Конспект занятия день земли в средней группе. День Земли (сценарий развлечения в средней группе детского сада). Презентация «Правила поведения в лесу»

Экологический досуг «День Земли»

в средней группе

Цель:

Углубление экологических знаний у детей, воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

Развивать представление о жизни на Земле и условиях для развития растений, животных и людей (воздух, вода, пища,);

Воспитывать чувство гордости за свою планету;

Побуждать желание сделать для Земли что-либо приятное;

Предварительная работа: беседы на тему экологического воспитания, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений о растениях и животных, знакомство с космосом.

Оборудование: иллюстрации «Времена года», глобус, карта мира, две корзины для мусора, мусор (смятая бумага, сухие ветки).

В:

Есть на Земле огромный дом.
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.

Сегодня мы празднуем День Земли. Мы Землю славим и за всё благодарим. Все живые существа на Земле находят для себя пропитание. Всё, что нужно для жизни,даёт нам Земля:пищу, материал для одежды, воду. Земля – прекрасная планета! Люди должны любить и беречь её, ведь она наш общий дом. Я всех поздравляю с праздником Земли!

Ребята, сегодня к себе на День рождения нас пригласила планета Земля. Ее день рождения отмечают все люди на земном шаре. В этот день все стараются посадить деревья, цветы, сделать скворечники для птиц, убирают мусор с улиц, площадей, очищают водоемы. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету

В: Ребята давайте поздороваемся с Землёй.

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте,луга,поля!

Здравствуй,речка, здравствуй, луг,

Всё ,что видим мы вокруг!

В:
- Давайте, нашей Земле прочитаем такое поздравление.

«Дорогая, милая земля!
Поздравляем тебя с твоим праздником!
Мы желаем твоим рекам, озерам, лесам,
Твоим питомцам: зверям и птицам,
Рыбам и насекомым здоровья,

А ещё быть самой красивой планетой.
Мы думаем, что в свой день рождения
Ты будешь весёлой и не будешь на нас обижаться.
Мы постараемся убрать с тебя весь мусор»

В:
Ребята, а вы хотите поиграть?

Проводится игра с мячом:

    Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т.д.)

    Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т.д)

    Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

    Когда на улице светло? (днем)

    Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т.д)

    Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

    Что делают пчелы? (собирают нектар)

Ведущая:
Вы ребята молодцы, всё про Землю знаете.

Конкурс: «Кто быстрей уберет мусор».

После окончания конкурса ведущий интересуется, где животные могут использовать ветки (для гнёзд, муравейника и т.д)

В:

А теперь предлагаю отгадать загадки:

    Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват.
    А порой такой красивый –
    Кружевной и синий – синий
    (Небо)

    Всем оно нам нравится,
    Без него мы плачемся
    А едва появится –
    Взгляд отводим, прячемся:
    Уж очень оно яркое
    И жаркое – прежаркое.
    (Солнце)

    Росла на лугу –
    Оказалась в стогу.
    (Трава)

    Две антеннки на макушке,
    А сама сидит в избушке.
    На себе ее везет,
    По соломинке ползет.
    (Улитка)

    Живою может быть и мертвой,
    И жидкою и очень твердой…
    Таится может в небесах
    И в глубине земли скрываться,
    И испарятся на глазах,
    И тут же снова появляться!
    (Вода)

    Кто весь век в воде живет,
    А сама воды не пьет:
    Ни озерной, ни речной,
    Ни какой-нибудь иной.
    (Рыба)


В:
Ребята, а ведь Земля в разное время года бывает разной. (Показ картинок)

Отгадайте: Когда земля бывает белой?
А желтой, красной, оранжевой?
Когда бывает зелёной?
А когда – разноцветной?

В: А теперь я предлагаю в честь праздника изготовить медальки на память о нашей Земле.

(трафареты, шаблоны, клей, ножницы)

В:
Вы уже большие и понимаете, что Земля – наша кормилица и поилица.

Давайте будем беречь планету.

Другой такой ведь на свете нету!

Резвеем над нею и тучи и дым.

В обиду её никому не дадим!



Мантрова Светлана

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад общеобразовательного вида № 1

Праздник «День Земли »

для средней группы

Воспитатель : Мантрова С. Н.

Музыкальный руководитель : Коломникова О. Г.

Праздник «День Земли » для средней группы

Занятие по экологии «День Земли » в средней группе .

1 Вед :

Много раз встречали мы праздник в этом зале

Но такой как этот, мы еще не знали.

22 апреля люди всех стран отмечают праздник – день рождения Земли ! В этот день все сажают деревья , цветы, убирают мусор с улиц, очищают водоемы. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету.

Что мы с вами и вашими родителями сделали к этому дню?

Дети :

Убрали сухие ветки, мусор, окопали деревья, побелили их, посадили дерево и кустарник сирень.

2 Вед. Ччто же вы пожелаете Земле в этот день .

Ребёнок : У земли любимой у земли моей

Нынче день рождения что подарят ей?

Весна подарит праздничный розовый наряд

Звонких птичек пение ей подарит сад.

Ребёнок : Лес цветами яркими щедро одарит

Ну а море синее прохладой одарит

И порханье мотылька поле дарит ей

Пчелы дарят сладкий мед

Земле своей родной

Ребёнок : А ребята песенку веселую споют

Ей стихи подарят, песню заведут

И на этом празднике пожелают ей

Стать еще прекрасней стать еще мелей!

2 Вед.: Как вы думаете, почему весной отмечают этот праздник ?

Дети :

Земля прогревается , становиться теплее, на деревьях появляются листочки, распускаются цветы, у птиц появляются птенцы, все оживает.

1 Вед. Ребята вы слышите капельки звенят,

кто же это в гости к нам спешит?

Весна : Меня зовут весною, я девочка весна

Иду тропой лесною без отдыха и сна

Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи

Чтоб с юга прилетели веселые грачи

2 Вед : Здравствуй, Весна, как дела?

Весна : У меня уборка.

2 Вед : Для чего тебе метла?

Весна : Снег смести с пригорка.

2 Вед : Для чего тебе ручьи?

Весна : Мусор смыть с дорожек.

2 Вед : Для чего тебе лучи?

Весна : Для уборки тоже.

Я лужайки подсушу,

в лес весенний приглашу…

2 Вед : Спасибо тебе весна!

Мы принимаем твое приглашение.

Ребята мы отправляемся в волшебный лес.

Физминутка «Путешествие» :

Мы идем по проселочной дороге,

по разогретой солнцем земле (топать ногами,

Перед нами луг, под ногами мягкая трава (скользить ногами,

Идем вдоль берега реки, под ногами шуршит песок (растирать ладони,

По деревянному мостику переходим через реку (высоко поднимать ноги,

Другой берег реки заболочен, перепрыгиваем с кочки на кочку прыжки на двух ногах)

Вокруг заросли ивняка, ветер раскачивает гибкие ветви (поднять руки вверх, покачивая)

Справа и слева пушинки соберем их (наклоны) положим на ладошку и сдуем.

1 Вед : Что такое природа как вы это понимаете?

Дети : Природа это растения, деревья, горы, земля , животные, птицы, вода, воздух.

1 Вед : Это все что нас окружает,

что не создано руками человека.

Это все вы изобразили в своих рисунках.

Как вы думаете что стоит у меня на столе?

Дети : Это глобус!

1 Вед : 1. Это модель земли .

2. Какой она формы (круглой)

3. С помощью чего это можно показать

(рук, глазами, головой, пальцами)

4. Сколько раз земля меняет свой цвет

(4 раза : белый, зеленый, разноцветный, оранжевый, красный, золотистый)

5. Чем пахнет земля ?

(дождем, снегом, цветами, грибами, елкой)

6. Какие звуки можно услышать на земле ?

(шум дождя, ветра, капели, гром, шум моря, ручейков, пение птиц, голоса животных)

Ребята вы ничего не слышите?

Да это же перелетные птицы вернулись из дальних стран.

Какие птицы прилетели?

Игра «Построим дом для скворцов» .

2 Вед : К нам пришел гость. Кто догадайтесь.

На подносе у меня лежит морковка и капуста, для кого это?

Дети : Зайчик

Приходит игрушечный заяц.

Ребенок читает стихотворение о зайчике :

Кто боится всех на свете

Это заяц знают дети

И от шороха любого

И от волка злого, злого

И от рыженькой лисы

У него дрожат усы

К спинке ушки прижимая

Всех боится серый зая

Он боится даже мышки

Потому что он трусишка!

2 Вед : заботясь о своих питомцах, о вами посаженном дереве

или цветке вы становитесь добрее и заботливее к своим близким и к всему живому что вас окружает.

Какие животные живут у вас дома?

Дети : Кошка, собака…

Сценка «На поляне как то раз…» (с участием родителей)

1 Вед : На поляне как – то раз спорили зверята.

Кто важнее всех в лесу, знаете ребята?

Медведь : Я хозяин леса – медведь.

Все знают что я в лесу самый главный!

Заяц : Как ты медведь можешь называть себя хозяином леса?

Что ты за хозяин, который спит всю зиму и не знает,

что в его доме делается?

Мы зайцы самые главные в лесу, везде бегаем, все знаем.

Белка : Мы, белки, быстрые и ловкие.

Прыгаем с ветки на ветку, с высоты все видим.

Мы в лесу самые главные!

Птица : Если бы не я, птица, плохо пришлось бы в лесу.

Деревья я защищаю от вредителей.

Я самая главная!

1 Вед : Не спорьте друзья!

Все вы нужны лесу, все зависите друг от друга.

Если кто – нибудь из вас покинет лес,

он обеднеет, а может и погибнуть.

2 Вед : Ребята, посмотрите какая большая туча.

Туча : Здравствуйте ребята я - мама Туча,

а вы мои детки капельки и вам пора отправиться в путь.

Игра «Ходят капельки по кругу»

Полетели капельки на землю . (прыгают, бегают) .

Скучно им стало по одиночке прыгать.

Собрались они все вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (беруться за руки по четыре и бегут змейкой) .

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну большую цепочку) .

Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу) .

А тут солнышко пригрело.

Стали капельки легкими, потянулись вверх (присели и вытянули руки вверх) . Испарились капельки под лучами солнца вернулись к маме Тучке.

1 Вед : Почувствуйте какой стал свежий воздух после дождя. Какая польза от дождя?

Дети : Поливает растения, смывает пыль,

наполняет водой реки и моря.

1 Вед : Наш лес богат ягодами.

Какие ягоды растут в лесу?

Дети : малина, черника, брусника, клюква, ежевика.

2 Вед : Как вы думаете, что на свете важнее всего?

Раздать детям нагрудные знаки с изображением солнца, воды, воздуха (ветра, почвы, растения, насекомого, зайца, волка, человека, микроб.

Дети :

1. Я – солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

2. Я – вода, главная. Без меня вы погибните от жажды.

3. Я – воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я самый важный.

4. Я – почва, я самая важная. Без меня ничего не вырастет.

5. Я – растение – земли украшение . Я тебя главнее я на тебе расту.

6. Я – насекомое я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

7. Я – заяц травоядное животное тебя растение съем. Значит я важнее.

8. Я – волк, хищник. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

9. Я – человек. Могу управлять водой и вечером распахать землю посадить растение разводить животных.

10. Я – микроб. Если ты человек не вымоешь руки то заболеешь.

Значит я главный!

2 Вед : Не хвались микроб, солнце, свежий воздух и вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки образуя круг.

2 Вед : Все связано со всем!

Это один из главных законов экологии – науки,

которая изучает как человек и природа влияют друг на друга,

Ребёнок : Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом как поле с лугом,

Как ветер с морем трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Ребёнок : Давайте будем к тому стремится,

Чтоб нас любили и зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Ребёнок : Давайте будем беречь планету!

Во всей вселенной похожей нету

Во всей вселенной только одна

Для жизни и дружбы она нам дана!

1 Вед : Мы должны заботится о своем доме –

планете Земля , о своей Родине.

Каждый россиянин должен любить природу своей страны и охранять!

Праздник заканчивается общим танцем «Что такое доброта?»

Приложение .

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ЗЕМЛЯ – МОЙ ДОМ!»

Цель:
Формирование понятия о правилах поведения в природе
Задачи:
Формировать элементарные навыки наблюдений за объектами и явлениями;
Расширять представления детей о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде

Планирование:
1. Рассматривание альбома «Картины русских художников. Природа.»
2. Беседа «Земля - наш дом…»
3.Физминутка «Здравствуй, лес!»
4. Дидактические игры: «Разложи планеты по порядку», «НЛО и инопланетяне»
5. Рисование красками «Воробьи в лужах»
6. Чтение «Три уголька и солнце » Татьяна Попова

Ход занятия:

УТРО
1. РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМА «КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. ПРИРОДА»
2. БЕСЕДА «ЗЕМЛЯ- НАШ ДОМ…»
- В наше время уничтожение природы продолжается. При этом люди преследуют разные цели: кто – то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех; кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом…
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы,
Если все: и я, и ты,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
- Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас. Мы должны стараться постигать тайны природы.
- Давайте, получше узнаем окружающий нас мир, а, узнав – по-настоящему полюбим его, а полюбив – будем беречь.
- Три клада у природы есть: ВОДА, ЗЕМЛЯ И ВОЗДУХ. Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет – фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый пакет.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!» - так говорил о воде известный французский писатель, летчик Антуан де Сент – Экзюпери. К сожалению, состояние воды вызывает большую тревогу не только ученых, но всех людей нашей Земли.
Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся непригодными для питья подземные источники. Загрязнителями воды являются и химзаводы, и животноводческие фермы, и городские свалки, которые появляются у водоемов.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них на веки
Чистая и вкусная вода!
- Не может человек прожить без чистого воздуха.
Ну, а теперь о самом важном.
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух! Сколько грязи в нем!

Когда – то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может все живое!
Земля, что сделали с тобою?
- Ребята, а знаете ли вы, как помочь Земле, на которой мы живем?
(ответы детей)
3. ФИЗМИНУТКА «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС!»
Здравствуй, лес, прекрасный лес
(широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес!
(повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою
(руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою.
(выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
(дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.
(широко развести руки в стороны. погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои
(поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«РАЗЛОЖИ ПЛАНЕТЫ ПО ПОРЯДКУ»
Цель:
Формирование представлений о расположении планет Солнечной системы
Задачи:
Знакомить детей с названиями планет Солнечной системы;
Развивать внимание и память, зрительное восприятие, мышление;
Ход игры:
Дети раскладывают планеты в одну полоску по порядку. Чтобы проверить результат, нужно перевернуть картинку
«НЛО И ИНОПЛАНЕТЯНЕ»
Цель:
Формирование устойчивого представления о цвете
Задачи:
Закреплять навыки и умения подбирать предмет по цвету;
Развивать внимание и память;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
Ход игры:
Дети находят картинки «инопланетян» совпадающие по цвету с кораблём
5. РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ «ВОРОБЬИ В ЛУЖАХ»
6. ЧТЕНИЕ «ТРИ УГОЛЬКА И СОЛНЦЕ » Татьяна Попова
Хотите, верьте, хотите – нет, но все, что я расскажу – чистая правда. Была когда-то на севере прекрасная страна с огромными лесами, где валуны и скалы между деревьев были похожи на развалины древних замков, а синие озера – на драгоценные камни, которые потерял в спешке какой-то рассеянный великан.
Среди лесов и озер жили в той стране работящие люди, немногословные, суровые, как окружающая их природа. Жизнь их текла своим чередом, пока не случилась большая беда. Люди не сразу заметили, что лето и весна становятся все короче и короче, а зима – все длиннее. Наконец, наступил год, когда лето так и не наступило, озера не освободились ото льда, не прилетели птицы, не распустилось ни одно деревце, не расцвел ни один цветок.
Люди смирились с испытанием. Они охотились в зимнем лесу на зверя, ловили в прорубях на озерах рыбу. Костёр в такой холод не разведёшь, поэтому каждый с нетерпением ждал минуты, когда вернётся домой, где топится печка, где можно, наконец, согреться и вспомнить, что такое тепло.
Прошёл еще один год. По календарю положено было наступить весне, но вьюги все так же мели над землей, а мороз лишь крепчал. Огромные сосны в лесу промерзали до самой сердцевины и падали, ломаясь, как сосульки. Птицы умирали на лету, не выдерживая стужи. Мороз словно решил погубить все живое – в самую холодную ночь погасли все печки, а угольки в них превратились в ледышки.
Собрались люди в самой большой избе, стали думать, что же делать, как дальше жить? Старики и старухи плакали: мол, не спастись нам, смерть пришла неминучая. Молодые предлагали бросить холодные дома и идти к югу, к теплу и свету. И встал тогда один парень, Ристо, и сказал: «Умереть мы всегда успеем, на это много ума не надо. Но и бросать нам землю свою негоже. Да и выдюжат ли такой поход бабы, детишки малые да старики? Я вот что думаю: кто земле тепло дарит? Солнце! Значит, нужно нам к Солнцу за теплом и идти!»
Слова Ристо все с сомнением встретили. Где Солнце искать? Как до него добраться по выстуженной земле? Вызвалась с Ристо к Солнцу идти лишь его невеста Наста.
Труден был их путь на восток, туда, откуда каждый день приходило на землю Солнце, когда-то – яркое и теплое, а последние годы – неласковое, хмурое. Места, по которым они шли, не только безлюдными были, но и безжизненными. Ни зверя, ни птицы не смог подстрелить Ристо, ни рыбу поймать, потому как все озера до дна промерзли. К концу недели взятые из дому припасы почти закончились.
Как же обрадовались Ристо и Наста, когда увидели на лесной поляне несколько изб. Хоть и не дымили на крышах трубы, но к одному из домишек вели следы человеческие. Значит, люди тут живут, можно еды раздобыть. Вошли они в избушку – а там старик на холодной печи лежит, стонет. Рассказал он, что давно уж все, кто идти мог, ушли из деревушки. Один он остался, да, видать, скоро от голода помрет.
Тогда Наста достала из своей котомки последний оставшийся сухарь да три вяленых рыбки, которые они на самый крайний случай берегли, и протянула старику. У того руки задрожали, слёзы по щекам потекли. Съел он хлеб, а рыбу брать наотрез отказался. Вам, говорит, далеко идти, силы нужны. А еще протянул старик Насте уголек из потухшей печки. Возьми, говорит, может, пригодится.
На следующий день повезло путникам: увидели они маленького олененка. Пушистый, с белым брюшком и темными пятнышками по золотистой шкурке, он издалека был заметен на белом снегу. Стоял и смотрел на приближающихся людей, не чуя опасности. Поднял Ристо лук, но тут и чащи выскочила олениха и заслонила всем телом своё неразумное дитя. Смотрит на охотника, а в огромных черных глазах – слёзы.
«Не стреляй!» – закричала Наста. Вздрогнул Ристо. Опустил лук. Олениха с оленёнком вмиг исчезли. А на снегу, где они стояли, остался лежать камешек. Подняла его любопытная Наста и удивилась. Не камешек то был, а уголек. И откуда он в лесу глухом взялся?
Давно уже были съедены те рыбки, что старик не взял. Еле плетутся по лесу изнуренные путники. От усталости и голода не сразу заметили они, что лес изменился. Сугробы стали ниже, словно осели. Мороз не так уже обжигает лицо. А вот и ручеек бежит, пробивается из-под наста. А потом Наста нашла подснежник.
Еще несколько часов шли Наста и Ристо по весеннему лесу. Безмолвие зимы сменилось весенним разноголосьем. Журчание ручья и щебет птиц наполняли сердца путников радостью и надеждой. Они сбросили надоевшие овчинные тулупы, идти стало легче.
Наконец, Ристо и Наста вышли на берег огромного озера. Синие волны мягко наступали на поросший зеленой травой берег. В небе летали белые чайки. А совсем рядом от берега, на каменистом острове пылала жаром огромная печь. На печи сидел одетый в красную рубаху великан с рыжей шевелюрой и такой же рыжей пышной бородой.
– Здравствуй, Солнце! – звонко воскликнула Наста.
– Здравствуй, красавица, – ответило Солнце.
– Мы к тебе за помощью пришли, – поклонившись, сказал Ристо.
– Погоди, – остановило парня Солнце, – сначала я по обычаю вас накормить-напоить должно!
В тот же миг перед путниками появился стол, а на столе – блины с мёдом и горячий чай. Никогда еще Наста и Ристо не ели таких вкусных блинов и не пили такого вкусного чая! Когда с угощением было покончено, Ристо рассказал Солнцу о том, какая беда приключилась в их стране.
– Что ж ты хочешь? – спросило Солнце.
– Беда осталась там, далеко на севере. А ты теперь тут, со своей невестой. Строй избу на берегу озера или в лесу на поляне, да и живи в своё удовольствие! Какая еще тебе помощь нужна?
– Спасибо за предложение, – поблагодарил Ристо, – да только не можем мы им воспользоваться. Не за себя мы с Настой пришли просить, а за всех наших близких, за всех, кто рядом живет, за свою землю.
Удивилось Солнце. Посмотрело с прищуром на Ристо, а обратилось к Насте:
– Послушай-ка меня, девица-красавица. На что тебе сдался такой жених глупый? Он ни богатства не заработает, ни почёта! А ты вон какая королевишна – белолица, черноброва, синеглаза! Мне такая невеста под стать! Выходи за меня замуж! Я тебя всю в золото одену, на золоте станешь есть, на золоте спать и золотом укрываться.
Ух, и разозлилась же Наста! Свела свои черные брови, блестит потемневшими от гнева синими глазами, ногой как топнет, как закричит на Солнце:
– Да как ты смеешь мне такое говорить! Мой Ристо, хоть и не богат, да сердцем щедр! Само на своем золоте спи, хоть ешь его, если оно тебе так нравится!
Засмеялось Солнце, забрызгало во всем стороны лучиками-смешинками:
– Какая ты, оказывается, сердитая! Ну да ладно, не обижайся, это я проверку вам устроило. Прошли вы её с честью, теперь я знаю, что достойны ты с женихом своим моей помощи. Могу я вам дать волшебный уголёк из моей печи. Он теплом и землю одарит, и людей. Да вот беда: не могу я просто так уголёк этот никому дать. Моей печке он тоже нужен. Цена моему угольку – два ваших!
Ристо хотел было сказать, что нет у них с собой угля, да видит, Наста развязывает свою котомку и достает оттуда два уголька: тот, что старик в заброшенной деревне им дал, и тот, что на месте встречи с оленями нашла. Взяло Солнце Настины угольки, рассмотрело как следует да в печку бросил. А взамен выхватило из печки тлеющий уголёк, завернуло его в платочек и протянуло Ристо. И вот ведь чудо: платочек не загорелся, уголёк не обжег Ристины руки, лишь приятное тепло почувствовал парень от узелка.
Попрощались Наста и Ристо с Солнцем, поблагодарили его и пошли домой. Лёгок и солнечен был их обратный путь. Повсюду, где они проходили, наступала весна. Встретились они в пути и с оленихой с детёнышем, и со стариком, который жил в когда-то заброшенной деревне. Теперь тут кипела жизнь, смеялись дети, а взрослые спешили распахать землю на окраине леса и посеять рожь.
В родной деревне встретили Ристо и Насту с почестями. Всем миром построили для них большую просторную избу и сыграли в ней весёлую свадьбу. Уголёк, полученный от Солнца, к тому времени остыл и превратился в камень-янтарь. Ристо вставил камень в Настино обручальное колечко. Сидели они с Настой во главе свадебного стола, у большой печки, сложенной лучшим печником той земли. И пылал в печке огонь, яркий и горячий, как солнце, как любовь Ристо и Насты друг к другу и своей земле.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на тему «Земля - наш общий дом»

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о планете Земля.

Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь.

2. Показать различие и сходство людей разных рас.

3. Формировать желание любить и беречь Землю.

4. Расширять представления детей об охране природы.

Закрепит знание правил поведения в природе.

1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля, расы.

2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.

1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.

Она является общим «домом» для всех людей.

Вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности.

2. Пробуждать желание сделать приятное для Земли - сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке.

3. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.

Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.

Материал к занятию:

1. Глобус

2. Фотография Земли и Космоса.

3. Плакаты: «Береги свой город!», «Пусть всегда будет небо», «Природа среди нас одна!»

4. Атлас огромного Мира.

5. Краски, кисточки, листы тонированной бумаги.

6. Коллективная работа детей по аппликации «Разноцветная Земля».

7. Магнитофон.

Предварительная работа:

1. Рассматривание рисунков Ю. Копейко: «В космос».

2. Рассматривание атласа мира, карты мира.

3. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна, твой народ».

4. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».

5. Заучивание стихотворения: «Когда-нибудь люди отменят войну».

6. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.

7. Чтение книги Н. Сладкова «Разноцветная Земля».

Ход занятия

Воспитатель: Дети, давайте представим себе, что мы с вами садимся в космический корабль. Итак приготовились! Внимание! Пуск! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это?

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад и стар,

Что она - большущий шар.

Что это за шар, который мы увидели из Космоса? /Земля/

Правильно. Это Земля, такая плоская, ровная внизу. Вверху, в Космосе она похожа на маленький шарик. Реки стали ручейками, сады и поля - маленькими зелеными островками, а города - небольшими мерцающими огоньками. Глобус помогает представить нашу Землю такой, какая она есть в Космосе. Глобус - это уменьшенная модель Земли. Послушайте загадку, которую приготовил Саша:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Всем показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Да конечно, это глобус, модель Земли, он может вращаться, Разные цвета видим мы на глобусе. А какого цвета больше? /голубого, синего/. Что означает этот цвет, вы узнаете из загадки:
Ребенок:

Глубиною глубоко,

Шириною широко.

День и ночь о берег бьется

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна,

И горька и солона. /моря, океаны/

А вот и суша, это земля, поля, пустыни, леса. Как вы думаете, каким цветом изображены леса? /зеленым/ Пустыни и полупустыни? /желтым/. А вот и горы. Они коричневые на глобусе. А вот и наша Родина - Россия, столица Москва. А вот здесь наша река Иртыш и город Омск.

Вспомните, а кто первым взглянул на нашу Землю из Космоса? Ю. Гагарин. Он тогда сказал, что оказывается сверху Земля не очень большая, как это кажется жителям Земли. Наша Земля вращается вокруг Солнца, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь или сумерки. Земля постоянно меняется и дарит нам разные времена года. Какие?

На Земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. Чем похожи все люди Земли? Люди умеют думать, говорить, у всех людей похожее строение тела, ходят на двух ногах, бывают веселыми и грустными, строгими и добрыми. Но люди отличаются друг от друг. Вы ведь не спутаете своих - маму, папу, бабушку, дедушку - с остальными людьми. А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосами, разрезом глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На Земле живут люди разных рас. Посмотрите на свой цвет кожи - наша кожа какого цвета? Белая. Такие мы с вами - жители Европы, Азии, Америки, России. Бывает желтая кожа - это люди, живущие в Японии, Китае, Корее. Есть люди, у которых темная кожа, чернокожие. Эти люди живут в основном в жаркой Африке. Все люди умеют говорить, но у каждого свой язык. Люди по-разному поют, танцуют. Это хорошо, что люди такие разны, так интереснее, так можно многое узнать друг о друге.

Физминутка: «Этюд «Земля»

Наша Земля существует уже давно, она много видела, как люди переселяются с места на место, видела страшные войны. На Земле много всего происходит, а она все вращается и вращается. Она живая и, как все живое, она может заболевать. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар.

Земля - наш общий дом. У нас над головой одна общая голубая крыша - небо, а под ногами общий «пол» - земная поверхность /земля, трава, песок/.

У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи и вентилятор тоже общий - ветер. Наш общий дом - планета Земля. Давайте все вместе скажем с гордостью эту фразу.

Ребята, вы приготовили пословицы и поговорки о нашей Земле, давайте их послушаем.
Да, Земля - наш общий дом и переселиться куда-нибудь, как это бывает в мультиках и сказках, невозможно. Поэтому надо держать свою Землю в порядке, любить ее и беречь.

Ребята, что тревожит вас, когда люди плохо хозяйничают и не заботятся о нашем общем доме - планета Земля?

Дети: Люди загрязняют воздух. Курят сигареты, сжигают листву осенью. Загрязняют воздух машины с выхлопными газами, труба с дымом. Уничтожают животных, вырубают леса. Загрязняют водоемы, не экономят воду.
Воспитатель: Что же мы с вами можем сделать, чтобы воздух на планете был чистый, водоемы были чистыми? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте поговорку, которую подготовил для вас Вадик: «Плоха та птица, которая гнездо свое марает.»

Воспитатель: Итак, мы теперь знаем, что нужно делать, чтобы не погибла Земля, и обязательно будем беречь животных, экономить воду, газ. И все это нужно делать для того, чтобы всем хорошо жилось на Земле, для того, чтобы и вы сами не болели, а жили спокойно и счастливо! И может получиться что-то вроде этого:

Когда-нибудь люди отменят войну,

А пушки и бомбы утопят.

Когда-нибудь люди заселят Луну

И льды вековые растопят.

Когда-нибудь в гости к полярным медведям,

Мы есть ананасы и дыни поедем!

И нам улыбнутся моржи и пингвины,

Приветствуя скромным букетом жасмина!

Воспитатель: Ребята, сделайте круг вокруг глобуса. Придумайте хорошие слова-пожелания для Земли . Дети говорят свои пожелания

Воспитатель: На столах, ребята, для вас уже приготовлены краски, кисточки, листы бумаги. Сейчас вы сядете за столы и сделаете рисунки. На своих рисунках вы изобразите то, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии /цветы, грибы, деревья, трава, бабочки, птицы и пр./

Воспитатель включает музыку, дети приступают к работе. В процессе выполнения задания воспитатель поощряет замыслы детей, подсказывает как лучше расположить детали на рисунке, анализирует рисунки.
После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает разместить рисунки на свободных столах. Вместе с детьми воспитатель рассматривает рисунки, уточняет, что нарисовано и почему ребенок нарисовал именно это.

В конце занятия воспитатель отмечает хорошую работу детей на занятии и предлагает оформить выставку рисунков «Земля - наш общий дом».

После занятия дети вместе с воспитателем размещают свои рисунки на выставке.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179

«Детский сад присмотра и оздоровления»

Конспект занятия по экологии

в средней группе

«День рождения Земли»

Составила:

Воспитатель

Маскалева Е.А.

г. Кемерово 2016 г.

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны. Расширять представления детей о луговых цветах. Дать представления о посадке цветов, формировать трудовые навыки, умение поливать растение из лейки; формировать заботливое отношение к растениям. Воспитывать интерес к выращиванию растений.

2. Развивать речь детей; расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать двигательную активность, мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие. Формировать правильное дыхание.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением луговых цветов, чтение стихов, рассказов, загадывание загадок; посадка лука, наблюдение за изменениями, которые произошли с посеянными семенами.

Материалы: влажные салфетки, горшочки с землей, лейки, семена цветов, костюм - Земля, игрушка пчелка, дидактическая игра «Соберем цветок»

Ход занятия:

(Входит воспитатель в костюме матушки Земли с глобусом)

Земля: Здравствуйте, ребята меня зовут матушка Земля. Вы можете удивляться! Земля - наш общий дом! Живут в нём звери, птицы и мы с тобой живём!

Посмотрите какая красивая наша планета (рассматриваем глобус)

Какого цвета на глобусе больше всего? (синего) Это вода: моря, океаны.

Какой ещё есть цвет на глобусе?

Зелёный – это леса и поля,

Коричневый – это горы,

Желтый – пустыни,

Белый – льды.

Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, про какое время года я говорю.

Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки,

Греет солнышко с утра

В гости к нам пришла...

Дети: Весна.

Земля: Правильно дети, пришла Весна. А какие признаки весны вы знаете. (Стало тепло, прилетели из теплых стран птицы, проснулись насекомые, распустились первые цветы). Как много вы знаете о весне молодцы. А еще весной 22 апреля, все люди на земном шаре отмечают мой день рождения. Я видела как, вы готовились к моему дню рождения, ваши папы сделали и повесили скворечники, вы убрали мусор на участке. Поэтому я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по планете земля.

Ждет нас в гости луг зеленый:

Травы, птицы и цветы

Небывалой красоты.

Как птицы в небо полетим,

Мы новое узнать хотим.

(Дети летят «как птички», в это время на экране идет презентация «Лес»)

Первая наша остановка – это лес. Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "правильно ", если плохо, то все вместе говорим "не правильно "!
1.На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой -
Мусор унесли с собой! (Правильно)
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать? (не правильно)
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста -
Не осталось ни цветка! (не правильно)
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой? (не правильно)
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! (Правильно)
6. Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут! (Правильно)
7.Муравьиный дом в глуши –
Ты его растормоши
Муравьишкам помоги,
В банку их собери. (не правильно)

9.В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнезд не разоряй.
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!(Правильно)

Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Теперь мы можем отправляться дальше. (Звучит песня «Облака»: музыка Владимира Шаинского, слова Сергея Козлова. Дети делают плавные движения руками влево – вправо.)

Вторая наша остановка это луг. Как тут красиво, сколько цветов выросло на лугу.

(На лугу сидит пчелка)

Земля: Посмотрите, ребята на лугу сидит пчелка, она очень грустная, потому что кто - то сорвал все цветы на лужайке. Помогите пчелке собрать цветы.

Д\игра « Соберем цветы»

Земля: Пчелка поблагодарила вас ребята, ей очень нравятся цветы, которые вы для нее собрали. А вы любите цветы? Хотите, что бы в нашем детском саду было так же красиво как на этом лугу? А из чего растут цветы? (из семян ).

Пчелка обещала нам помочь найти семена, если мы ответим на ее вопросы.

Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т. д.)

Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т. д)

Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

Когда на улице светло? (днем)

Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т. д)

Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

Что делают пчелы? (собирают нектар)

Пчелка: Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы, за это я подарю вам семена цветов, а вы их подарите земле. Посеете эти семена в землю, польете, и будете за ними ухаживать. А Земля подарит вам красивые цветы.

Земля: Спасибо тебе пчелка, а нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.

(Дети змейкой за воспитателем подходят к столам с горшочками)

Земля: Чтобы у нас стало так же красиво, как на лугу, мы с вами посеем семена цветов, которые подарила нам пчелка. Посмотрите, у вас стоит горшочек с землей. Какая земля? (ответы детей), что бы посадить в нее семена надо сделать палочкой небольшую ямку, ее называют лункой. Вам нужно взять одно семечко, положить его в лунку и палочкой засыпать землей (показываю).

А что бы семечко быстрее проросло, надо сказать, волшебные слова:

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в лунку на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли.

Земля: Теперь землю нужно полить водой. Поливать мы будем из лейки (показываю). Я прислоняю лейку с водой к краю горшочка и осторожно наклоняю ее. Поливать нужно по краям горшочка.

(Дети сеют семена цветов, воспитатель помогает, хвалит детей)

Земля: А теперь ребята, возьмите свои лейки и полейте семена цветов .(Дети поливают цветы)

Земля: Молодцы ребята, все справились! Давайте, разместим наши горшочки в природном уголке. Здесь мы будем ухаживать за семенами, чтобы из них выросли красивые цветы.

Земля: Ребята, на каком празднике вы сегодня были? (День рождения земли) Какой подарок подарила вам пчелка? (семена цветов). А что вы сделали с семенами? (посадили их в землю). Как вы их сажали? (сделали лунку, посадили семечко, полили из леечки).

Дети идут мыть руки.