Во времена древней Руси презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему. Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс) I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока

Во времена древней Руси.

04/11/17 Карты Древней Руси.

Богатыри

Боевые топоры

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, - говорили они потом Владимиру, - на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- поль к императорам Василию и Константину с требо-ванием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христиа- нина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таин-ству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесны- ми очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. В 992 г. святая вера была насаждена в Суздальском крае.

Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.

Учитель: Баранова О.В., учитель начальных классов МБОУ «ЦО№1» г. Тулы

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».

Тема урока: Во времена Древней Руси.

Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Ход урока.

    Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

    Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.

Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)

Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 1.

Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 2.

2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).

Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)

Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).

Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)

Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.

К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Слайд 3.

Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.

Слайд 4.

Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?

Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».

Что такое реформа? (работа со словарём)

РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.

Слайд 5.

Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.

Слайд 6.

Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.

Слайд 7.

В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

Слайд 8.

Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.

Слайд 9.

Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.

4. Закрепление пройденного.

1. Работа в рабочей тетради.

№2 с.16

№5 с.17

№3 с.16

№4 с.16

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)

5. Итог урока, домашнее задание.

Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.

О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)

В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)

Д/з: с.40-45 пересказывать.

Тема: “Во времена Древней Руси”.

Цели урока: формировать представление о древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

Оборудование: карта древней Руси IX–XI веков, карточки с отпечатанными словами (Великий князь, бояре, дружина, князья, христианство, письменность и просвещение, развитие ремёсел, авторитет в Европе, Киев, 988 год), красные кружочки для показа городов на карте, отрывок из фильма “Садко”, иллюстрации с изображением идолов, князя Владимира, обрядовые куклы, тетрадь на печатной основе по программе, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение темы, целей урока.

– Сегодня мы узнаем о том как жили наши предки во времена Древней Руси, где проходил главный торговый путь, кто помогал Великому Князю в управлении государством, а так же узнаем о Крещении Руси.

2 . Опрос домашнего задания

а) Дать карточки с индивидуальными заданиями:

1. Описать жилище древних славян. (2 чел.)
2. Чем занимались мужчины, женщины? (2 чел.)

б) Расскажите о роде занятий восточных славян.
в) Почему наши предки жили племенами?
г) Расскажите о вере древних славян.
д) Что это? (показ обрядовых кукол)
Для чего использовались эти куклы?

Пеленашка – делалась, чтоб злые духи не могли пожелать плохого ребёнку. Куклу клали в колыбельку.
Куватки – делал мужчина во время родов, привязывал в предбаннике, чтобы жена удачно родила ребёнка.
Бессонница – клали в колыбельку ребёнку, если он плохо спал и плакал.
Свадебная кукла – 2 куклы вместе –мужчина и женщина держатся за руки. Дарили на свадьбе чтобы молодые всю жизнь жили дружно “рука об руку.”
Веппская кукла – полногрудая женщина, символизирующая плодородие, достаток, благополучие. Ещё эту куклу называли “Берегиня.”

– Молодцы, вы все хорошо приготовили домашнее задание о жизни восточных славян. А вот Полина приготовила в качестве домашнего задания стихотворение С.Маркова “Славяне”.

3. Стих Маркова “Славяне” (читает Полина Рябова)

…Идём среди сохлой травы,
Расправив могучие груди,
И князь, и седые волхвы –
Лесные и пчёльные люди.
Секиры подъемлются вновь,
Теплы и красны топорища,
Шипит печенежская кровь
На серой земле пепелища.
Мы ведать мгновенья должны
Известной охотничьей дрожи,
Мечи, опуская в ножны
Из бычьей скоробленной кожи.
Мы знаем, что время придёт,
Свершатся труды и заботы,
И снова сверкающий мёд
Наполнит глубокие соты.

– Вам было интересно узнать о наших предках славянах? А давайте продолжим дальше знакомство с их жизнью…

4. На прошлом уроке мы узнали, что столицей Древней Руси был город Киев. Он образовался на берегу реки Днепр неспроста. По рекам можно было доплыть до Балтийского моря, до Чёрного моря. Плыли купеческие караваны, ладьи с переселенцами в поисках новых земель, могли пожаловать и лихие люди. Этот великий водный путь историки называют “Из Варяг в греки”. Если вы найдёте на карте в учебнике с. 41 начало и конец этого пути, вы сможете сказать, почему этот водный путь получил такое название.
Да, путь начинался в Швеции т.е. где жили варяги. Давайте проследим как двигались купцы по этому пути, через какие города проходил их путь.

НОВГОРОД. (Ставим на карте в книге точки, а на карте у доски прикрепляем кружочки)

Показ отрывка из фильма “Садко”. (Со слов: “Здравствуй, господин великий Новгород!”, показ торговых рядов)

– Пояснить что везли разные товары которых на Руси не было. А кто заметил, что путь по воде прерывается? А как интересно путь продолжался дальше? … ВОЛОКОМ ! Корабли волокли по земле. Там, где начинался путь “волоком” появился город Верхний Волочок , а там, где этот путь заканчивался, образовался… верно, город Нижний Волочок. Названий городов на карте нет, но давайте поставим точки там, где образовались эти города. Далее путь следовал через Смоленск, Киев, Переяславль и заканчивался в Греции.

– Кто может показать водный путь через всё государство на карте у доски? (1–2 чел.)

– Итак, кто объяснит почему путь назывался “Из Варяг в греки?”

5 . А сейчас в тетради на печатной основе с. 17 найдите торговый путь и обозначьте его красной линией.
Найдите границы государства и заштрихуйте зелёным цветом. (Пока дети работают, оценить индивидуальную работу по карточкам.)
Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей. Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли.

ФИЗМИНУТКА

– Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….

– Управлять государством одному Великому Князю Владимиру было сложно, поэтому ему нужны были помощники.

Великий Князь

Бояре дружина князья

Работа с учебником (с. 42 чтение)

– А ещё в дружине были богатыри. О богатырях того времени народ сложил много сказок, легенд, былин. Назовите имена тех богатырей, которые дошли до наших дней. (Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович…)

– Домашним заданием будет дополнительный материал о богатырях.

7. Велики заслуги перед народом и самого Великого Князя Владимира. Об одной из заслуг мы узнаем сегодня от Насти Хомяковой.

Сообщение о крещении Руси. (1–3 мин.)

– Кто из Настиного рассказа запомнил в каком году состоялось крещение Руси?

988 год

Работа с книгой с. 44 предпоследний абзац и до конца параграфа. После прочтения задаю вопрос: ”Что принесло христианство?”

Христианство

Если остаётся время:

Найдите в учебнике определение слову Крещение. Запишите его в тетрадь на печатной основе (с. 17).

Русь приняла христианскую веру, но язычество сразу не ушло. Не мог народ разом отказаться от традиций, обычаев, обрядов, которые складывались веками. И по сей день живёт вера в домовых, русалок, леших…

– Экскурс в прошлое заканчивается, а мы должны подвести итог урока.

– Скажите, что нового и интересного о жизни славян мы сегодня узнали?

Выставить оценки.

9. Домашнее задание: в тетр. на печатной основе с.18 – 19. Найти дополнительный материал о русских богатырях.

10 . Наш урок окончен, а на прощание ребята приготовили в подарок гостям Веппскую куклу – символ достатка, плодородия, благополучия.

Прозвенел уже звонок Начинается урок

  • Прозвенел уже звонок Начинается урок
  • Вы друг другу улыбнитесь
  • И тихонечко садитесь!
  • Во времена
  • Древней Руси
«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
  • «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
«ТРИ князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам…»
  • «Так началось в 862году по Рождеству Христову Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью».
Древняя Русь Князь Владимир «Вещий» Олег «Три богатыря» «Богатырь» Княгиня Ольга Крещение Владимира «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий-да будет мне враг!»-объявил князь.
  • «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий-да будет мне враг!»-объявил князь.
Крещение Руси Крещение Руси Князь Владимир Что являлось главной дорогой, связывающей между собой жителей Древней Руси?
  • Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
С какими морями связывали водные пути древних славян?
  • С Чёрным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Византию и её столицу - богатый город Константинополь.
На берегу, какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?
  • На реке Днепр .
Кто был главой Руси?
  • Главой Руси был великий князь киевский.
Кто помогал князю?
  • Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой – княжеская дружина.
Чем занимались князья?
  • Поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности .
Какой русский князь знаменит своими походами?
  • Русский князь Олег.
Почему князя Олега назвали вещим?
  • Народ удивлялся его удачам. Они не верили в то, чтобы одному человеку во всём была удача.
Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • Князя Владимира.
За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком?
  • Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Он заботился о русском государстве и о его народе. Его дела были поняты народом и оценены.
Назовите русских богатырей. Кого из них изобразил В.М. Васнецов на картине «Три богатыря»?
  • Илья Муромец , Никита Кожемяка, Алёша Попович , Добрыня Никитич .
Почему народ сложил о богатырях сказания и былины?
  • Они служили на заставах и защищали рубежи родной Руси.
Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?
  • Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси.
С какой целью князь Владимир крестил Русь?
  • В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договориться с соседними странами.
Как происходило крещение Руси?
  • Владимир повелел всем крестьянам прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.
Чем отличается христианство от язычества?
  • Язычники верят во многих богов, ставят им идолы и поклоняются им. Они приносят жертвы богам, даже людей. Христианство учит думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивает людей .
Легко ли народ принял новую веру?
  • Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.

План

1. Образование Древнерусского государства.

1.Образование Древнерусского государства.

Главными дорогами Древней Руси были озера, реки, моря. По ним плыли торговые караваны, ладьи и плоты переселенцев в новые земли. Водные пути древних славян вели на север в Балтийское море, а на юге — в Каспийское и Черное моря. Через южные моря можно было попасть в Византию, в столицу Константинополь (Царьград).

Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варягами называли жителей Северной Европы, а греками — жителей Византии.

На этом пути, на озере Ильмень был основан Новгород, а на крутом берегу Днепра — Киев.

Жители Новгорода в 862 году призвали на княжение Рюрика . После него князем Новгорода стал Олег и в 882 году объединил под своим правлением Новгород и Киев. В результате возникло Древнерусское государство, столица которого была в Киеве. Олег стал великим князем киевским.

Территорию Древней Руси населяли восточные славяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, уврелы, ижора.

2. Управление в Древней Руси.

Главой Древнерусского государства был великий князь киевский. Помощниками и советниками были бояре. А опорой и поддержкой – княжеская дружина (воины).

Князья поддерживали порядок на Руси, заботились о ее безопасности.

Князя Олега прозвали вещим , потому что народ дивился его удачам во время походов. Так князь Олег флот из двух тысяч кораблей двинул на Византию. Византийцы преградили путь в гавань огромной цепью. Тогда князь Олег приказал поставить ладьи на колеса и двинул их к городу. Невиданное зрелище испугало византийцев, и они запросили мира. Князь Олег прибыл свой щит к воротам Царьграда и между Русью и Византией был заключен мирный договор.

Правление великих киевских князей:

  • Игорь Рюрикович – князь Киевский (912 – 945).
  • Ольга святая (в крещении Елена) – русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава.
  • Святослав Игоревич (сын княгини Ольги и князя Игоря). Он очень много воевал.
  • Владимир Святой (Красное Солнышко)
3. Князь Владимир и Крещение Руси.

Князь Владимир княжил в 980 — 1015 годах . В народном эпосе его величают Красным Солнышком .

При князе Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. Он заботился о русском государстве и о его народе. К югу от Киева князь поставил богатырские заставы, чтобы защитить Русь от набега кочевников. Народ складывал о богатырях сказания и былины,.

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси . В странах Европе в то время христианство было распространено в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договориться с соседними странами. На Русь христианство пришло из Византии.


Первым принял крещение князь Владимир и его дружина. Затем по повелению князя были повержены изваяния прежних богов. Изваяние главного божества — Перуна — было сброшено в Днепр.

Потом князь Владимир приказал всем киевлянам придти к реке. Было лето и он повелел всем войти в воду. После чего священники совершили обряд Крещения. Год Крещения Руси — 988г .

Не сразу прижилась новая вера. Сильна была привязанность к старым обычаям. И сегодня еще можно встретить отголоски старо-славянских верований.

Время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства: становление феодального строя, успешных завоевательных походов, развития грамотности и культуры, землевладения и ремесел. Христианство учит думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивает людей. В результате окрепли ее связи со странами Европы, вырос авторитет Руси. Князь Владимир превратил Русь в огромную державу.

Просмотры: 17 648

Вам может быть интересно