Гиперактивный ребенок в школе что делать одноклассникам. Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе. Когда родителям надо начинать беспокоится

Всё-таки педагогом быть очень непросто! В классе или группе все дети настолько разные, что не сразу разберёшься, к кому какой подход нужен. А в последние годы количество детей с особенностями в поведении не только не сокращается, но и даже увеличивается.

И сейчас практически в каждом классе есть свой «шустрик» («попрыгунчик», непоседа), а то и два или три сразу. Естественно, у учителя возникает целый ряд вопросов на тему «что делать, если в классе гиперактивный ребёнок?», потому что просто не обращать внимание на него нельзя (он тогда сам его на себя обратит, и не один раз), и в то же время есть и другие ученики, которым тоже нужно уделить время.

В общем, педагогу в такой ситуации не позавидуешь, но я могу дать несколько рекомендаций, которые помогут учителю или воспитателю сделать совместную с гиперактивным ребёнком жизнь более спокойной и комфортной, а обучение и воспитание – более эффективным и продуктивным.

Правда, эти рекомендации могут помочь только тем педагогам, которые готовы постараться и приложить усилия, чтобы начать изменения ситуации с себя, а не с ребёнка, потому как он находится в ещё более незавидном положении, чем учитель, работающий с ним (это во-первых), а большая ответственность за ненадлежащее поведение ученика лежит всё же не на нём самом, а на взрослом человеке, как более мудром (это во-вторых).

Сначала некоторые особенности синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (именно так называется это расстройство поведения), о которых обязательно нужно знать. Самое главное, гиперактивность – это не блажь ребёнка, не вредность и не последствия упущений в воспитании. Это медицинский диагноз , обусловленный определёнными физиологическими причинами , среди которых – патология вынашивания беременности матерью, родов, болезни в первый год жизни, минимальные мозговые дисфункции и ряд других. Чувствуете, в чём дело? Все эти причины от самого ребёнка совершенно не зависят! Значит, нет никакого смысла сердиться на него за излишнюю подвижность, недостаток внимания и порой не совсем адекватное поведение: он собой не владеет не потому, что не хочет, а потому, что не может.

Исходя из этого, первое, что нужно сделать педагогу, у которого в классе или группе есть такой «живчик», это отправить родителей вместе с ним на консультацию к врачу-неврологу и убедить их провести назначенное им медикаментозное лечение. Без этого шага все следующие рекомендации могут оказаться малоэффективными.

Ещё одна особенность ребёнка с гиперактивностью – это недостаток развития всех параметров внимания . То есть такой ученик не только не может усидеть какое-то время на месте, он к тому же часто отвлекается, с трудом сосредотачивается, не умеет распределить своё внимание на несколько объектов, допускает много ошибок и нередко не замечает их. Поэтому важно не только «успокоить» ребёнка, но и научить его управлять своим вниманием.

Итак, какие действия педагога будут способствовать улучшению поведения гиперактивного ребёнка, повышению его успеваемости и установлению более комфортных взаимоотношений между учеником и учителем, а также с одноклассниками?

1. Принять ребёнка с гиперактивностью как данность , т.е. посмотреть на него не как на источник лишних трудностей, от которого нужно поскорее избавиться или переделать, «сломать » его, а как на возможность с его помощью научиться новым умениям в плане общения, стать терпимее, гибче, терпеливее, понятливее, профессиональнее, лучше.

2. Принять ребёнка как личность , т.е. увидеть в нём, кроме отрицательных качеств (которые есть у всех, и у нас в том числе) ещё и положительные, такие, за которые он тоже достоин если не уважения и любви, то хотя бы принятия. Без этих двух одновременно простых и сложных действий к остальным перейти вы просто не сможете: у вас не будет для этого ни сил, ни желания. (Кстати, нелишним будет показать то хорошее, что есть в ребёнке, и его сверстникам: это будет способствовать установлению позитивных взаимоотношений в коллективе).

3. Ограничить до минимума отвлекающие факторы : посадить поближе к учительскому столу (в идеале – за первую парту напротив доски), убрать со стола вещи, которые в данный момент не нужны, и т.д.

4. Использовать похвалу и поощрения для гиперактивного ребёнка так часто, как это возможно (тем не менее, соблюдая меру): хвалите его за то, что смог на минуту дольше, чем обычно, внимательно слушать; за то, что сегодня допустил на две ошибки меньше, чем вчера; за то, что аккуратнее написал и т.д., и т.п. Только похвала должна быть не общими словами (молодец, хорошо и т.п.), а конкретная (что именно хорошо), чтобы ребёнок знал, какое конкретно поведение одобряется и ожидается от него, и повторял его снова и снова.

5. Так как у такого ребёнка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, следует давать ему возможность подвигаться несколько раз за время урока (да-да, снова индивидуальный подход!). Это может быть физминутка для всех или для него одного (ты устал сидеть, я понимаю. Встань и пройдись в конце класса туда-обратно несколько раз). Если остальным ученикам объяснить особенности гиперактивного ребёнка, они вряд ли будут возражать против такого хождения по классу. Или же можно давать ему задания типа «стереть с доски», «сходить в соседний класс за мелом», «помочь учителю раздать тетради» и подобные. Так он и полезное дело сделает, и подвигается, сбросит напряжение, и другие дети не будут высказывать неудовольствие по поводу того, что «почему ему можно, а нам нельзя».

6. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания испытывают большие трудности при организации своей деятельности (так как у них нарушены и волевые процессы). Поэтому необходимо помочь им в этом, используя различные средства : планы, таблицы, расписание, алгоритм, памятки, пиктограммы, схемы, списки, графики, часы со звонком, «напоминалки» в сотовом телефоне и прочее, прочее (придумайте сами, ведь педагогам фантазии не занимать). Кроме того, режим дня и расписание занятий должны быть чёткими, стереотипными, хорошо спланированными.

7.Если ученик или воспитанник часто отвлекается, учитель может привлечь его внимание к материалу урока, не делая замечания (которые могут вызвать отрицательную реакцию), а воспользовавшись такими приёмами: подойти к парте этого ребёнка, положить руку ему на плечо, погладить по голове, встретиться с ним взглядом, положить перед ним заранее приготовленную записку с коротким ёмким содержанием («сядь прямо и слушай меня», «Выполняй задание» и т.п.). Хорошие результаты даёт такой метод: ученик и педагог заранее договариваются о «секретном знаке» (специальном жесте), которые учитель будет использовать каждый раз, когда ребёнок «выключится» из работы.

8. Несмотря на то, что ребёнку с СДВГ бывает трудно достичь хороших результатов в учёбе, всё же у большинства таких детей нарушений в интеллектуальной деятельности нет , поэтому им вполне по силам учиться в обычном классе по обычной программе. Тем не менее, дополнительные занятия с учителем или репетиторами ему часто просто необходимы.

9. Гиперактивные ученики очень часто испытывают затруднения в обращении за помощью, в правильном понимании и выполнении инструкций, потому как одна из их особенностей – это недостатки в формировании речевых функций и эмоционального развития, и, как следствие, в речевом общении с окружающими. Именно поэтому учителю необходимо объяснять задание несколько раз другими словами, а также всегда давать ему возможность обратиться за помощью в случае возникновения затруднений, чтобы ребёнок не боялся показаться хуже остальных (можно объяснить детям, что спрашивать, если что-то непонятно, нужно всегда, потому что самый глупый вопрос – это незаданный). Кроме того, большое по объёму задание или инструкцию следует дробить на несколько более мелких, предлагая их последовательно, и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, чтобы своевременно внести коррективы.

10. И последнее. Педагогу будет очень полезно прочитать литературу по проблеме организации взаимодействия с гиперактивным ребёнком. Рекомендую книгу Е. Лютовой, Г. Мониной «Шпаргалка для родителей» (для учителей там тоже очень много полезного материала), а также книгу Н.Н. Заваденко «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».

Педагог-психолог ПМПК Елена Михайловна Белоусова

Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Основные показатели

Импульсивность . Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме».
Невнимательность . Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией.
Гиперактивност ь . Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку.

Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ.
Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам.
Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы.

И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя.

Ученик-невидимка

Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует».
Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?

Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.». И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно. То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).

Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017 .

Поговорим о положительных сторонах

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

1. Гибкое мышление
Да, эти мечтатели и фантазеры одновременно могут рассмотреть 3–4 варианта ответа или решения определенной задачи. В естественных науках предлагайте им больше «качественных задач», направленных на поиск причин явлений. На русском или литературе разрешайте использовать нетипичные формы ответа. Пусть сочинение будет в стихах, мы не на ЕГЭ. Заинтересуйте их.
2. Личное мнение
Да, когда мы спрашиваем на уроке истории о дате крещения Руси, нам хочется услышать в ответ четкий год. Но, если вопрос предполагает многовариантность, спросите гиперактивного ребенка. Причин революции 1917 года было точно больше 5. Я, как историк, могу назвать 15. Вдруг ваш ученик найдет еще больше?
3. Комментарии
Да, своими комментариями, неуместными шутками или жестами такие дети могут сбивать общий серьезный настрой. Зато это ваш способ получить желаемое вовлечение. Класс молчит? Спросите вашего гиперактивного мечтателя. Красноречие пламенного ребенка точно пробудит спящий класс.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды.

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

    Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

    Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу.

    Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность.

    Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

    Поговорите с классом. И тихоне, и вынужденному выскочке может быть сложно адаптироваться в среде «нормальных» детей, и вам лучше ненавязчиво проконтролировать ситуацию, чтобы в дальнейшем избежать травли.

    Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

    Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем разделе на сайте), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

    Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

    Постарайтесь не выпускать ребенка с СДВГ из поля зрения. Тихони часто садятся на задние парты, равно как и излишне активные ребята. Лучше посадите их поближе к своему столу. Если речь идет о младших школьниках – дайте ребенку лист или блокнот, обычные каракули помогут ему сосредоточиться. И заведите игрушки для снятия стресса. Обычный кубик или мягкий мячик с манкой, который можно теребить, очень поможет успокоить «беспокойные ручки».

    Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте.

    Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

    Не забывайте про игровой формат. Да, «мы в школе, а не в цирке», но здоровый юмор и качественное вовлечение в образовательный процесс еще никому не мешали.

    Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках.

Что должен знать педагог, чтобы не провоцировать гиперактивных учеников на худшие проявления их натуры? Какие опасности таит избыточная и безосновательная раздача серьезных диагнозов? Об этом говорили сотрудники психологической службы г. Мюнстера (Германия) Хольгер Домш и Керстин Бендер, проводившие семинар в московской школе № 1060 (перевод Владимира Загвоздкина).

Поведение гиперактивных детей, доставляющее столько хлопот взрослым, обусловлено двумя причинами. Прежде всего, они с трудом могут управлять собой. И второе: «центр награды», по выражению ведущих, тоже функционирует особым образом. Если мы пообещаем ребенку или подростку награду за хорошее поведение, он постарается держать себя в руках. Но если обещанное поощрение будет получено лишь через два дня, его привлекательность заметно ослабеет.

Для гиперактивных детей это вообще немыслимый срок. Каждая минута ожидания резко понижает значимость награды как мотива для хорошего поведения. Они просто не могут сдерживать себя и терпеть самоограничение в надежде получить поощрение в сколько-нибудь отдаленном будущем.

Такие дети не могут отфильтровать внешние стимулы, выделить главное. Для иллюстрации Хольгер привел метафору: во время сценического действия луч прожектора высвечивает главного героя. А гиперактивный ребенок, воспринимая ситуацию, не может сосредоточиться, «луч» его внимания постоянно перескакивает с одного на другое. На вопрос слушателей о причинах гиперактивности ведущие пояснили, что одну какую-то причину назвать нельзя и что не нужно винить ни родителей, ни школу. Особенности гиперактивных детей объясняются особым типом нейронных связей. Однако взрослые могут усугубить уже имеющуюся предрасположенность. Большое количество детей из-за неправильного поведения взрослых «застревает» в этой модели поведения.

Это одна из причин того, почему не всегда получается точно и вовремя поставить диагноз. И ни в коем случае нельзя распространять его на всех «неудобных» детей − просто потому, что они активны, подвижны или же плохо воспитаны.

Диагноз врастает в систему

Специалисты обеспокоены тем, что количество диагнозов СДВГ стремительно растет. Надо понимать, что получить клеймо-диагноз гораздо легче, чем избавиться от него. В качестве примера ведущие рассказали об исследовании одного гарвардского профессора, показавшего, как диагноз врастает в систему. Он пришел на прием к психиатру, представился его коллегой и в разговоре вскользь упомянул, что ему слышатся голоса. К концу визита он уже имел диагноз «шизофрения» и назначение соответствующих препаратов. Продолжая эксперимент, профессор согласился на помещение в клинику, прописанные таблетки незаметно выплевывал и вел себя совершенно нормально, ни разу больше не заикаясь о голосах. Его целью было протестировать, заметят ли сотрудники клиники, что в его поведении нет отклонений от нормы. Эксперимент продолжался два месяца. Не заметили. Когда он решил, что удовлетворил свое любопытство, то признался коллеге-психиатру в том, как все происходило на самом деле.

«Как вы думаете, какова была реакция?» − спрашивает Хольгер, сохраняя интригу. И через мгновение сам же дает ответ: рассказ профессора только укрепил врача клиники в его первоначальном диагнозе − шизофрении. Он даже не усомнился – ни при первой встрече, ни в течение двух прошедших месяцев, ни услышав рассказ об эксперименте, − в том, что перед ним может быть нормальный человек. Наоборот, признание стало лишь дополнительным раздражителем: «Если бы все было так, как вы говорите, мы бы распознали симуляцию».

Когда неутомимый экспериментатор подтвердил свой профессорский статус и вменяемость, он предложил сконфуженному коллеге: «Я отправлю в пять разных клиник заведомо здоровых людей. Посмотрим, как вы распознаете их». Вскоре из пяти клиник были выписаны пациенты на том основании, что они здоровы. Надо ли говорить, что профессор никого никуда не отправлял… В подобном положении может оказаться шустрый, подвижный, не самый послушный ребенок. Получить диагноз просто, снять − чрезвычайно трудно.

Оптимальная стратегия

Работать с гиперактивными детьми нелегко, но у них есть свои привлекательные черты. Они легко воодушевляются, обладают свежей спонтанной реакцией, охотно помогают. Кого обычно отправляют за мелом во время урока? Гиперактивного ребенка. «Он принесет мел очень быстро. Правда, лучше не спрашивать, где он его взял», − посмеиваясь, добавляет ведущий.

Гиперактивные дети незлопамятны, выносливы, болеют реже своих одноклассников, не так остро чувствуют боль, холод, жару. У них обычно богатая фантазия. Типичная картина: несколько учеников в классе вертятся, болтают, толкают соседей, смотрят в окно… Они постоянно ищут мелких удовольствий. Придумывают «конфетки», по выражению Хольгера. А учитель раз за разом повторяет: «Не болтай! Перестань! Успокойся!»

Чтобы понимать, какую стратегию может выбрать учитель, нужно понимать мотивы ребенка и модель взаимодействия. Для наглядности Хольгер продемонстрировал эпизод, увиденный им в одной немецкой школе. Впрочем, участники семинара вскоре убедились, что подобная сцена узнаваема каждым педагогом.

Ведущий берет на себя роль учителя. Он останавливается около одного из участников семинара и ровным спокойным голосом говорит: «Достань тетрадь и решай примеры». «Ученик», тоже входя в роль, откидывается на стуле, болтает ногами и успешно игнорирует повторные реплики, когда учитель все более громко и раздраженно повторяет требование. Наконец кричит: «Твой брат у меня учился, и ты такой же!»

Из комментария (и из собственного печального опыта) понятно, что подобная тактика неудачна, для учителя по крайне мере. Он пришел в ярость, но желаемого результата так и не добился. А вот нарушитель спокойствия более чем доволен. За несколько минут он десяток раз привлек к себе внимание. Больше того, подобная форма поведения закрепляется от постоянных повторений.

Как же взрослому вести себя в такой ситуации? Не застревать на непослушном ученике, поскольку он только того и ждет. Вместо этого подойти и похвалить тех, кто достал тетрадь и начал выполнять задание. В этом случае демонстрация упрямства теряет смысл, она не привлекает внимания, наоборот, не дает шанса быть замеченным. Если упрямый ученик тоже положит наконец-то тетрадь на парту, его тоже нужно похвалить. То есть, как выразились ведущие, «игнорировать его “конфетки”, но давать свою за то, чего я хочу добиться».

Можно избрать другой путь. Взять чистую тетрадь и молча положить на парту, не говоря ни слова. В результате учитель добился своего (тетрадь на столе), не вступая в конфликт.

Таким же образом можно действовать по отношению к тем, кто выкрикивает, не дожидаясь, когда его спросят: обращать внимание на тех, кто поднял руку, а возгласы с места игнорировать. Так учитель опосредованно дает модель желательного поведения.

Родителям тоже можно дать некоторые рекомендации. С гиперактивными детьми надо много играть, это повышает сопротивляемость к фрустрации. Если ребенок злится в случае проигрыша, нужно выбирать короткие игры, чтобы длительное возбуждение не провоцировало раздражение. Очень полезно вместе с ребенком что-то мастерить или заняться приготовлением еды. Пусть он проверит, все ли необходимые продукты есть в наличии, напомнит порядок действий. При этом кое какие трудоемкие действия взрослый может выполнить заранее. Важно настроиться на то, что ребенок многое будет делать неправильно, уронит, разобьет, испортит. Взрослый должен не раздражаться при этом и не перехватывать инициативу, чтобы ребенок не привыкал к тому, что все осмысленные и конструктивные действия окружающие выполняют за него. Иллюстрируя эту привычку, Хольгер показывает, как ведет себя ребенок, которого мама забирает из школы. Он берет портфель, проходит несколько шагов до выхода из класса, где стоит «мама», отработанным жестом роняет портфель у ее ног и, не останавливаясь и не оглядываясь, выходит.

Как бы трудно это ни было

Гиперактивные дети создают немало трудностей взрослым и сверстникам, которые учатся рядом. Но изолировать их, создавать отдельные классы и школы было бы неправильно. Тем более что многие проявления, понимая их природу, можно сгладить. Например, такой ребенок может толкнуть, одноклассника или отобрать у него что-нибудь не для того, чтобы обидеть, а просто желая вступить в контакт, приглашая к общению. Других способов он не знает. Нужно научить его общаться таким образом, чтобы не вызывать злость и раздражение у окружающих.

Несмотря на невыносимое поведение гиперактивных детей, взрослый должен находить поводы для похвалы, как бы трудно это ни было. Для облегчения этой задачи ведущие предложили довольно простой прием: положить в карман пять монеток и после каждой похвалы перекладывать по одной в другой карман. Можно даже поспорить с самим собой, удастся ли переложить все монетки за урок, например, или за весь учебный день. И понаблюдать, как изменится поведение ребенка, если его время от времени хвалить даже за самые незначительные успехи.

С особым устройством нейронных связей, конечно, не поспоришь, но от взрослых, сопровождающих развитие гиперактивного (или обремененного другими проблемами) ребенка, зависит многое. В подтверждение этой нехитрой мысли − и в заключение семинара − Хольгер рассказал еще одну историю. Однажды группа студентов − будущих педагогов – с руководителем приехала из Бостона в пригород, населенный семьями с низким социальным статусом. Они анализировали факторы, влияющие на подростков. Проведя исследование, попытались сделать прогноз. Он был неутешительным: насилие, разводы родителей, алкоголь, безработица, скорее всего, не позволят большинству подростков подняться по социальной лестнице выше, чем их окружение. Слишком много факторов риска.

Папка с материалами исследования пролежала на кафедре довольно долго, пока ее не нашел молодой преподаватель, недавно пришедший в университет. Ему стало интересно проверить, насколько верны прогнозы. Он поехал и нашел около двадцати человек из тех подростков, которым его предшественник пророчил неприглядное будущее. И был поражен. Почти у всех была хорошая работа, нормальные семьи, хорошие дети. В чем же причина? Какой фактор смог перевесить все неблагоприятные влияния? Оказалось, что все они были учениками одной и той же школы и даже одной и той же учительницы. Он разыскал ее, спросил: «В чем секрет? Что такого особенного вы делали, работая с детьми?». Она улыбнулась: «Нужно просто, чтобы дети вам нравились».

В школу приходят разные дети: подготовленные и не очень, медлительные, шустрые и чересчур шустрые. Последняя категория доставляет больше всего хлопот родителям и педагогам. Таких называют гиперактивными.

Справедливости ради нужно отметить, что под этот ярлык часто подводят обычных детей, потому что в норме ребенок должен прыгать, бегать, шуметь, кричать, баловаться, «совать свой нос» в чужие дела, требовать чего-то, не подчиняться, подчиняться и идти на компромиссы с взрослыми. Однако большинству взрослых хочется, чтобы дети были серьезны и сосредоточены, не шалили, самостоятельно делали уроки и беспрекословно слушались. Любое отклонение от представлений взрослых воспринимается как отклонение от нормы.

В чем проявляется детская гиперактивность?

Гиперактивность характеризуется приставкой «сверх». Эти дети имеют повышенную потребность в движении, они очень активны, громко говорят, реагируют на малейшие раздражители.

Гиперактивность – преобладание процесса возбуждения над торможением. В норме эти противоположные процессы занимают приблизительно одно время (с небольшими отклонениями в ту или иную сторону). Возбуждение у гиперактивных детей возникает очень быстро, практически мгновенно, а вот процесс торможения занимает длительное время.

В качестве примера рассмотрим ситуацию. В обычном классе проводится контрольная работа. Дети увлечены решением заданий, как вдруг мимо окна пролетает большой красный воздушный шар. Как поведут себя дети?

    Абсолютное большинство детей (2/3) отреагируют на нестандартную ситуацию поворотом головы, междометиями, комментариями. Когда шар исчезнет, они продолжат свою деятельность.

    Найдутся дети, которые даже не обратят внимания на происшествие или обратят, но неохотно и далеко не сразу. При этом они быстро вернутся к занятию, от которого отвлеклись.

    Но найдется и тот, кто при первом появлении «сорвется» с места, подбежит к окну и будет наблюдать за предметом, пока он не скроется из виду. Вернуться к выполнению заданий такому ребенку будет сложно.

В первом случае процессы возбуждения примерно равны процессам торможения. Во втором случае наблюдается преобладание процесса торможения, когда дети очень увлечены и сосредоточены на деятельности. Третий случай – классический пример гиперактивного ребенка.

Проявления детской гиперактивности

Выявить гиперактивного ребенка среди сверстников несложно. Однако часто ярлыком взрослые оправдывают обычную детскую невоспитанность. Нужно четко определять гиперактивность по некоторым типичным показателям:

  1. Легкая отвлекаемость от любого вида деятельности, даже самой интересной. Дети переключаются от занятия к занятию.
  2. Быстрая возбудимость, моментальная включаемость в любые активные виды деятельности.
  3. Громкая речь, обычно быстрая.
  4. На письме дети делают типичные ошибки:
    • не ставят знаки препинания;
    • не дописывают слова;
    • уподобляют слоги: «момоток» вместо «молоток» и т.д.
    • часто исправляют текст без улучшения качества.
  5. Совершают множество ненужных движений.
  6. Постоянно что-то роняют или теряют.
  7. Речь нечеткая и сбивчивая, связная монологическая речь вызывает сложности.
  8. Ребенок имеет неопрятный внешний вид и не способен его контролировать в течение дня.
  9. Ребенка часто окружает беспорядок: на столе, в комнате, шкафу, портфеле.

Это побочные характеристики гиперактивного ребенка. Главная особенность гиперактивности – высокая потребность в движении, которая обусловлена физиологически. Ребенок просто не может обходиться без движения. Контроль своих двигательных реакций одновременно с подавлением потребности в движении вызывает у ребенка очень сильное нервное напряжение.

Диагностировать гиперактивность могут врачи-невропатологи с помощью специальных тестовых методик. Однако мало кто обращается за помощью к специалисту. Чаще всего гиперактивный ребенок вынужден приспосабливаться к условиям среды самостоятельно, что далеко не всегда происходит благополучно.

Ошибки взрослых в общении с гиперактивными детьми

Ошибка 1. Наказание ребенка за излишнюю активность.

Это самое распространенное явление. Часто можно слышать замечание взрослых: «не вертись», «не ерзай», «не чешись» и др. Чаще всего эти замечания не приводят к результатам, а просто переводят ребенка от одних действий к другим. Можно наказать жаждущего за желание пить? Ответ на этот вопрос соответствует отношению к гиперактивному ребенку.

Ошибка 2. Лишение ребенка двигательной активности.

Бытует неверное мнение, что гиперактивного ребенка нельзя перевозбуждать. По этой причине родители привозят ребенка в школу на машине, а учителя стараются лишить его активности на переменах. Это в корне неправильно. Гиперактивный ребенок должен реализовывать свою .

Ошибка 3. Давать детям возможность постоянно двигаться.

Это обратная реакция, когда взрослые дают гиперактивному ребенку полную свободу движений. Ребенка нужно учить жить со своей гиперактивностью, контролируя её. Для этого нужно постепенно увеличивать отрезки времени, в течение которого ребенок должен самостоятельно контролировать свое поведение.

Как помочь гипеарктивному ребенку

Гиперактивный ребенок доставляет немало хлопот окружающим. Но ему самому непросто. Он прекрасно понимает, что не оправдывает надежд, понимает, что вызывает беспокойство, делает нелепые ошибки и получает невысокие отметки. Гиперактивному ребенку нужно помочь.

Во-первых , обеспечьте ребенку выход двигательной энергии. Большую подвижность могут обеспечить детям занятия в спортивных кружках и секциях, танцевальных студиях.

Во-вторых , создайте детям повседневные условия для выхода энергии: зарядка, пешая прогулка до школы, игры средней подвижности на переменах, движение во время урока: помощь в раздаче оборудования на уроке и т.д.

В-третьих , запланируйте в режиме дня двигательный перерыв между школьными уроками и выполнением домашних заданий.

В-четвертых , обратите внимание на питание ребенка. Включите в рацион продукты, требующие энергии для переваривания (орехи, мясо и др.).

В-пятых , проводите занятия по развитию концентрации внимания. Каждый раз усложняйте задание.

В-шестых , учите детей доводить свою деятельность до конца (решить задачу, дорисовать рисунок).

В-седьмых , учите детей контролировать свой внешний вид и порядок вокруг себя.

Гиперактивность ребенка не приговор, а детская проблема, которую нужно решать. Ребенок должен учиться контролировать свое поведение, а для этого нужна помощь взрослых. Правильно организованная жизнь школьника и поддержка взрослых постепенно приведут к положительным результатам: из гиперактивного школьника вырастет активная энергичная личность.

Светлана Садова

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) нередко называют болезнью современных детей. И хотя он диагностируется у 6% детского населения в популяции независимо от региона, любой учитель начальных классов по личным ощущениям может вам сказать, что таких детей у него куда больше.

Родители смущаются больше: как говорить с детьми о половом воспитании

Как понять, что у ребенка СДВГ, и как с этим жить, чем ему могут помочь родители и о какой помощи стоит попросить школьного учителя, в начале учебного года корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич поговорила с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Емельянцевой.

Что такое СДВГ?

Такие дети знакомы всем - расторможенные, импульсивные, дезорганизованные, не способные подолгу сосредотачиваться на одном деле. Они могут прыгать на месте, махать руками как птицы, быстро забывают произошедшее и не могут рассказать, что происходило сегодня в школе. Их поведение несдержанное, порой вовсе неуместное, а тетрадки полны исправлений, иногда они и вовсе могут оставаться пустыми, предложения недописанными. Как правило, при достаточно высоком интеллекте, дети с СДВГ учатся значительно хуже своих возможностей, высидеть до конца урок - для них невыносимая пытка. Как помочь такому ребенку адаптироваться в школе, а школе - быть лояльной к ребенку?

Время работает на ребенка

Так получилось, что тему приложения сил в науке врачу-психотерапевту Татьяне Емельянцевой подсказала сама жизнь. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ей пришлось заняться, потому что у сына появились характерные признаки этого недуга. Она не скрывает этот факт, равно как и то, что все поправимо - просто такие дети требуют большого родительского труда. И чаще всего с возрастом перерастают большинство своих трудностей.

Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Когда выявляется его неспособность прилежно учиться - такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. В детском саду это может проходить практически незамеченным, если повезло с педагогом.

Психолог об опасных селфи: внимание сверстников не заменит родителей

Если такой ребенок попадает в поле зрения врача-психотерапевта до школы, чаще всего врачи просят отдавать ребенка с СДВГ в школу попозже?

Да, здесь время работает на ребенка. Его нервная система созревает, и чем позже он пойдет в школу, тем лучше будут результаты. Год для ребенка - это очень много. Пускай такой ребенок будет в своем классе переростком, но это пойдет на пользу и ему и учителю, который будет с ним работать.

- Многих волнует вопрос - надо ли говорить учителю про СДВГ?

Безусловно, это надо сделать. Ведь учитель должен стать вашим союзником. И только вместе вы сможете выйти на хорошие результаты. Но, возможно, лучше это делать постепенно, по мере поступления симптомов, - многих учителей этот диагноз пугает. Большое счастье, если вам удастся найти педагога, знакомого с СДВГ, прежде успешно работавшего с такими детьми или столкнувшегося с подобным в собственной семье.

К психотерапевту чаще всего обращаются, когда ребенок идет в школу и всем становится очевидно его "неудобное поведение"

Не стоит сразу становится в позу - будто учитель вам что-то должен. Вам нужно учиться находить общий язык. Но в большинстве своем школа с этим знакома. Я, например, когда пыталась объяснить учительнице сына про то, что у нас "особенности", она мне невозмутимо сказала: "особенности есть у всех, это же дети".

Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок

Считается, что раньше такого диагноза не существовало, это особенность современных детей, которая проявляется у них все чаще. Это верно?

Нет, конечно. СДВГ - не новый диагноз. Он детально описан еще у Марка Твена. Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок. Когда-то СДВГ называли гипердинамическим синдромом. Потому что эта непоседливость, непослушность были очевидны для окружающих. Это клинический феномен расстройства развития нервной системы. К ним, кстати, сейчас относят не только СДВГ, но и аутизм. И все чаще эти диагнозы могут сочетаться, особенно с синдромом Аспергера (одно из расстройств аутистического спектра). Существует, конечно, такая точка зрения, что детям с СДВГ повезло больше - у них менее выраженная слабость развития нервной системы, чем у детей с симптомами аутизма.

Чаще всего СДВГ - диагноз мальчишек. У девочек он встречается в 3-4 раза реже.

Психотерапевт: лечить нужно не бессонницу, а депрессию и неврозы

- Когда родителям надо начинать беспокоится?

Обычно СДВГ начинают "искать" после 4 лет. Признаки могут быть самыми различными, иногда совсем нетипичными. Но некоторые характерные черты узнаваемы. У 30% таких детей бывают проблемы с речевым развитием. Практически для всех характерно капризное протестное поведение. Они скандалят в супермаркетах не потому, что избалованы - они крайне нетерпеливы и не могут контролировать свои эмоции. У них рано, еще в дошкольном возрасте, начинают проявляться различные тики - признак слабости нервной системы. У многих обостренная сенсорная чувствительность. Некоторые могут впадать в истерику от звука пылесоса, "жмет - трет" - это тоже про них. Ко мне обратилась одна семья, в которой девочка приходила в первом классе из школы и раздевалась донага - ей все мешало. Они придирчивы к текстуре одежды, текстуре пищи. Пища с комочками для такого ребенка может стать 100% условиям, чтобы вообще не есть. У них могут долго сохраняться энурезы, энкопрезы (каломазание). Может неправильно формироваться акт дефекации - пока был в памперсах - проблем не было, а на горшок - не получается, протест. Зато почти сразу наложит в штаны, как только его оставят в покое. И иногда только по этим признакам обращаются к специалистам, других признаков проблемного поведения не заявляется. Если у ребенка есть подобные симптомы - это повод показать его врачу-психотерапевту.

Где родителям брать силы

- Что делать, если такой диагноз выставили?

Не воспринимать это как конец света и готовиться к длительной работе. В Америке эти вопросы решаются просто - условием обучения ребенка с тяжелой формой СДВГ в приличной школе является назначение психостимуляторов. Высокая эффективность их доказана. Они повышают уровень дофамина, которого у детей с СДВГ не хватает.

У нас такой практики нет, просто нет возможности назначать психостимуляторы. Важно понимать, что это не антибиотик, который пропил и забыл, они не вылечивают, они помогают на время. Психостимуляторы надо пить годами. Химические нейромедиаторы включают мозг, внимание - дают тот драйв, который помогает им довести начатое до конца. Уходит неудобное поведение. Дети начинают лучше учиться - потому что еще одна проблема таких детей - они учатся хуже свои возможностей. У них многое зависит от настроения, от работоспособности именно сегодня. Например, солнца сегодня больше - ребенок более адекватен, его мозги включаются лучше, он более собран. Но никто не думает о долгосрочной перспективе ребенка - что будет с ним дальше, сможет ли он без психостимуляторов, каким будет его поведение. По большому счету - это не решение проблемы, это ее откладывание.

Почему сбегают дети из "приличных" семей?

С ребенком надо постоянно работать, знать, как помочь ему справиться с его неусидчивостью, невнимательностью, сделать учителей и воспитателей своими союзниками. Здесь очень много значат группы родительской взаимопомощи.

Я занимаюсь СДВГ больше 10 лет, работаю и с детьми, и с родителями. За это время немало детей выросло - я удивлена тем, как со временем все меняется, как они выравниваются со сверстниками. Я, конечно, понимаю, что имею дело с мотивированными родителями. Дети с СДВГ при нормальном внимании и заботе могут вырасти достаточно успешными. Да - с маленькими нюансами. Зато из них получаются хорошие художники, архитекторы, врачи, режиссеры - они видят мир по-другому, видят образами, у них развито чувство сопереживания, они больше живут сердцем.

Вы говорите, что родители должны быть готовы работать с ребенком. Все мы вроде как детей воспитываем, учим шаг за шагом и т.д. Для детей с СДВГ что-то должно быть по-другому?

Нужно быть готовыми бесконечно проходить все заново. Если у родителей нет этого настроя марафонца, результатов может не быть. Недавно у меня была семья, они живут в Америке, сюда приехали к бабушке. У мамы там второй брак, есть маленький ребенок. Она неспокойная, неровная, - вижу, что у нее нет сил на старшего ребенка, у которого СДВГ. Маме нужен конкретный ответ: как сделать так, чтобы ребенок слушался, чтобы учился хорошо, чтобы понимал, что маме тяжело. По итогу беседы пришлось сказать бабушке, что нет вариантов, кроме психостимуляторов там у них, в Америке. Просто потому, что я вижу, что у мамы нет сил помогать. Мальчик очень непростой, ему 10 лет и он уже понимает, что с ним что-то не так. Знает, что предстоит прием лекарства. Спрашивает: "правда, что я не смогу так радоваться, как раньше, например, когда мой друг забивает гол?" Мне пришлось ему объяснять, что это только на время, чтобы изменилось отношение к нему. Это, на мой взгляд, высвечивает проблему отношения самих детей к назначению психостимуляторов, как несвободу.

Татьяна Емеьянцева не скрывает, что вплотную заняться изучением СДВГ ей пришлось в том числе и по личным мотивам

Хотя бывает и другое - я провожу много лет групповые занятия для родителей. У меня был один папа, который ходил ко мне год от года. Слушал приблизительно одно и то же по несколько раз. Когда я спросила - зачем, он сказал: "я хожу сюда за тем, чтобы у меня появились силы и дальше помогать своему ребенку". На групповых занятиях не только знания - но и эмоциональная поддержка, когда есть чей-то более удачный опыт взаимодействия со школой, например.

Достучитесь до него - в буквальном смысле

- Если вернуться к школе - чего можно ждать от учителя, на какую помощь рассчитывать?

Ребенку с СДВГ трудно адаптироваться в социуме, а его поведение часто бывает неуместным. Они неудобны, такие дети. Для родителей, для учителей. У них немало проблем с вербальной оперативной памятью. Так называемая внутренняя речь - умение проговаривать мысли "про себя" формируется у ребенка в норме к 7 годам, а у этих детей она может сильно запаздывать. Нередко бывает - задача решена, но объяснить последовательность действий он не может. Как компьютер без принтера. Но зато они отлично справляются с тестовыми заданиями, здесь они могут показывать хорошие результаты.

Одна из самых распространенных родительских и учительских жалоб: "он меня не слышит".

"Плохо – это не норма": как принять, что вам пора к психотерапевту

Для того чтобы он вас услышал, подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите ему в глаза - для них важен тактильный контакт, пускай он вслух проговорит вашу просьбу. Это способ усилить эффективность его памяти. А учитель, зная, как тяжело такому ребенку высидеть целый урок, может отправить его сполоснуть тряпку для доски или попросить раздать тетради, полить цветы. Их внимание необходимо переключать на двигательную активность, тогда он будет справляться. Если на контрольной такого ребенка посадить возле учительницы - он будет стараться куда больше. Учитель должен это учитывать. Но для этого родителям стоит сначала поговорить с ним об особенностях подхода к такому ученику. Своим пациентам я даю памятки для учителей, чтобы они знали, как успокоить, как переключить внимание гиперактивного ребенка. Информация доступна и в интернете. Не все ее ищут, к сожалению.

Важно понимать, что дети с СДВГ действительно устают больше других. При незрелости нервной системы и их подвижности они бегут впереди паровоза. Зачастую, когда устают, становятся просто неадекватными.

У нас с сыном была очень понимающая учительница, которая его отсаживала на диванчик, когда видела, что он укладывался на парту от того, что устал. Или разрешала сосать леденец, который включал внимание при выполнении контрольной работы.

- Можно ли таким детям ходить в продленку?

Категорически не советую. В продленке его завод закончится. И начнется расторможенность, клоунское поведение. А дома все будет по-другому - он сменит обстановку, переключится, отдохнет и вскоре будет способен заняться выполнением домашних заданий.

Одна из теорий, объясняющих СДВГ - так называемая энергетическая, теория "слабой батарейки мозга". С двигателем машины все в порядке. Но бензина иногда не хватает. Для них важна эмоциональная подзарядка. Очень помогают "обнимашки-целовашки". Но многие родители силу тактильного контакта недооценивают.

- Как их все-таки уговорить учиться?

Такого ребенка бесполезно ругать за плохие оценки - но если он получил хорошую, лучше поощрить его так, чтобы он запомнил это и захотел сделать еще раз. Наказание действует на них гораздо слабее, чем поощрение. Им быстро становится скучно, все надоедает. При дополнительной стимуляции эффективность всех людей повышается. И у этих детей - особенно. Они нуждаются в постоянном вознаграждении. Немедленно. Обещание - будешь хорошо учиться, через 2 месяца поедешь с классом на экскурсию - не для них. Их награда должна быть немедленной.

Люди на своей волне

- Откуда берется такой диагноз и есть ли надежда, что со временем ребенок выровняется, перерастет его?

В 60-х годах прошлого века было объявлено, что СДВГ - черта характера, которая наследуется. Сейчас снова считается, что это расстройство развития мозга, обусловленное как наследственными факторами, так и внешними. В том числе и тем, как проходила беременность, роды, в каких условиях воспитывается ребенок. И если генетически ребенок был предрасположен к дефициту дофамина, но в родах случилась асфиксия - это может стать очевидной проблемой.

СДВГ встречается и у взрослых. И цифры называются разные - от 30 до 70% случаев детского диагноза СДВГ может переходить во взрослый возраст. Ко мне за консультациями все чаще обращаются молодые люди, которым уже за 30 лет - они предприимчивые, занимаются IT, вроде как все нормально. Но они понимают, что с ними что-то не так.

- Какие жалобы бывают у взрослых?

Многие жалуются на проблемы внимания, работоспособности, выраженной астенизации, "депрессивности", не складываются отношения с близкими, с начальством. Одна молодая девушка выразила свою проблему так: "Я забыла все, чему меня учили…"

- Так это специфика нашего образования - сдал и забыл… Это вам и без СДВГ сотни взрослых могут сказать.

Я не совсем об этом. Люди с СДВГ - на своей волне. Они легко переходят социальные границы, не всегда соблюдают социальные условности - могут напрямую сказать другим нелицеприятные вещи. Их нередко не любят окружающие, а они не могут понять почему. У них часто бывают перепады настроения, характерна амбивалентность, двойственность - когда они не могут понять, что им надо. Впрочем, они нередко бывают очень успешны. Есть сайт "великие с СДВГ", но приводить примеры я не буду - для врача это некорректно.

Из своего опыта могу сказать - детей с СДВГ за последние годы стало больше, как и детей с аутизмом. И это проблема не только здоровья женщины в перинатальном периоде. Это проблема общества, его информатизации. Просто проявляет эту проблему, прежде всего, ребенок.

Конечно, с такими детьми непросто - постоянно организовывать его досуг, смотреть, чтобы у него было хорошее настроение, разруливать проблемы, держать руку на пульсе.

Но вы в любом случае должны верить в своего ребенка. При этом понимая, что вы можете сделать только то, что можете сделать. Но не сделать этого просто нельзя.