Жизнь достойная восхищения. Солдатенков Козьма Терентьевич

Иллюстрация: Портрет К.Т.Солдатенкова (офорт, Рундальцев)

Солдатёнков Козьма Терентьевич (10.10.1818 - 19.05..1901) - предприниматель, издатель, библиофил, коллекционер, один из крупнейших московских благотворителей, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин, академик петербургской Академии художеств. Коммерции советник.

Родился в купеческой старообрядческой семье, систематического образования не получил, большую часть своего времени проводя (как и его старший брат Иван) в лавке отца, помогая ему по хозяйству и на практике изучая премудрости купеческого дела. В двадцать один год Солдатёнков стал самостоятельно вести дела и, кроме торговли пряжей, занялся дисконтом и стал пайщиком ряда крупных торгово-промышленных фирм. Унаследовал дело отца и в 1850-х гг. стал одним из наиболее крупных торговцев хлопчатобумажной пряжей в России.

В начале 1850-х гг. Солдатёнков сблизился с кружком московских западников во главе с Т.Н.Грановским. В 1856г. Солдатёнков в партнёрстве с Николаем Михайловичем Щепкиным открыл Товарищество книгоиздания К.Солдатёнкова и Н.Щепкина (Первой книгой компании стали «Стихотворения» А.В. Кольцова, выпущенные в феврале 1856 года), а в 1857 - открыл книжный магазин.

Издательская фирма не преследовала коммерческих целей: партнёры издавали труды передовых и малоизвестных широкой публике российских литераторов и зарубежных авторов. Здесь было выпущено первое в России 12-томное собрание сочинений В.Г.Белинского, а также сочинения Т.Н.Грановского, стихи Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова, Н.П.Огарёва, Д.В.Григоровича, сборники «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды» А.Н.Афанасьева. С 1895 года по инициативе и под редакцией М.П.Щепкина выходила «Библиотека экономистов» (11 выпусков: произведения А.Смита, Д.Рикардо, Дж.Милля, Д.Юма). Все книги были хорошо и дорого оформлены, а стоимость была невысокой, поэтому тиражи быстро раскупались.

К 1862 году партнёрство Щепкина и Солдатёнкова распалось, и Козьма Терентьевич продолжил издательскую деятельность один, под единоличной фирмой «К.Т.Солдатёнков» , сохранив просветительскую политику предприятия. Он издавал произведения И.С.Тургенева (первое издание «Отцов и детей» - были первой книгой, выпущенной Солдатенковым в 1862 году под своей единоличной фирмой), стихи А.А.Фета, Я.П.Полонского, С.Я.Надсона, исторические труды Василия Ключевского. Солдатенковым было издано более 30 оригинальных трудов русских ученых. Ученые чаще всего издавали свои работы на собственные средства. Выпустил немало книг российских историков, в том числе труды Ключевского. Им были выпущены «Очерки первобытной экономической культуры» Зибера, «Всеобщая история» Вебера (в переводе Николая Чернышевского), «Римская история» Моммзена, «История упадка Римской империи» Гиббона. К тому же Солдатёнков издавал дешёвые учебники и книги для чтения для крестьянских детей.

В доме Солдатёнкова бывали И.С.Аксаков, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, И.Е.Забелин и др. В его подмосковном имении Кунцево (приобретено у В.Л.Нарышкина в 1865) устраивались славившиеся изысканностью обеды, шумные фейерверки и балы. Ряд исследователей указывают, что Тургенев использовал, сатирически заострив, некоторые черты характера и факты биографии Солдатенкова при создании образа купца Капитона Голушкина в романе «Новь». Собственная домашняя библиотека Солдатёнкова к 1901 году насчитывала около 20 тыс. книг на русском языке (историческая, философская, художественная литература, книги по искусству).

С 1840-х гг. увлёкся коллекционированием. Основу его художественного собрания составляла картинная галерея. После покупки полотна К.П.Брюллова «Вирсавия» (1852) Солдатёнков начал собирать картины исключительно русских художников. В том же году во время первой заграничной поездки Солдатёнков познакомился с русскими художниками в Риме. Приобрёл 7 этюдов у А.А.Иванова, в том числе эскиз картины «Явление Христа народу». При составлении собрания пользовался советами Иванова. В коллекцию Солдатёнкова входили произведения В.А.Тропинина («Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль»), П.А.Федотова («Завтрак аристократа»), В.Г.Перова («Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»), И.И.Левитана («Весна - большая вода») и др., сотни гравюр и рисунков, а также скульптуры М.А.Чижова, М.М.Антокольского, Н.А.Лаверецкого, Н.А.Рамазанова (скульптурные бюсты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова). В художественное собрание входило и несколько десятков произведений западноевропейского искусства - картины и копии с античных скульптур.

Коллекция Солдатёнкова, со временем получившая широкую известность в Москве, с середины 1850-х гг. размещалась в его доме (Мясницкая улица, 37) и была доступна для обозрения. Этот особняк, построенный в 1770-80-х гг., включал в себя палаты конца XVII в. После Отечественной войны 1812 года был перестроен (архитекторы О.И.Бове и А.Г.Григорьев) и получил ампирный облик. Вторично перестроен, став собственностью Солдатёнкова. По его заказу архитектор А.И.Резанов возвёл дополнительный объём для парадного вестибюля, придал новое декоративное оформление фасадам, изменил колоннаду портика. В соответствии с желанием Солдатёнкова наилучшим образом разместить своё художественное собрание в особняке появились комнаты с пышным декоративным оформлением - «помпейская», «византийская», «античная», «мавританская», «светёлка».

Свою коллекцию русской живописи, книги по искусству (8 тыс. томов) и 15 тыс. экземпляров журналов Солдатёнков завещал Румянцевскому музею, где они экспонировались в двух залах до ликвидации музея в 1925; затем переданы в Третьяковскую галерею, Русский музей и др., книги - в Государственную библиотеку имени В.И.Ленина (ныне Российская государственная библиотека).

В домашней молельне Солдатёнкова были иконы главным образом строгановской школы. К числу ценнейших относились подписные иконы XVI в. - «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина. Жемчужиной собрания был «Спас» Андрея Рублёва, приобретённый Солдатёнковым в Саввино-Сторожевском монастыре. Часть икон по завещанию поступила в Покровский собор Рогожского кладбища, где К.Т.Солдатёнков и был похоронен.

После смерти Солдатёнкова его издательство продержалось всего два года. Все не распроданные издания по завещанию были переданы в дар городу Москве. Так же согласно завещанию на средства Солдатёнкова построена городская больница в Москве (им. С.П.Боткина).

=================

Еще о доме К.Т.Солдатёнков на ул. Мясницкая, 37:

В 1926 г. по адресу ул. Мясницкая, 33 в квартире 2 жила Варвара Васильевна Солдатенкова – преподаватель иностранных языков (по-видимому, она была внучатой племянницей Солдатенкова). Затем в усадьбе устроили санаторий, а в Отечественную войну разместили Ставку Верховного главнокомандующего И.В.Сталина. Ныне в здании находится приемная министра обороны.

© (по материалам сети)

Литература:

Толстяков А.П., Издатель К.Т. Солдатёнков и русские писатели, в сборнике: Книга. Исследования и материалы, в. 25, М., 1972;

Белов С.В., Толстяков А.П., Русские издатели конца XIX - начала XX вв., Л., 1976;

Толстяков А.П., Люди мысли и добра. Русские издатели К.Т. Солдатёнков и Н.П. Поляков, М., 1984;

Боханов А.Н., Коллекционеры и меценаты в России, М., 1989, с. 17-20.

- [Андреев А.], Картинная галерея К.Т. Солдатёнкова, в книге: Картинные галереи Европы, т. 1, СПб., 1862; - Иллюстрированный каталог картинной галереи Московских Публичного и Румянцевского музеев. Собрание К.Т. Солдатёнкова, М., 1901;

Отчет Московских Публичного и Румянцевского музеев за 1901 год, М., 1902;

Московские Публичный и Румянцевский музеи. Каталог картинной галереи, завещанной поч. чл. музеев коммерции советником К.Т. Солдатенковым, М., 1901; П.Б.

- [Боборыкин П.Д.], Письма о Москве. Письмо третье, «Вестник Европы», 1881, № 7;

Биография

Козьма Солдатёнков систематического образования не получил, но отличался незаурядным природным умом.

В 1852 году после смерти старшего брата Ивана стал управлять семейным предприятием, которое впоследствии унаследовал его племянник Василий Иванович Солдатёнков (1847-1910).

Был крупным текстильным фабрикантом; приобрёл широкую известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда ценных сочинений. С конца 1840-х годов собирал картины преимущественно русских художников (Карла Брюллова , Александра Иванова , Василия Перова , Павла Федотова и других). Помощь в их отборе ему оказывал брат Василия Боткина искусствовед Михаил Боткин и художник Александр Иванов. За богатое и щедрое покровительство искусствам Солдатёнков получил прозвище «Козьма Медичи».

Участвовал в создании крупнейшей в России текстильной фирмы - Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве (1857, член правления), Московского учётного банка (1869, член совета). В 1870 году явился соучредителем и одним из первых акционеров основанного в Санкт-Петербурге Волжско-Камского коммерческого банка . Один из главных организаторов мануфактурных фирм - Товарищество мануфактур Альберта Гюбнера (1871), пайщик Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» (1873).

Солдатёнков состоял членом Коммерческого суда (1854-1858), членом и старшиной Московского биржевого комитета (1855-1858); во время Крымской войны - членом Комитета для принятия от купечества средств на военные надобности (1855-1856), членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, выборным Московского купеческого собрания , гласным Московской городской думы (1863-1876), членом попечительского совета Художественно-промышленного музея (с 1865), действительным членом Общества любителей коммерческих знаний при Академии коммерческих наук , членом совета благотворительного общества при Басманной больнице , членом попечительного комитета женских курсов В. Герье , одним из основателей и почётных членов Общества для пособия нуждающимся студентам . В 1866 году Солдатёнков основал так называемую Солдатёнковскую богадельню («Богадельня коммерции советника К. Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года») на 100 постоянных жителей Москвы и заезжих «всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Он предоставил для богадельни двухэтажное кирпичное здание (бывшая 4-я Мещанская, теперь - Мещанская улица , 15) и капитал в 15 тысяч рублей, затем ежегодное дополнительное финансирование, был её пожизненным попечителем . В 1894 году Солдатёнков перевёл 2400 рублей за гипсы Мюнхенской глиптотеки Ивану Цветаеву , собиравшему тогда коллекцию слепков всемирно известных произведений для создаваемого им Музея изящных искусств .

Скончался 19 мая (1 июня) года в Кунцево на 83-м году жизни и погребён на Рогожском кладбище . В советские годы могила Козьмы Терентьевича Солдатёнкова, а также большая усыпальница купцов-старообрядцев Солдатёнковых были уничтожены (участок 4 кладбища) .

В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч томов книг и 15 тысяч экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской». После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея . Часть икон из его собрания была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища . .

Во исполнение духовного завещания Солдатёнкова были построены ремесленное училище имени К. Т. Солдатёнкова (1909) (по проекту архитектора Владимира Шервуда на Донской улице , 37) и городская больница для бедных (до 1920 года - Солдатёнковская больница).

Издательская деятельность

Религиозные убеждения

Солдатёнков принимал активное участие в жизни московской белокриницкой общины . Финансировал поездку в Лондон старообрядческому епископу Коломенскому Пафнутию (Овчинникову) и устроил его встречи с Николаем Огарёвым , Александром Герценом , Василием Кельсиевым . В один из периодов был склонен к принятию единоверия , о чём митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) сообщил председатель единоверческого Никольского прихода на Рогожском кладбище В. А. Сапёлкин.

В 1862 году приветствовал Окружное послание, составленное архиепископом Антонием (Шутовым) и Ксеносом (Кабановым) .

Московские адреса

Мясницкая, 37

Усадьба, в которой жил К. Т. Солдатёнков включала главный дом (№ 37), западный флигель (№ 33) и восточный флигель (№ 37 стр. 3). В конце XVIII века здесь был «двор купца А. И. Докучаева в приходе церкви Николая Чудотворца на Мясницкой».

После московского пожара 1812 года усадьба была восстановлена в 1819-1821 годах по проекту архитекторов О. И. Бове и А. Г. Григорьева ; затем перестроена А. И. Резановым . С 1857 года ей владел Солдатенков. Здесь находилась собранная им огромная библиотека и коллекция картин. Управляющим усадьбы был его сын от гражданского брака с Клемансо Карловной Дебуи (Дюпон) - И. И. Барышев .

В домашней молельне Солдатёнкова были иконы строгановской школы . К числу ценнейших относились подписные иконы XVI века - «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина . Жемчужиной собрания был «Спас» Андрея Рублева , приобретённый Солдатёнковым в Саввино-Сторожевском монастыре .

Солдатёнковская больница в Москве (ГКБ им. С. П. Боткина)

Согласно завещанию Солдатёнкова, из его капитала выделялись средства для постройки в Москве бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий. Московское городское управление выделило в 1903 году 10 десятин земли на Ходынском поле. Строительство было начато в 1908 году , а в 1910 году состоялось её официальное открытие. В настоящее время больница носит название Городская клиническая больница имени С. П. Боткина (2-й Боткинский проезд , 5; в 1992 году у здания администрации был установлен памятник Солдатёнкову).

Усадьба Дебуи - Дёминой

В 1862 году купцы Золотаревы продали участок (нынешний адрес - Сверчков пер. , 3/2) вместе с садом Козьме Терентьевичу Солдатёнкову, который построил здесь одноэтажный особняк для своей гражданской жены Клемансо Карловны Дебуи (1822-1908).

После смерти Дебуи в 1910 году владелицей дома стала Мария Терентьевна Дёмина. При ней особняк перестроили по проекту архитектора Струкова; в 1967 году появился второй этаж и в особняке до 2003 года разместилось посольство Афганистана.

Кунцево

До 1974 года главный дом был деревянным, однако утратил бельведер. В 1976 году после пожара он был разобран и восстановлен в кирпиче, но первоначальные архитектурные формы сохранялись до августа 2014 года, когда новый пожар вновь уничтожил воссозданный бельведер и кровлю.

Примечания

  1. Здесь же он и похоронен; чудом уцелело надгробие - Ситнов В.

Козьма Терентьевич Солдатенков родился 10 (22 октября по новому стилю) 1818 года в Кунцево, в семье зажиточного купца-старообрядца. Козьма Солдатенков вошел в историю как предприниматель, книгоиздатель и просветитель, владелец художественной галереи.

О детстве Козьмы Солдатенкова сведений почти не сохранилось. Известно, что рос он в благочестии, строгости и послушании, основную часть времени помогая своему отцу в лавке и изучая токности купеческого дела. Несмотря на то, что мальчик рос в простой обстановке, в удалении от культурной жизни общества, среди его интересов были не только материальные ценности, но и другие, более духовные потребности. Деловые способности Солдатенкова способствовали его успехам в бизнесе, а устремления души привели его к увлечению коллекционированием картин и путешествиям.

Общие интересы сблизили Козьму Солдатенкова и Николая Петровича Боткина — еще одного представителя изестной купеческой династии. Боткин познакомил Солдатенкова со своими друзьями из мира искусства, что помогло ему собрать прекрасную коллекцию русской живописи, которую признают первой в сравнении с собранием Павла Третьякова.

После смерти своего старшего брата Козьма Солдатенков стал управляющим семейным предприятием и опекуном его единственного сына. Сам Солдатенков был неженат, и жил в гражданском браке с красавицей-француженкой Клеменс Дюпуи. По Москве ходило много слухов о необычности этой пары — Солдатенков не фладел французским, а Клеменс почти не говорила по-русски. Самое удивительное, что языковой барьер вовсе не мешал их долгой и счастливой жизни.

Середина 19 века стала для Солдатенкова временем расцвета как предпринимателя и мецената-просветителя. Чрезвычайно талантливый коммерсант был еще и самоотверженным человеком, который умел применять свои способности во благо развития общества. На социальные проекты Солдатенков жертвовал огромные суммы, которые не сказывались отрицательно на его состоянии. В отличие от многих меценатов, несмотря на свою щедрость, его проекты не разорили его, способность к бизнесу находилась в равновесии с благотворительностью.

Приблизительно в это же время Солдатенков познакомился с Тимофеем Николаевичем Грановским — представителем движения западников, и это знакомство послужило началом просветительской деятельности Козьмы Терентьевича. В 1856 году Козьма Солдатенков вместе с сыном великого актера Михаила Щепкина Николаем Щепкиным открыл Товарищество книгоиздания К. Солдатенкова и Н. Щепкина. Изначально проект задумывался как некоммерческий, но, как это случаслось со всеми проектами Солдатенкова, он неожиданно стал прибыльным.

Партнеры по бизнесу начали издавать произведения передовых российских и зарубежных литераторов, ориентируясь в основном на труды по истории, экономике, классическим произведениям. В частности, здесь вышли в свет первое в России 12-томное собрание сочинений Виссариона Белинского, сочинения Тимофея Грановского, стихи Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Николая Огарева, борники "Народные русские сказки" и "Народные русские легенды" Александра Афанасьева, труды Адама Смита и многое другое. Все издания были прекрасно оформлены, а стоили очень дешево, поэтому читатели очень быстро раскупали тиражи.

Спустя некоторое время партнеры расстались, и Солдатенков стал заниматься издательством один. В этот период он выпустил первое издание "Отцов и детей" Ивана Тургенева, Стихи Афанасия Фета, исторические труды Ключевского и прочее. В издательстве Солдатенкова выходили и учебники для крестьянских детей — очень доступные по цене.

В отличие от социальной сферы, в коммерции Солдатенков был очень прагматичным. Он владел одним из самых крупных в России текстильным предприятием, вел торговлю хлопатобумажной продукцией, был участником многих известных мануфактур.

Параллельно с коммерческой деятельностью, Солдатенков никогда не оставлял свое увлечение коллекционированием. В основе собрания Козьмы Солдатенкова лежали произведения многих русских художников. В этом собрании были и работы западноевропейских художников, но в очновном это были копии. Важное место в собрании Солдатенкова занимали иконы, среди которых был и уникальный "Спас" кисти Андрея Рублева. Помимо живописных работ Козьма Терентьевич коллекционировал книги. В его библиотеке числилось 20 000 тыс экземпляров книг и журналов.

Свое собрание Козьма Солдатенков хранил в своем особняке на Мясницкой улице, в состав которого входили палаты 17 века. Произведения искусства хранились в роскошных комнатах с названиями "Помпейская", "Византийская", "Античная", "Мавританская", "Светелка". Побывать здесь мог любой желающий с разрешения хозяина. В доме Солдатенкова часто бывали Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев и многие известные общественные деятели, ученые, артисты, художники.

Несмотря на отстутствие систематического образования, Солдатенков свободно общался с самыми выдающимися интеллектуалами своего времени. Он умел тепло и радушно принять любого гостя, даже если эти люди придерживались совершенно различных взглядов.

В 1860 году Солдатенков приобрел у князей Нарышкиных усадьбу и 130 десятин земли под Москвой в Кунцеве. Здесь появились новые залы для размещения коллекции, а также устраивались веселые праздники для друзей. Козьма Терентьевич помогал и местным крестьянам, например, в Кунцеве он открыл школу для детей. Среди других благотворительных проектов Козьмы Солдатенкова была помощь многим московским музеям, например, публичному Румянцевскому музею, Художественно-промышленному музею и другим. На средства Солдатенкова в Москве было открыто две богадельни, также он финансировал дома призрения для вдов и сирот, душевно больных, учреждал стипендии студентам и гимназистам.

Козьма Терентьевич Солдатенков, купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, академик петербургской Академии художеств, коммерции советник умер 19 мая (1 июня по новому стилю). В последний путь его провожала вся Москва, а гроб с телом несли на руках от имения до Рогожского кладбища.

За несколько месяцев до своей смерти Козьма Солдатенков составил завещание, согласно которому почти половина из 8 миллионов рублей была предназначена для благотворительны нужд. Около 2 миллионов рублей предназначалиь для строительства бесплатной больницы "для всех бедных без различия званий, сословий и религий". Спустя некоторое время власти Москвы выделили для строительства больницы 10 десятин земли на Ходынском поле, а в 1910 году была открыта больница имени Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Позднее это заведение стало известно как Боткинская больница, и только в 1990-х годах на ее территории появился памятник Козьме Солдатенкову — основателю больницы.

Более 1 миллиона рублей Солдатенков завещал на создание ремесленного училища в Москве, которое также было названо в честь своего учредителя. Остаток средств ушел на финансирование социальных учреждений, которые были основаны еще при жизни Козьмы Терентьевича, развитие Кунцева и поддержку крестьян деревни Прокунино Богородского уезда, откуда началась история рода Солдатенковых.

Румянцевскому музею отошло 258 картин и 17 скульптур, а также 8 тысяч экземпляров книг и 15 тысяч журналов. Когда в 1925 году Румянцевский музей расформировали, коллекцию разделили медду Третьяковской галереей, Русским музеем, Государственной библиотекой имени В.И. Ленина и другими музеями Советского Союза. Большая часть икон из собрания Солдатенкова была отписана Покровскому собору Рогожского кладбища. Издательство Солдатенкова после смерти основателя прекратило работу, а права на издание книг и готовые тиражи пешли к городским властям.


Московский предприниматель, старообрядец, известный книгоиздатель, владелец художественной галереи.

Козьма Солдатёнков родился в Москве, в купеческой семье. Его дед Егор Васильевич родился в деревне, расположенной близ Павловского Посада, организовал там же в 1874 году небольшое шёлкоткацкое производство, где сам работал на станке вместе с двумя сыновьями Терентием и Константином. Сыновья вскоре переселились в Москву. Дела вели толково и стали владельцами ткацкой фабрики, где трудились около сотни наёмных рабочих, выпускавших шёлковые ткани. Торговали они также бумажной пряжей и хлопком.

К. Т. Солдатёнков систематического образования не получил, но отличался незаурядным природным умом.

В 1852 году после смерти старшего брата Ивана Терентьевича стал управлять семейным предприятием, которое впоследствии унаследовал его племянник Василий Иванович Солдатёнков (1847—1910).

Был крупным текстильным фабрикантом; приобрёл широкую известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда ценных сочинений. С конца 1840-х годов собирал картины преимущественно русских художников (К. П. Брюллов, А. А. Иванов, В. Г. Перов, П. А. Федотов и других). Помощь в их отборе ему оказывал брат В. П. Боткина искусствовед Николай Петрович Боткин и художник Александр Андреевич Иванов. За богатое и щедрое покровительство искусствам он получил прозвище «Козьма Медичи».

Участвовал в создании крупнейшей в России текстильной фирмы — Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве (1857, член правления), Московского учётного банка (1869, член совета). Один из главных организаторов мануфактурных фирм — «Товарищество Гюбнера Альберта» (1871), пайщик Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» (1873).

Солдатёнков: член Коммерческого суда (1854—1858), член и старшина Московского биржевого комитета (1855—1858); во время Крымской войны — член Комитета для принятия от купечества средств на военные надобности (1855—1856), член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, выборный Московского купеческого общества, гласный Московской городской думы (1863—1873), член попечительского совета Художественно-промышленного музея (с 1865), действительный член Общества любителей коммерческих знаний при Академии Коммерческих наук, член совета благотворительного общества при Басманной больнице, член Попечительного комитета женских курсов В. Герье. В 1866 году Солдатёнков основал так называемую Солдатёнковскую богадельню («Богадельня коммерции советника К. Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года») на 100 постоянных жителей Москвы и заезжих «всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Он предоставил для богадельни двухэтажное кирпичное здание (Бывшая 4-я Мещанская, теперь — Мещанская улица, 15) и капитал в 15 тысяч рублей, затем ежегодное дополнительное финансирование, был её пожизненным попечителем. В 1894 году Солдатёнков перевёл 2 400 рублей за гипсы Мюнхенской глиптотеки И. В. Цветаеву, собиравшему тогда коллекцию слепков всемирно известных произведений для создаваемого им Музея изящных искусств.

Скончался 19 мая (1 июня) 1901 и погребён на Рогожском кладбище. В советские годы могила Козьмы Терентьевича Солдатенкова, а также большая усыпальница купцов-старообрядцев Солдатёнковых были уничтожены (участок 4 кладбища).

В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч томов книг и 15 тысяч экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской». После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея. Часть икон из его собрания была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища.

В исполнение духовного завещания Солдатёнкова были построены ремесленное училище имени К. Т. Солдатёнкова (1909) (трёхэтажное здание архитектора В. Шервуда на Донской улице, 37) и городская больница для бедных (до 1920 года — Солдатенковская больница).

Козьма Солдатёнков родился в Москве, в купеческой семье. Его дед Егор Васильевич родился в деревне, расположенной близ Павловского Посада, организовал там же в 1874 году небольшое шёлкоткацкое производство, где сам работал на станке вместе с двумя сыновьями Терентием и Константином. Сыновья вскоре переселились в Москву. Дела вели толково и стали владельцами ткацкой фабрики, где трудились около сотни наёмных рабочих, выпускавших шёлковые ткани. Торговали они также бумажной пряжей и хлопком.

К. Т. Солдатёнков систематического образования не получил, но отличался незаурядным природным умом.

В 1852 году после смерти старшего брата Ивана Терентьевича стал управлять семейным предприятием, которое впоследствии унаследовал его племянник Василий Иванович Солдатёнков (1847-1910).

Был крупным текстильным фабрикантом; приобрёл широкую известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда ценных сочинений. С конца 1840-х годов собирал картины преимущественно русских художников (К. П. Брюллов, А. А. Иванов, В. Г. Перов, П. А. Федотов и других). Помощь в их отборе ему оказывал брат В. П. Боткина искусствовед Николай Петрович Боткин и художник Александр Андреевич Иванов. За богатое и щедрое покровительство искусствам он получил прозвище «Козьма Медичи».

Участвовал в создании крупнейшей в России текстильной фирмы - Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве (1857, член правления), Московского учётного банка (1869, член совета). Один из главных организаторов мануфактурных фирм - «Товарищество Гюбнера Альберта» (1871), пайщик Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» (1873).

Солдатёнков: член Коммерческого суда (1854-1858), член и старшина Московского биржевого комитета (1855-1858); во время Крымской войны - член Комитета для принятия от купечества средств на военные надобности (1855-1856), член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, выборный Московского купеческого общества, гласный Московской городской думы (1863-1873), член попечительского совета Художественно-промышленного музея (с 1865), действительный член Общества любителей коммерческих знаний при Академии Коммерческих наук, член совета благотворительного общества при Басманной больнице, член Попечительного комитета женских курсов В. Герье. В 1866 году Солдатёнков основал так называемую Солдатёнковскую богадельню («Богадельня коммерции советника К. Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года») на 100 постоянных жителей Москвы и заезжих «всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Он предоставил для богадельни двухэтажное кирпичное здание (Бывшая 4-я Мещанская, теперь - Мещанская улица, 15) и капитал в 15 тысяч рублей, затем ежегодное дополнительное финансирование, был её пожизненным попечителем. В 1894 году Солдатёнков перевёл 2 400 рублей за гипсы Мюнхенской глиптотеки И. В. Цветаеву, собиравшему тогда коллекцию слепков всемирно известных произведений для создаваемого им Музея изящных искусств.

Скончался 19 мая (1 июня) 1901 и погребен на Рогожском кладбище. К сожалению, советские годы не пощадили ни могилу Козьмы Терентьевича Солдатенкова, ни большую усыпальницу купцов-старообрядцев Солдатёнковых (участок 4 кладбища).

В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч томов книг и 15 тысяч экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской». После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея. Часть икон из его собрания была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища.

В исполнение духовного завещания Солдатёнкова были построены ремесленное училище имени К. Т. Солдатёнкова (1909) (трёхэтажное здание архитектора В. Шервуда на Донской улице, 37) и городская больница для бедных (до 1920 года - Солдатенковская больница).

Издательская деятельность

По инициативе Н. Х. Кетчера, совместно с Н. М. Щепкиным, сыном знаменитого актера, Солдатёнков организовал в 1856 году издательство, открыл книжный магазин (1857).

Солдатёнковым были изданы:

  • сочинения Виссариона Белинского
  • сочинения Константин Кавелина
  • Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. - М.: К. Солдатенков и Н. Щепкин, 1855-1863. - Вып. 1-8 (Изд. 2-е, М., 1873. - Кн. I-IV)
  • Вебер, Георг. Всеобщая история / Пер. с нем. Н. Г. Чернышевского, Е. Ф. Корша и др. - М., 1886-1893. - 15 тт.
  • Вейс, Герман. Внешний быт народов с древнейших времен / Пер. с нем. - М., 1873-1879. - 3 тт.
  • . Американская республика / Пер. с англ. - М., 1889-1890. - 3 тт.
  • Гаспари А. История итальянской литературы / Пер. К. Бальмонта - М., 1895-1897 - 2тт.
  • Гиббон, Эдуард. История упадка и разрушения Римской империи / Пер. с англ. - М., 1883-1886. - 7 тт.
  • . История скандинавской литературы. От древнейших времен до наших дней / Пер. К. Бальмонта - М., 1894. - 496 с.
  • Грин, Джон Ричард. История английского народа / Пер. с англ. - 4 тт.
  • Дройзен, Иоганн Густав. История эллинизма / Пер. с нем. - 3 тт.
  • Зибер, Н. И. Очерки первобытной экономической культуры. - М., 1883.
  • Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человечества / Пер. Е. Корша. - Москва, 1870-1875. - 5 тт.
  • Лотце Г. Микрокосм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии / Пер. Е. Корша. - М., 1866, 509 с.
  • Мальтус Т. Р. Опыт закона о народонаселении / Пер. Вернер И. А. - М., 1895. - 321 c.
  • Момсен, Теодор. Римская история / Пер. с нем. - М., 1885-1887. - 5 тт.
  • Тикнор, Джордж. История испанской литературы / Пер. с англ. - М., 1883-1891. - 3 тт.
  • Тренделенбург, Адольф. Логические исследования / Пер. с нем. - М., 1868.
  • Фрикен, А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. - М., 1872-1880. - 4 чч.
  • . Историческая география Европы / Пер. с англ. - М., 1892. - 2 тт.
  • Шмидт, Карл. История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и органической связи с культурной жизнью народов / Пер. с нем. - М., 1877-1888. - Т. 1-4.

и многие другие капитальные произведения, преимущественно по истории.

С 1895 года по инициативе и под редакцией М. П. Щепкина выходила «Библиотека экономистов» (11 выпусков: произведения А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, Д. Юма).

Религиозные убеждения

К. Т. Солдатёнков принимал активное участие в жизни московской белокриницкой общины. Финансировал поездку в Лондон старообрядческому епископу Коломенскому Пафнутию (Овчинникову) и устроил его встречи с Н. П. Огарёвым, А. И. Герценом, В. И. Кельсиевым. В один из периодов был склонен к принятию единоверия о чём было сообщено митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) председателем единоверческого Никольского прихода на Рогожском кладбище В. А. Сапёлкиным.

В 1862 году приветствовал составленное архиепископом Антонием (Шутовым) и Ксеносом (И. Г. Кабановым) Окружное послание.

В Рогожском посёлке на средства Солдатёнкова была выстроена богадельня.

В 1881 году, когда правительство разрешило поставить временный алтарь в Покровском храме на Рогожском кладбище. Строить его было некогда, и Солдатёнков предложил в качестве временного алтаря свою походную церковь, которую он заказал во Франции. Через два года она была возвращена в дом хозяина.

Московские адреса

Мясницкая, 37

Усадьба, в которой жил К. Т. Солдатёнков включала главный дом (№ 37), западный флигель (№ 33) и восточный флигель (№ 37 стр. 3). В конце XVIII века здесь был «двор купца А. И. Докучаева в приходе церкви Николая Чудотворца на Мясницкой».

После московского пожара 1812 года усадьба была восстановлена в 1819-1821 годах по проекту архитекторов О. И. Бове и А. Г. Григорьева; затем перестроена А. И. Резановым. С 1857 года ей владел Солдатенков. Здесь находилась собранная им огромная библиотека и коллекция картин. Управляющим усадьбы был его сын от гражданского брака с Клемансо Карловной Дебуи (Дюпон) - И. И. Барышев.

В домашней молельне Солдатёнкова были иконы строгановской школы. К числу ценнейших относились подписные иконы XVI века - «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина. Жемчужиной собрания был «Спас» Андрея Рублева, приобретённый Солдатёнковым в Саввино-Сторожевском монастыре.

Солдатёнковская больница в Москве (ГКБ им. С. П. Боткина)

Согласно завещанию Солдатёнкова, из его капитала выделялись средства для постройки в Москве бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий. Московское городское управление выделило в 1903 году 10 десятин земли на Ходынском поле. Строительство было начато в 1908 году, а в 1910 году состоялось её официальное открытие. В настоящее время больница носит название Городская клиническая больница имени С. П. Боткина (2-й Боткинский проезд, 5; в 1992 году у здания администрации был установлен памятник Солдатёнкову).

Усадьба Дебуи - Дёминой

В 1862 году купцы Золотаревы продали участок (нынешний адрес - Сверчков пер., 3/2) вместе с садом Козьме Терентьевичу Солдатёнкову, который построил здесь одноэтажный особняк для своей гражданской жены Клемансо Карловны Дебуи (1822-1908).

После смерти Дебуи в 1910 году владелицей дома стала Мария Терентьевна Дёмина. При ней особняк перестроили по проекту архитектора Струкова; в 1967 году появился второй этаж и в особняке до 2003 года разместилось посольство Афганистана.

Кунцево

В Филёвском парке Кунцево находится усадьба, которую в 1865 году Солдатёнков приобрёл у В. Л. Нарышкина. В это время 130 десятин земли располагались в живописном дачном месте. После пожара 1812 года здесь были выстроены главный дом и два симметричных одноэтажных флигеля, сооруженных в ампирных формах и подчеркивавших главную ось комплекса. На протяжении XIX века главный дом перестраивался дважды - в середине века и после покупки его Солдатенковым. Здесь Солдатенков устраивал для своих друзей великолепные праздники, с роскошными обедами, концертами и фейерверками. Здесь, в Кунцево, он открыл детскую школу для местных крестьян.

До 1974 года главный дом был деревянным, однако утратил бельведер. В 1976 году после пожара он был разобран и восстановлен в кирпиче, но первоначальные архитектурные формы сохранились.