Группы в контакте для педагогов детских садов. Формирование педагогического сообщества в дошкольном учреждении. Детские Интернет-журналы и проекты

О. А. Данилова

Профессиональные сообщества воспитателей в России: опыт создания и развития

Данилова Ольга Анатольевна - психолог, методист АНО «Правовой центр реализации социальных проектов "Статус"» (г. Москва, Россия)

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных специалистах, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Сегодня в России созданы профессиональные сообщества педагогов дошкольного образования - всероссийские, региональные, городские, на базе отдельных детских садов. Они создают условия для обмена опытом, доступа к методическим ресурсам, демонстрации своих наработок. При этом дальнейшему развитию и совершенствованию системы профессиональных сообществ работников дошкольного образования препятствуют локальное взаимодействие участников в рамках одного сообщества, зачастую поверхностный характер членства участников в сообществе, непроработанность механизмов финансирования и привлечения средств и механизмов интеграции сообществ в единую систему взаимодействия. Целесообразно решить данные проблемы посредством создания единой ассоциации профессиональных сообществ.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, воспитатели, дошкольное образование, педагоги, региональный опыт, дошкольные образовательные организации, обмен опытом, повышение квалификации.

Professional community of educators in Russia: the experience of creation and development Danilova Olga, Psychologist, methodologist of the Legal Center for social projects "Status" (Moscow, Russia) Modern preschool education needs qualified professionals who constantly improve their skills. Today in Russia professional communities of pedagogues of preschool education - federal, regional, urban, on the basis of individual kindergartens are established. They create conditions for experience exchange and open access to learning resources. Further development and improvement of the professional community of preschool education is hampered by the lack of the websites, local interaction of the participants within the same community, perfunctory membership in the community, lack of financing and fundraising mechanisms and lack of integration of communities into a united system of interaction. It is advisable to address these problems through the creation of a unified association of professional communities. Keywords: professional community, educators, early childhood education, teachers, regional experience, pre-school organizations, exchange of experience, training.

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных специалистах, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Одним из условий для достижения этой цели является участие в профессиональных сообществах. В профессиональных сообществах формируются и апробируются новые способы организации педагогического процесса, выдвигаются оригинальные педагогические идеи, вырабатываются подходы по совершенствованию деятельности дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), а также системы дошкольного образования в целом.

Решение целого ряда проблем современного дошкольного образования тесно связано с формированием инновационной профессиональной среды, активно участвующей в развитии системы дошкольного образования, включенной в общественную жизнь, аккумулирующей новые идеи и подходы в работе с детьми и родительской общественностью.

Вместе с тем, профессиональное объединение имеет широкие возможности для организации взаимодействия с муниципалитетами, органами исполнительной власти регионов, различными общественными организациями, представителями бизнеса, возможности в привлечении спонсорских средств и организации социального партнерства. Но, пожалуй, наиболее важным результатом деятельности профессиональных сообществ является личностный и профессиональный рост его участником, создание условий для профессионального общения, обмена опытом, формирование базы информационных ресурсов по направлениям профессиональной деятельности, что оказывает непосредственное влияние на повышение качества оказываемых образовательных услуг.

Поэтому развитие сети профессиональных объединений воспитателей и руководителей ДОО должно получать всестороннюю финансовую, методическую, консультативную и информационную поддержку со стороны государства.

Как и другие категории педагогических работников, воспитатели ДОО нуждаются в посещении курсов повышения квалификации, семинаров, участии в обмене опытом. Поэтому развитие профессиональных сообществ воспитателей ДОО, которые представляют собой группы людей, объединенных по профессиональному признаку с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач, является актуальной задачей.

Участие в профессиональных сообществах не только способствует повышению уровня компетенции педагогов - участников сообщества, но также является одним из факторов, способствующих повышению удовлетворения от профессиональной деятельности, что, в свою очередь, ведет к повышению мотивации участников сообщества для реализации профессионального и личностного роста.

Ст. 19 Закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 предусматривает создание учебно-методических объединений педагогов для обеспечения участия педагогов в выработке основных направлений развития образования, особенно в части разработки образовательных стандартов. Членство в данных объединениях осуществляется на добровольных началах. Право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, гарантирует ст. 47 данного закона.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы предусматривает активную работу по формированию подобных сообществ воспитателей.

Сегодня в России профессиональные сообщества активно создаются и развиваются, причем в самых различных формах. Это могут быть методические объединения на базе детского сада или даже группы ДОО, региональные ассоциации воспитателей, профессиональные сообщества воспитателей и руководителей негосударственных детских садов и центров развития ребенка. У некоторых из них есть свое представительство в сети «Интернет» (сайт или портал).

Помимо этого, воспитатели и педагоги дошкольного образования взаимодействуют друг с другом и обмениваются опытом на крупных всероссийских педагогических сообществах, таких как «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/), «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), профессиональное сообщество педагогов «Методисты»» (http://metodisty.ru/), портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций «Ресурсы образования» (http://www. resobr.ru/), образовательный ресурс «Открытый класс» (http://www.openclass.ru).

Заведующие детских садов являются активными участниками портала информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» (http:// www.menobr.ru).

Существуют и отдельные «профильные» сообщества (по направлению деятельности педагога дошкольного образования), например, профессиональное сетевое сообщество музыкальных руководителей детских садов.

В приведенных выше сообществах отмечены следующие преимущества:

Создаются условия для профессиональной коммуникации педагогов разных категорий и уровней образования;

Некоторые сообщества интегрированы в глобальные учительские сети, что позволяет получать доступ к информационным ресурсам зарубежных профессиональных групп и объединений;

Предоставляются возможности создания персонального сайта, форума, групп по интересующим темам и направлениям профессиональной деятельности;

Создаются гибкие и эффективные условия для обмена передовым педагогическим опытом и актуальной информацией, связанной с профессиональной деятельностью.

На всероссийском уровне профессиональным объединением работников дошкольного образования можно считать и проводимый ежегодно Всероссийский съезд данных работников, однако следует отметить, что его основная цель (исходя из анализа документации о съезде, представленной на его официальном сайте http://do-school.kubannet.ru) - «объединение усилий семьи, общества и государства в разработке и реализации основных направлений государственной политики в сфере дошкольного образования, введение дошкольного образования как уровня общего образования, выявление ключевых проблем и определение путей их решения». Таким образом, съезд можно охарактеризовать как объединение, которое обеспечивает площадку для обмена опытом, профессионального развития, демонстрации своих наработок, но имеет ограничения по времени (проводится всего несколько дней в году) и количеству участников (как правило, на съезде представляют опыт лучшие представители от региона, при этом доступность такого объединения для всех работников дошкольного образования невысока).

На базе отдельных детских садов и детсадовских групп активно себя позиционируют и представлены в сети «Интернет»:

Профессиональное объединение воспитателей ДОО «Детский сад №4 «Бура-тино» а. Вочепший Теучежского района Республики Адыгея (http://www.maam.ru/users/

cherkesenka1964). Профессиональными интересами объединения являются образовательные программы в ДОУ по ФГТ, рабочие планы;

Методическое объединение в дошкольном образовательном учреждении МБДОО детский сад №16/59, г. Нижний Новгород;

Профессиональное сообщество МБДОО детский сад №45 «Космос», г. Альметьевск, Республика Татарстан (https://edu.tatar.ru/almet/ dou41/dr-rebyata/dou45/kosmos).

Что дают воспитателям такие локальные объединения? Прежде всего, в них обеспечивается тесное сотрудничество между педагогическим коллективом, родительским комитетом, попечительским советом, спонсорами ДОО. Деятельность такого сообщества имеет прикладной характер, направленный на поиск эффективных форм работы в рамках данной ДОО. В объединении особое внимание уделяется наставничеству, подготовке молодых специалистов, обмену опытом, работе по подготовке кадров для данной ДОО, наблюдается ориентация деятельности сообщества на рост профессиональных достижений участников (участие в городских, районных, региональных, федеральных конкурсах, публикации в методических сборниках, специализированных изданиях, издание дидактических пособий, проведение выставок и т.п.).

Помимо профессиональных сообществ на базе своего места работы или соседних детских садов, педагоги участвуют и в региональных объединениях.

Примерами таких региональных ассоциаций являются:

Профессиональное сетевое сообщество педагогов дошкольного образования Камчатского края «КолобОК» (http://www.openclass. ru/node/185026). Сообщество предоставляет информацию по актуальным профессиональным вопросам, а также проводит сетевые семинары;

Ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области (http://mocdo.mgogi.ru/index.php/deyatelnost/ assotsiatsiya-pedagogov-dou);

Сообщество педагогов дошкольного образования «Наша пчелка» Владимирской области (http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index. php?title = Сообщество_педагогов_дошкольно-го_образования/Наша_пчелка) и др.

Участие в сообществе на региональном уровне позволяет объединить уже не отдельных специалистов, а целые их сообщества (детсадовские, городские и прочие). Региональное

сообщество уже дает возможность к установлению и развитию контактов с аналогичными зарубежными объединениями, а также со специалистами других областей науки (юристами, психологами, социальными работниками) для обеспечения консультаций участников. Многие региональные объединения сегодня либо сами созданы на базе экспериментальных и научных площадок в сфере дошкольного образования, либо тесно с ними сотрудничают - это дает участникам такого сообщества преимущество в профессиональном развитии и совершенствовании. Помимо всего прочего, многие региональные профессиональные сообщества воспитателей организуют и проводят профессиональные конкурсы для своих участников.

Частные детские сады сегодня не отстают от государственных - их педагоги создают профессиональные объединения и активно в них участвуют. Примерами успешных профессиональных сообществ воспитателей и руководителей негосударственных ДОО можно назвать ассоциацию поддержки негосударственных дошкольных организаций Свердловской области, профессиональное объединение воспитателей детских садов РАО РЖД.

Таким образом, сегодня в нашей системе образования педагог, участвующий в том или ином профессиональном сообществе, - это современно и модно. Однако дальнейшему развитию и совершенствованию работы профессиональных сообществ работников дошкольного образования препятствуют следующие проблемы:

Отсутствие у ряда объединений (в основном, методические объединения на базе детского сада или группы детского сада) информационных площадок в сети Интернет;

Отсутствие взаимодействия между профессиональными объединениями разных форм и направлений деятельности (например, между региональными ассоциациями и профессиональными объединениями воспитателей негосударственных садов);

Отсутствие интеграции между профессиональными объединениями воспитателей и объединениями других категорий педагогических работников детского сада (музыкальные руководители, младшие воспитатели, медицинские работники);

Зачастую членство в профессиональном сообществе носит поверхностный характер и не отражается на результатах деятельности воспитателей (участие в конкурсах, организация выставок, методические публикации и т. д.);

В деятельности ряда сообществ обнаруживается несоответствие целей и характера деятельности;

В большинстве случаев отсутствуют разработанные механизмы финансирования деятельности сообществ и поощрения участников сообщества (информационная рассылка, участие в семинарах, льготная подписка на специализированные журналы и т. д.);

Отсутствуют разработанные схемы, механизмы и регламенты взаимодействия профессиональных сообществ и органов государственной власти, научно-исследовательских центров и институтов, занимающихся проблемами детской психологии и педагогики, психологии развития;

Фиксируется низкая заинтересованность профессиональных сообществ в привлечении спонсорских средств и ресурсов для своего развития (кроме профессиональных сообществ воспитателей и руководителей негосударственных ДОО);

Отсутствуют разработанные механизмы интеграции профессиональных сообществ в единую систему взаимодействия между органами государственной власти и частными компаниями.

Условием для решения этих проблем является создание единого профессионального объединения (Ассоциации) работников дошкольного образования. Такая задача сегодня поставлена Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках проекта, выполняемого по заказу вышеуказанного органа исполнительной власти Автономной некоммерческой организацией «Статус». Проектируемая Ассоциация - это постоянно действующее профессиональное объединение, при этом основной его ориентир - интеграция не отдельных специалистов, а созданных и уже успешно зарекомендовавших себя профессиональных сообществ в регионах, городах, отдельных детских садах. Большое внимание при создании Ассоциации уделяется обеспечению возможности непрерывного образования (как формального, так и неформального, и самообразования) для всех его членов, в том числе посредством применения современных информационно-коммуникационных технологий. Такое профессиональное объединение позволит обеспечить и единые стандарты и механизмы работы профессиональных сообществ в системе дошкольного образования, и учесть региональную специфику. ■

Масленица - праздник, сохранившийся с языческих времен.
Обычай праздновать Масленицу берет свое начало с древнейших времен - встреча весны и проводы зимы.
В народе масленица всегда была веселой порой.
Отмечать масленицу было принято катанием на санках с ледяных гор, зажиганием костров....

8

Оценка качества дошкольного образования

Уважаемые коллеги! В настоящее время большое внимание уделяется оценке качества дошкольного образования. Что, по-вашему мнению, удобнее использовать: индивидуальную карту развития ребёнка либо мониторинг оценки педагогических воздействий? ФИРО РАНХ и ГС предлагает инструментарий проведения...

39

3 мая - Всемирный день Солнца

Белла Ахмадулина
«Вот солнце»

Вот солнце
на носки привстало,
и город потянулся сонно.
Ему быть темным
не пристало.
Входило солнце
в город солнца.
И воздух был прозрачный,
ранний,
просвечивающий изнутри.
Стоял Тбилиси, как Ираклий,
у древней крепости Нари.
Такая ли была погода,...

13

Компьютер или книга?

Компьютер или книга? Какой выбор предпочитают родители младших дошкольников для развития своих любимых чад? И книга - средство информации, и компьютер - средство информации. Можно ли исключить печатный вариант книги из жизни малышей?

20

День открытых дверей

В нашем детском саду проходят Дни открытых дверей. Все воспитатели готовятся. Но родители почти не приходят, говорят мы на работе. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, как у вас проходят такие мероприятия.

27

Наш ДОУ закрыт на ремонт,мы воспитатели в отпуске,каждый раз как думаю, что скоро на работу,волосы встают дыбом и вот причина. Мой стаж 9лет,работала не в одном саду,но такое впервые! Моя сменщица на пенсии поставили меня к ней совсем недавно,как поставили она сразу сказала,работать с тобой не...

6

Тест "Теория и методика дошкольного образования в рамках реализации ФГОС"

БЕСПЛАТНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Стандарты и методические материалы для дошкольных учреждений

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
  • Образовательная система Школа-2000 (дошкольное воспитание: Возрастные особенности детей. Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников Физическое развитие. Игровая деятельность. Социально-личностное развитие. Познавательная деятельность.)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
  • Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда
  • Структура и содержание программ нового поколения в дошкольном образовании
  • Детский портал Leon4ik. Всё для Детского сада.
  • Сценарии праздников, статьи, разработки занятий на сайте «Фестиваль педагогических идей»
  • Умные игры для умных детей, родителей, учителей . На сайте представлены компьютерные технологии для обучения и развития детей от 3 до 12 лет, разрабатываемые на основе программно-методического комплекса (ПМК) "Радуга в компьютере", рекомендованного Управлением развития общего среднего образования министерства образования РФ для использования с 1996 года. Они включают в себя дидактические и развивающие компьютерные игры, методические программы и пособия для дошкольников и младших школьников и могут применяться как в условияхобразовательных учреждений, так и в домашней деятельности.
  • Скоро в школу. Обучающие подготовительные программы для дошкольников
  • Дошкольное образование - сайт Центра развития дошкольного образования. Педагоги детских учреждений, родители, все, кого интересует всестороннее развитие дошкольника, познакомятся здесь с публикациями по программам «Радуга», «Кроха», «Из детства в отрочество», «Скоро в школу», «Дошкольный мир», «Преемственность», сериями для совместного досуга детей и взрослых «Читаем. Слушаем. Играем» и «Волшебная мастерская», новой программой для дошкольного образования «УСПЕХ», а также с новостями и другими материалами по дошкольному образованию.
  • «Наглядные пособия» - это проект, созданный в рамках Центра дошкольного и начального образования. В рамках проекта выпускаются комплекты демонстрационных таблиц и в дальнейшем - интерактивных досок.
  • Занятия с Детьми (занятия с детьми, методики и рекомендации)
  • Дошколёнок.ру . Сайт для воспитателей детских садов. На страницах сайта собраны материалы, необходимые в повседневной работе педагогов дошкольных образовательных учреждений. В разделе "Конспекты занятий" собраны конспекты занятий с детьми по различным тематикам. На станице "Работа с родителями" размещены материалы, которые будут полезны воспитателю в работе с семьей. В разделе "Сценарии" собраны сценарии праздников, утренников и игр, проводимых в детском саду. Необходимую документацию Вы найдете в разделах "Бланки" и "Инструкции".
  • Информационные материалы по Дошкольному образованию. Банк педагогической информации ИПКиППРО ОГПУ
  • Раздел Дошкольное детство на сайте Департамента образования мэрии г.о. Тольятти
  • Методическая поддержка педагога дошкольного учреждения
  • Единый Портал Образования Metior.ru . Это социальная сеть воспитателей, учителей, работников образования и родителей. Это хороший инструмент для общения между преподавателями, обобщения опытом и саморазвития. Наконец, это просто возможность обретения новых друзей среди коллег, независимо от того где Вы находитесь!

Газеты, книги и журналы

  • Современное дошкольное образование. Теория и практика. Журнал для специалистов ДОУ, студентов и преподавателей педагогических вузов
  • «Папмамбук» - Интернет-журнал для тех, кто читает детям.
  • Журнал Детский сад. Все для воспитателя! . Научно-методический журнал для воспитателей детского сада, начинающих и опытных, ищущих и находящих ответы на свои вопросы; для тех, кто воспитывает, развивает, обучает и учится сам; для тех, кто считает свою работу трудной, но необходимой и делает её радостной и интересной. Рубрики журнала разнообразны. В них собраны методические и практические материалы для организации прогулок, проведению занятий, родительских собраний, воспитательных мероприятий – в целом – по воспитанию, развитию и обучению детей дошкольного возраста. А также консультации психологов, логопедов, медиков и других специалистов.
  • Газета для родителей детей раннего возраста:РАСТИ, МАЛЫШ (Тольятти)

Личные блоги и сайты воспитателей

На страницах личных сайтов и блогов учителей начальной школы вы сможете найти много интересных материалов (разработки учебных и внеклассных занятий с применением средств информационных технологий, примеры дидактических материалов и др).

  • ЛОГОПЕДиЯ и русский язык в Тольятти (Тольятти)
  • Блоги воспитателей на портале "Социальная сеть работников образования"
  • Блог воспитателя детского сада "Колобок" Серпуховского района
  • Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье (сайт Матросовой Ольги Валентиновны - заведующего МДОУ д/с № 57 г.Костромы)

Сообщества и виртуальные клубы воспитателей детских садов

  • Информационно-образовательная среда ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД
  • Maaam.ru - проект для родителей, воспитателей, педагогов. Идеи, конспекты, занятия, программы, открытые уроки, игры, презентации и еще множество полезной информации для развития и воспитания детей в детских садах и дома.
  • Nachalka.com - сообщество для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе.
  • Детский сайт для родителей Твой ребенок.ру - это раскраски, презентации для детей, форум для родителей!
  • Медиадошкольник.рф. Мир Интернета для дошкольников
  • АНО Планета Детства «Лада» (Тольятти)
  • Дошкольное воспитание и образование . Сообщество творческих родителей, которые сами занимаются воспитанием и образованием своих детей, а также воспитателей детского сада, где будет создана копилка занятий по разным предметам (портал Сеть творческих учителей)

Каталоги Интернет-ресурсов

  • Каталог: Дошкольное образование на сайте издательства "Просвещение"
  • Сказочная библиотека Хобобо - онлайн-библиотека и медиатека сказок

Методические материалы по вопросам воспитания и развития детей

  • ВОСПИТАТЕЛЬ (в помощь воспитателю ДЕТСКОГО САДА). Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций.
  • Детские уроки BabyLessons.ru . Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты.
  • Ko-ko-Ko-Kids Этот блог в основном будет посвящён тому, что можно сделать вместе с детьми или для них. Особенно хорошим играм, разным способам рисования и другим видам творчества для самых маленьких.
  • ТВОРЧЕСТВО КНОПОЧЕК И КАРАПУЗОВ . Рисуем, лепим, делаем аппликацию,играем, занимаемся математикой и чтением с нашими детками.
  • Детское радио FM - радиостанция учитывает возрастные особенности и распорядок дня слушателей: утренний блок адресован дошкольникам, дневные программы - детям старше семи лет, поздно вечером - блок для родителей, в ночное время - музыка для сна.
  • Сайт для учителей и родителей представлены материалы к внеклассным мероприятиям начальной школы
  • Страна мастеров . Сайт объединяет учителей и учащихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков по тематике: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда.
  • НАСТОЯЩАЯ ФИЗИКА для современных малышей и их родителей на детском портале Солнышко
  • Обучающие мультфильмы для дошкольников и младших школьников .
  • Мегаэнциклопедия животных (виртуальный «зооклуб»)
  • IgraZa.ru. Игры, ребусы, загадки Сайт об «интеллектуальном спорте», о занимательных задачах, о том, какие они бывают и как над ними работать, а также - как их составлять самому. Здесь представлены почти все виды занимательных задач, с которыми может встретиться человек в современной периодической и непериодической печати, а также на просторах Интернета.
  • APUS.RU - один из самых значительных проектов о живой природе в Рунете. Представлены фото разных животных, описание их видов, конкурсы и викторины для школьников. Поддержку и развитие сервера осуществляет интернет-агентство «Направление.RU».
  • Радость Моя. Детский семейный образовательный телеканал - на сайте можно найти программы и фильмы, посвященные главным жизненным ценностям: теплу «Домашнего очага», «Работе с верой в душе», «Доброму слову», любви, которая «Один раз на всю жизнь». Дети смогут учиться в «Академии занимательных наук», гулять по «Шишкиному Лесу», слушать «Сказки и истории», а иногда получать «Песенку в подарок». Всей семьей вы сможете принять участие в «Неравнодушном разговоре», «Своими глазами» увидеть «Сто чудес света» и подняться «Выше крыши», чтобы послушать «Монологи о прекрасном».
  • Мамочкины будни - на сайте представлено огромное количество материала для воспитания детей от 0 до 7 лет.
  • В гостях у Василисы - сайт поможет возродить в вашем доме добрую традицию семейных вечеров. Семейные домашние чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств. На сайте собраны стихи, рассказы, сказки, написанные в разное время. В отборе произведений участвовали специалисты дошкольного образования, учителя начальной, средней и старшей школы.
  • Теремок - сайт для детей дошкольного возраста, где дети смогут научиться решать логические задачи, играть в детские игры и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы.
  • 50 лучших сайтов для дошкольников - задачки на логику, прописи, обучалки и многое другое.
  • Больше, чем урок! - это уникальный архив видеолекций для школьников, позволяющий расширить рамки образовательного процесса.
  • IQша - Это сайт для детей от двух до одиннадцати лет, на котором каждый найдет интересные развивающие занятия и тренировки. Занимайся, обучайся, зарабатывай награды и получай приятные сюрпризы!

Детские Интернет-журналы и проекты

  • Сайт детского издательства "Розовый жираф" - это первое в России издательство, в котором книги выбирают дети и их родители. Издательство выпускает книги отечественных авторов, зарубежную классику, художественную и научно-популярную литературу для детей и подростков. Отличительная особенность книг, выпускаемых издательством это хороший слог, изящные иллюстрации, высококачественная полиграфия.
  • Детский сайт "Klepa.ru" - первый информационно-развлекательный портал для детей от 5 до 12 лет и их родителей (на русском, английском и французском языках). Девиз сайта: вместе – интереснее! Сайт доступен почти с любого мобильного устройства - сотового телефона, карманного компьютера.
  • Портал детской безопасности "Спас-Экстрим" - портал для детей и родителей о правилах детской безопасности в различных экстремальных ситуациях. На страницах портала в увлекательной форме излагаются правила безопасности и советы по поведению в экстремальных ситуациях. Отдельные разделы посвящены истории катастроф, детским движениям "Школа безопасности" и "Юный спасатель", чрезвычайным происшествиям с детьми. На странице "Мир животных" рассказывается, как выживают и спасаются от врагов звери и птицы, а в разделе "Наши гости" юных посетителей портала ждут интересные встречи с учеными и писателями, спасателями и экологами. Обсудить работу портала, внести свое предложение или просто задать вопрос профессиональным спасателям можно, заглянув на страничку "Общение".
Формирование педагогического сообщества в дошкольном учреждении - ресурсном центре.

В условиях модернизации всей системы образования в России основой современной дошкольной педагогики должно быть сообщество детей, педагогов и родителей, а так же сетевое взаимодействие педагогов и воспитателей разной квалификации всех подразделений образовательного учреждения.

Индивидуальные усилия отдельных педагогов не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий. Педагогическая деятельность носит коллективный характер, и ее результаты во многом зависят от объединенных усилий всего коллектива образовательного учреждения. При таком командном подходе формируется коллектив единомышленников, заинтересованных в отборе оптимальных способов воспитания и обучения детей.

При определенных условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень педагогического сообщества. Так что же такое сообщество? По мнению С. И. Ожегова: «СООБЩЕСТВО - объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели».

Одним из примеров педагогического сообщества может быть Ресурсный центр - это координатор сетевого взаимодействия самого различного типа образовательных учреждений (экспериментальные площадки разных уровней, инновационные сети, массовые образовательные учреждения, научные учреждения в области образования и пр.)

Цель организации сетевого взаимодействия – развитие инновационного потенциала дошкольных образовательных учреждений.

Работа нашего Ресурсного центра в ГБОУ детский сад № 2458 СЗОУО «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур» строится в рамках совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».

Основное направление работы Ресурсного центра : организация дошкольного воспитания детей в условиях дву- и многоязычия.

Цель реализации проекта: разработка модели функционирования ДОУ.

Задачи реализации проекта:

1. Разработать рекомендации по созданию единого образовательного пространства предметной среды ДОУ с включением мультикультурного компонента;

2. Разработать и апробировать содержание воспитательной и образовательной работы;

3.Определить действенные формы сотрудничества ДОУ с многонациональными семьями воспитанников;

4.Отработать формы и методы взаимодействия ДОУ с различными организациями.

При создании Ресурсного центра, мы опирались на теоретические основы и практический опыт нашего ДОУ по формированию коллектива единомышленников – педагогического сообщества.

Нами наработаны ресурсы:

1. Методически e ,

2. Образовательны e ,

3. Информационны e ,

4. Социально-правовы e .

Мы изучили имеющийся зарубежный и отечественный опыт работы в этом направлении.

Сегодня наш Ресурсный центр –это многоуровневая система оказания ресурсной помощи проектно-творческим группам.

Научный руководитель ресурсного центра I I уровня - Бузук Л. А. (ГБОУ № 2458).

Проектно – творческая группа: ГБОУ детский сад № 2578, ГБОУ детский сад № 2244, ГБОУ детский сад № 1837, ГБОУ детский сад №2409.

Наш Ресурсный центр – организационная структура, педагогическое сообщество, которое объединяет людей для работы в интересах развития столичного образования.

Наши цели:

1.Повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость результатов работы нашего Ресурсного центра и ДОУ, входящих в сеть.

2. Повышение профессионального уровня педагогов Ресурсного центра;

3. Создание в каждом ДОУ единого образовательного пространства: взрослый – ребенок.

Наши задачи:

1. Предъявление ДОУ результатов своей деятельности педагогическому сообществу;

2. Осуществление проектных разработок, их апробация и внедрение;

3. Продвижение предъявляемых результатов в образовательном пространстве сети;

4. Создание условий для позиционирования ДОУ;

5. Эффективное целесообразное сотрудничество на основе решения общих проблем.

Успешное функционирование взаимодействия предполагает:

1. Введение в сеть новых запросов, новых проектов;

2.Новых форм работы;

3.Новых людей, неформально вовлеченных в широкий круг педагогической деятельности.

В практике работы проектно – творческой группы применяется 2 формы методов:

1.Метод индивидуального консультирования;

2. Включение педагогов в совместное взаимодействие, такие как круглые столы, открытые мероприятия, мастер классы, презентации, тренинги, семинары, консультации.

В рамках взаимодействия ведется работа в трех направлениях: с родителями, с детьми, с педагогами.

Цель работы с родителями – повышение их компетентности, овладение навыками эффективного взаимодействия, вовлечение их во взаимодействие по проектированию образовательного пространства.

Формы работы – тренинги, консультации, проведение родительско – педагогических конференций, совместных мероприятий и т.д.

В специально созданном образовательном пространстве, исходя из потребностей самих детей, проводятся интересные занятия по знакомству с различными странами, разучиваются игры разных народов.

Работа с педагогами строится по программам, предполагающим повышение психологической компетентности, личностного и профессионального развития.

Таким образом, наш эксперимент (в рамках каждого ДОУ) способствует более тесному контакту всех специалистов: старших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей, руководителей по физической культуре, учителей - логопедов, педагогов – психологов - все это объединяет педагогов каждого ДОУ и всего Ресурсного центра как коллектив единомышленников, как педагогическое сообщество.

Объединение педагогов - педагогическое сообщество в нашем случае, как ресурс образования .

Наша экспериментальная работа показала важные изменения, произошедшие в профессиональном сознании педагогов и специалистов, в становлении личности детей разных возрастов, в вовлечении семьи в процесс воспитания детей в едином образовательном пространстве:

1. Наша проектно-творческая группа объединилась одной целью;

2. Произошла активная презентация своих наработок;

3. Расширились социокультурные связи;

4. Семья энергично включилась в деятельность педагогов;

5.Стала складываться инновационная развивающая социально-педагогическая среда в Ресурсном центре - как для дошкольников, так и для взрослых субъектов образования.

Участие в профессиональных объединениях позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих в разных округах столицы общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Результатом сетевого взаимодействия нашего Ресурсного центра должно стать объединение ресурсов наших проектно-творческих групп - нашего педагогического сообщества, с целью развития системы дошкольного образования города Москвы.

Ближайшая перспектива развития инновационной деятельности Ресурсного центра в основном заключена в широкой апробации наметившихся стратегических направлений. Особое значение приобретает внедрение педагогического опыта, то есть такое обобщение и презентация опыта, которые позволяют воспользоваться не только идеями, но и конкретными проектами, методиками, рекомендациями.

Важно довести до завершения начатые научно-методические и методические разработки, актуальные как для Ресурсного центра, так и для учреждений дошкольного образования, а самое важное для педагога- способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Богуславская Т.Н., Никитина Т.А., Легова Т.А. Критерии оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений (по должностям) в рамках перехода на новую систему оплаты труда. – М.: Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», 2010. – С. 192.

2. Данилина Т.А., Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм. – метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников. – М.: Линка – Пресс, 2009. – С. 320.

3. Козлова С.А. Программа социального развития ребенка. Изд. 2-е доп. – М.: Школьная пресса, 2010. – С. 64.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка./Под. ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой./М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – С. 846.

5. Протасова Е.Ю., Проскурина З.А., Родина Н.М. Особенности обучения детей дошкольного возраста в условиях многоязычия./ Под. ред. Л.Е. Курнешовой./М.: Центр «Школьная книга», 2007. – С. 272.

Цель: Развитие любознательности и познавательной активности детей.

Задачи:

  • Закреплять знания детей об обитателях морей, рек;
  • Продолжать знакомить детей с морскими животными, их внешним видом, особенностями поведения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания;
  • Обогащать и активизировать словарь детей;
  • Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Образовательные области: игровая, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: иллюстрации с морскими животными; глобус, макет рыб, штурвал, ракушки, разрезная картинка черепахи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему: «Подводный мир», «Обитатели озер и рек», чтение познавательной литературы, рисование, чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о обитателях морей и океанов. (Берет глобус). А пришла я к вам не с пустыми руками, а с помощниками (Показывает глобус) . Ребята, что это?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине.

Воспитатель: - Я предлагаю, вам отправится в гости к морским обитателям. Поедем?

Дети: - Да

Воспитатель: - А на чём мы отправимся в путь, мы узнаем, выполнив задание. Перед вами мольберт с точками, каждая точка обозначена цифрой. Соедините точки с цифрами по порядку от 1 до 11. А соединять мы будем по цепочке. Что у вас получилось?

Дети: - У нас получился корабль.

Воспитатель: - Правильно, это корабль. И сейчас мы сядем на наш корабль и отправимся в путь!

(Дети занимают места на «корабле», составленном из стульчиков).

Воспитатель: - Уселись? В путь! Смотрите внимательно по сторонам! Я вижу море, оно голубого цвета - небо отражается в нем, вижу легкие волны. Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения. А что видите вы?

Дети: - ответы

Воспитатель: - Подводный мир - это целая страна! Она увлекательна и очень красива. Так же, как и на суше там живут животные и птицы, растут деревья и кустарники, под водой живут рыбы, крабы, осьминоги. А каких морских обитателей вы знаете?

Дети: - ответы

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на горизонте показался морской обитатель. (на экране изображение кита)

Дети: - Это кит!

Воспитатель: - Кит - самое крупное животное в мире. Он похож на огромную рыбу, но не рыба, а млекопитающее. Своих детенышей они кормят молоком. А что вы знаете о ките?

Дети: - Кит большой. Он живет в воде, но дышат воздухом. Питается мелкими рачками.

Воспитатель: - Посмотрите, кого вы еще видите на горизонте?

(на экране изображение дельфина)

Дети: - Это дельфин!

Воспитатель: - Правильно, ребята. Что вы знаете о дельфинах? - (высказывания детей ).

Дети: - Дельфины живут в море, дышат воздухом. Они умные животные. Дельфины очень любят играть. Питаются рыбой.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы знаете что киты и дельфины - это млекопитающие животные. Своих детенышей они кормят молоком. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Ребята! Посмотрите на дно. Кто это мелькает среди водорослей?

Дети: - Наверно это рыбы. (на экране изображение морских рыб)

Воспитатель: - Это одни из самых многочисленных и интересных жителей воды. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах.

Дети: - Какие красивые рыбки!

Воспитатель: - Рыбы — это водные животные. Они очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах. Вам знакомы такие названия рыб как: рыба-меч, рыба-пила, рыба-солдат, рыба-зебра, рыба-еж, рыба-носорог, рыба-слон, рыба-бабочка, рыба-ангел (на экране появляются изображения называемых рыб)

А каких вы знаете рыб?

Дети: - Камбала, навага, сельдь, карась, щука…

Воспитатель: - Ребята, давайте сделаем остановку и кинем якорь. Вот там показался остров. Выходим на остров посмотрите здесь изображения рыб. Нам нужно разделить их на морских и пресноводных. Делимся на две группы. Одна группа ищет морских рыб, другая морских рыб. Молодцы! Проверяем друг друга. Все правильно!

Ой, ребята, гляньте-ка, здесь какое- то животное выползало на сушу. Кто бы это мог быть? Попробуйте по острову собрать части картинок и узнать это животное. (Дети ищут разрезные картинки и собирают животное - черепаху ). Кто это?

Дети: -Это черепаха.

Воспитатель: -Что вы можете сказать про морскую черепаху?

Дети: - Черепахи очень древние животные. Они бывают морскими и сухопутными.

Воспитатель: - А вы знаете ребята, что 23 мая отмечается Всемирный День Черепахи. Среди морских черепах есть и хищники. Черепахи свою жизнь проводят в воде, питаясь рыбой, крабами, кальмарами и морскими ежами. Черепахи откладывают в песок яйца на берегу моря.

Воспитатель: - А теперь опять в путь. На корабль! Поднять якорь! Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Всех проглотит с головой.

Эта рыба - хищник злой,

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети: - Акула.

Воспитатель: - Конечно же, это акула. (на экране изображение акулы). Что вам известно об акулах?

Дети: -Акула - это хищник. Акулы - это большие, быстрые, зубастые рыбы. Они очень прожорливы и подвижны.

Воспитатель: - А каких морских хищников вы знаете?

Дети: - Морские звезды, морской еж, осьминог.

Воспитатель: - Ребята посмотрите внимательно по стонам. Вы ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: - Это краб.

Воспитатель: - Верно. (на экране изображение краба). Тело краба напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками - антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот. Крабы собирают мусор, очищают морское дно. Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни - пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы - и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом. Предлагаю, ребята, сделать остановку. Поплавать в море. Прыгайте в воду!

Игра «Море волнуется раз»

( дети замирают в позе морской звезды, краба, акулы)

Выплываем из воды и на корабль. Нам пора возвращаться домой. И вот вам последняя загадка:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской...?

Дети: - Это конек (на экране изображение морского конька).

Воспитатель: - Молодцы! А почему его назвали коньком? - (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Воспитатель: - Необычный обитатель моря - это морской конек. На самом деле, это рыба, а назвали их так за то, что форма тела похожа на шахматного коня. Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки - в них прячутся.

Воспитатель: - Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться. Выходим из корабля. Вам понравилось путешествие?

Дети: - Да, понравилось.

Воспитатель: - Замечательно! Я предлагаю вам раскрасить понравившееся животное. Подходите к столу и выберете раскраску.

(раскрашивание раскрасок)

Цель : формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотнесение количества предметов с цифрой; расположение предметов по отношению к себе).

Задачи:

1.Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5);

2. Правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

3. Учить соотносить цифру с количеством предметов;

4. Обозначать словами положение предмета относительно себя на экране ();

5. Продолжать учить отгадывать математические загадки;

6.Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, учить видеть геометрические фигуры в предметах;

7.формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Оборудование: игрушка куклы «Буратино», конверты с заданиями, цифры, проектор с доской.

Раздаточный материал : цифры, геометрические фигуры.

Методические приемы:

Вопросы;

Упражнения;

Задания.

Используемые технологии : здоровьесберегающие, игровые, (квест-технология ) .

Круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И играть мы начнём.

Стук в дверь.

Воспитатель : Ребята, пойду посмотрю, кто к нам пришел. Посмотрите, вы узнали, кто к нам пришел?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Правильно ребята, это Буратино.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Буратино и спросим, зачем он к нам пришел?

Воспитатель: Ребята Буратино говорит, что пришел к нам, чтобы мы ему помогли выполнить задания, которые задала ему Мальвина.

Воспитатель: Ребята вы хотите помочь?

Дети: Да .

Воспитатель: Буратино а, где задания? Мальвина спрятала и дала карту, по которой надо найти конверты с заданиями и выполнить их. Поэтому он пришел к нам и просить, чтобы мы ему помогли найти эти конверты и выполнить задания, которые задала ему Мальвина.

Давайте возьмем карту у Буратино и поможем.

Воспитатель: Ищем на карте, где нарисована цифра один?

Дети: на столе

Воспитатель: конверт с цифрой один, открываем и читаем: здесь очень интересное задание -посчитать.

Буратино посмотрите на столе сидят звери, посчитай сколько зверей пришло в гости?

Буратино говорит, что четыре.

Воспитатель: Правильно ребята?

Дети: нет.

Воспитатель: Ребята давайте научим считать Буратино, посчитаем сколько зверей пришло на полянку?

Дети считают: (Один, два, три, четыре, пять. Всего 5 зверей.)

Воспитатель: Как мы узнали?

Дети: посчитали.

Воспитатель: Сколько Степа зверей всего?

Дети: Всего пять зверей.

Воспитатель: Даша сколько зверей?

Даша: Пять зверей

Воспитатель: Ариша, какая по счету собачка сидит?

Дети: пятая

Воспитатель: Степа, скажи какой по счету зайка сидит?

Дети: четвертый Молодец.

Воспитатель : Варя, а какой по счету мишка сидит?

Дети: третий.

Воспитатель: Какая по счету лисичка сидит?

Дети: вторая.

Воспитатель: Даша, какая по счету белочка сидит?

Дети: первая.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Буратино, а ты научился считать?

Воспитатель: Ищем на карте цифру два. Кто нашел, где она нарисована? На экране

Пошли искать конверт с цифрой два, а вот и конверт с цифрой два открываем и читаем задание Мальвины. Ребята и ты Буратино посмотрите на экран и скажите, какую цифру надо найти, чтобы она соответствовала количеству щенков на ней.Слайд№1

Дети : Цифру два.

Воспитатель: Почему два?

Дети: потому что на экране два щенка.

Воспитатель: молодцы. Найдите цифру два.

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь, какую здесь цифру надо найти, чтобы она соответствовала количеству ежей на ней. Буратино говорит, что четыре.Слайд№2

Дети : Цифру три.

Воспитатель: Почему три?

Дети: потому что на экране три ежа.

Воспитатель: Найдите цифру три, молодцы.

Воспитатель: Какую цифру надо найти, чтобы она соответствовала количеству грибов на ней.Слайд№3

Дети : Цифру пять.

Воспитатель: Почему пять?

Дети: потому что на экране пять грибов.

Воспитатель: Найдите цифру пять, молодцы, научили мы Буратино находить цифры? Воспитатель: А сейчас какую цифру надо найти, чтобы она соответствовала количеству медведей на ней.Слайд№4

Дети : Цифру три.

Воспитатель: Почему три?

Дети: потому что на экране три медведя.

Воспитатель: А сейчас какую цифру надо найти, чтобы она соответствовала количеству бабочек на ней.Слайд№5

Дети : Цифру четыре.

Воспитатель: Почему четыре?

Дети: потому что на экране четыре бабочки.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Мы считали, мы считали,

Что-то очень мы устали.

Ручками похлопали, раз, два, три (хлопают в ладоши под счет взрослого).

Ножками потопали раз, два, три (шаги на месте).

Присели, встали; встали, присели,

И друг друга не задели. (приседают).

Мы немного отдохнем (повороты туловища).

Воспитатель: Ищем на карте цифру три, куда надо идти? На доске конверт с цифрой три, посмотрите ребята открываем и читаем задание Мальвины«Где расположились предметы»А теперь, я хочу, ребята, чтобы вы показали и научили Буратино, где расположились предметы.

Воспитатель: Какой предмет расположился в середине?

Дети: кубик

Воспитатель: Алиса какой предмет расположился в верхнем правом углу?

Дети: мяч

Воспитатель: Варя какой предмет расположился левом нижнем углу?

Дети: кукла.

Воспитатель: Степа какой предмет расположился в правом нижнем углу?

Дети: ведро.

Воспитатель: Даша какой предмет расположился в правом нижнем углу

Дети: машина..

Воспитатель: Молодцы ребята, справились. Ищем на карте цифру четыре, куда надо идти? На столе возле цветов. Идем, открываем и читаем задание Мальвины.«Хитрые задачки»

У Сережи карандашик

И еще один — у Даши.

Сколько же у малышей

На двоих карандашей?

Ответ: Два

Два кубика у Миши,

Три -у Наташи.

Вы кубики все эти

Скорей считайте.

Сколько кубиков у двух девочек? (Пять)

Ёжик по лесу гулял и грибочки собирал: два под берёзкой, один у осинки. Сколько будет их в корзине? (3).

Воспитатель: Молодцы ребята, справились и задачками, и Буратино научился решать хитрые задачки. Ищем на карте цифру пять, куда надо идти? Берем пятый конверт, открываем и читаем задание Мальвины.« Узнай, какая фигура»

Воспитатель: А Буратино мне сказал какие это фигуры? геометрические. Правильно сказал?

Дети: да

Воспитатель: Назовите, какие геометрические фигуры вы видите?

Дети: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Молодцы.

Буратино любит играть с геометрическими фигурами. С какими? Вы узнаете, если отгадаете, на какую фигуру похож предмет (д/и «На что похоже» воспитатель показывает карточки с изображением часов, шарика, морковки, телевизора и холодильника, а дети отгадывают, на какую геометрическую фигуру похожи эти предметы).

Воспитатель: Буратине, так понравилось играть, он хочет чтобы вы подобрали ему заплатки на сапоги. Игра «Подбери заплатку».

Предложить детям подобрать каждому сапогу заплатку.

Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями Мальвины, нашли на карте все конверты с заданиями? Были дружными и помогали Буратино.

Давайте вспомним, какие задания мы выполняли вместе с Буратино?

Ответы детей : считали, находили цифры, отгадывали математические загадки, играли с геометрическими фигурами

Воспитатель: Вот видишь, Буратино, сколько наши ребята всего знают и умеют. Оставайся, Буратино с нашими ребятами и они тебя всему научат. Ребята, будите учить, Буратино? (Да).

В образовательном пространстве современного российского общества происходят существенные инновационные изменения, которые обусловлены социальным заказом, ежегодным ростом востребованности государственных институтов воспитания, прежде всего дошкольных образовательных учреждений. Их цель - повысить конкурентоспособность российского образования и социально-инновационный потенциал общества в целом.

Нет почетнее профессии, чем профессия педагога, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд.

Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют личностные качества, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще.

В связи с изменениями в системе образования появляется острая потребность в высоко профессиональных специалистах, способных гибко реагировать на происходящие перемены, перспективно мыслящих, готовых принять на себя ответственность за предлагаемые решения и внедряемые проекты, в специалистах, готовых осуществлять педагогическую деятельность в организации дошкольного образования. Большие надежды возлагаются на выпускников высших и средних педагогических учебных заведений.

Однако в последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. Особенностью труда молодых начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Из опыта работы замечу, что многие молодые воспитатели переживают из-за собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, боятся что-то забыть, упустить важные моменты профессиональной деятельности. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создавать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.

Профессиональная адаптация начинающего педагога во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

ü профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой учреждения;

ü в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

ü материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Начальный период вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.

В течение первых трех лет педагогической деятельности начинающий педагог приобретает начальный практический педагогический опыт, осваивает основные профессиональные навыки. Именно в этот период меняется одна из ведущих деятельностей начинающего педагога: учебную деятельность заменяет «производственная» - педагогическая, которая имеет характерные особенности:

ü педагогическая деятельность не допускает скидок на недостаточную квалификацию: высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;

ü педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его для того, чтобы, например, получить консультацию;

ü труд педагога - процесс творческий, поэтому в деятельности педагога не бывает повторений, требующих повторяющихся моделей поведения;

ü педагогическая деятельность требует зачастую мгновенной, но профессионально выверенной реакции;

ü значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и высокая цена допущенных ошибок;

ü постоянная работа в условиях высокого уровня неопределенности (при сходных начальных условиях и аналогичных применяемых технологиях итоговые результаты деятельности могут быть разными);

ü существенное значение внутренней мотивации педагога (это частично связанно с ограниченными возможностями внешней мотивации).

Чтобы адаптация не затянулась, а у начинающего педагога не развивались чувства неуверенности, неполноценности, пессимизма, необходимо своевременное оказание реальной поддержки и помощи.

Работа с начинающими педагогами в нашем учреждении планируется с учетом:

Уровня базового образования;

Индивидуальных особенностях;

Уровня профессиональных потребностей педагога;

Наличии опыта работы.

Используются различные формы работы:

ü консультации;

ü семинары;

ü практические занятия;

ü методические объединения;

ü деловые игры;

ü творческие гостиные, практикумы.

В нашем дошкольном образовательном учреждении работа с начинающими педагогами ведется в двух направлениях:

1. Начинающий педагог - старший воспитатель. Старший воспитатель создает условия для легкой адаптации начинающего педагога на работе; обеспечивает необходимой методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, пособиями, оказывает необходимую консультативную помощь.

2. Начинающий педагог - коллега. За начинающим педагогом закрепляется педагог-наставник, который оказывает поддержку.

Ключевым моментом в этом вопросе становится деятельность педагогов-наставников.

Наставничество мы практикуем давно. И если раньше мы работали с молодыми специалистами, приходящими к нам после окончания высших и средних специальных учебных заведений, то сейчас приходится переориентироваться на начинающих воспитателей, получивших дошкольное образование заочно или прошедших профессиональную переподготовку по программе «Теория и методика дошкольного образования». Поэтому работу с начинающими педагогами приходится пересмотреть.

Цель наставничества в ДОУ - это оказание помощи начинающим педагогам в их профессиональном становлении; формирование в ДОУ кадрового состава.

Задачи наставничества в ДОУ продиктованы необходимостью:

ü привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;

ü ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

ü способствовать успешной адаптации начинающих педагогов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ;

ü организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам:

В проектировании и моделировании образовательной деятельности;

Проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;

Формирования умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной деятельности;

Формирования умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении;

Формирования уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.

В соответствии с целью и задачами разрабатывается план взаимодействия педагога-наставника с начинающим педагогом.

Обучение проводится в разных формах:

Обучение на рабочем месте;

Участие в работе методического объединения ДОУ;

Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

Просмотр открытых занятий педагога-наставника и коллег;

Решение и анализ педагогических ситуаций;

Практическое обучение - составлению подробных планов - конспектов занятий и т.д.

Разнообразные формы работы с начинающим педагогом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Если в образовательном учреждении выстроена система методической и управленческой поддержки начинающих педагогов, то их отток из учреждений - минимален.

Методическое объединение ДОУ, как фактор развития профессиональной компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении.

старший воспитатель МАДОУ № 185

Актуальность. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к дошкольному образованию, в том числе и к профессионализму воспитателей, работающими с детьми дошкольного возраста. Поэтому система повышения квалификации воспитателей ДОУ на сегодня, как никогда является востребованной. Как организовать работу по повышению профессиональной компетентности педагогов решается в каждом дошкольном образовательном учреждении в зависимости от педагогического состава ДОУ.

В своем образовательном учреждении мы столкнулись с рядом проблем :

В учреждение не приходят работать молодые специалисты (уменьшение количества выпускников факультетов дошкольного образования педагогических ВУЗов и колледжей);

Значительный рост числа педагогов, не имеющих специального (дошкольного) образования (в учреждении большинство педагогов учителя-предметники);

Недостаточная активность педагогов, отсутствие заинтересованности.

И как показывает опыт и результаты проведенной диагностики, далеко не все воспитатели в полной мере реализуют творческий потенциал своей профессии, а воспитательно-образовательный процесс зачастую превращается в воспроизведение заученных методов и приемов без учета индивидуальных способностей ребенка. А ведь современный воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как инициативность, креативность, самостоятельность, уверенность в себе, мотивацию к постоянному обучению. Он должен планировать свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием. Поскольку креативность имеет огромное значение для становления личности ребенка, был исследован уровень творческого потенциала педагогов. Диагностика проводилась в начале и в конце года. Использовала тест «Ваш творческий потенциал». На него ориентировалась при выборе форм работы.

Теоретическое обоснование опыта. Анализ реальной ситуации и психолого-педагогической литературы показал, что современная образовательная ситуация требует поиска новых подходов в повышении квалификации педагогов.

По мнению А.К.Марковой, профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в обученности воспитанников. А К.Ю.Белая считает: «взаимодействие субъектов управления осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формально».

Система работы. Передо мной встали вопросы: «Что поставить в приоритет инновационных преобразований?» «Какие стимулы задействовать для повышения качества профессиональной компетентности педагогов?» «Каким образом объединить сотрудников и направить их в единое русло?» С этими и множеством других вопросов вышло руководство к коллективу на одном из педагогических советов.

В качестве одного из путей решения вставших проблем было выдвинуто образование методического объединения на базе ДОУ, где каждый сотрудник учреждения будет иметь возможность самореализации своих профессиональных качеств. Я рассматривала методическое объединение ДОУ, как эффективную форму повышения квалификации педагогов, обеспечивающую создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения уровня профессионального мастерства каждого педагога. Использование методического объединение в работе с педагогами позволяет избежать заорганизованности, однообразия форм и методов, когда преобладает объяснительно-иллюстративные методы, а педагоги становятся пассивными слушателями консультаций и семинаров.

Организуя работу методического объединения ДОУ я преследовала цель: создание коллектива единомышленников, объединение усилий педагогов на повышение качества воспитательно-образовательного процесса; повышение мастерства и квалификации педагогов, обобщение и внедрение передового педагогического опыта.

Задачи методического объединения:

  1. Организовать информационно-методическую помощь.
  2. Создать у педагогов мотивацию на совместную деятельность, усилить чувство сплоченности.
  3. Включить педагогов в научно-методическую, опытно-педагогическую деятельность.
  4. Создать информационно-педагогический банк достижений, популяризовать и распространять передовой педагогический опыт.
  5. Повысить качество и эффективность образовательного процесса, сохранение здоровья дошкольников.

Методическое объединение работает в нашем учреждении на протяжении нескольких лет и представляет собой комплекс мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта. Основной принцип работы методического объединения - добровольность.

На педагогическом совете было утверждено положение о методическом объединении ДОУ и организована группа из заинтересованных педагогов, желающих изучать предложенную тему. В группу вошли воспитатели и узкие специалисты учреждения. С ними были оговорены проблемные вопросы, которые они хотели бы изучить в течение года и периодичность заседаний методического объединения. Был составлен план работы МО.

В течение года проводятся четыре заседания методического объединения педагогов. На первом заседании, обсуждается план работы на учебный год, и педагоги знакомятся с нормативными документами и теоритическим аспектом вопроса. На последующих, рабочих заседаниях, проводится практический показ деятельности с последующим обсуждением, рассматриваются проблемные вопросы, разрабатываются практические материалы и рекомендации, дается домашнее задание для педагогов. На каждом последующем заседании рассматривается домашнее задание и обсуждаются новые вопросы. На заключительном (итоговом) заседании анализируется работа методического объединения за год, представляется продукт совместной деятельности и обсуждаются основные направления работы на следующий учебный год.

В первые годы работы методического объединения наблюдалась пассивность, отсутствие заинтересованности, недостаточная активность педагогов в работе методических объединений. Стремление преодолеть эту тенденцию подтолкнуло к поиску новых активных форм и методов работы с педагогами, способствующих развитию творчества и профессионального мастерства.

Традиционные формы работы, в которых главное место отводится докладам, утратили свое значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Практика показала, что конечный результат любого методических мероприятий будет высоким, если при его подготовке и проведении используются разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу.

Последние два года мы работаем над проблемой «Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей». Тема была выбрана не случайно, во-первых, данная проблема является актуальной для образовательных учреждений. Во-вторых, физическое развитие и формирование культуры здоровья является приоритетным направлением в работе нашего учреждения.

Моя задача, как организатора методического объединения, состоит в том, чтобы создать среду, необходимые условия для самореализации, где каждый педагог участвовал бы в творческом поиске. Поэтому, особое внимание уделяется выбору форм работы. Наряду с традиционными, мы использовали и активные формы работы:

  • методическое объединение - презентация;
  • совместный просмотр вебинара В.Паршиной «Использование подвижных игр в различных видах деятельности»;
  • мастер-класс «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ»;
  • круглый стол «Формирование навыков ЗОЖ у детей и их родителей»;
  • деловая игра «Организация взаимодействия педагогического коллектива ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»;
  • педагогический кроссворд;
  • практикум «Эффективные методики оздоровления»;
  • поисково-творческие задания (разработка проекта «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», викторины по ЗОЖ для старших дошкольников и т.д.).

Такие формы проведения заседаний методического объединения обеспечивают психологический комфорт педагогов, учитывают индивидуальные и личностные качества участников, их профессиональный уровень, ораторские навыки, умения, психологическую готовность.

Например, в деловой игре «Организация взаимодействия педагогического коллектива ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей» педагоги систематизировали свои знания по проблеме, смогли лучше связать теорию с практикой.

При обсуждении проблемы формирования навыков ЗОЖ у детей и их родителей, педагоги смогли найти новые, более эффективные формы совместной работы (с детьми и родителями) и составить памятку с указанием этих форм.

Работа методического объединения предусматривает проведение открытых мероприятий с детьми. К ним относятся различные виды образовательной деятельности, как специально подготовленной, так и образовательной деятельности в режимных моментах (занятия по физическому развитию с фитболами, занятия на воздухе в форме подвижных игр, гимнастика после дневного сна, викторина по ЗОЖ и т.п.). Здесь важно включить педагога в обсуждение проведенного мероприятия. Для этого используются разнообразные перфокарты наблюдений, которые помогают педагогам сделать анализ более разноплановым.

Эффективному анализу работы помогает использование метода незаконченного предложения:

Я увидела, что…

Я была удивлена тем, что…

Мне понравилось…..

У меня возник вопрос…

За два года работы методического объединения по данной теме было наработано следующее:

  1. Создана нормативно-правовая база по проблеме.
  2. Разработана и проведена викторина по ЗОЖ со старшими дошкольниками.
  3. Разработана памятка для воспитателей «Эффективные формы работы с родителями по ЗОЖ».
  4. Разработана и успешно реализуется план-программа по приобщению родителей к ЗОЖ.
  5. Разработан и успешно реализуется совместный план инструктора и педагога-психолога «От счастья ключи в семье ищи»
  6. Разработаны планы физкультурных занятий на воздухе в игровой форме на все возрастные группы.

Результаты. В качестве признаков успешной работы методического объединения ДОУ можно выделить следующие показатели:

Педагоги демонстрируют достаточно открытое и искреннее поведение;

Во взаимоотношениях преобладает доброжелательный фон взаимодействия;

Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи;

Мотивационная среда педагогов учреждения характеризуется стремлением совершенствовать формы и методы работы, направленность на повышение своего профессионального уровня;

Повысились показатели творческого потенциала и креативности педагогов.

Это показали результаты анкетирования «Удовлетворенность педагогов возможностью проявления и реализации своих профессиональных и личностных качеств». Кроме того, среди педагогов учреждения наблюдается высокая мотивационная готовность к повышению квалификации. За последние два года увеличилось число педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории (на 01.09.2019 г. аттестовано 61% педагогов).

Достижения: Заседание методического объединения в форме деловой игры было представлено в рамках участия учреждения в городском смотре - конкурсе «Маленькая страна» в 2017 году и получило высокую оценку членов жюри. Учреждение является победителем смотра-конкурса (Диплом I степени) в номинации «Детский сад - лучшая мастерская педагогических кадров». В 2018 году с опытом работы участвовала в городском конкурсе методического мастерства, номинации «Лучшее методическое объединение ДОУ». В марте 2019 года на базе ДОУ провели методическое объединение для заместителей по ВМР и старших воспитателей по данной проблеме. В 2018 учреждение присоединилось к всероссийскому физкультурно-спортивному движению «Готов к труду и обороне». Педагоги учреждения и дошкольники 6-7 лет выполняют нормативы ГТО и получают золотые, бронзовые и серебряные знаки.

Таким образом, проделанная работа позволяет сделать вывод, что методическое объединение ДОУ - это школа повышения профессионального мастерства педагогических кадров, информационное пространство для обмена педагогическим опытом. Рекомендации, разработанные по итогам деятельности методических объединений, помогают повысить качество воспитательно-образовательного процесса, улучшить работу с родителями.

Перспектива:

Дальнейшее развитие и эффективное использование педагогического потенциала учреждения;

Пополнения банка идей и инноваций;

Повышение уровня личностно-профессиональной готовности педагогов к использованию эффективных развивающих технологий, в воспитании и обучении дошкольников.

Литература.

  1. Белая К.Ю. Методическая работа с ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М., 2010 г.
  2. Волобуева М.В. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М, 2008 г.
  3. Денякина А.М. Новые подходы к управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения. М., 1997 г.
  4. Кочетова Н.А. Справочник старшего воспитателя. Волгоград, 2015 г.
  5. Рожина Т.В. Организация методического объединения воспитателей. //Методист, 2015 г.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Основной целью метода проектов в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов - один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это обучение через деятельность.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества , в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители и другие члены семьи.

Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности.

Проект - это «5 П»

  • ПРОБЛЕМА (значимая задача),
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ (план действий, выбор продукта, форма презентаций),
  • ПОИСК информации (поиск и сбор материала),
  • ПРОДУКТ (результат работы, изделие),
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление продукта, результата).

Алгоритм разработки проекта

Задачи

Этапы

Начальный (целеполагание)

Определение проблемы (темы)

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации.

Выполнение проекта

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его оформление.

Защита проекта

Подготовка к защите. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Подведение итогов. Определение задач для новых проектов.

Классификация проектов

  • по целевой установке,
  • по составу участников,
  • по тематике,
  • по срокам реализации,
  • по содержанию.

Виды проектов

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Например, «Природа - наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
  2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».
  3. Информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).
  4. Нормативные (проекты по созданию норм поведения):
  • запрещающие,
  • позитивно нормирующие,
  • нормотворческие - приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника

По количеству участников:

  1. Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).
  2. Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).
  3. Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).

По продолжительности:

  • краткосрочные (одно или несколько занятий),
  • средней продолжительности (до 1 мес.)
  • долгосрочные (до полугода-года).

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию.

Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе .

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий. игра - это искра, зажигающая огонёк, пытливости, любознательности.

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство - это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление - это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируются предпосылки логического мышления.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление - это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.