Как оцениваются задания егэ по биологии. Биология. Как подготовиться к тестовым заданиям по биологии

Экзамен по биологии относится к числу выборочных и сдавать ее будут те, кто уверен в знаниях. ЕГЭ по биологии считается сложным предметом, так как проверяются знания, накопленные за все годы изучения.

Задания ЕГЭ по биологии подобраны разнотипные, для их решения необходимы уверенные знания по основным темам школьного курса биологии. На основе демоверсии педагоги разработали свыше 10 тестовых заданий по каждой теме.

Темы, которые нужно изучить при выполнении заданий смотрите от ФИПИ. Для каждого задания прописан свой алгоритм действий, который поможет при решении задач.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 по биологии нет.

Структура заданий ЕГЭ по биологии:

  • Часть 1 – это задания с 1 по 21 с кратким ответом, на выполнение отводится примерно до 5 минут.

Совет : внимательно читайте формулировки вопросов.

  • Часть 2 – это задания с 22 по 28 с развернутым ответом, на выполнение отводится примерно 10-20 минут.

Совет : литературно излагай свои мысли, отвечай на вопрос подробно и всесторонне, давай определение биологическим терминам, даже если этого не требуют в заданиях. В ответе должен быть план, не писать сплошным текстом, а выделять пункты.

Что требуются от ученика на экзамене?

  • Умение работать с графической информацией (схемы, графики, таблицы) – ее анализ и использование;
  • Множественный выбор;
  • Установление соответствия;
  • Установление последовательности.

Баллы за каждое задание по биологии ЕГЭ

Для того, чтобы получить наивысшую оценку по биологии, необходимо набрать 58 первичных баллов, которые будут переведены в сто по шкале.

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 6 задания.
  • 2 балла - 4, 5, 7-22.
  • З балла - 23-28.

Как подготовиться к тестовым заданиям по биологии

  1. Повторение теории.
  2. Правильное распределение времени на каждое задание.
  3. Решение практических задач по несколько раз.
  4. Проверка уровня знаний путем решения тестов онлайн.

Регистрируйся, занимайся и получай высокий балл!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области»

Особенности решения и оценивания заданий 22-28 ЕГЭ по биологии

Подготовила: Арнаутова Наталья Захаровна,

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №4 г. Шебекино Белгородской области»

2017 год

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

Задание С4 (25) включает вопросы, связанные с содержательными блоками «Система и многообразие органического мира» и «Организм человека и его здоровье».

СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

    Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

    Задание С6 (26) включает задачи по цитологии, связанные с процессами реализации наследственной информации и делением клетки. Эти задачи хороши тем, что вопросы в них конкретны и точны. С другой стороны, они достаточно сложны и требуют глубокого понимания тех процессов, о которых идет речь. Важным моментом при решении заданий С5 является объяснение выполняемых действий, особенно если в задаче так и написано: «Ответ поясните». Наличие пояснений позволяет проверяющему сделать вывод о понимании учащимся данной темы, а их отсутствие может привести к потере очень важного балла.

    Задание С6 (26) оценивается в три балла, которые начисляются в случае полностью верного решения. Поэтому, приступая к задаче, в первую очередь необходимо выделить все вопросы. Количество ответов должно им соответствовать, иначе можно также лишиться балла.

    При решении ряда задач данного раздела необходимо пользоваться таблицей генетического кода. Правила пользования таблицей обычно указываются в задании, но лучше научиться этому заранее. Для определения аминокислоты, кодируемой тем или иным триплетом, необходимо выполнить следующие действия. Первый нуклеотид триплета находим в левом вертикальном ряду, второй - в верхнем горизонтальном , третий - в правом вертикальном ряду. Искомая аминокислота находится в точке пересечения воображаемых линий , идущих от нуклеотидов.

    ЗАДАЧИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

    обязательно указывать в пояснениях следующее:

    • каждая аминокислота доставляется к рибосомам одной тРНК, следовательно, количество аминокислот в белке равно количеству молекул тРНК, участвовавших в синтезе белка;

      каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами (одним триплетом, или кодоном), поэтому количество кодирующих нуклеотидов всегда в три раза больше, а количество триплетов (кодонов) равно количеству аминокислот в белке;

      каждая тРНК имеет антикодон, комплементарный кодону иРНК, поэтому количество антикодонов, а значит и в целом молекул тРНК равно количеству кодонов иРНК;

      иРНК комплементарна одной из цепей ДНК, поэтому количество нуклеотидов иРНК равно количеству нуклеотидов ДНК. Количество триплетов, разумеется, также будет одинаковым.

    Задача 1 . В трансляции участвовало 75 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует данный белок.

    Решение .

      Одна молекула тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту. В трансляции участвовало 75 молекул тРНК, следовательно, в состав синтезированного белка входит 75 аминокислот.

      Каждая аминокислота кодируется одним триплетом ДНК, поэтому участок ДНК, кодирующий данный белок, содержит 75 триплетов.

      Каждый триплет - это три нуклеотида, следовательно, указанный участок ДНК содержит 75 х 3 = 225 нуклеотидов.

    Ответ: 75 аминокислот, 75 триплетов ДНК, 225 нуклеотидов ДНК.

    ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ иРНК, АНТИКОДОНОВ тРНК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ АМИНОКИСЛОТ В БЕЛКЕ

    При решении задач этого типа необходимо помнить и обязательно указывать в пояснениях следующее:

      нуклеотиды иРНК комплементарны нуклеотидам ДНК;

      вместо тимина во всех видах РНК записывается урацил;

      нуклеотиды иРНК пишутся подряд, без запятых, т. к. имеется в виду одна молекула;

      антикодоны тРНК пишутся через запятую, т. к. каждый антикодон принадлежит отдельной молекуле тРНК;

      аминокислоты находим по таблице генетического кода;

      если дана таблица генетического кода для иРНК, значит, используем кодоны иРНК :

      аминокислоты в белке пишутся через дефис, т. к. имеется в виду, что они уже соединились и образовали первичную структуру белка.

    Задача 2. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦГТТГЦЦЦААТ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот в синтезируемом белке.

    Решение.

    Задача 3.

    Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
    Ответ:

    1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;
    2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
    3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.

    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

    Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

    Ответ неправильный

    Максимальное количество баллов

    ЗАДАНИЕ №27 (С7)

    РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

    Условие генетических задач часто бывает объемным, поэтому в первую очередь из условия необходимо:

      выделить признаки, о которых идет речь, и ввести соответствующие обозначения;

      установить тип скрещивания: моногибридное или дигибридное;

      установить характер наследования: полное или неполное доминирование, аутосомное или сцепленное с полом, независимое (в случае дигибридного скрещивания) или сцепленное;

      выявить всех «персонажей», т. е. всех особей, указываемых в условии (при наличии большого числа таких особей можно для удобства составить генеалогическую схему);

      установить генотипы «персонажей» и при необходимости указать их в соответствующей схеме;

      выделить все вопросы, поставленные в условии.

    После этого можно приступать к непосредственному решению задачи. Чтобы избежать ненужных потерь (имеются в виду баллы), лучше все свои действия сопровождать комментариями, особенно если в задаче написано «Решение поясните».

    Задача. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник.

    Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х-хромосоме.

    Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

    Пояснение

    1) Генотипы родителей: мать – Х D Х d , отец Х D У;

    2) генотип сына – дальтоника – Х d У;

    3) вероятность рождения носителей гена дальтонизма (Х D Х d ) – 25%.

    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

    Ответ неправильный

    Максимальный балл

    Список литературы

    1. ФИПИ проект контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2018 года.

    2. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 года. Сайт ФИПИ.

    3.Справка о планируемых изменениях в КИМ 2018 года. Сайт ФИПИ.

    4.Сайт «Решу ЕГЭ»: биология, эксперту.

ЕГЭ по биологии 2018 – экзамен по выбору, он совершенно необязателен. В то же время данный предмет занимает 5 место после обязательных русского языка и математики, затем идут обществознание и физика. 5 место – за биологией (её выбирают примерно 18% выпускников).

Где пригодится биология?

Биологию сдают во многих вузах:

  1. медицинском;
  2. вузах биологического профиля;
  3. в педагогическом на специальность «Учитель биологии»;
  4. в сельскохозяйственном;
  5. ветеринарном;
  6. на физкультурном факультете;
  7. психологическом;
  8. экологическом;
  9. на факультете садового дизайна;
  10. на биологическом факультете в технических вузах, где биология изучается на стыке с физикой.

Профессий, связанных с биологией очень много:

  • инженер, который моделирует проблемы, связанные с жизнью человека;
  • врач, который займётся лечением болезней, возможных в будущем;
  • эколог, заботящийся о здоровье всей страны. Задача эколога – создать условия, в которых человечество будет пить чистую воду, дышать чистым воздухом;
  • психолог;
  • спортсмен.

Это те люди, которые делают жизнь человека более полноценной и значимой и, более того, продлевают эту жизнь.

Необходимые документы

На сайте ФИПИ размещены следующие документы, нужные для подготовки к ЕГЭ по истории:

  1. Спецификация (описание работы, перечислены необходимые документы, отражена структура ЕГЭ по биологии, дан план варианта КИМа).
  2. Кодификатор (перечень умений и тем, которые проверяются на ЕГЭ по биологии).
  3. Демоверсия ЕГЭ по биологии (один вариант ЕГЭ по биологии), с которой и нужно начинать подготовку к государственному экзамену по истории.

Особенности структуры ЕГЭ по биологии

Всего 28 заданий
1 часть 2 часть
21 задание с кратким ответом 7 заданий с развёрнутым ответом

Время на выполнение всей работы – 3 часа 30 минут (210 минут).
Максимальный первичный балл – 59.
Установленный минимальный тестовый балл на ЕГЭ по биологии составляет 36 баллов.

Как устроены ключевые задания 1 части работы?

Задание №1 впервые появилось в 2017 году. Каждый ученик, готовясь к экзамену, читает текст, подчёркивает ключевые слова, затем находит ключевые слова и связи между ними. Эти связи дают возможность выстроить зависимость. Таким образом, текст структурируется, в нем находятся связи между понятиями. В данном задании представлен некий фрагмент из биологии, где и требуется показать эти связи.

Задание №3 интересно тем, что введены обычные простые задачи, где требуется выполнить решение, зная биологию:

  • посчитать число хромосом,
  • указать количество клеток, которые образуются при различных процессах и т. д.

Задание №4 требует подобрать два утверждения, которые соответствуют описанию того объекта, который представлен.
Задание №6 на генетику. Это задачи на моногибридное скрещивание, где требуется написать конкретное число, соотношение цифр.
Задание №8 на соотношение примеров и явлений. Это первый пример задания. Предлагается и альтернативный пример этого задания, где даётся слепой рисунок (без подписей), и нужно найти позиции, где есть цифры 1 и 2. И только после этого, определившись с позицией, подбирать правильные ответы.
В задании №9 следует найти из предложенного текста примеры, которые соответствуют понятию «устойчивость», «микроскопичность» и «патогенность».
Задание №15 на знание видовых свойств. В биологии понятие «вид» – это ключевое понятие, вокруг которого строится вся биология. Дан текст. Надо отобрать только те критерии, которые соответствуют поставленной в тексте задаче.

Задание №20. Новое (с 2017 года), оригинальное задание, дающее возможность на одном примере проверить сразу несколько очень важных, ключевых понятий в биологии.

  • Пример 1 проверяет понимание видообразования.

Пример 2 предполагает заполнение свободных граф в таблице и нахождение неких взаимосвязей между строением, объектом и функцией.

Задание №21.

  • Пример 1. Формирование естественно-научной грамотности и исследовательских умений возможно только тогда, когда человек умеет работать с информацией, представленной в различных видах. В биологии, например, такой информацией является таблица, где учёный, ведя наблюдение, фиксирует данные, записывает их, проводя некий расчёт. Абитуриенту надо прочитать, что здесь отмечено, как это читает биолог, который из частокола цифр выбирает ключевые и на этом основании строит умозаключения. Надо выбрать только 2 утверждения, которые строго соответствуют заданным условиям.
  • Пример 2 требует выбрать утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы. Например, надо найти виды, посмотреть, чем они питаются, зашифровать этот вид (как бы обезличить) и предложить соотношение пищевых пристрастий этого вида. А потом необходимо оценить этот вид, исходя из его пищевых пристрастий или каких-то других качеств.
  • Пример 3 – это графическое представление. Здесь проверяется умение читать график и понимать причины движения кривой вверх или вниз.

Несколько слов о части 2

Это задания в открытой форме, где выпускнику придётся отвечать на вопрос и демонстрировать глубокие знания предмета. Особое внимание надо уделить языку изложения ответа. Ученик 11 класса должен владеть определённым понятийным аппаратом, биологическими терминами, используемыми в ответах к заданиям.

Что поможет эффективно помочь сдать ЕГЭ по биологии?

Конечно же, учебники, которыми пользуются в школах. Это могут быть учебники разных авторов, которые можно комбинировать.

Чёткое планирование своей деятельности по подготовке к ЕГЭ по биологии 2018.

Глубокая заинтересованность ученика в изучении и сдаче предмета на высокий балл.

Надо быть мотивированным, надо хотеть изучить предмет биологию, и тогда результат не заставит себя ждать.

Дата проведения ЕГЭ по биологии будет известна в январе 2018 года.

О результатах ЕГЭ по биологии в 2018 году можно узнать в своей общеобразовательной организации или на официальном сайте ЕГЭ.

Если Министерство образования решит внести какие-то изменения в КИМы ЕГЭ по биологии, то надо быть ко всему готовыми, не терять времени даром и начинать готовиться уже сейчас!

Профессий, связанных с биологией, очень много. И если выпускник решил дальнейшую свою жизнь посвятить медицине, психологии, педагогике, технологии пищевой промышленности, фармакологии или сельскому хозяйству, то экзамен по биологии по окончании общеобразовательной школы для него обязателен. Каким будет ЕГЭ по биологии 2017 года ?

Государственный экзамен по биологии в 2017 году будет отличаться от экзаменов предыдущих лет. Изменений внесено не много, но они существенные.

Предлагается новая, более оптимизированная структура экзаменационной работы. Сокращено количество заданий до 28, по сравнению с 40 в 2016 году. Уменьшено максимальное количество первичных балов за всю работу, теперь это 59 баллов, вместо 60 в прошлом году. А вот количество времени для выполнения экзаменационной работы увеличено до 210 минут, вместо 180.

В экзамене теперь не будет вопросов с выбором одного правильного ответа. В связи с этим вероятность угадывания сведена к минимуму. Ведь раньше была возможность подключить интуицию, пройти порог и набрать минимально допустимое количество балов. Теперь интуиция нам не помощник, нужны знания. Готовиться придется тщательно, и начинать как можно раньше. Но есть и хорошая новость. Сложность заданий не изменилась, а время на их выполнение увеличилось на 30 минут.

Экзаменационная работа ЕГЭ по биологии 2017 содержит 28 заданий, состоит из двух частей, каждая из которых имеет свой уровень сложности и формат.

Первая часть экзамена

Первая часть состоит из 21 задания с кратким ответом. Причем ответы нужно будет записывать в виде слов или словосочетаний, числа или последовательности чисел, без пробелов и разделительных знаков.

В первую часть включены задания двух уровней сложности: 10 — базового уровня и 11- повышенного.

Такой формат — первое новшество и весомая причина для прохождения демоверсии ЕГЭ по биологии 2017.

Второе новшество в содержании заданий. Выпускнику нужно будет:

  • анализировать информацию в графической или табличной форме (1 задание)
  • дополнять недостающую информацию в схеме и таблице (2 задания)
  • устанавливать последовательность систематических таксонов, биологических объектов, явлений, процессов (3 задания)
  • решать биологические задачи по цитологии и генетике (2 задачи)
  • выполнять задания с множественным выбором (7 заданий) и устанавливать соответствия (6 заданий) с рисунком или без него

Итак, 21 задание нового типа имеют существенные различия и позволяют точнее оценить знание пройденного материала, а также требуют серьезной подготовки.

Вторая часть экзамена (повышенная сложность)

Вторая часть ЕГЭ по биологии 2017 ориентирована на выпускников имеющих высокий уровень знаний по предмету, а точнее на их выявление. Здесь не будет никаких изменений. Как и в 2016 году, будет 7 заданий, сформированных по видам учебной деятельности и в соответствии с темами предмета. Ответы на них выпускники пишут самостоятельно в развернутой форме. По уровню сложности также изменений нет: 1 задание повышенного и 6 высокого уровня.

Во второй части выпускник должен самостоятельно объяснять и обосновывать биологические явления и процессы, уметь проводить анализ, систематизацию и интеграцию знания, подтверждать теорию практикой. И все это грамотно формулировать в развернутом ответе.

Как оценивается

Первичное максимальное количество балов за государственный экзамен в 2017 году изменилось, но не существенно.

За выполнение 10 заданий базового уровня сложности дается 17 баллов, за 12 заданий повышенного уровня — 24 балла, за 6 заданий высокого уровня — 18. В сумме — 59 баллов. для сдачи экзамена по биологии составит 36 баллов.

Что нужно знать

Экзамен предполагает проверку знания предмета в полном объеме. И если что-то упущено, даже по уважительной причине, на экзамене этот факт не принимается во внимание. Следовательно, будущему выпускнику желательно начинать подготовку к уже в сентябре, чтобы успеть восполнить все пробелы.

Проверка знаний по биологии будет проводиться по следующим разделам:

  • Биология как наука. Методы научного познания
  • Клетка как биологическая система
  • Организм как биологическая система
  • Система и многообразие биологического мира
  • Организм человека и его здоровье
  • Эволюция живой природы
  • Экосистемы и присущие им закономерности

Воспользуйтесь этим списком, чтобы проверить себя и подтянуть упущенные темы.

Что нужно уметь

На ЕГЭ по биологии также важно показать свои умения и навыки использования полученных знаний. Выпускник должен правильно применять терминологию, определять биологические объекты не только по описанию, но и по рисунку. При объяснении биологических процессов существенное преимущество будут иметь те, кто использует не только слово, а и таблицы, графики, схемы. Решать задачи, делать выводы и применять теоретические знания на практике, в повседневной жизни.

Каждый год ФИПИ выпускает обновленную демонстрационную версию ЕГЭ по биологии. У выпускника есть возможность спокойно разобраться с инструкциями, заданиями, правилами проведения, критериями оценивания, практически пройти все этапы экзамена. Безусловно, демоверсия это не точная копия ЕГЭ, но, тем не менее, она дает возможность ученику чувствовать себя спокойнее и увереннее, когда все будет происходить по-настоящему.

В подготовке к ЕГЭ по биологии каждому выпускнику необходимо учесть свои личные, индивидуальные особенности. Каждый знает свои слабые и сильные стороны, возможности памяти, работоспособности. Кто в этом еще не разобрался, может обратиться за помощью к родителям и учителям. Стоит пообщаться с теми, кто уже сдавал ЕГЭ и получить дополнительную информацию из первых рук. Одним словом, для подготовки все способы хороши, главное не оставлять все на май, не надеяться на «авось пронесет», а начинать систематически заниматься уже сейчас.

Биология относится к тем предметам, которые выпускник на ЕГЭ выбирает сам. И если он делает выбор в пользу биологии, значит эта наука ему по душе. Поэтому все тревоги и переживания нужно оставить за дверью, чтобы не мешали. А с собой взять собранность, уверенность, вспомнить все и получить высший балл.

Видео новость, демоверсии

ЕГЭ. Биология. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл. Калинова Г.С.

М.: 2017. - 128 с.

В предлагаемом пособии дана характеристика основных типов заданий с развёрнутым ответом части 2, используемых на ЕГЭ, приводятся ответы выпускников и комментарии к их оцениванию. Особое внимание уделяется разбору заданий, вызвавших наибольшие затруднения, а также типичных ошибок, допущенных выпускниками в разные годы. Для тренировки и самоподготовки к ЕГЭ предлагаются задания с развёрнутым ответом различного уровня сложности по всем содержательным блокам (34 – 40). В конце пособия даны эталоны ответов с критериями оценивания. Пособие адресовано, в первую очередь, учащимся и абитуриентам, которым предстоит сдавать ЕГЭ по биологии; также оно будет интересно учителям школ, методистам и родителям.

Формат: pdf

Размер: 2,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 СО СВОБОДНЫМ РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ И МЕТОДИКА ИХ ОЦЕНИВАНИЯ 7
II. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ВЫПУСКНИКОВ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ АНАЛИЗЕ ЗАДАНИЙ СО СВОБОДНЫМ РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (ЧАСТЬ 2) 20
III. ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 45
IV. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 63

Большое значение для аттестации выпускников школы и их отбора в вузы с помощью контрольных измерительных материалов ЕГЭ имеют задания со свободным ответом. В отличие от заданий с выбором ответа, при выполнении заданий со свободным ответом подсказка или угадывание правильного ответа исключается. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Задания такого типа имеют большое значение для выявления уровня сформированности у выпускников не только знаний, но и учебных умений, для дифференциации учащихся по уровню их подготовки и отбора в высшие учебные заведения биологического профиля. Включение в экзаменационную работу заданий с развёрнутым ответом даёт возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений. Эти задания позволяют получить объективные результаты при проведении ЕГЭ.
При выполнении заданий с развёрнутым ответом контролируется степень овладения учащимися различными видами учебной деятельности, определенными умениями: характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, применять теоретические знания для решения биологических задач, логически мыслить. При выполнении этих заданий экзаменуемые имеют возможность достаточно полно, глубоко и грамотно изложить свои мысли, продемонстрировать глубину знаний по биологии.