Легендарные корабли: линкор «Бисмарк» (14 фото). Немецкий линейный корабль «Бисмарк»: супердредноут Гитлера

Символ «тысячелетнего» Рейха

Линкор «Бисмарк» стал, пожалуй, самым знаменитым боевым кораблем Второй мировой. Он, по замыслу Гитлера, должен был символизировать собой несокрушимую мощь немецкого духа и оружия. Изначально этому монстру предназначалась решающая роль не только в битве за Атлантику, но и во всей судьбе войны. А на самом деле век этого крупнейшего военного судна своего времени оказался чрезвычайно коротким. Ему так и не суждено было стать настоящей грозой британских и американских транспортов. Линкор «Бисмарк» на своем боевом счету даже не имел особых успехов, за исключением в чем-то случайного потопления тяжелого английского крейсера «Худ». И все же этот крупнейший, наряду с «Тирпицем», корабль «Кригсмарине», имевший больше психологическое и пропагандистское значение, стал настоящим козырным тузом в колоде морской политики гитлеровской Германии. Самим фактом своего существования он оказал грандиозное влияние на расклад сил на европейском театре Второй мировой, сковывая действия флотов союзников на протяжении нескольких военных лет.

Конструкция и технические характеристики

В 1936-м году началась постройка самого крупного корабля Второй мировой. Линкор «Бисмарк», фото которого в свое время было многократно перепечатано чуть ли не всеми периодическими изданиями мира, обладал элегантностью и грацией большой хищной рыбы, скользившей по водной глади в поисках добычи. После почти трех лет сложнейших работ немецкие кораблестроители явили миру могучее боевое судно водоизмещением в 41 000 тонн, оснащенное самым потрясающим и совершенным вооружением своей эпохи. Две тысячи лучших моряков специально отбирались в экипаж этого морского бронированного чудовища. «Бисмарк» - линкор, превосходивший по свой огневой мощи и техническим параметрам любой корабль британского королевского флота. Не было на просторах морей и океанов зверя, элегантнее и опаснее «Бисмарка». Длиной 241,6 м и шириной 36 м, он имел традиционную для германского флота веретенообразную форму. Главным калибром на нем служили мощнейшие 380-миллиметровые крупповские пушки. Кроме того, он был оснащен мощной противолодочной и зенитной артиллерией, а также самыми совершенными на то время системами управления огнем и радиолокационной станцией. И вот четырнадцатого февраля тридцать девятого года этот гигант был спущен на воду.

Роковой рейд

Гитлер считал, что «Бисмарк» должен использоваться исключительно в качестве угрозы, и рисковать им нельзя. Но гросс-адмиралу Редеру удалось уговорить фюрера согласиться с задуманным им рейдом в Атлантику. И 18-го мая 1941-го года линкор «Бисмарк», сопровождаемый тяжелым крейсером «Принц Ойген», под командованием вице-адмирала Лютьенса направился в роковой рейд. Редер полагал, что линкор отвлечет на себя линейные корабли противника, а тяжелый крейсер тем временем сможет разгромить несколько британских конвоев. В Лондоне с помощью радиоперехвата 21-го мая узнали о немецких боевых судах, идущих на север. Мощные британские эскадры были выдвинуты в район Датского пролива. В северной Атлантике, несмотря на плохую погоду, два британских крейсера - «Суффолк» и «Норфолк» обнаружили германские рейдеры. Двадцать третьего мая «Бисмарк» открыл огонь, что заставило английские корабли отойти, продолжая поддерживать радиолокационный контакт.

Потопление «Худа»

Эскадра адмирала Холланда уже шла наперерез рейдерам. Ранним утром 24-го мая состоялось морское сражение английских линейных крейсеров «Принца Уэльского» и «Худа» с двумя германскими рейдерами. Первые же залпы главного калибра «Бисмарка» накрыли «Худ», вызвав на нем пожар с последующим чудовищной силы взрывом. Затем он перевернулся и скрылся под водой. В Берлине эта победа вызвала ликование. Но ни Гитлер, ни руководители ВМФ еще не знали, что «Бисмарк» тоже получил повреждения. Два крупнокалиберных английских снаряда пробили топливную цистерну линкора, и он двигался, оставляя густой видимый след. Адмирал Лютьенс решил прекратить рейд и идти на юго-восток в сторону французских портов под защиту Люфтваффе.

Погоня

За «Бисмарком» началась настоящая охота по всем правилам, подобно тому, как борзые загоняют раненного зверя. Британский флот собрал все свои наличные силы. Сначала на исходе дня 24-го мая линкор, который в одиночестве уходил на юг, разделившись с «Принцем Ойгеном», продолжавшим рейд, был атакован девятью самолетами-торпедоносцами с авианосца «Викториас». В «Бисмарк» угодила всего одна торпеда, но и она серьезных повреждений ему не причинила. Затем линкор был потерян, и британское Адмиралтейство не знало, куда и каким курсом он движется. На следующий день летающая лодка «Каталина» совершенно случайно обнаружила раненный корабль. С этого момента судьба германского морского гиганта приобрела сугубо трагический оттенок.

Гибель линкора

Вечером того же дня ударная группа с авианосца «Викториас» повредила «Бисмарку» винты и вывела из строя рулевое управление. После этого линкор был обречен. Развязка наступила утром двадцать седьмого числа. «Бисмарк» был окружен английским линейными кораблями, которые беспрерывно накрывали его залпами. Через полтора часа беспощадного избиения германский линкор перестал огрызаться, превратившись в громадный погребальный костер. Англичане напоследок добивали его торпедами. Недавно стало известно, что командир «Бисмарка» Эрнст Линдеманн отдал приказ о затоплении корабля, как только были исчерпаны все возможности для сопротивления. Линкор, не спустив флага, ушел на дно. Из его экипажа в 2 200 человек спаслись только сто пятнадцать моряков… Известие о гибели «Бисмарка» вызвало в Британии чувство неуемной имперской гордости и хоть как-то подсластило горечь средиземноморских неудач.

Чем больше шкаф - тем громче падает. Это касается не только людей, но и крутых кораблей. Оказаться на борту одного из следующих десяти монстров во время крушения - худшее, что могло бы произойти. Ведь история помнит пассажиров и имена гигантов, превратившихся в корм для рыбок.

Титаник

С чего же, как не с Титаника начинать чарт стальных утопленников. Самый непотопляемый корабль в истории человечества 14-го апреля в 1912-м году столкнулся с айсбергом и ушел на дно Атлантики, прихватив с собой 1517 пассажиров. Только в 1985-м году были обнаружены обломки корабля. Сегодня они находятся под охраной ЮНЕСКО.

Источник: deevad.deviantart.com

Андреа Дориа

Экипаж элитного итальянского лайнера Андреа Дориа 26-го июля в 1956-м из-за непроглядного тумана не рассмотрел, что они плывут прямо на шведское грузовое судно Стокгольм. В результате, в прибрежных водах Нью-Йорка (Атлантический океан) столкнулись два огромных корабля, один из которых ушел на дно.

Андреа Дориа не сдавалась. Поэтому тонула целых одиннадцать часов. За это время успели эвакуировать всех пассажиров лайнера.

Источник: plus.google.com

Рона

Рона - старинный корабль, который в 1867-м не пережил встречу с ураганом. Поэтому он пошел на дно Карибского моря в районе Британских Виргинских островов. Сегодня Рона - подводный центр развлечений для дайверов.

Источник: 3quarksdaily.com

Генерал Слокам

15 июня в 1904-м году колесный пароход Генерал Слокам принял на борт 1388 человек и двинулся в сторону пролива Лонг-Айленд. Но к месту назначения пароход так и не добрался: на борту возник пожар, из-за которого Слокаму и его пассажирам пришлось пережить многое. Закончилось все смертями свыше тысячи человек.

Одна из возможных причин пожара: непогашенный окурок. Судьба парохода: одни историки утверждают,что его превратили в баржу, затонувшую спустя несколько лет после происшествия. Другие считают, что пароход сразу же после крушения нашпиговали динамитом и взорвали.

Источник: travelblog.org

Мэри Роуз

Мэри Роуз - английское трехпалубное судно, которое в XVI столетии пережило Итальянские войны и нападение на Брест (Франция). В 1545-м году англичане усовершенствовали корабль и отправили к его острову Уайт воевать против короля Франциска I. Но из-за порыва ветра перегруженное артиллерией судно неожиданно стало крениться на правый борт. Результат: орудийные порты наполнились водой и потянули ко дну военного монстра вместе с четырьмя сотнями экипажа. Спаслось только 35 вояк.

Источник: pbs.org

Лузитания

7-го мая в 1915-м году в 13-ти километрах от берега Ирландии немецкая субмарина атаковала британский пассажирский лайнер Лузитания. Вместе с кораблем затонуло 1198 человек из 1959-ти, присутствовавших на борту. Интересный факт: лайнер ушел на дно всего за 18 минут. Не менее интригует вторая дыра, непонятно откуда появившаяся в дне корпуса.

Источник: brushes.oraculace.info

Бисмарк

Бисмарк - один из самых известных кораблей времен Второй мировой, за которым охотилась вся Британия. Все потому, что его команда в Датском проливе в мае 1941-го потопила английский линейный крейсер Худ.

27 мая того же года враги настигли грозу немецкого флота в 690 милях от к северо-западу от Бреста (Атлантический океан). Двухтысячный экипаж Бисмарка не сдавался и воевал до последнего. Поэтому все моряки вместе с кораблем оказались на дне океана.

Линейные корабли типа Bismarck (рус. «Бисмарк») - тип линейных кораблей, состоявших на вооружении Кригсмарине. Самые мощные и крупные боевые корабли Германии. Являлись дальнейшим развитием линкоров типа Scharnhorst и последующего Типа Н. Было построено всего два корабля: Bismarck и Tirpitz. Они принимали активное участие во Второй мировой войне.

В июне 1935 года было подписано Англо-Германское морское соглашение, фактически, снявшее ограничения Версальского договора 1919 года и расширив тоннаж германских кораблей до 35 % от соответствующего в Королевских ВМС Великобритании.

Впрочем, немцы с самого начала проектирования не обращали внимания на предел водоизмещения кораблей. Немецкие конструкторы использовали весь свой опыт в создании тяжелобронированных кораблей, работы по проектированию велись в конструкторском отделе Управления кораблестроения под руководством Германа Буркхадта. После рассмотрения ряда проектов, головной корабль серии Bismarck был заложен на стапеле верфи Blohm + Voss 1 июля 1936 года в Гамбурге.

Проект линкоров «F» и «G» (в Германии корабль, при его закладки получал литерное обозначение, при этом в каждом классе была своя "буквенная" линия) был утвержден 16 ноября 1935 года. От своих предшественников, линкоров типа Scharnhorst, линкоры типа Bismarck принципиально отличались только артиллерией главного калибра.

Конструктивно линкоры типа Bismarck напоминали своих предшественников Scharnhorst, но очень сильно отличались артиллерией главного калибра. При спуске на воду, длина Bismarck`a по ватерлинии составляла 240,2 м, полная длина – 248 м, ширина 36 м, осадка при стандартном водоизмещении – 8,7 и 10,2 м при полном водоизмещении. Более тяжёлый Tirpitz имел осадку 9 м при стандартном водоизмещении, и 10,6 м при полном. В подводной части, носовые обводы имели бульбовидное утолщение для снижения волнообразования. При проектировании, большое внимание немецкие конструкторы уделяли обводам и снижению сопротивления корпуса.

Размеры даны ниже:

Длина - 241,6 м - по ватерлинии; наибольшая длина - 251 м.
Высота - 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
Ширина - 36 м
Тоннаж - 41 700 т. - стандартное; 50 900 т. - полностью снаряженный.
Осадка - 9,3 м - стандартная; 0,2 м - полностью снаряженный.
Перед вводом в строй, на обоих линкорах были установлены новые закругленные носовые оконечности, после этого длина линкоров увеличилась до 251 м, а длина по ватерлинии – до 241,5 м.

Бронирование

Броневой пояс - высотой в 5.2 м. Он прикрывал 70% ватерлинии и почти не имел наклона. В сравнении c Scharnhorst, толщина броневого пояса была уменьшена с 350 мм до 320 мм, но при этом толщина верхнего пояса увеличилась с 45 мм до 145 мм. Оба пояса замыкались траверсом, толщиной 145 мм на батарейной, 220 мм главной, и 148 мм на нижней палубе. Параллельно поясу шла переборка имеющая толщину между верхней и нижней палубой от 20 до 30 мм, ниже она переходила в противоторпедную переборку толщиной 45 мм.

Оконечности защищались вполне традиционно, нос - 60 мм, корма - 80 мм. Броневых палуб две - 50 мм (над погребами с боеприпасами было 80 мм) верхняя и главная толщина которой была 80 мм со 110 мм скосами (над погребами 95 мм со 120 мм скосами), не доходившими до нижней кромки пояса. Общий вес брони составлял 18 700 т (это 44% водоизмещения всего корабля).

Энергетическая установка и ходовые качества

Принципиально силовая установка не изменилась, она всё также оставалась трёх вальной, состояла из 12 паровых котлов Вагнера и 3-х ТЗА (турбозубчатых агрегатов). На Bismarck устанавливались ТЗА от Blohm + Voss, а на Tirpitz от BrownBoweri.

Как и на всех германских кораблях использовавшие энергетические установки на паре высоких параметров, силовая установка отличалось малой надёжностью и довольно высоким расходом топлива. Так на линкоре Tirpitz реальный расход топлива превысил расчётный на 10 % на полном ходу, и на 19 % на экономном. Это привело к тому что дальность плавания резко сократилась. На ходовых испытаниях Bismarck развил 30,12 уз. при 150 070 л.с., Tirpitz: 30,8 уз. при 163026 л.с.

Дальность плавания составляла 8525 миль у Bismarck, 8870 миль у Tirpitz при скорости в 19 узлов. В отличии от иностранных аналогов, линкоры типа Bismarck отличались высокой скоростью на полном ходу - 29 узлов. Линкоры типа Bismarck проектировались в расчёте на турбоэлектрическую силовую установку, т.к. установка имела ряд преимуществ, так например она имела большую приемистость, из-за того что турбина не имела жесткой связи с гребным винтом, при этом были довольно большие недостатки, такая силовая установка имела значительные размеры и массу. В конце концов, конструкторы остановились на традиционной паровой турбине.

Рулевое устройство

Маневренность линкоров обеспечивалась двумя балансирными рулями. Они имели форму усеченной трапеции размером 6480×4490 мм, наибольшей толщиной в 900 мм и площадью продольного сечения по 24,2 м, к их поверхностям были прикреплены антикоррозийные пластинки из цинка.

Нижние кромки рулей находились на горизонтальной оси центрального вала, посередине между средним и боковыми винтами. Оси вращения рулей были наклонены внутрь под углом 8° и соединены с рулевыми машинками поперечным валом и парным приводом. Каждая рулевая машинка могла управлять обоими рулями, в случае выхода второй машинки из строя. Рулевой привод состоял из левой и правой осей, прикрепленных к центральному валу, управляемому с помощью электрической системы Варда-Леонарда. Оригинально было решено устройство рулевого управления в ходовой рубке: рациональные немцы отказались от традиционного штурвала, заменив его двумя кнопками, нажимая на которые, рулевой перекладывал рули направо или налево.

Экипаж и обитаемость

Экипаж линкоров состоял из 1927 человек и мог увеличиться до 2016 человек, когда корабль выступал в качестве флагманского. Жилые помещения дополнительно могли вместить до 2500 человек, но только на один день, из этих 2500 человек, спальными местами были бы обеспечены только 1600 людей.

При вступлении в строй, экипаж Bismarck`a насчитывал 103 офицера и 1962 матроса. Во время проведения операции «Учения на Рейне» (нем. Rheinübung) на борту Bismarck`a находился 2221 человек, из них 65 офицеров составляли штаб адмирала Лютьенса. На Tirpitz в 1943 году по штату находилось 108 офицеров и 2500 матросов. Весь экипаж делился на 12 дивизионов, по 150-200 человек в каждом. Сами дивизионы делились на «морские» (с 1-ого и по 9-ый) и «технические» (с 10-ого и по 12-ый), в свою очередь каждый дивизион делился на отделения по 10-12 человек, во главе каждого отделения стоял унтер-офицер.

Главный калибр

Орудия главного калибра на линкорах типа Bismarck были представлены 8 орудиями SK/C34 калибра 380 мм. Они вели огонь 800-кг снарядами на дальность 36,5 км, а на дистанции в 21 км, снаряд этого орудия мог теоретически пробить броню толщиной 350 мм.

У немцев имелся опыт создания 380 мм орудий, так, перед окончанием Первой мировой войны в строй успели вступить два дредноута типа Bayern с пушками SK L/45 образца 1913 года. Эти орудия часто называют прототипами пушек SK/C34, но они были оригинальной разработкой фирмы Krupp.

Испытания орудия SK/C34 прошли уже во время строительства линкоров, после чего были приняты на вооружение. Конструкция ствола была типична для арт. систем фирмы Krupp - внутренняя труба, внутри которой устанавливался сменный лейнер, заменявшийся со стороны затвора, четыре скрепляющих кольца, состоящий из четырёх частей защитный кожух (каждая часть кожуха насаживалась примерно на две трети предыдущей), казенная часть и клиновый горизонтально-скользящий затвор.

Характеристики орудия SK/C34:

Орудия имели 90 правых нарезов (глубина нарезов: 4,5 мм; ширина 7,76 мм); шаг нарезки переменный, от 1/36 до 1/30). Баллистические характеристики выбирались так, чтобы иметь максимально настильную траекторию полёта снаряда, а это значило малое рассевание по дальности, т.к. считалось, что это давало преимущество в условиях Северного моря. Стрельбу, орудия главного калибра вели тремя типами снарядов, бронебойным Pz.Spr.Gr. L/4,4 (mllb), полубронебойным Spr.Gr. L/4,5 Bdz (mhb) и фугасным Spr.Gr. L/4,б Kz (mhb).

Вспомогательная/ зенитная артиллерия

Сохранилось разделение артиллерийского вооружения на противоминное (орудия SK/C28 калибром 150 мм) и крупнокалиберную зенитную (орудия SK/C33 калибром 105 мм). В отличии от предшественников 10.5_detail01_C37_0002.jpgScharnhorst, орудия калибра 150 мм стали размещаться в башнях. Так же зенитная артиллерия была представлена 16 37-мм пушками SK/C30 и 12 одиночных 20-мм зенитных автоматов Flak 38.

Противоминная артиллерия

По составу противоминной артиллерии новые линкоры повторяли состав своих предшественников Scharnhorst, неся 12 орудий SK/C28, но в отличии от Scharnhorst, они размещались в спаренных башенных установках. С учётом опыта Первой Мировой войны, выбиралось размещение башен, по три с каждого борта, причем носовые башни были максимально прижаты к надстройке, для того чтобы центральные башни могли вести огонь прямо по курсу корабля. Обозначение башен велось от носа до кормы, отдельно для каждого борта, левые BI, BII, BII, правые- SI, SII, SIII. Каждая башня I весила 110 тонн, башни II 116,25 тонн, башенные установки III- 108 тонн.

Башни I имели 5 рабочих уровней, из них, орудийная платформа размещалась внутри башни. Внутри барбета находилась платформа механизмов, платформа вращения башни и промежуточная платформа, под броневой палубой размещалась перегрузочная платформа для снарядов и их зарядов. Башни II и III не имели промежуточной платформы, а перегрузочная платформа размещалась внутри барбета. Заряжание орудий- ручное, после выстрела, гильза выбрасывалась под башню. Основной и вспомогательный мотор вращения башни были электрическими, а механизмы вертикального наведения орудий- гидравлическими с возможностью ручного привода. Характерная особенность установок- наличие единого для обоих орудий башни единого досылателя.

Средние башни оснащались 6,5 м дальномерами, остальные башни- перископами С/4 с возможностью поворота на 90° от оси орудий. Углы горизонтальной наводки для носовых башен- 135°, для остальных от 150° до 158°, углы вертикальной наводки орудий для всех башен- от -10° до +40°. Боезапас по проекту- 105 снарядов на одно орудие, всего принималось 1288 фугасных снарядов (из них 622 с донным взрывателем, и 666 с головным), и некоторое количество осветительных снарядов, общая вместимость погребов составляла 1800 снарядов. На корме, между башнями «Цезарь» и «Дора» было установлено два тренировочных станка 150 и 105 мм орудий, для тренировки навыков заряжания и разряжания.

Зенитная артиллерия

Bismarck и Tirpitz несли на борту 16 зенитных орудий SK/C33 калибром 105 мм. Восемь спаренных установок размещались по четыре с каждого борта, обозначались аналогично со 150 мм башнями, по левому борту BI-BIV, по правому SI-SIV. Расположение установок на Bismarck`e и Tirpitz`e различалось, так, после гибели Bismarck`а, на Tirpitz`e две установки возле катапульты были смещены на 3 м к корме и на 5 к наружному борту.

Сами установки были разных моделей. На Bismarck`e, стояли четыре носовых установки Dop.LC/31, которые изначально проектировались под 88 мм орудия, их установили в июне-июле 1940 года когда Bismarck находился на верфи Blohm + Voss в Гамбурге. Оставшиеся установки смонтировали 4-18 ноября во время стоянки Bismarck`a в Готтенхафене, они были модели Dop.LC/37, специально спроектированные для 105 мм орудий. Их главное отличие от Dop.LC/31 в том, что оба орудия размещалось в единой люльке, это упрощало конструкцию и повышало надёжность. Установка была на 750 кг легче, а внешне, незначительно отличалось формой броневого щита. Общий боезапас для 105 мм орудий- 6720 снарядов, по 420 на одно орудие.

ПВО вблизи корабля, обеспечивалось шестнадцатью 37 мм пушками SK/C30 и 20 мм зенитными автоматами Flak 30 или Flak 38. Боекомплект для них по штатам Кригсмарине состоял из 2000 выстрелов на ствол. Суммарное число выстрелов для 37 мм зениток- до 34 100 выстрелов. Суммарный запас на линкоре Tirpitz для 20 мм зенитных пушек к концу 1941 года- 54000, а к 1944 году- 99000 выстрелов.

На Tirpitz по ходу войны были установлены счетверенные 20-мм зенитные пушки Flakvierling 38. В ходе службы на линкоре Tirpitz не однократно менялось количество зениток, так, в июле 1944 года на борту линкора имелось 78 зенитных пушек калибром 20 мм.

Минно-торпедное и авиационное вооружение

Изначально линкоры типа Bismarck проектировались без торпедных аппаратов, но на Tirpitz в 1942 г. поставили два четырехтрубных торпедных аппарата, калибром 533 мм. Ранее они были установлены на эсминцах, которые были потоплены в 1940 году в Нарвике. Торпедные аппараты стреляли стандартными парогазовыми торпедами G7a. Всего на борту линкор нёс 24 торпеды.

Авиационная группа состояла из 6 гидросамолётов Ar-196, два самолёта находились на катапультах, четыре других в ангарах. Все самолёты принадлежали 196-й бортовой авиагруппе (Bordfliegergruppe 196). Пилоты и обслуживающий персонал относились не к флоту, а к Люфтваффе, и поэтому носили авиационную форму. Вооружение самолётов состояло из двух 20-мм пушек MG FF в крыльях, одного курсового пулемёта MG 17, и спаренный пулемёт MG 15 в турели. Так же, под крылья могли подвешиваться две 50-кг авиабомбы.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

И Bismarck и Tirpitz вступили в строй с РЛС FuMO-23, антенны были установлены на обеих мачтах и на носовой надстройке выше оптического дальномера. Размеры антенны FuMO-23 были 4 х 2 м. По ходу войны радиолокационное оборудование Tirpitz неоднократно модернизировалось. Так, в январе 1942 года на носовой оптический дальномер была установлена РЛС FuMO-27 вместо FuMO-23. Впереди антенны FuMO-27 появилась антенна системы предупреждения об электромагнитном облучении FuMB Ant-7, три дипольные антенны «Суматра» системы FuMB-4 и двух дипольная антенна «Палау» (FuMB Ant-6).

В 1944 году на линкор Tirpitz была установлена новая антенна FuMO-27 размерами в 4 х 3 м. В середине 1944 года на Tirpitz была смонтирована РЛС серии «Вюрцбург» (FuMO-212 или FuMO-213) с параболической антенной диаметром 3 м, разработанные по заказу Люфтваффе. Так же на линкорах типа Bismarck стояло по пять оптических дальномеров с базой 10.5 м, по одному на носу и корме и ещё по одному на трёх из четырех башен главного калибра, по идеи был ещё и шестой на носовой башне, но его демонтировали т.к, на высокой скорости хода он заливается водой, которая перекатывается через нос корабля. Основные дальномеры дополнялись вспомогательными с базой в 7 м.

История службы

Линкоры типа Bismarck принимали активное участие в войне. В мае 1941 года линкор Bismarck принимал участие в операции Rheinübung совместно с тяжёлым крейсером Prinz Eugen. В ходе Сражения в Датском проливе 24 мая 1941 года, прямым попаданием в главное хранилище боеприпасов, линкор Bismarck потопил британский линейный крейсер Hood, при этом сам был поврежден огнем с линейного корабля Prince of Wales. В ходе преследования Bismarck`a британцами, самолёты-торпедоносцы с авианосца Ark Royal повредили линкор, Bismarck погиб в бою с британскими линкорами King George V и Rodney в 400 милях от Военно-морской базы Кригсмарине в Бресте (Франция).

Не смотря на то что Tirpitz почти не участвовал в боевых действиях, его присутствие в Норвегии угрожало арктическим конвоям в Советский Союз и сковывал довольно значительные силы флота Великобритании. Линкор несколько раз пытался перехватить арктические конвои но все они не были удачными. 22 сентября 1943 года Tirpitz был поврежден подрывными зарядами с сверхмалых подводных лодок Х-6 и Х-7 в Альтен-фьорде; там же был поврежден самолётами с британских авианосцев 3.4.1944 года и 24.8.1944 года. Затем 15.9.1944 года был поврежден бомбардировщиками Lancaster; 12.11.1944 года был окончательно потоплен сверхтяжёлыми бомбами Tallboy сброшенных с бомбардировщиков Lancaster в Тромсё-фьорде - в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул.


Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.

20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.


Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должан была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».


Линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген»

Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.

Бой в Датском проливе

Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».

В 5:56 шестой залп с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», снаряды повредили топливные цистерны и вызвали утечку топлива и заполнение их водой, корабль стал оставлять нефтяной шельф. Минуту спустя «Худ» получил попадания от третьего залпа «Бисмарка» и второго залпа «Принца Ойгена на корабле начались пожары. В это время «Бисмарк» получил еще два попадания с «Принца Уэльского» ниже ватерлинии. К 6:00 часам корабли сблизились до 16 км., в это время «Худ» накрыл пятый залп с немецкого линкора, раздался страшной силы взрыв и гордость английского флота, разломившись пополам, за считанные минуты ушел на дно. Из всего экипажа 1417 человек спасти удалось лишь троих.

Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бройлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.

«Бисмарк» ведет огонь по линкору «Принц Уэлский»

Преследование

Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.

Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.

Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.

Обнаружение

Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.

В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.

В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.


Последний бой линкора

Потопление

27 мая в 8:47 утра с дистанции в 22 км. «Бисмарк» был атакован кораблями из соединения адмирала Тови, линкоры «Король Георг V» и «Родни» а затем и крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» начали обстрел судна. Линкор огрызался в ответ. Однако англичане достаточно быстро добились попаданий в «Бисмарк» за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня крейсера, после этого по рассказам выживших членов команды капитан судна Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. «Бисмарк» до конца не спускал боевой флаг, что позволило «Родни» подойти на расстояние в 2-4 км. и в упор расстреливать беззащитный корабль. Однако топливо на британских судах подходило к концу, поняв, что «Бисмарк» уже не доберется до Бреста, адмирал Тови принимает решение вернуться на базу. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпускает по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадает в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна.

Одно из самых знаковых событий Второй мировой войны: английский флот уничтожил самый мощный боевой корабль того времени - немецкий линкор «Бисмарк».

Уничтожил после долгой, полной приключений погони, потеряв при этом «гордость и символ Британской империи» - тяжелый крейсер «Худ» Человек, сыгравший главную роль в уничтожении «Бисмарка», не только до сих пор жив, но и прекрасно помнит те события, как будто они произошло вчера.

Шотландская деревушка Питлохри известна винокуренными заводами. Сюда привозят туристов, чтобы показать им, как делают виски. Питлохри также славится живописными видами и знаменитыми жителями. Вернее, одним, но каким!


В Питлохри живет 95-летний Джон Маффот, бывший ас Военно-воздушных сил Его величества. Менее чем через три месяца – 26 мая исполнится 74 года с того дня, как он фактически потопил линкор Бисмарк , самый большой военный корабль того времени. Длина этого стального острова, ощетинившегося мощными орудиями, составляла 251 метр, ширина – 36, а высота – 15. Водоизмещение этого гигантского боевого корабля в снаряженном состоянии совсем немного не достигало 51 тыс. тонн.

В 1938-м году в воздухе, что называется, пахло грозой. Политическая обстановка в Европе была накалена до предела. Было очевидно, что надвигается большая война. В самом конце 1938 года Джон Моффат, которому тогда шел двадцатый год и который работал в автобусном парке клерком, вопреки воле отца пошел на флот и поступил на курсы военных летчиков.

Нападение немецких войск на Польшу, ставшее началом Второй мировой войны, застало его в летном училище. Уже в 40-м году молодой лейтенант-коммандер Джон Моффат отрабатывал посадку и взлет с авианосца «Арк Ройял» на торпедоносце-биплане «Суордфиш».

Поздно вечером 26 мая 1941 года «Арк Ройял» находился в Северной Атлантике. В тот весенний вечер дул очень сильный ветер, сбивавший с ног. Тревога была объявлена, как всегда, внезапно. Моффат поднялся на палубу. Летчики выстроились около полутора десятков бипланов, находившихся на авианосце.


Линкор Бисмарк: на палубе

Старший офицер зачитал приказ. Несмотря на ужасную погоду Джон Моффат со своими людьми должен был найти и уничтожить или задержать до подхода британских кораблей печально знаменитый немецкий линкор «Бисмарк».

На карту была поставлена честь британского флота. Всего за два дня до описываемых событий «Бисмарк» потопил в Датском проливе между Исландией и Гренландией гордость Королевского флота линейный крейсер «Худ». Причем, сделал это фактически одним-единственным выстрелом одного из своих восьми страшных 15-дюймовых орудий. Снаряд диаметром 38 см угодил в склад боеприпасов. Страшной силы взрывом огромный крейсер разорвало на две части. Вместе с кораблем на дно за считанные минуты пошел и весь экипаж. Из 1417 человек уцелели лишь трое.

Потопление «Худа» стало сильнейшей пощечиной британским морякам. Они горели жаждой мести. За «Бисмарком» была объявлена охота…

Выскочив из облаков, Моффат увидел, что до бушующего моря каких-то три десятка метров, а впереди, милях в двух, виднелась громадина «Бисмарка», палившего из всех орудий по кораблям атаковавшей его британской эскадры.

Приблизившись несмотря на плотный огонь противника к немецкому линкору метров на 800, Джон Моффат выпустил торпеды. Стрелял он фактически наугад, потому что прибор наводки торпед вышел из строя.

Торпеды скрылись в пене волн, а избавившийся от лишнего веса самолет Джона стрелой взмыл вверх. Конечно, это было чистое везение, но удача, как говорится, выбирает сильных и смелых. Американский историк Марк Э. Хоран, полтора десятка лет тщательно изучал обстоятельства потопления «Бисмарка» и неопровержимо доказал, что именно торпеда лейтенанта-коммандера Джона Моффата попала в рулевое управление немецкого линкора, располагавшееся прямо под тепловым выхлопом. Это было единственное, пожалуй, уязвимое место «Бисмарка».

Лишившись руля, самый мощный боевой корабль превратился в беспомощную груду металла. Британские корабли закончили начатое Моффатом дело.

«Бисмарк» перевернулся вверх килем в 10.39 утра и пошел на дно милях в трехстах от французского Бреста. Из 2220 членов экипажа линкора спасли лишь 116 человек.

Конечно, Джон Моффат все это время знал, что именно его торпеда стала началом конца «Бисмарка». Однако особой радости ему это не доставило. На авианосец они вернулись в полном молчании.

«Могучий корабль лежал на боку,- вспоминает Джон Моффат, который несмотря на преклонный возраст на память не жалуется. - Я никогда не забуду то, что увидел в тот день. На волнах качались сотни голов. Все мы знали, что ни у одного из них нет шансов на спасение».


Бисмарк перед спуском.

Сражение с «Бисмарком» стало кульминационным моментом войны для Джона Моффата. Вскоре после него его перевели на корабль «Грозный» в Индийском океане. В боевых действиях он больше не участвовал, а развозил продовольствие. В 1946 году Джон уволился из ВМФ Великобритании.

После войны Джон Моффат сделал успешную карьеру в гостиничном бизнесе. Выйдя на пенсию, он открыл антикварный магазин и тоже преуспел.

На здоровье Джон особенно не жалуется. Учитывая возраст, он находится в неплохой физической форме. Моффат и сейчас два раза в неделю ходит в бассейн. До 90 лет он также регулярно ходил на любимую охоту. Сейчас, кстати, он до сих пор изредка садится за штурвал легких самолетов.

Изрядно заглохший интерес к «Бисмарку» вернулся в 1989 году, когда его останки обнаружил на морском дне Джон Баллард, тот самый, кто нашел «Титаник».


Джон Моффат

Джон Моффат и сейчас помнит порывы ветра, бившие по лицу, как удары хлыстом; удушающий запах кордита и треск взрывов снарядов зенитов. Он описал эту историю в книге «Я потопил «Бисмарк»».

О уничтожении брата близнеца "Бисмарка" линкора "Тирпиц", можно прочитать в романе Валентина Пикуля