз с Арто связаны самые важные события рассказа.. В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, - живущих по разным социальным и нравственным законам.

    Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника

    Домашнее задание отзыв о рассказе Куприна «Чудесный доктор»

    Меню статьи:

    Рассказ А.Куприна «Белый пудель» – один из рассказов, ориентированных на формирование нравственного начала. Оптимистичный сюжет и возвышение понятия дружбы – именно эти понятия стали ключевыми в рассказе.

    Прототипы и описание реальных событий в рассказе

    Именно тогда, летом, Александр Иванович побывал с семьей в Крыму – в Мисхоре. В один из таких дней дом Куприных посетили неожиданные посетители – старик, юный мальчик и собака-пудель. Гости оказались бродячими артистами. Старик играл на шарманке, мальчик был акробатом, а собака была дрессированной и умела выполнять разные трюки.

    Предлагаем читателям ознакомиться с А. Куприна – в таблице.

    Вскоре эти гости стали периодическими посетителями Куприных – хозяева их всегда встречали радушно. Как только раздавались первые звуки шарманки, к домику Куприных начинал сходиться народ – это были и рабочие люди – каменщики из соседней дачи, няни с детьми и другие люди, проходившие мимо.

    После небольшого представления Куприны всегда приглашали артистов пообедать – за стол посетители никогда не садились, но от еды никогда не отказывались. Именно в это время Куприну удавалось пообщаться с артистами.

    Старик не отличался комму коммуникабельностью и разговорчивостью, мальчик же был его противоположностью – он охотно рассказывал о их странствиях и путешествиях.

    Однажды им довелось зайти в Одессу, и там Сережа (так звали молодого акробата) побывал в настоящем цирке. После этого случая у мальчика появилась мечта – выучиться и стать настоящим акробатом.


    Однажды Сережа рассказал Куприну интересную историю о том, как одна богатая женщина хотела купить у них собаку, но, получив отказ, обрушила свой гнев на бродячих артистов.

    Почему рассказ имеет название «Белый пудель»

    Александр Иванович заинтересовался этим рассказом – а спустя некоторое время он написал рассказ об этих событиях из жизни странствующих артистов. Рассказ получил название « Белый пудель».

    Объяснить такой выбор названия можно двумя позициями. Первая из низ заключена в понятии, ставшим впоследствии крылатым: «дружба дороже денег».

    Вторая состоит в сути конфликта. Как и в реальной жизни, камнем преткновения и развития конфликта становится дрессированный пудель – на ситуации возможности осуществления купли собаки и построен весь рассказ. Исходя из этой позиции, выбор названия выглядит оправданным.

    Особенности сюжета

    Александр Иванович внес в рассказ Сережи некоторое изменения – подобно событиям реальной жизни, действующими персонажами рассказа являются старый шарманщик мартын Лодыжкин, его помощник – мальчик Сережа (которого шарманщик одолжил у своего знакомого, незадолго до его кончины) и дрессированный пудель по кличке Арто.

    Предлагаем вдумчивым читателям проанализировать рассказ А. Куприна, а также узнать смысл его названия.

    Эти герои не имеют своего жилья – они бредут от города к городу, от поселка к поселку, показывая небольшие представления в надежде, что им что-то дадут в качестве оплаты. Не все радушно принимают артистов – многие прогоняют их от своих дворов, но артистам не привыкать. Лишь одна дама дала им гривенник, да и тот оказался дырявый.

    На даче «Дружба» артистам выпал повод отличиться – здесь проживала семья с ребенком – капризным и привередливым мальчиком по имени Трилли. Артисты подошли к домику как раз в то время, когда Трилли необходимо было принимать лекарства. Ребенок очень не хотел это делать и не поддавался на уговоры. Ситуацию помогло исправить выступление артистов – мальчик пришел в восхищение. Особенно впечатлил его пудель Арто. Привыкший к выполнению всех прихотей ребенок потребовал, чтобы ему купили пса. Артисты же отказались, они сказали, что это невозможно так как Арто, в первую очередь, их друг. Не сумев приобрести пса честным путем, Арто воруют, приманив колбасой. Однако рассказ заканчивается оптимистично – Сережа сумел освободить пса и друзья вновь стали путешествовать вместе.

    Куприн «Белый пудель»

    литература детский чехов образ

    Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) известен как автор многочисленных произведений, в которых особое внимание уделено анализу людских взаимоотношений. Большой интерес писатель проявлял и к юным читателям. Он автор широко известных рассказов для детей и о детях - «Детский сад», «В недрах земли», «Чудесный доктор» и других. Его произведения пользуются особой любовью у юных граждан.

    Сюжет рассказа «Белый пудель» Куприн практически срисовал с натуры. На дачу писателя в Крыму заходили бродячие артисты, которых Александр Иванович приглашал иногда пообедать. Среди частых гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Сережа и белый пудель. Сережа и поведал историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать собаку. Пудель очень понравился ее маленькому сыну. Но старик с мальчиком сделать это отказались, за что навлекли на себя гнев богатой дамы.

    Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.

    Александр Иванович вообще симпатизировал детям «из низов». Его подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать благородные поступки. Таков бродячий артист Сережа в «Белом пуделе», воспитанный старым шарманщиком Лодыжкиным. Им противостоит совершенно другой мир, который олицетворяют богатая барыня и ее избалованный сын Трилли.

    На различном мироощущении этих людей и построен конфликт рассказа. Для богатых господ собачка - всего лишь забавная вещь, которую можно купить и продать. Для старика и мальчика их Артошка больше, чем друг. Ради его спасения Сережа даже рискует жизнью.

    Персонажи в «Белом пуделе» вырисованы Куприным очень четко, а с учетом детского восприятия даже слегка нарочито. Это обстоятельство позволяет четко обозначить контраст между детьми. Трилли воспринимает природу с полным равнодушием, тогда как Сережа с восторгом. Сын барыни изнежен, неуклюж, в то время как Сережа силен и ловок. Речь Трилли - это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай»… Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности.

    Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели - на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба - главные богатства в жизни человека. Вместе с тем каждая часть рассказа (всего их шесть) - логически законченный эпизод.

    У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть по-другому. Но Куприн тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного читателя оптимизм. Ребенок должен верить, что справедливость восторжествует. Так писатель формировал нравственное начало в детях.