Прогнозы будущего развития человечества. Современная философия о прогнозах и перспективах будущего человечества

Большинство писателей-фантастов и футурологов видят будущее человечества в достаточно мрачных красках, и не без оснований. Наше отношение к окружающей среде оста вляет желать много лучшего, мы слишком бездумно используем технологии и всё больше совершенствуемся в самоуничтожении. Однако находятся и оптимисты, которым далёкое будущее представляется удивительным и прекрасным.

1. Статус-кво
Реалистичная оценка современного положения дел была сформулирована со-основателем американской компании-производителя программного и аппаратного обеспечения Sun Microsystems Биллом Джоем. В статье 2004 года «Почему мы не нужны будущему» он писал о катастрофических последствиях, к которым может привести развитие таких технологий 21 века, как робототехника, генная инженерия и нанотехнологии. Джой считает: самое разумное, что человечество может сделать сегодня - пользоваться тем, что уже есть. Только так оно может продлить своё существование на планете.

2. Зелёная планета
Самая первая идея из этой серии была представлена движением Брюса Стерлинга «Зелёный дизайн». Это движение ратует за применение инновационных технологий для решения проблем окружающей среды. По прогнозам Стерлинга, будущее планеты будет куда более экологически разнообразным, чем в любой другой исторический момент.
В таком будущем человек и сам сильно изменится - чтобы жить в полной гармонии с окружающим миром. Всю нашу энергию он будет получать от источников самой Земли и Солнца. Досконально изучив земные экосистемы, человечество изменит и их - например, положит конец всякому хищничеству и страданиям животных. И будет управлять погодой по своему усмотрению.
И, в конце концов, мы научимся предотвращать всякие природные катаклизмы: падение астероидов, землетрясения, ураганы, извержения вулканов…

3. Жизнь в окружении «машин благодати и любви»
Если будущие изобретатели искусственного интеллекта будут ставить перед собой правильные цели, считает «Сингулярность», то следующие поколения будут жить среди так называемых «дружественных роботов», запрограммированных на невозможность причинить вред человеку. Более того, машины будут следить за тем, чтобы ничего плохого с нами не случилось и защищать от всех возможных опасностей. Раю, где счастливое будущее обеспечивает для нас искусственный интеллект, посвящена целая поэма Ричарда Бротигана под названием «За всем следят машины благодати и любви» и одноимённый британский фильм.

4. Туда, где никто ещё не бывал…
Давно пора оторваться от нашего маленького шарика и начать колонизировать другие солнечные системы - уверены некоторые футурологи. От этого зависит не только наше спасение (идея о том, что нельзя хранить все яйца в одной корзине), это заложено в самой нашей природе - развиваться, двигаться дальше и покорять всё новые горизонты.
Даже сейчас наши робкие ещё попытки в освоении космоса приносят нам немало пользы - технологии с использованием спутников и некоторые прорывы в науке.

5. Внутреннее пространство
Ещё одна альтернативная идея - идеального и безоблачного существования можно достичь, перегрузив своё сознание в гигантские суперкомпьютеры. Компьютеры огромной вычислительной мощности - вроде мегаструктуры под названием «мозг-матрёшка», предложенной Робертом Брэдбери, будут использовать весь энергетический потенциал планеты, чтобы приводить в действие компьютерную систему.
Или цивилизация найдёт способ построить так называемую «Сферу Дайсона», представляющую собой относительно тонкую сферическую оболочку со звездой в центре. Таким образом, будут решены сразу две глобальные проблемы - жизненного пространства и энергии, которую в достатке можно будет получать от центральной звезды.

Мы живем в сложных, тревожных и неопределенных условиях. Мир резко изменился и продолжает меняться, и поэтому, безусловно, хотелось бы знать вектор, определяющий магистральное направление в широком спектре изменений. Идея прогресса, так долго согревающая сердца и умы людей, оказалась мифом. Во-первых, прогресс коснулся лишь науки, техники, технологий, но отнюдь не затронул сферу социальную, а тем более, духовную. Более, того, научно-технический прогресс обернулся социальными, политическими, экономическими и духовными трагедиями, коснувшимися всех и каждого.

На повестку дня поставлен вопрос не о светлом прогрессивном будущем, а о возможности будущего вообще. А. А. Зиновьев подметил существенную для всех людей потребность верить в будущее и хотя бы в общих чертах его себе представлять. Пожалуй, в аспекте веры – это то, что касается всех людей, и во все времена это существенная особенность человека. Вот как сам А. А. Зиновьев об этом говорит, причем говорит в применении к людям “светлого будущего”, которое утрачивает эту веру: “Жизнь людей зависит от того, как они представляют себе будущее не только свое и своих близких, но и своих потомков, и даже всей человеческой общности, к которой они принадлежат.

Для многих даже будущее всего человечества есть важный фактор их бытия. Люди в прошлом переносили страшные страдания благодаря вере в небесный рай религии, а в ХIX и ХХ веках благодаря вере в земной рай. Мы же лишены такой веры в будущее. Более того, мы живем с уверенностью в том, что нас и наших потомков не ждет в будущем ни земной рай при жизни, ни небесный рай после смерти. Мы живем в страхе перед ужасами будущего. Надо вернуть людям веру в лучшее будущее” .

Духовная элита современного человечества интенсивно занялась поисками вариантов возможного будущего. Довольно значительное число мыслителей пришли к неутешительному выводу: будущего у человечества нет, если оно будет развиваться в том же духе, как это происходит; в лучшем случае человечество протянет еще 40-60 лет.

К счастью, не такими пессимистами оказались другие, которые убеждены в том, что “люди будут продолжать использовать свои врожденные способности и разум для того, чтобы создавать правила, которые служат их долгосрочными интересами и потребностями. Человеческие существа делали это на протяжении десятков тысяч лет, поэтому было бы странным, если бы прекратили так поступать в конце ХХ в.” .

В. И. Вернадский обосновал теорию ноосферы как объективно и необходимо выстраивающейся на основе биосферы сферы разума. Обнадеживает и убеждение в том, что “пока мы можем представить себе другие альтернативы, еще не все потеряно; пока мы можем советоваться друг с другом и вместе планировать, есть еще надежда” .

Конечно же, мы просто обречены осознавать, в каком обществе мы живем, что наша общественная жизнь ухудшилась, что люди “ведут себя саморазрушающим образом и что им нужно активно работать над воссозданием норм своего общества посредством дискуссий, доказательств, культурных аргументов и даже культурных войн .

В современном обществе все большую роль играют новые, или высокие, как говорит Д. Нейсбит, технологии: компьютерные, генные, нанотехнологии. Человечество заворожено их успехами и поэтому либо боготворит их, либо ненавидит, ужасаясь последствий, но в обоих случаях относясь к ним неразумно. Высокие технологии должны быть сопряжены с глубокой гуманностью, и тогда они станут служит нам, а не уродовать нас, считает Дж. Нейсбит [см. 4] “Обсуждение и публичное понимание повышают наши шансы действовать мудро и осмотрительно в виде нарождающихся генетических технологий” – заявляет Дж. Нейсбит .

Во все времена великие представители человечества пытались представить себе, каким будет будущее общества. Пока общественная жизнь была относительно здоровой, будущее рисовалось в радужных тонах, и это нашло свое выражение в оптимистических моделях, которые представлены в социальных, технократических, социалистических и коммунистических утопиях (Платон, Т. Мор, Т. Кампенелла, Т. Мюнцер, Ф. Бэкон, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс).

По мере ухудшения здоровья общества, увеличения его социальных, экономических, политических и духовных недомоганий, происходило некоторое отрезвление, в XX веке появились обескураживающие и даже шокирующие модели возможного будущего: Д. Оруэлл, О. Хаксли, Н. Замятин продемонстрировали логическое завершение коммунизма и капитализма, в равной мере “непривлекательные и неприемлемые” (Д. Оруэлл “1984”; Н. Замятин “Мы”, О. Хаксли “О дивный новый мир”).

С крушением коммунизма выстраиваются в определенной мере “деидеологизированные концепции будущего”. Среди них следует обратить внимание на концепцию А. А. Зиновьева, известного и крупного философа второй половины. ХХ и начала ХХІ вв., поскольку он очень хорошо, “изнутри” знал и коммунизм, и капитализм. В своих работах “На пути к сверхобществу” и в социологически-футуристическом романе “Светлое будущие” А. А. Зиновьев говорит о будущем “сверхобществе” как таком социальном устройстве, которое лишается черт социальности и по существу выходит за пределы общества, превращается в монстра. Это “будущее общество есть общество не только моральных, психических и интеллектуальных уродов, каким уже является наше общество, но и уродов физических. Атомные испытания, искусственные продукты питания, отравленная природа, бактериологические, генетические и прочие эксперименты тому причина” .

М. Веллер в духе идей синергетики обосновывает в своем футурологически-философском сочинении “Кассандра” мысль о неизбежности разрушения современного общества самими людьми для возникновения принципиально новой общности, отвечающей законам установления в мире новой системы со всеми ей присущими атрибутами.

Именно поэтому человек и наделен сверхизбыточной энергией, которую он и воплотит во взрыве или подрыве общественного организма как уже устаревшей и разрушающейся системы. Ф. Фукуяма пишет о “великом разрыве”, переживаемом современным человечеством, в котором также содержится идея завершения нынешней истории, конца ее, и дает характеристику человека, “последнего человека” как он выражается в этой истории, наделенного тимотическим началом, утрачиваемым в условиях современности.

Э. Фромм, выдающийся мыслитель ХХ в. в целом ряде своих произведений проводит мысль о том, что действительной, подлинной настоящей истории как подлинно человеческом бытии, люди еще не изведали, они живут в предистории, каннибальской, по его характеристике.

К. Маркс также предполагал, что только в будущем человечество сможет жить по-человечески, только в коммунистическом будущем начнется подлинная история. Заметим, что Э. Фромм отчасти разделял марксистские идеи. Именно Э. Фромм, философ и психолог, диагностировал современное общество как нездоровое, больное.

Что привело человечество к разрыву, концу истории, к болезненному состоянию, которое выразилось в отчужденности людей от природы, общества и самих себя, в дегуманизации, морально-нравственной деградации, в деградации разумности, и в итоге – в утрате человечности?

Э. Фромм, поставивший диагноз современному больному обществу и убежденный в возможности воссоздания, реанимации здорового общества, предупреждал: “дегуманизированный человек очень скоро утрачивает не только чувства, но и разум, а в безумии своем – даже инстинкт самосохранения” .

Человек человеку становится роботом, человек умирает как человек, констатирует Э. Фромм.

Весь генетический пул человечества может быть изменен, вторит ему Дж. Нейсбит, человек может быть превращен во что угодно. Последний человек остается в предистории общества по мнению Ф. Фукуямы. Причины кроются в организации общества во всех аспектах его существования. В экономике – это безудержная и оголтелая погоня за прибылью, которая привела к тому, что экономика переросла свое прямое назначение – служить удовлетворению жизненно важных потребностей людей и стала обслуживать их нездоровые сверхпотребности. В политике возобладало стремление к власти во имя самой власти. В социальной сфере ослабление связей, их деструкция и извращение. Сокрушительное падение осуществляется в духовной области: деморализация, отчуждение, нарастание агрессии, культ наслаждения пронизали искусство, наука утратила всякие нравственные компоненты и превратилась в самоцель. Сдала свои позиции религия, сосредоточившись на области культа и организации и оставив на периферии веру в ее духовном средоточии.

Вырвалась из-под власти человека техника, а у человека не хватило мудрости и мужества удержать ее в качестве средства, положив ее пределы и меру.

В целом можно констатировать согласившись с А. А. Зиновьевым, что во второй половине ХХ века были утрачены представления о мере во всех сферах деятельности людей началось безудержное и тотальное нарушение меры, которое стало нормой , а значит меру как способ и условие нормальной жизни перестали принимать во внимание. с. Веллер также отмечает эту безмерность, когда пишет об отъявленном гуманизме, о безграничной свободе, перекосивших и изуродовавших социальную и нравственную сферу. Людям предоставили возможность наслаждаться сверх меры, потреблять сверх меры, развлекаться сверх меры, реализовывать себя во всем и всюду сверх меры.

В нашу жизнь ворвалась техника, меры применения которой мы не знаем и не хотим знать. Так, “интеллектуальная техника вторглась в такие сферы, где совершенно не нужна. Жизненно важные проблемы в этих сферах суть не математические и технические задачи … Обычный человеческий ум тут более, чем достаточен. Решающую роль тот играют желания и воля контрагентов, а не отыскание неких оптимальных вариантов. Использование интеллектуальной техники тут создает иллюзию важности ума, маскирует банальность дела и дает оправдание бесчестных поступков. Серьезные исследователи давно установили, что в девяноста случаях из ста, когда применяется сложнейшая интеллектуальная технология, без нее, в принципе, можно обойтись. … ни в каких компьютерах и ни с какими эмпирическими данными не выработаешь научное понимание общества. Тут нужен не компьютерный ум, представляющий собой гипертрофию лишь отдельных свойств человеческого интеллекта, причем самых простых, а ум совсем итого типа, ум творческий, широкий, многогранный, гибкий, диалектический. Компьютерное мышление убило живую ткань познания и творчества. В искусственный интеллект человечество загрузило огромную массу глупости, невежества, мракобесия. В понимании своего общества, своей жизни и самих себя мы оказались на уровне наших первобытных предков” – с горечью резюмирует А. А. Зиновьев .

Безмерное стремление все модернизировать выразилось в наивную и опасную идею о том, “что современный прогресс должен идти не по пути приспособления его достижений к человечеству, а по пути приспособления человека к его достижениям” .

Перенасыщенность информацией посредством одинаковой интеллектуально-информационной техники нивелирует наши природные различия и снижают интеллектуальный уровень. В принципе люди могут знать все, но при этом исключается всякая потребность в понимании.

Сложилась парадоксальная ситуация: все, что по замыслу должно помочь людям стать лучше, обедняет, демобилизует, парализует, оглупляет, омертвляет людей. Вместо “homo sapiens”, “homo moralicus”, “homo pulchris”, мы имеем “homo mechamicus”, “homo consumeris”, “homo economicus”. Человек постепенно превратился в существо, наделенное сверхчеловеческой силой; но при этом он не демонстрирует наивысшей разумности; по мере нарастания своей мощи и возможностям он не становится счастливее, а превращается в несчастное существо; предоставленный сам себе, завоевывая свободу, бежит от нее. Второй причиной сложившегося положения является перекос, перенос усилий человечества, его интеллектуального и жизненного капитала на сферу материального, технического, экономического, политического. Сложилось предубеждение, что задача первостепенной важности – создать человеку материальные условия, обеспечить комфорт, удобство, и в случае достижения оного само собой устроится и образуется нравственный и духовный порядок.

Никто не спорит, что нормальные условия необходимы для нормальной жизни. “Пока люди будут затрачивать основную энергию на то, чтобы защитить свою жизнь от посягательств и на то, чтобы не умереть с голоду, любовь к жизни будет чахнуть” – замечает Э. Фромм . И далее: “человек станет действительно человечным лишь в атмосфере, в которой он может надеяться на то, что он сам и его дети выживут в следующем году и будут жить многие годы спустя” .

Но кто и когда утверждал, что человек должен захлебнуться материальными благами, или самоуспокоиться в сытости, довольстве и безмятежной безопасности?

Человечество зациклилось на политическом переустройстве общества в демократическом аспекте. Часто забывается, что демократия не панацея, да и далеко не лучший способ организации социального бытия, что не раз провозглашалось в философии и политологии, начиная от Платона, Аристотеля.

“Невозможно отделить изменение нашей промышленности и политической организации от изменений в структуре нашего образования и нашей культуры. Ни одна серьезная попытка изменений или преобразований не будет успешной, если она не затронет одновременно все сферы”, – совершенно справедливо утверждает Э. Фромм .

Реорганизация и изменения касаются как раз политических, экономических, экономических, технических сфер, а сфера культуры и образования испытывает на себе негативные последствия бездумного перенесения этих изменений, о чем уже шла речь. Рынок, демократия и технические новации извратили сферу культуры и образования, устранили из них возможность развиваться по законам своего жанра: искусство коммерционализировалось и упростилось, нравственность вытеснилась в область личной жизни, образование техницизировалось. “В настоящее время нравственное поведение все еще можно найти в конкретной жизни многих отдельных людей, тогда как в целом общество дружными рядами движется к варварству” – не констатирует Э. Фромм . А Зиновьев А. А. всегда подчеркивает отсутствие у носителей западной цивилизации – западоидов – нравственных чувств и симуляцию нравственного поведения в тех случаях, когда им это выгодно. Исказилась сама цель общественного развития, которая была сформулирована нашими предшественниками: все во имя человека, для его блага.

“Мы гораздо больше нуждаемся в возрождении человека, чем в самолетах и телевидении, – писал Э. Фромм еще в середине ХХ века. (Сейчас можно было бы добавить, что мы не так уж нуждаемся в компьютерах, средствах мобильной связи и прочих технических забавах). – Если бы хотя бы крупицу разума и практического смысла, использованных в естественных науках, применить к решению человеческих проблем, то это позволит продолжить выполнение задачи, которая составляет предмет гордости наших предшественников в ХVIII веке” . Развитие науки, техники, технологии, индустрии не остановить, да и глупо было бы пытаться это сделать. Промышленный и научно-технический луддизм себя не оправдали.

Науки и техники не следует бояться и не стоит их боготворить. Они должны быть обузданы и в итоге управляемы, что человечеству по силам.

Кроме того, эти столь важные в жизни современного общества области должны быть гуманизированы. Э. Фромм говорил о “гуманистическом индустриализме”, о том, что мы должны сохранить индустриальный метод, но должны децентрализовать труд и государство, чтобы придать им гуманную соразмерность, Дж. Нейсбит, А. Швейцер о необходимости остаться человеком и не выходить за пределы человечности, А. А. Зиновьев предостерегал от превращения человека в сверхчеловека как выродившегося человека.

Образование ныне преследует цель создать человека организации” и оставляет в стороне необходимость научить человека жить по-человечески, т. е. ответственно и свободно, максимально реализуя себя и свою сущность, в состоянии любви к жизни и всем ее проявлениям; научить быть активно сотрудничающим гражданам.

У человека есть все основания и потенциальные возможности для этого, их нужно только высвободить, а не заниматься искусственным его конструированием, с помощью различного рода технологий, включая политтехнологии.

Бесперспективно и стремление отыскать новые идеи, выдвинуть лозунги. Все идеи уже давно сформулированы. “Нам не нужны ни новые идеалы, ни новые духовные цели. Великие учителя человечества уже сформулировали нормы здоровой человеческой жизни , с тех пор, как впервые зародилась идея о единстве рода человеческого и его судьбы, идеи и идеалы человечества были в основном одни и то же” , да и “люди нуждаются не в лозунгах, а в личностях, которые обладают мудростью, твердыми убеждениями и решимостью действовать в соответствии с этими убеждениями . В этих словах Э. Фромма содержится и мысль о бесполезности заклинаний в процессе образования, и конкретная задача ориентироваться на лучших представителей человечества, его духовную элиту.

Лозунги предлагает идеология, которая по словам А. А. Зиновьева, является средством оболванивания людей, превращения их в некие стандартизированные и нужные системе особи . Идеология создает априорные по отношению к человеку формы (клетки), сквозь призму которых человек воспринимает и должен воспринимать мир. Идеология неизбежна, но современные идеологии выродились так же, как и многие другие явления социально-духовной жизни, или измельчали, так как были извращены эпигонами. Сложилось так, что “массы людей всегда жили, живут и будут жить в идеологически-психологическом бреду” .

Чтобы вырваться из состояния этого бреда, “нам нужно серьезно отнестись к тому, во что мы верим, чему учим и что проповедуем … Внушение людям основных идеалов и норм нашей цивилизации – это в первую очередь задача образования” , – настаивает Э. Фромм. Следовательно, целью образования должно быть формирование личности, разумной и нравственной.

А. Швейцер и Э. Фромм совершенно справедливо и честно писали о том, что общество боится личности, поскольку она является средством выражения духа и истины, которым оно (общество) хотело бы заткнуть рот, и что, к сожалению, власть общества так же велика, как и этот страх.

А поскольку именно общество выстраивает определенную и нужную ему систему образования и воспитания, то приходится с сожалением констатировать, что образование современное не может формировать полноценную личность. Некогда человечество увлеклось изучением и преобразованием природы в своих целях и затем непринужденно, автоматически перенесло свой безграничный энтузиазм на человека, а теперь уже готово преобразовывать человека, вмешиваясь в его генетический код. В прошлое время пытались изменять человека в социальности аспекте, по менее, чем скудным знаниями о нем.

Даже природу следовало бы осторожно и осмотрительно изменять, с учетом всех предполагаемых последствий, тщательно взвешивая все “за” и “против”, не говоря о человеке.

Принимаясь за человека, на него смотрят также потребительски и хшунически, что совершенно недопустимо. Те из людей, которые безответственно и безрассудно посягают на человеческую природу, не только превышают свои всегда должные быть ограниченными в нормальном обществе полномочия, но замахиваясь на развившееся в течение миллионов лет человеческое существо, проявляет себя как “недочеловеки”. И в обществе должны появиться здоровые силы и мужественные люди, их носители, которые сумеют дать отпор таким нравственным, духовным уродам. До тех пор, пока не придет глубокое осознание необходимости бережного и гуманного отношения к человеку, сохранения его как человека, гибельности стремлений переделать человека в угоду чьим-то целям, вытравить у него его человеческое естество, общество не сумеет обеспечить себе жизнь и будущее. Целью общественного развития может и должен быть только человек.

Литература

1. Вемер М. Кассандра. – М.: АСТ, 2007.

2. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. – М.: Астрель, 2008.

3. Зиновьев А. А. Светлое будущее. – М., АСТ, 2006.

4. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2005.

5. Фромм Э. Здоровое общество. – АСТ: Хранитель. – М., 2006.

6. Фромм Э. Иметь или быть. – АСТ: Москва, 2008.

7. Фукуяма Ф. Великий разрыв.– М.: АСТ, ЗАО НПП “Ермак, 2004.

8. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – АСТ, Москва: Хранитель, 2007.

Аннотация

Л. И. Зиннурова. Современная философия о прогнозах и перспективах будущего человечества.

В статье проводится анализ наиболее интересных и глубоких концепций, касающихся перспектив и прогнозов возможного будущего человечества и обосновывается вывод о необходимости духовного возрождения человека.

Zinnurova L. I. Modern philosophy of Prognoses and perspectives of Future Mankind.

The analusis of the most interesting and deep concepts conserning, perspectives and prognoses of possible future of Mankind is being done in the article.

Анотація

Л. І. Зіннурова. Сучасна філософія про прогнози і перспективи майбутнього людства.

У статті аналізуються найбільш цікаві і глибокі концепції, що стосується перспектив и прогнозів можливого майбутнього людства, а також обґрунтовується висновок про необхідність духовного відродження людини.

Зиннурова Л. И. – кандидат философских наук, доцент

Будущее можно рассматривать в зависимости от периодов, взятых за основу исследования. Если имеют в виду понятие «обозримое будущее», то это перспектива ближайших двух-трёх десятилетий, которые входят в диапазон так называемых современных долгосрочных прогнозов. За пределами этих временных рамок простирается область сверхдолгосрочных прогнозов.

Формирование единой мировой цивилизации невозможно без научного предвидения, который способствует:

  • а) созданию условий для прогресса общества;
  • б) социального обновления общества;
  • в) преодоления кризиса цивилизации.

Актуальность и необходимость научного предвидения развития общества вытекает из необходимости объективного анализа механизмов формирования и реализации интересов, как всего человечества, так и различных стран, групп и индивидов, оценки для будущего новых жизненных процессов, их отбор и стимулирование.

Нужно отметить, что прогнозирование подразделяется по содержанию на научно-техническое и социально-демографическое и решает следующие задачи:

  • 1) вовремя заметить возникновение новых явлений;
  • 2) понять их истинную сущность;
  • 3) верно оценить их значение для будущего;
  • 4) определить, прогрессивны или регрессивны возникающие явления;
  • 5) поддержать прогрессивные процессы с помощью создания соответствующих условий.

По технологической процедуре прогнозирование включает в себя следующие этапы:

  • 1) определение объекта прогнозирования и постановку проблемы;
  • 2) определение целей, задач и времени утверждения прогнозируемого явления;
  • 3) выдвижение рабочих гипотез, методов прогнозирования;
  • 4) определение системы показателей, отображающих характер прогнозируемого явления.

По методу различают три вида прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.

Экстраполяция - продолжение в будущее тенденций и закономерностей, которые в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Всегда считалось, что из прошлого можно извлекать уроки для будущего, так как в основе эволюции неживой, живой и социальной материи лежат вполне определённые ритмические процессы.

Моделирование - представление изучаемого объекта в упрощенном, схематическом виде, удобном для получения выводов прогностического характера.

Экспертиза - прогнозирование на базе оценки, которая основывается на объективной констатации перспектив соответствующего явления.

Все три перечисленных способа как бы дополняют друг друга. Любая экстраполяция - это в определенной степени модель и оценка, любая прогностическая модель это оценка плюс экстраполяция, а всякая прогностическая оценка подразумевает экстраполяцию и мысленное моделирование. В каждом из указанных типов прогнозирования могут использоваться методы аналогии, индукции и дедукции, различные статистические, экономические, социологические и другие способы познания явлений.

Важно, что степень достоверности прогнозов зависит не только от применяемых методов, но и от точности и полноты исходной эмпирической информации, истинности теории и законов, на которые опирается прогноз. В связи с этим различают точные и вероятностные прогнозы. В исследовании сложных явлений приходится прибегать к вероятностно-статистическим прогнозам, когда прогнозируемый объект подвергается воздействию многочисленных факторов, не поддающихся полному учёту (квантовая механика, экономика, политика, психология и др.).

Примером результата прогнозирования сложных явлений является попытка предвидеть направленность развития цивилизации в целом. Здесь, по мнению исследователей, надвигается процесс интеллектуального передела. Первый передел -- территорий (первая мировая война), второй передел -- капитала (вторая мировая война), третий -- технологий (процесс, происходящий сегодня, включающий информационную психологическую революции, существование ракетно-ядерного, биологического, химического и других видов оружия).

Моисеев Н.Н. в своей концепции научного прогнозирования говорит о необходимости третьего поворота в истории человечества, который характеризуется отысканием новой модели взаимоотношений людей с природой и между собой. Первый поворот в истории, по мнению Н.Н. Моисеева -- введение системы табу в палеолите, которая переключила человека с биологического на общественное развитие. Второй поворот -- расширение экологической ниши в неолите, когда человек перешёл к производящему хозяйству.

Еще одной разновидностью прогнозирования является утопия, которая в отличие от научного предвидения, пытающегося точно и обоснованно представить развитие природных и социальных процессов в будущем, представляет собой нереальные планы социальных преобразований, описывает вымышленные страны, социальные ситуации, являющиеся образцом общественного строя. Тем не менее, утопия способна зафиксировать пока еще незаметные феномены в настоящем и сформировать ясные образы будущего. Поэтому, можно сказать, что утопия это социальный идеал, бегство от негативной действительности (Платон, Т. Мор).

Все утопии объединяет то, что они построены на основе критического анализа современного мира, общества и попыток введения альтернатив. Утопии в какой-то степени вводят в будущее, становятся ориентиром мышления, создают дополнительные модели развития. В ХХ веке появляется такая разновидность утопии, как антиутопия , цель которой изобразить негативные социальные ориентиры в заведомо пугающем или карикатурном виде, предполагающим их воплощение в жизнь.

Термин, введенный для обозначения области знаний, занимающейся прогнозированием, является “футурология ”. В начале 60-х годов футурология получила распространение на Западе в смысле “истории будущего”, “науке о будущем”. В данном направлении обоснованы отрицательные последствия научно-технического прогресса.

Организационным воплощением данного направления стал так называемый Римский клуб, включающий видных западных ученых (а с 90-х годов и российских ученых), политиков, бизнесменов.

В докладах Римского клуба отмечено, что на рубеже второго и третьего тысячелетий человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации. По инициативе ученых Римского клуба развернулось “глобальное моделирование” перспектив развития человечества.

Сами участники этих исследований разделились на два лагеря - оптимистов и пессимистов. Пессимисты - Ф. Фукуяма (концепция конца истории), А. Печчеи (работа “Сто страниц для будущего”), 3. Бжезинский (концепция глобального беспорядка), идеи Дж. Форрестера, Д. Медоуза говорят о грядущей катастрофе, оптимисты - С.Хантингтон (концепция столкновения цивилизаций), А. Тоффлер («Футурошок» и др.), М. Мисарович обосновывают возможность избежать апокалипсиса с помощью научного управления природными и социальными процессами.

Озабоченность мировой общественности проблемой выживания и создания достойной жизни актуализировали проблему сущности общественного прогресса, его признаков и типов. По вопросу типов общественного прогресса не существует особых разногласий, классификация типов соответствует основным структурным элементам общества. В связи с этим различают экономический, технический, социальный (политический, правовой, научный, моральный) прогресс, а также прогресс в сфере искусства и религии.

Рассматривая признаки общественного прогресса, следует отметить, что по этому вопросу существует множество точек зрения, так как такая ситуация во многом объясняется сложностью общества, его многоуровневостью и разветвленной системой взаимосвязей.

В отечественной литературе в качестве главного признака общественного прогресса выдвигался показатель состояния и уровня развития производительных сил. И хотя впоследствии к этому показателю был добавлен критерий равномерного и справедливого распределения готового продукта, тем не менее, все они работали в экономической сфере.

С.Э. Крапивенский, занимаясь исследованием интегративных показателей, предложил в качестве такого показателя уровень гуманизации общества, то есть положение в нём личности, степень её экономического, политического и социального освобождения уровень удовлетворения её материальных и духовных потребностей, состояния её психофизического и социального здоровья. И, наконец, как наиболее синтетический -- показатель средней продолжительности жизни.

Соглашаясь с важностью данных показателей общественного прогресса, следует сказать о необходимости поиска признаков общественного прогресса. Таковыми и являются: показатель, характеризующей темпы появления новаций по каждой из сфер (элементов) структуры общества: экономической, политической, правовой и т. д. Критерием достаточности или недостаточности новационных темпов является сама жизнь, то есть эффективность протекания технико-экономических, политических, научных и других процессов.

Следует отметить, что в каждой сфере общества накоплен достаточно точный инструментарий по оценке количества и качества новшеств, имеющих здесь место.

Следующий показатель общественного прогресса характеризует степень запаздывания от момента появления новации (новой идеи или её материализации) до её расширенного воспроизводства. Чем меньше этот показатель, тем общество прогрессивнее. Данное отставание существует в любых сферах общества, но в развитых странах оно сведено к оптимальному минимуму и работа в этом направлении продолжается.

Третий показатель характеризует всегда существующий интервал между новациями, имеющими место в разных сферах общества (экономической политической, правовой, и т. д.), то есть всегда одна или несколько сфер занимают лидирующую позицию, стимулируя развитие остальных. Следовательно, то общество прогрессивнее, где этот интервал меньше, где имеют место поступательное развитие всех сфер общества.

И, наконец, важным показателем прогрессивности общества является его способность менять регрессивные явления на прогрессивные. В любом обществе имеют место дисфункциональные явления, процессы, но сила общества как раз и проявляется в умении в короткие сроки заметить такое явление, поставить диагноз его причин, наметить и реализовать мероприятия по ликвидации данного негативного явления.

Таким образом, общественный прогресс не есть прямая уходящая вверх, это есть сложный зигзагообразный процесс, в котором прогресс и регресс, будучи качественно разнонаправленными процессами, существуют и реализуются одновременно, взаимоопределяют и взаимопредполагают друг друга.

Ярким примером таких регрессивных явлений являются так называемые глобальные проблемы современности.

Стремительное развитие технологий, климатические метаморфозы и постоянный прирост населения в ближайшие несколько десятков лет радикально изменят жизнь на нашей планете.

сайт узнал, что ждёт человечество уже в ближайшем будущем. Уже до конца XXI века люди могут столкнуться с глобальными изменениями, а их жизнь станет совсем другой,

2022 год: Индия станет самой густонаселённой страной в мире

Фото: pixabay.com

Долгие годы пальма первенства в соревновании самых густонаселённых стран принадлежала Китаю, однако исследователи утверждают, что Индия перехватит лидерство уже через пять лет. Ранее считалось, что это произойдёт в 2028 году. Но результаты анализа глобальных демографических тенденций говорят о том, что Китай сдаст позиции гораздо быстрее.

2030 год: человек высадится на Марс


Фото: pixabay.com

Разговоры об экспедиции к Марсу ведутся уже не один год. Однако вполне конкретные шаги к осуществлению этой цели начали предприниматься не так давно. Летом 2011 года представители 10 крупнейших мировых космических агентств встретились в рамках заседания Международной координационной группы по исследованию космоса. В основном учёные обсуждали вопросы колонизации Марса. Был принят целый ряд решений и подготовка к экспедиции началась.

Уже сейчас стало ясно, что через пару десятков лет Красная планета может стать новым домом для людей. Планируется, что колонизирован он будет уже в 30-е годы XXI века. В подготовке к экспедиции, которая перевернёт ход истории, принимает участие – талантливый инженер и предприниматель, придумавший специальное ракетное топливо, компоненты для которого можно будет добывать прямо на Марсе.

2037 год: растают арктические льды


Фото: pixabay.com

Климатологи разных стран сходятся во мнении, что буквально через 20 лет Земля может лишиться своей северной «ледяной шапки». По данным исследований 2009 года, арктические льды тогда покрывали около пяти миллионов квадратных километров поверхности Северного Ледовитого океана. Ситуация меняется с каждым годом - льды начали активно таять.

По самым оптимистичным прогнозам, к 2037 году в Арктике останется всего лишь миллион квадратных километров ледяной корки. Некоторые учёные считают, что лёд к этому времени и вовсе исчезнет полностью. В результате будет полностью уничтожен ареал обитания уникальных животных, а воды в мировом океане станет значительно больше. Эти изменения грозят затоплением большой части суши.

2040 год: искусственный интеллект задавит человеческий разум


Фото: pixabay.com

А вот от этого предсказания становится как-то жутковато. Американские учёные уверены, что, принимая во внимание Закон Мура (наблюдение, согласно которому производительность компьютеров удваивается каждые два года), через 20 лет искусственный интеллект сможет принимать собственные решения и полноценно заниматься творчеством.

Этот процесс таит в себе множество опасностей (все мы помним знаменитую фантастическую сагу «Терминатор»), однако специалисты всё же пока считают, что компьютерный разум не сможет вырваться из-под контроля человека.

2050 год: Африка и Азия превратятся в гигантскую свалку


Фото: pixabay.com

В большинстве цивилизованных стран мусорный вопрос решён, а вот во многих африканских и азиатских государствах люди просто утонули в бытовых отходах. Каждый год мусора становится всё больше и больше. Местные власти не всегда могут организовать его вывоз на свалку, не говоря уже о правильной переработке.

Если в ближайшее время опытные «чистюли» не помогут странам третьего мира, Африке и Азии грозит настоящее экологическое бедствие. Через 30 лет вполне может случиться такое, что из-за отравления почвы и грунтовых вод начнут гибнуть животные, а люди станут массово переселяться из мест, более не пригодных для жилья, - Европу и Америку захлестнёт новая волна миграции. В этом случае места всем может уже реально не хватить.

2075 год: озоновый слой полностью восстановится


Фото: pixabay.com

В последнее время об озоновом слое говорят не часто, тогда как в 80-х годах человечество потрясла новость о том, что хлорфторуглероды, содержащиеся в аэрозольных баллончиках, «пробили» громадную брешь в нашем естественном защитном экране от ультрафиолетового излучения. Спустя несколько лет производителям аэрозолей запретили использовать вредные для озонового слоя вещества.

Прошло какое-то время, и громадная дыра над Арктикой начала понемногу «затягиваться». Процесс регенерации озонового щита протекает медленно, поэтому полное его восстановление произойдёт лишь через 50 с лишним лет.

2100 год: леса Амазонии почти исчезнут


Фото: pixabay.com

Ну а теперь к грустному.Перечисленные ранее факты можно отнести к позитивным изменениям. Однако научно-технический прогресс, перенаселение и зависимость человека от природных ресурсов стали причиной целого ряда экологических катастроф.

Учёный из Потсдамского института исследований климата Вольфганг Крамер уверен, что через 80 лет джунгли Амазонии практически исчезнут из-за засухи, которая стала там случаться все чаще по причине глобального потепления. Кроме того, эти уникальные леса активно вырубаются, несмотря на многочисленные протесты «зелёных». По прогнозу ученых, к следующему веку от амазонских джунглей останется лишь 83%.

Радикальные изменения климата постепенно уничтожают не только флору, но и фауну. Если общий температурный фон продолжит повышаться, то мы лишимся около 900 видов птиц: пернатые из всех животных наиболее восприимчивы к проблемам экологии.

2100 год: Венеция уйдёт под воду


Фото: pixabay.com

За последние 100 лет один из самых красивых европейских городов погрузился в море на 23 сантиметра. Жители Венеции всегда страдали от наводнений, однако сейчас ситуация уже практически вышла из-под контроля. В наши дни знаменитую площадь Святого Марка заливает водой почти сотню раз в год, тогда как в начале XX века подобное случалось в 10 раз реже.

Как показывают прогнозы многих ученых, уже через 15 лет в Венеции будет практически невозможно жить, а через 80 лет море поглотит город полностью.

Поделиться с друзьями: Темпы научно-технического прогресса сейчас таковы, что можно делать любые, даже самые невероятные прогнозы. А правда, почему бы не помечтать, скажем, о бессмертии или о полетах в дальний космос?..
Предсказания по «теории»
Известный американский ученый, изобретатель и футуролог Раймонд Курцвейл занимается предсказаниями в научно-технической области уже более 30 лет. Большинство его прогнозов, даваемых, как правило, на 10-40 лет вперед, сбываются с высокой степенью точности. Еще в начале 1980-х он предрек взрывоподобное развитие Интернета, которое должно произойти в 90-е годы. Тогда же ученый предсказал победу компьютера над чемпионом мира по шахматам в 1998 году. И ошибся всего на один год: компьютер «Дип Блю» обыграл Г. Каспарова в 1997-м.
Свои прогнозы Курцвейл делает в соответствии с разработанной им теорией, которую он называет «Законом ускоряющейся отдачи». В ее основе лежат темпы ускорения мирового научно-технического прогресса. В частности, Курцвейл прослеживает прогресс по эволюции вычислительных машин. Сначала удвоение мощности ЭВМ происходило каждые три года, в середине XX века этот период сократился до двух лет, а сейчас для удвоения мощности ЭВМ требуется всего один год.
Людей будут лечить нанороботы
Согласно Курцвейлу, через 40 лет человечество достигнет неограниченного материального изобилия, а люди станут бессмертными. Здесь футуролог учитывал в первую очередь развитие генетики, компьютерных технологий и нанотехнологий. В своем выступлении на Всемирном научном фестивале летом прошлого года он предрек, что к 2030 году появятся средства для перепрограммирования всего человеческого организма, представляющего собой, по словам ученого, природный компьютер. Таким образом, говорит он, мы сможем приостановить, а затем и полностью свести на нет старение.
Скоро люди смогут жить без опасения за свои внутренние органы, включая сердце, считает Курцвейл. Им придется лишь периодически наведываться к врачу для контроля здоровья, потому что управляемые нанороботами клетки их собственной крови будут постоянно поддерживать организм в нормальном состоянии.
С помощью нанотехнологий станет возможным выращивать непосредственно в самом человеческом теле новые органы взамен отработавших, а также производить ремонт барахлящих органов и тканей. Такой ремонт способны сделать все те же вездесущие нанороботы, внедренные в кровеносную систему. Они, как путешественники в джунглях, будут самостоятельно передвигаться по сосудам, артериям и капиллярам, исправляя характеристики указанных в «маршрутном листе» клеток, очищая организм от микробов, раковых клеток и отложений холестерина.
А по мере выхода из строя полученных от природы органов эти органы будут меняться на искусственные, пока весь человек не станет андроидом. Самой сложной сейчас кажется замена органов чувств. Но из ведущих лабораторий мира идут сообщения о том, что до искусственного глаза и носа рукой подать: «Уже созданы искусственная поджелудочная железа и нервные волокна...»
Унитазы-диагносты и секс «в голове»
Одно из любопытных предсказаний Курцвейла - появление в 2017 году унитазов-диагностов. Человеку достаточно сходить в туалет, спустив в такой унитаз вместе с содержимым прямой кишки и мочевого пузыря информацию о своем здоровье, и потом даже не надо обращаться к врачу. Зайдя на следующее утро в туалет, можно будет прочитать на рулоне туалетной бумаги выданный компьютером нужный рецепт.
Нанотехнологии повысят и умственные способности людей, считает футуролог. Каждый из нас за считанные часы сможет написать целую книгу.


Компьютеры возмут на себя функцию обучения детей

«Устареет» современный секс. Ведь, если разобраться, сексуальное удовольствие доставляют нам не животные манипуляции с нашими детородными органами, а сигналы, воздействующие на определенные участки головного мозга. В будущем человек сможет получать в сто крат более острое, чем при обычном сексе, сексуальное удовольствие - опять-таки с помощью нанороботов, воздействующих на эти самые участки мозга. Партнер при этом не нужен. Что же касается детей, то их будут «зачинать» в пробирках.
Нанороботов создадут и для животных, в частности для домашнего скота. В результате от живых коров и свиней можно будет отрезать рульку или филе, которые потом отрастут, как у ящерицы. Появится безотходный корм, и животные смогут освобождать желудок раз в неделю.
«Возможно, мои рассуждения покажутся кому-то неправдоподобными, - заключает ученый свое выступление на форуме, - но ведь многое из того, о чем я говорю, существует уже сейчас».
В 2015 году не станет электронных денег?
К прогнозам Курцвейла, несмотря на всю их фантастичность, специалисты относятся достаточно серьезно. Особенно если учесть, что не далее как в 2007 году прошла презентация первого в мире квантового компьютера, предсказанного тем же Курцвейлом. Этот компьютер в самом ближайшем будущем должен совершить переворот в технике, так как основан на совершенно ином, чем кремниевые компьютеры, принципе. Дистанция между ними - как между бухгалтерскими счетами и ноутбуком. Кремниевые компьютеры построены на принципе «ноль-один», а точнее, «или ноль - или один». Квантовые же - не «или-или», а «и-и», ибо в один и тот же момент будут задействованы оба состояния. Связано это с дуализмом фотона, носителя информации в квантовом компьютере. Фотон одновременно и частица, и волна, оперирующая квантовыми битами, способными принимать сразу оба значения.
Курцвейл утверждает, что к 2015 году квантовый компьютер сможет обрабатывать больше потоков данных, чем частиц во Вселенной, и в этом с ним согласны большинство ведущих специалистов. Область применения компьютеров расширится чрезвычайно. Так, квантовый компьютер, который невозможно засекретить, обесценит всю современную криптографию, все кодовые системы и вызовет переворот в областях, связанных с конфиденциальностью и безопасностью. Прежде всего это ударит по банкам. Неясно, как они будут выходить из положения, ведь рухнет вся система электронного денежного обращения, в том числе потеряют смысл пластиковые карты. Будут сорваны покровы секретности с ЦРУ ФСБ, МИ-6, МОССАДА. Чем сильнее компьютеры, тем выше потоки информации, а значит, тем легковесней секретность.
«Под колпаком» у искусственного интеллекта
В прогнозах футурологов уже стало общим местом предсказание компьютеризации быта людей, включая участие компьютеров в приготовлении пищи, вождении транспорта, проведении финансовых операций, наблюдении за состоянием здоровья, за обучением, развлечениями и прочим. Курцвейл идет дальше и делает прогноз, что с 2045 года все компьютеризированные процессы на планете, включая бытовые, начнут сводиться воедино, так что в конечном итоге Земля превратится в один гигантский суперкомпьютер, контролируемый единым сверхмощным искусственным интеллектом.
Из других его предсказаний можно выделить такие: в 2020-х годах получат распространение альтернативная энергетика и виды деятельности, направленные на улучшение жизни человека и не угрожающие окружающей среде; к 2030 году разовьется космический туризм; в 2028 году будет создана постоянная колония на Луне. Космос станет составной частью мировой экономики. В 2040-2050 годах мир объединится: его политическая карта будет напоминать Европейский Союз или США, благодаря чему удастся значительно пригасить межэтнические и межконфессиональные конфликты.
Еда из уличной грязи
Говоря о футурологах, невозможно не упомянуть об Артуре Кларке - 90-летнем английском писателе-фантасте, жившем в Шри-Ланке. Как и Курцвейл, он был одним из тех немногих прогнозистов, у которых сбывается не менее 80% из предсказанного. Так, еще в 1950-е годы Кларк предрек появление на геостационарной орбите системы спутников, которые смогут решать самые разные задачи - от метеорологических наблюдений до шпионажа. В те же годы он прогнозировал прогресс ЭВМ, появление Интернета, развитие атомной энергетики, высадку человека на Луне, клонирование живых существ.


К 2030 году разовьется космический туризм

А вот предсказания писателя, касающиеся XXI века: в 2014 году примет постояльцев первая космическая гостиница; в 2020 году искусственный интеллект достигнет уровня человека; в 2021-м произойдет высадка людей на Марсе; в 2023-м - клонирование динозавров благодаря воспроизведенной структуре ДНК; в 2040-м - производство молекулярных дубликатов любых предметов и веществ. Иначе говоря, из всего, хоть из уличной грязи, можно будет делать (при участии компьютеров, разумеется) продукты питания, одежду, дома, машины, бриллианты. Промышленность и сельское хозяйство потеряют смысл. Человек уйдет в науку, искусство, развлечения. В 2050-м начнется массовое замораживание людей. Большинство человечества в криогенном сне устремится в далекое будущее. К 2090 году, по мнению А. Кларка, будут созданы летательные аппараты, способные достигать околосветовой скорости. Это сделает реальным межзвездные полеты с замороженными космонавтами на борту под контролем мощного искусственного интеллекта.