Николай сладков чья проталина краткое содержание. Open Library - открытая библиотека учебной информации. Сказки про весну: весенние разговоры в лесу

Наступила весна. Солнце стало сильнее припекать, зажурчали ручьи, лес начал пробуждаться после зимнего сна. В такое время обычно хочется, чтобы весна пришла как можно скорее, чтобы быстрее распустились почки на деревьях, показались из-под снега первые цветы, прилетели птицы. И как это обычно бывает, когда чего-то сильно ждешь, это что-то никак не наступает.

Заяц любил весну. Он с нетерпением ждал, пока его огород освободится от снега, но в этом году снега зимой навалило столько, что, казалось, он и до лета не растает. Целыми днями Заяц бродил по лесу, смотрел как весна прогоняет зиму, пытался угадать, как потекут большие ручьи, заходил к старым друзьям.
Как-то раз он зашёл к своему другу, Ёжику.
- Привет, Заяц, - поздоровался Ёжик, - рад, что ты зашёл. А я вот весенней уборкой как раз занимаюсь. Поможешь кровать передвинуть?
- Конечно, - кивнул Заяц, - хоть какое-то занятие.
- Ты что, скучаешь что ли? – Поинтересовался Ёжик, двигая кровать.
- Скучаю, - вздохнул Заяц, - хочется, чтобы весна скорей бы пришла.
- А ты в доме уже уборку сделал? Смотри, сколько пыли за кроватью! – Ёжик взял тряпку и стал мыть пол. – Если зиму из дома тряпкой не прогнать, то весна и не наступит.
- Да сказки всё это, - махнул лапой Заяц и сел за стол, - тем более что у меня дома всегда чисто.
- Ты молодец, а я вот зимой не могу убираться дома. Настроение не то. А вот на счет сказок ты ошибаешься. Конечно, зима в моей комнате не прячется, но прогнать её всё же можно.
Ёжик закончил мыть пол, огляделся по сторонам.
- Кажется, всё. Можно идти.
- Куда идти, - не понял Заяц.
- На весну смотреть, - пояснил Ёжик, надевая калоши.
- О чем ты говоришь? Куда не иди, везде зима ещё.
- А вот и не везде, - улыбнулся Ёжик. – Я тут на днях такое интересное место нашел. Там уже весна совсем наступила.
- Не может быть, - не поверил Заяц.
- Может! Идем, и сам всё увидишь.
Друзья вышли на улицу. Солнце светило ярко. Подтаявший снег блестел, словно огромные горы хрусталя. Где- то под снегом журчали ручьи.
Ёжик повел друга по утоптанной тропинке вниз по реке.
- Ну, скажи, куда мы идем? - Зайцу не терпелось разгадать, что задумал Ёжик.
- Не скажу, - хитро улыбался Ёжик, - а то сюрприза не получится.
Какое-то время друзья шли молча. Было очень скользко и постоянно приходилось смотреть под ноги.
- Да я весь лес знаю! Что ты можешь показать, чего я не видел?
- Идем-идем. Совсем немного осталось.
- А я догадался, мы идем к домику мышей. Верно?
- Верно! – Радостно подтвердил Ёжик.
- И что в этом интересного?
- А вот, смотри! – Ёжик остановился и указал лапой на большую кочку.
Заяц взглянул, и рот его сам собой открылся от удивления: посреди тающих сугробов ярким зеленым пятном красовалась большая кочка, покрытая молодой травкой.
Проталина выглядела так необычно, так сказочно, что заяц невольно залюбовался ей. Он подошел поближе. Проталина была аккуратно расчищена от снега. Старые листья и ветки собраны отдельно в кучу. Камешками был выложен небольшой заборчик, ограждавший участок от ручья. Кроме травы на проталине росли подснежники и еще какие-то ранние цветы. Маленькая Мышь вскапывала крошечной лопаткой огород. Она заметила гостей и повернулась.
- Ёжик, Заяц? Здравствуйте! Не ожидала вас увидеть. Особенно тебя, Заяц.
- Привет, - поздоровался Заяц. – Почему это меня особенно?
- Да ты не обижайся. Просто Ёжик заходит иногда весной, но ты же такой хозяйственный, весной у тебя и минутки нет свободной.
- Я? Да, я такой, - слова Мыши понравились Зайцу, – только сейчас ещё делать нечего, снег не сошел.
- Мы пришли посмотреть на твой огород, - пояснил Ёжик. – Ты так красиво всё тут устроила.
- Рада, что вам понравилось. Мы давно от снега всё расчистили. Снега в этом году много было. А трава под снегом уже расти начала. Вот тут мы цветочки посадили, для красоты. Тут мышиный салат будет расти. А вот тут, - Мышь показала на участок на краю проталины, - тут будет расти подсолнух. Он будет огромный-преогромный, и летом в его тени можно будет прятаться от жары. Но мы его пока не сажали, рано ещё.
Заяц смотрел и не переставал удивляться. А Мышь всё рассказывала и рассказывала:
- Салат быстро отрастает. Ему и мороз не страшен. Так что скоро у нас свежие витамины будут. А вот тут редиска будет. А вот тут, - Мышь показала на небольшой бугорок, - тут мы картофелину посадили.
- Картофелину? – Удивился Ёжик. – Где же вы её взяли?
- Нашли осенью и закопали около дома. Думали, съедим весной, когда другие запасы закончатся. Так она и осталась. А теперь мы хотим вырастить её.
- Здорово, - восхитился Ёжик, - какие же вы трудолюбивые!
И тут вдруг Заяц встрепенулся, словно что-то вспомнил:
- Ой, да что же я тут прохлаждаюсь, - промолвил он в недоумении, - у меня же дел полно! Пока!
Он развернулся и большими прыжками поскакал к дому.
- Что это с ним? – Удивилась Мышь.
- Ничего, - улыбнулся Ёжик, - просто ты зиму из его головы выгнала.
Мышь задумчиво посмотрела вслед Зайцу, а затем громко рассмеялась.

Чья проталина? (читать с иллюстрациями)

Николай Сладков
Чья проталина?

Увидела Сорока первую проталину - тёмное пятнышко на белом снегу.

Моя! - крикнула. - Моя проталина, раз я первая её увидела!

На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку - отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись - Грач.

Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!

Это почему же она твоя? - застрекотала Сорока. - Я первая увидала!

Ты увидала, - гаркнул Грач, - а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!

Что он тут каркает! - затарахтела Сорока. - Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся - проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:

Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где - на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!

Сорока и Грач только крыльями всплеснули.

Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.

А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.

А я родился на ней! - пискнул Жаворонок. - Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное - и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва - даже язык дрожит.

Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало - и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули - заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.

И выглянул Крот - зашмыгал носом.

Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

Весна, весна, землерой! - сварливо закричала Сорока.

Знал, куда угодить! - подозрительно буркнул Грач. - Хоть и слепой…

Тебе-то зачем наша проталина? - проскрипел Жаворонок.

Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку - глазами-то он худо видит! - чихнул и говорит:

Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

Как ты можешь так говорить? - ужаснулся Жаворонок. - Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!

Не знаю и знать не хочу! - фыркнул Крот. - Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.

Весной проталины появляются, - мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

А на проталинах скандалы начинаются, - снова фыркнул Крот. - А ради чего? Проталина как проталина.

Не скажи! - подскочила Сорока. - А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

Посидеть, походить, размяться! - гаркнул Грач. - Носом в тёплой земле порыться!

А петь-то как над проталинами хорошо! - взвился Жаворонок. - Сколько в поле проталин - столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

Цели:

Уметь анализировать;

Понимать смысл произведения;

Ход урока

Какое произведение вы прочитали дома?

Проверка заданий, выполненных в РТ.

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Вот еще один рассказ о пред­вестниках весны - «Жаворонок» Г. Скребицкого. Прочитайте его.
Какое событие описывается в произведении? Самое начало весны. Жаворо­нок будит весну своим пением. Животные выходят из спячки. Букашки выползают на солныш­ко.
Почему все радовались песне жаворонка?
Кто слушал песню жаворонка? (Работа с текстом).
Прочитайте первый абзац. Как автор описывает восход солнца?
Откуда взлетел жаворонок?
Прочитайте последний абзац. С чем сравнивает автор жаворонка? С золотой звездочкой, дро­жащей в небе.
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 67 № 1. (Самостоятельная работа).
РТ «Литературное чтение»: стр. 67 № 2.
РТ «Литературное чтение»: стр. 68 № 3.
РТ «Литературное чтение»: стр. 68 № 4. В синем небе голосок, Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

IV. Домашнее задание.

1. Выучите наизусть один из абзацев рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок».

2. Учебник: стр. 116 - 117. Прочитайте стихотворение В. Жуковского «Жаворонок».

Выполните задания к тексту.

3. РТ «Литературное чтение»: стр. 70 № 1 - 4.

Урок 123. В. Жуковский «Жаворонок»,

П. Воронько «Журавли». Заклички – веснянки.

Цели:

Формирование навыка работы с текстом;

Уметь анализировать;

Понимать смысл произведения;

Выражать эмоциональное отношение к персонажам;

Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I.Проверка домашнего задания. _

Вопрос

Чтение наизусть одного из абзацев рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок». _

Какое стихотворение вы читали дома самостоятельно? / Стихотворение В. Жуковского «Жаворонок».

Кто такой В. Жуковский? / Русский поэт. Друг Пушкина А. С.

Какое время суток описывается в стихотворении? _/ Раннее утро.

Найдите рифмы / Зардел - запел; Тонкий - звонкий; С вышины - весны; Сверкая - молодая.

И. Знакомство с новым материалом.



Вопрос Ответ
Давайте прочитаем стихотво­рение П. Воронько «Журавли».
Как ждут журавлей на родине? В каких словах это прослежи­вается? (Самостоятельные рассужде­ния учеников).
Как чувствовали себя журавли в чужой стране? Подтвердите это Последнее трехстишие.
словами из текста.
В какой форме написано это стихотворение? Диалог журавлей с людьми.
Что такое диалог? Разговор двух лиц.
С весной возвращаются из теплых стран птицы. В народе их считали вестниками весны. Чтобы весна пришла быстрее, к птицам обращались с закличками-веснян-ками.
Прочитайте закличку в учеб­нике на странице 114.
Прочитайте определение новою слова на странице 115.
Как люди обращаются к жаворонку? Жавороночек.
О чем они его просят? Найдите ответ в тексте. (Работа с текстом).
А вот пример еще одной песни-веснянки. Солнышко-колоколнышко! Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди. Нам в поля бежать, Нам весну встречать!
Помимо закличек-веснянок, на­род придумывал и загадки про весну и ее приметы. Прочитайте загадку на страни­це учебника 115. О ком она? По­старайтесь догадаться по при­знакам и действиям. О жаворонке.
Отгадайте загадку со страницы 116. Журавли.
Посмотрите внимательно на текст загадки. Чем похожи выде­ленные слова? Совпадает произношение, но разное написание и значение слов.
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. (Самостоятельная работа).

IV. Домашнее задание.



1. Выучите наизусть стихотворение П. Воронько «Журавли».

2. Придумайте свою загадку о птицах.

3. Подберите загадки о весне.

Урок 124. О. Высоцкая «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг»

Цели:

Формирование навыка работы с текстом;

Уметь анализировать и сравнивать;

Понимать смысл произведения;

Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы Ответы
Какие загадки о весне вы Рыхлый снег на солнце тает,
знаете? Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла...
(Весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц...
(Март) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель – В гости к нам пришел... (Апрель) Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край – Нас теплом встречает... (Май) Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы... (Скворечник) Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нем, ни окон. Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут... _(Гнездо) _

Какую загадку о птицах вы придумали дома? _

Чтение наизусть стихотво­рения П. Воронько «Журавли».

Тема урока: Литературное слушание. Н.Сладков «Снег и ветер». Н.Сладков «Проталина».

Предметные цели: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учащихся; относить произведение к одному из жанров; осмысленно, правильно читать; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

По формированию УУД:

Регулятивные УУД: содействовать принятию и сохранению учебной задачи; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планированию своего действия; развитию самоконтроля при изучении нового материала.

Познавательные УУД: способствовать формированию понимания основных терминов и понятий; выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; учиться размышлять.

Коммуникативные УУД: содействовать развитию коммуникативно-речевых действий, конструктивных способов взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; содействовать позитивному диалогу между обучающимися (тактичности).

Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции героев, сочувствовать, сопереживать.

Тип урока : получение новых знаний

Оборудование: учебник Л.А. Ефросининой "Литературное чтение (УМК «Начальная школа 21 века»), 2 класс из раздела «Весна, весна красная…»

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Встали ровно подравнялись. Проверти свою готовность к литературному чтению.

Готовить рабочее место.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Мотивационный.

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и произведением нового автора, но для начала четко повторим чистоговорки:
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
В Пасху дарят... (куличи).
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сшили платье из …(порчи)

Говорить скороговорки

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

Постановка и решение учебных задач:

Над какой большой темой мы с вами работаем в течение нескольких уроков? Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. О весне написано много стихотворений, песен, сказок, рассказов.

Посмотрите на слайд, прочитайте имя и фамилию автора. Знаком ли он вам?

Прочитайте название рассказа и предположите, о чем или о ком он? (Прогнозирование)

Что означают эти слова?

Почему слова «Снег» и «Ветер» с заглавной буквы напечатаны?

- А что может с ними произойти весной?

Как вы думаете, какую цель мы с вами поставим перед собой?

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Р.:Ставят учебные задачи.

Прогназируют.

Решение учебных задач

Знакомство с произведением Н. И. Сладкова «Снег и Ветер».

Давайте подслушаем разговор «Ветра и Снега» в произведении Н.И. Сладкова. Открываем учебники на странице 103.

Какое время года описывается в произведении?

Кто герои этого текста?

Какое событие с ними произошло?

1-й абзац

Почему Ветер называет Снег «Дружище»?

Что означает «На тебе лица нет» в тексте?

2-й абзац

Почему так плохи дела?

Что значит «Раскис совсем»?

А почему всем хоть бы что, когда снег умирает?

3-й абзац

Для чего дают совет?

Правильный совет дал Ветер?

Сил наберётся, а потом куда и когда?

Обрадовался Снег такому совету?

Прочтите совет Ветра своему другу.

Прочтите ещё раз слова Снега в начале разговора.

А в конце текста.

Отличается настроение?

Как выдумаете, можно сказать, что Ветер – настоящий друг – дружище Снега?

А теперь открываем хрестоматию на странице 59. Кто автор произведения? Как оно называется?

Почему Сорока считала проталину своей?

    Она её первая увидела.

    Она её ждала.

    Она на ней жила.

Почему Грач считал проталину своей?

    Он её первый увидел.

    Он о ней мечтал всю зиму.

    Он увидел много насекомых.

Почему Жаворонок считал проталину своей?

    Он её первый увидел.

    Он заметил много жучков-паучков.

    Он здесь родился.

Зачем появился на проталинке Крот?

    порадоваться приходу весны

    встретить друзей

    вытолкнуть землю из норы

Весна.

Снег и Ветер

Началось таяние снега.

Считает другом, они вместе провели зиму.

Нездоров, болен….

Не хочет таять снег.

Растаял почти.

Все рады весне, ждут, что снег растает.

Когда хотят помочь.

Под действием тепла поднимется с морей и океанов в облачка и зимой выпадет снегом.

Да.

Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к тёплым морским курортам отдыхать да сил набираться.

Плохи дела, Ветер, - испаряюсь……

Ой – ё - ёй, заструился!

Стало лучше!

Да!

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; оценка жизненных ситуаций и поступков героев;

К: сотрудничать со сверстниками в выполнении общих учебных задач;

П: анализировать и сравнивать полученную информацию, уметь опираться на свой жизненный опыт;

К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи; участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

самовыражение: монологические высказывания разного типа;

Итог урока

Какая была тема нашего урока?

С какими произведениями мы познакомились?

Кто их написал?

Кто такой Николай Сладков?

Отвечать на вопросы

Подводить итог урока

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи;

Домашнее задание

Записывают д.з

Рефлексия

Расскажите по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок.
Я: -все понял,
-понял но не все,
-многое не понял.
Понравился ли вам урок?

Подводить итог урока чего добились на уроке

Л: участие в творческом, созидательном процессе.

Н.И. Сладков

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ МОЛЧА

Вариант I

Увидела Сорока первую проталину – тёмное пятнышко на белом снегу. – Моя! – крикнула. – Моя проталина, раз я первая её увидела! На проталинœе семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку – отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись Грач. – Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво! – Это почему же она твоя? – застрекотала Сорока. – Я первая увидала! – Ты увидала, – гаркнул Грач, – а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые края покинул. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина! – Что он тут каркает! – затарахтела Сорока. – Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил, что хотел, а вернулся – проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, как вижу, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула! Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: – Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где – на моей проталинœе! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен! Сорока и Грач только крыльями всплеснули: – Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, всœе глаза проглядела. А я, может, так торопился к ней с юга, что чуть крылья в пути не вывихнул. – А я родился на ней! – пискнул Жаворонок. – В случае если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбинœе гнездо родное – и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва – даже язык дрожит. Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало – и полилась песня, как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули – заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать да каркать.

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась. И выглянул Крот – зашмыгал носом. – Никак, я прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет... Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху? – Весна, весна, землерой! – сварливо закричала Сорока. – Знал, куда угодить! – подозрительно буркнул Грач. – Хоть и слепой... – Тебе-то зачем наша проталина? – проскрипел Жаворонок. Крот принюхался к Грачу, Сороке, к Жаворонку – глазами-то он худо видит! – чихнул и говорит: – Ничего мне от вас не нужно. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и – назад. Потому что, чую, погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то... – Как ты можешь так говорить? – ужаснулся Жаворонок. – Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна! – Не знаю и знать не хочу! – фыркнул Крот. – Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково. – Весной проталины появляются, – мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач. – А на проталинах скандалы начинаются, – снова фыркнул Крот. – А ради чего? Проталина как проталина. – Не скажи! – подскочила Сорока. – А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов. – Посидеть, походить, размяться! – гаркнул Грач. – Носом в тёплой земле порыться! – А петь-то как над проталинами хорошо! – взвился Жаворонок. – Сколько в поле проталин – столько в небе и жаворонков! И всœе поют! Нет весной ничего лучше проталины. – А чего тогда спорите? – не понял Крот. – Жаворонок хочет петь – пусть поёт. Грач хочет маршировать – пусть марширует. – Правильно! – сказала Сорока. – А я пока семенами и жуками займусь... Тут снова начались крики и перебранка. А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить. – Пора и мне! – Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всœегда тепло и тихо.

(661 слово )

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О чём спорили птицы? Запиши ответ.

2. Почему Сорока считала проталину своей?

  • Она её первая увидела.
  • Она её ждала.
  • Она на ней жила.

3. Почему Грач считал проталину своей?

  • Он её первый увидел.
  • Он о ней мечтал всю зиму.
  • Он увидел много насекомых.

4. Почему Жаворонок считал проталину своей?

  • Он её первый увидел.
  • Он заметил много жучков-паучков.
  • Он здесь родился.

5. Чему и как радовался Жаворонок? Запиши ответ.

6. Зачем появился на проталинке Крот?

  • порадоваться приходу весны
  • встретить друзей
  • вытолкнуть землю из норы

7. Сколько в поле жаворонков? Найди ответ в тексте и запиши.

8. Выбери утверждения, которые даны в этом тексте.

  • Весной проталины появляются.
  • Сколько в поле проталин – столько в небе и жаворонков.
  • Весной птицы спорят.
  • Весной крот вылезает из-под земли.
  • А петь-то как над проталинами хорошо!
  • Весной тает снеᴦ.
  • Весной прилетают птицы.
  • Весной появляются проталины.
  • Весной спорят птицы.
  • Всё живое радуется весне.

10. Определи главную мысль сказки. Запиши.