Основы классической хореографии. Анатомические основы в хореографии Балетные движения у станка

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»

Образовательная программа

«Основы хореографии»

(для детей 5-6 лет)

Составитель: Бондарь А.А.

педагог дополнительного образования.

2015 год

Пояснительная записка ……………………………………………

Основные направления и содержание деятельности ……………

Тематическое планирование первого года обучения …………..

Ожидаемые результаты после первого года обучения …….........

Тематическое планирование второго года обучения …………...

Ожидаемые результаты после второго года обучения …….........

Ожидаемые результаты после реализации программы …………

Механизм оценки получаемых результатов ……………………..

Условия реализации программы ………………………………….

Список литературы ………………………………………………..

Пояснительная записка

Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.

Дополнительная образовательная программа «Основы хореографии» имеет художественно-эстетическую направленность. Составлена на основе типовой программы «Прекрасный мир танца» (сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением»/ Под ред. О.А. Петрашевича. – Мн.: Национальный институт образования, 2005), а также методики Е.В.Горшковой «От жеста к жесту» (по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце).

Актуальность данной программы обусловлена тем, что движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме.

Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографического искусства.

Задачи:

    привить детям любовь к танцу;

    соразмерно сформировать их танцевальные способности;

    развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность;

    воспитать художественный вкус;

    научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.

Данная программа предназначена для работы с обучающимися 5 – 6 лет.

Рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. Дети занимаются 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;

    Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504);

    Устав МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»;

    Конвенция о Правах Ребёнка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;

    Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844

Основные направления и содержание деятельности

На занятиях используются различные виды деятельности: ритмика и элементы музыкальной грамоты, танцевальная азбука и элементы художественной гимнастики, танцевальные этюды, игры и танцы, партерная гимнастики.

В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.

Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей.

Для развития у детей музыкальности и ритмичности вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, способность легко и красиво двигаться под музыку. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память. Они строятся на естественных движениях: шагах, беге, прыжках, движениях с предметами (мячами, обручами, скакалками, лентами и т.д.) В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, танцах, этюдах.

Формы и методы обучения

Используется групповая и индивидуальная форма обучения

Формы проведения занятий

    учебное занятие;

    открытое занятие;

    беседа;

    игра;

    экскурсия;

    музыкальное соревнование;

    занятие-праздник;

    концерт;

    конкурс;

    фестиваль;

Методы:

    Словесный метод используется при беседе, рассказе, чтении книги, при анализе музыкального и художественного произведения.

    Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.

    Практический – это упражнение, тренинг, репетиции.

К практическим методам хореографии можно отнести следующие:

    Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды.

    Метод расклада.

    Метод повторения.

    Метод коллективного творчества, обусловливающийся следующими задачами:

    проработка и закрепление пройденного программного материала;

    раскрытие индивидуальности обучающихся через творческое самовыражение;

    воспитание художественного вкуса;

    задание хореографических композиций;

    воспитание целеустремленности, доброжелательности, уважения;

    выявление и развитие способностей среди обучающихся.

Целенаправленное развитие личности будет продуктивным, если в процесс воспитания и обучения будут вовлечены не только педагоги, но и родители.

В коллективе современного танца «Атмосфера» родители являются полноправными участниками учебно-воспитательного процесса.

Стремление создать условия для успешного развития ребенка, достижения им больших успехов в любимом деле приводит к взаимопониманию между педагогом и родителями, к сплочению коллектива и атмосфере доверия. Этому способствует следующая работа:

    информирование родителей об успехах и затруднениях ребят, об их активности на занятиях;

    открытые занятия для родителей;

    родительские собрания;

    организация и проведение совместных культурно-досуговых программ, отчетных концертов;

    привлечение родителей к работе над танцевальными костюмами

    работа родительского комитета.

Тематическое планирование

Первый год обучения

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие.

Партерная гимнастика.

Танцевальные этюды, игры, танцы.

Итоговое занятие.

-

Итого:

Первый год обучения

Задача первого года обучения – научить детей определенным практическим навыкам в области танцевального искусства и развить эстетический вкус.

1. Вводное занятие

Теория

Теория Танцевальная азбука. Хореографические термины.

Практика

Постановка корпуса;

Упражнения для рук, кистей, и пальцев;

Упражнения для плеч;

Упражнения для головы;

Упражнения для корпуса;

Выполнение упражнений танцевальной азбуки.

Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:

Ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;

Бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;

Притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;

Топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;

Хлопки;

Упражнения с атрибутами;

Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:

Упражнения и игры по ориентации в пространстве;

Построение в круг;

Построение в линию;

Построение в две линии.

Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.

3. Партерная гимнастика (упражнения на полу)

Теория Беседа. Влияние партерной гимнастики на строение, развитие тела танцора. Основные понятия по теме.

Практика

Ознакомление с элементами партерной гимнастики:

Упражнения для развития гибкости;

Упражнения для стоп;

Упражнения для развития растяжки;

Упражнения для позвоночника.

Выполнение тренировочных упражнений на полу.

Практика

Составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;

Сочинение детьми танцевальных этюдов;

Ознакомление детей с играми;

Применение игр на занятиях.

5. Итоговое занятие

Практика Мероприятие «Итоговый праздник».

Ожидаемые результаты после первого года обучения

В результате реализации программы предполагается, что к концу первого года обучения обучающиеся будут

знать:

Названия основных танцевальных движений и элементов;

Терминологию партерного экзерсиса;

уметь:

Исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки;

Реагировать на начало музыки и её окончание, а также ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом;

Двигаться по кругу, взявшись за руки, друг за другом или парами; располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию;

Выполнять элементы партерной гимнастики.

Тематическое планирование

Второй год обучения

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие.

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений.

Партерная гимнастика.

Танцевальные этюды, игры, танцы

Итоговое занятие.

Итого:

Второй год обучения

Задача второго года обучения – обучить детей новым танцевальным движениям, научить ориентироваться в пространстве и самостоятельно разводить танцевальный рисунок.

1. Вводное занятие

Теория Хореография как вид искусства. Правила поведения в хореографическом зале.

2. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

Теория Закрепление изученных движений и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки.

Практика

Упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;

Упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;

Упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;

Упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом.

Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.

Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.

Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:

Равномерный бег с захлёстом голени;

Легкие, равномерные, высокие прыжки;

Перескоки с ноги на ногу;

Простой танцевальный шаг, приставной шаг

Шаги на полупальцах и пятках;

Притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;

Выполнение проученных элементов танцевальных движений.

Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук.

Ознакомление детей с танцевальными рисунками.

Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.

Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.

3. Партерная гимнастика (упражнения на полу)

Теория Беседа на тему «История возникновения танца».

Практика

Образные движения;

Танцевальные этюды на полу.

Выполнение проученных упражнений партерной гимнастики на растягивания и гибкость.

4. Танцевальные этюды, игры, танцы

Практика

Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.

Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.

Отгадывание музыкальных загадок.

5. Итоговое занятие.

Практика

- мероприятие «Итоговый праздник».

Выступление на сценической площадке с танцевальным номером.

Ожидаемые результаты после второго года обучения

В результате реализации программы предполагается, что к концу второго года обучения обучающиеся будут

знать:

Начало и конец музыкального вступления;

Названия новых танцевальных элементов и движений;

Правила исполнения движений в паре.

уметь:

Откликаться на динамические оттенки в музыке;

Выполнять простейшие ритмические рисунки;

Реагировать на музыкальное вступление;

Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;

Давать характеристику музыкальному произведению;

Хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;

Исполнять движения в парах, в группах;

Держаться правильно на сценической площадке.

Ожидаемые результаты после реализации программы

В результате реализации данной программы предполагается, что дети будут

знать :

    правильное согласование движения с музыкой;

    название основных музыкально-ритмических движений и их элементов;

    правильное передвижение по определенной площадке и в определенном рисунке;

уметь :

    понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;

    определять и использовать основные рисунки, направления в движении;

    исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;

    исполнять упражнения партерного экзерсиса;

    координировать движения.

Механизм оценки получаемых результатов

Контроль усвоения программного материала осуществляется путём проведения начальных, промежуточных, итоговых диагностик и обобщающих занятий, а также при наблюдении за обучающимися в процессе общения.

Начальный контроль осуществляется в начале года.

Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия в декабре, задачами являются выявить уровень освоения обучающимися программы за полгода, определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части.

Итоговой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май), служит для выявления уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность.

Формы контроля:

Дифференцированный зачет, анализ, самоанализ, которые осуществляются в ходе открытого итогового занятия;

Просмотр, тестирование, отчет, которые фиксируются в ходе участия в городских, областных конкурсах и фестивалях, в отчетных концертах объединения и учреждения.

Условия реализации программы

Данная программа реализуется на базе МБОУДОД «ДЮЦ «Приобский», где имеется необходимая стабильная материально-техническая база.

Занятия проходят в специально оборудованном зале. Помещение светлое, чистое, соответствующее всем требованиям безопасности, санитарии.

Для проведения занятий имеется всё необходимое: станки, зеркала, палубный пол, коврики, кондиционеры, раздевалка.

Средства обучения включают методические пособия по всем разделам хореографической деятельности, аудио- и видеоматериалы, магнитофон, музыкальный центр.

Список литературы

    Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.

    Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.

    Ерохина О.В Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.

    Роот З.Я. Танцы с нотами для детского сада. Москва 2007г.

    Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.

    Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.

    Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.

Сведения о разработчике.

Фамилия, имя, отчество:

Бондарь Алёна Александровна.

Должность:

педагог дополнительного образования 7 разряд.

Педагогический стаж:

2 года.

Место работы: МБОУ ДОД «ДЮЦ Приобский»

Адрес:

Г.Бийск ул.Васильева 61/1. Тел. 45-08-03.

Образование: Бийский педагогический колледж г.Бийск.

Специальность: социально-культурная деятельность и народно-

художественное творчество.

Аннотация

Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5-6 лет на два года обучения, по 144 часа в год.

Цель программы: создать условия для эстетического развития личности ребенка средствами хореографии.

Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка танцевать красиво, двигаться в свободной непринужденной манере и владеть ритмопластикой танца, а также решать оздоровительные задачи.

Данный материал может творчески использоваться преподавателем ритмики, хореографом, учитывая возможности и способности своих воспитанников.

Программа «Основы хореографии» предназначена для реализации в МБОУ ДОД «ДЮЦ Приобский» г.Бийск.

Классический танец сегодня является фундаментом любого танцевального направления. Его элементы формировались на протяжении многих лет и самыми лучшими преподавателями балетных школ мира. С этого направления начинают все новички, попадающие в чудесный мир танца.

Классический танец - это прежде всего зрелищность, красота и правильная основа любого танцевального движения. Неважно, в каком направлении будет развиваться танцор, начинать уроки он должен именно с него.

Классический танец - это движения, которые объединились в одну единую систему. Но для того чтобы эта система работала, её необходимо оживить. Одно дело, когда танец существует просто так, другое, когда он помогает раскрыть чувства и маленькую историю, как, например "Лебединое озеро".

История развития в России

Такое направление, как классический танец, появилось в России благодаря Петру I. Указ о собраниях 1718 года включал в себя обязательное проведение танцев. Немного позже танцы присутствовали в маскарадах и спектаклях. А в 1773 году в Москве открывается первая в России балетная школа.

С того времени и до сегодняшних дней эти школы дарят миру танцоров, которые своим талантом прославляют Родину.

Искусство классического танца имеет самую высокую форму в хореографии под названием балет. Это история, которая родилась благодаря музыке, но раскрылась в хореографии. Он разделён на 2 части: характерный и классический танец. Также он разделяется по следующим жанрам:

Комедия;

Симфония;

Трагедия.

Термины

Каждый танцор обязан знать термины классического танца. Их большое количество, но ниже приведены лишь основные.

Адажио - в переводе с итальянского означает "медленно". Это упражнение включает в себя позы, наклоны, вращения и повороты, которые выполняются в медленном темпе. Главная задача адажио - научить танцоров плавно переходить от одного движения к другому, слушать музыку и вырабатывать устойчивость.

Аллегро - с итальянского переводится как "радостный". Представляет собой маленькие прыжочки, которые выполняются в конце разминки.

Антраша - с французского имеет значение "скрещённый". Это упражнение, в котором во время прыжка ноги танцора разводятся и несколько раз скрещиваются в быстром темпе. Такая техника показывает, насколько виртуозен исполнитель.

Па-де-буре - движение представляет собой мелкие шаги.

Гран - в переводе с французского означает "большой". К примеру, есть такое движение, как гран батман жете, при котором бросок ноги осуществляется на максимальную для танцора высоту.

Пар терр - "на земле". Движения, имеющие такие названия, означают, что их выполняют только на полу.

Препаросьон - с французского переводится как "приготовление". Любое движение, прыжок или вращение начинается с подготовки.

Кордебалет - это артисты, которые танцуют массовые номера.

Фондю - плавное движение, при котором ноги сгибаются и разгибаются.

Основные позы

Любая поза классического танца несёт в себе задачу. Но их объединяет одна цель - развитие координации движений. Самые основные позы, которые изучают танцоры в первый год обучения:

  • Эпальман круазе вперёд. Руки поднимают в I позицию, при этом голова слегка наклоняется к левому уху, а взгляд - к кисти правой руки. Затем правая нога медленно отводится вперёд с вытянутым носком. Одновременно с ногой работают и руки: левая отводится в III позицию, правая - во II. Провожаем взглядом кисть правой руки.
  • Эпальман круазе назад. Принцип движения тот же, что и в первом варианте, только здесь левая нога медленно отводится назад, при этом левая рука из I позиции плавно переходит в III, а правая - во II. Голова следит за движением правой руки.
  • Эффасе вперед. Не отрывая от пола, ведём правую ногу вперёд. Левая рука плавно переходит из I позиции в III, а правая меняет положение на II. Когда руки оказываются в положении I позиции, голова должна смотреть прямо, а взгляд устремлён в кисти.
  • Эффасе назад. Левая нога плавным движением отводится назад. Руки при этом выполняют все движения, что и в варианте вперёд.

Также существует такая поза классического танца, как arabesque (арабеск). Но так как она более сложная, новички выполняют её после того, как хорошо изучивают ранее показанные позы.

Народный танец

Народные классические танцы - это жизнелюбивый, яркий и праздничный вид искусства. Такой танец был создан не благодаря лучшим хореографам, как в случае с балетом, а из всего того, что нас окружает.

Являясь древним искусством, народный классический танец позволяет танцору за несколько минут из страстного испанского мачо превратиться в свободолюбивого цыгана. Изучая народные танцы, человек постигает культуру каждой национальности, а также различает широкую русскую душу и лёгкость движений народов Ирландии, азарт украинского гопака и мудрость Японии.

Народный танец даёт танцору прекрасную возможность побывать в любой стране, при этом не покидая стен танцевального зала.

Самые популярные виды классического народного танца:

Гопак (Украина);

Сиртаки (Греция);

Хава-нагила (Израиль);

Калинка (Россия);

Чардаш (Венгрия).

Позиции ног

Главное оружие танцора - это его ноги. Любая позиция классического танца существует для выворотности ног. Дело не в том, чтобы красиво направить носки в разные стороны, а в том, чтобы вся нога, начиная с бедра и заканчивая пальцами ног, была повернута правильно. А чтобы этого достичь, необходимо ежедневно заниматься.

Существует 5 позиций:

1. Пятки вместе, а носки развёрнуты так, что ступни образуют на полу прямую линию.

2. Такая же, как и 1, только расстояние между пятками должно быть приблизительно 30 см.

3. Пятка одной из ног должна прикасаться к середине ступни другой ноги. Такая позиция в танцевальном мире используется и встречается редко.

4. Ступни вывернуты находятся параллельно друг другу. Таким образом, вес танцора находится ровно по центру, то есть не опирается на одну из ног.

5. Эта позиция аналогична 4, только здесь ступни должны быть плотно прижаты друг к другу.

Позиции рук

1 позиция. Руки слегка округлены и находятся на уровне диафрагмы. Ладони смотрят вовнутрь, плечи опущены. Руки и локти должны образовывать овал.

2 позиция. Раскрытые по сторонам руки должны находиться на уровне немного ниже плеча. Локти немного согнуты, пальцы собраны, а ладони и голова смотрят вперёд.

3 позиция. Руки немного округлены и подняты над головой. Кисти должны быть рядом, но не касаться друг друга. Ладони смотрят вниз, а голова - прямо.

Направления современного танца

Современный классический танец, как и любой другой жанр этой сферы, имеет много видов и направлений. Его считают самым большим разделом в хореографии. Каждое направление современного танца имеет свои особенности и манеры. Это делает его ещё более интересным и манящим.

Джаз - это танцевальное направление появилось ещё в 19 веке. У него имеются собственные ответвления, которые имеют свои манеры и движения. Степ, фристайл, афро-джаз, классический джаз, фанк, бродвей-джаз, соул - это лишь маленькая часть от общего количества видов. Самым виртуозным видом считается соул. Он очень похож на бальные танцы и включает в себя огромное количество сложных движений и трюков.

Модерн - полностью отказался от канонов классического танца и к каждому движению имеет свой философский подход. Здесь важно взаимоотношение танцора с ритмом и музыкой.

Бальные танцы

Это направление заслуживает отдельного внимания. Это не просто набор движений под музыку - это спорт, история, любовь и страсть, сложенные воедино.

Партнёры общаются друг сдругом при помощи движений, прикосновений и взглядов. Программа бального направления включает в себя 10 танцев, которые, в свою очередь, делятся на 2 группы: европейские и латиноамериканские.

Вальс - это самый благородный из всех танцев и единственный, который не претерпел изменений во времена танцевальной революции.

Танго - чувственный танец, где главную роль играет партнёр. Танец, полный страсти и гармонично сочетающий в себе быстрые, резкие и плавные движения.

Румба - такой же волнующий танец, как танго, но в то же время очень нежный и спокойный.

Ча-ча-ча - это удивительный танец, который основан на движении бёдер, ног. Его ритм не перепутать ни с каким другим (1,2, ча-ча-ча).

Обучение классическому танцу начинается у станка. Навыки, полученные у станка, поддерживаются ежедневной тренировкой и основаны на строгих методических правилах.
Занятия по предмету «Классическая хореография» не возможны без детальной отработки упражнений у классического станка .

Значение занятий у станка трудно переоценить, так как именно у станка развивается:

  • Мускулатура ног, их выворотность, танцевальный шаг, эластичность ахиллова сухожилья стопы
  • Правильная постановка корпуса, распределение веса на двух и на одной ноге, устойчивость (aplomb)
  • Общая подтянутость фигуры, характерная для классического танца
  • Координация движений танцора
  • Постановка рук и головы, красивая осанка
  • Ритмичность движений, музыкальность (способность двигаться под музыку), способность выдерживать различный темп музыки.

Последовательность упражнений у классического станка не случайна. Педагог всегда учитывает общие задачи урока, полезность и логичное сочетание движений, степень их трудности. Педагог обычно варьирует количество повторений и степень физической нагрузки на различные группы мышц. Не правильно считается соединять движения в комбинации только для красоты рисунка упражнения или для заполнения музыкальной фразы.

Время исполнения упражнения

Название упражнения

Значение упражнения

Plie по всем позициям

Plie разогревает связки ног для нагрузок

Battements tendus

Battements tendus и Battements tendus jetes вырабатывает силу ног, развивает стопу

Battements tendus jetes

Ronds de jambe par terre (в конце комбинации port de bras)

Ronds de jambe par terre развивает вращательную способность тазобедренного сустава

Battements fondus

Battements fondus вырабатывает мягкость и эластичность, необходимую для прыжка

Battements frappes и doubles frappes

Battements frappes и doubles frappes приучает мышцы действовать быстро и четко, контрастно (стакатто)

Ronds de jambe en l’air

Ronds de jambe en l’air разрабатывает подвижность коленного сустава

Petits battements sur le coup-de-pied (можно сочетать с вращениями у станка)

Petits battements sur le coup-de-pied развивает стопу, улучшает общую координацию, точку баланса

Adajio вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе на высоте более 90 градусов

Grands Battements

Grands Battements способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, является главным в развитии шага.

Releve укрепляет стопу, повышает устойчивость, способность сохранять баланс на высоком полупальце

Первый год обучения экзерсис у классического станка исполняется на всей стопе. В дальнейшем каждое упражнение начинается на стопе, а заканчивается на полупальце. Педагог уделяет особое внимание выворотности высокого полупальца студента. Затем экзерсис исполняется полностью на полупальце. Занятия на полупальце активнее развивают ахиллово сухожилье, икроножную, ягодичную и трехглавую (бедренную) мышцы танцора. Укрепляется свод стопы, нога приобретает красивую законченную линию и балетную форму.
Занимаясь хореографией у классического станка необходимо следить, чтобы корпус, руки, голова постоянно участвовали в упражнении. Мы тренируем не только ноги! Обязательно нужно соблюдать характер движения, зная правильный перевод термина с французского языка. Каждое упражнение – это своего рода маленький танец.



Если термины и цифры, изложенные выше, для Вас пока не знакомы, этот факт для нас не проблема. Приходите, и мы выучим их с Вами вместе! Хорошая физическая форма, регулярное посещение занятий – вот, что особенно приветствуется у нас среди студентов и педагогов Образовательной программы. Наш девиз: Не стыдно что-то не знать, стыдно ничего не делать, чтобы научиться!

Постепенно начинаю понимать, что танцы становятся большой и важной часть моей жизни, наряду с музыкой и вокалом. Конечно, в этом "виновата" работа. А еще фильм "Step Up". Это ведь так здорово - уметь танцевать, сочетать балет и уличный танец. Пока что мне не дано ни то ни другое, но вот классический станок я уже начинаю понимать. Спасибо "Ритмам" - Юля Владимировна очень все понятно объясняет ребятам, и я тоже слушаю и запоминаю.

Когда делается бросок ногой вперед или назад - голова смотрит в сторону (центр класса), а при броске ноги в сторону голова смотрит прямо.
При battement tendu нога выводится пяткой вперед. Вообще, то, куда направлена пятка - очень важно. Ибо если не туда направишь - никакого толку от движения не будет. Сама вчера вечером пробовала.
При прыжках важно прыгнуть как можно выше и как можно дольше зависнуть в воздухе. Только тогда можно успеть в воздухе поменять позицию с 5 на 2, с 5 на 5 и т.д.
Preparation для прыжков (плие) должен быть очень активным, чтобы бренное, тяжелое и незатянутое тело вытолкнулось все-таки наверх.
По правилам классической графики заканчивать движение нужно в том же положении, в котором начинали. За редким исключением, которое обязательно оговаривается.
Деми плие (demi plie) - полуприседы (рис. 8) . Важно добиться предельного сгибания ног в коленных суставах без отделения пяток от пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ступни без «завала» на большой палец. Колени и ступни все время сохраняют выворотное положение, не нарушая правильности позиций. Спина держится прямо. Упражнение выполняется в I, II, III позициях, реже и лишь у опоры - в V, IV позициях.

Гран плие (grand plie) . При выполнении упражнения (рис. 9) следует как можно дольше удерживать пятки на полу - движение выполняется чрез деми плие. При выпрямлении ног нужно как можно раньше ставить пятки на пол. Подниматься на полупальцы и ставить пятки на пол необходимо одновременно двумя ногами. На протяжении всего упражнения сохраняется предельная выворотность бедер и ступней. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, без «завала» на большие пальцы.

Батман (battement) - отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной ноге. Каждый вид батмана имеет свою форму и самостоятельное название.

Батман тандю сэмпль (battement tendu simple) - выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок. Упражнение способствует развитию подъема ноги и укреплению голеностопного сустава, является подготовительным для освоения ряда последующих движений данной классификационной группы. При выполнении батман тандю выворотная нога скользящим движением отводится из I, III, V позиций вперед, в сторону, назад на носок и возвращается в и. п. Движение следует выполнять по прямой от пятки опорной ноги к носку отведенной и обратно (рис. 10) . Скольжение ноги выполняется сначала всей ступней с постепенным отрывом пятки от пола до положения предельно оттянутого носка без упора на носок в конечном положении. Аналогичным скользящим движением нога возвращается в и. п. Опорная выпрямлена в колене. Центр тяжести - на опорной ноге. Рабочая нога сохраняет выворотное положение.

Батман тандю деми плие (battement tendu demi plie) - сочетание отведения ноги с последующим приведением и полуприседом на двух ногах (рис. 11) . При выполнении упражнения необходимо добиться полной слитности двух движений. Для этого сгибание ног в коленях начинается несколько раньше, чем рабочая нога возвращается в 1 или III позицию. Туловище держится прямо, тяжесть тела при деми плие равномерно распределяется на обе ступни.

Батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) - представляет собой упражнение из соединения одновременно исполняемых отведений-приведений ноги с полуприседом на опорной. При этом туловище несколько отклоняется в сторону, противоположную работающей ноге. После выполнения упражнения лицом, боком к опоре усложняется форма данного движения: и. п. - правая впереди на носке (IV позиция) через I позицию в положение правую назад на носок. В дальнейшем возможно усложнение упражнения различными движениями рук, подъемом на полупальцы, изменением направления движения.

Батман тандю жэтэ (battement tendu jete) - данное упражнение является профилирующим для всех маховых движений. В отличие от батман тандю выполняется с отрывом носка от пола при отведении из и. п. Фактически представляет собой мах на высоту около 25° (рис. 12) . Движение должно быть четким, слитным, энергичным. Ноги сохраняют выворотное положение, центр тяжести на опорной ноге. Руки во II позиции.

Батман тандю жэтэ пуанте (battement tendu jete pointe) . В принципе данное движение не отличается от батман тандю жэтэ, однако после отведения нога не закрывается в позицию, а ставится носком в пол. Упражнение можно выполнять 2-3 раза подряд, затем нога закрываема в III позицию (рис. 13) . При усложнении движения нога переносится по невысокой дуге из положения правая (левая) впереди, сзади на носке (IV позиции) в сторону на носок и обратно или «крестом».

Дубль батман тандю (double battement tendu) является разновидностью батман тандю. Исполняется с опусканием пятки на пол по II позиции: с одно-, двух- или трехкратным и более опусканием (рис. 14) . В момент опускания пятки на пол центр тяжести остается на опорной ноге. Акцент движения совпадает с опусканием пятки на пол.

Батман фраппе (battement frappe) - сгибание и разгибание голени под углом 45° (рис. 15) . Прежде чем приступить к изучению движения, осваивается положение ноги сюр ле ку де пье (sur le coup-de-pied) (рис. 16) . В гимнастике применяется положение впереди (условное) - нога в колене согнута, носок впереди у щиколотки опорной ноги, бедро развернуто кзади - носок прижат сзади у щиколотки опорной ноги. Батман фраппе заключается в быстром сгибании голени из и. п. правая (левая) в сторону в положение сюр ле ку де пье впереди или сзади с легким ударом об опорную ногу с последующим разгибанием вперед, в сторону, назад. Упражнение выполняется резким, сильным движением. При этом бедро и колено сохраняют выворотное положение. Так как упражнение начинается из и.п. нога в сторону, то перед началом нога из I, III позиций через батман тандю раскрывается в сторону, рука при этом из подготовительной позиции поднимается через I во II позицию.

Существует усложненный вариант батман дубль фраппе (battement double frappe) , отличающийся двойным «ударом» работающей ноги у щиколотки опорной.

Батман фондю (battement fondu) - сочетание полуприседа на опорной ноге с одновременным сгибанием свободной на сюр ле ку де пье впереди (сзади) с последующим разгибанием работающей и выпрямлением опорной (рис. 17) .

Выполняется вперед, в сторону, назад, носком в пол, с подниманием ноги на 45, 90°. При сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье нельзя опускать бедро сразу, вначале сгибается колено, а бедро удерживается неподвижно на высоте 45°, затем постепенно опускается вместе с голенью до конечного положения. Когда батман фраппе выполняется на 90°, то нога сначала опускается до 45°, затем сгибается как описано выше. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

Дубль батман фондю (double battement fondu) . Начинается движение с деми плие на опорной, далее выполняется подъем на полупальцы, но свободная нога не открывается в заданном направлении, а задерживается в положении согнутой у щиколотки; затем вновь повторяется полуприсед на опорной с одновременным выпрямлением свободной ноги на 45 или 90°; в момент окончательного выпрямления свободной ноги выполняется и выпрямление опорной, завершающееся подъемом на полупальцы.

Гран батман жэтэ (grand battement jete) - махи ногами вперед, в сторону, назад (рис. 18) . Движение выполняется через батман тандю до касания носком пола, затем нога поднимается на максимальную высоту и через батман тандю возвращается в и.п. (I или III позиция).

Гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balance) - махи в направлении вперед и назад на 90° и выше через I позицию (рис. 19) . Движение возможно выполнять в сторону: в и.п. лицом к опоре или на середине зала попеременно одной и другой ногой. Возможно сочетание с наклоном туловища, подъемом на полупальцы, полуприседами.

Гран батман жэтэ пуанте (grand battement jete pointe) выполняется как гран батман жэтэ, но до касания носком пола (рис. 20) .

Гран батман жэтэ пассэ (grand battement jete passe) выполняется по правилам гран батман жэтэ, но с переводом ноги из одного направления в другое при помощи приема пассэ (passe) (рис. 21) : нога согнута, бедро выворотно, колено в сторону, носок у колена опорной, не касаясь его. Исполняется вперед и назад. Музыкальный размер 2/4.

Батман девлоппэ (battement developpe) исполняется вперед, в сторону, назад на 90° и выше (рис. 22) . Из III позиции работающая нога, сгибаясь и скользя вытянутым носком, поднимается до колена опорной ноги, после чего выпрямляется в любом направлении и опускается в и.п. На протяжении всего движения бедро сохраняет предельную выворотность, при выпрямлении ноги колено не опускается. При выполнении движения вперед и в сторону туловище остается прямым, назад - слегка наклоняется вперед. Музыкальный размер 2/4, 4/4.

Батман девлоппэ пассэ (battement developpe passe) . Работающая нога поднимается, затем сгибается, носок идет под колено опорной, не касаясь его (положение пассэ), после чего нога снова поднимается в любом направлении.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Работающая нога выводится вперед, затем отводится в сторону и опускается в и. п. То же самое делается в обратном направлении. Затем нога поднимается в сторону и отводится вперед или назад.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Нога из III позиции поднимается вперед на 90° и выше, вытянутая отводится через сторону назад и опускается в III позицию, Аналогично исполняется в обратном направлении.

Батман девлоппэ балансе (battement developpe passe) . Нога поднимается вперед, в сторону, назад, затем коротким движением слегка опускается и сразу же резко возвращается на прежнюю высоту. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

Рон де жамб (rond de jambe) . К этому виду упражнений относятся движения ногой по дуге по полу и по воздуху. Движение ногой по дуге назад, в сторону, вперед, то есть направленное к опорной ноге, называется ан дедан (en dedans) . Движение ногой по дуге вперед, в сторону, назад, то есть направленное от опорной ноги, называется ан деор (en dehors) . Упражнения данной группы способствуют развитию подвижности тазобедренных суставов, выворотности ног.

Рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre) - движение вытянутой ногой по дуге, касаясь носком пола (рис. 23) . Упражнение выполняют равномерным движением вытянутой ноги по дуге, отделяя пальцы от пола. Бедро в выворотном положении, тяжесть тела на опорной ноге.

Рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air) - круговые движения голенью в воздухе (рис. 24) . Из и.п. правая (левая) в сторону на высоте 45° круговые движения голенью, одновременно сгибая колено внутрь (ан деор), наружу (ан дедан) до касания носком икроножной мышцы. Бедро в выворотном положении.

Гран рон де жамб жэтэ (grand rond de jambe jete) - большой мах ногой по дуге на 90° в направлении ан деор и ан дедан.

Гимнастическое многоборье: Женские виды. Изд. Г 48 2-е, перераб. Вольные упражнения. Т.С. Лисицкая, В.Е. Заглада / под редакцией Гавердовского Ю.К. - М.:Физкультура и спорт, 1986. - 336с., ил.»

Pas (па ) - шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d`actions (па де акшн ) - действенный танец.
Pas de deux (па де де ) - танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trois (па де труа ) - танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre (па де карт ) - танец четырех исполнителей.

Adagio (адажио ) - медленно, медленная часть танца.
Allegro (аллегро ) - быстро, прыжки.
Allongee (алонже ) - от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
Aplomb (апломб ) - устойчивость.
Croisee (круазе ) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degage (дегаже ) - освобождать, отводить.
Demi (деми ) - средний, небольшой.
Ecartee (экартэ ) - отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Efface (эфасэ ) - развернутое положение корпуса и ног.
En dedans (ан дедан ) - внутрь, в круг.
En dehors (ан деор ) - наружу, из круга.
En face (ан фас ) - прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant (ан турнан ) - от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
Grand (гранд ) - большой.
Petit (пти ) - маленький.
Port de bras (пор де бра ) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation (препарасьон ) - приготовление, подготовка.

Arabesque (арабеск ) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.
Attitude (аттитюд ) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
Passe (пассе ) - от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье ) - положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.
Tire-bounchon (тир бушон ) - «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

Balance (балансе ) - «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
Balancoire (балансуар ) - «качели», применяется в grand battement jete.
Battement (батман ) - размах, биение.
Battement developpe (батман девлоппе ) - раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.
Battement double frappe (батман дубль фраппэ ) - движение с двойным ударом.
Battement fondu (батман фондю ) - мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe (батман фраппэ ) - движение с ударом, или ударное движение.
Battement soutenu (батман сотеню ) - выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Battement tendu (батман тандю ) - отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
Batterie (батри ) - барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Demi-plie (деми плие ) - маленькое приседание.
Dessus-dessous (десю-десу ) - верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
Grand battement (гранд батман ) - большой батман.
Grand-plie (гранд плие ) - большое приседание.
Jete (жете ) - бросок ноги на месте или в прыжке.
Pas couru (па курю ) - пробежка по шестой позиции.
Pas de bascue (па де баск ) - шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
Pas de bourree (па де буре ) - чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Petit battement (пти батман ) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Plie (плие ) - приседание.
Releve (релеве ) - от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
Relevelent (релевелян ) - медленный подъем ноги на 90*.
Soutenu (сотеню ) - от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».

Fouette (фуэте ) - от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Pirouette (пируэт ) - «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
Port de bras (пор де бра ) - наклоны корпуса, головы.
Renverse (ранверсе ) - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
Rond (ронд ) - «круг, круглый».
Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер ) - круг ногой в воздухе.
Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер ) - круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
Tour (тур ) - поворот.
Tour chaine (тур шене ) - «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l`air (тур ан лер ) - тур в воздухе.

Assemble (ассамблее ) - от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.
Brise (бризе ) - разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков с заносками.
Cabriole (кабриоль ) - прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
Changement de pieds (шажман де пье ) - прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
Coupe (купэ ) - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.
Echappe (эшаппэ ) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Entrechat (антраша ) - прыжок с заноской.
Glissade (глиссад ) - «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Jete ferme (жете фермэ ) - закрытый прыжок
Jete passé (жете пассе ) - проходящий прыжок.
Pas ballonne (па балонэ ) - раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
Pas ballotte (па балоттэ ) - колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Pas chasse (па шассе ) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas ciseaux (па сизо ) - ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
Pas de chat (па де ша ) - кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
Pas emboite (па амбуате ) - от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Sauté (соте ) - прыжок на месте по позициям.
Sissonne (сисон ) - вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee (сисон ферме ) - закрытый прыжок.
Sissonne ouverte (сисон уверт ) - прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple (сисон симпл ) - простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee (сисон томбе ) - прыжок с падением.

Обучаясь по программе «Классическая и Современная хореография», Вы обязательно посетите теоретические занятия. Они проходят в форме небольших семинаров и дают студентам необходимый теоретический багаж знаний Основ классической хореографии. Каждому студенту выдается конспект, в котором в сжатой форме изложена информация по теме семинара.

Например, тема «Основные понятия классического танца» предполагает изучение позиций ног и рук в классическом танце. На семинаре идет обсуждение следующих вопросов.

Пять выворотных позиций ног:

Название позиции

Описание позиции

Общие замечания

Первая – ступни развернуты носками в стороны по одной прямой линии, выворотно, пятки соединены.

Стопы в позиции не должны опираться на большой палец или мизинец

Вторая - ступни развернуты носками в стороны по одной прямой линии, выворотно, пятки отстоят одна от другой на расстоянии длины ступни.

Во второй позиции центр тяжести распределяется равномерно на обе ноги.

Третья – ступни стоят выворотно, одна перед другой, пятка одной ступни плотно примыкает к середине ступни другой.

Выворотная третья позиция изучается только в первый год обучения. Дальше она в классическом танце не используется.

четвертая

Четвертая – ступни стоят выворотно, одна перед другой на расстоянии длины ступни. Носок одной ноги находится напротив пятки другой.

С четвертой позицией, как самой трудной, знакомятся в последнюю очередь.

Пятая - ступни стоят выворотно, одна перед другой, ступни плотно прижаты. Носок одной ноги находится у пятки другой.

При переходе из позиции в позицию носок работающей ноги не отрывается от пола, положение корпуса сохранятся. Переход осуществляется одним движением работающей ноги, без перетоптывания на опорной ноге.

Изучение позиций ног начинается лицом к станку. Очень важно сразу правильно поставить корпус: позвоночник поставлен вертикально до самой макушки головы, желудок подтянут, ягодичные мышцы подобраны и напряжены, плечи опущены, грудная клетка раскрыта, лопатки сзади не сжимаются. Кисти рук находятся на поверхности палки станка напротив плеч, не обхватывают палку, а свободно лежат на ней. Большой палец на палке станка, запястье руки опущено вниз, локти опущены вниз, подмышки не зажаты. Голова прямо.

Три основные позиции рук. Постановка рук – это манера держать их в определенной форме, на определенной высоте, в позициях и других положениях, принятых в классическом танце.
Первая позиция дает направление рукам вперед, вторая – в сторону, третья – направление наверх. Другие положения рук – это комбинации трех основных позиций.

Название позиции

Описание позиции

Подготовительное положение

Подготовительное положение . Руки опущены вниз, не соприкасаются с корпусом. Локти направлены в стороны, согнуты, образуют овал. Кисти закруглены, не соприкасаются, направлены вверх. Пальцы сгруппированы, большой палец направлен к среднему, не соприкасаясь.

Первая позиция

Первая позиция. Руки подняты перед корпусом на уровне диафрагмы, немного согнуты в локтях и запястьях, образуя овал, ладони обращены к себе. В первой позиции руки хорошо поддерживают корпус во время вращения, правильно выводят корпус танцора на большой прыжок. Принятая высота рук дает возможность не закрывать область груди, что важно с эстетической точки зрения.

Вторая позиция

Вторая позиция . Руки раскрыты в стороны на высоте плеч. Плечи, локти и кисти находятся почти на одном уровне, формируя единую линию руки. Локти обращены назад, ладони повернуты к зрителю. Необходимо следить, чтобы руки не заходили назад, а были немного впереди плеч. Вторая позиция помогает сохранять устойчивость при исполнении упражнений на середине.

Третья позиция

Третья позиция . Руки подняты вверх и образуют овал над головой. Руки должны быть слегка впереди головы, что является обязательным. Можно проверить себя: не поднимая головы, посмотреть вверх, если видны только мизинцы, значит, позиция установлена правильно.

Общие замечания:
Плечи во всех позициях опущены вниз, нежелательно их выдвигать вперед, поднимать наверх, отводить назад.
При опускании и поднимании рук, при переходе из позиции в позицию, движение руки начинается от кисти.
В позах arabesque обе руки вытянуты свободно, без напряжения.
При движении одной руки, нужно следить, чтобы она не заходила за линию центра фигуры.
При движении руки взгляд всегда провожает кисть. Положение головы и выражение лица имеют в танце большое значение. Выразительность лица и глаз одухотворяет позы. Часто студенты напрягают шею, закусывают губы, зажимают мышцы лица во время исполнения упражнений и от физических нагрузок. Эти недостатки следует устранять, чтобы они не вошли в привычку.

Вы наверно уже обратили внимание, что информация по основам классической хореографии на семинаре прорабатывается достаточно детально с акцентом на конкретные вопросы , имеющие прикладной характер . Всю полученную на занятии информацию могут с легкостью использовать в своей работе педагоги, хореографы, танцоры современного танца. Информация излагается в сжатой форме , что позволяет экономить время на обучение. Запись таблиц и терминов на электронных носителях облегчает последующее хранение полученной информации. Наши педагоги гарантируют, что в наших конспектах и на семинарах вы не столкнетесь с «информационным мусором», т.е. общими наукоемкими фразами, не имеющими особой ценности в работе.